Основная информация

Дата опубликования: 12 января 2010г.
Номер документа: RU72000201000261
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Тюменская область
Принявший орган: Департамент социального развития Тюменской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 1  января 2010 г.  № 1-п 

Об утверждении и внедрении

административного регламента

Признан утратившим силу приказом департамента социального развития Тюменской области от 11.12.2012 № 423-п (НГР: ru 72000201201241)

              В соответствии с распоряжением Правительства Тюменской области от 15.10.2007 № 1000-рп (в редакции от 28.12.2007 № 1716-рп) «Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг», решением Комиссии по проведению административной реформы в Тюменской области от 25.12.2009, протокол №8(27), в целях дальнейшей реализации административной реформы в Тюменской области

              ПРИКАЗЫВАЮ:

              1. Утвердить административный регламент «Предоставление социальных услуг на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам в Тюменской области», прошедший независимую и правовую экспертизы, обсуждение на официальном портале органов государственной власти Тюменской области.

              2. Начальнику отдела социального обслуживания М.В. Бабушкиной организовать внедрение административного регламента до 20 января 2010 года и обеспечить последующий его мониторинг.

              3. Начальнику отдела административной и кадровой работы С.И. Левашовой довести приказ до сведения руководителей структурных подразделений департамента.

              4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на В.А. Иванову - первого заместителя директора.

Директор                                                                             О.А. Кузнечевских                           

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ

«ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ НА ДОМУ

ГРАЖДАНАМ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДАМ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ»

I. Общие положения

1.1. Наименование государственной услуги

1.1.1. Административный регламент по предоставлению социальных услуг на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам в Тюменской области (далее - Административный регламент) разработан в целях повышения качества исполнения и доступности результатов предоставления государственной услуги (далее – государственная услуга), определения сроков и последовательности действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги.

1.2. Нормативное правовое регулирование предоставления государственной услуги 

Предоставление социальной услуги осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами:

- Конституция Российской Федерации, источник публикации: «Российская газета», № 7, 21.01.2009, «Собрание законодательства РФ», № 4, 26.01.2009, ст. 445, «Парламентская газета», № 4, 23-29.01.2009;

- Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», источник публикации: «Собрание законодательства РФ», № 50, 11.12.1995, ст. 4872, «Российская газета», № 243, 19.12.1995;

- Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», источник публикации: «Российская газета», № 150, 04.08.1995, «Собрание законодательства РФ», № 32, 07.08.1995, ст. 3198;

- Национальный стандарт ГОСТ Р 52880-2007 «Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 № 562-ст, источник публикации: М., Стандартинформ, 2008;

- Национальный стандарт ГОСТ Р 52884-2007 «Порядок и условия предоставления  социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 № 562-ст, источник публикации: М., Стандартинформ, 2008;

- Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.07.1999 № 32 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения», источник публикации: «Бюллетень Минтруда РФ», № 11, 1999;

- Закон Тюменской области от 07.11.2008 № 67 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2009 г. и плановый период 2010 и 2011 годов», источник публикации: «Парламентская газета «Тюменские известия», № 202, спецвыпуск, 11.11.2008, «Вестник Тюменской областной Думы», № 10, часть 1, 2008;

- Постановление Правительства Тюменской области от 02.03.2006 № 40-п «О социальном обслуживании населения в Тюменской области», источник публикации: «Тюменская область сегодня», № 41, 11.03.2006, «Парламентская газета «Тюменские известия», № 49-50, 18.03.2006, «Сборник постановлений, распоряжений Губернатора Тюменской области, Правительства Тюменской области», март, 2006.

Нормативные правовые акты применяются в действующей редакции.

1.3. Органы и организации, участвующие в предоставлении государственной услуги.

1.3.1. Предоставление государственной услуги осуществляется:

- департаментом социального развития Тюменской области (далее – департамент);

- территориальными управлениями социальной защиты населения (далее – управления);

- автономными учреждениями социального обслуживания населения (далее – учреждения);

- органами местного самоуправления;

- иными организациями и учреждениями.  

1.3.2.  Департамент организует и контролирует деятельность учреждений по предоставлению государственной услуги на дому.

1.3.3. Управления принимают решение о зачислении или отказе в зачислении на социальное обслуживание (о предоставлении или отказе в предоставлении стационарных социальных услуг) на дому.

1.3.4. Учреждения оказывают государственную услугу на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Тюменской области.

1.3.5. Органы местного самоуправления  городских округов и муниципальных районов Тюменской области осуществляют выдачу гражданам справок и иной информации, необходимой для предоставления социальных услуг на дому.

1.3.6. Иные организации и учреждения (предприятия и организации различных форм собственности, предприниматели без образования юридического лица) могут оказывать государственную услугу на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Тюменской области.

1.4. Результат предоставления государственной услуги

1.4.1. Результатом предоставления государственной услуги является:

- зачисление на социальное обслуживание (предоставление стационарных социальных услуг) на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, оформленное решением начальника управления о зачислении на социальное обслуживание (о предоставлении стационарных социальных услуг) на дому и договором о социальном обслуживании (о предоставлении стационарных социальных услуг на дому);

- отказ в зачислении на социальное обслуживание (в предоставлении стационарных социальных услуг) на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, оформленный решением начальника управления об отказе в  зачислении на социальное обслуживание (предоставлении стационарных социальных услуг) на дому и уведомлением об отказе в зачислении на социальное обслуживании (предоставлении стационарных социальных услуг) на дому.

1.5. Заявители государственной услуги

1.5.1. Государственная услуга предоставляется гражданам пожилого возраста (женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет) и инвалидам (в том числе детям-инвалидам), нуждающимся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению.

1.5.2. Право на получение государственной услуги имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства, вынужденные переселенцы, в том числе беженцы, которые пользуются теми же правами в сфере социального обслуживания, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.

1.5.3. От имени гражданина заявление о зачислении на социальное обслуживание на дому (о предоставлении стационарных социальных услуг на дому) могут подавать его законные представители (опекуны).

 

II. Требования к порядку предоставления

государственной услуги

2.1. Перечень документов, необходимых  для получения государственной услуги

2.1.1. Для предоставления государственной услуги заявитель или его законный представитель подает в учреждение по месту своего жительства следующие документы:

- заявление о зачислении на социальное обслуживание (о предоставлении стационарных социальных услуг) на дому (далее – заявление) по установленной форме (приложения №№ 1, 2  к административному регламенту (шаблон заявления выдает специалист учреждения, ответственный за прием документов);

- копия документа, удостоверяющего личность гражданина;

копия документа, удостоверяющего личность законного представителя гражданина, подавшего заявление;

копия документа, удостоверяющего полномочия законного представителя;

- копия удостоверения и (или) копии иных документов, подтверждающих принадлежность лица к категориям граждан, в отношении которых осуществляются меры социальной поддержки (при наличии указанных в настоящем пункте документов);

- справка о составе семьи,  с указанием даты рождения каждого члена семьи и родственных отношений (справку о составе семьи граждане, проживающие в сельской местности, получают в администрациях сельских поселений, в городе – в имущественном казначействе, МУ «Служба заказчика», Территориальных расчетно-информационных центрах);

- документы, подтверждающие доходы гражданина и совместно проживающих с ним членов семьи за последние три месяца (с разбивкой по месяцам)  (информацию о размере получаемой гражданином пенсии управление получает из корпоративной информационной системы, справка о размере заработной платы членов семьи заявителя берется с места их работы);

- медицинское заключение из лечебно-профилактического учреждения здравоохранения о состоянии здоровья гражданина и об отсутствии у него медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию на дому (медицинское заключение выдает участковый терапевт (в городе) или фельдшер фельдшерско-акушерского пункта (в сельском поселении) (форма медицинского заключения – приложение № 3 к административному регламенту);

- копия индивидуальной программы реабилитации (для инвалидов);

2.1.2. К документам, указанным в п.п. 2.1.1., прилагается  акт материально-бытового обследования условий проживания гражданина (приложение № 4 к административному регламенту). Акт материально-бытового обследования условий проживания гражданина составляет специалист учреждения.

2.1.3. В случае наличия у заявителя родственников, которые не могут обеспечить ему помощь и уход, к документам дополнительно прилагаются соответствующие документы, подтверждающие их статус, либо решение попечительского совета учреждения о признании близких родственников неспособными обеспечить помощь и уход с приложением подтверждающих документов (форма протокола заседания попечительского совета – приложение № 5 к административному регламенту);

2.1.4. Документы и копии документов, указанные в п.п. 2.1.1. – 2.1.3. не требуются от гражданина или его законного представителя, если они имеются в корпоративной информационной системе (далее – КИС) и являются актуальными.

2.1.5. Заявителю выдается расписка с указанием даты приема заявления (приложение № 6 к административному регламенту).

Социальный работник учреждения при необходимости оказывает содействие в сборе необходимых документов.

Требования к документам, представляемым гражданами, обратившимися за получением государственной услуги

2.1.6. Заявление составляется по установленной форме, заполняется гражданином или его законным представителем, оформляется в единственном экземпляре-подлиннике. В заявлении гражданин или его законный представитель проставляет свою личную подпись.

2.1.7. Документы, представляемые в копиях, после сверки их с соответствующим подлинником (кроме заверенных в установленном порядке) заверяются печатью учреждения, личной подписью специалиста, ответственного за прием документов, и штампом "Верно" с указанием даты.

2.1.8. При направлении заявления по почте прилагаемые документы представляются в копиях, заверенных в установленном законом порядке.

2.1.9. Документы, представляемые гражданином или его законным представителем, должны соответствовать следующим требованиям:

- полномочия представителя и доверенность должны быть удостоверены в установленном законом порядке;

-   тексты документов написаны разборчиво;

- фамилия, имя, отчество гражданина, его адрес, место жительства, телефон (если есть) написаны полностью;

-   в документах не должно быть подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений;

- документы не должны иметь серьезных повреждений, наличие которых допускает многозначность истолкования содержания.

2.1.10. Документы о доходах заявителя, членов семьи (в случае проживания заявителя в семье) должны быть представлены за предыдущие три месяца перед месяцем подачи заявления. В случае заключения договора на социальное обслуживание на дому позднее месяца подачи заявления гражданином, для расчета условий оплаты за социальные услуги необходимо дополнительно представить документы о доходах за предыдущие три месяца перед месяцем заключения договора. 

2.1.11. Медицинское заключение должно содержать информацию:

- о состоянии здоровья заявителя, отсутствии или наличии противопоказаний к социальному обслуживанию на дому;

- о степени утраты способности к самообслуживанию в связи с заболеванием;

- для граждан нуждающихся по состоянию здоровья в предоставлении стационарных социальных услуг на дому должна стоять отметка о необходимости в постоянном постороннем уходе и наблюдении.

2.2. Порядок информирования о предоставлении государственной услуги

2.2.1. Информация о порядке предоставления государственной услуги предоставляется заявителю при личном или письменном обращении в организации, участвующие в предоставлении государственной услуги:

- по телефону для справок;

- в средствах массовой информации;

- на Интернет-сайте органов социальной защиты населения;

- в раздаточных информационных материалах.

2.2.2. На информационных стендах в помещениях органов социальной защиты населения, учреждениях, Интернет-сайтах органов социальной защиты населения содержится следующая информация:

- данные о месторасположении, графике (режиме) работы, номерах телефонов, адресах Интернет-сайтов и электронной почты органов социальной защиты населения, учреждений, предоставляющих государственную услугу;

- краткое описание порядка и условий предоставления государственной услуги;

- перечни документов, необходимых для предоставления государственной услуги;

-  основания для отказа в предоставлении социального обслуживания (стационарных социальных услуг) на дому;

- таблица сроков предоставления государственной услуги в целом и максимальных сроков выполнения отдельных административных процедур, в  том числе времени нахождения в очереди ожидания, времени приема документов и т. д.;

-  порядок обжалования решений, действий или бездействий должностных лиц, специалистов,  предоставляющих государственную услугу.

2.2.3. Использование средств телефонной связи, в том числе при личном консультировании специалистом.

При ответах на телефонные звонки и устные обращения получателей государственной услуги специалисты подробно,  в вежливой форме информируют обратившихся по интересующим их вопросам.

Время разговора не регламентировано, разговор продолжается до полного удовлетворения информационных требований получателя государственной услуги.

При невозможности специалиста, принявшего звонок, самостоятельно ответить на поставленные вопросы, телефонный звонок должен быть переадресован (переведен) на другое должностное лицо или обратившемуся гражданину должен быть сообщен телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию.

2.2.4. Граждане, предоставившие в учреждение документы для предоставления государственной услуги, в обязательном порядке информируются:

- об условиях и порядке принятия на социальное обслуживание (предоставления стационарных социальных услуг) на дому;

- о причинах отказа в предоставлении государственной услуги;

- о перечне документов, необходимых для принятия решения о социальном обслуживании (предоставлении стационарных социальных услуг) на дому;

- об источнике получения документов, необходимых для принятия решения о социальном обслуживании (предоставлении стационарных социальных услуг) на дому (орган, организация);

- о сроках принятия решения о социальном обслуживании (о предоставлении стационарных социальных услуг) на дому;

- о порядке и условиях предоставления государственной услуги (бесплатно, на условиях частичной и полной оплаты);

- о предоставлении гарантированных государством и дополнительных социальных услуг на дому;

- о тарифах на предоставляемые социальные услуги;

- о порядке обжалования действий (бездействия) и решений, принимаемых в ходе предоставления государственной услуги.    

2.2.5. Сведения о местонахождении, справочные телефоны, электронные адреса органов исполнительной власти, органов социальной защиты населения и учреждений, исполняющих государственную услугу, указаны в приложении № 7 к административному регламенту.

2.3. Сроки предоставления государственной услуги

2.3.1. Срок предоставления государственной услуги определен договором, который заключается между гражданином (законным представителем) и учреждением в лице директора.

2.3.2. Решение о зачислении на социальное обслуживание на дому в форме приказа о социальном обслуживании (приказа о предоставлении стационарных социальных услуг) на дому или отказ в форме уведомления о зачислении на социальное обслуживание (о предоставлении стационарных социальных услуг) на дому принимает директор учреждения на основании соответствующего решения начальника управления, не позднее, чем через 10 дней со дня регистрации учреждением приема заявления о предоставлении государственной услуги с документами, указанными в п.п. 2.1.1. административного регламента.

2.3.3. Решение о прекращении социального обслуживания (стационарных социальных услуг) на дому принимается  директором учреждения в форме приказа (приказ о прекращении социального обслуживания (приказ о прекращении стационарных социальных услуг) на дому  на основании соответствующего решения начальника управления в срок не позднее 5 рабочих дней со дня, когда социальной службе стало известно (подтвердился факт) о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение предоставления социальных услуг (стационарных социальных услуг) на дому.

2.3.4. Документы, являющийся результатом предоставления государственной услуги, выдаются гражданину или его законному представителю в течение двух рабочих дней с момента подписания директором учреждения соответствующего приказа.

2.3.5. Время ожидания в очереди при подаче и получении документов на предоставление государственной услуги не должно превышать 20 минут.

2.4. Перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги

2.4.1. Решение об отказе в предоставлении государственной услуги принимается в случае, если:

-  гражданин не относится к категориям граждан, указанных в п.п. 1.5.1. административного регламента;

- граждане пожилого возраста и инвалиды, имеют медицинские противопоказания к принятию на социальное обслуживание на дому (граждане являющееся бактерио- или вирусоносителями, страдающие хроническим алкоголизмом, имеющие карантинные инфекционные заболевания, активные формы туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения).

2.5. Перечень оснований для прекращения социального обслуживания на дому

2.5.1. Прекращение социального обслуживания на дому производится по следующим основаниям:

- личное заявление гражданина или его законного представителя о прекращении социального обслуживания (предоставления стационарных социальных услуг) на дому;

- смерть гражданина, получавшего социальные услуги на дому;

- установление наличия медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию на дому;

- зачисление гражданина, получающего социальное обслуживание на дому, в стационарное учреждение социального обслуживания населения;

- нарушение гражданином, получающим социальные услуги на дому условий договора о социальном обслуживании (предоставлении стационарных социальных услуг) на дому;

- выезд гражданина, получающего социальные услуги на дому, за пределы населенного пункта обслуживания на постоянное место жительства.

2.6. Требования к оборудованию мест предоставления государственной услуги

2.6.1. Прием заявителей (законных представителей) осуществляется в специально выделенных для этих целей помещениях. Выбор здания (строения), в котором планируется расположение социальной службы, в том числе их обособленных подразделений, должно осуществляться с учетом транспортной доступности.

2.6.2. На территории, прилегающей к месторасположению здания, оборудуются места для парковки автотранспортных средств, а в сельской местности гужевого транспорта, велосипедов. Получателям государственной услуги предоставляется бесплатный доступ к парковочным местам. Их количество определяется в зависимости от интенсивности работы и количества получателей государственных услуг, обращающихся в орган социальной защиты населения, учреждение. Для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на каждой стоянке  выделяется не менее 10 процентов мест, которые не должны занимать иные транспортные средства.

2.6.3. Входы в помещения для приема заявителей (законных представителей) оборудуются пандусами, расширенными проходами, позволяющими обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов, включая инвалидов, использующих кресла-коляски.

Вход и выход из помещения для приема заявителей (законных представителей) оборудуются соответствующими указателями с автономными источниками бесперебойного питания.

2.6.4. Центральный вход в здание должен быть оборудован информационной табличкой (вывеской), предназначенной для доведения до сведения заинтересованных лиц следующей информации:

- наименование учреждения;

- режим работы.

2.6.5. Фасад здания (строения) должен быть оборудован осветительными приборами, позволяющими ознакомиться с информационными табличками.

2.6.6. Помещения для приема заявителей (законных представителей) размещаются по возможности на нижних этажах зданий, оборудованных отдельным входом, или в отдельно стоящих зданиях.

2.6.7. В здании оборудуются секторы для получения информации и заполнения необходимых документов, ожидания и приема получателей государственной услуги. На каждом этаже здания размещается схема расположения кабинетов.

2.6.8. Под сектор ожидания отводится помещение достаточной площадью. Габаритные размеры, очертания и свойства сектора ожидания определяются с учетом необходимости создания оптимальных условий для работы сотрудников  органа социальной защиты населения и для комфортного обслуживания получателей государственной услуги.

Сектор ожидания предоставления государственной услуги оборудуется стульями, кресельными секциями, скамьями (банкетками).

Количество мест ожидания определяется исходя из фактической нагрузки и возможностей для их размещения в здании.

Запрещается присутствие в секторах ожидания посетителей с животными.

2.6.9. Сектор информирования граждан располагается в непосредственной близости  от сектора ожидания очереди и предназначен для ознакомления  с информационными материалами, а также заполнения документов. Сектор информирования оборудуется стульями, кресельными секциями, скамьями (банкетками), столами (стойками) для возможности оформления документов Сектор информирования должен быть оборудован информационными стендами, размещенными на высоте, обеспечивающей видимость информации, раздаточными материалами, иными средствами информации. Стенды должны быть максимально заметны и функциональны. Информационные стенды могут быть оборудованы карманами формата А4, в которых размещаются информационные листки, буклеты, иные средства информации. Информационные стенды должны содержать актуальную, исчерпывающую и понятную для посетителей информацию об организации социального обслуживания на дому.

2.6.10. Места, где осуществляется прием граждан по вопросам, связанным с предоставлением государственной услуги, оборудуются стульями и столами, а также системами кондиционирования (охлаждения и нагревания) воздуха, средствами пожаротушения и оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации.

В местах приема заявителей (законных представителей) на видном месте размещаются схемы расположения средств пожаротушения и путей эвакуации посетителей и работников  социальных служб.

2.6.11. Прием получателей государственной услуги осуществляется в специально выделенных для этих целей помещениях - местах предоставления государственной услуги. Помещения для непосредственного взаимодействия специалистов с получателями государственной услуги организуются в виде отдельных кабинетов для ведущих прием специалистов.

Кабинеты приема получателей государственной услуги должны быть оборудованы информационными табличками с указанием:

а) номера кабинета;

б) фамилии, имени, отчества и должности специалиста, осуществляющего предоставление государственной услуги;

в) времени приема граждан;

г) времени перерыва на обед.

2.6.12. Каждое рабочее место специалистов в служебных кабинетах, осуществляющих прием посетителей, оборудуется персональным компьютером с возможностью доступа к необходимым информационным базам данных, позволяющим получать справочную информацию и информацию по правовым вопросам общего характера, а также печатающим устройством.

При организации рабочих мест должна быть предусмотрена возможность свободного передвижения специалистов и заявителей услуг в пределах кабинета приема посетителей.

2.6.13. Помещения должны соответствовать Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПин 2.2.2/2.4.1340-03».

2.6.14. Помещение должно быть оборудовано:

- противопожарной системой и средствами порошкового пожаротушения;

- системами кондиционирования (охлаждения и нагревания) воздуха;

- средствами оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации;

- системой охраны.

2.6.15. В местах приема заявителей (законных представителей) предусматривается оборудование доступных мест общественного пользования (туалетов) и хранения верхней одежды посетителей.

Входы в туалетные комнаты для посетителей оснащаются условными обозначениями и, при необходимости, разъясняющими надписями. Подходы к туалетной комнате для посетителей оснащаются указателями с соответствующими условными обозначениями и пояснительными надписями.

2.7. Условия предоставления государственной услуги

2.7.1. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Тюменской области государственная услуга может предоставляться бесплатно, на условиях частичной или полной оплаты в зависимости от установленной по Тюменской области  величины прожиточного минимума по соответствующей социально-демографической группе и среднедушевого дохода гражданина.

III. Административные процедуры

3.1. Последовательность административных действий (процедур)

3.1.1. Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:

- выявление, информирование, консультирование граждан, нуждающихся в предоставлении государственной услуги;

-  прием документов на предоставление государственной услуги;

- рассмотрение документов и принятие решения о зачислении (отказе в зачислении) на социальное обслуживание (о предоставлении (отказе в предоставлении) стационарных социальных услуг) на дому;

- подготовка и выдача документов о зачислении (отказе в зачислении) на социальное обслуживание (о предоставлении (отказе в предоставлении) стационарных социальных услуг) на дому;

- предоставление государственной услуги;

- прекращение социального обслуживания (предоставления стационарных социальных услуг) на дому.

3.1.2. Информация о предоставлении государственной услуги (адрес учреждения, Ф.И.О. руководителя, контактные телефоны, виды предоставляемых услуг) размещается в СМИ,  в органах социальной защиты населения и учреждениях, органах здравоохранения, связи, территориальных расчетно-информационных центрах, отделениях Пенсионного фонда и т.д. на информационных стендах, буклетах, проспектах, листовках.  

3.1.3. Специалист в рамках процедур по информированию и консультированию предоставляет информацию:

-  о возможностях, порядке и условиях предоставления государственной услуги, о видах услуг, предоставляемых на дому;

- о нормативных правовых актах, регулирующих условия и порядок предоставления социальных услуг на дому;

- о перечне документов, необходимых для предоставления государственной услуги и требованиях к ним;

- об источниках получения необходимых документов для предоставления государственной услуги (наименование органа, организации и их местонахождение);

- о противопоказаниях для зачисления на социальное обслуживание на дому, а также основания и порядок прекращения предоставления социального обслуживания (предоставления стационарных социальных услуг) на дому;

- о месте расположения, номерах телефонов, адресах Интернет-сайтов и электронной почты учреждений, в которых заявители могут сдать документы, необходимые для предоставления государственной услуги;

- о правах и обязанностях  граждан пожилого возраста и инвалидов, предусмотренных Федеральным законом от 02.08.1995 № 122 – ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;

- о необходимости дачи согласия на обработку персональных данных заявителя в соответствии с  Федеральным законом «О персональных данных», о чем в заявлении делается соответствующая отметка.

Максимальный срок выполнения административной процедуры по консультированию и информированию не должен превышать 20 - 25 минут.

3.1.4.  Основанием для начала исполнения процедуры приема документов на предоставление государственной услуги является личное обращение заявителя (законного представителя) в учреждение по месту жительства (пребывания) с комплектом документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо поступление заявления о предоставлении государственной услуги с комплектом документов в учреждение по почте.             

3.1.5. В случае невозможности гражданина прибыть в учреждение для представления документов, а также отсутствия законного представителя, специалист учреждения  проводит прием документов на дому у гражданина.

3.1.6. Специалист учреждения, ответственный за прием документов, устанавливает предмет обращения, проверяет наличие всех необходимых документов, исходя из соответствующего перечня документов, указанного в      п. 2.1. настоящего административного регламента, при личном обращении заявителя (законного представителя) заполняет самостоятельно заявление в программно-техническом комплексе с последующим представлением на подпись гражданину.

В случае если заявителем является законный представитель гражданина, нуждающегося в социальном обслуживании на дому, специалист социальной службы, ответственный за прием документов:

- проверяет документ, удостоверяющий личность гражданина;

- проверяет полномочия законного представителя действовать от имени гражданина.

Максимальный срок выполнения процедуры составляет 3 минуты.

3.1.7. Специалист учреждения, ответственный за прием документов, проверяет соответствие представленных экземпляров копий документов и оригиналов. Если представленные копии документов не заверены, специалист, проверив соответствие копии документов с их подлинными экземплярами, заверяет своей подписью с указанием фамилии, инициалов, даты.

Максимальный срок выполнения действия составляет 1 минуту на каждую пару  «документ – копия».

3.1.8. Специалист при установлении фактов отсутствия необходимых документов, несоответствия представленных документов требованиям, уведомляет заявителя о наличии препятствий для рассмотрения вопроса о предоставлении государственной услуги, объясняет заявителю содержание выявленных недостатков в представленных документах и предлагает принять меры по их устранению.

При желании гражданина устранить препятствия, специалист учреждения, ответственный за прием документов, формирует перечень выявленных препятствий для предоставления государственной услуги в 2-х экземплярах и передает его гражданину для подписания. Первый экземпляр перечня выявленных препятствий вместе с представленными документами передается заявителю (законному представителю), второй остается у специалиста учреждения.

Максимальный срок выполнения действия составляет 5 минут.

3.1.9. При отсутствии у гражданина заполненного заявления или неверном его заполнении, специалист помогает гражданину собственноручно написать заявление.

3.1.10. При наличии заявления и полного пакета документов специалист, ответственный за прием документов:

- вносит в «Журнал регистрации и учета личных дел по социальному обслуживанию на дому» запись о принятии документов  на социальное обслуживание на дому (приложение № 8 к административному регламенту), присваивает ему регистрационный номер, вносит соответствующую информацию в электронную базу данных;

- оформляет расписку о приеме заявления и передает заявителю. В расписке указываются:

- перечень приложенных к заявлению документов;

- общее количество листов, представленных к заявлению документов;

- регистрационный номер заявления;

- дата приема заявления;

- фамилия, инициалы и подпись специалиста учреждения, принявшего документы;

- телефон, по которому гражданин при необходимости может получить информацию о прохождении дела;

Журнал регистрации и учета личных дел по социальному обслуживанию на дому должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью, подписью руководителя учреждения. Нумерация ведется ежегодно, последовательно, начиная с номера первого со сквозной нумерацией. Все исправления должны быть оговорены надписью «Исправленному верить» и подтверждены печатью учреждения.

Максимальное время действия не должно превышать 10 минут.

3.1.11. Личное дело заявителя оформляется в картонную обложку формата А4, документы скрепляются (сшиваются).

3.1.12. Специалист учреждения передает в срок не более 2 рабочих дней с даты приема заявления сопроводительное письмо и сформированное личное дело в управление для принятия решения о зачислении на социальное обслуживание (о предоставлении стационарных социальных услуг) на дому, о чем в «Журнале регистрации и учета личных дел  по социальному обслуживанию на дому» производит соответствующую запись.

3.1.13.  Время приема заявления и необходимых документов у заявителя оценка документов, их полноты, достаточности, определения права на государственную услугу не должно превышать 30 минут.

Порядок действий специалиста управления при подготовке решения о зачислении (отказе в зачислении) на социальное обслуживание (о предоставлении (отказе в предоставлении) стационарных социальных услуг) дому

3.1.14. Основанием для принятия решения о зачислении (отказе в зачислении) на социальное обслуживание (о предоставлении (отказе в предоставлении) стационарных социальных услуг) на дому является поступление личного дела гражданина в управление.

3.1.15. Специалист управления, ответственный за прием личных дел граждан от учреждения:

- принимает личное дело гражданина и регистрирует его в «Журнале учета входящих документов»;

- проводит экспертизу документов, включенных в личное дело гражданина, на соответствие действующему законодательству;

- готовит проект решения о зачислении на социальное обслуживание (о предоставлении стационарных социальных услуг) на дому по форме (приложения №№ 9, 10 к административному регламенту), либо проект решения об отказе в зачислении на социальное обслуживание (в предоставлении стационарных социальных услуг) на дому (приложения №№ 11, 12 к административному регламенту).

При описании причин, послуживших основанием для принятия решения об отказе в зачислении на социальное обслуживание (в предоставлении стационарных социальных услуг) на дому, указываются нормы (пункты, статьи) правовых актов, несоблюдение которых привело к принятию такого решения, содержание данных норм, а также излагается, в чем именно выразилось несоблюдение требований указанных выше правовых актов.

Проект решения о зачислении на социальное обслуживание (о предоставлении стационарных социальных услуг) на дому, либо проект решения об отказе в зачислении на социальное обслуживание (в предоставлении стационарных социальных услуг) на дому, визируется специалистом и передается на подпись руководителю управления.

3.1.16. Руководитель управления принимает решение о зачислении на социальное обслуживание (о предоставлении стационарных социальных услуг) на дому, либо подписывает решение об отказе в зачислении на социальное обслуживание (в предоставлении стационарных социальных услуг) на дому и возвращает его специалисту, ответственному за прием личных дел граждан от управления.

3.1.17. Специалист управления вносит в «Журнал учета входящих документов» (приложение № 13 к административному регламенту) соответствующую запись.

3.1.18.  Копия решения о зачислении на социальное обслуживание (о предоставлении стационарных социальных услуг) на дому, либо копия решения об отказе в зачислении на социальное обслуживание (в предоставлении стационарных социальных услуг) на дому и личное дело гражданина передаются в учреждение.

3.1.19. Специалист учреждения подшивает копию решения о зачислении на социальное обслуживание (о предоставлении стационарных социальных услуг) на дому, либо копию решения об отказе в зачислении на социальное обслуживание (в предоставлении стационарных социальных услуг) на дому в личное дело гражданина.

3.1.20. В зависимости от принятого решения специалист учреждения в срок не более 1 рабочего дня с момента получения документов из управления визирует и представляет руководителю учреждения для вынесения решения:

- сформированный пакет документов с копией решения руководителя управления;

- проект приказа (2 экземпляра) о зачислении на социальное обслуживание  (о предоставлении стационарных услуг) на дому (приложения №№ 14, 15  к административному регламенту);

- проект договора о социальном обслуживании (предоставлении стационарных социальных услуг) на дому по установленной форме (приложения №№ 16, 17 к административному регламенту) в случае зачисления, либо проект уведомления об отказе в зачислении на социальное обслуживание (в предоставлении стационарных социальных услуг) на дому  по установленной форме (приложения №№ 18, 19 к административному регламенту).

3.1.21. Руководитель учреждения в течение 1 рабочего дня с момента получения документов, указанных в п.п. 3.1.20. административного регламента, подписывает решение о зачислении на социальное обслуживание (о предоставлении стационарных социальных услуг) на дому в форме приказа, либо решение об отказе в зачислении на социальное обслуживание (в предоставлении стационарных социальных услуг) на дому в форме уведомления, возвращает пакет документов специалисту учреждения.

Порядок действий специалиста учреждения при подготовке и выдаче документов о зачислении (отказе в зачислении) на социальное обслуживание (о предоставлении (отказе в предоставлении) стационарных социальных услуг) на дому

3.1.22. Специалист учреждения, ответственный за подготовку и выдачу документов, после принятия решения о зачислении на социальное обслуживание (о предоставлении стационарных социальных услуг) на дому, либо решения об отказе в зачислении на социальное обслуживание (в предоставлении стационарных социальных услуг) на дому изготавливает необходимые копии документов.

3.1.23. В случае принятия решения о зачислении гражданина на социальное обслуживание (о предоставлении ему стационарных социальных услуг) на дому специалист учреждения:

- регистрирует приказ в «Журнале регистрации и учета приказов о социальном обслуживании на дому»;

- делает отметку о реквизитах приказа в «Журнале регистрации и учета личных дел по социальному обслуживанию на дому»;

- подшивает в личное дело один экземпляр приказа руководителя учреждения;

- в течение 2 рабочих дней с момента подписания приказа приглашает заявителя (законного представителя) или выезжает на дом к заявителю для заключения договора с гражданином на социальное обслуживание по установленной форме;

- заключает с заявителем (законным представителем) или родственником заявителя в интересах третьих лиц, договор, определяющий виды, объем предоставляемых услуг, размер и условия оплаты социальных услуг. Заявитель (законный представитель) расписывается в договоре; специалист учреждения выдает заявителю (законному представителю) один экземпляр договора с приложениями, второй экземпляр подшивает в личное дело гражданина;

- производит запись в «Журнале регистрации и учета личных  дел по социальному обслуживанию на дому» о выданных  гражданину документах в соответствии с правилами ведения журнала учета документов.

3.1.24. В случае принятия решения об отказе в зачислении на социальное обслуживание (в предоставлении стационарных социальных услуг) на дому, специалист учреждения, ответственный за подготовку и выдачу документов:              - вносит в журнал учета входящих документов запись "В зачислении на социальное обслуживание на дому отказано" («В предоставлении стационарных социальных услуг на дому отказано») и реквизиты уведомления об отказе в зачислении на социальное обслуживание (в предоставлении стационарных социальных услуг) на дому;

- скрепляет уведомление об отказе в зачислении на социальное обслуживание (в предоставлении стационарных социальных услуг) на дому печатью учреждения, делает копию уведомления об отказе в зачислении на социальное обслуживание (в предоставлении стационарных социальных услуг) на дому;

- копию уведомления об отказе в зачислении на социальное обслуживание (в предоставлении стационарных социальных услуг) на дому подшивает в личное дело (отказное);

- уведомляет заявителя (законного представителя) о принятом решении в срок, не превышающий 2 рабочих дней с момента получения решения об отказе в зачислении на социальное обслуживание (в предоставлении стационарных социальных услуг) на дому и соответствующего пакета документов, в т.ч. готовит документы к отправке почтой и передает его в порядке делопроизводства для отправки заявителю (законному представителю), при наличии адреса электронной почты заявителя (законного представителя) пересылает ему электронную версию уведомления об отказе в зачислении на социальное обслуживание (в предоставлении стационарных социальных услуг) на, уведомляет заявителя  (законного представителя), в том числе  по телефону.

Документы в отказном личном деле брошюруются в следующем порядке:

- заявление о зачислении на социальное обслуживание (о предоставлении стационарных социальных услуг) на дому;

- копии документов, необходимых для принятия решения о социальном обслуживании (о предоставлении стационарных социальных услуг) на дому;

- решение об отказе в зачислении на социальное обслуживание (в предоставлении стационарных социальных услуг) на дому;

- копия уведомления об отказе в зачислении на социальное обслуживание (в предоставлении стационарных социальных услуг) на дому.

Порядок прекращения  социального обслуживания на дому

3.1.25. Основанием для принятия управлением решения о прекращении социального обслуживания (предоставления стационарных социальных услуг) на дому является установление фактов, предусмотренных п. 2.4. административного регламента.

3.1.26. Специалист учреждения при поступлении информации о наличии оснований для принятия решения о прекращении социального обслуживания (предоставления стационарных социальных услуг) на дому направляет запрос в соответствующие учреждения здравоохранения и пр. для получения документов, подтверждающих факт наличия оснований для принятия решения о прекращении социального обслуживания (предоставления стационарных социальных услуг) на дому.

Запрос направляется в течение 1 рабочего дня с момента поступления информации о наличии оснований для принятия решения о прекращении социального обслуживания (предоставления стационарных социальных услуг) на дому.

3.1.27. При поступлении ответа, подтверждающего факт наличия оснований для принятия решения о прекращении социального обслуживания (предоставления стационарных социальных услуг) на дому, специалист учреждения:

- в срок не более 1 рабочего дня готовит документы для принятия решения управлением о прекращении социального обслуживания (предоставления стационарных социальных услуг) на дому;

- передает сопроводительное письмо, личное дело, документы, подтверждающие факт наличия основания для снятия с социального обслуживания в управление для принятия решения о прекращении социального обслуживания (предоставления стационарных социальных услуг) на дому, о чем в «Журнале регистрации и учета личных дел по социальному обслуживанию на дому» производит соответствующую запись.

3.1.28. Специалист управления, ответственный за прием личных дел граждан от учреждения:

- регистрирует поступившие документы в "Журнале учета входящих документов";

- проводит экспертизу документов, включенных в личное дело гражданина на соответствие действующему законодательству;

- готовит проект решения о прекращении социального обслуживания (о предоставлении стационарных социальных услуг) на дому по установленной форме (приложения №№ 20, 21 к административному регламенту), визирует его и передает руководителю управления вместе с поступившими документами.

3.1.29. Руководитель управления подписывает решение о прекращении социального обслуживания гражданина  (предоставления стационарных социальных услуг) на дому и возвращает его и личное дело гражданина специалисту управления.

3.1.30. Специалист управления:

- вносит в «Журнал учета входящих документов» соответствующую запись;

- передает копию решения о прекращении социального обслуживания (предоставления стационарных социальных услуг) на дому и личное дело гражданина  в учреждение.

3.1.31. Специалист учреждения:

- подшивает копию решения о прекращении социального обслуживания (предоставления стационарных социальных услуг) на дому в личное дело гражданина;

- в течение 1 рабочего дня готовит проект приказа (в 2-х экземплярах) о прекращении социального обслуживания (о предоставлении стационарных социальных услуг) на дому согласно установленной форме (приложения №№ 22, 23 к административному регламенту), визирует его;

- готовит проект письменного уведомления о прекращении социального обслуживания (о предоставлении стационарных социальных услуг) на дому по установленной форме (приложения №№ 24, 25 к административному регламенту).

При описании причин, послуживших основанием для принятия решения о прекращении социального обслуживания (предоставления стационарных социальных услуг) на дому, указываются нормы (пункты, статьи) нормативных правовых актов Российской Федерации и Тюменской области, несоблюдение которых привело к принятию такого решения, содержание данных норм, а также излагается, в чем именно выразилось несоблюдение требований указанных выше правовых актов; 

- представляет руководителю учреждения документы, указанные в           настоящем подпункте административного регламента.

3.1.32. Руководитель учреждения в срок не более 1 рабочего дня с момента получения документов, указанных в п. 3.1.31. административного регламента, подписывает приказ о прекращении социального обслуживания (предоставления стационарных социальных услуг) на дому, уведомление о прекращении социального обслуживания (предоставления стационарных социальных услуг) на дому, возвращает  документы специалисту учреждения.

3.1.33. Специалист учреждения:

- регистрирует приказ в «Журнале регистрации и учета приказов о социальном обслуживании на дому»;

- скрепляет  уведомление о прекращении социального обслуживания (предоставления стационарных социальных услуг) на дому печатью управления, делает копию уведомления;

- делает отметку о реквизитах приказа и уведомления о прекращении социального обслуживания (предоставления стационарных социальных услуг) на дому в «Журнале регистрации и учета личных дел по социальному обслуживанию на дому»;

- подшивает приказ и копию уведомления о прекращении социального обслуживания (предоставления стационарных социальных услуг) на дому в личное дело гражданина;

- готовит уведомление о прекращении социального обслуживания (предоставления стационарных социальных услуг) на дому к отправке почтой в течение 2 рабочих дней и передает его в порядке делопроизводства для отправки гражданину, получающему социальное обслуживание (стационарные социальные услуги) на дому, (его законному представителю), при наличии адреса электронной почты гражданина, получающего социальное обслуживание (стационарные социальные услуги) пересылает ему электронную версию уведомления о прекращении социального обслуживания (предоставления стационарных социальных услуг) на дому;

- в течение 2 рабочих дней уведомляет гражданина, получающего социальное обслуживание (стационарные социальные услуги) на дому, или его законного представителя, в том числе по телефону, о прекращении социального обслуживания (предоставления стационарных социальных услуг) на дому и готовит личное дело к архивному хранению.

3.1.34. Уведомление о прекращении социального обслуживания (предоставления стационарных социальных услуг) на дому не направляется гражданину в случае, если основанием для прекращения социального обслуживания (предоставления стационарных социальных услуг) на дому является его смерть.

3.1.35. Информация о зачислении, отказе, прекращении социального обслуживания (предоставления стационарных социальных услуг) на дому вносится специалистами учреждения в информационную систему социальной защиты населения в течение 3 рабочих дней с момента принятия соответствующего решения.

IV. Порядок и формы контроля по предоставлению государственной услуги

4.1. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по предоставлению государственной услуги и принятием решений специалистами, осуществляется должностными лицами органов социальной защиты населения, ответственными за организацию работы по предоставлению государственной услуги.

4.2. Ответственность специалистов управлений и учреждений закрепляется в их должностных регламентах и должностных инструкциях.

4.3. Перечень должностных лиц, осуществляющих текущий контроль, устанавливается в соответствии с имеющимися должностными регламентами государственных служащих.

4.4. Контроль за полнотой и качеством предоставления государственной услуги включает в себя проведение проверок, выявление и устранение нарушений прав заявителей, рассмотрение заявлений, принятие решений и подготовку ответов на обращения заявителей, содержащих жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих предоставление государственной услуги.

4.5. По результатам проведенных проверок, в случае выявления  нарушений прав заявителей, осуществляется привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тюменской области.

4.6. Проверки полноты и качества оказания государственной услуги осуществляются  департаментом.

4.7. При проверке могут рассматриваться все вопросы, связанные с предоставлением государственной услуги (комплексные проверки) или отдельные вопросы (тематические проверки). Проверка также может проводиться по конкретному обращению заявителя.

V. Порядок обжалования действий (бездействия) и решений,

осуществляемых (принятых) в ходе исполнения государственной услуги

5.1. Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, должностному лицу.

5.2. Порядок досудебного обжалования действий (бездействий)  решений, осуществляемых (принятых) в ходе предоставления государственной услуги.

5.2.1. Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

5.2.2. Заявители имеют право на обжалование действий или бездействия должностных лиц устно, либо письменно:

- обжалование действий или бездействия должностных лиц учреждений -  в управление;

- обжалование действий или бездействия управления – в департамент, к руководителю  департамента, либо его заместителю;

- обжалование действий или бездействия департамента – в высший орган государственной власти.

5.2.3. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия заявителя может быть дан устно в ходе личного приема. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

5.2.4. Если заявители не удовлетворены решением, принятым в ходе рассмотрения жалобы, или решение было оставлено без рассмотрения, то заявители вправе обратиться письменно почтовым отправлением к руководителю департамента, либо к его заместителю.

5.2.5. В письменной жалобе указываются:

полное наименование юридического лица (в случае обращения от имени юридического лица);

фамилия, имя, отчество гражданина;

контактный почтовый адрес;

предмет жалобы;

личная подпись заявителя.

5.2.6. Письменная жалоба должна быть написана разборчивым почерком, в корректной форме. Письменная жалоба должна быть рассмотрена в течение 30 дней с момента ее поступления.

5.2.7 Обращения заявителей, содержащие обжалование решений, действий (бездействия) конкретных должностных лиц, не могут направляться этим должностным лицам для рассмотрения и (или) ответа.

5.2.8. В случае если в письменном обращении заявителя содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, должностное лицо департамента вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись соответственно в департамент. Заявитель, направивший обращение, уведомляется о данном решении.

5.2.9. Если в результате рассмотрения жалоба признана обоснованной, то принимается решение об исполнении государственной функции.

5.2.10. Заявителю направляется сообщение о принятом решении и действиях, осуществленных в соответствии с принятым решением, в течение 5 рабочих дней после принятия решения.

5.2.11. Обращения заявителей считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы (в пределах компетенции) по существу всех поставленных в обращениях вопросов.

5.2.12. Если в письменном обращении не указана фамилия заявителя, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

5.3. Порядок судебного обжалования действий (бездействия) и  решений, осуществляемых (принятых) в ходе предоставления государственной услуги.

5.3.1. Заявитель вправе обжаловать решения, принятые в ходе предоставления государственной услуги, действия или бездействия должностных лиц департамента или управления в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения департамента, управления, должностного лица.

5.3.2. Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:

три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать