Основная информация

Дата опубликования: 10 августа 2011г.
Номер документа: RU70000201100735
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Томская область
Принявший орган: Департамент по вопросам семьи и детей Томской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ДЕПАРТАМЕНТ ПО ВОПРОСАМ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ДЕПАРТАМЕНТ ПО ВОПРОСАМ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Приказ № 238/1-п от 10.08.2011 г.

Фактически утратил силу в связи с истечением срока действия

Об утверждении ведомственных целевых программ

В целях создания благоприятных условий для комплексного развития жизнедеятельности детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и развития оптимальной системы комплексного социального обслуживания семьи и детей на территории Томской области

ПРИКАЗЫВАЮ:

1) Утвердить ведомственные целевые программы («Организация работы по профилактике семейного неблагополучия»; «Организация работы по развитию форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») Департамента по вопросам семьи и детей Томской области на 2011-2013 годы.

2) Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на председателя Комитета по работе с семьей и детьми – Т.Д. Воронину

Начальник  Департамента

И.В. Протасова

Согласовано:

Председатель Комитета по экономике,

финансам, бухгалтерскому учету и отчетности

Н.А. Альчик

Председатель Комитета по работе с семьей и детьми

Т.Д. Воронина

Приложение № 1

к приказу Департамента по вопросам

семьи и детей Томской области

от 10.08.2011 г. № 238/1-п

ДЕПАРТАМЕНТ ПО ВОПРОСАМ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Ведомственная целевая программа:

Организация работы по профилактике семейного неблагополучия.

Наименование СБП

Департамент по вопросам семьи и детей Томской области

Наименование ВЦП

Организация работы по профилактике семейного неблагополучия.

Тип ВЦП

Постоянный характер (I тип)

Соответствие ВЦП целям Программы социально-экономического развития Томской области

ВЦП соответствует цели 8 Программы социально- экономического развития Томской области « Благоприятные условия для жизни, работы, отдыха и воспитания детей»

ПАСПОРТ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

Наименование

Единица измерения

Очередной финансовый год (N)

2011

Плановый год (N+1)

2012

Плановый год (N+2)

2013

Задача СБП, цель ВЦП:

Развитие оптимальной системы комплексного социального обслуживания семьи и детей на территории Томской области

Показатель цели ВЦП:

Численность детей, обслуженных в  учреждениях интернатного типа

Чел.

440

440

440

Задача 1 ВЦП:

Совершенствование механизма комплексной работы с неблагополучными семьями, безнадзорными и беспризорными детьми, обеспечивающего сохранение ребенка в семье.

Показатель 1 задачи 1 ВЦП:

Доля детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних в общей численности безнадзорных и беспризорных детей

Показатель 2 задачи 1 ВЦП:

Доля детей, возвращенных в родные семьи в общем количестве несовершеннолетних, обслуженных учреждением

%

%

80

80

80

80

80

80

Задача 2 ВЦП: Создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей-инвалидов.

Показатель 1 задачи 2 ВЦП:

Доля детей-инвалидов, включенных учреждениями  в мероприятия

социокультурной реабилитации в общей численности детей-инвалидов

Показатель 2 задачи 2 ВЦП:

Доля детей-инвалидов, получивших консультативную социальную помощь в общей численности детей-инвалидов

%

%

58

38

59

40

60

40

СРОКИ И РАСХОДЫ НА ВЕДОМСТВЕННУЮ ЦЕЛЕВУЮ ПОГРАММУ

Сроки и расходы на ВЦП

Очередной финансовый год

2011

Плановый год 1

2012

Плановый год 2

2013

Сроки реализации ВЦП, носит постоянный характер

X

X

X

ОБЪЕМ РАСХОДОВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА НА РЕАЛИЗАЦИЮ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПОГРАММЫ

Коды бюджетной классификации

Очередной финансовый год

2011

Плановый год 1

2012

Плановый год 2

2013

Раздел, подраздел

Целевая статья

Вид расходов

1002

5089900

001

224 446

тыс. руб.

219 623

тыс. руб.

219 623

тыс. руб.

1002

5019900

001

31 389

тыс. руб.

31 925

тыс. руб.

31 925

тыс. руб.

0702

4249900

001

21 210

тыс. руб.

22 748

тыс. руб.

22 748

тыс. руб.

Наименование СБП

Департамент по вопросам семьи и детей Томской области

Наименование

ВЦП

Организация работы по профилактике семейного неблагополучия.

Характеристика проблемы и  цели СБП, на решение или реализацию которых направлена ВЦП.

Характеристика состояния развития сферы

Департамент строит работу по построению областной системы профилактики социального сиротства. Расширяется нормативная и правовая база, в том числе межведомственного характера, по реализации задач укрепления семьи. Согласно  распоряжению Губернатора Томской области от 29.12.2008 № 407-р «О взаимодействии исполнительных органов государственной власти Томской области с иными органами и организациями по вопросам выявления детей, нуждающихся в государственной защите, и устранения причин нарушения их прав и законных интересов» ведется работа по межведомственному взаимодействию. В рамках исполнения данного распоряжения утвержден Порядок осуществления деятельности по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, и устранению причин нарушения их прав и законных интересов, разработаны необходимые формы документов.

В Томской области действуют 16 учреждений социального обслуживания семьи и детей из них три реабилитационных центра для детей с ограниченными возможностями, ОГСУ для умственно отсталых детей «Тунгусовский детский дом–интернат», одиннадцать социально-реабилитационных центров и ОГУ «Центр  социальной помощи семье и детям Колпашевского района». Деятельность учреждений социального обслуживания семьи и детей направлена на повышение эффективности работы социальных служб по предоставлению мер социальной поддержки семьям с несовершеннолетними детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, профилактику безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних.

На первое января 2010 года в Томской области действовало 16 учреждений социального обслуживания семьи и детей, подведомственных Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области, а также 1 отделение по работе с семьёй и детьми в комплексном центре социального обслуживания населения, подведомственном Департаменту социальной защиты населения Томской области.

Данными учреждениями в 2010 году обслужено  39224 человек, что 49,5% превышает показатели 2009 года. Предоставлено более 2 млн. различных видов социальных  услуг.

На территории Томской области в 2010 году действовали 12 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, на 531 место: 11 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних и 1 социальный приют для детей и подростков в структуре центра социальной помощи семье и детям.

Деятельность данных учреждений в 2010 году была направлена на организацию работы с семьёй и детьми на дому с использованием технологии "работы со случаем".

В 3-х социально-реабилитационных центрах ликвидированы группы круглосуточного пребывания, что позволило открыть службы помощи семье и детям, ввести ставки участковых специалистов по социальной работе – «кураторов случая» во всех районах Томской области, где нет аналогичных учреждений. Деятельность служб направлена на раннее выявление семейного неблагополучия. Это позволило постепенно переориентировать ресурсы учреждений на работу с семьями, имеющими реабилитационный потенциал, и мотивацию семей на сотрудничество с социальными службами, а  всем членам семьи, в первую очередь, несовершеннолетним, своевременно получить профилактические услуги.

Фактическое число лиц, обслуженных за год данными учреждениями в 2010 году, составляет 4615, что не превышает показателей 2009 года. Социальные услуги предоставлены 4539 семьям, что соответствует показателям прошлого года. Численность обслуженных детей в стационарных условиях составляет 2192 человек.

С момента внедрения в деятельность учреждений данной технологии адресной индивидуальной работой по месту жительства охвачено 1182 несовершеннолетних Томской области, в том числе 118 детей, выявленных на ранних стадиях семейного кризиса.

В 2010 году учреждениями продолжена деятельность по организации работы с семьёй и детьми, проживающих в отдаленных районах области.               Данную деятельность осуществляли бригады экстренной помощи, созданные на базе всех учреждений. За 2010 год специалисты бригад побывали в 165 населенных пунктах области. К ним на приём обратилось1462 семьи, воспитывающих 2597 детей, в том числе 83 ребёнка были помещены в учреждения для проведения реабилитационных мероприятий, 352 семьи взяты на обслуживание в рамках социального патронажа.

В 2010 году различными формами жизнеустройства несовершеннолетних, помещенных в специализированные учреждения, охвачены 2210 человек.

Анализ показателей жизнеустройства детей и подростков из социально-реабилитационных учреждений свидетельствует о том, что приоритетными направлениями в деятельности учреждений является сохранение для ребенка кровной семьи или передача детей  на воспитание в замещающие семьи.               Кровную семью удалось сохранить 1792 детям, что на 32%  превышает аналогичные показатели 2008 года. Численность детей, переданных на воспитание в замещающие семьи (под опеку (попечение), приемные семьи) соответствует показателям 2009 года.

Учреждениями продолжена работа по развитию семейных воспитательных групп. За 2010 год на воспитание в семьи граждан переданы 203 ребенка, что на 28% ниже показателей 2009 года. Сокращение числа детей произошло вследствие сокращения на 40% числа детей, обслуживаемых в условиях круглосуточного стационара. В настоящее время в семейных воспитательных группах находится 87 детей, что составляет 18% от общего числа  воспитанников специализированных учреждений Томской области.

По состоянию на 1 января 2010 года в Томской области проживает 3324 ребенка-инвалида.

В 2010 году действовали 3 реабилитационных учреждения для детей  и подростков с ограниченными возможностями.

Учреждениями обслужено 4789 человек, в том числе 2000 детей-инвалидов из 1546 семей, что составляет 60% от общего числа детей-инвалидов, услуги оказаны 2921 семье.

В учреждения активно внедряются новые реабилитационные технологии.

    С целью создания условий для снижения в Томской области уровня сиротства и инвалидизации детей с нарушениями развития, повышения  качества жизни семей с детьми, имеющими нарушения в развитии, в 2009 году разработаны стандарты на услуги «Раннее вмешательство» и «Домашнее визитирование» (внедрение технологии оказания помощи (CBR). Для их внедрения на всей территории Томской области в декабре 2009 года созданы стажировочные площадки, в том числе на базе ОГСУ «Реабилитационный  центр «Надежда».

          В рамках проекта «Вместе», вошедшего в число победителей конкурса проектов Российского Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, учреждение приступило к внедрению услуги «Домашнее визитирование» на территории трех районов Томской области.

          С целью вовлечения детей с ограниченными возможностями здоровья и членов их семей в занятия спортом в рамках проекта «Мы выбираем спорт», вошедшего в число победителей конкурса проектов данного Фонда, реабилитационный центр «Надежда» совместно с общественной организацией «Парус Надежды», Томским региональным отделением Общероссийской общественной благотворительной организации помощи инвалидам с умственной отсталостью «Специальная Олимпиада России»  приступил к созданию сети семейных клубов в муниципальных образованиях Томской области,  обеспечению их спортивным оборудованием (боче, снегоступинги и др.), проведению спортивных соревнований на уровне муниципалитета.

          В ОГУ «Реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями  г. Стрежевой» внедрена новая технология работы с детьми раннего возраста «Лекотека», целью которой является духовная защита детей-инвалидов.

          Отделением по работе с семьей и детьми в комплексном центре социального обслуживания населения в 2010 году обслужено 406 детей-инвалидов, что соответствует показателям 2009 года.

           Численность всех работников учреждений социального обслуживания семьи и детей на начало 2010года составляет 1015 чел., в том числе 552 специалиста (2009 г. – 851 чел, специалистов 495 чел.). Увеличение числа специалистов произошло в результате оптимизации сети учреждений и введении 55 ставок специалистов-«кураторов случая» в рамках проекта «Право ребенка на семью», вошедшего в число победителей конкурса проектов Российского Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Численность специалистов, повысивших квалификацию в 2010 году, в 2 раза превышает показатели 2009 года и составляет 181 чел., благодаря созданию в области методического центра в рамках вышеназванного проекта.

Описание проблем и цели ВЦП

К наиболее уязвимой категории детей, нуждающихся в первую очередь в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в общество относятся дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. К этой категории подлежат несовершеннолетние:

-оставшиеся без попечения родителей или законных представителей; проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении;

-заблудившиеся или подкинутые;

-самовольно оставившие семью;

-самовольно ушедшие из образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или другого детского учреждения, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

-не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;

-оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации.

Признаками такой ситуации являются:

  увеличение числа беспризорных и безнадзорных детей;

увеличение фактов насилия по отношению к детям;

различные формы эксплуатации детей.

Целью ведомственной целевой программы является развитие оптимальной системы комплексного социального обслуживания семьи и детей на территории Томской области.

В настоящее время, там где нет специализированных учреждений, в рамках ВЦП ведется деятельность  по введению должностей участковых специалистов по социальной работе, с целью организации на территориях, где нет специализированных учреждений деятельности служб по работе с семьями группы риска.

Направление работ по решению проблем и достижению цели

Для достижения запланированных результатов программы Департаментом разработаны стандарты качества бюджетных услуг. Стандартами для реализации ВЦП является:

услуги по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;

услуги по социальному обслуживанию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями.

В стандартах представлены и описаны содержание услуги, категории получателей, нормативно-правовая база, объемы, организационные вопросы, материально-техническая база и т.д. Для более эффективного предоставления услуги, Департаментом сформированы государственные задания на оказание стандартов качества бюджетных услуг. В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств и достижения запланированных результатов, Департамент проводит ежеквартальный мониторинг исполнения государственных заданий и оценивает качество фактически предоставляемых услуг. Для этого Департаментом разработаны методические рекомендации по формированию и анализу государственного задания. 

Проведена работа по оценке потребности в предоставлении бюджетной услуги. Результатами которой является определение объема бюджетных ассигнований для того или иного учреждения, формирование предложений для изменения объемов бюджетного финансирования, изменение структуры и численности как штатного расписания самого учреждения, так и получателей данной услуги.

Для повышения эффективности расходов областного бюджета разработана Программа развития сети реабилитационных центров Томской области на 2009-2011 годы. Согласно программе разработан план-график реорганизации сети учреждений. План – график сформирован и расписан по годам, по учреждениям  и мероприятиям. Содержанием является: объединение,  создание служб помощи семье и детям, создание областной методической службы по сопровождению и обучению подведомственных учреждений.

Создание форм и технологий профилактической и реабилитационной работы с несовершеннолетними, нуждающимися в социальной реабилитации.

Работа по построению областной системы профилактики социального сиротства проводится согласно распоряжению Администрации Томской области «О создании на территории Томской области системы профилактики социального сиротства». В 2010 году расширена нормативная и правовая база, в том числе межведомственного характера, по реализации задач укрепления семьи, развития семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развития системы профилактических услуг. Главным приоритетом ВЦП – это сохранить для ребенка семейное окружение. В идеале – его родную, кровную семью. Реализация ВЦП позволяет обеспечить в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей, развитие различных форм жизнеустройства, законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям.

Создание условий для эффективного функционирования социального обслуживания семьи и детей в сети учреждений.

Программа развития сети реабилитационных центров с целью разработки комплекса мер по предоставлению социальных услуг и материальной поддержки детям, женщинам, семьям с несовершеннолетними детьми, в том числе оказавшимся в трудных жизненных ситуациях. Предупреждение семейного неблагополучия и профилактики социального сиротства.

Целью ведомственной целевой программы является развитие оптимальной системы комплексного социального обслуживания семьи и детей на территории Томской области.

Результатом реализации ведомственной целевой программы

Является: увеличение числа и повышение качества; социальных услуг, предоставляемых семье и детям; сокращение числа детей, оставшихся без попечения родителей; сокращение притока детей в учреждениях интернатного типа. Решение проблем социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, их социальной адаптации и подготовке к самостоятельной жизни в обществе.

            Основными задачами Департамента по вопросам семьи и детей Томской области на 2011 год являются:

1.Продолжить работу по внедрению на всей территории Томской области технологии межведомственного взаимодействия выявления детей, нуждающихся в государственной защите, на ранней стадии семейного неблагополучия и технологии «работы со случаем».

2.Содействовать доступности комплекса инновационных профилактических услуг для семей с детьми группы риска по социальному сиротству путем дальнейшего развития бюджетирования, ориентированного на результат.

3.Создать условия для снижения в Томской области уровня сиротства и инвалидизации детей с нарушениями развития, повышения качества жизни семей с детьми, имеющими нарушения в развитии.

4.Обеспечить эффективное функционирование областной системы повышения профессиональной компетентности и поддержки специалистов помогающих профессий, работающих с детьми и семьями группы риска по социальному сиротству.

5.Создать условия для построения в Томской области системы реабилитации и поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями.

В сфере организации работы подведомственных учреждений:

- продолжить работу по оптимизации подведомственных учреждений

- определить специализацию учреждений по направлениям деятельности (пост интернат, семейное жизнеустройство, коррекционная работа, раннее выявление);

-продолжать политику экономии расходов и энергосбережения;

- продолжить работу по привлечению внебюджетных и федеральных средств.

Разработать систему основных качественных показателей оценки работы учреждений, соответствующих новым формам работы в сфере профилактики социального сиротства.

Описание показателей ВЦП и методик их расчета и/или получения

Наименование показателя

Методика расчета

Показатель цели ВЦП:

Численность детей, обслуженных в  учреждениях интернатного типа

Ведомственная статистика

Показатель 1:

Доля детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних в общей численности безнадзорных и беспризорных детей

Д= Чсоц.реаб./Чобщ. б.б.* 100, где:

Д - доля детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних в общей численности безнадзорных и беспризорных детей.

Чсоц.реаб. - численность детей, получивших реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних

Ч общ. б.б. – общая численность беспризорных и безнадзорных детей.

Показатель 2:

Доля детей, возвращенных в родные семьи в общем количестве несовершеннолетних, обслуженных учреждением

Д= Чвоз.сем./Чобщ.о.у.* 100, где:

Д - Доля детей, возвращенных в родные семьи в общем количестве несовершеннолетних, обслуженных учреждением

Чвоз.сем. - численность детей, обслуженных учреждением и возвращенных в родные семьи.

Чобщ.о.у. – общая численность несовершеннолетних, обслуженных учреждением

Показатель 3:

Доля детей-инвалидов, включенных учреждениями в мероприятия

социокультурной реабилитации в общей численности детей-инвалидов

Д=Ч д.и. соц. реаб./ Чобщ д.и.*100, где:

Д - доля детей, включенных учреждением в мероприятия социокультурной реабилитации Ч д. и. соц. реаб.- численность детей - инвалидов, включенных учреждением в мероприятия социокультурной реабилитации

Ч общ д.и. – общая численность детей - инвалидов

Показатель 4:

Доля детей-инвалидов, получивших консультативную социальную помощь в общей численности детей-инвалидов

Д=Ч отд./ Чобщ д.и.*100, где:

Д - доля детей-инвалидов, получивших консультативную социальную помощь в общей численности детей-инвалидов

Ч отд..- численность детей, детей - инвалидов, получивших социальную помощь в специализированных учреждениях

Ч общ. б.б. – общая численность детей - инвалидов

Порядок управления ВЦП (описание механизма ее реализации), формы и порядок осуществления мониторинга реализации ВЦП, сроки и порядок формирования отчета о реализации ВЦП

Ответственный за реализацию ВЦП в целом

Протасова Ирина Владимировна, начальник Департамента по вопросам семьи и детей

Порядок организации работы по реализации ВЦП

Администратор ВЦП - Департамент по вопросам семьи и детей Томской области, Областные государственные учреждения в части реализации поставленной цели и задач ведут работу направленную, на профилактику семейного неблагополучия, на выявление семей с детьми на ранних стадиях неблагополучия и их сопровождения.

Приказом  Департамента по вопросам семьи и детей Томской области: назначаются ответственные за:

1) реализацию ВЦП в и подготовку отчета о реализации ВЦП Департамента по вопросам семьи и детей Томской области в целом; (Постановление 41а от 14.03.2007г. «О порядке разработки, утверждения, реализации и мониторинга реализации ВЦП ТО»)

2) мониторинг и составление форм отчетности о реализации ВЦП по подразделениям;

Сроки подачи, ответственными лицами необходимой информации для разработки новой ВЦП (по подразделениям); лицо ответственное за разработку новой ВЦП (в целом).

В установленные сроки ответственными лицами, обеспечивается сбор необходимой отчетности и анализ итогов деятельности по каждому мероприятию. Формируются предложения по внесению изменений в ВЦП (при необходимости).

Подготовленная информация подается лицу, ответственному за реализацию ВЦП в целом.

Лицо, ответственное за реализацию ВЦП в целом:

- обеспечивает подготовку итогового отчета о реализации ВЦП;

- определяет  возможность достижения результатов, обобщает предложения по внесению изменений в ВЦП;

- готовит предложения по изменению мероприятий ВЦП, в т.ч. требующих дополнительного финансирования, и предоставляет для утверждения начальнику Департамента по вопросам семьи и детей Томской области;

Ответственный за мониторинг реализации ВЦП и составление форм отчетности о реализации ВЦП

Семерякова Юлия Юрьевна – начальник планово-экономического отдела Департамента по вопросам семьи и детей Томской области,

Якимович Вера Николаевна - начальник отдела профилактики социального сиротства Департамента по вопросам семьи и детей Томской области;

Сроки текущего мониторинга реализации ВЦП

Квартальные, 20 числа после отчетного периода

Сроки формирования годового отчета о реализации ВЦП

До 1 мая года, следующего за отчетным

Порядок установления форм текущего мониторинга: отчетности о реализации мероприятий ВЦП и форм отчетности о реализации показателей ВЦП

Ежеквартальные отчеты Департамента по реализации ведомственной целевой программе, осуществляются по форме, утвержденной постановлением Администрации Томской области № 41а от 14.03.2007

Порядок установления форм годового мониторинга: отчетности о реализации мероприятий ВЦП и форм отчетности о реализации показателей ВЦП

Ежегодный отчет Департамента по реализации ведомственной целевой программе осуществляется по форме , утвержденной Постановлением Администрации Томской области № 41а от 14.03.2007

Оценка рисков реализации ВЦП

Внутренние риски реализации ВЦП

ухудшение материально-технической и научно-методической базы учреждений социального обслуживания семьи и детей;

необеспеченность квалифицированными кадрами;

Внешние риски

реализации ВЦП

не расширяется сфера участия негосударственных организаций в профилактической и коррекционной работе с семьей и детьми;

увеличение семейного насилия в отношении детей, уменьшение ответственности родителей за воспитание детей;

увеличение алкогольной и наркотической зависимости, приводящей  к увеличению детей попадающих в группу риска;

ухудшение  положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

законодательная база социальной сферы требует дальнейшего совершенствования, поэтому уровень решения поставленных задач зависит от принятия необходимых нормативных правовых актов;

Возможные косвенные последствия реализации ВЦП, носящие отрицательный характер

отсутствуют

Методика оценки экономической и общественной эффективности реализации ВЦП и, по возможности, плановое значение экономической и общественной эффективности реализации ВЦП

Показатели общественной эффективности реализации ВЦП

Показатель 1: Доля детей, охваченных всеми формами устройства, от общего количества детей, обслуженных учреждением

Показатель 2: Доля детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями (от общего числа детей-инвалидов)

Показатели экономической эффективности реализации ВЦП

Показатель 1:  Размер расходов  областного бюджета на реализацию программы

Наименование СБП

Департамент по вопросам семьи и детей Томской области

Наименование ВЦП

Организация работы по профилактике семейного неблагополучия.

Мероприятия ВЦП



Наименование

мероприятия

Содержание

мероприятия

Срок реализации мероприятия

Ответственный

исполнитель

(Ф.И.О.)

Организация, ответственная за реализацию ВЦП

Перечень организаций, участвующих в реализации мероприятий

Код экономической классификации

Расходы на мероприятие

(тыс. руб.)

Показатель реализации мероприятия

с (месяц/год)

по

(месяц/год)

2011

2012

2013

Наименование показателя

2011

2012

2013

1

Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних

1) Организация индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их родителями (законными представителями), не выполняющими своих обязанностей по воспитанию или содержанию детей и (или) отрицательно влияющими на их поведение или совершающими в отношении их противоправные деяния.

2) Обеспечение временного проживания на полном государственном обеспечении несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

3) Осуществление социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

4) Организация перевозки детей, самовольно ушедших из семей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и детей-сирот, самовольно ушедших из специализированных учреждений, домов-интернатов за пределы и в пределах Томской области.

01.01.2011

31.12.2013

Якимович В.Н. – начальник отдела профилактики социального сиротства

Семерякова Ю.Ю. – начальник планово-экономического отдела

Департамент по вопросам семьи и детей Томской области

ОГКУ «Центр социальной помощи семье и детям Колпашевского района»;

ОГКУ «СРЦН Асиновского района»; ОГКУ «СРЦН Каргасокского района»; ОГКУ «СРЦН Кривошеинского района» ОГКУ «СРЦН Молчановского района»;  ОГУ СРЦН Чаинского района»;

ОГУ «СРЦН «Луч» г. Томска»;

ОГУ «СРЦН «Друг»  г. Томска»; 

ОГКУ «СРЦН Парабельского района»; ОГКУ «СРЦН Томского района»;

«СРЦН Александровского района»;

ОГУ «СРЦН «Огонек»  г. Томска»; 

211-340

159 860

155 833

155 826

Количество получателей государственной услуги (человек) в том числе:

количество несовершеннолетних детей, временно проживающих на полном государственном обеспечении

количество семей, получивших социальные услуги в специализированным учреждением

Количество перевезенных детей, самовольно ушедших из семей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и детей-сирот, ушедших из специализированных учреждений, домов-интернатов

4 310

1 200

3 080

30

4 265

1 150

3 090

25

4 220

1 100

3 100

20

2

Социальное обслуживание детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в стационарных учреждениях

1) Стационарное обслуживание детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями.

2) Реабилитационные услуги.

3) Консультативная социальная помощь.

01.01.2011

31.12.2013

Якимович В.Н. – начальник отдела профилактики социального сиротства

Семерякова Ю.Ю. – начальник планово-экономического отдела

Департамент по вопросам семьи и детей Томской области

ОГКСУ Тунгусовский детский дом-интернат»; ТОГКОУ «Специальный (коррекционный) детский дом №1»

ОГУ «РЦ для детей и подростков с ограниченными возможностями «Надежда»;

211-340

77 144

78 655

78 655

Количество воспитанников учреждения (человек)

256

256

256

3

Социальное обслуживание детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в полустационарных учреждениях

1) Полустационарное обслуживание детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями.

2) Реабилитационные услуги.

3) Консультативная социальная помощь.

01.01.2011

31.12.2013

Якимович В.Н. – начальник отдела профилактики социального сиротства

Семерякова Ю.Ю. – начальник планово-экономического отдела

Департамент по вопросам семьи и детей Томской области

ОГУ «РЦ для детей и подростков с ограниченными возможностями «Надежда»;

ОГКУ РЦ для детей и подростковс ограниченными возможностями »;

ОГКУ «РЦ для детей и подростков с ограниченными возможностями  ЗАТО Северск»;

211-340

31 523

31 214

31 214

Количество получателей государственной услуги (человек)

1 100

1 150

1 200

4

Затраты на содержание имущества

затраты на потребление тепловой энергии в размере 50 процентов общего объем затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей;затраты на  потребление электрической энергии в размере 10 процентов общего объема затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей;затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за областным государственным бюджетным или областным государственным автономным учреждением или приобретенное областным государственным бюджетным или областным государственным автономным учреждением за счетсредств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков.

01.01.2011

31.12.2013

Семерякова Ю.Ю. – начальник планово-экономического отдела

Департамент по вопросам семьи и детей Томской области

223 0025

223 0028

290 0024

340 0027

3 743

909

1 421

2 445

3 814

951

1 384

2 445

3 814

958

1 384

2 445

Количество ОГУ

17

17

17

ДЕПАРТАМЕНТ ПО ВОПРОСАМ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Ведомственная целевая программа:

Организация работы по развитию форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Наименование СБП

Департамент по вопросам семьи и детей Томской области

Наименование ВЦП

Организация работы по развитию форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Тип ВЦП

Постоянный характер (I тип)

Соответствие ВЦП целям Программы социально-экономического развития Томской области

ВЦП соответствует цели 8 Программы социально- экономического развития Томской области « Благоприятные условия для жизни, работы, отдыха и воспитания детей»

ПАСПОРТ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

Ожидаемые конечные результаты реализации ВЦП

Наименование

Единица измерения

Очередной финансовый год (N)

2011

Плановый год (N+1)

2012

Плановый год (N+2)

2013

Задача СБП, цель ВЦП:

Разработка и осуществление мер по созданию благоприятных условий для комплексного развития жизнедеятельности детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Показатель задачи СБП, цели ВЦП:

Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от общего числа детского населения.

%

2,7

2,5

2,1

Задача 1 ВЦП:

Сокращение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей находящихся в подведомственных учреждениях путем использования форм семейного воспитания и жизнеустройства

Показатель задачи 1 ВЦП:

Доля детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, охваченных различными формами семейного устройства (переданных в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) в общей численности воспитанников подведомственных учреждений

%

11

12

13

Задача 2 ВЦП:

Повышение эффективности деятельности системы семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Показатель  задачи 2 ВЦП

Количество возвратов детей из замещающих семей в государственные образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

единиц

18

16

14

СРОКИ И РАСХОДЫ НА ВЦП

Очередной финансовый год

2011

Плановый год 1

2012

Плановый год 2

2013

Сроки реализации ВЦП – носит постоянный характер

Х

Х

Х

ОБЪЁМ РАСХОДОВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА

НА РЕАЛИЗАЦИЮ ВЦП

Коды бюджетной классификации

Очередной финансовый год

2011

Плановый год 1

2012

Плановый год 2

2013

Раздел, подраздел

Целевая статья

Вид расходов

0702

4249900

001

165 519

тыс. руб.

176 628

тыс. руб.

176 628

тыс. руб.

Наименование СБП

Департамент по вопросам семьи и детей Томской области

Наименование

ВЦП

Организация работы по развитию форм  жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Характеристика проблемы и цели СБП, на решение или реализацию которых направлена ВЦП.

Характеристика состояния развития сферы

В Томской области целенаправленно принимаются поэтапные меры, направленные на защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На территории Томской области функционируют десять образовательных детских домов, в результате комплекса мероприятий по Программе оптимизации сети ликвидирован ОГОУ «Первомайский детский дом».

Сокращена штатная численность на 65,98 единиц, лицензионная численность на 40 мест.

В соответствии с российским законодательством приоритетность при устройстве в семью отдается усыновлению. При этом данная форма замещающей семьи в области поддерживается в меньшей степени, чем опекунская или приемная семья.

Патронатное воспитание как форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вызвала большой интерес у граждан, особенно в районах области. Отмечаются хорошие результаты реабилитации детей-сирот, проживающих в патронатных семьях.  Дети значительно лучше стали учиться, улучшилось физическое и психическое здоровье, они стали меньше болеть, стабилизировалось и стало более устойчивым их психо-эмоциональное состояние. У детей повысилась самооценка, что очень важно для положительного развития личности. Учреждениями активно ведется работа по подготовке патронатных родителей к приему детей и детей к передаче в семьи, обучению специалистов для работы в службе сопровождения.

Укомплектованность подведомственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляла в 2010 году 80,4% (в 2009 году –89,5%).

В 6 из 10 детских домов условия проживания детей приближены к домашним, сформированы детские группы по принципу разновозрастных  ячеек. В 3-х из 6-ти – комнатных квартирах, где проживают 8-10 воспитанников, работают по 2 постоянных воспитателя. Дети проживают в комнатах по 2-4 человека. Там, где позволяют условия, старшеклассники проживают в отдельных комнатах по одному человеку.

В образовательных учреждениях реализуется до пятнадцати авторских и других образовательных программ, направленных на реабилитацию и социально- трудовую адаптацию детей, лишенных семейного окружения.

В воспитательной работе с детьми особую значимость приобретает досуговая деятельность воспитанников, их занятость. Во всех учреждениях работают кружки, секции, студии, мастерские  по различным направлениям. Всего на базе подведомственных общеобразовательных детских домов и школ-интернатов  организована работа 250-ти детских объединений с охватом свыше 1300 детей и подростков. Практически все воспитанники детских домов посещают по 2 и более кружка, секции, студий и клубов при учреждениях культуры и дополнительного образования.

Приоритетным направлением в деятельности учреждений является реализация прав выпускников интернатных учреждений на профессиональное образование, анализ конкурентоспособности их на рынке труда.

Из 139 выпускников продолжили  обучение 131 выпускник  (94,2%),  трудоустроено – 8 (5,8%).              

Описание проблем и цели ВЦП

На сегодняшний день в систему профилактики постепенно включаются детские дома. У многих учреждений сложная материальная техническая база. В условиях финансового обеспечения- улучшение и укрепление этого блока происходит за счет, принятой Программы реорганизации учреждений.

Согласно разработанной программе детские дома должны быть переориентированы, и их работа направлена на эффективность по подготовке своих воспитанников к самостоятельной жизни.

Возможность программы переориентировать традиционные детские дома в универсальные учреждения нового типа, которые возьмут на себя весь цикл работы с ребенком и семьей: от профилактики социального сиротства до семейного жизнеустройства.

Целью ведомственной целевой программы является разработка и осуществление мер по созданию благоприятных условий для комплексного развития жизнедеятельности детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей .    Результатом реализации ведомственной целевой программы может быть совершенствование системы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и перепрофилирование подведомственных учреждений .

Направление работ по решению проблем и достижению цели

Для достижения запланированных результатов программы Департаментом разработаны стандарты качества бюджетных услуг. Стандартом для реализации ВЦП является социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В стандарте представлены и описаны содержание услуги, категории получателей, нормативно-правовая база, объемы, организационные вопросы, материально-техническая база и т.д. Для более эффективного предоставления услуги, Департаментом сформированы государственные задания на оказание государственных услуг. В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств и достижения запланированных результатов, Департамент проводит ежеквартальный мониторинг исполнения государственных заданий и оценивает качество фактически предоставляемых услуг. Для этого Департаментом разработаны методические рекомендации по формированию и анализу государственного задания. 

Проведена работа по оценке потребности в предоставлении бюджетной услуги. Результатами которой является определение объема бюджетных ассигнований для того или иного учреждения, формирование предложений для изменения объемов бюджетного финансирования, изменение структуры и численности как штатного расписания самого учреждения, так и получателей данной услуги.

Для повышения эффективности расходов областного бюджета разработана Программа развития детских домов Томской области на 2008-2011 годы. Согласно программе разработан план-график реорганизации сети учреждений. План – график сформирован и расписан по годам и по учреждениям. Содержанием является: закрытие, перепрофилирование в универсальные учреждения, создание стажировочных площадок по внедрению инновационных технологий семейного жизнеустройства детей-сирот, школы приемных родителей, постинтернатное сопровождение выпускников учреждений и т.д.

Ежегодно дети из этих учреждений передаются в семьи граждан на различные формы жизнеустройства: усыновление, опека (попечительство), в приемные семьи.

Реализация ВЦП позволяет обеспечить в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей, развитие различных форм жизнеустройства, законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям.

Создание условий для эффективного функционирования социального обслуживания сети учреждений.

Разработка и внедрение инновационных моделей семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Введение как можно больше мер материальной поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот.

Создание и развитие службы сопровождения для замещающих семей.

Увеличение числа и повышения качества социальных услуг, предоставляемых детям в приемных семьях.

Создание школы приемных родителей.

Создание универсального учреждения нового типа.

Реализация Программы реформирования сети детских учреждений, утвержденной Губернатором Томской области. 

Описание показателей ВЦП и методик их расчета и/или получения

Наименование показателя

Методика расчета

Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от общего числа детского населения

Рассчитывается по следующей формуле:

Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. / общая численность детского населения * 100%

Доля детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, охваченных различными формами семейного устройства (переданных в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку(попечительство) в общей численности воспитанников подведомственных учреждений

Рассчитывается по следующей формуле:

Численность детей-сирот и детей- сирот, оставшихся без попечения родителей,  охваченных различными формами семейного устройства (переданных в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку(попечительство) / общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.* 100%

Количество возвратов детей из замещающих семей в государственные образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Абсолютный показатель, не требует расчета; ведомственная статистика

Порядок управления ВЦП (описание механизма ее реализации), формы и порядок осуществления мониторинга реализации ВЦП, сроки и порядок формирования отчета о реализации ВЦП

Ответственный за реализацию ВЦП в целом

Протасова Ирина Владимировна, начальник Департамента по вопросам семьи и детей

Порядок организации работы по реализации ВЦП

Администратор ВЦП - Департамент по вопросам семьи и детей Томской области, Областные государственные учреждения в части реализации поставленной цели и задач ведут работу направленную, на профилактику семейного неблагополучия, на выявление семей с детьми на ранних стадиях неблагополучия и их сопровождения.

Приказом  Департамента по вопросам семьи и детей Томской области: назначаются ответственные за:

реализацию ВЦП в и подготовку отчета о реализации ВЦП Департамента по вопросам семьи и детей Томской области в целом; (Постановление 41а от 14.03.2007г. «О порядке разработки, утверждения, реализации и мониторинга реализации ВЦП ТО»)

мониторинг и составление форм отчетности о реализации ВЦП по подразделениям;

Сроки подачи, ответственными лицами необходимой информации для разработки новой ВЦП (по подразделениям); лицо ответственное за разработку новой ВЦП (в целом).

В установленные сроки ответственными лицами, обеспечивается сбор необходимой отчетности и анализ итогов деятельности по каждому мероприятию. Формируются предложения по внесению изменений в ВЦП (при необходимости).

Подготовленная информация подается лицу, ответственному за реализацию ВЦП в целом.

Лицо, ответственное за реализацию ВЦП в целом:

- обеспечивает подготовку итогового отчета о реализации ВЦП;

- определяет  возможность достижения результатов, обобщает предложения по внесению изменений в ВЦП;

- готовит предложения по изменению мероприятий ВЦП, в т.ч. требующих дополнительного финансирования, и предоставляет для утверждения начальнику Департамента по вопросам семьи и детей Томской области;

Ответственный за мониторинг реализации ВЦП и составление форм отчётности о реализации ВЦП

Семерякова Юлия Юрьевна – начальник планово-экономического отдела Департамента по вопросам семьи и детей Томской области,

Якимович Вера Николаевна - начальник отдела профилактики социального сиротства Департамента по вопросам семьи и детей Томской области;

Морозова Любовь Петровна – начальник отдела координации и мониторинга услуг в сфере основных гарантий, защиты прав и законных интересов семьи и детей.

Сроки текущего мониторинга реализации ВЦП

Ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчётным кварталом

Сроки формирования годового отчёта о реализации ВЦП

Ежегодно до 01 мая года, следующего за отчётным

Порядок установления форм текущего мониторинга: отчётности о реализации мероприятий ВЦП и форм отчётности о реализации показателей ВЦП

Ежеквартальные отчеты Департамента по реализации ведомственной целевой программе, осуществляются по форме, утвержденной постановлением Администрации Томской области № 41а от 14.03.2007

Порядок установления форм годового мониторинга: отчетности о реализации мероприятий ВЦП и форм отчетности о реализации показателей ВЦП

Ежегодный отчет Департамента по реализации ведомственной целевой программе осуществляется по форме , утвержденной Постановлением Администрации Томской области № 41а от 14.03.2007

Оценка рисков реализации ВЦП

Внутренние риски реализации ВЦП

ухудшение материально-технической и научно-методической базы учреждений социального обслуживания семьи и детей;

необеспеченность квалифицированными кадрами;

невозможность детальной проверки кандидатов в приемные родители.

Внешние риски

реализации ВЦП

ухудшение экономического состояния региона, влияющий на рост безработицы, на доходы бюджета и т.д.;

не расширяется сфера участия негосударственных организаций в профилактической и коррекционной работе с семьей и детьми;

увеличение алкогольной и наркотической зависимости, приводящей  к увеличению детей попадающих в группу риска;

ухудшение положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

законодательная база социальной сферы требует дальнейшего совершенствования, поэтому уровень решения поставленных задач зависит от принятия необходимых нормативных правовых актов

Возможные косвенные последствия реализации ВЦП, носящие отрицательный характер

нахождение ребенка в условиях приемной семьи не позволяют создать аналогичные условия детского учреждения ;

возвраты детей из приемных семей.

Методика оценки экономической и общественной эффективности реализации ВЦП и, по возможности, плановое значение экономической и общественной эффективности реализации ВЦП

Показатели общественной эффективности реализации ВЦП

Показатель 1: Увеличение количества замещающих семей

Показатели экономической эффективности реализации ВЦП

Показатель 1: Объем расходов областного бюджета на реализацию программы

Наименование СБП

Департамент по вопросам семьи и детей Томской области

Наименование ВЦП

Организация работы по развитию форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Мероприятия ВЦП



Наименование

мероприятия

Содержание

мероприятия

Срок реализации мероприятия

Ответственный

исполнитель

(Ф.И.О.)

Организация, ответственная за реализацию ВЦП

Перечень организаций, участвующих в реализации мероприятий

Код экономической классификации

Расходы на мероприятие

(тыс. руб.)

Показатель реализации мероприятия

с (месяц/год)

по

(месяц/год)

2011

2012

2013

Наименование показателя

2011

2012

2013

1

Социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в стационарных учреждениях

1) Содержание и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2) Обеспечение при выпуске одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием, а также единовременным денежным пособием в размере двукратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения по Томской области

01.01.2011

31.12.2013

Якимович В.Н. – начальник отдела профилактики социального сиротства

Семерякова Ю.Ю. – начальник планово-экономического отдела

Департамент по вопросам семьи и детей Томской области

8 областных государственных казенных учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: «Орлиное гнездо»; «Детский дом №4»;  «Семилуженский детский дом»; «Асиновский детский дом»;

«Бакчарский детский дом»;

«Тогурский детский дом»;

«Чердатский детский дом»;

«Зырянский детский дом».

211-340

157 862

168 513

168 513

Количество воспитанников учреждения (человек)

426

391

380

2

Затраты на содержание имущества

затраты на потребление тепловой энергии в размере 50 процентов общего объем затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей;затраты на  потребление электрической энергии в размере 10 процентов общего объема затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей;затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за областным государственным бюджетным или областным государственным автономным учреждением или приобретенное областным государственным бюджетным или областным государственным автономным учреждением за счетсредств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков.

01.01.2011

31.12.2013

Семерякова Ю.Ю. – начальник планово-экономического отдела

Департамент по вопросам семьи и детей Томской области

8 областных государственных казенных учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: «Орлиное гнездо»; «Детский дом №4»;  «Семилуженский детский дом»; «Асиновский детский дом»;

«Бакчарский детский дом»;

«Тогурский детский дом»;

«Чердатский детский дом»;

«Зырянский детский дом».

223 0025

223 0028

290 0024

340 0027

3 382

934

1 675

1 666

3 657

999

1 613

1 846

3 657

999

1 613

1 846

Количество ОГУ

8

8

8

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 040.000.000 Семья, 040.060.000 Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, 070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование, 070.080.000 Социальное обслуживание (см. также 200.160.030)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать