Основная информация
Дата опубликования: | 07 сентября 2011г. |
Номер документа: | RU76000201100697 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Ярославская область |
Принявший орган: | Департамент образования Ярославской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 07.09.2011№ 924/01-03
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
В целях реализации комплексного проекта модернизации образования Ярославской области в рамках приоритетного национального проекта «Образование», формирования системного подхода к оценке качества образования, обеспечения управления качеством образования и создания региональной системы оценки качества образования
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗЫВАЕТ:
Утвердить прилагаемое Положение о региональной системе оценки качества образования Ярославской области.
Приказ вступает в силу с момента его официального опубликования.
Директор департамента
Т.А. Степанова
УТВЕРЖДЕНО
приказом
департамента образования
Ярославской области
от 07.09.2011 № 924/01-03
ПОЛОЖЕНИЕ
о региональной системе оценки качества образования Ярославской области
Общие положения
1.1. Настоящее Положение о региональной системе оценки качества образования Ярославской области (далее - Положение) устанавливает единые требования к функционированию региональной системы оценки качества образования (далее – РСОКО).
1.2. РСОКО представляет собой совокупность организационных структур, диагностических, оценочных и аналитических процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных результатов обучающихся, воспитанников, результатов образовательных учреждений, муниципальной и региональной систем образования и выявление факторов, влияющих на качество этих результатов.
1.3. В Положении используются следующие термины:
качество образования - комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению (различного возраста, пола, физического и психического состояния) системой общего, начального и среднего профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства;
оценка качества образования – процесс, позволяющий определить степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения эталонному уровню (норме качества), зафиксированному в нормативных документах, а также социальным, профессиональным и личностным потребностям и направленный на определение состояния региональной системы образования и динамики ее развития;
индивидуальные достижения обучающихся – совокупность образовательных достижений, позволяющих обучающимся, воспитанникам успешно социализироваться в обществе и реализовать себя в различных сферах деятельности;
мониторинг - специально организованное систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза.
1.4. Основными пользователями результатов РСОКО являются:
- обучающиеся и их родители (законные представители);
- педагогические коллективы образовательных организаций;
- органы, осуществляющие управление в сфере образования;
- учредители образовательных учреждений;
- образовательные учреждения;
- работодатели;
внешние по отношению к системе образования организации, заинтересованные в оценке качества образования;
общественные организации.
1.5. РСОКО предполагает широкое участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов.
2. Цели и задачи РСОКО
2.1. Цель функционирования РСОКО – управление качеством образования на основе его достоверной и объективной оценки.
2.2. Основными задачами РСОКО являются:
- определение степени соответствия образовательных результатов в регионе государственным образовательным стандартам, государственным требованиям и потребностям общества;
определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным требованиям;
- обеспечение общества достоверной информацией о состоянии и развитии образования;
- внедрение измерителей и технологий оценки, позволяющих получать надежную и достоверную информацию о качестве образования;
- выявление факторов, влияющих на качество образования.
3. Механизмы реализации РСОКО
Механизмами реализации РСОКО являются:
- лицензирование образовательных учреждений, контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий;
- государственная аккредитация образовательных учреждений;
- государственная (итоговая) аттестация выпускников;
- государственный надзор за соблюдением законодательства; государственный контроль качества образования;
- аттестация педагогических и руководящих работников;
- мониторинг качества подготовки выпускников и условий осуществления образовательной деятельности;
- мониторинг индивидуальных достижений обучающихся, воспитанников;
- аналитическая деятельность по оценке качества образования и факторов, на него влияющих.
4. Основные принципы функционирования РСОКО
Основными принципами функционирования РСОКО являются:
- функциональное единство различных уровней системы оценки качества образования (регионального, муниципального и уровня образовательного учреждения);
- открытость, прозрачность, адекватность процедур и механизмов оценки качества образования;
- реалистичность требований, норм и показателей качества образования, их социальная и личная значимость, минимизация их количества;
- комплексирование и сопоставление результатов внутреннего и внешнего оценивания;
- общественное участие в процедурах оценивания;
- научная обоснованность процедур, методов, средств оценивания.
5. Основные элементы РСОКО
5.1. Объектами оценки качества образования являются:
- деятельность региональной системы образования;
- деятельность муниципальных систем образования;
- деятельность образовательных организаций;
- образовательные программы;
- процесс и результат деятельности педагогических и руководящих работников;
- уровень квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;
- предметные, метапредметные и личностные результаты образования;
- индивидуальные достижения обучающихся, воспитанников;
- условия осуществления образовательного процесса;
- удовлетворенность предоставляемыми образовательными услугами и образовательными результатами заказчиков и потребителей образовательных услуг.
5.2. РСОКО включает в себя следующие процессы:
- система отбора и первичной обработки данных;
- система анализа и оценка качества образования;
- система адресного обеспечения статистической и аналитической информацией основных пользователей РСОКО.
5.3. Основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерения.
5.3.1. Процедуры экспертизы и измерения определяются комплексом используемых методик оценки, компьютерных программ обработки данных, инструктивных материалов, документально зафиксированным алгоритмом их применения и утверждаются соответствующими нормативными правовыми актами.
5.3.2. Технологии процедур измерения определяются видом избранных контрольно-измерительных материалов, способом их применения. Содержание контрольных измерительных материалов, направленных на оценку качества подготовки выпускников и условий осуществления образовательной деятельности, определяется на основе государственных образовательных стандартов и не может выходить за их пределы.
5.4. РСОКО осуществляется на основе:
- мониторинга учебных достижений обучающихся по результатам международных и общероссийских исследований;
- мониторинга государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших программы основного общего и среднего (полного) образования;
- мониторинга качества образования обучающихся начальной школы;
- мониторинга качества образования в образовательном учреждении;
- мониторинга условий и процесса обучения;
- мониторинга индивидуальных достижений обучающихся, воспитанников;
- мониторинга личностных результатов образования;
- мониторинга удовлетворенности предоставляемыми образовательными услугами и результатами образовательного процесса.
6. Организация РСОКО
6.1. РСОКО имеет трёхуровневую структуру:
- региональный уровень;
- муниципальный уровень;
- уровень образовательного учреждения.
6.2. Сеть органов, служб и организаций РСОКО включает:
6.2.1. Департамент образования Ярославской области:
- формирует единые концептуальные подходы к оценке качества образования;
- обеспечивает реализацию процедур контроля и оценки качества образования;
- организует и координирует работу структур, деятельность которых непосредственно связана с вопросами оценки качества образования, в том числе общественных организаций;
- определяет состояние и тенденции развития региональной системы образования, на основе которых принимаются управленческие решения по совершенствованию качества образования в регионе;
- осуществляет аналитическую деятельность и оценку ситуации в региональной системе образования;
- информирует общественность о результатах оценки качества образования.
6.2.2. Государственное образовательное учреждение Ярославской области «Институт развития образования» (Центр мониторинга и статистики) собирает и обрабатывает статистическую информацию об условиях образовательного процесса.
6.2.3. Государственное учреждение Ярославской области «Центр оценки и контроля качества образования» проводит:
- мониторинг качества образования, в том числе результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников;
- мониторинг условий осуществления образовательного процесса;
мониторинг удовлетворённости предоставляемыми образовательными услугами и результатами образовательного процесса;
- мониторинг уровня квалификации педагогических работников;
мониторинг квалификации руководителей, находящихся в функциональном подчинении департамента образования;
- проводит аналитическую деятельность по выявлению и оценке факторов, влияющих на качество образования.
6.2.4. Государственное образовательное учреждение Ярославской области «Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки “Ресурс”» проводит мониторинг личностных результатов образования.
6.2.5. Органы местного самоуправления муниципальных образований области, осуществляющие управление в сфере образования:
- разрабатывают показатели, характеризующие состояние и динамику развития муниципальной системы образования;
- анализируют результаты оценки качества образования на уровне муниципального района;
- координируют деятельность структур, осуществляющих оценку качества образования;
- информируют общественность о результатах оценки качества образования;
- осуществляет деятельность по включению в муниципальную систему оценки качества образования общественных институтов.
6.2.6. Образовательные учреждения:
- разрабатывает показатели и процедуры внутреннего мониторинга качества образования;
- обеспечивают функционирование системы внутреннего мониторинга качества образования.
6.3. Взаимодействие всех организационных структур РСОКО определяется технологической схемой функционирования, утверждаемой соответствующими нормативными правовыми документами.
7. Финансирование РСОКО
Средства на осуществление процедур оценки качества образования на территории Ярославской области предоставляются из федерального, регионального и муниципального бюджетов.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 07.09.2011№ 924/01-03
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
В целях реализации комплексного проекта модернизации образования Ярославской области в рамках приоритетного национального проекта «Образование», формирования системного подхода к оценке качества образования, обеспечения управления качеством образования и создания региональной системы оценки качества образования
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗЫВАЕТ:
Утвердить прилагаемое Положение о региональной системе оценки качества образования Ярославской области.
Приказ вступает в силу с момента его официального опубликования.
Директор департамента
Т.А. Степанова
УТВЕРЖДЕНО
приказом
департамента образования
Ярославской области
от 07.09.2011 № 924/01-03
ПОЛОЖЕНИЕ
о региональной системе оценки качества образования Ярославской области
Общие положения
1.1. Настоящее Положение о региональной системе оценки качества образования Ярославской области (далее - Положение) устанавливает единые требования к функционированию региональной системы оценки качества образования (далее – РСОКО).
1.2. РСОКО представляет собой совокупность организационных структур, диагностических, оценочных и аналитических процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных результатов обучающихся, воспитанников, результатов образовательных учреждений, муниципальной и региональной систем образования и выявление факторов, влияющих на качество этих результатов.
1.3. В Положении используются следующие термины:
качество образования - комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению (различного возраста, пола, физического и психического состояния) системой общего, начального и среднего профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства;
оценка качества образования – процесс, позволяющий определить степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения эталонному уровню (норме качества), зафиксированному в нормативных документах, а также социальным, профессиональным и личностным потребностям и направленный на определение состояния региональной системы образования и динамики ее развития;
индивидуальные достижения обучающихся – совокупность образовательных достижений, позволяющих обучающимся, воспитанникам успешно социализироваться в обществе и реализовать себя в различных сферах деятельности;
мониторинг - специально организованное систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза.
1.4. Основными пользователями результатов РСОКО являются:
- обучающиеся и их родители (законные представители);
- педагогические коллективы образовательных организаций;
- органы, осуществляющие управление в сфере образования;
- учредители образовательных учреждений;
- образовательные учреждения;
- работодатели;
внешние по отношению к системе образования организации, заинтересованные в оценке качества образования;
общественные организации.
1.5. РСОКО предполагает широкое участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов.
2. Цели и задачи РСОКО
2.1. Цель функционирования РСОКО – управление качеством образования на основе его достоверной и объективной оценки.
2.2. Основными задачами РСОКО являются:
- определение степени соответствия образовательных результатов в регионе государственным образовательным стандартам, государственным требованиям и потребностям общества;
определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным требованиям;
- обеспечение общества достоверной информацией о состоянии и развитии образования;
- внедрение измерителей и технологий оценки, позволяющих получать надежную и достоверную информацию о качестве образования;
- выявление факторов, влияющих на качество образования.
3. Механизмы реализации РСОКО
Механизмами реализации РСОКО являются:
- лицензирование образовательных учреждений, контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий;
- государственная аккредитация образовательных учреждений;
- государственная (итоговая) аттестация выпускников;
- государственный надзор за соблюдением законодательства; государственный контроль качества образования;
- аттестация педагогических и руководящих работников;
- мониторинг качества подготовки выпускников и условий осуществления образовательной деятельности;
- мониторинг индивидуальных достижений обучающихся, воспитанников;
- аналитическая деятельность по оценке качества образования и факторов, на него влияющих.
4. Основные принципы функционирования РСОКО
Основными принципами функционирования РСОКО являются:
- функциональное единство различных уровней системы оценки качества образования (регионального, муниципального и уровня образовательного учреждения);
- открытость, прозрачность, адекватность процедур и механизмов оценки качества образования;
- реалистичность требований, норм и показателей качества образования, их социальная и личная значимость, минимизация их количества;
- комплексирование и сопоставление результатов внутреннего и внешнего оценивания;
- общественное участие в процедурах оценивания;
- научная обоснованность процедур, методов, средств оценивания.
5. Основные элементы РСОКО
5.1. Объектами оценки качества образования являются:
- деятельность региональной системы образования;
- деятельность муниципальных систем образования;
- деятельность образовательных организаций;
- образовательные программы;
- процесс и результат деятельности педагогических и руководящих работников;
- уровень квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;
- предметные, метапредметные и личностные результаты образования;
- индивидуальные достижения обучающихся, воспитанников;
- условия осуществления образовательного процесса;
- удовлетворенность предоставляемыми образовательными услугами и образовательными результатами заказчиков и потребителей образовательных услуг.
5.2. РСОКО включает в себя следующие процессы:
- система отбора и первичной обработки данных;
- система анализа и оценка качества образования;
- система адресного обеспечения статистической и аналитической информацией основных пользователей РСОКО.
5.3. Основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерения.
5.3.1. Процедуры экспертизы и измерения определяются комплексом используемых методик оценки, компьютерных программ обработки данных, инструктивных материалов, документально зафиксированным алгоритмом их применения и утверждаются соответствующими нормативными правовыми актами.
5.3.2. Технологии процедур измерения определяются видом избранных контрольно-измерительных материалов, способом их применения. Содержание контрольных измерительных материалов, направленных на оценку качества подготовки выпускников и условий осуществления образовательной деятельности, определяется на основе государственных образовательных стандартов и не может выходить за их пределы.
5.4. РСОКО осуществляется на основе:
- мониторинга учебных достижений обучающихся по результатам международных и общероссийских исследований;
- мониторинга государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших программы основного общего и среднего (полного) образования;
- мониторинга качества образования обучающихся начальной школы;
- мониторинга качества образования в образовательном учреждении;
- мониторинга условий и процесса обучения;
- мониторинга индивидуальных достижений обучающихся, воспитанников;
- мониторинга личностных результатов образования;
- мониторинга удовлетворенности предоставляемыми образовательными услугами и результатами образовательного процесса.
6. Организация РСОКО
6.1. РСОКО имеет трёхуровневую структуру:
- региональный уровень;
- муниципальный уровень;
- уровень образовательного учреждения.
6.2. Сеть органов, служб и организаций РСОКО включает:
6.2.1. Департамент образования Ярославской области:
- формирует единые концептуальные подходы к оценке качества образования;
- обеспечивает реализацию процедур контроля и оценки качества образования;
- организует и координирует работу структур, деятельность которых непосредственно связана с вопросами оценки качества образования, в том числе общественных организаций;
- определяет состояние и тенденции развития региональной системы образования, на основе которых принимаются управленческие решения по совершенствованию качества образования в регионе;
- осуществляет аналитическую деятельность и оценку ситуации в региональной системе образования;
- информирует общественность о результатах оценки качества образования.
6.2.2. Государственное образовательное учреждение Ярославской области «Институт развития образования» (Центр мониторинга и статистики) собирает и обрабатывает статистическую информацию об условиях образовательного процесса.
6.2.3. Государственное учреждение Ярославской области «Центр оценки и контроля качества образования» проводит:
- мониторинг качества образования, в том числе результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников;
- мониторинг условий осуществления образовательного процесса;
мониторинг удовлетворённости предоставляемыми образовательными услугами и результатами образовательного процесса;
- мониторинг уровня квалификации педагогических работников;
мониторинг квалификации руководителей, находящихся в функциональном подчинении департамента образования;
- проводит аналитическую деятельность по выявлению и оценке факторов, влияющих на качество образования.
6.2.4. Государственное образовательное учреждение Ярославской области «Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки “Ресурс”» проводит мониторинг личностных результатов образования.
6.2.5. Органы местного самоуправления муниципальных образований области, осуществляющие управление в сфере образования:
- разрабатывают показатели, характеризующие состояние и динамику развития муниципальной системы образования;
- анализируют результаты оценки качества образования на уровне муниципального района;
- координируют деятельность структур, осуществляющих оценку качества образования;
- информируют общественность о результатах оценки качества образования;
- осуществляет деятельность по включению в муниципальную систему оценки качества образования общественных институтов.
6.2.6. Образовательные учреждения:
- разрабатывает показатели и процедуры внутреннего мониторинга качества образования;
- обеспечивают функционирование системы внутреннего мониторинга качества образования.
6.3. Взаимодействие всех организационных структур РСОКО определяется технологической схемой функционирования, утверждаемой соответствующими нормативными правовыми документами.
7. Финансирование РСОКО
Средства на осуществление процедур оценки качества образования на территории Ярославской области предоставляются из федерального, регионального и муниципального бюджетов.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 09.04.2019 |
Рубрики правового классификатора: | 130.010.020 Управление системой образования (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: