Основная информация

Дата опубликования: 01 июня 2012г.
Номер документа: RU45000201200224
Текущая редакция: 3
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Курганская область
Принявший орган: Главное управление образования Курганской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



1

(ПРИЗНАН УТРАТИВШИМ СИЛУ:

Приказ Департамента образования и науки Курганской области от 27.12.2016г. №2064: НГР RU45000201601346)

Приказ

от 1 июня 2012 года №1143

О подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах

г.Курган

(с изменениями от 30 октября 2012 года, от 22 ноября 2012 года)

(ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:

Приказ Главного управления образования Курганской области от 30.10.2012 г. №1849: НГР RU45000201200716;

Приказ Главного управления образования Курганской области от 22.11.2012г. №2014: НГР RU45000201200906)

В соответствии со статьями 127, 146 Семейного кодекса Российской Федерации ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Программу подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах согласно приложению 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить Порядок подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах согласно приложению 2 к настоящему приказу.

3. Оплату расходов по подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных законодательством Российской Федерации формах, осуществлять за счет средств, предусмотренных на указанные цели в областном бюджете.

4. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2012 года.

5. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя начальника Главного управления образования Курганской области - начальника отдела общего и дошкольного образования Саможену Е.И.

Начальник управления                                                                                                                                                                                                   А.П. Додонов

Приложение 1 к приказу Главного управления образования

Курганской области от 1 июня 2012 года № 1143 «О подготовке

граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями

несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся

без попечения родителей, в семью на воспитание в иных

установленных семейным законодательством Российской

Федерации формах»

ПРОГРАММА

подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах

1. Паспорт программы

Наименование программы

Подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах

Уровень образовательной программы

Дополнительная образовательная программа

Объем часов всего:

в т.ч. теоретических:

в т.ч. семинаров-тренингов, индивидуального консультирования:

58 ч.

17 ч. (29 %)

41 ч. (71 %)

Продолжительность обучения

58 часов

Форма освоения программы

Очная, очно-заочная, дистанционная

Категория обучающихся

Граждане, выразившие желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее  - граждане)

Основа для разработки программы

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации»

Форма итоговой аттестации граждан

Собеседование

Итоговый документ после освоения программы

Свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации

2. Пояснительная записка

Экономические проблемы, неуверенность в будущем, разрушение нравственных устоев семьи и другие негативные социальные явления в современной России способствовали росту числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проблема социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается актуальной, так как, несмотря на внедрение различных программ по предотвращению сиротства в стране, количество детей этой категории не уменьшается, а процесс их социализации затруднен. Семейное жизнеустройство - это важнейший путь решения проблемы сиротства, определенный Президентом Российской Федерации.

По состоянию на 1 сентября 2012 года в Курганской области насчитывается 5369 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В семьях граждан находятся:

- в приемных семьях - 1809 чел. (33,7 % от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);

- опекаемых детей - 2455 чел. (45,7 % от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);

- на усыновление (удочерение) - 423 чел. (8 % от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);

- в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 1105 человек.

Приоритетным направлением за последние 3 года стало воспитание ребенка в замещающей семье. Вместе с тем, несмотря на позитивную динамику, существуют проблемы «вторичных отказов» и возвращение детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Подобная ситуация является следствием того, что сложившаяся практика устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты), в семью до недавнего времени не предусматривала обязательной подготовки замещающих родителей и целенаправленной помощи семье, взявшей ребенка на воспитание. В большинстве случаев причинами невыполнения родительских обязанностей в замещающих семьях являются:

неготовность принимать ребенка с психологическими особенностями, ребенка, пережившего разлуку с кровными родителями и воспитывающегося в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

специфика развития этой категории детей (интеллектуальная недостаточность, задержка психического развития, депривационные нарушения, несформированность основных видов деятельности);

недостаточная правовая и педагогическая подготовленность замещающих родителей к решению проблем воспитания ребенка;

переоценка своих возможностей замещающими родителями.

Вместе с тем помещение ребенка-сироты в замещающую семью должно прежде всего обеспечить возможность его безопасного воспитания и развития.

С 1 сентября 2012 года подготовка потенциальных замещающих родителей на территории Курганской области является обязательной. Кандидатами могут стать совершеннолетние граждане, выразившие желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах.

Программа подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» и обеспечивает единый поход к организации и проведению подготовки граждан в Курганской области.

Программа является комплексной и предусматривает освещение нормативно-правовых основ, социальных, медицинских, психолого-педагогических аспектов развития детей, технологии адаптации и воспитания в замещающей семье. Программой предусмотрены различные формы проведения занятий: лекции, семинары-тренинги, индивидуальное консультирование.

Объем программы - 58 часов.

Технологии подготовки граждан позволяют оценить их ресурсность, изучить психологические особенности и возможности будущих замещающих родителей с целью подбора наиболее оптимальных вариантов замещающих семей.

3. Цели и задачи

Цель программы: обеспечить теоретическую и практическую подготовку граждан к осуществлению эффективной воспитательной деятельности в условиях замещающей семьи.

Задачами программы являются:

1) систематизация нормативно-правовых знаний граждан;

2) систематизация знаний  по психолого-педагогическим особенностям детей разных возрастов;

3) освоение основных направлений и содержания работы с детьми-сиротами, воспитывающимися в замещающих семьях;

4) обучение граждан необходимым методам психолого-педагогической диагностики, коррекции и помощи детям-сиротам;

5) подготовка граждан к осуществлению здоровьесберегающих технологий;

6) содействие в реализации потребности граждан в самообразовании.

Освоение программы реализуется с использованием учебно-методического пособия. Обучение осуществляется в форме проблемных лекций, семинаров-тренингов, индивидуального консультирования.

4. Планируемые результаты обучения

Требования к знаниям и умениям граждан.

В результате освоения программы граждане должны иметь представление:

1) о системе защиты прав детей-сирот, формах устройства ребенка-сироты на воспитание в семью, взаимодействии организаций и замещающих семей в процессе подготовки и после приема ребенка-сироты в семью, финансовой помощи замещающим семьям;

2) об ответственности за жизнь и здоровье ребенка-сироты, его воспитание и развитие, которую граждане берут на себя с приемом в свою семью ребенка;

3) о ребенке, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;

4) о правилах безопасного воспитания в зависимости от возраста ребенка как в доме, так и вне дома – на улице, в общественных местах;

5) о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка-сироты;

6) о воспитательных компетенциях (ценностях, знаниях, умениях), необходимых приемному родителю;

7) о порядке контактов ребенка-сироты с кровными родителями и родственниками.

В результате освоения программы граждане должны знать:

1) нормативно-правовые основы функционирования замещающей семьи (свои права и обязанности как замещающих родителей в отношении ребенка);

2) основы детской физиологии и гигиены (санитарно-гигиенические нормы воспитания детей в семье; правила оказания первой медицинской помощи);

3) влияние прошлого опыта ребенка-сироты (депривация, жестокое обращение, пренебрежение нуждами ребенка, разлука с семьей) на его психофизическое развитие и поведение;

4) особенности протекания периода адаптации ребенка-сироты в замещающей семье;

5) способы формирования бытовых умений ребенка в зависимости от возраста,  жизненного опыта и особенностей развития;

6) направления, формы, методы, средства воспитания детей-сирот в условиях замещающей семьи (способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития; методы полового воспитания).

В результате освоения программы граждане должны уметь:

1) использовать полученные знания для анализа имеющихся собственных воспитательных компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, к приему в свою семью ребенка-сироты;

2) видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательных компетенций по воспитанию ребенка-сироты (разрешать возникающие конфликты; предотвращать риск жестокого обращения в семье; проводить профилактику возможных трудностей во взаимодействии взрослых и детей);

3) оценивать воспитательный ресурс своей семьи;

4) выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка-сироты в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;

5) пользоваться методами, приемами коррекционно-развивающего обучения (преодолевать стереотипы мышления; ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки).

Итоговая аттестация.

Итоговая аттестация граждан проводится в форме собеседования в конце всего курса подготовки граждан и завершается выдачей свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации.

5. Учебно-тематический план

№ п/п

Темы

Всего

Количество часов

Формы контроля

В том числе

лекции

семинары-тренинги

индивиду-

альное

консульти-

рование

1

Подготовка кандидатов в замещающие родители, ее задачи. Понятие обучающе-психологического тренинга

2

1

1

структури-рованное интервью

2

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Семейные формы устройства указанной категории детей

2

2

3

Представление о потребностях развития ребенка-сироты и необходимых компетенциях замещающих родителей. Понятие о мотивации замещающих родителей

4

2

2

4

Этапы развития ребенка

4

1

3

5

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка

4

2

2

6.

Последствия разрыва с кровной семьей для развития ребенка-сироты

4

1

3

7

Адаптация ребенка-сироты и замещающей семьи

6

1

3

2

8

«Трудное» поведение ребенка-сироты, навыки управления «трудным» поведением

6

4

2

9

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

4

1

3

10

Особенности полового воспитания ребенка

4

1

3

11

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

8

1

1

6

12

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей-сирот на воспитание в семьи граждан

4

4

13

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

2

2

14

Подведение итогов освоения курса подготовки граждан

4

4

собеседование

Всего

58

17

24

17

Содержание программы

Тема 1. Подготовка кандидатов в замещающие родители, ее задачи. Понятие обучающе-психологического тренинга (2 ч., 1/1)

Лекция. Содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в замещающие родители.

Понятие о тренинге как форме работы с группой, его специфике и преимуществах. Приемы, используемые в процессе проведения обучающе-психологического тренинга. Условия для эффективной работы в группе подготовки и обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс, и членов их семьи. Ожидания и опасения участников тренинга.

Задачи подготовки, касающиеся:

выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;

ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;

формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;

формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;

ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;

ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;

ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.

Индивидуальное собеседование. Структурированное интервью с каждым из кандидатов в замещающие родители в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка).

Тема 2. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Семейные формы устройства указанной категории детей (2 ч., 2/0)

Лекция. Причины, по которым дети остаются без попечения родителей. Контингент детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей. Процедура устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Знакомства с потенциальной замещающей семьей.

Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, приемная семья).

Тема 3. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях замещающих родителей. Понятие о мотивации замещающих родителей (4 ч., 2/2)

Лекция. Потребности развития ребенка-сироты (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки). Понимание гражданами необходимости обеспечивать такие потребности.

Индивидуальное консультирование. Проведение оценки гражданами своей способности обеспечить потребности развития ребенка-сироты с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы.

Проведение оценки гражданами имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

Тема 4. Этапы развития ребенка (4ч., 1/3)

Лекция. Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).

Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.

Семинар-тренинг. Знания и умения, необходимые гражданам.

Тема 5. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка (4 ч., 2/2)

Лекция. Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.

Диспропорции развития ребенка; понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия.

Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение.

Тренинг. Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

Тема 6. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка-сироты (4 ч., 1/3)

Лекция. Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка. Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка-сироты. Типы «нарушенной привязанности» (понятий «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»). Понятие «горя и потери» в жизни ребенка-сироты; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие). Последствия вторичного отказа замещающих родителей от ребенка.

Тренинг-терапия последствий травм, жесткого обращения, депривации, насилия.

Тема 7. Адаптация ребенка-сироты и замещающей семьи (6 ч., 1/5)

Лекция. Особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка.

Особенности ожиданий замещающих семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению ребенка-сироты.

Этапы адаптационного периода. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации.

Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный.

Роль специалистов в оказании помощи замещающим родителям в период адаптации ребенка в замещающей семье.

Семинар. Индивидуальное консультирование. Моделирование ситуаций с целью формирования у замещающих родителей осознанного восприятия ситуации выбора ребенка, повышения уровня готовности к сближению с ребенком (детско-родительские отношения с детьми дошкольного возраста, с детьми 9-12 лет, с подростками).

Тема 8. «Трудное» поведение ребенка-сироты, навыки управления «трудным» поведением ребенка (6 ч., 0/6)

Семинар. Индивидуальное консультирование. Формы «трудного» поведения ребенка-сироты: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними.

Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка-сироты.

Причины задержки усвоения ребенком-сиротой этических ценностей и общественных норм.

Понимание замещающими родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.

Тренинг по теме «Профилактика и коррекция агрессивного поведения».

Тема 9. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

Лекция. Создание безопасных условий для воспитания ребенка-сироты в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством).

Способы безопасного поведения ребенка-сироты в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.

Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком-сиротой в замещающей семье, на улице и в общественных местах.

Медицинские аспекты ухода за ребенком-сиротой в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

Семинар-тренинг. Оказание первой медицинской помощи в экстренных случаях. Знакомство с домашней аптечкой, ее содержанием и практическим предназначением.

Тема 10. Особенности полового воспитания ребенка-сироты (4 ч., 1/3)

Лекция. Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности.

Способы защиты ребенка от сексуального насилия.

Семинар-тренинг по теме «Защита ребенка от сексуального насилия».

Тема 11. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка (8 ч., 1/7)

Лекция. Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка. Стабильность семейных отношений граждан. Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации. Социальные связи семьи гражданина. Система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи.

Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции. Понимание всеми членами семьи граждан проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.

Семинар. Индивидуальное консультирование. Составление карты семьи. Условия выбора и применения методов родительского воспитания. Изучение личностного и психического развития ребенка. Личный опыт и авторитет родителей. Педагогическая культура семьи. Особенности использования методов формирования познания (рассказ, объяснение, этическая беседа, убеждение), методов организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, требование, поручение, воспитывающая ситуация), методов стимулирования (поощрение и наказание, соревнование) в соответствии с возрастными и социальными особенностями детей в замещающей семье.

Тема 12. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей-сирот на воспитание в семьи граждан (4 ч., 4/0)

Лекция. Правовое положение детей-сирот. Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство). Формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства.

Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к гражданам, порядок представления гражданами документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.

Порядок представления гражданам сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.

Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка. Порядок подготовки и подачи заявления в суд. Правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.

Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью.

Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;

Меры социальной поддержки замещающих семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством Курганской области. Выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в замещающую семью, в зависимости от формы семейного устройства.

Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.

Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье. Порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.

Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей.

Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком-сиротой замещающей семье, замещающей семьей ребенку-сироте, третьими лицами замещающей семье и ребенку.

Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;

Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.

Административная: уголовная и гражданско-правовая ответственность родителей, опекунов (попечителей), приемных родителей за неисполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, защите прав и законных интересов несовершеннолетних, жестокое обращение с ними.

(Тема 12 Содержания программы в редакции приказа Главного управления образования Курганской области от 22.11.2012г. №2014: НГР RU45000201200906)

Тема 13. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям (2 ч., 0/2.)

Семинар-тренинг. Родительские и профессиональные функции приемной семьи.

Взаимодействие замещающей семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия.

Информирование граждан о доступной инфраструктуре социальных услуг для замещающих семей в месте проживания семьи.

Взаимодействие замещающих семей с социальным окружением и родительским сообществом.

Тема 14. Подведение итогов освоения курса подготовки граждан

Индивидуальное консультирование. Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий.

Обсуждение степени усвоения курса подготовки граждан.

Проведение самооценки граждан и выявление готовности граждан к приему ребенка на воспитание.

Составление итогового заключения о готовности и способности граждан к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с гражданами по их желанию) (приложение 1, 2).

Приложение 1 к Программе подготовки граждан,

выразивших желание стать опекунами или попечителями

несовершеннолетних граждан либо принять детей,

оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание

в иных установленных семейным законодательством

Российской Федерации формах

Итоговое заключение

о готовности и способности граждан к приему детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью

Дата составления заключения ________________________________________________

Цель _____________________________________________________________________

Ф.И.О. (полностью) _________________________________________________________

Дата рождения: ____________________________________________________________

Адрес (место жительства, индекс) _____________________________________________

__________________________________________________________________________

Методы и формы работы ____________________________________________________

Результаты психолого-педагогического обследования (психологические ресурсы) __________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Результаты индивидуального собеседования: (социальные и материальные ресурсы: характеристика семьи; состояние здоровья; опыт общения с детьми; взаимоотношения между членами семьи, наличие близких родственников и их отношение к усыновлению (удочерению); имущество, размер заработной платы, иные виды доходов, соотношение размера дохода с прожиточным минимумом, установленным в регионе) __________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение о готовности/неготовности граждан (1. Оценка выявленных психологических, материальных, социальных и семейных ресурсов с точки зрения удовлетворения основных потребностей ребенка; 2. Рекомендации, опасения кризисы – специалистам опеки по осуществлению сопровождения будущей замещающей семьи, принимающей семье для преодоления проблем)____________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Дата составления заключения

Подпись руководителя и

специалистов, ответственных за составление заключения

Приложение 2 к Программе подготовки граждан,

выразивших желание стать опекунами или попечителями

несовершеннолетних граждан либо принять детей,

оставшихся без попечения родителей, в семью на

воспитание в иных установленных семейным

законодательством Российской Федерации формах

Перечень вопросов к собеседованию

1. Нормативно-правовые основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью.

2. Поиск и отбор граждан в замещающую семью.

3. Обследование и анализ семейных условий гражданина в замещающую семью.

4. Содержание основных этапов психического развития ребенка.

5. Психология замещающей семьи и детско-родительских отношений.

6. Формирование навыков эффективного общения родителей и детей.

7. Психологические особенности детей с ОВЗ.

8. Психолого-педагогическая характеристика детей с проблемами школьной адаптации.

9. Педагогика ненасилия и проблемы толерантности в семье. Виды жестокости.

10. Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающей семье.

11. Создание условий для личностно-ориентированного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

12. Характеристика и проблемы современной семьи.

13. Профилактика нарушения здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

14. Профилактика вредных привычек детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

15. Развитие у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, интереса к знаниям.

16. Формирование гражданской позиции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

17. Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни.

18. Личностное и профессиональное самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

19. Мониторинг эффективного развития ребенка в замещающей семье.

20. Формы организации досуга детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающей семье.

Приложение 3 к Программе подготовки граждан,

выразивших желание стать опекунами или

попечителями несовершеннолетних граждан либо

принять детей, оставшихся без попечения родителей,

в семью на воспитание в иных установленных семейным

законодательством Российской Федерации формах

Словарь терминов

Биологические родители - лица, которые связаны с детьми родственными связями и происхождение детей от которых зарегистрировано в установленном законом порядке.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с их отсутствием, объявлением их умершими, лишением или ограничением в родительских правах, призванием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными); дети родителей, находящихся в лечебных учреждениях, отбывающих наказание в виде лишения свободы, находящихся в местах содержания под стражей, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений; уклоняющихся от воспитания детей или защиты их прав интересов, отказывающихся взять своих детей из воспитательных, лечебных и др. учреждений.

Кровные родители - часто встречающийся синоним термина «биологические родители». Кровная семья - семья, где родители и дети связаны между собой родственными связями.

Очная форма подготовки - одна из форм подготовки граждан, предполагающая обязательное посещение аудиторных занятий (лекций и семинаров), организованных по расписанию на базе Школ замещающих родителей.

Психолого-педагогическая компетентность граждан - совокупность теоретических знаний и практических навыков в сфере развития, воспитания и обучения несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в приемной семье, коммуникативных и личностных свойств, позволяющая достигать качественных результатов в процессе воспитания приемного ребенка.

Замещающая семья - не закрепленный законодательно термин, обозначающий любую семью, в которую ребенок помещается на воспитание.

Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на основании договора о передаче ребенка, который заключается органами опеки и попечительства и приемными родителями.

Социально-правовая компетентность граждан - совокупность теоретических знаний и практических навыков в сфере защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, коммуникативных и личностных свойств, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обеспечения реализации прав приемного ребенка.

Приложение 4 к Программе подготовки граждан,

выразивших желание стать опекунами или попечителями

несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся

без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных

семейным законодательством Российской Федерации формах

Литература

1. Аваткова, И.И. Помоги подростку войти во взрослую жизнь. Половое воспитание / И.И. Ахваткова. - М.: Педагогическое общество России, 2002. – 193с.

2. Авдеева, Н.Н., Хаймовская, Н.А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка / Н.Н. Авдеева, Н.А. Хаймовская. - М.: Смысл, 2003. – 105с.

3. Алексеева, Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? / Е.Е. Алексеева. - СПб: Речь, 2008. – 89с.

4. Байярд, Р.Т., Байярд, Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. / Пер. с англ. Орлова А.Б. - М.: Просвещение, 1991. – 161с.

5. Беличева , С.А. Проблемы  выявления  и  предупреждения  семейного  насилия /С.А. Беличева //  Вестник психосоциальной  и коррекционно-реабилитационной  работы..- 2006.-№2. – с. 4-12.

6. Гонеев, А.Д. Социальная педагогика в специальном образовании: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.-192с.

7. Венгер, Л.А., Венгер, А.Л. Домашняя школа / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. - М.: Знание, 1994. – 231с.

8. Вроно, Е.М. Поймите своего ребенка / Е.М. Вроно. - М.: Дрофа, - 2002. - 123с.

9. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Как помочь «особому» ребенку: книга для педагогов и родителей / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л.А. Нисневич. - 3-е изд. - СПб.: Детство-ПРЕСС, 2001. - 128с.

10. Воспитание и развитие детей в детском доме /  Ред. сост. Н.П. Иванова. - М., 1996.- 102с.

11. Воспитание детей в неполной семье / Перевод с чешского под ред. Н.М. Ершовой. - М: Прогресс, 2000. - 125с.

12.Емельянова, Е.В. Психологические проблемы современного подростка  и  их решение в тренинге / Е.В. Емельянова. - Спб.,: Речь, 2008. – 348с.

13. Жизнь без страха. Практическое пособие. Екатеринбург, 2007.

14.Ишимцева, Т.В. Эффективные методы детско-родительского консультирования / Т.В. Ишимцева – 2-е изд. - Тюмень: 2007. – 74 с.

15. Каган, В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье / В.Е. Каган. - СПб.: Фолиант, 1996. - 155с.

16. Климантова, Г.И. Социально-педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей /И.Г.Климантова, И.Д.Горшкова, Р.Н.Евдокимов // Приемная семья.-2009.-№1.-С.11-22.

17. Коробкова, В.В. Особенности воспитательного потенциала приемной семьи //Приемная семья. - 2009. - №2. - С.24-27.

18. Ладодо, К.С. Продукты и блюда в детском питании / К.С. Ладодо, Л.В.  Дружинина. - М.: Росагропромиздат, 1991. - 192с.

19.              Лишенные родительского попечительства: хрестоматия: учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов / ред.-сост. В.С. Мухина. - М.: Просвещение. 1991.-223с.

20.              Мустаева, Ф.А. Основы социальной педагогики: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Ф.А. Мустаева. - М.: Академический проект, 2001. - 416с.

21. Нелюбова, Я.Н. Помощь детям, пострадавшим от насилия в семье / Я. К. Нелюбова – Волгоград.: Учитель, 2009. – 171с.

22. Новикова, М.В. Психологическая помощь ребенку в кризисной ситуации / М.В. Новикова. - М.: Генезис, 2006. – 128с.

23. Овчарова, Р.В. Методика работы школьного психолога с детьми и подростками «группы риска»./Р.В. Овчарова. – Курган, 1999 – 64с.

24. Ослон, В.Н. Жизнеустройство детей-сирот. Профессиональная замещающая семья / В.Н. Ослон. - М.: Генезис, 2006. – 368с. - (Ребенок-сирота: семейное жизнеустройство и социализация).

25. Паншина,О. Работа центра психолого-медико-социального сопровождения с замещающими семьями / О.Паншина, С.Давыдова // Социальная педагогика. - 2009. -№2. - С.93-102.

26. Петрова, В.Ю. Основы психотерапии детей, переживших травму // Приемная семья. - 2009. - №3. - С.26-32.

27. Пасечник, Л.В. Реабилитация депрессивного состояния у детей / Л.В.Пасечник - М.: Генезис, 2007. – 115с.

28. Платонова, Н.М.,  Насилие в семье: особенности психологической

реабилитации . Учебное пособие / Под ред. Н.М. Платонова, Ю.П. Платонова. - Спб.: Речь, 2004. – 153с.

29. Сатир, В. Как строить себя и свою семью / пер. с англ. - М.: Педагогика-Пресс, 1992. - 192с.: ил.

30.              Социальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Никитина. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 272с.

31.              Хоментаускас, Г.Т. Семья глазами ребенка / Г.Т. Хоментаускас. – М.: Педагогика, 1989. - 160с.

32. Фалькович, Т.А. Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: практическое пособие / М.: ВАКО, 2007. – 248 с.

33. Юдина, И.Г.  Когда не знаешь, как себя вести…: практическое пособие / М.: Аркти, 2007. – 60 с.

Перечень нормативно-правовых актов

1. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года.

2. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990 года.

3. Конституция Российской Федерации.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации.

6. Семейный кодекс Российской Федерации.

7. Жилищный кодекс Российской Федерации.

8. Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

9. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей».

10. Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

11. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

12. Федеральный закон от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

13. Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

14. Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

15. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

16. Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

17. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 года       № 542 «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью».

18. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 года № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства».

19. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 года № 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием».

20. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».

21. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации».

22. Приказ Минздравмедпрома Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 25 декабря 1995 года №№ 369, 641 «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью».

23. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 сентября 1996 года № 332 «О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями».

24. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 20 июля 2004 года № 126 «Об утверждении Инструкции о порядке государственной регистрации прав несовершеннолетних на недвижимое имущество и сделок с ним».

25. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 года № 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей».

26. Закон Курганской области от 31 декабря 2004 года № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье».

27. Закон Курганской области от 30 августа 2005 года № 66 «О предоставлении жилых помещений в Курганской области».

28. Закон Курганской области от 5 октября 2007 года № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству».

29. Закон Курганской области от 1 декабря 2008 года № 415 «Об опеке и попечительстве на территории Курганской области».

30. Закон Курганской области от 1 декабря 2008 года № 417 «О выплате ежемесячного вознаграждения опекунам (попечителям), приемным родителям».

31. Постановление Правительства Курганской области от 28 ноября 2011 года № 577 «О Порядке возмещения расходов курсов по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

32. Постановление Правительства Курганской области от 28 ноября 2011 года № 565 «Об утверждении порядков предоставления дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

33. Постановление Администрации (Правительства) Курганской области от 24 ноября 2004 года № 419 «О нормах питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, расходов на приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, расходов на культурно-массовую и физкультурную работу в учреждениях для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Курганской области».

34. Приказ Департамента здравоохранения Курганской области от 26 октября 2011 года № 1442 «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью»;

35. Приказ Департамента здравоохранения Курганской области и Главного управления образования Курганской области № 1605/2200 «О порядке направления на экспертную медицинскую комиссию для медицинского освидетельствования детей, передаваемых на воспитание в семью».

Адреса интернет-ресурсов

1. Информационный портал Министерства образования и науки Российской Федерации «Усыновление в России» - www.usynovite.ru.

2. Информационный портал Главного управления образования Курганской области - www.hde.kurganobl.ru.

3. Информационный портал Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - www.fond-detyam.ru, www.ya-roditel.ru.

4. Сайт детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в России - www.unicef.ru.

5. Портал для родителей 7я - www.7ya.ru.».

(Приложение 1 в редакции приказа Главного управления образования Курганской области от 30.10.2012 г. №1849: НГР RU45000201200716)

Приложение 2 к приказу Главного управления образования

Курганской области от 1 июня 2012 года №1143 «О подготовке

граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями

несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без

попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных

семейным законодательством Российской Федерации формах»

ПОРЯДОК

подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах

1. Настоящий Порядок подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее - Порядок) определяет организацию подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - подготовка граждан).

2. Для прохождения подготовки граждане обращаются с заявлением в орган местного самоуправления, обеспечивающий реализацию переданных государственных полномочий Курганской области по опеке и попечительству (далее - орган опеки), по месту жительства.

3. Граждане проходят подготовку в образовательных учреждениях согласно приложению 1 к Порядку (далее - образовательное учреждение) по очной или очно - заочной форме обучения, в том числе с использованием дистанционных технологий.

(Пункт 3 приложения 2 в редакции приказа Главного управления образования Курганской области от 30.10.2012 г. №1849: НГР RU45000201200716)

4. Орган опеки до 25 числа каждого месяца формирует и направляет заявку в образовательное учреждение на подготовку граждан по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.

5. Образовательное учреждение с 1 числа каждого месяца проводит подготовку граждан.

6. Граждане проходят обучение в образовательном учреждении по программе подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденной Главным управлением образования Курганской области.

7. Обучение граждан по указанной программе заканчивается итоговой аттестацией в форме собеседования

8. По окончании подготовки образовательное учреждение выдает гражданам свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации.

(Пункт 8 приложения 2 в редакции приказа Главного управления образования Курганской области от 30.10.2012 г. №1849: НГР RU45000201200716)

Приложение 1

к Порядку подготовки граждан, выразивших желание стать

опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан

либо принять детей, оставшихся без попечения родителей,

в семью на воспитание в иных установленных семейным

законодательством Российской Федерации формах

Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах

№ п/п

Наименование образовательного учреждения

Наименование муниципального образования Курганской области

1

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий»

Альменевский район Курганской области

Варгашинский район Курганской области

Звериноголовский район Курганской области

Каргапольский район Курганской области

Лебяжьевский район Курганской области

Макушинский район Курганской области

Мишкинский район Курганской области

Мокроусовский район Курганской области

Петуховский район Курганской области

Половинский район Курганской области

Сафакулевский район Курганской области

Целинный район Курганской области

Частоозерский район Курганской области

Шадринский район Курганской области

Шатровский район Курганской области

Шумихинский район Курганской области

Щучанский район Курганской области

2

Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Курганский областной детский дом № 1»

Город Курган

Белозерский район Курганской области

Муниципальное образование «Кетовский район»

Куртамышский район Курганской области

Притобольный район Курганской области

Юргамышский район Курганской области

3

Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Катайский детский дом»

Муниципальное образование - город Шадринск

Катайский район Курганской области

Далматовский район Курганской области

(Приложение 1 к приложению 2 в редакции приказа Главного управления образования Курганской области от 30.10.2012 г. №1849: НГР RU45000201200716)

Приложение 2 к Программе подготовки граждан,

выразивших желание стать опекунами или попечителями

несовершеннолетних граждан либо принять детей,

оставшихся без попечения родителей, в семью на

воспитание в иных установленных семейным

законодательством Российской Федерации формах

Перечень вопросов к собеседованию

1. Нормативно-правовые основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью.

2. Поиск и отбор граждан в замещающую семью.

3. Обследование и анализ семейных условий гражданина в замещающую семью.

4. Содержание основных этапов психического развития ребенка.

5. Психология замещающей семьи и детско-родительских отношений.

6. Формирование навыков эффективного общения родителей и детей.

7. Психологические особенности детей с ОВЗ.

8. Психолого-педагогическая характеристика детей с проблемами школьной адаптации.

9. Педагогика ненасилия и проблемы толерантности в семье. Виды жестокости.

10. Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающей семье.

11. Создание условий для личностно-ориентированного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

12. Характеристика и проблемы современной семьи.

13. Профилактика нарушения здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

14. Профилактика вредных привычек детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

15. Развитие у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, интереса к знаниям.

16. Формирование гражданской позиции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

17. Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни.

18. Личностное и профессиональное самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

19. Мониторинг эффективного развития ребенка в замещающей семье.

20. Формы организации досуга детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающей семье.

(Приложение 2 в редакции приказа Главного управления образования Курганской области от 30.10.2012 г. №1849: НГР RU45000201200716)

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Курганская областная общественно-политическая газета "Новый Мир-Документы" № 47 (573), с. 47 от 06.07.2012
Рубрики правового классификатора: 040.010.000 Общие положения, 040.060.030 Опека и попечительство над детьми (см. также 030.020.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать