Основная информация

Дата опубликования: 06 декабря 2018г.
Номер документа: RU27000201801362
Текущая редакция: 4
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Хабаровский край
Принявший орган: Комитет по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Утратил силу – приказом комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края  от 01.09.2020 № 128

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

КОМИТЕТ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

ПРИКАЗ

от 06.12.2018 Г. № 183

ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА В КОМИТЕТЕ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

(в редакции приказа комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края от 21.05.2019 № 67; от 19.12.2019 № 168, от 25.02.2020 №35)

В соответствии со статьей 1602-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации

ПРИКАЗЫВАЮ:

(преамбула в редакции приказа комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 25.02.2020 №35)

1. Утвердить прилагаемые:

- Порядок осуществления внутреннего финансового контроля в комитете по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края;

- Порядок осуществления внутреннего финансового аудита в комитете по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края.

(пункт 2 утратил силу приказом комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края от 21.05.2019 № 67)

3. Признать утратившими силу приказы комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края:

- от 26 июня 2014 г. № 82 "Об утверждении порядков осуществления комитетом по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита";

- от 14 июня 2016 г. № 58 "О внесении изменений в Порядок осуществления комитетом по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края внутреннего финансового контроля, Порядок осуществления комитетом по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края внутреннего финансового аудита, утвержденные приказом комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края от 26 июня 2014 г. № 82";

- от 04 мая 2017 г. № 50 "О внесении изменения в Порядок осуществления комитетом по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края внутреннего финансового аудита, утвержденный приказом комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края от 26 июня 2014 г. № 82";

- от 14 июня 2017 г. № 63 "О внесении изменений в порядки осуществления комитетом по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденные приказом комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края от 26 июня 2014 г. № 82";

- от 07 сентября 2017 г. № 118 "О внесении изменений в Порядок осуществления комитетом по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края внутреннего финансового контроля, утвержденный приказом комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края от 26 июня 2014 г. № 82";

- от 02 июля 2018 г. № 108 "О внесении изменений в порядки осуществления комитетом по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденные приказом комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края от 26 июня 2014 г. № 82".

4. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Председатель комитета

К.И. Виноградов

УТВЕРЖДЕН

приказом комитета по труду и занятости

населения Правительства Хабаровского края

от 06 декабря 2018 г. № 183

ПОРЯДОК

осуществления внутреннего финансового контроля в комитете по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края

(в редакции приказа комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края от 21.05.2019 № 67)

1. Общие положения

1.1. Внутренний финансовый контроль представляет собой непрерывный процесс, осуществляемый комитетом по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края (далее – комитет), организующим и выполняющим процедуры составления и исполнения краевого бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее – внутренние бюджетные процедуры).

1.2. Целью внутреннего финансового контроля являются обеспечение законности выполнения внутренних бюджетных процедур, повышение экономности и результативности использования бюджетных средств, управление событиями, негативно влияющими на выполнение внутренних бюджетных процедур (далее – бюджетные риски).

1.3. Внутренний финансовый контроль осуществляется следующими должностными лицами:

- председателем комитета или лицом, исполняющим его обязанности (далее – председатель комитета), первым заместителем, заместителями председателя комитета, курирующими вопросы осуществления бюджетных полномочий комитета;

- начальником отдела финансового обеспечения, бухгалтерского учета и отчетности комитета или лицом, исполняющим его обязанности, руководителями или лицами, исполняющими их обязанности, иных подразделений комитета, уполномоченных на осуществление операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) (далее – операции);

- руководителями и иными должностными лицами подразделений комитета, уполномоченными на осуществление внутреннего финансового контроля в отношении подведомственных краевых государственных учреждений.

1.4. Предметом внутреннего финансового контроля комитета является:

- соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Хабаровского края, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета комитетом и подведомственными ему краевыми государственными учреждениями;

- подготовка и организация мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

2. Методы и способы внутреннего финансового контроля

2.1. Внутренний финансовый контроль осуществляется в форме самоконтроля, контроля по уровню подчиненности, смежного контроля и контроля по уровню подведомственности (далее – методы контроля) путем проведения контрольных действий.

Должностные лица, указанные в пункте 1.3 раздела 1 настоящего Порядка, осуществляют следующие контрольные действия:

- проверка соответствия документов требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих публичные нормативные обязательства и правовые основания для иных расходных обязательств, а также требованиям правовых актов главных администраторов (администраторов) бюджетных средств, регламентирующих осуществление внутренних бюджетных процедур (далее – Проверка);

- подтверждение (согласование) операций, подтверждающее правомочность их совершения;

- сверка данных, то есть сравнение данных из разных источников информации;

- сбор (запрос), анализ и оценка информации о выполнении внутренних бюджетных процедур (далее – мониторинг).

2.2. Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические и смешанные.

Визуальные контрольные действия осуществляются путем изучения документов и операций в целях подтверждения законности и (или) эффективности исполнения внутренних бюджетных процедур.

Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц.

Смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц при инициации или завершении операции.

2.3. К способам проведения контрольных действий (далее – способы контроля) относятся:

- сплошной, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой операции;

- выборочный, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной операции (группы операций).

2.4. Самоконтроль осуществляется сплошным способом должностными лицами, указанными в абзаце третьем пункта 1.3 раздела 1 настоящего Порядка, путем проведения Проверки по каждой выполняемой ими операции.

2.5. Контроль по уровню подчиненности осуществляется председателем (первым заместителем, заместителем председателя) комитета и (или) руководителем (заместителем руководителя) подразделения комитета сплошным и (или) выборочным способом путем осуществления контрольных действий в отношении бюджетных процедур и операций, осуществляемых подчиненными должностными лицами.

2.6. Смежный контроль осуществляется руководителем (заместителем руководителя) подразделения комитета сплошным и (или) выборочным способом путем согласования (подтверждения) операций, осуществляемых должностными лицами других структурных подразделений комитета.

2.7. Контроль по уровню подведомственности осуществляется должностными лицами, указанными в абзаце четвертом пункта 1.3 раздела 1 настоящего Порядка, сплошным и (или) выборочным способом в отношении внутренних бюджетных процедур и операций, осуществляемых подведомственными краевыми государственными учреждениями, путем:

- подтверждения (согласования) операций, подтверждающего правомочность их совершения;

- проведения мониторинга;

- проведения Проверок.

2.8. Результаты контрольных действий, проводимых путем подтверждения (согласования) операций, оформляются отметкой (разрешительной надписью) на документе, представленном комитету для подтверждения (согласования) операции подведомственными краевыми государственными учреждениями.

Проставляемая на документе, представленном для подтверждения (согласования) операции, отметка (разрешительная надпись) должна содержать информацию о соответствии (несоответствии) операции требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) правовых актов главных администраторов (администраторов) бюджетных средств, регламентирующих осуществление внутренних бюджетных процедур.

Предельный срок подтверждения (согласования) операций составляет 3 рабочих дня со дня, следующего за днем поступления документа на подтверждение (согласование).

2.9. Результаты контрольных действий, проводимых путем мониторинга, оформляются в виде заключения с указанием необходимости устранения недостатков (нарушений), выявленных при исполнении внутренних бюджетных процедур, при их наличии в установленный в заключении срок.

Предельный срок оформления заключения по результатам мониторинга составляет 5 рабочих дней со дня выявления недостатков (нарушений), обнаруженных при исполнении внутренних бюджетных процедур.

2.10. В рамках контроля по уровню подведомственности могут проводиться плановые и внеплановые Проверки.

Плановые проверки осуществляются в соответствии с планом проверок, утверждаемым председателем комитета на очередной финансовый год (далее – План проверок).

План проверок составляется должностными лицами, указанными в абзаце четвертом пункта 1.3 раздела 1 настоящего Порядка, при включении в карту внутреннего финансового контроля, указанную в разделе 4 настоящего Порядка, операций, по которым предусматривается проведение Проверок в рамках контроля по уровню подведомственности.

По каждой Проверке в Плане проверок указывается:

- тема Проверки;

- объект Проверки (наименование подведомственного краевого государственного учреждения);

- форма Проверки (камеральная, выездная);

- проверяемый период;

- сроки проведения проверки;

- ответственные исполнители.

План проверок составляется не позднее 10 декабря года, предшествующего году, в котором будет проводиться Проверка, и утверждается до начала очередного финансового года.

Внеплановые проверки осуществляются на основании решения председателя комитета по следующим основаниям:

- поручение председателя комитета;

- обращение правоохранительных органов;

- поступление информации о нарушении бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

- истечение срока устранения недостатков (нарушений), выявленных при исполнении внутренних бюджетных процедур по результатам предыдущей Проверки.

Проверки проводятся в следующих формах:

- камеральные – по месту нахождения должностных лиц, указанных в абзаце четвертом пункта 1.3 раздела 1 настоящего Порядка;

- выездные – по месту нахождения подведомственных краевых государственных учреждений.

2.11. Проверки назначаются приказом комитета (далее – приказ о назначении Проверки), в котором в том числе указываются:

- наименование подведомственного краевого государственного учреждения, в отношении которого проводится Проверка;

- вид и форма Проверки (плановая или внеплановая, камеральная или выездная проверка);

- предмет внутреннего финансового контроля;

- проверяемый период;

- сроки проведения Проверки (дата начала и дата окончания Проверки);

- перечень должностных лиц, проводящих Проверку.

Проверка может проводиться должностными лицами, указанными в абзаце четвертом пункта 1.3 раздела 1 настоящего Порядка, находящимися в разных подразделениях комитета. В этом случае для проведения Проверки формируется комиссия, назначается руководитель комиссии. В ходе проверки руководитель комиссии распределяет между членами комиссии вопросы проверки и принимает окончательное решение об отнесении выявленных в ходе проверки фактов к нарушениям законодательства.

Приказ о назначении проверки издается не позднее, чем за 3 рабочих дня до проведения Проверки.

2.12. Максимальный срок проведения Проверки не должен превышать 30 рабочих дней с даты начала Проверки, установленной приказом о назначении Проверки.

Результаты Проверки оформляются в виде заключения с указанием необходимости устранения недостатков (нарушений), выявленных при исполнении внутренних бюджетных процедур, при их наличии в установленный в заключении срок.

Предельный срок оформления заключений по результатам Проверок составляет 5 рабочих дней со дня окончания Проверки, установленной приказом о назначении Проверки.

3. Организация внутреннего финансового контроля

3.1. Внутренний финансовый контроль осуществляется в подразделениях комитета, осуществляющих бюджетные полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, правовыми актами комитета, положениями об указанных подразделениях (далее – подразделения, ответственные за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур).

Под результатом выполнения внутренней бюджетной процедуры понимается сформированный документ, необходимый для реализации бюджетного полномочия комитета, составленный в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов комитета, регламентирующих выполнение внутренних бюджетных процедур.

3.2. Контрольные действия осуществляются должностными лицами, указанными в пункте 1.3 раздела 1 настоящего Порядка, в соответствии с их должностными регламентами в отношении следующих внутренних бюджетных про­цедур:

- составление и представление в министерство финансов Хабаровского края документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта краевого бюджета, в том числе обоснований бюджетных ассигнований, реестров расходных обязательств;

- составление и представление в министерство финансов Хабаровского края документов, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам краевого бюджета, расходам краевого бюджета и источникам финансирования дефицита краевого бюджета;

- составление, утверждение и ведение бюджетной росписи комитета;

- составление и направление в министерство финансов Хабаровского края документов, необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи краевого бюджета, доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств;

- составление, утверждение и ведение бюджетных смет, свода бюджетных смет;

- формирование и утверждение государственных заданий в отношении подведомственных краевых государственных учреждений;

- исполнение бюджетной сметы;

- принятие и исполнение бюджетных обязательств;

- ведение бюджетного учета, в том числе принятие к учету первичных учетных документов (составление сводных учетных документов), отражение информации, указанной в первичных учетных документах, в регистрах бухгалтерского учета, проведение оценки имущества и обязательств, проведение инвентаризаций;

- составление и представление бюджетной отчетности, сводной бюджетной отчетности;

- исполнение судебных актов по искам к Хабаровскому краю, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства краевого бюджета по денежным обязательствам подведомственных казенных учреждений;

- обеспечение соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;

- распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств;

- осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления.

3.3. Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля несут председатель комитета, первый заместитель, заместители председателя комитета, курирующие вопросы осуществления бюджетных полномочий комитета.

4. Требования к формированию, утверждению и актуализации карты внутреннего финансового контроля

4.1. Внутренний финансовый контроль в комитете осуществляется в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля.

Карта внутреннего финансового контроля утверждается на очередной финансовый год.

4.2. Карта внутреннего финансового контроля является подготовительным к проведению внутреннего финансового контроля документом, содержащим по каждой отражаемой в нем операции данные о:

- должностном лице (подведомственном краевом государственном учреждении), ответственном за выполнение операции;

- сроках и (или) периодичности выполнения операции;

- должностных лицах, осуществляющих контрольные действия;

- методах и способах контроля;

- периодичности проведения контрольных действий.

Примерная форма карты внутреннего финансового контроля приведена в приложении 1 к настоящему Порядку.

4.3. Процесс формирования, утверждения и актуализации карты внутреннего финансового контроля включает следующие этапы:

- составление (изменение) перечня операций (далее – Перечень);

- составление (изменение) и утверждение (утверждение изменений) карты внутреннего финансового контроля на основании Перечня.

4.4. Составление (изменение) Перечня осуществляется подразделениями, ответственными за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур. Перечень должен охватывать все внутренние бюджетные процедуры и необходимые для их выполнения операции, за результаты которых отвечает соответствующее подразделение.

При составлении (изменении) Перечня до начала очередного финансового года проводится оценка бюджетных рисков в целях определения применяемых к ним методов контроля, контрольных действий и способов их осуществления. Результаты оценки бюджетных рисков, связанных с проведением операции, учитываются при включении операции в карту внутреннего финансового контроля.

(абзац 2 в редакции приказа комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края от 21.05.2019 № 67)

Примерная форма Перечня приведена в приложении 2 к настоящему Порядку.

4.5. Карты внутреннего финансового контроля составляются в подразделениях, указанных в пункте 3.1 раздела 3 настоящего Порядка.

Составление (изменение) карт внутреннего финансового контроля, в том числе с применением автоматизированных информационных систем, осуществляется руководителем подразделения, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.

(абзацы 3-5 утратили силу приказом комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края от 21.05.2019 № 67)

Утверждение (утверждение изменений) карты внутреннего финансового контроля в комитете осуществляется председателем комитета, первым заместителем, заместителем председателя комитета, курирующими подразделения, указанные в абзацах третьем, четвертом пункта 1.3 раздела 1 настоящего Порядка.

(абзац 6 в редакции приказа комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края от 21.05.2019 № 67)

Карта внутреннего финансового контроля в комитете утверждается до начала очередного финансового года.

4.6. Оценка бюджетных рисков состоит в идентификации рисков по каждой указанной в Перечне операции и определении уровня бюджетного риска.

Бюджетные риски подразделяются на риски:

- несоблюдения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

- несоблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств;

- злоупотребления должностными обязанностями в целях получения как для должностных лиц, указанных в абзаце третьем пункта 1.3 раздела 1 настоящего Порядка, так и для третьих лиц выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав (далее – коррупционные риски);

- недостижения целевых значений показателей качества финансового менеджмента, установленных министерством финансов Хабаровского края в целях проведения мониторинга (оценки) качества финансового менеджмента главных распорядителей средств краевого бюджета (за исключением показателей, отражающих несоблюдение бюджетного законодательства и принципа эффективности использования бюджетных средств).

Идентификация бюджетных рисков осуществляется руководителем подразделения, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, путем проведения анализа информации, указанной в представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля, рекомендациях (предложениях) внутреннего финансового аудита, иной информации о нарушениях и недостатках в сфере бюджетных правоотношений, их причинах и условиях и заключается в определении по каждой операции возможных событий, наступление которых негативно повлияет на результат внутренней бюджетной процедуры (далее – факторы риска).

Оценка бюджетных рисков осуществляется по следующим критериям:

- "вероятность" – степень возможности наступления бюджетного риска;

- "степень влияния" – уровень негативного воздействия события на результат выполнения внутренней бюджетной процедуры.

Значение каждого из указанных критериев оценивается как:

- "низкое" – при отсутствии факторов риска или при наличии одного из факторов риска;

- "среднее" – при наличии от двух до трех факторов риска включительно;

- "высокое" – при наличии четырех и более факторов риска.

При оценке значений каждого критерия учитывается информация о следующих факторах риска:

- нарушениях, установленных по результатам внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;

- нарушениях, выявленных органами государственного финансового контроля;

- возникновении коррупционных рисков при выполнении внутренних бюджетных процедур, в том числе о признаках, свидетельствующих о коррупционных действиях или бездействии должностных лиц.

При оценке значения критерия "вероятность" также учитывается информация о следующих факторах риска:

- недостаточности положений правовых актов комитета, регламентирующих выполнение внутренней бюджетной процедуры и (или) их несоответствие нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, на момент совершения операции;

- длительном периоде приведения средств автоматизации подготовки документов и (или) отражения соответствующих операций в соответствие с требованиями актуальных положений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

- низком качестве содержания и (или) несвоевременности представления документов, необходимых для проведения операций, представляемых должностным лицам, ответственным за выполнение операции;

- наличии конфликта интересов у должностных лиц, ответственных за проведение операций;

- отсутствии разграничения прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;

- неэффективности средств автоматизации подготовки документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры;

- недостаточной укомплектованности подразделения, ответственного за результат выполнения внутренней бюджетной процедуры.

При оценке значения критерия "степень влияния" также учитывается информация о следующих факторах риска:

- возможности недостижения целевых значений показателей качества финансового менеджмента, характеризующих результаты выполнения внутренней бюджетной процедуры;

- возможности нанесения ущерба бюджету Хабаровского края;

- возможности искажения бюджетной отчетности;

- возможности недостижения целевых значений показателей государственных программ Хабаровского края;

- наличии налагаемых санкций за допущенное нарушение;

- снижении результативности (экономности) использования бюджетных средств.

Бюджетный риск признается значимым, если значение хотя бы одного из критериев бюджетного риска оценивается как "высокое", либо при одновременной оценке значений обоих критериев бюджетного риска как "среднее".

В карты внутреннего финансового контроля включаются операции со значимыми бюджетными рисками.

4.7. Актуализация карт внутреннего финансового контроля проводится:

- при принятии решения председателем комитета о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля в соответствии с абзацем третьим пунктом 6.3 раздела 6 настоящего Порядка;

- в случае внесения в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, уточнений (дополнений), требующих изменения осуществления внутренних бюджетных процедур;

- в случае изменения штатной структуры комитета, а также в случае смены должностных лиц, осуществляющих операции и контрольные действия.

Актуализация карт внутреннего финансового контроля осуществляется в срок не более 30 календарных дней со дня наступления обстоятельств, указанных в абзацах втором – четвертом настоящего пункта.

4.8. При поступлении от органа государственного финансового контроля информации о выявленных нарушениях комитет обязан представлять в направивший такую информацию орган в указанные им сроки сведения о решениях, принятых в соответствии с пунктом 6.3 раздела 6 настоящего Порядка, в том числе сведения об актуализации карт внутреннего финансового контроля, и копии документов, подтверждающих принятие решений.

5. Требования к ведению и хранению регистров (журналов) внутреннего финансового контроля

5.1. Данные о выявленных в ходе внутреннего финансового контроля недостатках и (или) нарушениях при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах возникновения бюджетных рисков и о предлагаемых (реализованных) мерах по их устранению (далее – результаты внутреннего финансового контроля) отражаются в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля.

В случае отсутствия выявленных недостатков и (или) нарушений при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведений о причинах возникновения бюджетных рисков регистры (журналы) внутреннего финансового контроля не заполняются.

Ведение и хранение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля осуществляются в каждом подразделении, ответственном за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, в том числе с применением автоматизированных информационных систем.

5.2. Регистры (журналы) внутреннего финансового контроля ведутся должностными лицами, указанными в абзацах третьем – четвертом пункта 1.3 раздела 1 настоящего Порядка, на бумажном носителе или в виде электронного документа по форме, установленной приложением 3 к настоящему Порядку.

Ведение регистра (журнала) внутреннего финансового контроля осуществляется путем занесения записей в регистр (журнал) внутреннего финансового контроля на основании информации должностных лиц, осуществляющих контрольные действия.

5.3. Записи в регистр (журнал) внутреннего финансового контроля осуществляются по мере совершения контрольных действий в хронологическом порядке.

Записи в регистр (журнал) внутреннего финансового контроля вносятся не позднее последнего числа месяца, в котором осуществлены контрольные действия.

5.4. Регистры (журналы) внутреннего финансового контроля формируются и брошюруются в хронологическом порядке. На обложке необходимо указать:

- наименование подразделения, ответственного за выполнение внутренних бюджетных процедур;

- название и порядковый номер папки (дела);

- отчетный период: год, квартал (месяц);

- количество листов в папке (деле).

5.5. Хранение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля осуществляется способами, обеспечивающими их защиту от несанкционированных исправлений, утраты целостности информации в них и сохранность самих документов.

Срок хранения регистров (журналов) внутреннего финансового контроля составляет пять лет.

6. Требования к составлению и представлению отчетности о результатах внутреннего финансового контроля

6.1. Должностные лица, указанные в абзацах третьем – четвертом пункта 1.3 раздела 1 настоящего Порядка, ежеквартально, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом составляют отчеты о результатах внутреннего финансового контроля на бумажном носителе и в виде электронного документа по форме, установленной приложением 4 к настоящему Порядку.

(абзац 1 в редакции приказа комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края от 21.05.2019 № 67)

Отчет о результатах внутреннего финансового контроля составляется на основе данных регистров (журналов) внутреннего финансового контроля, формируемых в соответствии с разделом 5 настоящего Порядка, и должен содержать следующую информацию:

- о выявленных в ходе внутреннего финансового контроля нарушений и недостатков, а также сведения о причинах возникновения бюджетных рисков;

- описание предлагаемых мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков, причин возникновения бюджетных рисков;

- сведения о ходе реализации мероприятий по устранению нарушений и недостатков, причин возникновения бюджетных рисков, а также о ходе реализации материалов, направленных в орган внутреннего государственного финансового контроля, правоохранительные органы.

6.2. Отчеты о результатах внутреннего финансового контроля направляются должностными лицами, указанными в абзацах третьем, четвертом пункта 1.3 раздела 1 настоящего Порядка, председателю комитета:

(абзац 1 в редакции приказа комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края от 21.05.2019 № 67)

- в случае выявления в результате внутреннего финансового контроля нарушений и (или) недостатков при исполнении внутренних бюджетных процедур – ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;

- в случае отсутствия выявленных нарушений и (или) недостатков при исполнении внутренних бюджетных процедур – не позднее 20 января года, следующего за отчетным финансовым годом.

6.3. Председатель комитета по итогам рассмотрения отчета о результатах внутреннего финансового контроля принимает решение о проведении мероприятий (с указанием сроков их выполнения), направленных на:

- обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций и (или) устранение недостатков, используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;

- изменение карт внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать бюджетные риски;

- актуализацию системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных документов, позволяющих отразить унифицированные операции в процессе осуществления бюджетных полномочий комитета;

- уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;

- изменение правовых актов комитета, регламентирующих осуществление внутренних бюджетных процедур;

- уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;

- устранение конфликта интересов у должностных лиц, ответственных за проведение операций;

- проведение служебных проверок и применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;

- ведение эффективной кадровой политики в отношении подразделений комитета;

- повышение квалификации должностных лиц, ответственных за выполнение операций.

Срок рассмотрения председателем комитета отчета о результатах внутреннего финансового контроля и принятия решений по итогам его рассмотрения составляет не более 20 рабочих дней со дня представления такого отчета на рассмотрение.

6.4. В случае выявления в результате внутреннего финансового контроля обстоятельств и фактов, свидетельствующих о наличии признаков административного правонарушения (уголовного преступления), влекущего за собой административную (уголовную) ответственность, информация о таких обстоятельствах и фактах представляется председателю комитета в день выявления таких обстоятельств и фактов.

По итогам рассмотрения указанной информации председатель комитета принимает решение о направлении информации об обстоятельствах и фактах, указанных в абзаце первом настоящего пункта, и (или) документов, подтверждающих такие факты, в органы, в компетенцию которых входит рассмотрение таких обстоятельств и фактов.

Срок рассмотрения председателем комитета информации, указанной в настоящем пункте, и принятие решения по итогам ее рассмотрения составляет не более 10 рабочих дней со дня представления такой информации на рассмотрение.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

к Порядку осуществления внутреннего финансового контроля в комитете по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края

(в редакции приказа комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края от 19.12.2019 № 168)

Примерная форма

УТВЕРЖДАЮ

председатель комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края

__________ ______________

"___" _________ 20___ г.

КАРТА

внутреннего финансового контроля в комитете по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края

на 20__ год

№ п/п

Наименование внутренней бюджетной процедуры / операции

Должностное лицо, ответственное за выполнение операции

Сроки и (или) периодичность выполнения операции

Должностное лицо, осуществляющее контрольное действие

Метод контроля

Способ контроля

Периодичность проведения контрольных действий

1

2

3

4

5

6

7

8

(наименование должности руководителя подразделения)

(подпись)

фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

к Порядку осуществления внутреннего финансового контроля в комитете по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края

(в редакции приказа комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края от 19.12.2019 № 168)

Примерная форма

ПЕРЕЧЕНЬ

операций по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур

по состоянию на "___" __________ 20__ г.

Наименование главного распорядителя бюджетных средств:

комитет по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края

Наименование подразделения, ответственного за выполнение внутренних бюджетных процедур:

№ п/п

Наименование операции (по каждой внутренней бюджетной процедуре)

Должностное лицо, ответственное за выполнение операции

Бюджетные риски:

вид риска

оценка значения риска:

уровень значимости риска

вероятность

степень влияния

1

2

3

4

5

6

7

1.

несоблюдение бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения

несоблюдение принципа эффективности использования бюджетных средств

коррупционные риски

недостижение целевых значений показателей качества финансового менеджмента

(наименование должности руководителя подразделения)

(подпись)

фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

к Порядку осуществления внутреннего финансового контроля в комитете по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края

Форма

ЖУРНАЛ

внутреннего финансового контроля

в 20__ году

Наименование главного распорядителя бюджетных средств:

комитет по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края

Наименование подразделения, ответственного за выполнение внутренних бюджетных процедур:

Название и порядковый номер папки (дела):

Отчетный период (год, квартал, месяц):

Количество листов в папке (деле):

Дата

Наименование бюджетной процедуры

Наименование операции

Фамилия, инициалы должностного лица, ответственного за выполнение операции

Фамилия, инициалы должностного лица, осуществляющего контрольное действие

Метод контроля

Характеристики контрольного действия (какие документы / действия проверены)

Информация о выявленных нарушениях и недостатках, источниках бюджетных рисков

Предлагаемые мероприятия по устранению выявленных нарушений и недостатков, источников бюджетных рисков, причин их возникновения

Отметка об устранении

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

к Порядку осуществления внутреннего финансового контроля в комитете по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края

(в редакции приказа комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края от 19.12.2019 № 168)

Форма

ОТЧЕТ

о результатах внутреннего финансового контроля

по состоянию на ____________ 20__ г.

Наименование главного распорядителя бюджетных средств:

комитет по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края

Наименование подразделения, ответственного за выполнение внутренних бюджетных процедур:

Периодичность

квартальная, нарастающим итогом

Наименование бюджетной процедуры

Наименование операции

Метод контроля

Количество контрольных действий (проведенных проверок)

Информация о выявленных нарушениях и недостатках, источниках бюджетных рисков

Предлагаемые мероприятия по устранению выявленных нарушений и недостатков, источников бюджетных рисков

Сведения о ходе реализации мероприятий:

по устранению нарушений и недостатков, источников бюджетных рисков

по направлению материалов в орган внутреннего государственного финансового контроля, правоохранительные органы

1

2

3

4

5

6

7

8

(наименование должности руководителя подразделения)

(подпись)

фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии)

"_____" ________________ 20___ г.

(дата составления отчета)

УТВЕРЖДЕН

приказом комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края

от 06 декабря 2018 г. № 183

ПОРЯДОК

осуществления внутреннего финансового аудита в комитете по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края

(в редакции приказа комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края от 21.05.2019 № 67; от 19.12.2019 № 168)

1. Общие положения

1.1. Внутренний финансовый аудит в комитете по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края (далее – комитет) является деятельностью по формированию и представлению председателю комитета:

1) информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий комитета, в том числе заключения о достоверности бюджетной отчетности;

2) предложений о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств;

3) заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.

Субъектом внутреннего финансового аудита является структурное подразделение или в случаях, предусмотренных федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, уполномоченное должностное лицо (работник) комитета (далее – субъект аудита).

Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения комитета, ответственные за исполнение бюджетных полномочий, в том числе осуществляющие и (или) принимающие участие:

- в формировании бюджетной отчетности комитета;

- в обеспечении результативности и экономности использования бюджетных средств;

- в мероприятиях, направленных на повышение качества финансового менеджмента (далее также – объекты аудита).

(пункт 1.1. в редакции приказа комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края от 19.12.2019 № 168)

1.2. Внутренний финансовый аудит осуществляется на основе функциональной независимости.

Функциональная независимость внутреннего финансового аудита состоит в том, что субъекты аудита:

- не принимают участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в текущем периоде;

- не принимали участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в течение проверяемого периода и года, предшествующего проверяемому периоду;

- не имеют родства или свойства с руководителем и другими должностными лицами комитета, организующими и выполняющими проверяемые внутренние бюджетные процедуры;

- не имеют иного конфликта интересов, создающего угрозу способности беспристрастно и объективно выполнять обязанности в ходе проведения аудиторской проверки.

1.3. Целями внутреннего финансового аудита являются:

- оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;

- подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

(абзац 3 в редакции приказа комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края от 19.12.2019 № 168)

- подготовка предложений по повышению качества финансового менеджмента.

(абзац 4 в редакции приказа комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края от 19.12.2019 № 168)

В ходе оценки надежности внутреннего финансового контроля (качества осуществления внутренних бюджетных процедур) в обязательном порядке анализируются результаты внутреннего финансового контроля, в том числе по операциям, имеющим коррупционные риски.

2. Организация внутреннего финансового аудита

2.1. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.

Плановые аудиторские проверки осуществляются в соответствии с планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым председателем комитета или лицом, исполняющим его обязанности (далее – председатель комитета) на очередной финансовый год.

Внеплановые аудиторские проверки осуществляются на основании решения председателя комитета по следующим основаниям:

- поручение председателя комитета;

- обращение правоохранительных органов;

- поступление информации о нарушении бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

- истечение срока исполнения объектом аудита ранее выданного приказа комитета о реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций.

2.2. Аудиторские проверки проводятся по месту нахождения субъекта аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов.

2.3. Субъекты аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:

1) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах внутреннего финансового контроля, а также информацию о возникновении коррупционных рисков при выполнении внутренних бюджетных процедур, в том числе о признаках, свидетельствующих о коррупционных действиях или бездействии должностных лиц;

2) посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка.

2.4. Субъекты аудита при проведении аудиторских проверок обязаны:

1) проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;

2) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита (далее – представитель объекта аудита) с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами и отчетами);

3) не допускать к проведению аудиторских проверок должностных лиц субъекта аудита, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры;

4) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности и принятых в соответствии с ними правовых актов комитета.

2.5. Ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового аудита несет председатель комитета.

3. Требования к планированию внутреннего финансового аудита

3.1. План внутреннего финансового аудита представляет собой перечень аудиторских проверок, проведение которых предусмотрено в очередном финансовом году.

По каждой аудиторской проверке в плане внутреннего финансового аудита указывается тема аудиторской проверки, объект аудита, проверяемый период, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители.

3.2. Выбор объектов аудита и формирование тем аудиторских проверок для включения в план внутреннего финансового аудита осуществляется субъектами аудита исходя из следующих критериев отбора, приведенных в порядке убывания их значимости:

1) существенность нарушений (недостатков), выявленных органами государственного финансового контроля у комитета, допущенных объектом аудита, за период времени, прошедший с момента предыдущей аудиторской проверки;

2) возможность допущения объектом аудита типовых нарушений, выявляемых органами государственного финансового контроля;

3) наличие существенных изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих публичные нормативные обязательства и правовые основания для иных расходных обязательств, вступивших в силу в течение проверяемого периода по внутренним бюджетным процедурам и (или) операциям, осуществляемым объектом аудита;

4) наличие существенных отклонений от целевых значений показателей качества исполнения бюджетных полномочий (финансового менеджмента), характеризующих результаты выполнения внутренней бюджетной процедуры, и (или) величина отклонения от целевых значений показателей государственных программ Хабаровского края, допущенных объектом аудита;

5) полнота и своевременность исполнения объектом аудита аудиторских рекомендаций, выданных по результатам предыдущих аудиторских проверок;

6) период времени, прошедший с момента предыдущей аудиторской проверки;

7) применение объектом аудита автоматизированных информационных систем при выполнении внутренних бюджетных процедур.

3.3. План внутреннего финансового аудита составляется субъектом аудита в срок не позднее 20 декабря и утверждается приказом комитета до начала очередного финансового года.

(пункт 3.3 в редакции приказа комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края от 21.05.2019 № 67)

3.4. Внесение изменений в план внутреннего финансового аудита осуществляется:

- на основании предложений субъектов аудита о проведении дополнительных аудиторских проверок, удовлетворяющих критериям отбора, установленным пунктом 3.2 настоящего раздела Порядка;

- в случае невозможности проведения внутреннего финансового аудита в связи с ликвидацией или реорганизацией объекта аудита, изменением обстоятельств и условий, указанных в пункте 3.2 настоящего раздела Порядка, исходя из которых внутренний финансовый аудит изначально планировался;

- в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы.

3.5. Изменения в план внутреннего финансового аудита составляются субъектом аудита в течение 10 рабочих дней с момента возникновения любого из оснований, перечисленных в пункте 3.4 настоящего раздела Порядка, и утверждаются приказом комитета.

(пункт 3.5 в редакции приказа комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края от 21.05.2019 № 67)

4. Требования к проведению аудиторских проверок

4.1. Аудиторская проверка назначается приказом комитета (далее – приказ о назначении аудиторской проверки), в котором в том числе указываются:

- тема аудиторской проверки;

- наименование объекта аудита;

- проверяемый период;

- сроки проведения (дата начала и дата окончания) аудиторской проверки;

- должностное лицо, которому поручено проведение аудиторской проверки, либо группа должностных лиц, проводящих аудиторскую проверку (далее – аудитор и аудиторская группа соответственно).

4.2. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем субъекта аудита (далее – программа аудиторской проверки).

4.3. Программа аудиторской проверки должна содержать:

- тему аудиторской проверки;

- наименование объекта аудита;

- перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки;

- сроки проведения аудиторской проверки.

4.4. Программа аудиторской проверки в обязательном порядке должна содержать следующие вопросы:

- организация и проведение внутреннего финансового контроля в отношении проверяемой внутренней бюджетной процедуры;

- применение автоматизированных информационных систем объектами аудита при осуществлении проверяемой внутренней бюджетной процедуры;

- наличие конфликта интересов у должностных лиц, принимающих участие в осуществлении проверяемой внутренней бюджетной процедуры.

4.5. Аудиторская проверка проводится в соответствии с программой аудиторской проверки с применением следующих методов:

- инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций, и (или) операций с материальными активами;

- наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;

- запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;

- подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;

- пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета аудитором (членами аудиторской группы);

- аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией в целях выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.

4.6. В целях оценки надежности внутреннего финансового контроля в ходе аудиторских проверок изучаются:

- установление полномочий по осуществлению внутреннего финансового контроля в должностных регламентах должностных лиц, указанных в пункте 1.3 раздела 1 Порядка осуществления комитетом по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края внутреннего финансового контроля, утвержденного приказом комитета от 06 декабря 2018 г. № 183 "Об осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в комитете по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края", в том числе установление ответственности за организацию внутреннего финансового контроля;

- наличие и полнота нормативного регулирования вопросов организации и осуществления внутреннего финансового контроля;

- использование специализированного прикладного программного обеспечения в целях автоматизации внутреннего финансового контроля;

- перечни операций объектов аудита;

- проведение объектами аудита оценки бюджетных рисков, при принятии решения о включении операций из перечня операций в карту внутреннего финансового контроля;

- содержание квалификационных требований к профессиональным знаниям, навыкам и опыту работы, необходимым для исполнения должностных обязанностей должностных лиц объектов аудита, указанных в должностных регламентах, соответствие их квалификации установленным требованиям;

- укомплектованность объектов аудита;

- разграничение между должностными лицами обязанностей по осуществлению внутренних бюджетных процедур и ответственности за их результаты;

- доведение до сотрудников информации, необходимой для выполнения внутренних бюджетных процедур;

- учет результатов внутреннего финансового контроля при принятии решений о стимулировании сотрудников или применении к ним мер ответственности;

- своевременность заполнения журналов (регистров) внутреннего финансового контроля;

- учет результатов проведения контрольных мероприятий органов государственного финансового контроля и результатов проведения аудиторских проверок при формировании и актуализации карт внутреннего финансового контроля;

- наличие (отсутствие) операций, в отношении которых контрольные действия не осуществлялись, с указанием обоснований отсутствия такого контроля;

- наличие (отсутствие) контрольных действий, выполненных более чем один раз и не имеющих результатов контроля;

- наличие (отсутствие) излишних операций и (или) излишних применяемых контрольных действий;

- объем реализации объектом аудита предложений и рекомендаций по результатам ранее проведенных аудиторских проверок.

4.7. Оценка надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого объектом аудита в отношении бюджетных процедур, проводится субъектом аудита по трем направлениям:

- оценка организации внутреннего финансового контроля;

- оценка результатов внутреннего финансового контроля;

- оценка степени соблюдения установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения и (или) обусловливающими публичные нормативные обязательства и правовые основания для иных расходных обязательств, правовых актов комитета, регламентирующих осуществление внутренних бюджетных процедур.

Результаты проведения оценки надежности внутреннего финансового контроля отражаются в акте аудиторской проверки.

4.8. В целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в ходе аудиторских проверок изучаются:

- непрерывность ведения бюджетного учета;

- наличие и актуальность учетной политики, соответствие ее установленным требованиям, частота и причины ее корректировки;

- правильность и своевременность оформления и принятия к учету первичных учетных документов;

- законность и полнота формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделение правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;

- правильность и своевременность ведения регистров бухгалтерского учета, частота и правильность внесения в них исправлений, соответствие их требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих ведение бюджетного учета;

- включение в показатели бюджетной отчетности информации, основанной на регистрации не имевших места фактов хозяйственной жизни (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства), мнимого или притворного объекта бюджетного учета в регистрах бюджетного учета;

- соответствие состава форм и показателей бюджетной отчетности требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих составление и представление бюджетной отчетности, ее составление на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;

- наличие (отсутствие) случаев неверного отражения событий, хозяйственных операций в бюджетной отчетности или их преднамеренного исключения из нее;

- организация хранения документов бюджетного учета и бюджетной отчетности;

- соблюдение установленных требований к проведению инвентаризации активов и обязательств;

- укомплектованность сотрудниками подразделений, ведущих бюджетный учет и формирующих бюджетную отчетность, квалификация таких сотрудников;

- наличие и практика разрешения разногласий в отношении ведения бюджетного учета между руководителем объекта аудита и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бюджетного учета;

- наличие случаев отражения в учете отдельных хозяйственных операций в результате распоряжения руководителя объекта аудита;

- надежность и эффективность контроля ИТ-систем, направленного на защиту информационной системы бюджетного учета и отчетности от несанкционированных изменений, неавторизованного использования, повреждения и потери данных;

- наличие (отсутствие) обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность бюджетной отчетности комитета, в том числе степень надежности контроля комитета за соблюдением подведомственными краевыми государственными учреждениями требований к составлению и представлению бюджетной отчетности.

4.9. В ходе аудиторской проверки достоверности бюджетной отчетности комитета субъект аудита определяет объем выборки данных и используемых в отношении них методов аудита в целях подтверждения наличия (отсутствия) выраженных в денежном выражении искажений показателей бюджетной отчетности, которые приводят к искажению информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также влияют на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений.

Процесс определения объема выборки данных и используемых в отношении них методов аудита включает следующие этапы:

- проведение оценки рисков искажения бюджетной отчетности;

- определение подлежащих проверке показателей бюджетной отчетности, применяемых к ним соответствующих методов аудита, а также объема выборки данных, используемых для подтверждения достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчетности.

Оценка риска искажения бюджетной отчетности осуществляется в отношении каждого показателя бюджетной отчетности по следующим критериям:

- "существенность ошибки" – величина искажения информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также степень влияния на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений в случае допущения ошибки (упущения, искажения информации по рассматриваемому показателю бюджетной отчетности или ее отражения с нарушением методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленных Министерством финансов Российской Федерации);

- "вероятность допущения ошибки" – степень возможности неотражения информации по рассматриваемому показателю бюджетной отчетности или ее отражения с нарушением методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленных Министерством финансов Российской Федерации.

Оценка значения критерия "вероятность допущения ошибки" осуществляется с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) реализации риска искажения бюджетной отчетности, в том числе анализа состояния контроля за ведением бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности.

Значение каждого из указанных критериев оценивается как "низкое", "среднее" или "высокое".

Риск искажения бюджетной отчетности является высоким (риск существенного искажения бюджетной отчетности), если значение одного из критериев риска искажения бюджетной отчетности оценивается как "высокое".

Риск искажения бюджетной отчетности является низким (риск несущественного искажения бюджетной отчетности), если значение каждого из критериев риска искажения бюджетной отчетности оценивается как "низкое".

Риск искажения бюджетной отчетности является средним в случаях остальных сочетаний значений критериев риска искажения бюджетной отчетности.

Результаты оценки рисков искажения показателей бюджетной отчетности отражаются в акте аудиторской проверки.

К показателям бюджетной отчетности с рисками существенного искажения бюджетной отчетности применяется комбинация из двух и более таких методов аудита, как инспектирование, пересчет, подтверждение и запрос.

К показателям бюджетной отчетности со средними рисками искажения бюджетной отчетности применяются методы аудита по решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита.

К показателям бюджетной отчетности с рисками несущественного искажения бюджетной отчетности в качестве методов аудита применяются аналитические процедуры и (или) наблюдение либо аудит таких показателей отчетности не проводится.

По проверяемому показателю бюджетной отчетности объем выборки данных, используемых для подтверждения достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчетности, определяется в зависимости от значения риска искажения бюджетной отчетности.

4.10. В целях подготовки предложений объекту аудита по повышению качества финансового менеджмента, а также экономности и результативности использования бюджетных средств в ходе аудиторских проверок изучаются:

(в редакции приказа комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края от 19.12.2019 № 168)

- качество обоснований изменений в сводную бюджетную роспись, бюджетную роспись;

- полнота обоснования расходов на достижение заданных результатов, включая объективность и достоверность показателей непосредственных и конечных результатов, в случае их наличия;

- полнота обоснования причин возникновения неиспользованных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, в случае их наличия;

- обоснованность объектов закупок, в том числе обоснованность начальных (максимальных) цен контрактов;

- равномерность принятия и исполнения обязательств по государственным контрактам с учетом особенностей выполняемых функций и полномочий;

- обоснованность выбора способов размещения государственных закупок с целью достижения экономии бюджетных средств;

- наличие и качество методики определения объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований края, предоставляемых из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края;

- обоснованность объемов межбюджетных трансфертов из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края для достижения ими значений показателей результативности использования субсидий, установленных соглашениями о предоставлении субсидий и (или) иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое значение;

- соответствие показателей государственного задания, характеризующих качество и (или) объем (содержание) выполнения государственного задания, условий (форм) оказываемых услуг (выполняемых работ) показателям (индикаторам) государственных программ края;

- сопоставление расходов на оказание государственных услуг (выполнение работ) с качественными и количественными характеристиками их предоставления;

- отклонение стоимости единицы государственной услуги (работы), оказанной в рамках государственного задания, от стоимости единицы услуги на платной основе по одинаковым видам услуг;

- прозрачность и обоснованность методики по определению стоимости государственных услуг (работ);

- сопоставление плановых и фактических расходов на оказание государственных услуг (выполнение работ);

- наличие, объем и структура дебиторской задолженности, в том числе просроченной;

- наличие, объем и структура кредиторской задолженности, в том числе просроченной;

- обоснованность расчетов при принятии решения об осуществлении капитальных вложений объема эксплуатационных расходов, необходимых для содержания объекта недвижимого имущества после ввода его в эксплуатацию или его приобретения

4.11. Документы, материалы и информация, указанные в подпункте 1 пункта 2.3 раздела 2 настоящего Порядка, запрашиваются не позднее чем за 3 рабочих дня до даты проведения аудиторской проверки и должны быть представлены субъекту аудита не позднее первого дня проведения аудиторской проверки либо в иной срок, указанный в запросе.

В случае необходимости указанные документы, материалы и информация также могут запрашиваться в течение всего срока проведения аудиторской проверки и должны быть представлены не позднее дня, следующего за днем запроса информации.

Документы, материалы и информация, необходимые для проведения аудиторской проверки, представляются объектом аудита в подлиннике или в виде заверенной представителем объекта аудита копии.

4.12. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию.

Документы, подготавливаемые и (или) получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, приобщаются к материалам аудиторской проверки и должны включать:

- документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая программу аудиторской проверки;

- сведения о характере, сроках, объеме аудиторской проверки и результатах ее выполнения;

- сведения об осуществлении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;

- копии договоров, соглашений, протоколов, первичных учетных документов, документов бюджетного учета, бюджетной отчетности;

- письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;

- копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам, третьим лицам, и полученные от них сведения;

- копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающие выявленные нарушения;

- акт аудиторской проверки.

4.13. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на материалах аудиторской проверки, подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.

4.14. Максимальный срок проведения аудиторской проверки не должен превышать 30 рабочих дней с даты начала аудиторской проверки, указанной в приказе о назначении аудиторской проверки.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью запроса дополнительных документов, материалов и информации, сроки проведения аудиторской проверки могут быть продлены по решению председателя комитета, но не более чем на 15 рабочих дней.

4.15. Аудиторская проверка может быть приостановлена по решению председателя комитета на основании мотивированного обращения аудитора (руководителя аудиторской группы):

- при отсутствии или неудовлетворительном состоянии бюджетного (бухгалтерского) учета у объекта аудита на период восстановления объектом аудита документов, необходимых для проведения аудиторской проверки, а также приведения в надлежащее состояние документов бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности объектом аудита;

- на период исполнения запросов в компетентные государственные органы;

- на период замены должностных лиц, входящих в состав аудиторской группы;

- в случае непредставления объектом аудита документов, материалов и информации или представления неполного комплекта истребуемых документов, материалов и информации, воспрепятствования проведению аудиторской проверки или уклонения от аудиторской проверки на период принятия мер, способствующих возобновлению проведения аудиторской проверки;

- при необходимости исследования имущества и (или) документов, находящихся не по месту нахождения объекта аудита на период проведения такого исследования;

- при наличии обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение аудиторской проверки по причинам, не зависящим от аудитора (аудиторской группы), на период действия таких обстоятельств.

4.16. На время приостановления аудиторской проверки течение ее срока прерывается.

Решение о возобновлении проведения аудиторской проверки принимается после устранения причин приостановления проведения аудиторской проверки.

4.17. Решение о приостановлении (возобновлении) проведения аудиторской проверки оформляется приказом комитета.

5. Требования к оформлению результатов внутреннего финансового аудита аудиторской проверки

5.1. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки (далее – акт), в котором указываются:

- вид аудиторской проверки;

- тема аудиторской проверки;

- объект аудита;

- основания проведения аудиторской проверки;

- аудитор (состав аудиторской группы);

- даты начала и окончания проведения аудиторской проверки, ее продолжительность;

- вопросы, изученные в ходе аудиторской проверки;

- информация о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также значимых остаточных бюджетных рисках – рисках, остающихся после применения контрольных действий в ходе внутреннего финансового контроля;

- выводы и предложения по результатам аудиторской проверки.

Примерная форма акта приведена в приложении 1 к настоящему Порядку.

5.2. Акт составляется на бумажном носителе в двух экземплярах и подписывается аудитором (руководителем аудиторской группы).

Акт может быть составлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью аудитора (руководителя аудиторской группы). В этом случае акт на бумажном носителе составляется в одном экземпляре и приобщается к материалам аудиторской проверки.

5.3. Акт не позднее даты окончания аудиторской проверки, указанной в приказе о назначении аудиторской проверки, вручается аудитором (руководителем аудиторской группы) представителю объекта аудита под роспись или направляется объекту аудита почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В случае составления акта в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью аудитора (руководителя аудиторской группы), такой акт направляется объекту аудита посредством системы электронного документооборота Правительства Хабаровского края. При этом акт считается полученным объектом аудита с момента фиксации в системе электронного документооборота Правительства Хабаровского края сведений о его получении объектом аудита.

5.4. Представитель объекта аудита вправе представить письменные возражения по акту в течение 5 рабочих дней со дня его получения.

5.5. В случае поступления письменных возражений по акту аудитор (аудиторская группа) в течение 3 рабочих дней с момента поступления таких возражений рассматривает указанные возражения и принимает решение об обоснованности либо необоснованности таких возражений.

Результат рассмотрения письменных возражений оформляется соответствующим письмом за подписью аудитора (руководителя аудиторской группы), которое передается объекту аудита способами, указанными в пункте 5.3 настоящего раздела Порядка.

5.6. На основании акта субъектом аудита в течение 15 рабочих дней со дня подписания акта составляется отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:

- информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также значимых остаточных бюджетных рисках – рисках, остающихся после применения контрольных действий в ходе внутреннего финансового контроля;

- информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объекта аудита;

- выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля;

- выводы о достоверности и полноте бюджетной отчетности, а также о соответствии ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

- выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер, направленных на повышение качества финансового менеджмента, а также предложения о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств, в том числе предложения по установлению ограничений (нормативов) в правовых актах главного администратора (администратора) бюджетных средств, регламентирующих выполнение внутренних бюджетных процедур, которым сопутствуют коррупционные риски, риски неэффективного использования бюджетных средств.

(в редакции приказа комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края от 19.12.2019 № 168)

5.7. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта направляется председателю комитета не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта.

По результатам рассмотрения отчета о результатах аудиторской проверки в срок, не позднее 5 рабочих дней со дня его представления на рассмотрение, председатель комитета принимает одно или несколько из решений о:

- необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

- недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

- применении материальной, дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, проведении служебных проверок;

- направлении в соответствующий орган государственного (муниципального) финансового контроля и (или) правоохранительные органы информации о наличии признаков коррупционного проявления, нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, за совершение которых предусмотрена административная (уголовная) ответственность и (или) документов, указывающих на данные признаки.

Информация и (или) документы, указанные в абзаце пятом настоящего пункта, направляются в срок не позднее 3 рабочих дней со дня рассмотрения отчета о результатах аудиторской проверки.

6. Требования к составлению и предоставлению отчетности о результатах внутреннего финансового аудита

6.1. Субъекты аудита осуществляют составление годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за отчетный финансовый год (далее – отчетность).

6.2. Отчетность должна содержать информацию, подтверждающую выводы о надежности (эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности комитета.

Проведение внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, актов комитета, а также повышению эффективности использования бюджетных средств.

6.3. Отчетность составляется по форме, установленной приложением 2 к настоящему Порядку, и представляется председателю комитета в срок до 01 февраля года, следующего за отчетным финансовым годом.

(пункт 6.3 в редакции приказа комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края от 21.05.2019 № 67)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

к Порядку осуществления внутреннего финансового аудита в комитете по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края

(в редакции приказа комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края от 19.12.2019 № 168)

Примерная форма

АКТ

"___"_________ 20__г.

№ ______

аудиторской проверки

___________________________

(наименование объекта аудита)

В соответствии с ______________________________________________ __________________________________________________________________

(реквизиты плана внутреннего финансового аудита, приказа о назначении аудиторской проверки)

уполномоченным на осуществление внутреннего финансового аудита ______________________________________________________________

(наименование субъекта внутреннего финансового аудита)

в отношении _____________________________________________________

(наименование объекта внутреннего финансового аудита)

проведена _____________________ аудиторская проверка (далее – проверка).

(вид проверки)

Продолжительность проверки: ________ рабочих дней.

Акт составлен: ________________________________________________

(наименование субъекта внутреннего финансового аудита)

С копией приказа о назначении аудиторской проверки ознакомлен: __________________________________________________________________.

(фамилия, инициалы, должность представителя объекта внутреннего финансового аудита, дата и способ ознакомления)

Уполномоченные, проводившие проверку: _________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________.

(фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) аудитора либо руководителя и иных должностных лиц аудиторской группы)

В ходе проверки использовались следующие документы: ____________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________.

Дата начала проверки: __________________________.

Дата окончания проверки: _______________________.

1. Общие сведения о проверяемом объекте внутреннего финансового аудита

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Выводы и предложения по результатам проверки

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________

______

_______________

(наименование должности аудитора (руководителя аудиторской группы), проводившего проверку)

(подпись)

(расшифровка подписи)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

к Порядку осуществления внутреннего финансового аудита в комитете по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края

(в редакции приказа комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края от 19.12.2019 № 168)

Форма

ОТЧЕТ

о результатах осуществления в комитете комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края внутреннего финансового аудита

за 20__ финансовый год

(тематический заголовок в редакции приказа комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края от 21.05.2019 № 67)

№ п/п

Наименование объекта внутреннего финансового аудита

Основания для проведения внутреннего финансового аудита

Даты начала и завершения аудиторской проверки

Проверяемый период

Информация, подтверждающая выводы о:

надежности (эффективности) внутреннего финансового контроля

достоверности сводной бюджетной отчетности

1

2

3

4

5

6

7

(наименование должности руководителя субъекта аудита)

(подпись)

фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии)

"_____" ________________ 20___ г.

(дата составления отчета)

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 29.01.2019
Рубрики правового классификатора: 080.060.060 Бюджетный процесс

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать