Основная информация
Дата опубликования: | 07 июня 2019г. |
Номер документа: | RU76000201900874 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Ярославская область |
Принявший орган: | Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ДЕПАРТАМЕНТ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 27.06.2019 № 51
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕДМЕТА ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
В соответствии со статьями 9.1, 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Положением о департаменте охраны объектов культурного наследия Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства области от 17.06.2015 № 659‑п «О департаменте охраны объектов культурного наследия Ярославской области»,
ДЕПАРТАМЕНТ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗЫВАЕТ:
1. Утвердить прилагаемый предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Авраамиева монастыря», XVI – XVII вв. (Ярославская область, г. Ростов, ул. Желябовская, д. 32).
2. Контроль за исполнением приказа возложить на начальника отдела учета объектов культурного наследия департамента Грушевскую Н.Л.
3. Приказ вступает в силу со дня его подписания.
Исполняющий обязанности
директора департамента
А.И. Овчинников
УТВЕРЖДЁН
приказом департамента охраны объектов
культурного наследия Ярославской области
от 27.06.2019 № 51
ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ
объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Авраамиева монастыря», XVI – XVII вв.
(Ярославская область, г. Ростов, ул. Желябовская, д. 32)
Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Авраамиева монастыря», XVI – XVII вв. (Ярославская область, г. Ростов, ул. Желябовская, д. 32), являются:
- местоположение и градостроительная роль ансамбля, являющегося композиционной доминантой в формировании сложившегося исторического ландшафта берега озера Неро;
- композиционная и планировочная структура монастыря, включая композиционное ядро ансамбля – Богоявленский собор с тремя приделами, композиционный акцент – Никольскую надвратную церковь со Святыми воротами, фланкированную с западной стороны двумя воротными башнями, расположенную по оси собора к западу, а также расположенные: к югу – Введенскую церковь, к северу и западу Настоятельский и Братский монастырские корпуса, некрополь близ собора с восточной стороны и монастырский сад с юга и востока;
- планировочная структура ансамбля, состоящего из непосредственно территории монастыря, ограниченной утраченными каменными стенами ограды с воротами и башнями с постройками монастыря и садом;
- уличный фронт и объёмно-пространственная композиция ансамбля монастыря, ориентированная на восприятие комплекса со стороны главного въезда с улицы Желябовской и с озера Неро;
- главная внутренняя композиционная ось, проходящая от Святых ворот с запада на восток, предполагающая глубинно-видовое раскрытие основных построек ансамбля: Никольской надвратной церкви и Богоявленского собора, Введенской церкви с правой стороны и келейных корпусов с левой стороны;
- исторический проезд на территорию монастыря через западные Святые ворота;
- наружные и внутренние визуальные связи элементов ансамбля;
- историческая планировочная структура ансамбля (с учетом воссоздания методами научной реставрации утраченных планировочных элементов ансамбля: часовни и ограды с башнями по периметру монастыря, галереи, соединяющей Богоявленский собор и Введенскую церковь при условии проведения археологических исследований);
- историческое использование ансамбля, функционально связанное с осуществлением религиозной деятельности;
- архитектурные характеристики (объемно-пространственное, планировочное, архитектурно-стилевое решение, основные строительные и отделочные материалы) следующих зданий и сооружений, расположенных в границах ансамбля (в соответствии со схемой расположения объектов в составе объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Авраамиева монастыря», XVI – XVII вв. (Ярославская обл., г. Ростов, ул. Желябовская, д. 32), приведенной в приложении к настоящему предмету охраны):
- «Надвратная Никольская церковь», 1655 г., 1830 г. (литера А), в том числе её следующие особенности:
объемно-пространственная структура сложного объёма храма со сквозным проездом, фланкированного с запада двумя воротными круглыми в плане башнями, представляющего собой бесстолпный прямоугольный в плане, вытянутый по оси запад – восток, высокий четверик на подклете с трёхапсидным алтарем, окружённый с трёх сторон двухэтажной галереей, увенчанный двухъярусной колокольней; подклет разделён на два помещения поперечной капитальной стеной с арочным проездом;
капитальные стены из крупноразмерного красного керамического кирпича; сводчатые перекрытия Святых ворот, разделенные подпружными арками, сводчатые перекрытия внутренних помещений церкви; коробовые своды подклета, крестовые своды четверика, цилиндрические своды галереи; форма, габариты вальмовой четырехскатной крыши четверика, вальмовой крыши галереи, сложной фигурной крыши (конх) алтаря; материал кровельного покрытия – фальцованный металл;
архитектурно-художественное оформление фасадов повышенного четверика церкви: местоположение, габариты, конфигурация оконных проемов, расположенных в нишах, угловые лопатки и лопатки в верхней части четверика, раскрепованный декоративный пояс с фризом из квадратных ниш, фрагменты дугообразных профилей, повторяющие форму сводов, простой венчающий карниз;
габариты и конфигурация навершия над конхой центральной апсиды в виде четырёхколонного (по две парных колонны тосканского ордера) антового портика с центральной арочной нишей, с треугольным фронтоном с круглой филёнкой в тимпане, пристроенного к восточному фасаду четверика и соединённого с колокольней, увенчанного полукуполом, завершённым небольшой луковичной главкой с крестом в уровне яруса основного звона колокольни;
композиция и архитектурно-художественное оформление основного яруса звона колокольни в виде четверика, оформленного четырьмя полуциркульными открытыми арочными проёмами с горизонтальными профилированными импостами в районе пят архивольтов и замковыми камнями (аграфами), обрамленными фланкирующими колоннами коринфского ордера с профилированным венчающим карнизом большого выноса, заканчивающегося восьмериком, увенчанным восьмигранным куполом с четырьмя люкарнами, расположенными на центральных осях фасадов (с каждой стороны света), с круглыми проемами с дугообразным обрамлением, увенчанными треугольными фронтонами;
композиция и архитектурно-художественное оформление второго яруса колокольни в виде глухого восьмерика с базой с пинаклями по углам, который с четырех сторон оформлен полуциркульными арочными нишами с горизонтальными импостами в районе пят архивольтов и замковыми камнями, расположенных по центральным осям фасадов; с куполом, увенчанным небольшой луковичной главкой с крестом;
архитектурно-художественное оформление западного фасада: расположенные по центральной оси проездная арка Святых ворот, обрамленная простым валиком из тёсаного кирпича, высокий классический четырёхколонный портик из парно расположенных трехчетвертных колонн упрощённого ордера с треугольным фронтоном с полукруглым тимпаном, с развитым венчающим карнизом антаблемента, с простым цоколем-стилобатом; простые лопатки с выделенными абаками; декоративный фриз полихромных изразцов, вписанных в ширинки, пояса поребрика, ограниченного полуваликами; местоположение, форма и габариты оконных проёмов первого этажа, расположенных в нишах с двухуступчатым карнизом; местоположение, форма и габариты оконных проёмов второго этажа, расположенных в двухуступчатых прямоугольных нишах;
архитектурно-художественное оформление восточного фасада: угловые лопатки и лопатки, обрамляющие апсиды алтаря; раскрепованные венчающие карнизы с поясом поребрика, обрамлённого полуваликами, в нижней части; цоколь с поясом из поребрика, обрамлённого полуваликами; местоположение, форма и габариты оконных проёмов с прямоугольными уступчатыми перспективными рамочными наличниками с дополнительными двумя уступами в верхней части и оконных проёмов в рамочных наличниках с треугольным уступчатым перспективным навершием; местоположение, форма и габариты входных проемов; архитектурно-художественное оформление южного фасада;
пространственно-планировочная структура интерьера в капитальных стенах; два перспективных портала в южной и западной стенах четверика; перспективный портал царских врат;
- «Собор Богоявленский», 1553 – 1555 гг., первая пол. XVIII в., XIХ в., ХХ в. (литера Б), включая его следующие особенности:
сложная объемно-пространственная структура четырехстолпного на высоком подклете крестовокупольного пятиглавого трёхапсидного храма с обходной галереей со стороны западного и южного фасадов, включающего повышенный объем четверика, прямоугольного в плане, слегка вытянутого по оси восток – запад с тремя пониженными апсидами с восточной стороны, из которых центральная шире боковых, перекрытого крышей с пятью световыми барабанами, увенчанными главами, примыкающей с запада и юга пониженной прямоугольной в плане галереей, объединяющей три придела: с севера – прямоугольный в плане придел Иоанна Предтечи, немного возвышенный над галереей, увенчанный трёхъярусной композицией из кокошников и небольшой главкой на барабане; с юго-запада – прямоугольный в плане Богословский придел под высокой колокольней и с юго-востока – прямоугольный в плане Авраамиевский шатровый придел, и западным притвором с прямоугольным в плане крыльцом (утраченным в советское время); исторические местоположение и габариты крыльца (с учетом его воссоздания методами научной реставрации); капитальные стены, сложенные из красного глиняного большемерного кирпича, в том числе крестовокупольное покрытие четырехстолпной части храма, образованное системой коробовых сводов; подпружные арки, несколько приподнятые над коробовыми сводами; паруса у оснований барабанов; вытянутая форма барабанов; сомкнутые своды Предтеченского и Богословского приделов; крестовые своды подклета и галереи; исторические форма и габариты крыши: четверика, апсид и галереи; материал кровельного покрытия – фальцованный металл;
архитектурно-художественное оформление фасадов четверика и подклета: лопатки с импостом для профилированных архивольтов, обрамляющих заложенные закомары с килевидным завершением, расчленяющие фасады на три прясла; междуэтажные пояса из тёсаного кирпича – нижний с профилем упрощённой аттической базы, верхний, проходящий под окнами второго света, состоящий из пяти рядов кирпичной кладки, установленных таким образом, что средний ряд выступает сильнее, чем примыкающие к нему ряды, а те, в свою очередь, – сильнее, чем крайние, пояс аналогичного сечения в уровне цоколя; перспективный портал входного проёма в центральной части северного фасада; местоположение, форма, габариты исторических оконных проемов четверика и оконных проемов подклета с перспективным оформлением амбразуры; оформление световых барабанов: профилированный венчающий карниз, ритм горизонтальных поясов, выполненных выпуском кирпича, пояса поребрика, два на большом барабане; местоположение, форма, габариты исторических оконных проемов;
композиция и архитектурно-художественное оформление алтаря: форма апсид со значительно большим радиусом в уровне подклета, разделяющие апсиды узкие лопатки, раскрепованные межэтажные пояса из тёсаного кирпича – нижний с профилем упрощённой аттической базы, верхний, проходящий под окнами второго света, состоящий из пяти рядов кирпичной кладки, установленных таким образом, что средний ряд выступает сильнее, чем примыкающие к нему ряды, а те, в свою очередь, – сильнее, чем крайние, пояс аналогичного сечения в уровне цоколя; трехуступчатый венчающий карниз; местоположение, форма, габариты исторических оконных проемов, наружных оконных откосов, оконных проёмов подклета с перспективным оформлением амбразуры;
композиция и архитектурно-художественное оформление западного притвора и галереи: уступчатый венчающий карниз, междуэтажный пояс, раскрепованный пояс из тёсаного кирпича в виде полувала и более узкого валика с обратной выкружкой между ними в уровне цоколя; местоположение, форма, габариты исторических оконных проемов, наружных оконных откосов, оформление окон подклета двухуступчатыми нишами;
композиция и архитектурно-художественное оформление Предтеченского придела: широкие лопатки в уровне подклета с уменьшением их сечения в уровне четверика, раскрепованный пояс из тёсаного кирпича в виде полувала и более узкого валика с обратной выкружкой между ними в уровне цоколя; между ярусами придела раскрепованные междуэтажные пояса: трёхуступчатый и пояс из тёсаного кирпича в виде полувала и более узкого валика с обратной выкружкой между ними; венчающая композиция из трёх ярусов килевидных кокошников, опирающихся на профилированные импосты; верхний ряд кокошников в основании барабана, увенчанного главой; оформление барабана поясом-валиком и профилированным карнизом; местоположение, форма, габариты оконных проемов, наружных оконных откосов, оформление перспективного портала с килевидным завершением на западном фасаде;
композиция и архитектурно-художественное оформление многоярусного Богословского придела: в первом ярусе – лопатки, расчленяющие фасады на два прясла, раскрепованный трёхуступчатый карниз, два пояса поребрика – подоконный и междуэтажный, местоположение, форма, габариты оконных проемов, наружных оконных откосов, оформление окон подклета двухуступчатыми нишами; в уровне нижней галереи звона – лопатки, расчленяющие фасады на два прясла, с многоуступчатыми базами и профилированной капителью-импостом для профилированных архивольтов с килевидным завершением, обрамляющих ниши и проёмы галереи; местоположение, форма, габариты оконных проемов, открытые арочные проёмы галереи звона со стороны западного фасада; в уровне высокого четверика колокольни с верхней галереей звона – лопатки, расчленяющие фасады на два прясла, раскрепованный уступчатый пояс в нижней части, декоративные, слегка вогнутые кокошники – треугольники с ромбовидными завершениями, два пояса поребрика, из них мелкопрофильный прерывается в местах проёмов – бойниц с уступчатым навершием, раскрепованный профилированный пояс в нижней части галереи звона, открытая верхняя галерея звона с арочными проёмами, оформленными профилированными архивольтами с килевидным завершением, горизонтальные многоуступчатые в районе пят архивольтов импосты, местоположение, габариты, конфигурация и оформление различных по форме декоративных ниш колонн галереи звона; в уровне глухого декоративного восьмерика – оформление граней лопатками, слегка расширяющимися в верхней части, городчатый фриз в нижней части, раскрепованный профилированный пояс в верхней части, местоположение, форма, габариты исторических оконных проемов восьмерика, местоположение и форма двухуступчатой ниши, простой горизонтальный дугообразный пояс из ряда кирпичей на юго-западной грани восьмерика, раскрепованный сложнопрофилированный венчающий карниз с дополнительными раскрепованными вставками-накладками с язычками; восьмигранный шатер с полицей; луковичная по форме двенадцатигранная глава на шейке с восьмигранным основанием;
композиция и архитектурно-художественное оформление юго-восточного Авраамиевского придела: лопатки, расчленяющие фасады на три прясла, раскрепованный трёхуступчатый карниз, два пояса поребрика – подоконный и междуэтажный, местоположение, форма, габариты оконных проемов, наружных оконных откосов, оформление окон подклета двухуступчатыми нишами; в уровне нижней галереи звона – лопатки, расчленяющие фасады на два прясла, с многоуступчатыми базами и профилированной капителью-импостом для профилированных архивольтов с килевидным завершением, обрамляющих ниши и проёмы галереи; местоположение, форма, габариты оконных проемов, открытые арочные проёмы галереи звона со стороны западного фасада;
пространственно-планировочная структура интерьеров в капитальных стенах, внутренние оконные откосы; монументальная живопись в интерьерах;
- «Введенская церковь», 1650 г., 1802 г. (литера В), включая её следующие особенности:
объемно-пространственная структура протяженного, вытянутого по оси восток – запад, прямоугольного в плане сложного трехчастного объема храма трапезного типа на высоком подклете, состоящего из прямоугольного близкого к квадрату в плане четверика, перекрытого четырёхгранным куполом, над которым возвышается четырёхгранная световая башня типа ротонды, завершающаяся четырёхгранным куполом, увенчанным двенадцатигранной главкой на четырехгранной шее, с примыкающим к четверику с востока прямоугольным близким к квадрату в плане бывшим алтарем, перекрытым вальмовой крышей на три ската, и примыкающей к четверику с запада прямоугольной в плане бывшей трапезной, перекрытой вальмовой крышей на три ската;
капитальные стены из большемерного красного керамического кирпича, сводчатые перекрытия помещений с распалубками, крестовый свод четверика, форма, местоположение распалубок, центральный распорный столб подклета, тромпы, парусные своды, форма, габариты, крыши, материал кровельного покрытия – фальцованный металл;
композиция и архитектурно-художественное оформление здания церкви, в том числе междуэтажный пояс с фризом из сплошного ряда малых ширинок в размер кирпича, образованных тёсаным кирпичом со сглаженными гранями, рельефно выделенный цоколь, акцентированный поясом из двух полуваликов тёсаного кирпича; оформление венчающих профилированных карнизов, местоположение, форма, габариты исторических арочных, прямоугольных, круглых оконных проемов, исторических входных проемов; угловые лопатки четверика, алтаря и трапезной, плоские лопатки трапезной;
композиция и архитектурно-художественное оформление четверика упрощенным слабо выступающим портиком из угловых лопаток и треугольного фронтона;
пространственно-планировочная структура интерьеров в капитальных стенах, фрагменты сохранившейся исторической фресковой росписи;
- «Корпус Настоятельский» 1838 г. (литера А4), включая его следующие особенности:
объемно-пространственная композиция двухэтажного прямоугольного в плане здания в классицистической стилистике, вытянутого по оси восток – запад, с вальмовой крышей на четыре ската со слуховым окном на северном фасаде, материал кровельного покрытия – фальцованный металл;
капитальные стены из большемерного красного керамического кирпича;
композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов, в том числе ризалит на главном (южном) фасаде, угловые лопатки, рельефно выделенный цоколь с двухуступчатыми прямоугольными нишами, двухуступчатый междуэтажный пояс, профилированный венчающий карниз большого выноса; местоположение, габариты, конфигурация и оформление первоначальных оконных и дверных проемов на фасадах здания; арочные ниши с рамочными обрамлениями, рамочные наличники оконных и дверных проемов, профилированные подоконники; высотные отметки по карнизам здания;
пространственно-планировочная структура интерьеров: историческая планировка в продольных и поперечных капитальных стенах;
- «Корпус Братский», 1806 г. (литера А3), включая его следующие особенности:
объемно-пространственная композиция Г-образного в плане одноэтажного здания, с протяженными по оси север – юг и более короткими по оси восток – запад крыльями, с высокой двускатной крышей с тремя чердачными окнами, соединёнными с галереей Никольской надвратной церкви;
капитальные стены, сложенные из большемерного красного керамического кирпича; форма, габариты прямой двускатной крыши здания с чердачными окнами, материал кровли – металл;
композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов здания, в том числе: местоположение, габариты, конфигурация и оформление первоначальных прямоугольных оконных и дверных проемов; простые рамочные наличники оконных проемов, включающие простые подоконники; высокий цоколь, развитый венчающий карниз простых форм по периметру здания;
высотные отметки по карнизам здания;
пространственно-планировочная структура интерьера: историческая планировка в капитальных стенах;
- «Братская трапезная», 1892 г. (литера А5), включая его следующие особенности:
объемно-пространственная композиция одноэтажного прямоугольного в плане, вытянутого по оси восток – запад, здания в классицистической стилистике, с вальмовой крышей на три ската, слуховым окном на восточном фасаде, соединённого встройкой с лестницей, материал кровельного покрытия – фальцованный металл;
капитальные стены из большемерного красного керамического кирпича;
композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов трапезы, в том числе угловые лопатки, рельефно выделенный цоколь, профилированный венчающий карниз; местоположение, габариты, конфигурация и оформление первоначальных прямоугольных оконных и дверных проемов на фасадах здания; рамочные наличники оконных и дверных проемов, профилированные подоконники;
пространственно-планировочная структура интерьера: историческая планировка в капитальных стенах;
- «Монастырский сад», XVIII– XX вв., включая его следующие особенности:
композиция, планировочная и ландшафтная структура сада открытого типа, основная часть которого расположена в юго-западном крыле территории монастыря с группой старовозрастных лип вдоль южной границы монастыря, вытянутый по оси север – юг пруд с сосновой рощей по восточному берегу пруда (у восточной границы монастыря), группа из четырёх лип перед северным фасадом Богоявленского собора между южным фасадом Настоятельского корпуса и собором, исторический характер посадок лип;
- «Башня фланкирующая (южная)», 1781 г., 1880 г. (литера А1), «Башня фланкирующая (северная)», 1781 г., 1860 г. (литера А2), включая их следующие особенности:
объемно-пространственная структура круглых в плане башен, с незначительно расширяющимся кверху ярусом варниц и над ними – ярусом бойниц; декоративные горизонтальные тяги из поребрика, обрамленного валиками, горизонтальный пояс-валик в уровне нижней отметки варниц, горизонтальный пояс-валик, обрамляющий верхнюю часть проемов варниц, трёхуступчатый пояс полка-валик-полка над бойницами, венчающий трёхступенчатый карниз; местоположение, конфигурация первоначальных проемов варниц, бойниц; форма, габариты сложной фигурной крыши, завершенной шпилем, характер кровельного покрытия – фальцованный металл; капитальные стены из красного большемерного керамического кирпича;
- «Некрополь», XVII – ХХ вв., включая его следующие особенности: территория бывшего некрополя, примыкающая к алтарю Богоявленского собора с востока, местоположение утраченной часовни (с учетом возможности её воссоздания методами научной реставрации при условии проведения археологических исследований), историческое функциональное использование территории некрополя.
Приложение
к предмету охраны
СХЕМА
расположения объектов в составе объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Авраамиева монастыря», XVI – XVII вв. (Ярославская область, г. Ростов, ул. Желябовская, д. 32)
ДЕПАРТАМЕНТ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 27.06.2019 № 51
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕДМЕТА ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
В соответствии со статьями 9.1, 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Положением о департаменте охраны объектов культурного наследия Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства области от 17.06.2015 № 659‑п «О департаменте охраны объектов культурного наследия Ярославской области»,
ДЕПАРТАМЕНТ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗЫВАЕТ:
1. Утвердить прилагаемый предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Авраамиева монастыря», XVI – XVII вв. (Ярославская область, г. Ростов, ул. Желябовская, д. 32).
2. Контроль за исполнением приказа возложить на начальника отдела учета объектов культурного наследия департамента Грушевскую Н.Л.
3. Приказ вступает в силу со дня его подписания.
Исполняющий обязанности
директора департамента
А.И. Овчинников
УТВЕРЖДЁН
приказом департамента охраны объектов
культурного наследия Ярославской области
от 27.06.2019 № 51
ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ
объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Авраамиева монастыря», XVI – XVII вв.
(Ярославская область, г. Ростов, ул. Желябовская, д. 32)
Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Авраамиева монастыря», XVI – XVII вв. (Ярославская область, г. Ростов, ул. Желябовская, д. 32), являются:
- местоположение и градостроительная роль ансамбля, являющегося композиционной доминантой в формировании сложившегося исторического ландшафта берега озера Неро;
- композиционная и планировочная структура монастыря, включая композиционное ядро ансамбля – Богоявленский собор с тремя приделами, композиционный акцент – Никольскую надвратную церковь со Святыми воротами, фланкированную с западной стороны двумя воротными башнями, расположенную по оси собора к западу, а также расположенные: к югу – Введенскую церковь, к северу и западу Настоятельский и Братский монастырские корпуса, некрополь близ собора с восточной стороны и монастырский сад с юга и востока;
- планировочная структура ансамбля, состоящего из непосредственно территории монастыря, ограниченной утраченными каменными стенами ограды с воротами и башнями с постройками монастыря и садом;
- уличный фронт и объёмно-пространственная композиция ансамбля монастыря, ориентированная на восприятие комплекса со стороны главного въезда с улицы Желябовской и с озера Неро;
- главная внутренняя композиционная ось, проходящая от Святых ворот с запада на восток, предполагающая глубинно-видовое раскрытие основных построек ансамбля: Никольской надвратной церкви и Богоявленского собора, Введенской церкви с правой стороны и келейных корпусов с левой стороны;
- исторический проезд на территорию монастыря через западные Святые ворота;
- наружные и внутренние визуальные связи элементов ансамбля;
- историческая планировочная структура ансамбля (с учетом воссоздания методами научной реставрации утраченных планировочных элементов ансамбля: часовни и ограды с башнями по периметру монастыря, галереи, соединяющей Богоявленский собор и Введенскую церковь при условии проведения археологических исследований);
- историческое использование ансамбля, функционально связанное с осуществлением религиозной деятельности;
- архитектурные характеристики (объемно-пространственное, планировочное, архитектурно-стилевое решение, основные строительные и отделочные материалы) следующих зданий и сооружений, расположенных в границах ансамбля (в соответствии со схемой расположения объектов в составе объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Авраамиева монастыря», XVI – XVII вв. (Ярославская обл., г. Ростов, ул. Желябовская, д. 32), приведенной в приложении к настоящему предмету охраны):
- «Надвратная Никольская церковь», 1655 г., 1830 г. (литера А), в том числе её следующие особенности:
объемно-пространственная структура сложного объёма храма со сквозным проездом, фланкированного с запада двумя воротными круглыми в плане башнями, представляющего собой бесстолпный прямоугольный в плане, вытянутый по оси запад – восток, высокий четверик на подклете с трёхапсидным алтарем, окружённый с трёх сторон двухэтажной галереей, увенчанный двухъярусной колокольней; подклет разделён на два помещения поперечной капитальной стеной с арочным проездом;
капитальные стены из крупноразмерного красного керамического кирпича; сводчатые перекрытия Святых ворот, разделенные подпружными арками, сводчатые перекрытия внутренних помещений церкви; коробовые своды подклета, крестовые своды четверика, цилиндрические своды галереи; форма, габариты вальмовой четырехскатной крыши четверика, вальмовой крыши галереи, сложной фигурной крыши (конх) алтаря; материал кровельного покрытия – фальцованный металл;
архитектурно-художественное оформление фасадов повышенного четверика церкви: местоположение, габариты, конфигурация оконных проемов, расположенных в нишах, угловые лопатки и лопатки в верхней части четверика, раскрепованный декоративный пояс с фризом из квадратных ниш, фрагменты дугообразных профилей, повторяющие форму сводов, простой венчающий карниз;
габариты и конфигурация навершия над конхой центральной апсиды в виде четырёхколонного (по две парных колонны тосканского ордера) антового портика с центральной арочной нишей, с треугольным фронтоном с круглой филёнкой в тимпане, пристроенного к восточному фасаду четверика и соединённого с колокольней, увенчанного полукуполом, завершённым небольшой луковичной главкой с крестом в уровне яруса основного звона колокольни;
композиция и архитектурно-художественное оформление основного яруса звона колокольни в виде четверика, оформленного четырьмя полуциркульными открытыми арочными проёмами с горизонтальными профилированными импостами в районе пят архивольтов и замковыми камнями (аграфами), обрамленными фланкирующими колоннами коринфского ордера с профилированным венчающим карнизом большого выноса, заканчивающегося восьмериком, увенчанным восьмигранным куполом с четырьмя люкарнами, расположенными на центральных осях фасадов (с каждой стороны света), с круглыми проемами с дугообразным обрамлением, увенчанными треугольными фронтонами;
композиция и архитектурно-художественное оформление второго яруса колокольни в виде глухого восьмерика с базой с пинаклями по углам, который с четырех сторон оформлен полуциркульными арочными нишами с горизонтальными импостами в районе пят архивольтов и замковыми камнями, расположенных по центральным осям фасадов; с куполом, увенчанным небольшой луковичной главкой с крестом;
архитектурно-художественное оформление западного фасада: расположенные по центральной оси проездная арка Святых ворот, обрамленная простым валиком из тёсаного кирпича, высокий классический четырёхколонный портик из парно расположенных трехчетвертных колонн упрощённого ордера с треугольным фронтоном с полукруглым тимпаном, с развитым венчающим карнизом антаблемента, с простым цоколем-стилобатом; простые лопатки с выделенными абаками; декоративный фриз полихромных изразцов, вписанных в ширинки, пояса поребрика, ограниченного полуваликами; местоположение, форма и габариты оконных проёмов первого этажа, расположенных в нишах с двухуступчатым карнизом; местоположение, форма и габариты оконных проёмов второго этажа, расположенных в двухуступчатых прямоугольных нишах;
архитектурно-художественное оформление восточного фасада: угловые лопатки и лопатки, обрамляющие апсиды алтаря; раскрепованные венчающие карнизы с поясом поребрика, обрамлённого полуваликами, в нижней части; цоколь с поясом из поребрика, обрамлённого полуваликами; местоположение, форма и габариты оконных проёмов с прямоугольными уступчатыми перспективными рамочными наличниками с дополнительными двумя уступами в верхней части и оконных проёмов в рамочных наличниках с треугольным уступчатым перспективным навершием; местоположение, форма и габариты входных проемов; архитектурно-художественное оформление южного фасада;
пространственно-планировочная структура интерьера в капитальных стенах; два перспективных портала в южной и западной стенах четверика; перспективный портал царских врат;
- «Собор Богоявленский», 1553 – 1555 гг., первая пол. XVIII в., XIХ в., ХХ в. (литера Б), включая его следующие особенности:
сложная объемно-пространственная структура четырехстолпного на высоком подклете крестовокупольного пятиглавого трёхапсидного храма с обходной галереей со стороны западного и южного фасадов, включающего повышенный объем четверика, прямоугольного в плане, слегка вытянутого по оси восток – запад с тремя пониженными апсидами с восточной стороны, из которых центральная шире боковых, перекрытого крышей с пятью световыми барабанами, увенчанными главами, примыкающей с запада и юга пониженной прямоугольной в плане галереей, объединяющей три придела: с севера – прямоугольный в плане придел Иоанна Предтечи, немного возвышенный над галереей, увенчанный трёхъярусной композицией из кокошников и небольшой главкой на барабане; с юго-запада – прямоугольный в плане Богословский придел под высокой колокольней и с юго-востока – прямоугольный в плане Авраамиевский шатровый придел, и западным притвором с прямоугольным в плане крыльцом (утраченным в советское время); исторические местоположение и габариты крыльца (с учетом его воссоздания методами научной реставрации); капитальные стены, сложенные из красного глиняного большемерного кирпича, в том числе крестовокупольное покрытие четырехстолпной части храма, образованное системой коробовых сводов; подпружные арки, несколько приподнятые над коробовыми сводами; паруса у оснований барабанов; вытянутая форма барабанов; сомкнутые своды Предтеченского и Богословского приделов; крестовые своды подклета и галереи; исторические форма и габариты крыши: четверика, апсид и галереи; материал кровельного покрытия – фальцованный металл;
архитектурно-художественное оформление фасадов четверика и подклета: лопатки с импостом для профилированных архивольтов, обрамляющих заложенные закомары с килевидным завершением, расчленяющие фасады на три прясла; междуэтажные пояса из тёсаного кирпича – нижний с профилем упрощённой аттической базы, верхний, проходящий под окнами второго света, состоящий из пяти рядов кирпичной кладки, установленных таким образом, что средний ряд выступает сильнее, чем примыкающие к нему ряды, а те, в свою очередь, – сильнее, чем крайние, пояс аналогичного сечения в уровне цоколя; перспективный портал входного проёма в центральной части северного фасада; местоположение, форма, габариты исторических оконных проемов четверика и оконных проемов подклета с перспективным оформлением амбразуры; оформление световых барабанов: профилированный венчающий карниз, ритм горизонтальных поясов, выполненных выпуском кирпича, пояса поребрика, два на большом барабане; местоположение, форма, габариты исторических оконных проемов;
композиция и архитектурно-художественное оформление алтаря: форма апсид со значительно большим радиусом в уровне подклета, разделяющие апсиды узкие лопатки, раскрепованные межэтажные пояса из тёсаного кирпича – нижний с профилем упрощённой аттической базы, верхний, проходящий под окнами второго света, состоящий из пяти рядов кирпичной кладки, установленных таким образом, что средний ряд выступает сильнее, чем примыкающие к нему ряды, а те, в свою очередь, – сильнее, чем крайние, пояс аналогичного сечения в уровне цоколя; трехуступчатый венчающий карниз; местоположение, форма, габариты исторических оконных проемов, наружных оконных откосов, оконных проёмов подклета с перспективным оформлением амбразуры;
композиция и архитектурно-художественное оформление западного притвора и галереи: уступчатый венчающий карниз, междуэтажный пояс, раскрепованный пояс из тёсаного кирпича в виде полувала и более узкого валика с обратной выкружкой между ними в уровне цоколя; местоположение, форма, габариты исторических оконных проемов, наружных оконных откосов, оформление окон подклета двухуступчатыми нишами;
композиция и архитектурно-художественное оформление Предтеченского придела: широкие лопатки в уровне подклета с уменьшением их сечения в уровне четверика, раскрепованный пояс из тёсаного кирпича в виде полувала и более узкого валика с обратной выкружкой между ними в уровне цоколя; между ярусами придела раскрепованные междуэтажные пояса: трёхуступчатый и пояс из тёсаного кирпича в виде полувала и более узкого валика с обратной выкружкой между ними; венчающая композиция из трёх ярусов килевидных кокошников, опирающихся на профилированные импосты; верхний ряд кокошников в основании барабана, увенчанного главой; оформление барабана поясом-валиком и профилированным карнизом; местоположение, форма, габариты оконных проемов, наружных оконных откосов, оформление перспективного портала с килевидным завершением на западном фасаде;
композиция и архитектурно-художественное оформление многоярусного Богословского придела: в первом ярусе – лопатки, расчленяющие фасады на два прясла, раскрепованный трёхуступчатый карниз, два пояса поребрика – подоконный и междуэтажный, местоположение, форма, габариты оконных проемов, наружных оконных откосов, оформление окон подклета двухуступчатыми нишами; в уровне нижней галереи звона – лопатки, расчленяющие фасады на два прясла, с многоуступчатыми базами и профилированной капителью-импостом для профилированных архивольтов с килевидным завершением, обрамляющих ниши и проёмы галереи; местоположение, форма, габариты оконных проемов, открытые арочные проёмы галереи звона со стороны западного фасада; в уровне высокого четверика колокольни с верхней галереей звона – лопатки, расчленяющие фасады на два прясла, раскрепованный уступчатый пояс в нижней части, декоративные, слегка вогнутые кокошники – треугольники с ромбовидными завершениями, два пояса поребрика, из них мелкопрофильный прерывается в местах проёмов – бойниц с уступчатым навершием, раскрепованный профилированный пояс в нижней части галереи звона, открытая верхняя галерея звона с арочными проёмами, оформленными профилированными архивольтами с килевидным завершением, горизонтальные многоуступчатые в районе пят архивольтов импосты, местоположение, габариты, конфигурация и оформление различных по форме декоративных ниш колонн галереи звона; в уровне глухого декоративного восьмерика – оформление граней лопатками, слегка расширяющимися в верхней части, городчатый фриз в нижней части, раскрепованный профилированный пояс в верхней части, местоположение, форма, габариты исторических оконных проемов восьмерика, местоположение и форма двухуступчатой ниши, простой горизонтальный дугообразный пояс из ряда кирпичей на юго-западной грани восьмерика, раскрепованный сложнопрофилированный венчающий карниз с дополнительными раскрепованными вставками-накладками с язычками; восьмигранный шатер с полицей; луковичная по форме двенадцатигранная глава на шейке с восьмигранным основанием;
композиция и архитектурно-художественное оформление юго-восточного Авраамиевского придела: лопатки, расчленяющие фасады на три прясла, раскрепованный трёхуступчатый карниз, два пояса поребрика – подоконный и междуэтажный, местоположение, форма, габариты оконных проемов, наружных оконных откосов, оформление окон подклета двухуступчатыми нишами; в уровне нижней галереи звона – лопатки, расчленяющие фасады на два прясла, с многоуступчатыми базами и профилированной капителью-импостом для профилированных архивольтов с килевидным завершением, обрамляющих ниши и проёмы галереи; местоположение, форма, габариты оконных проемов, открытые арочные проёмы галереи звона со стороны западного фасада;
пространственно-планировочная структура интерьеров в капитальных стенах, внутренние оконные откосы; монументальная живопись в интерьерах;
- «Введенская церковь», 1650 г., 1802 г. (литера В), включая её следующие особенности:
объемно-пространственная структура протяженного, вытянутого по оси восток – запад, прямоугольного в плане сложного трехчастного объема храма трапезного типа на высоком подклете, состоящего из прямоугольного близкого к квадрату в плане четверика, перекрытого четырёхгранным куполом, над которым возвышается четырёхгранная световая башня типа ротонды, завершающаяся четырёхгранным куполом, увенчанным двенадцатигранной главкой на четырехгранной шее, с примыкающим к четверику с востока прямоугольным близким к квадрату в плане бывшим алтарем, перекрытым вальмовой крышей на три ската, и примыкающей к четверику с запада прямоугольной в плане бывшей трапезной, перекрытой вальмовой крышей на три ската;
капитальные стены из большемерного красного керамического кирпича, сводчатые перекрытия помещений с распалубками, крестовый свод четверика, форма, местоположение распалубок, центральный распорный столб подклета, тромпы, парусные своды, форма, габариты, крыши, материал кровельного покрытия – фальцованный металл;
композиция и архитектурно-художественное оформление здания церкви, в том числе междуэтажный пояс с фризом из сплошного ряда малых ширинок в размер кирпича, образованных тёсаным кирпичом со сглаженными гранями, рельефно выделенный цоколь, акцентированный поясом из двух полуваликов тёсаного кирпича; оформление венчающих профилированных карнизов, местоположение, форма, габариты исторических арочных, прямоугольных, круглых оконных проемов, исторических входных проемов; угловые лопатки четверика, алтаря и трапезной, плоские лопатки трапезной;
композиция и архитектурно-художественное оформление четверика упрощенным слабо выступающим портиком из угловых лопаток и треугольного фронтона;
пространственно-планировочная структура интерьеров в капитальных стенах, фрагменты сохранившейся исторической фресковой росписи;
- «Корпус Настоятельский» 1838 г. (литера А4), включая его следующие особенности:
объемно-пространственная композиция двухэтажного прямоугольного в плане здания в классицистической стилистике, вытянутого по оси восток – запад, с вальмовой крышей на четыре ската со слуховым окном на северном фасаде, материал кровельного покрытия – фальцованный металл;
капитальные стены из большемерного красного керамического кирпича;
композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов, в том числе ризалит на главном (южном) фасаде, угловые лопатки, рельефно выделенный цоколь с двухуступчатыми прямоугольными нишами, двухуступчатый междуэтажный пояс, профилированный венчающий карниз большого выноса; местоположение, габариты, конфигурация и оформление первоначальных оконных и дверных проемов на фасадах здания; арочные ниши с рамочными обрамлениями, рамочные наличники оконных и дверных проемов, профилированные подоконники; высотные отметки по карнизам здания;
пространственно-планировочная структура интерьеров: историческая планировка в продольных и поперечных капитальных стенах;
- «Корпус Братский», 1806 г. (литера А3), включая его следующие особенности:
объемно-пространственная композиция Г-образного в плане одноэтажного здания, с протяженными по оси север – юг и более короткими по оси восток – запад крыльями, с высокой двускатной крышей с тремя чердачными окнами, соединёнными с галереей Никольской надвратной церкви;
капитальные стены, сложенные из большемерного красного керамического кирпича; форма, габариты прямой двускатной крыши здания с чердачными окнами, материал кровли – металл;
композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов здания, в том числе: местоположение, габариты, конфигурация и оформление первоначальных прямоугольных оконных и дверных проемов; простые рамочные наличники оконных проемов, включающие простые подоконники; высокий цоколь, развитый венчающий карниз простых форм по периметру здания;
высотные отметки по карнизам здания;
пространственно-планировочная структура интерьера: историческая планировка в капитальных стенах;
- «Братская трапезная», 1892 г. (литера А5), включая его следующие особенности:
объемно-пространственная композиция одноэтажного прямоугольного в плане, вытянутого по оси восток – запад, здания в классицистической стилистике, с вальмовой крышей на три ската, слуховым окном на восточном фасаде, соединённого встройкой с лестницей, материал кровельного покрытия – фальцованный металл;
капитальные стены из большемерного красного керамического кирпича;
композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов трапезы, в том числе угловые лопатки, рельефно выделенный цоколь, профилированный венчающий карниз; местоположение, габариты, конфигурация и оформление первоначальных прямоугольных оконных и дверных проемов на фасадах здания; рамочные наличники оконных и дверных проемов, профилированные подоконники;
пространственно-планировочная структура интерьера: историческая планировка в капитальных стенах;
- «Монастырский сад», XVIII– XX вв., включая его следующие особенности:
композиция, планировочная и ландшафтная структура сада открытого типа, основная часть которого расположена в юго-западном крыле территории монастыря с группой старовозрастных лип вдоль южной границы монастыря, вытянутый по оси север – юг пруд с сосновой рощей по восточному берегу пруда (у восточной границы монастыря), группа из четырёх лип перед северным фасадом Богоявленского собора между южным фасадом Настоятельского корпуса и собором, исторический характер посадок лип;
- «Башня фланкирующая (южная)», 1781 г., 1880 г. (литера А1), «Башня фланкирующая (северная)», 1781 г., 1860 г. (литера А2), включая их следующие особенности:
объемно-пространственная структура круглых в плане башен, с незначительно расширяющимся кверху ярусом варниц и над ними – ярусом бойниц; декоративные горизонтальные тяги из поребрика, обрамленного валиками, горизонтальный пояс-валик в уровне нижней отметки варниц, горизонтальный пояс-валик, обрамляющий верхнюю часть проемов варниц, трёхуступчатый пояс полка-валик-полка над бойницами, венчающий трёхступенчатый карниз; местоположение, конфигурация первоначальных проемов варниц, бойниц; форма, габариты сложной фигурной крыши, завершенной шпилем, характер кровельного покрытия – фальцованный металл; капитальные стены из красного большемерного керамического кирпича;
- «Некрополь», XVII – ХХ вв., включая его следующие особенности: территория бывшего некрополя, примыкающая к алтарю Богоявленского собора с востока, местоположение утраченной часовни (с учетом возможности её воссоздания методами научной реставрации при условии проведения археологических исследований), историческое функциональное использование территории некрополя.
Приложение
к предмету охраны
СХЕМА
расположения объектов в составе объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Авраамиева монастыря», XVI – XVII вв. (Ярославская область, г. Ростов, ул. Желябовская, д. 32)
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 13.08.2019 |
Рубрики правового классификатора: | 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 130.030.040 Охрана и использование памятников истории и культуры |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: