Основная информация
Дата опубликования: | 01 октября 2020г. |
Номер документа: | RU02000202000746 |
Текущая редакция: | 2 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Республика Алтай |
Принявший орган: | Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА, СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
ПРИКАЗ
от 01 октября 2020 года № П/408
г. Горно-Алтайск
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 03.03.2021 № П/77)
В соответствии с пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы и свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» п р и к а з ы в а ю:
Утвердить прилагаемую Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Настоящий Приказ вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Министр
А.Г. Сумин
УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства труда,
социального развития и
занятости населения Республики Алтай
от «01» октября 2020 года № П/408
ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 03.03.2021 № П/77)
I. Общие положения
Настоящая Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее – Программа), нацелена на психолого-педагогическую и правовую подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее соответственно – кандидаты в приемные родители, приемные родители, приемная семья).
2. Программа позволит кандидатам в приемные родители:
а) оценить свою психологическую готовность и реальную возможность принятия в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
б) получить информацию о правовых, медицинских и психолого-педагогических аспектах воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
в) ознакомиться с опытом опекунов (попечителей), приемных родителей, патронатных воспитателей, усыновителей (удочерителей), уже взявших на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Основные задачи Программы:
а) подготовка кандидатов в приемные родители к приему на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, выявление и формирование у кандидатов в приемные родители воспитательных компетенций, а также родительских навыков и ресурсов семьи для содержания и воспитания принятого в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее соответственно – приемный ребенок, приемные дети), в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
б) помощь кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью, в осознании реальных проблем, трудностей и рисков, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка;
в) ознакомление кандидатов в приемные родители с основами федерального законодательства и законодательства Республики Алтай в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, правами и обязанностями родителей, усыновителей, опекунов (попечителей), существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
4. Подготовка кандидатов в приемные родители осуществляется в соответствии с федеральным законодательством по очной форме, и предполагает следующие формы обучения: лекции, семинары-тренинги, индивидуальное консультирование.
II. Учебно-тематический план
(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 03.03.2021 № П/77)
№
Наименование разделов и темы
Количество часов
всего
В том числе
лек-ции
семинары-тренинги
индивиду-альное консуль-тирование
1
Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители
7
1
6
1.1.
Первичное консультирование (структурированное интервью)
2
2
1.2
Психологическое обследование кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки
4
4
1.3
Содержание, цели и задачи программы подготовки кандидатов в приемные родители
1
1
2
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей
3
1
2
2.1
Потребности развития приемного ребенка
1
1
2.2
Обеспечение потребности приемного ребенка с учетом условий жизни семьи
1
1
2.3
Формирование у кандидатов в приемные родители компетенций по воспитанию приемных детей
1
1
3
Этапы развития ребенка
6
5
1
3.1
Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка
2
1
1
3.2
Особенности воспитания и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья
3
3
3.3
Психологические особенности подросткового возраста
1
1
4
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка
4
1
3
4.1
Жестокое обращение и его последствия для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей
1
1
4.2
Диспропорции развития ребенка. Понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия
1
1
4.3
Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, оставшегося без попечения родителей, пережившего жестокое обращение
2
2
5
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)
5
5
5.1
Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни детей, оставшихся без попечения родителей
2
2
5.2
Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей
3
3
6
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи
10
2
8
6.1
Особенности ожидания приемных семей и подготовка родственников к появлению приемного ребенка
1
1
6.2
Этапы адаптационного периода приемного ребенка, и способы преодоления трудностей адаптации
2
2
6.3
Адаптация и особенности социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья
3
1
2
6.4
Особенности процесса адаптации подростка
4
1
3
7
«Трудное» поведение приемного ребенка навыки управления «трудным» поведением ребенка
6
2
4
7.1
Формы «трудного» поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, причины и способы работы с ними
4
4
8
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка
5
1
4
8.1
Создание безопасных условий для воспитания ребенка, предотвращение рисков жестокого обращения с ним
2
2
8.2
Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка
5
3
2
9
Особенности полового воспитания приемного ребенка
3
3
9.1
Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка и способы защиты от сексуального насилия
3
3
10
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка
3
3
10.1
Семья как реабилитирующая среда в обеспечении потребностей развития приемного ребенка
3
3
11
Основы федерального законодательства и законодательства Республики Алтай об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан
4
4
11.1
Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); приемная семья и различия между ними
1
1
11.2
Федеральные нормативные правовые акты и нормативные правовые акты Республики Алтай, регулирующие вопросы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей
3
3
12
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям
2
1
1
12.1
Взаимодействие приемной семьи с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей приемного ребенка, а также с социальным окружением и родительским сообществом
2
1
1
13
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители
4
2
2
13.1
Готовность и способность кандидатов в приемные родители к приему детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью
2
2
13.2
Итоговая аттестация (собеседование) и вручение кандидатам в приемные родители свидетельств о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации по форме, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации»
(далее - свидетельства)
2
2
Всего
64
20
36
8
(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 03.03.2021 № П/77)
III. Содержание Программы
(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 03.03.2021 № П/77)
Раздел
Тема
Содержание
1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители
Содержание Программы
Освоение раздела Программы осуществляется по средством проведения семинаров-тренингов, включая проведение с каждым из кандидатов в приемные родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка, оставшегося без попечения родителей).
В рамках указанного раздела изучается:
а) содержание, цели и этапы проведения Программы;
б) задачи подготовки, в том числе касающиеся:
выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании ребенка, оставшегося без попечения родителей, как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей, ответственности приемных родителей;
ознакомление кандидатов в приемные родители с федеральным законодательством в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;
в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов);
г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемнойсемьей;
д) общая характеристика установленных федеральным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Представление о потребностях развития ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей
Потребности развития ребенка.
Обеспечение потребности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей с учетом условий жизни семьи.
Формирование у кандидатов в приемные родители компетенций по воспитанию приемного ребенка
потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;
проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;
проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию приемного ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
3. Этапы развития ребенка
Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка.
Особенности воспитания и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Психологические особенности подросткового возраста
общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);
роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность;
особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в приемной семье;
основные проблемы развития детей с ОВЗ;
особенности развития ребенка с особыми потребностями здоровья, создание оптимальных условий для его развития;
подготовка и принятие всеми членами семьи ребенка с ОВЗ;
общая характеристика подросткового возраста: ведущая деятельность, ведущая (влияющая) среда, специфика межличностных отношений подростка со взрослыми и сверстниками;
основные новообразования возраста: формирование мировоззрения, «чувство взрослости» как показатель основного новообразования подросткового возраста и как форма самосознания; роль психологический потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, семейная принадлежность;
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития подростка; полоролевая ориентация и формирование культуры сексуального поведения.
4. Особенности развития и поведения ребенка, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка
Жестокое обращение и его последствия для развития ребенка.
Диспропорции развития ребенка. Понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия.
Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, оставшегося без попечения родителей, пережившего жестокое обращение
виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;
диспропорции развития ребенка; понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия;
семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;
оценка кандидатами в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)
Роль биологических родителей и кровных родственников.
Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка
потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;
причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;
типы «нарушенной привязанности» (понятий «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»);
понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.
6. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи
Особенности ожидания приемной семей и подготовка родственников к появлению приемного ребенка.
Этапы адаптационного периода ребенка и приемных родителей и способы преодоления трудностей адаптации.
Адаптация и особенности социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Особенности процесса адаптации подростка
особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка;
этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации;
тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный;
роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье;
этапы адаптации, кризисы адаптации, поиск путей решения проблем в адаптации ребенка с ОВЗ;
особенности, возможности и способы социализации ребенка с особыми потребностями здоровья;
особенности процесса адаптации подростка в приемной семье;
организация социального взаимодействия подростка со сверстниками в группах (коллективах); роль биологических родителей и кровных родственников в жизни подростка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.
7. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка
Формы «трудного» поведения ребенка, причины и способы работы с ними.
Профилактика распространения криминальной субкультуры, идеологии экстремизма и терроризма среди несовершеннолетних
формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними;
эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;
причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;
понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты;
психология молодежной субкультуры;
деструктивные неформальные молодежные объединения как фактор риска;
методы по предупреждению вовлечения несовершеннолетних в деструктивные неформальные объединения;
предварительная иммунизация несовершеннолетних к экстремисткой идеологии, формирование неприятия насилия как такового;
8. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвраще-нию рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка
Создание безопасных условий для воспитания ребенка, предотвращение рисков жестокого обращения с ним.
Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
Дети с ВИЧ и другими социально значимыми заболеваниями
создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);
способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;
предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;
медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка;
влияние наследственности, наиболее часто встречающиеся генетические заболевания и их диагностика;
способы защиты ребенка от информации, наносящий вред его здоровью и развитию, основные принципы информационной безопасности;
ВИЧ-инфекция у детей, особенности протекания и лечения;
социально-значимые заболевания (туберкулез, гепатиты, сифилис): особенности, причины, пути передачи, современное лечение;
права и ограничения людей с диагнозом ВИЧ-инфекция, обязанности законных представителей детей с диагнозом ВИЧ-инфекция;
потребности семей, воспитывающих детей с ВИЧ;
возможности получения помощи семьям в поддержки детей, живущих с ВИЧ.
9. Особенности полового воспитания ребенка
Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка и способы защиты от сексуального насилия
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуа-лизированного поведения;
формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности;
способы защиты ребенка от сексуального насилия.
10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка
Семья как реабилитирующая среда в обеспечении потребностей развития ребенка
родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка;
стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители;
способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;
социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;
семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;
понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
11. Основы федерального законодательст-ва и законно-дательства Республики Алтай об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан
Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство), приемная семья и различия между ними.
Федеральные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты Республики Алтай, регулирующие вопросы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей
правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в приемную семью;
формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства;
требования, предъявляемые федеральным законодательством к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем;
порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;
порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;
порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье;
порядок оформления (переофор-мления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;
меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством Республики Алтай; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;
защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;
порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;
правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей;
порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье и приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семьи и ребенку;
последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;
порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, судов.
12.Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям
Взаимодействие приемной семьи с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей приемного ребенка, а также с социальным окружением и родительским сообществом
родительские и профессиональные функции приемной семьи;
взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей приемного ребенка, а также важность такого взаимодействия;
информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи;
взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом
13. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители
Готовность и способность кандидатов в приемные родители к приему детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание
в свою семью.
Итоговая аттестация (собеседование) и вручение кандидатам в приемные родители свидетельств
обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения заданий для самостоятельной работы;
обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители;
проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов к приему ребенка на воспитание в семью;
составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).
(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 03.03.2021 № П/77)
IV. Требования к уровню подготовки кандидатов в приемные родители, успешно освоивших Программу
5. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, должны иметь четкое представление:
а) о системе защиты прав детей, формах семейного устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке кандидатов в приемные родители и приемных семьей в процессе подготовки и после приема их в семьи, финансовой помощи приемным родителям;
б) об ответственности за жизнь и здоровье приемных детей, их воспитание и развитие, которую приемные родители берут на себя в связи с приемом детей, оставшихся без попечения родителей, в свои семьи;
в) о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
г) о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от их возраста, их жизненного опыта, потребностей развития, обеспечения их безопасности как в доме, так и вне дома – на улице, в общественных местах;
д) о своей семье, как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему детей, оставшихся без попечения родителей;
е) о воспитательных компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю;
ж) о порядке контактов приемных детей с кровными родителями и родственниками.
6. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, должны знать:
а) свои права и обязанности как приемных родителей, как в отношении приемного ребенка, так и в отношении сопровождающей организации;
б) закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
в) важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
г) причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
д) о влиянии прошлого опыта приемного ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами приемного ребенка, разлуки с семьей на психофизиологическое развитие и поведение приемного ребенка;
е) этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи приемному ребенку на разных этапах проживания горя;
ж) особенности протекания периода адаптации приемного ребенка в приемной семье;
з) о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к «трудному» поведению приемных детей;
и) санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;
к) способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
л) возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.
7. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, должны уметь:
а) использовать полученные знания для анализа, имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью приемного ребенка и его воспитания;
б) видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;
в) рассматривать «трудное» поведение приемного ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
г) выбирать способы реагирования на «трудное» поведение приемного ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
д) осознать природу своих чувств по поводу «трудного» поведения приемного ребенка;
е) быть готовыми оказать поддержку приемному ребенку, переживающему горе и потерю;
ж) предотвращать риск жестокого обращения с приемным ребенком в своей семье;
з) оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия приемного ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
и) преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места кровной семьи в жизни приемного ребенка;
к) прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью приемного ребенка;
л) понимать связи между потребностями развития приемного ребенка и возможностями своей семьи;
м) оценивать воспитательный ресурс своей семьи;
н) быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в деле воспитания приемного ребенка;
о) ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным родителям;
п) заботиться о здоровье приемного ребенка;
р) соблюдать конфиденциальность в отношении приемного ребенка;
с) понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения приемного ребенка.
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА, СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
ПРИКАЗ
от 01 октября 2020 года № П/408
г. Горно-Алтайск
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 03.03.2021 № П/77)
В соответствии с пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы и свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» п р и к а з ы в а ю:
Утвердить прилагаемую Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Настоящий Приказ вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Министр
А.Г. Сумин
УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства труда,
социального развития и
занятости населения Республики Алтай
от «01» октября 2020 года № П/408
ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 03.03.2021 № П/77)
I. Общие положения
Настоящая Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее – Программа), нацелена на психолого-педагогическую и правовую подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее соответственно – кандидаты в приемные родители, приемные родители, приемная семья).
2. Программа позволит кандидатам в приемные родители:
а) оценить свою психологическую готовность и реальную возможность принятия в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
б) получить информацию о правовых, медицинских и психолого-педагогических аспектах воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
в) ознакомиться с опытом опекунов (попечителей), приемных родителей, патронатных воспитателей, усыновителей (удочерителей), уже взявших на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Основные задачи Программы:
а) подготовка кандидатов в приемные родители к приему на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, выявление и формирование у кандидатов в приемные родители воспитательных компетенций, а также родительских навыков и ресурсов семьи для содержания и воспитания принятого в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее соответственно – приемный ребенок, приемные дети), в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
б) помощь кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью, в осознании реальных проблем, трудностей и рисков, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка;
в) ознакомление кандидатов в приемные родители с основами федерального законодательства и законодательства Республики Алтай в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, правами и обязанностями родителей, усыновителей, опекунов (попечителей), существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
4. Подготовка кандидатов в приемные родители осуществляется в соответствии с федеральным законодательством по очной форме, и предполагает следующие формы обучения: лекции, семинары-тренинги, индивидуальное консультирование.
II. Учебно-тематический план
(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 03.03.2021 № П/77)
№
Наименование разделов и темы
Количество часов
всего
В том числе
лек-ции
семинары-тренинги
индивиду-альное консуль-тирование
1
Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители
7
1
6
1.1.
Первичное консультирование (структурированное интервью)
2
2
1.2
Психологическое обследование кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки
4
4
1.3
Содержание, цели и задачи программы подготовки кандидатов в приемные родители
1
1
2
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей
3
1
2
2.1
Потребности развития приемного ребенка
1
1
2.2
Обеспечение потребности приемного ребенка с учетом условий жизни семьи
1
1
2.3
Формирование у кандидатов в приемные родители компетенций по воспитанию приемных детей
1
1
3
Этапы развития ребенка
6
5
1
3.1
Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка
2
1
1
3.2
Особенности воспитания и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья
3
3
3.3
Психологические особенности подросткового возраста
1
1
4
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка
4
1
3
4.1
Жестокое обращение и его последствия для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей
1
1
4.2
Диспропорции развития ребенка. Понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия
1
1
4.3
Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, оставшегося без попечения родителей, пережившего жестокое обращение
2
2
5
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)
5
5
5.1
Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни детей, оставшихся без попечения родителей
2
2
5.2
Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей
3
3
6
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи
10
2
8
6.1
Особенности ожидания приемных семей и подготовка родственников к появлению приемного ребенка
1
1
6.2
Этапы адаптационного периода приемного ребенка, и способы преодоления трудностей адаптации
2
2
6.3
Адаптация и особенности социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья
3
1
2
6.4
Особенности процесса адаптации подростка
4
1
3
7
«Трудное» поведение приемного ребенка навыки управления «трудным» поведением ребенка
6
2
4
7.1
Формы «трудного» поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, причины и способы работы с ними
4
4
8
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка
5
1
4
8.1
Создание безопасных условий для воспитания ребенка, предотвращение рисков жестокого обращения с ним
2
2
8.2
Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка
5
3
2
9
Особенности полового воспитания приемного ребенка
3
3
9.1
Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка и способы защиты от сексуального насилия
3
3
10
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка
3
3
10.1
Семья как реабилитирующая среда в обеспечении потребностей развития приемного ребенка
3
3
11
Основы федерального законодательства и законодательства Республики Алтай об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан
4
4
11.1
Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); приемная семья и различия между ними
1
1
11.2
Федеральные нормативные правовые акты и нормативные правовые акты Республики Алтай, регулирующие вопросы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей
3
3
12
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям
2
1
1
12.1
Взаимодействие приемной семьи с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей приемного ребенка, а также с социальным окружением и родительским сообществом
2
1
1
13
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители
4
2
2
13.1
Готовность и способность кандидатов в приемные родители к приему детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью
2
2
13.2
Итоговая аттестация (собеседование) и вручение кандидатам в приемные родители свидетельств о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации по форме, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации»
(далее - свидетельства)
2
2
Всего
64
20
36
8
(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 03.03.2021 № П/77)
III. Содержание Программы
(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 03.03.2021 № П/77)
Раздел
Тема
Содержание
1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители
Содержание Программы
Освоение раздела Программы осуществляется по средством проведения семинаров-тренингов, включая проведение с каждым из кандидатов в приемные родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка, оставшегося без попечения родителей).
В рамках указанного раздела изучается:
а) содержание, цели и этапы проведения Программы;
б) задачи подготовки, в том числе касающиеся:
выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании ребенка, оставшегося без попечения родителей, как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей, ответственности приемных родителей;
ознакомление кандидатов в приемные родители с федеральным законодательством в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;
в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов);
г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемнойсемьей;
д) общая характеристика установленных федеральным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Представление о потребностях развития ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей
Потребности развития ребенка.
Обеспечение потребности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей с учетом условий жизни семьи.
Формирование у кандидатов в приемные родители компетенций по воспитанию приемного ребенка
потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;
проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;
проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию приемного ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
3. Этапы развития ребенка
Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка.
Особенности воспитания и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Психологические особенности подросткового возраста
общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);
роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность;
особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в приемной семье;
основные проблемы развития детей с ОВЗ;
особенности развития ребенка с особыми потребностями здоровья, создание оптимальных условий для его развития;
подготовка и принятие всеми членами семьи ребенка с ОВЗ;
общая характеристика подросткового возраста: ведущая деятельность, ведущая (влияющая) среда, специфика межличностных отношений подростка со взрослыми и сверстниками;
основные новообразования возраста: формирование мировоззрения, «чувство взрослости» как показатель основного новообразования подросткового возраста и как форма самосознания; роль психологический потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, семейная принадлежность;
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития подростка; полоролевая ориентация и формирование культуры сексуального поведения.
4. Особенности развития и поведения ребенка, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка
Жестокое обращение и его последствия для развития ребенка.
Диспропорции развития ребенка. Понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия.
Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, оставшегося без попечения родителей, пережившего жестокое обращение
виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;
диспропорции развития ребенка; понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия;
семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;
оценка кандидатами в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)
Роль биологических родителей и кровных родственников.
Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка
потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;
причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;
типы «нарушенной привязанности» (понятий «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»);
понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.
6. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи
Особенности ожидания приемной семей и подготовка родственников к появлению приемного ребенка.
Этапы адаптационного периода ребенка и приемных родителей и способы преодоления трудностей адаптации.
Адаптация и особенности социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Особенности процесса адаптации подростка
особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка;
этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации;
тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный;
роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье;
этапы адаптации, кризисы адаптации, поиск путей решения проблем в адаптации ребенка с ОВЗ;
особенности, возможности и способы социализации ребенка с особыми потребностями здоровья;
особенности процесса адаптации подростка в приемной семье;
организация социального взаимодействия подростка со сверстниками в группах (коллективах); роль биологических родителей и кровных родственников в жизни подростка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.
7. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка
Формы «трудного» поведения ребенка, причины и способы работы с ними.
Профилактика распространения криминальной субкультуры, идеологии экстремизма и терроризма среди несовершеннолетних
формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними;
эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;
причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;
понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты;
психология молодежной субкультуры;
деструктивные неформальные молодежные объединения как фактор риска;
методы по предупреждению вовлечения несовершеннолетних в деструктивные неформальные объединения;
предварительная иммунизация несовершеннолетних к экстремисткой идеологии, формирование неприятия насилия как такового;
8. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвраще-нию рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка
Создание безопасных условий для воспитания ребенка, предотвращение рисков жестокого обращения с ним.
Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
Дети с ВИЧ и другими социально значимыми заболеваниями
создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);
способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;
предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;
медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка;
влияние наследственности, наиболее часто встречающиеся генетические заболевания и их диагностика;
способы защиты ребенка от информации, наносящий вред его здоровью и развитию, основные принципы информационной безопасности;
ВИЧ-инфекция у детей, особенности протекания и лечения;
социально-значимые заболевания (туберкулез, гепатиты, сифилис): особенности, причины, пути передачи, современное лечение;
права и ограничения людей с диагнозом ВИЧ-инфекция, обязанности законных представителей детей с диагнозом ВИЧ-инфекция;
потребности семей, воспитывающих детей с ВИЧ;
возможности получения помощи семьям в поддержки детей, живущих с ВИЧ.
9. Особенности полового воспитания ребенка
Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка и способы защиты от сексуального насилия
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуа-лизированного поведения;
формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности;
способы защиты ребенка от сексуального насилия.
10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка
Семья как реабилитирующая среда в обеспечении потребностей развития ребенка
родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка;
стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители;
способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;
социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;
семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;
понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
11. Основы федерального законодательст-ва и законно-дательства Республики Алтай об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан
Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство), приемная семья и различия между ними.
Федеральные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты Республики Алтай, регулирующие вопросы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей
правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в приемную семью;
формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства;
требования, предъявляемые федеральным законодательством к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем;
порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;
порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;
порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье;
порядок оформления (переофор-мления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;
меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством Республики Алтай; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;
защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;
порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;
правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей;
порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье и приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семьи и ребенку;
последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;
порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, судов.
12.Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям
Взаимодействие приемной семьи с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей приемного ребенка, а также с социальным окружением и родительским сообществом
родительские и профессиональные функции приемной семьи;
взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей приемного ребенка, а также важность такого взаимодействия;
информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи;
взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом
13. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители
Готовность и способность кандидатов в приемные родители к приему детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание
в свою семью.
Итоговая аттестация (собеседование) и вручение кандидатам в приемные родители свидетельств
обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения заданий для самостоятельной работы;
обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители;
проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов к приему ребенка на воспитание в семью;
составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).
(в редакции приказа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 03.03.2021 № П/77)
IV. Требования к уровню подготовки кандидатов в приемные родители, успешно освоивших Программу
5. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, должны иметь четкое представление:
а) о системе защиты прав детей, формах семейного устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке кандидатов в приемные родители и приемных семьей в процессе подготовки и после приема их в семьи, финансовой помощи приемным родителям;
б) об ответственности за жизнь и здоровье приемных детей, их воспитание и развитие, которую приемные родители берут на себя в связи с приемом детей, оставшихся без попечения родителей, в свои семьи;
в) о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
г) о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от их возраста, их жизненного опыта, потребностей развития, обеспечения их безопасности как в доме, так и вне дома – на улице, в общественных местах;
д) о своей семье, как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему детей, оставшихся без попечения родителей;
е) о воспитательных компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю;
ж) о порядке контактов приемных детей с кровными родителями и родственниками.
6. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, должны знать:
а) свои права и обязанности как приемных родителей, как в отношении приемного ребенка, так и в отношении сопровождающей организации;
б) закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
в) важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
г) причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
д) о влиянии прошлого опыта приемного ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами приемного ребенка, разлуки с семьей на психофизиологическое развитие и поведение приемного ребенка;
е) этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи приемному ребенку на разных этапах проживания горя;
ж) особенности протекания периода адаптации приемного ребенка в приемной семье;
з) о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к «трудному» поведению приемных детей;
и) санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;
к) способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
л) возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.
7. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, должны уметь:
а) использовать полученные знания для анализа, имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью приемного ребенка и его воспитания;
б) видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;
в) рассматривать «трудное» поведение приемного ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
г) выбирать способы реагирования на «трудное» поведение приемного ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
д) осознать природу своих чувств по поводу «трудного» поведения приемного ребенка;
е) быть готовыми оказать поддержку приемному ребенку, переживающему горе и потерю;
ж) предотвращать риск жестокого обращения с приемным ребенком в своей семье;
з) оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия приемного ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
и) преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места кровной семьи в жизни приемного ребенка;
к) прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью приемного ребенка;
л) понимать связи между потребностями развития приемного ребенка и возможностями своей семьи;
м) оценивать воспитательный ресурс своей семьи;
н) быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в деле воспитания приемного ребенка;
о) ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным родителям;
п) заботиться о здоровье приемного ребенка;
р) соблюдать конфиденциальность в отношении приемного ребенка;
с) понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения приемного ребенка.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 07.10.2020 |
Рубрики правового классификатора: | 040.040.020 Права несовершеннолетних детей (см. также 030.020.040, 040.080.000, 060.020.160), 040.080.000 Охрана семьи, материнства, отцовства и детства |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: