Основная информация
Дата опубликования: | 12 мая 2012г. |
Номер документа: | RU27000201200500 |
Текущая редакция: | 3 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Хабаровский край |
Принявший орган: | Министерство образования и науки Хабаровского края |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПРИКАЗ
от 12 мая 2012 №15
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
{наименование в редакции приказа министерства образования и науки Хабаровского края от 30.07.2015 №29}
Изменения
приказ министерства образования и науки Хабаровского края от 28.10.2013 №3;
приказ министерства образования и науки Хабаровского края от 30.07.2015 №29}
В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые:
Утвердить прилагаемую Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
{в редакции приказа министерства образования и науки Хабаровского края от 30.07.2015 №29}
2. Управлению опеки и попечительства, защиты прав и интересов детей (Жигарева Т.В.):
2.1. В 7-дневный срок после принятия настоящего приказа направить его в прокуратуру Хабаровского края и Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области для проведения правовой экспертизы и включения в федеральный регистр нормативных правовых актов.
2.2. После получения письма Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о соответствии настоящего приказа федеральному законодательству и регистрации его в территориальном органе Минюста России с указанием даты и номера регистрации, направить настоящий приказ для опубликования в Собрании законодательства Хабаровского края и размещения на официальном сайте министерства.
2.3. Обеспечить координацию деятельности организаций и территориальных подразделений опеки и попечительства по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра - начальника управления опеки и попечительства, защиты прав и интересов детей Жигареву Т.В.
Заместитель Председателя
Правительства края - министр
А.А. Базилевский
УТВЕРЖДЕН
приказом министерства
образования и науки
Хабаровского края
от «__»_______2012 № _____
(в редакции приказа
министерства образования и науки Хабаровского края
от «____»______2012 № ____)
ПОРЯДОК
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью
ребенка, оставшегося без попечения родителей
{утратил силу в редакции приказа министерства образования и науки Хабаровского края от 30.07.2015 №29}
УТВЕРЖДЕНА
приказом министерства
образования и науки
Хабаровского края
от «12»___05___2012 № __15_
(в редакции приказа
министерства образования и науки Хабаровского края
от «28» 01 2012 № 3)
ПРОГРАММА
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью
ребенка, оставшегося без попечения родителей
1. Общие положения
Настоящая Программа является документом, направленным для решения на региональном уровне проблем, связанных с подготовкой лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку или попечительство), создать приемную семью (далее соответственно – Программа, кандидаты в приемные родители, приемные родители, приемная семья).
Цель программы: создать условия для реализации подготовки, кандидатов в приемные родители по юридическим, медицинским, социально-психологическим и педагогическим вопросам.
Задачи программы:
- подготовка кандидатов в приемные родители к приему на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания ребенка, в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
- помощь кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка, как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
- содействовать устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в приемные семьи.
Общая трудоемкость Программы составляет 70 академических часов.
{абзац введен приказом министерства образования и науки Хабаровского края от 30.07.2015 №29}
Учебно-тематический план
Номер и тема
занятия
Раздел программы
Количество
академических часов*
Всего
В том числе
теорети
ческие
прак
тиче
ские
1
2
3
4
5
1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители
Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители.
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей
9
3,5
5,5
2. Организационно-правовые основы создания и функционирования в приемные семьи
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан
2
2
0
3. Представление о семье как о развивающейся системе
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка, оставшегося без попечения родителей
9
2
7
4. Развитие ребенка, оставшегося без попечения родителей
Этапы развития ребенка.
Диспропорции развития ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей
9
2
7
5. Семья с приемным ребенком
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи
9
2
7
6. Воспитание приемного ребенка
«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением
9
2
7
7. Особенности полового воспитания приемного ребенка
1
Особенности полового воспитания приемного ребенка
2
9
3
2
4
7
5
8. Жестокое обращение с ребенком. Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, оставшегося без попечения родителей
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергшегося жестокому обращению.
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинение вреда здоровью ребенка
9
2
7
9. Подведение итогов подготовки кандидатов
Взаимодействие приемной семьи с организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.
Подведение итогов освоения подготовки кандидатов в приемных родители
5
1,5
3,5
ИТОГО:
70
19
51
*1 академический час – 45 минут.
Темы разделов Программы
Раздел 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители
Содержание, цели, задачи и этапы проведения Программы подготовки кандидатов в приемные родители.
Понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители).
Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Раздел 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей
Потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация – усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания – санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать.
Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей.
Проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
Раздел 3. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан
Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью.
Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства.
Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.
Порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.
Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.
Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье.
Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.
Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.
Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.
Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.
Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей.
Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку.
Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.
Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Раздел 4. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка
Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейная иерархия и семейные роли, семейные правила
Паттерны семейного взаимодействия. Семейный уклад: образ жизни семьи, семейные традиции.
Проблема подбора семьи и ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители.
Родительские и профессиональные функции приемные семьи. Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка.
Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации.
Социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи.
Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции.
Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
Раздел 5. Этапы развития ребенка. Диспропорции развития ребенка, оставшегося без попечения родителей
Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество), ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).
Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
Диспропорции развития ребенка, оставшегося без попечения родителей; понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия.
Раздел 6. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей
Потребность в привязанности, идентичности, как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Типы «нарушенной привязанности» (понятий «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», дезорганизованной привязанности»).
Понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемные родителей от ребенка.
Раздел 7. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи
Особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка.
Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации.
Общая характеристика личностных проблем и кризисов, которые испытывают приемные родители в связи с появлением в семье приемного ребенка.
Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный.
Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.
Раздел 8. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка
Формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними.
Методы воспитания ребенка. Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка.
Типичные ошибки воспитания в приемной семье. Проблемы различия в воспитании поступков родного и приемного ребенка. Различия в управлении поведением ребенка, выросшего в семье, и ребенка, помещенного в приемную семью. Проблема различий интерпретирования указаний родителя приемными и родными детьми.
Приемы, помогающие преодолевать возникающие трудности в общении, облегчающие состояния напряжения и снятия тревоги (техники эмоциональной саморегуляции). Разрешение конфликтов.
Понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.
Раздел 9. Особенности полового воспитания приемного ребенка
Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуального поведения.
Формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности (сексуализированное поведение).
Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм.
Раздел 10. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергшегося жестокому обращению
Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.
Дихотомия «жертва-агрессор». Понятие синдрома посттравматических стрессовых нарушений. «Фрагментарность» как специфика посттравматического сознания.
Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение.
Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
Раздел 11. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка
Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе, в связи с воспитанием в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством).
Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.
Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах.
Способы защиты ребенка от сексуального насилия.
Раздел 12. Взаимодействие приемной семьи с организациями, предоставляющими услуги детям и семьям
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия.
Формирование мотивации к сотрудничеству приемных родителей с сопровождающей организацией.
Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи.
Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.
Раздел 13. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители
Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий.
Обсуждение степени усвоения Программы подготовки кандидатов в приемные родители. Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление их готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).
4. Требования к уровню подготовки кандидатов в приемные
родители, успешно освоивших Программу
4.1. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, по завершении подготовки должны иметь четкое представление:
- о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке кандидатов в приемные родители, сопровождающей организации и приемной семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи приемным семьям;
- об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
- о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома – на улице, в общественных местах;
- о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
- о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю;
- о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.
4.2. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, должны знать:
- права и обязанности приемных родителей, как в отношении приемного ребенка, так и в отношении сопровождающей организации;
- закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
- важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
- причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
- о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;
- этапы и особенности «проживания» горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах «проживания» горя;
- особенности протекания периода адаптации приемного ребенка в приемной семье;
- о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к «трудному» поведению детей;
- санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;
- способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
- возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.
4.3. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, должны уметь:
- использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
- видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;
- рассматривать «трудное» поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
- выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
- осознать природу своих чувств по поводу «трудного» поведения ребенка;
- быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
- предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;
- оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
- преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
- прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
- оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
- быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания приемного ребенка;
- ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным родителям;
- заботиться о здоровье приемного ребенка;
- соблюдать конфиденциальность в отношении приемного ребенка;
- понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
4.4. Подготовка считается пройденной кандидатами в приемные родители при освоении объема Программы не менее 90 процентов.
{пункт введен приказом министерства образования и науки Хабаровского края от 30.07.2015 №29}
5. Форма проведения подготовки кандидатов в приемные родители
5.1. Подготовка в очной форме проводится в городских округах: "Город Хабаровск" и "Город Комсомольск-на-Амуре". В муниципальных районах Хабаровского края Подготовка проводится в очно-заочной (вечерней) форме.
При проведении подготовки в очно-заочной (вечерней) форме могут использоваться дистанционные методы: веб-занятия, индивидуальные консультации с использованием сети "Интернет", выдача кандидатам в приемные родители компакт-дисков с разработанными темами Программы и практикумами для самостоятельной работы, тестовые задания.
5.2. Практические занятия (тренинги), итоговая аттестация проводятся в очной форме.
{раздел введен приказом министерства образования и науки Хабаровского края от 30.07.2015 №29}
Заместитель министра – начальник
управления опеки и попечительства,
защиты прав и интересов детей
Т.В. Жигарева
1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПРИКАЗ
от 12 мая 2012 №15
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
{наименование в редакции приказа министерства образования и науки Хабаровского края от 30.07.2015 №29}
Изменения
приказ министерства образования и науки Хабаровского края от 28.10.2013 №3;
приказ министерства образования и науки Хабаровского края от 30.07.2015 №29}
В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые:
Утвердить прилагаемую Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
{в редакции приказа министерства образования и науки Хабаровского края от 30.07.2015 №29}
2. Управлению опеки и попечительства, защиты прав и интересов детей (Жигарева Т.В.):
2.1. В 7-дневный срок после принятия настоящего приказа направить его в прокуратуру Хабаровского края и Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области для проведения правовой экспертизы и включения в федеральный регистр нормативных правовых актов.
2.2. После получения письма Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о соответствии настоящего приказа федеральному законодательству и регистрации его в территориальном органе Минюста России с указанием даты и номера регистрации, направить настоящий приказ для опубликования в Собрании законодательства Хабаровского края и размещения на официальном сайте министерства.
2.3. Обеспечить координацию деятельности организаций и территориальных подразделений опеки и попечительства по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра - начальника управления опеки и попечительства, защиты прав и интересов детей Жигареву Т.В.
Заместитель Председателя
Правительства края - министр
А.А. Базилевский
УТВЕРЖДЕН
приказом министерства
образования и науки
Хабаровского края
от «__»_______2012 № _____
(в редакции приказа
министерства образования и науки Хабаровского края
от «____»______2012 № ____)
ПОРЯДОК
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью
ребенка, оставшегося без попечения родителей
{утратил силу в редакции приказа министерства образования и науки Хабаровского края от 30.07.2015 №29}
УТВЕРЖДЕНА
приказом министерства
образования и науки
Хабаровского края
от «12»___05___2012 № __15_
(в редакции приказа
министерства образования и науки Хабаровского края
от «28» 01 2012 № 3)
ПРОГРАММА
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью
ребенка, оставшегося без попечения родителей
1. Общие положения
Настоящая Программа является документом, направленным для решения на региональном уровне проблем, связанных с подготовкой лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку или попечительство), создать приемную семью (далее соответственно – Программа, кандидаты в приемные родители, приемные родители, приемная семья).
Цель программы: создать условия для реализации подготовки, кандидатов в приемные родители по юридическим, медицинским, социально-психологическим и педагогическим вопросам.
Задачи программы:
- подготовка кандидатов в приемные родители к приему на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания ребенка, в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
- помощь кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка, как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
- содействовать устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в приемные семьи.
Общая трудоемкость Программы составляет 70 академических часов.
{абзац введен приказом министерства образования и науки Хабаровского края от 30.07.2015 №29}
Учебно-тематический план
Номер и тема
занятия
Раздел программы
Количество
академических часов*
Всего
В том числе
теорети
ческие
прак
тиче
ские
1
2
3
4
5
1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители
Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители.
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей
9
3,5
5,5
2. Организационно-правовые основы создания и функционирования в приемные семьи
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан
2
2
0
3. Представление о семье как о развивающейся системе
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка, оставшегося без попечения родителей
9
2
7
4. Развитие ребенка, оставшегося без попечения родителей
Этапы развития ребенка.
Диспропорции развития ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей
9
2
7
5. Семья с приемным ребенком
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи
9
2
7
6. Воспитание приемного ребенка
«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением
9
2
7
7. Особенности полового воспитания приемного ребенка
1
Особенности полового воспитания приемного ребенка
2
9
3
2
4
7
5
8. Жестокое обращение с ребенком. Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, оставшегося без попечения родителей
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергшегося жестокому обращению.
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинение вреда здоровью ребенка
9
2
7
9. Подведение итогов подготовки кандидатов
Взаимодействие приемной семьи с организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.
Подведение итогов освоения подготовки кандидатов в приемных родители
5
1,5
3,5
ИТОГО:
70
19
51
*1 академический час – 45 минут.
Темы разделов Программы
Раздел 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители
Содержание, цели, задачи и этапы проведения Программы подготовки кандидатов в приемные родители.
Понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители).
Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Раздел 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей
Потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация – усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания – санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать.
Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей.
Проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
Раздел 3. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан
Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью.
Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства.
Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.
Порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.
Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.
Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье.
Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.
Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.
Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.
Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.
Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей.
Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку.
Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.
Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Раздел 4. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка
Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейная иерархия и семейные роли, семейные правила
Паттерны семейного взаимодействия. Семейный уклад: образ жизни семьи, семейные традиции.
Проблема подбора семьи и ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители.
Родительские и профессиональные функции приемные семьи. Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка.
Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации.
Социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи.
Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции.
Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
Раздел 5. Этапы развития ребенка. Диспропорции развития ребенка, оставшегося без попечения родителей
Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество), ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).
Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
Диспропорции развития ребенка, оставшегося без попечения родителей; понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия.
Раздел 6. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей
Потребность в привязанности, идентичности, как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Типы «нарушенной привязанности» (понятий «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», дезорганизованной привязанности»).
Понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемные родителей от ребенка.
Раздел 7. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи
Особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка.
Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации.
Общая характеристика личностных проблем и кризисов, которые испытывают приемные родители в связи с появлением в семье приемного ребенка.
Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный.
Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.
Раздел 8. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка
Формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними.
Методы воспитания ребенка. Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка.
Типичные ошибки воспитания в приемной семье. Проблемы различия в воспитании поступков родного и приемного ребенка. Различия в управлении поведением ребенка, выросшего в семье, и ребенка, помещенного в приемную семью. Проблема различий интерпретирования указаний родителя приемными и родными детьми.
Приемы, помогающие преодолевать возникающие трудности в общении, облегчающие состояния напряжения и снятия тревоги (техники эмоциональной саморегуляции). Разрешение конфликтов.
Понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.
Раздел 9. Особенности полового воспитания приемного ребенка
Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуального поведения.
Формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности (сексуализированное поведение).
Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм.
Раздел 10. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергшегося жестокому обращению
Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.
Дихотомия «жертва-агрессор». Понятие синдрома посттравматических стрессовых нарушений. «Фрагментарность» как специфика посттравматического сознания.
Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение.
Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
Раздел 11. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка
Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе, в связи с воспитанием в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством).
Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.
Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах.
Способы защиты ребенка от сексуального насилия.
Раздел 12. Взаимодействие приемной семьи с организациями, предоставляющими услуги детям и семьям
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия.
Формирование мотивации к сотрудничеству приемных родителей с сопровождающей организацией.
Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи.
Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.
Раздел 13. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители
Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий.
Обсуждение степени усвоения Программы подготовки кандидатов в приемные родители. Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление их готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).
4. Требования к уровню подготовки кандидатов в приемные
родители, успешно освоивших Программу
4.1. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, по завершении подготовки должны иметь четкое представление:
- о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке кандидатов в приемные родители, сопровождающей организации и приемной семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи приемным семьям;
- об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
- о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома – на улице, в общественных местах;
- о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
- о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю;
- о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.
4.2. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, должны знать:
- права и обязанности приемных родителей, как в отношении приемного ребенка, так и в отношении сопровождающей организации;
- закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
- важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
- причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
- о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;
- этапы и особенности «проживания» горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах «проживания» горя;
- особенности протекания периода адаптации приемного ребенка в приемной семье;
- о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к «трудному» поведению детей;
- санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;
- способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
- возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.
4.3. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, должны уметь:
- использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
- видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;
- рассматривать «трудное» поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
- выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
- осознать природу своих чувств по поводу «трудного» поведения ребенка;
- быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
- предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;
- оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
- преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
- прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
- оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
- быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания приемного ребенка;
- ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным родителям;
- заботиться о здоровье приемного ребенка;
- соблюдать конфиденциальность в отношении приемного ребенка;
- понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
4.4. Подготовка считается пройденной кандидатами в приемные родители при освоении объема Программы не менее 90 процентов.
{пункт введен приказом министерства образования и науки Хабаровского края от 30.07.2015 №29}
5. Форма проведения подготовки кандидатов в приемные родители
5.1. Подготовка в очной форме проводится в городских округах: "Город Хабаровск" и "Город Комсомольск-на-Амуре". В муниципальных районах Хабаровского края Подготовка проводится в очно-заочной (вечерней) форме.
При проведении подготовки в очно-заочной (вечерней) форме могут использоваться дистанционные методы: веб-занятия, индивидуальные консультации с использованием сети "Интернет", выдача кандидатам в приемные родители компакт-дисков с разработанными темами Программы и практикумами для самостоятельной работы, тестовые задания.
5.2. Практические занятия (тренинги), итоговая аттестация проводятся в очной форме.
{раздел введен приказом министерства образования и науки Хабаровского края от 30.07.2015 №29}
Заместитель министра – начальник
управления опеки и попечительства,
защиты прав и интересов детей
Т.В. Жигарева
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 040.060.040 Приемная семья, 130.010.030 Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: