Основная информация

Дата опубликования: 04 сентября 2015г.
Номер документа: RU22000201502056
Текущая редакция: 4
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Алтайский край
Принявший орган: Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ

4 сентября 2015 года № 1494

О ПОРЯДКЕ И ПРАВИЛАХ РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

(в редакции приказа Главного управления образования и науки Алтайского края от 09.11.2016 № 1775,. приказов Министерства образования и науки Алтайского края от 19.06.2017 № 894, от 03.12.2020 № 44-П)

В целях реализации требований Приказа Минобрнауки РФ от 01.07.2013 N 499 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам", эффективности и качества повышения квалификации педагогических и управленческих кадров образовательных организаций Алтайского края реализации дополнительных профессиональных программ приказываю:

1. Утвердить Положение о порядке разработки, утверждения и реализации дополнительных профессиональных программ и учебно-методических комплексов в системе повышения квалификации педагогических работников системы образования Алтайского края.

2. Контроль исполнения приказа возложить на заместителя министра Синицыну Г.В.

(в редакции приказа Министерства образования и науки Алтайского края от 19.06.2017 № 894, от 03.12.2020 № 44-П)

Заместитель
Губернатора Алтайского края,
начальник Главного управления

Ю.Н. Денисов

УТВЕРЖДЕНО

приказом Главного управления

образования и молодежной политики

Алтайского края от 4 сентября 2015 года № 1494

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ И ПРАВИЛАХ РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

(в тексте Положения, утвержденного указанным приказом (далее - "Положение"), а также в тексте приложения 1 к Положению слова "Главное управление" в соответствующем падеже заменены словом "Министерство" в соответствующем падеже на основании приказа Министерства образования и науки Алтайского края от 19.06.2017 № 894.)

1. Назначение и область применения

Настоящее Положение устанавливает порядок и правила разработки, согласования и реализации дополнительных профессиональных программ и учебно-методических комплексов для организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы в системе повышения квалификации работников образования Алтайского края.

Положение предназначено для введения единых требований к дополнительным профессиональным программам и их учебно-методическому обеспечению, реализуемым за счет средств краевого бюджета.

2. Нормативное обеспечение

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 2 п. 9, ч. 9 и 10 ст. 76,);

Федеральный закон от 03.12.2012 N 236-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации и ст. 1 Федерального закона "О техническом регулировании" (в части законодательного определения понятия профессионального стандарта, порядка его разработки и утверждения)";

закон Алтайского края от 04.09.2013 N 56-ЗС "Об образовании в Алтайском крае";

(абзац четвёртый утратил силу на основании приказа Министерства образования и науки Алтайского края от 19.06.2017 № 894.)

(абзац пятый утратил силу на основании приказа Министерства образования и науки Алтайского края от 19.06.2017 № 894.)

приказ Минобрнауки Российской Федерации от 01.07.2013 N 499 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" (пп. 6-10);

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.11.2013 N 1244 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1.07.2013 N 499";

приказ Минтруда Российской Федерации от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)";

письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.10.2013 N 06-735 "О дополнительном профессиональном образовании";

постановление Правительства Алтайского края от 13.12.2019 № 494 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Развитие образования в Алтайском крае»;

(в редакции приказа Министерства образования и науки Алтайского края от 03.12.2020 № 44-П)

Абзац исключен приказом Министерства образования и науки Алтайского края от 03.12.2020 № 44-П

комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций. Утв. Правительством Российской Федерации 28.05.2014 N 3241 п-П8;

письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.03.2015 N 08-415, Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 23.03.2015 N 124 "О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование";

методические рекомендации Минобрнауки от 30.03.2015 N АК-821/06 по организации итоговой аттестации при реализации дополнительных профессиональных программ;

письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.04.2015 N ВК-1013/06 "Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме";

письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 N ВК-1032/06 "Методические рекомендации-разъяснения по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов";

(абзац утратил силу на основании приказа Министерства образования и науки Алтайского края от 19.06.2017 № 894.)

3. Определения и сокращения

В настоящем положении используются следующие определения и сокращения:

Заказчик - Министерство образования и науки Алтайского края и/или иное юридическое лицо, обратившееся с заказом к поставщику услуг - образовательной организации, реализующей дополнительные профессиональные программы, устанавливающее требования к услуге на основе технического задания, гарантирующее финансовое обеспечение услуги при оказании услуги в полном объеме и в соответствии с установленными требованиями;

(в редакции приказа Главного управления образования и науки Алтайского края от 09.11.2016 № 1775)

ДПО - дополнительное профессиональное образование: направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды 1;

ДПП - дополнительная профессиональная программа (программа повышения квалификации и программа профессиональной переподготовки);

УМК - учебно-методический комплект - это комплект документов и методических материалов, раскрывающий:

совокупность диагностических материалов, средств, обеспечивающих выявление профессиональных дефицитов с учетом требований профессионального стандарта "Педагог";

совокупность теоретических знаний и практических умений, навыков, компетенций, которые осваивают обучающиеся при осуществлении всех видов аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности;

последовательность изучения всех разделов или модулей ДПП; содержание (инвариантное и вариативное), формы и объем учебной деятельности, в том числе самостоятельной работы обучающихся;

методы, формы контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки) качества усвоения учебного материала и способов деятельности в соответствии с ДПП.

4. Общие положения

4.1. Положение устанавливает требования к разработке, содержанию и структуре ДПП, УМК и их реализации в целях осуществления единой образовательной политики в системе повышения квалификации педагогических работников Алтайского края, направленной на удовлетворение профессиональных потребностей обучающихся в развитии их личности и творческих способностей, а также на повышение качества дополнительного профессионального образования на основе систематического обновления содержания ДПП и УМК в соответствии с требованиями Заказчика, актуализации учебных планов, учебно-методического и информационного обеспечения.

4.2. Настоящее Положение является обязательным для организаций ДПО; образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций, (научные организации или иные юридические лица) (далее - организация), осуществляющих обучение за счет средств краевого бюджета.

5. Порядок разработки, согласования и реализации дополнительных профессиональных программ и УМК

5.1. Образовательная организация реализует следующие ДПП:

программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;

программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации 2.

5.2. Содержание ДПП определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией в порядке, определенном локальными актами организации.

5.3. Порядок согласования ДПП с Заказчиком предусматривает предоставление организацией, осуществляющей образовательную деятельность, ДПП и УМК к ней, имеющиеся рецензии в отдел управления качеством образования Министерства образования и науки Алтайского края, который организует ее согласование с профильными отделами и общественно-профессиональными организациями.

ДПП и УМК, получившие:

положительное заключение профильных отделов;

экспертное заключение независимой общественно-профессиональной экспертизы;

согласование с руководителем отдела управления качеством образования, включаются им в краевой реестр ДПП приказом Министерства образования и науки Алтайского края.

Утвержденный приказом краевой реестр размещается на сайте Министерства образования и науки Алтайского края и КАУ ДПО «Алтайский институт развития образования имени Адриана Митрофановича Топорова» как организации - оператора.

(в редакции приказа Министерства образования и науки Алтайского края от 03.12.2020 № 44-П)

Изменения, дополнения вносятся в краевой реестр ДПП в установленном порядке по мере необходимости в течение года.

(пункт 5.3 изложен в новой редакции на основании приказа Министерства образования и науки Алтайского края от 19.06.2017 № 894.)

5.4. Содержание ДПП и УМК должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе 3.

5.5. ДПП и УМК профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ 4.

5.6. В структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.

5.7. Реализация программы профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

5.8. В структуре программы профессиональной переподготовки должны быть представлены:

характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации;

характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы 5.

5.9. Для определения структуры ДПП и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц. Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией 6.

5.10. Структура ДПП включает: цель, планируемые результаты обучения, учебный план, рабочие программы учебных модулей, организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты. 7

Учебный план ДПП определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных модулей, разделов, тем, видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации 8.

В содержание ДПП организация вносит по мере необходимости изменения, дополнения в порядке, установленном локальным актом.

5.11. УМК включает: ДПП; учебный план с указанием объема модуля и видов учебных занятий; основное содержание учебного материала и заданий по его изучению; планы практических занятий, лабораторных работ, семинаров, деловых и организационно-педагогических игр; задания для самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки результатов освоения содержания; критерии оценки итоговых работ; дополнительные материалы, в том числе для практических занятий; список основной и дополнительной литературы.

5.12. Обучение по ДПП осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных модулей, прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании 9.

5.13. ДПП может реализовываться в очной, очно-заочной, заочной формах, а также полностью или частично в форме стажировки 10.

5.14. Стажировка осуществляется в целях изучения передового и/или инновационного опыта, в том числе зарубежного, освоения новых научно-практических разработок, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении ДПП, и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использовании при исполнении своих должностных обязанностей.

5.15. Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержания ДПП.

5.16. Сроки стажировки определяются организацией самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.

5.17. Стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности, как:

самостоятельную работу с учебными изданиями;

приобретение профессиональных и организаторских навыков;

изучение организации и технологии производства, работ;

непосредственное участие в планировании работы организации;

работу с технической, нормативной и другой документацией;

выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);

участие в совещаниях, деловых встречах.

5.18. По результатам прохождения стажировки обучающемуся выдается документ установленного образца в зависимости от реализуемой ДПП.

5.19. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение 11.

5.20. При реализации ДПП образовательной организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания ДПП и построения учебных планов.

5.21. ДПП реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации 12. Между организациями, реализующими ДПП в сетевой форме, заключаются соглашения.

5.22. Результаты обучения по программе профессиональной переподготовки должны соответствовать результатам освоения основных профессиональных образовательных программ, а также направлены на приобретение новой квалификации, требующей изменение направленности (профиля) или специализации в рамках направления подготовки (специальности) полученного ранее профессионального образования, должны определяться на основе профессиональных компетенций соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов.

5.23. Формы обучения и сроки освоения ДПП определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. 13 Срок освоения ДПП должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.

5.24. Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, выездные занятия, консультации, выполнение аттестационной, дипломной, проектной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. 14 Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

5.25. При освоении программ профессиональной переподготовки возможен зачет учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), освоенных в процессе предшествующего обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) дополнительным профессиональным программам, порядок которого определяется организацией самостоятельно.

5.26. Освоение ДПП завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией самостоятельно.

5.26.1. Лицам, успешно освоившим соответствующую ДПП и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.

5.26.2. Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть ДПП и (или) отчисленным из организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, устанавливаемому в организации.

5.27. Оценка качества освоения ДПП проводится в отношении:

соответствия результатов освоения дополнительной профессиональной

программы заявленным целям и планируемым результатам обучения;

соответствия процедуры (процесса) организации и осуществления дополнительной профессиональной программы установленным требованиям к структуре, порядку и условиям реализации программ;

способности организации результативно и эффективно выполнять деятельность по предоставлению образовательных услуг.

5.28. Оценка качества освоения дополнительных профессиональных программ проводится в следующих формах:

внутренний мониторинг и оценка качества образования;

внешняя независимая оценка качества образования 15.

5.29. Организация самостоятельно устанавливает виды и формы внутренней оценки качества реализации дополнительных профессиональных программ и их результатов.

Организация на добровольной основе может применять процедуры независимой оценки качества образования, профессионально-общественной аккредитации ДПП.

5.30. ДПП, разработанные организацией и согласованные с Заказчиком, размещаются на официальном сайте организации в установленном порядке.

6. Общие требования к содержанию дополнительных профессиональных программ

6.1. Содержание реализуемой ДПП и (или) отдельных ее компонентов (дисциплин (модулей), практик, стажировок) должно быть направлено на достижение целей программы, планируемых результатов ее освоения, с учетом требований технического задания на персонифицированное повышение квалификации педагогического работника от направляющей образовательной организации.

6.2. Основными требованиями к содержанию ДПП являются:

соответствие целям и направлениям модернизации, задачам развития краевой системы образования;

соответствие квалификационным требованиям к профессиям и должностям, что определяется составом профессиональных задач, включенных в цели конкретной образовательной программы;

преемственность по отношению к государственным образовательным стандартам высшего и среднего профессионального образования, что обеспечивается учетом в ДПП требований профессиональной части стандартов;

ориентация на современные образовательные технологии и средства обучения, что реализуется путем отражения в программах новаций:

а) в принципах обучения (модульность, обучение "до результата", вариативность сроков обучения в зависимости от исходного уровня подготовленности слушателей, индивидуализация, обучение с профессиональным подбором претендентов на различные роли и др.);

б) в формах и методах обучения (активные методы, дистанционное обучение, дифференцированное обучение, оптимизация обязательных аудиторных занятий);

в) в методах контроля и управления образовательным процессом (распределенный контроль по модулям, использование тестирования и рейтингов, корректировка индивидуальных программ по результатам контроля, переход к автоматизированным системам управления, обеспечение профориентации в процессе обучения и т.д.);

г) в средствах обучения (компьютерные программы, интегральные и персональные базы данных, многосредные средства, тренажеры);

совместимость ДПП по видам и срокам, что реализуется путем соотнесения целей и содержания программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки, стажировки.

7. Требования к структуре дополнительных профессиональных программ

7.1. ДПП обеспечивает изучение и систематизацию знаний, освоение новых способов профессиональной деятельности (компетенции) по учебному модулю, разделу, теме, формирования практических навыков работы в системе дистанционного образования или в традиционной образовательной системе с использованием информационных технологий.

7.2. Для определения структуры ДПП и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц. Количество зачетных единиц по ДПП устанавливается в объеме не менее 16 часов.

7.3. Структура ДПП включает:

Цель и планируемые результаты обучения;

учебный план;

календарный учебный график;

кадровое обеспечение программы;

рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей);

организационно-педагогические условия;

формы аттестации;

оценочные материалы и иные компоненты.

В структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.

В структуре программы профессиональной переподготовки должны быть представлены:

характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации;

характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы.

7.4. В разделе "Цель программы" описываются актуальность, цель, задачи программы, категория слушателей.

7.5. Раздел "Планируемые результаты обучения" включает описание требований к знаниям и умениям слушателя по итогам изучения дополнительной профессиональной программы, в нем приводятся основные профессиональные компетенции в соответствии с видами профессиональной деятельности, указываются требования к уровню подготовки поступающего на обучение, трудоемкость и режим занятий.

7.6. Раздел "Учебный план" определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности, формы промежуточной аттестации слушателей.

7.7. Раздел "Рабочая программа" предусматривает:

цели и задачи модуля;

требования к уровню освоения содержания модуля;

трудоемкость программы и виды учебной работы;

содержание модуля;

формы итоговой аттестации и оценки освоения содержания программы;

формы и виды самостоятельной работы;

учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля): нормативно-правовые акты, перечень основной и дополнительной литературы, а также интернет-ресурсы.

7.8. Оценка качества освоения программы включает промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

7.9. Формы и процедуры итоговой аттестации слушателей, разрабатываются самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся. В качестве оценочных средств используются типовые задания, индивидуальные и групповые проекты, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.

7.10. Программы промежуточного контроля и итоговой аттестации ориентируются на профессиональную деятельность слушателя.

8. Организация итоговой аттестации при реализации дополнительных профессиональных программ 16

8.1. Итоговая аттестация является обязательной для слушателей, завершающих обучение по ДПП, и проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся.

8.2. Оценка качества освоения ДПП проводится в отношении соответствия результатов освоения программы заявленным целям и планируемым результатам обучения.

Итоговая аттестация проводится образовательной организацией с привлечением представителей работодателей и общественности.

8.3. Формы и виды итоговой аттестации устанавливаются образовательной организацией самостоятельно и закрепляются в ДПП.

8.4. Слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают соответствующие документы о квалификации, форму которых образовательная организация устанавливает самостоятельно: удостоверение о повышении квалификации, диплом о профессиональной переподготовке.

8.5. Слушатели, не прошедшие итоговую аттестацию или получившие на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти повторно итоговую аттестацию в сроки, определяемые образовательной организацией.

Слушателям, не прошедшим итоговую аттестацию по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), должна быть предоставлена возможность пройти итоговую аттестацию без отчисления из организации, в соответствии с медицинским заключением или другим документом, предъявленным слушателем, или с восстановлением на дату проведения итоговой аттестации. В случае, если слушатель был направлен на обучение предприятием (организацией), данный вопрос согласовывается с данным предприятием (организацией).

Слушателям, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно установленному образовательной организацией.

8.6. По результатам итоговой аттестации по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки слушатель имеет право подать письменное заявление об апелляции по вопросам, связанным с процедурой проведения итоговых аттестационных испытаний, не позднее следующего рабочего дня после объявления результатов итогового аттестационного испытания. Порядок рассмотрения апелляции организация устанавливает самостоятельно.

8.7. Особенности проведения итоговых аттестационных испытаний с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий определяются локальными нормативными актами образовательной организации. При проведении итоговых аттестационных испытаний с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательная организация обеспечивает идентификацию личности обучающихся и контроль соблюдения требований, установленных локальными нормативными актами.

8.8. Итоговая аттестация слушателей осуществляется аттестационной комиссией, созданной образовательной организацией в соответствии с локальными нормативными актами организации.

Основные функции аттестационных комиссий:

комплексная оценка уровня знаний и умений, компетенции слушателей с учетом целей обучения, вида ДПП, установленных требований к результатам освоения программы;

рассмотрение вопросов о предоставлении слушателям по результатам освоения ДПП права заниматься профессиональной деятельностью в определенной области и (или) присвоении квалификации;

определение уровня освоения программ повышения квалификации.

8.9. Порядок проведения итоговых аттестационных испытаний разрабатывается организацией и доводится до сведения слушателей при приеме на обучение по ДПП.

8.10. В порядке (положении) проведения итоговых аттестационных испытаний могут быть установлены:

особенности итоговых аттестационных испытаний по программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки;

требования к результатам освоения ДПП;

процедура проведения итоговых аттестационных испытаний, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий;

сроки проведения итоговых аттестационных испытаний;

формы проведения итоговых аттестационных испытаний;

требования к итоговым аттестационным работам (при наличии), к их содержанию, объему, структуре и др., требования к иным материалам, представляемым к итоговому экзамену, к защите итоговой аттестационной работы в различных формах (дипломный проект (работа), реферат, инновационный проект и др.);

обязанности и ответственность руководителя итоговой аттестационной работы (при наличии);

порядок рецензирования (получения отзывов и др.) итоговых аттестационных работ (при наличии);

возможность использования печатных материалов, вычислительных и иных технических средств на итоговых экзаменах;

критерии и параметры оценки результатов сдачи итоговых экзаменов и защиты итоговых аттестационных работ;

порядок проведения итоговых аттестационных испытаний лицами, которые не проходили итоговые аттестационные испытания в установленный срок по уважительной причине;

условия и порядок проведения апелляций и др.

8.11. Образовательной организацией в соответствии с ДПП (при наличии в учебном плане программы) устанавливаются условия и сроки выполнения итоговых аттестационных работ, формы итоговой аттестации.

8.12. Итоговая аттестация может проводиться по месту нахождения образовательной организации или ее структурного подразделения, или на территории заказчика (в случае организации обучения на территории заказчика).

8.13. С целью оценки качества итоговых аттестационных работ на них могут быть получены рецензии, отзывы и др.

8.14. По результатам итоговой аттестации издается локальный нормативный акт организации об отчислении слушателя и о выдаче документа о квалификации (удостоверения о повышении квалификации, диплома о профессиональной переподготовке).

8.15. Итоговая аттестация слушателей по программам профессиональной переподготовки может состоять из одного или нескольких аттестационных испытаний, например: итоговый экзамен и/или защита итоговой аттестационной работы.

8.16. При сдаче итогового экзамена, выполнении итоговой аттестационной работы слушатели должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные знания, сформированные умения, профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально раскрывать специальную информацию, аргументировать и защищать свою точку зрения.

8.17. Тематика итоговых аттестационных работ определяется образовательной организацией. Слушателю предоставляется право выбора темы итоговой аттестационной работы или слушатель может предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее разработки. Тематика итоговой работы может быть сформирована руководителями организаций, направляющих слушателей на обучение, а также лицом, непосредственно работающим со слушателем (руководителем организации, отдела, цеха, мастером и т.п.).

8.18. Для подготовки итоговой аттестационной работы слушателю из числа работников образовательной организации назначается руководитель и, при необходимости, консультанты. Закрепление за слушателями тем итоговых аттестационных работ, назначение руководителей и консультантов осуществляется локальным нормативным актом организации.

8.19. Дата и время проведения итогового экзамена, защиты итоговой аттестационной работы по программам профессиональной переподготовки устанавливаются образовательной организацией по согласованию с председателями аттестационных комиссий, оформляется локальным нормативным актом организации и доводится до сведения всех членов аттестационной комиссии и выпускников не позднее, чем за 30 дней до первого итогового аттестационного испытания.

8.20. Аттестационная комиссия формируется для проведения итоговой аттестации по каждой программе профессиональной переподготовки, реализуемой организацией.

8.21. Аттестационные комиссии по программам профессиональной переподготовки могут состоять из комиссий по видам итоговых аттестационных испытаний: итоговые аттестационные комиссии по приему итогового экзамена, итоговые аттестационные комиссии по приему защиты итоговых аттестационных работ.

8.22. Председатель и составы итоговых аттестационных комиссий по программам профессиональной переподготовки утверждаются локальным нормативным актом образовательной организации.

8.23. Аттестационные комиссии руководствуются в своей деятельности учебно-методической документацией, разрабатываемой образовательной организацией самостоятельно на основе требований к содержанию ДПП.

8.24. Реализация программ повышения квалификации завершается итоговой аттестацией в таких видах как междисциплинарный экзамен, экзамен, зачет, защита реферата, защита итоговой аттестационной работы (образовательной программы, пособия, методики, инновационного проекта и др.), защита расчетно-графической работы, защита проекта, тестирование, собеседование, опрос, круглый стол, деловая игра или других видах, предусмотренных ДПП.

8.25. Решение по результатам проведения итоговой аттестации слушателей оформляется ведомостью (протоколом) по видам итоговой аттестации.

Порядок (положение) проведения итоговой аттестации, формирования и утверждения состава аттестационной комиссии по итогам освоения ДПП определяется образовательной организацией самостоятельно и утверждается локальным нормативным актом организации.

8.26. Для проведения итоговой аттестации по программам повышения квалификации также могут создаваться аттестационные комиссии. Персональный состав аттестационной комиссии по каждой программе повышения квалификации утверждается локальным нормативным актом организации.

8.27. По результатам любого из видов итоговых аттестационных испытаний, включенных в итоговую аттестацию, выставляются отметки по двухбалльной ("удовлетворительно" ("зачтено"), "неудовлетворительно" ("не зачтено") или четырехбалльной системе ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно").

8.28. При осуществлении оценки уровня сформированности компетенций, умений и знаний обучающихся и выставлении отметки используется аддитивный принцип (принцип "сложения"):

отметка "неудовлетворительно" выставляется обучающемуся, не показавшему освоение планируемых результатов (знаний, умений, компетенций), предусмотренных программой, допустившему серьезные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, не справившемуся с выполнением итоговой аттестационной работы;

отметку "удовлетворительно" заслуживает обучающийся, показавший частичное освоение планируемых результатов (знаний, умений, компетенций), предусмотренных программой, сформированность не в полной мере новых компетенций и профессиональных умений для осуществления профессиональной деятельности, знакомый с литературой, публикациями по программе, успешно прошедший тестирование на нижней границе рейтинга. Как правило, отметка "удовлетворительно" выставляется слушателям, показавшим умение применять освоенные способы для решения стандартных профессиональных задач в итоговой квалификационной работе;

отметку "хорошо" заслуживает обучающийся, показавший освоение планируемых результатов (знаний, умений, компетенций), предусмотренных программой, изучивший литературу, рекомендованную программой, получивший соответствующий балл при тестировании, способный к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшего обучения и показавший умение применять освоенные способы деятельности в измененной ситуации профессиональной деятельности;

отметку "отлично" заслуживает обучающийся, показавший полное освоение планируемых результатов (знаний, умений, компетенций), всестороннее и глубокое изучение литературы, публикаций; умение выполнять задания с привнесением собственного видения проблемы, собственного варианта решения практической задачи, проявивший творческие способности в понимании и применении при решении новых профессиональных задач.

8.29. Устанавливаются следующие соответствия между уровнем освоения ДПП и итоговыми отметками:

Допустимый уровень - отметка "удовлетворительно";

Базовый уровень - отметка "хорошо";

Инновационный уровень - отметка "отлично".

1 Ст. 76 п. 1 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

2 Там же пп. 4, 5

3 Там же п. 9

4 Там же п. 10

5 Часть 9 статьи 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

6 Части 4, 5 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

7 Пункт 9 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

8 П. 9 Приказа Минобрнауки РФ от 01.07.2013 N 499 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам"

9 Там же п. 11

10 Ст. 17 п. 2

11 Там же п. 2

12 Статья 13 п. 1 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

13 Пп 11, 12 Приказа Минобрнауки РФ от 01.07.2013 N 499 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам"

14 Там же п. 17

15 Там же п. 21

16 Общие требования к проведению итоговой аттестации определены в статье 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации" (далее - "Федеральный закон N 273-ФЗ"), согласно которой итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. Требования к итоговой аттестации слушателей ДПП определены в Методических рекомендациях Минобрнауки от 30.03.2015 N АК- 821/06 по организации итоговой аттестации при реализации дополнительных профессиональных программ.

Приложение 1
к положению о порядке
и правилах разработки,
согласования и реализации
дополнительных профессиональных
программ и учебно-методических
комплексов в системе повышения
квалификации педагогических
работников Алтайского края

Информационный лист

1. Документ разработан:

Должность

Ф.И.О.

Подпись

Дата

2. Согласован:

Должность

Ф.И.О.

Подпись

Дата

3. Введен в действие:

Со дня утверждения приказом Министерства образования и науки Алтайского края) (в редакции

приказа Главного управления образования и науки Алтайского края от 09.11.2016 № 1775)

4. Список рассылки:

5. Учтенные копии:

Лист
внесения изменений

Номер изменения

Номер и дата распорядительного документа о внесении изменений в Порядок

Дата получения документа об изменениях/ внесения изменений

Уполномоченный по качеству / лицо, вносящее изменения в ПД

Ф.И.О.

Подпись

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 22.08.2019
Рубрики правового классификатора: 130.010.000 Образование (см. также 200.160.040), 130.010.030 Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать