Основная информация

Дата опубликования: 12 июля 2010г.
Номер документа: RU19000201000336
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Хакасия
Принявший орган: Министерство образования и науки Республики Хакасия
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Обоснование

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПРИКАЗ

от 12.07 2010 № 100-961

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ, НАУЧНОЙ И НАУЧНО-ВНЕДРЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ НА 2010 ГОД»

(с изменениями от 12.11.2010г., приказ Министерства образования и науки Республики Хакасия № 100-1424, НГР RU19000201000526)

(фактически утратил силу)

В целях поддержки инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности высших учебных заведений и научных организаций Республики Хакасия, реализации постановления Правительства Республики Хакасия от 21.07.2008 № 239 «О концепции развития инновационной деятельности в Республике Хакасия на 2009-2015 годы» приказываю:

1. Утвердить ведомственную целевую программу «Поддержка инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности высших учебных заведений и научных организаций Республики Хакасия на 2010 год» (приложение).

2. Назначить координатором ведомственной целевой программы «Поддержка инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности высших учебных заведений и научных организаций Республики Хакасия на 2010 год» Кириловскую Е.В., главного специалиста отдела развития образования.

3.  Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Министр образования и науки Республики Хакасия  Г.А.  Салата

УТВЕРЖДЕНА

приказом Министерства

образования и науки

Республики Хакасия 

от 12.07.2010 г. № 100-961

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«Поддержка инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности высших учебных заведений и научных организаций Республики Хакасия на 2010 год»

ПАСПОРТ

ведомственной целевой программы «Поддержка инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности высших учебных заведений и научных организаций Республики Хакасия на 2010 год»

Наименование ведомственной целевой Программы

ведомственная целевая программа «Поддержка инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности высших учебных заведений и научных организаций Республики Хакасия на 2010 год» (далее – Программа)

Наименование главного распорядителя средств республиканского бюджета Республики Хакасия

Министерство образования и науки Республики Хакасия

Цель Программы

Разработка механизмов поддержки и развития инновационной и научно-исследовательской деятельности и внедрения результатов научных проектов в производство и социальную сферу Республики Хакасия.

Задачи Программы

- обеспечить организационно-информационную поддержку инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности;  

- повысить мотивацию молодежи к участию в научной и научно-внедренческой деятельности;

- улучшить материально-технические условия осуществления гуманитарных научных исследований;

- стимулировать учёных республики к внедрению результатов научных проектов в социальную и производственную сферы Республики Хакасия;

- увеличить количество инновационных предприятий, в том числе средних и малых предприятий;

- создать дополнительные рабочие места для студентов, аспирантов и выпускников учреждений профессионального образования;

- привлечь потенциальных инвесторов к внедрению результатов научно-технической деятельности в производственный процесс.

Показатели результативности

(целевые индикаторы)

1. Реализация 6 проектов регионального конкурса фундаментальных исследований в полном объёме.

2. Увеличение числа молодых людей, привлечённых к инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности на 10%.

3. Заключение 4 соглашений с инвесторами о внедрении результатов научно-технической деятельности.

4. Создание 3 ведущих научных школ Хакасии.

Сроки реализации Программы   

2010 год

Объемы финансирования Программы

на реализацию Программы потребуется  7000,0 тыс. рублей из республиканского бюджета Республики Хакасия.

Ожидаемые конечные результаты

- реализация условий соглашения между Правительством Республики Хакасия и Российским фондом фундаментальных исследований о проведении регионального конкурса фундаментальных исследований, и финансирование 6 проектов-победителей в полном объёме; 

-    повышение привлекательности для молодых людей инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности;

- привлечение инвесторов к внедрению результатов научных исследований в производственную сферу;

- увеличение количества научно-педагогических работников, успешно защитивших диссертационные исследования.

1. Характеристика проблемы

Главным приоритетным направлением экономического и социального развития страны, повышения национальной конкурентоспособности, значительного улучшения качественного уровня жизни населения, обозначенным во всех стратегических документах Российской Федерации и Республики Хакасия, является переход к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства  Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р,  одним из направлений перехода к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития обозначена структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития, в том числе формирование национальной инновационной системы, инновационной инфраструктуры, институтов рынка интеллектуальной собственности, механизмов стимулирования инноваций, формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего достижение и поддержание лидерства России в научных исследованиях и технологиях по приоритетным направлениям.

Образование и интеллектуальный потенциал вузов Республики Хакасия определены в числе стратегических приоритетов социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года, принятых постановлением Правительства Республики Хакасия от 22.12.2009 № 605. При этом одним из главных факторов экономического роста и решения задач устойчивого социально-экономического развития республики станет развитие научной и инновационной деятельности в республике.

В тоже время, процесс внедрения инновационных технологий в производственный цикл сталкивается с рядом проблем, среди которых низкий спрос со стороны производства  на результаты научно-технической деятельности.

Согласно статистическим данным Федеральной службы государственной статистики, в Республике Хакасия из 83 организаций в 2007 году только 11 осуществляли те или иные виды инновационной деятельности, т.е. были инновационно-активными.

В динамике за три года это составило соответственно 7 организаций в 2005 году, 11 организаций в 2006 году и 11 организаций в 2007 году. В последние годы устойчивого роста предприятий, осуществляющих те или иные виды инновационной деятельности, в республике не наблюдалось.   Низкий процент инновационно-активных предприятий, отсутствие у них чёткой стратегии инновационного развития не позволяет говорить об устойчивом процессе перехода экономики Хакасии в инновационный режим развития.

Для реализации основных инновационных направлений в республике имеется научная база, которая представлена 2 высшими учебными учреждениями и двумя научно-исследовательскими организациями.

В 2009 году Министерством образования и науки Республики Хакасия совместно с Республиканским научно-исследовательским институтом интеллектуальной собственности (г. Москва) был проведён мониторинг интеллектуальной собственности в Республике Хакасия. Исследование показало позитивную динамику развития интеллектуального потенциала республики. Общие расходы на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в республике увеличились с 52,9 млн. рублей в 2008 году до  59,5 млн. рублей в 2009 году. Наблюдается увеличение числа лиц, вовлечённых в сферу научно-исследовательской деятельности: с 193 сотрудников в 2008 году до 250 сотрудников  в 2009 году. Количество докторов наук увеличилось до 47 человек, кандидатов – до 429. Выросло количество аспирантов – с 257 до 314 человек. Увеличилось количество и стоимость заключённых договоров на выполнение опытно-конструкторских работ. Если в 2008 году было заключено 12 договоров на сумму 1605,5 тыс. рублей, то в 2009 году заключено 13 договоров на сумму 2405,5 тыс. рублей.

В целях исполнения Федерального закона от 2 августа 2009 года №217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» научными и образовательными учреждениями, расположенными на территории Республики Хакасия, создан Бизнес-центр по содействию в коммерциализации научных разработок, в том числе через создание малых инновационных предприятий, и 4  общества с ограниченной ответственностью, осуществляющие технологические инновации.

С целью развития и поддержки научных исследований, сохранения и поддержки эффективной работы научных школ, научных коллективов и отдельных ученых, обладающих высоким потенциалом, Правительством Республики Хакасия заключены соглашения с Российским фондом гуманитарных исследований и Российским фондом фундаментальных исследований о проведении региональных конкурсов научных проектов. В рамках реализации соглашения между Российским гуманитарным научным фондом и Правительством Республики Хакасия с 2007 года поддержку в виде грантов получил 41 проект на сумму 4 млн. рублей. В рамках реализации соглашения между  Правительством Республики Хакасия и Российским фондом фундаментальных исследований  поддержку получили 6 проектов на сумму 2 млн. 750 тысяч рублей. Большая часть результатов научных проектов реализуется в реальном секторе экономики республики: в промышленности, сельском хозяйстве, образовании, здравоохранении.

Несмотря на наметившиеся положительные тенденции в развитии инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности Республики Хакасия, а также имеющийся в республике научно-инновационный потенциал, уровень научного и инновационного развития в республике не достаточен для реализации стратегических приоритетов социально-экономического развития Республики Хакасия. Это обусловлено, прежде всего:

- отсутствием системы поддержки научной деятельности в республике;

- недостаточной финансовой поддержкой научных учреждений, исследовательских проектов со стороны государства;

- слабо развитым взаимодействием между наукой и бизнесом;

- низким процентом научных сотрудников, имеющих учёную степень доктора  наук;

- неразвитостью системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы;

- отрицательным влиянием внешних факторов (в том числе мирового   финансового кризиса).

Дальнейшее инновационное развитие в технологической и научно-исследовательской сфере республики требует решения вопросов по следующим направлениям:

- усиление государственного регулирования и поддержки инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности;

- совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности;

- создание условий для организации и внедрения результатов инновационной, научной и научно-исследовательской деятельности в производственную и социальную сферы;

- создание механизмов стимулирования при осуществлении научно-исследовательской и инновационной деятельности.

В последние годы Правительством Республики Хакасия был принят ряд мер по укреплению научного и инновационного потенциала. Учитывая важность направления государственной инновационной политики, Правительство Республики Хакасия разрабатывает собственную нормативно-правовую базу, обеспечивающую стабильность деятельности инвестора. Данное законодательство определяет не только степень инвестиционного риска, но и регулирует возможности, порядок и использование инвестирования в отдельные производства (составляющие инвестиционный потенциал региона) и представлено следующими нормативными актами:

- Закон Республики Хакасия от 02.04.2010 № 27-ЗРХ  «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Республики Хакасия»;

- Закон Республики Хакасия от 29.06.2005 № 39-ЗРХ «О научной и научно-технической деятельности в Республике Хакасия» (с последующими изменениями);

- Постановление Правительства Республики Хакасия от 14.04.2010 № 161 «О порядке оценки инвестиционных проектов, заявленных на получение государственной поддержки инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Республики Хакасия»;

- Постановление Правительства Республики Хакасия от 27.10.2005 № 364 «О Совете по научной и научно-технической деятельности при Правительстве Республики Хакасия» (с последующими изменениями);

- Постановление Правительства Республики Хакасия от 21.07.2008 № 239 «О концепции развития инновационной деятельности в Республике Хакасия на 2009-2015 годы»;

- Приказ Министерства образования и науки Республики Хакасия от 23.03.2004 № 94 «О Совете по инновационной деятельности».

В органах исполнительной власти Республики Хакасия созданы специализированные структурные подразделения в области интеллектуальной собственности и инноваций:

- Совет по научной и научно-технической деятельности при Правительстве Республики Хакасия;

-   Инвестиционный фонд Республики Хакасия;

-  Совет по инновационной деятельности;

- Конкурсный совет по грантам Республики Хакасия для организации прикладных научных исследований;

- Региональный экспертный совет научных проектов  «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном»;

- Региональный экспертный совет фундаментальных исследований Республики Хакасия конкурса проектов фундаментальных исследований.

Для повышения эффективности всех направлений работы необходима дальнейшая реализация мер по поддержке инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности. В сложившихся условиях, в том числе в условиях мирового финансового кризиса, одним из основных факторов развития науки и инноваций в республике должна стать системная, целенаправленная государственная поддержка научной и инновационной деятельности.

Приоритетные направления развития системы поддержки инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности в Республике Хакасия формулируются исходя из следующих условий:

-   необходимостью выполнять финансовые обязательства по соглашениям  с Российским фондом фундаментальных исследований и с Российским гуманитарным научным фондом;

- необходимостью привлекать молодых людей к научно-исследовательской и инновационной деятельности;

-   необходимостью создания ведущих научных школ Хакасии;

- необходимостью привлечения инвесторов для внедрения результатов научных исследований в реальный сектор экономики Хакасии;

-  необходимостью создания условий для инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности в Республике Хакасия.

2. Цель и задачи Программы

Цель Программы: разработка механизмов поддержки и развития инновационной, научной деятельности и внедрения результатов научных проектов в производство и социальную сферу Республики Хакасия.

Задачи Программы:

-  обеспечить организационно-информационную поддержку инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности;  

-      повысить мотивацию молодежи к участию в научной и научно-внедренческой деятельности;

-   улучшить материально-технические условия осуществления гуманитарных научных исследований;

-       стимулировать учёных республики к внедрению результатов научных проектов в социальную и производственную сферы Республики Хакасия;

-     увеличить количество  инновационных предприятий, в том числе средних и малых предприятий;

-   создать дополнительные рабочие места для студентов, аспирантов и выпускников учреждений профессионального образования;

-   привлечь потенциальных инвесторов к внедрению результатов научно-технической деятельности в производственный процесс.

Сроки и этапы реализации: 2010 год.

3. Перечень программных мероприятий

В соответствии с задачами Программы выделяются следующие приоритетные направления её реализации:

1. Выполнение обязательств по соглашению между Правительством Республики Хакасия и Российским фондом фундаментальных исследований.

2. Формирование единой системы управления инновационной, научной и научно-внедренческой деятельностью в Республике Хакасия.

3. Привлечение молодых людей к научно-исследовательской и инновационной деятельности.

4. Поддержка учёных и научных коллективов, результаты исследований которых внедряются в социально-экономическую сферу Республики Хакасия.

5. Организация работы по созданию ведущих научных школ Хакасии.

6. Развитие и поддержка гуманитарных исследований.

7. Привлечение потенциальных инвесторов для внедрения результатов научных исследований в реальный сектор экономики Республики Хакасия.

8. Увеличение доли продукции и услуг, полученных или оказанных с применением инновационных технологий.

9. Повышение рентабельности продукции за счёт внедрения результатов инновационной и научной деятельности.

10. Увеличение количества предприятий, выпускающих наукоёмкую продукцию.

11. Создание дополнительных рабочих мест для студентов, аспирантов и выпускников учреждений профессионального образования, в том числе через создание малых и средних инновационных предприятий.

Реализация обозначенных направлений заложит основы формирования ведущих научных школ Хакасии, будет способствовать закреплению молодых и талантливых учёных в учреждениях республики, привлечёт бизнес-сообщество к внедрению научных проектов, что в целом обеспечит переход экономики республики в инновационный режим развития.

Таблица 1

Перечень мероприятий

(тыс. рублей)



Наименование мероприятия

Исполнители

Объём финансирования из республиканского бюджета

(тыс. руб.)

Сроки исполнения

Ожидаемые результаты

1.

Реализация Соглашения между Российским фондом фундаментальных исследований и Правительством Республики Хакасия о проведении регионального конкурса фундаментальных исследований

Министерство образования и науки Республики Хакасия

925,0

3 квартал 2010 г.

Выполнение программ

6 проектов, победивших в региональном конкурсе 2010 года

2.

Республиканский конкурс на присуждение стипендии «Молодой исследователь»

Министерство образования и науки Республики Хакасия

600,0

4 квартал 2010 г.

Увеличение на 6% количества молодых людей, привлечённых  к научно-исследовательской и инновационной деятельности

3.

Конкурс республиканских грантов на внедрение

результатов исследований в производственную и социальную сферы по приоритетным направлениям научной и научно-технической деятельности в Республике Хакасия на 2008-2012 гг.

Министерство образования и науки Республики Хакасия

3475,0

4 квартал

2010 г.

Заключение

4 соглашений с инвесторами на внедрение результатов

научных исследований в социально-экономическую сферу  Республики Хакасия

4.

Организация проведения экспертной оценки конкурсных проектов

Министерство образования и науки Республики Хакасия

57,6

4 квартал

2010 г.

Обеспечение высокого качества экспертизы

5.

Республиканский конкурс «Научная школа Хакасии»

Министерство образования и науки Республики Хакасия

300,0

4 квартал

2010 г.

Создание 3 ведущих научных школ Хакасии и вручение премий их руководителям. Стимулирование докторов наук к повышению качества диссертационных работ аспирантов и создание ведущих научных школ Хакасии

6.

Республиканский грант

на поддержку гуманитарных исследований

Министерство образования и науки Республики Хакасия

1000,0

4 квартал

2010 г.

Повышение заинтересованности научных коллективов в организации и проведении гуманитарных исследований

7.

Республиканский конкурс «Лидер»

Министерство образования и науки Республики Хакасия

300,0

4 квартал

2010 г.

Стимулирование интереса руководителей предприятий к внедрению результатов научных исследований в производственный процесс

8.

Республиканский конкурс

«Информационное сопровождение развития науки в Хакасии»

Министерство образования и науки Республики Хакасия

100,0

4 квартал

2010  г.

Повышение заинтересованности журналистов в освещении процессов развития республиканской науки, становления научных школ и внедрения результатов научных исследований в социально-экономическую сферу Республики Хакасия

9.

Республиканский слёт молодых учёных

Министерство образования и науки Республики Хакасия

100,0

3 квартал

2010 г.

Увеличение

на 4 % количества молодых людей, привлечённых  к инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности

10.

Республиканский форум научных, научно-педагогических работников

Министерство образования и науки Республики Хакасия

100,0

4 квартал

2010 г.

Повышение имиджа субъектов инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности.

11.

Награждение по итогам республиканского конкурса научно-исследовательских работ студентов высших учебных заведений в 2010 году

Министерство образования и науки Республики Хакасия

42,4

4 квартал 2010 г.

Стимулирование исследовательской деятельности, социальная поддержка талантливой молодежи

ВСЕГО:

7000,0

4. Обоснование ресурсного обеспечения

Затраты на реализацию Программы составляют 7000,0 тыс. рублей из республиканского бюджета Республики Хакасия.

Основная часть средств в размере 3475,0 тыс. рублей из республиканского бюджета будет направлена на внедрение результатов научных исследований в производственную и социальную сферы Республики Хакасия.  По результатам республиканского конкурса грантов, в котором примут участие научные коллективы  и работники предприятий, внедряющих научные разработки, состоится заключение не менее 4-х соглашений с инвесторами на внедрение результатов исследований.

По результатам республиканского конкурса на присуждение стипендий студентам, аспирантам и молодым учёным за высокие результаты в исследовательской деятельности и на основании рекомендаций образовательных учреждений, научных организаций, Совета молодых учёных, состоится присуждение  20 стипендий по 30 тыс. рублей в месяц единовременно на общую сумму 600,0 тыс. рублей из республиканского бюджета.

В рамках реализации соглашения между Правительством Республики Хакасия и Российским фондом фундаментальных исследований о софинансировании проектов-победителей регионального конкурса фундаментальных исследований, победителям будет выплачено 925 тыс. рублей из республиканского бюджета на поддержку 6-ти исследовательских проектов.

Республиканский конкурс на присвоение статуса «Научная школа Хакасии» и вручение трёх премий по 100 тысяч рублей докторами наук, подготовившими к успешной защите диссертации не менее пяти аспирантов по состоянию на 2010 год, позволит закрепить статус научной школы за ведущими учёными Республики Хакасия, стимулировать докторов наук на создание школ по различным научным направлениям.

Республиканский грант в размере 1000,0 тыс. рублей направлен на поддержку гуманитарных исследований и по результатам конкурса присуждается научному коллективу,  имеющему высокие достижения в области исследований истории, археологии, культуры, культурных памятников и языков народов Хакасии.

Республиканский конкурс «Лидер» направлен на поддержку премиями в размере 100,0 тыс. рублей трёх руководителей промышленных предприятий, активно внедряющих инновационные разработки учёных Хакасии.

Конкурсные мероприятия и необходимость обеспечения высокого качества экспертизы  проектов потребуют привлечения специалистов различных областей науки, производственной и социальной сфер деятельности.  Для оформления договоров возмездного оказания услуг на проведение экспертизы необходимо 100,0 тыс. рублей из республиканского бюджета.

В рамках республиканского конкурса «Информационное сопровождение развития науки в Хакасии» состоится присуждение премий по двум номинациям на общую сумму 100,0 тыс. рублей из республиканского бюджета. Первая номинация  – премии журналистам, системно освещающим проблемы развития региональной науки и достижения научных коллективов  Республики Хакасия (3 премии: I степени – 25,0 тыс. руб.; II степени – 15,0 тыс. руб.; III степени – 10,0 тыс. руб.). Вторая номинация – премия присуждается информационным агентствам, с 2009 года системно освещающим историю развития республиканской науки (2 премии: I степени – 30,0 тыс. руб.; II степени – 20,0 тыс. руб.).

Программа предусматривает два научных мероприятия: Слёт молодых учёных, который проводится совместно с Советом молодых учёных Республики Хакасия (100,0 тыс. рублей из республиканского бюджета), и Республиканский форум научных, научно-педагогических работников, на котором состоится торжественное  вручение стипендий и премий по результатам республиканских конкурсов (100,0 тыс. рублей из республиканского бюджета).

5. Оценка результативности

Оценка хода реализации целевой программы будет осуществляться по следующим показателям результативности (целевым индикаторам):

1. Реализация 6 проектов регионального конкурса фундаментальных исследований в полном объёме.

2. Увеличение числа молодых людей, привлечённых к инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности на 10%.

3. Заключение 4 соглашений с инвесторами о внедрении результатов научно-технической деятельности.

4. Создание 3 ведущих научных школ Хакасии.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Хакасия № 153 от 18.08.2010 с. 8
Рубрики правового классификатора: 130.020.000 Наука (см. также 150.080.000, 200.160.040), 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать