Основная информация

Дата опубликования: 11 августа 2020г.
Номер документа: RU76000202001212
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Ярославская область
Принявший орган: Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ДЕПАРТАМЕНТ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ

КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 11.08.2020 № 95

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕДМЕТА ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

В соответствии со статьями 9.1, 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Положением о департаменте охраны объектов культурного наследия Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства области от 17.06.2015 № 659-п «О департаменте охраны объектов культурного наследия Ярославской области»,

ДЕПАРТАМЕНТ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗЫВАЕТ:

1. Утвердить прилагаемый предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Петра Митрополита», XVI в. (Ярославская область, г. Переславль-Залесский, Красная пл., д. 6).

2. Контроль за исполнением приказа возложить на начальника отдела учета объектов культурного наследия департамента Рязанову Т.В.

3. Приказ вступает в силу со дня его подписания.

Заместитель

директора департамента

Н.Л. Грушевская

УТВЕРЖДЁН

приказом департамента

охраны объектов

культурного наследия

Ярославской области

от 11.08.2020 № 95

ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ

объекта культурного наследия федерального значения

«Церковь Петра Митрополита», XVI в. (Ярославская область, г. Переславль-Залесский, Красная пл., д. 6)

Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Петра Митрополита», XVI в. (Ярославская область, г. Переславль-Залесский, Красная пл., д. 6), являются:

- местоположение, градостроительная роль и силуэтные характеристики объекта, являющегося доминантой, участвующей в формировании застройки улицы Садовой и ансамбля Красной площади г. Переславля-Залесского;

- линейная, ориентированная по оси юго-восток – северо-запад асимметричная объемно-пространственная композиция, состоящая из основного объема центрического двухъярусного шатрового храма XVI в., окруженного с севера, запада и юга двухъярусной галереей, и примыкающей с юга колокольни в стиле ампир, соединенной с галереей висячим объемом крытой лестницы на ползучей арке;

- объемно-пространственная структура шатрового бесстолпного храма центрического типа, состоящего из крещатого (с греческим крестом в плане) двухъярусного основания, несущего приземистый восьмерик, на который опирается открытый восьмигранный шатер, завершенный восьмигранным барабаном с маковичной главкой и крестом;

- расположение двухъярусной галереи, закрывающей с юга, запада и севера фасады храма на две трети их ширины и достигающей в верхнем уровне окон крещатого объема храма;

- пространственно-планировочная структура интерьера здания: расположение входа на первый ярус храма по оси западного фасада галереи, являющейся притвором;

- вход на второй ярус храма через примыкающее к южному фасаду колокольни открытое крыльцо, по одномаршевой крытой лестнице из первого яруса колокольни на второй ярус галереи-притвора церкви второго яруса;

- вход на второй и третий ярусы колокольни – из второго яруса галереи, по лестнице, расположенной в объеме висячего лестничного перехода от колокольни к основному объему;

- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов храма и галереи: рельефный кирпичный цоколь аттического профиля, разделение ярусов кирпичным поясом аттического профиля (большой вал, скоция, малый вал); рядовые и угловые пилястры на всю высоту стен основного объема, разделяющие  торцевые стены на три неравных прясла; завершение стен кирпичным фризом (полка, полувал, поребрик высотой в полкирпича, полка, вал), над которым возвышаются ложные закомары, венчающие прясла; профилировка архивольтов ложных закомар (полка-вал- полка), перспективные ниши-киоты в центральных закомарах; восьмерик с крепованными плоскими лопатками углами, с уступом на уровне пят арок оконных проемов, завершенный кирпичным двойным пояском со ступенчатыми консолями и кокошниками, по три на каждой грани стен; шатер с гладкими гранями, отделенный от барабана пояском с зубчатым керамическим карнизом; восьмигранный барабан со щелевидными арочными нишами по оси граней, с двойным пояском профиля полка-вал и карнизом профиля полка-вал-полка;

- фасады первого яруса галерей – аркады с заложенными в виде арочных ниш проемами, второго яруса – квадратные в сечении кирпичные столбы, несущие конструкции кровли;

- местоположение, габариты, конфигурация и оформление исторических оконных и дверных проемов храма и галереи, в том числе, заложенных: осевое расположение на фасадах арочных окон и ниш барабана, восьмерика и основного объема; прямоугольные  полуциркульные ниши северной, западной и южной стен галереи с оконными проемами, центральная ниша западного фасада с лучковой аркой, ниши с лучковыми арками на боковых стенах галереи; прямоугольные  арочные проемы входов в галерею и подклет по оси западного фасада; прямоугольные лучковые проемы в северной и южной стенах подклета; широкое арочное окно подклета по оси восточного фасада; заложенное прямоугольное окно по оси восточной стены в интерьере алтаря, щелевидное прямоугольное окно второго яруса в северном прясле восточного фасада; осевое расположение на фасадах второго яруса храма килевидных перспективных порталов с наличниками, импостами и цоколями, полуколонки которых украшены дыньками с валиками;  лучковая арка и клинчатая перемычка между южными столбами второго яруса галереи над входами в объем висячего лестничного перехода;

- пространственно-планировочная структура интерьера церквей первого и второго ярусов в капитальных стенах: крестообразные центрально-симметричные в плане помещения подклета и первого яруса, в восточной части которых находится алтарь; церковь первого яруса соединена с галереей-притвором широкими открытыми проемами в южной и северной стенах и дверью в западной стене; церковь второго яруса сообщается с галереей-притвором через дверные проемы в северной, западной и южной стенах;

- материал, конструкция и характер связи капитальных стен храма и галереи: капитальные стены из большемерного красного керамического кирпича, кладка верстовая на известковом растворе под затирку; материал и геометрия кирпичных подпружных арок подклета галереи, коробовых и крестовых вспарушеных сводов первого яруса галереи, крестового вспарушеного и коробовых сводов подклета, коробовых сводов, повышенных подпружных арок и парусов, опорного кольца, восьмерика, шатра и барабана второго яруса храма;

- местоположение ниш в капитальных стенах: прямоугольная ниша в восточной стене северо-восточного пилона подклета; ниши алтарной части второго яруса храма: три печуры в северной стене, арочная ниша жертвенника с прямоугольным щелевидным окном; прямоугольная арочная ниша по оси восточной стены и печура справа от нее; ниша в южной стене; заложенные ниши в западных гранях юго-западного и северо-западного пилонов (второй ярус храма);

- кирпичный валик опорного кольца под восьмериком в интерьере второго яруса;

- голосники в храме второго яруса;

- фрагменты кирпичного и плинфяного пола в интерьере второго яруса храма; кирпичный пол из большемера на гульбище;

- наружные двери храма второго яруса: дубовые тесовые двупольные на шпонках, навес на жиковинах;

- внутренняя дверь входа в галерею первого яруса: двупольная филенчатая остекленная, с исторической фурнитурой (петли, доводчик южной створки);

- исторические столярные заполнения (двойные оконные рамы с фрамугами и ставнями) и решетки, сохранившиеся в заложенных оконных проемах южного фасада галереи;

- характер столярных заполнений дверных проемов: наружные филенчатые двупольные двери с двойной фрамугой (вход в колокольню), глухие заполнения южного и северного арочных проемов первого яруса колокольни; внутренние двери храма второго яруса – филенчатые с остеклением;

- характер столярных заполнений оконных проемов: деревянные рамы и переплеты с исторической расстекловкой;

- форма покрытия второго яруса храма: чердачная крыша, каждая сторона крестообразного чердака покрыта трехчастной кровлей, представляющей собой пересечение трех цилиндров;  центральный цилиндр совпадает по форме и расположению с верхней ступенью сводов и как бы продолжает ее до пересечения с центральной закомарой, два боковых цилиндра почти такого же радиуса лежат параллельно центральному над малыми закомарами, обрамляющими вырезанный внешний угол крестообразного плана;

- форма крыши галереи – скатная с настенными желобами и организованным водоотводом;

- характер покрытия кровли, карниза, закомар и кокошников: из листового металла, фальцевые;

- форма главы – маковичная;

- крест четырехконечный гладкий сплошной, с трилистниками на концах ветвей, в основании креста кованые растительные побеги, в средокрестии между ветвями плоские сегментные вставки с лучами;  с восточной стороны креста в средокрестии накладное объемное распятие; крест, шар и конус позолоченные;

- объемно-пространственная структура трехъярусной ступенчато уменьшающейся в плане колокольни, состоящей из двух квадратных в плане ярусов и полуяруса между ними, завершенной четырехгранной купольной крышей с квадратным барабанчиком, круглой главкой и высоким шпилем  с яблоком и крестом;

- композиция и ордерное архитектурно-художественное оформление фасадов колокольни, в том числе, трехчетвертные колонны тосканского ордера на углах пилонов первого яруса, несущие арочный антаблемент; круглые ниши по сторонам полуциркульных открытых проемов второго яруса;  трехчетвертные пилястры и прямоугольные арочные проемы в нишах между пилонами третьего яруса; полуциркульные арки первого и третьего ярусов с замковыми камнями; трехчастные, с кирпичными сухариками, венчающие карнизы первого и третьего ярусов;

- материал, конструкция и характер связи капитальных стен колокольни: керамический кирпич, кладка верстовая на известковом растворе в подрезку; ордерные элементы из точеного кирпича; вспарушеный крестовый свод первого яруса колокольни; стеновые и воздушные связи из полосового железа; опирание подколокольных балок в пяты арок третьего яруса и в углы стен в первой трети высоты арочных проемов;

- характер покрытия кровли и выступающих частей ярусов колокольни: из листового металла, фальцевая;

- форма, габариты, местоположение барабана, главы и шпиля: барабан четырехгранный, в виде кубического постамента на цоколе, обработан арочными прямоугольными нишами и парными круглыми колонками с кубическими базами и капителями, на которые опирается карнизная плита; глава сферическая, нижняя часть в виде лошчатой чаши-потира на тонкой ножке и полусферическом лошчатом основании, установленном на карнизную плиту барабана, верхняя полусфера отделена от нижней выпуклым пояском, переходит в высокий тонкий шпиль;

- вид материала завершения колокольни: облицовка листовым металлом;

- крест четырехконечный гладкий сплошной, с трилистниками на концах ветвей, в основании креста кованые растительные побеги, в средокрестии между ветвями плоские сегментные вставки с лучами; крест, яблоко и конус позолоченные;

- материал висячей арки под лестничным маршем, ведущим из колокольни на второй ярус галереи: кирпич, металлические связи;

- расположение и вид материала висячей крытой лестницы: деревянные марши, ведущие из колокольни на второй ярус галереи, из галереи на ярус звона колокольни; деревянные площадки в колокольне; деревянная обшивка стен объема лестничного перехода; кровля из листового фальцевого металла;

- историческое расположение крыльца у южного фасада колокольни;

- сохранившиеся фрагменты монументальной живописи и лепного убранства (схемы расположения сохранившихся фрагментов живописи объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Петра Митрополита», XVI в. (Ярославская область, г. Переславль-Залесский, Красная пл., д. 6), и их фотофиксация приведены в приложении к настоящему предмету охраны).

Приложение

к предмету охраны

объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Петра Митрополита», XVI в. (Ярославская область, г. Переславль-Залесский, Красная пл., д. 6)

СХЕМЫ

РАСПОЛОЖЕНИЯ СОХРАНИВШИХСЯ ФРАГМЕНТОВ ЖИВОПИСИ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ «ЦЕРКОВЬ ПЕТРА МИТРОПОЛИТА», XVI В. (ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ, КРАСНАЯ ПЛ., Д. 6)

1. Схема расположения фрагментов живописи первого яруса церкви

Экспликация

1 – живописная композиция «Рождество Христово». Западная стена основного объема

              2 – композиция с Ангелом. Свод храма первого яруса

              3 – 7 – орнаментальная живопись с растительными мотивами на сводах и подпружных арках галереи

8 – фон и абрис примыкавшего к стене киота иконы

              9 – 19 – орнаментальная живопись с растительными мотивами на сводах и подпружных арках галереи

Рисунок 1

1. Композиция «Рождество Христово». Северная часть галереи, стена подклета (боковая западная стена северного «рукава» креста плана)

Рисунок 2

2. Композиция с Ангелом. Свод храма первого яруса

Рисунок 3

3. Орнаментальная живопись на своде галереи

Рисунок 4

4. Орнаментальная живопись на подпружной арке галереи

Рисунок 5

5. Орнаментальная живопись на своде галереи

Рисунок 6

6. Орнаментальная живопись на подпружных арках галереи

Рисунок 7

7. Орнаментальная живопись на подпружных арках галереи

Рисунок 8

8. Фон и абрис примыкавшего к стене киота иконы

9.1. Орнаментальная живопись на своде и подпружных арках галереи

Рисунок 10

9.2. Орнаментальная живопись на подпружной арке галереи

Рисунок 11

10. Орнаментальная живопись на подпружной арке галереи

Рисунок 12

11. Орнаментальная живопись на подпружной арке галереи

Рисунок 13

12. Орнаментальная живопись на подпружной арке галереи

Рисунок 14

13. Орнаментальная живопись на своде галереи

Рисунок 15

14. Орнаментальная живопись на сводах и подпружных арках галереи

Рисунок 16

14.1. Орнаментальная живопись на подпружной арке галереи

Рисунок 17

15. Орнаментальная живопись на своде галереи

Рисунок 18

16. Орнаментальная живопись на своде галереи

Рисунок 19

17.1. Орнаментальная живопись на подпружных арках и своде галереи

Рисунок 20

17.2. Орнаментальная живопись на подпружных арках и своде галереи

Рисунок 21

18.1. Орнаментальная живопись на подпружной арке галереи

Рисунок 22

18.2. Орнаментальная живопись на подпружной арке галереи

Рисунок 23

19. Орнаментальная живопись на сводах, подпружных арках и стенах галереи

Рисунок 24

19.1. Орнаментальная живопись на подпружной арке

Рисунок 25

19.2. Орнаментальная живопись на подпружной арке

2. Схема расположения фрагментов живописи второго яруса церкви

Экспликация

20 – композиция «Положение во Гроб»

21 – композиция «Распятие»

22 – композиция «Моление о чаше»

23 – композиция «Явление Христа Марии Магдалине»

24 – орнаментальная живопись на своде в алтаре

25 – иконостас

26 – живописные композиции на пилонах и западной стене церкви второго яруса: «Крестовоздвижение», «Вознесение», «Князь Владимир», «Петр Митрополит»(?), «Сошествие Святого Духа» и «Сошествие в ад (Воскресение)»

27 – «Крестовоздвижение»

28 – «Вознесение»

29 – «Князь Владимир»

30 – «Сошествие Святого духа»

31 – живопись на парусе над иконостасом (евангелист)

Рисунок 1

20. Алтарь церкви второго яруса. Композиция «Положение во Гроб». Северная стена

Рисунок 2

21. Алтарь церкви второго яруса. Композиция «Распятие», северная часть восточной стены

Рисунок 3

22. Алтарь церкви второго яруса. Композиция «Моление о чаше». Южная часть восточной стены

23. Алтарь церкви второго яруса. Композиция «Явление Христа Марии Магдалине», южная стена

Рисунок 5

24. Алтарь церкви второго яруса. Орнаментальная живопись на своде и подпружной арке

Рисунок 6

25. Церковь второго яруса. Общий вид восточной стены храма. Иконостас

Рисунок 7

26. Церковь второго яруса. Вид на западную стену. Композиции «Крестовоздвижение», «Вознесение», «Князь Владимир», «Петр Митрополит» (?), «Сошествие Святого Духа» и «Сошествие в ад (Воскресение)»

27. Живопись на западной грани юго-западного пилона. Композиция «Крестовоздвижение»

Рисунок 9

28. Живопись на южной грани юго-западного пилона. Композиция «Вознесение»

Рисунок 10

29. Живопись на северной части западной стены. Композиция «Князь Владимир»

Рисунок 11

30. Живопись на северной грани северо-западного пилона. Композиция «Сошествие Святого Духа»

Рисунок 12

31. Храм второго яруса. Живопись на парусе над иконостасом (евангелист)

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 23.09.2020
Рубрики правового классификатора: 130.030.040 Охрана и использование памятников истории и культуры

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать