Основная информация

Дата опубликования: 03 октября 2017г.
Номер документа: RU76000201701168
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Ярославская область
Принявший орган: Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ДЕПАРТАМЕНТ ОХРАНЫ

ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 03.10.2017 № 56

г. Ярославль

Об утверждении предметов охраны объектов культурного наследия

В соответствии со статьями 9.1, 9.2, 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Положением о департаменте охраны объектов культурного наследия Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства области от 17.06.2015 № 659‑п «О департаменте охраны объектов культурного наследия Ярославской области»,

ДЕПАРТАМЕНТ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗЫВАЕТ:

1. Утвердить прилагаемые предметы охраны объектов культурного наследия федерального значения:

- «Дом вице-губернатора, 1780-е годы» (г. Ярославль, ул. Андропова, д. 6);

- «Здание губернской земской управы, 1880-е годы» (г. Ярославль, ул. Андропова, д. 6).

2. Утвердить прилагаемые предметы охраны объектов культурного наследия регионального значения:

- «Церковь Благовещения в Яковлевской слободе» (ансамбль) (г. Ярославль, ул. 3-я Яковлевская, д. 9);

- «Церковь Благовещения в Яковлевской слободе: ограда, XVIII в.» (г. Ярославль, ул. 3-я Яковлевская, д. 9);

- «Церковь Благовещения в Яковлевской слободе: церковь, 1769 г., 1783 г.» (г. Ярославль, ул. 3-я Яковлевская, д. 9).

3. Контроль за исполнением приказа возложить на начальника отдела учета объектов культурного наследия департамента Быкова О.Г.

4. Приказ вступает в силу со дня его подписания.

Директор департамента              Д.А. Турбин

УТВЕРЖДЁН

приказом департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области

от 03.10.2017 № 56

ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ

объекта культурного наследия федерального значения «Дом вице-губернатора, 1780-е годы» (г. Ярославль, ул. Андропова, д. 6)

Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения «Дом вице-губернатора, 1780-е годы» (г. Ярославль, ул. Андропова, д. 6) являются:

- композиционные особенности здания, участвующего в формировании линий застройки ул. Нахимсона и ул. Андропова;

- объёмно-пространственная композиция сложного здания, состоящего из нескольких объёмов:

северный (угловой) объём, Г-образный в плане с тупым наружным углом, образованным лицевыми фасадами: северо-западным в девять осей и юго-западным в двенадцать осей, и заглублённым внутренним углом, образованным прямоугольным выступом по восточному фасаду (в настоящее время к юго-восточному (дворовому) фасаду примыкает на уровне второго этажа переход), двухэтажный с повышенной (двухсветной) центральной в три световых оси частью;

центральный объём, примыкающий к торцевому юго-восточному фасаду северного объёма по линии ул. Андропова, двух-, трёхэтажный (с двухсветным залом вдоль лицевого фасада) с подвалом, в одиннадцать осей по юго-западному (лицевому) фасаду, прямоугольный в плане с ризалитом, выделяющим повышенную часть на лицевом фасаде и слабым ризалитом, акцентирующим вход, двумя разноразмерными выступами на восточном (дворовом) фасаде со скруглёнными углами: северным незначительным и южным, прямоугольным в плане, соединяющим центральный объём с восточным объёмом (в настоящее время к восточному дворовому фасаду северного объёма и северо-западному (дворовому) фасаду центрального объёма примыкает небольшая Г-образная в плане поздняя пристройка, частично перекрывающая дворовую пристройку северного объёма);

южный объём в девять осей по лицевому фасаду с плоским ризалитом на южной оси лицевого фасада, двухэтажный прямоугольный в плане, примыкающий по линии ул. Андропова к юго-восточному (торцевому) фасаду центрального объёма (в настоящее время к южной части его юго-восточного (дворового) фасада примыкает поздняя пристройка);

восточный (дворовый) объём, двухэтажный прямоугольный в плане, примыкающий к южной части юго-восточного фасада южной пристройки центрального объёма; формы, габариты, конфигурации, углы наклона скатов прямых вальмовых крыш объёмов; характер материала кровли – металл;

- местоположение, габариты, конфигурация и оформление входных и оконных проёмов на фасадах северного и центрального объёмов: прямоугольная форма (на дворовых фасадах также с арочными и лучковыми перемычками), осевое расположение, в том числе закрытых переходом, ложных и заложенных; местоположение, габариты, конфигурация и оформление первоначальных входных и оконных проёмов на лицевом фасаде южного объёма; материал и характер оформления столярных заполнений дверных и оконных проёмов;

- капитальные стены здания, сложенные из красного глиняного кирпича, в том числе большемерного;

- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов (в том числе под примыкающим переходом и внутри него) северного объёма и четырёх северных осей лицевого (юго-западного) фасада центрального объёма: низкий рельефно выделенный цоколь, обработанный блоками белого камня; пилястры тосканского ордена, объединяющие этажи (в том числе второй свет); трёхсторонние наличники окон первого этажа с выпущенными вниз боковинами и «каменьями», глубоко расшитыми, над перемычкой и в верхних частях боковин с повышенным «замком»; узкие прямоугольные горизонтальные подоконные нишки; над окнами первого этажа фигурные П‑образные с «вынутыми» верхними углами доски; междуэтажная тяга простого профиля, разорванная пилястрами; оформление окон второго этажа трёхсторонними простого профиля наличниками с профилированной подоконной полкой на прямоугольных «камешках», незначительно выступающей за линию боковин, и трёхчастным веерным замковым камнем; оформление окон второго света трёхсторонними простого профиля наличниками с выпущенными вниз боковинами и подоконной полкой, выступающей за линию боковин, с трёхчастным веерным замковым камнем в перемычке; антаблемент, состоящий из профилированного архитрава, фриза, заполненного триглифами (на дворовом фасаде северного объёма без триглифов), и профилированного карниза с мутулами под горизонтальной плитой; прямой аттик с гладким цоколем и тонким карнизом, фланкированный прямоугольными тумбами на базах с пояском-полуваликом и тонким карнизом;

- композиция и архитектурно-художественное оформление лицевого (юго-западного) фасада повышенной части центрального объёма: рельефно выделенный цоколь; профилированный карниз, разделяющий первый и второй этажи; прямоугольный фацетированный руст с веерными квадрами над перемычками окон первого этажа; оформление входного проёма на центральной оси, в том числе плоский портик с каннелированными боковинами на пьедесталах – раскреповке цоколя, уплощенные каннелированные кронштейны-волюты со стилизованными веерными цветочными розетками с акантовым листом на выпуклой части волюты, расположенные на прямоугольных досках с прямоугольным центральным выступом с профилированными гранями и полуциркульными «фартуками» и помещёнными в них цветочными розетками и завитками акантовых листьев, с гладкой перемычкой, завершённой тонким профилированным карнизом; плоская прямоугольная горизонтальная филёнка над перемычкой портика; небольшие прямоугольные филёнки с лепными цветочными розетками над боковинами портика; астрагал над промежуточным карнизом, раскрепованный пилястрами и полупилястрами второго этажа; в оформлении второго этажа со вторым светом угловые пилястры с фацетированными дощатым рустом на невысоких пьедесталах с прямоугольными горизонтальными филёнками и профилированной базой, образованной раскреповкой подоконной тяги, с упрощенными профилированными капителями и «шейкой», декорированной лепной композицией из фигурного картуша в форме геральдического щита, фланкированного тонкими акантовыми стрелами с завитками листьев; высокие пилястры коринфского ордена в простенках второго этажа; профилированная подоконная тяга окон основного света, раскрепованная боковыми полупилястрами, фланкирующими оконные проёмы; подоконные прямоугольные горизонтальные филёнки с квадрами призматического руста; короткие полупилястры, фланкирующие оконные проёмы основного света, с дощатым рустом, цветочными розетками на «шейках» и упрощёнными капителями с рядом ов, поддерживающие разделяющий первый и второй свет лепной пояс, состоящий из архитрава в две фасции, фриза, заполненного горизонтальным орнаментом «завиток Витрувия», и тонкого профилированного карниза; оформление окон второго света профилированными подоконными полками, объединяющими их попарно на световых осях, и крупными импостами между парными проемами на оси, состоящими из пьедестала, незначительно сужающегося книзу на профилированной базе с вертикальной филёнкой на лицевой стороне, заполненной лепным орнаментом – цепочкой из уменьшающихся книзу выпуклых листьев водяной лилии, шейкой с тремя объёмными цветочными розетками, профилированными тонким карнизом, и крупной уплощённой волюты с филёнкой на лицевой стороне, заполненной развитым акантовым листом, ограниченной снизу лепным орнаментом из конусов с бусами, и профилированными карнизом; антаблемент, состоящий из архитрава в две фасции, разделённые профилированными тягами, гладкого фриза и профилированного карниза с рядом мутул с каннелированной нижней гранью и плоскими филёнками на лицевой грани; парапет из двух боковых тумб и центрального аттика на крыше: фигурный аттик с повышенной центральной частью, ограниченной прямоугольными тумбами с филёнчатыми лицевыми сторонами, в центре аттика лепная композиция из картуша в форме геральдического щита, фланкированного развитыми тонкими завитками акантовых стрел с цветочными розетками и листьями, и прямыми боковыми филёнками, завершённой треугольным фронтоном с профилированными горизонтальным и наклонными карнизами, профилированные карнизы боковых крыльев аттика; боковые тумбы парапета крупные, прямоугольные в плане, с профилированными тонкими карнизами;

- композиция и архитектурно-художественное оформление дворовых фасадов центрального объёма: низкий рельефно выделенный цоколь; угловые лопатки; раскрепованные лопатками широкие гладкие горизонтальные пояса, проходящие на уровне верхних четвертей окон обоих этажей, уступчатый промежуточный карниз, тяги, отделяющие широкий гладкий фриз; веерные перемычки с клинчатыми «замками» оконных проёмов, в том числе повышенных над лучковыми перемычками; плоские ниши с помещёнными в них подоконными полками на прямоугольных «камешках» под прямоугольными окнами второго этажа; оформление окон лестничной клетки с арочными перемычками контрналичниками и плоскими широкими наличниками с объединёнными низко выпущенными боковинами, ограничивающими подоконные ниши, заполненные плоскими досками; пяты архивольтов наличников, выделенные полочками, продолжающими линии тяг на фасаде; повышенные клинчатые замковые камни в центре архивольтов арочных перемычек наличников;

- композиция и архитектурно-художественное оформление лицевого (юго-западного) фасада южного объёма: раскрепованный пилястрами рельефно выделенный цоколь; пилястры в простенках с упрощёнными профилированными капителями высотой в два этажа; над перемычками крупных проёмов первого этажа широкий гладкий фриз; промежуточный карниз упрощённого профиля с разрывами на вертикалях пилястр; прямоугольные ниши с помещёнными в них крупными «досками» под окнами второго этажа; небольшие трёхчастные замковые камни над перемычками окон второго этажа; гладкий архитрав, фриз с упрощёнными триглифами и выносной слабопрофилированный карниз в завершении фасада; оформление южной оси фасада с входным проёмом, в том числе более крупная подоконная ниша второго этажа с крупной помещённой в неё доской; фигурный аттик, ограниченный гладкими боковыми тумбами, над карнизом;

- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов восточного (дворового) объёма: профилированный венчающий карниз;

- характер обработки фасадной поверхности: оштукатуренные поверхности наружных стен лицевых фасадов здания, дворового и торцевого фасадов северного объёма; блоки белого камня в облицовке цоколя северного объёма;

- колористическое решение лицевых фасадов здания: основной тон стен насыщенный красный, декор выделен белым цветом;

- историческая планировка здания в капитальных стенах, разделяющих объёмы, а также в северном объёме – поперечные капитальные стены, выделяющие двухсветный зал, продольная стена, разделяющая прочие помещения северо-восточной части (по ул. Нахимсона) на лицевые и дворовые; продольные капитальные стены, выделяющие коридор в юго-западной части (по ул. Андропова) северного объёма и примыкающей к нему двухэтажной части центрального объёма; поперечные стены, разделяющие лицевую часть, выделенную коридором, на неравные помещения; поперечные капитальные стены, выделяющие в дворовой части объём бывшей лестничной клетки; продольные и поперечные капитальные стены, выделяющие в повышенной части центрального объёма лестничную клетку парадной лестницы;

- перекрытия помещений, в том числе подвальных, ребристыми кирпичными сводами по металлическим направляющим;

- местоположение, материал и оформление лестницы: парадная разветвлённая трёхмаршевая лестница с каменными проступями с профилированным свесом; нижняя фризовая ступень первого марша со скруглёнными боковыми гранями (незначительно шире лестничного марша); ограждения лестницы из литых чугунных опор и деревянных точёных поручней: опорные стойки площадок – литые столбики, зеркально орнаментованные в верхней и нижней части: квадратный в плане вытянутый вертикально плинт с вытянутой цветочной розеткой в филёнках и сдвоенные пояски; в завершении столбика под поручнем шарик; промежуточные стойки сложного рисунка, представляющие собой сильно вытянутые вертикально вложенные большой и малый овалы, соединённые по бокам рядом из трёх «бусин», отображённо оформленные вверху и внизу симметричным относительно центральной оси лирообразным обрамлением из С-образных завитков аканта в средней части и раздвоенных боковых завитков; малый овал с лилиями сверху и внизу;

- архитектурно-художественное оформление интерьера первого и второго этажей северной части центрального объёма и северного объёма: профилированные карнизные и потолочные тяги и падуги в помещениях; прямоугольная с арочной перемычкой форма проёмов в капитальных стенах, обрамленных трёхчетвертным валиком, выделяющим рёбра проёма;

- архитектурно-художественное оформление интерьера вестибюля парадного входа: стилизованный «римский» руст стен; на боковых стенах пары широких пилястр с рустованными стволами, тремя лепными цветочными розетками на гладких шейках, рядом ов, оформляющим капители; широкий прямоугольный проём на лестничную клетку со стилобатом в четыре ступени и прямоугольными в плане, близкими к квадрату столбами, оформленными аналогично пилястрам; профилированный карниз с меандром по периметру помещения; перекрытие – ребристый свод;

- архитектурно-художественное оформление интерьера лестничной клетки: оформление стен на уровне первого этажа профилированными широкими филёнками, ограниченными пилястрами с филёнчатым стволом, профилированной тягой, отделяющей шейку с выпуклой лепной цветочной розеткой, и профилированной капителью с рядом ов; профилированный карниз с меандром по периметру помещения; «римский» руст и профилированные тяги на стенах под маршами лестницы; филёнка с волютообразным каннелированным завитком-кронштейном в верхней части косоура, расположенного дальше от стены, в оформлении подшивки верхних лестничных маршей; дощатый руст на стенах над промежуточной лестничной площадкой; оконные проёмы в профилированных обрамлениях с боковинами, опирающимися на плоские импосты, филёнчатыми замковыми камнями, раскреповывающими верхнюю кромку фигурной надоконной филёнки; фигурная надоконная филёнка; круглые лепные цветочные розетки над пазухами архивольтов арочных окон; вогнутые угловые пилястры в углах над промежуточной лестничной площадкой с рустованными стволами, тремя лепными цветочными розетками на гладких шейках, рядом ов, оформляющим капители; профилированный пояс, разделяющий стены по вертикали; «римский руст» стен над маршами лестницы; членение стены промежуточными филёнчатыми пилястрами на профилированных базах с небольшими пьедесталами – раскреповкой плинтуса и профилированного пояса стен, с «пряслами», оформленными профилированными филёнками с вложенными крупными досками с выбранными выкружкой углами и круглыми цветочными розетками в них; лепной орнамент «завиток Витрувия» на уровне капителей пилястр; мелкопрофилированный карниз; профилированные тяги в оформлении лотков ребристого свода; профилированные рамы на гладких импостах в оформлении дверных проёмов на втором этаже;

- архитектурно-художественное оформление большого двухсветного зала в центральном объёме: профилированный промежуточный антаблемент, разделяющий первый и второй световые уровни, слабо раскрепованный на вертикалях пилястр, состоящий из гладкого архитрава, отделённого профилированной тягой от фриза с круглыми цветочными розетками на осях пилястр, и профилированного карниза с треугольным фронтоном над центральным входом с небольшим рокайлем над коньком; сдвоенные пилястры коринфского ордена на стенах на уровне первого света; сдвоенные филёнчатые пилястры с упрощенными капителями с рядом ов на осях пилястр основного света на уровне второго света; в простенках сдвоенных окон пилястры-импосты с вертикальной филёнкой на лицевой стороне, заполненной лепным орнаментом – цепочкой из уменьшающихся книзу выпуклых листьев водяной лилии, шейкой с тремя объёмными цветочными розетками, прямоугольной доской с квадром призматического руста и капителью в виде ионических волют с рядом ов и цветочно-геометризованным орнаментом-подвеской; ложные профилированные кессоны, разделяющие потолок на неравные части: узкие боковые, разделённые на три «кессона», и крупный центральный плоский плафон; орнамент «завиток Витрувия» с квадратными угловыми лиственными розетками на нижних поверхностях бордюров, выделяющих «кессоны» и плафон; орнамент из бус и катушек, соединяющий угловые и промежуточные боковые розетки центрального плафона; угловые розетки, симметричные относительно центральной оси – короткого прямого побега с ярусно расположенными лиственными мутовками, – из пучка развитых тонких сильно скрученных акантовых листьев с крупными внешними завитками, образованными акантовыми стрелами с цветами, и меньшими лиственными завитками, оформляющими угол; промежуточные розетки, симметричные относительно центральной оси, из пучка акантовых листьев с сильно скрученными развитыми тонкими завитками побегов по сторонам и осевым прямым коротким побегом; центральная розетка с центральной осью симметрии четвёртого порядка, состоящая из выпуклого профилированного кольца с орнаментом из диагональной сетки с бусинами и четырьмя овальными картушами с фигурным внешним краем, с радиально расположенными, обращёнными книзу акантовыми листьями со стрелами внутри кольца и орнаментом без чёткой границы снаружи кольца: расположенными по осям картушей пучками развитых тонких сильно скрученных акантовых листьев с крупными внешними завитками, образованными акантовыми стрелами с цветами и геометризованными центральными (осевыми) прямыми стрелами и пучками тонких скрученных акантовых листьев на промежуточных осях с перехватами с прямыми осевыми стрелами с ярусными лиственными мутовками; столярные заполнения первоначальных дверных проёмов большого зала: неподвижная трёхфилёнчатая горизонтальная фрамуга с фигарейными квадратными филёнками и профилированными отживками, на внутренней стороне филёнки каннелированные импосты с кубоватыми завершениями; двупольные двухфасадные филёнчатые двери с профилированным плинтусом, нижней фигаррейной филёнкой, квадратной с «вынутыми» углами, с вложенным в них угловыми «конвертами», с калёвками и профилированной отживкой с зубчатой кромкой под кронштейнами сандрика; широкий средник с прямым профилированным сандриком на кронштейнах, украшенных квадрами призматического руста, с каннелированной доской на фризе; верхняя филёнка, фигурная, фигаррейная, с калёвками и профилированной отживкой; с внутренней стороны профилированный нащельник с прямоугольным плинтусом и фигурным завершением с квадром призматического руста;

- архитектурно-художественное оформление малого двухсветного зала в северном объёме: профилированная тяга, разделяющая первый и второй свет; развитый профилированный карниз с линейным орнаментом «завиток Витрувия», падуга с профилированной потолочной тягой, две круглые потолочные розетки с упрощённым орнаментом в форме радиально расходящихся лучей с фестонами между ними, упрощёнными четырёхлепестковыми розетками и кольцом завитков; южный входной проём с арочной перемычкой в профилированном обрамлении;

- архитектурно-художественное оформление углового помещения второго этажа северного объёма: концентрическая профилированная розетка с рядами орнаментов от центра, разделённых профилями: выпуклым ребристым кольцом, рядом толстых катушек с перехватами, плотным шнуром и рядом радиально расположенных выгнутых акантовых листьев;

- элементы инженерной системы здания (отопительной или вентиляционной): канал в центральной части центрального объёма в помещении, примыкающем с юга к западному углу лестничной клетки.

УТВЕРЖДЁН

приказом департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области

от 03.10.2017 № 56

ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ

объекта культурного наследия федерального значения «Здание губернской земской управы, 1880-е годы»

(г. Ярославль, ул. Андропова, д. 6)

Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения «Здание губернской земской управы, 1880-е годы» (г. Ярославль, ул. Андропова, д. 6) являются:

- композиционные особенности здания, участвующего в формировании линий застройки ул. Нахимсона и ул. Андропова;

- объёмно-пространственная композиция сложного здания, состоящего из нескольких объёмов:

северный (угловой) объём, Г-образный в плане с тупым наружным углом, образованным лицевыми фасадами: северо-западным в девять осей и юго-западным в двенадцать осей, и заглублённым внутренним углом, образованным прямоугольным выступом по восточному фасаду (в настоящее время к юго-восточному (дворовому) фасаду примыкает на уровне второго этажа переход), двухэтажный с повышенной (двухсветной) центральной в три световых оси частью;

центральный объём, примыкающий к торцевому юго-восточному фасаду северного объёма по линии ул. Андропова, двух-, трёхэтажный (с двухсветным залом вдоль лицевого фасада) с подвалом, в одиннадцать осей по юго-западному (лицевому) фасаду, прямоугольный в плане с ризалитом, выделяющим повышенную часть на лицевом фасаде и слабым ризалитом, акцентирующим вход, двумя разноразмерными выступами на восточном (дворовом) фасаде со скруглёнными углами: северным незначительным и южным, прямоугольным в плане, соединяющим центральный объём с восточным объёмом (в настоящее время к восточному дворовому фасаду северного объёма и северо-западному (дворовому) фасаду центрального объёма примыкает небольшая Г-образная в плане поздняя пристройка, частично перекрывающая дворовую пристройку северного объёма);

южный объём в девять осей по лицевому фасаду с плоским ризалитом на южной оси лицевого фасада, двухэтажный прямоугольный в плане, примыкающий по линии ул. Андропова к юго-восточному (торцевому) фасаду центрального объёма (в настоящее время к южной части его юго-восточного (дворового) фасада примыкает поздняя пристройка);

восточный (дворовый) объём, двухэтажный прямоугольный в плане, примыкающий к южной части юго-восточного фасада южной пристройки центрального объёма; формы, габариты, конфигурации, углы наклона скатов прямых вальмовых крыш объёмов; характер материала кровли – металл;

- местоположение, габариты, конфигурация и оформление входных и оконных проёмов на фасадах северного и центрального объёмов: прямоугольная форма (на дворовых фасадах также с арочными и лучковыми перемычками), осевое расположение, в том числе закрытых переходом, ложных и заложенных; местоположение, габариты, конфигурация и оформление первоначальных входных и оконных проёмов на лицевом фасаде южного объёма; материал и характер оформления столярных заполнений дверных и оконных проёмов;

- капитальные стены здания, сложенные из красного глиняного кирпича, в том числе большемерного;

- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов (в том числе под примыкающим переходом и внутри него) северного объёма и четырёх северных осей лицевого (юго-западного) фасада центрального объёма: низкий рельефно выделенный цоколь, обработанный блоками белого камня; пилястры тосканского ордена, объединяющие этажи (в том числе второй свет); трёхсторонние наличники окон первого этажа с выпущенными вниз боковинами и «каменьями», глубоко расшитыми, над перемычкой и в верхних частях боковин с повышенным «замком»; узкие прямоугольные горизонтальные подоконные нишки; над окнами первого этажа фигурные П‑образные с «вынутыми» верхними углами доски; междуэтажная тяга простого профиля, разорванная пилястрами; оформление окон второго этажа трёхсторонними простого профиля наличниками с профилированной подоконной полкой на прямоугольных «камешках», незначительно выступающей за линию боковин, и трёхчастным веерным замковым камнем; оформление окон второго света трёхсторонними простого профиля наличниками с выпущенными вниз боковинами и подоконной полкой, выступающей за линию боковин, с трёхчастным веерным замковым камнем в перемычке; антаблемент, состоящий из профилированного архитрава, фриза, заполненного триглифами (на дворовом фасаде северного объёма без триглифов), и профилированного карниза с мутулами под горизонтальной плитой; прямой аттик с гладким цоколем и тонким карнизом, фланкированный прямоугольными тумбами на базах с пояском-полуваликом и тонким карнизом;

- композиция и архитектурно-художественное оформление лицевого (юго-западного) фасада повышенной части центрального объёма: рельефно выделенный цоколь; профилированный карниз, разделяющий первый и второй этажи; прямоугольный фацетированный руст с веерными квадрами над перемычками окон первого этажа; оформление входного проёма на центральной оси, в том числе плоский портик с каннелированными боковинами на пьедесталах – раскреповке цоколя, уплощенные каннелированные кронштейны-волюты со стилизованными веерными цветочными розетками с акантовым листом на выпуклой части волюты, расположенные на прямоугольных досках с прямоугольным центральным выступом с профилированными гранями и полуциркульными «фартуками» и помещёнными в них цветочными розетками и завитками акантовых листьев, с гладкой перемычкой, завершённой тонким профилированным карнизом; плоская прямоугольная горизонтальная филёнка над перемычкой портика; небольшие прямоугольные филёнки с лепными цветочными розетками над боковинами портика; астрагал над промежуточным карнизом, раскрепованный пилястрами и полупилястрами второго этажа; в оформлении второго этажа со вторым светом угловые пилястры с фацетированными дощатым рустом на невысоких пьедесталах с прямоугольными горизонтальными филёнками и профилированной базой, образованной раскреповкой подоконной тяги, с упрощенными профилированными капителями и «шейкой», декорированной лепной композицией из фигурного картуша в форме геральдического щита, фланкированного тонкими акантовыми стрелами с завитками листьев; высокие пилястры коринфского ордена в простенках второго этажа; профилированная подоконная тяга окон основного света, раскрепованная боковыми полупилястрами, фланкирующими оконные проёмы; подоконные прямоугольные горизонтальные филёнки с квадрами призматического руста; короткие полупилястры, фланкирующие оконные проёмы основного света, с дощатым рустом, цветочными розетками на «шейках» и упрощёнными капителями с рядом ов, поддерживающие разделяющий первый и второй свет лепной пояс, состоящий из архитрава в две фасции, фриза, заполненного горизонтальным орнаментом «завиток Витрувия», и тонкого профилированного карниза; оформление окон второго света профилированными подоконными полками, объединяющими их попарно на световых осях, и крупными импостами между парными проемами на оси, состоящими из пьедестала, незначительно сужающегося книзу на профилированной базе с вертикальной филёнкой на лицевой стороне, заполненной лепным орнаментом – цепочкой из уменьшающихся книзу выпуклых листьев водяной лилии, шейкой с тремя объёмными цветочными розетками, профилированными тонким карнизом, и крупной уплощённой волюты с филёнкой на лицевой стороне, заполненной развитым акантовым листом, ограниченной снизу лепным орнаментом из конусов с бусами, и профилированными карнизом; антаблемент, состоящий из архитрава в две фасции, разделённые профилированными тягами, гладкого фриза и профилированного карниза с рядом мутул с каннелированной нижней гранью и плоскими филёнками на лицевой грани; парапет из двух боковых тумб и центрального аттика на крыше: фигурный аттик с повышенной центральной частью, ограниченной прямоугольными тумбами с филёнчатыми лицевыми сторонами, в центре аттика лепная композиция из картуша в форме геральдического щита, фланкированного развитыми тонкими завитками акантовых стрел с цветочными розетками и листьями, и прямыми боковыми филёнками, завершённой треугольным фронтоном с профилированными горизонтальным и наклонными карнизами, профилированные карнизы боковых крыльев аттика; боковые тумбы парапета крупные, прямоугольные в плане, с профилированными тонкими карнизами;

- композиция и архитектурно-художественное оформление дворовых фасадов центрального объёма: низкий рельефно выделенный цоколь; угловые лопатки; раскрепованные лопатками широкие гладкие горизонтальные пояса, проходящие на уровне верхних четвертей окон обоих этажей, уступчатый промежуточный карниз, тяги, отделяющие широкий гладкий фриз; веерные перемычки с клинчатыми «замками» оконных проёмов, в том числе повышенных над лучковыми перемычками; плоские ниши с помещёнными в них подоконными полками на прямоугольных «камешках» под прямоугольными окнами второго этажа; оформление окон лестничной клетки с арочными перемычками контрналичниками и плоскими широкими наличниками с объединёнными низко выпущенными боковинами, ограничивающими подоконные ниши, заполненные плоскими досками; пяты архивольтов наличников, выделенные полочками, продолжающими линии тяг на фасаде; повышенные клинчатые замковые камни в центре архивольтов арочных перемычек наличников;

- композиция и архитектурно-художественное оформление лицевого (юго-западного) фасада южного объёма: раскрепованный пилястрами рельефно выделенный цоколь; пилястры в простенках с упрощёнными профилированными капителями высотой в два этажа; над перемычками крупных проёмов первого этажа широкий гладкий фриз; промежуточный карниз упрощённого профиля с разрывами на вертикалях пилястр; прямоугольные ниши с помещёнными в них крупными «досками» под окнами второго этажа; небольшие трёхчастные замковые камни над перемычками окон второго этажа; гладкий архитрав, фриз с упрощёнными триглифами и выносной слабопрофилированный карниз в завершении фасада; оформление южной оси фасада с входным проёмом, в том числе более крупная подоконная ниша второго этажа с крупной помещённой в неё доской; фигурный аттик, ограниченный гладкими боковыми тумбами, над карнизом;

- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов восточного (дворового) объёма: профилированный венчающий карниз;

- характер обработки фасадной поверхности: оштукатуренные поверхности наружных стен лицевых фасадов здания, дворового и торцевого фасадов северного объёма; блоки белого камня в облицовке цоколя северного объёма;

- колористическое решение лицевых фасадов здания: основной тон стен насыщенный красный, декор выделен белым цветом;

- историческая планировка здания в капитальных стенах, разделяющих объёмы, а также в северном объёме – поперечные капитальные стены, выделяющие двухсветный зал, продольная стена, разделяющая прочие помещения северо-восточной части (по ул. Нахимсона) на лицевые и дворовые; продольные капитальные стены, выделяющие коридор в юго-западной части (по ул. Андропова) северного объёма и примыкающей к нему двухэтажной части центрального объёма; поперечные стены, разделяющие лицевую часть, выделенную коридором, на неравные помещения; поперечные капитальные стены, выделяющие в дворовой части объём бывшей лестничной клетки; продольные и поперечные капитальные стены, выделяющие в повышенной части центрального объёма лестничную клетку парадной лестницы;

- перекрытия помещений, в том числе подвальных, ребристыми кирпичными сводами по металлическим направляющим;

- местоположение, материал и оформление лестницы: парадная разветвлённая трёхмаршевая лестница с каменными проступями с профилированным свесом; нижняя фризовая ступень первого марша со скруглёнными боковыми гранями (незначительно шире лестничного марша); ограждения лестницы из литых чугунных опор и деревянных точёных поручней: опорные стойки площадок – литые столбики, зеркально орнаментованные в верхней и нижней части: квадратный в плане вытянутый вертикально плинт с вытянутой цветочной розеткой в филёнках и сдвоенные пояски; в завершении столбика под поручнем шарик; промежуточные стойки сложного рисунка, представляющие собой сильно вытянутые вертикально вложенные большой и малый овалы, соединённые по бокам рядом из трёх «бусин», отображённо оформленные вверху и внизу симметричным относительно центральной оси лирообразным обрамлением из С-образных завитков аканта в средней части и раздвоенных боковых завитков; малый овал с лилиями сверху и внизу;

- архитектурно-художественное оформление интерьера первого и второго этажей северной части центрального объёма и северного объёма: профилированные карнизные и потолочные тяги и падуги в помещениях; прямоугольная с арочной перемычкой форма проёмов в капитальных стенах, обрамленных трёхчетвертным валиком, выделяющим рёбра проёма;

- архитектурно-художественное оформление интерьера вестибюля парадного входа: стилизованный «римский» руст стен; на боковых стенах пары широких пилястр с рустованными стволами, тремя лепными цветочными розетками на гладких шейках, рядом ов, оформляющим капители; широкий прямоугольный проём на лестничную клетку со стилобатом в четыре ступени и прямоугольными в плане, близкими к квадрату столбами, оформленными аналогично пилястрам; профилированный карниз с меандром по периметру помещения; перекрытие – ребристый свод;

- архитектурно-художественное оформление интерьера лестничной клетки: оформление стен на уровне первого этажа профилированными широкими филёнками, ограниченными пилястрами с филёнчатым стволом, профилированной тягой, отделяющей шейку с выпуклой лепной цветочной розеткой, и профилированной капителью с рядом ов; профилированный карниз с меандром по периметру помещения; «римский» руст и профилированные тяги на стенах под маршами лестницы; филёнка с волютообразным каннелированным завитком-кронштейном в верхней части косоура, расположенного дальше от стены, в оформлении подшивки верхних лестничных маршей; дощатый руст на стенах над промежуточной лестничной площадкой; оконные проёмы в профилированных обрамлениях с боковинами, опирающимися на плоские импосты, филёнчатыми замковыми камнями, раскреповывающими верхнюю кромку фигурной надоконной филёнки; фигурная надоконная филёнка; круглые лепные цветочные розетки над пазухами архивольтов арочных окон; вогнутые угловые пилястры в углах над промежуточной лестничной площадкой с рустованными стволами, тремя лепными цветочными розетками на гладких шейках, рядом ов, оформляющим капители; профилированный пояс, разделяющий стены по вертикали; «римский руст» стен над маршами лестницы; членение стены промежуточными филёнчатыми пилястрами на профилированных базах с небольшими пьедесталами – раскреповкой плинтуса и профилированного пояса стен, с «пряслами», оформленными профилированными филёнками с вложенными крупными досками с выбранными выкружкой углами и круглыми цветочными розетками в них; лепной орнамент «завиток Витрувия» на уровне капителей пилястр; мелкопрофилированный карниз; профилированные тяги в оформлении лотков ребристого свода; профилированные рамы на гладких импостах в оформлении дверных проёмов на втором этаже;

- архитектурно-художественное оформление большого двухсветного зала в центральном объёме: профилированный промежуточный антаблемент, разделяющий первый и второй световые уровни, слабо раскрепованный на вертикалях пилястр, состоящий из гладкого архитрава, отделённого профилированной тягой от фриза с круглыми цветочными розетками на осях пилястр, и профилированного карниза с треугольным фронтоном над центральным входом с небольшим рокайлем над коньком; сдвоенные пилястры коринфского ордена на стенах на уровне первого света; сдвоенные филёнчатые пилястры с упрощенными капителями с рядом ов на осях пилястр основного света на уровне второго света; в простенках сдвоенных окон пилястры-импосты с вертикальной филёнкой на лицевой стороне, заполненной лепным орнаментом – цепочкой из уменьшающихся книзу выпуклых листьев водяной лилии, шейкой с тремя объёмными цветочными розетками, прямоугольной доской с квадром призматического руста и капителью в виде ионических волют с рядом ов и цветочно-геометризованным орнаментом-подвеской; ложные профилированные кессоны, разделяющие потолок на неравные части: узкие боковые, разделённые на три «кессона», и крупный центральный плоский плафон; орнамент «завиток Витрувия» с квадратными угловыми лиственными розетками на нижних поверхностях бордюров, выделяющих «кессоны» и плафон; орнамент из бус и катушек, соединяющий угловые и промежуточные боковые розетки центрального плафона; угловые розетки, симметричные относительно центральной оси – короткого прямого побега с ярусно расположенными лиственными мутовками, – из пучка развитых тонких сильно скрученных акантовых листьев с крупными внешними завитками, образованными акантовыми стрелами с цветами, и меньшими лиственными завитками, оформляющими угол; промежуточные розетки, симметричные относительно центральной оси, из пучка акантовых листьев с сильно скрученными развитыми тонкими завитками побегов по сторонам и осевым прямым коротким побегом; центральная розетка с центральной осью симметрии четвёртого порядка, состоящая из выпуклого профилированного кольца с орнаментом из диагональной сетки с бусинами и четырьмя овальными картушами с фигурным внешним краем, с радиально расположенными, обращёнными книзу акантовыми листьями со стрелами внутри кольца и орнаментом без чёткой границы снаружи кольца: расположенными по осям картушей пучками развитых тонких сильно скрученных акантовых листьев с крупными внешними завитками, образованными акантовыми стрелами с цветами и геометризованными центральными (осевыми) прямыми стрелами и пучками тонких скрученных акантовых листьев на промежуточных осях с перехватами с прямыми осевыми стрелами с ярусными лиственными мутовками; столярные заполнения первоначальных дверных проёмов большого зала: неподвижная трёхфилёнчатая горизонтальная фрамуга с фигарейными квадратными филёнками и профилированными отживками, на внутренней стороне филёнки каннелированные импосты с кубоватыми завершениями; двупольные двухфасадные филёнчатые двери с профилированным плинтусом, нижней фигаррейной филёнкой, квадратной с «вынутыми» углами, с вложенным в них угловыми «конвертами», с калёвками и профилированной отживкой с зубчатой кромкой под кронштейнами сандрика; широкий средник с прямым профилированным сандриком на кронштейнах, украшенных квадрами призматического руста, с каннелированной доской на фризе; верхняя филёнка, фигурная, фигаррейная, с калёвками и профилированной отживкой; с внутренней стороны профилированный нащельник с прямоугольным плинтусом и фигурным завершением с квадром призматического руста;

- архитектурно-художественное оформление малого двухсветного зала в северном объёме: профилированная тяга, разделяющая первый и второй свет; развитый профилированный карниз с линейным орнаментом «завиток Витрувия», падуга с профилированной потолочной тягой, две круглые потолочные розетки с упрощённым орнаментом в форме радиально расходящихся лучей с фестонами между ними, упрощёнными четырёхлепестковыми розетками и кольцом завитков; южный входной проём с арочной перемычкой в профилированном обрамлении;

- архитектурно-художественное оформление углового помещения второго этажа северного объёма: концентрическая профилированная розетка с рядами орнаментов от центра, разделённых профилями: выпуклым ребристым кольцом, рядом толстых катушек с перехватами, плотным шнуром и рядом радиально расположенных выгнутых акантовых листьев;

- элементы инженерной системы здания (отопительной или вентиляционной): канал в центральной части центрального объёма в помещении, примыкающем с юга к западному углу лестничной клетки.

УТВЕРЖДЁН

приказом департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области

от 03.10.2017 № 56

ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ

объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Благовещения в Яковлевской слободе» (ансамбль)

(г. Ярославль, ул. 3-я Яковлевская, д. 9)

Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Благовещения в Яковлевской слободе» (ансамбль) (г. Ярославль, ул. 3-я Яковлевская, д. 9) являются:

- градостроительная роль ансамбля, отмечающего центр исторического села, являющегося градостроительной доминантой;

- территория ансамбля, включающая в себя пространство в пределах ограды храма;

- центрическая планировка ансамбля;

- объёмно-пространственная композиция ансамбля, центром которой является здание храма, периметр которой образует ограда с угловыми башнями и южными воротами-часовней и северными воротами, лицевую (западную) сторону которой формируют Святые ворота; силуэтные характеристики здания церкви, Святых ворот, северных ворот, южных ворот-часовни, угловых башен ограды;

- общее художественное решение ансамбля и архитектурные характеристики (архитектурно-стилевое, цветовое решение, основные строительные и отделочные материалы) памятников, входящих в его состав:

церковь, 1769 г., 1783 г.;

ограда, XVIII в.

УТВЕРЖДЁН

приказом департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области

от 03.10.2017 № 56

                           

ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ

объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Благовещения в Яковлевской слободе: ограда», XVIII в. (г. Ярославль, ул. 3-я Яковлевская, д. 9)

Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Благовещения в Яковлевской слободе: ограда», XVIII в. (г. Ярославль, ул. 3-я Яковлевская, д. 9), являются:

- композиционные особенности сооружения, отмечающего границу исторической территории храма и кладбища;

- линейная объёмно-пространственная композиция сооружения, образующего замкнутую фигуру, близкую в плане к квадрату;

- габариты и конфигурация сооружения, представляющего собой стену, состоящую из повышенных столбов и прясел с круглыми угловыми башнями, трёхчастными северными воротами, южными воротами-часовней, Святыми воротами; расстояние между столбами; высотные отметки ворот и угловых круглых башен;

- форма, местоположение, габариты проёмов ворот и калиток, в том числе заложенных;

- стены, башни и ворота из красного глиняного кирпича, в том числе большемерного;

- композиция и архитектурно-художественное оформление Святых ворот: прямоугольные в плане пилоны с плоской прямоугольной вертикальной нишей на лицевом (западном) фасаде с арочной перемычкой, в месте примыкания к столбам образующей «плечики», с плоскими дугообразными нишками на архивольте на обоих (западном лицевом и восточном) фасадах; небольшая прямоугольная в плане тумба-основание главки, незначительно сужающаяся кверху, с металлическим покрытием над перемычкой; луковичная форма главки;

- композиция и архитектурно-художественное оформление северных ворот, состоящих из двух невысоких пилонов с проёмами калиток и широких прямоугольных в плане пилонов проездных ворот с арочной перемычкой; оформление лицевого (северного) фасада пилонов: рельефно выделенный цоколь; полуколонны упрощённого ордена на пилонах калиток; сдвоенные пилястры с общей капителью на пилонах ворот; плоский выступ в интрадосе воротного проёма, образующий уступ со стороны обоих фасадов; двухступенчатые тумбы по сторонам арки с плоской прямоугольной, с лучковой (сходящейся на угол) перемычкой нишей на лицевом (северном) фасаде нижнего выступа и скошенными углами верхнего выступа; прямоугольная в плане трапециевидная со стороны северного и южного фасадов с лекальными гранями тумба-основание главки с плоской трапециевидной нишей на лицевом (северном) фасаде над перемычкой; форма четырёхгранного купола и луковичной главки;

- композиция и архитектурно-художественное оформление южных ворот-часовни, прямоугольных в плане, близких к квадрату, с примыкающим по линии ограды восточным пилоном с заложенным прямоугольным с арочной перемычкой проёмом калитки; оформление фасадов: низкий цоколь, горизонтально рустованные углы, пилястры с упрощёнными капителями, примыкающие к рустам, на южном и северном фасадах прямоугольные с арочными перемычками заложенные проёмы ворот, на боковых (западном и восточном) фасадах плоские прямоугольные с арочными перемычками ниши, трёхчастный замковый камень в перемычках ниш и бывших проёмов, антаблемент из архитравной тяги, гладкого фриза, профилированного карниза, над фасадами треугольные фронтоны с профилированными наклонными карнизами;

- композиция и архитектурно-художественное оформление угловых башен ограды, круглых в плане, повышенных, в том числе рельефно выделенный цоколь, тяга простого профиля в верхней части, отделяющая гладкий фриз, уступчатый карниз простого профиля и конусовидное металлическое покрытие;

- первоначальная композиция и архитектурно-художественное оформление столбов ограды: рельефно выделенный цоколь, плоская прямоугольная ниша, уступчатый карниз простого профиля на уровне прясла стены, вложенные прямоугольная и круглая плоские ниши в верхней части столбов, уступчатый венчающий карниз, четырёхгранное металлическое покрытие;

- композиция и архитектурно-художественное оформление прясел стен: рельефно выделенный цоколь, плоские прямоугольные горизонтальные ниши.

УТВЕРЖДЁН

приказом департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области

от 03.10.2017 № 56

ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ

объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Благовещения в Яковлевской слободе: церковь», 1769 г., 1783 г. (г. Ярославль, ул. 3-я Яковлевская, д. 9)

Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Благовещения в Яковлевской слободе: церковь», 1769 г., 1783 г. (г. Ярославль, ул. 3-я Яковлевская, д. 9), являются:

- композиционные особенности здания, являющегося доминантой храмового ансамбля, участвующего в формировании застройки сохранившихся улиц исторического села: ул. 4-й Яковлевской и части ул. Космонавтов;

- линейная, ориентированная по оси восток-запад, с незначительным отклонением объёмно-пространственная композиция сложного объёма храма трапезного типа, состоящего из прямоугольного в плане двухсветного четверика, увенчанного пятиглавием на глухих барабанах; полукруглой алтарной апсиды, перекрытой конхой, примыкающей к четверику с востока; примыкающей к четверику с запада прямоугольной в плане трапезной с приделом с южной стороны с увенчанной небольшой луковичной главкой на глухом барабане выступающей алтарной апсидой придела в форме неправильной трапеции со скруглённой стороной; примыкающей к трапезной с запада по линии основной композиционной оси колокольней, более узкой, прямоугольной в плане, четырёхъярусной: нижние три яруса – четверик, верхний – восьмерик, увенчанный гранёным куполом с невысоким фигурным шпилем; примыкающей к южному фасаду колокольни и западному фасаду трапезной папертью, прямоугольной в плане, одноярусной; четырёхскатная форма, габариты, угол наклона скатов прямой крыши четверика; размеры, форма круглых в плане глухих барабанов под главами четверика; луковичная форма глав; форма, габариты, угол наклона скатов конх апсид четверика и придела; форма и габариты прямой двухскатной крыши трапезной; форма и габариты прямой крыши паперти; характер кровельного покрытия и покрытия глав – металл; характер исторического завершения колокольни: гранёный купол со шпилем и крестом;

- местоположение, габариты, конфигурация и оформление исторических оконных и дверных проёмов на фасадах здания, в том числе ложных и заложенных: неравномерное расположение осей оконных проёмов на фасадах четверика и трапезной; форма оконных проёмов с лучковой перемычкой первого света четверика и апсиды храма, в том числе ложного окна на восточной стороне апсиды; форма прямоугольных оконных проёмов трапезной и придела; арочные входные проёмы на западных фасадах колокольни и паперти, на южном фасаде паперти; характер исторических столярных заполнений и рисунка оконных переплётов храма; исторические кованые кубоватые решётки в оконных проёмах здания;

- местоположение, габариты, конфигурация и оформление проёмов колокольни с арочными перемычками, на верхнем ярусе («слухах») на восьмерике – с лучковыми перемычками;

- капитальные стены здания из красного глиняного кирпича размером 27 (26) × 13 × 7 см, сложенного способом цепной кладки;

- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов здания, в том числе по периметру рельефно выделенный цоколь с полуваликом, проходящим над ним с незначительным отступом; угловые и промежуточные пилястры, на первом ярусе колокольни сдвоенные, составляющие основу портика, на северо-западном углу трапезной и на углах четверика – огибающие; на фасадах апсиды четверика промежуточные пилястры; профилированные венчающие карнизы, раскрепованные пилястрами, с фризом, выделенные тонкой тягой-полуваликом; профилированный венчающий карниз и фриз апсиды четверика с рядом поребрика; треугольные фронтоны с профилированными наклонными карнизами с рядом уступчатых зубцов над западным и южным фасадами паперти; трёхсторонние профилированные наличники с профилированными подоконными полками, с контрналичниками оконных проёмов первого яруса четверика и апсиды четверика, состоящие из боковин в форме филёнчатых пилястр с базами и капителей-кронштейнов, поддерживающих профилированную перемычку-сандрик с рядом мелких зубцов; двойные наличники окон второго света четверика: внутренние – арочные профилированные, внешние – прямоугольные, состоящие из боковин-пилястр с базами, каннелированной нижней частью, филёнчатой верхней частью и капителей-кронштейнов, поддерживающих профилированные сандрики с двумя рядами зубцов; слабо раскрепованные на вертикалях боковин профилированные подоконные полки с рядом мелких зубцов на профилированных импостах с четырьмя трапециевидными подвесками-«каплями»; небольшие плоские с лучковыми перемычками киоты в рамочном обрамлении (полувалик) или тягой на северном, южном и восточном фасадах четверика и на восточной стороне апсиды четверика;

- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов колокольни, в том числе плоские портики на сдвоенных пилястрах с выпущенным северо-западным углом в оформлении северного и западного фасадов первого яруса; профилированный карниз первого яруса, раскрепованный пилястрами; над портиками треугольные фронтоны, поставленные над гладким фризом, с профилированными с рядом крупных плоских зубцов карнизами; профилированный промежуточный карниз над гладким фризом между первым и вторым ярусами; в оформлении второго яруса колокольни сдвоенные пилястры в простенках проёмов с упрощёнными базами и капителями, узкие угловые огибающие пилястры, профилированные капители которых расположены ниже капителей сдвоенных пилястр; уступчатый архитрав, гладкий фриз и профилированный карниз с рядом зубцов в завершении яруса; профилированные огибающие полочки-импосты в интрадосе проёмов яруса у основания архивольтов арочных проёмов; замковый камень в шелыге арочной перемычки проемов; оформление третьего яруса колокольни: гладкое основание яруса, оформление простенков проёмов широкими лопатками с фигурными филёнками, состоящими из широкого вертикального «шва» с круглой углублённой профилированной розеткой в верхней части; архитравная фасция, отделённая от фриза полочкой простого профиля, соединяющая лопатки; фриз, профилированный карниз с горизонтальной плитой небольшого выноса; профилированные архивольты арочных проемов, опирающиеся на профилированные огибающие полки-импосты; прямоугольные тумбы с карнизами простого профиля на выступающих углах третьего яруса; оформление четвёртого яруса плоскими нишами; угловые огибающие пилястры с полуваликом на уровне шейки и упрощённой капителью в простенках проёмов и ниш; антаблемент яруса, состоящий из узкого архитрава, отделённого от фриза полуваликом, и карниза с нижним уступом-полуваликом; фронтоны-кокошники с плоской арочной нишей в тимпане и выступающим карнизом простого профиля над каждой стороной яруса;

- характер обработки фасадной поверхности: оштукатуренные поверхности наружных стен;

- пространственно-планировочная структура интерьера: историческая линейная планировка объёмов в капительных стенах, выделяющих алтарную апсиду, четверик, трапезную, паперть и колокольню;

- внутристенная кирпичная лестница на первый ярус колокольни в северной капитальной стене;

- материал, конструкция и характер связей капитальных стен, перекрытий основного храма: зеркальный свод паперти, состоящий из падуг с небольшим плоским зеркалом в центре; крестовые своды трапезной и придела, сомкнутые своды четверика и алтарной апсиды, воздушные связи сводов;

- архитектурно-художественное оформление интерьера паперти: профилированный карниз в основании свода; сдвоенные лопатки на северной стене;

- архитектурно-художественное оформление интерьера трапезной с приделом: профилированные обрамления дверных проёмов; в интрадосах подпружных арок фигурные филёнки: кольцевая в центре и вытянутые прямоугольные с полукруглыми выемками на концах; профилированные тяги с орнаментом в форме шеврона на ребрах сводов, сходящиеся в центре, отмеченном кольцевой сложнопрофилированной розеткой; центральная розетка в форме цветка, обрамлённого лучами четырёхконечного креста и акантовыми листьями на западных сводах, центральная розетка с лепным изображением голубя на восточных сводах; на рёбрах сводов профилированные тяги и цветочные гирлянды, начинающиеся от прямоугольных выступов центральной розетки, состоящие из стилизованного цветка, от которого последовательно отходят несколько ярусов повторяющихся развитых небольших акантовых листьев, направленных вверх, затем ряд упрощённых цветочных розеток, направленных вниз; фресковые сюжетные и орнаментальные росписи на стенах, лотках сводов, филёнках в интрадосах арочных проемов; храмозданные надписи;

- местоположение, габариты, конструкция, конфигурация, оформление резного двухъярусного иконостаса придела во имя Неопалимой купины Пресвятой Богородицы в северо-восточной части трапезной, в том числе:

композиция иконостаса: четыре обращённые к западу основные оси, расположенные на второй южной оси Царские врата и три боковые оси, обращённые к югу;

оформление первого яруса иконостаса: плинтус, отделённый профилированной тягой, филёнчатый цоколь, раскрепованный на вертикалях простенков; в углах профилированных крупных прямоугольных филёнок контурные лиственные розетки; на раскреповках цоколя – четырёхконечные резные выпуклые цветочные розетки прямоугольного плана; рамы первого яруса иконостаса прямоугольные, на крайних боковых осях более широкие; на раскреповках цоколя резные наборные колонки (профилированные базы с нижней квадратной плитой; кувшинообразный элемент с вертикальным орнаментом из пальметт с бусинами; перехват с валиком с редкими бусинами; цилиндр с обращёнными на три стороны четырёхлепестковыми розетками, вписанными в круг; куб с обращёнными на три стороны лиственными розетками и бусиной в центре, ограниченный профилированными перехватами; «кувшин» в крупными вертикальными акантовыми листьями; валик с рядом редких бусин, отделённый профилированными перехватами; кубическая шейка, покрытая на лицевых осях сетчатым орнаментом, на боковых – объёмным орнаментом из пирамидальных выступов); антаблемент, состоящий из узкой архитравной полочки, гладкого фриза и карниза, покрытого орнаментом в диагональную сетку; фриз с рядом «червонок» со скрученными в кольца концами, карниз, декорированный рядом вертикально поставленных разнонаправленных стрелок (узкой с раздвоенным концом, направленной вниз, и более широкой у основания «ёлочкой», направленной вверх); на боковых осях иконостаса фриз, декорированный завитками; арочный проём Царских врат;

оформление двухстворчатых Царских врат: створки килевидные, завершённые крупными волютами; оформление нижней части створок (плоский плинтус, рамы, заполненные ажурной орнаментальной резьбой из центральной цветочной розетки и отходящих от неё акантовых и виноградных листьев, акцентированных сверху и снизу линейным ромбовидным орнаментом; профилированное завершение цоколя в форме промежуточного карниза); оформление верхней части створок, выполненное в технике ажурной резьбы (тонкая рама с рядом бус по периметру и помещёнными в неё акантовыми листьями и стилизованными виноградными листьями с крупными четырёхлепестковыми розетками, соединяющими по вертикали овальные профилированные рамы (по три на каждой створке); ряд бус по периметру верхней части створок); нащельник Царских врат, образованный раскреповкой цоколя с орнаментом в форме шнура с вложенными овами в нижней части, украшенный в верхней части столбиком с «дыньками» в основании и орнаментом в виде последовательно наложенных друг на друга листьев, увенчанный четырёхконечным крестом с рядом бус на лопастях на кувшинообразном основании;

оформление второго яруса иконостаса: фигурные рамы с килевидными навершиями, увенчанные крестами; повышенная рама над Царскими вратами; профилированные арочные проёмы; трехлепестковый проём над Царскими вратами; орнамент из пятиугольников и небольших треугольных заоваленных бусин по внешнему краю рамы; оформление килевидного навершия в форме волют с цветочными розетками в них на повышенной раме над Царскими вратами;

- местоположение, габариты, конструкция, конфигурация, оформление резного двухъярусного с поворотом иконостаса придела во имя апостола Иакова в юго-восточной части трапезной:

композиция иконостаса: семь лицевых осей, обращённых к западу, из которых пять южных незначительно выдвинуты вперёд и являются основными, Царские врата на второй южной оси, одна боковая ось в один ярус, обращённая к северу;

оформление первого яруса иконостаса, в том числе рельефно выделенный плинтус и цоколь, раскреповка которого играет роль пьедесталов колонн, разделяющих композиционные оси; вертикальные прямоугольные филёнки на трёх сторонах раскреповок, в лицевой филёнке – четырёхконечные резные выпуклые цветочные розетки; профилированный карниз, отделяющий цоколь от первого яруса; прямоугольные с профилированными рамами проёмы; в простенках рам основных осей резные наборные колонки, размещённые на раскреповках цоколя (профилированная база с нижней квадратной плитой; «дынька» с четырёхлепестковыми звёздчатыми розетками на сторонах, помещёнными в ромбы; «кувшин» с вертикальными выпуклыми акантовыми листьями и орнаментальными цепочками из крупных овальных звеньев; каннелированный цилиндр, ограниченный сверху и снизу полуваликами; «кувшин» с вертикальными выпуклыми акантовыми листьями; четырёхгранная капитель с плоскими вертикальными акантовыми листьями); в простенках рам лицевых (северных) и боковой осей колонны, расположенные на раскреповках цоколя (профилированные базы, в нижней части с фигурными орнаментальными филёнками, разделёнными вертикальными полуваликами с отображёнными «червонками» на концах, с круглыми розетками в центре, витая с орнаментом в форме лозы с листьями и гроздьями верхняя часть ствола колонн, четырёхгранная капитель с упрощёнными акантовыми листьями с волютами); узкая профилированная архитравная тяга, гладкий фриз и профилированный карниз в завершении яруса; прямоугольный с арочной перемычкой проём Царских врат;

оформление двухстворчатых Царских врат: нижняя часть (филёнка) створок, оформленная в виде цоколя с выступающим рельефно выделенным плинтусом и профилированным средником; прямоугольные рамы цоколя с растительным орнаментом пропильной резьбы из завитков акантовых листьев и побегов; верхняя часть створок ажурной резьбы: тонкая гладкая рама с помещёнными в неё орнаментами из лозы и акантовых листьев с крупными орнаментальными лиственными розетками на перемычках створок; шесть круглых профилированных рам для икон; резной нащельник в виде вложенных виноградных листьев, завершенный небольшим венцом;

оформление второго яруса иконостаса: фигурные рамы с килевидными навершиями, увенчанные крестамим, на второй южной оси над Царскими вратами приподнятое килевидное навершие над рамой; прямоугольные с профилированными рамами проёмы, на второй южной оси над Царскими вратами трёхлепестковый проем с вогнутой нижней стороной; на лицевых (северных) осях гладкий фриз, раскрепованный в простенках над колоннами, и профилированный карниз небольшого выноса; на крайней северной лицевой оси проём, фланкированный крупными стилизованными S‑образными завитками пальмовых (упрощённых акантовых) листьев;

- архитектурно-художественное оформление интерьера четверика: профилированное обрамление входных проёмов; профилированные тяги на рёбрах свода; фигурная филёнка с фресковой росписью «Спас» в центре свода, в центрах лотков свода крупные круглые филёнки с фресковыми росписями; разделение лотков на «лучи» сдвоенными диагональными профилированными тягами, отходящими от выступов центральной филёнки, от круглых филёнок на лотках сводов; рассветные подоконники и тонкое профилированное обрамление, сдвоенное на боковинах, оконных проёмов второго света; сюжетные и орнаментальные фресковые росписи откосов оконных проемов, стен и свода;

- местоположение, габариты, конструкция, конфигурация, оформление симметричного относительно центральной оси иконостаса четверика: пятиярусный иконостас столярного исполнения в одиннадцать композиционных осей с боковыми трёхъярусными крыльями в одну ось; резные рамы над иконостасом: на центральной оси рама крестообразной формы, фланкированная двумя вертикальными рамами с лучковыми перемычками и боковыми рамами овальной формы; незначительно заглубленные третья, шестая (центральная) и девятая оси иконостаса; расположенные на центральной оси Царские врата, на шестой и девятой – диаконские двери; разделение осей раскреповкой карнизов и колоннами с резным накладным декором; разделение ярусов профилированными карнизами; венчающий карниз; арочный проём Царских врат; прямоугольные с уступчато-фигурными перемычками проёмы диаконских дверей;

- оформление нижнего (цокольного) яруса иконостаса: профилированный плинтус; широкие (в две композиционных оси) прямоугольные горизонтальные проёмы с профилированными рамами; раскреповки, выполняющие роль пьедесталов колонн второго яруса, оформленные цветочно-плодовыми (с виноградными гроздьями) гирляндами с бантом и рокайлем в верхней части;

- оформление второго яруса иконостаса: проёмы с профилированными рамами; колонны с нижней диагонально каннелированной частью и витой верхней частью ствола с коринфскими капителями между проемами; вертикальная цветочно-плодовая гирлянда на внешнем крае боковых крыльев иконостаса; раскрепованный профилированный архитрав и профилированный карниз, декорированный орнаментом из стилизованных каннелированных перехватов, чередующихся с цветочными розетками различной формы, на нижнем уступе, разреженным рядом из мелких призматических и «бриллиантовых» квадров и линейного орнамента из лиственных венков, фланкированных лиственной розеткой на верхнем уступе;

- оформление верхних (третьего, четвёртого, пятого) ярусов иконостаса: фигурный центральный проём третьего яруса над Царскими вратами с выбранными выкружкой углами; прямоугольные проёмы, разделенные узкими горбыльками на близкие к квадрату две рамы; на четвёртом ярусе проёмы фигурные: на центральной оси овальный с прямоугольными выступами по бокам, на прочих осях – с лучковыми с «плечиками» верхними и нижними сторонами; на пятом ярусе проёмы фигурные с уступчатыми верхней и нижней сторонами; тонкие колонны со стволами, покрытыми растительно-плодовым орнаментом, и коринфскими капителями между проемами; над проёмами верхних ярусов гладкие фризы, профилированные карнизы;

- оформление двухстворчатых Царских врат: арочная трёхлопастная верхняя кромка створок и фрамуга с соответствующим нижним краем; в интрадосе проёма (боковых сторонах раскреповки) на уровне цокольного яруса резные гирлянды из цветов и лент, на уровне второго яруса – тонкие гладкие колонны с накладным S-образным вытянутым завитком пальмового (упрощённого акантового) листа; тонкая рама створок, заполненная завитками из развитых акантовых листьев с шестью профилированными овальными рамами, по три на каждой створке, расположенными вертикально; нащельник Царских врат с вертикальной гирляндой цветочно-лиственного орнамента и цветочной розеткой наверху; фрамуга, заполненная сплошным орнаментом из завитков развитых акантовых листьев; рельефно выделенная прямоугольная резная перспективная рама в центральной части фрамуги под арочной перемычкой; ростовые скульптурные изображения ангелов со звёздами, расположенные на раскреповке межъярусного карниза по сторонам арочной перемычки Царских врат;

- оформление одностворчатых диаконских дверей: дверные полотна с двумя прямоугольными проёмами с профилированными рамами: верхним большим и нижним, на уровне цокольного яруса, меньшим; небольшие прямоугольные проёмы с профилированными рамами над перемычками проёмов;

- архитектурно-художественное оформление интерьера алтарной апсиды: в центре свода профилированная фигурная филёнка, от которой отходят сдвоенные профилированные тяги, образующие на лотках свода фигурные филёнки, заполненные живописными сюжетами; профилированный карниз с разрывом в проекции ложного окна на восточной стене, отделяющий свод от стеновой поверхности; небольшие углублённые плоские прямоугольные нишки с лучковыми перемычками на боковых стенах апсиды; сюжетные и орнаментальные фресковые росписи стен и свода;

- местоположение, размеры, конфигурация исторических внутренних проёмов в капитальных стенах здания;

- историческая двупольная дверь в проёме между папертью и трапезной, окованная железными листами с горизонтальными и вертикальными полосами, закреплёнными клёпками, внешние из которых образуют раму на кованых крюках и петлях, с удлинёнными картами (жиковинами) с раздвоенными концами; на внутренней стороне южной створки кованый накладной замок, на внешней стороне северной створки кованый засов;

- кованая металлическая дверь с засовом в дверном проёме из колокольни в чердачное пространство трапезной;

- движимое имущество в составе памятника: напольные киоты на паперти, в трапезной, в четверике, в том числе двойные, их оформление (рельефно выделенный плинтус; высокий цоколь с крупной прямоугольной филёнкой, завершённый профилированным промежуточным карнизом, раскрепованный на вертикалях боковин; прямоугольный проём с профилированной рамой; наборные колонки, состоящие из орнаментированных фигур, либо витые колонны, в том числе в сочетании с каннелированными, с кубоватыми капителями, декорированными диагональным сетчатым орнаментом); раскрепованные гладкий фриз над проёмами и профилированный карниз.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 16.12.2018
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 130.030.030 Национальное культурное наследие народов Российской Федерации, 130.030.040 Охрана и использование памятников истории и культуры

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать