Основная информация
Дата опубликования: | 11 декабря 2019г. |
Номер документа: | RU71000201900992 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Тульская область |
Принявший орган: | Министерство труда и социальной защиты Тульской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 11 декабрь 2019 № 732-осн
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ТРЕБОВАНИЙ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УКАЗАННЫХ ЛИЦ, УСПЕШНО ЕЕ ОСВОИВШИХ, ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ И КРИТЕРИЕВ УСПЕШНОГО ПРОХОЖДЕНИЯ КУРСА ПОДГОТОВКИ
В соответствии с пунктом 6 статьи 127, пунктом 1 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации», на основании постановления правительства Тульской области от 16 июля 2012 года № 383 «Об определении органа, уполномоченного на утверждение программы и порядка подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» приказываю:
1. Утвердить:
программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (приложение 1);
требования к уровню подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, успешно освоивших программу подготовки (приложение 2);
порядок проведения итоговой аттестации граждан, прошедших курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, критерии успешного прохождения курса подготовки (приложение 3).
2. Признать утратившими силу:
приказ министерства труда и социальной защиты Тульской области от 09.01.2013 № 10-осн «Об утверждении программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и требований к уровню подготовки указанных лиц, успешно ее освоивших»;
приказ комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству от 27.07.2012 N 67-осн «Об утверждении программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей».
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
4. Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Министр труда и социальной защиты
Тульской области
А.В. Филиппов
Приложение 1
к приказу
от 11 декабря 2019 г. № 732-осн
Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
1. Учебно-тематический план программы (программа осваивается по очной форме обучения)
N
п/п
Разделы программы
Количество часов
Форма контроля
Всего
В том числе
лекции
семинары-
тренинги
Индивиду-альное
Консульти-рование
1
Введение в курс подготовки
лиц, желающих принять на
воспитание в свою семью
ребенка, оставшегося без
попечения родителей
2
0,5
0,5
1
Структури-рованное интервью
2
Представление о потребностях
развития приемного ребенка и
необходимых компетенциях
приемных родителей.
Понятие о мотивации приемных родителей
3
1
2
3
Этапы развития ребенка
1
1
4
Особенности развития и
поведения ребенка,
оставшегося без попечения
родителей, подвергавшегося
жестокому обращению.
Диспропорции развития ребенка
4
1
3
5
Последствия от разрыва с
кровной семьей для развития
ребенка, оставшегося без
попечения родителей
(нарушения привязанности,
особенности переживания горя
и потери, формирование личной и семейной идентичности)
2
1
1
6
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи
2
0,5
1,5
7
«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка
4
4
8
Обеспечение безопасности
ребенка. Меры по
предотвращению рисков
жестокого обращения и
причинения вреда здоровью
ребенка
2
1
1
9
Особенности полового
воспитания приемного ребенка
2
1
1
10
Роль семьи в обеспечении
потребностей развития и
реабилитации ребенка
14
3,5
10,5
11
Основы законодательства
Российской Федерации об
устройстве детей, оставшихся
без попечения родителей, на
воспитание в семьи граждан
2
0,5
1,5
12
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и
попечительства и иными
организациями,
предоставляющими
услуги детям и семьям
2
2
13
Подведение итогов освоения
курса подготовки лиц,
желающих принять на
воспитание в свою семью
ребенка, оставшегося без
попечения родителей
1
1
Собеседова-ние
Итоговая аттестация
1
1
Тестирова-ние
Всего
42
11
28
3
2. Программа тем занятий по разделам
Раздел 1 «Введение в курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» включает проведение с каждым из лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - кандидаты в приемные родители), индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка) и изучение следующих тем:
а) содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители;
б) задачи подготовки, в том числе касающиеся:
выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;
в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители);
г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей;
д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Раздел 2 «Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей» включает:
изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;
проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;
проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций;
проведение психологической диагностики кандидатов в приемные родители (с их согласия) по индивидуальным запросам.
Раздел 3 «Этапы развития ребенка» включает изучение следующих тем:
общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);
роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
Раздел 4 «Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка» включает изучение следующих тем:
виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;
диспропорции развития ребенка; понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия;
семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;
оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
Раздел 5 «Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)» включает изучение следующих тем:
потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;
причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;
типы «нарушенной привязанности» (понятия «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»);
понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.
Раздел 6 «Адаптация приемного ребенка и приемной семьи» включает изучение следующих тем:
особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка;
этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации;
тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный;
роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.
Раздел 7 «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка» включает изучение следующих тем:
формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддитивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними;
эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;
причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;
понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.
Раздел 8 «Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка» включает изучение следующих тем:
создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);
способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;
предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;
медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
Раздел 9 «Особенности полового воспитания приемного ребенка» включает изучение следующих тем:
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;
формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности;
способы защиты ребенка от сексуального насилия;
роль сверстников, родителей, педагогов, СМИ в формировании полового самосознания подростка;
мотивация и нравственная сторона сексуальной активности в подростковом и юношеском возрасте.
Раздел 10 «Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка» включает изучение следующих тем:
родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка;
стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители;
способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;
социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;
семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;
понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон:
общая характеристика нарушений психофизического развития детей с ОВЗ. Компенсаторные возможности;
ресурсы (внутренние/внешние), необходимые семье, принявшей ребенка с ОВЗ: близкие родственники, друзья; социальное окружение; общественные организации; специалисты, учреждения, оказывающие специализированную помощь (медицинская, педагогическая, юридическая, психологическая, социальная помощь; реабилитация, организация отдыха). Самоанализ ресурсов (возможные компетенции): возможности и ограничения личные; возможности и ограничения семьи; возможности и ограничения социального окружения;
роль семьи в развитии и реабилитации ребенка с ОВЗ. Динамика развития таких детей после устройства в семью. Изменения, происходящие в семье, в связи с приемом ребенка с особыми потребностями: распорядок жизни в семье, семейные роли, семейные правила. Адаптация ребенка с ОВЗ в семье. Обустройство жизни ребенка с ОВЗ в быту и в социуме;
особенности, возможности и способы социализации, реабилитации, обучения ребенка с ОВЗ. Перспективы: социализация, образование, профессиональная деятельность, включенность в жизнь семьи, в семейную структуру, медицинская, социальная, юридическая помощь. Позитивные моменты в воспитании особого ребенка;
общая характеристика подросткового возраста. Социальная ситуация развития. Специфика межличностных отношений подростка со взрослыми и сверстниками. Кризис подросткового возраста. Кризис идентичности. Основные новообразования возраста. «Чувство взрослости» как показатель основного новообразования подросткового возраста и как форма самосознания. Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность;
особенности и потребности развития ребенка-подростка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в замещающей семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки);
сотрудничество с подростком. Особенности межличностных отношений. Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений. Причины задержки усвоения подростком этических ценностей и общественных норм;
особенности адаптации подростков, переживших разлуку с биологической семьей. Установление отношений до прихода в семью и после. Факторы, вызывающие семейный стресс (родительские компетенции, изменение структуры семьи, неадекватные ожидания семьи и приемного подростка друг от друга, запутанные коммуникации в семье, трудности формирования взаимоотношений между кровными и приемными детьми, проблемы контроля, трудности адаптации и обучения в образовательной организации). Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни подростка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;
понятие «сиблинг». Осознание значения сиблинговых отношений. Формирование сиблинговых отношений. Влияние проживания в неблагополучной семье и опыта проживания в детском доме на взаимоотношения сиблингов. Плюсы совместного помещения сиблингов в семью. Отличие в поведении сиблингов-сирот в замещающей семье;
трудности интеграции, факторы, влияющие на адаптацию сиблингов в приемной семье. Распределение ролей между сиблингами. Специальные компетенции замещающих родителей для формирования детско-родительских отношений с сиблингами;
самооценка ресурсности замещающей семьи: наличие личного опыта проживания в многодетной или расширенной семье, успешный собственный опыт воспитания кровных сиблингов, четкая ролевая структура семьи, стабильность семейных отношений и хорошо продуманная организация жизни и быта, открытость границ семьи, стрессоустойчивость семьи.
Раздел 11 «Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан» включает изучение следующих тем:
правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью;
формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства;
требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем;
порядок предоставления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;
порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;
порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье;
порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;
меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;
защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;
порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;
правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей;
порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку;
последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;
порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Раздел 12 «Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям» включает изучение следующих тем:
родительские и профессиональные функции приемной семьи;
взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия;
информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи;
взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.
Раздел 13 «Подведение итогов освоения курса подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» включает:
обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители;
обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители;
проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание, оценки ими своих возможностей воспитывать ребенка с ОВЗ, ребенка подросткового возраста, сиблингов;
составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию);
рекомендации по итогам психологической диагностики кандидатов в приемные родители по индивидуальным запросам.
3. Итоговая аттестация
Итоговая аттестация кандидатов в приемные родители проводится в форме тестирования в конце всего курса подготовки граждан и завершается выдачей свидетельства о прохождении программы подготовки.
Приложение 2
к приказу
11 декабря 2019 г. № 732-осн
Требования к уровню подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, успешно освоивших программу подготовки
1. Лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, успешно освоившие программу, по завершении курса должны иметь четкое представление:
о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии органа опеки и попечительства, организации по подготовке замещающих семей, и замещающей семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи замещающим семьям;
об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в замещающие родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
о правилах безопасного воспитания усыновленных, опекаемых, приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых замещающему родителю;
о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.
2. Лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, успешно освоившие программу, должны знать:
свои права и обязанности как замещающих родителей, как в отношении ребенка, так и в отношении органа опеки и попечительства;
закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;
этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;
особенности протекания периода адаптации ребенка в замещающей семье;
о влиянии собственного опыта замещающих родителей на их отношение к «трудному» поведению детей;
санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;
способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.
3. Лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, успешно освоившие программу, должны уметь:
использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию усыновленного, опекаемого, приемного ребенка;
рассматривать «трудное» поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
осознать природу своих чувств по поводу «трудного» поведения ребенка;
быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;
оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;
ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и замещающим родителям;
заботиться о здоровье ребенка;
соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;
понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
Приложение 3
к приказу
11 декабря 2019 г. № 732-осн
Порядок проведения итоговой аттестации граждан, прошедших курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, критерии успешного прохождения курса подготовки
1. Порядок проведения итоговой аттестации граждан, прошедших курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
1.1. Итоговая аттестация проводится в конце всего курса подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на последнем занятии в индивидуальной форме.
1.2. Итоговая аттестация проводится в форме итогового тестового задания, разработанного уполномоченной организацией, осуществляющей подготовку (далее - уполномоченная организация).
1.3. Итоговая аттестация проводится в аудитории в присутствии ответственного лица уполномоченной организации и ответственного лица территориального отдела министерства, осуществляющего контроль за ходом подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
1.4. Проверка итогового тестового задания осуществляется ответственным лицом уполномоченной организации.
1.6. На последнем листе итогового тестового задания проставляется процент правильных ответов, ставится подпись ответственного лица уполномоченной организации и ответственного лица территориального отдела министерства, осуществляющего контроль за ходом подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
2. Критерии успешного прохождения курса подготовки
2.1. Посещаемость занятий (не менее 80% от общего количества занятий).
В случае пропуска более 30% от общего количества занятий гражданин получает справку о прохождении части подготовки и может пройти пропущенные занятия в составе следующей группы граждан, проходящих подготовку.
2.2. Успешное выполнение итогового тестового задания (не менее 75% правильных ответов от общего количества вопросов).
В случае показателя прохождения итогового тестового задания менее 75% гражданину рекомендуется повторно прослушать лекцию по теме с низкими результатами усвоения знаний или дистанционно повторить материал, после чего повторно пройти тестирование по незачтенным темам.
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 11 декабрь 2019 № 732-осн
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ТРЕБОВАНИЙ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УКАЗАННЫХ ЛИЦ, УСПЕШНО ЕЕ ОСВОИВШИХ, ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ И КРИТЕРИЕВ УСПЕШНОГО ПРОХОЖДЕНИЯ КУРСА ПОДГОТОВКИ
В соответствии с пунктом 6 статьи 127, пунктом 1 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации», на основании постановления правительства Тульской области от 16 июля 2012 года № 383 «Об определении органа, уполномоченного на утверждение программы и порядка подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» приказываю:
1. Утвердить:
программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (приложение 1);
требования к уровню подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, успешно освоивших программу подготовки (приложение 2);
порядок проведения итоговой аттестации граждан, прошедших курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, критерии успешного прохождения курса подготовки (приложение 3).
2. Признать утратившими силу:
приказ министерства труда и социальной защиты Тульской области от 09.01.2013 № 10-осн «Об утверждении программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и требований к уровню подготовки указанных лиц, успешно ее освоивших»;
приказ комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству от 27.07.2012 N 67-осн «Об утверждении программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей».
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
4. Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Министр труда и социальной защиты
Тульской области
А.В. Филиппов
Приложение 1
к приказу
от 11 декабря 2019 г. № 732-осн
Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
1. Учебно-тематический план программы (программа осваивается по очной форме обучения)
N
п/п
Разделы программы
Количество часов
Форма контроля
Всего
В том числе
лекции
семинары-
тренинги
Индивиду-альное
Консульти-рование
1
Введение в курс подготовки
лиц, желающих принять на
воспитание в свою семью
ребенка, оставшегося без
попечения родителей
2
0,5
0,5
1
Структури-рованное интервью
2
Представление о потребностях
развития приемного ребенка и
необходимых компетенциях
приемных родителей.
Понятие о мотивации приемных родителей
3
1
2
3
Этапы развития ребенка
1
1
4
Особенности развития и
поведения ребенка,
оставшегося без попечения
родителей, подвергавшегося
жестокому обращению.
Диспропорции развития ребенка
4
1
3
5
Последствия от разрыва с
кровной семьей для развития
ребенка, оставшегося без
попечения родителей
(нарушения привязанности,
особенности переживания горя
и потери, формирование личной и семейной идентичности)
2
1
1
6
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи
2
0,5
1,5
7
«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка
4
4
8
Обеспечение безопасности
ребенка. Меры по
предотвращению рисков
жестокого обращения и
причинения вреда здоровью
ребенка
2
1
1
9
Особенности полового
воспитания приемного ребенка
2
1
1
10
Роль семьи в обеспечении
потребностей развития и
реабилитации ребенка
14
3,5
10,5
11
Основы законодательства
Российской Федерации об
устройстве детей, оставшихся
без попечения родителей, на
воспитание в семьи граждан
2
0,5
1,5
12
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и
попечительства и иными
организациями,
предоставляющими
услуги детям и семьям
2
2
13
Подведение итогов освоения
курса подготовки лиц,
желающих принять на
воспитание в свою семью
ребенка, оставшегося без
попечения родителей
1
1
Собеседова-ние
Итоговая аттестация
1
1
Тестирова-ние
Всего
42
11
28
3
2. Программа тем занятий по разделам
Раздел 1 «Введение в курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» включает проведение с каждым из лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - кандидаты в приемные родители), индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка) и изучение следующих тем:
а) содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители;
б) задачи подготовки, в том числе касающиеся:
выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;
в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители);
г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей;
д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Раздел 2 «Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей» включает:
изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;
проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;
проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций;
проведение психологической диагностики кандидатов в приемные родители (с их согласия) по индивидуальным запросам.
Раздел 3 «Этапы развития ребенка» включает изучение следующих тем:
общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);
роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
Раздел 4 «Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка» включает изучение следующих тем:
виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;
диспропорции развития ребенка; понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия;
семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;
оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
Раздел 5 «Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)» включает изучение следующих тем:
потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;
причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;
типы «нарушенной привязанности» (понятия «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»);
понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.
Раздел 6 «Адаптация приемного ребенка и приемной семьи» включает изучение следующих тем:
особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка;
этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации;
тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный;
роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.
Раздел 7 «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка» включает изучение следующих тем:
формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддитивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними;
эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;
причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;
понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.
Раздел 8 «Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка» включает изучение следующих тем:
создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);
способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;
предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;
медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
Раздел 9 «Особенности полового воспитания приемного ребенка» включает изучение следующих тем:
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;
формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности;
способы защиты ребенка от сексуального насилия;
роль сверстников, родителей, педагогов, СМИ в формировании полового самосознания подростка;
мотивация и нравственная сторона сексуальной активности в подростковом и юношеском возрасте.
Раздел 10 «Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка» включает изучение следующих тем:
родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка;
стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители;
способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;
социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;
семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;
понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон:
общая характеристика нарушений психофизического развития детей с ОВЗ. Компенсаторные возможности;
ресурсы (внутренние/внешние), необходимые семье, принявшей ребенка с ОВЗ: близкие родственники, друзья; социальное окружение; общественные организации; специалисты, учреждения, оказывающие специализированную помощь (медицинская, педагогическая, юридическая, психологическая, социальная помощь; реабилитация, организация отдыха). Самоанализ ресурсов (возможные компетенции): возможности и ограничения личные; возможности и ограничения семьи; возможности и ограничения социального окружения;
роль семьи в развитии и реабилитации ребенка с ОВЗ. Динамика развития таких детей после устройства в семью. Изменения, происходящие в семье, в связи с приемом ребенка с особыми потребностями: распорядок жизни в семье, семейные роли, семейные правила. Адаптация ребенка с ОВЗ в семье. Обустройство жизни ребенка с ОВЗ в быту и в социуме;
особенности, возможности и способы социализации, реабилитации, обучения ребенка с ОВЗ. Перспективы: социализация, образование, профессиональная деятельность, включенность в жизнь семьи, в семейную структуру, медицинская, социальная, юридическая помощь. Позитивные моменты в воспитании особого ребенка;
общая характеристика подросткового возраста. Социальная ситуация развития. Специфика межличностных отношений подростка со взрослыми и сверстниками. Кризис подросткового возраста. Кризис идентичности. Основные новообразования возраста. «Чувство взрослости» как показатель основного новообразования подросткового возраста и как форма самосознания. Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность;
особенности и потребности развития ребенка-подростка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в замещающей семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки);
сотрудничество с подростком. Особенности межличностных отношений. Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений. Причины задержки усвоения подростком этических ценностей и общественных норм;
особенности адаптации подростков, переживших разлуку с биологической семьей. Установление отношений до прихода в семью и после. Факторы, вызывающие семейный стресс (родительские компетенции, изменение структуры семьи, неадекватные ожидания семьи и приемного подростка друг от друга, запутанные коммуникации в семье, трудности формирования взаимоотношений между кровными и приемными детьми, проблемы контроля, трудности адаптации и обучения в образовательной организации). Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни подростка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;
понятие «сиблинг». Осознание значения сиблинговых отношений. Формирование сиблинговых отношений. Влияние проживания в неблагополучной семье и опыта проживания в детском доме на взаимоотношения сиблингов. Плюсы совместного помещения сиблингов в семью. Отличие в поведении сиблингов-сирот в замещающей семье;
трудности интеграции, факторы, влияющие на адаптацию сиблингов в приемной семье. Распределение ролей между сиблингами. Специальные компетенции замещающих родителей для формирования детско-родительских отношений с сиблингами;
самооценка ресурсности замещающей семьи: наличие личного опыта проживания в многодетной или расширенной семье, успешный собственный опыт воспитания кровных сиблингов, четкая ролевая структура семьи, стабильность семейных отношений и хорошо продуманная организация жизни и быта, открытость границ семьи, стрессоустойчивость семьи.
Раздел 11 «Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан» включает изучение следующих тем:
правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью;
формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства;
требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем;
порядок предоставления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;
порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;
порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье;
порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;
меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;
защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;
порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;
правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей;
порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку;
последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;
порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Раздел 12 «Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям» включает изучение следующих тем:
родительские и профессиональные функции приемной семьи;
взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия;
информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи;
взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.
Раздел 13 «Подведение итогов освоения курса подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» включает:
обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители;
обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители;
проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание, оценки ими своих возможностей воспитывать ребенка с ОВЗ, ребенка подросткового возраста, сиблингов;
составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию);
рекомендации по итогам психологической диагностики кандидатов в приемные родители по индивидуальным запросам.
3. Итоговая аттестация
Итоговая аттестация кандидатов в приемные родители проводится в форме тестирования в конце всего курса подготовки граждан и завершается выдачей свидетельства о прохождении программы подготовки.
Приложение 2
к приказу
11 декабря 2019 г. № 732-осн
Требования к уровню подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, успешно освоивших программу подготовки
1. Лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, успешно освоившие программу, по завершении курса должны иметь четкое представление:
о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии органа опеки и попечительства, организации по подготовке замещающих семей, и замещающей семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи замещающим семьям;
об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в замещающие родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
о правилах безопасного воспитания усыновленных, опекаемых, приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых замещающему родителю;
о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.
2. Лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, успешно освоившие программу, должны знать:
свои права и обязанности как замещающих родителей, как в отношении ребенка, так и в отношении органа опеки и попечительства;
закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;
этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;
особенности протекания периода адаптации ребенка в замещающей семье;
о влиянии собственного опыта замещающих родителей на их отношение к «трудному» поведению детей;
санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;
способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.
3. Лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, успешно освоившие программу, должны уметь:
использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию усыновленного, опекаемого, приемного ребенка;
рассматривать «трудное» поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
осознать природу своих чувств по поводу «трудного» поведения ребенка;
быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;
оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;
ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и замещающим родителям;
заботиться о здоровье ребенка;
соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;
понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
Приложение 3
к приказу
11 декабря 2019 г. № 732-осн
Порядок проведения итоговой аттестации граждан, прошедших курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, критерии успешного прохождения курса подготовки
1. Порядок проведения итоговой аттестации граждан, прошедших курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
1.1. Итоговая аттестация проводится в конце всего курса подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на последнем занятии в индивидуальной форме.
1.2. Итоговая аттестация проводится в форме итогового тестового задания, разработанного уполномоченной организацией, осуществляющей подготовку (далее - уполномоченная организация).
1.3. Итоговая аттестация проводится в аудитории в присутствии ответственного лица уполномоченной организации и ответственного лица территориального отдела министерства, осуществляющего контроль за ходом подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
1.4. Проверка итогового тестового задания осуществляется ответственным лицом уполномоченной организации.
1.6. На последнем листе итогового тестового задания проставляется процент правильных ответов, ставится подпись ответственного лица уполномоченной организации и ответственного лица территориального отдела министерства, осуществляющего контроль за ходом подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
2. Критерии успешного прохождения курса подготовки
2.1. Посещаемость занятий (не менее 80% от общего количества занятий).
В случае пропуска более 30% от общего количества занятий гражданин получает справку о прохождении части подготовки и может пройти пропущенные занятия в составе следующей группы граждан, проходящих подготовку.
2.2. Успешное выполнение итогового тестового задания (не менее 75% правильных ответов от общего количества вопросов).
В случае показателя прохождения итогового тестового задания менее 75% гражданину рекомендуется повторно прослушать лекцию по теме с низкими результатами усвоения знаний или дистанционно повторить материал, после чего повторно пройти тестирование по незачтенным темам.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 06.02.2020 |
Рубрики правового классификатора: | 040.060.030 Опека и попечительство над детьми (см. также 030.020.050), 040.060.040 Приемная семья |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: