Основная информация
Дата опубликования: | 11 мая 2017г. |
Номер документа: | RU07000201700111 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Кабардино-Балкарская Республика |
Принявший орган: | Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по транспорту и связи |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ТРАНСПОРТУ И СВЯЗИ
ПРИКАЗ
11 мая 2017 № 53-п
Об утверждении методических рекомендаций по оказанию услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Кабардино-Балкарской Республики
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 1 декабря 2015 года № 347 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи», приказываю:
1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по оказанию услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Кабардино-Балкарской Республики (далее - Рекомендации).
2. Юридическим лицам независимо от формы собственности и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования и городским наземным электрическим транспортом на территории Кабардино-Балкарской Республики, ежегодно до 20 января и до 20 июля представлять в Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по транспорту и связи информацию о доле работников транспортного комплекса, прошедших инструктаж или обучение по вопросам, связанным с особенностями предоставления услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения в сфере транспорта.
3. Отделу автомобильных, воздушных и железнодорожных перевозок Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по транспорту и связи (Балагов Н.В.):
3.1. довести Рекомендации до руководителей транспортных организаций, расположенных на территории Кабардино-Балкарской Республики, независимо от формы собственности, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки транспортом общего пользования;
3.2. разместить настоящий приказ на официальном сайте Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по транспорту и связи;
3.3. представить настоящий приказ на государственную регистрацию в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республики и направить для опубликования в газету «Официальная Кабардино-Балкария».
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя председателя Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по транспорту и связи Пунаржи В.В.
Председатель
А. Кудаев
Приложение к приказу
Государственного комитета
Кабардино-Балкарской Республики
по транспорту и связи
от 11 мая 2017 года № 53-п
Методические рекомендации
по оказанию услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Кабардино-Балкарской Республики
1. Методические рекомендации разработаны в целях обеспечения доступности транспортной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Кабардино-Балкарской Республики.
2. Основные понятия, используемые в настоящих Рекомендациях:
Инвалид - это лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты (Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (в ред. Федерального закона от 01.01.2001 № 122-ФЗ, глава 1, статья 1).
Маломобильные группы населения - это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве.
К маломобильной категории граждан здесь отнесены:
- инвалиды,
- люди с временным нарушением здоровья,
- беременные женщины,
- люди старших возрастов,
- люди с детскими колясками и т.п.
Ситуационная помощь - это помощь, оказываемая инвалиду в целях преодоления барьеров, препятствующих ему получать все услуги, оказываемые населению, наравне с другими лицами.
3. Для обеспечения доступа инвалидам и другим маломобильным группам населения наравне с другими лицами к объектам транспорта и транспортной инфраструктуры необходимо оказывать ситуационную помощь в зависимости от вида и выраженности имеющегося у инвалида нарушения здоровья.
4. Помощь инвалидам и другим маломобильным группам населения должны обеспечивать собственники объектов транспорта и транспортной инфраструктуры при осуществлении своей основной деятельности.
5. Потребности различных групп инвалидов в ситуационной помощи:
- код «К» - инвалид передвигается в коляске (нуждается в помощи посторонних лиц (персонала) при передвижении вне дома, в самообслуживании и других ручных действиях вне дома);
- код «С» - инвалид слепой и слабовидящий ограничен в ориентации (нуждается в помощи (сопровождение) посторонних лиц (персонала) вне дома для передвижения и получения информации при обслуживании);
- код «О» - с поражением опорно-двигательного аппарата (нуждается в помощи посторонних лиц (персонала) в самообслуживании и других ручных действиях вне дома);
- код «Г» - инвалид глухой (при формальных взаимоотношениях вне дома нуждается в услугах сурдопереводчика при обслуживании);
- код «У» - инвалид ограничен в общении и контроле за своим поведением (составляют инвалиды с выраженными (тяжелые проблемы) нарушениями умственных функций, нуждаются в помощи при обслуживании).
6. В целях обеспечения условий для беспрепятственного доступа на объекты транспортной инфраструктуры инвалидов и маломобильных групп населения, нуждающихся в ситуационной помощи, необходимо обеспечить:
- выделение на стоянке объекта специальных парковочных мест для автотранспорта инвалидов;
- оборудование схем передвижения инвалидов и автотранспорта инвалидов по прилегающей территории с учетом устранения барьеров для передвижения для различных групп инвалидов; мест отдыха и вызова, ожидания помощи; необходимой информации для навигации передвижения; освещенности;
- оборудование зданий и сооружений элементами доступности (пандусы, поручни, подъемники, широкие дверные проемы, кнопки вызова помощи и другие) и элементами навигации для информирования инвалидов для передвижения (тактильная информация, контрастный дизайн, информационные надписи, освещение, пиктограммы, напольные индикаторы, акустическая информация и т.д.) в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами в сфере градостроительной политики;
- оборудование элементами доступности зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений;
- наличие на объекте технических средств реабилитации, позволяющих передвигаться вне и внутри здания (кресло-коляска, ходунки и т.д.);
- наличие подготовленного персонала для оказания помощи инвалидам;
- наличие информации об услугах на объекте, доступном маршруте, способах получения помощи в средствах массовой информации, в том числе в соответствии со специфическими потребностями различных групп инвалидов в помощи;
- наличие наружной информации о доступности объекта, в том числе в соответствии с кодами:
• код «К» - наличие на объекте надписей в легко читаемой и понятной форме, в т.ч. на информационных стендах, с учетом их доступности для инвалидов-колясочников;
• код «С» - дублирование внутри объекта информации текстом выполненным шрифтом Брайля, акустической информацией об оказываемых услугах;
• код «Г» - наличие письменной информации об оказываемых услугах внутри объекта, услуги сурдоперевода, знание персоналом необходимых стандартных фраз «жестового языка» для оказания помощи клиентам.
6.1. Основные параметры доступности объектов транспортной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных групп населения:
- просторные габариты помещений;
- входы в помещения без ступеней и порогов;
- ширина проходов не менее 1,2 м;
- отсутствие помех и препятствий на пути передвижения;
- ровное нескользящее напольное покрытие;
- простая маршрутизация;
- наличие информации для инвалидов о доступных для каждой категории инвалидов маршрутов движения;
- оборудование поручнями маршрутов движения;
- контрастный дизайн;
- яркое освещение;
- пешеходные расстояния для перемещения;
- оборудование мест отдыха и ожидания помощи для инвалидов;
- оборудование кнопками вызова помощи входов, мест отдыха и ожидания помощи, туалетных кабин для инвалидов;
- наличие оптимальных технологий оказания ситуационной помощи для каждой группы инвалидов;
- уровень подготовки персонала для понимания потребностей в помощи, общения и оказания помощи инвалидам при обслуживании;
- доступность для инвалидов информации, необходимой для передвижения по объекту и прилегающей территории;
- доступность для инвалидов информации о работе общественного транспорта, стоянках автотранспорта для инвалидов, порядке обслуживания, предоставляемой помощи при обслуживании, возможности получения дополнительной информации для организации посещения объектов транспортной инфраструктуры;
- наличие необходимых ассистивных приспособлений для преодоления
существующих барьеров для каждой группы инвалидов.
7. Действия персонала объектов транспортной инфраструктуры (далее - объект) и транспортных средств при оказании ситуационной помощи различным группам инвалидов.
7.1. Ситуационная помощь для инвалидов группы «К»:
- для организации обслуживания инвалидов группы «К» выделяются сотрудники, подготовленные для оказания помощи инвалидам на коляске на входе, при передвижении внутри объекта, при отсутствии лифта - подъема инвалида на коляске на нужный этаж;
- при отсутствии у входа в здание с вертикальными барьерами пандуса, подъемника к входу выносятся переносные аппарели, если позволяет угол и длина наклона;
- объекты должны иметь наружную информацию о доступности объекта для инвалида на коляске;
- при отсутствии доступного входа на объект, на здании устанавливается кнопка вызова персонала;
- при отсутствии доступа на объект инвалидам категории «К» им по согласованию с местной общественной организацией ВОИ оказываются персональные услуги (например, сотрудник автостанции узнает о необходимости в билете на проезд и выносит его инвалиду, находящемуся на доступном для инвалида месте);
- информационные надписи в объектах должны быть легко читаемыми и понятными, размещены с учетом их доступности для инвалидов - на уровне сидящего в коляске инвалида;
- на объектах, рекомендуется иметь следующую реабилитационную технику: кресла-коляски, ходунки, поручни в санитарных комнатах;
- при необходимости инвалиду оказывается помощь при посещении туалета в объеме перемещения инвалида к двери туалета;
- необходимая помощь инвалиду на коляске в общественном транспорте;
- помощь при входе и выходе в транспортное средство. При наличии выносного пандуса в транспорте или подъемника водитель их устанавливает и помогает инвалиду войти в транспорт, закрепить кресло-коляску страховочными ремнями для предотвращения от передвижения и опрокидывания при движении.
При отсутствии указанного оборудования водитель с добровольным помощником помогает инвалиду войти/ покинуть транспортное средство.
При наличии в транспортном средстве специализированных кресел - оказывает помощь при перемещении из кресла-коляски в кресло салона транспортного средства и обратно, помощь при пристегивании ремней безопасности, помощь для передвижения по салону к туалету (при наличии).
При общении с людьми, испытывающими трудности при передвижении, необходимо помнить:
• Инвалидная коляска - неприкосновенное пространство человека. Не
облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения.
Начать катить коляску без согласия инвалида - то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения.
• Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом.
• Если ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.
• Если вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.
• Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры и как их можно устранить.
• Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.
• Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.
• Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек имел возможность принимать решения заранее.
• Как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.
• Необходимость пользоваться инвалидной коляской - это не трагедия, а способ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения. Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.
7.2 Ситуационная помощь для инвалидов группы «С»:
- на входе на объект инвалида по зрению должен встретить сотрудник, который берет инвалида под локоть и сопровождает его при передвижении по территории объекта. Сотрудник также знакомит инвалида со всеми надписями на объекте. При входе на объект желательно наличие вспомогательных информационных систем для перемещения: с тактильной, звуковой информацией; контрастными цветами и освещением; напольными индикаторам; поручнями. Информация внутри объекта должна быть продублирована надписями шрифтом Брайля. Обязательно должна быть установлена доступная для инвалидов кнопка вызова помощи для инвалидов;
- сотрудник помогает инвалиду войти в здание, купить проездной билет, помогает посетить туалет, доведя инвалида до двери и объяснив ему, где находятся приборы и кнопка вызова помощи. При наличии у инвалида собаки-поводыря персонал оказывает помощь по выгулу собаки;
- при поездке инвалида с нарушенным зрением в общественном транспорте без сопровождающего лица водитель или кондуктор помогают ему войти в транспорт, разместится на месте для перевозки инвалидов, оплатить проезд, узнают об остановке, необходимой инвалиду и помогают ему выйти из транспорта, знакомят с расписанием.
При общении с незрячими людьми или людьми, имеющими плохое зрение необходимо помнить:
• Нарушение зрения имеет много степеней. Полностью слепых людей всего около 10%, остальные имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других - слабое прямое при хорошем периферическом. Все это надо выяснить и учитывать при общении.
• Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.
• Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как с обычными домашними животными. Не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой- поводырем.
• Если вы собираетесь читать незрячему человеку какую-либо информацию, сначала предупредите об этом. Говорите нормальным голосом.
• Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом.
• Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его зрячему компаньону.
• Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом.
• Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Не водите по поверхности
его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет.
• Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.
• Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь.
• Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите его.
• Вполне нормально при разговоре употреблять слово «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.
• Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами.
• При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений.
При сопровождении незрячего человека не закладывайте руки назад - это неудобно.
7.3. Ситуационная помощь для инвалидов группы «О»:
инвалидам с этим буквенным кодом необходимо оказывать помощь при всех действиях, выполняемых руками:
- для облегчения входа и выхода на объектах дверь должна открываться автоматически, при отсутствии автоматически открывающейся двери, сотрудник открывает и закрывает дверь.
Все ручки дверей на объекте должны быть широкими;
- при покупке проездного билета необходимо помочь инвалиду расплатиться;
- в общественном транспорте необходимо оказать помощь при оплате проезда, при посадке и высадке, сдаче и получении багажа;
- помощь в салоне автобуса междугородного сообщения: помочь застегнуть и расстегнуть ремни безопасности (при наличии), помочь снять верхнюю одежду и одеться, оказать помощь в сопровождении до туалетной кабины и пассажирского кресла.
7.4. Ситуационная помощь для группы инвалидов «Г»:
- необходимо учесть, что есть люди слабослышащие и есть глухие. Если посетитель слабослышащий нужно говорить в ровном темпе, не торопясь, слова произносить четко;
- говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо;
- если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение;
- используйте жесты;
- убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник;
- очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику;
- не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил: нужно смотреть в лицо собеседника и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов, нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.
7.5. Ситуационная помощь инвалиду с кодом «У»:
При посещении объекта инвалидами с кодом «У» ситуационная помощь оказывается сопровождающим их лицам сотрудником объекта при возникающих затруднениях:
- сопровождение и помощь в ориентации (вход/выход);
- ознакомление с расположенной в объекте информацией;
- помощь в приобретении проездных билетов (уточнить информацию);
При разговоре с человеком, испытывающим трудности в общении, слушать его необходимо внимательно, терпеливо дожидаясь конца фразы. Нельзя поправлять его и договаривать за него. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам понять его;
- не игнорируйте людей, которым трудно говорить, потому что понять их - в ваших интересах;
- не перебивайте и не поправляйте человека, который испытывает трудности в речи. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже закончил свою мысль;
- не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет у вас больше времени;
- если вы спешите, то лучше, извинившись, договориться об общении в другое время;
- смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт;
- отдайте этой беседе все ваше внимание;
- не думайте, что затруднения в речи - показатель низкого уровня интеллекта человека;
- старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка;
- не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали. Не стесняйтесь переспросить. Если вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам;
- не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Не перебивайте его и не подавляйте. Не торопите говорящего.
7.6. Помощь инвалидам с гиперкинезами (спастикой).
Гиперкинезы - непроизвольные движения тела или конечностей, которые присущи людям с детским церебральным параличом (ДЦП) и могут возникнуть у людей с повреждением спинного мозга. Оказывать помощь таким людям надо, предварительно выяснив, нуждаются ли они в ней, не привлекая общего к ним внимания. По ходу приема не следует отвлекаться на непроизвольные движения инвалида. Желательно, чтобы вокруг такого человека было свободное пространство.
8. В целях создания условий для беспрепятственного въезда и перемещения по объекту инвалидов и других маломобильных групп населения, организации их обслуживания, контроля за качеством данной работы, назначается ответственный по сопровождению инвалидов (далее - специалист по работе с инвалидами).
Специалисту по работе с инвалидами надлежит контролировать весь процесс визита инвалида, начиная с момента срабатывания кнопки - вызова и заканчивая моментом оставления здания, добиваться создания оптимальных условий для таких посетителей.
Специалисту по работе с инвалидами необходимо иметь телефоны организаций, обладающих сурдопереводчиками для глухих, а также специально оборудованным для инвалидов транспортом, в том числе социального такси. В случае предварительного уведомления инвалида о намерении посетить объект транспортной инфраструктуры специалисту по работе с инвалидами, по согласованию с непосредственным руководителем, необходимо наметить и принять меры по организации приема инвалида и содействие в получении необходимой услуги (информации), в том числе в альтернативной форме: с «доставкой» услуги на дом, к иному месту пребывания инвалида.
Каждый сотрудник должен помнить о корректном отношении со всеми посетителями и об этичном отношении к инвалидам.
ВНЕСЕНО:
Отдел экономики, целевых инвестиционных программ
и государственных закупок ____________ Е.М. Ульбашева
ИСПОЛНИТЕЛЬ:
Консультант отдела экономики, целевых инвестиционных
программ и государственных закупок ___________ З.М. Биттирова
«___» апреля 2017 г.
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель председателя ___________ В.В. Пунаржи
«___» апреля 2017 г.
Заместитель председателя - начальник отдела
экономики, целевых инвестиционных программ ___________ Е.М. Ульбашева
и государственных закупок «___» апреля 2017 г.
Начальник отдела автомобильных, воздушных ____________ Н.В. Балагов
и железнодорожных перевозок «___» апреля 2017
Заведующий сектором правового обеспечения ____________ Л.Б. Хацукова
«___» апреля 2017 г.
Ведущий советник ______________М.А. Созаев
«___» апреля 2017 г.
РАССЫЛКА:
Заместитель председателя - начальник отдела
экономики, целевых инвестиционных программ
и государственных закупок
_________ Е.М. Ульбашева
«___» апреля 2017 г.
Заместитель председателя ___________ В.В. Пунаржи
«___» апреля 2017 г.
Начальник отдела автомобильных, воздушных ____________ Н.В. Балагов
и железнодорожных перевозок «___» апреля 2017
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ТРАНСПОРТУ И СВЯЗИ
ПРИКАЗ
11 мая 2017 № 53-п
Об утверждении методических рекомендаций по оказанию услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Кабардино-Балкарской Республики
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 1 декабря 2015 года № 347 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи», приказываю:
1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по оказанию услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Кабардино-Балкарской Республики (далее - Рекомендации).
2. Юридическим лицам независимо от формы собственности и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования и городским наземным электрическим транспортом на территории Кабардино-Балкарской Республики, ежегодно до 20 января и до 20 июля представлять в Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по транспорту и связи информацию о доле работников транспортного комплекса, прошедших инструктаж или обучение по вопросам, связанным с особенностями предоставления услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения в сфере транспорта.
3. Отделу автомобильных, воздушных и железнодорожных перевозок Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по транспорту и связи (Балагов Н.В.):
3.1. довести Рекомендации до руководителей транспортных организаций, расположенных на территории Кабардино-Балкарской Республики, независимо от формы собственности, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки транспортом общего пользования;
3.2. разместить настоящий приказ на официальном сайте Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по транспорту и связи;
3.3. представить настоящий приказ на государственную регистрацию в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республики и направить для опубликования в газету «Официальная Кабардино-Балкария».
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя председателя Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по транспорту и связи Пунаржи В.В.
Председатель
А. Кудаев
Приложение к приказу
Государственного комитета
Кабардино-Балкарской Республики
по транспорту и связи
от 11 мая 2017 года № 53-п
Методические рекомендации
по оказанию услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Кабардино-Балкарской Республики
1. Методические рекомендации разработаны в целях обеспечения доступности транспортной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Кабардино-Балкарской Республики.
2. Основные понятия, используемые в настоящих Рекомендациях:
Инвалид - это лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты (Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (в ред. Федерального закона от 01.01.2001 № 122-ФЗ, глава 1, статья 1).
Маломобильные группы населения - это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве.
К маломобильной категории граждан здесь отнесены:
- инвалиды,
- люди с временным нарушением здоровья,
- беременные женщины,
- люди старших возрастов,
- люди с детскими колясками и т.п.
Ситуационная помощь - это помощь, оказываемая инвалиду в целях преодоления барьеров, препятствующих ему получать все услуги, оказываемые населению, наравне с другими лицами.
3. Для обеспечения доступа инвалидам и другим маломобильным группам населения наравне с другими лицами к объектам транспорта и транспортной инфраструктуры необходимо оказывать ситуационную помощь в зависимости от вида и выраженности имеющегося у инвалида нарушения здоровья.
4. Помощь инвалидам и другим маломобильным группам населения должны обеспечивать собственники объектов транспорта и транспортной инфраструктуры при осуществлении своей основной деятельности.
5. Потребности различных групп инвалидов в ситуационной помощи:
- код «К» - инвалид передвигается в коляске (нуждается в помощи посторонних лиц (персонала) при передвижении вне дома, в самообслуживании и других ручных действиях вне дома);
- код «С» - инвалид слепой и слабовидящий ограничен в ориентации (нуждается в помощи (сопровождение) посторонних лиц (персонала) вне дома для передвижения и получения информации при обслуживании);
- код «О» - с поражением опорно-двигательного аппарата (нуждается в помощи посторонних лиц (персонала) в самообслуживании и других ручных действиях вне дома);
- код «Г» - инвалид глухой (при формальных взаимоотношениях вне дома нуждается в услугах сурдопереводчика при обслуживании);
- код «У» - инвалид ограничен в общении и контроле за своим поведением (составляют инвалиды с выраженными (тяжелые проблемы) нарушениями умственных функций, нуждаются в помощи при обслуживании).
6. В целях обеспечения условий для беспрепятственного доступа на объекты транспортной инфраструктуры инвалидов и маломобильных групп населения, нуждающихся в ситуационной помощи, необходимо обеспечить:
- выделение на стоянке объекта специальных парковочных мест для автотранспорта инвалидов;
- оборудование схем передвижения инвалидов и автотранспорта инвалидов по прилегающей территории с учетом устранения барьеров для передвижения для различных групп инвалидов; мест отдыха и вызова, ожидания помощи; необходимой информации для навигации передвижения; освещенности;
- оборудование зданий и сооружений элементами доступности (пандусы, поручни, подъемники, широкие дверные проемы, кнопки вызова помощи и другие) и элементами навигации для информирования инвалидов для передвижения (тактильная информация, контрастный дизайн, информационные надписи, освещение, пиктограммы, напольные индикаторы, акустическая информация и т.д.) в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами в сфере градостроительной политики;
- оборудование элементами доступности зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений;
- наличие на объекте технических средств реабилитации, позволяющих передвигаться вне и внутри здания (кресло-коляска, ходунки и т.д.);
- наличие подготовленного персонала для оказания помощи инвалидам;
- наличие информации об услугах на объекте, доступном маршруте, способах получения помощи в средствах массовой информации, в том числе в соответствии со специфическими потребностями различных групп инвалидов в помощи;
- наличие наружной информации о доступности объекта, в том числе в соответствии с кодами:
• код «К» - наличие на объекте надписей в легко читаемой и понятной форме, в т.ч. на информационных стендах, с учетом их доступности для инвалидов-колясочников;
• код «С» - дублирование внутри объекта информации текстом выполненным шрифтом Брайля, акустической информацией об оказываемых услугах;
• код «Г» - наличие письменной информации об оказываемых услугах внутри объекта, услуги сурдоперевода, знание персоналом необходимых стандартных фраз «жестового языка» для оказания помощи клиентам.
6.1. Основные параметры доступности объектов транспортной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных групп населения:
- просторные габариты помещений;
- входы в помещения без ступеней и порогов;
- ширина проходов не менее 1,2 м;
- отсутствие помех и препятствий на пути передвижения;
- ровное нескользящее напольное покрытие;
- простая маршрутизация;
- наличие информации для инвалидов о доступных для каждой категории инвалидов маршрутов движения;
- оборудование поручнями маршрутов движения;
- контрастный дизайн;
- яркое освещение;
- пешеходные расстояния для перемещения;
- оборудование мест отдыха и ожидания помощи для инвалидов;
- оборудование кнопками вызова помощи входов, мест отдыха и ожидания помощи, туалетных кабин для инвалидов;
- наличие оптимальных технологий оказания ситуационной помощи для каждой группы инвалидов;
- уровень подготовки персонала для понимания потребностей в помощи, общения и оказания помощи инвалидам при обслуживании;
- доступность для инвалидов информации, необходимой для передвижения по объекту и прилегающей территории;
- доступность для инвалидов информации о работе общественного транспорта, стоянках автотранспорта для инвалидов, порядке обслуживания, предоставляемой помощи при обслуживании, возможности получения дополнительной информации для организации посещения объектов транспортной инфраструктуры;
- наличие необходимых ассистивных приспособлений для преодоления
существующих барьеров для каждой группы инвалидов.
7. Действия персонала объектов транспортной инфраструктуры (далее - объект) и транспортных средств при оказании ситуационной помощи различным группам инвалидов.
7.1. Ситуационная помощь для инвалидов группы «К»:
- для организации обслуживания инвалидов группы «К» выделяются сотрудники, подготовленные для оказания помощи инвалидам на коляске на входе, при передвижении внутри объекта, при отсутствии лифта - подъема инвалида на коляске на нужный этаж;
- при отсутствии у входа в здание с вертикальными барьерами пандуса, подъемника к входу выносятся переносные аппарели, если позволяет угол и длина наклона;
- объекты должны иметь наружную информацию о доступности объекта для инвалида на коляске;
- при отсутствии доступного входа на объект, на здании устанавливается кнопка вызова персонала;
- при отсутствии доступа на объект инвалидам категории «К» им по согласованию с местной общественной организацией ВОИ оказываются персональные услуги (например, сотрудник автостанции узнает о необходимости в билете на проезд и выносит его инвалиду, находящемуся на доступном для инвалида месте);
- информационные надписи в объектах должны быть легко читаемыми и понятными, размещены с учетом их доступности для инвалидов - на уровне сидящего в коляске инвалида;
- на объектах, рекомендуется иметь следующую реабилитационную технику: кресла-коляски, ходунки, поручни в санитарных комнатах;
- при необходимости инвалиду оказывается помощь при посещении туалета в объеме перемещения инвалида к двери туалета;
- необходимая помощь инвалиду на коляске в общественном транспорте;
- помощь при входе и выходе в транспортное средство. При наличии выносного пандуса в транспорте или подъемника водитель их устанавливает и помогает инвалиду войти в транспорт, закрепить кресло-коляску страховочными ремнями для предотвращения от передвижения и опрокидывания при движении.
При отсутствии указанного оборудования водитель с добровольным помощником помогает инвалиду войти/ покинуть транспортное средство.
При наличии в транспортном средстве специализированных кресел - оказывает помощь при перемещении из кресла-коляски в кресло салона транспортного средства и обратно, помощь при пристегивании ремней безопасности, помощь для передвижения по салону к туалету (при наличии).
При общении с людьми, испытывающими трудности при передвижении, необходимо помнить:
• Инвалидная коляска - неприкосновенное пространство человека. Не
облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения.
Начать катить коляску без согласия инвалида - то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения.
• Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом.
• Если ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.
• Если вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.
• Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры и как их можно устранить.
• Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.
• Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.
• Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек имел возможность принимать решения заранее.
• Как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.
• Необходимость пользоваться инвалидной коляской - это не трагедия, а способ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения. Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.
7.2 Ситуационная помощь для инвалидов группы «С»:
- на входе на объект инвалида по зрению должен встретить сотрудник, который берет инвалида под локоть и сопровождает его при передвижении по территории объекта. Сотрудник также знакомит инвалида со всеми надписями на объекте. При входе на объект желательно наличие вспомогательных информационных систем для перемещения: с тактильной, звуковой информацией; контрастными цветами и освещением; напольными индикаторам; поручнями. Информация внутри объекта должна быть продублирована надписями шрифтом Брайля. Обязательно должна быть установлена доступная для инвалидов кнопка вызова помощи для инвалидов;
- сотрудник помогает инвалиду войти в здание, купить проездной билет, помогает посетить туалет, доведя инвалида до двери и объяснив ему, где находятся приборы и кнопка вызова помощи. При наличии у инвалида собаки-поводыря персонал оказывает помощь по выгулу собаки;
- при поездке инвалида с нарушенным зрением в общественном транспорте без сопровождающего лица водитель или кондуктор помогают ему войти в транспорт, разместится на месте для перевозки инвалидов, оплатить проезд, узнают об остановке, необходимой инвалиду и помогают ему выйти из транспорта, знакомят с расписанием.
При общении с незрячими людьми или людьми, имеющими плохое зрение необходимо помнить:
• Нарушение зрения имеет много степеней. Полностью слепых людей всего около 10%, остальные имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других - слабое прямое при хорошем периферическом. Все это надо выяснить и учитывать при общении.
• Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.
• Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как с обычными домашними животными. Не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой- поводырем.
• Если вы собираетесь читать незрячему человеку какую-либо информацию, сначала предупредите об этом. Говорите нормальным голосом.
• Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом.
• Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его зрячему компаньону.
• Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом.
• Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Не водите по поверхности
его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет.
• Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.
• Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь.
• Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите его.
• Вполне нормально при разговоре употреблять слово «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.
• Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами.
• При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений.
При сопровождении незрячего человека не закладывайте руки назад - это неудобно.
7.3. Ситуационная помощь для инвалидов группы «О»:
инвалидам с этим буквенным кодом необходимо оказывать помощь при всех действиях, выполняемых руками:
- для облегчения входа и выхода на объектах дверь должна открываться автоматически, при отсутствии автоматически открывающейся двери, сотрудник открывает и закрывает дверь.
Все ручки дверей на объекте должны быть широкими;
- при покупке проездного билета необходимо помочь инвалиду расплатиться;
- в общественном транспорте необходимо оказать помощь при оплате проезда, при посадке и высадке, сдаче и получении багажа;
- помощь в салоне автобуса междугородного сообщения: помочь застегнуть и расстегнуть ремни безопасности (при наличии), помочь снять верхнюю одежду и одеться, оказать помощь в сопровождении до туалетной кабины и пассажирского кресла.
7.4. Ситуационная помощь для группы инвалидов «Г»:
- необходимо учесть, что есть люди слабослышащие и есть глухие. Если посетитель слабослышащий нужно говорить в ровном темпе, не торопясь, слова произносить четко;
- говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо;
- если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение;
- используйте жесты;
- убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник;
- очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику;
- не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил: нужно смотреть в лицо собеседника и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов, нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.
7.5. Ситуационная помощь инвалиду с кодом «У»:
При посещении объекта инвалидами с кодом «У» ситуационная помощь оказывается сопровождающим их лицам сотрудником объекта при возникающих затруднениях:
- сопровождение и помощь в ориентации (вход/выход);
- ознакомление с расположенной в объекте информацией;
- помощь в приобретении проездных билетов (уточнить информацию);
При разговоре с человеком, испытывающим трудности в общении, слушать его необходимо внимательно, терпеливо дожидаясь конца фразы. Нельзя поправлять его и договаривать за него. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам понять его;
- не игнорируйте людей, которым трудно говорить, потому что понять их - в ваших интересах;
- не перебивайте и не поправляйте человека, который испытывает трудности в речи. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже закончил свою мысль;
- не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет у вас больше времени;
- если вы спешите, то лучше, извинившись, договориться об общении в другое время;
- смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт;
- отдайте этой беседе все ваше внимание;
- не думайте, что затруднения в речи - показатель низкого уровня интеллекта человека;
- старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка;
- не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали. Не стесняйтесь переспросить. Если вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам;
- не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Не перебивайте его и не подавляйте. Не торопите говорящего.
7.6. Помощь инвалидам с гиперкинезами (спастикой).
Гиперкинезы - непроизвольные движения тела или конечностей, которые присущи людям с детским церебральным параличом (ДЦП) и могут возникнуть у людей с повреждением спинного мозга. Оказывать помощь таким людям надо, предварительно выяснив, нуждаются ли они в ней, не привлекая общего к ним внимания. По ходу приема не следует отвлекаться на непроизвольные движения инвалида. Желательно, чтобы вокруг такого человека было свободное пространство.
8. В целях создания условий для беспрепятственного въезда и перемещения по объекту инвалидов и других маломобильных групп населения, организации их обслуживания, контроля за качеством данной работы, назначается ответственный по сопровождению инвалидов (далее - специалист по работе с инвалидами).
Специалисту по работе с инвалидами надлежит контролировать весь процесс визита инвалида, начиная с момента срабатывания кнопки - вызова и заканчивая моментом оставления здания, добиваться создания оптимальных условий для таких посетителей.
Специалисту по работе с инвалидами необходимо иметь телефоны организаций, обладающих сурдопереводчиками для глухих, а также специально оборудованным для инвалидов транспортом, в том числе социального такси. В случае предварительного уведомления инвалида о намерении посетить объект транспортной инфраструктуры специалисту по работе с инвалидами, по согласованию с непосредственным руководителем, необходимо наметить и принять меры по организации приема инвалида и содействие в получении необходимой услуги (информации), в том числе в альтернативной форме: с «доставкой» услуги на дом, к иному месту пребывания инвалида.
Каждый сотрудник должен помнить о корректном отношении со всеми посетителями и об этичном отношении к инвалидам.
ВНЕСЕНО:
Отдел экономики, целевых инвестиционных программ
и государственных закупок ____________ Е.М. Ульбашева
ИСПОЛНИТЕЛЬ:
Консультант отдела экономики, целевых инвестиционных
программ и государственных закупок ___________ З.М. Биттирова
«___» апреля 2017 г.
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель председателя ___________ В.В. Пунаржи
«___» апреля 2017 г.
Заместитель председателя - начальник отдела
экономики, целевых инвестиционных программ ___________ Е.М. Ульбашева
и государственных закупок «___» апреля 2017 г.
Начальник отдела автомобильных, воздушных ____________ Н.В. Балагов
и железнодорожных перевозок «___» апреля 2017
Заведующий сектором правового обеспечения ____________ Л.Б. Хацукова
«___» апреля 2017 г.
Ведущий советник ______________М.А. Созаев
«___» апреля 2017 г.
РАССЫЛКА:
Заместитель председателя - начальник отдела
экономики, целевых инвестиционных программ
и государственных закупок
_________ Е.М. Ульбашева
«___» апреля 2017 г.
Заместитель председателя ___________ В.В. Пунаржи
«___» апреля 2017 г.
Начальник отдела автомобильных, воздушных ____________ Н.В. Балагов
и железнодорожных перевозок «___» апреля 2017
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 04.01.2019 |
Рубрики правового классификатора: | 070.080.060 Иные виды и формы социального обслуживания |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: