Основная информация

Дата опубликования: 09 сентября 2013г.
Номер документа: RU38000201301760
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Иркутская область
Принявший орган: Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



1

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 9 сентября 2013 года № 191-мпр

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:

приказ министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 17.06.2015 № 80-мпр}

В соответствии с пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьей 21 Устава Иркутской области, Положением о министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 18 сентября 2009 года № 261/40-пп,

{преамбула в редакции приказа министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 17.06.2015 № 80-мпр}

П Р И К А З Ы В А Ю:

1. Утвердить прилагаемую Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

2. Признать утратившим силу приказ министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 23 апреля 2012 года № 58-мпр «Об утверждении Порядка подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах и Программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах».

3. Настоящий приказ вступает в силу через десять календарных дней после дня его официального опубликования.

Министр социального развития,

опеки и попечительства

Иркутской области

В.А. Родионов

УТВЕРЖДЕНА

приказом министерства социального

развития, опеки и попечительства

Иркутской области

от «9» сентября 2013 года № 191-мпр

Программа

подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее – подготовка), определяет структуру программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью (далее соответственно – программа, кандидаты в приемные родители, приемные родители, приемная семья).

2. Учебно-тематический план:


п/п

Темы

Количество часов

Форма контроля

всего

в том числе

теория

семинары-тренинги

собеседование

1

2

3

4

5

6

7

1

Введение в курс подготовки кандидатов  в приемные родители

4

2

2

Структури-рованное интервью

2

Представление о потребностях развития приемного ребенка  и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей

4

1

3

3

Этапы развития ребенка

4

1

3

4

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка

5

1

4

5

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

5

1

4

6

Адаптация приемного ребенка и приемной семьи

6

2

4

7

«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка

6

1

5

8

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

5

2

3

9

Особенности полового воспитания приемного ребенка

3

1

2

10

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

4

1

3

11

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

2

2

12

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

2

1

1

13

Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители

2

2

14

Итоговая аттестация

1

1

15

Всего часов:

53

16

34

3

Глава 2. ВВЕДЕНИЕ В КУРС ПОДГОТОВКИ КАНДИДАТОВ В ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ

3. Индивидуальное собеседование (структурированное интервью) с каждым из кандидатов в приемные родители в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка).

4. Содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители.

5. Задачи подготовки, в том числе касающиеся:

выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;

ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;

формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;

формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;

ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;

ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;

ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.

6. Понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители).

7. Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей.

8. Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Глава 3. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПОТРЕБНОСТЯХ РАЗВИТИЯ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА И НЕОБХОДИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЯХ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ. ПОНЯТИЕ О МОТИВАЦИИ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

9. Изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания – санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать.

10. Проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы.

11. Проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

Глава 4. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

12. Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).

13. Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.

14. Уважение индивидуальных, культурных и этнических особенностей ребенка.

Глава 5. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПОДВЕРГШЕГОСЯ ЖЕСТОКОМУ ОБРАЩЕНИЮ. ДИСПРОПОРЦИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

15. Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.

16. Диспропорции развития ребенка; понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия.

17. Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение.

18. Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

Глава 6. ПОСЛЕДСТВИЯ ОТ разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

19. Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.

20. Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей.

21. Типы «нарушенной привязанности» (понятий «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»).

22. Понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.

Глава 7. АДАПТАЦИЯ приемного ребенка и приемной семьи

23. Особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка.

24. Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации.

25. Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный.

26. Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.

Глава 8. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка

27. Формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними.

28. Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка.

29. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм.

30. Понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.

31. Приемы, помогающие преодолевать возникающие трудности, облегчающие состояние напряжения и снятие тревоги. Разрешение конфликтов и преодоление трудного поведения детей. Техники эмоциональной саморегуляции.

32. Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних.

Глава 9. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

33. Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством).

34. Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.

35. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах.

36. Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

37. Потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация – усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания – санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать.

Глава 10. ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА

38. Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

39. Формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности.

40. Профилактика раннего вступления несовершеннолетних в сексуальные отношения, предупреждение беременности и абортов среди подростков.

41. Способы защиты ребенка от сексуального насилия.

Глава 11. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

42. Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка.

43. Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители.

44. Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации.

45. Социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи.

46. Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции.

47. Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.

Глава 12. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

48. Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью.

49. Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства.

50. Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.

51. Порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

52. Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.

53. Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.

54. Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье.

55. Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.

56. Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.

57. Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.

58. Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.

59. Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) – личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей.

60. Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку.

61. Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.

62. Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.

Глава 13. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

63. Родительские и профессиональные функции приемной семьи.

64. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия.

65. Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи.

66. Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.

Глава 14. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители

67. Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий.

68. Обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители.

69. Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание.

70. Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).

Глава 15. ИтогОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

71. Итоговая аттестация граждан проводится в форме собеседования.

72. Подготовка граждан завершается выдачей свидетельства.

Министр социального развития,

опеки и попечительства

Иркутской области

В.А. Родионов

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019
Рубрики правового классификатора: 040.060.030 Опека и попечительство над детьми (см. также 030.020.050), 040.060.040 Приемная семья

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать