Основная информация
Дата опубликования: | 08 февраля 2013г. |
Номер документа: | RU63000201300155 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Самарская область |
Принявший орган: | Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
Ведомственная целевая программа
1
ПРИКАЗ
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды
и природопользования Самарской области
от «08» февраля 2013 г. № 33
Об утверждении ведомственной целевой программы
«Экологическое воспитание и просвещение населения Самарской области»
на 2013 год
В целях совершенствования системы экологического воспитания и просвещения населения Самарской области путем реализации мероприятий, направленных на повышение уровня информированности населения об экологических проблемах региона и путях их решения, а также вовлечения населения в практическую деятельность в сфере повышения экологического благополучия и в соответствии с Протоколом заседания комиссии при Правительстве Самарской области по ведомственным целевым программам от 12.11.2012 № 40 ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу «Экологическое воспитание и просвещение населения Самарской области» на 2013 год.
2. Опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации.
3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования в средствах массовой информации и распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2013 года.
Исполняющий обязанности
министра лесного хозяйства, охраны
окружающей среды и природопользования
Самарской области Т.Н.Сафронова
УТВЕРЖДЕНА
приказом министерства лесного хозяйства,
охраны окружающей и природопользования
Самарской области
от _________ № ____
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ
НАСЕЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ» НА 2013 ГОД
(далее – Ведомственная программа)
ПАСПОРТ ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
НАИМЕНОВАНИЕ
ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
-
«Экологическое воспитание и просвещение населения Самарской области» на 2013 год
ДАТА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О
РАЗРАБОТКЕ
ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
-
поручение министра лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 21 февраля 2011 года
РАЗРАБОТЧИК И
ИСПОЛНИТЕЛЬ
ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
-
министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее – министерство)
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
-
Цель: повышение уровня экологической культуры населения Самарской области.
Задача 1. Развитие единого информационного поля для анализа и общественного контроля экологического состояния территории Самарской области.
Задача 2. Формирование экологической грамотности населения Самарской области.
Задача 3. Вовлечение населения Самарской области и организаций всех форм собственности в реализацию региональной экологической политики.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ
ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
-
2013 год
ВАЖНЕЙШИЕ
ЦЕЛЕВЫЕ
ИНДИКАТОРЫ И
ПОКАЗАТЕЛИ
ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
-
Индикаторы (показатели) задачи 1:
наличие экологического паспорта Самарской области;
наличие радиационно-гигиенического паспорта Самарской области;
наличие ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей среды и природных ресурсов Самарской области
Индикатор (показатель) задачи 2:
тираж печатной продукции экологического содержания.
Индикатор (показатель) задачи 3:
число участников массовых экологических мероприятий, направленных на повышение экологической культуры населения Самарской области.
ОБЪЕМЫ
ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ,
ОПРЕДЕЛЕННЫХ
ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММОЙ
-
общий объём финансирования мероприятий Ведомственной программы за счёт средств областного бюджета составляет 8 700 тыс. рублей
ПОКАЗАТЕЛИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
-
отношение степени достижения основных целевых индикаторов (показателей) Ведомственной программы к уровню ее финансирования.
СИСТЕМА
ОРГАНИЗАЦИИ
КОНТРОЛЯ ЗА
ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
-
контроль за ходом реализации Ведомственной программы осуществляется министерством в соответствии с требованиями Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ в Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 16.01.2008 № 2.
I. Характеристика проблемы, решение которой осуществляется
путем реализации Ведомственной программы
Сохранение окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в решающей степени определяются формированием экологической культуры населения. Высокий уровень экологической культуры населения является одним из условий сбалансированного социально-экономического развития Российской Федерации.
В настоящее время в России уровень экологической культуры, образования и воспитания населения рассматривается как один из самых низких среди развитых стран мира.
Эта проблема отмечена как приоритетная Президентом Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 года, в соответствии с которым Президент Российской Федерации дал специальное поручение Правительству Российской Федерации по совершенствованию системы экологического воспитания и просвещения населения России.
По мнению Президента Российской Федерации на современном этапе в решении экологических задач должны участвовать не только специально уполномоченные государственные природоохранные органы, но и общество в целом.
Совершенствование системы экологического воспитания и просвещения населения, привлечение внимания широких слоев общественности к экологическим проблемам региона, повышение роли молодежи в решении экологических проблем будет способствовать сохранению окружающей природной среды, обеспечению экологической безопасности и соблюдению экологических прав граждан Российской Федерации.
К сожалению, на сегодняшний день большинство населения считает, что проблема сохранения окружающей среды не касается его лично, что эта проблема находится где-то далеко, и что она является исключительно делом государства.
Это подтверждают и проведенные в 2010 году мониторинговые исследования по оценке уровня экологической культуры населения Самарской области.
Уровень экологической культуры населения оценивался по 4-м критериям: уровень информированности; заявленный уровень экологических ценностей; готовность к участию в мероприятиях по повышению экологического благополучия; фактическая деятельность в сфере повышения экологического благополучия.
С целью проведения социологического исследования экологической культуры населения Самарской области были избраны 3 группы населения: учащиеся старших классов в Самарской области, педагоги школ в Самарской области, муниципальные служащие органов местного самоуправления в Самарской области.
Согласно проведенным исследованиям большинство респондентов заявили о том, что урегулирование социально-экологических проблем для них важно и имеет большое значение. Большинство опрошенных уверены, что они достаточно хорошо понимают сущность экологических проблем. Доля респондентов, которые понимают, какие пути и методы решения конкретных социально-экологических проблем существуют, гораздо ниже.
Познавательная активность опрошенных (желание узнать более подробно) даже о наиболее актуальных социально-экологических проблемах и возможностях их урегулирования является низкой. 15-20% респондентов называют в качестве причины незаинтересованности в получении новой экологической информации свою «достаточную информированность». 15-20% указывают на свою незаинтересованность в данной тематике.
Наиболее экологически дружественную деятельность респонденты реализуют в домохозяйстве и по месту жительства в тех случаях, когда она им экономически выгодна.
По месту работы осознанная экологически ориентированная деятельность осуществляется эпизодически, несмотря на экологические посылы руководителей государства, которые напрямую указывали на необходимость осуществления энерго- и ресурсосберегающей деятельности в государственных и муниципальных организациях.
Знания относительно существующих в Самарской области особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ), животных и растений, занесенных в красную книгу, весьма поверхностны, сводятся к наиболее очевидным фактам. Лишь 7-10% опрошенных (несмотря на особенности выборки) могут назвать несколько краснокнижных животных и растений, а также какие-либо ООПТ, кроме Национального парка «Самарская Лука» и Жигулевского государственного заповедника.
На основании проведенных исследований можно сделать выводы о том, что население Самарской области достаточно сильно обеспокоено экологической ситуацией, угрозой экологической катастрофы вследствие загрязнения окружающей среды и уменьшения запасов ресурсов. Однако указанная обеспокоенность является в целом поверхностной, что обусловлено низкой экологической информированностью населения и отсутствием интереса к проблемам, связанным с состоянием окружающей среды.
Вследствие этого наблюдается низкий уровень фактической вовлеченности населения в экологически дружественную деятельность, что в свою очередь влечет за собой низкий уровень самоценности природы как таковой, а не как фактора здоровья и физического благополучия населения.
Причина сложившейся ситуации – низкая эффективность существующей в Самарской области системы экологического воспитания и просвещения населения, а также отсутствие программы областного значения, направленной на развитие и совершенствование данной системы.
Таким образом, необходимо разработать и реализовать программу по экологическому воспитанию и просвещению населения Самарской области.
В рамках программы, прежде всего, предусматриваются мероприятия, направленные на повышения информированности и фактической экологически ориентированной активности населения.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить системный подход к решению поставленных задач, поэтапный контроль выполнения мероприятий программы и оценку их результатов.
II. Цель и задачи Ведомственной программы
Целью Ведомственной программы является повышение уровня экологической культуры населения Самарской области.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
Задача 1. Развитие единого информационного поля для анализа и общественного контроля экологического состояния территории Самарской области.
Задача 2. Формирование экологической грамотности населения Самарской области.
Задача 3.Вовлечение населения Самарской области и организаций всех форм собственности в реализацию региональной экологической политики.
III. Ожидаемые результаты реализации Ведомственной программы и целевые индикаторы (показатели)
Реализация основных мероприятий Ведомственной программы позволит:
сформировать единое информационное пространство в сфере экологического просвещения и повышения экологической культуры;
повысить осведомленность всех групп населения о направлениях экологической политики путем привлечения граждан, общественных организаций, учреждений и предприятий к разработке и реализации экологических проектов;
выявить гражданскую, профессиональную и личностную готовность населения Самарской области к участию в улучшении экологической ситуации в области;
расширить границы общественного экологического сознания в вопросах взаимодействия общества с экосистемами, осуществления сбалансированного экономического развития в условиях экологического благополучия, предупреждения природных катаклизмов.
Главным достигнутым результатом станет эффективное созидательное участие всех групп населения Самарской области, осознающего свою ответственность за состояние окружающей среды, в решении и предупреждении проблем восстановления и сохранения природы региона.
Индикаторы (показатели) выполнения трех поставленных задач выбраны с учетом анализа полученных в 2010 году результатов социологического исследования по предмету формирования экологической культуры населения Самарской области.
Индикаторы (показатели) задач:
Задача 1 «Развитие единого информационного поля для анализа и общественного контроля экологического состояния территории Самарской области»:
наличие экологического паспорта Самарской области;
наличие радиационно-гигиенического паспорта Самарской области;
наличие ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей среды и природных ресурсов Самарской области.
Задача 2 «Формирование экологической грамотности населения Самарской области»:
тираж печатной продукции экологического содержания.
Задача 3 «Вовлечение населения Самарской области и организаций всех форм собственности в реализацию региональной экологической политики»:
число участников массовых экологических мероприятий, направленных на повышение экологической культуры населения Самарской области.
Значения целевых индикаторов (показателей) представлены в приложении 1 к Ведомственной программе.
IV. Перечень программных мероприятий
Ведомственной программой предусматриваются мероприятия по следующим направлениям:
1. Развитие единого информационного поля для анализа и общественного контроля экологического состояния территории Самарской области посредством выполнения следующих работ:
ведение радиационно-гигиенического паспорта Самарской области;
формирование и ведение экологического паспорта Самарской области;
обеспечение органов государственной власти и органов местного самоуправления информацией по материалам наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды Самарской области;
подготовка и издание ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей среды и природных ресурсов Самарской области.
2. Формирование экологической грамотности населения Самарской области:
размещение информации об экологической ситуации и природоохранной деятельности в Самарской области на сайте министерства и в сети Интернет;
издание газеты «Живая вода».
3. Вовлечение населения Самарской области и организаций всех форм собственности в реализацию региональной экологической политики:
организация и проведение областного экологического карнавала;
организация и проведение ежегодного регионального конкурса «ЭкоЛидер»;
организация и проведение Всемирных Дней защиты от экологической опасности на территории Самарской области.
Перечень программных мероприятий представлен в приложении 2 к Ведомственной программе.
Исполнителем программных мероприятий является министерство.
V. Описание социальных, экономических и экологических последствий
реализации Ведомственной программы, планируемая общая оценка
ее вклада в достижение соответствующей стратегической цели
Основным социальным результатом реализации программных мероприятий будут повышение уровня экологической культуры населения Самарской области, воспитание личностной экологической ответственности, активной жизненной позиции граждан в вопросах защиты природного богатства региона и увеличение количества участников экологических акций и мероприятий.
Наряду с этим обеспечение населения достоверной и полной информацией по всем экологическим проблемам и путям их решения будет способствовать снижению социальной напряженности. Воспитание экологически грамотных людей станет залогом устойчивого развития Самарской области.
Экологическим следствием реализации комплекса программных мер станет развитие у населения нового типа мышления, основанного на экологических ценностях, воспитание человека, имеющего способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и жить в относительной гармонии с природой, в результате чего снизится негативное антропогенное воздействие на окружающую среду.
Так, вследствие активного участия населения в экологических акциях и мероприятиях, уменьшится объем размещаемых отходов на территории Самарской области, в том числе и на территории водоохранных зон, что в свою очередь повлечет за собой улучшение качества воды в источниках водоснабжения, уменьшение площади земель, захламленных отходами, снизится количество заболеваний, вызываемых неблагоприятной экологической обстановкой, улучшится качество жизни населения в целом. Кроме того увеличится доля зеленых насаждений, что повлечет за собой улучшение качества атмосферного воздуха.
Основной экономический эффект от реализации Ведомственной программы выразится в снижении затрат на очистку питьевой воды и, как следствие, в сокращении расходов государства на оказание медицинской помощи населению, в сокращении расходов жилищно-коммунальных хозяйств на ликвидацию многочисленных несанкционированных свалок, снижение затрат не восстановление природных ресурсов.
VI. Методика оценки эффективности реализации Ведомственной программы с учетом ее особенностей (далее – методика)
Оценка эффективности реализации Ведомственной программы осуществляется путем установления степени достижения ожидаемых результатов, а также путем сравнения текущих значений индикаторов (показателей) Ведомственной программы с их целевыми значениями.
Эффективность реализации Ведомственной программы с учетом финансирования оценивается путем соотнесения степени достижения основных целевых индикаторов (показателей) Ведомственной программы с уровнем ее финансирования с начала реализации. Комплексный показатель эффективности реализации Ведомственной программы рассчитывается по формуле:
N
R = 1/ N (SUM XТек.n / XПланn) / (FТек./ FПлан) х 100%,
n=1
где: N - общее число целевых индикаторов (показателей);
XТек.n - значение на конец текущего года n-го целевого индикатора (показателя);
XПланn - плановое значение n-го целевого индикатора (показателя);
FТек. - сумма финансирования (расходов) на конец года;
FПлан - плановая сумма финансирования Ведомственной программы.
Для расчета комплексного показателя эффективности реализации Ведомственной программы (R) используются все важнейшие целевые индикаторы (показатели) Ведомственной программы, приведенные в разделе III Ведомственной программы.
Оценка эффективности реализации Ведомственной программы осуществляется в течение всего срока ее реализации.
При значении комплексного показателя эффективности 80 процентов и более эффективность реализации Ведомственной программы признается высокой, при значении менее 80 процентов низкой.
VII. Обоснование потребности в необходимых ресурсах
Реализация Ведомственной программы осуществляется за счет средств областного бюджета. Общий объем финансирования мероприятий Ведомственной программы в 2013 году составит 8 700 тыс. рублей
Финансирование мероприятий Ведомственной программы из областного бюджета будет осуществляться в форме бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд в целях оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам.
VIII. Механизм управления реализацией Ведомственной программы
Исполнителем Ведомственной программы является министерство.
Реализация Ведомственной программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых с непосредственными исполнителями программных мероприятий, определяемыми в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Министерство предоставляет информацию о ходе реализации Ведомственной программы в соответствии с требованиями Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ в Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 16.01.2008 № 2.
1
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к ведомственной целевой программе
«Экологическое воспитание и просвещение
населения Самарской области» на 2013 год
ПЕРЕЧЕНЬ
целевых индикаторов (показателей) ведомственной целевой программы
«Экологическое воспитание и просвещение населения Самарской области» на 2013 год
Наименование цели, задачи и
целевого индикатора (показателя)
Единица
измерения
Значение целевого индикатора (показателя)
2011 год
(факт)
2012 год (оценка)
Плановый период
(прогноз)
2013 год
Цель: Повышение уровня экологической культуры населения Самарской области
Задача 1. Развитие единого информационного поля для анализа и общественного контроля экологического состояния территории Самарской области
наличие экологического паспорта Самарской области
наличие радиационно-гигиенического паспорта Самарской области
наличие ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей среды и природных ресурсов Самарской области
единиц
единиц
единиц
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Задача 2. Формирование экологической грамотности населения Самарской области
тираж печатной продукции экологического содержания
экземпляров
3600
9000
12000
Задача 3. Вовлечение населения Самарской области и организаций всех форм собственности в реализацию региональной экологической политики
число участников массовых экологических мероприятий, направленных на повышение экологической культуры населения Самарской области
человек
4500
4500
4500
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к ведомственной целевой программе
«Экологическое воспитание и просвещение
населения Самарской области» на 2013 год
ПЕРЕЧЕНЬ
мероприятий ведомственной целевой программы
«Экологическое воспитание и просвещение населения Самарской области» на 2013 год
№ п/п
Наименование цели, задачи и мероприятия
Срок
реализации
Объём средств областного бюджета, направляемых на реализацию
мероприятия в 2013 году,
тыс. рублей
Цель: Повышение уровня экологической культуры населения Самарской области
Задача 1. Развитие единого информационного поля для анализа и общественного контроля экологического состояния территории Самарской области
1.1
Ведение радиационно-гигиенического паспорта Самарской области
2013
2 500
1.2
Формирование и ведение экологического паспорта Самарской области
2013
500
1.3
Обеспечение органов государственной власти и органов местного самоуправления информацией по материалам наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды Самарской области
2013
3 000
1.4
Подготовка и издание ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей среды и природных ресурсов Самарской области
2013
400
ИТОГО по задаче 1:
6 400
Задача 2. Формирование экологической грамотности населения Самарской области
2.1
Размещение информации об экологической ситуации и природоохранной деятельности в Самарской области на сайте министерства и в сети Интернет
2013
200
2.2
Издание газеты «Живая вода»
2013
400
ИТОГО по задаче 2:
600
Задача 3. Вовлечение населения Самарской области и организаций всех форм собственности в реализацию региональной экологической политики
3.1
Организация и проведение областного экологического карнавала
2013
700
3.2
Организация и проведение ежегодного регионального конкурса «ЭкоЛидер»
2013
500
3.3
Организация и проведение Всемирных Дней защиты от экологической опасности на территории Самарской области
2013
500
ИТОГО по задаче 3:
1 700
ИТОГО по ВЦП:
8 700
Ведомственная целевая программа
1
ПРИКАЗ
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды
и природопользования Самарской области
от «08» февраля 2013 г. № 33
Об утверждении ведомственной целевой программы
«Экологическое воспитание и просвещение населения Самарской области»
на 2013 год
В целях совершенствования системы экологического воспитания и просвещения населения Самарской области путем реализации мероприятий, направленных на повышение уровня информированности населения об экологических проблемах региона и путях их решения, а также вовлечения населения в практическую деятельность в сфере повышения экологического благополучия и в соответствии с Протоколом заседания комиссии при Правительстве Самарской области по ведомственным целевым программам от 12.11.2012 № 40 ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу «Экологическое воспитание и просвещение населения Самарской области» на 2013 год.
2. Опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации.
3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования в средствах массовой информации и распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2013 года.
Исполняющий обязанности
министра лесного хозяйства, охраны
окружающей среды и природопользования
Самарской области Т.Н.Сафронова
УТВЕРЖДЕНА
приказом министерства лесного хозяйства,
охраны окружающей и природопользования
Самарской области
от _________ № ____
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ
НАСЕЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ» НА 2013 ГОД
(далее – Ведомственная программа)
ПАСПОРТ ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
НАИМЕНОВАНИЕ
ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
-
«Экологическое воспитание и просвещение населения Самарской области» на 2013 год
ДАТА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О
РАЗРАБОТКЕ
ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
-
поручение министра лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 21 февраля 2011 года
РАЗРАБОТЧИК И
ИСПОЛНИТЕЛЬ
ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
-
министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее – министерство)
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
-
Цель: повышение уровня экологической культуры населения Самарской области.
Задача 1. Развитие единого информационного поля для анализа и общественного контроля экологического состояния территории Самарской области.
Задача 2. Формирование экологической грамотности населения Самарской области.
Задача 3. Вовлечение населения Самарской области и организаций всех форм собственности в реализацию региональной экологической политики.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ
ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
-
2013 год
ВАЖНЕЙШИЕ
ЦЕЛЕВЫЕ
ИНДИКАТОРЫ И
ПОКАЗАТЕЛИ
ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
-
Индикаторы (показатели) задачи 1:
наличие экологического паспорта Самарской области;
наличие радиационно-гигиенического паспорта Самарской области;
наличие ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей среды и природных ресурсов Самарской области
Индикатор (показатель) задачи 2:
тираж печатной продукции экологического содержания.
Индикатор (показатель) задачи 3:
число участников массовых экологических мероприятий, направленных на повышение экологической культуры населения Самарской области.
ОБЪЕМЫ
ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ,
ОПРЕДЕЛЕННЫХ
ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММОЙ
-
общий объём финансирования мероприятий Ведомственной программы за счёт средств областного бюджета составляет 8 700 тыс. рублей
ПОКАЗАТЕЛИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
-
отношение степени достижения основных целевых индикаторов (показателей) Ведомственной программы к уровню ее финансирования.
СИСТЕМА
ОРГАНИЗАЦИИ
КОНТРОЛЯ ЗА
ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
-
контроль за ходом реализации Ведомственной программы осуществляется министерством в соответствии с требованиями Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ в Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 16.01.2008 № 2.
I. Характеристика проблемы, решение которой осуществляется
путем реализации Ведомственной программы
Сохранение окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в решающей степени определяются формированием экологической культуры населения. Высокий уровень экологической культуры населения является одним из условий сбалансированного социально-экономического развития Российской Федерации.
В настоящее время в России уровень экологической культуры, образования и воспитания населения рассматривается как один из самых низких среди развитых стран мира.
Эта проблема отмечена как приоритетная Президентом Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 года, в соответствии с которым Президент Российской Федерации дал специальное поручение Правительству Российской Федерации по совершенствованию системы экологического воспитания и просвещения населения России.
По мнению Президента Российской Федерации на современном этапе в решении экологических задач должны участвовать не только специально уполномоченные государственные природоохранные органы, но и общество в целом.
Совершенствование системы экологического воспитания и просвещения населения, привлечение внимания широких слоев общественности к экологическим проблемам региона, повышение роли молодежи в решении экологических проблем будет способствовать сохранению окружающей природной среды, обеспечению экологической безопасности и соблюдению экологических прав граждан Российской Федерации.
К сожалению, на сегодняшний день большинство населения считает, что проблема сохранения окружающей среды не касается его лично, что эта проблема находится где-то далеко, и что она является исключительно делом государства.
Это подтверждают и проведенные в 2010 году мониторинговые исследования по оценке уровня экологической культуры населения Самарской области.
Уровень экологической культуры населения оценивался по 4-м критериям: уровень информированности; заявленный уровень экологических ценностей; готовность к участию в мероприятиях по повышению экологического благополучия; фактическая деятельность в сфере повышения экологического благополучия.
С целью проведения социологического исследования экологической культуры населения Самарской области были избраны 3 группы населения: учащиеся старших классов в Самарской области, педагоги школ в Самарской области, муниципальные служащие органов местного самоуправления в Самарской области.
Согласно проведенным исследованиям большинство респондентов заявили о том, что урегулирование социально-экологических проблем для них важно и имеет большое значение. Большинство опрошенных уверены, что они достаточно хорошо понимают сущность экологических проблем. Доля респондентов, которые понимают, какие пути и методы решения конкретных социально-экологических проблем существуют, гораздо ниже.
Познавательная активность опрошенных (желание узнать более подробно) даже о наиболее актуальных социально-экологических проблемах и возможностях их урегулирования является низкой. 15-20% респондентов называют в качестве причины незаинтересованности в получении новой экологической информации свою «достаточную информированность». 15-20% указывают на свою незаинтересованность в данной тематике.
Наиболее экологически дружественную деятельность респонденты реализуют в домохозяйстве и по месту жительства в тех случаях, когда она им экономически выгодна.
По месту работы осознанная экологически ориентированная деятельность осуществляется эпизодически, несмотря на экологические посылы руководителей государства, которые напрямую указывали на необходимость осуществления энерго- и ресурсосберегающей деятельности в государственных и муниципальных организациях.
Знания относительно существующих в Самарской области особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ), животных и растений, занесенных в красную книгу, весьма поверхностны, сводятся к наиболее очевидным фактам. Лишь 7-10% опрошенных (несмотря на особенности выборки) могут назвать несколько краснокнижных животных и растений, а также какие-либо ООПТ, кроме Национального парка «Самарская Лука» и Жигулевского государственного заповедника.
На основании проведенных исследований можно сделать выводы о том, что население Самарской области достаточно сильно обеспокоено экологической ситуацией, угрозой экологической катастрофы вследствие загрязнения окружающей среды и уменьшения запасов ресурсов. Однако указанная обеспокоенность является в целом поверхностной, что обусловлено низкой экологической информированностью населения и отсутствием интереса к проблемам, связанным с состоянием окружающей среды.
Вследствие этого наблюдается низкий уровень фактической вовлеченности населения в экологически дружественную деятельность, что в свою очередь влечет за собой низкий уровень самоценности природы как таковой, а не как фактора здоровья и физического благополучия населения.
Причина сложившейся ситуации – низкая эффективность существующей в Самарской области системы экологического воспитания и просвещения населения, а также отсутствие программы областного значения, направленной на развитие и совершенствование данной системы.
Таким образом, необходимо разработать и реализовать программу по экологическому воспитанию и просвещению населения Самарской области.
В рамках программы, прежде всего, предусматриваются мероприятия, направленные на повышения информированности и фактической экологически ориентированной активности населения.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить системный подход к решению поставленных задач, поэтапный контроль выполнения мероприятий программы и оценку их результатов.
II. Цель и задачи Ведомственной программы
Целью Ведомственной программы является повышение уровня экологической культуры населения Самарской области.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
Задача 1. Развитие единого информационного поля для анализа и общественного контроля экологического состояния территории Самарской области.
Задача 2. Формирование экологической грамотности населения Самарской области.
Задача 3.Вовлечение населения Самарской области и организаций всех форм собственности в реализацию региональной экологической политики.
III. Ожидаемые результаты реализации Ведомственной программы и целевые индикаторы (показатели)
Реализация основных мероприятий Ведомственной программы позволит:
сформировать единое информационное пространство в сфере экологического просвещения и повышения экологической культуры;
повысить осведомленность всех групп населения о направлениях экологической политики путем привлечения граждан, общественных организаций, учреждений и предприятий к разработке и реализации экологических проектов;
выявить гражданскую, профессиональную и личностную готовность населения Самарской области к участию в улучшении экологической ситуации в области;
расширить границы общественного экологического сознания в вопросах взаимодействия общества с экосистемами, осуществления сбалансированного экономического развития в условиях экологического благополучия, предупреждения природных катаклизмов.
Главным достигнутым результатом станет эффективное созидательное участие всех групп населения Самарской области, осознающего свою ответственность за состояние окружающей среды, в решении и предупреждении проблем восстановления и сохранения природы региона.
Индикаторы (показатели) выполнения трех поставленных задач выбраны с учетом анализа полученных в 2010 году результатов социологического исследования по предмету формирования экологической культуры населения Самарской области.
Индикаторы (показатели) задач:
Задача 1 «Развитие единого информационного поля для анализа и общественного контроля экологического состояния территории Самарской области»:
наличие экологического паспорта Самарской области;
наличие радиационно-гигиенического паспорта Самарской области;
наличие ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей среды и природных ресурсов Самарской области.
Задача 2 «Формирование экологической грамотности населения Самарской области»:
тираж печатной продукции экологического содержания.
Задача 3 «Вовлечение населения Самарской области и организаций всех форм собственности в реализацию региональной экологической политики»:
число участников массовых экологических мероприятий, направленных на повышение экологической культуры населения Самарской области.
Значения целевых индикаторов (показателей) представлены в приложении 1 к Ведомственной программе.
IV. Перечень программных мероприятий
Ведомственной программой предусматриваются мероприятия по следующим направлениям:
1. Развитие единого информационного поля для анализа и общественного контроля экологического состояния территории Самарской области посредством выполнения следующих работ:
ведение радиационно-гигиенического паспорта Самарской области;
формирование и ведение экологического паспорта Самарской области;
обеспечение органов государственной власти и органов местного самоуправления информацией по материалам наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды Самарской области;
подготовка и издание ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей среды и природных ресурсов Самарской области.
2. Формирование экологической грамотности населения Самарской области:
размещение информации об экологической ситуации и природоохранной деятельности в Самарской области на сайте министерства и в сети Интернет;
издание газеты «Живая вода».
3. Вовлечение населения Самарской области и организаций всех форм собственности в реализацию региональной экологической политики:
организация и проведение областного экологического карнавала;
организация и проведение ежегодного регионального конкурса «ЭкоЛидер»;
организация и проведение Всемирных Дней защиты от экологической опасности на территории Самарской области.
Перечень программных мероприятий представлен в приложении 2 к Ведомственной программе.
Исполнителем программных мероприятий является министерство.
V. Описание социальных, экономических и экологических последствий
реализации Ведомственной программы, планируемая общая оценка
ее вклада в достижение соответствующей стратегической цели
Основным социальным результатом реализации программных мероприятий будут повышение уровня экологической культуры населения Самарской области, воспитание личностной экологической ответственности, активной жизненной позиции граждан в вопросах защиты природного богатства региона и увеличение количества участников экологических акций и мероприятий.
Наряду с этим обеспечение населения достоверной и полной информацией по всем экологическим проблемам и путям их решения будет способствовать снижению социальной напряженности. Воспитание экологически грамотных людей станет залогом устойчивого развития Самарской области.
Экологическим следствием реализации комплекса программных мер станет развитие у населения нового типа мышления, основанного на экологических ценностях, воспитание человека, имеющего способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и жить в относительной гармонии с природой, в результате чего снизится негативное антропогенное воздействие на окружающую среду.
Так, вследствие активного участия населения в экологических акциях и мероприятиях, уменьшится объем размещаемых отходов на территории Самарской области, в том числе и на территории водоохранных зон, что в свою очередь повлечет за собой улучшение качества воды в источниках водоснабжения, уменьшение площади земель, захламленных отходами, снизится количество заболеваний, вызываемых неблагоприятной экологической обстановкой, улучшится качество жизни населения в целом. Кроме того увеличится доля зеленых насаждений, что повлечет за собой улучшение качества атмосферного воздуха.
Основной экономический эффект от реализации Ведомственной программы выразится в снижении затрат на очистку питьевой воды и, как следствие, в сокращении расходов государства на оказание медицинской помощи населению, в сокращении расходов жилищно-коммунальных хозяйств на ликвидацию многочисленных несанкционированных свалок, снижение затрат не восстановление природных ресурсов.
VI. Методика оценки эффективности реализации Ведомственной программы с учетом ее особенностей (далее – методика)
Оценка эффективности реализации Ведомственной программы осуществляется путем установления степени достижения ожидаемых результатов, а также путем сравнения текущих значений индикаторов (показателей) Ведомственной программы с их целевыми значениями.
Эффективность реализации Ведомственной программы с учетом финансирования оценивается путем соотнесения степени достижения основных целевых индикаторов (показателей) Ведомственной программы с уровнем ее финансирования с начала реализации. Комплексный показатель эффективности реализации Ведомственной программы рассчитывается по формуле:
N
R = 1/ N (SUM XТек.n / XПланn) / (FТек./ FПлан) х 100%,
n=1
где: N - общее число целевых индикаторов (показателей);
XТек.n - значение на конец текущего года n-го целевого индикатора (показателя);
XПланn - плановое значение n-го целевого индикатора (показателя);
FТек. - сумма финансирования (расходов) на конец года;
FПлан - плановая сумма финансирования Ведомственной программы.
Для расчета комплексного показателя эффективности реализации Ведомственной программы (R) используются все важнейшие целевые индикаторы (показатели) Ведомственной программы, приведенные в разделе III Ведомственной программы.
Оценка эффективности реализации Ведомственной программы осуществляется в течение всего срока ее реализации.
При значении комплексного показателя эффективности 80 процентов и более эффективность реализации Ведомственной программы признается высокой, при значении менее 80 процентов низкой.
VII. Обоснование потребности в необходимых ресурсах
Реализация Ведомственной программы осуществляется за счет средств областного бюджета. Общий объем финансирования мероприятий Ведомственной программы в 2013 году составит 8 700 тыс. рублей
Финансирование мероприятий Ведомственной программы из областного бюджета будет осуществляться в форме бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд в целях оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам.
VIII. Механизм управления реализацией Ведомственной программы
Исполнителем Ведомственной программы является министерство.
Реализация Ведомственной программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых с непосредственными исполнителями программных мероприятий, определяемыми в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Министерство предоставляет информацию о ходе реализации Ведомственной программы в соответствии с требованиями Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ в Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 16.01.2008 № 2.
1
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к ведомственной целевой программе
«Экологическое воспитание и просвещение
населения Самарской области» на 2013 год
ПЕРЕЧЕНЬ
целевых индикаторов (показателей) ведомственной целевой программы
«Экологическое воспитание и просвещение населения Самарской области» на 2013 год
Наименование цели, задачи и
целевого индикатора (показателя)
Единица
измерения
Значение целевого индикатора (показателя)
2011 год
(факт)
2012 год (оценка)
Плановый период
(прогноз)
2013 год
Цель: Повышение уровня экологической культуры населения Самарской области
Задача 1. Развитие единого информационного поля для анализа и общественного контроля экологического состояния территории Самарской области
наличие экологического паспорта Самарской области
наличие радиационно-гигиенического паспорта Самарской области
наличие ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей среды и природных ресурсов Самарской области
единиц
единиц
единиц
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Задача 2. Формирование экологической грамотности населения Самарской области
тираж печатной продукции экологического содержания
экземпляров
3600
9000
12000
Задача 3. Вовлечение населения Самарской области и организаций всех форм собственности в реализацию региональной экологической политики
число участников массовых экологических мероприятий, направленных на повышение экологической культуры населения Самарской области
человек
4500
4500
4500
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к ведомственной целевой программе
«Экологическое воспитание и просвещение
населения Самарской области» на 2013 год
ПЕРЕЧЕНЬ
мероприятий ведомственной целевой программы
«Экологическое воспитание и просвещение населения Самарской области» на 2013 год
№ п/п
Наименование цели, задачи и мероприятия
Срок
реализации
Объём средств областного бюджета, направляемых на реализацию
мероприятия в 2013 году,
тыс. рублей
Цель: Повышение уровня экологической культуры населения Самарской области
Задача 1. Развитие единого информационного поля для анализа и общественного контроля экологического состояния территории Самарской области
1.1
Ведение радиационно-гигиенического паспорта Самарской области
2013
2 500
1.2
Формирование и ведение экологического паспорта Самарской области
2013
500
1.3
Обеспечение органов государственной власти и органов местного самоуправления информацией по материалам наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды Самарской области
2013
3 000
1.4
Подготовка и издание ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей среды и природных ресурсов Самарской области
2013
400
ИТОГО по задаче 1:
6 400
Задача 2. Формирование экологической грамотности населения Самарской области
2.1
Размещение информации об экологической ситуации и природоохранной деятельности в Самарской области на сайте министерства и в сети Интернет
2013
200
2.2
Издание газеты «Живая вода»
2013
400
ИТОГО по задаче 2:
600
Задача 3. Вовлечение населения Самарской области и организаций всех форм собственности в реализацию региональной экологической политики
3.1
Организация и проведение областного экологического карнавала
2013
700
3.2
Организация и проведение ежегодного регионального конкурса «ЭкоЛидер»
2013
500
3.3
Организация и проведение Всемирных Дней защиты от экологической опасности на территории Самарской области
2013
500
ИТОГО по задаче 3:
1 700
ИТОГО по ВЦП:
8 700
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019 |
Рубрики правового классификатора: | 230.000.000 ЭКОЛОГИЯ. ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: