Основная информация

Дата опубликования: 12 декабря 2014г.
Номер документа: RU51000201400730
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Мурманская область
Принявший орган: Министерство юстиции Мурманской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 12 декабря 2014 г.                         N 119

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Мурманской области, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 29.05.2009 N 229-ПП, в целях повышения эффективности подготовки органами местного самоуправления Мурманской области муниципальных нормативных правовых актов, приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила юридической техники, рекомендуемые для применения органам местного самоуправления Мурманской области при подготовке проектов муниципальных нормативных правовых актов.

2. Административному отделу Министерства юстиции Мурманской области (Р.С. Солнышкова) обеспечить размещение вышеуказанных Правил на официальном сайте Министерства юстиции Мурманской области.

Министр юстиции Мурманской области

В.И. Плевако

Правила
юридической техники, рекомендуемые органам местного самоуправления мурманской области для применения при подготовке проектов муниципальных нормативных правовых актов
(утв. приказом Министерства юстиции Мурманской области от 12 декабря 2014 г. N 119)

1. Структура правового акта

1. Структура правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования.

Правовой акт должен быть разделен на структурные элементы, которые упрощают пользование им, улучшают его внутреннее построение и систематизацию, осуществление ссылок, помогают быстро ориентироваться в нормативном материале.

2. В правовых актах употребляются следующие структурные элементы:

- наименование документа (заголовок к тексту);

- преамбула;

- раздел;

- пункт;

- подпункт;

- абзац.

3. Наименование правового акта (заголовок к тексту) должно отражать его содержание и основной предмет правого регулирования. Наименование правового акта должно отвечать на вопрос "О чем издан правовой акт?" и начинаться с предлогов "О..." или "Об...".

4. Преамбула - самостоятельная часть правового акта, предваряющая его основную часть. Преамбула содержит обоснование принятия правового акта, фактические обстоятельства и мотивы, послужившие поводом для его издания, в ней могут содержаться ссылки на иные правовые акты, в соответствии с которыми он принимается. Преамбула не является обязательной. Она может отсутствовать в случае, если предписываемые действия не нуждаются в разъяснении.

Преамбула может начинаться устойчивыми формулировками: "В целях", "В соответствии", "В связи", "Во исполнение", "На основании" и т.п. Если правовой акт издается на основании другого документа, то в преамбуле указывается наименование этого документа в творительном падеже, его дата, номер и заголовок.

Преамбула:

- не содержит положения нормативного характера;

- не делится на самостоятельные структурные элементы;

- не содержит определений, понятий, терминов;

- не нумеруется;

- располагается непосредственно после наименования правового акта.

5. Раздел:

- имеет порядковый номер, обозначаемый арабской или римской цифрой;

- имеет наименование;

- подразделяется на пункты, подпункты и абзацы (при необходимости).

Обозначение и наименование раздела печатаются с прописной буквы по центру страницы с обозначением номера раздела, после которого ставится точка.

Наименование раздела печатается полужирным шрифтом.

Например:

Раздел 1. Общие правила юридической техники

Деление на разделы применяется при подготовке значительных по объему правовых актов и не является обязательным.

6. Пункт:

- является основным структурным элементом текста правового акта;

- имеет порядковый номер, обозначаемый арабской цифрой с точкой после него;

- содержит одно или несколько нормативных или индивидуальных предписаний;

- подразделяется на подпункты и абзацы (при необходимости).

Например:

1. Разработка проекта правового акта может осуществляться рабочей группой, создаваемой главой администрации муниципального образования.

2. ...

7. Подпункт:

- является структурной единицей пункта;

- может обозначаться арабской цифрой с закрывающейся круглой скобкой либо арабской цифрой с точками после цифры, либо буквенным обозначением с закрывающейся круглой скобкой;

- может подразделяться на абзацы (при необходимости).

Например:

1. Проекты постановлений и распоряжений признаются не подготовленными к подписанию и отправляются на доработку в случаях:

1) отсутствия визы должностного лица;

2) отрицательных выводов правовой или антикоррупционной экспертизы;

3) "...".

или

1. Проекты постановлений и распоряжений признаются не подготовленными к подписанию и отправляются на доработку в случаях:

1.1. Отсутствия визы должностного лица;

1.2. Отрицательных выводов правовой или антикоррупционной экспертизы;

1.3. "...".

или

1. Проекты постановлений и распоряжений признаются не подготовленными к подписанию и отправляются на доработку в случаях:

а) отсутствия визы должностного лица;

б) отрицательных выводов правовой или антикоррупционной экспертизы;

в) "...".

8. Абзац:

- является структурной единицей пункта или подпункта;

- не нумеруется и выделяется красной строкой или знаком дефис.

Например:

1. При наличии замечаний одновременно с проектом постановления или распоряжения представляется письменное заключение возражающей стороны, в котором указываются четко сформулированные дополнения или замечания по проекту.

Имеющиеся замечания к проекту должны быть в обязательном порядке рассмотрены руководителем структурного подразделения администрации, являющегося разработчиком проекта.

2. ...

или

1. Проекты постановлений (распоряжений) визируются в следующей последовательности:

- специалист структурного подразделения, готовившего проект;

- руководитель структурного подразделения, готовившего проект;

- "...".

9. Нумерация разделов и пунктов должна быть сквозной для всего правового акта. Недопустимо нумеровать отдельно пункты каждого раздела.

2. Основные правила подготовки правовых актов

10. Тексты правовых актов излагаются в соответствии с нормами официально-делового стиля современного русского литературного языка.

При подготовке текста следует соблюдать следующие общие правила:

- использовать общепринятые и понятные словосочетания, стандартные языковые обороты, традиционно употребляемые в письменной речи и имеющие строго определенное истолкование;

- применять только общепринятые или официально установленные сокращения;

- использовать термины в прямом общеизвестном значении. Иное их понимание должно быть специально оговорено в правовом акте;

- не допускать, чтобы термин имел несколько значений;

- не употреблять двусмысленные и нечетко сформулированные термины, допускающие разное истолкование, образные языковые средства, вызывающие множество индивидуальных смысловых ассоциаций;

- если названия органов, учреждений, объектов либо понятий упоминаются в правовом акте несколько раз, то первый раз следует давать их полное наименование, а затем в скобках сформулировать сокращенный вариант (по форме: "далее - ..."), который в дальнейшем будет употребляться в тексте.

Например:

Муниципальное казенное учреждение "Управление культуры администрации города" (далее - МКУ Управление культуры).

По своему содержанию подготавливаемый правовой акт не должен дублировать нормативные положения, содержащиеся в других правовых актах, в том числе имеющих большую юридическую силу, во исполнение которых или в соответствии с которыми правовой акт был разработан.

11. Правовой акт должен содержать точные наименования органов местного самоуправления и организаций в соответствии с их положениями и учредительными документами, наименование должностей и фамилий должностных лиц, которым поручается исполнение задания.

12. Пункты, которые включают управленческие действия, носящие распорядительный характер, начинаются с глагола в неопределенной форме и дополняются обозначением объекта действия.

Например:

1. Создать рабочую группу в составе...

13. Если поручение возлагается на орган местной администрации, то его наименование указывается в дательном падеже, а фамилия руководителя с инициалами печатается в скобках в именительном падеже (инициалы ставятся после фамилии).

Например:

1. Управлению образования администрации города Светлогорска (Иванова А.С.) обеспечить предоставление информации для участников образовательного процесса о конкретных датах, месте и времени проведения регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по каждому предмету.

14. В правовом акте должны содержаться положения, определяющие порядок вступления его в силу. При этом могут употребляться словосочетания: "вступает в силу со дня его официального опубликования" или "вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с ....".

Следует учитывать, что последняя формулировка применяется только при необходимости придать правовому акту обратную силу, т.е. распространить его действие на ранее возникшие правоотношения. Если правовой акт должен вступить в силу в будущем, применяются формулировки "вступает в силу с ..." или "вступает в силу по истечении ... (10 дней, одного месяца и т.д.) со дня его ... (официального опубликования, обнародования).

15. Правовые акты могут иметь приложения, в которых помещаются различного рода положения, программы, регламенты, планы, таблицы, графики, карты, схемы, изображения, образцы документов и т.д.

Правовой акт должен содержать соответствующие пункты (подпункты) со ссылками на эти приложения. Ссылки в тексте на приложения к данному акту оформляются словом "приложение", символом "N" и номером приложения (при наличии более одного приложения). Может быть указано наименование приложения, которое должно быть идентичным указанному в самом приложении.

Приложения к правовому акту являются неотъемлемой его частью. Юридическая сила приложений и правового акта, к которому они относятся, одинакова.

16. В приложении на первом его листе в правом верхнем углу страницы указывается слово "Приложение" с указанием вида правового акта, его даты и регистрационного номера (нумерационный заголовок).

Например:

Приложение N 1
к решению Совета депутатов
города Светлогорска
от _____ 2014 г. N _____

или

Приложение N 1
к постановлению администрации
города Светлогорска
от _____ 2014 г. N ________

17. Если приложение одно, то порядковый номер не указывается.

18. При наличии в тексте правового акта формулировки "Утвердить" (прилагаемое Положение, состав комиссии, перечень мероприятий и т.д.) на самом приложении в правом верхнем углу располагается слово "Утвержден" ("Утверждена", "Утверждены" или "Утверждено"), согласованное в роде и числе с видом утверждаемого документа (Положение - "Утверждено", программа - "Утверждена", мероприятия - "Утверждены"), со ссылкой на утверждающий правовой акт в творительном падеже, его даты, номера.

Например:

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением администрации
города Светлогорска
от ____ 2014 г. N_______

ПРАВИЛА
юридико-технического оформления

проектов муниципальных правовых актов

При использовании грифа "Утверждено" ("Утверждена", "Утверждены" или "Утверждено") слово "Приложение" в правом верхнем углу страницы не применяется.

3. Порядок употребления ссылок

19. Ссылки в пунктах на другие пункты, а также на ранее принятые нормативные правовые акты, разрешается применять только в случае, если необходимо показать взаимную связь правовых норм или избежать повторений.

20. Недопустимо производить ссылки на:

- недействующие акты (не вступившие в законную силу либо утратившие юридическую силу);

- акты низшей юридической силы либо их структурные части (ссылки производятся только на акты высшей либо равной юридической силы);

- структурные части акта, которые в свою очередь также содержат ссылки на иные нормативные предписания;

- ссылки на правовые акты о внесении изменений в действующие правовые акты.

21. Применяемые в правовом акте ссылки должны содержать:

- вид акта;

- дату его принятия;

- регистрационный номер;

- название;

- в случае указания на структурные элементы правового акта - порядковый номер абзаца, подпункта, пункта, раздела (т.е. начиная с наименьшей единицы).

Обозначения абзацев при ссылках на них указываются словами, например: абзац первый пункта 2 или абзац второй подпункта 2 пункта 3. Первым считается тот абзац, с которого начинается структурный элемент, в составе которого он находится. Далее абзацами являются все строки, начинающиеся с красной строки, вне зависимости от написания с прописной или строчной буквы, или начинающиеся со знака дефис. Таблицы и сноски при подсчете абзацев не учитываются.

Например:

1) в данном пункте семь абзацев:

1. Выделяют следующие структурные элементы правового акта:

(абзац 1 пункта 1)

- наименование документа (заголовок к тексту);

(абзац 2 пункта 1)

- преамбула;

(абзац 3 пункта 1)

- раздел;

(абзац 4 пункта 1)

- пункт;

(абзац 5 пункта 1)

- подпункт;

(абзац 6 пункта 1)

- абзац.

(абзац 7 пункта 1)

2) нижеследующий текст содержит два абзаца:

1. Источниками финансирования Программы являются средства местного бюджета.

(тыс. рублей)

Наименование

Всего

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

...

..

.

.

.

.

.

<*> Объемы финансирования Программы уточняются и устанавливаются ежегодно при формировании местного бюджета на соответствующий финансовый год.

Финансирование мероприятий Программы из местного бюджета осуществляется путем оплаты размещения закупок для муниципальных нужд.

22. При неоднократных ссылках на один и тот же нормативный правовой акт при первом его упоминании в скобках указывается его сокращенное наименование, которое будет использовано в дальнейшем.

Например:

Закон Мурманской области от 29.06.2007 N 860-01-ЗМО "О муниципальной службе в Мурманской области" (далее - Закон Мурманской области "О муниципальной службе в Мурманской области")

4. Внесение изменений в ранее принятые правовые акты

23. Внесение изменений в правовой акт осуществляется путем принятия органом, его принявшим, другого правового акта того же вида.

Изменения вносятся только в основной правовой акт. Вносить изменения в основной правовой акт путем внесения изменений в изменяющий его правовой акт недопустимо.

Могут быть внесены изменения в самостоятельные (основные) нормы изменяющего правового акта, к которым относятся переходные положения, положения определяющие порядок вступления изменяющего правового акта в силу.

24. Ссылка на правовой акт, в который вносятся изменения, должна сопровождаться указанием на последнюю редакцию этого акта, действующую на момент внесения изменений. Указание на последнюю редакцию изменяемого правового акта заключается в скобки и включает в себя слова "в редакции", форму правового акта, принявший орган, дату и номер.

Например:

Внести изменения в решение Совета депутатов города Светлогорска от 01.12.2006 N 56 "..." (в редакции решения Совета депутатов города Светлогорска от 02.06.2014 N 248)

или

Внести изменения в Положение о проведении конкурса на звание "Лучший предприниматель года", утвержденное постановлением администрации города Светлогорска от 11.05.2009 N 77 (в редакции постановления администрации города Светлогорска от 05.07.2013 N 98)

25. Внесением изменений в правовой акт считается:

- замена абзацев, слов, цифр, предложений;

- дополнение абзацами, словами, цифрами, предложениями;

- исключение абзацев, слов, цифр, предложений;

- новая редакция структурной единицы правового акта (раздела, пункта, подпункта, абзаца);

- дополнение новым структурными единицами правового акта (разделом, пунктом, подпунктом, абзацем);

- признание структурной единицы правового акта (раздела, пункта, подпункта) утратившей силу.

26. Признание утратившим силу изменяющего правового акта не влечет восстановление прежней редакции изменяемого правового акта. Поэтому нельзя вносить изменения в основной правовой акт путем признания утратившим силу правового акта, вносящего в него изменения.

Например:

Если постановление администрации N 2 признало утратившим силу пункт 5 постановления администрации N 1, то отмена (признание утратившим силу) постановления администрации N 2 не восстанавливает прежнюю редакции пункта 5 постановления администрации N 1.

В этом случае будет правильным дополнить измененный правовой акт новым пунктом соответствующего содержания. В частности, изменения можно изложить в следующей редакции:

Дополнить постановление администрации города Светлогорска от ... N 1 "..." (в редакции постановления администрации города Светлогорска от ... N 2) пунктом 5-1 следующего содержания: "5-1...".

При необходимости вернуться в прежнюю редакцию правового акта его соответствующая структурная единица (раздел, пункт, подпункт) заново излагается в новой редакции.

Например:

В случае принятия постановления администрации N 2, вносящего изменения в пункт 4 постановления администрации N 1, для возвращения к прежней редакции данного пункта изменения нужно изложить в следующей редакции:

1. Пункт 4 постановления администрации города Светлогорска от ... N 1 "..." (в редакции постановления администрации города Светлогорска от ... N 2) изложить в следующей редакции:

"4....".

27. Изменения в правовой акт, как правило, излагаются в виде самостоятельного правового акта.

Правовой акт, вносящий изменения в другие правовые акты, обязательно должен иметь указание на это в своем наименовании.

Например:

"Об утверждении Порядка принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества и о внесении изменений в постановление администрации города Светлогорска от 11.02.2013 N 3"

Независимо от конкретного содержания правового акта, т.е. независимо от того, имеются ли в тексте правового акта замена слов, цифр, исключение слов, цифр или предложений, новая редакция структурного элемента правового акта, дополнение структурного элемента правового акта новыми словами, цифрами или предложениями либо дополнение структурных элементов в правовой акт, заголовок правового акта всегда содержит только слово "изменение" в соответствующем числе ("О внесении изменения..." или "О внесении изменений...").

28. Заголовок изменяемого правового акта излагается по следующим правилам:

а) в случае внесения изменений в правовой акт или в правовой акт и приложение (приложения) к нему заголовок правового акта должен содержать наименование вида документа, дату, номер и наименование правового акта, в который вносятся изменения.

Например:

"О внесении изменений в решение Совета депутатов

города Светлогорска от 25.11.2014 N 536 "О назначении и выплате пенсии за выслугу лет муниципальным служащим города Светлогорска"

б) при внесении изменений в одну структурную единицу текста правового акта наименование правового акта должно указывать на ту структурную единицу (как правило, это пункт), в которую вносится правка.

Например:

"О внесении изменения в пункт 1 постановления

администрации города Светлогорска от 20.10.2014 N 333 "О денежном содержании

муниципальных служащих города Светлогорска"

в) при внесении изменений в одно приложение к правовому акту заголовок правового акта должен содержать точное наименование приложения, в которое вносятся изменения, и реквизиты правового акта которым приложение утверждено или к которому оно прилагается.

Например:

"О внесении изменений в Инструкцию по делопроизводству

в администрации города Светлогорска, утвержденную постановлением администрации города Светлогорска от 31.11.2013 N 657"

г) при внесении изменений в два и более приложения к правовому акту заголовок правового акта излагается в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта Правил.

д) при внесении изменений в два и более правовых акта заголовок правового акта должен начинаться со слов "О внесении изменений в некоторые...".

Например:

"О внесении изменений в некоторые постановления

администрации города Светлогорска"

или

"О внесении изменений в некоторые решения Совета депутатов города Светлогорска"

е) в случае внесения изменений в два и более правовых акта, регламентирующие одни и те же правоотношения, заголовок правового акта желательно конкретизировать.

Например:

"О внесении изменений в некоторые постановления

администрации города Светлогорска по вопросам

предоставления субсидий"

29. Изменения оформляются в тексте правового акта в случае, если в правовой акт (в правовой акт и (или) приложение к нему) вносятся не более 5-10 изменений.

Например:

администрация города Светлогорска постановляет:

1. Внести в пункт 2 постановления администрации города Светлогорска от 27.12.2012 N 2 "Об услугах оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями" следующие изменения:

1.1. После слов "..." дополнить словами "...".

1.2. Слово "..." заменить словом "...".

2. В пункте 2 Перечня услуг муниципальных бюджетных учреждений, утвержденного вышеуказанным постановлением, слово "..." заменить словом "...".

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования.

Глава администрации

города Светлогорска

А.А.Иванов

30. Изменения оформляются в виде приложения к правовому акту при необходимости внесения в правовой акт и (или) приложение к нему 10-ти и более изменений.

Например:

администрация города Светлогорска постановляет:

Внести в Перечень услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями, утвержденный постановлением администрации города Светлогорска от 27.12.2012 N 202, изменения согласно приложению.

Глава администрации

города Светлогорска

А.А. Иванов

Приложение
к постановлению администрации
города Светлогорска
_____ от N________

Изменения

в Перечень услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями

1. Пункт 2 после слов "..." дополнить словами "...".

2. В пункте 3 слово "..." заменить словом "...".

3. ...

31. При внесении изменения в структурную единицу правового акта (раздел, пункт, подпункт, абзац) сначала указывается какой структурный элемент изменяется, потом указывается характер изменений. Наименование структурного элемента указывается полностью (без сокращения). Вносимые изменения описываются от наименьшего структурного элемента к большему.

Например:

абзац второй подпункта 1.3 пункта 1 дополнить предложением следующего содержания "..."

или

в подпункте "в" пункта 2 слова "..." заменить словами "...".

32. При внесении нескольких изменений в одну структурную единицу правового акта все вносимые в этот элемент изменения объединяются под одной структурной единицей правового акта.

Например:

1. Внести в пункт 2 Методики формирования тарифов на услуги МБУ "Центр отдыха и досуга", утвержденной постановлением администрации города Светлогорска от 25.12.2009 N 59, следующие изменения:

а) подпункт 2.6 изложить в следующей редакции: "...";

б) в третьем абзаце подпункта 2.7 слова "..." заменить словами "...".

или

1. В паспорте Программы:

1.1. Позицию "Важнейшие целевые индикаторы и показатели" изложить в редакции: "...";

1.2. Позицию "Объемы и источники финансирования" изложить в редакции: "...".

33. При внесении нескольких изменений в один абзац, подпункт или пункт допускается их перечисление через запятую в одном пункте (подпункте) правового акта.

Например:

В пункте 1 слово "Правила" заменить словом "Порядок", слово "жилые" заменить словом "нежилые".

34. При дополнении структурной единицы правового акта текстовым фрагментом (предложением, словом или словами) в соответствующей структурной единице правового акта указываются слова, после которых это дополнение должно находиться.

Например:

пункт 2 раздела 2 после слов "..." дополнить словами "...".

35. Внесение изменений в различные структурные единицы правового акта оформляется отдельными пунктами или подпунктами. Изменения в правовой акт излагаются последовательно от начала изменяемого документа.

Например:

1. В Положении об организации транспортного обслуживания населения, утвержденном постановлением администрации города Светлогорска от 30.01.2014 N 12:

1.1. В пункте 1 слова "..." заменить словами "...".

1.2. Подпункт "а" пункта 6 дополнить словами "...".

1.3. В пункте 7:

а) слова "..." исключить;

б) слово "..." заменить словом "...".

1.4. Пункт 8 признать утратившим силу.

1.5. Подпункт 9.2 пункта 9 изложить в следующей редакции:

"9.2. ...".

2. В Положении о Комиссии по осуществлению транспортного обслуживания, утвержденном вышеназванным постановлением:

1) пункты 69-72 изложить в следующей редакции:

"69. ...

...".

36. При необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин "число".

Например:

число "12" заменить числом "13".

37. При необходимости заменить слова и цифры употребляется термин "слова".

Например:

слова "в 50 раз" заменить словами "в 100 раз".

38. Изменения в составы комиссий, советов и т.д. рекомендуется излагать по следующей форме:

- при включении нового члена состава указываются фамилия, имя, отчество и должность включаемого лица;

- при исключении лица из состава указывается фамилия и инициалы без указания должности.

Например:

1. Внести в состав Комиссии по охране объектов культурного наследия, утвержденный постановлением администрации города Светлогорска от 09.06.2014 N 178 (далее - Комиссия), следующие изменения:

1.1. Включить в состав Комиссии:

Петрова Ивана Викторовича - заместителя начальника МКУ "Управление культуры администрации города Светлогорска";

Иванова Евгения Петровича - начальника отдела охраны памятников культуры администрации города Светлогорска.

1.2. Исключить из состава Комиссии Сидорова С.С.

39. Если в правовом акте необходимо произвести замену слова или слов в нескольких случаях и заменяемое слово или слова употреблены в разных числах и падежах либо в одном и том же числе, но в разных падежах, то заменяемые слова указываются в именительном падеже единственного числа с указанием на то, что они заменяются словами в соответствующих падежах и числе.

Например:

В тексте постановления администрации города Светлогорска от 14.07.2011 N 356 "О мерах по совершенствованию контроля в администрации города Светлогорска" слова "..." в соответствующем падеже заменить словами "..." в соответствующем падеже.

40. Утратившими юридическую силу в правовом акте признаются подпункты, пункты и разделы. Абзацы, слова, словосочетания, предложения, цифры и т.д. исключаются.

Например:

1. В Положении об организации транспортного обслуживания населения, утвержденном решением Совета депутатов города Светлогорска от 30.01.2014 N 12:

1.1. Подпункт "а" пункта 1 признать утратившим силу.

1.2. Абзац 1 пункта 3 исключить.

1.3. В подпункте "б" пункта 6 слова "..." исключить.

1.4. Раздел 8 признать утратившим силу.

41. При признании подпунктов, пунктов, разделов правового акта утратившими юридическую силу изменение внутренней нумерации в правовом акте не производится.

В случае внесения изменений в структурные элементы правового акта подсчет ведется с учетом структурных элементов (разделов, пунктов, подпунктов), признанных утратившими юридическую силу.

Структурным элементам, которые включаются в текст правового акта, присваиваются порядковые номера предшествующих им структурных элементов того же вида с добавлением к указанным номерам через дефис дополнительных порядковых номеров, начиная с первого.

Например:

раздел 8 дополнить пунктом 8-1 следующего содержания:

"8-1. ..."

или

пункт 16 дополнить подпунктом "г-1" следующего содержания:

"г-1) ...;".

Дополнение правового акта новыми абзацами производится только в конце соответствующего структурного элемента (пункта, подпункта). При необходимости включить абзац между уже имеющимися абзацами дается новая редакция того пункта или подпункта, к которому относится этот абзац.

Подсчет абзацев при внесении изменений осуществляется в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил.

42. Если признается утратившей силу структурная единица правового акта, содержащая указание на приложение, то данное приложение также признается утратившим силу в форме самостоятельного изменения.

Например, при необходимости признать утратившим силу Положение о полигоне твердых бытовых отходов, утвержденное пунктом 2 постановления администрации города Светлогорска от 09.09.2014 N 188 "Об организации работы по переработке твердых бытовых отходов", изменения оформляются следующим образом:

1. Пункт 2 постановления администрации города Светлогорска от 09.09.2014 N 188 "Об организации работы по переработке твердых бытовых отходов" признать утратившим силу.

2. Положение о полигоне твердых бытовых отходов, утвержденное вышеуказанным постановлением, признать утратившим силу.

43. В случае изменения в тексте правого акта названия приложения одновременно в форме самостоятельной поправки требуется провести соответствующую корректировку в тексте приложения.

Например, при необходимости в постановлении администрации города Светлогорска от 09.09.2014 N 188 "..." название приложения заменить с "Положение о полигоне переработки твердых бытовых отходов" на "Положение о вывозе и переработке бытовых отходов и мусора" изменения оформляются следующим образом:

1. В пункте 2 постановления администрации города Светлогорска от 09.09.2014 N 188 "..." слова "Утвердить прилагаемое Положение о полигоне переработки твердых бытовых отходов" заменить словами "Утвердить прилагаемое Положение о вывозе и переработке бытовых отходов и мусора".

2. Название приложения, утвержденного пунктом 2 вышеуказанного постановления, изложить в следующей редакции: "Положение о вывозе и переработке бытовых отходов и мусора".

44. Если правовой акт дополняется приложением либо приложение необходимо изложить в новой редакции, то такое изменение формулируется в виде самостоятельной поправки, при этом текст приложения оформляется приложением к правовому акту, которым вносятся изменения.

Например:

При необходимости дополнить постановление администрации города Светлогорска от 09.09.2014 N 188 "..." новым приложением изменения оформляются следующим образом:

Внести в постановление администрации города Светлогорска от 09.09.2014 N 188 "..." следующие изменения:

1. Дополнить новым пунктом 1-1 следующего содержания:

"1-1. Утвердить прилагаемое Положение о полигоне твердых бытовых отходов".

2. Дополнить Положением о полигоне твердых бытовых отходов согласно приложению.

Глава администрации

города Светлогорска

А.А. Иванов

Приложение

к постановлению администрации

города Светлогорска

от ____ N______

"Утверждено

постановлением администрации

города Светлогорска

от 09.09.2014 N 188

ПОЛОЖЕНИЕ

о полигоне твердых бытовых отходов

1. ...

2. ...

3. ...

...".

Изложение Положения о полигоне твердых бытовых отходов, утвержденного постановлением администрации города Светлогорска от 09.09.2014 N 188 "...", в новой редакции оформляется следующим образом:

Положение о полигоне твердых бытовых отходов, утвержденное постановлением администрации города Светлогорска от 09.09.2014 N 188, изложить в редакции согласно приложению.

Глава администрации

города Светлогорска

А.А. Иванов

Приложение

к постановлению администрации

города Светлогорска

от ____ N_____

"Утверждено

постановлением администрации

города Светлогорска

от 09.09.2014 N 188

ПОЛОЖЕНИЕ

о полигоне твердых бытовых отходов

1. ...

2. ...

3. ...

45. Структурный элемент правового акта излагается в новой редакции в случаях, если:

- необходимо внести существенные изменения в данный структурный элемент;

- в текст структурного элемента правового акта неоднократно вносились изменения.

46. В новой редакции излагаются таблицы и схемы, входящие в структурный элемент правового акта или являющиеся отдельным приложением к нему.

47. Принятие нового правового акта с одновременным признанием утратившим силу ранее действовавшего правового акта осуществляется в случаях, если:

- в правовой акт вносятся изменения, требующие переработки правового акта по существу, не позволяющие ограничиться новой редакцией его отдельных структурных элементов;

- меняется концепция правового акта;

- после внесения изменений сохраняют значение только отдельные структурные элементы правового акта, причем частично.

5. Признание правовых актов утратившими силу

48. В перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу полностью. При этом отдельными позициями указывается как сам правовой акт, так и все правовые акты, которыми в текст основного правового акта ранее вносились изменения.

Например:

Признать утратившими силу:

- постановление администрации города Светлогорска от 29.05.2008 N 242 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов";

- постановление администрации города Светлогорска от 08.09.2009 N 421 "О внесении изменений в Порядок разработки и утверждения административных регламентов";

- постановление администрации города Светлогорска от 18.05.2010 N 228 "О внесении изменений в Порядок разработки и утверждения административных регламентов";

- постановление администрации города Светлогорска от 25.11.2010 N 529 "О внесении изменений в пункт 10 Порядка разработки и утверждения административных регламентов";

- пункт 2 постановления администрации города Светлогорска от 25.02.2011 N 81 "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты администрации города Светлогорска".

49. Нормы о признании утратившими силу правовых актов могут содержаться:

- в основных правовых актах, устанавливающих новое правовое регулирование в виде отдельных самостоятельных пунктов (подпунктов), как правило, в блоке переходных либо заключительных положений;

- в отдельном самостоятельном акте о признании правовых актов утратившими силу.

50. Выделяют следующие основные правила признания правовых актов утратившими силу:

- правовые акты признаются утратившими силу подобными им по юридической силе актами;

- при включении каждого правового акта в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, должны быть указаны вид правового акта, его дата, номер и заголовок;

- правовые акты в перечне актов, признаваемых утратившими силу, располагаются в хронологическим порядке (по дате их принятия) отдельными позициями (в пределах одной и той же даты принятия правовые акты располагаются в соответствии с их регистрационными номерами в возрастающем порядке);

- если в правовом акте остался один структурный элемент после того, как остальные утратили силу, и он подлежит признанию утратившим силу, то необходимо признавать утратившим силу весь правовой акт полностью, а не один структурный элемент;

- не допускается признание утратившим силу правового акта в целом при наличии в его содержании хотя бы одной действующей нормы;

- правовой акт признается утратившим силу вместе с пунктами о признании утратившими силу ранее действующих правовых актов;

- использование общих формул типа "признать утратившим силу в части, противоречащей", "признать утратившими силу все акты, изданные ранее по вопросам", "признать утратившими силу все нормы, не соответствующие" является не приемлемым.

51. Перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, должен быть юридически обоснованным и исчерпывающим, с тем, чтобы не был упущен ни один правовой акт, подлежащий признанию утратившим силу.

52. В перечни правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, следует включать не только правовые акты, которые действовали до принятия нового правового акта, но также правовые акты по данному вопросу, которые ранее фактически утратили силу либо были поглощены последующими правовыми актами, но не были признаны утратившими силу в установленном порядке.

53. В перечни правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, не включаются правовые акты (нормы) временного характера, срок действия которых истек. Правовые акты (нормы) временного характера в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только в том случае, если срок их действия не истек.

54. Если правовой акт еще не вступил в силу, а необходимость в нем отпала, применяется термин "отменить".

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Электронный бюллетень "Сборник нормативных правовых актов Губернатора Мурманской области, Правительства Мурманской области, иных исполнительных органов государственной власти Мурманской области" от 19.12.2014
Рубрики правового классификатора: 190.020.010 Общие положения, 190.020.000 Органы юстиции, 010.150.010 Общие положения, 010.150.000 Местное самоуправление

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать