Основная информация

Дата опубликования: 13 января 2020г.
Номер документа: RU12000202000029
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Марий Эл
Принявший орган: Министерство образования и науки Республики Марий Эл
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

ПРИКАЗ

от 13 января 2020 года № 16

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ЧИСЛА ЯЗЫКОВ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЛИТЕРАТУРЕ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ ИЗ ЧИСЛА ЯЗЫКОВ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ ЛИЦ, ИЗУЧАВШИХ РОДНОЙ ЯЗЫК И РОДНУЮ ЛИТЕРАТУРУ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ

В соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пунктом 22 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования от 7 ноября 2018 г. № 189/1513, пунктом 31 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования от 7 ноября 2018 г. № 190/1512, пунктом 9 статьи 6 Закона Республики Марий Эл от 1 августа 2013 г. № 29-З «Об образовании в Республики Марий Эл» приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения государственной итоговой аттестации по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов Российской Федерации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации для лиц, изучавших родной язык и родную литературу при получении основного общего и среднего общего образования, в Республике Марий Эл.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 13 февраля 2014 г. № 102 «Об утверждении форм и порядка проведения государственной итоговой аттестации по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов Российской Федерации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации лиц, изучавших родной язык и родную литературу при получении основного общего и среднего общего образования в Республике Марий Эл».

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра образования и науки Республики Марий Эл Антоничеву Н.Б.

Министр

Н. Адамова

УТВЕРЖДЕН

приказом Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 13 января 2020 г. № 16

ПОРЯДОК

проведения государственной итоговой аттестации по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов Российской Федерации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации для лиц, изучавших родной язык и родную литературу при получении основного общего и среднего общего образования, в Республике Марий Эл

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок проведения государственной итоговой аттестации по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов Российской Федерации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации для лиц, изучавших родной язык и родную литературу при получении основного общего и среднего общего образования, в Республике Марий Эл (далее - Порядок) определяет формы, сроки, порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов Российской Федерации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации (далее соответственно - ГИА-9, родной язык, родная литература), государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - ГИА-11) по родному языку и родной литературе для лиц, изучавших родной язык и родную литературу при получении основного общего и среднего общего образования и выбравших на добровольной основе экзамен по родному языку и родной литературе для прохождения ГИА-9 и ГИА-11 соответственно (далее - участники экзаменов), порядок проверки и оценивания экзаменационных работ по родному языку и родной литературе, порядок подачи и рассмотрения апелляций, а также порядок изменения и (или) аннулирования результатов ГИА-9 и ГИА-11 по родному языку и родной литературе.

1.2. Участниками экзаменов являются:

а) обучающиеся образовательных организаций, осваивающие образовательные программы соответствующего уровня, в том числе обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся - дети-инвалиды и инвалиды, обучающиеся, осваивающие образовательные программы в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа и в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обучающиеся по состоянию здоровья на дому и в организациях, проводящих необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении (далее - обучающиеся);

б) лица, осваивающие образовательные программы соответствующего уровня в форме самообразования, семейного образования, и лица, обучающиеся по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам соответствующего уровня, которыми принято решение о прохождении ГИА-9 либо ГИА-11 по родному языку, родной литературе экстерном (далее - экстерны).

1.3. ГИА-9 и ГИА-11 по родному языку и родной литературе проводится по выбору участников экзаменов в целях определения результатов освоения ими имеющих государственную аккредитацию образовательных программ соответствующего уровня.

1.4. Участники экзаменов указывают выбранные ими учебные предметы, язык сдачи экзамена, а также формы проведения ГИА-9 и ГИА-11 по родному языку (для лиц, определенных в пункте 2.3 настоящего Порядка) в заявлениях об участии в ГИА-9 либо в заявлениях об участии в ГИА-11.

Заявления об участии в ГИА-9 подаются в срок до 1 марта текущего года, заявления об участии в ГИА-11 - до 1 февраля текущего года следующим образом:

обучающиеся - в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы соответствующего уровня;

экстерны - в образовательные организации по выбору экстернов.

Заявления, указанные в настоящем пункте, подаются участниками экзаменов лично на основании документов, удостоверяющих личность, либо их родителями (законными представителями) на основании документов, удостоверяющих личность, либо уполномоченными лицами на основании документов, удостоверяющих личность, и доверенности.

При наличии уважительных причин (болезнь и иные обстоятельства), подтвержденных документально, участники экзаменов вправе изменить перечень экзаменов, указанных в заявлении об участии в ГИА-9 либо в заявлении об участии в ГИА-11, а также форму проведения экзамена (для лиц, определенных в пункте 2.3 настоящего Порядка) путем подачи в соответствующую государственную экзаменационную комиссию Республики Марий Эл уточненного заявления об участии в ГИА-9 либо уточненного заявления об участии в ГИА-11 не позднее чем за две недели до начала соответствующего экзамена

2. Формы проведения ГИА-9 и ГИА-11 по родному языку и родной литературе

2.1. ГИА-9 по родному языку проводится в форме письменного экзамена с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы (далее - КИМ).

2.2. ГИА-11 по родному языку проводится в форме письменного экзамена в виде изложения с элементами сочинения.

2.3. Для участников экзаменов из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому и в организациях, проводящих необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, ГИА-9 и ГИА-11 по родному языку проводятся по их желанию в форме устного экзамена с использованием экзаменационных билетов.

2.4. ГИА-9 и ГИА-11 по родной литературе проводятся в форме устного экзамена с использованием экзаменационных билетов.

3. Организация проведения ГИА-9 и ГИА-11 по родному языку и родной литературе

3.1. Министерство образования и науки Республики Марий Эл (далее - Министерство) при проведении ГИА-9 и ГИА-11 по родному языку и родной литературе выполняет следующие функции:

формирует и утверждает составы государственных экзаменационных комиссий Республики Марий Эл (за исключением утверждения их председателей и заместителей председателей), конфликтных комиссий Республики Марий Эл, предметных комиссий Республики Марий Эл, создаваемых на период проведения ГИА-9 и ГИА-11 на территории Республики Марий Эл в текущем году (далее соответственно - государственные экзаменационные комиссии, конфликтные комиссии, предметные комиссии);

разрабатывает КИМ для проведения ГИА-9 по родному языку;

готовит тексты изложений для проведения ГИА-11 по родному языку;

формирует экзаменационные билеты для проведения ГИА-9 и ГИА-11 по родной литературе, а также ГИА-9 и ГИА-11 по родному языку для лиц, указанных в пункте 2.3 настоящего Порядка;

определяет и утверждает составы организаторов ППЭ, технических специалистов по работе с программным обеспечением, а также ассистентов для участников экзаменов из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов, обучающихся по состоянию здоровья на дому и в организациях, проводящих необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении (далее - ассистенты);

определяет по согласованию с государственными экзаменационными комиссиями места расположения пунктов проведения экзаменов для проведения ГИА-9 и ГИА-11 по родному языку и родной литературе (далее - ППЭ), распределяет между ними участников экзаменов, руководителей ППЭ, организаторов ППЭ, членов государственных экзаменационных комиссий, членов предметных комиссий (при проведении ГИА-9 и ГИА-11 по родной литературе), технических специалистов по работе с программным обеспечением и ассистентов;

размещает на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» демонстрационные версии КИМ для проведения ГИА-9 по родному языку, тексты изложений для проведения ГИА-11 по родному языку и список вопросов, включаемых в экзаменационные билеты для проведения ГИА-9 и ГИА-11 по родной литературе;

обеспечивает информационную безопасность при хранении, использовании и передаче экзаменационных материалов, принимает меры по защите экзаменационных материалов от разглашения содержащейся в них информации;

обеспечивает ППЭ необходимым комплектом экзаменационных материалов для проведения ГИА-9 и ГИА-11 по родному языку и родной литературе;

организует формирование и ведение региональных информационных систем обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее - РИС), и внесение сведений в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (далее - ФИС) в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;

определяет сроки проведения ГИА-9 и ГИА-11 по родному языку и родной литературе с учетом единого расписания экзаменов, устанавливаемого ежегодно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования (далее - единое расписание);

организует информирование участников экзаменов, их родителей (законных представителей) по вопросам организации и проведения ГИА-9 и ГИА-11 по родному языку и родной литературе; о формах и сроках проведения экзаменов, о времени и месте ознакомления с результатами экзаменов, о порядке подачи апелляций о нарушении порядка проведения ГИА-9 и ГИА-11 по родному языку и родной литературе, установленном настоящим Порядком (далее - апелляции о нарушении порядка проведения экзамена), о несогласии с выставленными баллами при проведении ГИА-9 или ГИА-11 по родному языку и родной литературе (далее - апелляции о несогласии с результатами ГИА), путем ведения специализированного раздела на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также через органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации;

разрабатывает критерии оценивания экзаменационных работ по родному языку и родной литературе (далее - критерии оценивания);

обеспечивает обработку и проверку экзаменационных работ по родному языку и родной литературе в соответствии с настоящим Порядком;

определяет места хранения экзаменационных работ, использованных и неиспользованных экзаменационных материалов, использованных листов бумаги для черновиков.

3.2. В целях содействия проведению ГИА-9 и ГИА-11 по родному языку и родной литературе на территории Республики Марий Эл органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, а также образовательные организации выполняют следующие функции:

вносят сведения в РИС в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;

информируют под подпись работников, привлекаемых к подготовке и проведению ГИА-9 и ГИА-11 по родному языку и родной литературе, о порядке проведения ГИА-9 и ГИА-11 по родному языку и родной литературе, установленном настоящим Порядком, а также о применении мер дисциплинарного и административного воздействия за нарушение настоящего Порядка;

информируют под подпись участников экзаменов, их родителей (законных представителей) по вопросам организации и проведения ГИА-9 и ГИА-11 по родному языку и родной литературе, о формах и сроках проведения экзаменов, о времени и месте ознакомления с результатами экзаменов, о порядке подачи апелляций о нарушении порядка проведения экзамена и о несогласии с результатами ГИА;

организует ознакомление участников экзаменов с результатами экзаменов.

3.3. Организационное и технологическое обеспечение проведения ГИА-9 и ГИА-11 по родному языку и родной литературе в Республике Марий Эл, в том числе обработку результатов экзаменационных работ по родному языку и родной литературе и обеспечение деятельности по эксплуатации РИС и взаимодействию с ФИС, осуществляет региональный центр обработки информации (далее - РЦОИ).

4. Продолжительность проведения ГИА-9 и ГИА-11 по родному языку и родной литературе

4.1. Начало проведения ГИА-9 и ГИА-11 по родному языку и родной литературе - 10.00 по местному времени.

4.2. В продолжительность экзамена по каждому учебному предмету не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия, в том числе на инструктаж участников экзаменов, вскрытие пакетов с экзаменационными материалами, получение экзаменационных материалов участниками экзаменов и оформление экзаменационных работ либо выбор экзаменационных билетов.

4.3. Продолжительность экзамена по родному языку:

при проведении ГИА-9 - 150 минут;

при проведении ГИА-11 - 180 минут.

4.4. Продолжительность экзамена по родной литературе при проведении ГИА-9 и ГИА-11 составляет 150 минут. Из них 120 минут отводится на выбор экзаменационного билета и подготовку устного ответа на него, 30 минут - на дачу подготовленного устного ответа членам соответствующей предметной комиссии.

4.5. Для участников экзаменов из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья (при предъявлении копии рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии), детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность) продолжительность проведения экзамена по каждому учебному предмету увеличивается на 90 минут.

5. Проведение ГИА-9 и ГИА-11 по родному языку и родной литературе

5.1. ГИА-9 и ГИА-11 по родному языку и родной литературе проводятся в ППЭ соответствующими государственными экзаменационными комиссиями.

5.2. Для участников экзаменов из числа лиц, осваивающих образовательные программы основного общего и среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, Министерство при содействии администрации таких учреждений организует ГИА-9 и ГИА-11 по родному языку и родной литературе с учетом специальных условий содержания и необходимости обеспечения общественной безопасности во время проведения экзамена.

5.3. Для участников экзаменов из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому и в организациях, проводящих необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, проведение ГИА-9 и ГИА-11 по родному языку и родной литературе организуется в соответствии с требованиями пункта 44 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования от 7 ноября 2018 г. № 189/1513, и пункта 53 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования от 7 ноября 2018 г. № 190/1512, соответственно.

5.4. Экзаменационные материалы по родному языку и родной литературе доставляются в ППЭ членами соответствующей государственной экзаменационной комиссии в день проведения экзамена.

5.5. При проведении ГИА-9 и ГИА-11 по родному языку и родной литературе в ППЭ выделяются аудитории для проведения экзаменов, отвечающие требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, помещения для хранения личных вещей участников экзаменов и лиц, присутствующих в ППЭ в день проведения экзамена, а также помещения для лиц, не участвующих в проведении экзамена, в том числе для представителей средств массовой информации, лиц, сопровождающих участников экзаменов, и медицинских работников.

При проведении ГИА-9 и ГИА-11 по родной литературе в ППЭ дополнительно к помещениям, указанным в абзаце первом настоящего пункта, выделяются аудитории для подготовки участников экзаменов к устному ответу на экзаменационный билет (далее - аудитории для подготовки), отвечающие требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

5.6. В день проведения экзамена в аудиториях для проведения экзаменов и в аудиториях для подготовки должны быть закрыты стенды, плакаты и иные материалы со справочно-познавательной информацией.

Для каждого участника экзаменов организуется отдельное рабочее место.

5.7. Руководитель ППЭ в день проведения экзамена обеспечивает присутствие:

а) не менее двух организаторов ППЭ в аудиториях для проведения экзаменов - при проведении ГИА-9 и ГИА-11 по родному языку;

б) не менее двух организаторов ППЭ в аудиториях для подготовки - при проведении ГИА-9 и ГИА-11 по родной литературе;

в) не менее одного организатора ППЭ на каждом из этажей ППЭ - при проведении ГИА-9 и ГИА-11 по родному языку и родной литературе в целях осуществления контроля за перемещением лиц, присутствующих в ППЭ, и оказания помощи участникам экзаменов.

5.8. До начала экзамена организаторы ППЭ проводят инструктаж для участников экзаменов, в том числе информируют их о порядке проведения экзамена, правилах оформления экзаменационной работы либо правилах подготовки к устному ответу на экзаменационный билет, продолжительности экзамена, порядке подачи апелляций о нарушении порядка проведения экзамена и о несогласии с выставленными баллами, о времени и месте ознакомления с результатами экзамена.

По завершении проведения инструктажа организаторы ППЭ вскрывают пакеты с экзаменационными материалами, полученные от членов соответствующих государственных экзаменационных комиссий в день проведения экзамена, затем совершают одно из следующих действий:

а) выдают участникам экзаменов листы бумаги для черновиков и в присутствии участников экзаменов производят расклад экзаменационных билетов на отдельном столе в аудитории для подготовки - при проведении ГИА-9 и ГИА-11 по родной литературе;

б) выдают участникам экзаменов КИМ и листы бумаги для черновиков - при проведении ГИА-9 по родному языку;

в) выдают участникам экзаменов бланки для записи изложения с элементами сочинения (далее - бланки для записи) и листы бумаги для черновиков - при проведении ГИА-11 по родному языку.

По указанию организаторов ППЭ участники экзаменов приступают к оформлению экзаменационных работ либо к выбору экзаменационных билетов.

По завершении оформления экзаменационных работ либо выбора экзаменационных билетов всеми участниками экзаменов организаторы ППЭ объявляют время начала экзамена и время его окончания и фиксируют вышеуказанное время на доске (информационном стенде), после чего участники экзаменов приступают к выполнению экзаменационных заданий либо к подготовке устного ответа на экзаменационный билет.

5.9. При проведении ГИА-9 и ГИА-11 по родному языку участники экзаменов в течение всего периода проведения экзамена находятся в аудитории для проведения экзаменов в присутствии не менее двух организаторов ППЭ.

При проведении ГИА-9 и ГИА-11 по родной литературе участники экзаменов осуществляют выбор экзаменационных билетов и подготовку устных ответов на них в аудитории для подготовки, затем в порядке очередности проходят в сопровождении одного из организаторов ППЭ в аудиторию для проведения экзаменов и предоставляют подготовленный устный ответ членам соответствующей предметной комиссии.

Во время сдачи экзамена по родной литературе в аудитории для проведения экзаменов вправе находится не более одного участника экзаменов.

5.10. Во время проведения экзамена на рабочих столах участников экзаменов помимо экзаменационных материалов находятся:

а) гелевая или капиллярная ручка с чернилами черного цвета;

б) документ, удостоверяющий личность;

в) лекарства и питание (при необходимости);

г) специальные технические средства для лиц, указанных в пункте 5.3 настоящего Порядка (при необходимости);

д) листы бумаги для черновиков, выданные организаторами ППЭ до начала экзамена.

Иные личные вещи участники экзаменов оставляют в помещениях для хранения личных вещей.

5.11. Участники экзаменов самостоятельно выполняют экзаменационные задания и осуществляют подготовку к устному ответу на экзаменационный билет.

5.12. Участники экзаменов вправе выходить из аудитории для подготовки, аудитории для проведения экзаменов и перемещаться по ППЭ в сопровождении одного из организаторов ППЭ.

При выходе из аудитории для подготовки, аудитории для проведения экзаменов участники экзаменов оставляют экзаменационные материалы и листы бумаги для черновиков на своем рабочем столе.

5.13. В день проведения экзамена в ППЭ присутствуют:

а) руководитель образовательной организации, в помещениях которой организован ППЭ;

б) руководитель ППЭ и организаторы ППЭ;

в) член соответствующей государственной экзаменационной комиссии;

г) технический специалист по работе с программным обеспечением;

д) медицинский работник;

е) ассистенты (при необходимости).

5.14. В день проведения экзамена в ППЭ могут присутствовать аккредитованные Министерством представители средств массовой информации и общественные наблюдатели.

Представители средств массовой информации вправе находиться в аудиториях для проведения экзаменов, аудиториях для подготовки до момента вскрытия пакетов с экзаменационными материалами.

Общественные наблюдатели свободно перемещаются по ППЭ. При этом в аудитории для подготовки, аудитории для проведения экзаменов может находиться не более одного общественного наблюдателя.

5.15. В день проведения экзамена в ППЭ запрещается:

а) участникам экзаменов - иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации;

б) организаторам ППЭ, техническим специалистам по работе с программным обеспечением, медицинским работникам, ассистентам, членам предметных комиссий - иметь при себе средства связи;

в) лицам, указанным в пункте 5.14 настоящего Порядка, оказывать содействие участникам экзаменов, в том числе передавать им средства связи, фото-, аудио-, видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации;

г) участникам экзаменов и иным лицам, указанным в пункте 5.13 настоящего Порядка, выносить из аудитории для подготовки, аудитории для проведения экзаменов экзаменационные материалы на бумажном и электронном носителях, фотографировать экзаменационные материалы.

5.16. Лица, допустившие нарушение настоящего Порядка, удаляются с экзамена.

Акт об удалении с экзамена составляется членом соответствующей государственной экзаменационной комиссии в присутствии организатора ППЭ и общественного наблюдателя (при наличии).

5.17. В случае если участник экзаменов по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить экзамен, он досрочно покидает аудиторию для подготовки, аудиторию для проведения экзаменов.

При этом один из организаторов ППЭ сопровождает участника экзаменов к медицинскому работнику и приглашает члена соответствующей государственной экзаменационной комиссии.

При согласии участника экзаменов досрочно завершить экзамен член соответствующей государственной экзаменационной комиссии и медицинский работник составляют акт о досрочном завершении экзамена по объективным причинам.

5.18. Акт об удалении с экзамена и акт о досрочном завершении экзамена по объективным причинам составляются в двух экземплярах. Первый экземпляр акта выдается лицу, нарушившему настоящий Порядок, и участнику экзаменов, который досрочно завершил экзамен по объективным причинам, соответственно. Второй экземпляр в день проведения экзамена направляется в РЦОИ для учета при обработке экзаменационных работ и в соответствующую государственную экзаменационную комиссию.

5.19. За 30 минут и за 5 минут до окончания экзамена организаторы ППЭ сообщают участникам экзаменов о времени завершения экзамена.

Участники экзаменов, досрочно завершившие экзамен, сдают экзаменационные материалы и листы бумаги для черновиков организаторам ППЭ либо члену соответствующей предметной комиссии, затем покидают ППЭ, не дожидаясь завершения экзамена.

5.20. По истечении времени, отведенного на проведение экзамена, организаторы ППЭ объявляют об окончании экзамена и собирают у участников экзаменов экзаменационные материалы и листы бумаги для черновиков.

В случае если листы КИМ либо бланка для записи содержат незаполненные области (за исключением регистрационных полей), организаторы ППЭ погашают их следующим образом: «Z».

5.21. При проведении ГИА-9 и ГИА-11 по родной литературе члены предметной комиссии оценивают устные ответы участников экзаменов по пятибалльной шкале оценивания в режиме реального времени и по окончании дачи устного ответа каждым из участников экзаменов заполняют протокол оценивания устных ответов.

По завершении проведения экзамена по родной литературе председатель предметной комиссии передает протокол оценивания устных ответов члену соответствующей государственной экзаменационной комиссии для упаковывания.

5.22. Собранные экзаменационные материалы, в том числе КИМ, бланки для записи и листы бумаги для черновиков, организаторы ППЭ упаковывают в отдельные пакеты, которые запечатывают и передают члену соответствующей государственной экзаменационной комиссии.

5.23. Запечатанные пакеты с экзаменационными работами и пакеты с протоколами оценивания устных ответов в день проведения экзамена направляются членом соответствующей государственной экзаменационной комиссии в РЦОИ для их дальнейшей обработки.

5.24. Использованные и неиспользованные экзаменационные материалы, а также использованные листы бумаги для черновиков передаются членом соответствующей государственной экзаменационной комиссии в РЦОИ для обеспечения их хранения.

Экзаменационные работы, протоколы оценивания устных ответов, использованные и неиспользованные экзаменационные материалы хранятся в РЦОИ до 1 марта года, следующего за годом проведения экзамена, а использованные листы бумаги для черновиков - в течение месяца после дня проведения экзамена.

По истечении сроков, указанных в настоящем пункте, экзаменационные работы, протоколы оценивания устных ответов, использованные и неиспользованные экзаменационные материалы, а также использованные листы бумаги для черновиков уничтожаются лицами, определенными Министерством.

5.25. По завершении экзамена член соответствующей государственной экзаменационной комиссии составляет отчет о проведении экзамена в ППЭ и представляет его в день проведения экзамена председателю соответствующей государственной экзаменационной комиссии.

6. Проверка и оценивание экзаменационных работ по родному языку и родной литературе

6.1. Проверка экзаменационных работ по родному языку и родной литературе осуществляется соответствующими предметными комиссиями.

6.2. При проведении ГИА-9 и ГИА-11 по родной литературе оценивание устных ответов участников экзаменов производится членами предметной комиссии в режиме реального времени непосредственно в аудитории для проведения экзаменов.

Оценки, выставленные участникам экзаменов, фиксируются одним из членов предметной комиссии в протоколе оценивания устных ответов, который в день проведения экзамена поступает в РЦОИ для дальнейшей обработки.

6.3. При проведении ГИА-9 и ГИА-11 по родному языку экзаменационные работы в день проведения экзамена поступают в РЦОИ, который производит их обезличивание и копирование, затем предоставляются в виде копий двум членам предметной комиссии для осуществления проверки и оценивания.

По результатам проверки экзаменационных работ члены предметной комиссии независимо друг от друга выставляют оценку по пятибалльной системе оценивания в соответствии с критериями оценивания.

Результаты оценивания каждой экзаменационной работы вносятся в протоколы проверки экзаменационных работ, которые после их заполнения передаются председателем соответствующей предметной комиссии в РЦОИ для дальнейшей обработки.

6.4. В случае существенного расхождения в оценках, выставленных двумя членами предметной комиссии по результатам проверки одной экзаменационной работы по родному языку, назначается третья проверка.

Существенное расхождение в оценках определяется председателем соответствующей предметной комиссии на основании критериев оценивания.

Член предметной комиссии, осуществляющий третью проверку, назначается председателем соответствующей предметной комиссии из числа лиц, ранее не проверявших данную экзаменационную работу.

Члену предметной комиссии, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация об оценках, выставленных членами предметной комиссии, ранее проверявшими данную экзаменационную работу.

Оценка, выставленная членом предметной комиссии по результатам третьей проверки, является окончательной.

6.5. Предметные комиссии работают в помещениях, исключающих возможность допуска к ним посторонних лиц и распространение информации ограниченного доступа.

По решению Министерства в местах работы предметных комиссий могут присутствовать должностные лица Министерства при предъявлении соответствующих документов, подтверждающих их полномочия.

6.6. Членам предметных комиссий запрещается иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, копировать и выносить из помещений экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ, протоколы оценивания устных ответов, а также разглашать информацию, содержащуюся в экзаменационных материалах.

По завершении проверки экзаменационных работ по родному языку использованные членом предметной комиссии материалы (за исключением протоколов проверки экзаменационных работ) уничтожаются лицами, определенными руководителем РЦОИ.

6.7. В случае установления факта нарушения членом предметной комиссии требований, установленных настоящим Порядком, недобросовестного выполнения возложенных на него обязанностей или использования своего статуса в личных целях Министерство принимает решение об исключении данного лица из состава соответствующей предметной комиссии в течение трех рабочих дней, следующих за днем установления факта нарушения.

6.8. Обработка и проверка экзаменационных работ по родному языку, а также обработка протоколов оценивания устных ответов осуществляются в течение десяти календарных дней, следующих за днем проведения экзамена.

Непосредственно по завершении обработки и проверки экзаменационных работ по родному языку, обработки протоколов оценивания устных ответов РЦОИ направляет полученные результаты в соответствующие государственные экзаменационные комиссии на утверждение.

7. Утверждение, изменение и (или) аннулирование результатов ГИА-9 и ГИА-11 по родному языку и родной литературе

7.1. Председатели соответствующих государственных экзаменационных комиссий рассматривают результаты ГИА-9 и ГИА-11 по родному языку и родной литературе и принимают решение об их утверждении, изменении и (или) аннулировании в случаях, предусмотренных настоящим Порядком.

7.2. Утверждение результатов ГИА-9 и ГИА-11 по родному языку и родной литературе осуществляется в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения из РЦОИ результатов обработки и проверки экзаменационных работ по родному языку, обработки протоколов оценивания устных ответов.

7.3. В случае если соответствующей конфликтной комиссией была удовлетворена апелляция участника экзаменов о нарушении порядка проведения экзамена другим участником экзаменов, председатель соответствующей государственной экзаменационной комиссии принимает решение об аннулировании результата экзамена у участника экзаменов, нарушившего настоящий Порядок, а также о его допуске к ГИА-9 или ГИА-11 по определенному учебному предмету в резервные сроки, устанавливаемые Министерством с учетом единого расписания.

В случае если нарушение настоящего Порядка совершено лицами, указанными в пунктах 5.13 - 5.14 настоящего Порядка, либо иными неустановленными лицами, председатель соответствующей государственной экзаменационной комиссии принимает решение об аннулировании результатов экзаменов по соответствующему учебному предмету у тех участников экзаменов, чьи результаты экзаменов были искажены, а также об их допуске к повторной сдаче экзамена в резервные сроки, устанавливаемые Министерством с учетом единого расписания.

В случае если соответствующей конфликтной комиссией была удовлетворена апелляция участника экзаменов о несогласии с результатами ГИА, председатель соответствующей государственной экзаменационной комиссии принимает решение об изменении результата экзамена у данного участника экзаменов согласно протоколу конфликтной комиссии.

7.4. Для принятия решения об аннулировании результата экзамена в связи с нарушением настоящего Порядка председатель соответствующей государственной экзаменационной комиссии запрашивает у РЦОИ и руководителя ППЭ необходимые документы и сведения, в том числе экзаменационные работы, экзаменационные материалы и сведения о лицах, присутствовавших в ППЭ в день проведения экзамена.

7.5. Решение об изменении либо аннулировании результата экзамена принимается в течение двух рабочих дней, следующих за днем установления факта нарушения настоящего Порядка, либо днем принятия соответствующей конфликтной комиссией решения об удовлетворении апелляции о нарушении порядка проведения экзамена, либо днем принятия соответствующей конфликтной комиссией решения об удовлетворении апелляции о несогласии с результатами ГИА.

7.6. Результаты экзаменов после их утверждения, либо изменения, либо аннулирования направляются в течение одного рабочего дня, следующего за днем их утверждения, либо изменения, либо аннулирования соответственно, в образовательные организации.

Ознакомление участников экзаменов с результатами экзаменов осуществляется в течение одного рабочего дня, следующего за днем их поступления в образовательные организации.

7.7. Результат экзамена признается удовлетворительным, если участник экзаменов получил оценку не ниже удовлетворительной по пятибалльной системе оценивания.

В случае если участник экзаменов получил неудовлетворительную оценку, ему предоставляется право допуска к повторной сдаче экзамена в резервные сроки, устанавливаемые Министерством с учетом единого расписания.

В случае если участник экзаменов повторно получил неудовлетворительную оценку при сдаче экзамена в резервные сроки, установленные Министерством, ему предоставляется право на основании заявления об участии в ГИА-9 в дополнительный период либо заявления об участии в ГИА-11 в дополнительный период сдать экзамен повторно в сроки, устанавливаемые Министерством с учетом единого расписания, но не ранее 1 сентября текущего года.

7.8. Заявления, указанные в абзаце третьем пункта 7.7 настоящего Порядка, подаются участниками экзаменов лично на основании документа, удостоверяющего личность, либо их родителями (законными представителями) на основании документов, удостоверяющих личность, либо уполномоченными лицами на основании документов, удостоверяющих личность, и доверенности не позднее чем за две недели до дня проведения экзамена.

Заявления, указанные в абзаце третьем пункта 7.7 настоящего Порядка, подаются:

обучающимися - в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивали образовательные программы основного общего и среднего общего образования соответственно;

экстернами - в образовательные организации, которые ранее были выбраны экстернами для прохождения экзамена по соответствующему учебному предмету.

8. Прием и рассмотрение апелляций при проведении ГИА-9 и ГИА-11 по родному языку и родной литературе

8.1. Прием и рассмотрение апелляций о несогласии с результатами ГИА и апелляций о нарушении порядка проведения экзамена осуществляются соответствующими конфликтными комиссиями.

8.2. Конфликтные комиссии не рассматривают апелляции о несогласии с результатами ГИА по вопросам содержания и структуры заданий КИМ, текстов изложений, содержания и структуры экзаменационных билетов, а также по вопросам, связанным с неправильным оформлением экзаменационных работ.

В целях выполнения своих функций конфликтные комиссии запрашивают у РЦОИ и руководителей ППЭ необходимые документы и сведения, в том числе экзаменационные работы, экзаменационные материалы, протоколы проверки экзаменационных работ и протоколы оценивания устных ответов.

Участники экзаменов, их родители (законные представители) при желании могут присутствовать при рассмотрении апелляций о несогласии с результатами ГИА и апелляций о нарушении порядка проведения экзамена.

При рассмотрении каждой из вышеуказанных апелляций могут присутствовать:

а) члены соответствующей государственной экзаменационной комиссии;

б) аккредитованные общественные наблюдатели;

в) должностные лица Министерства;

г) члены соответствующих предметных комиссий.

8.3. Конфликтные комиссии не позднее чем за один рабочий день до даты рассмотрения апелляций о несогласии с результатами ГИА либо апелляций о нарушении порядка проведения экзамена информируют лиц, подавших вышеуказанные апелляции, о времени и месте их рассмотрения.

8.4. Участники экзаменов подают апелляции о нарушении порядка проведения экзамена члену соответствующей государственной экзаменационной комиссии в день проведения экзамена, не покидая ППЭ.

В целях проверки сведений, изложенных в апелляции о нарушении порядка проведения экзамена, член соответствующей государственной экзаменационной комиссии организует проведение проверки при участии организаторов ППЭ, членов соответствующей предметной комиссии (при наличии), технических специалистов по работе с программным обеспечением, общественных наблюдателей (при наличии), медицинских работников.

Результаты проверки оформляются в форме заключения.

Апелляция о нарушении порядка проведения экзамена и заключение о результатах проверки в тот же день передаются членом соответствующей государственной экзаменационной комиссии в соответствующую конфликтную комиссию.

8.5. Конфликтная комиссия рассматривает апелляцию о нарушении порядка проведения экзамена и заключение о результатах проверки в течение двух рабочих дней, следующих за днем их поступления, и выносит одно из решений:

об отклонении апелляции о нарушении порядка проведения экзамена;

об удовлетворении апелляции о нарушении порядка проведения экзамена.

8.6. При удовлетворении апелляции о нарушении порядка проведения экзамена результат экзамена обучающегося или экстерна, подавшего указанную апелляцию, аннулируется председателем соответствующей государственной экзаменационной комиссии. Участнику экзаменов предоставляется возможность сдать экзамен в резервные сроки, определяемые Министерством с учетом единого расписания.

8.7. Апелляция о несогласии с результатом ГИА подается в течение двух рабочих дней, следующих за днем ознакомления участника экзаменов с утвержденными результатами экзамена.

Участники экзаменов, их родители (законные представители) на основании документов, удостоверяющих личность, подают апелляции о несогласии с результатами ГИА в соответствующую конфликтную комиссию.

Обучающийся вправе подать апелляцию о несогласии с результатами ГИА непосредственно в образовательную организацию, в которой обучающийся осваивал образовательные программы основного общего или среднего общего образования, а экстерны - в образовательную организацию, которая ранее была выбрана ими для прохождения экзамена.

Руководитель образовательной организации, принявший апелляцию о несогласии с результатами ГИА, передает ее в соответствующую конфликтную комиссию в течение одного рабочего дня, следующего за днем ее получения.

8.8. При рассмотрении апелляций о несогласии с результатами ГИА конфликтные комиссии запрашивают у РЦОИ распечатанные изображения экзаменационных работ участников экзаменов, подавших апелляцию о несогласии с результатами ГИА, экзаменационные материалы, протоколы проверки экзаменационных работ, протоколы оценивания устных ответов.

До заседания соответствующей конфликтной комиссии по рассмотрению апелляции о несогласии с результатами ГИА конфликтная комиссия устанавливает правильность оценивания экзаменационной работы либо устного ответа участника экзаменов, подавшего указанную апелляцию. Для этого к рассмотрению апелляции о несогласии с результатами ГИА привлекается член соответствующей предметной комиссии по родному языку, не проверявший ранее экзаменационную работу, либо член соответствующей предметной комиссии по родной литературе, оценивавший устный ответ участника экзаменов, подавшего апелляцию.

8.9. По итогам рассмотрения апелляции о несогласии с результатами ГИА в течение четырех рабочих дней, следующих за днем ее поступления, соответствующая конфликтная комиссия принимает одно из двух решений:

об отклонении апелляции о несогласии с результатами ГИА и сохранении выставленных участнику экзаменов баллов;

об удовлетворении апелляции о несогласии с результатами ГИА и изменении выставленных участнику экзаменов баллов.

В случае удовлетворения апелляции о несогласии с результатами ГИА количество ранее выставленных баллов может измениться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения количества баллов.

В случае выявления ошибок в обработке и (или) проверке экзаменационной работы, оценивании устных ответов соответствующая конфликтная комиссия передает информацию об ошибках в РЦОИ с целью пересчета всех результатов экзаменов по соответствующему учебному предмету.

8.10. После принятия решений, указанных в пунктах 8.5 и 8.9 настоящего Порядка, результаты рассмотрения апелляций о несогласии с результатами ГИА и апелляций о нарушении порядка проведения экзамена передаются в образовательные организации для ознакомления с ними участников экзаменов.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 06.02.2020
Рубрики правового классификатора: 130.010.020 Управление системой образования (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать