Основная информация

Дата опубликования: 03 февраля 2010г.
Номер документа: RU90000201000197
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Пермский край
Принявший орган: Государственная инспекция по надзору и контролю в сфере образования Пермского края
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО НАДЗОРУ И КОНТРОЛЮ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО НАДЗОРУ И КОНТРОЛЮ

В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ

от 3 февраля 2010 г. № СЭД-54-04-03-6

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Утратил силу на основании приказа Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края от 08.07.2010 № СЭД-54-04-03-74

В редакции приказа Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края от 04.06.2010 № СЭД-54-04-03-60

В соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании", Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 277, Указом губернатора Пермского края от 24 июля 2008 г. № 49 (в ред. Указа губернатора Пермского края от 29 декабря 2008 г. № 79) "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Административный регламент исполнения государственной функции по лицензированию образовательной деятельности образовательных учреждений и образовательных организаций (далее - Административный регламент).

2. Специалистам Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края (далее - Государственная инспекция) при проведении лицензирования образовательных организаций и образовательных учреждений Пермского края руководствоваться положениями Административного регламента.

3. Начальнику отдела контроля лицензионных условий и государственной аккредитации (Ольшанский В.Б.) разместить Административный регламент на информационном стенде отдела и на сайте Государственной инспекции.

4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Начальник

Г.В.ГУТНИК

УТВЕРЖДЕН

Приказом

Государственной инспекции

по надзору и контролю в сфере

образования Пермского края

от 03.02.2010 № СЭД-54-04-03-6

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ

ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1. Общие положения

1.1. Административный регламент исполнения государственной функции по лицензированию образовательной деятельности образовательных учреждений и образовательных организаций на территории Пермского края (далее - Административный регламент) разработан в целях повышения качества исполнения Государственной инспекцией по надзору и контролю в сфере образования Пермского края данной государственной функции, создания комфортных условий для участников отношений, возникающих при проведении процедур лицензирования образовательных учреждений (организаций), определения сроков и последовательности действий при осуществлении полномочий по рассмотрению обращений образовательных учреждений и принятию решений о выдаче или об отказе в выдаче лицензий на осуществление образовательной деятельности образовательных учреждений (организаций).

1.2. Исполнение государственной функции по лицензированию образовательных учреждений (организаций) на территории Пермского края осуществляется в соответствии с:

- Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании" ("Российская газета", № 172, 31.07.1992);

- Налоговым кодексом Российской Федерации (часть вторая, от 05.08.2000 № 117-ФЗ (первоначальный текст документа опубликован в издании "Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, № 32, ст. 3340);

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 277 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности" (Собрание законодательства РФ, 06.04.2009, № 14, ст. 1661);

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 03.09.2009 № 323 "Об утверждении форм представления сведений соискателем лицензии для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности" ("Российская газета", № 222, 24.11.2009);

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 августа № 285 "Об утверждении Порядка определения затрат на проведение экспертизы при осуществлении лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений и научных организаций" ("Российская газета", № 176, 18.09.2009);

- Приказом Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края от 19.10.2009 № 69-од "Об утверждении нормативов трудозатрат на проведение экспертизы при лицензировании и государственной аккредитации образовательных учреждений" (не опубликован, размещен на сайте Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края);

- Постановлением Правительства Пермского края от 24 декабря 2008 г. № 792-п "О создании Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края" (Бюллетень правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края, № 26, 29.12.2008).

1.3. Государственная функция по лицензированию образовательных учреждений и образовательных организаций (далее - государственная функция) исполняется Государственной инспекцией по надзору и контролю в сфере образования Пермского края.

1.4. В целях реализации настоящего Административного регламента используются следующие понятия:

лицензирование - это процедура установления соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов и, как результат, - выдача или отказ в выдаче лицензии на право ведения образовательной деятельности по указанным в ней образовательным программам;

лицензирующий орган - Государственная инспекция по надзору и контролю в сфере образования Пермского края (далее - Инспекция);

заявитель - лицо, представляющее интересы учреждения (организации) в силу закона либо по доверенности;

соискатель лицензии - образовательное учреждение (организация), обращающееся в Государственную инспекцию по надзору и контролю в сфере образования Пермского края для получения лицензии на осуществление образовательной деятельности;

лицензиат - образовательное учреждение (организация), имеющее лицензию на право ведения образовательной деятельности.

1.5. Исполнение государственной функции осуществляется Инспекцией в отношении образовательных учреждений (организаций):

- дошкольных;

- общего образования;

- специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

- дополнительного образования детей;

- для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением;

- для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

- оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;

- дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов);

- начального профессионального образования;

- среднего профессионального образования, за исключением реализующих образовательные программы по подготовке специалистов в сферах обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 252 ("Российская газета", № 80, 12.04.2008).

1.6. Результатом исполнения государственной функции по лицензированию образовательной деятельности является:

- выдача лицензии;

- переоформление лицензии;

- переоформление приложения к лицензии;

- отказ в выдаче, переоформлении лицензии;

- ведение реестра.

2. Требования, предъявляемые к порядку исполнения

государственной функции

2.1. Порядок информирования об исполнении государственной функции.

2.1.1. Информирование о порядке исполнения государственной функции по выдаче лицензии на право ведения образовательной деятельности осуществляется:

- государственными гражданскими служащими отдела контроля лицензионных условий и государственной аккредитации Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края (далее - специалисты и отдел), расположенной по адресу: г. Пермь, бульвар Гагарина, 10, 4-й этаж, кабинеты 404, 407, 212-88-30, адрес электронной почты: vbolshanski@ginkso.permkrai.ru;

- с использованием средств телефонной связи, электронного информирования (электронная почта);

- посредством размещения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет), публикации в средствах массовой информации;

- на информационном стенде отдела контроля лицензионных условий и государственной аккредитации в Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края.

2.1.2. На информационном стенде отдела контроля лицензионных условий и государственной аккредитации в Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края и на официальном сайте в сети Интернет: http://gosobrnadzor.permkrai.ru размещается следующая информация:

- извлечения из нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие деятельность по осуществлению государственной функции;

- процедура исполнения государственной функции;

- перечень документов, необходимых для лицензирования;

- график (режим) работы, номера телефонов для справок (консультаций), адреса электронной почты;

- основания отказа в приеме документов и выдаче лицензии;

- порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица, а также принимаемого им решения при исполнении государственной функции.

2.1.3. Консультации (справки) по вопросам исполнения государственной функции предоставляются специалистами по следующим вопросам:

- перечня документов, необходимых для предоставления лицензии, комплектности (достаточности) представленных документов;

- размера оплаты за проведение экспертизы и порядка оплаты;

- времени приема и выдачи документов;

- сроков рассмотрения документов, представленных на получение лицензии.

2.1.4. Консультации предоставляются как при личном обращении, так и по телефону.

2.1.5. При осуществлении консультирования специалист обязан:

- представиться, указав фамилию, имя, отчество, должность;

- дать ответы на заданные посетителем вопросы;

- в конце разговора должен кратко подвести итоги разговора;

- вести разговор в вежливой и корректной форме, лаконично, по существу вопроса;

- если поставленные посетителем вопросы не входят в компетенцию лицензирующего органа, специалист информирует посетителя о невозможности предоставления сведений и разъясняет ему право обратиться в орган, в компетенцию которого входят ответы на поставленные вопросы.

2.1.6. Консультации проводятся в рабочее время в соответствии с графиком:

    Ежедневно       руководители муниципальных органов управления

                    образованием - 10.00-17.00

    Понедельник     10.00-17.40 - прием документов

    Пятница         10.00-14.00

Время предоставления перерыва для отдыха и питания специалистов устанавливается служебным распорядком продолжительностью 48 минут в период с 12.30 до 13.18.

Все консультации, а также представленные сотрудниками в ходе консультаций документы, являются безвозмездными.

2.1.7. В случае если посетитель не удовлетворен информацией, представленной ему на устном приеме или по телефону, специалист предлагает ему подготовить письменное обращение по интересующим его вопросам.

2.1.8. Письменный запрос направляется:

- по почте;

- по факсу;

- по электронной почте;

- доставляется заявителем в приемную Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края.

2.1.9. Ответ на письменный запрос подписывается руководителем (заместителем руководителя) Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края.

2.1.10. В ответе указывается фамилия и должность непосредственного исполнителя документа, а также номер телефона для справок.

2.1.11. Ответ направляется в адрес заявителя в течение 30 дней с момента поступления обращения.

2.2. Условия и сроки исполнения государственной функции.

2.2.1. Условием получения лицензии является соответствие условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых соискателем лицензии, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников соискателя лицензии, оборудование учебных помещений, оснащенность учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованность штатов.

2.2.2. Срок исполнения государственной функции составляет не более 60 дней со дня регистрации заявления со всеми необходимыми документами.

Время ожидания личного приема в очереди должно составлять не более 30 мин. При этом должен быть обеспечен прием всех обратившихся лиц не позднее чем за 40 мин. до окончания рабочего дня.

2.3. Для получения лицензии соискатель представляет в лицензирующий орган в одном экземпляре следующие документы:

а) заявление о выдаче лицензии (далее - заявление (приложение 1), согласованное с учредителем, в котором указываются:

полное и сокращенное (при наличии) наименование, организационно-правовая форма соискателя лицензии в соответствии с его уставом, место его нахождения, адреса мест осуществления образовательной деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

перечень образовательных программ, по которым соискатель лицензии намерен вести образовательную деятельность, с указанием их уровня и направленности;

предполагаемый срок действия лицензии;

сведения о планируемой численности обучающихся и воспитанников, в том числе по заявленным к лицензированию образовательным программам;

б) копии учредительных документов в одном экземпляре (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом).

Научной организацией или иной организацией, имеющей образовательное подразделение, ведущее профессиональную подготовку, дополнительно представляется копия утвержденного в установленном порядке положения об указанном подразделении;

в) заверенные руководителем соискателя лицензии копии штатного расписания и иных документов, подтверждающих наличие в штате соискателя лицензии или привлечение им на иных законных основаниях к ведению образовательного процесса по заявленным к лицензированию образовательным программам педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают реализацию образовательных программ заявленного уровня и направленности и отвечают установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям, а также справка о кадровом обеспечении образовательного процесса и укомплектованности штатов, подписанная руководителем соискателя лицензии (приложение 2);

г) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, в том числе объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием на заявленный срок действия лицензии (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом), а также справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам, подписанная руководителем соискателя лицензии (приложение 3).

Соискатель лицензии, арендующий помещения для организации учебного процесса в государственном или муниципальном учреждении, являющемся объектом социальной инфраструктуры для детей, представляет заверенную в установленном порядке копию документа, подтверждающего проведение учредителем государственного или муниципального учреждения в соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" экспертной оценки последствий договора аренды для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей;

д) заключения, выданные в установленном порядке органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор (срок выдачи не более одного года), государственный пожарный надзор, о соответствии зданий, строений, сооружений и помещений, заявленных соискателем лицензии для ведения образовательной деятельности, установленным законодательством Российской Федерации требованиям.

При подготовке (переподготовке) водителей автотранспортных средств, трамваев и троллейбусов дополнительно представляется заключение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации о соответствии учебно-материальной базы соискателя лицензии установленным требованиям;

е) учебный план по каждой заявленной к лицензированию образовательной программе (перечень дисциплин (предметов), входящих в каждую заявленную образовательную программу) с указанием объемов учебной нагрузки (для образовательных учреждений профессионального образования - аудиторной и внеаудиторной) по этим дисциплинам (предметам).

Соискатель лицензии на право ведения образовательной деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, представляет также образовательную программу, согласованную с Министерством внутренних дел Российской Федерации;

ж) справка о наличии учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, необходимых для реализации заявленных к лицензированию образовательных программ, подписанная руководителем соискателя лицензии.

Соискатель лицензии, имеющий намерение реализовывать образовательные программы с использованием частично или в полном объеме дистанционных образовательных технологий, представляет сведения и копии документов, подтверждающих наличие соответствующего методического и ресурсного обеспечения, заменяющего частично или в полном объеме традиционные образовательные ресурсы;

з) представление руководства соответствующей религиозной организации - для образовательного учреждения, созданного такой религиозной организацией, а также представление руководства соответствующей централизованной религиозной организации для образовательного учреждения, созданного религиозной организацией, входящей в структуру централизованной религиозной организации;

и) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение заявления;

к) опись документов, представленных для получения лицензии.

2.3.1. Заявление и прилагаемые к нему документы представляются соискателем лицензии в Инспекцию непосредственно или направляются почтовым отправлением (с описью вложения). Инспекция проводит проверку полноты и правильности оформления документов в течение 3 дней с даты их поступления.

В случае представления соискателем лицензии заявления и прилагаемых к нему документов, оформленных в соответствии с установленными требованиями, указанные документы принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате их приема вручается (направляется) соискателю лицензии, что означает принятие заявления к рассмотрению.

Документы, представленные соискателем лицензии для получения лицензии, регистрируются и хранятся в течение срока действия лицензии.

2.3.2. Лицензия выдается на срок, не превышающий 6 лет. По заявлению соискателя лицензии она может быть выдана на меньший срок.

2.4. Основания для отказа в исполнении государственной функции.

2.4.1. Государственная инспекция по надзору и контролю в сфере образования Пермского края принимает решение об отказе в исполнении государственной функции в случае, если:

а) пакет документов представлен не в полном объеме;

б) документы представлены структурными подразделениями организаций;

в) установлено наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

г) заявление поступило от соискателя лицензии, лицензирование которого не отнесено к компетенции Инспекции;

д) заявление поступило от соискателя лицензии, заявившего к лицензированию образовательную деятельность по образовательным программам, которые он в соответствии с законодательством Российской Федерации не вправе реализовывать;

е) имеется отрицательное заключение экспертной комиссии, установившей несоответствие условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых соискателем лицензии, государственным требованиям и их среднестатистическим показателям.

2.4.3. Уведомление об отказе в выдаче лицензии с указанием причин отказа направляется соискателю лицензии и его учредителю в письменной форме в пятидневный срок со дня принятия такого решения либо может быть получено им лично.

2.5. Требования к удобствам и комфорту мест предоставления государственной услуги.

2.5.1. Место для приема посетителей в Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края оборудуется противопожарной системой и средствами пожаротушения, системой оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации.

2.5.2. Места информирования, предназначенные для ознакомления заявителей с информационными материалами, оборудуются информационными стендами, стульями и столами для возможности оформления документов.

2.5.3. Места ожидания в очереди должны иметь места для сидения: стулья, скамьи. Количество мест ожидания определяется исходя из фактической нагрузки и возможности для размещения в здании, но составляет не менее 5 мест.

2.5.4. Места для заполнения документов оборудуются стульями, столами и обеспечиваются образцами заполнения документов, бланками документов и ручками.

2.5.5. Помещения для непосредственного взаимодействия начальника и специалистов отдела с заявителями может быть организовано в виде отдельных кабинетов для каждого ведущего прием, а при отсутствии такой возможности - в виде кабинетов, в которых ведут прием несколько специалистов. Прием и выдача лицензий осуществляются всеми специалистами отдела.

2.5.6. Кабинеты приема заявителей оборудуются информационными табличками (вывесками) с указаниями:

- номера кабинета;

- наименования отдела;

- фамилии, имени, отчества и должности специалиста, ведущего прием;

- графика работы.

2.6. Платность (бесплатность) исполнения государственной функции.

2.6.1. Расходы, связанные с проведением экспертизы и изготовлением бланка лицензии, оплачиваются учредителем образовательного учреждения.

2.6.2. Порядок определения размера платы за проведение экспертизы и изготовления бланка лицензии, обеспечивающей возмещение произведенных затрат, устанавливает Министерство образования Российской Федерации.

2.6.3. Лицензия выдается при предъявлении копии платежных документов, подтверждающих оплату затрат на проведение экспертизы в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 августа № 285 "Об утверждении Порядка определения затрат на проведение экспертизы при осуществлении лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений и научных организаций" и Приказом Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края от 19.10.2009 № 69-од "Об утверждении нормативов трудозатрат на проведение экспертизы при лицензировании и государственной аккредитации образовательных учреждений", а также уплату предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах государственной пошлины за предоставление лицензии.

2.6.4. Государственная пошлина взимается в соответствии с пунктом 92 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации в следующих размерах:

- предоставление лицензии - 2600 рублей;

- переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, - 200 рублей;

- выдача дубликата, подтверждающего наличие лицензии, - 200 рублей;

- продление срока действия лицензии - 200 рублей.

3. Административные процедуры

3.1. Последовательность административных действий по выдаче лицензии на право ведения образовательной деятельности.

3.1.1. Исполнение государственной функции по лицензированию образовательной деятельности включает следующие административные процедуры:

- прием и регистрация документов;

- формирование экспертной комиссии;

- проведение лицензионной экспертизы и подготовка экспертного заключения;

- подготовка решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии;

- подготовка лицензии и приложения;

- выдача решения заявителю;

- информирование о выданных лицензиях;

- переоформление лицензии.

3.1.2. Прием и регистрация документов.

Основанием для начала исполнения государственной функции является обращение соискателя лицензии в Государственную инспекцию по надзору и контролю в сфере образования Пермского края с пакетом документов, необходимых для получения лицензии.

Специалисты отдела, ответственные за исполнение государственной функции, проверяют наличие всех необходимых документов исходя из соответствующего перечня документов (указан в пункте 2.3 настоящего Регламента), представляемых для получения лицензии, удостоверяясь, что:

а) тексты документов написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения, с указанием их мест нахождения;

б) в документах нет подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных неоговоренных исправлений;

в) документы не исполнены карандашом;

г) документы не имеют серьезных повреждений, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание.

Специалисты отдела сравнивают представленные экземпляры оригиналов и копий документов (в том числе нотариально удостоверенные) друг с другом. Если представленные копии документов нотариально не заверены, данный специалист сравнивает копии документов с их подлинными экземплярами, выполняет на них надпись об их соответствии подлинным экземплярам, заверяет своей подписью с указанием фамилии и инициалов и указанием даты.

При установлении фактов отсутствия необходимых документов, несоответствия представленных документов требованиям, указанным в пункте 2.3 настоящего Регламента, специалисты отдела уведомляют заявителя о наличии препятствий для рассмотрения вопроса о выдаче лицензии, направляют перечень недостающих или неправильно оформленных документов, объясняют заявителю содержание выявленных недостатков в представленных документах и предлагают принять меры по их устранению.

При отсутствии у заявителя заполненного заявления или неправильном его заполнении специалисты, ответственные за прием документов, помогают заявителю заполнить заявление. При этом заявление должно быть подписано соискателем лицензии и согласовано учредителем.

Специалисты отдела вносят в книгу учета входящих документов запись о приеме документов:

а) порядковый номер записи;

б) дату приема;

в) данные о заявителе;

г) цель обращения заявителя;

д) свои фамилию и инициалы.

Специалисты отдела оформляют расписку о приеме документов на одном из экземпляров описи документов, представленной заявителем. В расписке в том числе указываются:

а) дата представления документов;

б) порядковый номер записи в книге учета входящих документов;

в) фамилия и инициалы специалиста, принявшего документы и сделавшего соответствующую запись в книге учета входящих документов, а также его подпись;

г) телефон, фамилия и инициалы специалиста, у которого заявитель в течение срока рассмотрения документов может узнать о стадии рассмотрения и времени, оставшемся до его завершения.

Специалисты отдела передают заявителю экземпляр описи документов, а второй экземпляр описи помещают в лицензионное дело в течение рабочего дня.

Специалист отдела проводит проверку полноты и правильности оформления документов в течение 3 дней с даты их поступления.

В случае представления соискателем лицензии неполного комплекта документов, а также документов, которые содержат технические ошибки либо оформление которых не соответствует установленным требованиям, соискателю лицензии в течение 5 дней с даты их поступления вручается (направляется) уведомление с приложением перечня недостающих документов и(или) документов, оформленных с нарушением установленных требований.

Если в течение 2 месяцев с даты получения уведомления указанные документы не будут представлены соискателем лицензии, все документы, представленные для получения лицензии, возвращаются соискателю лицензии.

3.3. Формирование экспертной комиссии.

Основанием для начала формирования экспертной комиссии является поступление документов специалисту отдела, ответственному за формирование экспертной комиссии, который взаимодействует с привлекаемыми экспертами и готовит проект приказа о составе экспертной комиссии, назначении даты и сроков проведения экспертизы.

В проекте приказа в обязательном порядке указываются:

а) цель работы экспертной комиссии;

б) персональный состав экспертной комиссии (с указанием руководителя комиссии);

в) срок представления экспертной комиссией результатов своей работы.

Проект приказа об утверждении состава экспертной комиссии в порядке делопроизводства передается на подпись руководителю Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края.

Руководитель Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края рассматривает проект приказа об утверждении состава экспертной комиссии и подписывает в течение 3 рабочих дней.

Подписанный приказ об утверждении состава экспертной комиссии в порядке делопроизводства доводится до сведения всех членов комиссии.

В случае если членом комиссии является представитель иного органа власти или организации, решение о назначении комиссии, сроках и времени работы комиссии доводится до сведения представителя с помощью телефонограммы.

Специалист отдела, ответственный за формирование экспертной комиссии, обязан по требованию любого члена комиссии ознакомить его с материалами лицензионного дела.

Специалист отдела передает приказ о составе экспертной комиссии и назначении экспертизы и сформированное лицензионное дело руководителю экспертной комиссии.

В экспертную комиссию входят должностное лицо (лица) лицензирующего органа, представители органов исполнительной власти, органа местного самоуправления, на территории которого расположен соискатель лицензии, представители образовательных учреждений, научных организаций, эксперты из числа лиц, прошедших соответствующую подготовку в порядке, установленном Министерством образования и науки Российской Федерации.

Состав экспертной комиссии определяется Инспекцией с учетом типа и вида образовательного учреждения, а также уровня и направленности заявленных к лицензированию образовательных программ.

Членами экспертной комиссии не могут быть лица, состоящие в трудовых или гражданско-правовых отношениях с соискателем лицензии, а также имеющие с его руководителями или иными работниками близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов).

Общий максимальный срок выполнения действия по формированию экспертной комиссии для утверждения приказа о составе экспертной комиссии не должен превышать 20 календарных дней с даты регистрации и принятия к рассмотрению заявления и прилагаемых к нему документов.

3.4. Проведение лицензионной экспертизы и подготовка экспертного заключения.

Основанием для начала лицензионной экспертизы является поступление всех документов, необходимых для проведения экспертизы, руководителю экспертной комиссии.

Рассмотрение документов и экспертиза должны быть начаты не позднее одного рабочего дня с момента их получения от специалиста отдела, осуществляющего формирование состава экспертной комиссии.

Экспертная комиссия устанавливает соответствие условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением в соответствии с представленными заявителем документами, государственным и местным требованиям в части:

строительных норм и правил;

санитарных и гигиенических норм;

охраны здоровья обучающихся и работников образовательных учреждений;

оборудования учебных помещений;

оснащенности учебного процесса;

образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.

Содержание, организация и методика образовательного процесса предметом экспертизы не являются.

Руководитель экспертной комиссии принимает решение о проведении лицензионной экспертизы с посещением учреждения или по представленным документам, о чем сообщает лицензиату, информирует лицензиата и членов комиссии о дате выезда.

3.4.1. Экспертиза проводится с выездом экспертной комиссии в образовательное учреждение или научную организацию.

Максимальный срок проведения выездной лицензионной экспертизы - 3 рабочих дня с момента прибытия в образовательное учреждение.

По прибытии в образовательное учреждение (организацию) председатель экспертной комиссии предъявляет руководителю или уполномоченному должностному лицу образовательного учреждения (организации) служебное удостоверение и приказ о проведении лицензионной экспертизы, представляет членов экспертной комиссии, информирует о порядке проведения экспертизы.

Экспертная комиссия проводит экспертизу условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых соискателем лицензии для реализации заявленных к лицензированию образовательных программ соответствующего уровня и направленности.

Подготовка заключения без выезда экспертной комиссии допускается в следующих случаях:

а) при проведении лицензирования образовательной деятельности аккредитованного образовательного учреждения или научной организации либо аккредитованных в их составе филиалов - при условии, что они имеют не истекшую на момент подачи заявления лицензию, предлагаемые ими условия образовательного процесса со времени получения лицензии не изменились, а в их деятельности в период действия лицензии не было выявлено нарушений лицензионных требований и условий;

б) при проведении лицензирования образовательной деятельности по новым образовательным программам аккредитованного образовательного учреждения или научной организации либо аккредитованных в их составе филиалов, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности по другим образовательным программам, срок действия которой истекает не ранее чем через 1 год.

В этих случаях экспертиза осуществляется в течение 2 рабочих дней с момента получения всех необходимых документов.

3.4.2. Подготовка экспертного заключения.

3.4.2.1. Экспертная комиссия лицензирующего органа оформляет по результатам экспертизы заключение о соответствии или несоответствии условий образовательного процесса лицензионным требованиям и условиям.

Подготовку заключения экспертной комиссии осуществляет руководитель комиссии. Заключение экспертной комиссии подписывается руководителем и всеми членами экспертной комиссии.

Максимальный срок подготовки экспертного заключения - 10 дней с момента получения всех необходимых документов.

В экспертном заключении указываются сведения об ознакомлении с экспертным заключением руководителя или уполномоченного должностного лица образовательного учреждения (организации) об ознакомлении с экспертным заключением или сведения об отказе от ознакомления с экспертным заключением.

3.4.2.2. Экспертное заключение передается специалисту, ответственному за оформление лицензии и приложения к ней, а также за подготовку проекта приказа о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии.

Общий максимальный срок проведения лицензионной экспертизы и подготовки экспертного заключения - 30 дней с даты формирования экспертной комиссии.

3.5. Подготовка решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии.

3.5.1. Основанием для подготовки проекта приказа о выдаче либо об отказе в выдаче лицензии является поступление заключения экспертной комиссии специалисту отдела, ответственному за оформление лицензии, а также за подготовку проекта приказа о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии:

при поступлении положительного экспертного заключения с выводом о наличии оснований для выдачи лицензии готовится проект приказа о лицензировании;

при поступлении отрицательного экспертного заключения с выводом о наличии оснований для отказа в выдаче лицензии готовится проект приказа об отказе в выдаче лицензии с указанием в качестве основания отрицательного заключения экспертной комиссии, с перечислением условий, которые не соответствуют предъявляемым требованиям.

Максимальный срок на подготовку и подписание приказов о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии - 10 дней с момента получения экспертного заключения.

3.5.2. Подготовка лицензии и приложения к ней.

Основанием для подготовки лицензии является приказ, подписанный начальником Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края.

При поступлении подписанного приказа ответственный специалист отдела вносит запись в реестр выдачи лицензий, оформляет бланк лицензии и приложение к ней в течение рабочего дня.

Электронная база данных реестра лицензий ведется специалистом отдела, назначаемого приказом лицензирующего органа, и включает в себя следующие сведения:

а) наименование лицензирующего органа, выдавшего лицензию;

б) полное наименование и место нахождения лицензиата;

в) идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица;

г) дата принятия решения о выдаче лицензии, регистрационный номер лицензии;

д) срок действия лицензии;

е) основание и дата переоформления лицензии, выдачи дубликата;

ж) основание и дата аннулирования лицензии.

3.5.3. Порядок выдачи лицензии.

Основанием для выдачи лицензии заявителю являются подписанные руководителем лицензия и приложение к ней.

Выдача лицензии производится в рабочее время специалистами при наличии платежных документов, подтверждающих уплату госпошлину и затрат на проведение экспертизы, в течение рабочего дня с момента предъявления документов, под роспись в реестре выдачи лицензий.

3.5.4. Выдача решения об отказе в выдаче лицензии.

Основанием для начала процедуры отказа в выдаче лицензии является отрицательное заключение экспертной комиссии.

Специалист отдела, ответственный за подготовку проекта приказа об отказе в выдаче лицензии, составляет проект приказа.

При описании причин, послуживших основанием для принятия решения об отказе в выдаче лицензии, указываются нормы (пункты, статьи) правовых актов, несоблюдение которых привело к принятию такого решения, содержание данных норм, а также излагается, в чем именно выразилось несоблюдение требований указанных выше правовых актов.

К приказу прилагается заключение экспертной комиссии.

Начальник рассматривает и подписывает приказ об отказе в выдаче лицензии в течение 3 рабочих дней.

3.6. Выдача решения заявителю.

3.6.1. Основанием для начала процедуры выдачи решения является подписание руководителем приказа об отказе в выдаче лицензии.

Выдача решения осуществляется либо непосредственно заявителю, либо направляется почтой.

Выдача решения должна быть произведена не позднее 5 дней после подписания приказа об отказе в выдаче лицензии.

Специалист отдела уведомляет заявителя по телефону о принятом решении.

При выдаче решения специалист отдела, ответственный за выдачу документов, делает запись в книге учета выданных документов.

Заявитель расписывается в получении решения в книге учета выданных документов.

Специалист отдела, ответственный за выдачу документов, выдает документы заявителю.

3.6.2. Инспекция при принятии решения о выдаче лицензии либо об отказе в выдаче лицензии информирует об этом федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Исполнение административной процедуры возлагается на специалиста отдела.

Специалист отдела направляет извещение с указанием реквизитов выданной лицензии в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, по месту регистрации юридического лица, в отношении которого принято решение о выдаче лицензии.

Максимальный срок исполнения действия - 5 рабочих дней с момента издания приказа о выдаче лицензии либо об отказе в выдаче лицензии.

3.7. Информирование о выданных лицензиях.

Инспекция ведет реестр лицензий и предоставляет всем заинтересованным лицам сведения из реестра.

Основанием для начала исполнения процедуры по предоставлению сведений из реестра лицензий физическим или юридическим лицам является поступление письменного обращения.

Специалист готовит проект письма за подписью начальника Инспекции с информацией из реестра лицензий в соответствии с запросом.

Максимальный срок исполнения действия - 10 календарных дней с момента поступления письменного обращения.

3.8. Переоформление лицензии осуществляется в случаях:

- реорганизации образовательных учреждений в форме присоединения;

- при изменении места нахождения лицензиата и(или) его наименования;

- при изменении условий образовательного процесса.

Переоформление лицензии осуществляется без проведения лицензионной экспертизы.

3.8.1. При реорганизации образовательного учреждения в форме присоединения к нему одного или нескольких образовательных учреждений лицензия реорганизованного образовательного учреждения переоформляется с учетом лицензий присоединяемых образовательных учреждений на период до окончания срока действия лицензии реорганизованного образовательного учреждения в срок, не превышающий 30 дней.

3.8.2. В случае изменения места нахождения или наименования лицензиата, в том числе по результатам государственной аккредитации, лицензиат обязан подать заявление о переоформлении лицензии с указанием новых сведений о лицензиате и реквизитов документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.

Заявление о переоформлении лицензии и документы, подтверждающие указанные изменения, подаются в лицензирующий орган не позднее чем через 15 дней с даты внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.

В данном случае переоформление лицензии производится в срок, не превышающий 20 дней со дня регистрации заявления.

3.8.3. В случае изменения условий образовательного процесса в части используемых зданий и помещений, педагогических работников лицензиата или других сведений, зафиксированных в приложениях к лицензии, лицензиат обязан в 2-недельный срок с момента произошедших изменений представить в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии в части соответствующего приложения с указанием новых сведений о лицензиате и документы, подтверждающие указанные изменения.

Такое переоформление лицензии производится в срок, не превышающий 30 дней с даты регистрации заявления и прилагаемых к нему документов, путем оформления и выдачи нового приложения к лицензии взамен ранее выданного.

3.8.4. Заявление о переоформлении лицензии принимается и регистрируется в порядке, определенном пунктом 3.2 настоящего Административного регламента, при приеме пакета документов на предоставление лицензии. Отказом в регистрации заявления является также отсутствие оснований для переоформления лицензии, указанных в пункте 3.9 настоящего Административного регламента.

3.8.5. Специалист отдела, ответственный за переоформление лицензии либо приложения к ней, в течение 5 рабочих дней проводит проверку полноты и достоверности представленных лицензиатом сведений путем сопоставления их со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц.

3.8.6. В переоформлении лицензии может быть отказано в случае предоставления заявителем неполных или недостоверных данных.

3.8.7. Специалист отдела, ответственный за переоформление лицензии, по результатам проверки готовит приказ о переоформлении лицензии, который рассматривается и подписывается начальником Инспекции в течение 3 рабочих дней. Выдача решения осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 3.7 настоящего Административного регламента, при представлении документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, предусмотренной пунктом 2.6.4 настоящего Административного регламента.

4. Порядок и формы контроля за предоставлением

государственной услуги

4.2. Текущий контроль за предоставлением государственной услуги.

4.2.1. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами, и принятием решений специалистами отдела осуществляется должностными лицами лицензирующего органа, ответственными за организацию работы по исполнению государственной функции.

Перечень должностных лиц, осуществляющих текущий контроль, устанавливается нормативными правовыми актами лицензирующего органа, должностными регламентами должностных лиц лицензирующего органа.

4.2.2. Текущий контроль осуществляется путем проведения должностными лицами лицензирующего органа, ответственными за организацию работы по исполнению государственной функции, проверок соблюдения и исполнения специалистами отдела положений нормативных правовых актов по исполнению государственной функции.

4.2.3. Периодичность осуществления текущего контроля устанавливается должностными лицами лицензирующего органа.

4.3. Контроль за полнотой и качеством исполнения государственной функции.

4.3.1. Контроль за полнотой и качеством исполнения государственной функции включает в себя проведение проверок, выявление и устранение нарушений прав граждан, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения граждан, содержащие жалобы на принятые решения, действия (бездействие) должностных лиц лицензирующего органа.

4.3.2. Проверки полноты и качества исполнения государственной функции осуществляются на основании нормативных правовых актов лицензирующего органа.

4.3.3. Проверки могут быть плановыми (осуществляться на основании полугодовых или годовых планов работы) и внеплановыми.

При проверке могут рассматриваться все вопросы, связанные с исполнением государственной функции (комплексные проверки), или отдельные вопросы (тематические проверки).

Проверка также может проводиться по конкретному обращению гражданина.

4.3.4. Для проведения проверки полноты и качества исполнения государственной функции формируется комиссия, в состав которой включаются должностное лицо и специалисты лицензирующего органа, ответственные за предоставление государственной услуги.

Председателем комиссии является должностное лицо лицензирующего органа, ответственное за исполнение государственной функции, назначенное нормативным правовым актом лицензирующего органа. Членами комиссии являются специалисты лицензирующего органа, ответственные за исполнение государственной функции.

Результаты деятельности комиссии оформляются в виде акта (справки), в котором отмечаются выявленные недостатки и предложения по их устранению.

Акт (справка) подписывается членами и председателем комиссии.

4.4. Ответственность должностных лиц за действия (бездействие) и решения, принимаемые (осуществляемые) в ходе исполнения государственной функции.

4.4.1. Должностные лица лицензирующего органа за действия (бездействие) и решения, принимаемые (осуществляемые) в ходе исполнения государственной функции, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

4.4.2. Персональная ответственность специалистов лицензирующего органа закрепляется в их должностных регламентах.

5. Порядок обжалования действий (бездействия)

должностного лица, а также принимаемого им решения

при исполнении государственной функции

5.1. Гражданин, организация имеет право на обжалование действий (бездействия) и решений, принимаемых (осуществляемых) в ходе исполнения государственной функции, в досудебном (внесудебном) и судебном порядке.

5.1.1. Обжалование действий (бездействия) и решений, принимаемых (осуществляемых) в ходе исполнения государственной функции, в досудебном (внесудебном) порядке.

5.1.1.1. Гражданин, организация вправе обжаловать действия (бездействие) и решения должностного лица руководителю лицензирующего органа.

5 1.1.2. Гражданин вправе обратиться с жалобой в устной или письменной форме, лично или через своего законного представителя.

5.1.1.3. Срок рассмотрения письменной жалобы не должен превышать 30 дней со дня регистрации такой жалобы.

В исключительных случаях (при принятии решения о проведении проверки, дополнительного изучения), а также в случае направления запроса руководитель лицензирующего органа вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока ее рассмотрения гражданина.

5.1.1.4. Гражданин, организация в своей письменной жалобе в обязательном порядке указывает наименование органа, в который направляет письменную жалобу, или фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица или должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество; наименование и почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации жалобы, излагает суть жалобы, ставит личную подпись и дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин, организация прилагает к письменной жалобе документы и материалы либо их копии.

5.1.1.5. По результатам рассмотрения жалобы руководителем лицензирующего органа принимается решение об удовлетворении (об отказе в удовлетворении) жалобы.

Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения жалобы, направляется гражданину, организации.

5.1.1.6. В рассмотрении письменной жалобы гражданину, организации может быть отказано в случаях, если:

в жалобе не указаны фамилия и почтовый адрес гражданина, направившего жалобу;

в жалобе содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;

текст жалобы гражданина, организации не поддается прочтению;

в жалобе содержится вопрос, на который гражданину, организации многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства;

ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

5.1.1.7. Результатом рассмотрения письменной жалобы гражданина, организации в досудебном (внесудебном) порядке является:

принятие решения об удовлетворении жалобы;

принятие решения об отказе в удовлетворении жалобы.

5.2.2. Обжалование действий (бездействия) и решений, принимаемых (осуществляемых) в ходе исполнения государственной функции, в судебном порядке.

5.2.2.1. Гражданин, организация вправе обратиться в суд с заявлением в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

5.2.2.2. Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24-27 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, либо в Арбитражный суд Пермского края (в случае, если затрагиваются права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности) в соответствии со статьёй 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заявление может быть подано гражданином (организацией) в суд по месту его жительства или по месту нахождения Государственной инспекции, должностного лица Государственной инспекции, действия (бездействие) и решения которого, принимаемые (осуществляемые) в ходе предоставления государственной услуги, оспариваются.

(часть 5.2.2.2 в редакции приказа от 04.06.2010 № СЭД-54-04-03-60)

Приложение № 1

Утверждена

Приказом

Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 3 сентября 2009 г. № 323

Форма

ЗАЯВЛЕНИЕ

о выдаче лицензии на право ведения

образовательной деятельности

Приложение № 2

Утверждена

Приказом

Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 3 сентября 2009 г. № 323

Форма

СПРАВКА

о кадровом обеспечении образовательного

процесса и укомплектованности штатов

Приложение № 3

Утверждена

Приказом

Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 3 сентября 2009 г. № 323

Форма

СПРАВКА

о материально-техническом обеспечении образовательной

деятельности по заявленным к лицензированию

образовательным программам

Приложение № 4

Утверждена

Приказом

Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 3 сентября 2009 г. № 323

Форма

СПРАВКА

о наличии учебной, учебно-методической литературы

и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств

обеспечения образовательного процесса, необходимых

для реализации заявленных к лицензированию

образовательных программ

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края № 14 от 12.04.2010
Рубрики правового классификатора: 020.030.070 Лицензирование отдельных видов деятельности, 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 130.010.040 Образовательные учреждения и иные образовательные организации (см. также 150.040.020, 150.040.030, 150.040.040), 130.010.020 Управление системой образования (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать