Основная информация

Дата опубликования: 08 декабря 2009г.
Номер документа: RU26000200900573
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Ставропольский край
Принявший орган: Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Министерство труда и социальной защиты населения __Ставропольского края_

Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края

ПРИКАЗ

08 декабря 2009 г. № 125

Об утверждении государственного стандарта Ставропольского края «Социальное обслуживание семей с детьми и несовершеннолетних, отдельных категорий граждан в государственных учреждениях социального обслуживания»

{Утратил силу:

Приказ министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 26 января 2015 года № 12, НГР: ru26000201500019}

В соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», а также в целях формирования эффективной системы социального обслуживания семей с детьми и несовершеннолетних в Ставропольском крае

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемый государственный стандарт Ставропольского края «Социальное обслуживание семей с детьми и несовершеннолетних, отдельных категорий граждан в государственных учреждениях социального обслуживания».

2. Директорам государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей - социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров социальной помощи семье и детям, реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, центра психолого-педагогической помощи населению, социального приюта для детей и подростков, а также центров социального обслуживания населения и комплексных центров социального обслуживания населения, имеющих в структуре службы по работе с семьей с детьми, несовершеннолетними и отдельными категориями граждан, обеспечить реализацию государственного стандарта Ставропольского края «Социальное обслуживание семей с детьми и несовершеннолетних, отдельных категорий граждан в государственных учреждениях социального обслуживания».

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Кобыляцкого Н.Г.

4. Настоящий приказ вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Министр

А.П. Карабут

Утвержден

приказом

министра труда и социальной защиты

населения Ставропольского края

от 8 декабря 2009 г. N 125

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ"

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий государственный стандарт устанавливает перечень, состав, объемы и формы предоставления социальных услуг семьям с детьми и несовершеннолетним, отдельным категориям гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в государственных учреждениях социального обслуживания семьи и детей Ставропольского края.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В основе государственного стандарта Ставропольского края "Социальное обслуживание семей с детьми и несовершеннолетних, отдельных категорий граждан в государственных учреждениях социального обслуживания" использованы следующие нормативные документы:

- Федеральные законы Российской Федерации:

от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";

от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

- Национальные стандарты Российской Федерации:

ГОСТ Р 52143-2003 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг;

ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения;

ГОСТ Р 52498-2005 Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания;

ГОСТ Р 52881-2007 Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей;

ГОСТ Р 52885-2007 Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье;

ГОСТ Р 52886-2007 Социальное обслуживание населения. Социальные услуги женщинам;

ГОСТ Р 52888-2007 Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям.

- Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 г. N 896 "Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации".

- Постановления министерства труда и социального развития Российской Федерации:

от 29 марта 2002 г. N 25 "Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации";

от 19 июля 2000 г. N 52 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Центр социальной помощи семье и детям";

от 19 июля 2000 г. N 53 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Центр психолого-педагогической помощи населению".

- Приказ министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 14 декабря 1994 г. N 249 "Об утверждении Примерного положения о реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями".

3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящем стандарте используются определения, относящиеся к социальному обслуживанию семей с детьми и несовершеннолетних, отдельных категорий граждан, установленные Национальными стандартами Российской Федерации: ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения", ГОСТ Р 52498-2005 "Социальное обслуживание населения, классификация учреждений социального обслуживания", ГОСТ Р 52881-2007 "Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей", а также следующие определения:

Система государственных учреждений социального обслуживания населения Ставропольского края - государственные учреждения социального обслуживания населения - юридические лица, находящиеся в ведомственном подчинении министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, созданные для оказания социальных услуг клиентам, осуществления социальной реабилитации и адаптации граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Государственные учреждения социального обслуживания семьи и детей - учреждения социального обслуживания - юридические лица, входящие в систему государственных учреждений социального обслуживания населения Ставропольского края, созданные для оказания социальной помощи семьям с детьми и несовершеннолетним, отдельным категориям граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Службы по работе с семьей с детьми, несовершеннолетними и отдельными категориями граждан - структурные подразделения государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей - центров социального обслуживания населения, комплексных центров социального обслуживания населения (далее - службы по работе с семьей с детьми, несовершеннолетними и отдельными категориями граждан), предназначенные для оказания социальной помощи семьям с детьми и несовершеннолетним, отдельным категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Специалист государственного учреждения социального обслуживания семьи и детей - работник, непосредственно предоставляющий либо организующий предоставление социальных услуг клиентам учреждения.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

4. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

4.1. При получении социальных услуг семья, дети (их родители или законные представители), отдельные категории граждан имеют право:

- на выбор государственного учреждения социального обслуживания и формы социального обслуживания;

- на информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания учреждением социальных услуг;

- на уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений;

- на конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения при оказании социальных услуг; эта информация является профессиональной тайной, за разглашение которой виновные должны нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- на защиту своих законных прав и интересов, в том числе в судебном порядке;

- на отказ от социального обслуживания.

4.2. Социальные услуги предоставляются имеющим и не имеющим регистрацию по месту жительства или месту пребывания на территории района (города), где осуществляет свою деятельность учреждение социального обслуживания семьи и детей или служба по работе с семьей и детьми семьям с детьми, несовершеннолетним и отдельным категориям граждан (далее - клиенты) при условии добровольного их согласия, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4.3. Иностранные граждане или дети иностранных граждан, лица без гражданства, в том числе беженцы, имеют те же права в сфере социальных услуг, что и граждане Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

4.4. При предоставлении социальных услуг должны обеспечиваться полная безопасность для жизни и здоровья взрослых и детей - клиентов учреждений, соблюдаться все установленные нормы и правила противопожарной и санитарной безопасности, приниматься все необходимые меры по профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев.

4.5. При предоставлении социальных услуг учреждения должны обеспечивать защиту своих клиентов от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, грубого обращения.

4.6. Государственные учреждения социального обслуживания детей

4.6.1. В зависимости от предназначения учреждений и групп обслуживаемых детей установлены следующие виды государственных учреждений для социального обслуживания детей:

- специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

- учреждения для обслуживания детей с ограниченными возможностями.

4.6.2. К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" относятся:

- социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

- социальные приюты для детей.

4.6.3. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних - специализированное государственное учреждение, осуществляющее профилактику безнадзорности и беспризорности, обеспечивающее временное проживание, социальную помощь и реабилитацию несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, создаваемое в системе государственных учреждений социального обслуживания населения Ставропольского края (далее - социально-реабилитационный центр).

Основными задачами центра являются профилактика безнадзорности и беспризорности, обеспечение временного проживания, социальная помощь и реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Несовершеннолетние содержатся в центре на полном государственном обеспечении.

4.6.3.1. В социально-реабилитационный центр круглосуточно принимаются в установленном порядке несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет:

- оказавшиеся без попечения родителей или законных представителей;

- проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении;

- заблудившиеся или подкинутые;

- самовольно оставившие семью, самовольно ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

- не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;

- оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации.

Несовершеннолетние обслуживаются в социально-реабилитационном центре в течение времени, необходимого для оказания им социальной помощи и (или) их социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством.

4.6.3.2. Основаниями помещения несовершеннолетних в социально-реабилитационный центр являются:

- личное обращение несовершеннолетнего;

- заявление родителей несовершеннолетнего (законных представителей) с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;

- направление органа управления социальной защиты населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- постановление лица, производящего дознание, следователя или судьи в случаях задержания, административного ареста, заключения под стражу, осуждения к аресту, ограничению свободы, лишению свободы родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего;

- акт оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муниципального образования, отдела (управления) внутренних дел закрытого административно-территориального образования, отдела (управления) внутренних дел на транспорте о необходимости приема несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Копия указанного акта в течение пяти суток направляется в орган управления социальной защитой населения;

- направление администрации специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в котором находится несовершеннолетний, самовольно ушедший из семьи, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа или иного детского учреждения.

4.6.3.3. В состав социально-реабилитационного центра могут входить следующие структурные подразделения:

- приемное отделение;

- группа длительного пребывания;

- социальная гостиница;

- семейная воспитательная группа;

- отделение диагностики и социальной реабилитации;

- отделение социально-правовой помощи;

- отделение перевозки несовершеннолетних;

- иные подразделения, необходимые для реализации основных задач.

4.6.3.4. В соответствии со своими задачами социально-реабилитационный центр предоставляет обслуживаемым в нем несовершеннолетним социальные услуги.

Основными социальными услугами являются:

- обеспечение временного проживания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- участие в выявлении и устранении причин, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;

- оказание помощи в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействие возвращению несовершеннолетних в семьи;

- оказание социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в преодолении трудной жизненной ситуации;

- разработка и реализация программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленной на выход из трудной жизненной ситуации;

- организация медицинского обслуживания и обучения несовершеннолетних, содействие их профессиональной ориентации и получению ими специальности;

- обеспечение защиты законных прав и интересов несовершеннолетних;

- содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;

- уведомление родителей несовершеннолетних (их законных представителей), органов опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетних в центре;

- оказание социально-психологической помощи семьям с целью возвращения ребенка в семью, обеспечение соблюдения его прав в семье.

4.6.4. Социальный приют для детей - специализированное государственное учреждение социального обслуживания, предназначенное для временного проживания и социальной реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной или кризисной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи (далее - приют).

Основными задачами приюта являются обеспечение временного проживания, социальная помощь и реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства, а также способствование устранению кризисной ситуации в родной семье и возвращение в нее ребенка, в случае невозможности - определение ребенка в замещающую семью.

4.6.4.1. В приют круглосуточно принимаются несовершеннолетние, указанные в п. 4.6.3.1 настоящего стандарта.

Несовершеннолетние содержатся в приюте на полном государственном обеспечении в течение времени, необходимого для оказания им социальной помощи и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.6.4.2. Основания для помещения несовершеннолетних в приют аналогичны изложенным в 4.6.3.2 настоящего стандарта.

4.6.4.3. В состав приюта могут входить следующие структурные подразделения:

- приемное отделение;

- социальная гостиница;

- семейная воспитательная группа;

- отделение диагностики и социальной реабилитации;

- отделение социально-правовой помощи;

- отделение перевозки несовершеннолетних;

- иные подразделения.

4.6.4.4. В соответствии со своими задачами приют предоставляет обслуживаемым в нем несовершеннолетним социальные услуги.

Основными социальными услугами являются:

- осуществление совместно с органами и учреждениями социальной защиты, образования, здравоохранения, внутренних дел и другими организациями мероприятий по выявлению детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи;

- обеспечение временного проживания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- оказание социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в преодолении трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников, по месту учебы, работы, жительства, содействии возвращению несовершеннолетних в семьи;

- обеспечение защиты законных прав и интересов несовершеннолетних;

- организация медицинского обслуживания и обучения несовершеннолетних, находящихся в приюте;

- содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;

- уведомление родителей несовершеннолетних (их законных представителей), органов опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетних в приюте;

- оказание социально-психологической помощи семьям с целью возвращения ребенка в семью, обеспечение соблюдения его прав в семье;

- осуществление реабилитационных задач в досуговой деятельности с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

4.6.5. Учреждения социального обслуживания детей с ограниченными возможностями

К учреждениям для обслуживания детей с ограниченными возможностями относятся реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями.

4.6.5.1. Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями - государственное учреждение, предназначенное для социальной реабилитации детей с отклонениями в умственном и физическом развитии в возрасте от рождения до 18 лет, а также семей, в которых дети воспитываются (реабилитационный центр).

4.6.5.2. Основными задачами реабилитационного центра являются:

- выявление в районе, обслуживаемом центром, детей с ограниченными возможностями, проживающих в семьях, создание компьютеризированной базы данных о таких детях;

- сбор информации об основном диагнозе, исходном состоянии здоровья ребенка, его реабилитационном потенциале, а также сведений о его семье;

- разработка на основании типовых базовых программ индивидуальной программы реабилитации каждого ребенка с ограниченными возможностями;

- обеспечение реализации указанных программ и координация в этих целях совместных действий медицинских, образовательных, социальных, физкультурно-оздоровительных, спортивных и иных учреждений, способствующих реабилитации детей;

- оказание помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, в их социальной реабилитации, проведении реабилитационных мероприятий в домашних условиях;

- социально-реабилитационная работа.

4.6.5.3. В состав реабилитационного центра могут входить следующие структурные подразделения:

- отделение диагностики и разработки программ социальной реабилитации, предназначенное для обеспечения задач, указанных в п. 4.6.5.2;

- отделение медико-социальной реабилитации, предназначенное для организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации детей в части медико-социальных и медико-консультативных мероприятий;

- отделение психолого-педагогической помощи, предназначенное для организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации детей в части социально-психологических и социально-педагогических мероприятий;

- стационарное отделение, предназначенное для реализации программ социально-медицинской реабилитации детей в условиях круглосуточного пребывания (на срок, установленный учредителем). Основанием для помещения детей в центр на стационарное обслуживание является путевка, выданная органом социальной защиты населения.

4.6.5.4. Детям - клиентам центра предоставляются все необходимые им виды социальных услуг (социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические, социально-правовые) в зависимости от формы обслуживания.

4.7. Государственные учреждения социального обслуживания семьи

4.7.1. В зависимости от предназначения государственных учреждений социального обслуживания семьи установлены следующие виды этих учреждений:

- комплексные учреждения общего типа, предоставляющие семье весь комплекс социальных услуг;

- специализированные учреждения, предназначенные для предоставления семье и отдельным категориям граждан отдельных видов услуг.

4.7.2. Комплексные учреждения общего типа

К комплексным учреждениям общего типа относятся:

- комплексные центры социального обслуживания населения;

- центры социального обслуживания населения;

- центры социальной помощи семье и детям.

4.7.3. Комплексные центры социального обслуживания населения; центры социального обслуживания населения

Работу с семьей, несовершеннолетними и отдельными категориями граждан в комплексном центре социального обслуживания населения и в центре социального обслуживания населения осуществляют структурные подразделения, то есть службы по работе с семьей с детьми, несовершеннолетними и отдельными категориями граждан.

4.7.3.1. Службы по работе с семьей с детьми, несовершеннолетними и отдельными категориями граждан в комплексных центрах социального обслуживания населения и центрах социального обслуживания населения:

- отделение психолого-педагогической помощи семье и детям;

- отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

- отделение профилактики безнадзорности детей, помощи детям в социально опасном положении;

- отделение дневного пребывания детей и подростков (создается по мере необходимости);

- отделение реабилитации детей с ограниченными умственными

и физическими возможностями;

- отделение семейно-воспитательных групп;

- стационарное отделение.

4.7.3.2. Основные задачи служб по работе с семьей с детьми, несовершеннолетними и отдельными категориями граждан:

- предоставление клиентам социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых);

- организация социальной реабилитации детей-инвалидов;

- оказание помощи женщинам и детям - жертвам насилия и пренебрежения в семье;

- привлечение государственных и негосударственных органов, организаций и учреждений (здравоохранения, образования, службы занятости и т.д.), а также общественных и религиозных организаций и объединений к решению вопросов оказания социальной поддержки населению и координация их деятельности в этом направлении;

- участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав:

- осуществление совместно с органами и учреждениями социальной защиты, образования, здравоохранения, внутренних дел и другими организациями мероприятий по выявлению детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи;

- обеспечение временного проживания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- оказание социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в преодолении трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников, по месту учебы, работы, жительства, содействии возвращению несовершеннолетних в семьи;

- обеспечение защиты законных прав и интересов несовершеннолетних;

- организация медицинского обслуживания и обучения несовершеннолетних, находящихся в приюте;

- содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;

- уведомление родителей несовершеннолетних (их законных представителей), органов опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетних в приюте;

- оказание социально-психологической помощи семьям с целью возвращения ребенка в семью, обеспечение соблюдения его прав в семье;

- осуществление реабилитационных задач в досуговой деятельности с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

4.7.4. Центр социальной помощи семье и детям - учреждение, предназначенное для оказания семьям, детям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, в улучшении их материального и социального положения, а также психологического статуса.

4.7.4.1. Основные задачи центра социальной помощи семье и детям:

- мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического благополучия семьи и детей;

- выявление и дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке;

- определение и периодическое предоставление (постоянно, временно, на разовой основе) необходимых семье и детям конкретных видов социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых);

- поддержка семей с детьми и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;

- социальная реабилитация детей с ограниченными умственными и физическими возможностями;

- участие в работе по профилактике безнадзорности, социального сиротства несовершеннолетних, защите их прав;

- проведение мероприятий по увеличению объема предоставленных услуг (бесплатно и на платной основе) и улучшению их качества.

4.7.4.2. Зачисление граждан на обслуживание центром социальной помощи семье и детям проводится приказом администрации центра на основании следующих документов:

- личного заявления;

- заявления родителя или законного представителя;

- заключения специалиста по социальной работе:

- направления территориальных органов социальной защиты населения, опеки и попечительства, образования, здравоохранения и внутренних дел, а также общественных организаций и объединений;

- справки учреждений здравоохранения об отсутствии медицинских противопоказаний к обслуживанию.

4.7.4.3. В состав центра социальной помощи семье и детям могут включаться следующие структурные подразделения:

- организационно-методическое отделение;

- отделение приема граждан;

- консультативное отделение;

- отделение психолого-педагогической помощи;

- отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

- отделение профилактики безнадзорности, социального сиротства несовершеннолетних;

- отделение дневного пребывания несовершеннолетних;

- отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями;

- стационарное отделение;

- отделение срочного социального обслуживания;

- отделение социально-психологического патронажа семей.

4.7.4.4. В центре социальной помощи семье и детям по согласованию с учредителем могут открываться иные структурные подразделения, деятельность которых отвечает его направлениям деятельности.

4.8. Специализированные учреждения по работе с семьей

К специализированным учреждениям по работе с семьей относятся центры психолого-педагогической помощи населению.

4.8.1. Центр психолого-педагогической помощи населению - государственное учреждение, предназначенное для оказания специализированной психолого-педагогической помощи населению, поддержки и укрепления его психического здоровья, создания благоприятных социально-педагогических и социально-психологических условий для семейного воспитания детей и их социальной защиты (далее - психологический центр).

4.8.2. Основные задачи психологического центра:

- оказание квалифицированной социально-психологической и социально-педагогической помощи гражданам в трудной жизненной ситуации и семьям в социально опасном положении;

- профилактика девиантных форм поведения, суицидов;

- проведение мероприятий для семей, имеющих детей с ограниченными умственными и физическими возможностями;

- осуществление мероприятий по повышению стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в сфере межличностного, семейного, родительского общения;

- психологическая коррекция нарушений общения у детей, искажений в психическом развитии ребенка, неадекватных родительских установок и стереотипов воспитания ребенка;

- оказание помощи семье в воспитании детей, обучение детей и родителей здоровому образу жизни, в успешном разрешении семейных конфликтов;

- организация работы телефона экстренной психологической помощи;

- регулярный анализ обращений в центр, разработка рекомендаций для местных органов государственной власти по совершенствованию психолого-педагогической поддержки населения;

- организация выступлений в средствах массовой информации по актуальным социально-психологическим и социально-педагогическим проблемам.

4.8.3. Граждане имеют право обратиться в психологический центр лично, по телефону или направить письменное заявление.

Допускается анонимное обращение граждан для получения отдельных видов помощи.

По просьбе граждан в связи с объективной невозможностью посещать психологический центр работники психологического центра должны оказывать социальные услуги на дому.

4.8.4. В состав психологического центра могут входить следующие структурные подразделения:

- организационно-методическое отделение;

- отделение приема граждан;

- консультативное отделение (открывается по мере необходимости);

- отделение психолого-педагогической помощи семье и детям.

4.8.5. В психологическом центре по согласованию с учредителем могут открываться иные структурные подразделения, деятельность которых отвечает требованиям устава центра.

5. СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

5.1. Основные виды социальных услуг

Социальные услуги должны предусматривать помощь и всестороннюю поддержку гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Социальные услуги в зависимости от их назначения подразделяют на следующие основные виды:

социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;

социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;

социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе);

социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;

социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;

социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.

Социальные услуги предоставляются клиентам социальной службы (далее именуются - клиенты).

5.2. Социальные услуги детям

5.2.1. Социальные услуги предоставляются государственными учреждениями социального обслуживания семьи и детей детям следующих групп, оказавшимся в трудной жизненной ситуации:

- детям-сиротам, безнадзорным, беспризорным;

- детям, оставшимся без попечения родителей или нуждающимся в жизненном устройстве в связи с отменой или признанием недействительности усыновления или опеки;

- детям, подвергшимся физическому или психическому насилию по месту жительства или учебы;

- детям с ограниченными возможностями;

- детям, проживающим с родителями, временно неспособными заботиться о детях из-за болезни, нетрудоспособности, привлечения к судебной ответственности, длительных командировок, или с родителями, пренебрегающими родительскими обязанностями;

- детям семей беженцев и вынужденных переселенцев;

- детям, оказавшимся в экстремальных условиях;

- детям, проживающим в малоимущих семьях и в семьях, находящихся в социально опасном положении;

- детям, заблудившимся или подкинутым;

- детям, отказывающимся жить в семье или в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

5.2.2. Социально-бытовые услуги

Социально-бытовые услуги детям всех групп предоставляются в следующих объемах и формах:

а) выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в экстренной социальной помощи;

б) обеспечение временного проживания детей в социальных приютах с предоставлением полного государственного обеспечения, в том числе: бесплатного питания, одежды, обуви и других предметов вещевого довольствия;

в) обеспечение временного проживания детей-инвалидов и часто болеющих детей в специализированных учреждениях для детей-инвалидов с предоставлением бесплатного питания;

г) разработка и реализация индивидуальных и групповых программ социальной и комплексной реабилитации детей, обеспечивающих:

1) выявление источников и причин социальной дезадаптации детей, их беспризорности и безнадзорности;

2) восстановление утраченных контактов и связей с семьей, внутри семьи;

3) восстановление социального статуса детей в коллективе сверстников, по месту учебы, работы;

4) содействие детям (при необходимости) в получении временной или постоянной работы, соответствующей их возможностям, интересам, потребностям, а также в профессиональной ориентации и получении специальности;

5) привлечение детей к деятельности разнообразных видов в учреждении и за его пределами;

6) решение (при содействии органов опеки и попечительства) вопросов жизненного устройства детей;

г) обучение детей правильному поведению в быту и общественных местах, самоконтролю и другим формам общественной жизнедеятельности;

д) подготовка к самостоятельной семейной жизни - организация семейного быта;

е) решение вопросов возвращения в семью или учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, самовольно ушедших из них, на основании целесообразности такого возвращения;

ж) содействие в предоставлении жилья детям - выпускникам специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

з) предоставление транспорта для перевозки детей в лечебные учреждения, на обучение и для участия в культурных мероприятиях;

и) социальный патронаж;

к) перевозка несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей.

5.2.3. Социально-медицинские услуги

Социально-медицинские услуги детям всех групп предоставляют в следующих объемах и формах:

а) содействие в получении социально-медицинских услуг, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Ставропольского края;

б) систематическое наблюдение за состоянием здоровья;

в) санитарно-просветительская работа;

г) проведение в детских учреждениях лечебно-профилактической, противоэпидемической работы, медико-психологической реабилитации детей;

д) медико-социальное обследование безнадзорных и беспризорных детей при поступлении в учреждения и проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки, организация первой доврачебной помощи, направление при наличии показаний на лечение в стационарное медицинское учреждение;

е) проведение мероприятий, направленных на профилактику обострений хронических и предупреждение инфекционных заболеваний;

ж) индивидуальная работа, направленная на предупреждение появления вредных привычек и избавление от них;

з) участие в выявлении детей, страдающих ранней алкоголизацией и наркоманией, и оказание им помощи;

и) содействие в оказании специализированной помощи детям с ограниченными возможностями, воспитываемым дома: содействие в направлении детей (при необходимости) в лечебные учреждения, в оформлении документов на освидетельствование учреждениями медико-социальной экспертизы и получении технических средств ухода и реабилитации;

к) содействие в предоставлении детям, нуждающимся в оздоровлении, соответствующих услуг и направлении их на санаторно-курортное лечение;

л) подготовка детей к сознательному и ответственному отцовству и материнству, их гигиеническое и половое просвещение, профилактика венерических заболеваний и СПИДа;

м) проведение мероприятий, направленных на снятие стрессового состояния детей, вызванного сложившейся жизненной ситуацией, выведение детей из состояния посттравматического стресса с помощью медицинских учреждений и с привлечением психологов и психотерапевтов;

н) социально-медицинский патронаж детей;

о) содействие в обеспечении воспитанников (согласно медицинским показаниям) лекарственными средствами и медицинскими изделиями;

п) содействие в проведении (в случае необходимости) судебно-медицинской экспертизы в целях установления возраста.

5.2.4. Социально-психологические услуги Социально-психологические услуги детям всех групп предоставляют в следующих объемах и формах:

а) проведение среди детей воспитательно-профилактической работы в целях устранения различных психологических факторов и причин, обусловливающих отклонение в состоянии их психического здоровья;

б) распространение среди детей общих начальных психологических знаний;

в) психолого-педагогическое обследование социально дезадаптированных детей, направленное на установление форм и степени дезадаптации, ее источников и причин, а также на изучение состояния нервно-психического здоровья, особенностей личностного развития и поведения детей;

г) психодиагностика и обследование личности детей для выявления и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей каждого несовершеннолетнего, определения степени отклонения в их поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми для разработки рекомендаций по коррекции отклонений;

д) психологическая коррекция, направленная на преодоление или ослабление искажений в психическом развитии детей;

е) психотерапевтическая и психологическая помощь в установлении или восстановлении утраченных контактов с семьей, возвращении детей к родителям или лицам, их заменяющим, в восстановлении или установлении социального статуса в коллективе сверстников, по месту учебы или работы;

ж) психологические тренинги, направленные на снятие у детей последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, на выработку умений и навыков социальной адаптации к создавшимся условиям проживания, предоставление психологической помощи, отработку новых приемов и способов поведения;

з) психопрофилактическая и психологическая работа, направленная на своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии детей;

и) психологическое консультирование по налаживанию межличностных взаимоотношений детей с близкими и другими значимыми для них людьми, по возможным путям решения стоящих перед ними проблем;

к) экстренная психологическая помощь детям по телефону;

л) психологическая и психотерапевтическая помощь детям по снятию стрессового состояния, вызванного сложившейся жизненной ситуацией, с целью выведения детей из состояния посттравматического стресса;

м) социально-психологический патронаж детей, заключающийся в систематическом наблюдении за ними для выявления ситуации психического дискомфорта, конфликтных и других ситуаций, могущих усугубить их трудную жизненную ситуацию, и оказания им необходимой в данный момент социально-психологической помощи;

н) социально-психологические услуги детям, оказавшимся в экстремальных условиях: оказание психологической помощи детям в преодолении негативных последствий психологической травмы для повышения их социально-психологического самочувствия, устранения тревоги и страха за будущее.

5.2.5. Социально-педагогические услуги

Социально-педагогические услуги детям всех групп предоставляют в следующих объемах и формах:

а) психолого-педагогическое обследование детей, анализ их поведения, тестирование под различные типы задач педагогической помощи;

б) педагогическая помощь детям в социальной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни;

в) содействие в организации обучения, определение оптимальной формы обучения;

г) содействие в восстановлении (при необходимости) нарушенных связей со школой, в установлении позитивного отношения к учебной деятельности;

д) оказание педагогической помощи для восстановления статуса в коллективе сверстников, по месту учебы или работы;

е) коррекция педагогической запущенности детей;

ж) организация досуга (посещение театров, выставок, концертов, праздников, соревнований), организация и проведение собственных концертов, выставок, спортивных соревнований и других мероприятий;

з) содействие в организации профобучения детей;

и) консультирование детей по вопросам жизненного устройства и выбора профессии;

к) создание условий для проведения педагогической работы по социальной реабилитации детей (предоставление помещений для занятий, игр и их соответствующее оснащение);

л) социально-педагогический патронаж;

м) оказание педагогической помощи детям в преодолении трудностей в школьном образовании, связанных с недостаточной работоспособностью, педагогической запущенностью.

5.2.6. Социально-экономические услуги Социально-экономические услуги детям всех групп предоставляют в следующих объемах и формах:

а) содействие в оказании материальной помощи;

б) обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;

в) содействие в решении вопросов трудоустройства детей;

г) обеспечение детей при выпуске из приюта одеждой и обувью по сезону;

д) содействие в организации летнего отдыха и оздоровления.

5.2.7. Социально-правовые услуги

Социально-правовые услуги детям всех групп предоставляют в следующих объемах и формах:

а) консультирование по вопросам, связанным с их правом на социальное обслуживание в государственной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов;

б) оказание помощи в составлении и подаче жалоб на неправомерные действия (или бездействие) социальных служб или работников этих служб, нарушающие или ущемляющие законные права детей;

в) оказание правовой помощи в защите и соблюдении прав детей на воспитание и заботу о них, в том числе в случаях, угрожающих их жизни и здоровью;

г) содействие в осуществлении установленных законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки детей;

д) обеспечение представительствования в суде для защиты прав и интересов;

е) содействие органам опеки и попечительства в подготовке документов на усыновление, в устройстве детей в приемную семью, в детское учреждение социального обслуживания;

ж) содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством;

з) оказание правовой помощи в оформлении документов на осуществление по отношению к детям положенных им по законодательству мер социальной поддержки;

и) оказание помощи ведомствам и учреждениям, занимающимся в пределах своей компетенции вопросами жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в оформлении документов, удостоверяющих личность детей, документов для направления детей на временное пребывание в учреждения социального обслуживания, а также оказание помощи в оформлении документов на усыновление и другие формы семейного воспитания детей, в оформлении документов на лишение родительских прав родителей, подвергающих детей любым формам физического или психического насилия, помощи в жизненном устройстве этих детей и привлечении к ответственности лиц, виновных в насилии над детьми;

л) участие совместно с заинтересованными ведомствами в решении дальнейшей судьбы детей, нуждающихся в жизненном устройстве;

м) консультирование по социально-правовым вопросам (семейное, жилищное, трудовое законодательство, права детей);

н) оказание правовой помощи при решении практических задач самостоятельно проживающим выпускникам детских домов, школ-интернатов и специализированных учреждений для несовершеннолетних;

о) оказание помощи в оформлении документов для направления детей, проживающих с родителями, которые временно неспособны заботиться о них из-за болезни, нетрудоспособности, привлечения к судебной ответственности, длительных командировок, в учреждения социального обслуживания на временное пребывание;

п) оказание правовой помощи несовершеннолетним, вернувшимся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений в получении документов, оформлении документов для трудоустройства.

5.3. Социальные услуги семье и отдельным категориям граждан

5.3.1. Социальные услуги в государственных учреждениях социального обслуживания предоставляются семьям с несовершеннолетними детьми и отдельным категориям граждан, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе:

- малообеспеченным семьям;

- семьям, имеющим на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- неполным семьям;

- семьям, имеющим в своем составе детей с ограниченными умственными и физическими возможностями;

- многодетным семьям;

- семьям, имеющим в своем составе нетрудоспособных или длительно болеющих членов, инвалидов;

- семьям с неблагоприятным психологическим микроклиматом;

- семьям, члены которых подвергаются любым формам физического, сексуального или психического насилия;

- семьям, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

- семьям, где родители или дети погибли (умерли) во время несения воинской службы;

- молодым семьям с несовершеннолетними родителями;

- семьям, воспитывающим приемных детей или желающих взять на воспитание приемных детей.

5.3.2. Социально-бытовые услуги

5.3.2.1. Социально-бытовые услуги семьям всех групп (раздел 5.3.1) предоставляют в следующих объемах и формах:

- содействие в получении семьями предусмотренных законодательством Российской Федерации социально-бытовых услуг;

- содействие в получении направления их детей в специализированные учреждения социального обслуживания;

- содействие помещению ребенка (при необходимости) в специализированное учреждение для детей, нуждающихся в социальной реабилитации;

- содействие родителям в возвращении несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей;

- социальный патронаж;

- содействие в организации обучения детей в школе;

- содействие в улучшении жилищных и бытовых условий.

5.3.2.2. Социально-бытовые услуги семьям, имеющим в своем составе детей с ограниченными возможностями, воспитываемых дома:

- содействие родителям в налаживании быта детей с учетом их физического и психического состояния;

- сопровождение детей вне дома, предоставление транспорта для поездки детей в учреждения социального обслуживания и здравоохранения на лечение, участия в культурных мероприятиях.

5.3.3. Социально-медицинские услуги

5.3.3.1. Социально-медицинские услуги семьям всех групп (раздел 5.3.1) предоставляют в следующих объемах и формах:

- содействие в получении социально-медицинских услуг, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Ставропольского края;

- санитарно-просветительская работа с семьями;

- обучение родственников больных практическим навыкам общего ухода за детьми-инвалидами;

- консультирование по социально-медицинским вопросам (планирование семьи, современные безопасные средства контрацепции, гигиена питания и жилища, избавление от вредных привычек, психосексуальное развитие детей);

- социальный патронаж семей, в которых проживают дети-инвалиды;

- содействие в оформлении документов для освидетельствования детей учреждениями медико-социальной экспертизы;

- содействие в направлении детей в социальные, лечебные и оздоровительные учреждения.

5.3.4. Социально-психологические услуги

5.3.4.1. Социально-психологические услуги семьям всех групп (раздел 3.3.1) предоставляют в следующих объемах и формах:

- распространение среди населения психологических знаний;

- организация выступлений работников социальной службы в средствах массовой информации по актуальным социально-психологическим проблемам;

- экстренная психологическая помощь (в том числе по телефону);

- психологическая диагностика и обследование личности (детей и родителей);

- психопрофилактическая работа;

- привлечение к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения;

- психологическое консультирование по вопросам:

а) отношений между родителями и детьми, формирования семейных и супружеских отношений, включая сексуальные;

б) предупреждения и преодоления семейных конфликтов;

в) социальной адаптации к сложившимся социально-экономическим условиям жизни и быта;

- психокоррекционная помощь в преодолении переживаемой кризисной ситуации, негативно влияющей на здоровье и психику членов семьи (в первую очередь - детей), направленная:

а) на исправление неадекватных форм поведения родителей;

б) на проведение психологической коррекции нарушений общения у детей или искажений в их психическом развитии;

в) на создание в семье атмосферы взаимопонимания и взаимоуважения, благоприятного микроклимата, нормальных отношений между родителями и детьми;

г) на преодоление неадекватных форм поведения лиц, страдающих психическими заболеваниями;

д) на социальную адаптацию семьи к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни и быта;

е) на восстановление социального статуса, нарушенных связей с семьей и социальную реабилитацию лиц, прошедших курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений;

- психологическая коррекция конфликтных взаимоотношений родителей с детьми, неадекватных родительских установок и стереотипов воспитания детей, нарушений супружеских отношений;

- психологические тренинги по снятию последствий нервно-психической напряженности и психотравмирующих ситуаций в семье, вызванных потерей близких, болезнью или инвалидностью членов семьи, общением с лицами, страдающими психическими заболеваниями, формированию личностных предпосылок для адаптации членов семьи к создавшимся условиям, по обработке новых форм и способов поведения членов семьи и психологической поддержке;

- посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки;

- социально-психологический патронаж.

5.3.4.2. Оказание дополнительных социально-психологических услуг семьям отдельных групп (раздел 5.3.1) предоставляют в следующих объемах и формах:

Социально-психологические услуги семьям, имеющим на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

- психологическое консультирование по вопросам отношений между родителями и детьми, специфики семейного воспитания приемных детей, по способам предупреждения и преодоления семейных конфликтов;

- психологическое консультирование семей, желающих принять в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на этапе осуществления выбора и приема ребенка;

- психотерапевтическая помощь родителям приемных детей в понимании их проблем, выработке умения и навыков социальной адаптации к сложившейся ситуации, в проведении психологической коррекции нарушений общения у детей или искажений в их психическом развитии.

5.3.4.3. Социально-психологические услуги семьям, где есть дети с ограниченными умственными или физическими возможностями:

- психотерапевтическая помощь родителям в проведении психологической коррекции нарушений общения у детей или искажений в их психическом развитии;

- групповая психологическая работа по снятию психотравмирующих ситуаций в семье, выработке умения и навыков социальной адаптации к сложившейся ситуации;

- психологические консультации по вопросам отношений между родителями и детьми, особенностям индивидуального развития детей с ограниченными возможностями, методике семейного воспитания.

5.3.4.4. Социально-психологические услуги молодым семьям и семьям с несовершеннолетними родителями:

- психологические консультации по вопросам формирования семейных и супружеских отношений, включая сексуальные;

- психотерапевтическая помощь по созданию в семье атмосферы взаимопонимания и взаимоуважения, благоприятного микроклимата;

- психологическая коррекция нарушений супружеских отношений.

5.3.5. Социально-педагогические услуги

5.3.5.1. Социально-педагогические услуги семьям всех групп (раздел 5.3.1) предоставляют в следующих объемах и формах:

- организация выступлений работников социальной службы в средствах массовой информации по актуальным социально-педагогическим проблемам;

- распространение и популяризация среди населения педагогических знаний;

- организация работы групп дневного пребывания детей;

- создание обществ, клубов взаимопомощи жителей на территориях, обслуживаемых конкретными учреждениями социального обслуживания;

- организация досуга (экскурсии, встречи с деятелями литературы и искусства, посещение театров, выставок, концерты художественной самодеятельности, праздники, юбилеи, игры, клубная и кружковая работа, другие культурные мероприятия);

- социально-педагогическое консультирование по вопросам:

а) отношений родителей с детьми, особенностей возрастного и индивидуального развития детей, методике семейного воспитания;

б) налаживания межличностных и внутрисемейных отношений;

в) преодоления семейных конфликтов;

г) ранней профориентации детей и их трудоустройства;

д) социально-педагогический патронаж.

5.3.5.2. Дополнительные социально-педагогические услуги семьям отдельных групп предоставляют в следующих объемах и формах:

Социально-педагогические услуги семьям, имеющим на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

- оказание педагогической помощи родителям в воспитании приемных детей с учетом их физического и психического состояния, характера и наклонностей, в предупреждении и преодолении конфликтных ситуаций с ними;

- социально-педагогическое консультирование по вопросам, касающимся особенностей индивидуального развития приемных детей, преодоления их педагогической запущенности и по методике семейного воспитания таких детей.

Социально-педагогические услуги семьям с педагогической несостоятельностью родителей, неблагоприятным психолого-педагогическим микроклиматом, жестоким обращением с детьми:

- педагогическая коррекция неадекватных форм поведения родителей и их установок при воспитании детей;

- педагогическая помощь родителям в вопросах преодоления педагогической запущенности или педагогических ошибок с учетом особенностей возрастного и индивидуального развития детей, их характера и наклонностей.

Социально-педагогические услуги семьям, имеющим детей с ограниченными умственными и физическими возможностями:

- оказание педагогической помощи родителям в воспитании, обучении и профессиональной подготовке детей с учетом специфики их психического и физического состояния;

- организация и проведение игротерапии детей;

- обучение родителей основам реабилитации детей в домашних условиях;

- подготовка и проведение мероприятий по организации досуга детей вместе с родителями.

Социально-педагогические услуги семьям, оказавшимся в экстремальной ситуации (пострадавшим от стихийных бедствий или приравненных к ним событий), семьям беженцев и вынужденных переселенцев:

- содействие родителям в адаптации детей к сложившейся ситуации, их социально-педагогической реабилитации, преодолении педагогической запущенности;

- оказание педагогической помощи в воспитании детей;

- привлечение к участию в семейных и детских праздниках, соревнованиях и конкурсах, клубной и кружковой работе;

- содействие в устройстве детей в школу или другое учебное заведение.

Социально-педагогические услуги молодым семьям и семьям с несовершеннолетними супругами:

- обучение навыкам семейной жизни (навыкам построения адекватных отношений в семье и навыкам позитивного разрешения конфликтов);

- оказание педагогической помощи в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимоуважения, благоприятного микроклимата;

- содействие в преодолении возникающих конфликтов, нарушений семейных и супружеских отношений.

5.3.6. Социально-экономические услуги

5.3.6.1. Социально-экономические услуги семьям всех групп (раздел 5.3.1) предоставляют в следующих объемах и формах:

- содействие в осуществлении мер социальной поддержки семьям в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- содействие в оказании материальной помощи;

- помощь в организации летнего отдыха и оздоровления особо нуждающихся детей;

- содействие в решении вопросов трудоустройства, выбора профессии, повышения квалификации, в поиске постоянной или временной (сезонной) работы.

5.3.6.2. Социально-экономические услуги малообеспеченным семьям:

- привлечение средств для оказания помощи этим семьям;

- обеспечение бесплатными продуктовыми наборами или предметами первой необходимости в пределах компетенции деятельности учреждения.

5.3.7. Социально-правовые услуги

Социально-правовые услуги семьям с детьми предоставляют в следующих объемах и формах:

- консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов;

- оказание юридической помощи в оформлении документов на осуществление мер социальной поддержки, положенных им по законодательству Российской Федерации, а также документов для трудоустройства;

- оказание помощи в подготовке и подаче жалоб на действия (или бездействие) социальных служб или работников этих служб, нарушающие или ущемляющие законные права граждан;

- оказание правовой помощи;

- содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством;

- консультирование по социально-правовым вопросам (семейно-брачное, гражданское, жилищное, пенсионное законодательство, права детей, женщин, инвалидов);

- помощь в оформлении документов (удостоверяющих личность гражданина; для направления детей (при необходимости) в учреждения социального обслуживания на временное пребывание; на лишение родителей родительских прав; представлений на родителей в комиссии по делам несовершеннолетних и других);

- социально-правовые услуги семьям, где допускают жестокое обращение с детьми;

- содействие в привлечении к ответственности лиц, допускающих жестокое обращение;

- проведение юридических консультаций.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: газета "Ставропольская правда" № 271-272 от 19.12.2009
Рубрики правового классификатора: 070.080.020 Социальное обслуживание в государственных учреждениях

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать