Основная информация

Дата опубликования: 08 февраля 2013г.
Номер документа: RU63000201300155
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Самарская область
Принявший орган: Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Ведомственная целевая программа

1

                                           ПРИКАЗ

Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды

и природопользования Самарской области

от «08» февраля 2013 г.                                                                                                   № 33

Об утверждении ведомственной целевой программы

«Экологическое воспитание и просвещение населения Самарской области»

на 2013 год

В целях совершенствования системы экологического воспитания и просвещения населения Самарской области путем реализации мероприятий, направленных на повышение уровня информированности населения об экологических проблемах региона и путях их решения, а также вовлечения населения в практическую деятельность в сфере повышения экологического благополучия и в соответствии с Протоколом заседания комиссии при Правительстве Самарской области по ведомственным целевым программам       от  12.11.2012 № 40 ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить    прилагаемую   ведомственную    целевую   программу «Экологическое воспитание и просвещение населения Самарской области» на 2013 год.

2. Опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации.

3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования в средствах массовой информации и распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2013 года.

             Исполняющий обязанности

      министра лесного хозяйства, охраны

окружающей среды и природопользования

                    Самарской области                                                            Т.Н.Сафронова

                                             УТВЕРЖДЕНА

                                            приказом министерства лесного хозяйства,

                                          охраны окружающей и природопользования

                                           Самарской области

                                            от _________ № ____

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ

НАСЕЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ» НА 2013 ГОД

(далее – Ведомственная программа)

ПАСПОРТ ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

НАИМЕНОВАНИЕ

ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

-

«Экологическое воспитание и просвещение населения Самарской области» на 2013 год

ДАТА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О

РАЗРАБОТКЕ

ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

-

поручение министра лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 21 февраля 2011 года

РАЗРАБОТЧИК И

ИСПОЛНИТЕЛЬ

ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

-

министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее – министерство)

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

-

  Цель: повышение уровня экологической культуры населения Самарской области.

  Задача 1. Развитие единого информационного поля для анализа и общественного контроля экологического состояния территории Самарской области.

  Задача 2. Формирование экологической грамотности населения Самарской области.

  Задача 3. Вовлечение населения Самарской области и организаций всех форм собственности в реализацию региональной экологической политики.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

-

2013 год

ВАЖНЕЙШИЕ

ЦЕЛЕВЫЕ

ИНДИКАТОРЫ И

ПОКАЗАТЕЛИ

ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

-

  Индикаторы (показатели) задачи 1:

   наличие экологического паспорта Самарской области;

  наличие радиационно-гигиенического паспорта Самарской области;

  наличие ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей среды и природных ресурсов Самарской области

  Индикатор (показатель) задачи 2:

  тираж печатной продукции экологического содержания.

  Индикатор (показатель) задачи 3:

    число участников массовых экологических мероприятий, направленных на повышение экологической культуры населения Самарской области.

ОБЪЕМЫ

ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ,

ОПРЕДЕЛЕННЫХ

ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММОЙ

-

общий объём финансирования мероприятий Ведомственной программы за счёт средств областного бюджета составляет      8 700 тыс. рублей

ПОКАЗАТЕЛИ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ

ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

-

  отношение степени достижения основных целевых индикаторов (показателей) Ведомственной программы к уровню ее финансирования.

СИСТЕМА

ОРГАНИЗАЦИИ

КОНТРОЛЯ ЗА

ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

-

  контроль за ходом реализации Ведомственной программы осуществляется министерством в соответствии с требованиями Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ в Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 16.01.2008 № 2.

I. Характеристика проблемы, решение которой осуществляется

путем реализации Ведомственной программы

Сохранение окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в решающей степени определяются формированием экологической культуры населения. Высокий уровень экологической культуры населения является одним из условий сбалансированного социально-экономического  развития Российской Федерации.

В настоящее время в России уровень экологической культуры, образования и воспитания населения рассматривается как один из самых низких среди развитых стран мира.

Эта проблема отмечена как приоритетная Президентом Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 года, в соответствии с которым Президент Российской Федерации дал специальное поручение Правительству Российской Федерации по совершенствованию системы экологического воспитания и просвещения населения России.

По мнению Президента Российской Федерации на современном этапе в решении  экологических задач должны участвовать не только специально уполномоченные государственные природоохранные органы, но и общество в целом.

Совершенствование системы экологического воспитания и просвещения населения, привлечение внимания широких слоев общественности к экологическим проблемам региона, повышение роли молодежи в решении экологических проблем будет способствовать сохранению окружающей природной среды, обеспечению экологической безопасности и соблюдению экологических прав граждан Российской Федерации.

К сожалению, на сегодняшний день большинство населения считает, что проблема сохранения окружающей среды не касается его лично, что эта проблема находится где-то далеко, и что она является исключительно делом государства.

Это подтверждают и проведенные в 2010 году мониторинговые исследования по оценке уровня экологической культуры населения Самарской области.

Уровень экологической культуры населения оценивался по 4-м критериям: уровень информированности; заявленный уровень экологических ценностей; готовность к участию в мероприятиях по повышению экологического благополучия; фактическая деятельность в сфере повышения экологического благополучия.

С целью проведения социологического исследования экологической культуры населения Самарской области были избраны 3 группы населения: учащиеся старших классов в Самарской области, педагоги школ в Самарской области, муниципальные служащие органов местного самоуправления в Самарской области.

Согласно проведенным исследованиям большинство респондентов заявили о том, что урегулирование социально-экологических проблем для них важно и имеет большое значение. Большинство опрошенных уверены, что они достаточно хорошо понимают сущность экологических проблем. Доля респондентов, которые понимают, какие пути и методы решения конкретных социально-экологических проблем существуют, гораздо ниже.

Познавательная активность опрошенных (желание узнать более подробно) даже о наиболее актуальных социально-экологических проблемах и возможностях их урегулирования является низкой. 15-20% респондентов называют в качестве причины незаинтересованности в получении новой экологической информации свою «достаточную информированность». 15-20% указывают на свою незаинтересованность в данной тематике.

Наиболее экологически дружественную деятельность респонденты реализуют в домохозяйстве и по месту жительства в тех случаях, когда она им экономически выгодна.

По месту работы  осознанная экологически ориентированная деятельность осуществляется эпизодически, несмотря на экологические посылы руководителей государства, которые напрямую указывали на необходимость осуществления энерго- и ресурсосберегающей деятельности в государственных и муниципальных организациях.

Знания относительно существующих в Самарской области особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ), животных и растений, занесенных в красную книгу, весьма поверхностны, сводятся к наиболее очевидным фактам. Лишь 7-10% опрошенных (несмотря на особенности выборки) могут назвать несколько краснокнижных животных и растений, а также какие-либо ООПТ, кроме Национального парка «Самарская Лука» и Жигулевского государственного заповедника.

На основании проведенных исследований можно сделать выводы о том, что население Самарской области достаточно сильно обеспокоено экологической ситуацией, угрозой экологической катастрофы вследствие загрязнения окружающей среды и уменьшения запасов ресурсов. Однако указанная обеспокоенность является в целом поверхностной, что обусловлено низкой экологической информированностью населения и отсутствием интереса к проблемам, связанным с состоянием окружающей среды.

Вследствие этого наблюдается низкий уровень фактической вовлеченности населения  в экологически дружественную деятельность, что в свою очередь влечет за собой низкий уровень самоценности природы как таковой, а не как фактора здоровья и физического благополучия населения.

Причина сложившейся ситуации – низкая эффективность существующей в Самарской области системы экологического воспитания и просвещения населения, а также отсутствие программы областного значения, направленной на развитие и совершенствование данной системы.

Таким образом, необходимо разработать и реализовать программу по экологическому воспитанию и просвещению населения Самарской области.

В рамках программы, прежде всего, предусматриваются мероприятия, направленные на повышения информированности и фактической экологически ориентированной активности населения.

Применение программно-целевого метода позволит обеспечить системный подход к решению поставленных задач, поэтапный контроль выполнения мероприятий программы и оценку их результатов.

II. Цель и задачи Ведомственной программы

Целью Ведомственной программы является повышение уровня экологической культуры населения Самарской области.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

Задача 1. Развитие единого информационного поля для анализа и общественного контроля экологического состояния территории Самарской области.

Задача 2. Формирование экологической грамотности населения Самарской области.

Задача 3.Вовлечение населения Самарской области и организаций всех форм собственности в реализацию региональной экологической политики.

III. Ожидаемые результаты реализации Ведомственной программы и целевые индикаторы (показатели)

Реализация основных мероприятий Ведомственной программы позволит:

сформировать единое информационное пространство в сфере экологического просвещения и повышения экологической культуры;

повысить осведомленность всех групп населения о направлениях экологической политики путем привлечения граждан, общественных организаций, учреждений и предприятий к разработке и реализации экологических проектов;

выявить гражданскую, профессиональную и личностную готовность населения Самарской области к участию в улучшении экологической ситуации в области;

расширить границы общественного экологического сознания в вопросах взаимодействия общества с экосистемами, осуществления  сбалансированного экономического развития в условиях экологического благополучия, предупреждения природных катаклизмов.

Главным достигнутым результатом станет эффективное созидательное участие всех групп населения Самарской области, осознающего свою ответственность за состояние окружающей среды, в решении и предупреждении проблем восстановления и сохранения природы региона.

Индикаторы (показатели) выполнения трех поставленных задач выбраны с учетом   анализа полученных в 2010 году результатов социологического исследования по предмету формирования экологической культуры населения Самарской области.

Индикаторы (показатели) задач:

Задача 1 «Развитие единого информационного поля для анализа и общественного контроля экологического состояния территории Самарской области»:

          наличие экологического паспорта Самарской области;

          наличие радиационно-гигиенического паспорта Самарской области;

          наличие ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей среды и  природных ресурсов Самарской области.

                  Задача 2 «Формирование экологической грамотности населения Самарской области»:

              тираж печатной продукции экологического содержания.

                  Задача 3 «Вовлечение населения Самарской области и организаций всех форм собственности в реализацию региональной экологической политики»:

              число участников массовых экологических мероприятий, направленных на повышение экологической культуры населения Самарской области.

Значения целевых индикаторов (показателей) представлены в приложении 1 к Ведомственной программе.

IV. Перечень программных мероприятий

Ведомственной программой предусматриваются мероприятия по следующим направлениям:

1. Развитие единого информационного поля для анализа и общественного контроля экологического состояния территории Самарской области посредством выполнения следующих работ:

ведение радиационно-гигиенического паспорта Самарской области;

формирование и ведение экологического паспорта Самарской области;

обеспечение органов государственной власти и органов местного самоуправления информацией по материалам наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды Самарской области;

подготовка и издание ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей среды и природных ресурсов Самарской области.

2. Формирование экологической грамотности населения Самарской области:

размещение информации об экологической ситуации и природоохранной деятельности в Самарской области на сайте министерства и в сети Интернет;

издание газеты «Живая вода».

3. Вовлечение населения Самарской области и организаций всех форм собственности в реализацию региональной экологической политики:

организация и проведение областного экологического карнавала;

организация и проведение ежегодного регионального конкурса            «ЭкоЛидер»;

организация и проведение Всемирных Дней защиты от экологической опасности на территории Самарской области.

Перечень программных мероприятий представлен в приложении 2 к Ведомственной программе.

Исполнителем программных мероприятий является министерство.

V. Описание социальных, экономических и экологических последствий

реализации Ведомственной программы, планируемая общая оценка

ее вклада в достижение соответствующей стратегической цели

Основным социальным результатом реализации программных мероприятий будут  повышение уровня экологической культуры населения Самарской области, воспитание личностной экологической ответственности, активной жизненной позиции граждан в вопросах защиты природного богатства региона и увеличение количества участников экологических акций и мероприятий.

Наряду с этим обеспечение населения достоверной и полной информацией по всем экологическим проблемам и путям их решения будет способствовать снижению социальной напряженности. Воспитание экологически грамотных людей станет залогом устойчивого развития Самарской области.

Экологическим следствием реализации комплекса программных мер станет развитие у населения нового типа мышления, основанного на экологических ценностях, воспитание человека, имеющего способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и жить в относительной гармонии с природой, в результате чего снизится негативное антропогенное воздействие на окружающую  среду.

Так, вследствие активного участия населения в экологических акциях и мероприятиях, уменьшится объем размещаемых отходов на территории Самарской области, в том числе и на территории водоохранных зон, что в свою очередь повлечет за собой улучшение качества воды в источниках водоснабжения,  уменьшение площади земель, захламленных отходами, снизится количество заболеваний, вызываемых неблагоприятной экологической обстановкой, улучшится качество жизни населения в целом.    Кроме того увеличится доля зеленых насаждений, что повлечет за собой улучшение качества атмосферного воздуха.

Основной экономический эффект от реализации Ведомственной программы выразится в снижении затрат на очистку питьевой воды и, как следствие, в сокращении расходов государства на оказание медицинской помощи населению, в сокращении расходов жилищно-коммунальных хозяйств на ликвидацию многочисленных несанкционированных свалок, снижение затрат не восстановление природных ресурсов.

VI. Методика оценки эффективности реализации Ведомственной программы с учетом ее особенностей (далее – методика)

Оценка эффективности реализации Ведомственной программы осуществляется путем установления степени достижения ожидаемых результатов, а также путем сравнения текущих значений индикаторов (показателей) Ведомственной программы с их целевыми значениями.

Эффективность реализации Ведомственной программы с учетом финансирования оценивается путем соотнесения степени достижения основных целевых индикаторов (показателей) Ведомственной программы с уровнем ее финансирования с начала реализации. Комплексный показатель эффективности реализации Ведомственной программы рассчитывается по формуле:         

                N

R = 1/ N (SUM XТек.n / XПланn) / (FТек./ FПлан) х 100%,

                           n=1

где:    N - общее число целевых индикаторов (показателей);

          XТек.n - значение на конец текущего года n-го целевого индикатора (показателя);

          XПланn - плановое значение n-го целевого индикатора (показателя);

              FТек. - сумма финансирования (расходов) на конец года;

FПлан  - плановая сумма финансирования Ведомственной программы.

Для расчета комплексного показателя эффективности реализации Ведомственной программы (R) используются все важнейшие целевые индикаторы (показатели) Ведомственной программы, приведенные в разделе III Ведомственной программы.

Оценка эффективности реализации Ведомственной программы осуществляется в течение всего срока ее реализации.

При значении комплексного показателя эффективности 80 процентов и более эффективность реализации Ведомственной программы признается высокой, при значении менее 80 процентов низкой.

VII. Обоснование потребности в необходимых ресурсах

Реализация Ведомственной программы осуществляется за счет средств областного бюджета. Общий объем финансирования мероприятий Ведомственной программы в 2013 году составит 8 700 тыс. рублей

Финансирование мероприятий Ведомственной программы из областного бюджета будет осуществляться в форме бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд в целях оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам.

VIII. Механизм управления реализацией Ведомственной программы

Исполнителем Ведомственной программы является министерство.

Реализация Ведомственной программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых с непосредственными исполнителями программных мероприятий, определяемыми в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Министерство предоставляет информацию о ходе реализации Ведомственной программы в соответствии с требованиями Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ в Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 16.01.2008 № 2.

1

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к ведомственной целевой программе

«Экологическое воспитание и просвещение

населения Самарской области» на 2013 год

ПЕРЕЧЕНЬ

целевых индикаторов (показателей) ведомственной целевой программы

«Экологическое воспитание и просвещение населения Самарской области» на 2013 год

Наименование цели, задачи и

целевого индикатора (показателя)

Единица

измерения

Значение целевого индикатора (показателя)

2011 год

(факт)

2012 год (оценка)

Плановый период

(прогноз)

2013 год

   Цель: Повышение уровня экологической культуры населения Самарской области

Задача 1. Развитие единого информационного поля для анализа и общественного контроля экологического состояния территории Самарской области

наличие экологического паспорта Самарской области

наличие радиационно-гигиенического паспорта       Самарской области

наличие ежегодного государственного доклада  о    состоянии окружающей среды и природных ресурсов Самарской области

единиц

единиц

единиц

1

1

1

1

1

1

1

1

1

   Задача 2. Формирование экологической грамотности населения Самарской области

тираж печатной продукции экологического содержания  

экземпляров

3600

9000

12000

Задача 3. Вовлечение населения Самарской области и организаций всех форм собственности в реализацию региональной экологической политики

число участников массовых экологических мероприятий, направленных на повышение экологической культуры населения Самарской области

человек

4500

4500

4500

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

к ведомственной целевой программе

«Экологическое воспитание и просвещение

населения Самарской области» на 2013 год

ПЕРЕЧЕНЬ

мероприятий ведомственной целевой программы

«Экологическое воспитание и просвещение населения Самарской области» на 2013 год

№ п/п

Наименование цели, задачи и мероприятия

Срок

реализации

Объём средств областного бюджета, направляемых на реализацию

мероприятия в 2013 году,

тыс. рублей

Цель: Повышение уровня экологической культуры населения Самарской области

Задача 1. Развитие единого информационного поля для анализа и общественного контроля экологического состояния территории Самарской области

1.1

Ведение радиационно-гигиенического паспорта Самарской области

2013

2 500

1.2

Формирование и ведение экологического паспорта Самарской области

2013

500

1.3

Обеспечение органов государственной власти и органов местного самоуправления информацией по материалам наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды Самарской области

2013

3 000

1.4

Подготовка и издание ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей среды и природных ресурсов Самарской области

2013

400

ИТОГО по задаче 1:

6 400

Задача 2. Формирование экологической грамотности населения Самарской области

2.1

Размещение информации об экологической ситуации и природоохранной деятельности в Самарской области на сайте министерства и в сети Интернет

2013

200

2.2

Издание газеты «Живая вода»

2013

400

ИТОГО по задаче 2:

600

Задача 3. Вовлечение населения Самарской области и организаций всех форм собственности в реализацию региональной экологической политики

3.1

Организация и проведение областного экологического карнавала

2013

700

3.2

Организация и проведение ежегодного регионального конкурса «ЭкоЛидер»

2013

500

3.3

Организация и проведение Всемирных Дней защиты от экологической опасности на территории Самарской области

2013

500

ИТОГО по задаче 3:

1 700

ИТОГО по ВЦП:

8 700

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019
Рубрики правового классификатора: 230.000.000 ЭКОЛОГИЯ. ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать