Основная информация

Дата опубликования: 12 ноября 2012г.
Номер документа: RU12000201201008
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Марий Эл
Принявший орган: Министерство образования и науки Республики Марий Эл
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



УТВЕРЖДЕН

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

ПРИКАЗ

от 12 ноября 2012 года № 1703

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ПО ОКАЗАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ «ПРОВЕДЕНИЕ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ»

{Акт утратил силу: приказом Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 20.11.2014 года № 1235}

В соответствии Федеральным Законам Российской Федерации от 27 июля 2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановлением Правительства Республики Марий Эл от 3 августа 2011г. № 237 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг и административных регламентов исполнения государственных функций», постановлением Правительства Республики Марий Эл от 27 августа 2010 г. № 231 «Вопросы Министерства образования и науки Республики Марий Эл» приказываю:

1. Утвердить прилагаемый административный регламент Министерства образования и науки Республики Марий Эл по оказанию государственной услуги «Проведение аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Марий Эл».

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр Г. Швецова

УТВЕРЖДЕН

приказом Министерства образования и науки Республики Марий Эл от «12» ноября 2012г. № 1703

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ

Министерства образования и науки Республики Марий Эл по предоставлению государственной услуги «Проведение аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Марий Эл»

I. Общие положения

Предмет регулирования Административного регламента

1. Административный регламент Министерства образования и науки Республики Марий Эл по предоставлению государственной услуги по проведению аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Республики Марий Эли муниципальных образовательных учреждений, расположенных на территории Республики Марий Эл (далее - Регламент) определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) действий при осуществлении полномочий по проведению аттестации педагогических работников.

Предмет регулирования административного регламента: организация и проведение аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Марий Эл (далее - государственная услуга).

Государственная услуга исполняется республиканской аттестационной комиссией Министерства образования и науки Республики Марий Эл (далее – аттестационная комиссия).

Круг заявителей

2. Получатели государственной услуги (заявители):

заявителями на аттестацию для установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой и высшей квалификационным категориям, являются педагогические работники государственных образовательных учреждений Республики Марий Эл

и муниципальных образовательных учреждений, расположенных на территории Республики Марий Эл, обратившиеся с заявлением в Министерство;

заявителями на аттестацию педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности являются работодатели государственных образовательных учреждений Республики Марий Эл и муниципальных образовательных учреждений, расположенных на территории Республики Марий Эл.

Аттестуемый педагогический работник должен:

осуществлять свою профессиональную деятельность на педагогической должности, относящейся к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05 мая 2008 года № 216-н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования»;

осуществлять профессиональную деятельность в образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования, дополнительные образовательные программы.

Требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги

3. Местонахождение и фактический адрес органа представления - Министерства: 424000, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Успенская д. 36-а.

Справочные телефоны структурного подразделения: управление правовой и кадровой работы Министерства – тел. (8362) 45-05-67, 45-28-17,69-25-04;

приемная Министерства – тел./факс (8362) 45-22-37.

Адрес официального сайта Министерства в информационно-коммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть Интернет), содержащий информацию о предоставлении государственной услуги по адресу: http://portal.mari.ru/minobr Республиканский образовательный портал. Раздел: Государственные учреждения/ Марийский институт образования. Адрес: edu.mari.ru. раздел «Аттестация».

Электронный адрес Министерства: minobr@mari–el.ru.

4. В Министерстве установлен следующий график работы:

понедельник – пятница: 8.30 – 17.30 (перерыв с 12.30 до 13.30);

предпраздничные дни: 8.30 – 16.30 (перерыв с 12.30 до 13.30);

суббота, воскресенье – выходные дни.

Вход в здание Министерства осуществляется по документу, удостоверяющему личность.

Места нахождения, телефоны, графики работы и электронные адреса организаций, обращение в которые необходимо для получения государственной услуги:

ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» 424918, РМЭ, п. Семеновка, ул. Интернатная, 7; тел.: 56-98-76, 56-90-07 (факс); график работы:

понедельник – пятница: 8.30 – 16.15 (перерыв с 12.30 до 13.00);

предпраздничные дни: 8.30 – 15.15 (перерыв с 12.30 до 13.00);

суббота, воскресенье – выходные дни.

Электронный адрес: pochtamio@gmail.com

ГБОУ Республики Марий Эл «Научно-методический центр профессионального образования» 424000, РМЭ, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект, 24-Б; тел.: 45-70-57, 41-61-78 (факс); график работы:

понедельник – пятница: 8.30 – 17.30 (перерыв с 12.30 до 13.30);

предпраздничные дни: 8.30 – 16.30 (перерыв с 12.30 до 13.30);

суббота, воскресенье – выходные дни.

Электронный адрес: nmc_po@mari-el.ru

5. Порядок получения информации заявителями по вопросам государственной услуги, сведений о ходе ее предоставления.

Информацию о месте нахождения и графике работы органа предоставления заявитель может получить при личном приеме заявителя специалистами управления, непосредственно в органе представления, по телефону, на официальном интернет-портале Республики Марий Эл в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

С информацией по вопросам предоставления государственной услуги, в том числе, с нормативными документами, требованиями при присвоении первой, высшей квалификационной категории, сроками заседания республиканской аттестационной комиссии Министерства, перечнем документов, необходимых для предоставления государственной услуги можно ознакомится при использовании республиканской информационной системы портал государственных услуг Республики Марий Эл: http://portal.mari.ru/minobr, Раздел: Аттестация педагогических и руководящих работников. Подраздел Аттестация педагогических работников. Марийский институт образования. Адрес: edu.mari.ru. раздел «Аттестация».

6. Консультации (справки) по вопросам предоставления государственной услуги предоставляются специалистом управления правовой и кадровой работы Министерства (далее – специалисты Министерства) в соответствии с графиком работы Министерства в устной форме – по телефону или при личном приеме, в письменной форме.

7. Государственная услуга предоставляется заявителям на бесплатной основе, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

8. Основными требованиями к информированию о порядке предоставления государственной услуги являются:

компетентность;

своевременность;

четкость в изложении материала;

полнота консультирования;

9. Консультирование осуществляется как в устной, так и в письменной форме. Специалисты Министерства осуществляют прием и консультирование по телефону или лично. При консультировании специалисты Министерства должны корректно и внимательно относиться к гражданам, не унижая их чести и достоинства.

При ответе на телефонные звонки специалист Министерства должен представиться по форме: «фамилия, имя, отчество, должность и наименование органа, в который позвонил гражданин». Во время разговора произносить слова четко, избегать параллельных разговоров с окружающими людьми и не прерывать разговор по причине поступления звонка на другой аппарат. В конце консультирования специалист Министерства должен кратко подвести итоги и перечислить меры, которые надо принять (кто именно, когда, и что должен сделать). Время разговора не должно превышать 10 минут.

10. Информирование о предоставлении государственной услуги в письменной форме и посредством электронной почты осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации».

Информацию о предоставлении государственной услуги с использованием информационно-телекоммуникационных технологий можно получить посредством использования официального сайта Министерства. Аттестуемым предоставляется возможность:

получения документов в электронном виде;

осуществления копирования форм заявлений о предоставлении государственной услуги и иных документов, необходимых для получения государственной услуги;

получения сведений о ходе предоставления государственной услуги;

получения электронного сообщения от Министерства, подтверждающего прием заявления о предоставлении государственной услуги к рассмотрению, в случае обращения за предоставлением государственной услуги в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, в соответствии с требованиями Федерального закона от 06 апреля 2011 года №63-ФЗ «Об электронной подписи»;

получения результатов предоставления государственной услуги в электронном виде, если это не запрещено законодательством Российской Федерации.

II. Стандарт предоставления государственной услуги

Наименования государственной услуги

11. Наименование государственной услуги: «Проведение аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Марий Эл».

Наименование органа государственной власти Республики Марий Эл, предоставляющего услугу

12. Государственная услуга предоставляется органом исполнительной власти Республики Марий Эл - Министерством образования и науки Республики Марий Эл (далее - Министерство).

Представление государственной услуги осуществляют непосредственно специалисты Министерства.

Организации, обращение в которые также необходимо для предоставления государственной услуги:

ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» (далее – МИО);

ГБОУ Республики Марий Эл «Научно-методический центр профессионального образования» (далее – НМЦ).

При предоставлении государственной услуги интересы педагогических работников вправе представлять ответственный за проведение аттестации в муниципальном органе управления, осуществляющем управление в сфере образования и ответственный за организацию и проведение аттестации в государственном образовательном учреждении,

Министерство не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, утверждаемый Правительством Республики Марий Эл.

Описание результата предоставления государственной услуги

13. Результатом предоставления государственной услуги является:

вынесение решения аттестационной комиссией о соответствии или несоответствии занимаемой должности (с указанием должности) в части предоставления государственной услуги по аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности;

вынесение решения аттестационной комиссией вопроса о соответствии или несоответствии требованиям, предъявляемым к квалификационной категории (первой или высшей) (с указанием должности педагогического работника) в части предоставления государственной услуги по аттестации с целью установления соответствия квалификационной категории.

Конечными результатами предоставления государственной услуги являются:

подтверждение соответствия занимаемой должности (указывается должность работника);

отказ в подтверждении соответствия занимаемой должности (указывается должность работника);

установление соответствия уровня квалификации заявленной квалификационной категории (первой или высшей) с выдачей аттестационного листа;

отказ в установлении соответствия уровня квалификации заявленной квалификационной категории (первой или высшей).

Юридическим фактом окончания предоставления государственной услуги является издание приказа Министерства:

о соответствии педагогических работников занимаемой должности;

об установлении (присвоении) квалификационной категории (первой или высшей).

Срок предоставления государственной услуги

14. Аттестация педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, проводится по заявлению работника один раз в пять лет или досрочно, не ранее чем через два года после предыдущей аттестации.

Аттестация педагогического работника, не имеющего квалификационной категории, с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится один раз в пять лет или досрочно на основании представления работодателя.

Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника с начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссии не должна превышать двух месяцев.

Сроки проведения аттестации для каждого педагогического работника устанавливаются индивидуально в соответствии с графиком работы аттестационной комиссии с учетом сроков действия ранее установленных квалификационных категорий.

Экспертиза аттестационных материалов при аттестации педагогических работников на квалификационные категории проводится в аттестационный период, установленный индивидуально для каждого педагогического работника в соответствии с графиком работы аттестационной комиссии.

Решение о соответствии (несоответствии) уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, соответствии (несоответствии) занимаемой должности принимается на заседании аттестационной комиссии в течение одного дня.

15. Максимальный срок предоставления государственной услуги

составляет 3 месяца со дня поступления заявления в том числе:

1 месяц – рассмотрение заявления;

2 месяца ─ процедура прохождения аттестации педагогического работника от изучения профессиональной деятельности до принятия решения республиканской аттестационной комиссией.

Максимальное время ожидания в очереди при подаче заявления или представления не должно превышать 20 минут.

Срок приостановления предоставления государственной услуги

16. При поступлении от аттестуемого педагогического работника заявления о приостановлении предоставления государственной услуги - не более 30 календарных дней со дня поступления этого заявления;

на основании определения или решения суда - на срок, установленный судом;

по инициативе органа предоставления - не более 30 календарных дней с даты сообщения о приостановлении предоставления государственной услуги.

Нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги

17. Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с:

Конституцией Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 4, ст. 445);

Гражданским кодексом российской Федерации ("Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301, 12.12.2011, N 50, ст. 7335, 29.01.1996, N 5, ст. 410, 05.12.2011, N 49 (ч. 1), ст. 7014, 03.12.2001, N 49, ст. 4552, 11.06.2012, N 24, ст. 3068, 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496. "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994, N 278, 09.12.2011, N 23, 06.02.1996, N 24, 07.02.1996, N 25, 08.02.1996, N 27, 10.02.1996, N 275, 07.12.2011, N 233, 28.11.2001, N 130, 08.06.2012, N 289, 22.12.2006, "Парламентская газета", N 52-53, 02-08.12.2011, N 224, 28.11.2001, N 22, 15-21.06.2012, N 214-215, 21.12.2006)

Трудовым кодексом Российской Федерации ("Российская газета", N 256, 31.12.2001, "Парламентская газета", N 2-5, 05.01.2002, "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3., 30.07.2012, N 31, ст. 4325, "Российская газета", N 72, 08.04.2004, N 297, 31.12.2006, "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 6, 2004, N 3, март, 2007, N 174, 01.08.2012

Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2000, № 30, ст. 3120; 2002, № 26, ст. 2517; 2003, № 2, ст. 163; № 28, ст. 2892; 2004, № 10, ст. 835; № 35, ст. 3607; 2005, № 30, ст. 3103, 3111; 2006, № 1, ст. 10; № 12, ст. 1235; № 45, ст. 4627; 2007, № 1, ст. 21; № 2, ст. 360; № 7, ст. 838; № 17, ст. 1932; № 27, ст. 3215; № 30, ст. 3808; № 44, ст. 5280; № 49, ст. 6068, 6069, 6070, 6074; 2008, № 9, ст. 813; № 30, ст. 3616; № 44, ст. 4986; 2009, № 7, ст. 786, 787; № 46, ст. 5419; № 52, ст. 6450; 2010, № 19, ст. 2291; № 46, ст. 5918; 2011, № 6, ст. 793; № 23, ст. 3261; № 25, ст. 3537, 3538; № 27, ст. 3871; № 30 (ч. 1), ст. 4590, № 46, ст. 6408, № 47, ст. 6608, № 49 (ч. 5), ст. 7061, ст. 7063);

Законом Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31,ст. 4179; 2011, № 15, ст. 2038; № 27, ст. 3873, 3880; № 29, ст. 4291; № 30, ст. 4587, № 49 (ч. 5), ст. 7061);

Федеральным законом от 03 декабря 2011 года № 383-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 05.12.2011, 30.07.2012; «Собрание законодательства Российской Федерации», 05.12.2011, N 49 (ч. 5), ст. 7061, 30.07.2012, N 31, ст. 4322; "Российская газета", N 278, 09.12.2011, N 172, 30.07.2012);

постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2012 № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалобна решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации» («Российская газета», N 192, 22.08.2012, Собрание законодательства РФ", 27.08.2012, N 35, ст. 4829);

приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05 мая 2008 года № 216-н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» («Российская газета» 2008 год №113; «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», 2009 год, № 40);

приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761-н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» («Российская газета», 2010 год, № 237; 2011 год, №150);

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» («Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», 2010 год, № 19);

постановлением Правительства Республики Марий Эл от 27 августа 2010 г. № 231 «Вопросы Министерства образования и науки Республики Марий Эл» (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2010, № 9 (часть II), ст. 479, № 12, ст. 570; 2011, № 1 (часть II), ст. 55, № 2, ст. 105, № 3, ст. 148, № 4, ст. 207, ст. 224).

В соответствии с приказами Министерства образования и науки Республики Марий Эл:

от 03.03.2011 № 242 «Об утверждении Положения о республиканской аттестационной комиссии Министерства образования и науки Республики Марий Эл»;

от 08.04. 2011 № 438 «Об утверждении Положения о порядке оплаты труда лицам, привлекаемым к проведению экспертизы аттестационных материалов по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Марий Эл»;

от 20.05.2011 № 644 «Об утверждении Временного положения о порядке определения профессиональной компетентности педагогических работников государственных образовательных учреждений Республики Марий Эл и муниципальных образовательных учреждений при установлении соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям»;

от 26.12.2011 № 1720 «Вопросы организации и проведения аттестации педагогических работников Республики Марий Эл с целью подтверждения соответствия занимаемой должности», зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Марий Эл 11.01.2012 г. регистрационный номер № 120520110026;

от 31.08.2012 г. № 1223 «Об утверждении критериев оценки портфоли о педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Марий Эл, претендующим на установление соответствия требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей)»;

иными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок проведения аттестации педагогических работников Республики Марий Эл.

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения, порядок их представления

18. При аттестации с целью установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) педагогический работник образовательного учреждения представляет:

заявление по установленной форме согласно приложению № 1к настоящему административному регламенту, с указанием в форме заявления согласия педагогического работника на обработку персональных данных;

аттестационный лист в двух экземплярах по форме согласно приложению № 2 к настоящему регламенту;

экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности аттестуемого педагогического работника, претендующего на установление соответствия требованиям, предъявляемым к высшей, первой квалификационной категории по форме согласно приложению № 3 к настоящему административному регламенту.

19. Перечень документов, необходимых для проведения аттестации педагогического работника с целью подтверждения соответствия занимаемой должности:

заявка на проведение квалификационного испытания в письменной форме для аттестации педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий по форме согласно приложению № 4к настоящему административному регламент.

экспертный лист оценки конспекта урока, занятия, мероприятия или экспертный лист оценки решения педагогических ситуаций согласно приложению № 7,8 к настоящему административному регламенту;

представление с указанием даты ознакомления педагогического работника с данным документом и подписью, подтверждающей факт ознакомления по форме согласно приложению № 5 к настоящему административному регламенту.

проект аттестационного листа (в двух экземплярах) по форме согласно приложению № 6 к настоящему административному регламенту.

20. Работодатель, руководитель образовательного учреждения подает заявку в МИО, НМЦ по форме указанной в Приложении №4 к настоящему регламенту для организации и проведения квалификационного испытания в письменной форме на соответствие занимаемой должности.

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, и которые заявитель вправе представить, а также способы их получения заявителями, в том числе в электронной форме, порядок их представления

23. Документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления, которые педагогические работники вправе представлять, не имеется.

Запрещается требовать от заявителя:

представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;

представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Марий Эл и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

представления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги

24. В приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги по проведению аттестации педагогических работников республиканских государственных образовательных учреждений, подведомственных министерству образования и педагогических работников муниципальных образовательных учреждений может быть отказано, если заявителем не представлен весь перечень документов, указанный в пунктах 18,19,20 настоящего административного регламента.

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги

25. Ответственный специалист приостанавливает предоставление государственной услуги и возвращает на переоформление документы заявителя в следующих случаях:

тексты документов написаны неразборчиво, не указаны или указаны не полностью фамилия, имя, отчество, должность, место работы заявителя;

в документах содержатся подчистки, приписки, зачеркнутые слова и исправления;

документы исполнены карандашом;

документы имеют серьезные повреждения, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание.

26. Перечень оснований для отказа в оказании государственной услуги.

Основанием для отказа предоставления государственной услуги является:

личный отказ заявителя от прохождения аттестации;

увольнение и прекращение педагогической деятельности по занимаемой должности;

несоответствие образовательного ценза требованиям квалификационной характеристики по должности педагогического работника;

наличие недостоверных сведений в документах, предоставляемых заявителем;

несоответствие профессиональных результатов, указанных педагогическим работником в заявлении в качестве оснований для аттестации, требованиям, предъявляемым к заявленной квалификационной категории;

обращение педагогического работника в аттестационную комиссию с заявлением, о проведении аттестации с целью установления соответствия уровня квалификации к требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, ранее чем через два года после установления первой квалификационной категории;

обращение педагогического работника в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации с целью установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории при отсутствии у него первой квалификационной категории.

Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, в том числе сведения о документе (документах), выдаваемом (выдаваемых) организациями, участвующими в предоставлении государственной услуги

27. ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», ГБОУ РМЭ «Научно-методический центр профессионального образования» выдаются следующие документы для предоставления государственной услуги:

экспертное заключение по итогам определения уровня профессиональной компетентности педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Марий Эл при установлении соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), согласно приложению № 3к настоящему регламенту;

на соответствие занимаемой должности:

экспертный лист оценки конспекта урока, занятия, мероприятия согласно приложению № 7 к настоящему административному регламенту;

экспертный лист оценки решения педагогических ситуаций согласно приложению № 8 к настоящему административному регламенту.

Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление государственной услуги

28. Взимание государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление государственной услуги, не предусматривается.

Порядок, размер и основания взимания платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, методика расчета размера такой платы»

29.Услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, предусматривающих взимание платы, не имеется.

Максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной услуги, услуги, предоставляемой организацией, участвующей в предоставлении государственной услуги, и при получении результата предоставления таких услуг

30. Срок ожидания педагогического работника, представителя работодателя в очереди при подаче заявления о предоставлении государственной услуги и прилагаемых к нему документов не должен превышать 20 минут.

Срок и порядок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги и услуги, предоставляемой организацией, участвующей в предоставлении государственной услуги, в том числе в электронной форме

31. Заявление, представление работодателя о предоставлении государственной услуги и прилагаемые к нему документы (как на бумажном носителе, так и в электронной форме – после их переноса на бумажный носитель) регистрируются в общем отделе Министерства в день подачи и незамедлительно передаются в управление правовой и кадровой работы Министерства.

Требования к помещениям, в которых предоставляются государственная услуга, услуга, предоставляемая организацией, участвующей в предоставлении государственной услуги, к месту ожидания и приема заявителей, размещению и оформлению визуальной, текстовой и мультимедийной информации о порядке предоставления таких услуг

32. Требования к оборудованию помещения и мест ожидания заявителей.

Помещение Министерства, в котором непосредственно будет предоставляться государственная услуга, должно соответствовать всем требованиям к обеспечению безопасности труда. Для удобства заинтересованных лиц при подаче и получении документов, а также при получении консультаций в помещениях Министерства размещаются информационные стенды.

Для удобства заинтересованных лиц при ожидании приема отводятся места, оборудованные стульями (креслами) и столами. Предусматривается обеспечение указанных мест писчей бумагой и ручками (для записи информации, написания заявлений). Помещения Министерства должны соответствовать Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03».Присутственные места оборудуются: противопожарной системой и средствами пожаротушения, системой охраны.

33. Требования к местам приема заявителей.

Места приема заявителей оборудуются информационными табличками (вывесками) с указанием:

номера окна (кабинета) и наименование отдела;

фамилии, имени, отчества и должности специалиста;

информации о днях и времени приема заявителей;

времени технического перерыва.

Таблички на дверях или стенах устанавливаются таким образом, чтобы при открытой двери были видны и читаемы.

Рабочее место каждого специалиста оборудуется персональным компьютером с возможностью доступа к необходимым информационным базам данных, печатающим устройством, а также офисным креслом для персонала.

Места приема заявителей оборудуются не менее 1 копировальным аппаратом и сканирующим устройством.

Показатели доступности и качества государственной услуги, в том числе количество взаимодействий заявителя с должностными лицами при предоставлении государственной услуги и их продолжительность, возможность получения государственной услуги в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг, возможность получения информации о ходе предоставления государственной услуги, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий

34. Показателем доступности государственной услуги является:

количество решений о предоставлении государственной услуги по отношению к количеству поступивших в Министерство заявлений о предоставлении государственной услуги;

соответствие помещений для предоставления государственной услуги, требованиям пункта 20 настоящего регламента;

размещение информации о правилах предоставления государственной услуги на Республиканском образовательном портале.

Показателями качества предоставления государственной услуги является:

отсутствие обращений (жалоб) и предложений со стороны аттестуемых педагогических работников:

соблюдение Министерством административных процедур, установленных настоящим административным регламентом, и сроков их исполнения, минимизация количества и продолжительности взаимодействия с аттестуемыми, с уполномоченными должностными лицами Министерства при предоставлении государственной услуги.

III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения процедур в электронной форме

Последовательность выполнения административных процедур по аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.

35. Предоставление государственной услуги по аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений, подведомственных Министерству и педагогических работников муниципальных образовательных учреждений с целью подтверждения соответствия занимаемой должности включает в себя следующие административные процедуры:

прием и регистрация заявки от работодателей на проведение квалификационного испытания в испытания в письменной форме;

размещение графика проведения квалификационных испытания в письменной форме на сайте МИО, НМЦ;

подготовка и размещение примерного банка заданий (вариантов) для проведения квалификационного испытания в письменной форме на сайте МИО, НМЦ;

размещение методических рекомендаций сайте МИО, НМЦ.

организация и проведение квалификационного испытания в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением педагогической деятельности по занимаемой должности по выбору аттестуемого: конспект урока или анализ педагогической ситуации;

экспертиза материалов квалификационного испытания в течение

10 календарных дней;

Подготовка документов о результатах экспертиза квалификационного испытания (экспертный лист оценки)

доведение результатов квалификационного испытания до работодателя и аттестуемого;

подготовка документов (представления от работодателя и экспертного листа оценивания конспекта урока, занятия, мероприятия, или решения педагогических ситуаций)

прием и регистрация документов (представлений, экспертного листа оценивания решения педагогических ситуаций, конспекта урока) от работодателей или уполномоченных на то лиц для рассмотрения на заседание республиканской аттестационной комиссии;

проведение заседания аттестационной комиссии;

принятие решения аттестационной комиссией.

36. По результатам аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений, подведомственных Министерству и педагогических работников муниципальных образовательных учреждений с целью подтверждения соответствия занимаемой должности республиканская аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

соответствует занимаемой должности (указывается должность работника);

не соответствует занимаемой должности (указывается должность работника).

37. Направление сведений о результатах аттестации по месту работы педагогических работников государственных образовательных учреждений, подведомственных Министерству и педагогических работников муниципальных образовательных учреждений.

38. Максимальное время на подготовку приказа Министерства по результатам заседания комиссии составляет 30 календарных дней после принятия решения.

39. Решение республиканской аттестационной комиссии заносится в аттестационный лист. Аттестационный лист оформляется в 2-х экземплярах, каждый из которых подписывается председателем, секретарем и заверяется печатью Министерства.

Аттестационный лист, выписка из приказа Министерства направляются работодателю в срок не позднее 30 календарных дней с момента принятия решения комиссии для ознакомления с ним работника под роспись.

Конечным результатом является оформление документации по итогам аттестации и выдача аттестационных листов, внесение (в случае необходимости) в аттестационный лист рекомендаций; оформление и выдача выписки из протокола заседания республиканской аттестационной комиссии Министерства о соответствии или об отказе в подтверждении соответствия занимаемой должности.

Последовательность выполнения административных процедур при аттестации на соответствие занимаемой должности представлена в блок-схеме (приложение № 9)

Последовательность выполнения административных процедур по аттестации для установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей)

40. Предоставление государственной услуги по аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений, подведомственных Министерству и педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, расположенных на территории Республики Марий Эл для установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), включает в себя следующие административные процедуры:

прием и регистрация заявлений в письменной форме уполномоченными лицами;

формирование банка данных об аттестующихся педагогах в предстоящем учебном году;

утверждение графика представления аттестационных материалов по трем вариативным формам (портфолио, методическая разработка, педагогически проект) составление графика с учетом срока действия ранее установленных квалификационных категорий аттестующихся работников и размещение графика в свободном доступе на сайте МИО в разделе «Аттестация»;

формирование и организация работы экспертных групп;

проведение экспертизы аттестационных материалов;

подготовка экспертного заключения по итогам экспертизы аттестационных материалов на основе утвержденных критериев для каждой должности и изучения аналитической справки о деятельности педагога;

подготовка документов для представления на заседание аттестационной комиссии и принятия решения;

организация и проведение заседания аттестационной комиссии;

принятие решения на аттестационной комиссии;

оформление протокола заседания аттестационной комиссии со всеми подписями присутствующих членов комиссии;

издание приказа министерства;

оформление выписки из распорядительного акта и аттестационных листов по 2 экземпляра на каждого аттестуемого;

выдача выписки из распорядительного акта и аттестационных листов работодателю аттестуемого или уполномоченным по проведению и организации проведения аттестации;

Последовательность выполнения административных процедур осуществляется в соответствии с блок-схемой (приложение № 10).

Составление графика с учетом срока действия ранее установленных квалификационных категорий

41. График аттестации формируется на учебный год. Определенные графиком аттестации сроки доводятся до сведения заявителя не позднее, чем за месяц до начала аттестации.

Сроки аттестации могут быть изменены при наличии уважительных причин, существенно затрудняющих прохождение аттестации, и личного заявления аттестуемого.

Конечным результатом является утвержденный график прохождения аттестации.

Формирование и организация работы экспертных групп

42. Состав экспертной группы (не менее 3-х человек, включая руководителя экспертной группы), формируется в установленном порядке, исходя из необходимости исключения возможности возникновения конфликта интересов при осуществлении всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогических и работников государственных образовательных учреждений, подведомственных Министерству, а также педагогических работников муниципальных образовательных учреждения и подготовки соответствующего экспертного заключения для аттестационной комиссии.

В состав экспертных групп входят председатель, заместитель председателя и члены группы.

Персональный состав экспертных групп утверждается приказом Министерства.

В целях обеспечения объективной экспертизы профессиональной компетентности аттестуемых педагогических работников экспертные группы формируются по направлениям:

педагогических работников (учителей, преподавателей) государственных и муниципальных образовательных учреждений; педагогических работников государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений;

педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования;

педагогических работников государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;

педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья всех видов;

педагогических работников государственных образовательных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Марий Эл;

педагогических работников государственных образовательных учреждений, подведомственных Министерству физической культуры, спорта и туризма Республики Марий Эл.

43. Задачами экспертной группы являются:

определение уровня профессиональной компетентности и эффективности труда педагогического работника путем проведения экспертной оценки уровня его квалификации и результативности педагогического труда в соответствии с требованиями, предъявляемыми к первой (высшей) квалификационной категории, на основе представленных аттестационных материалов;

обеспечение эквивалентности требований к педагогическим работникам в различных образовательных учреждениях;

изучение и выявление позитивного опыта профессиональной деятельности аттестующихся работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Марий Эл.

Завершением работы экспертной группы является подписание экспертного заключения по всестороннему анализу результатов профессиональной деятельности работников, проходящих аттестацию на первую и высшую квалификационные категории.

44. Подготовка и принятие решения РАК.

Секретарь РАК организует проведение заседания РАК. В соответствии с пунктом 10 Порядка аттестации педагогических работников работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии, о чем письменно должен уведомить аттестационную комиссию в заявлении.

По результатам аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений, подведомственных Министерству и педагогических работников муниципальных образовательных учреждений с целью установления уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), Республиканская аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

а) уровень квалификации (указывается должность) соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории;

б) уровень квалификации (указывается должность) не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.

При принятии решения Республиканской аттестационной комиссии о несоответствии уровня квалификации педагогических работников государственных образовательных учреждений, подведомственных Министерству и педагогических работников муниципальных образовательных учреждений требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, за ним сохраняется имеющаяся квалификационная категория до завершения срока ее действия.

Максимальное время на подготовку приказа Министерства по результатам заседания Республиканской аттестационной комиссии составляет 30 календарных дней после принятия решения.

Подготовленные проекты приказов в порядке, установленном правилами делопроизводства, передаются на подпись министру образования и науки Республики Марий Эл.

Результатом административного действия является издание приказа Министерства образования и науки Республики Марий Эл.

Оформления и выдачи аттестационных листов и выписки из распорядительного акта

45. Решение Республиканской аттестационной комиссии заносится в аттестационный лист.

Аттестационный лист оформляется в 2-х экземплярах, каждый из которых подписывается председателем, секретарем и заверяется печатью Министерства.

Аттестационный лист и выписку из распорядительного акта по итогам аттестации с целью установления соответствия занимаемой должности вправе получить работодатель для ознакомления с ним работника под роспись, или заявитель лично, в срок не позднее 30 календарных дней с момента принятия решения аттестационной комиссией. Информация о получении аттестационных листов заносится в книгу учета документов под роспись.

Основанием для выдачи аттестационных листов является предъявление заявителем паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность.

Конечным результатом является оформления и выдача аттестационных листов и выписки из приказа Министерства о присвоении квалификационной категории.

46. При предоставлении государственной услуги осуществляются

следующие административные процедуры:

прием заявления о предоставлении государственной услуги и прилагаемых к нему документов согласно приложению № 1 к настоящему административному регламенту;

организация и проведение экспертизы по выбору аттестуемого одной из форм: портфолио, методической разработки, педагогического проекта при установлении соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к первой, высшей квалификационным категориям;

обязательное направление работодателем представления на педагогического работника на соответствие занимаемой должности согласно приложению № 5 к настоящему административному регламенту;

представление экспертного заключения на рассмотрение Республиканской аттестационной комиссии Министерства согласно приложению № 3 к настоящему административному регламенту;

принятие решения о предоставлении государственной услуги (отказе в ее предоставлении);

предоставление выписки из приказа Министерства;

оформление аттестационных листов в двух экземплярах согласно приложениям № 2,6 к настоящему административному регламенту.

Блок-схема последовательности административных процедур и административных действий при проведении аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений дана в приложении №9 к настоящему административному регламенту.

Межведомственные запросы в органы (организации), участвующие в предоставлении государственных услуг по данному виду государственных услуг не формируются.

IV. Формы контроля за исполнением административного регламента

Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением должностными лицами Министерства положений настоящего административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги, а также принятием ими решений

47. Текущий контроль за соблюдением и исполнением должностными лицами Министерства положений настоящего административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги, а также принятием решений должностными лицами Министерства осуществляется посредством проведения по решению министра проверки предоставления государственной услуги (плановой или внеплановой) на предмет полного качества предоставления государственной услуги.

Для обеспечения текущего контроля используется служебная корреспонденция Министерства, устная и письменная информация должностных лиц Министерства, предоставляющих государственную услугу.

Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством предоставления государственной услуги.

48. Контроль полноты и качества предоставления государственной услуги включает в себя проведение плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги, выявление и устранение нарушений прав педагогических работников, принятие решений и подготовку ответов на жалобы педагогических работников, содержащих жалобы на решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) в ходе предоставления государственной услуги должностными лицами Министерства (далее – жалоба).

Периодичность проведения плановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги устанавливается в соответствии с утверждаемым министром планом работы Министерства на текущий год.

Внеплановые проверки полноты и качества предоставления государственной услуги проводятся в случаях поступления информации о несоблюдении или неисполнении должностными лицами Министерства положений настоящего административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги, а также о незаконности применяемых мер, несоблюдении соответствия применяемых мер совершенным нарушениям, несоблюдении прав проверяемых аттестуемых педагогических работников, совершении противоправных действий.

Проверка полноты и качества предоставления государственной услуги проводится на основании приказа Министерства, в котором указываются предмет и срок ее проведения, уполномоченные на ее проведение должностные лица Министерства. По результатам проверки предоставления государственной услуги непосредственно после ее завершения составляется акт проверки с отражением фактов и обстоятельств, выявленных в рамках предмета проверки. В отношении виновных должностных лиц Министерства применяются меры ответственности, предусмотренные федеральными законами.

Ответственность должностных лиц Министерства за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые)в ходе предоставления государственной услуги

49. Должностные лица Министерства несут персональную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) в ходе предоставления государственной услуги, в том числе за несоблюдение или неисполнение положений настоящего административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги, незаконность применяемых мер, несоблюдение соответствия применяемых мер совершенным нарушениям, несоблюдение прав аттестуемых педагогических работников, совершение противоправных действий.

О мерах, принятых в отношении виновных должностных лиц Министерства, Министерство в письменной форме сообщает аттестуемому педагогическому работнику, права и (или) законные интересы которого нарушены, в десятидневный срок со дня принятия таких мер.

Положения, характеризующие требования к порядку и формам контроля за предоставлением государственной услуги, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций

50. Контроль за предоставлением государственной услуги может осуществляться как со стороны аттестуемых педагогических работников в рамках защиты своих прав и (или) законных интересов, а также со стороны работодателей, юридических лиц, общественных организаций.

В рамках защиты своих прав и (или) законных интересов аттестуемые педагогические работники при выявлении фактов несоблюдения или неисполнения должностными лицами Министерства положений настоящего административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги, а также фактов незаконности применяемых мер, несоблюдения соответствия применяемых мер совершенным нарушениям, несоблюдения прав аттестуемых имеют право на обжалование решений и действий (бездействия), принимаемых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги должностными лицами Министерства в досудебном (внесудебном) в соответствии с разделом V настоящего административного регламента, а также в судебном порядке.

Общественный контроль со стороны аттестуемых педагогических работников в рамках защиты своих прав и (или) законных интересов, а также со стороны работодателей, юридических лиц осуществляется посредством обращения:

в органы прокуратуры с просьбой принести протест на противоречащие закону нормативные правовые акты, на основании которых проводятся проверки по организации и проведению аттестации педагогических работников Республики Марий Эл;

в суд в защиту нарушенных при проведении процедуры аттестации прав и законных интересов аттестуемых, являющихся членами указанных объединений, общественных организаций.

V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Министерства, а также его должностных лиц, государственных служащих

51. Аттестуемый педагогический работник вправе в досудебном (внесудебном) порядке обжаловать решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) в ходе предоставления государственной услуги должностными лицами Министерства.

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования могут являться решения и действия (бездействие) должностных лиц Министерства, принимаемые (осуществляемые) в ходе предоставления государственной услуги с несоблюдением или неисполнением положений настоящего административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги.

Заявитель может обратиться с жалобой в Министерство в том числе в следующих случаях:

1) нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;

2) нарушение срока предоставления государственной услуги;

3) требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Марий Эл для предоставления государственной услуги;

4) отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Марий Эл для предоставления государственной услуги, у заявителя;

5)отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Марий Эл;

6) затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Марий Эл;

7) отказ Министерства, специалиста Министерства, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в Министерство. Жалобы на решения, принятые руководителем Министерства, подаются в Правительство Республики Марий Эл.

Жалоба может быть направлена по почте, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта Министерства, единого портала государственных и муниципальных услуг либо портала государственных услуг Республики Марий Эл, а также может быть принята при личном приеме заявителя.

Жалоба должна содержать:

1) наименование Министерства, специалиста Министерства, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

2) наименование, сведения о месте нахождения заявителя, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

3) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Министерства, специалиста Министерства;

4) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Министерства, специалиста Министерства. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Поступление жалобы от аттестуемого является основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования. Аттестуемый педагогический работник имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования рассмотрения жалобы.

В ходе личного приема, если изложенные факты и обстоятельства не требуют дополнительной проверки, аттестуемому педагогическому работнику с его согласия может быть дан устный ответ на жалобу, о чем делается соответствующая запись в карточке личного приема. В остальных случаях должностными лицами Министерства направляется аттестуемому педагогическому работнику подписанный министром ответ по существу поставленных в жалобе вопросов. Срок рассмотрения жалобы в письменной форме не должен превышать30 календарных дней со дня ее регистрации.

В исключительных случаях (в том числе при принятии решения о проведении внеплановой проверки полноты и качества предоставления государственной услуги в соответствии с настоящим административным регламентом, при направлении Министерством запроса другим государственным органам, органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования и иным должностным лицам для получения необходимых для рассмотрения жалобы документов и материалов) министр вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на 30 календарных дней, уведомив аттестуемого педагогического работника о продлении сроков ее рассмотрения.

По результатам рассмотрения жалобы по существу министром принимается решение об удовлетворении требований аттестуемым педагогическим работником либо отказе в их удовлетворении. Подписанный министром ответ, содержащий результаты ее рассмотрения, должностными лицами Министерства направляется аттестуемому педагогическому работнику.

Ответ на жалобу не дается в следующих случаях:

в жалобе не указаны фамилия аттестуемого педагогического работника, почтовый адрес по которому должен быть направлен ответ;

в жалобе содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица Министерства, а также членам его семьи;

текст жалобы не поддается прочтению, о чем в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщается, обратившемуся с жалобой, если его наименование (фамилия) и почтовый адрес поддаются прочтению. В случае, если жалоба содержит вопрос, на который аттестуемому педагогическому работнику многократно давался письменный ответ по существу, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, педагогическому работнику направляется уведомление о ранее данных ответах или копии этих ответов.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

к административному регламенту Министерства образования и науки Республики Марий Эл по предоставлению государственной услуги «Проведение аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Марий Эл»

Республиканская аттестационная

комиссия Министерства образования и науки

Республики Марий Эл

______________________________________

(фамилия, имя, отчество)

______________________________________

(должность, место работы)

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу аттестовать меня в 20 году на ________ квалификационную категорию по должности _______________.

В настоящее время___________________ квалификационную категорию

(имею первую (высшую) или не имею)

по должности __________________, срок ее действия до_______________________).

Форма аттестации:

на первую категорию портфолио, методическая разработка;

на высшую: портфолио, педагогический проект.

Основанием для аттестации на указанную в заявлении квалификационную категорию считаю следующие результаты работы, соответствующие требованиям, предъявляемым к квалификационной категории (пп.30, 31 Порядка):

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Сообщаю о себе следующие сведения:

Дата рождения __________ образование ___________

(когда и какое образовательное учреждение профессионального,

______________________________________________________________________ а

зования окончил полученная специальность и квалификация по диплому)

Общий трудовой стаж ______ лет

Стаж педагогической работы (по специальности) ________ лет,

в данной должности ________ лет; в данном учреждении _______ лет.

Имею следующие награды, звания, ученую степень, ученое звание

________________________________________________________________________

Сведения о повышении квалификации, переподготовке, стажировке

_______________________________________________________________________

Членство в профсоюзной организации

_______________________________________________________________________

(да, нет)

Аттестацию на заседании аттестационной комиссии прошу провести в моем присутствии, без моего присутствия (нужное подчеркнуть).

С порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений ознакомлен (а).

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» согласен (а) на обработку персональных данных, представленных мною в заявлении.

Дата___________ Подпись ___________

Телефон дом. __________, сл.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

к административному регламенту Министерства образования и науки Республики Марий Эл по предоставлению государственной услуги «Проведение аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Марий Эл»

АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ

(на первую и высшую квалификационные категории)

1.Фамилия, имя, отчество _________________________________________________

2.Год, число и месяц рождения ____________________________________________

3.Занимаемая должность на момент аттестации и дата назначения на эту должность

________________________________________________________________________

4 Сведения об образовании и повышении квалификации (какое образовательное учреждение окончил (а) и когда, специальность, квалификация, звание, ученая степень, ученое звание и др.)

_______________________________________________________________________

5.Общий трудовой стаж ___________________________________________________

6. Стаж педагогической работы (работы по специальности) _____________________

7.Решение аттестационной комиссии: уровень квалификации (указывается должность) соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.

8. Результат голосования:

Количество голосов: за ______, против ______, воздержались _________.

9.Рекомендации аттестационной комиссии (с указанием мотивов, по которым они даются

Дата проведения аттестации "___"___________ 20___ г.

Председатель аттестационной комиссии: __________

Секретарь аттестационной комиссии: ____________

Установлена высшая (первая) квалификационная категория сроком на пять лет

приказ Министерства образования и науки Республики Марий Эл

от «___» _________________ 20___ года № __________

Министр

образования и науки Республики Марий Эл ________________________________

С аттестационным листом ознакомлен (а)_____________ (подпись работника ) (расшифровка подписи, дата)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

к административному регламенту Министерства образования и науки Республики Марий Эл по предоставлению государственной услуги «Проведение аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Марий Эл»

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об уровне профессиональной деятельности

_______________________________________________________________________

(должность, место работы, ФИО)

претендующего на установление соответствия требованиям,

предъявляемым к высшей квалификационной категории

Источники:

1. Аналитическая справка (Приложение)

2. Результаты экспертизы педагогического проекта



Критерии

Баллы

Результат

1.

Обоснование актуальности данного проекта, его цели, задач, планируемых результатов

0-2

2.

Обоснование содержания проекта

0-5

3.

Психолого-педагогические основания

0-4

4.

Обоснование этапов и способов реализации проекта

0-5

5

Обоснование системы профессиональных коммуникаций

0-1

6.

Анализ и оценка результатов

0-5

7.

Информационная культура представления результатов

0-1

8.

Перспективы развития и применения проекта в образовательной практике

0-1

максимальное количество: 24 балла

минимальное количество на высшую категорию: 18 баллов – 75 %

Рекомендации:___________________________________________________________

(разрабатываются на основе экспертизы материалов по вариативной форме и содержания аналитической справки)

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Выводы по результатам экспертизы:

1. Результаты экспертизы составляют _______ баллов (_____%), что _____________________ требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории

2. Уровень профессиональной деятельности _________________________ требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории.

Эксперты:

1._____________________(подпись)_____________________(расшифровка подписи)

2._____________________(подпись)_____________________(расшифровка подписи)

М.П.

Дата «____» __________________201 г.

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об уровне профессиональной деятельности

_______________________________________________________________________

(должность, место работы, ФИО)

_______________________________________________________________________

претендующего на установление соответствия требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории

Источники:

1. Аналитическая справка (Приложение)

2. Результаты экспертизы методической разработки

1

Показатель

Баллы

Результат

1.

Актуальность представленного содержания

наличие актуальности – 1

актуальность отсутствует – 0

2.

Новизна и практическая значимость

наличие значимости– 1

значимость отсутствует – 0

3.

Обоснованность необходимости ее создания

необходимость обоснована – 1

обоснование отсутствует – 0

4.

Описание и анализ организационно-педагогических и других условий для воплощения авторского замысла

наличие описания

и анализа условий – 1

отсутствие анализа

и описания условий – 0

5.

Содержание необходимых изменений в педагогической практике в связи с представляемой методической проблемой

наличие изменений – 1

отсутствие изменений – 0

6.

Прогнозирование результатов, предполагаемых в результате применения разработанных методических подходов (приемов, средств)

наличие прогноза – 1

отсутствие прогноза – 0

7.

Дидактическая ценность разработки (формированию каких умений способствует, какие уровни усвоения предполагает: репродуктивный, продуктивный, творческий)

репродуктивный уровень усвоения– 0

продуктивный уровень усвоения – 1

творческий уровень усвоения – 2

8

Возможность применения в качестве методического опыта (методическая ценность)

распространение на республиканском

уровне- 3

на муниципальном уровне – 2

на уровне ОУ – 1

9

Соответствие оформления, предъявляемым требованиям

соответствует требованиям – 1

не соответствует–0

Итого:

12 баллов

минимальное количество на первую квалификационную категорию: 7 баллов – 58 %

Рекомендации:__________________________________________________________

(разрабатываются на основе экспертизы материалов по вариативной форме и содержания аналитической справки)

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Выводы по результатам экспертизы:

1 Результаты экспертизы составляют _______ баллов (_____%), что _____________________) требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории

2. Уровень профессиональной деятельности _________________________ требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории.

Эксперты:

1.__________________(подпись)________________________(расшифровка подписи)

2.__________________(подпись)________________________(расшифровка подписи)

М.П.

Дата «____» ___________________201 г.

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (пример)

об уровне профессиональной деятельности

_______________________________________________________________________

(учителя, преподавателя-организатора ОБЖ)

_______________________________________________________________________

(место работы, ФИО)

претендующего на установление соответствия требованиям, предъявляемым к (первой/высшей) квалификационной категории

Источники:

1. Аналитическая справка (Приложение)

2. Результаты экспертизы портфолио профессиональных достижений

А. Характеристика качества образования, предоставляемого педагогом

Показатель

Баллы

Результат

1.

Динамика предметных знаний

позитивная динамика – 3

стабильный показатель – 2

наличие объективного обоснования при отрицательных изменениях-1

показатель не представлен- 0

2.

Динамика общеучебных умений и навыков

наличие позитивной динамики - 2

стабильный показатель -1

отсутствие динамики - 0

3.

Динамика познавательной активности детей

наличие позитивной динамики - 1

отсутствие позитивной динамики -0

4.

Качество предметных знаний

средний балл (ГИА, ЕГЭ) по классу (группе) равен или выше:

республиканского - 2

муниципального – 1

ниже муниципального – 0

Высокий % качества (81-100%) - 2.

Средний (60-80%) - 1

Низкий % качества -0

5.

Наличие высоких достижений детей в предметной области

Участие в олимпиадах (конкурсах), мероприятиях разных уровней (принцип поглощения):

всероссийский,

международный – 4

региональный – 3

муниципальный – 2

учрежденческий– 1

отсутствие показателя-0

6.

Наличие психологического комфорта на уроке

наличие показателя - 1

отсутствие показателя -0

7.

Наличие высокого рейтинга педагога по результатам опросов родителей.

наличие показателя - 1

отсутствие показателя -0

Итого: 14 баллов

Б. Характеристика профессиональной деятельности как условия обеспечения качества образования

1.

Показатели владения современными технологиями

системно использует современные образовательные технологии/методики

показатель отражен полно-2

показатель отражен достаточно-1

показатель не проявляется, описание противоречиво-0

системно использует информационно-коммуникационные технологии, в том числе дистанционные и сетевые технологии

показатель отражен полно-2

показатель отражен достаточно-1

показатель не проявляется, описание противоречиво-0

использует современные технологии оценивания

использует-1

не использует-0

2.

Показатели включенности в методическую работу

наличие повышения квалификации – 1

отсутствие показателя-0

наличие разработанных программ факультативов, элективных курсов, кружков, секций, клубов, методических разработок – 1

отсутствие показателя-0

распространение собственного педагогического опыта (мастер-классы, выступления на семинарах, методических объединениях, педагогических советах, курсах повышения квалификации, НПК):

на учрежденческом уровне– 1

муниципальном – 2

региональном – 3

всероссийском и международном – 4

отсутствие показателя-0

участие в профессиональных конкурсах, член жюри профессионального конкурса, участие в РСОКО (разработка КИМ, экспертиза), руководство МО, член республиканской экспертной группы по оценке уровня профессионализма педагогических работников в процессе аттестации, эксперт по аккредитации-1

показатель не представлен-0

3.

Показатели исследовательской /инновационной деятельности

наличие проводимых исследований, разработанных инновационных образовательных программ, авторских образовательных проектов:

на учрежденческом уровне– 1

муниципальном – 2

региональном и выше– 3

отсутствие показателя-0

Итого:15 баллов

максимальное количество: 29 баллов

количество баллов на первую кв. категорию: 16 – 22 (55 % - 76 %)

количество баллов на высшую кв. категорию:23 – 29 (79% - 100 %)

Рекомендации:__________________________________________________________

(разрабатываются на основе экспертизы материалов по вариативной форме и содержания аналитической справки)

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Выводы по результатам экспертизы:

1 Результаты экспертизы составляют _______ баллов (_____%), что ______________________ требованиям, предъявляемым к (__первой/высшей_____) квалификационной категории

Уровень профессиональной деятельности _________________________ требованиям, предъявляемым к (__первой/высшей______) квалификационной категории.

Эксперты:

1.__________________(подпись)________________________(расшифровка подписи)

2.__________________(подпись)________________________(расшифровка подписи)

М.П.

Дата «____» ___________________201 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

к административному регламенту Министерства образования и науки Республики Марий Эл по предоставлению государственной услуги «Проведение аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Марий Эл»

Заявка

на прохождение квалификационных испытаний с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.

Прошу включить в график проведения квалификационных испытаний на _________________(месяц)



ФИО педагога

Должность

Место работы

Форма квалификационного испытания

Форма выполнения

(Конспект/

пед. ситуации)

(рукописная или электронная)

Руководитель ОУ /зав.РМК / /

М.П.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

к административному регламенту Министерства образования и науки Республики Марий Эл по предоставлению государственной услуги «Проведение аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Марий Эл»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

на __________________________________

(должность учителя)

________________________________________________________

«полное наименование ОУ по уставу»

_________________________________________________,

(Фамилия, Имя. Отчество)

на соответствие занимаемой должности

Администрация «полное наименование по уставу», представляет Ф.И.О., год рождения, образование (год окончания, факультет, специальность). Краткие сведения о местах работы, категория (какую имеет, с какого года), общий педагогический стаж. Стаж в должности, по которой аттестуется, учебная нагрузка, общее количество обучающихся.

Перечень государственных и отраслевых наград, с указанием года получения, а также наиболее значимые награды, полученные в межаттестационный период .

Повышение квалификации в межаттестационный период: где, по какой теме, в каком объеме учебных часов (не менее 72 ч, № документа о повышении квалификации от такой-то даты).

Уровень квалификации и профессиональной компетентности (профессионализма) аттестуемого. (Писать в соответствии с “Требованиями к квалификации педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий, дополняя документально зафиксированной информацией о фактах участия аттестуемого в реализации планов работы ОУ и педагогического сообщества района, республики, региона в межаттестационный период, указывать дату проведения, названия мероприятий, публикации):

мероприятия (конференции, семинары, мастер-классы и др.) городского (районного), регионального, федерального уровней;

публикации; конкурсы профессионального мастерства; открытые уроки, занятия, мероприятия; участие в работе метод объединений; проблематика выступлений на курсах повышения квалификации.

Уровень профессионализма и результативности (продуктивности) деятельности аттестуемого, стабильность работы педагога за последние3 года перед аттестацией (представить по годам в средних арифметических значениях). Соответствие средних арифметических значений, контрольных срезов (административных контрольных работ) в аттестационный период показателям результативности за 3 года.

Подготовка детей и результаты их участия в олимпиадах, конкурсах.

Факты участия во в неучебной деятельности городского (районного), регионального, федерального уровней.

Профессионально значимые личностные качества педагога (коммуникативность, пунктуальность и др.).

В результате квалификационного испытания в письменной форме ф.и.о. набрал (а) ___ баллов.

Администрация и профсоюзный комитет ОУ исходя из вышеизложенного считает, что Ф.И.О. учителя соответствует занимаемой должности: «______________________________».

Директор ОУ ________________ ________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Председатель

профсоюзного органа ___________ _________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

С представлением ознакомлен (а) _____________ _______________________

(подпись) (расшифровка подписи, дата)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

к административному регламенту Министерства образования и науки Республики Марий Эл по предоставлению государственной услуги «Проведение аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Марий Эл»

АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ

(на соответствие занимаемой должности)

1. Фамилия, имя, отчество ___________________

2. Год, число и месяц рождения___________________3. Занимаемая должность на момент аттестации и дата назначения на эту должность____________________________________

4. Сведения об образовании и повышении квалификации (какое образовательное учреждение окончил (а) и когда, специальность, квалификация, звание, ученая степень, ученое звание и др.)

________________________________________________________________________

5. Общий трудовой стаж ___________________________________________________

6. Стаж педагогической работы (работы по специальности)

________________________________________________________________________

7. Награды (звания, учёная степень, учёное звание)

________________________________________________________________________

8. Решение аттестационной комиссии: соответствует (не соответствует) занимаемой

должности: ____________ (указывается должность работника)

9. Результат голосования:

Количество голосов: за ______, против ______, воздержались _________.

10. Рекомендации аттестационной комиссии (с указанием мотивов, по которым они даются) _______________________________________________________________

Дата проведения аттестации: « »__________ 20___ г.

Председатель аттестационной комиссии: ____________

Секретарь аттестационной комиссии: ____________

Подтверждено соответствие занимаемой должности

Приказ Министерства образования и науки Республики Марий Эл

от «___» _________________ 20___ года №_______

Министр образования и науки

Республики Марий Эл

(подпись)

С аттестационным листом ознакомлен (а)_____________ _________________

(подпись работника ) (расшифровка подписи)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7

к административному регламенту Министерства образования и науки Республики Марий Эл по предоставлению государственной услуги «Проведение аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Марий Эл»

Экспертный лист оценивания

конспекта урока, занятия, мероприятия (необходимое подчеркнуть)

1. Фамилия, имя, отчество _____________________________________________

2. Образовательное учреждение, район__________________________________

________________________________________________________________________

3. Занимаемая должность на момент аттестации__________________________

Схема оценки конспекта

Компетенции

Этапы урока

в области постановки целей и задач педагогической деятельности

в области мотивации учебной деятельности

в области обеспечения информационной основы деятельности

в области разработки программ деятельности и принятия педагогических решений

в области организации учебной деятельности

ПК

ПС

4. Результат экспертизы в баллах_____________________________________

5. Рекомендации эксперта_____________________________________________

________________________________________________________________________

Эксперт: .___________(подпись)_____________________(расшифровка подписи)

Дата проверки

М.П.

Ознакомлен (а)

Дата, подпись педагога

ПРИЛОЖЕНИЕ № 8

к административному регламенту Министерства образования и науки Республики Марий Эл по предоставлению государственной услуги «Проведение аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Марий Эл»

Экспертный лист оценивания

решения педагогических ситуаций

1. Фамилия, имя, отчество ____________________________________________

2. Образовательное учреждение, район _________________________________

3. Занимаемая должность на момент аттестации__________________________

Ситуации

Оценка за решение ситуации

0-3

Педагогическая ситуация № 1

Педагогическая ситуация № 2

Педагогическая ситуация № 3

Итого:

Соответствует занимаемой должности - от 4 до 9 баллов

Не соответствует занимаемой должности – от 0 до 3 баллов

4. Результат экспертизы в баллах_____________________________________

5. Рекомендации эксперта____________________________________________

_________________________________________________________________

Эксперт 1.__________(подпись)____________________(расшифровка подписи)

2.

Дата проверки

М.П.

Ознакомлен (а)*

Дата, подпись педагога

*в случае не соответствия занимаемой должности, ознакомление аттестуемого обязательно в кратчайшие сроки

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

к административному регламенту Министерства образования и науки Республики Марий Эл по предоставлению государственной услуги «Проведение аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Марий Эл»

Блок-схема

административных процедур по аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

к административному регламенту Министерства образования и науки Республики Марий Эл по предоставлению государственной услуги «Проведение аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Марий Эл»

Блок-схема

административных процедур по аттестации педагогических работников с целью установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой и высшей)

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 020.040.070 Иные разрешительные и регистрационные режимы

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать