Основная информация
Дата опубликования: | 12 декабря 2012г. |
Номер документа: | RU18000201200979 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Удмуртская Республика |
Принявший орган: | Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ СЕМЬИ И ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Приказ
12.12.2012 № 01-02/104
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ПОРЯДКА ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Утратил силу: приказ Минсоцполитики УР от 31.03.2016 № 78
В целях реализации Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 351- ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
Порядок подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
2. Приказ Комитета по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики от 13 августа 2012 года № 01-02/56 «Об утверждении Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и Порядка подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» признать утратившим силу.
3. Ответственность за исполнение настоящего приказа возложить на начальника отдела опеки и попечительства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Т.А. Санникову.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Зам. председателя Комитета по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики А.Л. Клокова
Утвержденприказом Комитета по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики 12.12.2012 № 01-02/104
ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью, стать патронатным воспитателем) (далее - Порядок) разработан в соответствии с пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации.
2. Настоящий Порядок применяется для подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, проживающих на территории Удмуртской Республики, за исключением лиц, которые не могут быть усыновителями (удочерителями), либо назначены опекунами (попечителями), в соответствии с пунктом 1 статьи 127, пунктом 1 статьи 146, пунктом 1 статьи 153 Семейного кодекса Российской Федерации.
3. Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется в целях психолого-педагогической и правовой подготовки этих лиц, по программе утвержденной Комитетом по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики (в количестве 30 часов), в соответствии с установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
4. Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется органами местного самоуправления в Удмуртской Республике, наделенными отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (далее – органы опеки и попечительства). В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 17 марта 2008 года № 6-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Удмуртской Республике отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» подготовка может осуществляться образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющими полномочия по подбору и подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на основании договора, заключенного с органом опеки и попечительства (далее – Организации).
4. Финансирование расходов, связанных с подготовкой лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики.
II. Порядок подготовки граждан, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
5. Органы опеки и попечительства, Организации, Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики проводят информирование населения в целях привлечения лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Информация о месте нахождения и графике работы органов опеки и попечительства, Организаций, порядке и сроках подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, размещается на официальном сайте органов опеки и попечительства, Организаций, а также Комитета по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информационных стендах в общедоступных местах в зданиях Организаций, публикуется в средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет), издается в форме информационных материалов (в том числе брошюр, буклетов и т.д.), предоставляется по телефону, а также посредством рассмотрения обращений граждан.
Консультирование по вопросам подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется сотрудниками органов опеки и попечительства, Организаций, ответственными за решение вопросов по подготовке.
Консультации предоставляются в том числе по вопросам, касающимся:
перечня документов, необходимых для подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
времени приема и выдачи документов;
срока, времени и формы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
порядка обжалования решений, действий (бездействий), принимаемых и осуществляемых в ходе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Консультации предоставляются при личном общении, посредством интернет-сайта, телефонной связи или электронной почты.
6. В целях прохождения подготовки лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее – заявитель), вправе обратиться в орган опеки и попечительства по месту жительства либо в любую Организацию, расположенную на территории Удмуртской Республики. Для зачисления на курс подготовки заявитель представляет в Организацию или в орган опеки и попечительства заявление о зачислении на подготовку (Приложение 1) и документ, удостоверяющий личность. С согласия лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, могут быть проведены диагностика и психологическое обследование семьи.
В случае обращения заявителя в орган опеки и попечительства, заключивший договор с Организацией, ему выдается направление на прохождение подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в Организацию (Приложение 2).
7. Иностранные граждане, лица без гражданства или граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, вправе обратиться в орган опеки и попечительства или в Организацию для прохождения подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Граждане, не владеющие русским языком и желающие пройти подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в орган опеки и попечительства или в Организацию обращаются с переводчиком.
8. Организация:
1) Определяет даты и время проведения подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по согласованию с органом опеки и попечительства.
2) Направляет в течение трех дней после начала подготовки в орган опеки и попечительства списки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, принятых на подготовку.
3) Организует подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в форме семинаров, тренинговых занятий, лекций по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских знаний.
4) Проводит диагностику и психологическое обследование лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и их семей для оценки психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью при их согласии.
5) Ведет Журнал учета проведения подготовки лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (Приложение 3).
Формирует на каждое лицо, желающее принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей личное дело, содержащее подтверждающие материалы о прохождении им подготовки, результаты психологического обследования и диагностики.
6) Предоставляет в течение семи дней после окончания подготовки в орган опеки и попечительства выводы и рекомендации по результатам подготовки, диагностики и психологического обследования лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и их семей.
7) Выдает свидетельство о прохождении подготовки лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей после итоговой аттестации.
8) Обеспечивает защиту конфиденциальной информации при организации работы с персональными данными лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и детей, оставшихся без попечения родителей.
9) Представляет ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, в органы опеки и попечительства информацию о результатах подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
9. Орган опеки и попечительства:
1) Выдает лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, направление в организацию на прохождение подготовки.
2) Знакомит лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с правами, обязанностями и ответственностью опекунов, попечителей, усыновителей, установленными законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики.
3) Учитывает выводы и рекомендации Организации по результатам подготовки, диагностики и психологического обследования лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его семьи при выдаче заключения о его возможности быть опекуном, попечителем, усыновителем.
10. В случае, когда орган опеки и попечительства сам проводит подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей:
1) Определяет даты и время проведения подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
2) Организует подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в форме семинаров, тренинговых занятий, лекций по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских знаний.
3) Проводит диагностику и психологическое обследование лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и их семей для оценки психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью при их согласии.
4) Ведет Журнал учета проведения подготовки лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Формирует на каждое лицо, желающее принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей личное дело, содержащее подтверждающие материалы о прохождении им подготовки, результаты психологического обследования и диагностики.
5) Выдает свидетельство о прохождении подготовки лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей после итоговой аттестации.
6) Обеспечивает защиту конфиденциальной информации при организации работы с персональными данными лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приложение 1К Порядку подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семьюребенка, оставшегося без попечения родителей
Руководителю ____________________________________
____________________________________
(наименование организации
и/или органа опеки и попечительства,
осуществляющих подготовку)
от ________________________________
(фамилия, имя, отчество лица,
желающего принять в свою
семью ребенка)
ЗАЯВЛЕНИЕ
о зачислении на подготовку
лица, желающего принять в свою семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей
Я, _____________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество лица, желающего принять в свою семью ребенка)
гражданин _____________, паспорт: серия:____________N______________,
выдан_____________________________________________________________,
(кем и когда)
проживающий по адресу: ___________________________________________,
зарегистрированный по адресу: ______________________________________,
прошу зачислить меня на курс подготовки лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Дата
Подпись
Приложение 2к Порядку подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семьюребенка, оставшегося без попечения родителей
_________________________________
_________________________________
(наименование организации, уполномоченной осуществлять
подготовку лиц, желающих принять в свою семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей)
Приложение 3 кПорядку подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семьюребенка, оставшегося без попечения родителей
ЖУРНАЛ
учета проведения подготовки лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей,
в _________________________________________________________________
(название организации, проводящей подготовку)
Начат: ____________
Окончен: __________
№ п\п
Дата подачи заявления гражданином
Ф.И.О. гражданина, проходящего подготовку по региональной программе
Дата начала проведения подготовки
Даты посещенных занятий и количество часов
Подписи специалистов, проводивших занятия
Дата завершения подготовки
Итоговой результат прохождения подготовки(название и реквизиты выданного документа)
Подпись гражданина, получившего документ об окончании подготовки
Примечание. Страницы журнала нумеруются, прошнуровываются и скрепляются подписью руководителя организации и печатью.
Утвержденаприказом Комитета по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики 12.12.2012 № 01-02/104
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Общие положения
Программа разработана в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623 «Об утверждении требований к содержанию Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации».
Настоящая Программа разработана в целях подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью, стать патронатным воспитателем) (далее соответственно – приемный ребенок, приемная семья).
Программа направлена на создание условий для реализации прав лиц, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, на получение компетентной помощи и поддержки со стороны специалистов, задействованных в процессе устройства в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В процессе подготовки лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей,знакомятся с основами законодательства Российской Федерации и Удмуртской Республики, касающимися своих прав и обязанностей, а также прав и обязанностей детей. Лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попеченияродителей, знакомятся с закономерностями развития детей, их возрастными особенностями, особенностями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, они получают психолого-педагогические знания, необходимые для достижения совместной гармоничной жизни и для обеспечения максимальных возможностей и успешной интеграции каждой приемной семьи в общество.
Задачи программы:
познакомить лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с законодательной базой, определяющей права и обязанности приемных детей и родителей, регулирующей взаимоотношения между ними и органами государственной власти и организациями;
сформировать представления об особенностях физического и психического развития и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
познакомить с условиями успешного воспитания приемных детей в семьях;
познакомить с методами семейного воспитания, опытом успешных приемных семей;
научить анализу семейных ситуаций, сформировать способность к принятию педагогически оправданных решений в конфликтных ситуациях.
Лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимо понимать, что воспитание приемных детей отличается от воспитания родных, несмотря на то, что задачи воспитания и родных, и приемных детей одинаковы. Поэтому, им необходимо знать, как помочь этим детям, как правильно построить воспитание с учетом их психологических особенностей развития, как оказать первую медицинскую помощь, как разрешить конфликтную ситуацию. Знание психологии ребенка, умение педагогически правильно выстраивать с ним отношения позволяет наиболее успешному воспитанию, избежать конфликтов и проблем.
Программа курса предполагает использование разнообразных методов просветительской работы: беседа, мини-лекции, семинары, тестирование с последующим анализом результатов, тренинги, анализ психолого-педагогических ситуаций; решение психолого-педагогических задач, моделирование ситуаций. Формы организации курса: индивидуальные занятия, занятия в подгруппе, дистанционное обучение.
Курс рассчитан на 30 академических часов, в том числе 22 часа отведено практическим занятиям (тренингам).
Программа осваивается по очно-заочной форме обучения.
Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, завершается итоговой аттестацией и выдачей документа о прохождении программы подготовки в форме свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации.
2. Содержание программы
1. Введение в курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
Данный раздел включает проведение индивидуального собеседования (структурированное интервью) с каждым из лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка) и изучение следующих тем:
а) содержание, цели и этапы проведения программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
б) задачи подготовки, в том числе, касающиеся:
выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
оказания помощи лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
ознакомления лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
формирования у лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
формирования у лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
ознакомления лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
ознакомления лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
ознакомления лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с существующими формами профессиональной помощи и поддержки при принятии на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследованиялиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей);
г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Представление о потребностях развития приемного ребенкаи необходимых компетенциях лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Понятие о мотивации лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
Данный раздел включает в себя:
изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимости их обеспечивать;
проведение оценки лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;
проведение оценки лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
3. Этапы развития ребенка
Данный раздел включает в себя следующие темы:
общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);
роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка
Данный раздел включает в себя следующие темы:
виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;
диспропорции развития ребенка; понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия;
семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;
оценка лицом, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)
Данный раздел включает в себя следующие темы:
потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;
причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;
типы «нарушенной привязанности» (понятий «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»);
понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа от ребенка лиц, принявших на воспитание его в свою семью.
6. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи
Данный раздел включает в себя следующие темы:
особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка;
этапы адаптационного периода; чувства и переживания приемного ребенка; способы преодоления трудностей адаптации;
тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный;
роль специалистов в оказании помощи приемным семьям в период адаптации ребенка в новой семье.
7. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка
Данный раздел включает в себя следующие темы:
формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними;
эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;
причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;
понимание лицами, взявшими на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.
8. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка
Данный раздел включает в себя следующие темы:
создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);
способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;
предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;
медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
9. Особенности полового воспитания приемного ребенка
Данный раздел включает в себя следующие темы:
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;
формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности;
способы защиты ребенка от сексуального насилия.
10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка
Данный раздел включает в себя следующие темы:
родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка;
стабильность отношений в приемных семьях;
способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;
социальные связи семьи лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;
семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;
понимание всеми членами семьи лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
11. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан
Данный раздел включает в себя следующие темы:
правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью;
формы семейного устройства: усыновление (удочерение), опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); приемная семья; патронатная семья; различия между формами семейного устройства;
требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей; порядок представления лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем;
порядок представления лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;
порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;
порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства;
порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;
меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;
защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;
порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), лицами, взявшими на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;
правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей;
порядок возмещения ущерба, нанесенного приемным ребенком семье, семьей приемному ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку;
последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;
порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
12. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям
Данный раздел включает в себя следующие темы:
родительские и профессиональные функции приемной семьи;
взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия;
информирование лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей по месту их проживания;
взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.
13. Подведение итогов освоения курса подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
Данный раздел включает в себя следующие темы:
обсуждение результатов освоения курса подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, выполнения домашних заданий;
обсуждение степени усвоения курса подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
проведение самооценки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и выявление их готовности к приему ребенка на воспитание;
составление итогового заключения о готовности и способности лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по их желанию).
3. Требования к уровню подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, успешно освоивших Программу
Лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, успешно освоившие Программу, по завершении курса должны иметь четкое представление:
о системе защиты прав детей, формах устройства приемного ребенка на воспитание в семью;
об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых лицу, взявшему на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
о порядке контактов ребенка с кровными родителями и родственниками.
Лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, успешно освоившие Программу, должны знать:
свои права и обязанности как лиц, взявших на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей в отношении приемного ребенка;
закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;
санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;
способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.
Лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, успешно освоившие Программу, должны уметь:
использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;
рассматривать «трудное» поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
осознать природу своих чувств по поводу «трудного» поведения ребенка;
быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;
оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания приемного ребенка;
ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и замещающим родителям;
заботиться о здоровье приемного ребенка;
соблюдать конфиденциальность в отношении приемного ребенка;
понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ СЕМЬИ И ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Приказ
12.12.2012 № 01-02/104
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ПОРЯДКА ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Утратил силу: приказ Минсоцполитики УР от 31.03.2016 № 78
В целях реализации Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 351- ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
Порядок подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
2. Приказ Комитета по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики от 13 августа 2012 года № 01-02/56 «Об утверждении Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и Порядка подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» признать утратившим силу.
3. Ответственность за исполнение настоящего приказа возложить на начальника отдела опеки и попечительства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Т.А. Санникову.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Зам. председателя Комитета по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики А.Л. Клокова
Утвержденприказом Комитета по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики 12.12.2012 № 01-02/104
ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью, стать патронатным воспитателем) (далее - Порядок) разработан в соответствии с пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации.
2. Настоящий Порядок применяется для подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, проживающих на территории Удмуртской Республики, за исключением лиц, которые не могут быть усыновителями (удочерителями), либо назначены опекунами (попечителями), в соответствии с пунктом 1 статьи 127, пунктом 1 статьи 146, пунктом 1 статьи 153 Семейного кодекса Российской Федерации.
3. Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется в целях психолого-педагогической и правовой подготовки этих лиц, по программе утвержденной Комитетом по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики (в количестве 30 часов), в соответствии с установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
4. Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется органами местного самоуправления в Удмуртской Республике, наделенными отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (далее – органы опеки и попечительства). В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 17 марта 2008 года № 6-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Удмуртской Республике отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» подготовка может осуществляться образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющими полномочия по подбору и подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на основании договора, заключенного с органом опеки и попечительства (далее – Организации).
4. Финансирование расходов, связанных с подготовкой лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики.
II. Порядок подготовки граждан, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
5. Органы опеки и попечительства, Организации, Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики проводят информирование населения в целях привлечения лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Информация о месте нахождения и графике работы органов опеки и попечительства, Организаций, порядке и сроках подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, размещается на официальном сайте органов опеки и попечительства, Организаций, а также Комитета по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информационных стендах в общедоступных местах в зданиях Организаций, публикуется в средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет), издается в форме информационных материалов (в том числе брошюр, буклетов и т.д.), предоставляется по телефону, а также посредством рассмотрения обращений граждан.
Консультирование по вопросам подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется сотрудниками органов опеки и попечительства, Организаций, ответственными за решение вопросов по подготовке.
Консультации предоставляются в том числе по вопросам, касающимся:
перечня документов, необходимых для подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
времени приема и выдачи документов;
срока, времени и формы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
порядка обжалования решений, действий (бездействий), принимаемых и осуществляемых в ходе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Консультации предоставляются при личном общении, посредством интернет-сайта, телефонной связи или электронной почты.
6. В целях прохождения подготовки лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее – заявитель), вправе обратиться в орган опеки и попечительства по месту жительства либо в любую Организацию, расположенную на территории Удмуртской Республики. Для зачисления на курс подготовки заявитель представляет в Организацию или в орган опеки и попечительства заявление о зачислении на подготовку (Приложение 1) и документ, удостоверяющий личность. С согласия лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, могут быть проведены диагностика и психологическое обследование семьи.
В случае обращения заявителя в орган опеки и попечительства, заключивший договор с Организацией, ему выдается направление на прохождение подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в Организацию (Приложение 2).
7. Иностранные граждане, лица без гражданства или граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, вправе обратиться в орган опеки и попечительства или в Организацию для прохождения подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Граждане, не владеющие русским языком и желающие пройти подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в орган опеки и попечительства или в Организацию обращаются с переводчиком.
8. Организация:
1) Определяет даты и время проведения подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по согласованию с органом опеки и попечительства.
2) Направляет в течение трех дней после начала подготовки в орган опеки и попечительства списки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, принятых на подготовку.
3) Организует подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в форме семинаров, тренинговых занятий, лекций по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских знаний.
4) Проводит диагностику и психологическое обследование лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и их семей для оценки психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью при их согласии.
5) Ведет Журнал учета проведения подготовки лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (Приложение 3).
Формирует на каждое лицо, желающее принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей личное дело, содержащее подтверждающие материалы о прохождении им подготовки, результаты психологического обследования и диагностики.
6) Предоставляет в течение семи дней после окончания подготовки в орган опеки и попечительства выводы и рекомендации по результатам подготовки, диагностики и психологического обследования лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и их семей.
7) Выдает свидетельство о прохождении подготовки лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей после итоговой аттестации.
8) Обеспечивает защиту конфиденциальной информации при организации работы с персональными данными лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и детей, оставшихся без попечения родителей.
9) Представляет ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, в органы опеки и попечительства информацию о результатах подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
9. Орган опеки и попечительства:
1) Выдает лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, направление в организацию на прохождение подготовки.
2) Знакомит лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с правами, обязанностями и ответственностью опекунов, попечителей, усыновителей, установленными законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики.
3) Учитывает выводы и рекомендации Организации по результатам подготовки, диагностики и психологического обследования лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его семьи при выдаче заключения о его возможности быть опекуном, попечителем, усыновителем.
10. В случае, когда орган опеки и попечительства сам проводит подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей:
1) Определяет даты и время проведения подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
2) Организует подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в форме семинаров, тренинговых занятий, лекций по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских знаний.
3) Проводит диагностику и психологическое обследование лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и их семей для оценки психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью при их согласии.
4) Ведет Журнал учета проведения подготовки лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Формирует на каждое лицо, желающее принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей личное дело, содержащее подтверждающие материалы о прохождении им подготовки, результаты психологического обследования и диагностики.
5) Выдает свидетельство о прохождении подготовки лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей после итоговой аттестации.
6) Обеспечивает защиту конфиденциальной информации при организации работы с персональными данными лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приложение 1К Порядку подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семьюребенка, оставшегося без попечения родителей
Руководителю ____________________________________
____________________________________
(наименование организации
и/или органа опеки и попечительства,
осуществляющих подготовку)
от ________________________________
(фамилия, имя, отчество лица,
желающего принять в свою
семью ребенка)
ЗАЯВЛЕНИЕ
о зачислении на подготовку
лица, желающего принять в свою семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей
Я, _____________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество лица, желающего принять в свою семью ребенка)
гражданин _____________, паспорт: серия:____________N______________,
выдан_____________________________________________________________,
(кем и когда)
проживающий по адресу: ___________________________________________,
зарегистрированный по адресу: ______________________________________,
прошу зачислить меня на курс подготовки лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Дата
Подпись
Приложение 2к Порядку подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семьюребенка, оставшегося без попечения родителей
_________________________________
_________________________________
(наименование организации, уполномоченной осуществлять
подготовку лиц, желающих принять в свою семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей)
Приложение 3 кПорядку подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семьюребенка, оставшегося без попечения родителей
ЖУРНАЛ
учета проведения подготовки лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей,
в _________________________________________________________________
(название организации, проводящей подготовку)
Начат: ____________
Окончен: __________
№ п\п
Дата подачи заявления гражданином
Ф.И.О. гражданина, проходящего подготовку по региональной программе
Дата начала проведения подготовки
Даты посещенных занятий и количество часов
Подписи специалистов, проводивших занятия
Дата завершения подготовки
Итоговой результат прохождения подготовки(название и реквизиты выданного документа)
Подпись гражданина, получившего документ об окончании подготовки
Примечание. Страницы журнала нумеруются, прошнуровываются и скрепляются подписью руководителя организации и печатью.
Утвержденаприказом Комитета по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики 12.12.2012 № 01-02/104
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Общие положения
Программа разработана в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623 «Об утверждении требований к содержанию Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации».
Настоящая Программа разработана в целях подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью, стать патронатным воспитателем) (далее соответственно – приемный ребенок, приемная семья).
Программа направлена на создание условий для реализации прав лиц, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, на получение компетентной помощи и поддержки со стороны специалистов, задействованных в процессе устройства в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В процессе подготовки лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей,знакомятся с основами законодательства Российской Федерации и Удмуртской Республики, касающимися своих прав и обязанностей, а также прав и обязанностей детей. Лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попеченияродителей, знакомятся с закономерностями развития детей, их возрастными особенностями, особенностями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, они получают психолого-педагогические знания, необходимые для достижения совместной гармоничной жизни и для обеспечения максимальных возможностей и успешной интеграции каждой приемной семьи в общество.
Задачи программы:
познакомить лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с законодательной базой, определяющей права и обязанности приемных детей и родителей, регулирующей взаимоотношения между ними и органами государственной власти и организациями;
сформировать представления об особенностях физического и психического развития и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
познакомить с условиями успешного воспитания приемных детей в семьях;
познакомить с методами семейного воспитания, опытом успешных приемных семей;
научить анализу семейных ситуаций, сформировать способность к принятию педагогически оправданных решений в конфликтных ситуациях.
Лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимо понимать, что воспитание приемных детей отличается от воспитания родных, несмотря на то, что задачи воспитания и родных, и приемных детей одинаковы. Поэтому, им необходимо знать, как помочь этим детям, как правильно построить воспитание с учетом их психологических особенностей развития, как оказать первую медицинскую помощь, как разрешить конфликтную ситуацию. Знание психологии ребенка, умение педагогически правильно выстраивать с ним отношения позволяет наиболее успешному воспитанию, избежать конфликтов и проблем.
Программа курса предполагает использование разнообразных методов просветительской работы: беседа, мини-лекции, семинары, тестирование с последующим анализом результатов, тренинги, анализ психолого-педагогических ситуаций; решение психолого-педагогических задач, моделирование ситуаций. Формы организации курса: индивидуальные занятия, занятия в подгруппе, дистанционное обучение.
Курс рассчитан на 30 академических часов, в том числе 22 часа отведено практическим занятиям (тренингам).
Программа осваивается по очно-заочной форме обучения.
Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, завершается итоговой аттестацией и выдачей документа о прохождении программы подготовки в форме свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации.
2. Содержание программы
1. Введение в курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
Данный раздел включает проведение индивидуального собеседования (структурированное интервью) с каждым из лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка) и изучение следующих тем:
а) содержание, цели и этапы проведения программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
б) задачи подготовки, в том числе, касающиеся:
выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
оказания помощи лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
ознакомления лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
формирования у лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
формирования у лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
ознакомления лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
ознакомления лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
ознакомления лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с существующими формами профессиональной помощи и поддержки при принятии на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследованиялиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей);
г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Представление о потребностях развития приемного ребенкаи необходимых компетенциях лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Понятие о мотивации лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
Данный раздел включает в себя:
изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимости их обеспечивать;
проведение оценки лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;
проведение оценки лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
3. Этапы развития ребенка
Данный раздел включает в себя следующие темы:
общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);
роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка
Данный раздел включает в себя следующие темы:
виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;
диспропорции развития ребенка; понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия;
семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;
оценка лицом, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)
Данный раздел включает в себя следующие темы:
потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;
причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;
типы «нарушенной привязанности» (понятий «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»);
понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа от ребенка лиц, принявших на воспитание его в свою семью.
6. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи
Данный раздел включает в себя следующие темы:
особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка;
этапы адаптационного периода; чувства и переживания приемного ребенка; способы преодоления трудностей адаптации;
тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный;
роль специалистов в оказании помощи приемным семьям в период адаптации ребенка в новой семье.
7. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка
Данный раздел включает в себя следующие темы:
формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними;
эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;
причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;
понимание лицами, взявшими на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.
8. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка
Данный раздел включает в себя следующие темы:
создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);
способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;
предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;
медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
9. Особенности полового воспитания приемного ребенка
Данный раздел включает в себя следующие темы:
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;
формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности;
способы защиты ребенка от сексуального насилия.
10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка
Данный раздел включает в себя следующие темы:
родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка;
стабильность отношений в приемных семьях;
способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;
социальные связи семьи лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;
семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;
понимание всеми членами семьи лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
11. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан
Данный раздел включает в себя следующие темы:
правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью;
формы семейного устройства: усыновление (удочерение), опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); приемная семья; патронатная семья; различия между формами семейного устройства;
требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей; порядок представления лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем;
порядок представления лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;
порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;
порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства;
порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;
меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;
защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;
порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), лицами, взявшими на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;
правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей;
порядок возмещения ущерба, нанесенного приемным ребенком семье, семьей приемному ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку;
последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;
порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
12. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям
Данный раздел включает в себя следующие темы:
родительские и профессиональные функции приемной семьи;
взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия;
информирование лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей по месту их проживания;
взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.
13. Подведение итогов освоения курса подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
Данный раздел включает в себя следующие темы:
обсуждение результатов освоения курса подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, выполнения домашних заданий;
обсуждение степени усвоения курса подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
проведение самооценки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и выявление их готовности к приему ребенка на воспитание;
составление итогового заключения о готовности и способности лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по их желанию).
3. Требования к уровню подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, успешно освоивших Программу
Лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, успешно освоившие Программу, по завершении курса должны иметь четкое представление:
о системе защиты прав детей, формах устройства приемного ребенка на воспитание в семью;
об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых лицу, взявшему на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
о порядке контактов ребенка с кровными родителями и родственниками.
Лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, успешно освоившие Программу, должны знать:
свои права и обязанности как лиц, взявших на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей в отношении приемного ребенка;
закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;
санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;
способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.
Лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, успешно освоившие Программу, должны уметь:
использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;
рассматривать «трудное» поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
осознать природу своих чувств по поводу «трудного» поведения ребенка;
быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;
оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания приемного ребенка;
ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и замещающим родителям;
заботиться о здоровье приемного ребенка;
соблюдать конфиденциальность в отношении приемного ребенка;
понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 040.060.000 Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: