Основная информация

Дата опубликования: 04 марта 2016г.
Номер документа: RU13000201600184
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Мордовия
Принявший орган: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ГУБЕРНАТОР КАМЧАТСКОГО КРАЯ

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПРИКАЗ

от 4 марта 2016 года № 47-П

г. Саранск

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ МЯСНОГО СКОТОВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ НА 2016 - 2018 ГОДЫ»

Во исполнение мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717, п р и к а з ы в а ю:

1.Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу «Развитие мясного скотоводства в Республике Мордовия на 2016 - 2018 годы».

2. Разместить настоящий приказ на официальном сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия и опубликовать в газете «Известия Мордовии».

3. Направить настоящий приказ в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия для включения его в федеральный регистр нормативно-правовых актов Республики Мордовия и в прокуратуру Республики Мордовия.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия – начальника отдела развития отраслей животноводства и племенного дела Литяйкина О.М.

Первый заместитель Председателя Правительства -

Министр сельского хозяйства и

продовольствия Республики Мордовия

В.Н. Сидоров

Приложение

к приказу Первого заместителя Председателя Правительства –

Министра сельского

хозяйства и продовольствия

Республики Мордовия

от « 4 « марта 2016 г. № 47-П

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«Развитие мясного скотоводства в Республике Мордовия на 2016 - 2018 годы»

г. Саранск, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт ведомственной целевой программы

3

Раздел 1

Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом

6

1.1.

Анализ ситуации и потенциал развития

6

1.2.

Характеристика проблемы

7

Раздел 2

Цель и задачи Программы

10

Раздел 3

Ожидаемые результаты реализации Программы и целевые индикаторы

10

Раздел 4

Перечень и описание программных мероприятий

11

Раздел 5

Сроки реализации Программы

12

Раздел 6

Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации Программы, оценка рисков ее реализации

12

6.1

Оценка рисков реализации Программы

12

Раздел 7

Оценка эффективности реализации Программы

14

Раздел 8

Методика оценки эффективности Программы

14

Раздел 9

Обоснование потребности в ресурсах

16

9.1.

Финансирование Программы

16

Раздел 10

Система управления реализацией Программы

16

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Паспорт ведомственной целевой программы «Развитие мясного скотоводства в Республике Мордовия на 2016 - 2018 годы»

Наименование Программы

«Развитие мясного скотоводства в Республике Мордовия на 2016 - 2018 годы»

Основание для разработки Программы

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717

Государственный заказчик Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия

Разработчик Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия

Исполнители Программы

Сельхозтоваропроизводители Республики Мордовия всех форм собственности (кроме личных подсобных хозяйств граждан)

Цель и задачи Программы

Цели Программы:

–обеспечение населения Республики Мордовия высококачественной говядиной в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120;

–увеличение производства мяса крупного рогатого скота с целью импортозамещения;

–повышение конкурентоспособности мясного скотоводства.

Задачи Программы:

–увеличение поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесного скота, в том числе маточного поголовья;

–увеличение производства высококачественной говядины скота мясных пород;

–создание высокооплачиваемых рабочих мест

Целевые индикаторы и показатели Программы

–прирост поголовья мясных коров всего за 2016-2018 годы – 5006 голов, в том числе:

2016 г. – 1376 гол.;

2017 г. – 1650 гол.;

2018 г. – 1980 гол.

–прирост поголовья помесных коров всего за 2016-2018 годы – 1514 голов, в том числе:

2016 г. – 414 гол.;

2017 г. – 500 гол.;

2018 г. – 600 гол.

–прирост поголовья коров специализированных мясных пород и их помесей всего за 2016-2018 годы -6520 голов, в том числе

2016 г. – 1790 гол.;

2017 г. – 2150 гол.;

2018 г. – 2580 гол.

Характеристика программных мероприятий

Комплекс мер, направленных на достижение целей, поставленных Программой:

– поддержка производства мяса крупного рогатого скота от специализированного мясного и помесного скота;

– техническая и технологическая модернизация репродукторных ферм на 3000 скотомест;

– технологическая модернизация откормочных предприятий на 3000 скотомест;

– коренное улучшение естественных пастбищ на площади 12,0 тыс. га;

– приобретение мясного и помесного молодняка крупного рогатого скота специализированными откормочными предприятиями для откорма в количестве 6000 голов;

– приобретение ежегодно по 500 голов мясного и помесного молодняка (нетели, телки) с не племенных стад для формирования маточного поголовья товарных стад

Сроки реализации Программы

2016 – 2018 годы

Объемы и источники финансирования

Общий объем финансирования Программы
в 2016–2018 годах составляет 2670,4 млн. рублей (в текущих ценах), в т.ч. по годам:

2016 г. – 769,0 млн. руб.;

2017 г. – 882,9 млн. руб.:

2018 г. – 1018,5 млн. руб.,

в том числе:

из средств республиканского бюджета Республики Мордовия всего – 22,5 млн. рублей, в том числе по годам:

2016 г. –7,5 млн. руб.;

2017 г. – 7,5 млн. руб.;

2018 г. –7,5 млн.руб.

Внебюджетные источники, всего – 2647,9 млн. рублей, в том числе по годам:

2016 г. – 761,5 млн. руб.;

2017 г. – 875,4 млн. руб.;

2018 г. –1011,0 млн.руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

В результате реализации Программы будет обеспечено в 2018 году:

– численность скота специализированных мясных пород и полукровных мясных помесей от промышленного скрещивания коров и телок в молочных стадах с быками мясных пород – 38,6 тыс. гол., прирост к 2015 году 16277 голов, в том числе маточное поголовье мясного и помесного скота на 6520 голов, из них коров мясных пород – на 5006 голов, маточное поголовье помесного скота – на 1514 голов;

– увеличение валового производства высококачественной говядины до – 3970 тонн;

– повышение средней живой массы молодняка мясных пород, реализованного на мясо, с 395 до 420 кг;

– создание 10 новых рабочих мест

Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее реализации

Реализация Программы координируется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия ежегодно до 1 апреля готовит отчет о ходе и результатах реализации Программы и представляет в Министерство экономики Республики Мордовия, Министерство финансов Республики Мордовия. В отчете дается оценка хода реализации Программы за прошедший год.

Раздел 1. Характеристика проблемы и обоснование ее решения программно-целевым методом

Ведомственная целевая программа «Развитие мясного скотоводства в Республике Мордовия на 2016-2018 годы» (далее Программа) разработана в соответствии с Государственной программой Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 19 ноября 2012 г. № 404, с учетом требований постановления Правительства Республики Мордовия от 16 мая 2006 г. № 187 «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ».

Главными приоритетами Программы являются повышение благосостояния, уровня жизни и занятости граждан, устойчивое развитие сельских территорий, обеспечение роста объемов производства основных видов продукции, производимой предприятиями агропромышленного комплекса республики.

Программа призвана стать инструментом для достижения приоритетных целей устойчивого развития сельскохозяйственного производства в Республике Мордовия, что является частью функций Минсельхозпрода Республики Мордовия по проведению государственной политики в сфере АПК и развития сельских территорий в соответствии со Схемой территориального планирования Республики Мордовия утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 21 декабря 2009 г. №555, Схем территориального планирования муниципальных районов и генеральных планов сельских поселений.

1.1 Анализ ситуации и потенциал развития специализированного мясного скотоводства

Мясной подкомплекс Республики Мордовия по своему значению является одной из важнейших составляющих агропромышленного комплекса, он позволяет производителю использовать трудовые и материальные ресурсы в течение всего года, обеспечить занятость населения и снабжение его мясом. В мясном балансе республики на долю говядины и телятины приходится 9,5%. Проблема повышения эффективности производства продукции мясного скотоводства является на сегодняшний день одной из важнейших для сельского хозяйства республики. Негативные тенденции в отраслях животноводства, начавшиеся в период реформирования АПК, выражались, прежде всего, в сокращении численности поголовья сельскохозяйственных животных, снижении объемов производства продукции животноводства, в том числе мяса крупного рогатого скота. И лишь в последние 8-9 лет наметился рост производства мяса птицы и свинины, как скороспелых отраслей.

С 1990 года объем производства говядины имеет тенденцию к снижению и в 2015 году составил 20,5 тыс. тонн в убойном весе, со снижением к 1992 году на 67%.

Это означает, что значительно уменьшилась обеспеченность населения собственным высококачественным мясом – говядиной. Недостаток восполнился за счет ввоза мясного сырья зарубежного происхождения, часто с недостаточно качественными санитарно-гигиеническими характеристиками.

Произошедший спад поголовья крупного рогатого скота с 669,6 тыс.голов в 1990 году до 231,7 тыс.голов в 2015 году не сопровождался объективно необходимым для сохранения откормочного контингента увеличением поголовья мясного скота.

При этом и сегодня большую часть говядины получают от откормочного контингента из молочных стад. Производство крупного рогатого скота в Республике Мордовия, как и в России, характеризуется низкими качественными показателями. Среднесуточные приросты на выращивании, откорме и нагуле составляют менее 500 гр., средняя живая масса скота, реализованного на убой – 395 кг, высокая доля низкокачественной говядины, получаемой от убоя выбракованных коров. Выращивание крупного рогатого скота ведется экстенсивными методами, с большими затратами средств, расход корма на 1 кг прироста превышает норму почти вдвое.

Ускоренное развитие мясного скотоводства не имеет альтернативы и его следует рассмотреть как проблему государственного значения, решение которой позволит в перспективе удовлетворить платежеспособный спрос на говядину за счет отечественного производства. Для кардинального изменения ситуации в подотрасли, создания условий для дальнейшего роста необходим комплекс системных мер, который позволит обеспечить положительную динамику устойчивого развития производства крупного рогатого скота мясных пород в долгосрочной перспективе.

Для создания крупной отрасли специализированного мясного скотоводства, как поставщика высококачественной говядины до 2020 года в объемах не менее 7 тыс.тонн в живой массе, Республика Мордовия располагает всеми необходимыми предпосылками:

наличие 276,6 тыс.га естественных кормовых угодий и 109,7 тыс.га неиспользуемой пашни;

наличие разветвленной сети ветеринарной и племенной служб;

наличие высококвалифицированного аграрного научного потенциала.

В настоящее время в республике мясным скотоводством занимаются 89 хозяйства, из них 49 – сельхозпредприятия и 40 – К(Ф)Х. Развивается племенная база мясного скотоводства.

В Республике Мордовия функционируют 3 племенных репродуктора:ООО «Герефордресурс» по герефордской породе, ООО АПО «Сабаево» по лимузинской породе и ООО «Подсобное хозяйство» по абердин-ангусской породе.

1.2 Характеристика проблемы

Главным препятствием для устойчивого развития конкурентоспособного крупно-масштабного мясного скотоводства является отсутствие достаточной численности специализированного мясного скота, недостаточный уровень технического и технологического оснащения отрасли, неудовлетворительное состояние и использование естественных кормовых угодий, слабая кормовая база откорма и низкая экономическая мотивация откорма скота и производства говядины.

Такое состояние обусловлено рядом объективных причин, имеющих системный характер:

1. Низкой долей мясного скота от общего поголовья крупного рогатого скота и объемов производства говядины, по сельхозпредприятиям республики на уровне 10,0%.

По состоянию на 1 января 2016 года в сельхозорганизациях республики насчитывалось всего 22,3 тыс. голов крупного рогатого скота содержащегося по мясной технологии, в том числе 8,9 тыс. голов маточного поголовья.

В сложившихся условиях наравне с наращиванием маточного поголовья мясного скота необходимо продолжить работу по увеличению маточного поголовья помесного скота.

Во многих странах пополнение мясного скота в товарных стадах происходит именно за счет промышленного скрещивания части коров и телок молочных стад с быками мясных пород.

В рамках данной Программы в Республике Мордовия также планируется за счет части низкопродуктивного маточного поголовья молочных стад пополнение маточного поголовья мясных товарных ферм.

Низкий уровень генетического потенциала продуктивности скота мясных пород в племенных и товарных (коммерческих) стадах, который по основным показателям ниже мировых на 30-50% и более.

Такое состояние обусловлено недостатком экономических мотиваций обновления маточных стад за счет покупки ремонтного молодняка с высоким генетическим потенциалом продуктивности.

Государственная поддержка приобретения племенного молодняка через систему лизинга и компенсация части затрат на покупку молодняка не достаточна по объему и не может решить полностью проблему.

3. Неудовлетворительная организация откорма и реализация на убой молодняка крупного рогатого скота с живой массой около 395 кг вместо 450-500 кг.

Такой низкий показатель интенсивности использования откормочного поголовья КРС в республике означает, что сельхозпредприятия только за 2015 год недополучили около 2,5 тыс. тонн мяса КРС ( реализовано на убой всего 45341 голова КРС, средне – сдаточная масса -395кг, 395кг-450кг = -55кг).

Реализация мелковесного скота на мясоперерабатывающие предприятия обуславливает также увеличение затрат по убою скота и переработке туши в расчете на единицу готовой продукции, что приводит к дополнительному росту розничных цен.

Для большинства сельхозпредприятий доращивание и откорм КРС на мясо убыточно. В связи с чем ежегодно только из сельхозпредприятий республики реализуется на сторону до 25-30 тыс. голов молодняка крупного рогатого скота, (за 2015 год –29240 гол), а закупается только 1-2 тыс. голов (за 2015г - 1180 гол). Реализационная себестоимость мяса КРС в живом весе за 2015 год по оценке составила 126,3 рубля за 1 кг, а цена реализации – 89,6 рублей, в целом от реализации мяса КРС получено 614,7 млн.рублей убытков.

Государственная поддержка откорма молодняка из мясных стад и полукровных помесей, полученных в молочных стадах, до живой массы 450 кг и выше обеспечит решение проблемы увеличения производства высококачественной говядины, предназначенной для розничной продажи в свежем виде и, косвенно, будет стимулировать промышленное скрещивание, необходимое для увеличения откормочного контингента.

4. Высокая изношенность, техническая и технологическая отсталость основных фондов в мясном скотоводстве и откормочных предприятиях.

Несмотря на принятые за последние годы меры по восстановлению скотомест в откормочных предприятиях, в настоящее время в республике имеется всего 12000 скотомест, отвечающих современным технологиям, что составляет не более 30% к потребности. В остальных действующих откормочных предприятиях и фермах сохранилась не эффективная технология содержания молодняка в капитальных, дорогих помещениях, оснащенных энергоемким оборудованием для уборки навоза и раздачи кормов.

Технологии содержания мясных коров с телятами в облегченных помещениях, а откормочного молодняка - на открытых площадках, в Республике Мордовия только начинают отрабатываться.

5. Низкая продуктивность естественных кормовых угодий и слабая база производства основных кормов для откормочного контингента.

Основным источником дешевых кормов являются естественные кормовые угодья (сенокосы и пастбища). В республике имеется сенокосов — 48 тыс. га и пастбищ – 299,6 тыс. га. Однако естественные кормовые угодья во всех районах республики имеют низкую урожайность. Большие площади лугов находятся в запущенном состоянии и дают крайне низкий урожай сена и пастбищных кормов. Без систематического ухода и коренного улучшения они зарастают кустарником, мелколесьем и непоедаемыми травами.

Проведение работ по их улучшению увеличивает урожайность в несколько раз, улучшает качество кормов.

Для производства объемистых кормов, в целях обеспечения планируемого поголовья мясного скота, имеются залежные земли - 51 тыс. га, а также неиспользуемая пашня (более 100 тыс. га).

При залужении деградированных земель и неиспользуемой пашни в целях производства объемистых кормов для мясного и откормочного скота недостаточными темпами увеличивается использование таких кормовых культур, как высокобелковые культуры, различные смеси, в том числе бобовые многолетние травы, бобово-злаковые и другие.

Нерешенность проблемы необоснованно удорожает стоимость кормов в издержках производства говядины и не позволяет достигнуть конкурентной способности отрасли.

6. Отсутствие экономической мотивации является главным препятствием реализации имеющихся возможностей ускоренного развития мясного скотоводства.

Низкая экономическая эффективность отрасли в определенной степени обусловлена низкими зоотехническими показателями: выход телят 75% вместо 85-90%, необходимых для рентабельности мясного скотоводства, привесы молодняка на уровне 500 г вместо 750-800 г, средняя живая масса молодняка при реализации – 395 кг вместо 450-500 кг.

Сдерживающим фактором для решения проблемы рентабельности для мясного скотоводства является очень малая государственная поддержка мясного скотоводства.

Объективная необходимость участия государства в развитии мясного скотоводства и производства говядины обусловлена:

–биологическими особенностями крупного рогатого скота по сравнению, например, со скороспелыми отраслями (свиноводством и птицеводством), в силу которых производственный цикл получения теленка и его откорма до высоких весовых кондиций составляет почти три года;

–необходимостью государственной поддержки создания новых ферм и увеличения поголовья в существующих хозяйствах в течение не менее трех лет до поступления первой товарной (или племенной) продукции;

–низкой конверсией корма в привес (6-7 : 1) по сравнению с откормом свиней (2,3 : 1) и бройлеров (1,8 : 1).

На решение указанных проблем и направлена ведомственная целевая программа «Развитие мясного скотоводства в Республике Мордовия на 2016-2018 годы».

Раздел 2. Цель и задачи программы

Основными целями Программы на 2016-2018 годы являются:

обеспечение населения Республики Мордовия высококачественной говядиной в параметрах заданных, Доктриной продовольственной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120;

увеличение производства мяса крупного рогатого скота с целью импортозамещения;

повышение конкурентоспособности мясного скотоводства на внутреннем и внешнем рынках.

Для достижения целей Программы необходимо решить следующие задачи:

увеличение поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесного скота, в том числе маточного поголовья;

увеличение производства высококачественной говядины скота мясных пород;

создание высокооплачиваемых рабочих мест.

Раздел 3. Ожидаемые результаты Программы и целевые индикаторы

Реализация Программы предусматривает значительно более полное и сбалансированное использование имеющихся в республике ресурсов земли, скота, рабочей силы, кормовых и других ресурсов, технологическое обновление отрасли в целях повышения ее устойчивости и конкурентоспособности. При этом будет внесен существенный вклад в решение проблемы развития сельских территорий. Будет создана база для устойчивого развития специализированного мясного скотоводства в Республике Мордовия.

Основные показатели реализации Программы приведены в приложении 1.

Достижение программной цели позволит обеспечить в 2018 году:

поголовье крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесных животных, полученных от скрещивания с мясными породами скота 38,6 тыс.голов;

маточное поголовье мясного и помесного скота 15,4 тыс. голов;

производство на убой в живой массе мясного и помесного крупного рогатого скота 3,97 тыс. тонн.

Расчетный объем производства высококачественной говядины в отрасли мясного скотоводства, включая мясо от полукровных помесей, в 2018 году составит 2580 тонн в убойной массе и предназначен для реализации в свежем, то есть не переработанном в колбасы и консервы виде, как наиболее ценное и полезное мясо.

Анализ прогнозной динамики показателей Программы после её завершения на период до 2020 года показал, что высокие темпы развития отрасли сохранятся, поголовье скота специализированных мясных пород увеличится до 46,1 тыс. голов, в том числе коров – до 16,5 тыс.голов; производство говядины в живой массе в достигнет 23 тыс. тонн, в том числе от мясного скота – до 30,0% общего объема производства.

Основные целевые индикаторы Программы и их значения по годам приведены в приложении 2.

Раздел 4. Перечень и описание программных мероприятий

Решение основных задач Программы будет обеспечено выполнением комплекса программных мероприятий. В соответствии с поставленными целями и задачами реализации Программы все мероприятия, включенные в нее, являются стратегическими.

Для увеличения конкурентоспособности отрасли мясного скотоводства, увеличения поголовья мясного скота и производства высококачественной говядины необходимо осуществить комплекс мер:

- поддержка производства мяса крупного рогатого скота от специализированного мясного и помесного скота;

- техническая и технологическая модернизация репродукторных ферм на 3000 скотомест;

- технологическая модернизация откормочных предприятий на 3000 скотомест;

- коренное улучшение естественных пастбищ на площади 12,0 тыс. га;

- приобретение мясного и помесного молодняка крупного рогатого скота специализированными откормочными предприятиями для откорма в количестве 6000 голов;

- приобретение ежегодно по 500 голов мясного и помесного молодняка (нетели, телки) с не племенных стад для формирования маточного поголовья товарных стад

Перечень мероприятий и потребность в ресурсах по годам приведены в приложении 3.

Раздел 5. Сроки реализации Программы

Программа реализуется в 2016-2018 годах.

Раздел 6. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации Программы, оценка рисков её реализации

Реализация Программы позволит создать благоприятные экономические условия для устойчивого развития мясного скотоводства, повысить эффективность работы сельхозтоваропроизводителей, занимающихся разведением и выращиванием крупного рогатого скота мясных пород. Обеспечит население высококачественной говядиной отечественного производства, повысит конкурентоспособность продукции.

Социальные последствия реализации Программы связаны с улучшением условий труда в сельхозпредприятиях, трудовой занятости населения в сельской местности.

Реализация Программы не несет негативных экологических последствий, но будет способствовать сохранению природных ресурсов путем проведения культуро-технических мероприятий по улучшению естественных кормовых угодий.

Успешная реализация Программы будет способствовать:

 реализации планов по наращиванию объемов производства высококачественной «мраморной» говядины скота мясных пород;

 повышению доли сельхозпроизводства в общем балансе валового продукта Республики Мордовия;

 увеличению количества занятых в сельском хозяйстве граждан;

 развитию сельских территорий.

6.1. Оценка рисков реализации Программы

Реализация программных мероприятий сопряжена с определенными рисками.

К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:

а) внешние риски:

–колебания рыночной коньюктуры, которые могут привести к изменению цен на сырье, энергоресурсы, колебаниям спроса на продукцию;

–изменения внешнеэкономической ситуации, которые могут привести к изменению квот и таможенных пошлин,

б) внутренние риски:

–недостаточный уровень финансирования со стороны сельхозтоваропроизводителей из собственных и заемных средств, а также республиканского бюджета Республики Мордовия;

–организационные риски, дефицит кадров;

–производственные и технологические риски (несоблюдение условий содержания и кормления животных).

Управление рисками в рамках реализации Программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на покупные корма и энергоресурсы, другие товары и услуги, а также с изменением внешнеэкономической ситуации, подлежат государственному управлению на федеральном уровне.

Природно-климатический фактор также будет присутствовать в оценке рисков. Это связано с тем, что в условиях природных аномалий объемы заготовки кормов для скота могут снижаться до критического уровня, что будет приводить и к падению численности поголовья крупного рогатого скота и к снижению их продуктивности.

При определении суммы рисков учитывалось возможное недополучение запланированных объемов говядины из-за невыхода на прогнозируемые показатели средней живой массы молодняка, реализованного на мясо, производства говядины на голову скота и поголовья скота специализированных мясных пород и полукровных мясных помесей. В качестве критериев невыхода на плановые показатели приняли в качестве базового среднереализационный вес скота и выполнение только на 90% (минус 10% к плану) плана по численности мясного скота.

Таблица 1.

Оценка рисков недополучения ожидаемого экономического эффекта реализации Программы в части объемов производства говядины, млн. рублей в ценах соответствующего года

Виды рисков

2016 г

2017 г

2018 г

От невыхода на плановую интенсивность использования мясного скота для получения говядины (кг мяса на голову скота)

28,4

34,5

41,8

От невыхода на плановое поголовье мясного скота

2,8

3,4

4,2

Общая оценка рисков

31,2

37,9

46,0

Риски ↓ Им = (Имо – Ип) х По х Рг, где

Им↓ - риски от снижения плановой для отчетного года интенсивности использования мясного скота (кг мяса на голову скота в живом весе),

Имо – интенсивность использования мясного скота в отчетном году,

Ип – интенсивность использования скота по плану,

По – поголовье мясного скота в отчетном году,

Рг – цена реализации говядины в отчетном году.

Риски ↓ Пм = Ип х (Пп – По) х Рг, где:

Пм↓- риски от невыхода на плановую численность мясного скота,

Ип – интенсивность использования скота по плану,

Пп – плановое поголовье в отчетном году,

По - поголовье скота в отчетном году,

Рг – цена реализации говядины.

Расчеты показали, что риски от невыхода на плановые показатели по интенсивности использования мясного скота и невыхода на плановое поголовье чреваты существенными экономическими потерями. Поэтому целесообразно эти риски исключить или свести к минимуму путем соответствующего управления.

Существуют также риски, связанные с макроэкономическими и внешнеэкономическими факторами. Прогнозируемые риски могут спровоцировать снижение производства говядины скота мясных пород к ранее достигнутым объемам. В случае невыполнения объемов производства говядины скота мясных пород, предусмотренных Программой, могут возникать ситуации неосвоения средств государственной поддержки, снижая тем самым эффективность программных мероприятий.

Раздел 7. Оценка эффективности Программы

Эффективность Программы будет определяться исходя из соответствия реализуемых в ее рамках мероприятий целям и задачам Программы на основе количественных и качественных индикаторов, достижение которых обеспечит рост производства говядины скота мясных пород в республике.

Повышение качества содержания и кормления скота мясных пород положительно скажутся на общем финансовом состоянии сельхозпредприятий Республики Мордовия и сельскохозяйственной отрасли в целом.

Увеличение объемов производства говядины скота мясных пород окажет положительное влияние на продовольственную безопасность и снизит импорт мяса и продуктов его переработки.

Раздел 8. Методика оценки эффективности Программы

Количественный метод:

Оценка производится на основе анализа государственных статистических и ведомственных отраслевых форм отчетности, утвержденных приказом Минсельхоза России.

Качественный метод:

достижение плановых значений и целевых индикаторов:

объемы производства и реализации говядины скота мясных пород.

Результатом реализации Программы является планируемый прирост маточного поголовья мясного скота и прирост маточного поголовья помесного скота, которые будут получены за период реализации Программы от достигнутого уровня за предыдущий год за счет финансирования программных мероприятий из средств республиканского бюджета и внебюджетных средств.

Эффективность реализации Программы определяется путём оценки целевых показателей, представленных в таблице 2.

Таблица 2.

Прогнозные показатели производства говядины скота мясных пород

Показатели

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Валовое производство говядины скота мясных пород, тонн

2700

3280

3970

Объем реализации говядины скота мясных пород, тонн

2700

3280

3970

Объем выручки от реализации говядины скота мясных пород, млн. рублей*

284,0

345,1

417,6

Создание новых рабочих мест, ед.

3

3

4

*Сведения об объемах производства и реализации говядины мясных пород в приложении 4.

Оценка эффективности расходования бюджетных средств господдержки должна осуществляться ежегодно в течение всего срока реализации Программы.

Таблица 3.

Расчет эффективности расходования средств финансирования по Программе

Показатели

Ед.

изм.

Годы

2016

2017

2018

Всего за 3 года

Прирост выручки от реализации скота мясных пород (из расчета 105,2 тыс. руб. за тонну)

млн. руб.

47,3

61,1

72,5

180,9

Финансирование мероприятий, всего (привлеченные и бюджетные средства)

всего (Фобщ)

млн. руб.

769,0

882,9

1018,5

2670,4

в том числе за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия

Фб

млн. руб.

7,5

7,5

7,5

22,5

Показатели

эффективности

Эобщ.

%

6,2

6,9

7,1

6,8

Э б

%

630,7

814,7

966,7

804,0

Эффективность расходования средств финансирования определена по соотношению конечных результатов Программы и затрат на ее реализацию по коэффициенту Эобщ, который показывает соотношение основного индикатора (валового продукта в стоимостном выражении) к общему объему финансирования по формуле: Эобщ = ВП/Ф х 100, где Эобщ - коэффициент общей эффективности расходования финансовых средств, ВП – ежегодный прирост товарной продукции в стоимостном выражении, Ф – объем финансирования производства продукции.

Как видно из таблицы возмещение затрат республиканского бюджета Республики Мордовия по Программе через прирост валового продукта отрасли имеет высокую степень.

Раздел 9. Обоснование потребностей в необходимых ресурсах

Потребность в ресурсах определена исходя из оценки необходимости увеличения поголовья скота мясных пород и их помесей для обеспечения роста производства высококачественной говядины.

В соответствии с поставленными задачами денежные средства будут направлены на осуществление: поддержки содержания маточного поголовья мясного и помесного скота в товарных стадах, приобретение молодняка (нетели, телки) с не племенных стад для формирования маточного поголовья товарных стад, приобретение мясного или помесного молодняка крупного рогатого скота (бычки) специализированными откормочными предприятиями для откорма, технической и технологической модернизации репродукторных ферм и откормочных предприятий, создания новых откормочных предприятий, коренного улучшения естественных пастбищ.

Реализация Программы осуществляется за счет собственных средств сельхозпредприятий, внебюджетных источников и республиканского бюджета Республики Мордовия.

9.1. Финансирование Программы.

Общий объем финансирования Программы на период 2016-2018 гг. составляет 2670,4 млн. рублей.

Ресурсное обеспечение Программы будет уточняться в рамках бюджетного процесса на соответствующие годы.

Ресурсное обеспечение программы по источникам финансирования приведено в приложении 5.

Раздел 10. Система управления реализацией Программы

Комплексное управление Программой осуществляется субъектом бюджетного планирования – Минсельхозпродом Республики Мордовия.

Система управления реализацией Программы:

–ответственным за реализацию Программы в целом является отдел развития отраслей животноводства и племенного дела Минсельхозпрода Республики Мордовия;

–координацию деятельности учреждений и организаций, участвующих в реализации Программы, и согласование их действий по реализации программных мероприятий осуществляет отдел развития отраслей животноводства и племенного дела Минсельхозпрода Республики Мордовия;

–реализацию каждого мероприятия Программы осуществляют сельхозпредприятия Республики Мордовия;

–финансирование программных мероприятий осуществляет отдел финансов, бухгалтерского учёта и отчётности Минсельхозпрода Республики Мордовия;

–мониторинг реализации Программы осуществляет отдел развития отраслей животноводства и племенного дела и отдел экономического анализа, прогнозирования, целевых программ и мотивации труда Минсельхозпрода Республики Мордовия.

Приложение 1

Производственные показатели

ведомственной целевой программы «Развитие мясного скотоводства в Республике Мордовия на 2016-2018 годы»

Ед.изм.

2015 (факт)

2016

2017

2018

Итого

за годы реализации программы

Поголовье мясного и помесного скота в общественном секторе (сельхозорганизациях и КФХ)

гол.

22338

26810

32175

38615

х

прирост к предыдущему году

гол.

-3192

4472

5365

6440

16277

%

87,5

120,0

120,0

120,0

172,9

в т.ч.мясного скота

гол.

17173

20610

24735

29685

х

прирост к предыдущему году

гол.

-2667

3437

4125

4950

12512

%

86,6

120,0

120,0

120,0

172,9

помесного скота

гол.

5165

6200

7440

8930

х

прирост к предыдущему году

гол.

-525

1035

1240

1490

3765

%

90,8

120,0

120,0

120,0

172,9

Маточное поголовье мясного и помесного скота

гол.

8935

10725

12875

15455

х

прирост к предыдущему году

гол.

-1277

1790

2150

2580

6520

%

87,5

120,0

120,0

120,0

173,0

в т.ч.мясного скота

гол.

6869

8245

9895

11875

х

прирост к предыдущему году

гол.

-1067

1376

1650

1980

5006

%

86,5

120,0

120,0

120,0

172,9

помесного скота

гол.

2066

2480

2980

3580

х

прирост к предыдущему году

гол.

-210

414

500

600

1514

%

90,8

120,0

120,2

120,1

173,3

Выход приплода на 100 коров

%

75

76

77

80

х

Производство на убой мясного и помесного крупного рогатого скота в живой массе

тонн

2250

2700

3280

3970

х

прирост к предыдущему году

тонн

10

450

580

690

1720

%

100,4

120,0

121,5

121,0

176,4

Интенсивность использования мясного скота (на голову в живом весе)

кг

100

101

102

103

х

Выручка от реализации мяса скота мясных пород (в среднем по цене 105,2 тыс. руб. за тонну в живой массе)

млн. руб.

236,7

284,0

345,1

417,6

1046,7

Прирост выручки к предыдущему году

млн. руб.

1,1

47,3

61,1

72,5

180,9

Приложение 2

Целевые показатели

программы «Развитие мясного скотоводства в Республике Мордовия на 2016-2018 годы»

Ед. изм.

2015 факт

2016

2017

2018

итого за годы реализации программы

Поголовье мясных и помесных коров

голов

8935

10725

12875

15455

х

прирост к предыдущему году

голов

-1277

1790

2150

2580

6520

%

87,5

120,0

120,0

120,0

173,0

в т.ч. мясных коров

голов

6869

8245

9895

11875

х

прирост к предыдущему году

голов

-1067

1376

1650

1980

5006

%

86,5

120,0

120,0

120,0

172,9

помесных коров

голов

2066

2480

2980

3580

х

прирост к предыдущему году

голов

-210

414

500

600

1514

%

90,8

120,0

120,2

120,1

173,3

Приложение 3

Перечень мероприятий ведомственной целевой программы «Развитие мясного скотаоводства

в Республике Мордовия на период 2016-2018 годы»

Наименование мероприятия

Потребность в средствах, млн. руб.

Всего

в том числе

2016г.

2017г.

2018г.

Поддержка производства мяса крупного рогатого скота от специализированного мясного и помесного скота

1955,2

530,6

644,5

780,1

Техническая и технологическая модернизация репродукторных ферм на 3000 скотомест

135,0

45,0

45,0

45,0

Технологическая модернизация откормочных предприятий на 3000 скотомест

135,0

45,0

45,0

45,0

Коренное улучшение естественных пастбищ на площади 12,0 тыс. га

157,2

52,4

52,4

52,4

Приобретение мясного или помесного молодняка крупного рогатого скота (бычки) для откорма на мясо для специализированных откормочных предприятий в 2016-2018 гг. в количестве 6000 голов

180,0

60,0

60,0

60,0

Приобретение специализированного мясного и помесного молодняка (нетели, телки) с не племенных стад для формирования маточного поголовья товарных стад за 2016-2018 гг.в количестве 1500 голов

108,0

36,0

36,0

36,0

Всего

2670,4

769,0

882,9

1018,5

Приложение 4

Информация об объемах производства и реализации мяса КРС мясных пород и их помесей в разрезе муниципальных районов Республики Мордовия

Наименование районов

Производство продукции

реализация на убой, тонн

выручка от реализации, млн. руб.

2015

2016

2017

2018

2018 г. в % к 2015 г.

2015

2016

2017

2018

2018 г. в % к 2015 г.

Ардатовский район

284

349

431

515

181,3

29,9

36,7

45,3

54,2

181,3

Атюрьевский район

19

23

28

41

215,8

2,0

2,4

2,9

4,3

215,8

Атяшевский район

120

131

159

193

160,8

12,6

13,8

16,7

20,3

160,8

Б.Березниковский район

45

54

69

103

228,9

4,7

5,7

7,3

10,8

228,9

Б.Игнатовский район

223

272

326

399

178,9

23,5

28,6

34,3

42,0

178,9

Дубенский район

18

28

37

46

255,6

1,9

2,9

3,9

4,8

255,6

Ельниковский район

145

175

213

260

179,3

15,3

18,4

22,4

27,4

179,3

З.Полянский район

100

126

157

189

189,0

10,5

13,3

16,5

19,9

189,0

Инсарский район

32

42

50

60

187,5

3,4

4,4

5,3

6,3

187,5

Ичалковский район

51

67

93

126

247,1

5,4

7,0

9,8

13,3

247,1

Кадошкинский

164

165

182

218

132,9

17,3

17,4

19,1

22,9

132,9

Ковылкинский район

80

97

120

145

181,3

8,4

10,2

12,6

15,3

181,3

Кочкуровский

121

146

176

205

169,4

12,7

15,4

18,5

21,6

169,4

Краснослободский район

76

91

111

135

177,6

8,0

9,6

11,7

14,2

177,6

Ромодановский район

87

106

131

158

181,6

9,2

11,2

13,8

16,6

181,6

Старошайговский район

275

340

428

529

192,4

28,9

35,8

45,0

55,7

192,4

Темниковский район

244

292

317

347

142,2

25,7

30,7

33,3

36,5

142,2

Теньгушевский район

153

181

233

275

179,7

16,1

19,0

24,5

28,9

179,7

Торбеевский

13

15

19

26

200,0

1,4

1,6

2,0

2,7

200,0

ИТОГО

2250

2700

3280

3970

176,4

236,7

284,0

345,1

417,6

176,4

Приложение 5

Ресурсное обеспечение ведомственной целевой программы «Развитие мясного скотоводства в Республике Мордовия на 2016-2018 годы»

Наименование мероприятия

Годы

Общая сумма затрат, млн. руб

В т.ч. источники, млн. руб.

Внебюджетные источники

Республиканский бюджет Республики Мордовия

Поддержка производства мяса крупного рогатого скота от специализированного мясного и помесного скота

2016

530,6

524,1

6,5

2017

644,5

638,0

6,5

2018

780,1

773,6

6,5

итого

1955,2

1935,7

19,5

Техническая и технологическая модернизация репродукторных ферм на 3000 скотомест

2016

45,0

45,0

0,0

2017

45,0

45,0

0,0

2018

45,0

45,0

0,0

итого

135,0

135,0

0,0

Технологическая модернизация откормочных предприятий на 3000 скотомест

2016

45,0

45,0

0,0

2017

45,0

45,0

0,0

2018

45,0

45,0

0,0

итого

135,0

135,0

0,0

Коренное улучшение естественных пастбищ на площади 12 тыс.га

2016

52,4

52,4

0,0

2017

52,4

52,4

0,0

2018

52,4

52,4

0,0

итого

157,2

157,2

0,0

Приобретение мясного или помесного молодняка крупного рогатого скота (бычки) для откорма на мясо для специализированных откормочных предприятий на 2016-2018 годы в количестве 6000 голов

2016

60,0

60,0

0,0

2017

60,0

60,0

0,0

2018

60,0

60,0

0,0

итого

180,0

180,0

0,0

Приобретение специализированного мясного и помесного молодняка (нетели, телки) с не племенных стад для формирования маточного поголовья товарных стад за 2016-2018 гг.в количестве 1500 голов

2016

36,0

35,0

1,0

2017

36,0

35,0

1,0

2018

36,0

35,0

1,0

итого

108,0

105,0

3,0

ВСЕГО

2016

769,0

761,5

7,5

2017

882,9

875,4

7,5

2018

1018,5

1011,0

7,5

итого

2670,4

2647,9

22,5

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 28.08.2019
Рубрики правового классификатора: 090.060.040 Отрасли сельского хозяйства

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать