Основная информация
Дата опубликования: | 12 апреля 2013г. |
Номер документа: | RU66000201300678 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Свердловская область |
Принявший орган: | Министерство культуры Свердловской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПРИКАЗ
ПРИКАЗ
Министерство культуры Свердловской области
12.04.2013 № 116
Об утверждении государственной программы «Развитие культуры в Свердловской области на 2013-2015 годы»
(Утратил силу в связи с истечением срока действия правового акта)
В соответствии со статьей 179.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Свердловской области от 24.09.2012 № 1041-ПП «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Свердловской области», в целях повышения доступности и качества культурных услуг, усиления влияния культуры на процессы социальных преобразований и экономического развития территорий, обеспечения единого культурного пространства и поддержки многообразия культурной жизни и культурных инноваций
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить государственную программы «Развитие культуры в Свердловской области на 2013-2015 годы» (прилагается).
2. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Министр
П.В. Креков
Приложение № 1
к Порядку разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ
Форма
Паспорт государственной программы «Развитие культуры в Свердловской области» на 2013-2015 годы
Наименование ответственного исполнителя государственной программы
Министерство культуры Свердловской области
Перечень областных целевых программ (подпрограмм), мероприятия которых включены в государственную программу
«Развитие культуры в Свердловской области» на 2011 -2015 годы», «Безопасность жизнедеятельности населения Свердловской области» на 2011-2015 годы», «Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области» на 2011-2015 годы»
Перечень подпрограмм государственной программы (при их наличии)
отсутствуют
Стратегическая цель (цели), на достижение которой (-ых) направлена государственная программа
Стратегическая цель, на достижение которой направлена государственная программа: Совершенствование духовно — нравственного развития и реализация человеческого потенциала через создание условий для доступа к культурным ценностям и творческой реализации, усиление влияния культуры на процессы социальных преобразований и экономического развития региона
Цели и задачи государственной программы (подпрограмм)*
Достижение стратегической цели обеспечено решением следующих целей:
1) повышение доступности и качества услуг, оказываемых населению в сфере культуры;
2) обеспечение условий для развития инновационной деятельности государственных областных и муниципальных организаций культуры;
3) сохранение, популяризация и развитие культурного и исторического наследия народов России, региональной специфики культурной сферы;
4) создание условий для сохранения и развития кадрового и творческого потенциала сферы культуры;
5) формирование привлекательного имиджа Свердловской области средствами культуры и искусства;
6) повышение эффективности государственного управления в сфере культуры.
Реализация целей предполагает решение следующих задач:
1) формирование единого культурного и информационного пространства Свердловской области;
2) расширение участия населения в культурной жизни, обеспечение условий для творческой реализации граждан;
3) поддержка творческих проектов, видов и жанров профессионального искусства, литературы и культуры, оказывающих возвышающее влияние на личность;
4) модернизация и укрепление материально- технической и фондовой базы учреждений культуры;
5) формирование полноценной инфраструктуры отрасли, соответствующей реалиям нового времени, обеспечение ее многообразия;
6) создание условий для перехода на оказание государственных услуг населению в электронном виде;
7) сохранение и популяризация культурноисторического наследия, вовлечение культурного наследия в социально- экономическую деятельность;
8) развитие экспозиционной деятельности областных государственных музеев;
9) развитие системы государственной поддержки творческих работников, деятелей культуры, искусства и литературы, работающих на территории Свердловской области, руководителей и специалистов культурно - досуговых учреждений, библиотек, музеев, а также обучающихся, педагогических и руководящих работников образовательных учреждений культуры и искусства Свердловской области, обеспечение социальной поддержки отдельным категориям творческих работников;
10) развитие системы художественного образования, формирование базы для привлечения в отрасль молодых специалистов;
11) поддержка процессов, способствующих росту престижа культуры Свердловской области в Российской Федерации и за рубежом;
12) создание устойчивой партнерской сети в регионах страны и зарубежных странах;
13) обеспечение исполнения полномочий Министерства культуры Свердловской области, совершенствование методов управления отраслью;
14) обеспечение исполнения и повышение качества финансового управления, обеспечение технического надзора.
Целевые показатели государственной программы (подпрограмм) **
1) количество выпусков журнала «Урал» в год;
2) количество выпусков журнала «Культура Урала» в год;
3) посещаемость музеев Свердловской области в расчете на 1 ООО жителей;
4) число посещений государственных библиотек;
5) рост посещаемости населением проводимых культурно - досуговых мероприятий;
6) доля детей, посещающих культурнодосуговые учреждения и творческие кружки на постоянной основе;
7) посещаемость населением киносеансов, проводимых организациями, осуществляющими кинопоказ;
8) доля культурно,,-досуговых мероприятий для детей от общего количества проводимых мероприятий;
9) количество зрителей на спектаклях, концертах, других публичных представлениях, в областных государственных театрально- концертных организациях;
10) количество грантов, предоставленных на конкурсной основе;
11) доля реализованных проектов из запланированных областной целевой программой «Развитие культуры в Свердловской области» на 2011-2015 годы;
12) количество экземпляров новых поступлений в фонды общедоступных государственных и муниципальных библиотек Свердловской области в расчете на 1000 человек жителей;
13) количество объектов капитального строительства государственной собственности Свердловской области сметной стоимостью не более 500 млн.рублей;
14) доля государственных областных учреждений культуры и художественного образования в сфере культуры и искусства, требующих капитального ремонта, от общего числа этих учреждений;
15) количество грантов, предоставленных муниципальным учреждениям культурно - досугового типа;
16) доля коллективов самодеятельного художественного творчества, имеющих звание «народный (образцовый)»;
17) количество грантов, предоставленных коллективам самодеятельного народного творчества;
18) доля муниципальных учреждений культуры и детских школ искусств, требующих капитального ремонта, от общего числа этих учреждений;
19) количество фильмов, выданных в прокат;
20) количество действующих виртуальных музеев;
) доля областных государственных и
муниципальных музеев, в которых
используются информационные системы
учета и ведения каталогов в электронном виде, в общем количестве областных государственных и муниципальных музеев;
доля общедоступных библиотек, обеспечивающих доступ пользователей к электронным ресурсам сети Интернет;
доля библиотечных фондов областных государственных и муниципальных библиотек, отраженных в электронных каталогах этих библиотек;
доля библиотечных фондов общедоступных библиотек, представленных в электронной форме, от общего объема библиотечных фондов;
доля областных государственных библиотек, оснащенных современными комплексными системами и средствами обеспечения сохранности и безопасности фондов, людей и зданий, от их общего количества;
доля областных государственных музеев (с филиалами), оснащенных современными системами и средствами обеспечения сохранности и безопасности фондов, людей и зданий, от их общего количества;
количество реализованных выставочных музейных проектов;
количество творческих работников, которым выплачивается ежемесячное пособие;
количество стипендий Губернатора Свердловской области «Юные дарования», ежегодные премии Губернатора Свердловской области «За лучшую педагогическую работу года», «За выдающийся вклад в сохранение и развитие художественного образования на Среднем Урале»;
количество премий Губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства;
количество стипендий Губернатора
Свердловской области ведущим деятелям культуры и искусства Свердловской области и талантливой молодежи;
количество премий Губернатора Свердловской области в культурно - досуговой, библиотечной и музейной сферах;
количество обучающихся (среднее профессиональное, дополнительное образование);
количество молодых специалистов, получивших пособие;
количество творчески одаренных детей, участвующих в летней оздоровительной кампании;
доля выпускников детских школ искусств, поступивших на обучение в образовательные учреждения среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства, от общего числа выпускников предыдущего года;
количество отремонтированных зданий, в которых расположены муниципальные детские школы искусств;
количество учреждений среднего профессионального образования, здания (помещения) которых отремонтированы в текущем году;
доля мероприятий всероссийского и международного статуса, осуществленных организациями культуры и художественного образования, от общего количества мероприятий;
доля граждан, положительно оценивающих результаты проведения мероприятий, направленных на гармонизацию межэтнических и межконфессиональных отношений, профилактику экстремизма, укрепление толерантности и поддержку российского казачества на территории Свердловской области;
выполнение мероприятий, включенных ; в план реализации подпрограммы;
доля мероприятий (спектаклей, концертов, творческих вечеров), проведенных государственными областными театрами и концертными организациями в рамках гастролей за пределами области и за рубежом-, от общего количества мероприятий;
развитие механизмов программно - целевого формирования бюджета, в том числе разработка, утверждение, исполнение государственной программы;
доля государственных учреждений, в отношении которых Министерство культуры Свердловской области осуществляет функции учредителя, в которых проведены контрольные мероприятия ведомственного финансового контроля, в их общем количестве;
доля государственных учреждений, которым установлены государственные задания, в общем количестве государственных учреждений;
количество мероприятий с участием руководителей органов местной власти муниципальных образований Свердловской области, уполномоченных в сфере культуры;
доля учреждений, в которых проведены контрольные мероприятия за осуществлением деятельности и за использованием переданного им имущества:, в их общем количестве;
доля реализованных контрольных мероприятий за состоянием государственной части Музейного фонда Российской Федерации в Свердловской области в числе запланированных;
доля реализованных мероприятий по государственному контролю за соблюдением условий доступа к документам, входящим в библиотечные фонды областных государственных библиотек, за состоянием, условиями хранения и использования этих документов, а также за обеспечением сохранности библиотечных фондов
областных государственных библиотек в числе запланированных;
доля реализованных мероприятий по контролю за осуществлением областными государственными организациями культуры профилактики наркомании и токсикомании в числе запланированных;
уровень удовлетворенности населения качеством и доступностью оказываемых населению государственных услуг в сфере культуры;
сбор, обработка, формирование бухгалтерской, бюджетной и статистической отчетности;
организация и ведение бухгалтерского и бюджетного учета;
осуществление технического надзора за эксплуатацией электрооборудования, тепловых сетей, мониторинг выполнения планов энергосбережения, повышения эксплуатации оборудования, расхода энергетических ресурсов учреждений, в отношении которых Министерство культуры Свердловской области осуществляет полномочия учредителя;
обеспечение контроля за техническим состоянием зданий и сооружений государственных учреждений, в отношении которых Министерство культуры Свердловской области осуществляет полномочия учредителя;
контроль соблюдения норм, установленных законодательством, при проведении строительных работ, ремонтно- строительных работ на зданиях (помещениях), в которых расположены учреждения культуры;
контроль за соблюдением норм охраны труда и техники безопасности в учреждениях, в отношении которых Министерство культуры осуществляет полномочия учредителя;
обеспечение функционирования компьютерной сети, серверов, программных
комплексов и приложений, используемых специалистами структурных подразделений при исполнении возложенных функций, баз данных, системы электронного документооборота. Обеспечение сетевой безопасности, антивирусной защиты.
Сроки реализации государственной программы (подпрограмм)
2013-2015 годы
Объемы финансирования государственной программы (подпрограмм) по годам реализации, тыс. рублей
Всего - 7557158,3 тыс.рублей, в том числе
год-2397081 тыс.рублей,
год - 2342045,2 тыс.рублей,
год - 2818032,1 тыс.рублей
Адрес размещения государственной программы в информационнотелекоммуникационной сети Интернет
www.mkso.ru
Раздел I. Характеристика проблем, на решение которых направлена государственная программа
В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 25.09.2009 г. № 1104-ПП «Об утверждении Положения о Министерстве культуры Свердловской области» Министерство культуры Свердловской области является областным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области, участвующим в выработке государственной политики Свердловской области в сфере культуры, а также осуществляющим государственное управление и реализацию в этой сфере государственной политики Свердловской области и единой государственной политики Российской Федерации.
В настоящее время в рамках реализации Стратегии социально- экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 г. № 873-ПП «О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года» и Программы социально- экономического развития Свердловской области на 2011-2015 годы, утвержденной Законом Свердловской области от 15.06.2011 г. № 36-ОЗ «О Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011 -2015 годы», приоритетным направлением развития Свердловской области на текущий и последующие годы являются создание условий для доступа к культурным ценностям и творческой реализации всех членов общества, усиление влияния культуры на процессы социальных преобразований и экономического развития территорий, обеспечение единого культурного пространства, доступности услуг учреждений культуры для социально уязвимых групп населения и поддержка многообразия культурной жизни и культурных инноваций.
Министерство культуры Свердловской области формирует свои цели и задачи с учетом целевых ориентиров и задач развития Свердловской области на среднесрочную перспективу, определенных в Программе социально- экономического развития Свердловской области на 2011 - 2015 годы, концепцией развития культуры в Свердловской области, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 06.11.2012 г. № 1238-ПП «О концепции развития культуры в свердловской области на период до 2020 года».
Свердловская область обладает значительным культурным потенциалом: многочисленные объекты культурного наследия и традиционные духовные ценности в их многонациональном разнообразии, разнообразная сеть учреждений культуры, искусства и художественного образования, квалифицированный кадровый состав специалистов творческих профессий и управления региональным культурным процессом.
В настоящее время культура Свердловской области представлена обширной многопрофильной сетью организаций культуры и искусства различных форм: собственности по всем видам культурной деятельности:
1) профессиональное искусство - 30 театров, 7 концертных организаций, 2 цирка;
2) кинематография - 21 организация, осуществляющая кинопоказ и кинопрокат, 113 киноустановок;
3) библиотечное дело - 1025 библиотек, в том числе 927 государственных и муниципальных;
4) культурно-досуговая деятельность - 939 организаций культурно-досугового типа, в том числе 898 государственных и муниципальных учреждений, 12 парков культуры и отдыха;
5) музейное дело - 842 музея всех видов собственности и подчиненности, в том числе 109 подведомственных Министерству культуры Российской Федерации (28 государственных и 81 муниципальный);
6) образование в сфере культуры и искусства - 173 муниципальных детских школ искусств, 8 образовательных учреждений среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства, 2 образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Муниципальная сеть учреждений культуры является самой многочисленной, более 60 процентов муниципальных учреждений культуры расположены в сельской местности.
Всего в государственных и муниципальных учреждениях культуры и художественного образования работают около 23 тысяч человек, по состоянию на 1 января 2012 года их средняя заработная плата составила 12568 рублей, что выше средней заработной платы в учреждениях культуры субъектов Российской Федерации. Однако, несмотря на рост заработной платы работников культуры, ее уровень остается ниже уровня оплаты труда работников таких отраслей социальной сферы как здравоохранение и образование.
Имеющийся уровень заработной платы работников отрасли культуры не позволяет ей стать привлекательной сферой профессиональной деятельности, особенно для молодых специалистов. Снижение престижа профессии является основной причиной оттока квалифицированных кадров в иные сферы деятельности. Если демографическая ситуация в регионе будет и далее характеризоваться убылью трудоспособного населения и его старением, эти факторы могут оказать негативное влияние на кадровое обеспечение отрасли культуры к 202.0 году.
Высокая доля первоочередных расходов сопровождается недостаточным финансированием деятельности учреждений культуры, их развития, в том числе творческих проектов, обеспечения гастрольной деятельности театров и концертных организаций, укрепления материально-технической базы (замены изношенного оборудования и музыкального инструментария, приобретения современной организационной техники и специализированного технического оборудования), реконструкции и текущего ремонта зданий и помещений. Доля зданий учреждений культуры, находящихся в неудовлетворительном состоянии, составляет около 50 процентов. Устаревшая и изношенная материально-техническая база значительной части учреждений культуры не позволяет внедрять инновационные формы работы и современные информационные технологии, замедляет процессы информатизации в отрасли.
Несоответствие уровня предоставляемых населению услуг учреждениями культуры и искусства с точки зрения современных требований, предъявляемых к зрелищности, комфорту, надежности, безопасности, технической оснащенности, мобильности ослабляет позиции отраслевых учреждений культуры. Кроме того, стремительно возрастает конкуренции со стороны теле-, видео-, Интернет-продуктов.
Физическое несоответствие культурной инфраструктуры задачам модернизации усугубляется диспропорцией между сохраняющейся многочисленностью учреждений культуры и возможностями по их содержанию бюджетов различного уровня.
Современные экономические условия требуют от государственных и муниципальных учреждений культуры существенной перестройки деятельности и социально-экономического поведения: освоения технологий социального продвижения своего продукта, новых форм работы со зрителем, привлечения внебюджетных средств и фандрайзинга, оптимизации затрат. В этом процессе адаптации к рынку появились свои лидеры, показывающие пример успешной модернизации, новой экономической, социальной и творческой стратегии. Это, прежде всего, Свердловская государственная академическая филармония, Свердловский государственный академический театр музыкальной комедии.
Для принятия необходимых управленческих решений в Свердловской области на постоянной основе ведутся мониторинги состояния дел в отрасли, качества государственных услуг в сфере культуры, предоставляемых населению. Система мониторинга на муниципальном уровне пока не сложилась.
Необходимость повышения качества предоставления услуг, владения навыками поиска информации, наличия баз данных (информации о ресурсах, партнерах, потребителе услуг сферы культуры, его удовлетворенности и потребности в услугах), знания современных методик, создания современного культурного продукта и внедрения информационных технологий предполагает наличие квалифицированных специалистов.
Внутренние факторы, способствующие развитию культуры в Свердловской области:
значительный историко-культурный и духовный потенциал, давние глубокие традиции народного творчества, профессионального искусства и художественного образования, представляющие интерес не только для области, но и других регионов России, зарубежных стран;
наличие ряда уникальных учреждений культуры и объектов культурного наследия, имеющих мировое значение, таких, как Невьянская наклонная башня Демидовых, Нижнетагильский музей-завод, Нижнесинячихинский музей деревянного зодчества и народного искусства имени И.Д. Самойлова, Верхотурский кремль;
развитая сеть учреждений культуры и художественного образования, обеспечивающая разнообразие услуг, предоставляемых в сфере культуры;
развитая сеть детских школ искусств, способная обеспечить повышение уровня общего эстетического образования населения;
большой опыт культурной деятельности и положительный опыт успешного решения творческих задач в условиях преодоления экономических проблем;
наличие в отдельных культурных сферах выдающихся и признанных творческих лидеров и менеджеров российского и мирового уровня, создающих конкурентоспособные культурные продукты, способных влиять на общий уровень культурной деятельности;
успешный опыт сохранения объектов культурного наследия, народных художественных промыслов и ремесел, национальных культур проживающих на территории области народов;
сохранение традиций организации самодеятельного художественного творчества населения; наличие энтузиастов - частных лиц, создающих самодеятельные культурные институции и художественные коллективы;
результативность деятельности по подготовке и продвижению профессиональных кадров для сферы культуры; наличие системы непрерывного художественного образования, имеющей трехзвенную структуру, обеспечивающую преемственность образовательных программ профессионального образования;
наличие успешного опыта реализации инновационных проектов в сфере культуры, в том числе внедрения перспективных медийных проектов с применением: информационных технологий;
высокая амбициозность руководителей региона, руководителей и работников отрасли, жителей Свердловской области, сформированное в обществе отношение к региону как к уникальной территории, заслуживающей признания в России и в мире.
Внутренние факторы, препятствующие развитию сферы культуры в Свердловской области:
изолированность и замкнутость инфраструктуры сферы культуры, имеющей морально и материально устаревшие элементы, требующей обновления, актуализации собственных ресурсов, открытости к созданию новых внутриведомственных отношений, связей на уровне всех субъектов региональной и российской культурной политики;
слабость внутриведомственных связей между субъектами культурной деятельности;
низкая эффективность деятельности ряда организаций культуры, вызванная в том числе неподготовленностью руководителей и работников к работе в новых условиях, с новыми функциями и с новыми субъектами культурной деятельности; непонимание императивов рыночной экономики, необходимости освоения новых технологий, интенсификации своей деятельности;
отсутствие у большого числа субъектов культурной деятельности стратегий социального продвижения собственного культурного продукта, формирования позитивного имиджа учреждений культуры и отрасли в целом;
недостаточно решительный и полный переход отрасли на современные технологии управления;
слабый уровень интеграции учреждений культуры в региональные туристические продукты, туристические маршруты и туристические проекты;
слабая материально-техническая база учреждений культуры;
низкий уровень заработной платы работников культуры, недостаточная социальная защищенность отдельных категорий работников, ведущая к снижению престижа творческих профессий, оттоку из региона высокопрофессиональных кадров;
невысокий престиж культурной сферы в целом, отдельных учреждений и профессий работников культуры у части населения области.
Внешние факторы, положительно влияющие на развитие культуры в Свердловской области:
1) значительный потенциал социально-экономического развития Свердловской области, наличие стратегий развития региона и программ их практической реализации;
2) поддержка сферы культуры со стороны руководства Свердловской области, заинтересованного в развитии сферы культуры для экономического, социального и духовного развития области и ее жителей, формирования позитивного имиджа области и повышения ее конкурентоспособности в России и в мире;
3) формирование в России отношения к Свердловской области как к региону с инновационным типом экономики, поддерживающему новые технологии во всех сферах общественной жизни;
4) наличие в Свердловской области широкого международного дипломатического представительства; активные внешнеэкономические отношения, потенциально способные расширять и укреплять международные культурные связи;
5) полиэтнический характер населения Свердловской области, потенциально питающий культурное разнообразие и межкультурное общение;
6) наличие большого числа региональных средств массовой информации, потенциально способных быть каналом распространения информации о достижениях сферы культуры, средством влияния на формирование "вкусовых” пристрастий у населения;
7) достаточно высокий образовательный уровень населения, способствующий формированию устойчивого спроса на культурные продукты в сфере традиционных и актуальных искусств;
8) достаточно высокий сформированный спрос на финансово затратные услуги в сфере академического (высокого) искусства;
9) особое географическое положение в центре России, на границе Европы и Азии;
10) политическая и этнополитическая стабильность в регионе;
11) внедрение механизмов программно-целевого планирования и финансирования отрасли;
12) приоритет региональной политики в развитии внутреннего, прежде всего культурного туризма.
Внешние факторы, препятствующие развитию сферы культуры в Свердловской области:
1) высокая зависимость сферы культуры в Свердловской области от бюджетного финансирования;
2) состояние российского законодательства, препятствующее развитию меценатства и спонсорства, других форм негосударственных инвестиций в сферу культуры;
3) отсутствие устойчивого интереса у представителей бизнеса к финансовому участию в развитии сферы культуры, реализации конкретных культурных проектов;
4) неразвитость негосударственного сектора сферы культуры;
5) низкий уровень благосостояния (платежеспособности) населения в малых городах и в сельской местности, ограничивающий возможности граждан получать услуги учреждений культуры на платной (частично платной) основе;
6) неразвитые культурные потребности части населения, особенно в отдаленных малых городах и в сельской местности;
7) неравномерность экономического и социально-культурного развития различных муниципальных образований в Свердловской области;
8) отрицательное влияние массовой культуры на формирование культурных предпочтений у населения Свердловской области;
9) наследие закрытого в прошлом региона развитого военнопромышленного комплекса;
10) невысокая численность пользователей персональных компьютеров, индивидуальных пользователей сети Интернет в Свердловской области, препятствующая широкому распространению новых форм культурных услуг на основе IТ-технологий;
11) отсутствие единого информационного пространства, объединяющего всю сферу культуры Свердловской области.
Анализ внутренних и внешних факторов развития культуры в Свердловской области позволяет сделать следующие выводы:
имеется внутриведомственная потребность и готовность к преобразованиям, потребность руководства региона и социума в развитии сферы культуры как фактора, обеспечивающего переход Свердловской области на инновационный тип развития экономики;
имеются ресурсы, потенциально способные обеспечить инновационное развитие отрасли: человеческий потенциал отрасли и социума в целом, развитая сеть организаций культуры, высокий уровень развития отдельных направлений и организаций культуры, способствующий формированию не только новых культурных ценностей, но и новых способов деятельности, новых путей развития, определяющих инновационный тип развития сферы культуры в целом.
В то же время в условиях сохранения высокой зависимости сферы культуры от бюджетного финансирования основным должен быть признан интенсивный путь развития отрасли, предусматривающий повышение эффективности использования сложившейся инфраструктуры, развитие новых подходов к экономике культуры, в том числе рационализация форм и механизмов бюджетного финансирования организаций культуры.
Наличие реальных угроз и слабых сторон развития культуры, вызовов, стоящих перед культурой Свердловской области в режиме перехода к стратегическому управлению, позволяет определить новые ориентиры деятельности, обозначить принципы, цели, задачи и направления культурной деятельности на долгосрочный период.
Государственная программа «Развитие культуры в Свердловской области» будет осуществляться Министерством культуры Свердловской области с учетом изложенных выше проблем отрасли в направлении достижения стратегической цели «Духовно-нравственное развитие и реализация человеческого потенциала в условиях перехода к инновационному типу развития общества и экономики Свердловской области» путем выполнения установленных задач.
Раздел II. Цели и задачи государственной программы, целевые показатели
Стратегической целью при граммы является совершенствование духовно-нравственного развития и реализация человеческого потенциала через создание условий для доступа к культурным ценностям и творческой реализации, усиление влияния культуры на процессы социальных преобразований и экономического развития региона.
Основными целями, достижение которых предусмотрено программой, являются следующие:
повышение доступности и качества услуг, оказываемых населению в сфере культуры;
обеспечение условий для развития инновационной деятельности государственных областных и муниципальных организаций культуры;
сохранение, популяризация и развитие культурного и исторического наследия народов России, региональной специфики культурной сферы;
создание условий для сохранения и развития кадрового и творческого потенциала сферы культуры;
формирование привлекательного имиджа Свердловской области средствами культуры и искусства;
повышение эффективности государственного управления в сфере культуры.
Значения целевых показателей представлены в Приложении № 2 к настоящей программе.
Выполнение подпрограммы начинается с 1 января 2013 года и завершается 31 декабря 2015 года.
Раздел III. Перечень мероприятий государственной программы
В целях достижения цели программы и выполнения поставленных задач разработан план мероприятий программы, который приведен в Приложении № 3 к настоящей программе.
Раздел IV. Ресурсное обеспечение государственной программы
Объем финансирования программы «Развитие культуры в Свердловской области» на 2013- 2015 годы составляет 7557158,3 тыс.рублей, в том числе
год-2397081 тыс.рублей,
год - 2342045,2 тыс.рублей,
год - 2818032,1 тыс.рублей.
Источником финансирования подпрограммы являются средства областного бюджета, предусмотренные Законом Свердловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период по главному распорядителю средств бюджета - Министерство культуры Свердловской области.
Финансовые ресурсы, необходимые для реализации государственной программы в 2013 - 2015 годах, соответствуют объемам бюджетных ассигнований на 2013 - 2015 годы, предусмотренным в областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденным Законом Свердловской области от 07.12.2012 г. № 104-03.
Распределение бюджетных ассигнований по задачам подпрограммы приведено в Приложении № 4 к настоящей программе.
Раздел V. Описание системы управления реализацией государственной программы
Описание системы управления государственной программой представлено в Приложении № 5.
Приложения приведены на бумажном носителе
ПРИКАЗ
ПРИКАЗ
Министерство культуры Свердловской области
12.04.2013 № 116
Об утверждении государственной программы «Развитие культуры в Свердловской области на 2013-2015 годы»
(Утратил силу в связи с истечением срока действия правового акта)
В соответствии со статьей 179.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Свердловской области от 24.09.2012 № 1041-ПП «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Свердловской области», в целях повышения доступности и качества культурных услуг, усиления влияния культуры на процессы социальных преобразований и экономического развития территорий, обеспечения единого культурного пространства и поддержки многообразия культурной жизни и культурных инноваций
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить государственную программы «Развитие культуры в Свердловской области на 2013-2015 годы» (прилагается).
2. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Министр
П.В. Креков
Приложение № 1
к Порядку разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ
Форма
Паспорт государственной программы «Развитие культуры в Свердловской области» на 2013-2015 годы
Наименование ответственного исполнителя государственной программы
Министерство культуры Свердловской области
Перечень областных целевых программ (подпрограмм), мероприятия которых включены в государственную программу
«Развитие культуры в Свердловской области» на 2011 -2015 годы», «Безопасность жизнедеятельности населения Свердловской области» на 2011-2015 годы», «Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области» на 2011-2015 годы»
Перечень подпрограмм государственной программы (при их наличии)
отсутствуют
Стратегическая цель (цели), на достижение которой (-ых) направлена государственная программа
Стратегическая цель, на достижение которой направлена государственная программа: Совершенствование духовно — нравственного развития и реализация человеческого потенциала через создание условий для доступа к культурным ценностям и творческой реализации, усиление влияния культуры на процессы социальных преобразований и экономического развития региона
Цели и задачи государственной программы (подпрограмм)*
Достижение стратегической цели обеспечено решением следующих целей:
1) повышение доступности и качества услуг, оказываемых населению в сфере культуры;
2) обеспечение условий для развития инновационной деятельности государственных областных и муниципальных организаций культуры;
3) сохранение, популяризация и развитие культурного и исторического наследия народов России, региональной специфики культурной сферы;
4) создание условий для сохранения и развития кадрового и творческого потенциала сферы культуры;
5) формирование привлекательного имиджа Свердловской области средствами культуры и искусства;
6) повышение эффективности государственного управления в сфере культуры.
Реализация целей предполагает решение следующих задач:
1) формирование единого культурного и информационного пространства Свердловской области;
2) расширение участия населения в культурной жизни, обеспечение условий для творческой реализации граждан;
3) поддержка творческих проектов, видов и жанров профессионального искусства, литературы и культуры, оказывающих возвышающее влияние на личность;
4) модернизация и укрепление материально- технической и фондовой базы учреждений культуры;
5) формирование полноценной инфраструктуры отрасли, соответствующей реалиям нового времени, обеспечение ее многообразия;
6) создание условий для перехода на оказание государственных услуг населению в электронном виде;
7) сохранение и популяризация культурноисторического наследия, вовлечение культурного наследия в социально- экономическую деятельность;
8) развитие экспозиционной деятельности областных государственных музеев;
9) развитие системы государственной поддержки творческих работников, деятелей культуры, искусства и литературы, работающих на территории Свердловской области, руководителей и специалистов культурно - досуговых учреждений, библиотек, музеев, а также обучающихся, педагогических и руководящих работников образовательных учреждений культуры и искусства Свердловской области, обеспечение социальной поддержки отдельным категориям творческих работников;
10) развитие системы художественного образования, формирование базы для привлечения в отрасль молодых специалистов;
11) поддержка процессов, способствующих росту престижа культуры Свердловской области в Российской Федерации и за рубежом;
12) создание устойчивой партнерской сети в регионах страны и зарубежных странах;
13) обеспечение исполнения полномочий Министерства культуры Свердловской области, совершенствование методов управления отраслью;
14) обеспечение исполнения и повышение качества финансового управления, обеспечение технического надзора.
Целевые показатели государственной программы (подпрограмм) **
1) количество выпусков журнала «Урал» в год;
2) количество выпусков журнала «Культура Урала» в год;
3) посещаемость музеев Свердловской области в расчете на 1 ООО жителей;
4) число посещений государственных библиотек;
5) рост посещаемости населением проводимых культурно - досуговых мероприятий;
6) доля детей, посещающих культурнодосуговые учреждения и творческие кружки на постоянной основе;
7) посещаемость населением киносеансов, проводимых организациями, осуществляющими кинопоказ;
8) доля культурно,,-досуговых мероприятий для детей от общего количества проводимых мероприятий;
9) количество зрителей на спектаклях, концертах, других публичных представлениях, в областных государственных театрально- концертных организациях;
10) количество грантов, предоставленных на конкурсной основе;
11) доля реализованных проектов из запланированных областной целевой программой «Развитие культуры в Свердловской области» на 2011-2015 годы;
12) количество экземпляров новых поступлений в фонды общедоступных государственных и муниципальных библиотек Свердловской области в расчете на 1000 человек жителей;
13) количество объектов капитального строительства государственной собственности Свердловской области сметной стоимостью не более 500 млн.рублей;
14) доля государственных областных учреждений культуры и художественного образования в сфере культуры и искусства, требующих капитального ремонта, от общего числа этих учреждений;
15) количество грантов, предоставленных муниципальным учреждениям культурно - досугового типа;
16) доля коллективов самодеятельного художественного творчества, имеющих звание «народный (образцовый)»;
17) количество грантов, предоставленных коллективам самодеятельного народного творчества;
18) доля муниципальных учреждений культуры и детских школ искусств, требующих капитального ремонта, от общего числа этих учреждений;
19) количество фильмов, выданных в прокат;
20) количество действующих виртуальных музеев;
) доля областных государственных и
муниципальных музеев, в которых
используются информационные системы
учета и ведения каталогов в электронном виде, в общем количестве областных государственных и муниципальных музеев;
доля общедоступных библиотек, обеспечивающих доступ пользователей к электронным ресурсам сети Интернет;
доля библиотечных фондов областных государственных и муниципальных библиотек, отраженных в электронных каталогах этих библиотек;
доля библиотечных фондов общедоступных библиотек, представленных в электронной форме, от общего объема библиотечных фондов;
доля областных государственных библиотек, оснащенных современными комплексными системами и средствами обеспечения сохранности и безопасности фондов, людей и зданий, от их общего количества;
доля областных государственных музеев (с филиалами), оснащенных современными системами и средствами обеспечения сохранности и безопасности фондов, людей и зданий, от их общего количества;
количество реализованных выставочных музейных проектов;
количество творческих работников, которым выплачивается ежемесячное пособие;
количество стипендий Губернатора Свердловской области «Юные дарования», ежегодные премии Губернатора Свердловской области «За лучшую педагогическую работу года», «За выдающийся вклад в сохранение и развитие художественного образования на Среднем Урале»;
количество премий Губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства;
количество стипендий Губернатора
Свердловской области ведущим деятелям культуры и искусства Свердловской области и талантливой молодежи;
количество премий Губернатора Свердловской области в культурно - досуговой, библиотечной и музейной сферах;
количество обучающихся (среднее профессиональное, дополнительное образование);
количество молодых специалистов, получивших пособие;
количество творчески одаренных детей, участвующих в летней оздоровительной кампании;
доля выпускников детских школ искусств, поступивших на обучение в образовательные учреждения среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства, от общего числа выпускников предыдущего года;
количество отремонтированных зданий, в которых расположены муниципальные детские школы искусств;
количество учреждений среднего профессионального образования, здания (помещения) которых отремонтированы в текущем году;
доля мероприятий всероссийского и международного статуса, осуществленных организациями культуры и художественного образования, от общего количества мероприятий;
доля граждан, положительно оценивающих результаты проведения мероприятий, направленных на гармонизацию межэтнических и межконфессиональных отношений, профилактику экстремизма, укрепление толерантности и поддержку российского казачества на территории Свердловской области;
выполнение мероприятий, включенных ; в план реализации подпрограммы;
доля мероприятий (спектаклей, концертов, творческих вечеров), проведенных государственными областными театрами и концертными организациями в рамках гастролей за пределами области и за рубежом-, от общего количества мероприятий;
развитие механизмов программно - целевого формирования бюджета, в том числе разработка, утверждение, исполнение государственной программы;
доля государственных учреждений, в отношении которых Министерство культуры Свердловской области осуществляет функции учредителя, в которых проведены контрольные мероприятия ведомственного финансового контроля, в их общем количестве;
доля государственных учреждений, которым установлены государственные задания, в общем количестве государственных учреждений;
количество мероприятий с участием руководителей органов местной власти муниципальных образований Свердловской области, уполномоченных в сфере культуры;
доля учреждений, в которых проведены контрольные мероприятия за осуществлением деятельности и за использованием переданного им имущества:, в их общем количестве;
доля реализованных контрольных мероприятий за состоянием государственной части Музейного фонда Российской Федерации в Свердловской области в числе запланированных;
доля реализованных мероприятий по государственному контролю за соблюдением условий доступа к документам, входящим в библиотечные фонды областных государственных библиотек, за состоянием, условиями хранения и использования этих документов, а также за обеспечением сохранности библиотечных фондов
областных государственных библиотек в числе запланированных;
доля реализованных мероприятий по контролю за осуществлением областными государственными организациями культуры профилактики наркомании и токсикомании в числе запланированных;
уровень удовлетворенности населения качеством и доступностью оказываемых населению государственных услуг в сфере культуры;
сбор, обработка, формирование бухгалтерской, бюджетной и статистической отчетности;
организация и ведение бухгалтерского и бюджетного учета;
осуществление технического надзора за эксплуатацией электрооборудования, тепловых сетей, мониторинг выполнения планов энергосбережения, повышения эксплуатации оборудования, расхода энергетических ресурсов учреждений, в отношении которых Министерство культуры Свердловской области осуществляет полномочия учредителя;
обеспечение контроля за техническим состоянием зданий и сооружений государственных учреждений, в отношении которых Министерство культуры Свердловской области осуществляет полномочия учредителя;
контроль соблюдения норм, установленных законодательством, при проведении строительных работ, ремонтно- строительных работ на зданиях (помещениях), в которых расположены учреждения культуры;
контроль за соблюдением норм охраны труда и техники безопасности в учреждениях, в отношении которых Министерство культуры осуществляет полномочия учредителя;
обеспечение функционирования компьютерной сети, серверов, программных
комплексов и приложений, используемых специалистами структурных подразделений при исполнении возложенных функций, баз данных, системы электронного документооборота. Обеспечение сетевой безопасности, антивирусной защиты.
Сроки реализации государственной программы (подпрограмм)
2013-2015 годы
Объемы финансирования государственной программы (подпрограмм) по годам реализации, тыс. рублей
Всего - 7557158,3 тыс.рублей, в том числе
год-2397081 тыс.рублей,
год - 2342045,2 тыс.рублей,
год - 2818032,1 тыс.рублей
Адрес размещения государственной программы в информационнотелекоммуникационной сети Интернет
www.mkso.ru
Раздел I. Характеристика проблем, на решение которых направлена государственная программа
В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 25.09.2009 г. № 1104-ПП «Об утверждении Положения о Министерстве культуры Свердловской области» Министерство культуры Свердловской области является областным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области, участвующим в выработке государственной политики Свердловской области в сфере культуры, а также осуществляющим государственное управление и реализацию в этой сфере государственной политики Свердловской области и единой государственной политики Российской Федерации.
В настоящее время в рамках реализации Стратегии социально- экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 г. № 873-ПП «О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года» и Программы социально- экономического развития Свердловской области на 2011-2015 годы, утвержденной Законом Свердловской области от 15.06.2011 г. № 36-ОЗ «О Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011 -2015 годы», приоритетным направлением развития Свердловской области на текущий и последующие годы являются создание условий для доступа к культурным ценностям и творческой реализации всех членов общества, усиление влияния культуры на процессы социальных преобразований и экономического развития территорий, обеспечение единого культурного пространства, доступности услуг учреждений культуры для социально уязвимых групп населения и поддержка многообразия культурной жизни и культурных инноваций.
Министерство культуры Свердловской области формирует свои цели и задачи с учетом целевых ориентиров и задач развития Свердловской области на среднесрочную перспективу, определенных в Программе социально- экономического развития Свердловской области на 2011 - 2015 годы, концепцией развития культуры в Свердловской области, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 06.11.2012 г. № 1238-ПП «О концепции развития культуры в свердловской области на период до 2020 года».
Свердловская область обладает значительным культурным потенциалом: многочисленные объекты культурного наследия и традиционные духовные ценности в их многонациональном разнообразии, разнообразная сеть учреждений культуры, искусства и художественного образования, квалифицированный кадровый состав специалистов творческих профессий и управления региональным культурным процессом.
В настоящее время культура Свердловской области представлена обширной многопрофильной сетью организаций культуры и искусства различных форм: собственности по всем видам культурной деятельности:
1) профессиональное искусство - 30 театров, 7 концертных организаций, 2 цирка;
2) кинематография - 21 организация, осуществляющая кинопоказ и кинопрокат, 113 киноустановок;
3) библиотечное дело - 1025 библиотек, в том числе 927 государственных и муниципальных;
4) культурно-досуговая деятельность - 939 организаций культурно-досугового типа, в том числе 898 государственных и муниципальных учреждений, 12 парков культуры и отдыха;
5) музейное дело - 842 музея всех видов собственности и подчиненности, в том числе 109 подведомственных Министерству культуры Российской Федерации (28 государственных и 81 муниципальный);
6) образование в сфере культуры и искусства - 173 муниципальных детских школ искусств, 8 образовательных учреждений среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства, 2 образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Муниципальная сеть учреждений культуры является самой многочисленной, более 60 процентов муниципальных учреждений культуры расположены в сельской местности.
Всего в государственных и муниципальных учреждениях культуры и художественного образования работают около 23 тысяч человек, по состоянию на 1 января 2012 года их средняя заработная плата составила 12568 рублей, что выше средней заработной платы в учреждениях культуры субъектов Российской Федерации. Однако, несмотря на рост заработной платы работников культуры, ее уровень остается ниже уровня оплаты труда работников таких отраслей социальной сферы как здравоохранение и образование.
Имеющийся уровень заработной платы работников отрасли культуры не позволяет ей стать привлекательной сферой профессиональной деятельности, особенно для молодых специалистов. Снижение престижа профессии является основной причиной оттока квалифицированных кадров в иные сферы деятельности. Если демографическая ситуация в регионе будет и далее характеризоваться убылью трудоспособного населения и его старением, эти факторы могут оказать негативное влияние на кадровое обеспечение отрасли культуры к 202.0 году.
Высокая доля первоочередных расходов сопровождается недостаточным финансированием деятельности учреждений культуры, их развития, в том числе творческих проектов, обеспечения гастрольной деятельности театров и концертных организаций, укрепления материально-технической базы (замены изношенного оборудования и музыкального инструментария, приобретения современной организационной техники и специализированного технического оборудования), реконструкции и текущего ремонта зданий и помещений. Доля зданий учреждений культуры, находящихся в неудовлетворительном состоянии, составляет около 50 процентов. Устаревшая и изношенная материально-техническая база значительной части учреждений культуры не позволяет внедрять инновационные формы работы и современные информационные технологии, замедляет процессы информатизации в отрасли.
Несоответствие уровня предоставляемых населению услуг учреждениями культуры и искусства с точки зрения современных требований, предъявляемых к зрелищности, комфорту, надежности, безопасности, технической оснащенности, мобильности ослабляет позиции отраслевых учреждений культуры. Кроме того, стремительно возрастает конкуренции со стороны теле-, видео-, Интернет-продуктов.
Физическое несоответствие культурной инфраструктуры задачам модернизации усугубляется диспропорцией между сохраняющейся многочисленностью учреждений культуры и возможностями по их содержанию бюджетов различного уровня.
Современные экономические условия требуют от государственных и муниципальных учреждений культуры существенной перестройки деятельности и социально-экономического поведения: освоения технологий социального продвижения своего продукта, новых форм работы со зрителем, привлечения внебюджетных средств и фандрайзинга, оптимизации затрат. В этом процессе адаптации к рынку появились свои лидеры, показывающие пример успешной модернизации, новой экономической, социальной и творческой стратегии. Это, прежде всего, Свердловская государственная академическая филармония, Свердловский государственный академический театр музыкальной комедии.
Для принятия необходимых управленческих решений в Свердловской области на постоянной основе ведутся мониторинги состояния дел в отрасли, качества государственных услуг в сфере культуры, предоставляемых населению. Система мониторинга на муниципальном уровне пока не сложилась.
Необходимость повышения качества предоставления услуг, владения навыками поиска информации, наличия баз данных (информации о ресурсах, партнерах, потребителе услуг сферы культуры, его удовлетворенности и потребности в услугах), знания современных методик, создания современного культурного продукта и внедрения информационных технологий предполагает наличие квалифицированных специалистов.
Внутренние факторы, способствующие развитию культуры в Свердловской области:
значительный историко-культурный и духовный потенциал, давние глубокие традиции народного творчества, профессионального искусства и художественного образования, представляющие интерес не только для области, но и других регионов России, зарубежных стран;
наличие ряда уникальных учреждений культуры и объектов культурного наследия, имеющих мировое значение, таких, как Невьянская наклонная башня Демидовых, Нижнетагильский музей-завод, Нижнесинячихинский музей деревянного зодчества и народного искусства имени И.Д. Самойлова, Верхотурский кремль;
развитая сеть учреждений культуры и художественного образования, обеспечивающая разнообразие услуг, предоставляемых в сфере культуры;
развитая сеть детских школ искусств, способная обеспечить повышение уровня общего эстетического образования населения;
большой опыт культурной деятельности и положительный опыт успешного решения творческих задач в условиях преодоления экономических проблем;
наличие в отдельных культурных сферах выдающихся и признанных творческих лидеров и менеджеров российского и мирового уровня, создающих конкурентоспособные культурные продукты, способных влиять на общий уровень культурной деятельности;
успешный опыт сохранения объектов культурного наследия, народных художественных промыслов и ремесел, национальных культур проживающих на территории области народов;
сохранение традиций организации самодеятельного художественного творчества населения; наличие энтузиастов - частных лиц, создающих самодеятельные культурные институции и художественные коллективы;
результативность деятельности по подготовке и продвижению профессиональных кадров для сферы культуры; наличие системы непрерывного художественного образования, имеющей трехзвенную структуру, обеспечивающую преемственность образовательных программ профессионального образования;
наличие успешного опыта реализации инновационных проектов в сфере культуры, в том числе внедрения перспективных медийных проектов с применением: информационных технологий;
высокая амбициозность руководителей региона, руководителей и работников отрасли, жителей Свердловской области, сформированное в обществе отношение к региону как к уникальной территории, заслуживающей признания в России и в мире.
Внутренние факторы, препятствующие развитию сферы культуры в Свердловской области:
изолированность и замкнутость инфраструктуры сферы культуры, имеющей морально и материально устаревшие элементы, требующей обновления, актуализации собственных ресурсов, открытости к созданию новых внутриведомственных отношений, связей на уровне всех субъектов региональной и российской культурной политики;
слабость внутриведомственных связей между субъектами культурной деятельности;
низкая эффективность деятельности ряда организаций культуры, вызванная в том числе неподготовленностью руководителей и работников к работе в новых условиях, с новыми функциями и с новыми субъектами культурной деятельности; непонимание императивов рыночной экономики, необходимости освоения новых технологий, интенсификации своей деятельности;
отсутствие у большого числа субъектов культурной деятельности стратегий социального продвижения собственного культурного продукта, формирования позитивного имиджа учреждений культуры и отрасли в целом;
недостаточно решительный и полный переход отрасли на современные технологии управления;
слабый уровень интеграции учреждений культуры в региональные туристические продукты, туристические маршруты и туристические проекты;
слабая материально-техническая база учреждений культуры;
низкий уровень заработной платы работников культуры, недостаточная социальная защищенность отдельных категорий работников, ведущая к снижению престижа творческих профессий, оттоку из региона высокопрофессиональных кадров;
невысокий престиж культурной сферы в целом, отдельных учреждений и профессий работников культуры у части населения области.
Внешние факторы, положительно влияющие на развитие культуры в Свердловской области:
1) значительный потенциал социально-экономического развития Свердловской области, наличие стратегий развития региона и программ их практической реализации;
2) поддержка сферы культуры со стороны руководства Свердловской области, заинтересованного в развитии сферы культуры для экономического, социального и духовного развития области и ее жителей, формирования позитивного имиджа области и повышения ее конкурентоспособности в России и в мире;
3) формирование в России отношения к Свердловской области как к региону с инновационным типом экономики, поддерживающему новые технологии во всех сферах общественной жизни;
4) наличие в Свердловской области широкого международного дипломатического представительства; активные внешнеэкономические отношения, потенциально способные расширять и укреплять международные культурные связи;
5) полиэтнический характер населения Свердловской области, потенциально питающий культурное разнообразие и межкультурное общение;
6) наличие большого числа региональных средств массовой информации, потенциально способных быть каналом распространения информации о достижениях сферы культуры, средством влияния на формирование "вкусовых” пристрастий у населения;
7) достаточно высокий образовательный уровень населения, способствующий формированию устойчивого спроса на культурные продукты в сфере традиционных и актуальных искусств;
8) достаточно высокий сформированный спрос на финансово затратные услуги в сфере академического (высокого) искусства;
9) особое географическое положение в центре России, на границе Европы и Азии;
10) политическая и этнополитическая стабильность в регионе;
11) внедрение механизмов программно-целевого планирования и финансирования отрасли;
12) приоритет региональной политики в развитии внутреннего, прежде всего культурного туризма.
Внешние факторы, препятствующие развитию сферы культуры в Свердловской области:
1) высокая зависимость сферы культуры в Свердловской области от бюджетного финансирования;
2) состояние российского законодательства, препятствующее развитию меценатства и спонсорства, других форм негосударственных инвестиций в сферу культуры;
3) отсутствие устойчивого интереса у представителей бизнеса к финансовому участию в развитии сферы культуры, реализации конкретных культурных проектов;
4) неразвитость негосударственного сектора сферы культуры;
5) низкий уровень благосостояния (платежеспособности) населения в малых городах и в сельской местности, ограничивающий возможности граждан получать услуги учреждений культуры на платной (частично платной) основе;
6) неразвитые культурные потребности части населения, особенно в отдаленных малых городах и в сельской местности;
7) неравномерность экономического и социально-культурного развития различных муниципальных образований в Свердловской области;
8) отрицательное влияние массовой культуры на формирование культурных предпочтений у населения Свердловской области;
9) наследие закрытого в прошлом региона развитого военнопромышленного комплекса;
10) невысокая численность пользователей персональных компьютеров, индивидуальных пользователей сети Интернет в Свердловской области, препятствующая широкому распространению новых форм культурных услуг на основе IТ-технологий;
11) отсутствие единого информационного пространства, объединяющего всю сферу культуры Свердловской области.
Анализ внутренних и внешних факторов развития культуры в Свердловской области позволяет сделать следующие выводы:
имеется внутриведомственная потребность и готовность к преобразованиям, потребность руководства региона и социума в развитии сферы культуры как фактора, обеспечивающего переход Свердловской области на инновационный тип развития экономики;
имеются ресурсы, потенциально способные обеспечить инновационное развитие отрасли: человеческий потенциал отрасли и социума в целом, развитая сеть организаций культуры, высокий уровень развития отдельных направлений и организаций культуры, способствующий формированию не только новых культурных ценностей, но и новых способов деятельности, новых путей развития, определяющих инновационный тип развития сферы культуры в целом.
В то же время в условиях сохранения высокой зависимости сферы культуры от бюджетного финансирования основным должен быть признан интенсивный путь развития отрасли, предусматривающий повышение эффективности использования сложившейся инфраструктуры, развитие новых подходов к экономике культуры, в том числе рационализация форм и механизмов бюджетного финансирования организаций культуры.
Наличие реальных угроз и слабых сторон развития культуры, вызовов, стоящих перед культурой Свердловской области в режиме перехода к стратегическому управлению, позволяет определить новые ориентиры деятельности, обозначить принципы, цели, задачи и направления культурной деятельности на долгосрочный период.
Государственная программа «Развитие культуры в Свердловской области» будет осуществляться Министерством культуры Свердловской области с учетом изложенных выше проблем отрасли в направлении достижения стратегической цели «Духовно-нравственное развитие и реализация человеческого потенциала в условиях перехода к инновационному типу развития общества и экономики Свердловской области» путем выполнения установленных задач.
Раздел II. Цели и задачи государственной программы, целевые показатели
Стратегической целью при граммы является совершенствование духовно-нравственного развития и реализация человеческого потенциала через создание условий для доступа к культурным ценностям и творческой реализации, усиление влияния культуры на процессы социальных преобразований и экономического развития региона.
Основными целями, достижение которых предусмотрено программой, являются следующие:
повышение доступности и качества услуг, оказываемых населению в сфере культуры;
обеспечение условий для развития инновационной деятельности государственных областных и муниципальных организаций культуры;
сохранение, популяризация и развитие культурного и исторического наследия народов России, региональной специфики культурной сферы;
создание условий для сохранения и развития кадрового и творческого потенциала сферы культуры;
формирование привлекательного имиджа Свердловской области средствами культуры и искусства;
повышение эффективности государственного управления в сфере культуры.
Значения целевых показателей представлены в Приложении № 2 к настоящей программе.
Выполнение подпрограммы начинается с 1 января 2013 года и завершается 31 декабря 2015 года.
Раздел III. Перечень мероприятий государственной программы
В целях достижения цели программы и выполнения поставленных задач разработан план мероприятий программы, который приведен в Приложении № 3 к настоящей программе.
Раздел IV. Ресурсное обеспечение государственной программы
Объем финансирования программы «Развитие культуры в Свердловской области» на 2013- 2015 годы составляет 7557158,3 тыс.рублей, в том числе
год-2397081 тыс.рублей,
год - 2342045,2 тыс.рублей,
год - 2818032,1 тыс.рублей.
Источником финансирования подпрограммы являются средства областного бюджета, предусмотренные Законом Свердловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период по главному распорядителю средств бюджета - Министерство культуры Свердловской области.
Финансовые ресурсы, необходимые для реализации государственной программы в 2013 - 2015 годах, соответствуют объемам бюджетных ассигнований на 2013 - 2015 годы, предусмотренным в областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденным Законом Свердловской области от 07.12.2012 г. № 104-03.
Распределение бюджетных ассигнований по задачам подпрограммы приведено в Приложении № 4 к настоящей программе.
Раздел V. Описание системы управления реализацией государственной программы
Описание системы управления государственной программой представлено в Приложении № 5.
Приложения приведены на бумажном носителе
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 020.030.020 Государственные программы. Концепции |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: