Основная информация

Дата опубликования: 15 февраля 2010г.
Номер документа: RU63000201000140
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Самарская область
Принявший орган: Министерство образования и науки Самарской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 15.02.2010 № 16-од

Об утверждении Административного регламента исполнения

министерством образования и науки Самарской области государственной

функции по осуществлению надзора и контроля за соблюдением

законодательства Российской Федерации в области образования

расположенными на территории Самарской области образовательными

учреждениями (за исключением образовательных учреждений, надзор и

контроль за соблюдением законодательства которыми относится к полномочиям федеральных органов государственной власти), а также органами местного самоуправления, осуществляющими управление в

сфере образования, принятию мер по устранению нарушений

законодательства Российской Федерации в области образования,

контролю за исполнением предписаний

(признан утратившим силу приказом министерства образования и науки Самарской области от 16.08.2010 года № 148-од)

На основании Положения о министерстве образования и науки Самар­ской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской облас­ти от 20.06.2008 № 238, постановления Губернатора Самарской области от 16.07.2009 № 76 «О мерах по осуществлению регионального государствен­ного контроля (надзора) на территории Самарской области», ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемый Административный регламент исполнения мини­стерством образования и науки Самарской области государственной функции по осу­ществлению надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Феде­рации в области образования расположенными на территории Самарской области об образовательными учреждениями (за исключением образовательных учреждений, надзор и контроль за соблюдением законодательства которыми относится к полномочиям федеральных органов государственной власти), а также органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, принятию мер по устранению нарушений законодательства Россий­ской Федерации в области образования, контролю за исполнением предписа­ний.

2.  Признать утратившим силу приказ министерства образования и науки Самарской области от 28.08.2009 № 118-од «Об утверждении Административ­ного регламента исполнения министерством образования и науки Самарской области государственной функции по осуществлению надзора и контроля за соблюдением   законодательства Российской Федерации в области образования расположенными на территории Самарской области образовательными учреж­дениями (за исключением образовательных учреждений, надзор и контроль за соблюдением законодательства которыми относится к полномочиям федераль­ных органов государственной власти), а также органами местного самоуправ­ления, осуществляющими управление в сфере образования, принятию мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области об­разования, контролю за исполнением предписаний».

3.  Опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр

образования и науки Самарской области                           Д.Е.Овчинников

УТВЕРЖДЕН

приказом министерства образований и науки Самарской области

Административный регламент

исполнения министерством образования

и науки Самарской области государственной функции по

осуществлению надзора и контроля за соблюдением законодательства

Российской Федерации в области образования расположенными

на территории Самарской области образовательными учреждениями

(за исключением образовательных учреждений, надзор и контроль за

соблюдением законодательства которыми относится к полномочиям

федеральных органов государственной власти), а также органами

местного самоуправления, осуществляющими управление

в сфере образования, принятию мер по устранению нарушений

законодательства Российской Федерации в области образования,

контролю за исполнением предписаний

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Административный регламент исполнения министерством образования и науки Самарской области государственной функции по осуществлению над­зора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в об­ласти образования расположенными на территории Самарской области образо­вательными учреждениями (за исключением образовательных учреждений, надзор и контроль за соблюдением законодательства которыми относится к полномочиям федеральных органов государственной власти), а также органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, принятию мер по устранению нарушений законодательства Российской Феде­рации в области образования, в том числе путем направления обязательных для исполнения предписаний, контролю за исполнением предписаний (далее - Ад­министративный регламент) определяет сроки и последовательность действий министерства образования и науки Самарской области (далее - Министерство) при реализации полномочий Самарской области, установленных подпунктом 3

'ункта 1 статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 10.07.92 № 3266-1 Об образовании».

2. Исполнение государственной функции по осуществлению надзора И: Ьнтроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области бразования расположенными на территории Самарской области образователь— !ыми учреждениями (за исключением образовательных учреждений, надзор и Ьнтроль за соблюдением законодательствам которыми относится к полномо­чиям федеральных органов государственной власти), а также органами местно-Ь самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, при­нятию мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации* ! области образования, в том числе путем направления обязательных для ис­полнения предписаний, контролю за исполнением предписаний (далее - госу— йрственная функция) осуществляется в соответствии с:

Законом Российской Федерации от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании»;

Федеральным законом от 22.08.96 № 125-ФЗ «О высшем и послевузов­ском профессиональном образовании»;

Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения; обращений граждан Российской Федерации»;

Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии кор­рупции»;

Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридиче­ских лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государст­венного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Указом Президента Российской Федерации от 03.03.98 № 224 «Об обес­печении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонаруше­ниями в сфере экономики»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2007 №116 «Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования»; постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.200^) Ь 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения:, 'фере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лица-^ \и и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановый 'роверки проводятся с установленной периодичностью»;

приказами, методическими рекомендациями и обязательными для испол— 1ения инструктивными материалами федеральных органов исполнительной йасти, осуществляющих полномочия по контролю и надзору в сфере образо— &ния;

законами и иными нормативными правовыми актами Самарской области.

3. Исполнение государственной функции осуществляется Министерством ' отношении расположенных на территории Самарской области образователь­ных учреждений (за исключением образовательных учреждений, контроль надзор за соблюдением законодательства которыми относится к полномочиям федеральных органов государственной власти) и органов местного самоуправ­ления, осуществляющих управление в сфере образования (далее - организа-ми).

Исполнение государственной функции предусматривает осуществление иадзора и контроля за исполнением законодательства организациями путем: проведения надзорных и контрольных мероприятий (далее - мероприятия по» надзору и контролю).

Мероприятия по надзору и контролю могут проводиться в отношении од-нэй или нескольких организаций, одного или нескольких обособленных струк­турных подразделений организаций.

Результатом исполнения государственной функции является обеспече­ние устранения нарушений законодательства в области образования, создание условий для недопущения указанных нарушений, способствующее повышению уровня исполнения законодательства в области образования.

II. ТРЕБОВАНИЯ К ПОРЯДКУ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ

5. Почтовый адрес Министерства:

443099, г. Самара, ул. А. Толстого, д. 38/16.

Справочный телефон Министерства: (846) 332-11-07.

Факс:(846)332-04-59.

Адрес электронной почты Министерства: main@edu.samara.ru.

Официальный сайт Министерства: http://educat.samara.ru/.

Управление по надзору и контролю в сфере образования Министерства (далее - Управление):

443099, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 60.

Справочные телефоны Управления: (846) 333-75-06, (846) 333-75-22.

Факс: (846) 333-75-07.

Адрес электронной почты Управления: ucnd@metromail.ru.

Информация по исполнению государственной функции размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет (далее - сеть Интернет), где осуществляется: ее периодическое обновление.

6. Перечень материалов и документов, запрашиваемых при проведении: мероприятий по надзору и контролю:

у образовательных учреждений, указанных в пункте 3 настоящего Адми­нистративного регламента, (далее - образовательные учреждения) могут быть, запрошены следующие документы:

учредительные документы образовательных учреждений; лицензия на право осуществления образовательной деятельности с при­ложениями;

свидетельство о государственной аккредитации с приложениями; нормативные правовые и локальные акты, изданные учредителем в пре -делах его компетенции, локальные акты образовательных учреждений, издан-*-ные в пределах компетенции, в том числе:

документы, регламентирующие структуру управления деятельностью об­разовательных учреждений;

документы, регламентирующие права и обязанности обучающихся, вос­питанников, работников образовательных учреждений;

документы, регламентирующие внутренний распорядок образовательные учреждений;

документы, регламентирующие прием, отчисление, восстановление, пе­ревод обучающихся, воспитанников;

документы, регламентирующие организацию и осуществление образова­тельного процесса;

документы, регламентирующие оказание платных образовательных ус­луг;

документы, регламентирующие осуществление текущего контроля успе­ваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, воспитанни­ков;

документация по получению, учету и хранению бланков строгой отчетно­сти, по выдаче документов об образовании;

документация по работе с обращениями физических и юридических лиц; у органов местного самоуправления, указанных в пункте 3 настоящего Административного регламента, (далее - органы местного самоуправления) могут быть запрошены следующие документы:

нормативные правовые акты органов местного самоуправления в области образования;

документы, регламентирующие полномочия и деятельность органов ме­стного самоуправления;

документы, регламентирующие реализацию муниципальных программ развития образования; документы, регламентирующие формирование органов местного управления и руководство ими;

документы, регламентирующие обеспечение государственных гарантий Прав граждан на получение образования и организацию предоставления обра­зования в соответствии с законодательством Российской Федерации;

документы, регламентирующие прием обучающихся в подведомственные образовательные учреждения;

документы, регламентирующие соблюдение прав обучающихся, воспи­танников образовательных учреждений;

документы, регламентирующие создание, реорганизацию и ликвидацию образовательных учреждений, порядок определения объема и структуры прие­ма обучающихся за счет средств бюджета муниципального образования;

документы по информационному обеспечению муниципальных образова­тельных учреждений;

документы, регламентирующие полномочия учредителя муниципальных^ образовательных учреждений;

документация по работе с обращениями физических и юридических лиц;

документы, изданные органами местного самоуправления в сфере обра­зования в пределах своей компетенции.

7. Исполнение государственной функции осуществляется государствен­ными гражданскими служащими Министерства (далее - должностные лица) в соответствии с установленным распределением должностных обязанностей. При проведении мероприятий по надзору и контролю должностные лица: находятся на территории, в административных зданиях и служебных по­мещениях проверяемой организации;

вносят, выносят и пользуются собственными организационно-техническими средствами, в том числе компьютерами, калькуляторами, теле­фонами;

требуют и получают копии документов как на бумажном, так и на магнит­ном носителе и после надлежащего их оформления приобщают к материалам проверки (письменные копии документов на бумажном носителе должны быть, сшиты, пронумерованы, заверены уполномоченным лицом и скреплены печа­тью проверяемой организации);

требуют и получают устные разъяснения по существу проверяемых вопро­сов;

наблюдают за деятельностью проверяемой организации; организовывают и проводят по поручению председателя комиссии по про­верке необходимые расследования, экспертизы и оценки деятельности прове­ряемой организации;

осуществляют, при необходимости, анкетирование обучающихся и работ­ников проверяемой организации; выполняют иные функции, предусмотренные распоряжением о проведении проверки.

При проведении мероприятий по надзору и контролю должностные лица не вправе:

проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к ком­петенции Министерства;

осуществлять плановые или внеплановые выездные проверки в случае от­сутствия при проведении мероприятия по надзору и контролю руководителя;, иного должностного лица или уполномоченного представителя организации, за исключением случаев проведения таких проверок в связи с причинением вреда жизни, здоровью граждан;

требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по надзору и контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Феде­рации;

превышать установленные сроки проведения проверки;

осуществлять выдачу организациям предписаний или предложений О проведении за их счет мероприятий по надзору и контролю.

Должностные лица, уполномоченные на проведение мероприятий по над— юру и контролю, в случае ненадлежащего исполнения возложенных на ни?*< обязанностей несут ответственность в соответствии с законодательством Рос— ;ийской Федерации.

К проведению мероприятий по надзору и контролю могут привлекаться* эксперты из числа работников образовательных организаций, научных органи­заций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, прошедших соответствующие квалификационные испытания.

III. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

8. Исполнение государственной функции включает:

подготовку и проведение мероприятий по надзору и контролю, обработку их результатов;

контроль за исполнением предписаний, включая принятие мер в связи с неисполнением предписаний;

работу с обращениями физических и юридических лиц по вопросам о на­рушениях законодательства Российской Федерации в области образования;

подготовку и публикацию доклада об исполнении законодательства Рос­сийской Федерации в области образования.

Блок-схема последовательности действий при исполнении государствен­ной функции приведена в приложении к настоящему Административному рег­ламенту.

9. Мероприятия по надзору и контролю осуществляются путем: проведения выездных и документарных проверок (далее - проверки),

включающих в себя рассмотрение документов, экспертизу качества образова­ния, проведение при необходимости тестирования обучающихся и воспитанни­ков образовательных учреждений;

анализа причин возникновения нарушений законодательства Российском Федерации в области образования, организации и ведения мониторинга испол­нения законодательства Российской Федерации в области образования;

воздействия на нарушителей законодательства Российской Федерации з области образования.

Проведение мероприятий по надзору и контролю в форме выездной про­верки осуществляется комиссией по проверке, создаваемой Министерством., проведение мероприятия по надзору и контролю в форме документарной про­верки - комиссией по проверке, или, по решению министра образования и нау­ки Самарской области, без создания комиссии по проверке, должностным ли­цом Министерства, Управления, соответствующего территориального управле­ния министерства образования и науки Самарской области, уполномоченным: на проведение мероприятия по надзору и контролю в качестве проверяющего (далее - проверяющий).

Комиссия по проверке формируется из должностных лиц с включением в; ее состав при необходимости экспертов, прошедших квалификационные испы­тания, из числа работников образовательных организаций, научных организа­ций, органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Решение о включении указанных лиц в состав комиссии по проверке принимается министром образования и науки Самарской области в соответст­вии с особенностями объекта проверки и содержанием вопросов, подлежащих проверке.

Состав комиссии или проверяющий, определяются распоряжением Ми­нистерства о проведении соответствующего мероприятия по надзору и контро­лю.

В распоряжении Министерства указываются:

наименование органа государственного контроля (надзора);

фамилии, имена, отчества, должности проверяющего или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к прове­дению проверки экспертов;

наименование организации, проверка которой проводится;

цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие про­верке обязательные требования;

сроки проведения и перечень мероприятий по надзору и контролю, необх­одимых для достижения целей и задач проведения проверки;

перечень административных регламентов проведения мероприятий по надзору и контролю;

перечень документов, представление которых организацией необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

даты начала и окончания проведения проверки.

Распоряжением Министерства утверждается также план-задание провер­ка.

Управление осуществляет инструктивно-методическое обеспечение про­ведения проверок.

10. Выездные проверки проводятся на основании распоряжения Мини­стерства по месту нахождения и (или) ведения деятельности проверяемой орга­низации.

Выездная проверка проводится в случае, если при документарной про­верке не представляется возможным:

удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в до­кументах организации, имеющихся в распоряжении Министерства, Управле­ния, соответствующего территориального управления Министерства;

оценить соответствие деятельности организации обязательным требова­ниям законодательства Российской Федерации в области образования.

Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостовере­ния должностными лицами, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица организации, его уполномоченного представителя с распоряжением Министерства о назначении выездной проверки и с полномо­чиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, осно&ниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий Надзору и контролю, составом экспертов, привлекаемых к выездной проверке?, Ь сроками и условиями ее проведения.

Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представи -тель организации обязан предоставить должностным лицам, проводящим вы­ездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с це— тями, задачами и предметом выездной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездном проверке экспертов на территорию, в используемые организацией при осущест­влении образовательной деятельности здания, строения, сооружения, помеще­ния, к используемому организациями оборудованию.

С целью проведения выездной проверки председатель комиссии по про­верке или проверяющий в соответствии с планом-заданием проверки:

запрашивает у уполномоченных должностных лиц организаций материа­лы и документы (включая информационно-аналитические и справочные мате­риалы) по вопросам, подлежащим проверке (из числа указанных в пункте 6 на­стоящего Регламента), проводит рассмотрение указанных материалов и доку­ментов;

запрашивает у уполномоченных должностных лиц организаций устные и: письменные объяснения по вопросам, подлежащим проверке;

проводит беседы с работниками организации, обучающимися, воспитан­никами, их родителями (законными представителями) по вопросам подлежа­щим проверке.

Беседы с несовершеннолетними обучающимися, воспитанниками прово­дятся в присутствии их родителей (законных представителей).

По завершении выездной проверки председатель комиссии по проверке или проверяющий производят запись о проведенном мероприятии по надзору и контролю в имеющемся в организации (структурном подразделении организа­ции) журнале учета мероприятий по надзору. 11. Документарные проверки проводятся на основании распоряжение Министерства путем изучения документов и сведений, представленных прове— Йемыми организациями.

В процессе проведения документарной проверки должностными лицами s гервую очередь рассматриваются документы организации, имеющиеся в рас­поряжении Министерства, Управления, территориальных управлений Мини­стерства, акты предыдущих проверок и иные документы о результатах осуще­ствленных мероприятий государственного надзора и контроля в отношении этих организаций.

В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах орга­низации, имеющихся в распоряжении, вызывает обоснованные сомнения либо> эти сведения не позволяют оценить исполнение организацией обязательных: требований законодательства Российской Федерации в области образования,. Управление, соответствующее территориальное управление Министерства на­правляет в адрес организации мотивированный запрос с требованием предста­вить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается копия распоряжения Министерст­ва о проведении документарной проверки.

В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запро­са организация обязана направить в Управление, соответствующее территори­альное управление Министерства указанные в запросе документы.

Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверен­ных печатью (при ее наличии) и подписью руководителя, иного уполномочен­ного соответствующими распорядительными документами лица (далее - иное уполномоченное лицо).

В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных организацией документах, либо несоответст­вие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, имеющимся у Ми­нистерства, Управления, соответствующего территориального управления Ми­нистерства и (или) полученным в ходе осуществления государственного надзоfa в отношении этой организации, информация об этом направляется организа— ta с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые Ъяснения в письменной форме.

Организация, представляющая в Управление, соответствующее террито— риальное управление Министерства пояснения относительно выявленных оши­бок и (или) противоречий в представленных документах вправе представить, дополнительно в Управление, соответствующее территориальное управление Министерства документы, подтверждающие достоверность ранее представлен­ных документов.

Должностные лица в составе комиссии или проверяющий, которые про­водят документарную проверку, обязаны рассмотреть представленные руково­дителем или иным уполномоченным лицом пояснения и документы, подтвер­ждающие достоверность ранее представленных. В случае если после рассмот­рения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений: Управление, соответствующее территориальное управление Министерства ус­танавливает признаки нарушения обязательных требований законодательства. Российской Федерации в области образования, должностные лица вправе про­вести выездную проверку.

12. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми.

12.1. Плановые проверки проводятся в соответствии с графиком плано­вых проверок Управления на соответствующий календарный год, в котором в обязательном порядке указываются следующие сведения:

наименования организаций, деятельность которых подлежит плановым проверкам;

цель и основание проведения каждой плановой проверки;

дата и сроки проведения каждой плановой проверки;

наименование органа государственного контроля (надзора), осуществ­ляющего конкретную плановую проверку.

При проведении плановой проверки Управлением, соответствующим территориальным управлением Министерства, иными органами государственного контроля (надзора) указывается наименование всех участвующих в про­верке органов.

В соответствии с графиком проведения плановых проверок Управление плановые проверки по соблюдению законодательства Российской Федерации а области образования могут проводиться в сочетании с мероприятием по кон­тролю за соблюдением предусмотренных лицензией условий и (или) с меро­приятием по контролю качества образования.

Проект графика проверок на следующий год готовится Управлением ис представляется министру образования и науки Самарской области не позднее; 15 августа текущего года. Проект графика проверок согласовывается руководи­телем Управления. График проверок утверждается министром образования ис науки Самарской области.

План проведения проверок Управлением подлежит размещению на офи­циальном сайте Министерства в сети Интернет.

Плановые проверки проводятся Управлением, соответствующим терри­ториальным управлением Министерства в отношении одной организации не чаще одного раза в два года.

О проведении плановой проверки организация уведомляется не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направ­ления копии распоряжения о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным спо­собом.

12.2. Внеплановые проверки проводятся в случае поступления в Мини­стерство, Управление, территориальное управлении Министерства обращений физических и юридических лиц с жалобами на нарушение их прав и законных интересов, получения иной информации, подтверждаемой документами и дру­гими доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких на­рушений, а также для проверки исполнения предписаний.

Информация, указанная в абзаце первом настоящего пункта, может по­ступать   в   Министерство,   Управление,   соответствующее   территориальное /правление Министерства как непосредственно в виде сведений, свидетельств дующих о наличии признаков нарушений, так и в виде основанных на наличии; йких сведений поручений Министерства образования и науки Российской Фе­дерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, иных федеральных и региональных органов государственной власти в соответствии с ix компетенцией, обращений органов местного самоуправления, уполномочен­ных должностных лиц.

Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся i Министерство, Управление, соответствующее территориальное управление Министерства, а также обращения и заявления, не содержащие сведения о фак­тах, указанных в абзаце первом настоящего пункта, не могут служить основа­нием для проведения внеплановой проверки.

Внеплановая проверка по надзору за исполнением законодательства Рос­сийской Федерации в области образования может проводиться в сочетании с-внеплановым мероприятием по контролю за соблюдением предусмотренных, лицензией условий и (или) с внеплановым мероприятием по контролю качества образования при наличии оснований, являющихся общими для указанных ме­роприятий (то есть обращений физических и (или) юридических лиц, иной ин­формации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свиде­тельствующими о наличии признаков нарушений как по вопросам исполнения законодательства Российской Федерации в области образования, так и по во­просам соблюдения предусмотренных лицензией условий и (или) по вопросам качества образования).

13. Срок проведения выездной и документарной проверок, предусмот­ренных настоящим Административным регламентом, не может превышать два­дцать рабочих дней.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, специальных экспертиз и рассле­дований на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней.

14. Результаты проверки оформляются актом в 2 экземплярах, один из ко *-торых вручается руководителю проверяемой организации, иному уполномо­ченному лицу под расписку об ознакомлении либо от отказе в ознакомлении с: актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного уполномоченного лица, а также в случае их отказа дать расписку об ознакомлении либо от отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправ­лением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле.

Если в ходе выездной проверки выявлено отсутствие в организации (структурном подразделении) журнала учета мероприятий по надзору, в акте проверки делается запись об отсутствии указанного журнала.

В акте проверки указываются:

дата, время и место составления акта проверки;

наименование органа государственного контроля (надзора);

дата и номер распоряжения Министерства;

фамилии, имена, отчества и должности проверяющего и должностных лиц, проводивших проверку;

наименование проверяемой организации, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного уполномоченного лица, присутствовавшего при проведении проверки;

дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;

сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного уполномоченного лица, присутствовавших при проведе­нии проверки, о наличии их подписей или отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверки либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у ор -ганизации указанного журнала;

сведения о несоответствии нормативного правового, локального акта про­веряемой организации законодательству Российской Федерации;

сведения о неисполнении (несоблюдении) законодательства Российской Федерации в области образования;

сведения о невыявлении нарушений законодательства Российской Феде­рации в области образования;

сведения об установлении факта исполнения или неисполнения предпи -сания;

сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного уполномоченного лица, присутствовавшего при проведе­нии проверки, о наличии их подписей или отказе от совершения подписи;

подписи проверяющего или должностных лиц, проводивших проверку.

При проведении проверки должностными лицами в составе комиссии по проверке любое должностное лицо имеет право на запись особого мнения в ак­те проверки.

К акту проверки прилагаются экспертные заключения, объяснения работ­ников организации, на которых возлагается ответственность за нарушение обя­зательных требований в области образования, предписания об устранении вы­явленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы и их копии.

В случае отсутствия руководителя, иного уполномоченного лица, а также в случае его отказа дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомле­нии с актом проверки, акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в материалах проверки в Управлении.

15. Не позднее десяти рабочих дней после завершения проверки должно­стное лицо, проводившее проверку, а в случае проведения проверки должност­ными лицами в составе комиссии председатель комиссии, на основании акта

проверки готовит отчет о проведении проверки (далее - отчет о проверке), ;te котором:

дается описание выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в области образования или указывается на факт их невыявления;

указывается на установление факта исполнения или неисполнения пред­писания.

Отчет о проверке в течение трех рабочих дней согласовывается с руково *• дителем Управления и передается на утверждение министру образования и науки Самарской области.

После утверждения отчет о проверке передается должностному лиц>/ Управления, ответственному за обработку результатов проверки и обеспечение контроля за исполнением предписания.

Если в результате проведения мероприятия по надзору не выявлены на­рушения законодательства Российской Федерации в области образования, от­ветственное должностное лицо в течение пяти рабочих дней после получения утвержденного отчета о проверке готовит уведомление об отсутствии наруше­ний. Уведомление направляется в организацию почтовым отправлением.

При проведении мероприятий по надзору и контролю территориальными управлениями Министерства материалы проверок, акты и отчеты по результа­там их проведения передаются ответственным должностным лицам Управле­ния.

16. Если в результате проведения мероприятия по надзору и контролю» выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в области обра­зования, Министерство определяет меры, направленные на устранение указан­ных нарушений, в том числе выдает организации, допустившей нарушения, предписания в соответствии с законодательством Российской Федерации в об­ласти образования.

При принятии министром образования и науки Самарской области реше­ния о направлении предписания специалист, ответственный за обработку ре­зультатов мероприятия по надзору и контролю, в течение пяти рабочих дней после получения утвержденного отчета о проверке готовит проект предписш-ния.

Предписание подписывается руководителем Управления и направляется ^ организацию по почте с уведомлением о вручении или выдается руководителю», иному уполномоченному лицу нарочно в течение пяти рабочих дней с моменте его подписания.

Предписание подлежит выполнению в установленный в нем срок. В предписании указывается срок устранения нарушений от одного до шести ме­сяцев.

В случае если в предписании срок для устранения нарушений устанавли­вается менее шести месяцев, он может быть продлен до шести месяцев по ре­шению руководителя Управления.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в случаях, уста­новленных законодательством Российской Федерации.

Отчет о результатах исполнения предписания представляется в Управле­ние. К отчету прилагаются копии документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований.

В случае если мероприятие по надзору и контролю проводилось с целью проверки исполнения предписания, отчет о проверке передается должностному лицу, ответственному за контроль исполнения предписания.

Если отчет об исполнении предписания подтверждает факт его исполне­ния, должностное лицо, ответственное за контроль исполнения предписания, направляет в проверяемую организацию уведомление за подписью руководите­ля Управления о положительном результате рассмотрения вопроса об исполне­нии предписания.

Если на основании отчета об исполнении предписания невозможно уста­новить факт его исполнения, должностное лицо, ответственное за контроль ис­полнения предписания, в течение пяти рабочих дней после рассмотрения отчета об исполнении предписания готовит проект служебной записки на имя минист­ра образования и науки Самарской области о целесообразности проведения мероприятия по надзору и контролю с целью проверки исполнения предписания ьл Передает проект служебной записки руководителю Управления.

Руководитель Управления в течение трех рабочих дней рассматриваем фоект служебной записки, визирует его либо принимает решение об отсутст­вии оснований для проведения мероприятия по надзору и о направлении в ор -ганизацию уведомления Управления о положительном результате рассмотре -шя вопроса об исполнении предписания.

В случае если руководитель Управления принял решение о направлении в организацию уведомления Управления о положительном результате рассмот­рения вопроса исполнения предписания, должностным лицом, ответственные за контроль исполнения предписания, осуществляется подготовка и направле­ние в организацию соответствующего уведомления.

В случае если руководитель Управления подписал служебную записку о проведении мероприятия по надзору и контролю, служебная записка и отчет об исполнении предписания передаются министру образования и науки Самарской области для принятия решения по вопросу о проведении мероприятия по над­зору и контролю с целью проверки исполнения предписания.

В случае если министр образования и науки Самарской области принял решение об отсутствии оснований для проведения мероприятия по надзору н контролю и о направлении в организацию уведомления о положительном ре­зультате рассмотрения вопроса исполнения предписания, должностным лицом 5 ответственным за контроль исполнения предписания, осуществляется подго­товка и направление в организацию соответствующего уведомления.

В случае если министр образования и науки Самарской области принял решение о проведении мероприятия по надзору и контролю с целью проверки исполнения предписания, должностным лицом, ответственным за контроль ис­полнения предписания, осуществляется подготовка, проведение проверки и об­работка ее результатов в соответствии с настоящим Административным регла­ментом.

В случае если мероприятие по надзору проводилось в связи с нарушена -Ы, выявленным на основании обращения по вопросу о нарушении законода-'ельства Российской Федерации в области образования, копия отчета о провер­ке передается должностному лицу, ответственному за рассмотрение обращения.

В случае если организация не исполнила предписание в установленный срок, должностное лицо, ответственное за контроль исполнения предписания, ib течение пяти рабочих дней после истечения срока исполнения предписания го -товит проект служебной записки на имя министра образования и науки Самар -ской области:

о наличии оснований для приостановления действия свидетельства о го -сударственной аккредитации или о лишении организации государственной ак­кредитации;

о наличии оснований для приостановления действия лицензии полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным образова­тельным программам, для аннулирования лицензии;

о целесообразности направления информации о неисполнении предписа­ния учредителю (учредителям) организации и (или) в правоохранительные ор­ганы Самарской области.

В случае принятия министром образования и науки Самарской области решения о приостановлении действия свидетельства о государственной аккре­дитации или о лишении организации государственной аккредитации выполня­ются необходимые административные действия в рамках государственной функции по аккредитации образовательных учреждений.

В случае принятия министром образования и науки Самарской области решения о приостановлении действия лицензии, аннулировании лицензии, вы­полняются необходимые административные действия в рамках государствен­ной функции по лицензированию образовательных учреждений.

В случае принятия министром образования и науки Самарской области решения о направлении информации о неисполнении предписания учредителю (учредителям) и (или) в правоохранительные органы Самарской области должностное лицо, ответственное за контроль исполнения предписания, в течение пяти рабочих дней готовит проекты соответствующих писем.

После подписания министром образования и науки Самарской област&-1 письма Министерства направляются почтовым отправлением с уведомлением или нарочно в течение пяти рабочих дней с момента его подписания.

В случае неисполнения предписания в установленный им срок, а также ^ случаях, установленных действующим законодательством Российской Федера­ции об образовании, в порядке, предусмотренным Кодексом об административ­ных правонарушениях, уполномоченные должностные лица Управления со­ставляют протоколы об административных правонарушениях и направляют wx. в соответствующие судебные органы.

После завершения мероприятия по надзору и контролю должностное ли­цо, ответственное за проведение этого мероприятия, оформляет дело с материа­лами проверки, которое хранится в Управлении.

17. Для информационно-методического обеспечения надзора и контроля вь сфере образования Министерство осуществляет учет результатов мероприятий: по надзору и контролю, в том числе посредством создания баз данных.

Должностное лицо, ответственное за ведение базы данных о результатах: мероприятий по надзору и контролю, вносит в базу данных информацию об^ этих мероприятиях, их результатах и принятых по их результатам мерах.

18. Работа с обращениями физических и юридических лиц по вопросам о нарушениях законодательства Российской Федерации в области образования (далее - обращение).

При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, со­держащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни граж­данина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, ор­ган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Обращение, поступившее в Министерство, Управление, соответствующее территориальное управление Министерства или должностному лицу по сет1И Интернет, подлежит рассмотрению в порядке, установленном законодательст­вом Российской Федерации.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в Министерство, Управление, соответствую -щее территориальное управление Министерства или должностному лицу.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не вхо -дит в компетенцию Министерства, Управления, соответствующего территори­ального управления Министерства или должностного лица, направляется в те­чение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответст­вующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение по­ставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в абзаце двадцать третьем настоящего пункта Административного регламента.

В случае если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов мест­ного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные ор­ганы, органы местного самоуправления или соответствующим должностные лицам.

Министерство, Управление, соответствующее территориальное управле­ние Министерства или должностное лицо при направлении письменного обра­щения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного само­управления или иному должностному лицу может в случае необходимости за­прашивать в указанных органах или у должностного лица документы и мате­риалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный ор­ган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

В случае если в соответствии с запретом, предусмотренным абзацем-! восьмым настоящего пункта Административного регламента, невозможно на­правление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит ре -шение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суде.

Обращение, поступившее в Министерство, Управление, соответствующее территориальное управление Министерства или должностному лицу в соответ­ствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В случае необходимости рассмотрение обращения может производиться с выездом на место.

Министерство, Управление, соответствующее территориальное управле­ние Министерства или должностное лицо:

обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, а в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и ма­териалы в других государственных органах, органах местного самоуправлении и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушен­ных прав, свобод и законных интересов гражданина;

дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопро­сов, за исключением случаев, указанных в абзацах с двадцатого по двадцать седьмой настоящего пункта Административного регламента;

уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Ответ на обращение подписывается министром образования и науки Са­марской области, заместителями министра образования и науки Самарской о& -ласти, руководителем соответствующего территориального управления Мини:-стерства.

Ответ на обращение, поступившее в Министерство, Управление, соответ­ствующее территориальное управление Министерства или должностному лиц^ по сети Интернет, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении .

В случае если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направ -лен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содер -жатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противо -правном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или со -вершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в со­ответствии с его компетенцией.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гра­жданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования дан­ного судебного решения.

Министерство, Управление, соответствующее территориальное управле­ние Министерства или должностное лицо при получении письменного обраще­ния, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, уг­розы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его се­мьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае если текст письменного обращения не поддается прочтению, от­вет на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, напра­вившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочте­нию.

В случае если в письменном обращении гражданина содержится вопрос^, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связ£-1 с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, министр образования и науки Самарской области, заместитель министра образования и науки Самарской области, руко -водитель соответствующего территориального управления Министерства при -нимают решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное об­ращение и ранее направляемые обращения направлялись в Министерство-, Управление, соответствующее территориальное управление Министерства или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется граж­данин, направивший обращение.

В случае если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направивше­му обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставлен­ного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведе­ний.

В случае если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, граж­данин вправе вновь направить обращение в Министерство, Управление, соот­ветствующее территориальное управление Министерства или соответствующе­му должностному лицу.

Письменное обращение, поступившее в Министерство, Управление, со­ответствующее территориальное управление Министерства или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение тридцати дней со дня регистрации письменного обращения.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, пре­дусмотренного абзацем четырнадцатым настоящего пункта, министр образова­ния и науки Самарской области, заместитель министра образования и науки

Самарской области, руководитель соответствующего территориального управ ления Министерства продлевают срок рассмотрения обращения не более чем 1ридцати дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, на­правившего обращение.

19.  Подготовка и публикация доклада об исполнении законодательства т области образования.

Проект доклада об исполнении законодательства Российской Федерации в области образования готовится должностным лицом, ответственным за под­готовку доклада, на основании свода и анализа информации, содержащейся в базе данных о результатах мероприятий по надзору и контролю и отчетов о проверках, проведенных Управлением.

Проект доклада согласовывается руководителем Управления и представ­ляется министру образования и науки Самарской области не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Доклад утверждается министром образования и науки Самарской области и публикуется на официальном сайте Министерства з сети Интернет.

IV. ПОРЯДОК И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ

20.   Должностные лица,  участвующие в  исполнении  государственной функции, несут персональную ответственность за полноту и качество исполне­ния государственной функции, за соблюдение и исполнение положений на­стоящего Регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции. Ответственность должно­стных лиц, участвующих в исполнении государственной функции, устанавли­вается в их должностных регламентах в соответствии с требованиями законода­тельных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Текущий контроль за полнотой и качеством исполнения государственной функции, за соблюдением и исполнением должностными лицами, участвую­щими в исполнении государственной функции, положений настоящего Регла

кента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования ft< Исполнению государственной функции, (далее - текущий контроль) осуществл­яется должностными лицами Министерства, ответственными за организацию работы по исполнению государственной функции (далее - должностные лица^, ответственные за организацию исполнения государственной функции).

Перечень должностных лиц, ответственных за организацию исполнения государственной функции, устанавливается распоряжением Министерства.

Текущий контроль осуществляется как в плановом режиме, так и путе^ внеплановых контрольных мероприятий.

Текущий контроль осуществляется путем проведения должностными ли­цами, ответственными за организацию исполнения государственной функции , проверок полноты и качества исполнения государственной функции, соблюде­ния и исполнения положений настоящего Регламента, иных нормативных пра­вовых актов Российской Федерации и Самарской области, выявления и обеспе­чения устранения выявленных нарушений, рассмотрения, принятия решений и подготовки ответов на обращения физических и юридических лиц, содержащих жалобы на действия (бездействие) должностных лиц Министерства, участвую­щих в исполнении государственной функции.

Периодичность осуществления текущего контроля устанавливается руко­водителем Управления.

Должностные лица, ответственные за организацию исполнения государ­ственной функции, несут персональную ответственность за организацию рабо­ты по исполнению государственной функции в соответствии с настоящим Рег­ламентом и иными нормативными правовыми актами, устанавливающими тре­бования к исполнению государственной функции, за обеспечение полноты и: качества исполнения государственной функции.

Устанавливаются следующие требования к порядку и формам проведения текущего контроля:

проведение текущего контроля не реже двух раз в год;

проведение текущего контроля в форме плановых и внеплановых пров< рок;

участие в проведении текущего контроля представителей образователь Шх и научных организаций, органов государственной власти и органов мест його самоуправления.

В ходе текущего контроля проводятся комплексные и тематические про» верки. При проведении комплексной проверки рассматривается исполнение го­сударственной функции в целом; при проведении тематической проверки - во -лросы, связанные с исполнением определенной административной процедуры.

По результатам проведенных проверок в случае выявления нарушений ярав физических и (или) юридических лиц действиями (бездействием) должно -стных лиц, участвующих в исполнении государственной функции, виновные лица привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодатель -ством Российской Федерации.

О мерах, принятых в отношении должностных лиц, виновных в наруше­нии законодательства Российской Федерации, в течение десяти дней со дня лринятия таких мер Министерство обязано сообщить в письменной форме юридическому лицу, права и (или) законные интересы лиц, права которых на­рушены.

V. ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, А ТАКЖЕ ПРИНИМАЕМЫХ ИМИ РЕШЕНИЙ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ

21. Действия (бездействие), решения должностных лиц, осуществляемые (принятые) в ходе исполнения государственной функции, могут быть обжало­ваны министру образования и науки Самарской области, руководителю Управ­ления как письменно, так и в ходе личного приема, проводимого в соответствии с утверждаемым ежемесячно графиком.

Обращение подается в письменной форме и должно содержать: при подаче обращения физическим лицом - его фамилию, «мя, отчество ('оследнее - при наличии), при подаче обращения юридическим лицом - его наи­менование;

почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомлен­ие о переадресации обращения;

наименование государственного органа, в который направляется письмен -ное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного ляца, либо должность соответствующего лица;

суть обращения;

при подаче обращения физическим лицом - личную подпись физического лица, при подаче обращения юридическим лицом - подпись руководителя (за­местителя руководителя) юридического лица;

дату обращения.

К обращению могут быть приложены копии документов, подтверждаю­щих изложенную в обращении информацию.

В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обра­щение с согласия физического лица или уполномоченного представителя орга­низации может быть дан устно в ходе личного приема. В остальных случаях да­ется письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистра­ции в установленном порядке и рассмотрению в соответствии с настоящимс Регламентом.

Письменный ответ направляется автору обращения не позднее тридцати: дней со дня регистрации письменного обращения в Управлении или в Мини­стерстве.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса в госу­дарственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более, чем на три

дней. О продлении срока рассмотрения обращения автор обращения уве­домляется письменно с указанием причин продления.

Физические лица и уполномоченные представители организаций вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, а также принимаемые «ми решения при исполнении государственной функции, в судебном порядке,

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Газета "Волжская коммуна" № 80 от 11.03.2010
Рубрики правового классификатора: 130.010.000 Образование (см. также 200.160.040)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать