Основная информация

Дата опубликования: 13 декабря 2012г.
Номер документа: RU57000201201142
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Орловская область
Принявший орган: Департамент образования, молодёжной политики и спорта Орловской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И СПОРТА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 13 декабря 2012 г. № 1967

г. Орел

(Утратил силу: приказ Департамента образования Орловской области от 23.01.2018 № 88; НГР: ru57000201800006)

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ И ПОРЯДКА ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Во исполнение Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» и в соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 24 ноября 2011 года № 407 «Об утверждении Положения о Департаменте образования, молодежной политики и спорта Орловской области» приказываю:

1. Утвердить программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, согласно приложению 1.

2. Утвердить порядок подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, согласно приложению 2.

Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Руководитель Департамента

Г.А. Казначеева

Приложение 1

к приказу Департамента образования,

молодежной политики и спорта

Орловской области

от 13 декабря 2012 г. № 1967

ПРОГРАММА

подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью

ребенка, оставшегося без попечения родителей

I .Учебно-тематический план



Темы

Количество академических часов

Всего

в том числе

Лекции

Семи-нары-тренинги

Индивидуальное консультирование

Раздел I . Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители

1.

Содержание, цели, этапы и задачи проведения программы подготовки граждан, желающих принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание

3

1

2

2.

Понятие обучающе - психологического тренинга

1

1

3.

Правовые основания для устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью. Общая характеристика семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей

3

1

1

1

Раздел II. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях опекунов (попечителей), усыновителей, приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей

4.

Потребности развития ребенка и необходимые компетенции опекунов (попечителей), усыновителей, приемных родителей

5

1

2

2

Раздел III. Этапы развития ребенка

5.

Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка

2

1

1

Раздел IV. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка

6.

Виды жестокого обращения и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка. Диспропорции развития ребенка; понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия

3

1

1

1

Раздел V. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушение привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

7.

Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей

5

1

2

2

Раздел VI. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи

8.

Особенности ожидания приемных семей. Разрешение конфликтов и преодоление трудного поведения детей

5

1

2

2

9.

Этапы адаптационного периода, способы преодоления трудностей адаптации. Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье

3

1

1

1

Раздел VII. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка

10.

Формы «трудного» поведения приемного ребенка. Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка

5

1

2

2

Раздел VIII. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

11.

Обеспечение безопасной среды ребенка. Охрана здоровья ребенка

3

1

1

1

12.

Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка

3

2

1

Раздел IX. Особенности полового воспитания приемного ребенка

13.

Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка. Формирование половой идентичности у ребенка

3

1

1

1

Раздел X. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

14.

Родительские и профессиональные функции приемной семьи

4

1

2

1

15.

Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции. Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации

4

1

2

1

16.

Социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи

1

1

Раздел XI. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

17.

Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей. Формы семейного устройства

3

1

1

1

18.

Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем

2

1

1

Раздел XII. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

19.

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь, с биологической семьей ребенка

2

1

1

Раздел XIII. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители

20.

Подведение итогов освоения курса подготовки и итоговые рекомендации по приему ребенка в семью

1

1

Итоговая аттестация в форме собеседования с использованием метода тестирования

0,5

0,5

Всего

61,5

14

27

20,5

II. Содержание программы

Раздел I. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители.

Тема 1. Содержание, цели, этапы и задачи проведения программы подготовки граждан, желающих принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание.

Содержание и цели программы подготовки кандидатов в приемные родители. Процесс и этапы подготовки кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители (далее - приемные родители).

Выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития.

Оказание помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей.

Ознакомление кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.

Формирование у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение.

Формирование у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка.

Ознакомление кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения.

Ознакомление кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания.

Ознакомление кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей. Услуги, предоставляемые организацией, осуществляющей во взаимодействии с органами опеки и попечительства, медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение приемных семей (далее - сопровождающая организация), приемной семье после устройства ребенка.

Структурированное интервью на тему: "Готовность семьи принять ребенка, оставшегося без попечения родителей". Проводится по завершении изучения темы 1 по желанию кандидатов в приемные родители. В ходе интервью выясняются мотивы, пожелания и ресурсы семьи (материальные, социальные и психологические условия в семье, которые способствуют воспитанию ребенка).

Тема 2. Понятие обучающе - психологического тренинга.

Понятие обучающе - психологического тренинга. Приемы, используемые в процессе проведения обучающе-психологического тренинга.

Особенности и порядок прохождения подготовки и обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки приемных родителей (далее - участники тренинга), и членов их семьи.

Содержание обучающее - психологического тренинга. Правила работы участников тренинга в группе. Знакомство участников тренинга.

Ожидания и опасения участников тренинга.

Тема 3. Правовые основания для устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью. Общая характеристика семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей.

Правовые основания для устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью.

Общая характеристика установленных семейным законодательством Российской Федерации семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Различия между формами семейного устройства.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.

Раздел II. Представление о потребностях развития ребенка и необходимых компетенциях опекунов (попечителей), усыновителей, приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей.

Тема 4. Потребности развития ребенка и необходимые компетенции опекунов (попечителей), усыновителей, приемных родителей.

Привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать.

Проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы.

Проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

Раздел III. Этапы развития ребенка.

Тема 5. Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка.

Психическое развитие ребенка в соответствии с возрастной периодизацией развития детей.

Понятие социальной ситуации развития ребенка, ведущего вида деятельности, возрастных новообразований, кризисных периодов развития ребенка. Основные сферы развития ребенка (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное, сексуальное развитие), их взаимосвязь.

Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).

Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.

Уважение индивидуальных, культурных и этнических особенностей ребенка.

Раздел IV. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергшегося жестокому обращению. Диспропорция развития ребенка.

Тема 6. Виды жестокого обращения и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка. Диспропорции развития ребенка; понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия.

Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.

Мозаичность развития. Понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличие.

Дихотомия "жертва-агрессор". Понятие синдрома посттравматических стрессовых нарушений. "Фрагментарность" как специфика посттравматического сознания.

Семья как основной источник психологического благополучия ребенка с особыми потребностями развития.

Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

Раздел V. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушение привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности.

Тема 7. Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Основные потребности человека. Фрустрация потребностей и ее влияние на дальнейшее развитие человека. Понятие конфликта. Различные способы разрешения конфликтных ситуаций (сотрудничество, компромисс, избегание конфликта, уступка, подавление). Решение конфликтов конструктивным путем.

Разделение чувств, мыслей и потребностей.

Техника уверенного поведения.

Потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребенка. Роль родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.

Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей. Последствия депривации потребностей в привязанности и идентичности у ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Типы "нарушенной привязанности" (понятия "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности").

Понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие).

Раздел VI. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи.

Тема 8. Особенности ожидания приемных семей. Разрешение конфликтов и преодоление трудного поведения детей.

Общая характеристика личностных проблем и кризисов, которые испытывают приемные родители в связи с появлением в семье приемного ребенка.

Особенности ожиданий приемных семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению приемного ребенка.

Типичные ошибки воспитания в приемной семье. Проблемы различия в восприятии поступков родного и приемного ребенка. Различия в управлении поведением ребенка, выросшего в семье, и ребенка, помещенного в приемную семью. Проблема различий интерпретирования указаний родителя приемными и родными детьми.

Приемы, помогающие преодолевать возникающие трудности, облегчающие состояния напряжения и снятие тревоги. Разрешение конфликтов и преодоление трудного поведения детей. Техники эмоциональной саморегуляции.

Тема 9. Этапы адаптационного периода, способы преодоления трудностей адаптации. Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.

Этапы адаптационного периода. Особенности адаптационного процесса для ребенка в первый год его проживания в приемной семье. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации.

Задачи приемной семьи в процессе адаптации семьи и ребенка (перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей ребенка, знакомство ребенка с правилами и традициями приемной семьи, организация быта, учебы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками).

Необходимость сохранения тайны усыновления. Ее реальные и мнимые преимущества и сложности. Возможные последствия сохранения (несохранения) тайны усыновления. Как сказать ребенку, что он приемный.

Изменение семейной системы после помещения ребенка в семью и прохождения ребенком возрастных этапов развития. Прогнозирование таких изменений.

Понятие о методике "Книга жизни ребенка" и ее составление приемными родителями (методика, позволяющая ребенку восстановить основные этапы его жизни от рождения до настоящего времени, принять потерю своей семьи, осознать свое место в новой семье). Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в составлении "Книги жизни ребенка".

Раздел VII. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка.

Тема 10. Формы «трудного» поведения приемного ребенка. Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка.

Формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Их причины и способы работы с ними.

Методы воспитания ребенка. Эффективность и приемлемость наказаний ребенка. Критерии оценки методов воспитания ребенка.

Формирование моральных норм у ребенка. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм. Понимание приемными родителями, каким образом у ребенка формируется способность к этической оценке своего поведения и какими могут быть сдерживающие факторы.

Понимание приемными родителями, как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.

Раздел VIII. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка.

Тема 11. Обеспечение безопасной среды ребенка. Охрана здоровья ребенка.

Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и вне семейной среды в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (воспитание в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорность в семье родителей, бродяжничество).

Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.

Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье. Охрана здоровья ребенка и здоровый образ жизни.

Тема 12. Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка. Оказание неотложной помощи. Аптечка первой помощи. Аллергия и жар: симптомы, первая помощь ребенку. Первая помощь при ранах и кровотечениях: инородное тело в ране, носовое кровотечение, внутреннее кровотечение, рана головы, травматическая ампутация: первая помощь. Травмы, обморок, перегревание, обморожение, ожоги, отравления, судороги: симптомы и первая помощь.

Раздел IX. Особенности полового воспитания приемного ребенка.

Тема 13. Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка. Формирование половой идентичности у ребенка.

Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, понимание разницы в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

Психосексуальное развитие как один из аспектов онтогенетического развития ребенка. Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. Методы и приемы полового воспитания в семье.

Половое воспитание в приемной семье. Роль сверстников, родителей, педагогов, средств массовой информации в формировании полового самосознания ребенка. Мотивация и нравственная сторона сексуальной активности в подростковом и юношеском возрасте.

Защита ребенка от сексуального насилия.

Раздел X. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка.

Тема 14. Родительские и профессиональные функции приемной семьи.

Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейная иерархия и семейные роли, семейные правила.

Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характера ребенка. Паттерны семейного взаимодействия.

Стабильность семейных отношений кандидатов в замещающие родители и возможность их развития. Семейная история и ее обсуждение.

Построение семейной генограммы. Обсуждение с кандидатами в замещающие родители распределения ролей в семье.

Тема 15. Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции. Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации.

Стрессогенные факторы и семейные способы реагирования на стрессовые ситуации. Личная и семейная ситуация кандидатов в настоящее время и ее потенциальное влияние на помещение ребенка в их семью.

Семейный уклад: образ жизни семьи, семейные традиции, семейные и индивидуальные способы принятия решения. Опыт воспитания родных и приемных детей в семье кандидата в приемные родители.

Понимание членами семьи проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон. Составление карты семьи.

Роль сотрудничества семьи кандидатов в приемные родителей в процессе воспитания ребенка.

             

Тема 16. Социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи.

Формирование мотивации к сотрудничеству приемных родителей с сопровождающей организацией.

Отношение приемной семьи к родителям и кровным родственникам приемного ребенка и их взаимодействие.

Схема взаимодействия участников устройства детей в семью (родители и кровные родственники - сопровождающая организация - приемная семья).

Взаимодействие приемных семей с другими организациями, предоставляющими услуги детям и семьям, а также между собой.

Раздел XI. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

Тема 17. Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей. Формы семейного устройства.

Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей.

Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство). Формы опеки (возмездная и безвозмездная). Возмездные виды опеки: приемная и патронатная семья, их различия. Права приемного родителя, патронатного воспитателя, порядок заключения договора. Материальное обеспечение приемной и патронатной семьи, льготы

Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.

Порядок осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье. Порядок предоставления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.

Обязанности и права граждан, органов опеки и попечительства в процессе взаимодействия при наблюдении, осуществления помощи и контроля за воспитанием ребенка, переданного в приемную семью.

Правовые последствия усыновления, опеки (попечительства) - имущественные и личные неимущественные права и обязанности усыновителей, опекунов (попечителей).

Изменение прав и обязанностей родителей, детей, других родственников при усыновлении ребенка, передаче его под опеку (попечительство), в том числе на возмездные ее формы.

Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации. Выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства. Социальные гарантии и льготы для детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с федеральным и региональным законодательством.

Основные требования к жилищно-бытовым условиям, организации быта и проживания ребенка в семье, к уходу за ребенком, находящимся на воспитании в семье. Основы безопасного воспитания ребенка.

Организация контроля за воспитанием ребенка в семье.

Ответственность приемных родителей.

Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей - ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку.

Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.

Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.

Тема 18. Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.

Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители в зависимости от формы семейного устройства. Перечень документов, предоставляемых кандидатами в приемные родители для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем, в зависимости от формы семейного устройства. Порядок и особенности подготовки документов кандидатами в приемные родители.

Права и обязанности кандидатов в приемные родители.

Порядок передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.

Поиск и выбор ребенка для принятия в семью. Порядок взаимодействия с органами опеки и попечительства, региональным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, федеральным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, учреждениями для детей-сирот. Посещение учреждения для детей-сирот, обязанности администрации такого учреждения. Возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.

Порядок оформления органом опеки и попечительства и учреждением для детей-сирот документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства.

Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка. Подготовка и подача заявления в суд. Тайна усыновления. Возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.

Перечень документов, передаваемых приемной семье учреждением для детей-сирот, органом опеки и попечительства.

Документы ребенка и порядок их оформления (переоформления) усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.

Права и обязанности специалистов органа опеки и попечительства, регионального и федерального операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организаций, на которые возложены полномочия по подбору и подготовке кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители (далее - организация по подготовке приемных семей).

Порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.

Раздел XII. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.

Тема 19. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь, с биологической семьей ребенка.

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия.

Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи; взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.

Раздел XIII. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители.

Тема 20. Подведение итогов освоения курса подготовки и итоговые рекомендации по приему ребенка в семью.

Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий; обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители.

Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание;

составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).

III. Требования к уровню подготовки кандидатов в приемные

родители, успешно освоивших программу подготовки граждан, желающих принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание

1. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу подготовки, по завершении курса должны иметь четкое представление:

о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке приемных семей, сопровождающей организации и приемной семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи приемным семьям;

об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;

о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;

о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;

о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю;

о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.

2. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу, должны знать:

свои права и обязанности как приемных родителей, как в отношении ребенка, так и в отношении сопровождающей организации;

закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;

важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;

причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;

о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;

этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;

особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье;

о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к "трудному" поведению детей;

санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;

способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;

возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.

3. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу подготовки, должны уметь:

использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;

видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;

рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;

выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;

осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка;

быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;

предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;

оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;

преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;

прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;

оценивать воспитательский ресурс своей семьи;

быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;

ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным родителям;

заботиться о здоровье ребенка;

соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;

понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

IV. Итоговая аттестация по программе

Итоговая аттестация кандидатов в приемные родители проводится в форме собеседования с использованием метода тестирования в конце всего курса подготовки кандидатов в приемные родители и завершается выдачей документа о прохождении программы подготовки.

Приложение 2

к приказу Департамента образования,

молодежной политики и спорта Орловской области

от________________2012 г. №______

ПОРЯДОК

подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью

ребенка, оставшегося без попечения родителей

1. Порядок подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее – Порядок), разработан в целях организации подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации».

2. Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее также - лица), осуществляется в целях психолого-педагогической и правовой подготовки этих лиц по программе, утверждаемой приказом Департамента образования, молодежной политики и спорта Орловской области в установленном порядке (далее – Программа подготовки).

3. Подготовку проходят лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, за исключением:

близких родственников ребенка, перечень которых определен абзацем 3 статьи 14 Семейного кодекса Российской Федерации;

лиц, которые являлись или являются опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей;

лиц, которые являются или являлись усыновителями (удочерителями) и в отношении которых усыновление (удочерение) не было отменено;

отчима (мачехи) усыновляемого (удочеряемого) ребенка.

4. Подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, обеспечивают органы опеки и попечительства по их месту жительства (месту пребывания) совместно с образовательными учреждениями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отобранными для этих целей в соответствии с действующим законодательством (далее – организации).

На информационных стендах органов опеки и попечительства размещается информация о месте расположения, контактных данных, режиме работы органов опеки и попечительства и организаций.

5. Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется на русском языке бесплатно.

Прохождение иностранными гражданами, не владеющими русским языком, Программы подготовки осуществляется с участием переводчика, привлеченного за счет средств иностранного гражданина.

6. Лица обращаются в орган опеки и попечительства с письменным заявлением, оформленным согласно приложению 1 к Порядку. При подаче заявления лицо обязано предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

7. Орган опеки и попечительства регистрирует заявление в день его поступления в Журнале учета принятых заявлений и регистрации выданных свидетельств о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации (приложение 2 к Порядку).

8. В течение 30 календарных дней со дня регистрации заявления орган опеки и попечительства организует и проводит обучающие семинары, тренинговые занятия по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских знаний, а также обеспечивает психологическое обследование граждан с их согласия для оценки их психологической готовности к приему ребенка в семью в соответствии с Программой подготовки.

9. По окончании Программы подготовки проводится итоговая аттестация лиц в форме собеседования с использованием метода тестирования.

В случае успешного прохождения итоговой аттестации (70 и более процентов правильных ответов в тестировании) – орган опеки и попечительства в течение 10 рабочих дней со дня прохождения итоговой аттестации выдает лицу лично свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации по форме, утвержденной приказом Минобрнауки России от 20 августа 2012 года № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации».

В случае прохождения итоговой аттестации с результатом менее 70 процентов правильных ответов в тестировании – орган опеки и попечительства в течение 3 рабочих дней со дня прохождения итоговой аттестации сообщает лицу о результатах прохождения итоговой аттестации путем выдачи соответствующего уведомления лично либо направления его лицу по почте заказным письмом с уведомлением.

Приложение 1 к порядку

подготовки лиц, желающих

принять на воспитание в свою

семью ребенка, оставшегося

без попечения родителей

В _________________________________________________________________________________________________________

(наименование органа опеки и попечительства)

ЗАЯВЛЕНИЕ

Я, _________________________________________________________________________________________________________,

(фамилия, имя, отчество)

проживающий(ая) по адресу: __________________________________________________________________________________,

(адрес местожительства)

контактные телефоны: _______________________________________________________________________________________,

прошу включить меня в состав группы для прохождения обучения по Программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с "__"_______________ 20__ г. по "__"___________ 20__ г.

________________________

(подпись, дата)

Приложение 2 к порядку

подготовки лиц, желающих

принять на воспитание в свою

семью ребенка, оставшегося

без попечения родителей

Журнал учета принятых заявлений и регистрации выданных свидетельств о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации



Фамилия, имя, отчество

Дата регистрации заявления

Номер и дата выдачи свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 040.060.040 Приемная семья, 040.060.020 Усыновление (удочерение) детей, 040.060.010 Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать