Основная информация
Дата опубликования: | 03 марта 2016г. |
Номер документа: | RU05000201600175 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Республика Дагестан |
Принявший орган: | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ПРИКАЗ
03.03.2016 №050
Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие мясного скотоводства в Республике Дагестан на 2016-2018 годы»
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» и постановлением Правительства Республики Дагестан от 13 декабря 2013 года № 673, НГР:RU05000201300785, «Об утверждении государственной программы Республики Дагестан «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья продовольствия на 2014-2020 годы» приказываю:
Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу «Развитие мясного скотоводства в Республике Дагестан на 2016-2018 годы».
2. Контроль над исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Бахарчиева Ш.З.
И.о.министра
К. Камалутдинов
Утверждена
приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан от 03 марта 2016 г. № 050
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ МЯСНОГО СКОТОВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН" НА 2016-2018 ГОДЫ
ПАСПОРТ
ведомственной целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Республике Дагестан" на 2016-2018 годы (далее – «Программа»)
Наименование Программы
-
ведомственная целевая программа "Развитие мясного скотоводства в Республике Дагестан" на 2016 - 2018 годы (далее - Программа)
Основание для разработки Программы
-
Постановление Правительства Республики Дагестан от 13.12.2013 г. № 673 «Об утверждении государственной программы Республики Дагестан «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельско-хозяйственной продукции, сырья и продо-вольствия на 2014 - 2020 годы»
Государственный заказчик Программы
-
Министерство сельского хозяйства и продо-вольствия Республики Дагестан
Основной разработчик Программы
-
Министерство сельского хозяйства и продо-вольствия Республики Дагестан
Должностное лицо, утвер-дившее программу (дата утверждения), наименова-ние и номер соответствую-щего нормативного акта
-
Велимурадов М.А. - министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан, приказ № 050 от 03 марта 2016 г.
Цель Программы
Создание технологических и экономичес-ких условий для и устойчивого развития отрасли специализированного мясного скотоводства и увеличения производства высококачественной говядины
Основные задачи Программы
укрепление кормовой базы (коренное улучше-ние естественных кормовых угодий);
строительство дорог, подключение к электри-ческим и газовым сетям и другие меры инфра-структуры;
увеличение численности поголовья скота спе-циализированных мясных пород и полукров-ных мясных помесей от промышленного скрещивания коров и телок в молочных стадах с быками мясных пород;
увеличение объемов производства высокока-чественной говядины;
строительство и реконструкция ферм;
создание фидлотов (откормочных площадок) и технологическая модернизация мясных репродуктивных ферм;
повышение инвестиционной привлекательнос- ти производства высококачественной говя-дины;
подготовка кадров;
создание рабочих мест.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы
-
увеличение численности скота специализиро-
ванных мясных пород в сельскохозяйственных
организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей с 10740 голов в 2015 году до 18565 голов к концу 2018 года, в том числе коров соответственно с 5660 до 9800 голов и полукровных мясных помесей от промышленного скрещивания коров и телок в молочных стадах с быками мясных пород соответственно с 36370 до 48400 голов, в том числе коров - с 17635 до 23500 голов;
увеличение объемов валового производства говядины от чистопородного и помесного скота в живом весе с 13,8 тыс. тонн в 2015году до 20,5 тыс. тонн в 2018 году;
ежегодное создание фидлотов (откормочных площадок) на 1000 скотомест;
создание новых или реконструкция существующих ферм по 5 единиц ежегодно;
создание дополнительных рабочих мест.
Сроки реализации Программы
-
2016-2018 годы
Основные мероприятия Программы
-
реализация комплекса мер государственной поддержки отрасли специализированного мяс-ного скотоводства, направленных на ежегод-
ное предоставление субсидий на:
коренное улучшение естественных кормовых угодий;
строительство дорог, подключение к электри-ческим и газовым сетям и другие меры инфра-структуры;
содержание и увеличение численности коров мясного направления по системе «корова-теленок";
возмещение части затрат на закупку товарного маточного поголовья мясного скота;
возмещение части затрат на создание откор-мочных площадок (фидлотов);
строительство и реконструкцию ферм;
технологическая модернизация мясных и репродукторных ферм.
Объемы и источники финансирования Программы
-
общий объем расходов на 2016- 2018 годы составит 2237,7 млн. рублей, в том числе:
за счет республиканского бюджета Республики Дагестан – 28,1 млн. рублей, из них по годам:
в 2016 году – 8,0 млн. рублей
в 2017 году – 9,4 млн. рублей
в 2018 году – 10,7 млн. рублей
за счет внебюджетных источников – 2209,6 млн. рублей, из них по годам:
в 2016 году – 633,6 млн. рублей
в 2017 году – 732,5 млн. рублей
в 2018 году – 843,5 млн. рублей
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности
Увеличение к 2018 году в сельскохозяйствен-ных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпри-нимателей:
численности поголовья специализированного мясного и помесного скота – до 66 965 голов;
в том числе:
поголовья специализированного мясного скота – до 18 565 голов,
поголовья коров специализированных мясных пород – до 9 800 голов,
поголовья помесного скота – до 48 400 голов;
поголовья коров помесного скота – до 23 500 голов;
количества произведенного на убой скота мясных пород и их помесей в живой массе – до 20,5 тыс. тонн;
увеличение занятости населения,
создание дополнительных рабочих мест.
Контроль за реализацией Программы
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Настоящая Программа является продолжением ведомственной целевой программы «Развитие мясного скотоводства в Республике Дагестан» на 2013-2015 годы и призвана стать инструментом для реализации стратегических направлений устойчивого развития отрасли мясного скотоводства в республике и увеличения снабжения населения высококачественной говядиной, что является частью решения приоритетных направлений развития агропромышленного комплекса Республики Дагестан.
Программа разработана с целью дальнейшей реализации мероприятий республиканской программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 13 декабря 2013 года № 673 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы".
Анализ состояния мясного скотоводства в Республике Дагестан
Развитие отрасли мясного скотоводства является одной из важнейших составляющих агропромышленного комплекса по своему значению для обеспечения занятости населения и снабжения его мясом.
В настоящее время, в связи с запретом на поставки продовольствия из стран, которые ранее инициировали или поддерживали санкции против России, наблюдается дефицит качественной говядины, а производство собственного продукта может быть обеспечено только за счет выращивания крупного рогатого скота специализированных мясных пород.
Убойный контингент, получаемый в молочном скотоводстве, не в состоянии обеспечить необходимые объемы производства говядины и высокое качество производимого мяса. Поэтому значительное увеличение производства мяса за счет откорма молочного скота во всех категориях хозяйств республики, особенно в личных подсобных хозяйствах, где племенного скота практически нет, не представляется возможным.
Кроме того, анализ мирового опыта показывает, что без ускоренного развития специализированного мясного скотоводства удовлетворение спроса на говядину в полном объеме невозможно.
И потому ускоренное развитие мясного скотоводства не имеет альтернативы и является необходимым условием удовлетворения за счет
собственного производства спроса населения на говядину.
Важным фактором развития мясного скотоводства в республике стала реализация ведомственной целевой программы «Развитие мясного скотоводства в Республике Дагестан» на 2013-2015 годы. Созданные механизмы поддержки подотрасли повысили заинтересованность сельхозтоваропроизводителей республики в развитии мясного скотоводства, способствовали увеличению численности мясного скота и объемов производства высококачественной говядины.
На протяжении всего периода реализации программы по развитию мясного скотоводства в республике наметился рост численности специализированного мясного скота и их помесей и, как следствие, объемов производства мяса крупного рогатого скота (табл.1).
Таблица 1
Показатели
2013г.
2014г.
2015г.
2015г. в % к 2013г.
1
7
8
9
10
Поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств, всего (на конец года), тыс. гол.
971,1
992,2
1011,3
114,7
в том числе в сельхозорганизациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предприни-мателей, тыс. голов
260,7
269,7
277,8
106,5
Поголовье специализированного мясного скота во всех категориях хозяйств, всего (на конец года), тыс. голов
14,0
14,2
16,5
117,8
в том числе в сельхозорганизациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предприни-мателей, тыс. голов
6,5
8,3
10,7
164,6
Поголовье специализированного мясного и помесного скота во всех категориях хозяйств, всего (на конец года), тыс. голов
68,6
69,8
75,6
110,2
в том числе в сельхозорганизациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предприни-мателей, тыс. голов
40,3
42,0
47,1
116,9
Производство скота и птицы на убой (в живом весе) в хозяйствах всех катего-рий, тыс. тонн
190,0
212,6
220,5
116,0
в том числе мясо КРС (в живом весе), тыс. тонн
98,7
103,3
106,2
107,6
из них производство на убой в живом весе мясного и помесного скота, тыс. тонн
17,0
18,0
20,0
117,6
Рентабельность реализации мяса КРС (включая промышленную переработку) в сельскохозяйственных организациях, %
-6,0
-4,0
-2,7
3,3п.п.
Численность крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств республики за последние три года выросла с 971,1 тыс. голов до 1011,3 тыс. голов, а производство мяса соответственно с 190,0 тыс. тонн до 220,5 тыс. тонн в живом весе. Увеличилось и поголовье специализированного мясного скота в республике с 14 тыс. голов в 2013 году до 16,5 тыс. голов в 2015 году, или 117,8 процента, а производство высококачественной говядины от специализированного мясного и помесного скота - с 17,0 тыс. тонн до 20,0 тыс. тонн, или 117,6 процента.
Удельный вес мяса крупного рогатого скота в общем производстве мяса составил 48,2 проц., или 106,2 тыс. тонн, а мяса специализированного мясного и помесного скота к мясу крупного рогатого скота соответственно, 18,5% и 19,7 тыс. тонн.
Производство мяса крупного рогатого скота все еще является нерентабельным, хотя за эти годы снизился процент убыточности на 3,3 п.п. Убыточность отрасли в определенной степени обусловлена низкими зоотехническими показателями: выхода телят - менее 80 проц. вместо 85-90 проц., необходимых для рентабельного мясного скотоводства и в целом в животноводстве, привесов молодняка на откорме - 300-500 г вместо необходимых 700-900 граммов, средней живой массой молодняка при реализации не более 250-280 кг вместо 350 и более килограммов.
Создается племенная база мясного скотоводства. В государственном племенном регистре Минсельхоза России зарегистрированы четыре племрепродуктора, занимающиеся разведением скота мясного направления, в том числе три предприятия по разведению калмыцкой породы: ООО «Курбан-сервис» Буйнакского, ПК «Мурад» Гергебильского, КФХ «Боз Торгай» Ногайского районов и одно предприятие ООО «Вымпел» Казбековского района - по разведению казахской белоголовой породы. В них сформированы племенные ядра маточного поголовья численностью 600 голов калмыцкой породы и 200 голов казахской белоголовой породы.
Построены открытые откормочные площадки-фидлоты и цеха по переработке мяса.
Новейший убойный цех европейского стандарта, оснащенный самым современным оборудованием, создан на базе КФХ «Боз Торгай» Ногайского района. На мясокомбинате налажен процесс разделки, фасовки и упаковки мяса и отправки его адресатам. За смену 40 работников бойни обработают порядка 1000 голов МРС и 100 голов КРС.
Увеличены мощности мясоперерабатывающего цеха до 2 тонн в сутки в ОАО «Кизлярагрокомлплекс» Кизлярского района.
Создано более 100 дополнительных рабочих мест.
Анализ современного состояния мясного скотоводства в Республике Дагестан показывает, что главными препятствиями для успешной реализации имеющегося потенциала устойчивого развития конкурентоспособного мясного скотоводства являются малочисленность мясного скота, недостаточный уровень технического и технологического оснащения отрасли, неудовлетворительное состояние и использование естественных кормовых угодий, слабая кормовая база откорма, невысокая продуктивность скота и низкая экономическая мотивация сельскохозяйственных производителей в откорме скота и производстве говядины.
В сложившихся экономических условиях именно развитие мясного скотоводства как ресурсосберегающей отрасли животноводства в силу его невысокой фондо-, энерго- и трудоемкости позволит повысить эффективность производства говядины и тем самым компенсировать ее завоз из-за пределов республики
На решение указанных проблем и направлена настоящая Программа.
Риски реализации Программы
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а) внешние риски:
недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов, а также сельскохозяйственных унифицированных товаропроизводителей из собственных и заемных средств;
неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села (на энергоносители, удобрения и т.д.), а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию мяса и трудностям с его реализацией.
б) внутренние риски:
производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита и т.д.).
Управление рисками в рамках реализации Программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению на государственном уровне.
При определении суммы рисков учитывалось возможное недополучение запланированных объемов говядины из-за невыхода на прогнозируемые показатели средней живой массы молодняка, реализованного на мясо, производства говядины на 1 голову скота и поголовья скота специализированных мясных пород и полукровных мясных помесей.
Раздел 2. Цели и задачи Программы
Целью Программы является создание экономических и технологических условий формирования и устойчивого развития мясного скотоводства и увеличения производства высококачественной говядины.
Достижение поставленной цели будет обеспечено созданием эффективно развивающейся отрасли, способной производить высококачественную говядину в объемах, достаточных для внутреннего использования и реализации за пределы республики на основе технологического перевооружения мясного скотоводства.
Эффективное использование имеющегося потенциала, государственная поддержка Программы и привлечение внебюджетных инвестиций позволят достигнуть поставленной цели.
Для достижения цели Программы необходимо решить следующие задачи:
укрепление кормовой базы;
увеличение численности скота специализированных мясных пород и их помесей;
увеличение объемов производства высококачественной говядины;
технологическая модернизация отрасли мясного скотоводства.
В рамках настоящей Программы для решения указанных задач в плане мероприятий Программы необходимо предусмотреть:
коренное улучшение естественных кормовых угодий;
строительство дорог, подключение к электрическим и газовым сетям и другие меры инфраструктуры;
увеличение численности поголовья скота специализированных мясных пород и полукровных мясных помесей от промышленного скрещивания коров и телок в молочных стадах с быками мясных пород;
приобретение товарного маточного поголовья мясного скота;
организация откорма мясного чистопородного и помесного (в т. ч. от промышленного скрещивания) молодняка до живой массы свыше 350 кг при реализации в возрасте до 2-х лет;
реализация молодняка для воспроизводства стада;
увеличение объемов валового производства говядины от чисто- породного и помесного скота;
создание открытых откормочных площадок (фидлотов);
строительство и реконструкцию ферм;
технологическая модернизация мясных репродуктивных ферм (оснащение современными взвешивающими устройствами, расколами, фиксаторами, приборами для определения стельности с помощью ультразвука).
Ожидаемые результаты и целевые индикаторы Программы
Результат реализации Программы определяется количественными и качественными показателями.
В период реализации Программы будет создана база устойчивого развития специализированного мясного скотоводства в качестве важного фактора в обеспечении населения республики этим видом мяса преимущественно за счет собственного производства.
Реализация Программы предусматривает более полное использование имеющихся в республике ресурсов земли, рабочей силы, кормовых и других ресурсов, технологическое обновление отрасли в целях повышения ее устойчивости и конкурентоспособности. При этом будет внесен существенный вклад в решение проблемы развития сельских территорий.
Достижение программной цели позволит увеличить к 2018году в сравнении с 2015 годом:
производство высококачественной говядины от чистопородного и помесного скота до 20,5 тыс. тонн, поголовья скота специализированных мясных пород до 18565 голов, в том числе коров до 9800 голов;
увеличению занятости населения и созданию дополнительных рабочих мест
Предоставление запланированной государственной поддержки из федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Дагестан обеспечит достижение поставленной цели и решение задач Программы по всем индикаторам (приложения № 1 и 2).
Раздел 3. Перечень и описание программных мероприятий
Решение основных задач Программы будет обеспечено выполнением комплекса программных мероприятий.
1. Мероприятия для решения задачи "Укрепление кормовой базы мясного скотоводства".
Механизм:
- предоставление субсидий на возмещение части затрат на коренное улучшение естественных кормовых угодий;
- предоставление субсидий на строительство дорог, подключение к элек-трическим и газовым сетям и другие меры инфраструктуры.
2. Мероприятия для решения задачи "Увеличение численности пого- ловья скота специализированных мясных пород и полукровных мясных по- месей от промышленного скрещивания коров и телок в молочных стадах с быками мясных пород».
Механизм:
- предоставление субсидий на возмещение части затрат на содержание и увеличение численности коров мясного направления по системе "корова-теленок";
- предоставление субсидий на возмещение части затрат на закупку товарного маточного поголовья мясного скота;
- предоставление субсидий на возмещение части затрат на откорм мясного чистопородного и помесного молодняка до живой массы свыше 350 кг при реализации в возрасте до 2-х лет.
3. Мероприятия для решения задачи "Технологическая модернизация отрасли мясного скотоводства»
Механизм:
- предоставление субсидий на возмещение части затрат на создание открытых откормочных площадок (фидлотов);
- предоставление субсидий на возмещение части затрат на строительство и реконструкцию ферм;
- предоставление субсидий на возмещение части затрат на техноло-гическую модернизацию мясных репродуктивных ферм.
Раздел 4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование программных мероприятий будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых в республиканском бюджете Республики Дагестан на указанные цели и выделяемых из федерального бюджета.
Объем средств, необходимых на реализацию запланированных мероприятий Программы, рассчитан с учетом:
а) фактических цен по республике в 2013 - 2015 годах;
б) среднереспубликанских расходов на содержание мясных коров и стоимости каждого теленка к отъему (с учетом выхода телят);
Расчеты и исходные данные по объемам финансирования всех
мероприятий Программы приведены в приложении №1.
Раздел 5. Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Управление реализацией Программы осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан.
Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации Программы Министерство сельского хозяйства и продовольствия ежегодно согласовывает с Министерством экономики Республики Дагестан и Министерством финансов Республики Дагестан уточненные показатели эффективности Программы на соответствующий год, а в дальнейшем ежеквартально отчитывается о ходе их выполнения.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей.
При необходимости Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан направляет в Министерство экономики Республики Дагестан и Министерство финансов Республики Дагестан предложения (с обоснованиями) о продлении срока реализации Программы, который истекает в текущем году.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан направляет ежегодно до 1 февраля в Правительство Республики Дагестан, Министерство экономики Республики Дагестан и Министерство финансов Республики Дагестан доклады о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств, подготовленные на основе форм и схем, разрабатываемых Министерством экономики Республики Дагестан.
Основные сведения о результатах реализации Программы, выполнении целевых показателей, объеме затраченных на выполнение Программы финансовых ресурсов, а также о результатах мониторинга реализации программных мероприятий Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан публикуются в средствах массовой информации не реже двух раз в год.
Раздел 6. Социально-экономическая эффективность Программы
Выполнение мероприятий Программы позволит создать стартовые условия для ускоренного развития отрасли специализированного мясного скотоводства в период реализации Программы и в дальнейшие годы путем увеличения численности и повышения генетического потенциала племенного поголовья, технологической модернизации мясных ферм и откормочных предприятий, улучшения естественных кормовых угодий для выпаса животных и в конечном счете повышения конкурентоспособности отрасли.
Анализ динамики целевых индикаторов Программы и индикаторов ее экономической эффективности при условии финансирования в полном объеме показывает реальность значительного увеличения численности племенного скота и прироста объемов производства высококачественной говядины и общего поголовья мясного скота.
Эффективность расходования средств финансирования определяется по соотношению конечных результатов Программы и затрат на ее реализацию по коэффициенту Эобщ.
Как видно из приложения № 4 значение коэффициента Эобщ. в среднем за 3 года составляет 28,4 процента, что означает хорошую степень возмещения общих затрат по Программе через прирост валового продукта отрасли.
Раздел 7. Схема территориального планирования предприятий по развитию мясного скотоводства
Мероприятия программы разработаны в соответствии со схемой территориального планирования, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 5 мая 2011 года № 137.
Республике Дагестан характерны отдельные природно-климатические условия – от прикаспийской низменности до альпийских лугов и пастбищ.
В сельской местности проживает до 60 процентов населения.
Сохранение негативных тенденций и снижение эффективности производства продукции сельского хозяйства в сельской местности могут привести к оттоку населения в города. Основная проблема – занятость населения, т. е. создание новых рабочих мест на селе.
Основным родом занятий населения в предгорной и горной частях республики является животноводство. В горной местности на высоте 1000 метров и более от уровня моря заниматься молочным скотоводством сельхозпредприятиям экономически не выгодно, в личных подсобных хозяйствах держат дойных коров из-за крайней необходимости. С этим и связан невысокий средний удой молока на 1 дойную корову в республике.
Наиболее выгодным занятием в таком случае для сельской части населения является мясное скотоводство и овцеводство. В ЛПХ республики производится до 80 % продукции животноводства, от которых зависит обеспечение населения качественными продуктами питания.
Перечень мероприятий территориального планирования, направленных на развитие мясного скотоводства в сельской местности республики:
определение зон возможного развития мясного скотоводства: Курахский, Докузпаринский, Агульский, Кулинский, Цунтинский, Цумадинский, Ботлихский, Гергебильский, Гумбетовский и многие другие районы;
определение территорий для предоставления земельных участков сельхозтоваропроизводителям, которыми будет приобретен племенной молодняк крупного рогатого скота и поголовье товарных коров мясного направления. В республике 90 тыс. га земель летних пастбищ остаются невостребованными и впоследствии могут быть предоставлены нуждающимся хозяйствам для развития мясного скотоводства как наиболее приемлемого направления ведения животноводства;
оказание содействия сельхозтоваропроизводителям, построившим семейные животноводческие фермы мясного направления, в приобретении оборудования для производства и переработки мяса;
оказание содействия выхода сельхозтоваропроизводителей республики для реализации продукции мясного скотоводства на рынки регионов Российской Федерации.
Раздел 8. Сроки реализации Программы
Реализация Программы запланирована на 2016-2018 годы.
Приложение № 1
к ведомственной целевой программе "Развитие мясного скотоводства в Республике Дагестан" на 2016-2018 годы
Финансирование ведомственной целевой программы
«Развитие мясного скотоводства в Республике Дагестан на 2016- 2018 годы»
Наименование мероприятий
Срок испол-нения, год
Объем финансиро-вания всего, млн. рублей
в т.ч. за счет средств:
республ. бюджета РД
внебюд- жетных источников
Субсидирование части затрат на коренное улучшение естествен-ных кормовых угодий
2016
97,5
1,5
96,0
2017
130,0
1,9
128,1
2018
162,5
2,4
160,1
2016-2018
390,0
5,8
384,2
Субсидирование части затрат на строительство дорог, подключе-ние к электрическим и газовым сетям и другие меры инфраструк-туры
2016
15,0
0,7
14,3
2017
16,5
0,9
15,6
2018
18,2
1,0
17,2
2016-2018
49,7
2,6
47,1
Субсидирование части затрат на содержание и увеличение числе-нности коров мясного направле-ния по системе «корова-теленок»
2016
88,0
1,3
86,7
2017
101,2
1,5
99,7
2018
117,1
1,7
115,4
2016-2018
306,3
4,5
301,8
Субсидирование части затрат на закупку товарного маточного поголовья мясного скота
2016
38,5
0,6
37,9
2017
42,0
0,7
41,3
2018
46,2
0,7
45,5
2016-2018
126,7
2,0
124,7
Субсидирование части затрат на откорм мясного чистопородного и помесного молодняка до живой массы свыше 350 кг при реализации в возрасте до 2-х лет
2016
264,1
1,8
262,3
2017
297,7
2,0
295,7
2018
338,6
2,2
336,4
2016-2018
900,4
6,0
894,4
Субсидирование части затрат на создание открытых откормочных площадок (фидлотов)
2016
60
0,9
59,1
2017
66
1,0
65
2018
72,6
1,1
71,5
2016-2018
198,6
3,0
195,6
Строительство и реконструкция ферм
2016
73,5
1,1
72,4
2017
81,0
1,2
79,8
2018
89,0
1,3
87,7
2016-2018
243,5
3,6
239,9
Субсидирование части затрат на технологическую модернизацию мясных репродукторных ферм
2016
5,0
0,1
4,9
2017
7,5
0,2
7,3
2018
10,0
0,3
9,7
2016-2018
22,5
0,6
21,9
Всего по Программе
2016
641,6
8,0
633,6
2017
741,9
9,4
732,5
2018
854,2
10,7
843,5
2016-2018
2237,7
28,1
2209,6
Приложение № 2
к ведомственной целевой программе "Развитие мясного скотоводства в Республике Дагестан" на 2016-2018 годы
Основные целевые индикаторы республиканской целевой программы Развитие мясного скотоводства в Республике Дагестан на 2016-2018 годы»
№ п/п
Показатели
Годы
2015
факт
2016
2017
2018
2018 к 2015
+, -
%
1.
Общее поголовье специализиро-ванного мясного скота в сельско-хозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивиду-альных предпринимателей (далее – СХО и КФХ), всего голов
10740
12890
15470
18565
7825
172,8
в том числе коров
5660
6800
8160
9800
4140
173,1
2.
Прирост общего поголовья специализированного мясного скота в СХО и КФХ, голов
1792
2150
2580
3095
1303
172,7
в том числе коров
945
1140
1360
1640
695
173,5
3.
Общее поголовье помесного скота в СХО и КФХ, всего тыс. голов
36370
40000
44000
48400
12030
133,1
в том числе коров
17635
19400
21350
23500
5865
133,2
4.
Прирост общего поголовья помесного скота в СХО и КФХ, тыс. голов
3305
3630
4000
4400
1095
133,1
в том числе коров
1937
1765
1950
2150
213
111,0
5.
Поголовье специализированного мясного и помесного скота в СХО и КФХ, всего голов
47110
52890
59470
66965
19855
142,1
в том числе коров
23295
26200
29510
33300
10005
142,9
6.
Валовое производство говядины от чистопородного и помесного скота в живом весе, тыс. тонн
13,8
15,7
17,8
20,5
6,7
148,5
Приложение № 3
к ведомственной целевой программе "Развитие мясного скотоводства в Республике Дагестан" на 2016-2018 годы
Расчет-прогноз увеличения производства говядины от специализированного мясного скота и помесного полукровного поголовья в Республике Дагестан
Показатели
Ед. изм.
Годы
2016
2017
2018
2016-2018
Основные индикаторы:
Объем валового производства говядины от мясного и помесного скота
тыс.тонн
15,7
17,8
20,5
54,0
Поголовье мясного и помесного скота
тыс.голов
52,9
59,5
66,9
179,3
Вспомогательные индикаторы:
Валовой продукт отрасли
млн.руб.
1312,5
1637,6
2070,5
5020,6
Валовой доход отрасли
млн.руб.
367,5
524,0
724,7
1616,2
Чистая прибыль отрасли
млн.руб.
124,2
221,4
341,5
687,1
Дополнительные рабочие места
чел.
95
105
135
335
Приложение № 4
к республиканской целевой программе «Развитие мясного скотоводства в Республике Дагестан на 2016-2018 годы»
Расчет эффективности расходования бюджетных средств по республиканской целевой программе «Развитие мясного скотоводства в Республике Дагестан на 2016-2018 годы»
Показатели
Ед. изм.
Годы
2016
115
2017
120
2018
125
2016-2018
Ежегодный прирост валового производства говядины в живом весе
тыс.
тонн
1,9
2,1
2,7
6,7
То же в стоимостном выражении (ВП)
млн руб.
169,6
193,2
272,7
635,5
Финансирование, всего (Ф)
млн руб.
641,6
741,9
854,2
2237,7
в том числе из республиканского
бюджета Республики Дагестан
(З)
млн руб.
8,0
9,4
10,7
28,1
Показатели эффективности
ЭОБЩ.
%
26,4
26,0
31,9
28,4
ЭБ.
%
21,2 р.
20,5 р.
25,5 р.
22,6 р.
Приложение № 5
к ведомственной целевой программе "Развитие мясного скотоводства в Республике Дагестан" на 2016-2018 годы
Реестр основных производителей мяса по Республике Дагестан (сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, включая индивидуальных предпринимателей)
№ п/п
Полное
наименование организации
Наименование муниципального района
Поголовье КРС специализированного мясного скота
на начало 2016 года
1.
КФХ «Боз торгай»
Ногайский
705
2.
КФХ «Мурад»
Ногайский
300
3.
СПК «ДАД»
Ногайский
150
4.
КФХ «Юг-Маркет»
г. Южно-Сухокумск
200
5.
КФХ «Даххаев М.М.»
Новолакский
200
6.
ООО «Рузана»
Новолакский
250
5.
ГУП «Теречный»
Бабаюртовский
80
6.
КФХ «Нур»
Бабаюртовский
294
7.
ООО «Мужукайская»
Бабаюртовский
100
8.
СПК «Руслан»
Кизилюртовский
197
9.
КФХ «Азамат»
г. Махачкала
216
10.
ИП Магомедов Гасангусейн Хизриевич
г. Махачкала
150
11.
СПК «Ури»
г. Махачкала
80
12.
ООО «Прогресс»
Карабудахкентский
313
13.
ООО «Курбансервис»
Буйнакский
960
14.
ПК «Мурад»
Гергебильский
810
15.
КФХ «Весна»
Хивский
50
16.
КФХ «Гевхен»
Курахский
110
17.
ООО «Вымпел-1»
Казбековский
150
18.
КФХ «Абдулаева Ашура»
Курахский
100
19.
ООО «Алмак»
Казбековский
205
20.
СПК «Агропромхоз»
Гумбетовский
200
21.
СХК ФХ «Буран»
Ахвахский
70
22.
КФХ «Мариана»
Тляратинский
80
23.
КФХ «Хизриев Халилбек»
г. Махачкала
150
24.
КФХ «Архар»
Буйнакский
485
25.
КФХ «Кукни»
Хивский
300
26.
СПК «Шалиб»
Чародинский
205
27.
ИП Глава КФХ «Газиев Багавудин»
Левашинский
160
28.
КФХ «Камилюх»
Тляратинский
100
29.
ООО «Апал»
Тарумовский
50
30.
КФХ «Титан»
Тарумовский
50
31.
КФХ «Алмаз»
Тарумовский
60
32.
СПК «Гергебиль»
Гергебильский
100
33.
ИП Глава КФХ «Сулейманов Рамазан»
Дербентский
50
34.
ОРХ «Дагестанское»
г. Махачкала
100
35.
КФХ «Мурад Д»
Тарумовский
300
36.
КФХ «Родник»
Гунибский
90
37.
КХ «Букатиб»
Гунибский
60
38.
СПК «Намус»
Ахтынский
577
39.
КФХ «Аттал»
Рутульский
185
40.
ППСХ «Сход»
Буйнакский
120
41.
СПК «Газимагомед»
Новолакский
288
42.
КФХ «Бикеша»
Буйнакский
176
43.
ООО «КФХ Омарова»
г.Каспийск
100
44.
ИП КФХ «Магомедов М.Г.»
г.Южно-Сухокумск
100
45.
ООО «Руслан»
Ботлихский
70
46.
КФХ «Хаби»
г.Каспийск
240
47.
СПК им. Орджоникидзе
Чародинский
514
48.
СПК «Ритлябский»
Чародинский
140
Итого:
10740
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ПРИКАЗ
03.03.2016 №050
Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие мясного скотоводства в Республике Дагестан на 2016-2018 годы»
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» и постановлением Правительства Республики Дагестан от 13 декабря 2013 года № 673, НГР:RU05000201300785, «Об утверждении государственной программы Республики Дагестан «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья продовольствия на 2014-2020 годы» приказываю:
Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу «Развитие мясного скотоводства в Республике Дагестан на 2016-2018 годы».
2. Контроль над исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Бахарчиева Ш.З.
И.о.министра
К. Камалутдинов
Утверждена
приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан от 03 марта 2016 г. № 050
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ МЯСНОГО СКОТОВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН" НА 2016-2018 ГОДЫ
ПАСПОРТ
ведомственной целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Республике Дагестан" на 2016-2018 годы (далее – «Программа»)
Наименование Программы
-
ведомственная целевая программа "Развитие мясного скотоводства в Республике Дагестан" на 2016 - 2018 годы (далее - Программа)
Основание для разработки Программы
-
Постановление Правительства Республики Дагестан от 13.12.2013 г. № 673 «Об утверждении государственной программы Республики Дагестан «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельско-хозяйственной продукции, сырья и продо-вольствия на 2014 - 2020 годы»
Государственный заказчик Программы
-
Министерство сельского хозяйства и продо-вольствия Республики Дагестан
Основной разработчик Программы
-
Министерство сельского хозяйства и продо-вольствия Республики Дагестан
Должностное лицо, утвер-дившее программу (дата утверждения), наименова-ние и номер соответствую-щего нормативного акта
-
Велимурадов М.А. - министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан, приказ № 050 от 03 марта 2016 г.
Цель Программы
Создание технологических и экономичес-ких условий для и устойчивого развития отрасли специализированного мясного скотоводства и увеличения производства высококачественной говядины
Основные задачи Программы
укрепление кормовой базы (коренное улучше-ние естественных кормовых угодий);
строительство дорог, подключение к электри-ческим и газовым сетям и другие меры инфра-структуры;
увеличение численности поголовья скота спе-циализированных мясных пород и полукров-ных мясных помесей от промышленного скрещивания коров и телок в молочных стадах с быками мясных пород;
увеличение объемов производства высокока-чественной говядины;
строительство и реконструкция ферм;
создание фидлотов (откормочных площадок) и технологическая модернизация мясных репродуктивных ферм;
повышение инвестиционной привлекательнос- ти производства высококачественной говя-дины;
подготовка кадров;
создание рабочих мест.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы
-
увеличение численности скота специализиро-
ванных мясных пород в сельскохозяйственных
организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей с 10740 голов в 2015 году до 18565 голов к концу 2018 года, в том числе коров соответственно с 5660 до 9800 голов и полукровных мясных помесей от промышленного скрещивания коров и телок в молочных стадах с быками мясных пород соответственно с 36370 до 48400 голов, в том числе коров - с 17635 до 23500 голов;
увеличение объемов валового производства говядины от чистопородного и помесного скота в живом весе с 13,8 тыс. тонн в 2015году до 20,5 тыс. тонн в 2018 году;
ежегодное создание фидлотов (откормочных площадок) на 1000 скотомест;
создание новых или реконструкция существующих ферм по 5 единиц ежегодно;
создание дополнительных рабочих мест.
Сроки реализации Программы
-
2016-2018 годы
Основные мероприятия Программы
-
реализация комплекса мер государственной поддержки отрасли специализированного мяс-ного скотоводства, направленных на ежегод-
ное предоставление субсидий на:
коренное улучшение естественных кормовых угодий;
строительство дорог, подключение к электри-ческим и газовым сетям и другие меры инфра-структуры;
содержание и увеличение численности коров мясного направления по системе «корова-теленок";
возмещение части затрат на закупку товарного маточного поголовья мясного скота;
возмещение части затрат на создание откор-мочных площадок (фидлотов);
строительство и реконструкцию ферм;
технологическая модернизация мясных и репродукторных ферм.
Объемы и источники финансирования Программы
-
общий объем расходов на 2016- 2018 годы составит 2237,7 млн. рублей, в том числе:
за счет республиканского бюджета Республики Дагестан – 28,1 млн. рублей, из них по годам:
в 2016 году – 8,0 млн. рублей
в 2017 году – 9,4 млн. рублей
в 2018 году – 10,7 млн. рублей
за счет внебюджетных источников – 2209,6 млн. рублей, из них по годам:
в 2016 году – 633,6 млн. рублей
в 2017 году – 732,5 млн. рублей
в 2018 году – 843,5 млн. рублей
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности
Увеличение к 2018 году в сельскохозяйствен-ных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпри-нимателей:
численности поголовья специализированного мясного и помесного скота – до 66 965 голов;
в том числе:
поголовья специализированного мясного скота – до 18 565 голов,
поголовья коров специализированных мясных пород – до 9 800 голов,
поголовья помесного скота – до 48 400 голов;
поголовья коров помесного скота – до 23 500 голов;
количества произведенного на убой скота мясных пород и их помесей в живой массе – до 20,5 тыс. тонн;
увеличение занятости населения,
создание дополнительных рабочих мест.
Контроль за реализацией Программы
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Настоящая Программа является продолжением ведомственной целевой программы «Развитие мясного скотоводства в Республике Дагестан» на 2013-2015 годы и призвана стать инструментом для реализации стратегических направлений устойчивого развития отрасли мясного скотоводства в республике и увеличения снабжения населения высококачественной говядиной, что является частью решения приоритетных направлений развития агропромышленного комплекса Республики Дагестан.
Программа разработана с целью дальнейшей реализации мероприятий республиканской программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 13 декабря 2013 года № 673 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы".
Анализ состояния мясного скотоводства в Республике Дагестан
Развитие отрасли мясного скотоводства является одной из важнейших составляющих агропромышленного комплекса по своему значению для обеспечения занятости населения и снабжения его мясом.
В настоящее время, в связи с запретом на поставки продовольствия из стран, которые ранее инициировали или поддерживали санкции против России, наблюдается дефицит качественной говядины, а производство собственного продукта может быть обеспечено только за счет выращивания крупного рогатого скота специализированных мясных пород.
Убойный контингент, получаемый в молочном скотоводстве, не в состоянии обеспечить необходимые объемы производства говядины и высокое качество производимого мяса. Поэтому значительное увеличение производства мяса за счет откорма молочного скота во всех категориях хозяйств республики, особенно в личных подсобных хозяйствах, где племенного скота практически нет, не представляется возможным.
Кроме того, анализ мирового опыта показывает, что без ускоренного развития специализированного мясного скотоводства удовлетворение спроса на говядину в полном объеме невозможно.
И потому ускоренное развитие мясного скотоводства не имеет альтернативы и является необходимым условием удовлетворения за счет
собственного производства спроса населения на говядину.
Важным фактором развития мясного скотоводства в республике стала реализация ведомственной целевой программы «Развитие мясного скотоводства в Республике Дагестан» на 2013-2015 годы. Созданные механизмы поддержки подотрасли повысили заинтересованность сельхозтоваропроизводителей республики в развитии мясного скотоводства, способствовали увеличению численности мясного скота и объемов производства высококачественной говядины.
На протяжении всего периода реализации программы по развитию мясного скотоводства в республике наметился рост численности специализированного мясного скота и их помесей и, как следствие, объемов производства мяса крупного рогатого скота (табл.1).
Таблица 1
Показатели
2013г.
2014г.
2015г.
2015г. в % к 2013г.
1
7
8
9
10
Поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств, всего (на конец года), тыс. гол.
971,1
992,2
1011,3
114,7
в том числе в сельхозорганизациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предприни-мателей, тыс. голов
260,7
269,7
277,8
106,5
Поголовье специализированного мясного скота во всех категориях хозяйств, всего (на конец года), тыс. голов
14,0
14,2
16,5
117,8
в том числе в сельхозорганизациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предприни-мателей, тыс. голов
6,5
8,3
10,7
164,6
Поголовье специализированного мясного и помесного скота во всех категориях хозяйств, всего (на конец года), тыс. голов
68,6
69,8
75,6
110,2
в том числе в сельхозорганизациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предприни-мателей, тыс. голов
40,3
42,0
47,1
116,9
Производство скота и птицы на убой (в живом весе) в хозяйствах всех катего-рий, тыс. тонн
190,0
212,6
220,5
116,0
в том числе мясо КРС (в живом весе), тыс. тонн
98,7
103,3
106,2
107,6
из них производство на убой в живом весе мясного и помесного скота, тыс. тонн
17,0
18,0
20,0
117,6
Рентабельность реализации мяса КРС (включая промышленную переработку) в сельскохозяйственных организациях, %
-6,0
-4,0
-2,7
3,3п.п.
Численность крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств республики за последние три года выросла с 971,1 тыс. голов до 1011,3 тыс. голов, а производство мяса соответственно с 190,0 тыс. тонн до 220,5 тыс. тонн в живом весе. Увеличилось и поголовье специализированного мясного скота в республике с 14 тыс. голов в 2013 году до 16,5 тыс. голов в 2015 году, или 117,8 процента, а производство высококачественной говядины от специализированного мясного и помесного скота - с 17,0 тыс. тонн до 20,0 тыс. тонн, или 117,6 процента.
Удельный вес мяса крупного рогатого скота в общем производстве мяса составил 48,2 проц., или 106,2 тыс. тонн, а мяса специализированного мясного и помесного скота к мясу крупного рогатого скота соответственно, 18,5% и 19,7 тыс. тонн.
Производство мяса крупного рогатого скота все еще является нерентабельным, хотя за эти годы снизился процент убыточности на 3,3 п.п. Убыточность отрасли в определенной степени обусловлена низкими зоотехническими показателями: выхода телят - менее 80 проц. вместо 85-90 проц., необходимых для рентабельного мясного скотоводства и в целом в животноводстве, привесов молодняка на откорме - 300-500 г вместо необходимых 700-900 граммов, средней живой массой молодняка при реализации не более 250-280 кг вместо 350 и более килограммов.
Создается племенная база мясного скотоводства. В государственном племенном регистре Минсельхоза России зарегистрированы четыре племрепродуктора, занимающиеся разведением скота мясного направления, в том числе три предприятия по разведению калмыцкой породы: ООО «Курбан-сервис» Буйнакского, ПК «Мурад» Гергебильского, КФХ «Боз Торгай» Ногайского районов и одно предприятие ООО «Вымпел» Казбековского района - по разведению казахской белоголовой породы. В них сформированы племенные ядра маточного поголовья численностью 600 голов калмыцкой породы и 200 голов казахской белоголовой породы.
Построены открытые откормочные площадки-фидлоты и цеха по переработке мяса.
Новейший убойный цех европейского стандарта, оснащенный самым современным оборудованием, создан на базе КФХ «Боз Торгай» Ногайского района. На мясокомбинате налажен процесс разделки, фасовки и упаковки мяса и отправки его адресатам. За смену 40 работников бойни обработают порядка 1000 голов МРС и 100 голов КРС.
Увеличены мощности мясоперерабатывающего цеха до 2 тонн в сутки в ОАО «Кизлярагрокомлплекс» Кизлярского района.
Создано более 100 дополнительных рабочих мест.
Анализ современного состояния мясного скотоводства в Республике Дагестан показывает, что главными препятствиями для успешной реализации имеющегося потенциала устойчивого развития конкурентоспособного мясного скотоводства являются малочисленность мясного скота, недостаточный уровень технического и технологического оснащения отрасли, неудовлетворительное состояние и использование естественных кормовых угодий, слабая кормовая база откорма, невысокая продуктивность скота и низкая экономическая мотивация сельскохозяйственных производителей в откорме скота и производстве говядины.
В сложившихся экономических условиях именно развитие мясного скотоводства как ресурсосберегающей отрасли животноводства в силу его невысокой фондо-, энерго- и трудоемкости позволит повысить эффективность производства говядины и тем самым компенсировать ее завоз из-за пределов республики
На решение указанных проблем и направлена настоящая Программа.
Риски реализации Программы
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а) внешние риски:
недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов, а также сельскохозяйственных унифицированных товаропроизводителей из собственных и заемных средств;
неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села (на энергоносители, удобрения и т.д.), а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию мяса и трудностям с его реализацией.
б) внутренние риски:
производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита и т.д.).
Управление рисками в рамках реализации Программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению на государственном уровне.
При определении суммы рисков учитывалось возможное недополучение запланированных объемов говядины из-за невыхода на прогнозируемые показатели средней живой массы молодняка, реализованного на мясо, производства говядины на 1 голову скота и поголовья скота специализированных мясных пород и полукровных мясных помесей.
Раздел 2. Цели и задачи Программы
Целью Программы является создание экономических и технологических условий формирования и устойчивого развития мясного скотоводства и увеличения производства высококачественной говядины.
Достижение поставленной цели будет обеспечено созданием эффективно развивающейся отрасли, способной производить высококачественную говядину в объемах, достаточных для внутреннего использования и реализации за пределы республики на основе технологического перевооружения мясного скотоводства.
Эффективное использование имеющегося потенциала, государственная поддержка Программы и привлечение внебюджетных инвестиций позволят достигнуть поставленной цели.
Для достижения цели Программы необходимо решить следующие задачи:
укрепление кормовой базы;
увеличение численности скота специализированных мясных пород и их помесей;
увеличение объемов производства высококачественной говядины;
технологическая модернизация отрасли мясного скотоводства.
В рамках настоящей Программы для решения указанных задач в плане мероприятий Программы необходимо предусмотреть:
коренное улучшение естественных кормовых угодий;
строительство дорог, подключение к электрическим и газовым сетям и другие меры инфраструктуры;
увеличение численности поголовья скота специализированных мясных пород и полукровных мясных помесей от промышленного скрещивания коров и телок в молочных стадах с быками мясных пород;
приобретение товарного маточного поголовья мясного скота;
организация откорма мясного чистопородного и помесного (в т. ч. от промышленного скрещивания) молодняка до живой массы свыше 350 кг при реализации в возрасте до 2-х лет;
реализация молодняка для воспроизводства стада;
увеличение объемов валового производства говядины от чисто- породного и помесного скота;
создание открытых откормочных площадок (фидлотов);
строительство и реконструкцию ферм;
технологическая модернизация мясных репродуктивных ферм (оснащение современными взвешивающими устройствами, расколами, фиксаторами, приборами для определения стельности с помощью ультразвука).
Ожидаемые результаты и целевые индикаторы Программы
Результат реализации Программы определяется количественными и качественными показателями.
В период реализации Программы будет создана база устойчивого развития специализированного мясного скотоводства в качестве важного фактора в обеспечении населения республики этим видом мяса преимущественно за счет собственного производства.
Реализация Программы предусматривает более полное использование имеющихся в республике ресурсов земли, рабочей силы, кормовых и других ресурсов, технологическое обновление отрасли в целях повышения ее устойчивости и конкурентоспособности. При этом будет внесен существенный вклад в решение проблемы развития сельских территорий.
Достижение программной цели позволит увеличить к 2018году в сравнении с 2015 годом:
производство высококачественной говядины от чистопородного и помесного скота до 20,5 тыс. тонн, поголовья скота специализированных мясных пород до 18565 голов, в том числе коров до 9800 голов;
увеличению занятости населения и созданию дополнительных рабочих мест
Предоставление запланированной государственной поддержки из федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Дагестан обеспечит достижение поставленной цели и решение задач Программы по всем индикаторам (приложения № 1 и 2).
Раздел 3. Перечень и описание программных мероприятий
Решение основных задач Программы будет обеспечено выполнением комплекса программных мероприятий.
1. Мероприятия для решения задачи "Укрепление кормовой базы мясного скотоводства".
Механизм:
- предоставление субсидий на возмещение части затрат на коренное улучшение естественных кормовых угодий;
- предоставление субсидий на строительство дорог, подключение к элек-трическим и газовым сетям и другие меры инфраструктуры.
2. Мероприятия для решения задачи "Увеличение численности пого- ловья скота специализированных мясных пород и полукровных мясных по- месей от промышленного скрещивания коров и телок в молочных стадах с быками мясных пород».
Механизм:
- предоставление субсидий на возмещение части затрат на содержание и увеличение численности коров мясного направления по системе "корова-теленок";
- предоставление субсидий на возмещение части затрат на закупку товарного маточного поголовья мясного скота;
- предоставление субсидий на возмещение части затрат на откорм мясного чистопородного и помесного молодняка до живой массы свыше 350 кг при реализации в возрасте до 2-х лет.
3. Мероприятия для решения задачи "Технологическая модернизация отрасли мясного скотоводства»
Механизм:
- предоставление субсидий на возмещение части затрат на создание открытых откормочных площадок (фидлотов);
- предоставление субсидий на возмещение части затрат на строительство и реконструкцию ферм;
- предоставление субсидий на возмещение части затрат на техноло-гическую модернизацию мясных репродуктивных ферм.
Раздел 4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование программных мероприятий будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых в республиканском бюджете Республики Дагестан на указанные цели и выделяемых из федерального бюджета.
Объем средств, необходимых на реализацию запланированных мероприятий Программы, рассчитан с учетом:
а) фактических цен по республике в 2013 - 2015 годах;
б) среднереспубликанских расходов на содержание мясных коров и стоимости каждого теленка к отъему (с учетом выхода телят);
Расчеты и исходные данные по объемам финансирования всех
мероприятий Программы приведены в приложении №1.
Раздел 5. Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Управление реализацией Программы осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан.
Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации Программы Министерство сельского хозяйства и продовольствия ежегодно согласовывает с Министерством экономики Республики Дагестан и Министерством финансов Республики Дагестан уточненные показатели эффективности Программы на соответствующий год, а в дальнейшем ежеквартально отчитывается о ходе их выполнения.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей.
При необходимости Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан направляет в Министерство экономики Республики Дагестан и Министерство финансов Республики Дагестан предложения (с обоснованиями) о продлении срока реализации Программы, который истекает в текущем году.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан направляет ежегодно до 1 февраля в Правительство Республики Дагестан, Министерство экономики Республики Дагестан и Министерство финансов Республики Дагестан доклады о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств, подготовленные на основе форм и схем, разрабатываемых Министерством экономики Республики Дагестан.
Основные сведения о результатах реализации Программы, выполнении целевых показателей, объеме затраченных на выполнение Программы финансовых ресурсов, а также о результатах мониторинга реализации программных мероприятий Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан публикуются в средствах массовой информации не реже двух раз в год.
Раздел 6. Социально-экономическая эффективность Программы
Выполнение мероприятий Программы позволит создать стартовые условия для ускоренного развития отрасли специализированного мясного скотоводства в период реализации Программы и в дальнейшие годы путем увеличения численности и повышения генетического потенциала племенного поголовья, технологической модернизации мясных ферм и откормочных предприятий, улучшения естественных кормовых угодий для выпаса животных и в конечном счете повышения конкурентоспособности отрасли.
Анализ динамики целевых индикаторов Программы и индикаторов ее экономической эффективности при условии финансирования в полном объеме показывает реальность значительного увеличения численности племенного скота и прироста объемов производства высококачественной говядины и общего поголовья мясного скота.
Эффективность расходования средств финансирования определяется по соотношению конечных результатов Программы и затрат на ее реализацию по коэффициенту Эобщ.
Как видно из приложения № 4 значение коэффициента Эобщ. в среднем за 3 года составляет 28,4 процента, что означает хорошую степень возмещения общих затрат по Программе через прирост валового продукта отрасли.
Раздел 7. Схема территориального планирования предприятий по развитию мясного скотоводства
Мероприятия программы разработаны в соответствии со схемой территориального планирования, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 5 мая 2011 года № 137.
Республике Дагестан характерны отдельные природно-климатические условия – от прикаспийской низменности до альпийских лугов и пастбищ.
В сельской местности проживает до 60 процентов населения.
Сохранение негативных тенденций и снижение эффективности производства продукции сельского хозяйства в сельской местности могут привести к оттоку населения в города. Основная проблема – занятость населения, т. е. создание новых рабочих мест на селе.
Основным родом занятий населения в предгорной и горной частях республики является животноводство. В горной местности на высоте 1000 метров и более от уровня моря заниматься молочным скотоводством сельхозпредприятиям экономически не выгодно, в личных подсобных хозяйствах держат дойных коров из-за крайней необходимости. С этим и связан невысокий средний удой молока на 1 дойную корову в республике.
Наиболее выгодным занятием в таком случае для сельской части населения является мясное скотоводство и овцеводство. В ЛПХ республики производится до 80 % продукции животноводства, от которых зависит обеспечение населения качественными продуктами питания.
Перечень мероприятий территориального планирования, направленных на развитие мясного скотоводства в сельской местности республики:
определение зон возможного развития мясного скотоводства: Курахский, Докузпаринский, Агульский, Кулинский, Цунтинский, Цумадинский, Ботлихский, Гергебильский, Гумбетовский и многие другие районы;
определение территорий для предоставления земельных участков сельхозтоваропроизводителям, которыми будет приобретен племенной молодняк крупного рогатого скота и поголовье товарных коров мясного направления. В республике 90 тыс. га земель летних пастбищ остаются невостребованными и впоследствии могут быть предоставлены нуждающимся хозяйствам для развития мясного скотоводства как наиболее приемлемого направления ведения животноводства;
оказание содействия сельхозтоваропроизводителям, построившим семейные животноводческие фермы мясного направления, в приобретении оборудования для производства и переработки мяса;
оказание содействия выхода сельхозтоваропроизводителей республики для реализации продукции мясного скотоводства на рынки регионов Российской Федерации.
Раздел 8. Сроки реализации Программы
Реализация Программы запланирована на 2016-2018 годы.
Приложение № 1
к ведомственной целевой программе "Развитие мясного скотоводства в Республике Дагестан" на 2016-2018 годы
Финансирование ведомственной целевой программы
«Развитие мясного скотоводства в Республике Дагестан на 2016- 2018 годы»
Наименование мероприятий
Срок испол-нения, год
Объем финансиро-вания всего, млн. рублей
в т.ч. за счет средств:
республ. бюджета РД
внебюд- жетных источников
Субсидирование части затрат на коренное улучшение естествен-ных кормовых угодий
2016
97,5
1,5
96,0
2017
130,0
1,9
128,1
2018
162,5
2,4
160,1
2016-2018
390,0
5,8
384,2
Субсидирование части затрат на строительство дорог, подключе-ние к электрическим и газовым сетям и другие меры инфраструк-туры
2016
15,0
0,7
14,3
2017
16,5
0,9
15,6
2018
18,2
1,0
17,2
2016-2018
49,7
2,6
47,1
Субсидирование части затрат на содержание и увеличение числе-нности коров мясного направле-ния по системе «корова-теленок»
2016
88,0
1,3
86,7
2017
101,2
1,5
99,7
2018
117,1
1,7
115,4
2016-2018
306,3
4,5
301,8
Субсидирование части затрат на закупку товарного маточного поголовья мясного скота
2016
38,5
0,6
37,9
2017
42,0
0,7
41,3
2018
46,2
0,7
45,5
2016-2018
126,7
2,0
124,7
Субсидирование части затрат на откорм мясного чистопородного и помесного молодняка до живой массы свыше 350 кг при реализации в возрасте до 2-х лет
2016
264,1
1,8
262,3
2017
297,7
2,0
295,7
2018
338,6
2,2
336,4
2016-2018
900,4
6,0
894,4
Субсидирование части затрат на создание открытых откормочных площадок (фидлотов)
2016
60
0,9
59,1
2017
66
1,0
65
2018
72,6
1,1
71,5
2016-2018
198,6
3,0
195,6
Строительство и реконструкция ферм
2016
73,5
1,1
72,4
2017
81,0
1,2
79,8
2018
89,0
1,3
87,7
2016-2018
243,5
3,6
239,9
Субсидирование части затрат на технологическую модернизацию мясных репродукторных ферм
2016
5,0
0,1
4,9
2017
7,5
0,2
7,3
2018
10,0
0,3
9,7
2016-2018
22,5
0,6
21,9
Всего по Программе
2016
641,6
8,0
633,6
2017
741,9
9,4
732,5
2018
854,2
10,7
843,5
2016-2018
2237,7
28,1
2209,6
Приложение № 2
к ведомственной целевой программе "Развитие мясного скотоводства в Республике Дагестан" на 2016-2018 годы
Основные целевые индикаторы республиканской целевой программы Развитие мясного скотоводства в Республике Дагестан на 2016-2018 годы»
№ п/п
Показатели
Годы
2015
факт
2016
2017
2018
2018 к 2015
+, -
%
1.
Общее поголовье специализиро-ванного мясного скота в сельско-хозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивиду-альных предпринимателей (далее – СХО и КФХ), всего голов
10740
12890
15470
18565
7825
172,8
в том числе коров
5660
6800
8160
9800
4140
173,1
2.
Прирост общего поголовья специализированного мясного скота в СХО и КФХ, голов
1792
2150
2580
3095
1303
172,7
в том числе коров
945
1140
1360
1640
695
173,5
3.
Общее поголовье помесного скота в СХО и КФХ, всего тыс. голов
36370
40000
44000
48400
12030
133,1
в том числе коров
17635
19400
21350
23500
5865
133,2
4.
Прирост общего поголовья помесного скота в СХО и КФХ, тыс. голов
3305
3630
4000
4400
1095
133,1
в том числе коров
1937
1765
1950
2150
213
111,0
5.
Поголовье специализированного мясного и помесного скота в СХО и КФХ, всего голов
47110
52890
59470
66965
19855
142,1
в том числе коров
23295
26200
29510
33300
10005
142,9
6.
Валовое производство говядины от чистопородного и помесного скота в живом весе, тыс. тонн
13,8
15,7
17,8
20,5
6,7
148,5
Приложение № 3
к ведомственной целевой программе "Развитие мясного скотоводства в Республике Дагестан" на 2016-2018 годы
Расчет-прогноз увеличения производства говядины от специализированного мясного скота и помесного полукровного поголовья в Республике Дагестан
Показатели
Ед. изм.
Годы
2016
2017
2018
2016-2018
Основные индикаторы:
Объем валового производства говядины от мясного и помесного скота
тыс.тонн
15,7
17,8
20,5
54,0
Поголовье мясного и помесного скота
тыс.голов
52,9
59,5
66,9
179,3
Вспомогательные индикаторы:
Валовой продукт отрасли
млн.руб.
1312,5
1637,6
2070,5
5020,6
Валовой доход отрасли
млн.руб.
367,5
524,0
724,7
1616,2
Чистая прибыль отрасли
млн.руб.
124,2
221,4
341,5
687,1
Дополнительные рабочие места
чел.
95
105
135
335
Приложение № 4
к республиканской целевой программе «Развитие мясного скотоводства в Республике Дагестан на 2016-2018 годы»
Расчет эффективности расходования бюджетных средств по республиканской целевой программе «Развитие мясного скотоводства в Республике Дагестан на 2016-2018 годы»
Показатели
Ед. изм.
Годы
2016
115
2017
120
2018
125
2016-2018
Ежегодный прирост валового производства говядины в живом весе
тыс.
тонн
1,9
2,1
2,7
6,7
То же в стоимостном выражении (ВП)
млн руб.
169,6
193,2
272,7
635,5
Финансирование, всего (Ф)
млн руб.
641,6
741,9
854,2
2237,7
в том числе из республиканского
бюджета Республики Дагестан
(З)
млн руб.
8,0
9,4
10,7
28,1
Показатели эффективности
ЭОБЩ.
%
26,4
26,0
31,9
28,4
ЭБ.
%
21,2 р.
20,5 р.
25,5 р.
22,6 р.
Приложение № 5
к ведомственной целевой программе "Развитие мясного скотоводства в Республике Дагестан" на 2016-2018 годы
Реестр основных производителей мяса по Республике Дагестан (сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, включая индивидуальных предпринимателей)
№ п/п
Полное
наименование организации
Наименование муниципального района
Поголовье КРС специализированного мясного скота
на начало 2016 года
1.
КФХ «Боз торгай»
Ногайский
705
2.
КФХ «Мурад»
Ногайский
300
3.
СПК «ДАД»
Ногайский
150
4.
КФХ «Юг-Маркет»
г. Южно-Сухокумск
200
5.
КФХ «Даххаев М.М.»
Новолакский
200
6.
ООО «Рузана»
Новолакский
250
5.
ГУП «Теречный»
Бабаюртовский
80
6.
КФХ «Нур»
Бабаюртовский
294
7.
ООО «Мужукайская»
Бабаюртовский
100
8.
СПК «Руслан»
Кизилюртовский
197
9.
КФХ «Азамат»
г. Махачкала
216
10.
ИП Магомедов Гасангусейн Хизриевич
г. Махачкала
150
11.
СПК «Ури»
г. Махачкала
80
12.
ООО «Прогресс»
Карабудахкентский
313
13.
ООО «Курбансервис»
Буйнакский
960
14.
ПК «Мурад»
Гергебильский
810
15.
КФХ «Весна»
Хивский
50
16.
КФХ «Гевхен»
Курахский
110
17.
ООО «Вымпел-1»
Казбековский
150
18.
КФХ «Абдулаева Ашура»
Курахский
100
19.
ООО «Алмак»
Казбековский
205
20.
СПК «Агропромхоз»
Гумбетовский
200
21.
СХК ФХ «Буран»
Ахвахский
70
22.
КФХ «Мариана»
Тляратинский
80
23.
КФХ «Хизриев Халилбек»
г. Махачкала
150
24.
КФХ «Архар»
Буйнакский
485
25.
КФХ «Кукни»
Хивский
300
26.
СПК «Шалиб»
Чародинский
205
27.
ИП Глава КФХ «Газиев Багавудин»
Левашинский
160
28.
КФХ «Камилюх»
Тляратинский
100
29.
ООО «Апал»
Тарумовский
50
30.
КФХ «Титан»
Тарумовский
50
31.
КФХ «Алмаз»
Тарумовский
60
32.
СПК «Гергебиль»
Гергебильский
100
33.
ИП Глава КФХ «Сулейманов Рамазан»
Дербентский
50
34.
ОРХ «Дагестанское»
г. Махачкала
100
35.
КФХ «Мурад Д»
Тарумовский
300
36.
КФХ «Родник»
Гунибский
90
37.
КХ «Букатиб»
Гунибский
60
38.
СПК «Намус»
Ахтынский
577
39.
КФХ «Аттал»
Рутульский
185
40.
ППСХ «Сход»
Буйнакский
120
41.
СПК «Газимагомед»
Новолакский
288
42.
КФХ «Бикеша»
Буйнакский
176
43.
ООО «КФХ Омарова»
г.Каспийск
100
44.
ИП КФХ «Магомедов М.Г.»
г.Южно-Сухокумск
100
45.
ООО «Руслан»
Ботлихский
70
46.
КФХ «Хаби»
г.Каспийск
240
47.
СПК им. Орджоникидзе
Чародинский
514
48.
СПК «Ритлябский»
Чародинский
140
Итого:
10740
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 14.11.2019 |
Рубрики правового классификатора: | 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 080.060.030 Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, 090.060.000 Сельское хозяйство |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: