Основная информация

Дата опубликования: 12 февраля 2019г.
Номер документа: RU54000201900149
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Новосибирская область
Принявший орган: Министерство образования Новосибирской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

(МИНОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ)

ПРИКАЗ

от 12.02.2019 № 296

О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ И ПРОВЕРКИ ИТОГОВОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕРРИТОРИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии абзацем 6 пункта 22 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 07.11.2018 № 189/1513 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования», приложением 1 «Рекомендации по организации и проведению итогового собеседования для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования» к письму Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.12.2018 № 10-987, в целях организации проведения итогового собеседования по русскому языку на территории Новосибирской области п р и к а з ы в а ю:

1. Провести итоговое собеседование для обучающихся и экстернов 9-х классов общеобразовательных организаций, расположенных на территории Новосибирской области:

1) в основные сроки: 13 февраля 2019 года;

2) в дополнительные сроки: 6 марта 2019 года и 8 мая 2019 года.

2. Определить порядок проведения и проверки итогового собеседования по русскому языку на территории Новосибирской области согласно приложению к настоящему приказу.

3. Управлению образовательной политики министерства образования Новосибирской области (Щукин В.Н.) обеспечить информирование обучающихся, экстернов о местах проведения итогового собеседования и порядке регистрации заявлений для участия в итоговом собеседовании на территории Новосибирской области в 2018-2019 учебном году посредством организации освещения в средствах массовой информации, размещения на официальном сайте министерства образования Новосибирской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

4. Государственному казенному учреждению Новосибирской области «Новосибирский институт мониторинга и развития образования» (далее - учреждение) (Ярославцева Н.В.):

1) обеспечить информирование обучающихся, экстернов о местах проведения итогового собеседования и порядке регистрации заявлений для участия в итоговом собеседовании на территории Новосибирской области в 2018-2019 учебном году, посредством размещения на официальном сайте учреждения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

2) организовать хранение контрольно-измерительных материалов, оригиналов бланков и аудиозаписей участников итогового собеседования в течение шести месяцев со дня проведения итогового собеседования.

5. Рекомендовать органам управления образованием муниципальных районов и городских округов Новосибирской области:

1) организовать проведение итогового собеседования в подведомственных муниципальных общеобразовательных организациях;

2) организовать передачу контрольно-измерительных материалов, оригиналов бланков и аудиозаписей участников итогового собеседования учреждению.

6. Определить минимальное общее количество баллов, необходимое для получения «зачета» за выполнение всей работы для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов, которым особенности психофизического и слухоречевого развития не позволяют выполнить все задания итогового собеседования в соответствии с критериями оценивания итогового собеседования  – 5 баллов.

7. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра образования Новосибирской области Мануйлову И.В.

С. В. Федорчук

ПРИЛОЖЕНИЕ

к приказу Минобразования

Новосибирской области

от 12.02.19 № 296

ПОРЯДОК

проведения и проверки итогового собеседования по русскому языку на территории Новосибирской области

(далее - Порядок)

1. Порядок определяет правила проведения итогового собеседования по русскому языку (далее - итоговое собеседование) как условия допуска к государственной итоговой аттестации по общеобразовательным программам основного общего образования, правила и сроки проверки итогового собеседования на территории Новосибирской области.

2. Участниками итогового собеседования являются обучающиеся IX классов не зависимо от формы получения образования и формы обучения.

3. Итоговое собеседование проводится образовательными организациями по месту получения обучающимися образования по общеобразовательным программам основного общего образования, а для обучающихся вне образовательной организации (экстернов) – образовательными организациями по их выбору.

4. Итоговое собеседование проводится во вторую среду февраля текущего года.

5. Информирование участников итогового собеседования и их родителей (законных представителей) по вопросам организации и проведения итогового собеседования осуществляется министерством образования Новосибирской области (далее - министерство), органами управления образованием муниципальных районов и городских округов Новосибирской области (далее - МОУО) по месту жительства через средства массовой информации, путем организации работы телефонов горячей линии, размещения информации на официальных сайтах министерства, МОУО в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также образовательными организациями, проводящими итоговое собеседование (далее – образовательные организации), на официальных сайтах этих организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Не позднее чем за месяц до проведения итогового собеседования в средствах массовой информации и на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещается информация:

о сроках проведения итогового собеседования;

о сроках, местах и порядке информирования о результатах итогового собеседования.

6. Для участия в итоговом собеседовании обучающиеся, экстерны подают заявление и согласие на обработку персональных данных в соответствующие образовательные организации не позднее чем за две недели до начала проведения итогового собеседования.

7. Обучающиеся, экстерны с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ) при подаче заявления  для участия в итоговом собеседовании предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), а обучающиеся, экстерны – дети-инвалиды и инвалиды – оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (далее – справка, подтверждающая инвалидность), а также копию рекомендаций ПМПК.

8. Образовательные организации:

1) вносят в школьный модуль региональной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования                              (далее – РИС ГИА-9) сведения:

об участниках итогового собеседования, проходящих итоговое собеседование в образовательной организации;

об участниках итогового собеседования, проведение итогового собеседования с которыми организовано на дому или в медицинском учреждении (с указанием адресов проведения);

о назначении участников на даты проведения итогового собеседования;

2) обеспечивает отбор и подготовку специалистов, входящих в состав комиссий по проведению итогового собеседования и комиссий по проверке ответов участников итогового собеседования в образовательных организациях, в соответствии с требованиями настоящего Порядка;

3) информируют специалистов, привлекаемых к проведению итогового собеседования и проверке ответов участников итогового собеседования, о порядке проведения итогового собеседования и проверки ответов участников итогового собеседования под подпись;

4) информируют участников итогового собеседования и их родителей (законных представителей) о сроках проведения итогового собеседования, о порядке проведения итогового собеседования, о ведении во время проведения итогового собеседования аудиозаписи ответов участников итогового собеседования, о времени и месте ознакомления с результатами итогового собеседования, а также о результатах итогового собеседования, полученных обучающимися, экстернами под подпись.

9. МОУО обеспечивают:

загрузку информации из школьных модулей РИС ГИА-9 в муниципальный модуль;

контроль проведения итогового собеседования в местах проведения итогового собеседования в соответствии с требованиями настоящего Порядка;

техническую готовность мест проведения итогового собеседования к проведению итогового собеседования и проверке ответов участников итогового собеседования;

информационную безопасность при хранении, использовании и передаче контрольно-измерительных материалов - комплектов текстов, тем и заданий итогового собеседования (далее – КИМ), в том числе определяют места хранения КИМ, лиц, имеющих к ним доступ, принимают меры по защите КИМ от разглашения содержащейся в них информации;

передачу в региональный центр обработки информации (далее – РЦОИ) бланков итогового собеседования, аудио-файлов с записями ответов участников итогового собеседования, черновиков для внесения первичной информации по оцениванию участника итогового собеседования, ведомостей учета проведения итогового собеседования в аудитории (далее – материалы для проведения итогового собеседования).

10. РЦОИ обеспечивает:

информационно-технологическое сопровождение подготовки и  проведения итогового собеседования;

загрузку информации из муниципальных модулей РИС ГИА-9 в РИС ГИА‑9;

обработку бланков итогового собеседования, аудио-файлов с записями ответов участников итогового собеседования, ведомостей учета проведения итогового собеседования в аудитории;

внесение сведений о результатах итогового собеседования в РИС ГИА-9.

11. Итоговое собеседование проводиться с обучающимся как во время проведения учебных занятий в соответствии с расписанием, так и в свободное от учебных занятий время.

12. Для проведения итогового собеседования выделяются:

учебные кабинеты проведения итогового собеседования, в которых участники проходят процедуру итогового собеседования (далее – аудитории проведения итогового собеседования);

учебные кабинеты образовательной организации, в которых участники итогового собеседования ожидают очереди для участия в итоговом собеседовании (далее - аудитории ожидания итогового собеседования);

помещение образовательной организации для ответственного организатора образовательной организации для получения КИМ, критериев оценивания итогового собеседования, тиражирования материалов для проведения итогового собеседования и др. (далее – Штаб).

13. Штаб оборудуется телефонной связью, принтером, персональным компьютером с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», в случае необходимости - сканером.

14. Аудитории проведения итогового собеседования должны быть изолированы от остальных кабинетов образовательной организации, в которых осуществляется учебный процесс, для обеспечения соблюдения порядка во время проведения итогового собеседования. В аудитории проведения итогового собеседования должно быть оборудовано рабочее место (компьютер, микрофон/диктофон) для осуществления аудиозаписи ответов участников итогового собеседования.

15. Для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении итоговое собеседование проводится в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития, в том числе на дому или в медицинской организации.

16. Основанием для организации проведения итогового собеседования на дому, в медицинской организации являются заключение медицинской организации и рекомендации ПМПК.

17. Для участников итогового собеседования с ОВЗ, для обучающихся на дому и обучающихся в медицинских организациях (при предъявлении копии рекомендации ПМПК), для участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность, копии рекомендаций ПМПК)  министерство, МОУО, образовательные организации обеспечивают создание следующих условий проведения итогового собеседования:

беспрепятственный доступ участников итогового собеседования в аудитории проведения итогового собеседования, аудитории ожидания итогового собеседования, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже);

наличие специальных кресел и других приспособлений.

18. Не позднее чем за две недели до проведения итогового собеседования руководитель образовательной организации локальным нормативным актом образовательной организации создает комиссии по проведению итогового собеседования и комиссии по проверке ответов участников итогового собеседования.

19. В состав комиссии по проведению итогового собеседования входят:

ответственный организатор образовательной организации, обеспечивающий подготовку и проведение итогового собеседования;

организаторы проведения итогового собеседования, обеспечивающие передвижение участников итогового собеседования и соблюдение порядка иными обучающимися образовательной организации, не принимающими участия в итоговом собеседовании;

экзаменаторы-собеседники, которые проводят собеседование с участниками итогового собеседования по выбранной теме беседы, а также обеспечивают проверку документов, удостоверяющих личность участников итогового собеседования. Экзаменатором-собеседником является педагогический работник, обладающий коммуникативными навыками, грамотной речью (без предъявления требований к опыту работы);

технический специалист, обеспечивающий:

1) получение КИМ, критериев оценки итогового собеседования;

2) подготовку технических средств для ведения аудиозаписи в аудиториях проведения итогового собеседования, тиражирование материалов для проведения итогового собеседования, сканирование бланков итогового собеседования (в случае сканирования бланков итогового собеседования в образовательной организации).

20. В состав комиссии по проверке ответов участников итогового собеседования входят эксперты по проверке ответов участников итогового собеседования (далее – эксперты). Экспертами по проверке ответов участников итогового собеседования привлекаются учителя русского языка и литературы.

21. Требования к экспертам комиссии по проверке ответов участников итогового собеседования:

1) владение нормативной базой:

федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку, по литературе (базовый и профильный уровни), утвержденный приказом  Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);

нормативные правовые акты, регламентирующие проведение итогового собеседования;

рекомендации по организации и проведению итогового собеседования;

2) наличие высшего образования по специальности «Русский язык и литература» с квалификацией «Учитель русского языка и литературы»;

3) владение компетенциями, необходимыми для проверки итогового собеседования:

умение объективно оценивать устные ответы участников итогового собеседования;

умение применять установленные критерии и нормативы оценки;

умение разграничивать ошибки и недочёты различного типа;

умение оформлять результаты проверки, соблюдая установленные требования;

умение обобщать результаты.

22. В аудитории проведения итогового собеседования во время проведения итогового собеседования присутствуют:

экзаменатор-собеседник;

один участник итогового собеседования;

эксперт по проверке ответов участников итогового собеседования;

технический специалист для осуществления записи ответов участников итогового собеседования (при необходимости).

23. Не позднее чем за сутки до проведения итогового собеседования осуществляется формирование и тиражирование материалов для проведения итогового собеседования.

24. КИМ размещаются на федеральном Интернет-ресурсе (http://topic9.rustest.ru), в личных кабинетах образовательных организаций.

25. В день проведения итогового собеседования ответственный организатор образовательной организации с помощью технического специалиста не позднее чем за 60 минут до его начала получает из личного кабинета образовательной организации итогового собеседования и тиражирует КИМ.

26. В день проведения итогового собеседования в месте проведения итогового собеседования могут присутствовать:

аккредитованные в установленном законодательством порядке общественные наблюдатели;

аккредитованные в установленном законодательством порядке представители средств массовой информации;

должностные лица Рособрнадзора, а также иные лица, определенные Рособрнадзором, и (или) должностные лица  министерства, при предъявлении соответствующих документов, подтверждающих их полномочия.

27. Итоговое собеседование начинается в 09.00 по местному времени. Участники итогового собеседования ожидают своей очереди в учебном кабинете образовательной организации (если в день проведения итогового собеседования идут учебные занятия в соответствии с расписанием ) или в аудитории ожидания итогового собеседования.

28. Организатор проведения итогового собеседования в произвольном порядке приглашает участника итогового собеседования из аудитории ожидания итогового собеседования или с урока и сопровождает его в аудиторию проведения итогового собеседования согласно списку участников, полученному от ответственного организатора образовательной организации.

29. Экзаменатор-собеседник по проведению итогового собеседования участнику итогового собеседования:

выдает КИМ, бланк итогового собеседования, листы бумаги для черновика (при необходимости);

контролирует внесение участником итогового собеседования регистрационных сведений и подписи в бланк итогового собеседования;

передает бланк итогового собеседования эксперту;

вносит данные участника итогового собеседования в ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории;

следит за соблюдением временного регламента;

фиксирует время начала итогового собеседования с участником в ведомости учета проведения итогового собеседования в аудитории;

проводит собеседование. 

30. Участник итогового собеседования перед началом ответа проговаривает в средство аудиозаписи свою фамилию, имя, отчество (при наличии), номер варианта. Перед ответом на каждое задание участник итогового собеседования произносит номер задания.

31. Эксперт, оценивающий ответ участника непосредственно по ходу общения его с экзаменатором-собеседником, во время проведения итогового собеседования в режиме реального времени заполняет черновик для внесения первичной информации по оцениванию ответов участников итогового собеседования, переносит результаты оценивания в бланк итогового собеседования на каждого участника.

32. Продолжительность проведения итогового собеседования для каждого участника итогового собеседования составляет в среднем 15 минут.

В продолжительность итогового собеседования не включается время, отведенное на подготовительные мероприятия (приветствие участника, внесение сведений в ведомость учета проведения итогового собеседования и др.).

Для обучающихся, экстернов с ОВЗ, обучающихся, экстернов – детей-инвалидов и инвалидов продолжительность итогового собеседования увеличивается на 30 минут.

33. После завершения итогового собеседования участник прослушивает аудиозапись своего ответа для того, чтобы убедиться, что аудиозапись проведена без сбоев, отсутствуют посторонние шумы и помехи, голоса участника итогового собеседования и экзаменатора-собеседника отчетливо слышны.

34. После того, как участник закончил итоговое собеседование, организатор проведения итогового собеседования провожает его на урок или за пределы образовательной организации. Затем приглашается новый участник итогового собеседования.

35. Во время проведения итогового собеседования участникам итогового собеседования запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.

36. В случае если участник итогового собеседования по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить итоговое собеседование, он может покинуть аудиторию проведения итогового собеседования. Ответственный организатор образовательной организации составляет акт о досрочном завершении итогового собеседования по уважительным причинам, а экзаменатор-собеседник вносит соответствующую отметку в форму ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории.

37. После окончания итогового собеседования в аудитории эксперт пересчитывает бланки итогового собеседования, черновики для внесения первичной информации по оцениванию участника итогового собеседования, упаковывает их в отдельные возвратные доставочные пакеты и передает экзаменатору-собеседнику.

38. Экзаменатор-собеседник передает ответственному организатору образовательной организации в Штабе:

КИМ, использованные для проведения итогового собеседования;

запечатанные бланки итогового собеседования;

запечатанные черновики для внесения первичной информации по оцениванию ответов участника итогового собеседования;

ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории проведения итогового собеседования.

39. По завершении участниками итогового собеседования технический специалист выключает аудиозапись ответов участников, сохраняет ее и копирует на съемный электронный накопитель для последующей передачи ответственному организатору образовательной организации. Наименование файла должно содержать дату проведения итогового собеседования, номер аудитории, код образовательной организации.

40. Проверка ответов участников итогового собеседования осуществляется экспертами, входящими в состав комиссии по проверке ответов участников итогового собеседования.

41. Оценивание работ участников итогового собеседования осуществляется экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям по системе «зачет»/«незачет». При этом повторно прослушиваются и оцениваются записи ответов отдельных участников (при необходимости).

Эксперт, оценивающий ответ участника непосредственно по ходу его общения с экзаменатором-собеседником, во время проведения итогового собеседования в режиме реального времени заполняет бланк итогового собеседования на каждого участника. Эксперт при необходимости имеет возможность пользоваться черновиками.

Зачёт выставляется участникам итогового собеседование, набравшим минимальное количество баллов и выше в соответствии с критериями оценки итогового собеседования.

42. Для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования - детей-инвалидов и инвалидов, особенности психофизического развития которых не позволяют им выполнить все задания итогового собеседования, а экспертам по проверке итогового собеседования провести оценивание итогового собеседования в соответствии с критериями оценивания итогового собеседования (например, участники с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития и иными (сахарный диабет и т.д.)), приказом министерства определяется минимальное количество баллов за выполнение всей работы, необходимое для получения «зачета», отличное от минимального количества баллов за выполнение заданий итогового собеседования для остальных категорий участников итогового собеседования.

Основанием для изменения минимального количества баллов за выполнение всей работы для данной категории участников итогового собеседования являются соответствующие рекомендации ПМПК.

43. Проверка и оценивание ответов участников итогового собеседования комиссией по проверке ответов участников итогового собеседования должна завершиться не позднее чем через пять календарных дней с даты проведения итогового собеседования.

44. После завершения процедуры оценивания экспертами образовательной организации оригиналы бланков итогового собеседования, аудио-файлы с записями ответов участников итогового собеседования, черновики для внесения первичной информации по оцениванию участника итогового собеседования, ведомости учета проведения итогового собеседования в аудитории проведения итогового собеседования передаются в МОУО и в течение двух рабочих дней доставляются в РЦОИ для дальнейшей обработки.

РЦОИ осуществляют обработку бланков итогового собеседования с использованием специальных аппаратно-программных средств, включающих в себя:

сканирование оригиналов бланков итогового собеседования;

распознавание информации, внесенной в  бланки итогового собеседования;

верификации бланков итогового собеседования.

РЦОИ вносит сведения о результатах сдачи итогового собеседования обучающихся в РИС.

45. Ознакомление участников итогового собеседования с результатами итогового собеседования осуществляет образовательная организация не позднее трех рабочих дней со дня окончания проверки итогового собеседования под подпись.

46. Участники итогового собеседования повторно допускаются к прохождению итогового собеседования в текущем учебном году в дополнительные сроки в следующих случаях:

обучающиеся, экстерны получили по итоговому собеседованию неудовлетворительный результат («незачет»);

обучающиеся, экстерны не явились на итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;

обучающиеся, экстерны не завершили итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.

47. Дополнительные сроки проведения итогового собеседования устанавливаются во вторую рабочую среду марта текущего года и первый рабочий понедельник мая текущего года.

48. Обучающиеся, экстерны, получившие повторно неудовлетворительный результат («незачет») за итоговое собеседование, в течение трех рабочих дней со дня ознакомления с результатами итогового собеседования имеют право подать в МОУО письменное заявление об организации проверки аудиозаписи устного ответа экспертной комиссией.

Экспертная комиссия формируется МОУО для рассмотрения заявления из числа учителей русского языка и литературы не менее чем из трех образовательных организаций, расположенных на территории соответствующего муниципального района или городского округа Новосибирской области (за исключением образовательной организации, в которой участник проходил итоговое собеседование).

49. Экспертная комиссия:

1) рассматривает заявление участника итогового собеседования в течение пяти рабочих дней с момента поступления его в МОУО;

2) по результатам рассмотрения заявления принимает одно из следующих решений:

оставить результаты оценки итогового собеседования без изменений;

признать результаты оценки итогового собеседования недействительными, изменить результат итогового собеседования.

50. Результаты рассмотрения заявления участника итогового собеседования направляются в день принятия решения экспертной комиссией в МОУО.

МОУО уведомляет РЦОИ и заявителя о результатах рассмотрения заявления официальным письмом в течение одного рабочего дня.

В случае изменения результатов итогового собеседования РЦОИ вносит изменения в РИС.

51. Действие результата итогового собеседования как допуска к государственной итоговой аттестации по общеобразовательным программам основного общего образования – бессрочно.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 07.03.2019
Рубрики правового классификатора: 130.010.000 Образование (см. также 200.160.040), 130.010.010 Общие положения, 130.010.030 Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать