Основная информация

Дата опубликования: 06 августа 2009г.
Номер документа: RU02000200900614
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Алтай
Принявший орган: Министерство сельского хозяйства Республики Алтай
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПРИКАЗ

от 06 августа 2009 года N 88

г. Горно-Алтайск

{Фактически утратил силу в связи с истечением срока действия.}

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА МОЛОКА В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ НА 2009-2012 ГОДЫ»

В целях реализации республиканской целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Республики Алтай на 2009-2012 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 16 апреля 2009 года № 70, повышения результативности расходов бюджета, приказываю:

1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу «Развитие молочного скотоводства и повышение качества молока в Республике Алтай на 2009-2012 годы».

2. При финансировании мероприятий Программы исполнителям руководствоваться утвержденной Программой.

3.              Контроль   за   исполнением   настоящего   приказа  возложить на заместителя министра Тоорчукова Р.С.

Министр                                                                                                  С.И. Огнев

Утверждено приказом Министерства сельского хозяйства Республики Алтай

от «06» августа 2009 года № 88

«Развитие мясного скотоводства Республики Алтай

на 2009- 2012 годы»

Ведомственная целевая программа

Министерства сельского хозяйства Республики Алтай

ПАСПОРТ

г. Горно-Алтайск

2009

Утверждено приказом Министерства сельского хозяйства Республики Алтай

от «06» августа 2009 года № 88

«Развитие мясного скотоводства Республики Алтай

на 2009- 2012 годы»

Ведомственная целевая программа

Министерства сельского хозяйства Республики Алтай

1. Паспорт программы

Наименование программы

Республиканская  ведомственная целевая программа

«Развитие мясного скотоводства Республики Алтай на 2009- 2012 годы»

Основание для разработки программы

Закон Республики Алтай «О государственной поддержке агропромышленного комплекса Республики Алтай»

Заказчик программы

Правительство Республики Алтай

Основные разработчики программы

Министерство сельского хозяйства Республики Алтай

Цель программы

Создание и совершенствование технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития  отрасли специализированного мясного скотоводства, межрегионального сотрудничества, вовлечение  в процесс производства личных подсобных хозяйств населения и увеличения производства говядины с 17,7 до 20,1 тыс. тонн, в том числе  высококачественной говядины с 3,6 тыс. тонн в 2008 г. до 6,2 тыс. тонн в 2012 году.

Основные задачи

Для достижения намеченной цели необходимо решение следующих задач:

- формирование и совершенствование  племенной базы мясного скотоводства региона ;

- увеличение производства племенного молодняка (телок) специализированных мясных пород, адаптированных к природно-климатическим условиям Сибири для реализации регионам СФО; 

- увеличение  производства помесного молодняка для откорма, в том числе в рамках межрегионального сотрудничества;

-увеличение производства конкурентоспособной говядины с использованием современных экологически безопасных технологий.

Участники программы

Сельскохозяйственные товаропроизводители Республики Алтай, организации по племенному животноводству

Основные мероприятия программы

Реализация комплекса мер государственной поддержки отрасли специализированного мясного скотоводства, направленных на достижение поставленной цели:

Формирование и совершенствование  племенной базы мясного скотоводства региона (предоставление дифференцированных субсидий на содержание маточного поголовья мясного скота в племенных заводах и племенных репродукторах и т.д.);

увеличение производства высококачественной говядины (субсидирование содержания маточного поголовья в товарных хозяйствах);

поддержка комплексных мер по развитию инфраструктуры производства говядины;

создание и технологическая модернизация мясных и откормочных ферм и предприятий по первичной переработке скота;

укрепление кормовой базы, в том числе улучшение пастбищ;

стимулирование создания кооперативных откормочных площадок;

стимулирование широкого применения современных экологически безопасных технологий производства высококачественной говядины (в том числе тестирование по генотипу «мраморности» мяса всего племенного маточного поголовья);

реализация мероприятий по закреплению кадров в мясном скотоводстве, повышению квалификации менеджеров, технологов, гуртоправов, операторов и др.

Сроки и этапы реализации программы

2009 – 2012 годы

Исполнители программы

Сельскохозяйственные товаропроизводители Республики Алтай

Объёмы и источники финансирования

Объем финансирования на реализацию программы на период 2009 – 2012 г.г. составляет: 1154,16 млн. рублей, в том числе 2009 год – 235,03 млн. рублей, 2010 год – 277,64 млн. рублей, 2011 год – 303,54 млн. рублей, 2012 год – 337,95 млн. рублей; из средств Республиканского бюджета на реализацию программы на период 2009 – 2012 г.г. составляет 285,4 млн. рублей, в том числе 2009 год – 53,3 млн. рублей, 2010 год – 66,8 млн. рублей, 2011 год – 75,5 млн. рублей, 2012 год – 89,8 млн. рублей; из средств Федерального бюджета –342,16 млн. рублей, в том числе 2009 год – 68,83 млн. рублей, 2010 год – 83,54 млн. рублей, 2011 год – 90,24 млн. рублей, 2012 год – 99,55 млн. рублей; Внебюджетные средства – 526,6 млн. рублей, в том числе 2009 год – 112,9 млн. рублей, 2010 год – 127,3 млн. рублей, 2011 год –  137,8 млн. рублей, 2012 год – 148,6 млн. рублей.

Целевые индикаторы и показатели программы

Показатели программы:

- увеличение численности скота мясного направления в регионе с 89,3 тыс. гол. (в 2008 году) до 108,5 тыс. гол., в том числе в племенных хозяйствах  с  4947 до 7000 голов в 2012 году;

- увеличение  объемов приобретения племенного молодняка  мясных пород с 357 голов в 2008 году до 1000 голов ежегодно к 2012 годах;

- увеличение реализации на племя молодняка мясных пород к предыдущему году  с 14,1 % в 2008 г до  25 %  в 2012 году;

- увеличение производства высококачественной говядины от мясного скота в живом весе с 3,6 тыс. тонн  в 2008 г до 6,2 тыс. тонн в 2012 году.

Ожидаемые результаты реализации программы

1. Увеличение племенной базы мясного скота с 4947 голов в 2008 г до 7000 голов в 2012г.

2.  Увеличение реализации племенного молодняка с 357 голов в 2008 году до 1000 голов в 2012 г.

3. Доведение до 100 процентов использования проверенных племенных быков-производителей  мясных пород на товарных стадах, в том числе в личных подсобных хозяйствах, что позволит увеличить  мясную продуктивность  на 15-18 %;

4. Увеличение производства высококачественной говядины от породного мясного  и помесного скота в живом весе с 3,6 тыс. тонн  в 2008 г до 6,2 тыс. тонн в 2012 году.

5. Увеличение выхода телят на 100 чистопородных коров с 80 голов в 2008 году до 85 голов в 2012 г.

5. Повышение занятости населения, создание  429 дополнительных   рабочих мест.

6. Увеличение доходов личных подсобных хозяйств от производства молодняка мясного направления для реализации для дополнительного откорма и на мясо.

Система управления и контроля

2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа

В настоящее время ситуация с поголовьем крупного рогатого скота в Республике Алтай стабилизирована. После значительного спада общего поголовья во всех категориях хозяйств, в период с 2004 года ситуация начала улучшаться. Удалось остановить падение поголовья в общественном секторе, прежде всего в племенных хозяйствах, активно наладить организацию новых племенных репродукторов по мясному скотоводству. Созданные  условия (субсидирование из регионального бюджета 70% стоимости) позволили только в 2006-2008 годах обеспечить приобретение хозяйствами Республики Алтай более 2 тысяч голов племенных телок мясных пород из ведущих племенных заводов страны, что позволит в ближайшем будущем в разы увеличить производство  племенного молодняка   плановых мясных пород.

В регионе создается стройная взаимоувязанная схема развития мясной отрасли. Основой ее являются племенные заводы и репродукторы, которые производят племенной молодняк как для товарных хозяйств  республики, так и для соседних регионов Сибирского федерального округа. Природно-климатические особенности Республики (наличие круглогодовых открытых пастбищ) позволяет выращивать племенной молодняк  с отличными показателями приспособляемости к различным природно-климатическим условиям. Долговременный опыт показывает, что молодняк мясных коров, выращенный в условиях Горного Алтая,  обладает прекрасными адаптивными качествами буквально во всех эколого-географических зонах Сибири, при этом продуктивность скота увеличивается по сравнению с исходными показателями.

Именно наличие больших площадей постоянно доступных зимой открытых пастбищ (расположенных в горных котловинах),  а летом возможность выпасать скот на высокопродуктивных горно-альпийских пастбищах обуславливает развитие скотоводства мясного направления в личных подсобных хозяйствах.  В настоящее время этот сектор занятости населения является самым активным и формирующим до 100% доходной части семейных бюджетов почти 40 тысяч семей.

При постановке задачи по увеличению производства мяса в Республике Алтай были выявлены некоторые системные проблемы, которые не позволяют быстро и однозначно решить эти задачи.

Во-первых, производимое в абсолютном большинстве в регионе мясо, имея значительное превосходство по вкусовым и экологическим параметрам в лучшую сторону,  имеет довольно узко направленное применение, поскольку его использование  возможно только для глубокой переработки (наличие большого количества связочных волокон в мышцах из-за большой подвижности животных на пастбищах).

Во-вторых, ограниченные кормовые условия (недостаточность пашни и легко доступных сенокосов) не позволяют широко применять системы откорма всего производимого молодняка на стационарных откормочных площадках и комплексах с применением сбалансированного  кормления. Однако, на существующих откормочных площадках получаемое мясо соответствует мировым требованиям по качеству.

В третьих,  крупномасштабная интенсификация производства мяса  в условиях Республики Алтай  практически невозможна, поскольку низкая производительность труда, обусловленная недостаточной фондо-вооруженностью и неудовлетворительным состоянием производственных фондов, износ которых достиг 80 процентов не может очень быстро ликвидирована. Низкая производительность труда и постоян­ный рост производственных издержек не позволяют продукции большинства сельхозтоваропроизводителей республики конкурировать с субсидированной импорт­ной продукцией.

В условиях большого дефицита финансовых ресурсов у сельскохозяйственных това­ропроизводителей такое положение приводит к сокращению инвестиций, мораль­ному и физическому износу материально-технической базы отрасли.

В то же время рынок мяса – высококачественной говядины - является чрезвычайно перспек­тивным и социально значимым. Учитывая, даже в условиях экономического кризиса,  стремление все большего количества горожан потреблять отечественное экологически безопасное и вкусное мясо, отрасль имеет хорошие потенциальные возможности  при  улучшении технологий и внедрения новых подходов к имеющейся  в регионе и сложившейся десятилетиями диспропорции в отношении развития экстенсивного скотоводства в личных подсобных хозяйствах над крупными и средними коллективными, где возможно внедрение современных технологий.  

Вследствие этого к основным мероприятиям по развитию АПК республики отнесены меры по расширению доступности хозяйствующих субъектов к кредит­ным ресурсам, в первую очередь с целью ускоренного развития животноводства, а также по обновлению его основных фондов.

Увеличение объемов и повышение доступности кредитных ресурсов достига­ется тем, что процентная ставка по кредитам, полученным на строительство и ре­конструкцию животноводческих комплексов и ферм, будет на две трети субсиди­роваться из федерального бюджета и на одну треть из республиканского бюджета.

Основная задача обновления основных фондов в животноводстве - повышение генетического потенциала животных, разводимых в республике пород скота и создание современных условий их содержания. Решение этой задачи будет осуществляться через закупку племенного скота и современного технологического оборудования, кормозаготовительной техники.

Важным направлением реализации программы станет дальнейшее стимулирование малого предпринимательства в агропромышленном комплексе республики. Предполагается создание инфраструктуры в виде создания откормочных площадок, в том числе на кооперативных началах, включая интересы личных подсобных хозяйств, перерабатывающих и других обслуживающих кооперативов, что даст возможность обеспечить сбыт продукции, произведенной в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах, повысить доходность от ее реализации. Повышение инвестиционной привлекательности животноводства и конкурентоспособности производимой продукции приведет, в конечном итоге, к увеличению потребления основных продуктов питания в расчете на душу населения.

В настоящее время Республика Алтай обладает высоким потенциалом для реализации программы «Развитие мясного скотоводства на 2009-2012 г.г.», поскольку именно здесь возможно при относительно невысоких финансовых затратах увеличить поголовье племенного скота, преимущественно, за счет собственных ресурсов, а также увеличить производство высококачественной экологически чистой говядины от скота специализированных мясных пород и помесного молодняка.

Всего к мясному направлению в 2008 году во всех категориях хозяйств было отнесено 89,3 тыс. голов скота, в том числе коров – 35,7 тыс. голов.

Мясное скотоводство - традиционная подотрасль животноводства Республики Алтай. Так, на 1 корову молочного направления в республике приходится 1,5 мясных коровы. Такая структура стада является оптимальной для большинства развитых стран мира, в России же на 1 молочную корову приходится только 0,02 коровы мясных пород.

Из имеющихся в стране 129 племенных репродукторов мясного направления, 11 (или 8 % от их общего количества) приходится на долю Республики Алтай. Помимо этого, племенная работа по чистопородному разведению ведется еще в 15 хозяйствах. Таким образом, численность племенного скота мясного направления, с учетом хозяйств - кандидатов в племрепродукторы составила на 1.01.2008 г 7029 голов. В 2007 году племенными хозяйствами республики было реализовано для племенного разведения 707 голов молодняка, что составляет 5,5 % от всего реализованного племенного молодняка по РФ.

В республике Алтай в настоящее время разводится 5 специализированных мясных пород – казахская белоголовая (59,2 %), герефордская (17,4 %), галловейская (11,8 %), абердин-ангусская (2,6 %), серая украинская (1,4 %).  Также остался большой массив скота симментальской породы комбинированного молочно-мясного направления, не затронутый «голштинизацией». Подобное породное разнообразие является базой для широкого промышленного скрещивания и получения выскопродуктивного товарного молодняка, отличающегося повышенной энергией роста (на 10-15 %) по сравнению с чистопородными животными.

Кроме того, в малодоступных высокогорных районах республики разводится як (породы сарлык), мясо которого отличается хорошими вкусовыми качествами, высокой питательной ценностью и низкой себестоимостью. Всего в Республике Алтай насчитывается 4,5 тыс. голов яков, в том числе в племенных хозяйствах – 537 голов.

Племенной скот отличается довольно высокими показателями развития, так, живая масса коров, по данным бонитировки, в среднем составляет 492 кг, быков-  701 кг, бычков в возрасте 6 мес. – 188 кг, телочек – 178 кг. Однако, для товарного производства мяса (получение молодняка с живой массой 400 кг и выше к 18-месячному возрасту), кормовая база в большинстве хозяйств недостаточна, поэтому высокий генетический потенциал животных не реализуется в полной мере. Так, живая масса бычков в племенных хозяйствах в возрасте 18 мес. составила в среднем 341 кг, телочек – 318 кг. В то же время, в хозяйствах, имеющих оптимальные условия кормления и содержания, средняя живая масса бычков в 15 мес. достигает 380-415 кг, а к 18-месячному возрасту – 418-485 кг. Таким образом, поставленная в программе задача  - реализация молодняка в возрасте до 24 мес. с живой массой 450 кг, в условиях Республики Алтай может быть успешно решена.

В 2009 году научными сотрудниками будут проведены испытания быков мясных пород по собственной продуктивности с учетом энергии роста, оплаты корма привесами, качеству туш и мяса. Исследования будут выполнены на базе хозяйств Республики Алтай: СПК «Меркит» Усть-Канского района, СПК «Племхоз Теньгинский», КФХ «Надежда» Онгудайского района, СПК «Барагаш», АЭХ СО РАН Шебалинского района.  Объектом исследований будут служить животные мясных пород: казахской белоголовой, галловейской, герефордской и абердин-ангусской. Для изучения роста и развития подопытных животных будут проводиться индивидуальные взвешивания  с последующим определением абсолютного и среднесуточного приростов, а также относительной скорости роста.

В итоге будут разработаны технологический регламент и научное руководство по испытанию племенных быков по комплексу признаков, включая  энергию роста, оплату корма привесами, качеству туш и мяса, с присвоением  бычкам с ответствующей категории, будет создан массив животных желательного типа с наивысшей энергией роста для закладки линий в племенных репродукторах и товарных хозяйствах, что обеспечит увеличение производства говядины.             

Для организации откорма необходимо создавать специализированные откормочные площадки – фидлоты. Такая работа начата в трех районах республики, однако, строительство и оборудование площадок сдерживается из-за финансовых сложностей. Из-за сложных климатических условий, не позволяющих заготавливать концентрированные корма в достаточном количестве, себестоимость живой массы молодняка на откорме в настоящее время не покрывается выручкой от реализации из-за низких закупочных цен в регионе.

В настоящее время годовое производство мяса говядины в Республике Алтай составляет 17,7 тыс. тонн. Однако, высококачественное мясо от  специализированных мясных пород в структуре общего количества поставляемой на рынок говядины составляет 10,6 тыс. тонн.

В последние годы в Республике Алтай происходит интенсивное развитие туристической отрасли. В 1997 году  республику посетило 300 тыс. туристов, а  за 2007 год - более 1 млн. Ежегодно количество отдыхающих в Горном Алтае увеличивается на 10 %. При потребности в питании 1 кг говядины на 1 отдыхающего только для удовлетворения спроса у туристов, требуется ежегодно не менее 1 тыс. тонн мяса (мякоти). Развитие гастро-экологического туризма является наиболее перспективным для Республики Алтай, в связи с чем потребность в высококачественном мясе, в том числе «мраморной» говядине, будет возрастать.

Помимо этого, серьезным стимулом для реализации программы является  возможность развития межрегионального сотрудничества по двум направлениям.

Первое. Наличие значительной племенной базы позволяет производить и реализовывать  значительное  поголовье племенных телок и оцененных бычков  четырех мясных пород (казахской белоголовой, герефордской, абердин-ангусской и  галловейской) для товарных и племенных хозяйств всего Сибирского федерального округа.  Анализ объемов реализации  племенного молодняка по регионам СФО показывает, что спрос значительно превышает предложение и активизация  работы по организации  специализированных мясных производств зависит от наличия в регионе  региональной государственной поддержки  приобретения племенного молодняка.

Второе. Ограниченная кормовая  база не позволяет значительно увеличить  объемы производства высококачественной полновесной говядины, которую получают только после специализированного откорма. Однако, производство  молодняка мясного направления для откорма возможно в Республике в значительных масштабах.  Работа племенной службы региона с  личными подсобными хозяйствами, приватизационные процессы 90-х годов  способствовали тому, что  в личных подсобных хозяйствах в настоящее время сосредоточен неплохой материал для производства помесного скота. В ряде скотоводческих районов республики  в настоящее время разводится скот симментализированный скот с разной кровностью по герефордской и казахской белоголовой породе, что позволяет при целенаправленной работе  с быками плановых  мясных пород производить  хороший молодняк для промышленного откорма.  Учитывая, что кормовой потенциал  хозяйств Республики не позволяет вместить все пригодное для откорма поголовье,  имеется возможность организации (вернее, восстановления) производственных цепочек по доращиванию  и откорму в хозяйствах прилегающих регионов до стандартных сдаточных кондиций.  При реализации этой схемы потребуется субсидиарная поддержка для того, чтобы  личные подсобные хозяйства могли реализовывать молодняк непосредственно после отбивки по цене, которая компенсировала бы  недополученный доход при реализации полуторалетнего молодняка.  Такого рода действия стимулируют личные подсобные хозяйства увеличивать маточное поголовье и не нести расходы по зимней передержке молодняка. 

Анализ состояния мясного скотоводства в регионе

Таблица 1

Показатели

Ед. изм.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2008 г. к 2006 г., %

1. Поголовье крупного рогатого скота в сельскохозяйственных предприятиях, всего

голов

21515

24892

24505

113,9

2. Поголовье специализированного мясного скота в сельскохозяйственных предприятиях, всего

голов

7361

7822

8450

114,8

3. Валовое производство говядины в живом весе

тыс. тонн

16,8

17,2

17,7

105,0

4. Производство на душу населения

кг

148

166

179,9

121,6

5. Покупка племенного молодняка интенсивных мясных пород

гол.

241

661

357

148,1

6. Рентабельность производства мяса - с господдержкой

%

- 8,3

3,2

6,2

                          - без господдержки

%

-24,1

-20,3

-18,3

-75,9

Обеспеченность животноводства кормами в настоящее время пока остается низкой. На период зимовки на условную голову заготавливается не более 6-8 ц к.ед. Корма не сбалансированы по основным элементам питания, особенно по белку, которого приходится всего 80-81 г на кормовую единицу. Недостаток белка, витаминов и других элементов питания приводит к перерасходу кормов. В результате на производство, например, 1 ц прироста крупного рогатого скота затрачивается более 13 ц к.ед.

Основной источник производства кормов в Республике – полевое кормопроизводство. Общая площадь Республики Алтай составляет 2456,5 тысяч гектаров, из них сельскохозяйственные угодья 961,8 тысячи гектаров (39 % от общей площади), пашни 122,3 тысячи гектаров (13% от площади сельскохозяйственных угодий), сенокосов 61,6 тысячи гектаров (6% от площади сельскохозяйственных угодий), пастбищ 776 тысяч гектаров (81% от площади сельскохозяйственных угодий). Кормовые культуры представлены в основном посевами овса в смеси с бобовыми культурами (горох, вика), подсолнечника, суданской травы, рапса и кукурузы, а так же многолетними травами на сено и сенаж.

Доля заготавливаемых кормов с пашни составляет более 80 %.

Кормовые культуры занимают в сельскохозяйственном производстве 83 тысячи гектаров га или 81 % посевных площадей, в том числе многолетние травы 57 тысяч га, однолетние 21,8 тысяч га, силосные без кукурузы 3,2 тысяч га.

Посевы многолетних трав имеют в своем составе смешанные злаково-бобовые компоненты, в которые входят из бобовых культур клевер, люцерна и эспарцет. Расширение посевов козлятника восточного (галеги) сдерживает ограниченное количество  семян и их дороговизна.

Однолетние культуры представлены многокомпонентными смесями (овса в смеси с бобовыми и другими зерновыми культурами), подсолнечника, суданской травы, рапса.

Кроме сеяных кормовых культур, на корм используют естественные сенокосы. Уборочная площадь естественных сенокосов составляет более 45 тысяч гектаров.

В перспективе для создания устойчивой кормовой базы для животноводства должны быть углублены разработки  в направлениях:

-    агроэкологическое районирование территории;

- конструирование высокопродуктивных и экологически устойчивых агроэкосистем и агроландшафтов;

- введение в культуру новых видов кормовых растений, особенно фитомелиорантов;

- адаптация интенсивных технологий кормопроизводства и их соответствие законам развития природы и сохранения биосферы природных ландшафтов.

Пути повышения обеспеченности животноводства кормами:

- увеличение объемов применения минеральных и органических удобрений,

- внедрение новых высокоурожайных кормовых культур,

- повышение качества заготавливаемых кормов, путем применения консервантов и биологических добавок,

- увеличение доли концентрированных кормов в рационе животных,

- вовлечение в севооборот ранее не используемой пашни,

- повышение продуктивности пашни,

- техническое перевооружение, как растениеводства так и животноводство.

Развитие перерабатывающей промышленности

Развитие перерабатывающей промышленности, в том числе малых форм, агропромышленного комплекса Республики Алтай продиктовано следующими факторами:

              во многом уникальным качеством производимого сырья,

              фиксированными объемами производства,

              эксклюзивностью некоторых видов продукции.

              сохранением старых традиционных технологий и обеспечения тем самым неповторимых качеств продукции,

              наличием удаленных населенных пунктов с достаточными объемами производства  мяса и неразвитой транспортной инфраструктурой,

              необходимостью сохранения и развития производства традиционных продуктов питания и изделий из сельскохозяйственного сырья,

              увеличением количества населения, вовлеченного в процессы производства и переработки продукции сельского хозяйства, особенно в кооперативах и других малых формах хозяйствования.

Система заготовок и переработки  продукции животноводства в Республике Алтай за последние  годы создавалась практически   заново. Она представлена предприятиями различных форм собственности производящими 37 основных видов продукции. В республике действует 50 перерабатывающих  предприятий, в том числе 40 мясоперерабатывающих.          

Поскольку  основным направлением сельскохозяйственной деятельности является животноводство, то и самыми крупными  отраслями переработки  является  мясоперерабатывающая  и молочная.

                          Объём заготовок мяса в 2006 году составил 12001 тонн, а в 2008 году - 12058 тонн.

          Республика Алтай постоянно  принимает участие в составе коллективной экспозиции в агропромышленной выставке «Золотая осень» в Москве, а также в Сибирской Ярмарке  «Алтайская Нива», где произведенная в  Республике Алтай продукция получает из года в год самые высокие награды и оценки.

              Однако, основной проблемой, мешающей выходу продукции предприятий Республики на достойный уровень и рынок, является отсутствие необходимых для конкурентной борьбы объемов производимой продукции. Решению этой проблемы должна способствовать и реализация мероприятий программы.

              Кроме этого, необходимо отметить, что в абсолютном  большинстве существующие предприятия перерабатывающей промышленности имеют далеко не лучшее оборудование и устаревшие производственные технологии. С учетом крайней удаленности некоторых из них  проблематика поставки современного оборудования возрастает и обостряется. Учитывая отсутствие свободных средств и  залогов, обеспечение  новым технологическим оборудованием осложняется и в одиночку предприятиям эти проблемы не решить.

              Социально-значимой отраслью переработки должна стать промышленная переработка шерсти и пуха, в том числе в виде предприятий малого бизнеса.

              Особенное внимание должно быть уделено создающемуся кооперативному движению. В реальных условиях вновь созданный кооператив не имеет никаких возможностей начать производство, поскольку из-за недоступности кредитов и отсутствия собственных залогов получить финансовые средства практически не возможно.

              Государственная поддержка будет осуществляться в форме предоставления субсидий из федерального и республиканского бюджетов на  возмещение  части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам - на приобретение сырья, по инвестиционным кредитам - на приобретение оборудования.

Одним из принципиальных вопросов, требующих программного решения и подхода, является создание региональной системы регистрации патентного правообладания и регистрации товарных знаков и государственной поддержки сертификации продукции, без чего существование на рынке идентифицированных эксклюзивных видов продукции невозможно.

Основными целями  реализации мероприятий  являются:

- увеличение объемов и   ассортимента выпускаемой продукции переработки,

- повышение качества,  обеспечение сбыта произведенной в республике сельскохозяйственной  продукции,

- увеличение доли произведенной в регионе продукции в торговых сетях,

-  развитие рынка труда,

-  вовлечение большого количества населения в производство сырья и переработку продукции.

Основными задачами реализации мероприятий  по развитию перерабатывающей промышленности являются:

1. Повышение конкурентоспособности (ценовой и качественной) основных перерабатывающих отраслей сельского хозяйства и их специализации на республиканском и российском рынках.

2. Обеспечение занятости экономически активного сельского населения.

3. Рост эффективности агропродовольственного сектора.

4. Развитие рыночных институтов и инфраструктуры заготовки и переработки продукции сельского хозяйства,

5. Развитие сети сельскохозяйственных  перерабатывающих и заготовительных потребительских кооперативов

6. Консолидированное участие предприятий Республики Алтай в регулярных межрегиональных, всероссийских и зарубежных профильных выставках, смотрах, презентациях.

     Развитие производств будет осуществляться  на основе модернизации существующих предприятий, в том числе за счет кредитов с  возмещением затрат на уплату процентов по кредитам в  размере 100 % ставки рефинансирования  Центрального банка России, а также через создание и развитие заготовительных и перерабатывающих кооперативов и предприятий малого бизнеса.

3. Основные цели и задачи

Основными целями и задачами Программы являются:

Создание и совершенствование технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития  отрасли специализированного мясного скотоводства, межрегионального сотрудничества, вовлечение  в процесс производства личных подсобных хозяйств населения и увеличения производства говядины с 17,7 до 20,1 тыс. тонн, в том числе высококачественной с 3,6 тыс. тонн в 2008 г. до 6,2 тыс. тонн в 2012 году.

Для достижения намеченной цели необходимо решение следующих задач:

-               формирование и совершенствование  племенной базы мясного скотоводства региона;

- увеличение производства племенного молодняка (телок) специализированных мясных пород, адаптированных к природно-климатическим условиям Сибири для реализации регионам СФО; 

-               увеличение  производства помесного молодняка для откорма, в том числе в рамках межрегионального сотрудничества;

-              увеличение производства конкурентоспособной говядины с использованием современных экологически безопасных технологий.

-               развитие мясного скотоводства  республики;

-               расширение доступности кредитных ресурсов финансовых организаций;

-               стимулирование развития малого предпринимательства в агропромышлен­ном комплексе;

-              создание откормочных площадок;

-              повышение заинтересованности сельскохозяйственных товаропроизводите­лей в увеличении производства мяса;

-               увеличение производства высококачественной говядины от скота мясных пород.

-              улучшение кормовой базы

-              углубленная переработка мяса в регионе для обеспечения деликатесами населения РА, туристической отрасли

4. Целевые индикаторы

Результаты реализации программы должны быть количественно измеряемы и описываются количественными индикаторами (показателями) целей и задач программы.

Основные целевые индикаторы программы и их значения по годам приведены в таблице 2.

Основные целевые индикаторы программы

Таблица 2

Показатели

Ед. изм.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2012 г. к 2008 г.

+/-

%

1. Поголовье специализированного мясного скота в сельскохозяйственных предприятиях, всего

голов

8450

8872

9316

9782

10271

1821

121,6

в т.ч. племенных коров

голов

2087

2182

2394

2476

2558

471

122,6

2. Покупка племенного молодняка интенсивных мясных пород

голов

357

392

464

511

560

203

156,9

Реализация племенного молодняка в регионы СФО

голов

200

250

300

400

500

300

250,0

3. Увеличение реализации на племя молодняка мясных пород к предыдущему году

%

14,1

14,3

14,6

15,0

15,0

0,9

106,4

4. Валовое производство говядины в живом весе

тыс. тонн

17,7

18,5

18,8

19,4

20,1

2,4

113,5

в т.ч. производство высококачественной говядины от мясного скота в живом весе

тыс. тонн

3,6

4,0

4,6

5,3

6,2

2,6

172,0

5. Средняя живая масса 1 головы скота при реализации

кг

373

450

450

450

450

77

120,6

5. Перечень и описание программных мероприятий

Создание специализированной отрасли с высокой продуктивностью мясных животных должно идти по следующим основным направлениям:

- Сотрудничество (кооперация) с другими регионами по выращиванию и откорму мясного скота

- организация стабильной кормовой базы;

- селекция при чистопородном разведении;

- промышленное скрещивание на молочно-товарных фермах;

- использование низко-продуктивного молочного скота с целью

              увеличения поголовья мясного скота путем поглотительного скрещивания их с чистопородными мясными быками-производителями;

- совершенствование технологии мясного скотоводства

- создание сети откормочных площадок

- распространения искусственного осеменения

- проведение научных исследований и внедрение их в производство

- приобретение и содержание быков производителей

Для дальнейшего развития мясного комплекса Республики:

Предусмотреть  промышленное скрещивание малопродуктивных коров молочных пород с быками специализированных скороспелых мясных пород, учитывая сочетание пород. Симментализированный скот скрещивать с быками абердин-ангусской и герефордской породы, помесей казахской  белоголовой с галловейской и герефордской. По данным многочисленных исследований, помеси по живой массе, массе туши, оплате корма, и калорийности мяса превосходят молодняк материнских пород на 10-15 %. При интенсивном выращивании и от­корме помесный молодняк может достигать к 18-месячному возрасту живой массы 450-500 кг. Однако этот вариант может быть реализован при наличии финансовой       поддержки, особенно в первые 3-5 лет для приобретения быков-       производителей.

При чистопородном разведении казахского белоголового скота       рекомендовать однократное прилитие крови герефордов.

Для обеспечения быками производителями хозяйств всех форм      собственности ежегодно доводить план-задание  племрепродукторам по      выращиванию быков-производителей, по оценке собственной      продуктивности.

Важнейшим средством роста поголовья мясного скота, увеличения производства говядины и снижения ее себестоимости станет повышение интенсивности воспроизводства стада. Ставится задача – от каждой коровы и телки случного возраста получить в течение года теленка. Выход телят будет увеличиваться за счет распространения искусственного осеменения  коров в хозяйствах всех форм собственности, широкого применения синхронизаторов  охоты (простогландинов). Намечаемое повышение выхода телят на 14 % позволить снизить стоимость одной головы приплода на 35-50 %, что позволит не только полностью окупить дополнительные затраты, но и снизить себестоимость говядины.

Создание откормочных площадок поможет хозяйствам занимающихся разведением мясного скота на порядок снизить затраты на содержание молодняка и решит вопросы реализации.

Создание прокатных пунктов для содержания  быков-производителей специализированных мясных пород для участия их в воспроизводстве, с целью улучшения качественного состава полученных потомков, а также использование их при промышленном скрещивании.

Развитие сети пунктов искусственного осеменения коров и телок личных подворий. Исключить из воспроизводительного процесса внеклассных быков-производителей. 

Применение ресурсосберегающей технологии, включающей в себя: систему пастбищеоборотов, синхронизацию охоты и туровый отел, выращивание телок на специализированных площадках, нагул и откорм молодняка, позволит получить 85-90 телят от 100 коров и нетелей, 700-800 г прироста в сутки в среднем по стаду, сохранить не ниже 95-98 % поголовья и производить дополнительно свыше 1,5 тыс. тонн высококачественной говядины.

Предоставление субсидий из федерального и республиканского бюджетов для поддержки племенных репродукторов в виде выделений субсидий на содержание племенного маточного поголовья мясного скота, субсидирование маточного поголовья мясного скота (кроме личных подсобных и племенных хозяйств), субсидирование приобретения племенного скота (таблица 8), субсидирование откормочных площадок за сданное поголовье мясного скота (таблица 9), субсидия на приобретение глубокозамороженного семени быков-производителей мясных пород.

Решение основных задач Программы будет обеспечено выполнением комплекса программных мероприятий.

5.1. Мероприятия

Для решения задачи 1. «Формирование племенной базы мясного скотоводства».

Механизм:

Предоставление дифференцированных субсидий на содержание маточного поголовья мясного скота по системе «корова-теленок» в племенных заводах по всей территории по ставке 5000 рублей, племенных репродукторах по ставке 4500 рублей на корову с теленком в год.

Предоставление субсидий  на закупку племенного скота специализированных и наиболее перспективных интенсивных мясных пород в качестве компенсации до 30 % затрат. Фактические выплаты субсидий определяются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации с учетом конкретных условий рынка и качеств животных.

Целевые показатели мероприятий по решению задачи 1:

Увеличение численности племенного маточного поголовья с 2087 голов в 2008 году, до 2558 голов в 2012 году.

Увеличение объема реализации племенного молодняка до 1000 голов в 2012 г.

Приобретение племенного молодняка  к 2012 году 560 голов.

5.1.1.  Размеры субсидий на содержание маточного поголовья мясного скота по системе «корова-теленок» рассчитываются по ставке на одну корову при условии получения к отъему в возрасте 6 – 7 месяцев здорового теленка, установленной исходя из возмещения не более 30% затрат на содержание коровы в год дифференцированно, с учетом качества скота и уровня племенной работы. Предоставляются сельскохозяйственным предприятиям и мясным фермам.

В 2008 году производственные издержки на содержание одной коровы в племенных заводах – 12753 рублей, племенных репродукторах – 12223 рублей, а с учетом удорожания производственных издержек за 2 года не менее чем на 20%, они составят в 2009 и последующих годах 15303 рублей в племзаводах и  14667 рублей в племенных репродукторах. Исходя их указанных издержек, субсидия на одну корову в племзаводах составит 5000 рублей, в племенных репродукторах – 4500 рублей. Объемы финансирования для субсидий  в системе «корова-теленок» представлены в таблице 4.

Таблица 4

Потребность в финансировании из федерального бюджета по годам (в ценах соответствующих лет)  для субсидий в системе «корова-теленок» в племенных хозяйствах

Годы

племзаводы

племрепродукторы

Итого

коров

млн. руб.

коров

млн. руб.

млн. руб.

2009

550

2,7

650

2,9

5,6

2010

565

2,8

700

3,1

5,9

2011

580

2,9

750

3,4

6,3

2012

600

3,0

800

3,6

6,6

2009-2012

11,4

13,0

24,4

5.1.2. Субсидии на приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями племенного молодняка высокого качества и стимулирование повышения генетического потенциала продуктивности мясного скота.

Таблица 5

Потребность в субсидиях на покупку племенного молодняка

Годы

нетели и телки

Всего

млн. руб.

голов

тонн живой массы

2009

380

152

4,5

2010

450

180

5,4

2011

495

198

5,9

2012

540

216

6,5

2009-2012

1865

746

22,3

5.1.3.  Субсидии на приобретение семени высокоценных быков наиболее перспективных пород и типов мясного скота.

Размеры субсидий определяются по ставке на одну дозу семени и компенсации 30% затрат на ее приобретение.

В 2008 году цена на семя высокоценных быков, предназначенных для племзаводов и племрепродукторов, составляла в среднем 100 рублей за дозу,  ставка субсидии – 30 рублей.

Субсидии на эти цели составят всего 0,56 млн. руб., в том числе по годам: 2009 –  0,13  млн. руб., 2010 г – 0,14 млн. руб., 2011 г – 0,14 млн. руб., 2012 г – 0,15 млн. руб.

5.2. Мероприятия для решения задачи 2 «Увеличение производства высококачественной говядины»

Механизм:

Отбор на конкурсной основе региональных программ по развитию мясного скотоводства и оказание поддержки их реализации из федерального бюджета в формах:

а) субсидии на создание откормочных предприятий из расчета на голову реализованного мясного чистопородного и помесного (в том числе от промышленного скрещивания) молодняка (в возрасте до 2 лет) с живой массой не менее 450 кг по ставке 21 руб. за 1 кг живой массы, или в среднем 9450 руб. на голову.

б) субсидии на содержание маточного поголовья в товарных хозяйствах по системе «корова-теленок» при условии получении здорового теленка к отъему в возрасте 6-7 месяцев по ставке 3000 руб. на корову в год;

в) субсидии на промышленное скрещивание части маток в молочных стадах (до 6-7% от случного контингента преимущественно в личных подсобных хозяйствах с бычками мясных пород с целью получения высокопродуктивных  помесных телят – бычков для откорма, телок – для формирования товарных (коммерческих) мясных стад;

г) субсидии на укрепление кормовой базы, улучшение естественных пастбищ, технологическую модернизацию репродукторных мясных ферм и откормочных предприятий, повышение квалификации кадров.

Целевые показатели мероприятий по решению задачи 2:  

Объем производства высококачественного мяса по годам:

в убойном весе                                                                      в живой массе

2009 – 2,0 тыс. тонн,                                                                      4,0 тыс. тонн,

2010 – 2,3 тыс. тонн,                                                                      4,6 тыс. тонн,

2011 – 2,6 тыс. тонн,                                                                      5,3 тыс. тонн,

2012 – 3,1 тыс. тонн.                                                                      6,2 тыс. тонн.

Общее поголовье мясного скота по годам:

2009 –  93,7 тыс. голов,

2010 – 98,4 тыс. голов,

2011 – 103,3 тыс. голов,

2012 – 108,5 тыс. голов.

5.2.1. Субсидии на создание откормочных предприятий и откорм мясного чистопородного и помесного (в том числе от промышленного скрещивания) молодняка до живой массы свыше 450 кг при реализации в возрасте до 2 лет.

Реализация мероприятия будет способствовать интенсификации окорма молодняка и повышению его съемной живой массы, увеличению производства говядины, улучшению потребительских качеств мяса и снижению удельных затрат на убой и переработку скота. Поддержка рассчитана на четыре года, то есть на период освоения инноваций по интенсивному откорму молодняка мясных пород, включая помесей, и реализацию его в возрасте до двух лет с целью получения высокоценной говядины.

Размеры субсидий рассчитывается по ставке на одну голову откормленного молодняка при реализации на мясо, установленной исходя из возмещения из средств федерального бюджета не более 30% производственных затрат.

Производственная себестоимость живой массы молодняка мясных пород в 2008 году в среднем составляла 75 рублей за 1 кг (с учетом стоимости теленка к отъему около 8,5 тыс. рублей + затраты на откорм), одной головы – 33840 руб., ставка субсидии должна составлять 22,5 рубль за 1 кг, или 10152 руб. на голову.

В соответствии с запланированными объемами реализации  откормленного молодняка до высоких весовых кондиций и суммарной живой массы потребность в финансировании по годам приведена в табл. 6.

Таблица 6

Потребность в финансировании субсидий для откорма молодняка до высоких весовых кондиций (свыше 450 кг)

Годы

Реализация молодняка с живой массой более 450кг

Субсидия,

млн. руб.

поголовье,  голов

живая масса,  тонн

2009

1000

450,0

10,1

2010

1400

630,0

14,2

2011

1600

720,0

16,2

2012

2000

900,0

20,2

2009-2012

6000

2700

60,7

       5.2.2. Субсидии на содержание маточного поголовья в товарных хозяйствах по системе «корова-теленок» при условии получения здорового теленка к отъему в возрасте 6-7 месяцев.

Размеры субсидий определяются по ставкам на одну корову в год исходя из компенсации 30% производственных издержек на содержание коровы. В 2007 году такие издержки составляли 5403 рубля, в 2009 году повысятся минимум на 20% и составят 6483 рублей, субсидия 30% - 1945 рублей.

Объем субсидий составляет, всего на 2009-2012 годы 85,6 млн. руб., в том числе по годам: 2009 г- 21,4 млн. руб., 2010г- 21,4 млн. руб., 2011г – 21,4 млн. руб., 2012г – 21,4 млн. руб.

5.2.3. Субсидии на промышленное скрещивание части маток в молочных стадах (до 6-7 % от случного контингента) преимущественно в личных подсобных  хозяйствах населения с быками специализированных мясных пород с целью получения высокопродуктивного помесного молодняка для откорма и телок – для формирования коммерческих мясных стад.

Необходимость государственной поддержки промышленного скрещивания заключается в том, чтобы обеспечить экономическую мотивацию его применения путем бесплатного предоставления семени быков. Такая практика широко применяется в ряде стран и обеспечивает существенное повышение качества получаемого от помесей мяса и увеличение объемов его производства благодаря проявлению эффекта гетерозиса.

Размеры субсидий рассчитываются по ставке на одного полученного помесного теленка, реализованного в возрасте 2-4 месяцев в откормочное предприятие или мясную ферму, затраты семени на 1 теленка составляют две дозы стоимостью 200 рублей, исходя из компенсации владельцам скота 100% затрат на семя от мясных быков.

Потребность в финансировании промышленного скрещивания на 2009-2012 годы составляет, в ценах соответствующих лет, 1,6 млн. рублей, в том числе по годам:

2009 год – 0,4 млн. руб. (на 2 тысячи помесных телят),

2010 год – 0,4 млн. руб. (на 2 тысячи помесных телят),

2011 год – 0,4 млн. руб. (на 2 тысячи помесных телят),

2012 год – 0,4 млн. руб. (на 2 тысячи помесных телят).

5.2.4. Субсидии на мероприятия в рамках региональных программ по укреплению кормовой базы, улучшению естественных кормовых угодий, технологической модернизации мясных репродукторных ферм и откормочных предприятий и повышение квалификации кадров.

Субсидии возмещение части затрат на коренное улучшение естественных пастбищ.

Ставка субсидии определяется в расчете на 1 га пастбищ, исходя из компенсации до 30 % затрат на эти цели.

В 2007 и 2008 годах в среднем по России затраты на коренное улучшение пастбищ составляли 34 тыс. руб., субсидия составляет 10,2 тыс. руб. Потребность в пастбищах на корову с теленком составляет 3 га.

Субсидии на возмещение части затрат на технологическую модернизацию мясных репродукторных ферм (оснащение современными взвешивающими устройствами, расколами, фиксаторами, приборами для определения стельности с помощью ультразвука) определяются в расчете на одну  корову, исходя из компенсации до 30 % затрат на эти цели.

В 2007 и 2008 годах затраты на технологическое обновление мясных ферм в расчете на корову составляли 33,0 тыс. рублей, субсидия – 10 тыс. рублей.

Субсидии на возмещение части затрат на создание фидлотов (открытых откормочных площадок) и технологическую модернизацию откормочных предприятий определяются в расчете на одно постановочное место для молодняка крупного рогатого скота, исходя из компенсации 30 % затрат на эти цели.

В 2007 и 2008 годах затраты на создание фидлота в расчете на 1 постановочное место составляли 45 тыс. рублей, субсидия – 13,5 тыс. рублей.

Субсидии на повышение квалификации кадров определяются из расчета компенсации 100 % затрат на эти цели в пределах лимитов на каждый год

Объемы работ и субсидий из федерального бюджета на мероприятия п. 5.2.4. (подлежат корректировке с учетом условий региона) показаны в табл. 7.

Таблица 7

Ориентировочные субсидии на укрепление кормовой базы и подготовку кадров

Мероприятия

Годы

2009

2010

2011

2012

1. Коренное улучшение естественных пастбищ

тыс. га

1,0

1,2

1,3

1,4

субсидия, млн. руб.

10,2

12,2

13,3

14,3

2. Технологическая модернизация мясных репродукторных ферм

коров

150

350

350

150

субсидия, млн. руб.

1,5

3,5

3,5

1,5

3. Создание фидлотов и технологическая модернизация откормочных предприятий

постановочных мест

1000

1400

1600

2000

субсидия, млн. руб.

13,5

18,9

21,6

27,0

4. Субсидия на подготовку кадров, млн. руб.

1,0

1,0

1,0

1,0

Субсидии. Всего, млн. руб.

22,0

29,7

32,7

35,4

Поддержка мясного скотоводства из бюджета Республики Алтай на 2009 – 2012 годы.

Таблица 8

млн. рублей

Годы

Маточное поголовье крупного рогатого скота мясного направления (кроме ЛПХ, племенных репродукторов) (ставка 500 рублей)

субсидия на крупный рогатый скот

реализуемый с откормочных площадок Республики Алтай

Приобретение глубокозамороженного семени быков-производителей мясных пород

(доз/рублей)

Субсидия на возмещение части затрат на проектирование, строительство и реконструкцию животноводческих и отдельных объектов сельскохозяйственного назначения и социальной сферы в сельской местности предоставляется сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, после ввода объектов в эксплуатацию или завершения реконструкции в размере 25 процентов произведенных затрат

Субсидии на компенсацию части затрат на приобретение животноводческого оборудования и сельскохозяйственной техники выплачиваются сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме личных подсобных хозяйств) по ставке 30 процентов от стоимости

Субсидирование улучшения  сельхозугодий

Всего субсидий

2009

5,4

8,0

0,2

9,0

10,0

14,0

46,6

2010

5,4

14,0

0,2

12,0

10,0

18,0

59,6

2011

5,5

17,0

0,3

15,0

10,0

20,0

67,8

2012

5,5

21,0

0,3

20,0

10,0

25,0

81,8

ИТОГО:

21,8

60,0

1,0

56,0

40,0

77,0

255,8

Потребность в субсидиях мясного скотоводства из бюджета Российской Федерации на 2009 – 2012 годы.

Таблица 9

млн. рублей

Годы

Субсидии на создание откормочных предприятий и откорм мясного чистопородного и помесного (в том числе от промышленного скрещивания) молодняка до живой массы свыше 450 кг при реализации в возрасте до 2 лет.

Субсидии на содержание маточного поголовья в товарных хозяйствах по системе «корова-теленок» при условии получения здорового теленка к отъему в возрасте 6-7 месяцев

Субсидии на улучшение сельхозугодий     субсидии на

технологическая модернизация мясных репродукторных ферм, создание фидлотов

технологическая модернизация откормочных предприятий,

Финансирование затрат по повышению квалификации кадров

Финансирование научных проектов по наиболее актуальным темам, результаты которых будут способствовать достижению цели программы

Всего субсидий

2009

22,098

21,4

18,9

4,0

3,0

0,3

0,5

70,198

2010

20,16

21,4

28,2

4,0

3,0

0,4

0,5

77,66

2011

21,3

21,4

32,0

4,0

3,0

0,4

0,5

82,6

2012

20,6

21,4

36,4

4,0

3,0

0,4

0,5

86,3

ИТОГО:

84,158

85,6

115,5

16,0

12,0

1,5

2,0

316,758

Всё это позволит сельхозтоваропроизводителям ежегодно увеличивать поголовье мясного скота во всех категориях хозяйств на 5 %, ежегодно увеличивать производство скота в живой массе на убой от чистопородного и помесного скота мясного направления на 5 %, ежегодно увеличивать поголовье племенных животных на 8,6 %, ежегодно увеличивать реализацию племенного молодняка на 1,9 %, улучшить качество производимого мяса, улучшить породный и классный состав имеющегося поголовья. Снизить затраты на строительство животноводческих ферм и комплексов, обеспечить при­быльность от реализации  мяса.

Перечень хозяйств, включенных в систему программных мероприятий, приведен в таблице 10.

Таблица 10

Перечень хозяйств, разводящих скот мясного направления продуктивности, включенных в систему программных мероприятий

№ п/п

хозяйство

район

статус хозяйства

порода скота

количество  животных, голов

1

СПК Племхоз «Теньгинский

Онгудайский

племзавод

казахская белоголовая

1722

2

СПК «Ябоган»

Усть-Канский

племрепродуктор

казахская белоголовая

392

3

СПК «Талица»

Усть-Канский

племрепродуктор

казахская белоголовая

582

4

ООО «Меркит»

Усть-Канский

племрепродуктор

казахская белоголовая

520

5

СПК «Мак»

Усть-Канский

нет

казахская белоголовая

40

6

к/х «Надежда»

Онгудайский

племрепродуктор

герефордская

350

7

СПК «Барагаш»

Шебалинский

племрепродуктор

абердин-ангусская

185

8

АЭХ СО РАН

Шебалинский

племрепродуктор

галловейская

783

9

ЗАО «Новый Путь»

Шебалинский

племрепродуктор

яки сарлык

344

10

ИП Каншин Е.Н.

Шебалинский

племрепродуктор

галловейская

40

11

СПК «Жана-Аул»

Кош-Агачский

племрепродуктор

яки сарлык

193

12

ООО «Коргон»

Усть-Канский

племрепродуктор РА

казахская белоголовая

358

13

к/х «Борозок»

Онгудайский

племрепродуктор РА

казахская белоголовая

136

14

ООО «Озерное»

Онгудайский

племрепродуктор РА

казахская белоголовая

175

15

ООО «Вперед»

Онгудайский

племрепродуктор РА

казахская белоголовая

121

16

к/х «Звезда»

Онгудайский

нет

казахская белоголовая

101

17

к/х «Талду»

Онгудайский

нет

герефордская

104

18

ООО «Элита»

Онгудайский

нет

казахская белоголовая

75

19

ООО «Шагым»

Онгудайский

нет

герефордская

120

20

КФХ «Кара-Тонош»

Онгудайский

нет

казахская белоголовая

60

21

ООО «Карагуж»

Майминский

нет

казахская белоголовая

231

22

ООО АПК «Заречный»

Майминский

нет

казахская белоголовая

183

23

ООО «Тихонькое»

Усть-Коксинский

нет

казахская белоголовая

178

24

ООО «Гагарка»

Усть-Коксинский

нет

казахская белоголовая

137

25

ООО «Талан»

Усть-Коксинский

нет

казахская белоголовая

40

26

СПК ПКЗ «Амурский»

Усть-Коксинский

нет

казахская белоголовая

300

27

СПК «Абайское»

Усть-Коксинский

нет

казахская белоголовая

212

28

ООО «Каракол»

Усть-Канский

нет

казахская белоголовая

182

29

АЭХ СО РАН

Шебалинский

нет

серая украинская

97

30

КФХ «Сокол»

Шебалинский

нет

галловейская

42

31

СПК «Кок-Тобо»

Кош-Агачский

нет

казахская белоголовая

50

32

СПК «Хозяин»

Кош-Агачский

нет

казахская белоголовая

72

33

КФХ «Мунай»

Кош-Агачский

нет

казахская белоголовая

329

1.6. Социально-экономическая и экологическая эффективность программы

Приводятся расчеты по социально-экономической и экологической эффективности реализации программы. Дается оценка эффективности расходования бюджетных средств.

При реализации программы увеличится:

индекс производства говядины от мясного чистопородного и помесного скота в общем производстве этого вида мяса (от молочного и мясного скота) с 60 % в 2009 г. до 60,1 % в 2012 г.;

удельный вес племенных коров мясных пород с 24,6 % в 2009 г. до 24,9% в 2012 г.

Кроме увеличения племенной базы, производства высококачественной говядины и наполнения внутреннего рынка этим видом мяса, реализация программы обеспечит создание 429 новых рабочих мест в сельских территориях, дополнительное поступление налогов по сравнению с 2008 годом в бюджеты всех уровней за три года в сумме 84,0 млн. рублей.

Расчет социально-экономической эффективности реализации программы приведен в таблице 11.

Таблица 11

Показатели

2008

2009

2010

2011

2012

2012 г. к 2008 г

1. Объем производства говядины от мясного и помесного скота, тыс. тонн в живой массе

17,7

18,5

18,8

19,4

20,1

113,5

2. Поголовье скота,  тыс. голов:

а) мясного

21,2

22,7

24,8

25,3

26,0

122,6

б) помесного

68,1

71,0

73,6

78,0

82,5

121,1

3. Валовой продукт отрасли, млн. руб.

216

264

296

315

339

156,9

4. Валовой доход отрасли, млн. руб.

25,8

39,6

44,3

63,0

84,7

3,3 раза

5. Чистая прибыль отрасли, млн. руб.

18,2

27

30

42

51,8

2,8 раза

6. Рабочие места, чел.

1188

1254

1320

1386

1452

122,2

Расчет эффективности расходования бюджетных средств по программе приведен в таблице 12.

Таблица 12

Показатели

Ед.

изм.

2009

2010

2011

2012

Всего за 4 года

Выручка от реализации говядины

млн. руб.

243

272

294

330

1135,5

Ежегодный прирост выручки от реализации говядины

млн. руб.

19

29

32

36

106

Финансирование программы

всего

млн. руб.

122,13

150,34

165,74

189,35

627,56

Показатели

эффективности

%

75,3

90,5

65,8

93,4

81,9

1.7. Обоснование ресурсного обеспечения программы

Объем финансирования на реализацию программы на период 2009 – 2012 г.г. составляет: 1154,16 млн. рублей, в том числе 2009 год – 235,03 млн. рублей, 2010 год – 277,64 млн. рублей, 2011 год – 303,54 млн. рублей, 2012 год – 337,95 млн. рублей; из средств Республиканского бюджета на реализацию программы на период 2009 – 2012 г.г. составляет 285,4 млн. рублей, в том числе 2009 год – 53,3 млн. рублей, 2010 год – 66,8 млн. рублей, 2011 год – 75,5 млн. рублей, 2012 год – 89,8 млн. рублей; из средств Федерального бюджета –342,16 млн. рублей, в том числе 2009 год – 68,83 млн. рублей, 2010 год – 83,54 млн. рублей, 2011 год – 90,24 млн. рублей, 2012 год – 99,55 млн. рублей; Внебюджетные средства – 526,6 млн. рублей, в том числе 2009 год – 112,9 млн. рублей, 2010 год – 127,3 млн. рублей, 2011 год –  137,8 млн. рублей, 2012 год – 148,6 млн. рублей.

Объёмы средств, потребных на реализацию запланированных мероприятий по программе, рассчитаны с учетом:

фактических цен на племенной скот в 2008 г. по России и внутри Республики Алтай;

средне республиканских расходов на содержание мясных коров и стоимости каждого теленка к отъему (с учетом выхода телят);

средних по республике производственных издержек на откорм молодняка крупного рогатого скота.

Расчеты потребности в финансировании мероприятий программы проводятся по форме приведенной в таблице 13.

Таблица 13

Общая потребность в финансировании мероприятий программы и его источники, млн. руб.



п/п

Мероприятия

Источник

2009

2010

2011

2012

Всего за 2009-2012 гг.

1

Формирование племенной базы мясного скотоводства на основе (предоставление дифференцированных субсидий на содержание маточного поголовья мясного скота в племенных заводах и племенных репродукторах и т.д.)

Республиканский бюджет

2,2

2,4

2,5

2,5

9,6

Федеральный бюджет

5,6

5,9

6,3

6,6

24,4

Внебюджетные средства

10,6

11,6

12,0

12,4

46,6

2

Увеличение производства высококачественной говядины («мраморного» мяса) путем субсидирование содержания маточного поголовья в крупного рогатого скота мясного направления находящихся в товарных хозяйствах

Республиканский бюджет

5,4

5,4

5,5

5,5

21,8

Федеральный бюджет

21,4

21,4

21,4

21,4

85,6

Внебюджетные средства

53,1

52,5

52,7

52,7

211,0

3

Поддержка откормочных площадок (субсидия на крупный рогатый скот реализуемый с откормочных площадок весом не менее 450 кг)

Республиканский бюджет

8,0

14,0

17,0

21,0

60,0

Внебюджетные средства

5,2

7,3

8,3

10,4

31,2

4

Приобретение племенного крупного рогатого скота мясного направления

Республиканский бюджет

4,5

4,8

5,2

5,5

20,0

Федеральный бюджет

4,5

5,4

5,9

6,5

22,3

Внебюджетные средства

18,0

19,2

20,8

21,8

79,8

5

Распространение искусственного осеменения

Республиканский бюджет

0,2

0,2

0,3

0,3

1,0

Федеральный бюджет

0,13

0,14

0,14

0,15

0,56

6

Создание сети откормочных площадок

Субсидии на создание откормочных предприятий и откорм мясного чистопородного и помесного (в том числе от промышленного скрещивания) молодняка до живой массы свыше 450 кг при реализации в возрасте до 2 лет.

Федеральный бюджет

10,1

14,2

16,2

20,2

60,7

7

Промышленное скрещивание на молочно-товарных фермах и в личных подсобных хозяйствах населения

Субсидии на промышленное скрещивание части маток в молочных стадах (до 6-7 % от случного контингента) преимущественно в личных подсобных  хозяйствах населения с быками специализированных мясных пород с целью получения высокопродуктивного помесного молодняка для откорма и телок – для формирования коммерческих мясных стад

Федеральный бюджет

0,4

0,4

0,4

0,4

1,6

8

Улучшение кормовой базы, модернизация ферм, подготовка кадров

Субсидии на коренное улучшение естественных пастбищ, технологическая модернизация мясных репродукторных ферм, создание фидлотов и технологическая модернизация откормочных предприятий, субсидии на подготовку кадров

Федеральный бюджет

26,2

35,6

39,4

43,8

145,0

Республиканский бюджет

14,0

18,0

20,0

25,0

77,0

9

Субсидия на возмещение части затрат на проектирование, строительство и реконструкцию животноводческих и отдельных объектов сельскохозяйственного назначения и социальной сферы в сельской местности предоставляется сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, после ввода объектов в эксплуатацию или завершения реконструкции в размере 25 процентов произведенных затрат

Республиканский бюджет

9,0

12,0

15,0

20,0

56,0

Внебюджетные средства

16,0

20,0

24,0

28,0

88,0

10

Проведение научных исследований и внедрение их в производство

Финансирование научных проектов по наиболее актуальным темам, результаты которых будут способствовать достижению цели программы

Федеральный бюджет

0,5

0,5

0,5

0,5

2,0

11

Субсидии на компенсацию части затрат на приобретение животноводческого оборудования и сельскохозяйственной техники выплачиваются сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме личных подсобных хозяйств) по ставке 30 процентов от стоимости

Республиканский бюджет

10,0

10,0

10,0

10,0

40,0

Внебюджетные средства

10,0

16,7

20,0

23,3

70,0

Всего

235,03

277,64

303,54

337,95

1154,16

Республиканский бюджет

53,3

66,8

75,5

89,8

285,4

Федеральный бюджет

68,83

83,54

90,24

99,55

342,16

Внебюджетные средства

112,9

127,3

137,8

148,6

526,6

1.8. Описание системы управления реализацией программы

Комплексное управление Программой и распоряжение средствами республиканского бюджета осуществляет субъект бюджетного планирования – Министерство сельского хозяйства Республики Алтай.

Система управления реализацией  Программы:

- ответственным за реализацию Программы в целом, достижение целей, задач, индикаторов цели, показателей задач и мероприятий, утвержденных в программе, является Министерство сельского хозяйства Республики Алтай;

- координацию деятельности подразделений Министерства сельского хозяйства Республики Алтай, учреждений и организаций, участвующих в реализации Программы и их согласованные действия по реализации программных мероприятий, осуществляет Министерство сельского хозяйства Республики Алтай;

- реализацию каждого мероприятия Программы и соответственно реализацию Программы, осуществляет Министерство сельского хозяйства Республики Алтай;

- финансирование программных мероприятий осуществляет Министерство сельского хозяйства Республики Алтай;

- мониторинг реализации Программы осуществляют Министерство сельского хозяйства Республики Алтай;

- ответственным за формирование отчетности о ходе реализации Программы являются Министерство сельского хозяйства Республики Алтай.

Финансирование предусмотренных Программой мероприятий будет осуществляться в пределах средств республиканского бюджета, предусмотренных Республиканским законом «О республиканском бюджете на 2009 год и на плановый период на 2009 - 2011 годы» и последующий   2012 год Министерству сельского хозяйства Республики Алтай на соответствующие мероприятия. Составной частью механизма финансирования является выделение средств (субсидий) на запланированные мероприятия (кроме НИОКР).

Правовые основания расходных обязательств  республиканского бюджета в финансировании обеспечения мероприятий Программы возникают в результате подписания соглашений между  Министерством сельского хозяйства Республики Алтай и участниками программы.

Оценка рисков реализации программы

К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:

а) внешние риски:

недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии частно-государственного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;

неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села, а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию мяса и трудностям с его реализацией.

б) внутренние риски:

организационные риски, запаздывание с подготовкой кадров;

производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита и т.д.).

Управление рисками в рамках реализации программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению на федеральном уровне.

При определении суммы рисков должно учитываться возможное недополучение запланированных объемов говядины из-за невыхода на прогнозируемые показатели средней живой массы молодняка, реализованного на мясо, производства говядины на голову скота  и поголовья скота специализированных мясных пород и полукровных мясных помесей. В качестве критерия невыхода на плановые показатели, Минсельхозом России установлен уровень предыдущего года по производству говядины на голову скота (78,5 кг) и  выполнение только на 90% (минус 10% к плану) плана по численности мясного скота.

Таблица 14

Виды рисков

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

От невыхода на плановую интенсивность использования мясного скота для получения говядины (кг мяса на голову скота)

77

77

77

77

От невыхода на плановое поголовье мясного скота, гол.

4300

4700

4900

4900

Общая оценка рисков: тыс. тонн

0,33

0,36

0,38

0,38

                                       млн. руб.

19,0

23,0

24,0

25,0

Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителей программы.

1.9. Сроки реализации программы

После разработки программы составляется график, в котором указываются мероприятия, сроки и ответственные исполнители выполняемых работ (см. табл. 15).

Таблица 15

9. График реализации программных мероприятий



п/п

Разделы программы, мероприятия

Ответственные за исполнение

Срок исполнения

Объем работ

Примечание

1

2

3

4

5

1

Формирование племенной базы мясного скотоводства на основе (предоставление дифференцированных субсидий на содержание маточного поголовья мясного скота в племенных заводах и племенных репродукторах и т.д.)

Минсельхоз РА, сельхозтоваропроизводители РА

2009 – 2012 г.г.

Увеличение поголовья племенного скота с 4970 голов до 7000 голов, создание 3 племенных репродукторов по разведению крупного рогатого скота мясных пород

2

Увеличение производства высококачественной говядины («мраморного» мяса) путем субсидирование содержания маточного поголовья в крупного рогатого скота мясного направления находящихся в товарных хозяйствах

сельхозтоваропроизводители РА

2009 – 2012 г.г.

Увеличение объемов производства высококачественной говядины с 3,6 до 6,2 тысяч тонн

3

Поддержка откормочных площадок (субсидия на крупный рогатый скот реализуемый с откормочных площадок весом не менее 450 кг)

Минсельхоз РА, сельхозтоваропроизводители РА

2009 – 2012 г.г.

Увеличение поголовья крупного рогатого скота на откорме с 1000 голов до 6000 голов

4

Приобретение племенного крупного рогатого скота мясного направления

Сельхозтоваропроизводители РА

2009 – 2012 г.г.

Увеличение приобретения племенного скота с 357 до 560 голов

5

Распространение искусственного осеменения

Минсельхоз РА, муниципальные образования РА

2009 – 2012 г.г.

Увеличение охвата искусственного осеменения крупного рогатого скота мясных пород

6

Создание сети откормочных площадок

Субсидии на создание откормочных предприятий и откорм мясного чистопородного и помесного (в том числе от промышленного скрещивания) молодняка до живой массы свыше 450 кг при реализации в возрасте до 2 лет.

Сельхозтоваропроизводители РА

2009 – 2012 г.г.

Создание 8 откормочных площадок

7

Промышленное скрещивание на молочно-товарных фермах и в личных подсобных хозяйствах населения

Субсидии на промышленное скрещивание части маток в молочных стадах (до 6-7 % от случного контингента) преимущественно в личных подсобных  хозяйствах населения с быками специализированных мясных пород с целью получения высокопродуктивного помесного молодняка для откорма и телок – для формирования коммерческих мясных стад

Минсельхоз РА, сельхозтоваропроизводители РА

2009 – 2012 г.г.

Проведение работ по промышленному скрещиванию коров молочных пород с быками-производителями мясных пород с 2338 голов до 3000 голов

8

Улучшение кормовой базы, модернизация ферм, подготовка кадров

Субсидии на коренное улучшение естественных пастбищ, технологическая модернизация мясных репродукторных ферм, создание фидлотов и технологическая модернизация откормочных предприятий, субсидии на подготовку кадров

Минсельхоз РА, сельхозтоваропроизводители РА, учебные заведения

2009 – 2012 г.г

Проведение работ по улучшению кормовой базы, приобретение техники, оборудования. Проведение семинаров, конкурсов, курсов по повышению квалификации специалистов и работников АПК

9

Субсидия на возмещение части затрат на проектирование, строительство и реконструкцию животноводческих и отдельных объектов сельскохозяйственного назначения и социальной сферы в сельской местности предоставляется сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, после ввода объектов в эксплуатацию или завершения реконструкции в размере 25 процентов произведенных затрат

Минсельхоз РА, сельхозтоваропроизводители РА

2009 – 2012 г.г

Строительство и реконструкция животноводческих помещений для содержания крупного рогатого скота мясных пород

10

Проведение научных исследований и внедрение их в производство

Финансирование научных проектов по наиболее актуальным темам, результаты которых будут способствовать достижению цели программы

Минсельхоз РА, сельхозтоваропроизводители РА

2009 – 2012 г.г

Проведение научно-исследовательских работ в области мясного скотоводства

11

Субсидии на компенсацию части затрат на приобретение животноводческого оборудования и сельскохозяйственной техники выплачиваются сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме личных подсобных хозяйств) по ставке 30 процентов от стоимости

Минсельхоз РА, сельхозтоваропроизводители РА, перерабатывающие предприятия РА

2009 – 2012 г.г

Модернизация и приобретение оборудования,  техники для животноводческих ферм занимающихся мясным скотоводством

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 090.060.000 Сельское хозяйство

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать