Основная информация

Дата опубликования: 01 октября 2020г.
Номер документа: RU02000202000746
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Алтай
Принявший орган: Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



МИНИСТЕРСТВО ТРУДА, СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПРИКАЗ

от 01 октября 2020 года № П/408

г. Горно-Алтайск

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 03.03.2021 № П/77)

В соответствии с пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы  и свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» п р и к а з ы в а ю:

Утвердить прилагаемую Программу подготовки лиц, желающих принять  на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Настоящий Приказ вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Министр

А.Г. Сумин

УТВЕРЖДЕНА

приказом Министерства труда,

социального развития и

занятости населения Республики Алтай

от «01» октября 2020 года № П/408

ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 03.03.2021 № П/77)

I. Общие положения

Настоящая Программа подготовки  лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее –  Программа), нацелена на психолого-педагогическую и правовую подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося  без попечения родителей (далее соответственно – кандидаты в приемные родители, приемные родители, приемная семья).

2. Программа позволит кандидатам в приемные родители:

а) оценить свою психологическую готовность и реальную возможность принятия в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

б) получить информацию о правовых, медицинских и психолого-педагогических аспектах воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;

в) ознакомиться с опытом опекунов (попечителей), приемных родителей, патронатных воспитателей, усыновителей (удочерителей), уже взявших на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Основные задачи Программы:

а) подготовка кандидатов в приемные родители к приему на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, выявление и формирование у кандидатов в приемные родители воспитательных компетенций, а также родительских навыков и ресурсов семьи для содержания и воспитания принятого в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее соответственно – приемный ребенок, приемные дети), в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

б) помощь кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей,  на воспитание в семью, в осознании реальных проблем, трудностей и рисков, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка;

в) ознакомление кандидатов в приемные родители с основами федерального законодательства и законодательства Республики Алтай в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, правами и обязанностями родителей, усыновителей, опекунов (попечителей), существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

4. Подготовка кандидатов в приемные родители осуществляется в соответствии с федеральным законодательством по очной форме, и предполагает следующие формы обучения: лекции, семинары-тренинги, индивидуальное консультирование.

II. Учебно-тематический план

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 03.03.2021 № П/77)



Наименование разделов и темы

Количество часов

всего

В том числе

лек-ции

семинары-тренинги

индивиду-альное консуль-тирование

1

Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители

7

1

6

1.1.

Первичное консультирование (структурированное интервью)

2

2

1.2

Психологическое обследование кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки

4

4

1.3

Содержание, цели и  задачи программы подготовки кандидатов в приемные родители

1

1

2

Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей

3

1

2

2.1

Потребности развития приемного ребенка

1

1

2.2

Обеспечение потребности приемного ребенка с учетом условий жизни семьи

1

1

2.3

Формирование у кандидатов в приемные родители компетенций по воспитанию приемных детей

1

1

3

Этапы развития ребенка

6

5

1

3.1

Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка

2

1

1

3.2

Особенности воспитания и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья

3

3

3.3

Психологические особенности подросткового возраста

1

1

4

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без  попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка

4

1

3

4.1

Жестокое обращение и его последствия для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей

1

1

4.2

Диспропорции развития ребенка. Понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия

1

1

4.3

Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, оставшегося без попечения родителей, пережившего жестокое обращение

2

2

5

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

5

5

5.1

Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни детей, оставшихся без попечения родителей

2

2

5.2

Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей

3

3

6

Адаптация приемного ребенка и приемной семьи

10

2

8

6.1

Особенности ожидания приемных  семей и подготовка родственников к появлению приемного ребенка

1

1

6.2

Этапы адаптационного периода приемного ребенка, и способы преодоления трудностей адаптации

2

2

6.3

Адаптация и особенности социализации ребенка                         с ограниченными возможностями здоровья

3

1

2

6.4

Особенности процесса адаптации подростка

4

1

3

7

«Трудное» поведение приемного ребенка навыки управления «трудным» поведением ребенка

6

2

4

7.1

Формы «трудного» поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, причины и способы работы с ними

4

4

8

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

5

1

4

8.1

Создание безопасных условий для воспитания ребенка, предотвращение рисков жестокого обращения с ним

2

2

8.2

Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости  от возраста, состояния здоровья и развития ребенка

5

3

2

9

Особенности полового воспитания приемного ребенка

3

3

9.1

Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка и способы защиты от сексуального насилия

3

3

10

Роль семьи в обеспечении потребностей развития  и реабилитации ребенка

3

3

10.1

Семья как реабилитирующая среда в обеспечении потребностей развития приемного ребенка

3

3

11

Основы федерального законодательства и законодательства Республики Алтай об устройстве детей, оставшихся без попечения  родителей, на воспитание в семьи граждан

4

4

11.1

Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); приемная семья и различия между ними

1

1

11.2

Федеральные нормативные правовые акты и нормативные правовые акты Республики Алтай, регулирующие вопросы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей

3

3

12

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки  и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям  и семьям

2

1

1

12.1

Взаимодействие приемной семьи с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей приемного ребенка, а также с социальным окружением и родительским сообществом

2

1

1

13

Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители

4

2

2

13.1

Готовность и способность кандидатов в приемные родители к приему детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью

2

2

13.2

Итоговая аттестация (собеседование) и вручение кандидатам в приемные родители свидетельств о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации  по форме, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации»

(далее - свидетельства)

2

2

Всего

64

20

36

8

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 03.03.2021 № П/77)

III. Содержание Программы

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 03.03.2021 № П/77)

Раздел

Тема

Содержание

1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители

Содержание Программы

Освоение раздела Программы осуществляется по средством проведения семинаров-тренингов, включая проведение с каждым из кандидатов в приемные родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка, оставшегося без попечения родителей).

В рамках указанного раздела изучается:

а) содержание, цели и этапы проведения Программы;

б) задачи подготовки, в том числе касающиеся:

выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании ребенка, оставшегося без попечения родителей, как личных, так   и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми   им предстоит встретиться в процессе воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей, ответственности приемных родителей;

ознакомление кандидатов в приемные родители с федеральным законодательством в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;

формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;

формирования у кандидатов в приемные родители представления       о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;

ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;

ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями      по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;

ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;

в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования           с согласия кандидатов);

г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемнойсемьей;

д) общая характеристика установленных федеральным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Представление о потребностях развития ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей

Потребности развития ребенка.

Обеспечение потребности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей с учетом условий жизни семьи.

Формирование у кандидатов в приемные родители компетенций по воспитанию приемного ребенка

потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;

проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;

проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся     у них компетенций по воспитанию приемного ребенка, поиск путей формирования             и возможности компенсации недостающих компетенций.

3. Этапы развития ребенка

Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка.

Особенности воспитания и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Психологические особенности подросткового возраста

общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);

роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность;

особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в приемной семье;

основные проблемы развития детей с ОВЗ;

особенности развития ребенка с особыми потребностями здоровья, создание оптимальных условий для его развития;

подготовка и принятие всеми членами семьи ребенка с ОВЗ;

общая характеристика подросткового возраста: ведущая деятельность, ведущая (влияющая) среда, специфика межличностных отношений подростка со взрослыми и сверстниками;

основные новообразования возраста: формирование мировоззрения, «чувство взрослости» как показатель основного новообразования подросткового возраста и как форма самосознания; роль психологический потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, семейная принадлежность;

возрастные закономерности и особенности психосексуального развития подростка; полоролевая ориентация и формирование культуры сексуального поведения.

4. Особенности развития и поведения ребенка, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка

Жестокое обращение и его последствия для развития ребенка.

Диспропорции развития ребенка. Понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия.

Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, оставшегося без попечения родителей, пережившего жестокое обращение

виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия          для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;

диспропорции развития ребенка; понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия;

семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;

оценка кандидатами в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

Роль биологических родителей и кровных родственников.

Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка

потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;

причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;

типы «нарушенной привязанности» (понятий «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»);

понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.

6. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи

Особенности ожидания приемной семей и подготовка родственников к появлению приемного ребенка.

Этапы адаптационного периода ребенка и приемных родителей и способы преодоления трудностей адаптации.

Адаптация и особенности социализации ребенка                         с ограниченными возможностями здоровья.

Особенности процесса адаптации подростка

особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка;

этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации;

тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный;

роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье;

этапы адаптации, кризисы адаптации, поиск путей решения проблем в адаптации ребенка с ОВЗ;

особенности, возможности и способы социализации ребенка с особыми потребностями здоровья;

  особенности процесса адаптации подростка в приемной семье;

организация социального взаимодействия подростка со сверстниками в группах (коллективах); роль биологических родителей и кровных родственников в жизни подростка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.

7. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка

Формы «трудного» поведения ребенка, причины и способы работы с ними.

Профилактика распространения криминальной субкультуры, идеологии экстремизма и терроризма среди несовершеннолетних

формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы          с ними;

эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;

причины задержки усвоения ребенком этических ценностей  и общественных норм;          

понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты;

психология молодежной субкультуры;

деструктивные неформальные молодежные объединения как фактор риска;

методы по предупреждению вовлечения несовершеннолетних в деструктивные неформальные объединения;

предварительная иммунизация несовершеннолетних к экстремисткой идеологии,   формирование неприятия насилия как такового;                 

8. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвраще-нию рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

Создание безопасных условий для воспитания ребенка, предотвращение рисков жестокого обращения с ним.

Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости         от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

Дети с ВИЧ и другими социально значимыми заболеваниями

создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме    и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни      (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);

способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;

предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;

медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка;

влияние наследственности, наиболее часто встречающиеся генетические заболевания и их диагностика;

способы защиты ребенка от информации, наносящий вред его здоровью и развитию, основные принципы информационной безопасности;

ВИЧ-инфекция у детей, особенности протекания и лечения;

социально-значимые заболевания (туберкулез, гепатиты, сифилис): особенности, причины, пути передачи, современное лечение;

права и ограничения людей с диагнозом ВИЧ-инфекция, обязанности законных представителей детей с диагнозом ВИЧ-инфекция;

потребности семей, воспитывающих детей с ВИЧ;

возможности получения помощи семьям в поддержки детей, живущих с ВИЧ.            

9. Особенности полового воспитания ребенка

Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка и способы защиты от сексуального насилия

возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности                     и сексуа-лизированного поведения;

формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности;

способы защиты ребенка от сексуального насилия.

10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития              и реабилитации ребенка

Семья как реабилитирующая среда в обеспечении потребностей развития ребенка

родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка;

стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители;

способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;

социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;   

семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;

понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.

11. Основы федерального законодательст-ва      и законно-дательства    Республики Алтай  об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание   в семьи граждан

Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство), приемная семья и различия между ними.

Федеральные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты Республики Алтай, регулирующие вопросы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей

правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей,           и основания их устройства на воспитание в приемную семью;

формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства;

требования, предъявляемые федеральным законодательством к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами     в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем;

порядок представления кандидатам в приемные родители сведений   о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки                             и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей; 

правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;   

порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;

порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье;

порядок оформления (переофор-мления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения          о передаче ребенка на воспитание в семью;

меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством        и законодательством Республики Алтай; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью,   в зависимости от формы семейного устройства;

защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;

порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля      за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;

правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей;

порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье и  приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семьи и ребенку;

последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;

порядок обжалования решений органов опеки и попечительства,  судов.

12.Взаимодействие приемной  семьи с органами опеки      и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

Взаимодействие приемной  семьи с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей приемного ребенка, а также с социальным окружением и родительским сообществом

родительские и профессиональные функции приемной семьи;

взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей приемного ребенка, а также важность такого взаимодействия;

информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи;

взаимодействие приемных семей с социальным окружением               и родительским сообществом

13. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители

Готовность и способность кандидатов в приемные родители к приему детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание

в свою семью.

Итоговая аттестация (собеседование) и вручение кандидатам в приемные родители свидетельств

обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения заданий для самостоятельной работы;   

обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители;

проведение самооценки кандидатов в приемные родители  и выявление готовности кандидатов к приему ребенка на воспитание в семью;

составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).

(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 03.03.2021 № П/77)

IV. Требования к уровню подготовки кандидатов в приемные родители, успешно освоивших Программу

5. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, должны иметь четкое представление:

а) о системе защиты прав детей, формах семейного устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке кандидатов в приемные родители и приемных семьей в процессе подготовки и после приема их в семьи, финансовой помощи приемным родителям;

б) об ответственности за жизнь и здоровье приемных детей, их воспитание и развитие, которую приемные родители берут на себя в связи с приемом детей, оставшихся без попечения родителей, в свои семьи;

в) о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;

г) о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от их возраста, их жизненного опыта, потребностей развития, обеспечения их безопасности как в доме, так и вне дома – на улице, в общественных местах;

д) о своей семье, как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему детей, оставшихся без попечения родителей;

е) о воспитательных компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю;

ж) о порядке контактов приемных детей с кровными родителями и родственниками.

6. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие  Программу,  должны знать:

а) свои права и обязанности как приемных родителей, как в отношении приемного ребенка, так и в отношении сопровождающей организации;

б) закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;

в) важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности                              и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;

г) причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;

д) о влиянии прошлого опыта приемного ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами приемного ребенка, разлуки с семьей на психофизиологическое развитие и поведение приемного ребенка;

е) этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи приемному ребенку на разных этапах проживания горя;

ж) особенности протекания периода адаптации приемного ребенка в приемной семье;

з) о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к «трудному» поведению приемных детей;

и) санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;

к) способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;

л) возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.

7. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие  Программу, должны уметь:

а) использовать полученные знания для анализа, имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема   в свою семью приемного ребенка и его воспитания;

б) видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;

в) рассматривать «трудное» поведение приемного ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;

г) выбирать способы реагирования на «трудное» поведение приемного ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;

д) осознать природу своих чувств по поводу «трудного» поведения приемного ребенка;

е) быть готовыми оказать поддержку приемному ребенку, переживающему горе  и потерю;

ж) предотвращать риск жестокого обращения с приемным ребенком в своей семье;

з) оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия приемного ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;

и) преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места кровной семьи в жизни приемного ребенка;

к) прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью приемного ребенка;

л) понимать связи между потребностями развития приемного ребенка и возможностями своей семьи;

м) оценивать воспитательный ресурс своей семьи;

н) быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в деле воспитания приемного ребенка;

о) ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным родителям;

п) заботиться о здоровье приемного ребенка;

р) соблюдать конфиденциальность в отношении приемного ребенка;

с) понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения приемного ребенка.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 07.10.2020
Рубрики правового классификатора: 040.040.020 Права несовершеннолетних детей (см. также 030.020.040, 040.080.000, 060.020.160), 040.080.000 Охрана семьи, материнства, отцовства и детства

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать