Основная информация
Дата опубликования: | 10 ноября 2017г. |
Номер документа: | RU21000201701105 |
Текущая редакция: | 2 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Чувашская Республика |
Принявший орган: | Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
Признан утратившим силу приказом Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики от 21.07.2020 № 179
Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики
ПРИКАЗ
от 10.11.2017 № 239
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВОМ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И
ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
Зарегистрировано в Министерстве юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики 29 ноября 2017 года. Регистрационный № 4145.
(в редакции приказа Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики от 09.04.2019 № 71)
Во исполнение Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств республиканского бюджета Чувашской Республики (бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики), главными администраторами (администраторами) доходов республиканского бюджета Чувашской Республики (бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита республиканского бюджета Чувашской Республики (бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июня 2014 г. № 221, п р и к а з ы в а ю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
3. Настоящий приказ вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.
И.о. министра Т.А. Рябинина
Утвержден
приказом Министерства сельского
хозяйства Чувашской Республики
от 10 ноября 2017 № 239
Порядок осуществления
Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики
внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита
(порядок в редакции приказа Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики от 09.04.2019 № 71)
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок подготовлен во исполнение Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств республиканского бюджета Чувашской Республики (бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики), главными администраторами (администраторами) доходов республиканского бюджета Чувашской Республики (бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита республиканского бюджета Чувашской Республики (бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.06.2014 № 221, в соответствии с Положением о внутреннем финансовом контроле Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Чувашской Республике от 22.02.2013 № 29 и статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет правила осуществления Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
II. Осуществление внутреннего финансового контроля
2. Внутренний финансовый контроль осуществляется министром (заместителями министра), иными должностными лицами Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики (далее - Министерство), организующими и выполняющими внутренние процедуры составления и исполнения республиканского бюджета Чувашской Республики, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее – внутренние бюджетные процедуры). Внутренний финансовый контроль направлен на:
а) соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета Министерством и подведомственными получателями средств республиканского бюджета Чувашской Республики;
б) подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
3. Предметом внутреннего финансового контроля является осуществление Министерством внутренних бюджетных процедур и составляющих их операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры) в рамках, закрепленных за ним бюджетных полномочий.
4. Внутренний финансовый контроль осуществляется в структурных подразделениях Министерства, исполняющих бюджетные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, актами Министерства, положениями об указанных структурных подразделениях (далее - структурные подразделения).
5. При осуществлении внутреннего финансового контроля производятся следующие контрольные действия:
а) проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренних стандартов;
б) подтверждение (согласование) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
в) сверка данных, сбор (запрос), анализ и оценка (мониторинг) информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур;
г) оценка качества выполнения внутренних бюджетных процедур.
6. Контрольные действия, указанные в пункте 5 настоящего Порядка, являются формами проведения внутреннего финансового контроля, применяемыми в ходе самоконтроля и (или) контроля по уровню подчиненности (подведомственности), смежного контроля (далее – методы контроля).
7. Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические и смешанные. Визуальные контрольные действия осуществляются должностными лицами Министерства без использования прикладных программных средств автоматизации. Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц Министерства. Смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц Министерства.
8. К способам проведения контрольных действий относятся:
а) сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
б) выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры).
9. Должностные лица Министерства осуществляют внутренний финансовый контроль в соответствии с их должностными регламентами и несут персональную ответственность за соблюдение сроков и порядка проведения действий и операций в отношении следующих внутренних бюджетных процедур:
а) составление и представление в Минфин Чувашии документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период, в том числе реестров расходных обязательств Чувашской Республики и обоснований бюджетных ассигнований республиканского бюджета Чувашской Республики;
б) составление и представление в Минфин Чувашии документов, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам республиканского бюджета Чувашской Республики, расходам республиканского бюджета Чувашской Республики и источникам финансирования дефицита республиканского бюджета Чувашской Республики;
в) составление, утверждение и ведение бюджетной росписи Министерства;
г) составление и направление в Минфин Чувашии документов, необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи республиканского бюджета Чувашской Республики, а также для доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств;
д) составление, утверждение и ведение бюджетных смет;
е) формирование и утверждение государственных заданий в отношении подведомственных государственных учреждений Чувашской Республики;
ж) исполнение бюджетной сметы;
з) принятие в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств;
и) осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в республиканский бюджет Чувашской Республики, пеней и штрафов по ним;
к) принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в республиканский бюджет Чувашской Республики;
л) принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в республиканский бюджет Чувашской Республики;
м) ведение бюджетного учета, в том числе принятие к учету первичных учетных документов (составление сводных учетных документов), отражение информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведение оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;
н) составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности;
о) исполнение судебных актов по искам к Чувашской Республике, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства республиканского бюджета Чувашской Республики по денежным обязательствам казенных учреждений Чувашской Республики;
п) распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям средств республиканского бюджета Чувашской Республики;
р) осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления.
с) осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении (осуществлении) бюджетных инвестиций действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления;
(подпункт "с" дополнен приказом Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики от 09.04.2019 № 71)
т) осуществление предусмотренных правовыми актами о выделении в распоряжение главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета, действий, направленных на обеспечение адресности и целевого характера использования указанных ассигнований;
(подпункт "т" дополнен приказом Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики от 09.04.2019 № 71)
у) принятие решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в республиканский бюджет Чувашской Республики.
(подпункт "у" дополнен приказом Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики от 09.04.2019 № 71)
10. Внутренний финансовый контроль в структурных подразделениях Министерства осуществляется в соответствии с настоящим Порядком, путем формирования, утверждения и актуализации карт внутреннего финансового контроля структурных подразделений.
11. Внутренний финансовый контроль осуществляется в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля.
Утверждение карт внутреннего финансового контроля осуществляется министром (заместителем министра) сельского хозяйства Чувашской Республики.
12. В карте внутреннего финансового контроля по каждому отражаемому в нем предмету внутреннего финансового контроля указываются данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), периодичности выполнения операции, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия, методах контроля и периодичности, а также способах проведения контрольных действий.
13. Процесс формирования (актуализации) карты внутреннего финансового контроля включает следующие этапы:
а) анализ предмета внутреннего финансового контроля в целях определения применяемых к нему методов контроля и контрольных действий (далее – процедуры внутреннего финансового контроля);
б) формирование перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) с указанием необходимости или отсутствия необходимости проведения контрольных действий в отношении отдельных операций.
14. Формирование (актуализация) карты внутреннего финансового контроля осуществляется руководителем каждого структурного подразделения, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку.
15. Актуализация карт внутреннего финансового контроля проводится не реже одного раза в год:
а) до начала очередного финансового года;
б) при принятии решения министром (заместителем министра) или уполномоченным им должностным лицом о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля;
в) в случае внесения в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, изменений, определяющих необходимость изменения внутренних бюджетных процедур.
Ознакомление сотрудников структурного подразделения Министерства с обязанностью осуществления внутреннего финансового контроля подтверждается их подписью в Карте внутреннего финансового контроля.
16. Карта внутреннего финансового контроля может быть оформлена как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа.
17. Срок хранения Карты внутреннего финансового контроля устанавливается в соответствии с номенклатурой дел Министерства.
18. Ответственность за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур несут начальники структурных подразделений. Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля несет министр или заместитель министра, курирующий структурные подразделения, в соответствии с распределением обязанностей.
19. Министерство обязано представлять информацию и документы, запрашиваемые Минфином Чувашии, в целях проведения анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля.
20. Внутренний финансовый контроль в Министерстве осуществляется с соблюдением периодичности, методов контроля и способов контроля, указанных в картах внутреннего финансового контроля.
21. Самоконтроль осуществляется сплошным способом сотрудниками структурного подразделения Министерства путем проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации, регулирующим бюджетные правоотношения, внутренним стандартам и процедурам и должностным регламентам, а также путем оценки причин и обстоятельств (факторов), негативно влияющих на совершение операции.
22. Контроль по уровню подчиненности в структурном подразделении Министерства осуществляется сплошным или выборочным способом начальником структурного подразделения Министерства (иным уполномоченным лицом), заместителем министра, курирующим данное структурное подразделение, министром или уполномоченным им должностным лицом путем подтверждения (согласования) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых подчиненными должностными лицами.
23. Контроль по уровню подведомственности осуществляется в целях реализации бюджетных полномочий сплошным и (или) выборочным способом Министерством в отношении процедур и операций, совершенных подведомственными получателями средств республиканского бюджета Чувашской Республики путем проведения проверок, направленных на установление соответствия представленных документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренним стандартам и процедурам, и путем сбора (запроса), анализа и оценки (мониторинга) информации об организации и результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.
Результаты таких проверок оформляются заключением с указанием необходимости внесения исправлений и (или) устранения недостатков (нарушений) при их наличии в установленный в заключении срок либо разрешительной надписью на представленном документе.
24. Смежный контроль осуществляется сплошным и (или) выборочным способом руководителем структурного подразделения Министерства (иным уполномоченным лицом) путем согласования (подтверждения) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых должностными лицами других структурных подразделений Министерства.
25. Выявленные недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков и предлагаемых мерах по их устранению (далее результаты внутреннего финансового контроля) отражаются в журнале внутреннего финансового контроля в соответствии с Приложением № 2 к настоящему Порядку.
Ведение журнала внутреннего финансового контроля осуществляется в каждом структурном подразделении, ответственном за выполнение внутренних бюджетных процедур.
26. Журнал внутреннего финансового контроля подлежат учету и хранению в установленном Министерстве порядке, в том числе с применением автоматизированных информационных систем.
27. Журнал внутреннего финансового контроля оформляется на календарный год. Каждая заполненная страница Журнала внутреннего финансового контроля нумеруется. Журнал внутреннего финансового контроля на бумажном носителе нумеруется, прошнуровывается и скрепляется подписью начальника соответствующего структурного подразделения Министерства.
28. Срок хранения Журнала внутреннего финансового контроля устанавливается, в том числе в форме электронного документа, в соответствии с номенклатурой дел Министерства.
29. Информация о результатах внутреннего финансового контроля, осуществляемого в структурных подразделениях Министерства, представляется руководителями структурных подразделений Министерства министру (заместителю министра) или уполномоченному им должностному лицу не реже одного раза в квартал в следующие сроки:
за 1, 2 и 3 кварталы - не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
по итогам года - не позднее 20 января года, следующего за отчетным.
В случае выявления нарушений бюджетного законодательства, за которые применяются меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанная информация представляется незамедлительно.
30. Отчет о результатах внутреннего финансового контроля на основе данных журналов внутреннего финансового контроля составляется на последнюю дату текущего года, в срок не позднее 20 января года, следующего за отчетным.
31. По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля министр (заместитель министра) или уполномоченное им должностное лицо принимает решение:
а) о необходимости устранения выявленных нарушений (недостатков) в установленный в решении срок, привлечения к материальной, дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц, проведения служебных проверок;
б) об отсутствии оснований применения мер, указанных в подпункте "а" настоящего пункта;
в) о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля;
г) о направлении материалов в Минфин Чувашии.
32. При принятии решений по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля учитывается информация, указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля и отчетах внутреннего финансового аудита, представленных министру (заместителю министра).
III. Осуществление внутреннего финансового аудита
33. Внутренний финансовый аудит осуществляется структурными подразделениями или должностными лицами Министерства (далее - субъект внутреннего финансового аудита), наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, на основе функциональной независимости.
Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.
34. Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения Министерства, подведомственные им получатели бюджетных средств (далее – объекты аудита).
35. Целями внутреннего финансового аудита являются:
а) оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
б) подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
в) подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
36. Предметом внутреннего финансового аудита являются совокупность финансовых и хозяйственных операций, совершенных структурными подразделениями Министерства (далее - объект аудита), а также организация и осуществление внутреннего финансового контроля.
37. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым министром (далее - план). Внеплановые аудиторские проверки проводятся в случае выявления нарушений бюджетного законодательства, за которые применяются меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
38. Субъект внутреннего финансового аудита вправе осуществлять подготовку заключений по вопросам обоснованности и полноты документов Министерства, направляемых в Минфин Чувашии в целях составления и рассмотрения проекта республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период.
39. Аудиторские проверки подразделяются на камеральные проверки и выездные.
40. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:
а) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в устной и письменной форме документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию о результатах проведения внутреннего финансового контроля;
б) посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
в) привлекать независимых экспертов, в том числе должностных лиц иных структурных подразделений Министерства, для проведения экспертиз, необходимых при проведении аудиторских проверок.
Сроки направления и исполнения запросов устанавливаются Министерством.
41. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита обязаны:
а) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
б) проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
в) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами и заключениями);
г) не допускать к проведению аудиторских проверок должностных лиц субъекта внутреннего финансового аудита, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры.
42. Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита несет министр.
Министр при организации внутреннего финансового аудита обязан исключать участие субъекта внутреннего финансового аудита в организации и выполнении внутренних бюджетных процедур.
Минсельхоз Чувашии обязан предоставлять в Минфин Чувашии, запрашиваемые им информацию и документы в целях проведения анализа осуществления внутреннего финансового аудита.
43. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году, утверждается министром.
По каждой аудиторской проверке в плане указываются проверяемая внутренняя бюджетная процедура, объекты аудита, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители.
44. При планировании аудиторских проверок учитываются:
а) значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность Министерства в случае неправомерного исполнения этих операций;
б) достаточность информации для оценки эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которой в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля, которую можно получить в ходе аудиторских проверок;
в) наличие значимых бюджетных рисков;
г) степень обеспеченности ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
д) реальность сроков проведения аудиторских проверок;
е) наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.
45. В целях составления плана субъект внутреннего финансового аудита обязан провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
а) осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
б) проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики и Минфином Чувашии в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
46. Аудиторская проверка назначается решением министра и проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем субъекта внутреннего финансового аудита.
47. Программа аудиторской проверки должна содержать:
а) тему аудиторской проверки;
б) наименование объектов аудита;
в) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки ее проведения.
48. В ходе аудиторской проверки проводится исследование:
а) осуществления внутреннего финансового контроля;
б) законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики;
в) ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;
г) применения автоматизированных информационных систем, применяемых объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
д) вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение, основанное на профессиональном мнении лица, ответственного за ведение бюджетного учета;
е) наделения пользователей правом доступа к базам данных, ввода и вывода информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
ж) формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правом доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
з) бюджетной отчетности.
49. Аудиторская проверка проводится путем выполнения:
а) инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры, и (или) материальных активов;
б) наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
в) запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
г) подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
д) пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета должностным лицом субъекта внутреннего финансового аудита;
е) аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций, их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
50. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении объектами аудита внутренних бюджетных процедур, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
51. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию. Рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, содержит:
а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
б) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
д) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
е) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
ж) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
з) акт аудиторской проверки.
52. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки, который подписывается должностными лицами субъекта внутреннего финансового контроля и вручается ими представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта. Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки в течение 3 рабочих дней со дня его получения.
53. Аудиторская проверка не может превышать 30 рабочих дней.
Аудиторская проверка может быть продлена по решению министра на основании мотивированного предложения аудитора на срок не более 10 рабочих дней.
54. Аудиторская проверка может быть приостановлена по решению министра на основании мотивированного предложения аудитора при отсутствии или ненадлежащем оформлении записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры. На время приостановления проверки течение ее срока прерывается.
Решение о возобновлении проведения аудиторской проверки принимается министром после устранения причин ее приостановления.
55. В акте аудиторской проверки указываются:
а) объект аудита;
б) тема аудиторской проверки;
в) аудиторы и независимые эксперты, в том числе из числа должностных лиц Министерства, привлеченные для проведения экспертиз, необходимых при проведении аудиторской проверки;
г) срок проведения аудиторской проверки;
д) основания для проведения аудиторской проверки;
е) перечень изученной информации (документации);
ж) перечень выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также внутренних стандартов (с указанием необходимых обоснований), в том числе фактов неэффективного использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, собственности Чувашской Республики с указанием конкретных должностных лиц объекта аудита, допустивших нарушения.
Акт аудиторской проверки оформляется в двух экземплярах.
56. Рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, должны содержать:
а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
б) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
д) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
е) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
ж) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
з) акт аудиторской проверки.
Дело по результатам аудиторской проверки подлежит учету и хранению в соответствии с номенклатурой дел Министерства.
57. На основании акта аудиторской проверки составляется отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
а) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;
б) информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объекта аудита;
в) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектом аудита бюджетной отчетности;
г) выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектом аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
д) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
58. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки представляется министру. По результатам рассмотрения указанного отчета министр вправе принять одно или несколько решений:
а) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
в) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
г) о направлении материалов в Минфин Чувашии и прокуратуру Чувашской Республики в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, возможность устранения которых отсутствует.
59. Субъект внутреннего финансового аудита по итогам аудиторской проверки представляет министру отчет о проведенных контрольных мероприятиях, не позднее чем через 10 рабочих дней с даты завершения проверки.
60. Отчетность, представляемая министру, подписывается начальником структурного подразделения Министерства или должностным лицом, наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, на основе функциональной независимости. Указанная отчетность должна содержать достоверную и полную информацию о результатах внутреннего финансового аудита в структурном подразделении Министерства.
Приложение № 1
к Порядку осуществления
Министерством сельского хозяйства
Чувашской Республики
внутреннего финансового контроля
и внутреннего финансового аудита
УТВЕРЖДАЮ
________________________________________
(наименование должности)
___________ ____________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
____ __________ 20__ г.
КАРТА
внутреннего финансового контроля на _______ год
Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики
Наименование бюджета: республиканский бюджет Чувашской Республики
Наименование структурного подразделения Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики, ответственного за выполнение внутренних бюджетных процедур_________________________________________________________________________________________________________________________________________
I. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(наименование внутренней бюджетной процедуры)
N пп
Наименование операции
Нормативные правовые акты, в том числе внутренние стандарты, регулирующие выполнение операции
Должностное лицо, ответственное за выполнение операции, Ф.И.О.
Периодичность выполнения операции
Должностное лицо, осуществляющее контрольное действие, Ф.И.О.
Характеристика контрольного действия
метод осуществления контрольных действий
контрольные действия
вид контроля
периодичность осуществления контрольного действия и срок выполнения контрольного действия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Начальник структурного подразделения _____________ ___________________
(подпись) (расшифровка подписи)
"____" _________________ 20__ г.
Приложение № 2
к Порядку осуществления
Министерством сельского хозяйства
Чувашской Республики
внутреннего финансового контроля
и внутреннего финансового аудита
Журнал
учета внутреннего финансового контроля в структурном подразделении
Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики за 20__ год
Наименование структурного подразделения ___________________________________
N
п/п
Дата
осущест-вления
Должность,
Ф.И.О.
субъекта
внутреннего финансового
контроля
Период
осуществления
внутреннего финансового
контроля
Предмет
внутреннего финансового
контроля
Номер и дата
документа -
предмета
внутреннего финансового
контроля,
в котором
выявлены
нарушения
Причины
возникновения
нарушения
Подпись
субъекта
внутреннего финансового
контроля
Меры, принятые
для устранения
нарушения
Отметки об ознакомлении с результатами внутреннего финансового контроля
(объекта внутреннего финансового контроля, министра (заместителя
министра)) с указанием должности, Ф.И.О.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
--------------------------------
В случае если результаты внутреннего финансового контроля (суть нарушения) не представляется возможным изложить кратко, такие результаты оформляются справкой по произвольной форме, подписываемой субъектом внутреннего финансового контроля: в данном столбце соответственно указываются реквизиты оформленной справки.
Признан утратившим силу приказом Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики от 21.07.2020 № 179
Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики
ПРИКАЗ
от 10.11.2017 № 239
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВОМ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И
ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
Зарегистрировано в Министерстве юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики 29 ноября 2017 года. Регистрационный № 4145.
(в редакции приказа Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики от 09.04.2019 № 71)
Во исполнение Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств республиканского бюджета Чувашской Республики (бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики), главными администраторами (администраторами) доходов республиканского бюджета Чувашской Республики (бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита республиканского бюджета Чувашской Республики (бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июня 2014 г. № 221, п р и к а з ы в а ю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
3. Настоящий приказ вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.
И.о. министра Т.А. Рябинина
Утвержден
приказом Министерства сельского
хозяйства Чувашской Республики
от 10 ноября 2017 № 239
Порядок осуществления
Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики
внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита
(порядок в редакции приказа Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики от 09.04.2019 № 71)
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок подготовлен во исполнение Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств республиканского бюджета Чувашской Республики (бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики), главными администраторами (администраторами) доходов республиканского бюджета Чувашской Республики (бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита республиканского бюджета Чувашской Республики (бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.06.2014 № 221, в соответствии с Положением о внутреннем финансовом контроле Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Чувашской Республике от 22.02.2013 № 29 и статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет правила осуществления Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
II. Осуществление внутреннего финансового контроля
2. Внутренний финансовый контроль осуществляется министром (заместителями министра), иными должностными лицами Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики (далее - Министерство), организующими и выполняющими внутренние процедуры составления и исполнения республиканского бюджета Чувашской Республики, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее – внутренние бюджетные процедуры). Внутренний финансовый контроль направлен на:
а) соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета Министерством и подведомственными получателями средств республиканского бюджета Чувашской Республики;
б) подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
3. Предметом внутреннего финансового контроля является осуществление Министерством внутренних бюджетных процедур и составляющих их операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры) в рамках, закрепленных за ним бюджетных полномочий.
4. Внутренний финансовый контроль осуществляется в структурных подразделениях Министерства, исполняющих бюджетные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, актами Министерства, положениями об указанных структурных подразделениях (далее - структурные подразделения).
5. При осуществлении внутреннего финансового контроля производятся следующие контрольные действия:
а) проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренних стандартов;
б) подтверждение (согласование) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
в) сверка данных, сбор (запрос), анализ и оценка (мониторинг) информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур;
г) оценка качества выполнения внутренних бюджетных процедур.
6. Контрольные действия, указанные в пункте 5 настоящего Порядка, являются формами проведения внутреннего финансового контроля, применяемыми в ходе самоконтроля и (или) контроля по уровню подчиненности (подведомственности), смежного контроля (далее – методы контроля).
7. Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические и смешанные. Визуальные контрольные действия осуществляются должностными лицами Министерства без использования прикладных программных средств автоматизации. Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц Министерства. Смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц Министерства.
8. К способам проведения контрольных действий относятся:
а) сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
б) выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры).
9. Должностные лица Министерства осуществляют внутренний финансовый контроль в соответствии с их должностными регламентами и несут персональную ответственность за соблюдение сроков и порядка проведения действий и операций в отношении следующих внутренних бюджетных процедур:
а) составление и представление в Минфин Чувашии документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период, в том числе реестров расходных обязательств Чувашской Республики и обоснований бюджетных ассигнований республиканского бюджета Чувашской Республики;
б) составление и представление в Минфин Чувашии документов, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам республиканского бюджета Чувашской Республики, расходам республиканского бюджета Чувашской Республики и источникам финансирования дефицита республиканского бюджета Чувашской Республики;
в) составление, утверждение и ведение бюджетной росписи Министерства;
г) составление и направление в Минфин Чувашии документов, необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи республиканского бюджета Чувашской Республики, а также для доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств;
д) составление, утверждение и ведение бюджетных смет;
е) формирование и утверждение государственных заданий в отношении подведомственных государственных учреждений Чувашской Республики;
ж) исполнение бюджетной сметы;
з) принятие в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств;
и) осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в республиканский бюджет Чувашской Республики, пеней и штрафов по ним;
к) принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в республиканский бюджет Чувашской Республики;
л) принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в республиканский бюджет Чувашской Республики;
м) ведение бюджетного учета, в том числе принятие к учету первичных учетных документов (составление сводных учетных документов), отражение информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведение оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;
н) составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности;
о) исполнение судебных актов по искам к Чувашской Республике, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства республиканского бюджета Чувашской Республики по денежным обязательствам казенных учреждений Чувашской Республики;
п) распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям средств республиканского бюджета Чувашской Республики;
р) осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления.
с) осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении (осуществлении) бюджетных инвестиций действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления;
(подпункт "с" дополнен приказом Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики от 09.04.2019 № 71)
т) осуществление предусмотренных правовыми актами о выделении в распоряжение главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета, действий, направленных на обеспечение адресности и целевого характера использования указанных ассигнований;
(подпункт "т" дополнен приказом Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики от 09.04.2019 № 71)
у) принятие решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в республиканский бюджет Чувашской Республики.
(подпункт "у" дополнен приказом Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики от 09.04.2019 № 71)
10. Внутренний финансовый контроль в структурных подразделениях Министерства осуществляется в соответствии с настоящим Порядком, путем формирования, утверждения и актуализации карт внутреннего финансового контроля структурных подразделений.
11. Внутренний финансовый контроль осуществляется в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля.
Утверждение карт внутреннего финансового контроля осуществляется министром (заместителем министра) сельского хозяйства Чувашской Республики.
12. В карте внутреннего финансового контроля по каждому отражаемому в нем предмету внутреннего финансового контроля указываются данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), периодичности выполнения операции, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия, методах контроля и периодичности, а также способах проведения контрольных действий.
13. Процесс формирования (актуализации) карты внутреннего финансового контроля включает следующие этапы:
а) анализ предмета внутреннего финансового контроля в целях определения применяемых к нему методов контроля и контрольных действий (далее – процедуры внутреннего финансового контроля);
б) формирование перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) с указанием необходимости или отсутствия необходимости проведения контрольных действий в отношении отдельных операций.
14. Формирование (актуализация) карты внутреннего финансового контроля осуществляется руководителем каждого структурного подразделения, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку.
15. Актуализация карт внутреннего финансового контроля проводится не реже одного раза в год:
а) до начала очередного финансового года;
б) при принятии решения министром (заместителем министра) или уполномоченным им должностным лицом о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля;
в) в случае внесения в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, изменений, определяющих необходимость изменения внутренних бюджетных процедур.
Ознакомление сотрудников структурного подразделения Министерства с обязанностью осуществления внутреннего финансового контроля подтверждается их подписью в Карте внутреннего финансового контроля.
16. Карта внутреннего финансового контроля может быть оформлена как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа.
17. Срок хранения Карты внутреннего финансового контроля устанавливается в соответствии с номенклатурой дел Министерства.
18. Ответственность за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур несут начальники структурных подразделений. Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля несет министр или заместитель министра, курирующий структурные подразделения, в соответствии с распределением обязанностей.
19. Министерство обязано представлять информацию и документы, запрашиваемые Минфином Чувашии, в целях проведения анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля.
20. Внутренний финансовый контроль в Министерстве осуществляется с соблюдением периодичности, методов контроля и способов контроля, указанных в картах внутреннего финансового контроля.
21. Самоконтроль осуществляется сплошным способом сотрудниками структурного подразделения Министерства путем проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации, регулирующим бюджетные правоотношения, внутренним стандартам и процедурам и должностным регламентам, а также путем оценки причин и обстоятельств (факторов), негативно влияющих на совершение операции.
22. Контроль по уровню подчиненности в структурном подразделении Министерства осуществляется сплошным или выборочным способом начальником структурного подразделения Министерства (иным уполномоченным лицом), заместителем министра, курирующим данное структурное подразделение, министром или уполномоченным им должностным лицом путем подтверждения (согласования) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых подчиненными должностными лицами.
23. Контроль по уровню подведомственности осуществляется в целях реализации бюджетных полномочий сплошным и (или) выборочным способом Министерством в отношении процедур и операций, совершенных подведомственными получателями средств республиканского бюджета Чувашской Республики путем проведения проверок, направленных на установление соответствия представленных документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренним стандартам и процедурам, и путем сбора (запроса), анализа и оценки (мониторинга) информации об организации и результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.
Результаты таких проверок оформляются заключением с указанием необходимости внесения исправлений и (или) устранения недостатков (нарушений) при их наличии в установленный в заключении срок либо разрешительной надписью на представленном документе.
24. Смежный контроль осуществляется сплошным и (или) выборочным способом руководителем структурного подразделения Министерства (иным уполномоченным лицом) путем согласования (подтверждения) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых должностными лицами других структурных подразделений Министерства.
25. Выявленные недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков и предлагаемых мерах по их устранению (далее результаты внутреннего финансового контроля) отражаются в журнале внутреннего финансового контроля в соответствии с Приложением № 2 к настоящему Порядку.
Ведение журнала внутреннего финансового контроля осуществляется в каждом структурном подразделении, ответственном за выполнение внутренних бюджетных процедур.
26. Журнал внутреннего финансового контроля подлежат учету и хранению в установленном Министерстве порядке, в том числе с применением автоматизированных информационных систем.
27. Журнал внутреннего финансового контроля оформляется на календарный год. Каждая заполненная страница Журнала внутреннего финансового контроля нумеруется. Журнал внутреннего финансового контроля на бумажном носителе нумеруется, прошнуровывается и скрепляется подписью начальника соответствующего структурного подразделения Министерства.
28. Срок хранения Журнала внутреннего финансового контроля устанавливается, в том числе в форме электронного документа, в соответствии с номенклатурой дел Министерства.
29. Информация о результатах внутреннего финансового контроля, осуществляемого в структурных подразделениях Министерства, представляется руководителями структурных подразделений Министерства министру (заместителю министра) или уполномоченному им должностному лицу не реже одного раза в квартал в следующие сроки:
за 1, 2 и 3 кварталы - не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
по итогам года - не позднее 20 января года, следующего за отчетным.
В случае выявления нарушений бюджетного законодательства, за которые применяются меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанная информация представляется незамедлительно.
30. Отчет о результатах внутреннего финансового контроля на основе данных журналов внутреннего финансового контроля составляется на последнюю дату текущего года, в срок не позднее 20 января года, следующего за отчетным.
31. По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля министр (заместитель министра) или уполномоченное им должностное лицо принимает решение:
а) о необходимости устранения выявленных нарушений (недостатков) в установленный в решении срок, привлечения к материальной, дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц, проведения служебных проверок;
б) об отсутствии оснований применения мер, указанных в подпункте "а" настоящего пункта;
в) о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля;
г) о направлении материалов в Минфин Чувашии.
32. При принятии решений по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля учитывается информация, указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля и отчетах внутреннего финансового аудита, представленных министру (заместителю министра).
III. Осуществление внутреннего финансового аудита
33. Внутренний финансовый аудит осуществляется структурными подразделениями или должностными лицами Министерства (далее - субъект внутреннего финансового аудита), наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, на основе функциональной независимости.
Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.
34. Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения Министерства, подведомственные им получатели бюджетных средств (далее – объекты аудита).
35. Целями внутреннего финансового аудита являются:
а) оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
б) подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
в) подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
36. Предметом внутреннего финансового аудита являются совокупность финансовых и хозяйственных операций, совершенных структурными подразделениями Министерства (далее - объект аудита), а также организация и осуществление внутреннего финансового контроля.
37. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым министром (далее - план). Внеплановые аудиторские проверки проводятся в случае выявления нарушений бюджетного законодательства, за которые применяются меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
38. Субъект внутреннего финансового аудита вправе осуществлять подготовку заключений по вопросам обоснованности и полноты документов Министерства, направляемых в Минфин Чувашии в целях составления и рассмотрения проекта республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период.
39. Аудиторские проверки подразделяются на камеральные проверки и выездные.
40. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:
а) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в устной и письменной форме документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию о результатах проведения внутреннего финансового контроля;
б) посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
в) привлекать независимых экспертов, в том числе должностных лиц иных структурных подразделений Министерства, для проведения экспертиз, необходимых при проведении аудиторских проверок.
Сроки направления и исполнения запросов устанавливаются Министерством.
41. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита обязаны:
а) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
б) проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
в) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами и заключениями);
г) не допускать к проведению аудиторских проверок должностных лиц субъекта внутреннего финансового аудита, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры.
42. Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита несет министр.
Министр при организации внутреннего финансового аудита обязан исключать участие субъекта внутреннего финансового аудита в организации и выполнении внутренних бюджетных процедур.
Минсельхоз Чувашии обязан предоставлять в Минфин Чувашии, запрашиваемые им информацию и документы в целях проведения анализа осуществления внутреннего финансового аудита.
43. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году, утверждается министром.
По каждой аудиторской проверке в плане указываются проверяемая внутренняя бюджетная процедура, объекты аудита, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители.
44. При планировании аудиторских проверок учитываются:
а) значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность Министерства в случае неправомерного исполнения этих операций;
б) достаточность информации для оценки эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которой в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля, которую можно получить в ходе аудиторских проверок;
в) наличие значимых бюджетных рисков;
г) степень обеспеченности ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
д) реальность сроков проведения аудиторских проверок;
е) наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.
45. В целях составления плана субъект внутреннего финансового аудита обязан провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
а) осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
б) проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики и Минфином Чувашии в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
46. Аудиторская проверка назначается решением министра и проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем субъекта внутреннего финансового аудита.
47. Программа аудиторской проверки должна содержать:
а) тему аудиторской проверки;
б) наименование объектов аудита;
в) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки ее проведения.
48. В ходе аудиторской проверки проводится исследование:
а) осуществления внутреннего финансового контроля;
б) законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики;
в) ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;
г) применения автоматизированных информационных систем, применяемых объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
д) вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение, основанное на профессиональном мнении лица, ответственного за ведение бюджетного учета;
е) наделения пользователей правом доступа к базам данных, ввода и вывода информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
ж) формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правом доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
з) бюджетной отчетности.
49. Аудиторская проверка проводится путем выполнения:
а) инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры, и (или) материальных активов;
б) наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
в) запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
г) подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
д) пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета должностным лицом субъекта внутреннего финансового аудита;
е) аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций, их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
50. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении объектами аудита внутренних бюджетных процедур, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
51. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию. Рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, содержит:
а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
б) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
д) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
е) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
ж) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
з) акт аудиторской проверки.
52. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки, который подписывается должностными лицами субъекта внутреннего финансового контроля и вручается ими представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта. Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки в течение 3 рабочих дней со дня его получения.
53. Аудиторская проверка не может превышать 30 рабочих дней.
Аудиторская проверка может быть продлена по решению министра на основании мотивированного предложения аудитора на срок не более 10 рабочих дней.
54. Аудиторская проверка может быть приостановлена по решению министра на основании мотивированного предложения аудитора при отсутствии или ненадлежащем оформлении записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры. На время приостановления проверки течение ее срока прерывается.
Решение о возобновлении проведения аудиторской проверки принимается министром после устранения причин ее приостановления.
55. В акте аудиторской проверки указываются:
а) объект аудита;
б) тема аудиторской проверки;
в) аудиторы и независимые эксперты, в том числе из числа должностных лиц Министерства, привлеченные для проведения экспертиз, необходимых при проведении аудиторской проверки;
г) срок проведения аудиторской проверки;
д) основания для проведения аудиторской проверки;
е) перечень изученной информации (документации);
ж) перечень выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также внутренних стандартов (с указанием необходимых обоснований), в том числе фактов неэффективного использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, собственности Чувашской Республики с указанием конкретных должностных лиц объекта аудита, допустивших нарушения.
Акт аудиторской проверки оформляется в двух экземплярах.
56. Рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, должны содержать:
а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
б) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
д) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
е) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
ж) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
з) акт аудиторской проверки.
Дело по результатам аудиторской проверки подлежит учету и хранению в соответствии с номенклатурой дел Министерства.
57. На основании акта аудиторской проверки составляется отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
а) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;
б) информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объекта аудита;
в) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектом аудита бюджетной отчетности;
г) выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектом аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
д) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
58. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки представляется министру. По результатам рассмотрения указанного отчета министр вправе принять одно или несколько решений:
а) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
в) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
г) о направлении материалов в Минфин Чувашии и прокуратуру Чувашской Республики в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, возможность устранения которых отсутствует.
59. Субъект внутреннего финансового аудита по итогам аудиторской проверки представляет министру отчет о проведенных контрольных мероприятиях, не позднее чем через 10 рабочих дней с даты завершения проверки.
60. Отчетность, представляемая министру, подписывается начальником структурного подразделения Министерства или должностным лицом, наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, на основе функциональной независимости. Указанная отчетность должна содержать достоверную и полную информацию о результатах внутреннего финансового аудита в структурном подразделении Министерства.
Приложение № 1
к Порядку осуществления
Министерством сельского хозяйства
Чувашской Республики
внутреннего финансового контроля
и внутреннего финансового аудита
УТВЕРЖДАЮ
________________________________________
(наименование должности)
___________ ____________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
____ __________ 20__ г.
КАРТА
внутреннего финансового контроля на _______ год
Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики
Наименование бюджета: республиканский бюджет Чувашской Республики
Наименование структурного подразделения Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики, ответственного за выполнение внутренних бюджетных процедур_________________________________________________________________________________________________________________________________________
I. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(наименование внутренней бюджетной процедуры)
N пп
Наименование операции
Нормативные правовые акты, в том числе внутренние стандарты, регулирующие выполнение операции
Должностное лицо, ответственное за выполнение операции, Ф.И.О.
Периодичность выполнения операции
Должностное лицо, осуществляющее контрольное действие, Ф.И.О.
Характеристика контрольного действия
метод осуществления контрольных действий
контрольные действия
вид контроля
периодичность осуществления контрольного действия и срок выполнения контрольного действия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Начальник структурного подразделения _____________ ___________________
(подпись) (расшифровка подписи)
"____" _________________ 20__ г.
Приложение № 2
к Порядку осуществления
Министерством сельского хозяйства
Чувашской Республики
внутреннего финансового контроля
и внутреннего финансового аудита
Журнал
учета внутреннего финансового контроля в структурном подразделении
Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики за 20__ год
Наименование структурного подразделения ___________________________________
N
п/п
Дата
осущест-вления
Должность,
Ф.И.О.
субъекта
внутреннего финансового
контроля
Период
осуществления
внутреннего финансового
контроля
Предмет
внутреннего финансового
контроля
Номер и дата
документа -
предмета
внутреннего финансового
контроля,
в котором
выявлены
нарушения
Причины
возникновения
нарушения
Подпись
субъекта
внутреннего финансового
контроля
Меры, принятые
для устранения
нарушения
Отметки об ознакомлении с результатами внутреннего финансового контроля
(объекта внутреннего финансового контроля, министра (заместителя
министра)) с указанием должности, Ф.И.О.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
--------------------------------
В случае если результаты внутреннего финансового контроля (суть нарушения) не представляется возможным изложить кратко, такие результаты оформляются справкой по произвольной форме, подписываемой субъектом внутреннего финансового контроля: в данном столбце соответственно указываются реквизиты оформленной справки.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 12.12.2018 |
Рубрики правового классификатора: | 080.060.070 Государственный финансовый контроль (см. также 010.110.030, 020.010.050), 080.150.070 Иные вопросы бухгалтерского учета |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: