Основная информация
Дата опубликования: | 02 октября 2018г. |
Номер документа: | RU40000201800842 |
Текущая редакция: | 6 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Калужская область |
Принявший орган: | Министерство сельского хозяйства Калужской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
2 октября 2018 года № 327
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАНОСА И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИРУСА АФРИКАНСКОЙ ЧУМЫ СВИНЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ»
(В редакции приказов министерства сельского хозяйства Калужской области от 18 января 2019г. № 13, от 26 сентября 2019г. № 339; от 06 февраля 2020г. № 23, от 22 июня 2020г. № 198, от 22 января 2021г. № 12)
В целях создания условий для защиты территории Калужской области от заноса и распространения вируса африканской чумы свиней, эффективного развития свиноводства Калужской области и в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 26.05.2008 № 210 «Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, финансируемых за счет средств областного бюджета» (в редакции постановлений Правительства Калужской области от 31.03.2009 № 111, от 13.12.2011 № 660, от 11.04.2013 № 187, от 14.10.2013 № 541, от 01.09.2014 № 521, от 23.09.2016 № 514, от 31.08.2017 № 486, от 15.05.2019 № 296) ПРИКАЗЫВАЮ:
(Преамбула в редакции приказа министерства сельского хозяйства Калужской области от 26 сентября 2019 г. № 339)
1. Утвердить ведомственную целевую программу «Предотвращение заноса и распространения вируса африканской чумы свиней на территории Калужской области» (далее - программа) (прилагается).
2. Утвердить подразделения министерства, ответственные за реализацию программы: отдел осуществления государственных полномочий в области животноводства и племенного дела, отдел развития малых форм хозяйствования.
3. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2019 года.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
Министр
Л.С. Громов
Приложение
к Приказу
министерства сельского хозяйства
Калужской области
от 2 октября 2018 г. № 327
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАНОСА И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИРУСА АФРИКАНСКОЙ ЧУМЫ СВИНЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ»
(В редакции приказов министерства сельского хозяйства Калужской области от 13 января 2019г. № 13, от 26 сентября 2019г. № 339, от 06 февраля 2020г. № 23, от 22 июня 2020г. № 198, от 22 января 2021г. № 12)
ПАСПОРТ
ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «Предотвращение заноса
и распространения вируса африканской чумы свиней
на территории Калужской области»
Наименование субъекта бюджетного планирования
Министерство сельского хозяйства Калужской области (далее - Министерство)
Наименование ВЦП
Ведомственная целевая программа «Предотвращение заноса и распространения вируса африканской чумы свиней на территории Калужской области» (далее - Программа)
Наименование подразделения, ответственного за реализацию ВЦП
Отдел осуществления государственных полномочий в области животноводства и племенного дела, отдел развития малых форм хозяйствования Министерства
Дата и номер нормативного правового акта, которым утверждена ВЦП
02.10.2018, № 327
Цель ВЦП
Защита территории Калужской области от заноса и распространения вируса африканской чумы свиней (далее - АЧС)
Задачи ВЦП
1. Профилактика и ликвидация АЧС на территории Калужской области
(строка в ред. Приказа Министерства сельского хозяйства Калужской области от 22.06.2020 № 198)
Сроки реализации ВЦП
2019 - 2021 годы
Целевые индикаторы по годам реализации Программы
1. Количество дезинфекционных обработок, проведенных за год в рамках Программы на свиноводческих комплексах (фермах), ед.: 2019 год - 0; 2020 год - 0; 2021 год - 0.
2. Количество единиц оборудования, приобретенного за год в рамках Программы для искусственного осеменения сельскохозяйственных животных, ед.: 2019 год - 36; 2020 год - 10; 2021 год - 10.
3. Объем производства продукции свиноводства в сельскохозяйственных организациях в убойном весе, тыс. тонн: 2019 год - 9,0; 2020 год - 9,1; 2021 год - 9,2.
4. Сокращение численности свиней в личных подсобных хозяйствах населения (к предыдущему году), %: 2019 год - 0,8; 2020 год - 0; 2021 год - 0.
5. Доля переведенных личных подсобных хозяйств населения, занимающихся содержанием и разведением свиней, на альтернативные свиноводству направления животноводства, %: 2019 год - 0,5; 2020 год - 0; 2021 год - 0
(строка в редакции приказов министерства сельского хозяйства Калужской области от 22 июня 2020г. № 198, от 22 января 2021г. № 12)
Объемы финансирования: всего, в том числе по годам реализации ВЦП
Источник финансирования
Всего (тыс. руб.)
В том числе по годам
2019
2020
2021
Областной бюджет <*>
6583,424
679,143
904,281
5000,0
(строка в новой редакции - приказ министерства сельского хозяйства Калужской области от 22 января 2021г. № 12)
--------------------------------
<*> - объемы финансовых средств, направляемых на реализацию Программы из областного бюджета, ежегодно уточняются после принятия закона Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
1. Характеристика проблемы и необходимость ее решения
Приоритетным направлением развития сельского хозяйства области является увеличение объемов производства молока, мяса и другой продукции с целью удовлетворения потребностей населения в качественных продуктах питания.
Отрасль свиноводства в Калужской области в последние годы интенсивно развивается и играет важную роль в обеспечении занятости населения, снабжении его мясной продукцией (таблица 1).
Таблица 1
Основные показатели отрасли свиноводства в Калужской области
Ед. изм.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2017 г. к 2016 г.
2017 г. к 2015 г.
Поголовье свиней (на 1 января)
в хозяйствах всех категорий
тыс. голов
66,5
71,9
89,6
124,6
134,7
в сельскохозяйственных организациях
тыс. голов
41,9
47,3
56,9
120,3
135,8
в хозяйствах населения
тыс. голов
8,4
8,7
9,0
103,5
107,1
в крестьянских (фермерских) хозяйствах
тыс. голов
16,2
15,9
23,7
149,0
146,3
Производство мяса свиней (в убойном весе)
в хозяйствах всех категорий
тыс. тонн
12,3
13,5
16,4
121,5
133,3
в сельскохозяйственных организациях
тыс. тонн
6,1
7,2
8,6
119,4
141,0
в хозяйствах населения
тыс. тонн
4,0
4,0
4,0
100,0
100,0
в крестьянских (фермерских) хозяйствах
тыс. тонн
2,3
2,3
3,8
165,2
165,2
В 2017 году по сравнению с 2016 годом в Калужской области поголовье свиней в хозяйствах всех категорий увеличилось на 17,7 тыс. голов, или 24,6%, в сельскохозяйственных организациях рост составил 9,6 тыс. голов, или 20,3%, в крестьянских (фермерских) хозяйствах рост - 7,8 тыс. голов, или 49,0%, в хозяйствах населения рост - 0,3 тыс. голов, или 3,5%.
Рост производства мяса свиней (в убойном весе) в 2017 году по сравнению с 2016 годом составил: в хозяйствах всех категорий - 2,9 тыс. тонн, или на 21,5%, в сельскохозяйственных организациях - 1,4 тыс. тонн, или на 19,4%, в крестьянских (фермерских) хозяйствах - 1,5 тыс. тонн, или на 65,2%.
В структуре производства скота и птицы на убой (в убойном весе) в Калужской области мясо свиней занимает значительную долю и составляет 20,4%, что выше удельного веса производства мяса крупного рогатого скота на 8,5 процентного пункта, учитывая, что основная доля приходится на мясо птицы - 66,9%. В сельскохозяйственных организациях в структуре производства скота и птицы на убой (в убойном весе) свиноводство занимает 12,7%, мясо крупного рогатого скота - 9,5%, и также основная доля, как и в целом по области, приходится на мясо птицы - 77,8%. В личных подсобных хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах свиноводство является ведущей отраслью животноводства и занимает соответственно 48,0 и 82,8 процента (таблица 2).
Таблица 2
Структура производства скота и птицы на убой (в убойном
весе) по категориям хозяйств за 2017 год
Всего по области
В том числе
сельскохозяйственные организации
личные подсобные хозяйства населения
крестьянские (фермерские) хозяйства
тыс. тонн
%
тыс. тонн
%
тыс. тонн
%
тыс. тонн
%
Произведено скота и птицы на убой в убойном весе - всего
80,433
100,0
67,515
100,0
8,329
100,0
4,589
100,0
В том числе:
крупного рогатого скота
9,6
11,94
6,4
9,48
2,5
30,02
0,7
15,25
свиней
16,4
20,39
8,6
12,74
4,0
48,02
3,8
82,81
птицы
53,817
66,90
52,5
77,76
1,3
15,61
0,017
0,37
овец и коз
0,482
0,60
0,014
0,02
0,4
4,80
0,068
1,48
другие виды
0,134
0,17
0,001
0,00
0,129
1,55
0,004
0,09
В структуре производства по категориям хозяйств по видам скота и птицы на убой (в убойном весе) за 2017 год основная доля производства продукции свиноводства приходится на сельскохозяйственные организации - 52,4%, 24,4% продукции производится в хозяйствах населения и 23,2% - в крестьянских (фермерских) хозяйствах.
Для сохранения дальнейшего устойчивого роста производства мяса свиней необходимо обеспечение и поддержание стойкого эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия области по особо опасным инфекционным болезням на территории области, одной из которых является АЧС.
Необходимость обеспечения эпизоотического благополучия Калужской области по АЧС обусловлена тем, что продукция свиноводства занимает значительный удельный вес в структуре производства скота и птицы на убой и при этом около половины продукции производится в хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах, наиболее подверженных заносу вируса африканской чумы свиней. Хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства не имеют своих специалистов ветеринарной службы, как сельскохозяйственные организации, и, как правило, не проводят необходимые профилактические мероприятия по предупреждению заноса вируса АЧС.
АЧС - опасное заболевание домашних и диких свиней независимо от возраста и породы.
Заболевание вызывает вирус. Заражение происходит через воду, корм, инвентарь, спецодежду. Переносчиками вируса являются кровососущие насекомые (в основном клещи), которые заражают животных при укусе (в организме клещей вирус сохраняется годами). Механическими переносчиками вируса могут быть грызуны, домашние животные и люди. Немаловажное значение в распространении АЧС играют миграция населения, экономические связи между субъектами.
Средств для лечения и профилактики болезни не существует. Гибель может достигать 100%.
Распространение АЧС может негативно сказаться на развитии свиноводческой отрасли области в силу следующих причин:
- высокая смертность животных в очагах инфекции;
- прямые потери в результате тотальной депопуляции свиней в очаге инфекции;
- полный запрет на вывоз сельскохозяйственной продукции и существенные ограничения реализации свиноводческого сырья и продукции за пределы региона;
- огромные затраты на ликвидацию, контроль и сдерживание инфекции;
- потери экономических связей.
Экономический ущерб при АЧС огромный. Помимо затрат на проведение ликвидационных мероприятий, при которых затраты на утилизацию 1 головы составляют более полумиллиона рублей, сельскохозяйственные, мясоперерабатывающие предприятия несут огромные убытки из-за ограничений в реализации продукции. Так, помимо уничтожения всего свинопоголовья в хозяйствах всех форм собственности в очаге заболевания и в зоне радиусом от 5 до 20 км, также запрещается торговля живыми свиньями и продуктами свиноводства, перемещение животных, запрещается вывоз животных и птицы, кормов для животных, зерна в зоне радиусом до 100 - 150 км от очага заболевания (это практически территория всей области).
Ограничения по вывозу свиней, продуктов и сырья, полученных от их убоя, снимаются через полгода после отмены карантина. Поэтому эпизоотическая безопасность в области является условием устойчивого развития отрасли животноводства и беспрепятственного выхода отечественной продукции на внешние рынки.
Таблица 3
Структура производства по категориям хозяйств по видам скота
и птицы на убой (в убойном весе) за 2017 год
Всего по области
В том числе
сельскохозяйственные организации
личные подсобные хозяйства населения
крестьянские (фермерские) хозяйства
тыс. тонн
%
тыс. тонн
%
тыс. тонн
%
тыс. тонн
%
Произведено скота и птицы на убой в убойном весе - всего
80,433
100,0
67,515
83,94
8,329
10,36
4,589
5,70
В том числе:
крупного рогатого скота
9,6
100,0
6,4
66,67
2,5
26,04
0,7
7,29
свиней
16,4
100,0
8,6
52,44
4,0
24,39
3,8
23,17
птицы
53,817
100,0
52,5
97,55
1,3
2,42
0,017
0,03
овец и коз
0,482
100,0
0,014
2,90
0,4
82,99
0,068
14,11
другие виды
0,134
100,0
0,001
0,74
0,129
96,27
0,004
2,99
На территории Российской Федерации первый случай АЧС был зарегистрирован среди диких кабанов в Чеченской Республике в конце 2007 года.
В 2008 году на территории Российской Федерации было выявлено 62 очага АЧС, а в 2013 году - уже 187, в 2016 году - 291, в 2017 году - 188. Всего на территории Российской Федерации с 2007 года по состоянию на 01.06.2018 было зарегистрировано 1297 вспышек АЧС в 44 субъектах.
В 2016 году зарегистрирован 291 очаг АЧС в 25 субъектах Российской Федерации (215 случаев - у домашних свиней, 76 - у диких кабанов).
В 2017 году на территории РФ выявлено 188 очагов АЧС. Среди сельскохозяйственных свиней африканская чума зарегистрирована в Белгородской (2), Владимирской (20), Волгоградской (19), Воронежской (1), Ивановской (3), Иркутской (1), Московской (4), Нижегородской (2), Новгородской (1), Омской (29), Псковской (1), Ростовской (4), Самарской (2), Саратовской (46), Тамбовской (1), Тюменской (1), Челябинской (1) и Калининградской (1) областях, в Краснодарском (2) и Красноярском (1) краях, в Ямало-Ненецком автономном округе (1); среди диких кабанов - во Владимирской (7), Волгоградской (2), Саратовской (5), Ивановской (2), Московской (1), Нижегородской (13), Белгородской (8), Калининградской (6) областях и в Чувашской Республике (1).
В 2018 году на территории Российской Федерации выявлено 30 очагов АЧС. Среди сельскохозяйственных свиней африканская чума зарегистрирована в Волгоградской (1), Саратовской (6), Калининградской (6) областях и в Краснодарском крае (2); среди диких кабанов - на территории Белгородской (7), Владимирской (1), Калининградской (6) и Ленинградской (1) областей.
Столь стремительное распространение инфекции связано с высокой устойчивостью возбудителя АЧС (сохраняется в трупах свиней до 10 недель, в навозе - до 5 месяцев и более, а в почве - в зависимости от сезона года от 4 до 5 месяцев, в замороженном мясе, копченой колбасе вирус сохраняется до 4 месяцев) и возможностями его передачи от больных животных здоровым.
Анализ по субъектам Центрального федерального округа Российской Федерации (далее - ЦФО) показывает, что если в 2011 году вспышки АЧС зарегистрированы только в трех субъектах ЦФО Российской Федерации, то в 2015 году - уже на территории одиннадцати субъектов ЦФО, в 2016 году - десяти, в 2017 году - семи. На территории Калужской области наибольшее количество вспышек АЧС было зарегистрировано в 2014 году (19 случаев АЧС). В 2015 и 2016 годах было 6 и 2 случая АЧС соответственно. В 2017 году вспышек АЧС в Калужской области не было.
На сегодняшний день территория Калужской области свободна от АЧС. Однако существует вероятность заноса данного заболевания из неблагополучных регионов, и последствия по его ликвидации приведут к огромным экономическим потерям.
Степень риска распространения возбудителя АЧС на территории области увеличивается в связи с широким распространением АЧС по территории Российской Федерации, по территории области идут животноводческие, растениеводческие грузы из различных субъектов, в т.ч. где регистрировалась АЧС.
В 2017 году по субъектам Центрального федерального округа Российской Федерации наблюдался некоторый спад распространения инфекции по сравнению с 2016 годом (50 и 139 зарегистрированных случаев АЧС соответственно) (таблица 4).
Основным фактором в недопущении распространения АЧС является оперативность в постановке диагноза и проведении ликвидационных мероприятий в эпизоотических очагах.
Большое значение в недопущении распространения АЧС играет своевременное проведение дезинфекции помещений свиноводческих комплексов (ферм), обеспечение оборудованием для утилизации биологических отходов.
Для успешного выполнения классических методов диагностики АЧС как в областной ветеринарной лаборатории, так и в межрайонных и районных лабораторно-диагностических отделах необходима замена устаревшего лабораторного оборудования, а для внедрения современных методов диагностики - приобретение нового современного оборудования, реактивов, средств на проведение исследований по вирусу АЧС.
Большую роль в профилактике распространения АЧС в области будет играть проведение мероприятий по переводу личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств на альтернативные свиноводству отрасли животноводства, по компенсации части затрат на создание убойных пунктов скота, содействию по доставке животных к месту забоя. Анализ статистических данных выявления очагов АЧС в России показывает, что основная доля вспышек очагов заболеваний приходилась на личные подсобные хозяйства и диких свиней.
Таблица 4
Сведения о количестве АЧС, зарегистрированных на территории
ЦФО
Наименование субъектов, входящих в ЦФО
Количество зарегистрированных случаев АЧС
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год <*>
Белгородская
10
7
Брянская
8
2
Владимирская
2
16
27
1
Воронежская
10
1
Ивановская
1
5
Калужская
6
2
Костромская
Курская
7
4
Липецкая
14
Московская
3
36
5
Орловская
16
7
1
Рязанская
16
52
Смоленская
1
2
Тамбовская
6
1
Тверская
Тульская
Ярославская
2
Всего
72
139
50
8
--------------------------------
<*> - по состоянию на 01.06.2018.
В связи с вышеизложенным необходимо использовать программно-целевой подход, направленный на комплексное и системное предотвращение заноса, распространение и профилактику АЧС на территории Калужской области.
Абзац утратил силу. - Приказ Министерства сельского хозяйства Калужской области от 26.09.2019 № 339.
2. Цели и задачи Программы
Цель: защита территории Калужской области от заноса и распространения вируса африканской чумы свиней.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующей задачи:
(в ред. Приказа Министерства сельского хозяйства Калужской области от 22.06.2020 № 198)
- профилактика и ликвидация АЧС на территории Калужской области.
(в ред. Приказа Министерства сельского хозяйства Калужской области от 22.06.2020 № 198)
Абзац утратил силу. - Приказ Министерства сельского хозяйства Калужской области от 22.06.2020 № 198.
3. Сроки реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 2019 - 2021 годы.
4. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты реализации
Программы
(в ред. Приказа Министерства сельского хозяйства
Калужской области от 26.09.2019 № 339)
В качестве целевых индикаторов реализации Программы будут использоваться показатели, приведенные в таблице 5.
Таблица 5
Целевые индикаторы Программы
(в ред. Приказа Министерства сельского хозяйства
Калужской области от 22.06.2020 № 198)
Показатели
Ед. изм.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
2021 г. (+; -) к 2018 г.
1. Количество дезинфекционных обработок, проведенных за год в рамках Программы на свиноводческих комплексах (фермах)
ед.
0
0
0
0
0
2. Количество единиц оборудования, приобретенного за год в рамках Программы для искусственного осеменения сельскохозяйственных животных
ед.
0
36
10
10
+10
3. Объем производства продукции свиноводства в сельскохозяйственных организациях в убойном весе
тыс. тонн
8,8
9,0
9,1
9,2
+0,4
(Строка в новой редакции - приказ министерства сельского хозяйства Калужской области от 22 января 2021г. № 12)
4. Сокращение численности свиней в личных подсобных хозяйствах населения (к предыдущему году)
%
3,0
0,8
0
0
-3,0
5. Доля переведенных личных подсобных хозяйств населения, занимающихся содержанием и разведением свиней, на альтернативные свиноводству направления животноводства
%
0
0,5
0
0
0
5. Перечень мероприятий Программы
(в ред. Приказа Министерства сельского хозяйства
Калужской области от 26.09.2019 № 339)
Абзац утратил силу. - Приказ Министерства сельского хозяйства Калужской области от 06.02.2020 № 23.
Перечень программных мероприятий представлен в приложении № 1 к Программе.
6. Обоснование потребностей в необходимых ресурсах
(В редакции приказов министерства сельского хозяйства Калужской области от 6 февраля 2020г. № 23, от 22 января 2021г. № 12)
Объемы финансирования на реализацию Программы на период 2019 - 2021 годов за счет средств областного бюджета составляют <*> 6583,424 тыс. руб., из них по годам:
2019 год - 679,143 тыс. руб.;
2020 год - 904,281 тыс. руб.;
2021 год - 5000,000 тыс. руб.
--------------------------------
<*> - объемы финансовых средств, направляемых на реализацию Программы из областного бюджета, ежегодно уточняются после принятия закона Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также изменений в него, а равно путем изменения сводной бюджетной росписи в соответствии со ст. 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таблица 6
Общая потребность в финансировании мероприятий Программы
и его источники, тыс. руб.
(Таблица в новой редакции – приказ министерства сельского хозяйства от 22 января 2021г. № 12)
№ п/п
Мероприятия
Источники финансирования
2019 г.
2020 г.
2021 г.
Всего за 2019 - 2021 гг.
1
Заключение и выполнение государственных контрактов на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд за счет средств областного бюджета
Областной бюджет
679,143
904,281
5000,0
6583,424
Итого
Областной бюджет
679,143
904,281
5000,0
6583,424
7. Ожидаемая оценка эффективности Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит не допустить распространение АЧС на территории Калужской области.
Главным результатом реализации Программы должно стать предотвращение распространения АЧС, уменьшение затрат на проведение специальных ликвидационных мероприятий (в случае возникновения), минимизация рисков возникновения АЧС (ограничительные и карантинные мероприятия), влияющих на сохранение и рост производства на промышленных свиноводческих предприятиях области, и соответственно в целом на хозяйственную деятельность агропромышленного комплекса области.
(в ред. Приказа Министерства сельского хозяйства Калужской области от 22.06.2020 № 198)
В результате реализации Программы также ожидаются:
- повышение эффективности специальных ветеринарных и профилактических мероприятий при возникновении очагов АЧС и карантинных мероприятий по предотвращению заноса и распространения АЧС на территории Калужской области;
- качественное улучшение проведения мониторинговых исследований на наличие вируса АЧС среди популяций диких кабанов и домашних свиней;
- недопущение несанкционированных перевозок автомобильным транспортом подконтрольных государственному ветеринарному надзору грузов из других регионов и территорий в период проведения карантинных мероприятий;
- предупреждение экономических и экологических последствий, связанных с уничтожением поголовья свиней в случае возникновения очагов АЧС на предприятиях по производству свинины на промышленной основе.
Таблица 7
Расчет социально-экономической эффективности Программы
(Таблица в новой редакции – приказ министерства сельского хозяйства от 22 января 2021г. № 12)
Показатели
Ед. изм.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
2021 г. в % к 2018 г.
1. Объем производства продукции свиноводства в сельскохозяйственных организациях (в убойном весе)
тонн
8800
9000
9100
9200
104,5
2. Валовой продукт отрасли
млн руб.
1056,0
1080,0
1092,0
1104,0
104,5
3. Валовой доход отрасли, млн руб.
млн руб.
316,8
334,8
349,4
364,3
115,0
4. Чистая прибыль отрасли
млн руб.
52,8
75,6
81,9
88,3
103,7
5. Создание рабочих мест
чел.
8
10
12
18
225,0
Эффективность расходования средств финансирования определяется по соотношению конечных результатов Программы и затрат на ее реализацию по формуле:
где Эобщ. - коэффициент общей эффективности расходования финансовых средств;
- ежегодный прирост товарной продукции в стоимостном выражении;
Ф - объем финансирования мероприятий Программы.
Таблица 8
Расчет эффективности расходования бюджетных средств
по Программе
(Таблица в новой редакции – приказ министерства сельского хозяйства от 22 января 2021г. № 12)
Показатели
Ед. изм.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
Всего за 2019 - 2021 гг.
Выручка от реализации продукции свиноводства (ТП)
млн руб.
1024,3
1047,6
1070,1
3142,0
Ежегодный прирост выручки от реализации продукции (ТП)
млн руб.
29,2
23,3
22,5
75,0
Финансирование Программы - всего (Ф)
млн руб.
0,679
0,904
5,0
6,583
Показатели эффективности - Эобщ
%
4300,4
2577,4
450,0
1139,3
Из таблицы 8 следует, что затраты на финансирование Программы за 2019 - 2021 годы возмещаются через прирост выручки от реализации продукции.
8. Методика оценки эффективности Программы
Оценка эффективности Программы будет производиться на основе типовой оценки эффективности реализации ведомственной целевой программы, утвержденной приказом министерства экономического развития Калужской области от 05.06.2008 № 592-п (в ред. приказа министерства экономического развития Калужской области от 16.11.2016 № 177-п).
9. Система управления реализацией Программы
(в ред. Приказа Министерства сельского хозяйства
Калужской области от 22.06.2020 № 198)
Система управления Программой направлена на достижение поставленных Программой целей и задач и эффективности от проведения каждого мероприятия, а также получение долгосрочных устойчивых результатов.
Общее руководство, контроль и мониторинг за ходом реализации Программы осуществляет заместитель министра - начальник управления по отраслевому развитию Министерства.
Ответственными за реализацию мероприятий Программы являются отдел осуществления государственных полномочий в области животноводства и племенного дела.
Отдел бюджетного финансирования Министерства, отдел организационно-контрольной и юридической работы являются участниками Программы по своим направлениям деятельности.
Отдел осуществления государственных полномочий в области животноводства и племенного дела Министерства осуществляет:
- координацию деятельности по реализации мероприятий Программы;
- рассмотрение материалов о ходе реализации Программы и по мере необходимости уточнение мероприятий, предусмотренных Программой, объемов финансирования;
- организацию размещения в электронном виде информации о ходе и результатах реализации Программы;
- несет ответственность за своевременную и полную реализацию программных мероприятий и достижение целевых индикаторов Программы;
- размещает текст утвержденной Программы в сети Интернет на портале органов власти Калужской области;
- представляет в министерство экономического развития Калужской области информацию о Программе с учетом редактирования Программы для размещения на интернет-сервере органов власти Калужской области.
Отдел бюджетного финансирования Министерства осуществляет:
- подготовку отчета об использовании бюджетных средств в рамках реализации мероприятий Программы.
Отдел организационно-контрольной и юридической работы осуществляет:
- организацию юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов по реализации Программы;
- взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам освещения хода реализации мероприятий Программы.
Исполнители мероприятий Программы несут ответственность за своевременную и полную реализацию программных мероприятий и за достижение утвержденных значений целевых индикаторов Программы.
Порядок и условия взаимодействия по реализации Программы с кредитными и другими организациями, участниками Программы определяются действующим законодательством.
Реализация мероприятия, предусмотренного пунктом 1 приложения № 1 к Программе, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с целью приобретения оборудования для искусственного осеменения сельскохозяйственных животных с последующей передачей комитету ветеринарии при Правительстве Калужской области.
Отдел осуществления государственных полномочий в области животноводства и племенного дела Министерства является ответственным исполнителем за подготовку отчета о выполнении Программы с пояснительной запиской, включающей оценку результативности реализации Программы, причины и обоснования отклонения фактически достигнутых значений целевых индикаторов Программы от запланированных, а также меры по повышению эффективности, выявлению факторов, негативно влияющих на реализацию Программы, и его представление ежегодно до 1 марта в министерство экономического развития Калужской области и министерство финансов Калужской области.
Приложение № 1
к ведомственной целевой Программе
«Предотвращение заноса и распространения
вируса африканской чумы свиней
на территории Калужской области»
ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАНОСА И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИРУСА АФРИКАНСКОЙ ЧУМЫ СВИНЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ»
(Приложение в новой редакции – приказ министерства сельского хозяйства от 22 января 2021г. № 12)
Цель программы: защита территории Калужской области от заноса и распространения вируса африканской чумы свиней.
№ п/п
Содержание мероприятия
Срок реализации
Объем расходов на реализацию, тыс. руб.
Показатели результативности деятельности
2019 г.
2020 г.
2021 г.
Наименование индикатора
Единица измерения
Значение индикатора
Областной бюджет
Областной бюджет
Областной бюджет
2019 г.
2020 г.
2021 г.
Задача. Профилактика и ликвидация АЧС на территории Калужской области
Количество единиц оборудования, приобретенного за год в рамках Программы для искусственного осеменения сельскохозяйственных животных
ед.
36
10
10
Количество дезинфекционных обработок, проведенных за год в рамках Программы на свиноводческих комплексах (фермах)
ед.
0
0
0
Объем производства продукции свиноводства в сельскохозяйственных организациях в убойном весе
тыс. тонн
9,0
9,1
9,2
Сокращение численности свиней в личных подсобных хозяйствах населения (к предыдущему году)
%
0,8
0
0
Доля переведенных личных подсобных хозяйств населения, занимающихся содержанием и разведением свиней, на альтернативные свиноводству направления животноводства
%
0,5
0
0
1
Заключение и выполнение государственных контрактов на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд за счет средств областного бюджета
2019 - 2021 гг.
679,143
904,281
5000,0
2
Подготовка и распространение информационных материалов о степени распространения АЧС и мерах профилактики на территории области
2019 - 2021 гг.
В рамках Программы финансирование не требуется
Всего по задаче
679,143
904,281
5000,0
X
X
X
X
ИТОГО по Программе
679,143
904,281
5000,0
X
X
X
X
Приложение № 2
к ведомственной целевой Программе
«Предотвращение заноса и распространения
вируса африканской чумы свиней
на территории Калужской области»
ОБОСНОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ
В ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСАХ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ВЕДОМСТВЕННОЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАНОСА И РАСПРОСТРАНЕНИЯ
ВИРУСА АФРИКАНСКОЙ ЧУМЫ СВИНЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ КАЛУЖСКОЙ
ОБЛАСТИ» ИЗ СРЕДСТВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА
(Приложение в новой редакции – приказ министерства сельского хозяйства от 22 января 2021г. № 12)
№ п/п
Содержание мероприятия
Объем расходов на реализацию, тыс. руб.
Обоснование потребности в финансовых ресурсах
2019 г.
2020 г.
2021 г.
1
Заключение и выполнение государственных контрактов на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд за счет средств областного бюджета
679,143
904,281
5000,0
Расходы складываются из расчета:
средняя рыночная стоимость комплекта оборудования для искусственного осеменения сельскохозяйственных животных (руб.) x количество комплектов оборудования (единиц), планируемое к приобретению для государственных нужд в рамках Программы
Обеспечение реализации Программы
679,143
904,281
5000,0
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
2 октября 2018 года № 327
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАНОСА И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИРУСА АФРИКАНСКОЙ ЧУМЫ СВИНЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ»
(В редакции приказов министерства сельского хозяйства Калужской области от 18 января 2019г. № 13, от 26 сентября 2019г. № 339; от 06 февраля 2020г. № 23, от 22 июня 2020г. № 198, от 22 января 2021г. № 12)
В целях создания условий для защиты территории Калужской области от заноса и распространения вируса африканской чумы свиней, эффективного развития свиноводства Калужской области и в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 26.05.2008 № 210 «Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, финансируемых за счет средств областного бюджета» (в редакции постановлений Правительства Калужской области от 31.03.2009 № 111, от 13.12.2011 № 660, от 11.04.2013 № 187, от 14.10.2013 № 541, от 01.09.2014 № 521, от 23.09.2016 № 514, от 31.08.2017 № 486, от 15.05.2019 № 296) ПРИКАЗЫВАЮ:
(Преамбула в редакции приказа министерства сельского хозяйства Калужской области от 26 сентября 2019 г. № 339)
1. Утвердить ведомственную целевую программу «Предотвращение заноса и распространения вируса африканской чумы свиней на территории Калужской области» (далее - программа) (прилагается).
2. Утвердить подразделения министерства, ответственные за реализацию программы: отдел осуществления государственных полномочий в области животноводства и племенного дела, отдел развития малых форм хозяйствования.
3. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2019 года.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
Министр
Л.С. Громов
Приложение
к Приказу
министерства сельского хозяйства
Калужской области
от 2 октября 2018 г. № 327
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАНОСА И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИРУСА АФРИКАНСКОЙ ЧУМЫ СВИНЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ»
(В редакции приказов министерства сельского хозяйства Калужской области от 13 января 2019г. № 13, от 26 сентября 2019г. № 339, от 06 февраля 2020г. № 23, от 22 июня 2020г. № 198, от 22 января 2021г. № 12)
ПАСПОРТ
ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «Предотвращение заноса
и распространения вируса африканской чумы свиней
на территории Калужской области»
Наименование субъекта бюджетного планирования
Министерство сельского хозяйства Калужской области (далее - Министерство)
Наименование ВЦП
Ведомственная целевая программа «Предотвращение заноса и распространения вируса африканской чумы свиней на территории Калужской области» (далее - Программа)
Наименование подразделения, ответственного за реализацию ВЦП
Отдел осуществления государственных полномочий в области животноводства и племенного дела, отдел развития малых форм хозяйствования Министерства
Дата и номер нормативного правового акта, которым утверждена ВЦП
02.10.2018, № 327
Цель ВЦП
Защита территории Калужской области от заноса и распространения вируса африканской чумы свиней (далее - АЧС)
Задачи ВЦП
1. Профилактика и ликвидация АЧС на территории Калужской области
(строка в ред. Приказа Министерства сельского хозяйства Калужской области от 22.06.2020 № 198)
Сроки реализации ВЦП
2019 - 2021 годы
Целевые индикаторы по годам реализации Программы
1. Количество дезинфекционных обработок, проведенных за год в рамках Программы на свиноводческих комплексах (фермах), ед.: 2019 год - 0; 2020 год - 0; 2021 год - 0.
2. Количество единиц оборудования, приобретенного за год в рамках Программы для искусственного осеменения сельскохозяйственных животных, ед.: 2019 год - 36; 2020 год - 10; 2021 год - 10.
3. Объем производства продукции свиноводства в сельскохозяйственных организациях в убойном весе, тыс. тонн: 2019 год - 9,0; 2020 год - 9,1; 2021 год - 9,2.
4. Сокращение численности свиней в личных подсобных хозяйствах населения (к предыдущему году), %: 2019 год - 0,8; 2020 год - 0; 2021 год - 0.
5. Доля переведенных личных подсобных хозяйств населения, занимающихся содержанием и разведением свиней, на альтернативные свиноводству направления животноводства, %: 2019 год - 0,5; 2020 год - 0; 2021 год - 0
(строка в редакции приказов министерства сельского хозяйства Калужской области от 22 июня 2020г. № 198, от 22 января 2021г. № 12)
Объемы финансирования: всего, в том числе по годам реализации ВЦП
Источник финансирования
Всего (тыс. руб.)
В том числе по годам
2019
2020
2021
Областной бюджет <*>
6583,424
679,143
904,281
5000,0
(строка в новой редакции - приказ министерства сельского хозяйства Калужской области от 22 января 2021г. № 12)
--------------------------------
<*> - объемы финансовых средств, направляемых на реализацию Программы из областного бюджета, ежегодно уточняются после принятия закона Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
1. Характеристика проблемы и необходимость ее решения
Приоритетным направлением развития сельского хозяйства области является увеличение объемов производства молока, мяса и другой продукции с целью удовлетворения потребностей населения в качественных продуктах питания.
Отрасль свиноводства в Калужской области в последние годы интенсивно развивается и играет важную роль в обеспечении занятости населения, снабжении его мясной продукцией (таблица 1).
Таблица 1
Основные показатели отрасли свиноводства в Калужской области
Ед. изм.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2017 г. к 2016 г.
2017 г. к 2015 г.
Поголовье свиней (на 1 января)
в хозяйствах всех категорий
тыс. голов
66,5
71,9
89,6
124,6
134,7
в сельскохозяйственных организациях
тыс. голов
41,9
47,3
56,9
120,3
135,8
в хозяйствах населения
тыс. голов
8,4
8,7
9,0
103,5
107,1
в крестьянских (фермерских) хозяйствах
тыс. голов
16,2
15,9
23,7
149,0
146,3
Производство мяса свиней (в убойном весе)
в хозяйствах всех категорий
тыс. тонн
12,3
13,5
16,4
121,5
133,3
в сельскохозяйственных организациях
тыс. тонн
6,1
7,2
8,6
119,4
141,0
в хозяйствах населения
тыс. тонн
4,0
4,0
4,0
100,0
100,0
в крестьянских (фермерских) хозяйствах
тыс. тонн
2,3
2,3
3,8
165,2
165,2
В 2017 году по сравнению с 2016 годом в Калужской области поголовье свиней в хозяйствах всех категорий увеличилось на 17,7 тыс. голов, или 24,6%, в сельскохозяйственных организациях рост составил 9,6 тыс. голов, или 20,3%, в крестьянских (фермерских) хозяйствах рост - 7,8 тыс. голов, или 49,0%, в хозяйствах населения рост - 0,3 тыс. голов, или 3,5%.
Рост производства мяса свиней (в убойном весе) в 2017 году по сравнению с 2016 годом составил: в хозяйствах всех категорий - 2,9 тыс. тонн, или на 21,5%, в сельскохозяйственных организациях - 1,4 тыс. тонн, или на 19,4%, в крестьянских (фермерских) хозяйствах - 1,5 тыс. тонн, или на 65,2%.
В структуре производства скота и птицы на убой (в убойном весе) в Калужской области мясо свиней занимает значительную долю и составляет 20,4%, что выше удельного веса производства мяса крупного рогатого скота на 8,5 процентного пункта, учитывая, что основная доля приходится на мясо птицы - 66,9%. В сельскохозяйственных организациях в структуре производства скота и птицы на убой (в убойном весе) свиноводство занимает 12,7%, мясо крупного рогатого скота - 9,5%, и также основная доля, как и в целом по области, приходится на мясо птицы - 77,8%. В личных подсобных хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах свиноводство является ведущей отраслью животноводства и занимает соответственно 48,0 и 82,8 процента (таблица 2).
Таблица 2
Структура производства скота и птицы на убой (в убойном
весе) по категориям хозяйств за 2017 год
Всего по области
В том числе
сельскохозяйственные организации
личные подсобные хозяйства населения
крестьянские (фермерские) хозяйства
тыс. тонн
%
тыс. тонн
%
тыс. тонн
%
тыс. тонн
%
Произведено скота и птицы на убой в убойном весе - всего
80,433
100,0
67,515
100,0
8,329
100,0
4,589
100,0
В том числе:
крупного рогатого скота
9,6
11,94
6,4
9,48
2,5
30,02
0,7
15,25
свиней
16,4
20,39
8,6
12,74
4,0
48,02
3,8
82,81
птицы
53,817
66,90
52,5
77,76
1,3
15,61
0,017
0,37
овец и коз
0,482
0,60
0,014
0,02
0,4
4,80
0,068
1,48
другие виды
0,134
0,17
0,001
0,00
0,129
1,55
0,004
0,09
В структуре производства по категориям хозяйств по видам скота и птицы на убой (в убойном весе) за 2017 год основная доля производства продукции свиноводства приходится на сельскохозяйственные организации - 52,4%, 24,4% продукции производится в хозяйствах населения и 23,2% - в крестьянских (фермерских) хозяйствах.
Для сохранения дальнейшего устойчивого роста производства мяса свиней необходимо обеспечение и поддержание стойкого эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия области по особо опасным инфекционным болезням на территории области, одной из которых является АЧС.
Необходимость обеспечения эпизоотического благополучия Калужской области по АЧС обусловлена тем, что продукция свиноводства занимает значительный удельный вес в структуре производства скота и птицы на убой и при этом около половины продукции производится в хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах, наиболее подверженных заносу вируса африканской чумы свиней. Хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства не имеют своих специалистов ветеринарной службы, как сельскохозяйственные организации, и, как правило, не проводят необходимые профилактические мероприятия по предупреждению заноса вируса АЧС.
АЧС - опасное заболевание домашних и диких свиней независимо от возраста и породы.
Заболевание вызывает вирус. Заражение происходит через воду, корм, инвентарь, спецодежду. Переносчиками вируса являются кровососущие насекомые (в основном клещи), которые заражают животных при укусе (в организме клещей вирус сохраняется годами). Механическими переносчиками вируса могут быть грызуны, домашние животные и люди. Немаловажное значение в распространении АЧС играют миграция населения, экономические связи между субъектами.
Средств для лечения и профилактики болезни не существует. Гибель может достигать 100%.
Распространение АЧС может негативно сказаться на развитии свиноводческой отрасли области в силу следующих причин:
- высокая смертность животных в очагах инфекции;
- прямые потери в результате тотальной депопуляции свиней в очаге инфекции;
- полный запрет на вывоз сельскохозяйственной продукции и существенные ограничения реализации свиноводческого сырья и продукции за пределы региона;
- огромные затраты на ликвидацию, контроль и сдерживание инфекции;
- потери экономических связей.
Экономический ущерб при АЧС огромный. Помимо затрат на проведение ликвидационных мероприятий, при которых затраты на утилизацию 1 головы составляют более полумиллиона рублей, сельскохозяйственные, мясоперерабатывающие предприятия несут огромные убытки из-за ограничений в реализации продукции. Так, помимо уничтожения всего свинопоголовья в хозяйствах всех форм собственности в очаге заболевания и в зоне радиусом от 5 до 20 км, также запрещается торговля живыми свиньями и продуктами свиноводства, перемещение животных, запрещается вывоз животных и птицы, кормов для животных, зерна в зоне радиусом до 100 - 150 км от очага заболевания (это практически территория всей области).
Ограничения по вывозу свиней, продуктов и сырья, полученных от их убоя, снимаются через полгода после отмены карантина. Поэтому эпизоотическая безопасность в области является условием устойчивого развития отрасли животноводства и беспрепятственного выхода отечественной продукции на внешние рынки.
Таблица 3
Структура производства по категориям хозяйств по видам скота
и птицы на убой (в убойном весе) за 2017 год
Всего по области
В том числе
сельскохозяйственные организации
личные подсобные хозяйства населения
крестьянские (фермерские) хозяйства
тыс. тонн
%
тыс. тонн
%
тыс. тонн
%
тыс. тонн
%
Произведено скота и птицы на убой в убойном весе - всего
80,433
100,0
67,515
83,94
8,329
10,36
4,589
5,70
В том числе:
крупного рогатого скота
9,6
100,0
6,4
66,67
2,5
26,04
0,7
7,29
свиней
16,4
100,0
8,6
52,44
4,0
24,39
3,8
23,17
птицы
53,817
100,0
52,5
97,55
1,3
2,42
0,017
0,03
овец и коз
0,482
100,0
0,014
2,90
0,4
82,99
0,068
14,11
другие виды
0,134
100,0
0,001
0,74
0,129
96,27
0,004
2,99
На территории Российской Федерации первый случай АЧС был зарегистрирован среди диких кабанов в Чеченской Республике в конце 2007 года.
В 2008 году на территории Российской Федерации было выявлено 62 очага АЧС, а в 2013 году - уже 187, в 2016 году - 291, в 2017 году - 188. Всего на территории Российской Федерации с 2007 года по состоянию на 01.06.2018 было зарегистрировано 1297 вспышек АЧС в 44 субъектах.
В 2016 году зарегистрирован 291 очаг АЧС в 25 субъектах Российской Федерации (215 случаев - у домашних свиней, 76 - у диких кабанов).
В 2017 году на территории РФ выявлено 188 очагов АЧС. Среди сельскохозяйственных свиней африканская чума зарегистрирована в Белгородской (2), Владимирской (20), Волгоградской (19), Воронежской (1), Ивановской (3), Иркутской (1), Московской (4), Нижегородской (2), Новгородской (1), Омской (29), Псковской (1), Ростовской (4), Самарской (2), Саратовской (46), Тамбовской (1), Тюменской (1), Челябинской (1) и Калининградской (1) областях, в Краснодарском (2) и Красноярском (1) краях, в Ямало-Ненецком автономном округе (1); среди диких кабанов - во Владимирской (7), Волгоградской (2), Саратовской (5), Ивановской (2), Московской (1), Нижегородской (13), Белгородской (8), Калининградской (6) областях и в Чувашской Республике (1).
В 2018 году на территории Российской Федерации выявлено 30 очагов АЧС. Среди сельскохозяйственных свиней африканская чума зарегистрирована в Волгоградской (1), Саратовской (6), Калининградской (6) областях и в Краснодарском крае (2); среди диких кабанов - на территории Белгородской (7), Владимирской (1), Калининградской (6) и Ленинградской (1) областей.
Столь стремительное распространение инфекции связано с высокой устойчивостью возбудителя АЧС (сохраняется в трупах свиней до 10 недель, в навозе - до 5 месяцев и более, а в почве - в зависимости от сезона года от 4 до 5 месяцев, в замороженном мясе, копченой колбасе вирус сохраняется до 4 месяцев) и возможностями его передачи от больных животных здоровым.
Анализ по субъектам Центрального федерального округа Российской Федерации (далее - ЦФО) показывает, что если в 2011 году вспышки АЧС зарегистрированы только в трех субъектах ЦФО Российской Федерации, то в 2015 году - уже на территории одиннадцати субъектов ЦФО, в 2016 году - десяти, в 2017 году - семи. На территории Калужской области наибольшее количество вспышек АЧС было зарегистрировано в 2014 году (19 случаев АЧС). В 2015 и 2016 годах было 6 и 2 случая АЧС соответственно. В 2017 году вспышек АЧС в Калужской области не было.
На сегодняшний день территория Калужской области свободна от АЧС. Однако существует вероятность заноса данного заболевания из неблагополучных регионов, и последствия по его ликвидации приведут к огромным экономическим потерям.
Степень риска распространения возбудителя АЧС на территории области увеличивается в связи с широким распространением АЧС по территории Российской Федерации, по территории области идут животноводческие, растениеводческие грузы из различных субъектов, в т.ч. где регистрировалась АЧС.
В 2017 году по субъектам Центрального федерального округа Российской Федерации наблюдался некоторый спад распространения инфекции по сравнению с 2016 годом (50 и 139 зарегистрированных случаев АЧС соответственно) (таблица 4).
Основным фактором в недопущении распространения АЧС является оперативность в постановке диагноза и проведении ликвидационных мероприятий в эпизоотических очагах.
Большое значение в недопущении распространения АЧС играет своевременное проведение дезинфекции помещений свиноводческих комплексов (ферм), обеспечение оборудованием для утилизации биологических отходов.
Для успешного выполнения классических методов диагностики АЧС как в областной ветеринарной лаборатории, так и в межрайонных и районных лабораторно-диагностических отделах необходима замена устаревшего лабораторного оборудования, а для внедрения современных методов диагностики - приобретение нового современного оборудования, реактивов, средств на проведение исследований по вирусу АЧС.
Большую роль в профилактике распространения АЧС в области будет играть проведение мероприятий по переводу личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств на альтернативные свиноводству отрасли животноводства, по компенсации части затрат на создание убойных пунктов скота, содействию по доставке животных к месту забоя. Анализ статистических данных выявления очагов АЧС в России показывает, что основная доля вспышек очагов заболеваний приходилась на личные подсобные хозяйства и диких свиней.
Таблица 4
Сведения о количестве АЧС, зарегистрированных на территории
ЦФО
Наименование субъектов, входящих в ЦФО
Количество зарегистрированных случаев АЧС
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год <*>
Белгородская
10
7
Брянская
8
2
Владимирская
2
16
27
1
Воронежская
10
1
Ивановская
1
5
Калужская
6
2
Костромская
Курская
7
4
Липецкая
14
Московская
3
36
5
Орловская
16
7
1
Рязанская
16
52
Смоленская
1
2
Тамбовская
6
1
Тверская
Тульская
Ярославская
2
Всего
72
139
50
8
--------------------------------
<*> - по состоянию на 01.06.2018.
В связи с вышеизложенным необходимо использовать программно-целевой подход, направленный на комплексное и системное предотвращение заноса, распространение и профилактику АЧС на территории Калужской области.
Абзац утратил силу. - Приказ Министерства сельского хозяйства Калужской области от 26.09.2019 № 339.
2. Цели и задачи Программы
Цель: защита территории Калужской области от заноса и распространения вируса африканской чумы свиней.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующей задачи:
(в ред. Приказа Министерства сельского хозяйства Калужской области от 22.06.2020 № 198)
- профилактика и ликвидация АЧС на территории Калужской области.
(в ред. Приказа Министерства сельского хозяйства Калужской области от 22.06.2020 № 198)
Абзац утратил силу. - Приказ Министерства сельского хозяйства Калужской области от 22.06.2020 № 198.
3. Сроки реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 2019 - 2021 годы.
4. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты реализации
Программы
(в ред. Приказа Министерства сельского хозяйства
Калужской области от 26.09.2019 № 339)
В качестве целевых индикаторов реализации Программы будут использоваться показатели, приведенные в таблице 5.
Таблица 5
Целевые индикаторы Программы
(в ред. Приказа Министерства сельского хозяйства
Калужской области от 22.06.2020 № 198)
Показатели
Ед. изм.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
2021 г. (+; -) к 2018 г.
1. Количество дезинфекционных обработок, проведенных за год в рамках Программы на свиноводческих комплексах (фермах)
ед.
0
0
0
0
0
2. Количество единиц оборудования, приобретенного за год в рамках Программы для искусственного осеменения сельскохозяйственных животных
ед.
0
36
10
10
+10
3. Объем производства продукции свиноводства в сельскохозяйственных организациях в убойном весе
тыс. тонн
8,8
9,0
9,1
9,2
+0,4
(Строка в новой редакции - приказ министерства сельского хозяйства Калужской области от 22 января 2021г. № 12)
4. Сокращение численности свиней в личных подсобных хозяйствах населения (к предыдущему году)
%
3,0
0,8
0
0
-3,0
5. Доля переведенных личных подсобных хозяйств населения, занимающихся содержанием и разведением свиней, на альтернативные свиноводству направления животноводства
%
0
0,5
0
0
0
5. Перечень мероприятий Программы
(в ред. Приказа Министерства сельского хозяйства
Калужской области от 26.09.2019 № 339)
Абзац утратил силу. - Приказ Министерства сельского хозяйства Калужской области от 06.02.2020 № 23.
Перечень программных мероприятий представлен в приложении № 1 к Программе.
6. Обоснование потребностей в необходимых ресурсах
(В редакции приказов министерства сельского хозяйства Калужской области от 6 февраля 2020г. № 23, от 22 января 2021г. № 12)
Объемы финансирования на реализацию Программы на период 2019 - 2021 годов за счет средств областного бюджета составляют <*> 6583,424 тыс. руб., из них по годам:
2019 год - 679,143 тыс. руб.;
2020 год - 904,281 тыс. руб.;
2021 год - 5000,000 тыс. руб.
--------------------------------
<*> - объемы финансовых средств, направляемых на реализацию Программы из областного бюджета, ежегодно уточняются после принятия закона Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также изменений в него, а равно путем изменения сводной бюджетной росписи в соответствии со ст. 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таблица 6
Общая потребность в финансировании мероприятий Программы
и его источники, тыс. руб.
(Таблица в новой редакции – приказ министерства сельского хозяйства от 22 января 2021г. № 12)
№ п/п
Мероприятия
Источники финансирования
2019 г.
2020 г.
2021 г.
Всего за 2019 - 2021 гг.
1
Заключение и выполнение государственных контрактов на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд за счет средств областного бюджета
Областной бюджет
679,143
904,281
5000,0
6583,424
Итого
Областной бюджет
679,143
904,281
5000,0
6583,424
7. Ожидаемая оценка эффективности Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит не допустить распространение АЧС на территории Калужской области.
Главным результатом реализации Программы должно стать предотвращение распространения АЧС, уменьшение затрат на проведение специальных ликвидационных мероприятий (в случае возникновения), минимизация рисков возникновения АЧС (ограничительные и карантинные мероприятия), влияющих на сохранение и рост производства на промышленных свиноводческих предприятиях области, и соответственно в целом на хозяйственную деятельность агропромышленного комплекса области.
(в ред. Приказа Министерства сельского хозяйства Калужской области от 22.06.2020 № 198)
В результате реализации Программы также ожидаются:
- повышение эффективности специальных ветеринарных и профилактических мероприятий при возникновении очагов АЧС и карантинных мероприятий по предотвращению заноса и распространения АЧС на территории Калужской области;
- качественное улучшение проведения мониторинговых исследований на наличие вируса АЧС среди популяций диких кабанов и домашних свиней;
- недопущение несанкционированных перевозок автомобильным транспортом подконтрольных государственному ветеринарному надзору грузов из других регионов и территорий в период проведения карантинных мероприятий;
- предупреждение экономических и экологических последствий, связанных с уничтожением поголовья свиней в случае возникновения очагов АЧС на предприятиях по производству свинины на промышленной основе.
Таблица 7
Расчет социально-экономической эффективности Программы
(Таблица в новой редакции – приказ министерства сельского хозяйства от 22 января 2021г. № 12)
Показатели
Ед. изм.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
2021 г. в % к 2018 г.
1. Объем производства продукции свиноводства в сельскохозяйственных организациях (в убойном весе)
тонн
8800
9000
9100
9200
104,5
2. Валовой продукт отрасли
млн руб.
1056,0
1080,0
1092,0
1104,0
104,5
3. Валовой доход отрасли, млн руб.
млн руб.
316,8
334,8
349,4
364,3
115,0
4. Чистая прибыль отрасли
млн руб.
52,8
75,6
81,9
88,3
103,7
5. Создание рабочих мест
чел.
8
10
12
18
225,0
Эффективность расходования средств финансирования определяется по соотношению конечных результатов Программы и затрат на ее реализацию по формуле:
где Эобщ. - коэффициент общей эффективности расходования финансовых средств;
- ежегодный прирост товарной продукции в стоимостном выражении;
Ф - объем финансирования мероприятий Программы.
Таблица 8
Расчет эффективности расходования бюджетных средств
по Программе
(Таблица в новой редакции – приказ министерства сельского хозяйства от 22 января 2021г. № 12)
Показатели
Ед. изм.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
Всего за 2019 - 2021 гг.
Выручка от реализации продукции свиноводства (ТП)
млн руб.
1024,3
1047,6
1070,1
3142,0
Ежегодный прирост выручки от реализации продукции (ТП)
млн руб.
29,2
23,3
22,5
75,0
Финансирование Программы - всего (Ф)
млн руб.
0,679
0,904
5,0
6,583
Показатели эффективности - Эобщ
%
4300,4
2577,4
450,0
1139,3
Из таблицы 8 следует, что затраты на финансирование Программы за 2019 - 2021 годы возмещаются через прирост выручки от реализации продукции.
8. Методика оценки эффективности Программы
Оценка эффективности Программы будет производиться на основе типовой оценки эффективности реализации ведомственной целевой программы, утвержденной приказом министерства экономического развития Калужской области от 05.06.2008 № 592-п (в ред. приказа министерства экономического развития Калужской области от 16.11.2016 № 177-п).
9. Система управления реализацией Программы
(в ред. Приказа Министерства сельского хозяйства
Калужской области от 22.06.2020 № 198)
Система управления Программой направлена на достижение поставленных Программой целей и задач и эффективности от проведения каждого мероприятия, а также получение долгосрочных устойчивых результатов.
Общее руководство, контроль и мониторинг за ходом реализации Программы осуществляет заместитель министра - начальник управления по отраслевому развитию Министерства.
Ответственными за реализацию мероприятий Программы являются отдел осуществления государственных полномочий в области животноводства и племенного дела.
Отдел бюджетного финансирования Министерства, отдел организационно-контрольной и юридической работы являются участниками Программы по своим направлениям деятельности.
Отдел осуществления государственных полномочий в области животноводства и племенного дела Министерства осуществляет:
- координацию деятельности по реализации мероприятий Программы;
- рассмотрение материалов о ходе реализации Программы и по мере необходимости уточнение мероприятий, предусмотренных Программой, объемов финансирования;
- организацию размещения в электронном виде информации о ходе и результатах реализации Программы;
- несет ответственность за своевременную и полную реализацию программных мероприятий и достижение целевых индикаторов Программы;
- размещает текст утвержденной Программы в сети Интернет на портале органов власти Калужской области;
- представляет в министерство экономического развития Калужской области информацию о Программе с учетом редактирования Программы для размещения на интернет-сервере органов власти Калужской области.
Отдел бюджетного финансирования Министерства осуществляет:
- подготовку отчета об использовании бюджетных средств в рамках реализации мероприятий Программы.
Отдел организационно-контрольной и юридической работы осуществляет:
- организацию юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов по реализации Программы;
- взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам освещения хода реализации мероприятий Программы.
Исполнители мероприятий Программы несут ответственность за своевременную и полную реализацию программных мероприятий и за достижение утвержденных значений целевых индикаторов Программы.
Порядок и условия взаимодействия по реализации Программы с кредитными и другими организациями, участниками Программы определяются действующим законодательством.
Реализация мероприятия, предусмотренного пунктом 1 приложения № 1 к Программе, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с целью приобретения оборудования для искусственного осеменения сельскохозяйственных животных с последующей передачей комитету ветеринарии при Правительстве Калужской области.
Отдел осуществления государственных полномочий в области животноводства и племенного дела Министерства является ответственным исполнителем за подготовку отчета о выполнении Программы с пояснительной запиской, включающей оценку результативности реализации Программы, причины и обоснования отклонения фактически достигнутых значений целевых индикаторов Программы от запланированных, а также меры по повышению эффективности, выявлению факторов, негативно влияющих на реализацию Программы, и его представление ежегодно до 1 марта в министерство экономического развития Калужской области и министерство финансов Калужской области.
Приложение № 1
к ведомственной целевой Программе
«Предотвращение заноса и распространения
вируса африканской чумы свиней
на территории Калужской области»
ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАНОСА И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИРУСА АФРИКАНСКОЙ ЧУМЫ СВИНЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ»
(Приложение в новой редакции – приказ министерства сельского хозяйства от 22 января 2021г. № 12)
Цель программы: защита территории Калужской области от заноса и распространения вируса африканской чумы свиней.
№ п/п
Содержание мероприятия
Срок реализации
Объем расходов на реализацию, тыс. руб.
Показатели результативности деятельности
2019 г.
2020 г.
2021 г.
Наименование индикатора
Единица измерения
Значение индикатора
Областной бюджет
Областной бюджет
Областной бюджет
2019 г.
2020 г.
2021 г.
Задача. Профилактика и ликвидация АЧС на территории Калужской области
Количество единиц оборудования, приобретенного за год в рамках Программы для искусственного осеменения сельскохозяйственных животных
ед.
36
10
10
Количество дезинфекционных обработок, проведенных за год в рамках Программы на свиноводческих комплексах (фермах)
ед.
0
0
0
Объем производства продукции свиноводства в сельскохозяйственных организациях в убойном весе
тыс. тонн
9,0
9,1
9,2
Сокращение численности свиней в личных подсобных хозяйствах населения (к предыдущему году)
%
0,8
0
0
Доля переведенных личных подсобных хозяйств населения, занимающихся содержанием и разведением свиней, на альтернативные свиноводству направления животноводства
%
0,5
0
0
1
Заключение и выполнение государственных контрактов на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд за счет средств областного бюджета
2019 - 2021 гг.
679,143
904,281
5000,0
2
Подготовка и распространение информационных материалов о степени распространения АЧС и мерах профилактики на территории области
2019 - 2021 гг.
В рамках Программы финансирование не требуется
Всего по задаче
679,143
904,281
5000,0
X
X
X
X
ИТОГО по Программе
679,143
904,281
5000,0
X
X
X
X
Приложение № 2
к ведомственной целевой Программе
«Предотвращение заноса и распространения
вируса африканской чумы свиней
на территории Калужской области»
ОБОСНОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ
В ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСАХ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ВЕДОМСТВЕННОЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАНОСА И РАСПРОСТРАНЕНИЯ
ВИРУСА АФРИКАНСКОЙ ЧУМЫ СВИНЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ КАЛУЖСКОЙ
ОБЛАСТИ» ИЗ СРЕДСТВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА
(Приложение в новой редакции – приказ министерства сельского хозяйства от 22 января 2021г. № 12)
№ п/п
Содержание мероприятия
Объем расходов на реализацию, тыс. руб.
Обоснование потребности в финансовых ресурсах
2019 г.
2020 г.
2021 г.
1
Заключение и выполнение государственных контрактов на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд за счет средств областного бюджета
679,143
904,281
5000,0
Расходы складываются из расчета:
средняя рыночная стоимость комплекта оборудования для искусственного осеменения сельскохозяйственных животных (руб.) x количество комплектов оборудования (единиц), планируемое к приобретению для государственных нужд в рамках Программы
Обеспечение реализации Программы
679,143
904,281
5000,0
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 21.11.2018 |
Рубрики правового классификатора: | 020.030.020 Государственные программы. Концепции |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: