Основная информация

Дата опубликования: 05 июня 2020г.
Номер документа: RU64000202001009
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Саратовская область
Принявший орган: Министерство образования Саратовской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 05.06.2020 № 876

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕДМЕТНЫХ КОМИССИЯХ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с приказами Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 года № 189/1513 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования», от 7 ноября 2018 года № 190/1512 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования», Положением о министерстве образования Саратовской области, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 10 июля 2007 года № 267-П «Вопросы министерства образования Саратовской области», приказом министерства образования Саратовской области от 16 августа 2019 года № 1804 «Об организации подготовки и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Саратовской области в 2019/2020 учебном году», в целях обеспечения качественной проверки выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Саратовской области

ПРИКАЗЫВАЮ:

Утвердить Положение о предметных комиссиях Саратовской области при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (приложение).

Отделу аналитической и организационной работы управления развития профессионального образования и организационной работы министерства образования Саратовской области в течение одного рабочего дня после подписания:

2.1. направить копию настоящего приказа в министерство информации и печати Саратовской области для его официального опубликования;

2.2. разместить настоящий приказ на сайте министерства образования Саратовской области в сети Интернет.

Отделу правовой работы управления правовой и кадровой работы министерства образования Саратовской области направить копию настоящего приказа:

3.1. в прокуратуру Саратовской области в течение трех рабочих дней со дня его подписания;

3.2. в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области в течение семи дней после дня первого официального опубликования.

Признать утратившим силу приказ министерства образования Саратовской области от 12 апреля 2019 года № 811 «Об утверждении Положения о предметных комиссиях Саратовской области при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования».

Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра образования Саратовской области – начальника управления общего и дополнительного образования.

Исполняющий обязанности министра

Е.В. Нерозя

Приложение

УТВЕРЖДЕНО

приказом министерства образования

Саратовской области

от 05.06.2020 № 876

ПОЛОЖЕНИЕ

о предметных комиссиях Саратовской области при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования

Общие положения

1.1. Положение о предметных комиссиях Саратовской области при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (далее - Положение) разработано на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2013 года № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования», Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 года № 190/1512 (далее – Порядок проведения ГИА-11), Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 года № 189/1513 (далее - Порядок проведения ГИА-9), приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 июня 2018 года № 831«Об утверждении требований к составу и формату сведений, вносимых и передаваемых в процессе репликации в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, а также к срокам внесения и передачи в процессе репликации сведений в указанные информационные системы».

1.2. Предметные комиссии Саратовской области при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (далее – Предметные комиссии) создаются в целях проверки выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, проводимой в форме единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ), по образовательным программам основного общего образования, проводимой в форме основного государственного экзамена (далее – ОГЭ), письменных и устных экзаменационных работ обучающихся по программам основного общего и среднего общего образования в форме государственного
выпускного экзамена (далее – ГВЭ-9, ГВЭ-11), выпускников прошлых лет, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях (далее вместе – участники экзаменов).

1.3. Предметные комиссии в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации в области образования, нормативными правовыми актами и распорядительными документами Министерства просвещения Российской Федерации (далее – Минпросвещения России), Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее – Рособрнадзор), министерства образования Саратовской области (далее – министерство образования), методическими документами Рособрнадзора по вопросам организационного и технологического сопровождения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (далее – ГИА), настоящим Положением.

1.4. В своей работе Предметные комиссии взаимодействуют с министерством образования,               государственной экзаменационной комиссией Саратовской области по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГЭК-11), государственной экзаменационной комиссией Саратовской области по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования
(далее – ГЭК-9),               организацией, осуществляющей организационное и технологическое обеспечение проведения ГИА на территории Саратовской области (далее – РЦОИ).

1.5. Предметные комиссии выполняют следующие задачи:

обеспечивают независимый порядок проверки и оценивания заданий с развёрнутым ответом участников экзаменов;

проводят анализ типичных ошибок и затруднений, возникающих у участников экзаменов в ходе выполнения экзаменационных работ;

разрабатывают рекомендации по совершенствованию подготовки обучающихся по каждому общеобразовательному предмету.

Состав и структура Предметных комиссий

2.1. Предметные комиссии создаются с учетом предложений органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (по согласованию), профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования (по согласованию) по каждому учебному предмету, по которому проводится ГИА на территории Саратовской области.

2.2. Численный состав Предметных комиссий определяется исходя из количества участников ГИА по соответствующему учебному предмету в текущем году, а также с учетом установленных сроков и нормативов проверки ответов на задания с развернутым ответом по данному учебному предмету.

2.3. Формирование составов Предметных комиссий организуется председателем ГЭК-11 (ГЭК-9), по представлению председателей Предметных комиссий не позднее чем за две недели до начала ГИА. Составы Предметных комиссий утверждаются приказом министерства образования.

2.4. В состав Предметной комиссии по каждому учебному предмету входят: председатель Предметной комиссии, заместитель председателя Предметной комиссии и эксперты Предметной комиссии.

2.5. Кандидатуры председателей по каждой Предметной комиссии представляются на согласование в Рособрнадзор председателем ГЭК-11 (ГЭК-9), не позднее чем за месяц до начала проведения ГИА.

2.6. Председатели Предметных комиссий назначаются приказом министерства образования по согласованию с Рособрнадзором.

2.7. При формировании состава Предметных комиссий исключается возможность возникновения конфликта интересов. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность лиц, привлекаемых к проведению ГИА, или их близких родственников влияет или может повлиять на объективное исполнение возложенных на них обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью указанных лиц и законными интересами участников экзаменов, их родителей (законных представителей), иных заинтересованных лиц, способное привести к причинению вреда их интересам.

2.8. Функционал, доступный для эксперта Предметной комиссии (далее – эксперт), определяется присвоенным ему статусом:

2.8.1. эксперт, имеющий статус «ведущий эксперт», имеет право быть председателем или заместителем председателя Предметной комиссии (при наличии соответствующих результатов квалификационного испытания), осуществлять руководство подготовкой и (или) подготовку экспертов на региональном уровне, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, участвовать в рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами по учебному предмету, консультировать экспертов Предметной комиссии по вопросам оценивания развернутых ответов участников экзаменов, осуществлять проверку и перепроверку заданий экзаменационных работ участников экзаменов в составе Предметной комиссии, в том числе в качестве третьего эксперта;

2.8.2. эксперт, имеющий статус «старший эксперт», имеет право осуществлять проверку и перепроверку заданий экзаменационных работ участников экзаменов в составе Предметной комиссии, в том числе в качестве третьего эксперта, консультировать экспертов Предметной комиссии по вопросам оценивания развернутых ответов участников экзаменов (по назначению председателя Предметной комиссии), участвовать в межрегиональных перекрестных проверках и в рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами по учебному предмету;

2.8.3. эксперт, имеющий статус «основной эксперт», имеет право осуществлять первую или вторую проверку выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ участников ГИА, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках в составе Предметной комиссии.

2.9. Статусы ведущего, старшего или основного эксперта присваиваются экспертам (кроме председателя Предметной комиссии) в зависимости от уровня квалификации эксперта.

2.10. Председателю Предметной комиссии присваивается статус ведущего эксперта без участия в испытаниях для установления уровня квалификации эксперта по оцениванию заданий экзаменационных работ участников экзаменов (далее - квалификационные испытания).

2.11. Для присвоения экспертам соответствующего статуса устанавливаются следующие требования:

2.11.1. требования к образованию экспертов и опыту их работы в образовательных организациях:

наличие высшего образования;

соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах;

наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования

(не менее трех лет);

наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ по соответствующему учебному предмету;

2.11.2. требования к опыту организационной работы:

для присвоения статуса «ведущий эксперт» необходим опыт организационной работы в Предметной комиссии ГЭК-11 (ГЭК-9). Отсутствие такого опыта допускается в случае, когда в состав Предметной комиссии входит менее 10 человек. Экспертам, не назначенным председателем или заместителем председателя Предметной комиссии и прошедшим квалификационные испытания с результатом, соответствующим статусу «ведущий эксперт», присваивается статус «старший эксперт».

2.11.3. требования к опыту оценивания экзаменационных работ участников экзаменов:

для присвоения статусов «ведущий эксперт» и «старший эксперт» необходим опыт оценивания экзаменационных работ участников экзаменов, не менее трех лет. Отсутствие опыта проверки допускается только для вновь организуемых Предметных комиссий по иностранным языкам (в случае, когда ранее Предметная комиссия не создавалась);

2.11.4. требования к результатам согласованности оценивания работ при проверке экзаменационных работ участников экзаменов и к показателям статистики удовлетворенных апелляций (за исключением экспертов, включаемых в предметную комиссию в первый раз):

для присвоения эксперту того или иного статуса учитываются согласованность работы эксперта при проверке в предыдущем году и значение показателей статистики удовлетворенных апелляций;

2.11.5. требования к результатам квалификационных испытаний.

Значения показателей согласованности оценивания, определенные по результатам квалификационных испытаний для присвоения соответствующего статуса экспертам, должны соответствовать значениям, приведенным в приложении № 1 к Положению.

Квалификационные испытания для определения статуса эксперту проводятся ежегодно. Эксперт, не прошедший квалификационное испытание в текущем году, не допускается к включению в состав Предметной комиссии.

2.12. Обучение кандидатов, рекомендованных для работы в качестве экспертов Предметных комиссий, допуск экспертов к прохождению квалификационных испытаний, организацию и проведение квалификационных испытаний для определения статуса экспертов по каждому учебному предмету осуществляет государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования» (далее – ГАУ ДПО «СОИРО»).

Функции и полномочия Предметных комиссий

3.1. На экспертов Предметных комиссий возлагается ответственность за объективность и независимость проверки заданий с развернутым ответом в установленные сроки.

3.2. Предметные комиссии прекращают свою деятельность с момента утверждения министерством образования председателей Предметных комиссий по каждому учебному предмету на соответствующий год.

3.3. Предметные комиссии выполняют следующие функции:

принимают к рассмотрению экзаменационные работы;

осуществляют проверку ответов участников экзаменов и их оценивание в соответствии с установленными требованиями;

оформляют бланк-протоколы проверки экспертом развернутых ответов экзаменационных работ участников экзаменов (далее – бланк-протокол проверки);

составляют и направляют в министерство образования отчеты о результатах работы Предметных комиссий.

3.4. В целях выполнения своих функций Предметные комиссии вправе:

фиксировать номера наиболее характерных работ, вызвавших затруднения при оценивании;

готовить рекомендации о мерах совершенствования методики подготовки обучающихся по соответствующему учебному предмету для направления в ГАУ ДПО «СОИРО», в муниципальные методические службы Саратовской области;

оперативно передавать в федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений» (далее – ФИПИ) информацию об обнаружении некорректных (по мнению председателя Предметной комиссии) заданиях с обязательным указанием номера варианта КИМ (или номера КИМ), номера задания и содержания замечания.

3.5. Порядок оценивания развернутых ответов участников экзаменов:

3.5.1. развернутые ответы участников экзаменов оцениваются двумя экспертами (первая и вторая проверка);

3.5.2. распределение экзаменационных работ участников экзаменов между экспертами осуществляются автоматизировано с использованием специализированных аппаратно-программных средств РЦОИ;

3.5.3. по результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ОГЭ, ЕГЭ с развернутым ответом, за каждый ответ на задания экзаменационной работы ГВЭ-9, ГВЭ-11. Результаты каждого оценивания вносятся экспертом в бланк-протокол проверки развернутых ответов участников экзаменов;

3.5.4. в случае установления существенного расхождения в баллах, выставляемых двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету;

3.5.5. третий эксперт назначается из числа экспертов, которым в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», ранее не проверявших данную экзаменационную работу;

3.5.6. в случае проверки экзаменационных работ участников ОГЭ, ГВЭ-9 третий эксперт назначается председателем Предметной комиссии;

3.5.7. в случае проверки экзаменационных работ участников ЕГЭ,
ГВЭ-11 третий эксперт назначается автоматизированно посредством региональной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее – РИС ГИА);

3.5.8. эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу;

3.5.9. третий эксперт проверяет и выставляет баллы за выполнение всех заданий с развернутым ответом, позиции оценивания по которым в протоколе проверки развернутых ответов не заполнены автоматизировано при его распечатке;

3.5.10. необходимость третьей проверки экзаменационных работ участников экзаменов осуществляется автоматизированно с использованием специализированных аппаратно-программных средств РЦОИ;

3.5.11. расчет баллов по каждому заданию экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом осуществляются автоматизированно с использованием специализированных аппаратно-программных средств РЦОИ и уполномоченной Рособрнадзором организации;

3.5.12. расчет баллов по каждому заданию экзаменационной работы ОГЭ с развернутым ответом осуществляются автоматизированно с использованием специализированных аппаратно-программных средств РЦОИ;

3.5.13. расчет итоговой отметки за экзаменационную работу
ГВЭ-9, ГВЭ-11 осуществляется Предметной комиссией и фиксируется в протоколе проверки, который передается в РЦОИ для дальнейшей обработки.

3.6. Порядок работы Предметных комиссий при проведении проверки развернутых ответов участников экзаменов:

3.6.1. не позднее чем за один месяц до начала проведения экзаменов председатель Предметной комиссии передает руководителю РЦОИ списочный состав Предметной комиссии для внесения в РИС ГИА информации об экспертах;

3.6.2. не позднее чем за 14 календарных дней до начала проведения обработки экзаменационных материалов, председатель Предметной комиссии и руководитель РЦОИ согласуют график работы Предметной комиссии в период проведения обработки экзаменационных материалов по соответствующему учебному предмету, исходя из действующих требований к срокам проведения обработки экзаменационных материалов, в том числе график работы экспертов, проводящих проверку изображений предположительно незаполненных участниками ЕГЭ, ОГЭ бланков ответов № 2, дополнительных бланков ответов № 2;

3.6.3. списочный состав Предметной комиссии, передаваемый руководителю РЦОИ для внесения в РИС ГИА, должен соответствовать списочному составу Предметной комиссии, указанному в соответствующем распорядительном документе министерства образования и содержать информацию о статусе каждого эксперта («ведущий эксперт», «старший эксперт», «основной эксперт») для корректного назначения экспертов на первую, вторую и третью проверку экзаменационных работ, перепроверку и проверку апелляционных работ;

3.6.4. к проверке принимаются письменные развернутые ответы участников экзаменов выполненные только на бланках ответов № 2 и дополнительных бланках ответов № 2, по форме, установленной Рособрнадзором, и заполненные в соответствии с правилами заполнения бланков;

3.6.5. в рамках проверки экзаменационных работ участников экзаменов по соответствующему учебному предмету экспертами могут быть выявлены экзаменационные работы, в которых:

а) бланк ответов № 2 (лист 1) и бланк ответов № 2 (лист 2) содержат знаки «Z»;

б) развернутые ответы, оформленные на бланке ответов № 2 (лист 1 и (или) лист 2) и (или) на дополнительных бланках ответов № 2, расположены на фоне проставленного знака «Z»;

в) пространство, разделяющее развернутые ответы одной экзаменационной работы, занимает страницу или более (например, развернутые ответы оформлены на бланке ответов № 2 (лист 1) и на дополнительном бланке ответов № 2, при этом бланк ответов № 2 (лист 2) остался незаполненным, а также другие подобные случаи).

Во всех описанных выше случаях (а также при выявлении подобных случаев) эксперту необходимо произвести оценивание работы по критериям оценивания в полном объеме.

3.6.6. При выявлении случаев, указанных в подпунктах «б» и «в» подпункта 3.6.5. настоящего Положения, а также других случаев, свидетельствующих о возможном нарушении Порядка проведения ГИА-11 (Порядка проведения ГИА-9), эксперту необходимо проинформировать председателя Предметной комиссии, который, в свою очередь, информирует председателя ГЭК-11 (ГЭК-9) о выявленной экзаменационной работе с указанием всей необходимой информации об указанной экзаменационной работе. Председатель ГЭК-11 (ГЭК-9) рассматривает информацию, полученную от председателя Предметной комиссии и организует проведение служебной проверки по указанному выше факту в целях исключения нарушения участниками ОГЭ, ГВЭ-9 пункта 55 Порядка проведения ГИА-9, участниками ЕГЭ, ГВЭ-11 пункта 64 Порядка проведения ГИА-11, а именно выполнение участником экзамена экзаменационной работы несамостоятельно, с помощью посторонних лиц.

3.6.7. председатель Предметной комиссии до начала работы Предметных комиссий получают от руководителя РЦОИ критерии для оценивания развернутых ответов, а также дополнительные схемы оценивания ответов при проверке ответов по иностранным языкам, полученные из федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр тестирования» (далее – ФЦТ) в день проведения экзамена, и проводит в течение не менее чем 60 минут оперативное семинар-согласование подходов к оцениванию развернутых ответов участников ОГЭ, ЕГЭ на каждое из заданий с развернутым ответом, опираясь на полученные критерии. После проверки каждым экспертом нескольких первых экзаменационных работ необходимо провести повторное оперативное семинар-согласование для уточнения и конкретизации согласованных подходов к оцениванию;

3.6.8. председатель Предметной комиссии может назначить консультантов из числа экспертов, имеющих статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», к которым могут обращаться эксперты при возникновении затруднений при оценивании развернутых ответов участников экзаменов. Рабочие места консультирующих экспертов должны быть организованы в помещениях, где работает Предметная комиссия, таким образом, чтобы консультации не мешали работе других экспертов;

3.6.9. председатель Предметной комиссии или назначенный им эксперт может использовать специально оборудованные рабочие места в помещениях, где находится Предметная комиссия, с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет для обеспечения возможности уточнения и (или) проверки экспертами изложенных в экзаменационных работах участников экзаменов фактов (проверка приведенных участниками экзамена фамилий, названий, фактов, сверка с источниками и т.п.);

3.6.10. проверку развернутых ответов участников экзаменов эксперты осуществляют, руководствуясь критериями оценивания развернутых ответов и согласованными в Предметной комиссии подходами к оцениванию развернутых ответов;

3.6.11. развернутые ответы участников экзаменов оцениваются двумя экспертами независимо друг от друга. Оба эксперта, проверяющие одну работу, выставляют баллы за каждый развернутый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается по нескольким критериям) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом;

3.6.12. экспертам, которые оценивают развернутые ответы участников экзаменов, предоставляются рабочие комплекты, содержащие:

бланк-копия – не более 10 штук в одном рабочем комплекте;

бланк-протокол проверки развернутых ответов (далее – бланк-протокол);

при проверке устных ответов по иностранным языкам - список работ на прослушивание и оценивание, сформированный посредством специализированного программного обеспечения, и бланк-протокол оценивания устных ответов;

при проверке устных ответов на задания ГВЭ-9, ГВЭ-11- файлы с цифровой аудиозаписью устных ответов и бланк-протокол проверки развернутых ответов;

3.6.13. бланк-копия является изображением бланка ответов № 2 участника экзамена и дополнительных бланков ответов № 2, если они заполнялись участником экзамена, в регистрационной части которого указаны:

код бланка-копии;

информация об эксперте, назначенном на проверку экзаменационных работ, включенных в данный рабочий комплект (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);

наименование учебного предмета;

дата проведения экзамена;

номер протокола и номер строки в протоколе, соответствующий данному коду бланка-копии;

номер варианта контрольных измерительных материалов (далее – КИМ);

номер страницы и количество заполненных страниц участником экзамена в бланке ответов № 2, включая дополнительные бланки ответов № 2;

код региона;

баллы, выставленные двумя экспертами, ранее проверявшими данную экзаменационную работу (в случае, когда экзаменационная работа направлена на третью проверку);

3.6.14. бланк-протокол представляет собой таблицу, в которой указаны коды бланков-копий, включенных в полученный рабочий комплект, и поля для внесения экспертом баллов за ответы.

В регистрационной части бланка-протокола указаны:

информация об эксперте, назначенном на проверку бланков (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);

наименование и код учебного предмета;

номер протокола;

код региона;

3.6.15. бланк-протокол является машиночитаемой формой и подлежит обязательной автоматизированной обработке в РЦОИ;

3.6.16. рабочие комплекты формируются (распечатываются) для каждого эксперта в РЦОИ с учетом графика работы Предметной комиссии;

3.6.17. председатель Предметной комиссии (заместитель председателя) получает готовые рабочие комплекты экспертов от специалиста РЦОИ, ответственного за данный вид работы;

3.6.18. эксперты проводят проверку работ и выставляют баллы в соответствующие поля протокола проверки развернутых ответов в соответствии с критериями оценивания развернутых ответов. При необходимости можно использовать черновики, не содержащие информации о номерах работ, данных об эксперте и т.п., в которые эксперты выставляют баллы до их внесения в бланк-протокол;

3.6.19. в случае возникновения у эксперта затруднения в оценивании экзаменационной работы эксперт может получить консультацию у председателя Предметной комиссии или консультирующего эксперта, назначенного председателем Предметной комиссии;

3.6.20. номера наиболее характерных работ, вызвавших затруднения при оценивании, эксперты выписывают для передачи председателю Предметной комиссии;

3.6.21. после завершения проверки работ каждого рабочего комплекта заполненный бланк-протокол и бланки-копии рабочего комплекта председатель Предметной комиссии (заместитель председателя – для больших Предметных комиссий) передают специалисту РЦОИ, ответственному за данный вид работы, для дальнейшей обработки. Передача заполненных бланков-протоколов из Предметных комиссий в РЦОИ и обработка их в РЦОИ должна проводиться регулярно по мере заполнения экспертами бланков-протоколов (не реже 3 - 4 раз в день). После проведения автоматизированной обработки бланков-протоколов в РЦОИ могут быть выявлены работы, требующие третьей проверки;

3.6.22. в случае направления экзаменационной работы на третью проверку, в регистрационной части бланка-копии такой работы, для сведения эксперта, назначенного на третью проверку, указываются баллы, выставленные двумя экспертами, проверявшими эту работу ранее. Эксперт, назначенный на третью проверку, проводит проверку по тем позициям оценивания, которые указаны в бланке-протоколе. Позиции оценивания, которые эксперт, назначенный на третью проверку, не проверяет, в протоколе заполнены автоматизированно.

3.6.23. на протяжении периода работы Предметной комиссии председатель Предметной комиссии и (или) его заместитель фиксирует у себя номера экзаменационных работ, вызвавших наибольшие разногласия или трудности у экспертов при оценивании (на основании экзаменационных работ, проверенных собственноручно, и (или) экзаменационных работ, номера которых выписывали эксперты в процессе оценивания). Информацию о номерах таких работ необходимо передать ФИПИ после получения соответствующего запроса. Эти экзаменационные работы будут проанализированы и использованы для совершенствования критериев оценивания, проведения обучения экспертов и согласования подходов к оцениванию экзаменационных работ;

3.6.24. на протяжении периода работы Предметной комиссии руководитель РЦОИ предоставляет председателю Предметной комиссии статистическую информацию о ходе проверки развернутых ответов (не реже 2-3 раз в день). При этом председателю Предметной комиссии предоставляется оперативная информация:

о количестве проверенных на текущий момент времени экзаменационных работ;

о количестве экзаменационных работ, ожидающих первой, второй или третьей проверки;

о количестве и доле экзаменационных работ, назначенных на третью проверку;

другая информация, позволяющая определить качество работы Предметной комиссии и необходимость проведения дополнительных согласований с экспертами.

Результаты статистических отчетов председатель Предметной комиссии использует для оптимизации работы Предметной комиссии;

3.6.25. при необходимости председатель Предметной комиссии дает дополнительные разъяснения по вопросам согласованности работы Предметной комиссии.

3.6.26. Председатель Предметной комиссии направляет информацию в ГЭК-11 о случаях нарушения экспертом требований Порядка проведения ГИА-11 (в ГЭК-9 о случаях нарушения экспертом требований Порядка проведения ГИА-9), а именно недобросовестное выполнение возложенных на эксперта обязанностей: использование статуса эксперта в личных целях, игнорирование согласованных подходов к оцениванию экзаменационных работ, систематическое допущение ошибок в оценивании экзаменационных работ, нарушение процедуры проведения проверки. В указанных случаях председатель Предметной комиссии имеет право отстранить эксперта от работы в Предметной комиссии. Окончательное решение по вопросу отстранения эксперта от работы в Предметной комиссии принимает министерство образования после проведенного рассмотрения ситуации на ГЭК-11 (ГЭК-9);

3.6.27. при проведении межрегиональной перекрестной проверки экзаменационные работы участников экзаменов, полученные из другого субъекта Российской Федерации, проверяются экспертами в общей очереди экзаменационных работ участников экзаменов. При этом экспертам не предоставляется информация о том, экзаменационные работы из какого субъекта Российской Федерации были назначены на проверку. Также экспертам не предоставляется информация о том, включены ли в рабочий комплект, назначенный эксперту на проверку, экзаменационные работы, полученные в рамках межрегиональной перекрестной проверки.

3.6.28. при выявлении экспертом случаев, свидетельствующих о  нарушении или возможном нарушении участником экзамена – автором проверяемой экспертом экзаменационной работы – установленного порядка выполнения экзаменационной работы (при обнаружении факта выполнения экзаменационной работы несамостоятельно (например, обнаружено, что работа выполнена предположительно разными почерками, решены задания разных вариантов, текст работы совпадает с текстом в других работах и т.п.)), а также случае, указанных в подпунктах «б» и «в» подпункта  3.6.5 настоящего Положения, эксперт уведомляет об обнаруженном факте председателя Предметной комиссии.

Эксперт совместно с председателем Предметной комиссии (при необходимости, с другими экспертами, обнаружившими указанные факты) составляет акт в свободной форме с указанием номера экзаменационной работы и описанием обнаруженных фактов. Председатель Предметной комиссии направляет служебную записку с приложением указанного акта председателю ГЭК-11 (ГЭК-9) для проведения служебного расследования и принятия решения. Эксперт, обнаруживший указанные факты, оценивает экзаменационную работу в полном объеме в соответствии с критериями оценивания развернутых ответов, кроме случаев, указанных в критериях оценивания развернутых ответов и памятках экспертов;

3.6.29. при невозможности экспертом оценить развернутые ответы участника экзамена по причине проблем технического характера (нечеткая печать, некачественное сканирование экзаменационной работы, некачественная запись устного ответа и т.д.) эксперт уведомляет об этом председателя Предметной комиссии. При этом эксперт совместно с председателем Предметной комиссии составляют акт в свободной форме с указанием номера работы и описанием проблемы. Председатель Предметной комиссии направляет служебную записку с приложением указанного акта руководителю РЦОИ для устранения причин, не позволяющих оценить экзаменационную работу. В случае если проблемы технического характера (например, некачественная запись устного ответа и т.п.) не удалось решить председатель Предметной комиссии совместно с руководителем РЦОИ составляет акт в свободной форме с указанием номера работы и описанием обнаруженных фактов, который незамедлительно направляется председателю ГЭК-11 (ГЭК-9) для проведения служебного расследования и принятия решения.

3.7. проверка развернутых ответов участников экзаменов считается завершенной, когда все экзаменационные работы были проверены экспертами необходимое количество раз (определяется программным обеспечением РЦОИ), а результаты оценивания из бланков-протоколов проверки проанализированы программным обеспечением РЦОИ;

3.8. при выходе из помещения, в котором работает Предметная комиссия, и по завершении работы каждый эксперт сдает все материалы, в том числе полученные критерии оценивания развернутых ответов, председателю Предметной комиссии, либо ответственному лицу, назначенному председателем Предметной комиссии;

3.9. Особенности проведения проверки развернутых ответов участников ГВЭ:

3.9.1. при проверке устных ответов участников ГВЭ-11, ГВЭ-9 экспертам предоставляется доступ к единому хранилищу аудиозаписей ответов. Результаты проверки экзаменационных работ вносятся экспертами в стандартизированные формы проверки экзаменационных работ. Стандартизированные формы проверки экзаменационных работ не являются машиночитаемыми и не подлежат автоматизированной обработке;

3.9.2. эксперты осуществляют перевод первичных баллов участников в отметку по пятибалльной системе оценивания и вносят отметку в первое поле бланка-протокола проверки, при этом отметки «0» и «1» не используются и не обрабатываются;

3.9.3. после заполнения бланки-протоколы проверки обрабатываются в стандартном режиме;

3.9.4. окончательная итоговая отметка определяется как среднее арифметическое двух отметок, выставленных проверявшими экспертами.

3.9.5. результаты проверки экзаменационных работ участников
ГВЭ-11, ГВЭ-9 автоматизировано сохраняются в РИС ГИА.

3.9.6. Окончательные баллы за развернутые ответы определяются, исходя из следующих положений:

если баллы, выставленные двумя экспертами, совпали, то эти баллы являются окончательными;

если установлено несущественное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то окончательные баллы определяются как среднее арифметическое баллов, выставленных двумя экспертами в соответствии с правилами математического округления;

если установлено существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то назначается третья проверка. Баллы, выставленные экспертом, назначенным на третью проверку, являются окончательными по тем позициям оценивания, которые направлялись на третью проверку.

3.10. Порядок работы Предметных комиссий при перепроверках результатов участников экзаменов:

3.10.1. до 1 марта года, следующего за годом проведения экзамена, по поручению Рособрнадзора федеральные предметные комиссии проводят перепроверку отдельных экзаменационных работ ЕГЭ на территории Российской Федерации или за ее пределами;

3.10.2. до 1 марта года, следующего за годом проведения экзамена, по решению ГЭК-11 (ГЭК-9) Предметные комиссии проводят перепроверку отдельных экзаменационных работ участников ЕГЭ (ОГЭ) на территории Саратовской области;

3.10.3. перепроверку проводят эксперты, имеющие статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», ранее не проверявшие данные работы, имеющие опыт первой-второй и третьей проверки в текущем году;

3.10.4. РЦОИ вносит в РИС ГИА сведения об участниках экзаменов, чьи экзаменационные работы отправлены по решению ГЭК-11 (ГЭК-9) на перепроверку, и формирует (распечатывает) комплекты документов для перепроверки;

3.10.5. комплект документов для перепроверки содержит:

копии бланков ответов № 2, включая дополнительные бланки ответов № 2;

копии бланков-протоколов;

бланк протокола перепроверки, содержащий заключение экспертов о правильности оценивания развернутых ответов на задания данной экзаменационной работы (далее – бланк протокола перепроверки);

вариант КИМ, выполнявшийся участником экзаменов;

критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом варианта КИМ, выполнявшегося участником экзамена;

3.10.6. председатель Предметной комиссии получает подготовленные комплекты от специалиста РЦОИ, ответственного за данный вид работы;

3.10.7. эксперты осуществляют перепроверку полученных экзаменационных работ и заполняют бланк протокола перепроверки;

3.10.8. оформленные бланки протоколов перепроверки председатель Предметной комиссии передает специалисту РЦОИ, ответственному за данный вид работы, для внесения информации по результатам перепроверки в РИС ГИА.

3.11. Порядок работы Предметных комиссий на этапе завершения проверки (перепроверки) экзаменационных работ участников экзаменов:

3.11.1. по завершении проверки (перепроверки) экзаменационных работ участников ОГЭ, ГВЭ-9 РЦОИ передает председателю ГЭК-9 данные о результатах экзаменов по каждому участнику для утверждения;

3.11.2. по завершении проверки (перепроверки) экзаменационных работ участников ЕГЭ, ГВЭ-11, в том числе получения от уполномоченной организации результатов централизованной проверки экзаменационных работ ЕГЭ, РЦОИ передает председателю ГЭК-11 данные о результатах ЕГЭ, ГВЭ-11 по каждому участнику для утверждения;

3.12. По окончании проведения ГИА и проверки экзаменационных работ участников экзаменов председатели Предметных комиссий проводят анализ работы Предметных комиссий:

3.12.1. анализ работы Предметной комиссии проводится в соответствии с Перечнем направлений для анализа работы Предметной комиссии, приведенным в приложении № 2 к Положению;

3.12.2. руководитель РЦОИ предоставляет председателю Предметной комиссии необходимую информацию и допуск к КИМ для проведения анализа работы Предметной комиссии. Работа с КИМ осуществляется в помещениях РЦОИ, обеспеченных системой непрерывного видеонаблюдения и видеозаписи.

Полномочия председателя и экспертов Предметных комиссий

4.1 Общее руководство и координацию деятельности Предметной комиссии по соответствующему учебному предмету осуществляет её председатель.

4.2 Полномочия председателей Предметных комиссий прекращаются с момента назначения министерством образования новых председателей.

4.3 Председатели Предметных комиссий в рамках своей компетенции подчиняются председателю ГЭК-11(ГЭК-9).

4.4 Заместители председателей Предметных комиссий подчиняются председателям Предметных комиссий, в отсутствие председателей Предметных комиссий выполняют их обязанности.

4.5 Председатели Предметных комиссий:

4.5.1.              представляют председателю ГЭК-11 (ГЭК-9) предложения по составу Предметных комиссий, по кандидатурам экспертов, предлагаемых для включения в состав Предметных комиссий, создаваемых Рособрнадзором;

4.5.2.              выполняют возложенные на них функции в соответствии с настоящим Положением и Правилами для председателя Предметной комиссии, приведенными в приложении № 3 к Положению;

4.5.3.              взаимодействуют с руководителем РЦОИ, председателем конфликтной комиссии, комиссией по разработке КИМ;

4.5.4.              несут ответственность за своевременную и объективную проверку работ участников экзаменов;

4.5.5.              соблюдают требования законодательных и нормативных правовых актов, инструкций, решений ГЭК-11 (ГЭК-9);

4.5.6.              готовят аналитический отчет о результатах работы Предметных комиссий, классификации типичных ошибок и затруднений, возникших у участников экзаменов в ходе выполнения экзаменационных заданий;

4.5.7.              проводят анализ работы Предметных комиссий по окончании проведения экзаменов и проверки экзаменационных работ участников экзаменов;

4.5.8.              обеспечивают соблюдение конфиденциальности и режима информационной безопасности при проверке и хранении работ участников экзаменов;

4.5.9.              информируют председателя ГЭК-11 (ГЭК-9) о возникающих проблемах и трудностях, которые могут привести к нарушению сроков проверки экзаменационных работ участников ГИА.

4.6 Эксперты:

4.6.1.              проверяют выполнение экзаменационных работ в соответствии с требованиями рекомендаций и инструкций организации - разработчика и Рособрнадзора, оценивают их, придерживаясь установленных критериев оценивания выполнения экзаменационных заданий, фиксируя в работе выявленные ошибки;

4.6.2.              выполняют возложенные на них функции в соответствии с настоящим Положением и Правилами для экспертов Предметных комиссий, приведенными в приложении № 4 к Положению;

4.6.3.              информируют председателя Предметной комиссии о проблемах, возникающих при проверке;

4.6.4.              принимают участие в обсуждении аналитического отчета о работе Предметной комиссии, типичных ошибок и затруднений, возникших у участников экзаменов в ходе выполнения экзаменационных заданий, вносят свои предложения;

4.6.5.              соблюдают конфиденциальность и установленный порядок обеспечения информационной безопасности при проверке экзаменационных работ;

4.6.6.              незамедлительно информируют председателя ГЭК-11 (ГЭК-9) в письменной форме о случаях нарушения процедуры проверки и режима информационной безопасности, а также иных нарушениях в работе с документацией в деятельности Предметной комиссии.

4.7 Во время работы экспертам запрещается:

4.7.1.              самостоятельно изменять рабочие места;

4.7.2.              копировать и выносить из помещений, выделенных для работы Предметных комиссий, копии экзаменационных работ, критерии оценивания, бланки-протоколы проверки, а также разглашать посторонним лицам информацию, содержащуюся в указанных материалах;

4.7.3.              иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, иные средства хранения и передачи информации, кроме специально оборудованного в помещениях, где находится Предметная комиссия, рабочего места с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в экзаменационных работах участников экзаменов фактов;

4.7.4.              без уважительной причины покидать аудиторию;

4.7.5.              переговариваться, если речь не идет о консультации у председателя Предметной комиссии или у эксперта, назначенного по решению председателя Предметной комиссии консультантом.

4.8 Эксперты могут быть исключены из состава Предметных комиссий в следующих случаях:

предоставления о себе недостоверных сведений, возникновения конфликта интересов (наличие близких родственников, которые участвуют в экзаменах в текущем году);

утери подотчетных документов;

игнорирования в процессе проверки согласованных подходов к оцениванию  экзаменационных работ, систематическое допущение ошибок в оценивании экзаменационных работ;

недобросовестного выполнения возложенных на эксперта обязанностей, нарушающих требования Порядка проведения ГИА-11 и (или) Порядка проведения ГИА-9 и настоящего Положения.

4.9 Решение об исключении экспертов из состава Предметных комиссий по проверке экзаменационных работ участников экзаменов принимается министерством образования.

4.10 За нарушение требований конфиденциальности и информационной безопасности, злоупотребление установленными полномочиями, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, эксперты несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организация работы Предметных комиссий

5.1. Предметные комиссии работают в специально выделенных и оборудованных для этих целей помещениях государственного автономного учреждения Саратовской области «Региональный центр оценки качества образования» (далее – ГАУ СО «РЦОКО»), исключающих возможность доступа к ним посторонних лиц и позволяющих обеспечить соблюдение режима информационной безопасности и надлежащих условий хранения документации.

Ответственность за создание условий несёт руководитель
ГАУ СО «РЦОКО», на базе которого организована работа Предметных комиссий.

5.2. В помещениях, где находятся Предметные комиссии, размещаются специальные рабочие места с выходом в информационно-коммуникационную сеть Интернет для обеспечения возможности уточнения и (или) проверки экспертами изложенных в экзаменационных работах участников экзаменов фактов (проверка приведенных участниками экзамена фамилий, названий, фактов, сверка с источниками и т.п.);

5.3. Эксперты, во время оценивания работ участников экзаменов, имеют право использовать средства и материалы, включенные в Перечень дополнительных средств и материалов, используемых экспертами предметных комиссий во время оценивания экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования
(приложение № 5).

5.4. При работе Предметных комиссий по проверке развёрнутых ответов экзаменационных работ участников экзаменов присутствуют:

члены ГЭК-11, по решению председателя ГЭК-11, члены ГЭК-9, по решению председателя ГЭК-9;

общественные наблюдатели, аккредитованные в установленном порядке (по желанию);

должностные лица Рособрнадзора, комитета по государственному контролю и надзору в сфере образования министерства образования (по решению соответствующих органов).

5.5. На протяжении периода работы Предметных комиссий с момента получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ до окончания проверки развернутых ответов участников экзаменов все помещения, в которых работают Предметные комиссии, должны быть обеспечены системой непрерывного видеонаблюдения и видеозаписи.

5.6. Информационное и технологическое обеспечение деятельности Предметных комиссий осуществляет РЦОИ.

5.7. В случае возникновения ситуаций, не предусмотренных настоящим Положением, решение принимает председатель Предметной комиссии и (или) руководитель РЦОИ в рамках своей компетенции с обязательным последующим информированием председателя ГЭК-11(ГЭК-9) о принятом решении.

5.8. Проверка экзаменационных работ участников экзаменов включает в себя:

5.8.1. обработку бланков (экзаменационных работ) участников экзаменов;

5.8.2. проверку ответов участников экзаменов на задания экзаменационной работы, предусматривающие развернутый ответ; централизованную проверку экзаменационных работ (в случае проверки экзаменационных работ ЕГЭ).

5.9. Обработка бланков экзаменов осуществляется РЦОИ с использованием специальных аппаратно-программных средств.

5.10. Обработка бланков ЕГЭ и ГВЭ-11 по всем учебным предметам, включая проверку Предметными комиссиями ответов на задания экзаменационной работы с развернутым ответом, должна быть завершена в сроки:

ЕГЭ и ГВЭ-11 по русскому языку – не позднее шести календарных дней после проведения экзамена;

ЕГЭ по математике профильного уровня, ГВЭ-11 по математике – не позднее четырех календарных дней после проведения экзамена;

ЕГЭ по математике базового уровня - не позднее трех календарных дней после проведения экзамена (проверка развернутых ответов Предметной комиссией не предусмотрена);

ЕГЭ и ГВЭ-11 по учебным предметам по выбору – не позднее четырех календарных дней после проведения соответствующего экзамена;

ЕГЭ и ГВЭ-11 по экзаменам, проведенным в досрочный и в дополнительный периоды, в резервные сроки каждого из периодов проведения соответствующего экзамена – не позднее трех календарных дней после проведения соответствующего экзамена.

5.11. Обработка и проверка экзаменационных работ участников ОГЭ и ГВЭ-9 занимают не более десяти календарных дней после проведения соответствующего экзамена.

Приложение № 1

к Положению

о предметных комиссиях

Саратовской области при

проведении государственной

итоговой аттестации по

образовательным программам

основного общего и среднего общего

образования

Показатели согласованности оценивания для присвоения статуса экспертам

Показатель № 1: процент заданий/критериев оценивания, по которым оценки эксперта не совпали с оценками, выработанными при согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов.

Значения показателя № 1 для присвоения статуса экспертам:

Предмет

Максимальное значение показателя

Ведущий эксперт

Старший эксперт

Основной эксперт

Русский язык

Иностранные языки

Обществознание

Литература

10%

15%

25%

Биология

История

10%

15%

20%

Математика (профильный уровень)

Физика

Химия

Информатика и ИКТ

География

5%

10%

15%

Показатель № 2: процент позиций оценивания, расхождение в которых составило два и более балла по заданию/критерию оценивания.

Значения показателя № 2 для присвоения статуса экспертам

Статус эксперта

Максимальное

значение показателя

Ведущий эксперт

0

Старший эксперт

0

Приложение № 2

к Положению

о предметных комиссиях

Саратовской области при

проведении государственной

итоговой аттестации по

образовательным программам

основного общего и среднего общего

образования

Перечень направлений для анализа работы Предметной комиссии

Анализ работы Предметной комиссии проводится в целях оптимизации работы Предметной комиссии по проверке развернутых ответов участников экзаменов, её максимальной объективности, выработки единых требований и подходов к оцениванию экзаменационных работ, минимизирующих субъективность проверяющих экспертов.

При анализе работы Предметной комиссии необходимо обратить внимание на следующие направления деятельности Предметной комиссии:

Условия проведения проверки:

нахождение Предметной комиссии в здании (вне здания) РЦОИ, количество зданий, помещений, где размещается Предметная комиссия;

количество аудиторий при работе Предметной комиссии;

проведение оперативного согласования подходов к оцениванию развернутых ответов в день получения критериев оценивания перед началом проверки (проводилось ли, продолжительность, была ли потребность в проведении дополнительного согласования в процессе проверки);

работа экспертов - консультантов, назначенных председателем Предметной комиссии, их количество, принцип распределения по помещениям, сфера консультирования (консультация экспертов, находящихся в одном помещении (аудитории); консультация по оцениванию ответов на определенные задания и т.п.);

наличие в помещениях, где находятся Предметная комиссия, специально оборудованного рабочего места с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов. Востребованность этого рабочего места;

              прочее (в случае выявления условий, существенно влияющих на качество работы Предметной комиссии).

Количество и доля экспертов, имеющих статус ведущего, старшего, основного эксперта.

Квалификация экспертов (соответствие требованиям Порядка проведения ГИА-11 (Порядка проведения ГИА-9)), количество экспертов, квалификация которых не соответствует требованиям Порядка проведения ГИА-11 (Порядка проведения ГИА-9)), причины включения в Предметную комиссию таких экспертов).

Общее количество проверок, проведенных Предметной комиссией (отдельно проверок первым и вторым экспертом, третьих проверок, проверок апелляционных работ, перепроверок по решению
ГЭК-11 (ГЭК-9)).

Общее количество экспертов Предметной комиссии, задействованных при проверке экзаменационных работ в разные периоды проведения ГИА (досрочный, основной и дополнительный).

Общее количество экспертов Предметной комиссии, задействованных при проверке апелляционных работ.

Статистика рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами за развернутые ответы (общее количество поданных апелляций, количество удовлетворенных апелляций в отношении изменения баллов за развернутые ответы, количество работ с пониженными на апелляции результатами, повышенными на апелляции результатами, минимальное и максимальное изменение баллов, основные причины удовлетворения апелляции).

Общее количество экспертов, осуществлявших третью проверку.

Доля работ, направленных на третью проверку, без учета пустых экзаменационных работ (средний показатель по всей комиссии).

Максимальное и минимальное значение индивидуальных показателей экспертов «доля экзаменационных работ, направленных на третью проверку, от общего количества проверенных экспертом работ».

Максимальное и минимальное количество экзаменационных работ, проверенных одним экспертом.

Перечень экспертов, регулярно (более чем 5% проверяемых работ) допускающих в оценивании значительные расхождения в баллах, выставленных другими экспертами:

12.1. случаи существенной разницы между суммой баллов первого и второго экспертов; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы Предметной комиссии, исключение из состава Предметной комиссии, иное);

Пример 1

№ позиции оценивания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Сумма баллов

Эксперт 1

0

1

0

0

1

1

1

0

0

0

1

1

6

Эксперт 2

2

3

1

1

3

1

2

1

2

1

0

0

17

В приведенном примере разница между суммами баллов, выставленных экспертами, составляет 17-6 = 11 баллов. Ситуация свидетельствует о явном рассогласовании в работе экспертов. Необходимо выявить системность данной ситуации для каждого из экспертов пары, причины.

12.2. случаи существенной разницы в баллах, выставленных за каждую позицию оценивания; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы Предметной комиссии, исключение из состава Предметной комиссии, иное);

Пример 2

№ позиции оценивания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Сумма баллов

Эксперт 1

0

1

0

0

3

3

2

0

0

0

1

1

11

Эксперт 2

2

0

1

1

1

1

1

1

2

1

0

0

11

Эксперт 3

0

1

0

0

3

2

2

0

0

0

1

2

11

В приведенном примере разницы между суммами баллов, выставленных экспертами, нет: все 3 эксперта выставили суммарно 11 баллов. Тем не менее, ситуация рассогласования в оценивании очевидна: Эксперт 2 выставил баллы, которые по каждой отдельной позиции оценивания отличаются от баллов, выставленных Экспертом 1 (расхождение 16 баллов) и Экспертом 3 (расхождение 16 баллов). В отношении результатов оценивания Экспертом 1 и Экспертом 3 можно сказать, что эти результаты отличаются на 1 балл только по двум позициям оценивания из 12, что свидетельствует о поддержке этими экспертами единых подходов к оцениванию работ.

12.3. случаи существенной разницы в баллах, выставленных за каждую позицию оценивания; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы Предметной комиссии, исключение из состава Предметной комиссии, иное);

Пример 3

№ позиции оценивания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Сумма баллов

Эксперт 1

0

1

0

0

3

3

2

0

0

0

1

1

11

Эксперт 2

0

1

1

0

3

3

2

0

0

0

1

1

12

ИТОГ

0

1

1

0

3

3

2

0

0

0

1

1

12

Эксперт на апелляции

2

3

1

0

3

2

2

1

1

1

1

2

19

В приведенном примере эксперты во время проверки вынесли весьма согласованный результат. Тем не менее, на апелляции балл изменяют на 7 первичных баллов относительного итогового по результатам оценивания двух экспертов. Очевидна либо ситуация несогласованности подходов к оцениванию экспертом, проверявшим работу на апелляции, либо наличие процедурных нарушений или заинтересованности этого эксперта.

12.4. другие случаи рассогласования работы экспертов, их описание, количественные показатели; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы Предметной комиссии, исключение из состава Предметной комиссии, иное).

Результаты выборочной экспертизы председателем результатов оценивания развернутых ответов экспертами, показавших рассогласованную работу при проведении оценивания.

Плановое количество экспертов в следующем году, плановое количество экспертов, имеющих право осуществлять третью проверку, перепроверку, проверку апелляционных работ (экспертов, имеющих статус старшего или ведущего эксперта), предполагаемые показатели согласованности работы экспертов для присвоения статуса экспертам при проведении квалификационных испытаний.

Планируемые изменения в процессах подготовки экспертов, формировании Предметной комиссии, организации процедуры оценивания работ относительно предыдущего года.

Основные выводы.

Приложение № 3

к Положению

о предметных комиссиях

Саратовской области при

проведении государственной

итоговой аттестации по

образовательным программам

основного общего и среднего общего

образования

Правила для председателя Предметной комиссии

1.              Подготовительные мероприятия:

1.1. Подготовительные мероприятия по определению состава и квалификации экспертов Предметной комиссии проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами и распорядительными документами Минпросвещения России, методическими материалами Рособрнадзора, ФИПИ, нормативными документами министерства образования.

1.2. Председатель Предметной комиссии в период подготовки и проведения ГИА:

участвует в ежегодных семинарах по согласованию подходов к оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ, организуемых ФИПИ;

обеспечивает организационное и методическое сопровождение ежегодного обучения (обучающих семинаров по согласованию подходов к оцениванию) экспертов с учетом результатов анализа согласованности работы экспертов и статистики удовлетворенных апелляций за предыдущие годы;

заблаговременно направляет в министерство образования перечень технических средств и справочных материалов на бумажных носителях, разрешенных к использованию экспертами Предметной комиссии  по соответствующему учебному предмету;

согласует с руководителем РЦОИ перечень и формы отчетных материалов о ходе работы Предметной комиссии в период проведения проверки экзаменационных работ, а также перечень и формы представления статистической информации о работе Предметной комиссии по итогам проведения проверки;

не позднее чем за 14 календарных дней до начала обработки материалов по соответствующему учебному предмету формирует и согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов для планирования назначения экспертов на проверку работ, указывая в этом документе статус каждого эксперта для обеспечения автоматизированного назначения работ на проверки в соответствии со статусом каждого из экспертов;

согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов, проводящих проверку бланков, распознанных как пустые.

На этапе проверки развернутых ответов участников ГИА председатель Предметной комиссии (заместитель председателя) должен:

2.1. Получить у руководителя РЦОИ полный комплект критериев оценивания развернутых ответов, ознакомиться с полученными критериями, подготовиться к семинару-согласованию подходов к оцениванию.

2.2. Провести оперативный семинар-согласование подходов к оцениванию развернутых ответов на каждое из заданий с развернутым ответом (продолжительностью не менее 60 минут), опираясь на полученные критерии оценивания заданий с развернутыми ответами, а также на согласованные подходы к оцениванию развернутых ответов, выработанные на федеральном уровне (рекомендуется провести повторное оперативное согласование подходов к оцениванию после проверки каждым экспертом нескольких первых работ для уточнения и конкретизации согласованных подходов к оцениванию).

2.3. Получить необходимое количество комплектов критериев для экспертов, а также дополнительные схемы оценивания ответов при проверке ответов по иностранным языкам.

2.4. Распределить экспертов по рабочим местам в помещениях, выделенных для работы Предметных комиссий.

2.5. Выдать каждому эксперту комплект критериев оценивания выполнения заданий с развернутым ответом по каждому варианту и рабочий комплект для проверки.

2.6. Осуществлять консультирование экспертов по вопросам оценивания экзаменационных работ.

2.7. Назначить из числа экспертов консультанта(ов) по вопросам оценивания экзаменационных работ.

2.8. Обеспечить присутствие в аудиториях только допущенных лиц, перечень которых предусмотрен пунктом 5.4 настоящего Положения.

2.9. Обеспечить рабочую атмосферу и дисциплину в работе Предметной комиссии.

2.10. В рамках своей компетенции решать вопросы, возникающие у экспертов, а при необходимости решать вопросы, связанные с компетенцией РЦОИ, согласовывать свои решения с руководителем РЦОИ.

2.11. информировать председателя ГЭК-11 (ГЭК-9) при выявлении случаев, указанных в подпункте «б» и «в» подпункта 3.6.5 настоящего Положения, а также других случаев, свидетельствующих о возможном нарушении Порядка;

2.12. информировать руководителя РЦОИ о невозможности оценить экспертом развернутые ответы участников экзаменов по причине проблем технического характера (нечеткая печать, некачественное сканирование работы, некачественная запись устного ответа и т.п.), а в случае если проблемы технического характера (например, некачественная запись устного ответа и т.п.) не удалось решить совместно с руководителем РЦОИ – информировать об указанном случае председателя ГЭК-11 (ГЭК-9);

2.13. Контролировать качество заполнения экспертами бланков-протоколов и осуществлять оперативный обмен бланками-протоколами и бланками-копиями с РЦОИ.

2.14. Сообщить руководителю РЦОИ о том, что рабочий комплект по ряду объективных причин не был проверен экспертом полностью, передать ему (уполномоченному им лицу) данный комплект с протоколом проверки.

2.15. Передать руководителю РЦОИ (уполномоченному им лицу) бланки-копии всего рабочего комплекта, не проверенного экспертом полностью, для переназначения проверки другим экспертам.

2.16. Контролировать качество работы экспертов, направлять председателю ГЭК-11(ГЭК-9) представление об отстранении от работы в Предметной комиссии экспертов, нарушающих требования Порядка проведения  ГИА-11(Порядка проведения ГИА-9), игнорирующих в процессе проверки согласованные подходы к оцениванию работ, систематически допускающих ошибки в оценивании работ или нарушающих процедуру проведения проверки.

По завершении работы Предметной комиссии председатель Предметной комиссии (заместитель председателя) должен:

3.1. Сдать специалисту РЦОИ, обеспечивающему учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов, все критерии оценивания ответов на задания с развернутым ответом, выданные для проведения проверки.

3.2. Получить от руководителя РЦОИ (уполномоченного им лица) пакет документов о результатах работы Предметной комиссии:

количество экзаменационных работ, проверенных каждым экспертом;

количество экзаменационных работ, отправленных на третью проверку;

информацию об экспертах, показавших наибольшее количество расхождений в результатах оценивания;

другую информацию, связанную с деятельностью Предметной комиссии, при необходимости.

На этапе рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами (далее – апелляция по результатам) председатель Предметной комиссии (заместитель председателя) должен:

4.1. Получить от председателя конфликтной комиссии (ответственного секретаря конфликтной комиссии)  апелляционный комплект участника ГИА до заседания конфликтной комиссии.

4.2. Получить от руководителя РЦОИ (уполномоченного им лица) критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом варианта КИМ, по которому сдавал экзамен участник ГИА, подавший апелляцию, до заседания конфликтной комиссии организовать работу экспертов по установлению правильности оценивания заданий с развернутым и (или) устным ответом и (или) о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым и (или) устным ответом.

4.3. Назначить на рассмотрение апелляции экспертов, которым в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», имеющих опыт первой, второй и третьей проверки в текущем году, ранее не проверявших данную работу, и передать им вышеуказанные материалы.

4.4. После проведения экспертами соответствующей работы по установлению правильности оценивания экзаменационной работы осуществить контроль внесения экспертами заключения о правильности оценивания развернутых письменных и (или) устных ответов в строки таблицы «Задания с развернутым ответом» формы 2-АП-2 и (или) таблицы «Задания с устной части» формы 2-АП-3 в столбец «Аргументация изменений с обязательным пояснением по каждому критерию оценивания, по которому производится изменение». В тот же день передать председателю конфликтной комиссии апелляционные комплекты документов.

4.5. Узнать у ответственного секретаря конфликтной комиссии дату, место и время заседания конфликтной комиссии, а также о присутствии на заседании конфликтной комиссии по рассмотрению апелляций апеллянтов и (или) их родителей (законных представителей).

4.6. Направить экспертов Предметной комиссии, назначенных на рассмотрение апелляции по результатам на заседание конфликтной комиссии в указанное время.

4.7. Оперативно передать в ФИПИ информацию об обнаруженных некорректных (по мнению председателя Предметной комиссии) заданиях с обязательным указанием номера варианта КИМ (или номера КИМ), номера задания и содержания замечания.

Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам экзаменов, выполнявшим его, в случае признания задания некорректным принимается Рособрнадзором. В случае признания задания некорректным всем участникам ГИА, которые выполняли данное задание, пересчитываются баллы в соответствии с распорядительным актом Рособрнадзора.

Приложение № 4

к Положению

о предметных комиссиях

Саратовской области при

проведении государственной

итоговой аттестации по

образовательным программам

основного общего и среднего общего

образования

Правила для экспертов Предметных комиссий

1.              Подготовительные мероприятия:

1.1. Эксперты должны пройти обучение с использованием учебно-методических материалов ФИПИ и сдать квалификационное испытание на присвоение статуса эксперта.

1.2. Заблаговременно пройти инструктаж по содержанию и технологии оценивания развернутых ответов в сроки, определяемые председателем Предметной комиссии.

1.3. Непосредственно перед проверкой работ участвовать в проводимом председателем Предметной комиссии оперативном семинаре-согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов на каждое из заданий с развернутым ответом.

Эксперты, не подтвердившие квалификацию и (или) не прошедшие инструктаж, и (или) не участвующие в оперативном семинаре-согласовании, к проверке развернутых ответов не допускаются.

2. На этапе проверки развернутых ответов участников экзаменов эксперты должны:

2.1. Занять рабочие места по указанию председателя Предметной комиссии в предоставленных аудиториях.

2.2. Получить рабочие комплекты для проверки и критерии оценивания.

2.3. Соблюдать дисциплину во время работы.

2.4. Обратиться к председателю Предметной комиссии или лицу, назначенному председателем Предметной комиссии консультантом, если возникли вопросы или проблемы при оценивании экзаменационных работ.

2.5. Заполнять бланки-протоколы, руководствуясь следующими правилами:

заполнять бланки-протоколы следует печатными заглавными буквами черной гелевой ручкой строго внутри полей бланка-протокола;

недопустимо использовать карандаш (даже для черновых записей), ручки со светлыми чернилами и корректирующую жидкость для исправления написанного;

исключить внесение исправлений в бланки-протоколы, при необходимости внесения изменений председатель Предметной комиссии составляет акт о факте порчи протокола и направляет руководителю РЦОИ служебную записку о необходимости уничтожения испорченного протокола и распечатки нового;

оценивать работы по критериям оценивания в полном объеме в случае выявления экзаменационных работ, в которых: бланк ответов № 2 (лист 1) и бланк ответов № 2 (лист 2) содержат знаки «Z»; развернутые ответы, оформленные на бланке ответов № 2 (лист 1 и (или) лист 2) и (или) на дополнительных бланках ответов № 2 расположены на фоне проставленного знака «Z»; пространство, разделяющее развернутые ответы одной экзаменационной работы, занимает страницу или более (например, развернутые ответы оформлены на бланке ответов № 2 (лист 1) и на дополнительном бланке ответов № 2, при этом бланк ответов № 2 (лист 2) остался незаполненным, а также другие подобные случаи).

при выявлении экзаменационных работ, в которых развернутые ответы, оформленные на бланке ответов № 2 (лист 1 и (или) лист 2) и (или) на дополнительных бланках ответов № 2 расположены на фоне проставленного знака «Z»; пространство, разделяющее развернутые ответы одной экзаменационной работы, занимает страницу или более (например, развернутые ответы оформлены на бланке ответов № 2 (лист 1) и на дополнительном бланке ответов № 2, при этом бланк ответов № 2 (лист 2) остался незаполненным, а также другие подобные случаи), а также других случаев, свидетельствующих о возможном нарушении Порядка проведения ГИА-11 (Порядка проведения ГИА-9), эксперту необходимо незамедлительно проинформировать об установленных фактах председателя Предметной комиссии;

информировать председателя Предметной комиссии о невозможности оценить развернутые ответы участников экзаменов по причине проблем технического характера (нечеткая печать, некачественное сканирование работы, некачественная запись устного ответа и т.п.);

поставить знак «Х» в полях бланка-протокола, соответствующих позициям оценивания выполнения заданий, ответ на которые участник экзамена не внес в бланк ответов № 2 (дополнительный бланк ответов № 2);

проставить в соответствующее поле (поля) бланка-протокола соответствующий критериям оценивания балл (баллы) от нуля до максимально возможного, указанного в критериях оценивания выполнения заданий с развернутым ответом, если участник экзамена приступал к выполнению задания;

проставить в соответствующее поле бланка-протокола номер выбранного участником экзамена альтернативного задания, если участник экзамена выполнял альтернативное задание;

поставить дату и подпись в соответствующих полях бланка-протокола и передать рабочий комплект председателю Предметной комиссии для дальнейшей его передачи на обработку.

3. На этапе проверки предположительно пустых бланков ответов
№ 2 эксперты должны:

3.1.              Получить инструктаж от руководителя РЦОИ (уполномоченного им лица) и председателя Предметной комиссии о выполнении проверки предположительно пустых бланков ответов № 2.

3.2.              Просмотреть с экрана изображения предположительно пустых бланков ответов № 2.

3.3.              При наличии на изображении записей, знаков, рисунков или пометок, которые могут быть расценены как ответ на задание с развернутым ответом или подтверждение того, что участник экзамена приступал к выполнению задания или имел возможность его выполнить, удостоверить (отметить в программном обеспечении), что изображение заполнено.

3.4. При отсутствии записей, относящихся к ответу на задания, удостоверить (отметить в программном обеспечении), что изображение не заполнено.

3.5.              Изображения, определенные хотя бы одним из проверяющих экспертов как заполненные, отправить на проверку в Предметную комиссию.

3.6.              Задания с развернутыми ответами, засчитываются заданиями, к которым не приступал участник экзамена, в случае, если изображения бланков ответов № 2 этого участника экзамена определены двумя проверяющими экспертами как незаполненные. В этом случае автоматизированно (посредством РИС ГИА) ответы оцениваются в ноль баллов за выполнение каждого задания с развернутым ответом.

4. На этапе рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами по ГИА эксперт должен:

4.1. Получить от председателя Предметной комиссии комплект апелляционных документов участника экзаменов, подавшего апелляцию, и критерии оценивания данной работы.

4.2. Рассмотреть экзаменационную работу апеллянта, а также проанализировать предыдущее оценивание экзаменационной работы, до заседания конфликтной комиссии.

4.3. Дать письменное заключение о правильности оценивания экзаменационной работы апеллянта или о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым и (или) устным ответом с обязательным указанием на конкретный критерий оценивания, которому соответствует выставляемый ими балл.

4.4. Узнать у председателя Предметной комиссии дату, место и время заседания конфликтной комиссии и прибыть в указанное время в конфликтную комиссию.

4.5. В случае возникновения у апеллянта или у конфликтной комиссии вопросов по оцениванию развернутых ответов дать соответствующие разъяснения. Время, рекомендуемое на разъяснения по оцениванию развернутых и (или) устных ответов одного апеллянта - не более 20 минут.

4.6. В случае обнаружения ошибок или некорректных заданий в КИМ необходимо сообщить об этом председателю Предметной комиссии с обязательным указанием номера варианта КИМ, номера задания и содержания замечания.

Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам экзаменов в случае признания задания некорректным принимается Рособрнадзором.

Приложение № 5

к Положению

о предметных комиссиях

Саратовской области при

проведении государственной

итоговой аттестации по

образовательным программам

основного общего и среднего общего

образования

Перечень дополнительных средств и материалов, используемых экспертами во время оценивания экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования

Наименование предмета

Перечень дополнительных средств и материалов

Русский язык

Правила русской орфографии и пунктуации: полный академический справочник / РАН/ Под ред. В.В. Лопатина

Математика

Непрограммируемый калькулятор

Физика

Линейка;

непрограммируемый калькулятор;

кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по физике (ФИПИ);

кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по физике (ФИПИ)

Химия

Непрограммируемый калькулятор;

периодическая система химических элементов
Д.И. Менделеева;

Химия. Большой справочник для подготовки к ЕГЭ / Доронькин В.Н., СажневаТ.В., Бережная А.Г.;

Справочник по неорганической химии / Лидин Р.А., Андреева Л.Л., Молочко В.А.;

Окислительно-восстановительные реакции / Дзудцова Д.Д., Бестаева Л.Б.

География

Линейка

Английский язык

Longman Exams Dictionary, Pearson Longman;

Longman Dictionary of Contemporary English;

Oxford Collocations Dictionary for students of English: – Oxford University Press;

Macmillan English Dictionary for Advanced Learners (International Student Edition);

Oxford Advanced Learner's Dictionary of Current English. A S Hornby. Seventh edition. Oxford University Press

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 30.06.2020
Рубрики правового классификатора: 130.010.010 Общие положения, 130.010.020 Управление системой образования (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать