Основная информация

Дата опубликования: 14 мая 2012г.
Номер документа: RU66000201200537
Текущая редакция: 7
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Свердловская область
Принявший орган: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРИКАЗ

ПРИКАЗ

Министерство природных ресурсов Свердловской области

от 14.05.2012 № 218

Признан утратившим силу следующим документом:

приказ Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 12.07.2017 № 777 (ru66000201700741)

Об утверждении Административного регламента осуществления регионального государственного экологического надзора

(в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 13.11.2012 № 702 (ru66000201201185)

(в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 06.06.2013 № 401 (ru66000201300493)

(в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 23.01.2015 № 42 (ru66000201500027)

(в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 05.05.2015 № 360 (ru66000201500434)

(в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 30.06.2015 № 552 (ru66000201500636)

(в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 10.11.2016 № 1097 (ru66000201601244)

В связи с Перечнем поручений Губернатора Свердловской области от 21 марта 2012 года № 14-AM пп «Об эффективности государственного контроля (надзора) в Свердловской области», постановлением Правительства Свердловской области от 16 ноября 2011 года № 1576-ПП «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг», в целях приведения в соответствие с действующим законодательством

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Административный регламент осуществления регионального государственного - экологического надзора (прилагается).

2. Признать утратившим силу приказ Министерства природных ресурсов Свердловской области от 12.05.2010 № 1053 «Об утверждении Административного регламента Министерства природных ресурсов Свердловской области проведения проверок при осуществлении регионального государственного контроля (надзора)».

3. Признать утратившим силу приказ Министерства природных ресурсов Свердловской области от 20.05.2011 г. № 180/1 «О внесении изменений в Административный регламент Министерства природных ресурсов Свердловской области проведения проверок при осуществлении регионального государственного контроля (надзора)».

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Еремина А.Ю.

И.о. министра

К.В. Крючков

Утвержден

приказом Министерства

природных ресурсов

Свердловской области

от 14.05.2012 г. № 218

«Об утверждении Административного

регламента осуществления регионального

государственного экологического надзора»

Административный регламент осуществления регионального государственного экологического надзора

I.Общие положения

1. Настоящий административный регламент осуществления регионального государственного экологического надзора (в части государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, регионального государственного надзора и области использования и охраны водных объектов, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного значения), разработан в целях повышения качества исполнения административных процедур при осуществлении регионального государственного экологического надзора.

Настоящий административный регламент определяет требования к порядку исполнения, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур при осуществлении Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области регионального государственного экологического надзора в установленном порядке.

(в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 13.11.2012 № 702)

Наименование государственной функции

2. Государственная функция по осуществлению регионального государственного экологического надзора (п части государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха на объектах. подлежащих региональному государственному экологическому надзору, регионального государственного надзора и области использования и охраны водных объектов, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного значения) (далее - Государственная функция).

Наименование исполнительного органа государственной власти Свердловской области, исполняющего Государственную функцию

3. Общее исполнение Государственной функции осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - Министерство), являющимся отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области, входящим в структуру исполнительной власти Свердловской области.

(в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 13.11.2012 № 702)

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих исполнение Государственной функции, с указанием их реквизитов и источников официального опубликования

4. Исполнение Государственной функции регулируется следующими нормативными правовым актами:

1) Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

2) Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

3) Водным кодексом Российской Федерации от 3 июня 2006 года № 74-ФЗ;

4) Федеральным законом от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

5) Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

6) Федеральным законом от 14 марта i995 года № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;

7) постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

(подпункт 7 в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 05.05.2015 № 360)

8) приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

(подпункт 8 в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 05.05.2015 № 360)

9) постановлением Правительства Свердловской области от 26.09.2012 № 1059-ПП «Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов на территории Свердловской области» («Областная газета», 2012, 3 октября, № 392-393);

(в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 13.11.2012 № 702, от 05.05.2015 № 360)

10) постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2008 № 1197-ПП «Об утверждении Перечня объектов, подлежащих региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов на территории Свердловской области» (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, № 11-1, ст. 1765), с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Свердловской области от 20.10.2011 № 1424-ПП («Областная газета», 2011, 29 октября, № 397-398), от 15.02.2012 № 125-ПП («Областная газета», 2012, 1 марта № 83-84);

(подпункт 10 в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 05.05.2015 № 360)

11) постановлением Правительства Свердловской области от 10.12.2014 № 1138-ПП «Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, осуществляющих на территории Свердловской области региональный государственный экологический надзор» («Областная газета», 2014,17 декабря, № 233);

(пп. 11 в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 23.01.2015 № 42)

12) постановлением Правительства Свердловской области от 21.12.2011 г. № 1757-ПП «Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Свердловской области» («Областная газета», 201!, 29 декабря, № 494-495), с изменением, внесенным постановлением Правительства Свердловской области от 26.04.2012 г. № 426-ПП («Областная газета», 2012, 4 мая. № 171-172), от 26.04.2012 г. № 426-ПП («Областная газета», 2012, 4 мая, № 171-172), от 26.10.2012 г. № 1206-ПП («Областная газета», 2012, 1 ноября, № 439-440);

(в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 13.11.2012 № 702)

13) постановлением Правительства Свердловской области от 21.12.2011 г. № 1758-ПП «Об утверждении Порядка осуществления государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного значения в Свердловской области» («Областная газета», 2011, 30 декабря, № 498-502), с изменением, внесенным постановлением Правительства Свердловской области от г. № 426-1III («Областная газета», 2012, 4 мая, № 171-172), от 26.04.2012 г. № 426-ПП («Областная газета», 2012, 4 мая, № 171-172), от 26.10.2012 г. № 1206-ПП («Областная газета», 2012, 1 ноября, № 439-440);

(в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 13.11.2012 № 702)

Предмет регионального государственного экологического надзора

5. Предметом Государственной функции является соблюдение органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Свердловской области в области охраны окружающей среды, в области обращения с отходами, в области охраны атмосферного воздуха, в области использования и охраны водных объектов, в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - обязательные требования).

Права и обязанности должностных лиц при осуществлении регионального государственного экологического надзора

6. Должностные лица Министерства, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды Свердловской области (далее - Государственные инспектора), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

(абз. в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 23.01.2015 № 42)

1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в холе проведения проверки;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать и обследовать используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, в том числе на особо охраняемых природных территориях областного значения здания, помещения, сооружения, в том числе очистные сооружения, обследовать другие обезвреживающие устройства, средства контроля, технические и транспортные средства, оборудование и материалы, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;

3) проводить отбор проб сточных вод и воды водных объектов для проведения исследования (испытания) таких вод;

4) выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда окружающей среде, по охране водных объектов, а также об организации контроля за соответствием сточных вод нормативам допустимого воздействия на водные объекты воздействием сточных вод на них;

5) осматривать в установленном порядке и при необходимости задерживать суда (в том числе иностранные) и другие плавучие средства, допустившие загрязнение с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором либо не принявшие необходимых мер по предотвращению загрязнения водных объектов;

6) уведомлять в письменной форме стороны, заключившие договор водопользования, о результатах проверок, выявленных нарушениях условий использования водных объектов;

7) использовать данные, направленные в Министерство органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями о проверяемых лицах в целях получения исходных данных для проведения проверки при осуществлении регионального государственного экологического надзора;

8) составлять протокол об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

9) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам составов преступлений;

10) предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде у. се компонентам вследствие нарушений обязательных требований;

(в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 10.11.2016 № 1097)

11) направлять проверяемому юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю требования о представлении необходимых пояснений в письменной форме, в случае, если документы и (или) информация, представленные проверяемым юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем не соответствуют документам и (или) информации, полученным Министерством в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

(пп. введен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 10.11.2016 № 1097)

7. Государственные инспектора обязаны:

1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;

2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина, проверка которых проводится;

3) проводить проверку на основании приказа Министра природных ресурсов Свердловской области, его заместителей о се проведении в соответствии с ее назначением;

4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копни приказа Министра природных ресурсов Свердловской области, его заместителей к в случае, предусмотренном частью 5 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лип и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон о государственном надзоре), копии документа о согласовании проведения проверки;

5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, гражданину присутствовать при проведении проверки п давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

6) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, гражданину, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

7) знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, гражданина с результатами проверки;

8) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушении, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для окружающей среды, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;

9) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

10) соблюдать сроки проведения проверки, установленные Законом о государственном надзоре;

11) не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

12) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, гражданина ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;

13) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок;

(в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 10.11.2016 № 1097)

14) истребовать в рамках межведомственного информационного взаимодействия документы и (или) информацию, включенные в перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 № 724-р (далее – Перечень), от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся указанные документы и (или) информация;

(пп. введен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 10.11.2016 № 1097)

15) не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенных в Перечень;

(пп. введен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 10.11.2016 № 1097)

16) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с документами и (или) информацией, полученными Министерством в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

(пп. введен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 10.11.2016 № 1097)

Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по рсгионалыюл1у государственному экологическому надзору

8. Проверяемые лица, в отношении которых осуществляются мероприятия по региональному государственному экологическому надзору, имеют право:

1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать от Государственных инспекторов информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Законом о государственном надзоре и настоящим административным регламентом;

3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с действиями (бездействием) Государственных инспекторов;

4) обжаловать действия (бездействие) Государственных инспекторов, повлекшие за собой нарушение прав проверяемого объекта при проведении проверки, в досудебном (внесудебном) и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке;

(подпункт 5 введен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 05.05.2015 № 360, в редакции от 10.11.2016 № 1097)

6) предоставлять документы и (или) информацию, которые находятся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций и включены в Перечень, по собственной инициативе;

(пп. введен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 10.11.2016 № 1097)

7) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными Министерством в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, включенные в Перечень;

(пп. введен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 10.11.2016 № 1097)

8) представлять дополнительно документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов, в случае направления в Министерство пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в документах.

(пп. введен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 10.11.2016 № 1097)

9. Проверяемые лица, в отношении которых осуществляются мероприятия по региональному государственному экологическому надзору, обязаны:

1) обеспечивать Государственным инспекторам беспрепятственный доступ к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, н том числе на особо охраняемых природных территориях областного значения зданиям, помещениям, сооружениям, в том числе очистным сооружениям, к обследуемым другим обезвреживающим устройствам, средствам контроля, техническим и транспортным средствам, оборудованию и материалам;

2) представлять информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;

3) давать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки;

4) предоставлять в Министерство по запросам Государственных инспекторов информацию в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Описание результата исполнения Государственной функции

10. Исполнение Государственной функции осуществляется путем проверки соблюдения проверяемыми лицами обязательных требований.

Результатом исполнения Государственной функции является установление факта соблюдения (несоблюдения) проверяемыми лицами обязательных требований, в случае выявления правонарушения возбуждение и осуществление производства по делу об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам исполнения Государственной функции Государственными инспекторами составляется акт проверки с правом выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений.

II. Требования к порядку исполнении Государственной функции

Порядок информирования об исполнении Государственной функции

11. Место нахождения Министерства: 620004, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 101.

Почтовый адрес для направления в Министерство обращений по вопросам исполнения Государственной функции: ул. Малышева, 101, г. Екатеринбург, 620004, Министерство природных ресурсов Свердловской области.

Место принятия обращения Министерства: г. Екатеринбург, ул. Малышева. 101,каб.435.

Положения настоящего административного регламента, сведения о месте нахождения, контактные телефоны Государственных инспекторов, также доводятся до сведения заинтересованных лиц посредством размещения на сайте Министерства в сети Интернет (http://www.minprir.midural.ru).

(абзац в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 05.05.2015 № 360)

12. График работы Министерства:

Понедельник 8.30 - 17.30 (перерыв с 12.00 до 12.48);

Вторник 8.30 — 17.30 (перерыв с 12.00 до 12.48);

Среда 8.30 - 17.30 (перерыв с 12.00 до 12.48);

Четверг 8.30 — 17.30 (перерыв с 12.00 до 12.48);

Пятница 8.30 - 16.30 (перерыв с 12.00 до 12.48);

Суббота выходной

Воскресенье выходной.

13. Для получения информации о порядке проведения проверок заявители обращаются:

непосредственно или по телефонам: (8-343) 312-00-13 (доб. 25), (8-343) 312-00-13 (доб. 76), к Государственным инспекторам;

(абзац второй в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 23.01.2015 № 42)

непосредственно или по телефону, к руководителю отдела в Министерстве, осуществляющему Государственную функцию, (8-343) 312-00-13 (доб. 70);

(абзац третий в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 23.01.2015 № 42)

непосредственно или по телефону (8-343) 312-03-30, к Министру природных ресурсов и экологии Свердловской области, главному государственному инспектору в области охраны окружающей среды Свердловской области (далее - Министр) или заместителю Министра природных ресурсов и экологии

Свердловской области, заместителю главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Свердловской области (далее - заместитель Министра);

(абзац четвертый в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 23.01.2015 № 42)

14. Информация о порядке исполнения Государственной функции размещается в региональной государственной информационной системе "Портал государственных услуг (функций) Свердловской области".

Информация о порядке, формах и месте размещения информации об исполнении Государственной функции размещается в региональной государственной информационной системе "Портал государственных услуг (функций) Свердловской области.

15. (пункт 15 признан утратившим силу - в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 05.05.2015 № 360)

Срок исполнения Государственной функции

16. Максимальный срок исполнения Государственной функции составляет не более 20-ти рабочих дней в соответствии со статьей 13 Закона о государственном надзоре.

В отношении лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства, максимальный срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

(абзац в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 05.05.2015 № 360)

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированного предложения Государственных инспекторов, исполняющих Государственную функцию, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен Министром или заместителем Министра, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.

(абзац в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 05.05.2015 № 360)

III. Состав, последовательность, сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнении

Состав и последовательность административных процедур

17. При исполнении Государственной функции осуществляются следующие административные процедуры:

1) подготовительные мероприятия к проведению проверки соблюдения обязательных требований при осуществлении регионального государственного экологического надзора;

2) проведение проверки при осуществлении регионального государственного экологического надзора;

3) принятие мер, принимаемых Государственными инспекторами в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки.

Последовательность действий при исполнении Государственной функции приведена в приложении № 1 к настоящему административному регламенту.

Подготовительные мероприятия к проведению проверки при осуществлении регионального государственного экологического надзора

18. Основанием для начала административной процедуры по выполнению подготовительных мероприятий к проведению проверки при осуществлении регионального государственного экологического надзора является наделение Министерства Государственной функцией в установленном порядке.

19. Подготовительные мероприятия к проведению проверки при осуществлении регионального государственного экологического надзора включают в себя:

подготовка и утверждение ежегодных планов проведения плановых проверок соблюдения обязательных требований юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;

мониторинг документов, являющихся результатами проведенных плановых и внеплановых проверок соблюдения обязательных требований с целью установления факта истечения срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, гражданином ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований и рассмотрение обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в целях установления фактов возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде или фактов непосредственного причинения вреда окружающей среде;

направление приказа Министерства или заместителя Министра о проведении проверки гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в отношении которых принято решение о проведении проверки.

20. План проведения плановых проверок составляется Министерством ежегодно. Плановые проверки проводятся Министерством не чаще чем один раз в три года.

В ежегодном плане проведения плановых проверок указываются сведения, определенные частью 4 статьи 9 Закона о государственном надзоре.

21. Проведение административного действия по подготовке ежегодного плана проведения плановых проверок включает в себя:

направление Министерством проектов ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок;

рассмотрение предложений органов прокуратуры о проведении совместных плановых проверок с иными органами государственного надзора и направление в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденных ежегодных планов проведения плановых проверок.

22. Ежегодный план проведения плановых проверок подготавливается Государственными инспекторами.

23. Утверждается ежегодный план Министром в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок.

Утвержденный Министром ежегодный план проведения плановых проверок соблюдения обязательных требований доводится до сведения заинтересованных лиц посредством размещения на сайте Министерства в сети "Интернет" (http://www.minprir.midural.ru).

(абзац в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 05.05.2015 № 360)

24. Основанием для включения проверки в ежегодный план проведения плановых проверок, в соответствии с частью 8 статьи 9 Закона о государственном надзоре, является истечение трех лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих указанного уведомления.

25. Мониторинг документов, являющихся результатами проведенных плановых и внеплановых проверок с целью установления факта истечения срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, гражданином ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований проводится раз в течение 5-ти рабочих дней.

26. Рассмотрение обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в целях установления фактов возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде или фактов непосредственного причинения вреда окружающей среде осуществляется в срок от 3-х до 15-ти рабочих дней.

27. Вышеуказанные административные действия проводятся Государственными инспекторами.

28. Результатом указанной административной процедуры в случае:

1) установления факта истечения срока исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований, выданного юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, гражданину;

2) поступления в Министерство обращений и заявлений, содержащих информацию о фактах возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде и непосредственного причинения вреда окружающей среде, является решение Министра или заместителя Министра о проведении внеплановой проверки.

Обращения или заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, направленные в Министерство, не содержащие сведения о фактах возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде или непосредственного причинения вреда окружающей среде, а также обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, в силу части 3 статьи 10 Закона о государственном надзоре не являются основанием для проведения внеплановой проверки.

29. Фиксация результата выполнения административного действия осуществляется путем принятия приказа Министра о проведении плановой или внеплановой проверки в форме документарной и (или) выездной.

Приказ о проведении плановой или внеплановой проверки подготавливается в течение суток после принятия соответствующего решения.

30. Приказ Министра или заместителя Министра составляется по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России.

В приказе указываются сведения, определенные частью 2 статьи 14 Закона о государственном надзоре.

Исчерпывающий перечень документов и (или) информации, истребуемых в ходе проверки у проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя, приводится в приложении № 3 к административному регламенту.

(абз. введен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 10.11.2016 № 1097)

Подпись Министра либо заместителя Министра на приказе о проведении проверки заверяется печатью. Приказ регистрируется в журнале регистрации приказов о проведении проверок.

31. Приказ о проведении плановой проверки в качестве уведомления о ее проведении направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, гражданину в течение трех рабочих дней до начала проведения проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом, в том числе, факсимильной связью с подтверждением получения документа.

Приказ о проведении внеплановой проверки исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, гражданином выданного предписания об устранении нарушений обязательных требований, выявленных в результате проведения проверки, в качестве уведомления о ее проведении направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, гражданину за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

31.1 Исчерпывающий перечень документов и (или) информации, запрашиваемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций приводится в приложении № 4 к административному регламенту.

(п. 31.1 введен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 10.11.2016 № 1097)

Проведение проверки при осуществлении регионального государственного экологического надзора

32. Основанием для начала административной процедуры по проведению плановой проверки соблюдения обязательных требований или внеплановой проверки по выполнению предписания либо на основании направленных в Министерство обращений или заявлений является приказ о ее проведении.

Процедура проведения проверки при осуществлении регионального государственного экологического надзора определяется статьями 11, 12, 14, 16 Закона о государственном надзоре.

Указанные административные действия могут проводиться только теми Государственными инспекторами, которые указаны в соответствующем приказе.

Плановая проверка проводится в форме выездной проверки. Внеплановая проверка проводится в форме документарной и (или) выездной проверки и осуществляется в порядке, установленном соответственно статьями 11, 12 Закона о государственном надзоре.

33. Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в случае поступления в Министерство обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о возникновении угрозы причинения вреда окружающей среде, причинения вреда окружающей среде проводится после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в порядке, установленном Законом о государственном надзоре.

Заявление о согласовании Министерством с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, составляется по типовой форме, утвержденной Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - приказ Минэкономразвития России).

34. Для оценки соответствия осуществляемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) требованиям законодательства, и анализа соблюдения указанных требований, по проведению мониторинга эффективности регионального государственного экологического надзора, учета результатов проводимых проверок и необходимой отчетности о них, Министерство праве привлекать к проведению мероприятий по контролю экспертные организации, которые аккредитованы в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и экспертов, аттестованных в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

(пункт 34 в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 05.05.2015 № 360)

35. Началом срока проведения документарной проверки является день начала проверки, указанный в приказе о проведении, окончанием срока проведения документарной проверки является день подписания акта проведения проверки.

Проверка проводится по месту нахождения Государственных инспекторов, проводящих проверку.

В процессе проведения проверки Государственными инспекторами в первую очередь рассматриваются:

1) документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина, имеющиеся в распоряжении Государственного инспектора, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;

2) документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного надзора, органов муниципального контроля;

2) акты предыдущих проверок;

3) материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях;

4) иные документы о результатах осуществленного в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина государственного надзора.

36. В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Министерства вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, Государственные инспектора вправе направить в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия приказа Министра либо заместителя Министра о проведении проверки.

37. В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Министерства и (или) полученным в ходе осуществления Государственной функции, Государственные инспектора вправе обратиться с требованием о представлении соответствующих пояснений в письменной форме.

38. При направлении руководителем или иным должностным лицом юридического лица, индивидуальным предпринимателем, гражданином, их уполномоченными представителями запрашиваемых пояснений и документов, Государственные инспектора, проводящие проверку, обязаны рассмотреть представленные документы на предмет подтверждения достоверности ранее представленных документов.

39. После проведенного анализа документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина, в рамках проводимой проверки, в случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений Государственные инспектора установят признаки нарушения обязательных требований, они вправе провести выездную проверку.

40. Началом срока проведения выездной проверки является день прибытия Государственных инспекторов на объект хозяйственной и иной деятельности, особо охраняемую природную территорию областного значения. Окончанием срока проведения выездной проверки является день подписания акта проведения проверки.

41. Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения Государственными инспекторами и ознакомлением руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, гражданина, его уполномоченного представителя:

1) с приказом Министра либо заместителя Министра о назначении выездной проверки;

2) с полномочиями Государственных инспекторов;

3) с целями, задачами, основанием проведения выездной проверки;

4) с видами и объемом мероприятий по контролю;

5) с составом экспертов, представителями экспертных организаций, в случае привлечения их к выездной проверке;

6) со сроками и с условиями проведения проверки.

Заверенная печатью копия приказа Министра либо заместителя Министра вручается Государственными инспекторами, проводящими проверку под роспись проверяемому лицу.

По требованию лиц, подлежащих проверке, Государственные инспектора предоставляют нормативные правовые акты, подтверждающие его полномочия.

По просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, гражданина, его уполномоченного представителя, Государственные инспектора знакомят их с настоящим административным регламентом.

42. Результатом указанной административной процедуры по проведению проверки при осуществлении регионального государственного экологического надзора является установление факта отсутствия либо наличие нарушения обязательных требований, факта исполнения либо неисполнения предписания об устранении ранее выявленных нарушений обязательных требований.

43. Фиксация результата выполнения административной процедуры осуществляется путем включения результата административной процедуры в акт проверки, составленный по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России, с указанием сведений согласно части 2 статьи 16 Закона о государственном надзоре и заполнение Государственным инспектором журнала учета проверок, предоставленных юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

К акту проверки, в случае их составления, прилагаются протоколы проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, объяснения гражданина, его уполномоченного представителя.

Акт проверки оформляется непосредственно после завершения проверки в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, гражданину, их уполномоченным представителям под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина, их уполномоченных представителей, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в материалах дела в Министерстве.

В случае если для составления акта проверки необходимо получить заключение по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в течение трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, гражданину, их уполномоченным представителям под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в материалах дела в Министерстве.

44. В случае если для проведения внеплановой выездной проверки требуется согласование ее проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки.

45. Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

46. При представлении лицом, в отношении которого проводится проверка, журнала учета проверок, Государственным инспектором осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения, установленные частью 9 статьи 16 Закона о государственном надзоре.

При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.

Меры, принимаемые государственными инспекторами в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки

47. Основанием для начала административной процедуры по принятию мер является факт выявления в результате проведения проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, гражданином обязательных требований.

Принятие мер в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки, включает в себя:

1) выдачу предписания об устранении нарушений обязательных требований с указанием сроков их устранения (далее - Предписание).

Предписание оформляется по форме согласно приложению № 2 к настоящему административному регламенту.

При проведении внеплановой проверки по исполнению ранее выданных предписаний, в случае выдачи нескольких предписаний с различными сроками устранения нарушений Государственным инспектором осуществляется контроль исполнения каждого выданного предписания.

В случае выявления при проведении внеплановой документарной и (или) выездной проверки исполнения выданного предписания иных нарушений обязательных требований, являющихся основаниями для проведения внеплановой проверки, с целью предупреждения и пресечения экологических правонарушений Государственными инспекторами, принимаются меры административного воздействия в рамках предоставленной компетенции согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и составляется служебная записка на имя Министра или заместителя Министра о выявленном правонарушении;

2) направление обращений в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы прокуратуры, правоохранительные органы, заявлений в судебные органы в целях устранения выявленных нарушений, их предупреждения, предотвращения возможного причинения вреда окружающей среде.

Такие обращения направляются в случае установления Государственными инспекторами при проведении проверки фактов, указывающих на осуществление деятельности юридическим лицом, его филиалом, представительством, структурным подразделением, индивидуальным предпринимателем, эксплуатацию ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги), представляющие угрозу причинения вреда окружающей среде.

В случае установления фактов причинения вреда такой деятельностью Государственные инспектора принимают меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя в порядке, установленном КоАП РФ, и доводят до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информацию о наличии причинения вреда и способах его предотвращения;

3) привлечение лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности с составлением протокола об административном правонарушении Государственными инспекторами Министерства, уполномоченными рассматривать дела об административном правонарушении в соответствии с Главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции Министерства.

(подпункт 3 в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 05.05.2015 № 360)

48. В случае совершения административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 20.25 КоАП РФ, Государственными инспекторами составляется Протокол с последующим его направлением в органы, уполномоченные на рассмотрение соответствующих административных дел.

49. (абзац первый исключен - в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 05.05.2015 № 360)

Требования к содержанию Протокола установлены частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ.

50. Результатом административной процедуры по принятию мер в отношении фактов нарушения, выявленных в результате проверки, является:

1) выдача Государственным инспектором предписания об устранении нарушений с росписью уполномоченного проверяемого лица на втором экземпляре об ознакомлении с данным предписанием;

2) направление копии протокола об административном правонарушении с уведомлением, содержащим отметку о надлежащем получении его лицом, в отношении которого составлен протокол;

3) направление обращения Государственных инспекторов в соответствующие уполномоченные органы с уведомлением, содержащим отметку о надлежащем получении.

51. Фиксация результата выполнения административной процедуры осуществляется посредством включения в материалы проверки документов, подтверждающих отправку обращений с целью предупреждения, пресечения нарушений или возбуждение административного производства в порядке, установленном КоАП РФ.

IV. Порядок и формы контроля за исполнением государственной функции

Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением государственными инспекторами положений административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, а также принятием ими решений

52. Текущий контроль за соблюдением и исполнением Государственными инспекторами положений настоящего административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению Государственной функции, а также принятием ими решений осуществляется Министром или должностным лицом Министерства, уполномоченным на совершение данных действий приказом Министерства.

53. Текущий контроль осуществляется путем проведения проверок соблюдения и исполнения Государственными инспекторами положений настоящего административного регламента, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов Свердловской области, устанавливающих требования к исполнению Государственной функции.

Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества исполнения государственной функции, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством исполнения государственной функции

54. Контроль за полнотой и качеством исполнения Государственными инспекторами Государственной функции осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок и рассмотрения жалоб на действия (бездействие) Государственных инспекторов.

55. Для проведения плановых и внеплановых проверок полноты и качества исполнения Государственной функции приказом Министерства формируется комиссия.

При проверке рассматриваются все вопросы, связанные с исполнением Государственной функции (комплексные проверки), или отдельные вопросы, связанные с исполнением Государственной функции (тематические проверки).

По результатам проверки составляется акт проверки. В случае выявления нарушений требований настоящего административного регламента и нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению Государственной функции, комиссией выносится предписание структурным подразделениям Министерства или должностным лицам Министерства, обязывающее совершить действия, связанные с устранением нарушений требований настоящего административного регламента и нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению Государственной функции.

56. Внеплановые проверки проводятся в связи с проверкой устранения ранее выявленных нарушений, а также в случае получения жалоб на действия (бездействие) Государственных инспекторов.

Ответственность государственных инспекторов за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе исполнения государственной функции

57. По результатам проведенных проверок, в случае выявления нарушений соблюдения положений настоящего административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению Государственной функции, виновные Государственные инспектора несут персональную ответственность за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе исполнения Государственной функции.

58. Персональная ответственность Государственных инспекторов закрепляется в должностных регламентах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

59. О мерах, принятых в отношении Государственных инспекторов, виновных в нарушении положений настоящего административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению Государственной функции, в течение десяти рабочих дней со дня принятия таких мер Министерство сообщает в письменной форме проверяемым лицам, права и (или) законные интересы которых нарушены.

Положения, характеризующие требования к порядку и формам контроля за исполнением государственной функции, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций

60. Требованиями к порядку и формам контроля за исполнением Государственной функции являются:

1) независимость;

2) профессиональная компетентность;

3) должная тщательность.

61. Независимость Министра или должностного лица Министерства, осуществляющего контроль за исполнением Государственной функции на основании приказа Министерства, от Государственных инспекторов состоит в том, что при осуществлении контроля они независимы от Государственных инспекторов, в том числе не имеют родства с ними.

Министр или уполномоченное должностное лицо Министерства, осуществляющее контроль за исполнением Государственной функции, должно принимать меры по предотвращению конфликта интересов при исполнении Государственной функции.

62. Профессиональная компетентность Министра или уполномоченного должностного лица Министерства, осуществляющего контроль за исполнением Государственной функции, состоит в том, что при осуществлении контроля за исполнением Государственной функции он обладает необходимыми профессиональными знаниями и навыками.

63. Должностная тщательность Министра или уполномоченного должностного лица Министерства, осуществляющего контроль за исполнением Государственной функции, состоит в современном и точном исполнении обязанностей, предусмотренных настоящим разделом административного регламента.

V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) министерства, исполняющего государственную функцию, а также его должностных лиц

Информация для заинтересованных лиц об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе исполнения государственной функции

(наименование подраздела в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 05.05.2015 № 360)

64. Лицо, в отношении которого проводится или была проведена проверка (далее - проверяемое лицо) вправе обжаловать действия (бездействие) и решения Государственных инспекторов, осуществляемые (принятые) в ходе исполнения Государственной функции в досудебном (внесудебном) порядке.

(пункт 64 в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 05.05.2015 № 360)

Предмет досудебного (внесудебного) обжалования

65. Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются действия (бездействие) и решения, осуществляемые (принятые) Государственными инспекторами в ходе исполнения Государственной функции на основании настоящего административного регламента.

(пункт 65 в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 05.05.2015 № 360)

Исчерпывающий перечень случаев, в которых ответ на жалобу не дается

(наименование подраздела в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 05.05.2015 № 360)

66. Министерство вправе оставить без ответа жалобу в следующих случаях:

(в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 06.06.2013 № 401)

1) если в письменной жалобе не указаны фамилия заявителя, направившего жалобу наименование проверяемого лица, направившего жалобу, и (или) почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;

(пп. 1 в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 30.06.2015 № 552)

2) при получении письменной жалобы, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица Министерства, а также членов его семьи, при этом сообщить проверяемому лицу, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом;

(пп. 2 в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 05.05.2015 № 360, от 30.06.2015 № 552)

3) если текст письменной жалобы не поддается прочтению, о чем в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщается проверяемому лицу, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению;

(подпункт 3 в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 06.06.2013 № 401, от 05.05.2015 № 360, от 30.06.2015 № 552)

4) если в жалобе проверяемого лица содержится вопрос, на который проверяемому лицу неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства. В этом случае Министр либо заместитель Министра принимает решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки с проверяемым лицом по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и ранее направляемые жалобы направлялись в Министерство или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется проверяемое лицо, направившее жалобу;

(подпункт 4 в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 05.05.2015 № 360, от 30.06.2015 № 552)

5) если ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. В этом случае проверяемому лицу, направившему жалобу, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в ней вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

(пп. 5 в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 30.06.2015 № 552)

67. Если причины, по которым ответ по существу поставленных в жалобе вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, проверяемое лицо вправе вновь направить жалобу в Министерство.

Основания для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования

68. Основаниями для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования являются прошедшие в Министерстве регистрацию жалобы в устной форме или направленные по почте письменные жалобы, в том числе в форме электронного документа на сайт Министерства в сети Интернет (http://www.minprir.midural.ru) в случаях:

(абзац в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 05.05.2015 № 360)

1) нарушения прав и законных интересов проверяемых лиц в ходе осуществления Государственной функции;

2) осуществления Государственной функции с грубым нарушением установленных Законом о государственном надзоре требований к организации и проведению проверок;

3) принятия (осуществления) противоправных решений, действий (бездействия) Государственными инспекторами;

4) нарушения положений настоящего административного регламента Государственными инспекторами;

5) некорректного поведения Государственных инспекторов или нарушения ими служебной этики.

Права заинтересованных лиц на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы

69. В случае указания в жалобе случаев, перечисленных в пункте 68 настоящего административного регламента, проверяемое лицо вправе получить в Министерстве информацию и (или) документы, необходимые для обоснования и рассмотрения жалобы в течение 3-х дней с момента такого обращения.

(пункт 69 в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 05.05.2015 № 360, от 30.06.2015 № 552)

Органы государственной власти и должностные лица, которым может быть направлена жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке

70. Проверяемое лицо в досудебном (внесудебном) порядке может обжаловать действия (бездействие) Государственных инспекторов, а также принимаемые ими решения при исполнении Государственной функции Министру либо заместителю Министра.

71. Проверяемое лицо в своей жалобе в обязательном порядке указывает наименование государственного органа, в который направляет жалобу, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего должностного лица, а также наименование, фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации жалобы, излагает суть жалобы, ставит личную подпись и дату.

(п. 71 в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 30.06.2015 № 552)

72. В случае необходимости в подтверждение своих доводов проверяемое лицо либо прилагает к жалобе документы и материалы либо их копии.

73. Министр, заместитель Министра:

1) обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение жалобы, в случае необходимости - с участием заявителя, направившего жалобу, или его законного представителя;

2) в случае необходимости вправе запрашивать необходимые для рассмотрения жалобы документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) по результатам рассмотрения жалобы принимают меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов проверяемого лица, дают письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов.

74. Жалоба проверяемого лица, содержащая обжалование решений, действий (бездействия) конкретного Государственного инспектора, не может быть ему направлена для рассмотрения и (или) ответа.

(п. 74 в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 30.06.2015 № 552)

Сроки рассмотрения жалобы

75. Жалоба, поступившая в Министерство или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30-ти дней с даты ее регистрации.

(п. 75 в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 30.06.2015 № 552)

76. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса другим государственным органам, органам местного самоуправления и иным должностным лицам для получения необходимых для рассмотрения жалобы документов и материалов Министр либо заместитель Министра вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока проверяемое лицо, которое направило жалобу.

Результат досудебного (внесудебного) обжалования

77. По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо Министерства принимает одно из следующих решений:

1) удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены результатов проверки, исправления допущенных Государственным инспектором, осуществляющим Государственную функцию, опечаток и ошибок в выданных в результате осуществления Государственной функции документах;

2) отказывает в удовлетворении жалобы.

78. Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения жалобы, подписывается Министром либо заместителем Министра, и направляется по почтовому адресу, указанному в жалобе, проверяемому лицу.

Приложение № 1

к Административному регламенту

осуществления регионального

государственного экологического надзора

Блок-схема по осуществлению регионального государственного экологического надзора

(Приведена на бумажном носителе)

Приложение № 2

к Административному регламенту

по осуществлению регионального

государственного экологического надзора

(в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 13.11.2012 № 702)

Форма

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620004, г. Екатеринбург

ул. Малышева, 101

Тел./факс  (343) 371-99-50

ПРЕДПИСАНИЕ № ____

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ТРЕБОВАНИЙ

________________________ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,

ВЫЯВЛЕННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОВЕРКИ

«__» _______________ 200_ г.                           г. _________________

На основании акта проверки соблюдения требований _______________

законодательства от ____________________ 20__ г. № ________________

я, ________________________________________________________________

(Ф.И.О. должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области,

_______________________________________________________________

      должность, номер служебного удостоверения, кем и когда выдано)

                                ПРЕДПИСЫВАЮ

_______________________________________________________________

    (полное и сокращенное наименование проверяемого юридического лица,

           Ф.И.О. гражданина (индивидуального предпринимателя),

                      которому выдается предписание)


п/п

       Содержание предписания <*>

   Срок  
исполнения

Основание (ссылка
на нормативный 
  правовой акт) 

1

                   2                   

    3    

        4       

1.

2.

3.

--------------------------------

<*> Указываются конкретные мероприятия, которые должно выполнить лицо, в отношении которого проведена проверка.

    Предписание    может   быть   обжаловано   в   порядке,   установленном

законодательством.  Обжалование  не  приостанавливает исполнение настоящего

предписания.

    Лицо,  которому  выдано  предписание,  обязано  отправить  информацию о

выполнении  пунктов  настоящего  предписания в адрес Министерства природных

ресурсов  и  экологии   Свердловской  области   (620004,  г.  Екатеринбург,

ул.  Малышева,  101),  не  позднее  чем  через  7  дней  по истечении срока

выполнения соответствующих пунктов предписаний.

Должностное лицо:

__________________________/__________________________/

       (подпись)              (фамилия, инициалы)

Предписание получено:

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│                                                                         │

│___________________________ __________________________ __________________│

│  (Ф.И.О. уполномоченного    (подпись уполномоченного        (дата)      │

│ представителя юридического представителя юридического                   │

│      лица, гражданина            лица, гражданина                       │

│     (индивидуального             (индивидуального                       │

│      предпринимателя))           предпринимателя) М.П.)                 │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

ущерб в сумме _____________________________________________________________

______________________________________________ рублей ____ коп. перечислить

на  указанные  реквизиты   Министерства  природных  ресурсов   и   экологии

Свердловской области

Счет                       

40101810500000010010                       

Банк получателя            

ГРКЦ ГУ Банка России по Свердловской области

БИК                        

046577001                                  

Наименование получателя    

УФК по Свердловской области                
(Министерство природных ресурсов и экологии
Свердловской области)                      
л/с 04621А03170                            

ИНН получателя             

6661089658                                 

КПП получателя             

667001001                                  

Код бюджетной классификации

ОКАТО

Приложение № 3

к Административному регламенту

по осуществлению регионального

государственного экологического надзора

(введено приказом Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 10.11.2016 № 1097)

Исчерпывающий перечень документов и (или) информации, истребуемых в ходе проверки у проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя

1) Сведения о наличии (отсутствии) разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект;

2) Наличие журналов первичного учета водопотребления, водоотведения по утвержденным формам;

3) Данные госповерки водоизмерительных приборов;

4) Балансовая схема водопотребления и водоотведения с учетом существующей водохозяйственной обстановки;

5) Паспорта, технологические схемы, проекты на водооборотные системы, водозаборные сооружения, станции водоподготовки, очистные сооружения очистки сточных вод;

6) Государственная статистическая отчетность с отметками сдачи по форме № 2-ТП (водхоз) за три предшествующих отчетных года;

7) Аттестат об аккредитации и приложение к аттестату об аккредитации (для привлеченных лабораторий по договорам), а также для собственных лабораторий предприятий;

8) Данные лабораторного контроля эффективности работы очистных сооружений и качества сбрасываемых сточных вод в водный объект за три предшествующих отчетных года;

9) Утвержденный План водоохранных мероприятий;

10) Согласованная программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной;

11) Данные лабораторного контроля качества природной воды в водных объектах до и после выпуска сточных вод предприятия за три предшествующих отчетных года;

12) Устав юридического лица;

13) Справка юридического лица, подтверждающая отнесение к определенному виду предпринимательства (статьи 3, 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации») (оригинал);

14) Документы, подтверждающие полномочия представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, представляющего интересы юридического лица или индивидуального предпринимателя на время проведения проверки (оригинал);

15) Документы, подтверждающие необходимую профессиональную подготовку руководителя и сотрудников, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, в области охраны окружающей среды и экологической безопасности (заверенные копии);

16) Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (оригинал);

17) Приказ (распоряжение) руководителя предприятия (организации) о назначении лиц, ответственных за проведение производственного контроля в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) и документы, подтверждающие организацию экологической службы (отдела) на предприятии – природопользователя (заверенные копии);

18) Свидетельства (сертификаты), подтверждающие профессиональную подготовку лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV классов опасности (заверенные копии);

19) Материалы инвентаризации отходов и объектов их размещения (оригинал);

20) Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (оригинал);

21) Лимиты размещения отходов производства и потребления (заверенная копия);

22) Документы, подтверждающие внесение объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения (заверенные копии);

23) Результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды (заверенные копии);

24) Инструкция по обращению с отходами (оригинал);

25) Технический отчёт о подтверждении индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом неизменности производственного процесса и используемого сырья (заверенная копия);

26) Документы, подтверждающие прием-передачу отходов сторонним организациям (заверенные копии);

27) Государственная статистическая отчетность по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 3 предшествующих отчетных года (заверенные копии);

28) Данные учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (оригинал);

29) Документы по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе, платежные поручения или иные бухгалтерские документы, подтверждающие своевременность перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 предшествующих отчетных года и за предшествующие кварталы текущего года (заверенные копии);

30) Материалы инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

31) План уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и отчёт о ходе выполнения этого плана в целях достижения нормативов ПДВ (при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов);

32) План-график производственного (лабораторного) контроля за соблюдением нормативов ПДВ на год, согласованный в составе нормативов ПДВ;

33) План мероприятий по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;

34) План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов;

35) Приказ руководителя предприятия (организации) о порядке перехода в периоды НМУ на заданные режимы;

36) Журнал для записи предупреждений (оповещений) о НМУ (указываются принятые меры по сокращению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух);

37) Приказ (распоряжение) руководителя о назначении ответственных за эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание оборудования;

38) График (план) замеров эффективности газоочистных установок;

39) Паспорта на ГОУ (включая приложения: акты оценки (осмотра) технического состояния ГОУ и проверки на соответствие фактических параметров работы ГОУ проектным параметрам работы);

40) Инструкции по эксплуатации и обслуживанию ГОУ, должностные инструкции для персонала, занятого эксплуатацией и обслуживанием ГОУ;

41) Результаты (протоколы) проведения производственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

42) Документы, подтверждающие внесение прибора (контрольно-измерительной аппаратуры) в государственный реестр, и их своевременная поверка (для собственных лабораторий);

43) Аттестат об аккредитации и приложение к аттестату об аккредитации (для привлеченных лабораторий по договорам (заверенная копия), а также для собственных лабораторий предприятий (при наличии);

44) Справка предприятия о количестве автотранспорта, о наличии котельных, находящихся на балансе предприятия; справка предприятия о расходе топлива за 2 предшествующих года и текущий год;

45) Государственная статистическая отчетность по форме 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» за 3 предшествующих отчетных года;

46) Материалы, документы, подтверждающие право пользования лесным участком на особо охраняемой природной территории областного значения;

47) Проект освоения лесов; лесные декларации;

48) Заключение государственной экспертизы на проект освоения лесов;

49) Лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (заверенная копия);

50) Проекты работ по геологическому изучению недр (оценке месторождения подземных вод), получивший положительное заключение экспертизы в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» (оригиналы);

51) Протоколы государственной геологической экспертизы ТКЗ (ГКЗ) (заверенные копии);

52) Извещения о передаче геологической информации на хранение в геологические фонды (заверенные копии);

53) Технические проекты разработки месторождения, согласованные в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» (оригиналы);

54) Правоустанавливающие документы на земельные участки (заверенные копии);

55) Документы, подтверждающие представление в установленном порядке отчетов о выполнении условий недропользования за три предшествующих отчетных года (заверенные копии);

56) Документы, подтверждающие представление в установленном порядке данных по мониторингу подземных вод (сведения о величине водоотбора, положении динамического уровня, качестве подземных вод) за три предшествующих отчетных года (заверенные копии);

57) Документы, подтверждающие представление в установленном порядке государственной статистической отчетности по вопросам добычи подземных вод (2-ТП(водхоз) и 4-ЛС) за три предшествующих отчетных года (заверенные копии);

58) Журналы учета инструментальных измерений величины водоотбора (оригиналы);

59) Журналы учета замеров положения динамического уровня (оригиналы);

60) Документы, подтверждающие проведение ежегодных наблюдений за качеством подземных вод) за три предшествующих отчетных года (заверенные копии);

61) Санитарно-эпидемиологические заключения в случае использования подземных вод для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (заверенные копии);

62) Справку ИФНС об уплате налога за добычу полезных ископаемых (или акт сверки взаиморасчетов) (заверенная копия);

63) Лицензии на соответствующие виды деятельности, связанные с пользованием недрами (на маркшейдерские работы, на взрывные работы и т.д.) или договора с организациями, имеющими такие лицензии (с копиями лицензий) (заверенные копии);

64) Программа мониторинга состояния окружающей среды, согласованная в установленном порядке (оригинал);

65) Договор с администрацией муниципального образования по участию юридического лица в социально-экономических программах территории;

66) Документы, подтверждающие представление в установленном порядке результатов мониторинга состояния окружающей среды за три предшествующих отчетных года (заверенные копии);

67) Документы, подтверждающие представление в установленном порядке государственной статистической отчетности по полезным ископаемым за три предшествующих отчетных года (заверенные копии).

Приложение № 4

к Административному регламенту

по осуществлению регионального

государственного экологического надзора

(введено приказом Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 10.11.2016 № 1097)

Исчерпывающий перечень документов и (или) информации, запрашиваемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций

1) Копия приказа об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей;

2) Сведения о водном объекте, содержащиеся в государственном водном реестре;

3) Сведения о наличии (отсутствии) задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду;

4) Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (содержащая общедоступные сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости);

5) Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества;

6) Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества;

7) Кадастровая выписка об объекте недвижимости;

8) Кадастровый паспорт объекта недвижимости;

9) Кадастровый план территории;

10) Сведения из реестра аккредитованных лиц;

11) Сведения из единого государственного реестра юридических лиц;

12) Сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

13) Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;

14) Сведения о транспортных средствах и лицах, на которых эти транспортные средства зарегистрированы;

15) Запрос сведений о регистрации по месту жительства гражданина Российской Федерации;

16) Информация о заключении государственной экологической экспертизы;

17) Информация о наличии утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ, информация об установленных нормативах временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ;

18) Акт о ликвидации и консервации предприятия по добыче полезных ископаемых и подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых;

19) Выписка из реестра федерального имущества;

20) Копия заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Собрание законодательства Свердловской области 2012 г. № 11-6 от 05.02.2013 ст. 2022
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать