Основная информация

Дата опубликования: 01 декабря 2017г.
Номер документа: RU13000201700875
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Мордовия
Принявший орган: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ГУБЕРНАТОР КАМЧАТСКОГО КРАЯ

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПРИКАЗ

от 1 декабря 2017 г. № 375-П

г. Саранск

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗАНОСА И РАСПРОСТРАНЕНИЯ АФРИКАНСКОЙ ЧУМЫ СВИНЕЙ (АЧС) НА ТЕРРИТОРИЮ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА 2018 - 2020 ГОДЫ»

Приказываю:

1. Утвердить ведомственную целевую программу «Профилактика и предупреждение заноса и распространения африканской чумы свиней (АЧС) на территорию Республики Мордовия на 2018 - 2020 годы».

2. Разместить настоящий приказ на официальном сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия и опубликовать в газете «Известия Мордовии».

3. Направить настоящий приказ в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия для включения его в федеральный регистр нормативно-правовых актов Республики Мордовия.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра - начальника отдела развития отраслей животноводства и племенного дела Литяйкина О.М.

Первый заместитель Председателя

Правительства - Министр сельского

хозяйства и продовольствия

Республики Мордовия

В.Н.СИДОРОВ

Приложение

к приказу Первого заместителя Председателя

Правительства - Министра сельского

хозяйства и продовольствия

Республики Мордовия

от 1 декабря 2017 г. № 375-П

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗАНОСА И РАСПРОСТРАНЕНИЯ АФРИКАНСКОЙ ЧУМЫ СВИНЕЙ (АЧС) НА ТЕРРИТОРИЮ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА 2018 - 2020 ГОДЫ»

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Орган исполнительной власти Республики Мордовия, являющийся главным распорядителем средств республиканского бюджета Республики Мордовия

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия

Наименование ведомственной целевой Программы

Профилактика и предупреждение заноса и распространения африканской чумы свиней (АЧС) на территорию Республики Мордовия на 2018 - 2020 годы

Наименование государственной программы Республики Мордовия

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы

Наименование подпрограммы государственной программы Республики Мордовия

Развитие отраслей агропромышленного комплекса

Должностное лицо, утвердившее программу (дата утверждения), или наименование и номер соответствующего нормативного правового акта

Приказ Первого заместителя Председателя Правительства - Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия от ____________ ноября 2017 г. № ______

Разработчики ведомственной целевой Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия

Исполнители ведомственной целевой Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия, Республиканская ветеринарная служба Республики Мордовия

Цель и задачи Программы

Целью Программы является:

реализация комплекса мероприятий по профилактике и предупреждению заноса и распространения африканской чумы свиней (АЧС) на территорию Республики Мордовия; минимизация потерь доходности отрасли свиноводства под воздействием эпизоотических рисков от вируса АЧС.

Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:

повышение уровня противоэпизоотических мероприятий и совершенствование лабораторно-мониторингового контроля заболеваемости домашних свиней и диких кабанов АЧС;

осуществление противоэпизоотических мероприятий в отношении карантинных и особо опасных болезней животных, в том числе вируса АЧС;

стимулирование разведения альтернативных свиноводству видов сельскохозяйственных животных сельскохозяйственными товаропроизводителями, содержащими свинопоголовье, имеющими при этом низкий уровень биологической защиты или незащищенных от угроз;

развитие индустриального (промышленного) свиноводства в Республике Мордовия;

создание условий содержания сельскохозяйственных животных, обеспечивающих зоосанитарную безопасность объектов промышленного свиноводства и предприятий, осуществляющих убой свиней и/или первичную и промышленную переработку мяса свинины;

своевременный сбор, и утилизация биологических отходов;

применение современных технологий утилизации биологических отходов;

Целевые индикаторы и показатели Программы

объем продукции свиноводства в живом весе всего - 221 тыс. тонн,

в том числе по годам:

2018 год - 60 тыс. тонн;

2019 год - 72 тыс. тонн;

2020 год - 89 тыс. тонн

количество ЛПХ и КФХ, переведенных на альтернативные свиноводству направления животноводства всего - 410 ед.

в том числе по годам:

2018 год - 180 ед.;

2019 год - 90 ед.;

2020 год - 70 ед.

Характеристика программных мероприятий

переход сельхозтоваропроизводителей, имеющих свинопоголовье, при этом не защищенных от угроз (компартмент I), а также низкого (компартмент II) и среднего (компартмент III) уровня защиты, на альтернативные свиноводству виды животноводства.

Субсидии предоставляются из республиканского бюджета Республики Мордовия бюджетам муниципальных районов Республики Мордовия на софинансирование расходных обязательств на мероприятия по переходу граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на альтернативные свиноводству виды животноводства;

сбор и утилизация биологических отходов организациями осуществляющими сбор и утилизацию биологических отходов;

приобретение оборудования для переработки биологических отходов организациями осуществляющими сбор и утилизацию биологических отходов;

приобретение лабораторного оборудования для пробоподготовки и диагностики африканской чумы свиней;

размещение информационных сообщений в СМИ о степени распространения АЧС, мерах по предупреждению заноса, действиях в очаге инфекции и угрожаемых зонах.

Сроки реализации Программы

2018 - 2020 годы

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем - 112,506 млн. рублей в текущих ценах, в том числе по годам:

2018 - 39,153 млн. рублей;

2019 - 37,203 млн. рублей;

2020 - 36,150 млн. рублей,

в том числе:

за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия - 90,0 млн. рублей, в том числе по годам:

2018 - 30,0 млн. рублей;

2019 - 30,0 млн. рублей;

2020 - 30,0 млн. рублей.

за счет внебюджетных средств - 22,506 млн. рублей, в том числе по годам:

2018 - 9,153 млн. рублей;

2019 - 7,203 млн. рублей;

2020 - 6,150 млн. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели ее социально-экономической эффективности

повышение ветеринарного благополучия Республики Мордовия;

недопущение возникновения очагов АЧС, минимизация возможного экономического ущерба и сопутствующих негативных социальных и экологических последствий;

увеличение доли личных (подсобных) хозяйств граждан, развивающих альтернативные свиноводству виды животноводства;

увеличение занятости населения;

увеличение производства продукции промышленного свиноводства;

модернизация материально-технической и лабораторной базы Республиканской ветеринарной службы Республики Мордовия;

готовность к проведению мероприятий по ликвидации очагов инфекции (при возникновении АЧС);

организация постов досмотра и проведение ветеринарно-санитарной обработки транспортных средств, пересекающих границу Республики Мордовия (при возникновении АЧС);

организация системы сбора, транспортировки и утилизации биологических отходов;

повышение информированности населения о риске возникновения угрозы АЧС, о мерах профилактики распространения вируса АЧС и действиях при выявлении очага АЧС;

защита окружающей среды от загрязнения.

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

1.1. Проблемы борьбы с вирусом африканской чумы свиней

На территории Российской Федерации африканская чума свиней среди домашних свиней распространяется с 2007 года. За десять лет, за которые распространяется это заболевание, АЧС принесла многомиллиардные убытки российскому агропромышленному комплексу. Прямые потери за этот период оцениваются в 5 млрд. руб., непрямые - минимум в десять раз больше.

По данным Национальной мясной ассоциации (НМА), в стоимостном выражении объем российского рынка свинины на убой за последние два года остается почти неизменным - около 300 млрд. руб. в год. По подсчетам консалтинговой компании I№dexBox на основе данных Росстата, объем производства свинины в России в 2016 году составил 300,9 млрд. руб. по сравнению с 290,1 млрд. руб. годом ранее.

С начала регистрации первых случаев АЧС в России в 2007 году общие потери поголовья составили 800 тыс. свиней. Всего за прошедшее время было зарегистрировано свыше 1,1 тыс. вспышек АЧС в 46 регионах России.

Наиболее опасная ситуация в Центральном и Приволжском федеральных округах, где сосредоточено более 60% поголовья свиней. По данным Россельхознадзора, с начала 2017 года болезнь зарегистрирована на территории девятнадцати субъектов РФ: Республика Крым, Ростовская, Владимирская, Саратовская, Ивановская, Орловская, Самарская, Московская, Иркутская и Волгоградская области. Кроме того, вспышки регистрировались в Воронежской, Псковской, Омской, Новгородской, Нижегородской, Тамбовской, Белгородской областях, Краснодарском крае и Красноярском крае.

Россельхознадзор считает неблагоприятным прогноз по распространению АЧС на территориях республик Мордовия, Удмуртия, Марий Эл и Башкортостан, а также вирус может затронуть Ульяновскую, Костромскую и Кировскую области.

По данным Россельхознадзора, более 80% поголовья свиней в неблагополучных регионах содержится в промышленных свинокомплексах. При этом примерно в 90% случаев АЧС регистрируется сначала в личных подсобных хозяйствах, а уже затем переносится на крупные предприятия. По мнению ветеринарной службы, это связано с тем, что в настоящее время в России отсутствуют правила содержания сельскохозяйственных животных в мелких хозяйствах, учет поголовья ведется только на добровольной основе, а обязанности граждан при угрозе возникновения заболевания не определены.

Таким образом, в настоящее время сложилась принципиально новая ситуация, когда АЧС - одна из самых опасных и специфичных болезней животных, приобрела, по признанным Всемирной организацией здравоохранения животных (МЭБ) признакам и характеристикам, статус эндемической (постоянно присутствующей на территории страны) болезни для Российской Федерации. Это означает, что на территории ряда регионов России сложилось стационарное неблагополучие по АЧС и это заболевание стало фактором, постоянно и резко негативно влияющим на состояние одной из важнейших отраслей сельского хозяйства - промышленного свиноводства, на связанные с ним области хозяйствования.

Сейчас Россия находится на грани новой волны распространения, которая может затронуть всю европейскую часть территории Российской Федерации. Отмечается тенденция роста заболевания АЧС свиней в личных подсобных хозяйствах граждан и даже на «закрытых» свинокомплексах. При этом доля вспышек АЧС вследствие скармливания свиньям непроваренных пищевых отходов по данным Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору составляет 45%.

Высокую озабоченность вызывают популяции диких кабанов, способных в течение нескольких дней распространить вирус АЧС на сотни километров от места их заражения. На территории Российской Федерации только за 10 месяцев 2017 года было зарегистрировано 27 случаев африканской чумы свиней в популяции диких кабанов.

По оценке Россельхознадзора, с учетом складывающейся ситуации, высоко вероятен вынос инфекции в виде отдельных очагов в любой из субъектов РФ. При этом прямые потери по свинопоголовью могут составить до 300000 голов (~560 - 700 млн. руб.), а на мероприятия по ликвидации вспышек - до 380 млн. руб. Непрямые потери (бюджеты всех уровней + потери бизнес-сообщества) - до 6,7 млрд. руб., включая потери от ограничений торговли и перевозок продукции свиноводства, другой продукции животноводства и растениеводства.

Агропромышленный комплекс (АПК) Республики Мордовия производит 13% валового регионального продукта и обеспечивает занятость 20% населения. АПК выделен в качестве одного из основных приоритетов экономической политики региона. В части основных показателей Государственной программы Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия прогнозируются: индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2020 г. к 2012 г. - 132,0%, в том числе продукции растениеводства - 134,8%, продукции животноводства - 129,9%. Среднегодовой темп роста продукции сельского хозяйства в период до 2020 г. должен составить не менее 2,8 - 3,0%. Увеличение продукции сельского хозяйства в большей степени будет обеспечено за счет роста объемов производства в животноводстве. К 2020 г. Республика Мордовия планирует увеличить поголовье свиней до 600 тыс. голов.

Реализации планов не должны помешать проблемы в обеспечении ветеринарного благополучия Республики Мордовия. Следует исходить из того, что при оптимистичном варианте развития событий на искоренение АЧС в России потребуется не менее 5 - 8 лет, а при пессимистичном - десятки лет. Поэтому АЧС следует рассматривать как долгосрочную проблему, требующую реализации нормативно-правовых, организационных, технических, финансовых и других решений.

1.2. Состояние свиноводства и анализ рисков возникновения африканской чумы свиней в Республике Мордовия

По мнению Россельхознадзора Республика Мордовия находится в зоне риска по возникновению АЧС.

Вероятность заноса и распространения вируса африканской чумы свиней в Республику Мордовия определяется рядом обстоятельств:

- Мордовия расположена в центре европейской части России, на перекрестке важнейших путей из Центра в Поволжье, на Урал, в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию;

- Мордовия имеет высокую численность восприимчивой к вирусу АЧС популяции домашних свиней, на 1 октября 2017 г. - 363,5 тыс. голов.

- Несмотря на то, что произошло значительное сокращение поголовья свиней в ЛПХ граждан, где уровень исполнения ветеринарно-санитарных правил ниже, чем в крупных свиноводческих хозяйствах, их поголовье довольно-таки высоко (8,5%).

В последние годы в республике значительное развитие получила отрасль свиноводства. За период с 2006 по 2017 годы на территории Мордовии успешно реализованы инвестиционные проекты по строительству свиноводческих комплексов в ЗАО «Мордовский бекон», ООО «Мордовский племенной центр», ООО «Моргинское», ОАО «Агрофирма «Норов», ООО «Селищинское».

В 2000 - 2017 годах во всех категориях хозяйств республики поголовье свиней увеличилось более чем в 2 раза - с 163,7 тыс. голов до 363,5 тыс. голов

Всего в 2017 году сельхозпроизводителями всех категорий хозяйств Республики Мордовия планируется произвести более 56 тыс. тонн свиней на убой.

В настоящее время продолжается расширение производственных мощностей ООО «Мордовский племенной центр» и реализуется крупнейший инвестиционный проект по строительству свиноводческого комплекса на 6330 продуктивных свиноматок (Глобал-Поволжье).

Без реализации в комплексе мероприятий федеральными, республиканскими органами власти и учреждениями, органами местного самоуправления, собственниками свинопоголовья Республики Мордовия невозможно сохранить достигнутый уровень развития отрасли, предупредить занос болезни, выявить ее в кратчайшие сроки, ограничить распространение, уничтожить очаги инфекции и обеспечить организацию и соблюдение карантинных мероприятий, тем самым обеспечить сохранность поголовья свиней в секторе промышленного производства.

Необходимость ведомственной поддержки Программы диктуется особым статусом инфекции в мире, как наносящей значительный экономический и социальный ущерб.

Одним из возможных факторов, способствующих возникновению и распространению вируса АЧС и других особо опасных инфекционных заболеваний является уровень организации утилизации и переработки биологических отходов.

В республике имеется 2 завода по утилизации биологических отходов - ГУП РМ «Саранский ветеринарно-санитарный утилизационный завод» и ООО «Юбилейное».

Недостаточный контроль за сферой образования биологических отходов, отсутствие действенной системы их учета и анализа циркуляции на всех уровнях их образования, отсутствие механизма выявления некачественной и опасной продукции животного происхождения на ранних этапах ее образования, или другими словами, в момент трансформации в биологические отходы. Все это создают угрозу распространения эпидемий и загрязнения окружающей среды.

В настоящее время в Республике Мордовия активно развивается отрасль животноводства, что способствует образованию большого объема биологических отходов, которые необходимо утилизировать в оптимально короткие сроки.

Правила сбора и утилизации биологических отходов регламентированы ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. № 13-7-2/469).

Проблема утилизации биологических отходов остро стоит в большинстве регионов Российской Федерации. Но в большинстве случаев происходит уничтожение путем сброса в биотермические ямы, скотомогильники, либо сжиганием, в лучшем случае, в крематориях.

Постановлением Правительства Республики Мордовия от 3 марта 2017 г. № 152 утвержден «Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Мордовия на возмещение части затрат, связанных со сбором, переработкой и утилизацией биологических отходов и на финансовое обеспечение части затрат, связанных с приобретением оборудования для переработки и утилизации биологических отходов, специализированного транспорта». В рамках данного постановления начата модернизация ветсанутильзавода, частично обновлен парк специализированной техники, возмещаются затраты по сбору, транспортировке и утилизации биологических отходов от сельхозтоваропроизводителей.

Техническая и технологическая модернизация имеющихся мощностей по сбору, транспортировке и утилизации биологических отходов позволяет:

утилизировать отходы в соответствии с санитарно-экологическими нормами, не нанося вред окружающей среде;

производить белок животного происхождения для комбикормов - ценный компонент рационов животных и птицы;

исключить возможность распространения особо опасных болезней, в том числе и африканской чумы свиней.

1.3. Краткие итоги реализации программы «Профилактика и предупреждение заноса и распространения африканской чумы свиней (АЧС) на территорию Республики Мордовия на 2015 - 2017 годы»

В рамках реализации программы «Профилактика и предупреждение заноса и распространения африканской чумы свиней (АЧС) на территорию Республики Мордовия на 2015 - 2017 годы» в 2016 году была начата работа по созданию 5 км буферных зон вокруг промышленных свиноводческих предприятий и вдоль границы Республики Мордовия.

В 19-ти районах республики определены 267 населенных пункта, в которых рабочими группами, состоящими из представителей администраций районов, администраций сельских поселений, республиканской ветеринарной службы был проведен подворный обход более 54 тыс. домовладений. Выявлено 4346 личных подсобных хозяйства, в которых содержалось 11702 головы свиней.

Принято Постановление Правительства Республики Мордовия № 374 от 21 июля 2016 года «Об утверждении Порядка представления субсидий из республиканского бюджета Республики Мордовия бюджетам муниципальных районов Республики Мордовия на софинансирование расходных обязательств на мероприятия по переходу граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на альтернативные свиноводству виды животноводства».

За время проведения мероприятий по переводу на альтернативные свиноводству направления животноводства и заключению соглашений об отказе от содержания и разведения свиней, свинопоголовье сократилось на 8991 голов в 3346 ЛПХ.

В рамках перехода на альтернативные свиноводству направления животноводства при отказе от дальнейшего разведения и содержания свиней населением республики в 2016 году закуплено более 1300 голов молодняка крупного и мелкого рогатого скота, нетелей, коров на общую сумму 30 млн. рублей.

В 2017 году на мероприятия по переходу на альтернативные свиноводству виды животноводства в муниципальные районы перечислены средства в количестве 26,2 млн. руб.

В целях совершенствования материально-технической базы ветеринарной службы Республики Мордовия за счет средств республиканского бюджета, создан мобильный отряд постоянной готовности. В настоящее время он укомплектован большей частью необходимого оборудования.

Это позволило в периоды повышения угрозы заноса на территорию республики африканской чумы свиней организовывать круглосуточную работу карантинных ветеринарных постов, благодаря чему удалось предупредить занос вируса АЧС на территорию республики.

Ведется работа по снижению численности популяции дикого кабана.

Благодаря укреплению материально-технической базы ветеринарной лаборатории, в республике постоянно проводятся мониторинговые исследования на АЧС.

В рамках перехода на альтернативные свиноводству направления животноводства при отказе от дальнейшего разведения и содержания свиней населением республики закуплено более 2000 голов молодняка крупного и мелкого рогатого скота, нетелей, коров.

Раздел 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целью Программы является реализация комплекса мероприятий по профилактике и предупреждению заноса и распространения АЧС на территорию Республики Мордовия; минимизация потерь доходности отрасли свиноводства под воздействием эпизоотических рисков от вируса АЧС.

В соответствии с поставленной целью следует решить следующие задачи:

повышение уровня противоэпизоотических мероприятий и совершенствование лабораторно-мониторингового контроля заболеваемости домашних свиней и диких кабанов АЧС;

осуществление противоэпизоотических мероприятий в отношении карантинных и особо опасных болезней животных, в том числе вируса АЧС;

стимулирование разведения альтернативных свиноводству видов сельскохозяйственных животных сельскохозяйственными товаропроизводителями, содержащими свинопоголовье, имеющими при этом низкий уровень биологической защиты или незащищенных от угроз;

развитие индустриального (промышленного) свиноводства в Республике Мордовия;

создание условий содержания сельскохозяйственных животных, обеспечивающих зоосанитарную безопасность объектов промышленного свиноводства и предприятий, осуществляющих убой свиней и/или первичную и промышленную переработку мяса свиней;

своевременный сбор, и утилизация биологических отходов;

применение современных технологий утилизации биологических отходов;

Раздел 3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ

В целях предупреждения заноса и распространения АЧС Программой предусмотрена система мер, направленная на:

- повышение ветеринарного благополучия Республики Мордовия;

- недопущение возникновения очагов АЧС, минимизация возможного экономического ущерба и сопутствующих негативных социальных и экологических последствий;

- увеличение доли личных (подсобных) хозяйств граждан, развивающих альтернативные свиноводству виды животноводства;

- увеличение занятости населения;

- увеличение производства продукции промышленного свиноводства;

- модернизацию материально-технической и лабораторной базы Республиканской ветеринарной службы Республики Мордовия;

- модернизацию материально-технической и производственной базы сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих разведение свиней;

- готовность к проведению мероприятий по ликвидации очагов инфекции (при возникновении АЧС);

- организацию постов досмотра и проведение ветеринарно-санитарной обработки транспортных средств, пересекающих границу Республики Мордовия (при возникновении АЧС в сопредельных субъектах);

- организация системы сбора, транспортировки и утилизации биологических отходов;

- повышение информированности населения о риске возникновения угрозы АЧС, о мерах профилактики распространения вируса АЧС и действиях при выявлении очага АЧС;

- создание до 2020 года пятикилометровой буферной зоны вокруг свиноводческих предприятий и перерабатывающих свинину производств, свободной от свинопоголовья, с целью предотвращения угрозы заноса и возникновения африканской чумы свиней;

- защиту окружающей среды от загрязнения.

В результате реализации Программы свиноводство будет переведено на качественно новый уровень, что неизбежно будет иметь мультипликативный эффект для экономики региона в целом (табл. 1).

Таблица 1 - Целевые индикаторы

ведомственной целевой программы

Наименование индикатора

Ед. изм

2018 г

2019 г

2020 г

Объем продукции свиноводства в живом весе

тыс. тонн

60

72

89

Количество ЛПХ и КФХ, переведенных на альтернативные свиноводству направления животноводства

ед.

180

90

70

Раздел 4. ПЕРЕЧЕНЬ И ОПИСАНИЕ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Решение основных задач программы будет обеспечено выполнением комплекса программных мероприятий:

- переход сельхозтоваропроизводителей, имеющих свинопоголовье, при этом не защищенных от угроз (компартмент I), а также низкого (компартмент II) и среднего (компартмент III) уровня защиты, на альтернативные свиноводству виды животноводства.

Субсидии предоставляются из республиканского бюджета Республики Мордовия бюджетам муниципальных районов Республики Мордовия на софинансирование расходных обязательств на мероприятия по переходу граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на альтернативные свиноводству виды животноводства;

- сбор и утилизация биологических отходов организациями осуществляющими сбор и утилизацию биологических отходов;

- приобретение оборудования для переработки биологических отходов организациями осуществляющими сбор и утилизацию биологических отходов;

- приобретение лабораторного оборудования для пробоподготовки и диагностики африканской чумы свиней;

- размещение информационных сообщений в СМИ о степени распространения АЧС, мерах по предупреждению заноса, действиях в очаге инфекции и угрожаемых зонах.

Перечень мероприятий Программы, в том числе мероприятий, по которым планируется оказать государственную поддержку, и потребность в денежных средствах по годам приведен в приложении 1.

Раздел 5. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация программы рассчитана на 3 года, с 2018 по 2020 гг., без разделения на этапы.

Раздел 6. ОПИСАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация Программы позволит повысить уровень защищенности свиноводства и способность организовать мероприятия по ликвидации АЧС в Республике Мордовия (при возникновении очага).

Социальные последствия реализации Программы связаны с сохранением комфортных условий для граждан: трудовой занятости населения в сельской местности, обеспечением рабочих мест в пищевой промышленности, беспрепятственным передвижением людей и товаров, бесперебойным и сбалансированным потреблением мясопродуктов населением.

Экологический ущерб мероприятий по ликвидации АЧС обусловлен необходимостью сжигания десятков тысяч трупов свиней, захоронения остатков животных на обширных территориях, использованием в ходе дезинфекции десятков тонн хлорсодержащих веществ, щелочи, формалина. Эффективные мероприятия по защите от проникновения и распространения АЧС позволят избежать возможного ущерба окружающей среде.

Успешная реализация Программы будет способствовать:

- реализации планов по наращиванию свинопоголовья;

- повышению доли сельхозпроизводства в общем балансе валового продукта Республики Мордовия;

- увеличению количества занятых в агропромышленном комплексе граждан.

6.1. Оценка рисков реализации Программы

Реализация программных мероприятий сопряжена с определенными рисками, связанными с эпизоотической ситуацией в свиноводстве, провоцирующей спад поголовья свиней и приводящей к снижению объемов производства свинины.

Прогнозируемые риски могут спровоцировать снижение производства свинины к ранее достигнутым объемам:

- финансирование мероприятий программы не в полном объеме;

- продукция не находит сбыта в нужном стоимостном выражении и в расчетные сроки.

Существуют также риски, связанные с макроэкономическими и внешнеэкономическими факторами.

Раздел 7. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Эффективность расходования бюджетных средств будет определяться исходя из соответствия реализуемых в рамках Программы мероприятий целям и задачам Программы на основе количественных и качественных индикаторов, достижение которых обеспечит реальную защищенность от АЧС и готовность к ликвидации вероятных очагов инфекции за оцениваемый период.

Повышение уровня диагностических исследований, обеспечение ветеринарных служб средствами и техникой для дезинфекции, благотворно скажутся на общем уровне ветеринарной безопасности в Республике Мордовия, развития животноводства в целом.

Качественное улучшение системы мониторинга и лабораторной диагностики ветеринарной службы позволит параллельно решать вопросы эффективности вакцинопрофилактики против других инфекционных болезней продуктивных животных, контроля импортируемого поголовья.

Техническое перевооружение ветеринарной службы и сельхозпредприятий объектами транспортировки и утилизации биологических отходов приведет к повышению надежности и эффективности регулярно проводимых мероприятий по дезинфекции, дезинсекции, дератизации.

Раздел 8. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Количественный метод:

Оценка производится на основе анализа государственных статистических и ведомственных отраслевых форм отчетности, утвержденных приказом Минсельхоза России.

Качественный метод:

достижение плановых значений и целевых индикаторов:

объемы производства свинины в живом весе.

Результатом реализации Программы является планируемый прирост объемов производства свинины в живом весе, продукции (услуг) ветсанутильзавода и объемов выручки от реализации, которая будет получена за период реализации Программы от достигнутого уровня за предыдущий за счет финансирования программных мероприятий из средств республиканского бюджета и внебюджетных средств.

Таблица 2 - Расчет эффективности расходования

средств финансирования по Программе

Показатели

Ед. изм.

Годы

2018

2019

2020

Всего за 3 года

Прирост выручки от реализации продукции свиноводства <*>

млн. руб

103,7

1244,4

1762,9

3111,0

Финансирование мероприятий, всего (привлеченные и бюджетные средства)

всего (Фобщ.)

млн. руб

39,153

37,203

36,150

112,506

в том числе за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия

Фб

млн. руб

30,0

30,0

30,0

90,0

Показатели эффективности

Эобщ.

%

в 2,6 р.

в 33,4 р

в 48,8 р

в 27,6 р

Эффективность расходования средств финансирования определена по соотношению конечных результатов Программы и затрат на ее реализацию по коэффициенту Эобщ, который показывает соотношение основного индикатора (валового продукта в стоимостном выражении) к общему объему финансирования по формуле:

Эобщ = ВП / Ф x 100,

где Эобщ - коэффициент общей эффективности расходования финансовых средств, ВП - ежегодный прирост товарной продукции в стоимостном выражении, Ф - объем финансирования производства продукции.

Оценка эффективности расходования бюджетных средств господдержки должна осуществляться ежегодно в течение всего срока реализации Программы.

Как видно из таблицы, значение коэффициента Эобщ. в среднем арифметическом выражении составляет 27,6 раз. Это означает высокую степень возмещения общих затрат по Программе через прирост валового продукта отрасли.

Раздел 9. ОБОСНОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ В НЕОБХОДИМЫХ РЕСУРСАХ

Потребность в ресурсах определена исходя из оценки существующего состояния ветеринарной защиты от заноса и распространения АЧС, подготовленности к ее ликвидации, необходимости укрепления материально-технической базы до достижения требуемого уровня. В соответствии с поставленными задачами денежные средства будут направлены на оснащение ветеринарных лабораторий современным оборудованием, материалами, диагностикумами, обновление парка специализированных машин и создание запасов средств для дезинфекции, профилактику инфекционных болезней, строительство объектов санитарной защиты, строительство цехов по утилизации биологических отходов, приобретение специализированного транспорта для сбора и транспортировки биологических отходов.

Реализация целевой Программы осуществляется за счет республиканского бюджета, а также внебюджетного финансирования.

9.1. Финансирование Программы

Общий объем финансирования реализации Программы составляет 112,506 млн. руб. в текущих ценах.

Ресурсное обеспечение программы - приложение 2.

Раздел 10. ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ

Комплексное управление Программой осуществляется субъектом бюджетного планирования - Минсельхозпродом Республики Мордовия.

Система управления реализацией Программы:

- ответственными за реализацию Программы являются Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия и Республиканская ветеринарная служба Республики Мордовия;

- финансирование программных мероприятий осуществляет отдел финансов, бухгалтерского учета и отчетности Минсельхозпрода Республики Мордовия и Республиканская ветеринарная служба Республики Мордовия;

- мониторинг реализации программы осуществляет Республиканская ветеринарная служба Республики Мордовия и отдел развития отраслей животноводства и племенного дела Минсельхозпрода Республики Мордовия.

Реализация мероприятий Программы будет осуществляться во взаимодействии со следующими органами исполнительной власти Республики Мордовия:

- Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия;

- Министерство финансов Республики Мордовия;

- Министерство экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия;

- Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия;

- Администрации муниципальных образований Республики Мордовия.

Программа предполагает взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти:

- Управление Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области;

- Министерство внутренних дел по Республике Мордовия;

- Главное управление МЧС России по Республике Мордовия;

- Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия.

Порядок взаимодействия исполнительных органов власти Федерации, Республики, органов местного самоуправления и учреждений при возникновении и ликвидации очага АЧС на территории утверждается отдельным соглашением.

Приложение 1

ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗАНОСА И РАСПРОСТРАНЕНИЯ АФРИКАНСКОЙ ЧУМЫ СВИНЕЙ (АЧС) НА ТЕРРИТОРИЮ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА 2018 - 2020 ГОДЫ», ПО КОТОРЫМ ПЛАНИРУЕТСЯ ОКАЗАТЬ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОДДЕРЖКУ

№ п/п

Перечень программных мероприятий

Потребность в средствах, млн. руб.

Всего

в том числе:

2018 г.

2019 г.

2020 г.

Мероприятия сельхозтоваропроизводителей и организаций осуществляющих сбор и утилизацию биологических отходов

1

Переход сельхозтоваропроизводителей, имеющих свинопоголовье, при этом не защищенных от угроз (компартмент I), а также низкого (компартмент II) и среднего (компартмент III) уровня защиты, на альтернативные свиноводству виды животноводства

59,000

20,000

20,000

19,000

2

Сбор, переработка и утилизация биологических отходов юридическими лицами, основным видом деятельности которых по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) является «Производство кормового микробиологического белка, премиксов, кормовых витаминов, антибиотиков, аминокислот и ферментов»

9,000

3,000

3,000

3,000

3

Приобретение юридическими лицами, основным видом деятельности которых по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) является «Производство кормового микробиологического белка, премиксов, кормовых витаминов, антибиотиков, аминокислот и ферментов», оборудования для переработки и утилизации биологических отходов

4,000

3,000

1,000

0,000

Итого

72,000

26,000

24,000

22,000

Мероприятия Республиканской ветеринарной службы Республики Мордовия

4

Приобретение лабораторного оборудования для пробоподготовки и диагностики африканской чумы свиней

18,000

4,000

6,000

8,000

5

Размещение информационных сообщений в СМИ о степени распространения АЧС, мерах по предупреждению заноса, действиях в очаге инфекции и угрожаемых зонах

0,000

0,000

0,000

0,000

Итого

18,000

4,000

6,000

8,000

Всего

90,000

30,000

30,000

30,000

Приложение 2

ОБЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ФИНАНСИРОВАНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ «ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗАНОСА И РАСПРОСТРАНЕНИЯ АФРИКАНСКОЙ ЧУМЫ СВИНЕЙ (АЧС) НА ТЕРРИТОРИЮ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА 2018 - 2020 ГОДЫ» И ЕГО ИСТОЧНИКИ

№ п/п

Перечень программных мероприятий

Годы

Общая сумма затрат, млн. руб.

в т.ч. источники, млн. рублей

Внебюджетные источники

Республиканский бюджет Республики Мордовия

Мероприятия сельхозтоваропроизводителей и организаций осуществляющих сбор и утилизацию биологических отходов

1

Переход сельхозтоваропроизводителей, имеющих свинопоголовье, при этом не защищенных от угроз (компартмент I), а также низкого (компартмент II) и среднего (компартмент III) уровня защиты, на альтернативные свиноводству виды животноводства

2018

21,053

1,053

20,000

2019

21,053

1,053

20,000

2020

20,000

1,000

19,000

итого

62,106

3,106

59,000

2

Сбор, переработка и утилизация биологических отходов юридическими лицами, основным видом деятельности которых по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) является «Производство кормового микробиологического белка, премиксов, кормовых витаминов, антибиотиков, аминокислот и ферментов»

2018

8,000

5,000

3,000

2019

8,000

5,000

3,000

2020

8,000

5,000

3,000

итого

24,000

15,000

9,000

3

Приобретение юридическими лицами, основным видом деятельности которых по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) является «Производство кормового микробиологического белка, премиксов, кормовых витаминов, антибиотиков, аминокислот и ферментов», оборудования для переработки и утилизации биологических отходов

2018

6,000

3,000

3,000

2019

2,000

1,000

1,000

2020

0,000

0,000

0,000

итого

8,000

4,000

4,000

Мероприятия Республиканской ветеринарной службы Республики Мордовия

4

Приобретение лабораторного оборудования для пробоподготовки и диагностики африканской чумы свиней

2018

4,000

0,000

4,000

2019

6,000

0,000

6,000

2020

8,000

0,000

8,000

итого

18,000

0,000

18,000

5

Размещение информационных сообщений в СМИ о степени распространения АЧС, мерах по предупреждению заноса, действиях в очаге инфекции и угрожаемых зонах

2018

0,100

0,100

0,000

2019

0,150

0,150

0,000

2020

0,150

0,150

0,000

итого

0,400

0,400

0,000

Итого

2018

39,153

9,153

30,000

2019

37,203

7,203

30,000

2020

36,150

6,150

30,000

итого

112,506

22,506

90,000

в том числе:

Мероприятия сельхозтоваропроизводителей и организаций осуществляющих сбор и утилизацию биологических отходов

2018

35,053

9,053

26,000

2019

31,053

7,053

24,000

2020

28,000

6,000

22,000

итого

94,106

22,106

72,000

Мероприятия Республиканской ветеринарной службы Республики Мордовия

2018

4,100

0,100

4,000

2019

6,150

0,150

6,000

2020

8,150

0,150

8,000

итого

18,400

0,400

18,000

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 26.01.2019
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 080.060.030 Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать