Основная информация
Дата опубликования: | 18 апреля 2016г. |
Номер документа: | В201606060 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Решения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В201606060
ОПУБЛИКОВАНО:
БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 25.01.2017, N 2, (Извлечение)
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
18.04.2016 N АКПИ16-166
ПРИКАЗ ФТС РОССИИ ОТ 16 ФЕВРАЛЯ 2011 Г. N 329
"О ВВЕДЕНИИ В ЭКСПЕРТНУЮ ПРАКТИКУ ЦЕНТРАЛЬНОГО
ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ И МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ
ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТОВАРОВ (ОБЪЕКТОВ)" В ЧАСТИ П. 16
ПРИЛОЖЕНИЯ "ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
И МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТОВАРОВ
(ОБЪЕКТОВ), ПОДЛЕЖАЩИХ ВВЕДЕНИЮ В ЭКСПЕРТНУЮ ПРАКТИКУ
ЦЕНТРАЛЬНОГО ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО
ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ" И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ С УЧЕТОМ
ЕГО КОЛИЧЕСТВА, ФАКТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ИНЫХ ФАКТОРОВ,
ВЛИЯЮЩИХ НА СТОИМОСТЬ, ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТОВАРОВЕДЧЕСКИХ
ЭКСПЕРТИЗ В ЦЕНТРАЛЬНОМ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОМ
ТАМОЖЕННОМ УПРАВЛЕНИИ И ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ
СЛУЖБАХ - РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИЛИАЛАХ ЦЭКТУ, УТВЕРЖДЕННЫХ
НАЧАЛЬНИКОМ ЦЭКТУ 24 ДЕКАБРЯ 2010 Г., ПРИЗНАН НЕДЕЙСТВУЮЩИМ
СО ДНЯ ВСТУПЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ СУДА В ЗАКОННУЮ СИЛУ
(Извлечение)
16 февраля 2011 г. ФТС России издан приказ N 329 "О введении в экспертную практику Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления методических рекомендаций и методических пособий для исследования товаров (объектов)" (далее - Приказ).
Пунктом 16 приложения "Перечень методических рекомендаций и методических пособий для исследования товаров (объектов), подлежащих введению в экспертную практику Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления" (далее - приложение) к данному Приказу в экспертную практику Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (далее - ЦЭКТУ) введены Методические рекомендации по определению рыночной стоимости товаров с учетом его количества, фактического состояния и иных факторов, влияющих на стоимость, при проведении товароведческих экспертиз в Центральном эксперт-но-криминалистическом таможенном управлении и экспертно-криминалистических службах - региональных филиалах ЦЭКТУ, утвержденные начальником ЦЭКТУ 24 декабря 2010 г. (далее - Методические рекомендации).
Методические рекомендации регулируют порядок производства товароведческих экспертиз по определению рыночной стоимости товаров, осуществляемых ЦЭКТУ и экспертно-криминалистическими службами - региональными филиалами ЦЭКТУ (далее - экспертно-криминалистические службы).
М. обратилась в Верховный Суд РФ с административным исковым заявлением о признании недействующим Приказа в части п. 16 приложения и Методических рекомендаций. Свое требование мотивировала тем, что введенные в экспертную практику ЦЭКТУ Методические рекомендации содержат признаки нормативного правового акта, не зарегистрированы в Минюсте России и не опубликованы официально для всеобщего сведения, затрагивают ее права и законные интересы, поскольку были применены при вынесении таможенным экспертом заключения с целью определения рыночной (розничной) цены товаров в Китае по состоянию на 30 мая 2015 г., когда она перемещала товары через таможенную границу Таможенного союза.
Верховный Суд РФ 18 апреля 2016 г. жалобу удовлетворил, указав следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно пп. 8 - 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009, предусмотрено, что государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (п. 10).
Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Минюстом России, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (п. 11).
Федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования. При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут (п. 19).
Как разьяснено в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
На день издания оспариваемого правового акта полномочия ФТС России как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего, кроме прочего, функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями, были определены Положением о Федеральной таможенной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. N 459, согласно которому ФТС России имела право организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности (п. 1, подп. 6.4 п. 6).
Доводы возражений ФТС России о том, что Методические рекомендации представляют собой организационный акт рекомендательного характера, который не обладает признаками, присущими нормативному правовому акту, суд признал ошибочными.
На основе анализа содержания оспариваемой части Приказа суд сделал вывод, что некоторые положения введенных им (п. 1) для обязательного применения Методических рекомендаций имеют нормативные предписания, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на неоднократное применение.
Исходя из положений главы 1 Методических рекомендаций, объектами экспертной оценки являются материальные продукты в виде непродовольственных (промышленных) и продовольственных товаров, их потребительские свойства и качества, в отношении которых таможенным или иным правоохранительным органом назначена товароведческая экспертиза с целью определения их рыночной стоимости (цены) на конкретную дату.
По результатам товароведческой экспертизы (исследования) оформляется заключение эксперта, специалиста (глава 13).
В главе 2 Методических рекомендаций даны определения таких понятий, как "рыночная стоимость (цена) товара", "цена", "государственная регулируемая цена товара", "дата, на которую определяется стоимость товара", "базовая цена", "откорректированная базовая цена", "розничная цена", "оптовая цена", "идентичные товары", "однородные (аналогичные) товары", "торговая надбавка", "торговая скидка", "износ товара", "физический износ товара", "функциональный износ товара", "внешний износ товара", "затратный подход", "сравнительный подход", "утилизационная стоимость товара", "таможенная стоимость товара", "фактурная стоимость товара", "таможенные платежи" и "выпуск для внутреннего потребления". При этом в формулировках названных предписаний отсутствуют ссылки на нормативные правовые акты, непосредственно регулирующие правоотношения, в которых используются подобные термины и определения.
Методическими рекомендациями определены случаи направления заданий (определений, постановлений) таможенными органами в ЦЭКТУ и экспертно-криминалистические службы (глава 1), порядок назначения и проведения экспертиз по определению рыночной стоимости товаров, который, помимо прочего, включает в себя подготовку (при необходимости) запросов должностному лицу таможенного органа, назначившему проведение экспертизы, о предоставлении проб (образцов) товара, привлечении к проведению осмотра и исследований специалистов сторонних организаций (глава 3); для проведения идентификации товаров они устанавливают основные параметры товаров, влияющие на их стоимость (цену), процедуру отбора проб и образцов товаров для проведения экспертиз, процедуру осмотра товара и привлечения при необходимости специалистов, основание идентификации оцениваемого товара по документам (глава 4), определяют правила выбора экспертом источника ценовой информации и проведения им самостоятельного маркетингового исследования (глава 6) и правила определения рыночной стоимости товара с использованием сравнительного подхода (глава 7), затратного подхода (глава 11), особенности определения рыночной стоимости товаров с ограниченной областью использования (глава 12), устанавливают принципы проведения корректировок базовых цен при использовании сравнительного подхода (глава 8), формы применения экспертом основных типов корректировок (глава 9), формулы расчета рыночной стоимости единицы товара на соответствующую дату (глава 10), правила оформления заключения эксперта, специалиста (глава 13).
Изложенные в них положения сформулированы как нормативные.
В частности, Методическими рекомендациями предписано, что при проведении экспертиз должностными лицами ЦЭКТУ и экспертно-криминалистических служб необходимо максимально учитывать как все факторы, влияющие на стоимость исследуемых товаров, так и факторы, определяющие цену идентичных либо однородных товаров, которая используется в качестве базовой при проведении исследований, эти факторы в ходе экспертизы должны сопоставляться (абз. 7 главы 5), при выборе источников ценовой информации эксперт придерживается принципа последовательности при выборе и применении источника (приоритет имеют публикуемые источники) (абз. 2, 3 главы 6), в первую очередь вносятся коэффициентные корректировки, затем стоимостные (абз. 13 главы 8), расчет откорректированной базовой цены с учетом корректировок производится по формуле, приведенной в них (п. 9.12 главы 9), применение корректировок на стадии определения рыночной стоимости партии товара не допускается, все корректировки должны применяться экспертом на стадии определения рыночной стоимости единицы товара (последний абзац главы 10), величина таможенной стоимости на соответствующую дату должна быть письменно подтверждена таможенным органом (абз. 7 главы 11), форма оформления заключения эксперта должна соответствовать формам, предусмотренным письмом ЦЭКТУ от 1 декабря 2008 г. N 01-15/2463 "О разъяснениях по подготовке заключения эксперта" (абз. 7 главы 13).
Как следует из содержания Методических рекомендаций, обязательных для экспертной практики ЦЭКТУ и экспертно-криминалистических служб, предусмотренные ими товароведческие экспертизы проводятся в отношении товаров, являющихся предметами правонарушений по делам об административных правонарушениях или уголовным делам, и товаров, оформляемых в таможенном отношении, а именно: при производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 16.1, 16.2, 16.9, 16.16 - 16.21 КоАП РФ, в процессе дознания по уголовным делам, в процессе проведения таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в случае, если у таможенных органов возникают сомнения в декларируемой таможенной стоимости товаров, а также при рассмотрении сообщения о преступлении или осуществлении оперативно-розыскной деятельности (глава 1).
В силу ч. 1 ст. 27.11 КоАП РФ изъятые вещи подлежат оценке в том числе в случае, если нормой об ответственности за административное правонарушение предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа, исчисляемого в величине, кратной стоимости изъятых вещей.
Частью 2 названной статьи Кодекса закреплено, что стоимость изъятых вещей определяется на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В остальных случаях стоимость изъятых вещей, за исключением изъятых товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза, в отношении которых используется таможенная стоимость, определенная в соответствии с главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза, определяется на основании их рыночной стоимости. В случае необходимости стоимость изъятых вещей определяется на основании заключения эксперта.
С учетом изложенного суд пришел к выводу о том, что Методические рекомендации содержат положения, имеющие признаки нормативно-правовых и затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, ввиду чего подлежали регистрации в Минюсте России и официальному опубликованию.
Основываясь на позиции, изложенной в п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд заявленные требования удовлетворил.
[введено: 28.03.2017 редактор НЦПИ - Ягафарова Г.М.]
[проверено: 30.03.2017 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
В201606060
ОПУБЛИКОВАНО:
БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 25.01.2017, N 2, (Извлечение)
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
18.04.2016 N АКПИ16-166
ПРИКАЗ ФТС РОССИИ ОТ 16 ФЕВРАЛЯ 2011 Г. N 329
"О ВВЕДЕНИИ В ЭКСПЕРТНУЮ ПРАКТИКУ ЦЕНТРАЛЬНОГО
ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ И МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ
ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТОВАРОВ (ОБЪЕКТОВ)" В ЧАСТИ П. 16
ПРИЛОЖЕНИЯ "ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
И МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТОВАРОВ
(ОБЪЕКТОВ), ПОДЛЕЖАЩИХ ВВЕДЕНИЮ В ЭКСПЕРТНУЮ ПРАКТИКУ
ЦЕНТРАЛЬНОГО ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО
ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ" И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ С УЧЕТОМ
ЕГО КОЛИЧЕСТВА, ФАКТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ИНЫХ ФАКТОРОВ,
ВЛИЯЮЩИХ НА СТОИМОСТЬ, ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТОВАРОВЕДЧЕСКИХ
ЭКСПЕРТИЗ В ЦЕНТРАЛЬНОМ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОМ
ТАМОЖЕННОМ УПРАВЛЕНИИ И ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ
СЛУЖБАХ - РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИЛИАЛАХ ЦЭКТУ, УТВЕРЖДЕННЫХ
НАЧАЛЬНИКОМ ЦЭКТУ 24 ДЕКАБРЯ 2010 Г., ПРИЗНАН НЕДЕЙСТВУЮЩИМ
СО ДНЯ ВСТУПЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ СУДА В ЗАКОННУЮ СИЛУ
(Извлечение)
16 февраля 2011 г. ФТС России издан приказ N 329 "О введении в экспертную практику Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления методических рекомендаций и методических пособий для исследования товаров (объектов)" (далее - Приказ).
Пунктом 16 приложения "Перечень методических рекомендаций и методических пособий для исследования товаров (объектов), подлежащих введению в экспертную практику Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления" (далее - приложение) к данному Приказу в экспертную практику Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (далее - ЦЭКТУ) введены Методические рекомендации по определению рыночной стоимости товаров с учетом его количества, фактического состояния и иных факторов, влияющих на стоимость, при проведении товароведческих экспертиз в Центральном эксперт-но-криминалистическом таможенном управлении и экспертно-криминалистических службах - региональных филиалах ЦЭКТУ, утвержденные начальником ЦЭКТУ 24 декабря 2010 г. (далее - Методические рекомендации).
Методические рекомендации регулируют порядок производства товароведческих экспертиз по определению рыночной стоимости товаров, осуществляемых ЦЭКТУ и экспертно-криминалистическими службами - региональными филиалами ЦЭКТУ (далее - экспертно-криминалистические службы).
М. обратилась в Верховный Суд РФ с административным исковым заявлением о признании недействующим Приказа в части п. 16 приложения и Методических рекомендаций. Свое требование мотивировала тем, что введенные в экспертную практику ЦЭКТУ Методические рекомендации содержат признаки нормативного правового акта, не зарегистрированы в Минюсте России и не опубликованы официально для всеобщего сведения, затрагивают ее права и законные интересы, поскольку были применены при вынесении таможенным экспертом заключения с целью определения рыночной (розничной) цены товаров в Китае по состоянию на 30 мая 2015 г., когда она перемещала товары через таможенную границу Таможенного союза.
Верховный Суд РФ 18 апреля 2016 г. жалобу удовлетворил, указав следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно пп. 8 - 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009, предусмотрено, что государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (п. 10).
Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Минюстом России, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (п. 11).
Федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования. При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут (п. 19).
Как разьяснено в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
На день издания оспариваемого правового акта полномочия ФТС России как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего, кроме прочего, функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями, были определены Положением о Федеральной таможенной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. N 459, согласно которому ФТС России имела право организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности (п. 1, подп. 6.4 п. 6).
Доводы возражений ФТС России о том, что Методические рекомендации представляют собой организационный акт рекомендательного характера, который не обладает признаками, присущими нормативному правовому акту, суд признал ошибочными.
На основе анализа содержания оспариваемой части Приказа суд сделал вывод, что некоторые положения введенных им (п. 1) для обязательного применения Методических рекомендаций имеют нормативные предписания, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на неоднократное применение.
Исходя из положений главы 1 Методических рекомендаций, объектами экспертной оценки являются материальные продукты в виде непродовольственных (промышленных) и продовольственных товаров, их потребительские свойства и качества, в отношении которых таможенным или иным правоохранительным органом назначена товароведческая экспертиза с целью определения их рыночной стоимости (цены) на конкретную дату.
По результатам товароведческой экспертизы (исследования) оформляется заключение эксперта, специалиста (глава 13).
В главе 2 Методических рекомендаций даны определения таких понятий, как "рыночная стоимость (цена) товара", "цена", "государственная регулируемая цена товара", "дата, на которую определяется стоимость товара", "базовая цена", "откорректированная базовая цена", "розничная цена", "оптовая цена", "идентичные товары", "однородные (аналогичные) товары", "торговая надбавка", "торговая скидка", "износ товара", "физический износ товара", "функциональный износ товара", "внешний износ товара", "затратный подход", "сравнительный подход", "утилизационная стоимость товара", "таможенная стоимость товара", "фактурная стоимость товара", "таможенные платежи" и "выпуск для внутреннего потребления". При этом в формулировках названных предписаний отсутствуют ссылки на нормативные правовые акты, непосредственно регулирующие правоотношения, в которых используются подобные термины и определения.
Методическими рекомендациями определены случаи направления заданий (определений, постановлений) таможенными органами в ЦЭКТУ и экспертно-криминалистические службы (глава 1), порядок назначения и проведения экспертиз по определению рыночной стоимости товаров, который, помимо прочего, включает в себя подготовку (при необходимости) запросов должностному лицу таможенного органа, назначившему проведение экспертизы, о предоставлении проб (образцов) товара, привлечении к проведению осмотра и исследований специалистов сторонних организаций (глава 3); для проведения идентификации товаров они устанавливают основные параметры товаров, влияющие на их стоимость (цену), процедуру отбора проб и образцов товаров для проведения экспертиз, процедуру осмотра товара и привлечения при необходимости специалистов, основание идентификации оцениваемого товара по документам (глава 4), определяют правила выбора экспертом источника ценовой информации и проведения им самостоятельного маркетингового исследования (глава 6) и правила определения рыночной стоимости товара с использованием сравнительного подхода (глава 7), затратного подхода (глава 11), особенности определения рыночной стоимости товаров с ограниченной областью использования (глава 12), устанавливают принципы проведения корректировок базовых цен при использовании сравнительного подхода (глава 8), формы применения экспертом основных типов корректировок (глава 9), формулы расчета рыночной стоимости единицы товара на соответствующую дату (глава 10), правила оформления заключения эксперта, специалиста (глава 13).
Изложенные в них положения сформулированы как нормативные.
В частности, Методическими рекомендациями предписано, что при проведении экспертиз должностными лицами ЦЭКТУ и экспертно-криминалистических служб необходимо максимально учитывать как все факторы, влияющие на стоимость исследуемых товаров, так и факторы, определяющие цену идентичных либо однородных товаров, которая используется в качестве базовой при проведении исследований, эти факторы в ходе экспертизы должны сопоставляться (абз. 7 главы 5), при выборе источников ценовой информации эксперт придерживается принципа последовательности при выборе и применении источника (приоритет имеют публикуемые источники) (абз. 2, 3 главы 6), в первую очередь вносятся коэффициентные корректировки, затем стоимостные (абз. 13 главы 8), расчет откорректированной базовой цены с учетом корректировок производится по формуле, приведенной в них (п. 9.12 главы 9), применение корректировок на стадии определения рыночной стоимости партии товара не допускается, все корректировки должны применяться экспертом на стадии определения рыночной стоимости единицы товара (последний абзац главы 10), величина таможенной стоимости на соответствующую дату должна быть письменно подтверждена таможенным органом (абз. 7 главы 11), форма оформления заключения эксперта должна соответствовать формам, предусмотренным письмом ЦЭКТУ от 1 декабря 2008 г. N 01-15/2463 "О разъяснениях по подготовке заключения эксперта" (абз. 7 главы 13).
Как следует из содержания Методических рекомендаций, обязательных для экспертной практики ЦЭКТУ и экспертно-криминалистических служб, предусмотренные ими товароведческие экспертизы проводятся в отношении товаров, являющихся предметами правонарушений по делам об административных правонарушениях или уголовным делам, и товаров, оформляемых в таможенном отношении, а именно: при производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 16.1, 16.2, 16.9, 16.16 - 16.21 КоАП РФ, в процессе дознания по уголовным делам, в процессе проведения таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в случае, если у таможенных органов возникают сомнения в декларируемой таможенной стоимости товаров, а также при рассмотрении сообщения о преступлении или осуществлении оперативно-розыскной деятельности (глава 1).
В силу ч. 1 ст. 27.11 КоАП РФ изъятые вещи подлежат оценке в том числе в случае, если нормой об ответственности за административное правонарушение предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа, исчисляемого в величине, кратной стоимости изъятых вещей.
Частью 2 названной статьи Кодекса закреплено, что стоимость изъятых вещей определяется на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В остальных случаях стоимость изъятых вещей, за исключением изъятых товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза, в отношении которых используется таможенная стоимость, определенная в соответствии с главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза, определяется на основании их рыночной стоимости. В случае необходимости стоимость изъятых вещей определяется на основании заключения эксперта.
С учетом изложенного суд пришел к выводу о том, что Методические рекомендации содержат положения, имеющие признаки нормативно-правовых и затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, ввиду чего подлежали регистрации в Минюсте России и официальному опубликованию.
Основываясь на позиции, изложенной в п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд заявленные требования удовлетворил.
[введено: 28.03.2017 редактор НЦПИ - Ягафарова Г.М.]
[проверено: 30.03.2017 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 2 от 25.01.2017 Стр. 27 |
Рубрики правового классификатора: | 010.140.010 Общие положения, 010.140.030 Порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов, 020.010.040 Федеральные органы исполнительной власти, 020.030.100 Цены и ценообразование (см. также 090.100.030), 020.060.050 Производство по делам об административных правонарушениях, 090.100.020 Управление в сфере торговли (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 090.100.030 Регулирование (формирование) цен в торговле (см. также 020.030.100), 090.100.130 Контроль за качеством и безопасностью товаров, за соблюдением норм и правил торговли. Ответственность за нарушение правил торговли, 100.080.000 Зоны свободной торговли и таможенные союзы, 100.170.020 Управление таможенным делом (см. также 020.010.040, 020.010.050), 100.170.040 Перемещение через таможенную границу Российской Федерации валюты, товаров и транспортных средств физическими лицами (см. также 080.130.050), 100.170.060 Таможенная стоимость |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: