Основная информация
Дата опубликования: | 16 января 2012г. |
Номер документа: | RU08000201200028 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Республика Калмыкия |
Принявший орган: | Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
ПРИКАЗ
от 16.01.2012 г. № 24 г. Элиста
Об утверждении программы «Социальная адаптация и сопровождение выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2012 год
Срок действия истек
В целях исполнения пункта 7 перечня Поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 06.12.2010 года № Пр-3534, в соответствии с распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 24.11.2011 года № 310-р о создании бюджетного учреждения «Центр психолого-педагогической помощи в сфере образования» приказываю:
1. Утвердить прилагаемую программу «Социальная адаптация и сопровождение выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2012 год (далее - Программа).
2. Директору бюджетного учреждения «Центр психолого-педагогической помощи в сфере образования» (Мальмакова Т.Г.), отделу дополнительного образования, воспитания и защиты прав детства (Очиров С.Ц.) обеспечить необходимые меры по реализации Программы.
3. Общему отделу (Горяева В.В.) опубликовать текст Программы в газете «Хальмг Унн» в установленном порядке;
4. Контроль над исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Заместитель Министра образования,
культуры и науки Республики Калмыкия Б.Б. Дякиева
Утверждена
Приказом Министерства образования,
культуры и науки Республики Калмыкия
от 16.01.2012 г. № 24
ПРОГРАММА
«СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЕ
ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»
на 2012 ГОД
I. Актуальность проблемы
В число наиболее актуальных задач, стоящих перед органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), входит задача совершенствования системы социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая их социально-психологическое сопровождение, обеспечение жильем, оказание содействия в получении профессионального образования и трудоустройстве после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Данная проблема нашла свое отражение в Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года и поручениях Президента Российской Федерации, направленных на его реализацию, предусматривающих разработку и реализацию программ социальной адаптации и сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот.
В Республике Калмыкия не уменьшается число детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время зарегистрированы 1087 детей данной категории в возрасте от 0 до 18 лет. Из них на полном государственном обеспечении находятся 150 детей, среди которых - 90 детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и 60 детей в учреждениях профессионального образования.
Кроме того, в 2011-2012 учебном году в учреждениях начального, среднего и высшего образования получают профессию и находятся на полном государственном обеспечении 247 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них в возрасте от 18 до 23 лет- 224 чел., старше 23 лет - 23 чел.
Приведенные данные являются подтверждением необходимости постинтернатного сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обусловлено рядом факторов.
Во-первых, выпускники интернатных учреждений имеют низкий уровень готовности к самостоятельной жизни, пребывание на полном государственном обеспечении формирует у них позицию иждивенчества. Многие из них не имеют навыков ведения домашнего хозяйства, не могут самостоятельно распределить имеющиеся денежные средства, не имеют представления о семейной жизни, распределении обязанностей.
Во-вторых, у большинства из них не сформировано чувство родного дома, поэтому быстро формируются вредные привычки, развивается наследственная тяга к алкоголю. У большинства детей наблюдаются нарушения в психике вследствие перенесенных психических травм и алкоголизации родителей.
В-третьих, неблагополучные социально-бытовые и социально-психологические условия проживания детей в неблагополучных семьях, приводят к развитию хронических соматических заболеваний.
Кроме того, большинство выпускников интернатных учреждений, как правило, не способно самостоятельно решить вопросы трудоустройства, регистрации по месту жительства, оформления социальных пенсий и пособий. Подростки покидают детские дома и начинают самостоятельную жизнь не только не приспособленными (не адаптированными) к ней из-за специфики пребывания в интернатном учреждении, но и физически, морально не окрепшими.
Самой острой проблемой жизнеустройства детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является жилищный вопрос.
В 2011 году в соответствии с Законом Республики Калмыкия «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Калмыкия» от 25.04.2006г. № 262 на учете состоят 1064 человека, не имеющие жилья.
В связи с этим Республика Калмыкия предлагает рассмотреть возможность по отнесению расходных обязательств по реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к бюджету Российской Федерации, разработать и принять федеральную целевую программу на 2013-2015 годы «Жилье — детям-сиротам».
Из-за отсутствия регистрации по месту жительства многие выпускники детских домов не имеют возможности трудоустроиться, к тому же их мотивация к приобретению профессиональных знаний недостаточно высока.
Сегодня эту проблему Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия решает во взаимодействии с Агентством занятости населения и труда Республики Калмыкия.
Важнейшим условием социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений является их подготовленность к браку и семейной жизни. Далеко не все бывшие воспитанники детских домов и дети, оставшиеся без попечения родителей, сумели создать семью.
Фактором, обуславливающим низкий уровень социализации выпускников интернатных учреждений, является также образовательная дезадаптация, которая проявляется в следующем: низкая учебная мотивация детей-сирот, отсутствие профессиональной направленности и неумение прогнозировать свое будущее.
Кроме того, выпускники испытывают правовую незащищенность, выражающуюся в неумении отстаивать свои личные и имущественные права, в незнании законов и органов и учреждений, в которых им может быть оказана различного рода помощь.
Их социальная дезадаптированность приводит к тому, что часть из них попадают в группу «социального риска».
Для решения проблем постинтернатной социальной адаптации детей-сирот в республике уже сделаны определенные шаги.
В Республике Калмыкия обеспечены меры по предоставлению бесплатного медицинского обслуживания и оперативного лечения детей-сирот, в том числе проведение ежегодной диспансеризации.
В настоящее время в республике разработана необходимая нормативно - правовая база, определяющая деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по защите законных интересов, личных, имущественных, иных прав детей-сирот.
На основании распоряжения Правительства Республики Калмыкия от 24 ноября 2011г. № 310-р создано бюджетное учреждение Республики Калмыкия «Центр психолого-педагогической помощи в сфере образования» (далее - БУ РК «ЦПППСО»).
II. Цели, задачи и направления программы.
Цель: обеспечение успешной социальной адаптации выпускников детских домов, детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и построение системы взаимодействия вневедомственных структур по их постинтернатному сопровождению.
Задачи:
1. систематизация банка данных о выпускниках детских домов, детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2. оказание социально-правовой, психолого-педагогической помощи детям данной категории;
3. оказание методической помощи специалистам, работающим с детьми данной категории;
Основные направления:
1. Методическая и аналитическая работа с целью сбора данных о выпускниках детского дома, их анализа и обобщения с последующей разработкой предложений по работе с выпускниками детских домов, по коррекции их социопатического опыта и по профилактике их дезадаптации, выпуск методических материалов.
2. Организация и оказание социально-правовой помощи выпускникам детских домов и поддержки их в трудных жизненных ситуациях с целью обеспечения элементарных стартовых возможностей в социально-бытовой сфере в рамках Российского законодательства, правовое просвещение (выпуск памяток, рекомендаций, индивидуальное и групповое консультирование и т.д.).
3. Методическая и психолого-педагогическая работа с коллективами детских домов и интернатных учреждений (семинары, рекомендации, консультирование, оказание помощи в построении содержательной работы).
4. Разработка и построение модели взаимодействия субъектов постинтернатного сопровождения выпускников детского дома (специалисты Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия (далее-МОКиНРК), Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия (далее-МЗиСРК); Министерства спорта, туризма и молодежной политики Республики Калмыкия (далее-МСТиМПРК), Агентства занятости населения и труда Республики Калмыкия (далее-Агентство), Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (далее-МСТиДХРК), специалисты органов опеки и попечительства муниципальных образований Республики Калмыкия, руководители учреждений интернатного типа, образовательных, медицинских учреждений Республики Калмыкия; секретари комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы по делам несовершеннолетних; специалисты комплексных центров социального обслуживания населения Республики Калмыкия, Молодежная спортивная общественная организация «Наш дом г. Элиста»);
5. Мониторинг социально-психологической адаптации выпускников детского дома и интернатных учреждений и сотрудничество с отделом социологических исследований Института комплексных исследований аридных территорий при Министерстве образования, культуры и науки Республики Калмыкия.
6. Создание методической базы по организации и осуществлению постинтернатного сопровождения выпускников детских домов и интернатных учреждений.
III. Ожидаемые результаты реализации программы и показатели ее эффективности:
1. создание в учреждениях индивидуальных и групповых программ сопровождения воспитанников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2. создание системы межведомственного взаимодействия по вопросам постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3. увеличение доли выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных социально-педагогическим сопровождением, в общем числе выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов;
4. увеличение доли выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получивших профессиональное образование;
5. увеличение доли трудоустроенных выпускников;
6. увеличение доли выпускников, решивших имущественные и жилищные проблемы из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
IV. Перечень мероприятий по реализации республиканской программы
№
Наименование
Исполнитель
Сроки исполнения
Направление 1. Методическая и аналитическая работа по сбору данных
1.
Разработка единой системы сбора данных
БУ РК «ЦПППСО»
январь-февраль 2012г.
2.
Взаимодействие со специалистами районных отделов опеки и попечительства
БУ РК «ЦПППСО»
ежеквартально
3.
Корректировка и обновление банка данных
БУ РК «ЦПППСО»
ежеквартально
4.
Анализ и обобщение банка данных с целью изучения динамики
БУ РК «ЦПППСО»
2 раза в год
Направление 2. Оказание социально-правовой помощи
5.
Предоставление мер социальной поддержки выпускникам детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
МОКиНРК
постоянно
6.
Защита имущественных прав воспитанников детского дома и специальных (коррекционных) школ- интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая своевременную постановку их на предварительный регистрационный учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, обеспечение сохранности жилья
Органы опеки и попечительства, МОКиНРК
постоянно
7.
Повышение правовой грамотности воспитанников через индивидуальные и групповые консультации и информационные бюллетени
юристы отделов и управлений образования, юрист БУ РК «ЦПППСО»
постоянно
8.
Повышение правовой компетентности специалистов, работающих с данной категорией детей
юристы отделов и управлений образования, юрист БУ РК «ЦПППСО»
постоянно
9.
Предоставление государственных услуг по профессиональной ориентации и содействию в поиске подходящей работы выпускникам детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов
МОКиНРК, Агентство
постоянно
Направление 3. Методическая и психолого-педагогическая работа с коллективами детского дома и интернатных учреждений
10.
Организация и проведение Республиканской конференции «Чужих детей не бывает!».
МОКиНРК
БУ РК «ЦПППСО»
январь 2012
11.
Республиканский слет выпускников детских домов в честь 90-летия Городовиковского детского дома.
МОКиНРК
БУ РК «ЦПППСО»
май
12.
Проведение конкурса программ образовательного, социально-правового, психолого-педагогического сопровождения
БУРК«ЦПППСО»
май
13.
Проведение творческих конкурсов среди воспитанников детского дома и интернатных учреждений
БУ РК «ЦПППСО»
в течение года
14.
Организация и проведение практических семинаров, консультаций, психологических тренингов для специалистов, работающих с данной категорией детей
БУ РК «ЦПППСО»
в течение года
Направление 4. Разработка и построение модели взаимодействия субъектов
постинтернатного сопровождения
15.
Создание Республиканского Совета по социализации выпускников детских домов и интернатных учреждений при МОКиНРК
МОКиН РК
январь
16.
Координация деятельности республиканского Совета по социализации выпускников детских домов
МОКиН РК
в течение года
17.
Дальнейшая работа по взаимодействию всех структур по реализации модели постинтернатного сопровождения (проведение совещаний с различными Министерствами и ведомствами по различным проблемам)
МОКиН РК,
БУ РК «ЦПППСО»
в течение года
18.
Организация и проведение ведомственных конкурсов среди специалистов, занимающихся данной проблемой
МОКиНРК
БУ РК «ЦПППСО»
в течение года
Направление 5. Мониторинг социально-психологической адаптации выпускников детского дома и интернатных учреждений и сотрудничество с отделом социологических исследований бюджетного научного учреждения
«Институт комплексных исследований аридных территорий» (далее - БНУ «ИКИАТ») при МОКиНРК
19.
Создание единой региональной системы мониторинга возможных проблем воспитанников и выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
БУ РК «ЦПППСО» БНУ РК «ИКИАТ»
в течение года
20.
Психологическая диагностика изучения личностной и эмоциональной сферы воспитанников детского дома и интернатных учреждений
БУ РК «ЦПППСО»
в течение года
21.
Изучение удовлетворенности качеством жизни выпускников детских домов и интернатных учреждений
БУ РК «ЩШПСО» БНУ РК «ИКИАТ»
в течение года
22.
Определение уровня социализированности личности воспитанников и выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов
БУ РК «ЦПППСО»
в течение года
Направление 6. Создание методической базы по организации и осуществлению постинтернатного сопровождения бывших воспитанников детских домов и
интернатных учреждений
23.
Информационное сопровождение программы (подготовка методических рекомендаций, буклетов, памяток)
БУ РК «ЦПППСО»
в течение года
24.
Разработка Положения о конкурсе программ сопровождения воспитанников и выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов
БУ РК «ЦПППСО»
февраль
25.
Проведение консультирования специалистов по разработке образовательных, социально-правовых, психолого-педагогических и воспитательных программ сопровождения воспитанников и выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов
БУ РК «ЦПППСО»
февраль - май
26.
Разработка программ сопровождения воспитанников и выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов
Казенные образовательные учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: «Городовиковский детский дом (смешанный)», «Матросовский специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
в течение года
27.
Разработка программы социально-психологических тренингов по развитию жизненных навыков у воспитанников детского дома и специальных (коррекционных) школ-интернатов
БУ РК «ЦПППСО»
январь, февраль
28.
Анализ и подведение итогов республиканского конкурса программ сопровождения воспитанников и выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов
МОКиН РК, БУ РК «ЦПППСО»
июнь
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
ПРИКАЗ
от 16.01.2012 г. № 24 г. Элиста
Об утверждении программы «Социальная адаптация и сопровождение выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2012 год
Срок действия истек
В целях исполнения пункта 7 перечня Поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 06.12.2010 года № Пр-3534, в соответствии с распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 24.11.2011 года № 310-р о создании бюджетного учреждения «Центр психолого-педагогической помощи в сфере образования» приказываю:
1. Утвердить прилагаемую программу «Социальная адаптация и сопровождение выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2012 год (далее - Программа).
2. Директору бюджетного учреждения «Центр психолого-педагогической помощи в сфере образования» (Мальмакова Т.Г.), отделу дополнительного образования, воспитания и защиты прав детства (Очиров С.Ц.) обеспечить необходимые меры по реализации Программы.
3. Общему отделу (Горяева В.В.) опубликовать текст Программы в газете «Хальмг Унн» в установленном порядке;
4. Контроль над исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Заместитель Министра образования,
культуры и науки Республики Калмыкия Б.Б. Дякиева
Утверждена
Приказом Министерства образования,
культуры и науки Республики Калмыкия
от 16.01.2012 г. № 24
ПРОГРАММА
«СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЕ
ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»
на 2012 ГОД
I. Актуальность проблемы
В число наиболее актуальных задач, стоящих перед органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), входит задача совершенствования системы социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая их социально-психологическое сопровождение, обеспечение жильем, оказание содействия в получении профессионального образования и трудоустройстве после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Данная проблема нашла свое отражение в Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года и поручениях Президента Российской Федерации, направленных на его реализацию, предусматривающих разработку и реализацию программ социальной адаптации и сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот.
В Республике Калмыкия не уменьшается число детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время зарегистрированы 1087 детей данной категории в возрасте от 0 до 18 лет. Из них на полном государственном обеспечении находятся 150 детей, среди которых - 90 детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и 60 детей в учреждениях профессионального образования.
Кроме того, в 2011-2012 учебном году в учреждениях начального, среднего и высшего образования получают профессию и находятся на полном государственном обеспечении 247 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них в возрасте от 18 до 23 лет- 224 чел., старше 23 лет - 23 чел.
Приведенные данные являются подтверждением необходимости постинтернатного сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обусловлено рядом факторов.
Во-первых, выпускники интернатных учреждений имеют низкий уровень готовности к самостоятельной жизни, пребывание на полном государственном обеспечении формирует у них позицию иждивенчества. Многие из них не имеют навыков ведения домашнего хозяйства, не могут самостоятельно распределить имеющиеся денежные средства, не имеют представления о семейной жизни, распределении обязанностей.
Во-вторых, у большинства из них не сформировано чувство родного дома, поэтому быстро формируются вредные привычки, развивается наследственная тяга к алкоголю. У большинства детей наблюдаются нарушения в психике вследствие перенесенных психических травм и алкоголизации родителей.
В-третьих, неблагополучные социально-бытовые и социально-психологические условия проживания детей в неблагополучных семьях, приводят к развитию хронических соматических заболеваний.
Кроме того, большинство выпускников интернатных учреждений, как правило, не способно самостоятельно решить вопросы трудоустройства, регистрации по месту жительства, оформления социальных пенсий и пособий. Подростки покидают детские дома и начинают самостоятельную жизнь не только не приспособленными (не адаптированными) к ней из-за специфики пребывания в интернатном учреждении, но и физически, морально не окрепшими.
Самой острой проблемой жизнеустройства детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является жилищный вопрос.
В 2011 году в соответствии с Законом Республики Калмыкия «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Калмыкия» от 25.04.2006г. № 262 на учете состоят 1064 человека, не имеющие жилья.
В связи с этим Республика Калмыкия предлагает рассмотреть возможность по отнесению расходных обязательств по реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к бюджету Российской Федерации, разработать и принять федеральную целевую программу на 2013-2015 годы «Жилье — детям-сиротам».
Из-за отсутствия регистрации по месту жительства многие выпускники детских домов не имеют возможности трудоустроиться, к тому же их мотивация к приобретению профессиональных знаний недостаточно высока.
Сегодня эту проблему Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия решает во взаимодействии с Агентством занятости населения и труда Республики Калмыкия.
Важнейшим условием социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений является их подготовленность к браку и семейной жизни. Далеко не все бывшие воспитанники детских домов и дети, оставшиеся без попечения родителей, сумели создать семью.
Фактором, обуславливающим низкий уровень социализации выпускников интернатных учреждений, является также образовательная дезадаптация, которая проявляется в следующем: низкая учебная мотивация детей-сирот, отсутствие профессиональной направленности и неумение прогнозировать свое будущее.
Кроме того, выпускники испытывают правовую незащищенность, выражающуюся в неумении отстаивать свои личные и имущественные права, в незнании законов и органов и учреждений, в которых им может быть оказана различного рода помощь.
Их социальная дезадаптированность приводит к тому, что часть из них попадают в группу «социального риска».
Для решения проблем постинтернатной социальной адаптации детей-сирот в республике уже сделаны определенные шаги.
В Республике Калмыкия обеспечены меры по предоставлению бесплатного медицинского обслуживания и оперативного лечения детей-сирот, в том числе проведение ежегодной диспансеризации.
В настоящее время в республике разработана необходимая нормативно - правовая база, определяющая деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по защите законных интересов, личных, имущественных, иных прав детей-сирот.
На основании распоряжения Правительства Республики Калмыкия от 24 ноября 2011г. № 310-р создано бюджетное учреждение Республики Калмыкия «Центр психолого-педагогической помощи в сфере образования» (далее - БУ РК «ЦПППСО»).
II. Цели, задачи и направления программы.
Цель: обеспечение успешной социальной адаптации выпускников детских домов, детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и построение системы взаимодействия вневедомственных структур по их постинтернатному сопровождению.
Задачи:
1. систематизация банка данных о выпускниках детских домов, детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2. оказание социально-правовой, психолого-педагогической помощи детям данной категории;
3. оказание методической помощи специалистам, работающим с детьми данной категории;
Основные направления:
1. Методическая и аналитическая работа с целью сбора данных о выпускниках детского дома, их анализа и обобщения с последующей разработкой предложений по работе с выпускниками детских домов, по коррекции их социопатического опыта и по профилактике их дезадаптации, выпуск методических материалов.
2. Организация и оказание социально-правовой помощи выпускникам детских домов и поддержки их в трудных жизненных ситуациях с целью обеспечения элементарных стартовых возможностей в социально-бытовой сфере в рамках Российского законодательства, правовое просвещение (выпуск памяток, рекомендаций, индивидуальное и групповое консультирование и т.д.).
3. Методическая и психолого-педагогическая работа с коллективами детских домов и интернатных учреждений (семинары, рекомендации, консультирование, оказание помощи в построении содержательной работы).
4. Разработка и построение модели взаимодействия субъектов постинтернатного сопровождения выпускников детского дома (специалисты Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия (далее-МОКиНРК), Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия (далее-МЗиСРК); Министерства спорта, туризма и молодежной политики Республики Калмыкия (далее-МСТиМПРК), Агентства занятости населения и труда Республики Калмыкия (далее-Агентство), Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (далее-МСТиДХРК), специалисты органов опеки и попечительства муниципальных образований Республики Калмыкия, руководители учреждений интернатного типа, образовательных, медицинских учреждений Республики Калмыкия; секретари комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы по делам несовершеннолетних; специалисты комплексных центров социального обслуживания населения Республики Калмыкия, Молодежная спортивная общественная организация «Наш дом г. Элиста»);
5. Мониторинг социально-психологической адаптации выпускников детского дома и интернатных учреждений и сотрудничество с отделом социологических исследований Института комплексных исследований аридных территорий при Министерстве образования, культуры и науки Республики Калмыкия.
6. Создание методической базы по организации и осуществлению постинтернатного сопровождения выпускников детских домов и интернатных учреждений.
III. Ожидаемые результаты реализации программы и показатели ее эффективности:
1. создание в учреждениях индивидуальных и групповых программ сопровождения воспитанников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2. создание системы межведомственного взаимодействия по вопросам постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3. увеличение доли выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных социально-педагогическим сопровождением, в общем числе выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов;
4. увеличение доли выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получивших профессиональное образование;
5. увеличение доли трудоустроенных выпускников;
6. увеличение доли выпускников, решивших имущественные и жилищные проблемы из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
IV. Перечень мероприятий по реализации республиканской программы
№
Наименование
Исполнитель
Сроки исполнения
Направление 1. Методическая и аналитическая работа по сбору данных
1.
Разработка единой системы сбора данных
БУ РК «ЦПППСО»
январь-февраль 2012г.
2.
Взаимодействие со специалистами районных отделов опеки и попечительства
БУ РК «ЦПППСО»
ежеквартально
3.
Корректировка и обновление банка данных
БУ РК «ЦПППСО»
ежеквартально
4.
Анализ и обобщение банка данных с целью изучения динамики
БУ РК «ЦПППСО»
2 раза в год
Направление 2. Оказание социально-правовой помощи
5.
Предоставление мер социальной поддержки выпускникам детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
МОКиНРК
постоянно
6.
Защита имущественных прав воспитанников детского дома и специальных (коррекционных) школ- интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая своевременную постановку их на предварительный регистрационный учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, обеспечение сохранности жилья
Органы опеки и попечительства, МОКиНРК
постоянно
7.
Повышение правовой грамотности воспитанников через индивидуальные и групповые консультации и информационные бюллетени
юристы отделов и управлений образования, юрист БУ РК «ЦПППСО»
постоянно
8.
Повышение правовой компетентности специалистов, работающих с данной категорией детей
юристы отделов и управлений образования, юрист БУ РК «ЦПППСО»
постоянно
9.
Предоставление государственных услуг по профессиональной ориентации и содействию в поиске подходящей работы выпускникам детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов
МОКиНРК, Агентство
постоянно
Направление 3. Методическая и психолого-педагогическая работа с коллективами детского дома и интернатных учреждений
10.
Организация и проведение Республиканской конференции «Чужих детей не бывает!».
МОКиНРК
БУ РК «ЦПППСО»
январь 2012
11.
Республиканский слет выпускников детских домов в честь 90-летия Городовиковского детского дома.
МОКиНРК
БУ РК «ЦПППСО»
май
12.
Проведение конкурса программ образовательного, социально-правового, психолого-педагогического сопровождения
БУРК«ЦПППСО»
май
13.
Проведение творческих конкурсов среди воспитанников детского дома и интернатных учреждений
БУ РК «ЦПППСО»
в течение года
14.
Организация и проведение практических семинаров, консультаций, психологических тренингов для специалистов, работающих с данной категорией детей
БУ РК «ЦПППСО»
в течение года
Направление 4. Разработка и построение модели взаимодействия субъектов
постинтернатного сопровождения
15.
Создание Республиканского Совета по социализации выпускников детских домов и интернатных учреждений при МОКиНРК
МОКиН РК
январь
16.
Координация деятельности республиканского Совета по социализации выпускников детских домов
МОКиН РК
в течение года
17.
Дальнейшая работа по взаимодействию всех структур по реализации модели постинтернатного сопровождения (проведение совещаний с различными Министерствами и ведомствами по различным проблемам)
МОКиН РК,
БУ РК «ЦПППСО»
в течение года
18.
Организация и проведение ведомственных конкурсов среди специалистов, занимающихся данной проблемой
МОКиНРК
БУ РК «ЦПППСО»
в течение года
Направление 5. Мониторинг социально-психологической адаптации выпускников детского дома и интернатных учреждений и сотрудничество с отделом социологических исследований бюджетного научного учреждения
«Институт комплексных исследований аридных территорий» (далее - БНУ «ИКИАТ») при МОКиНРК
19.
Создание единой региональной системы мониторинга возможных проблем воспитанников и выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
БУ РК «ЦПППСО» БНУ РК «ИКИАТ»
в течение года
20.
Психологическая диагностика изучения личностной и эмоциональной сферы воспитанников детского дома и интернатных учреждений
БУ РК «ЦПППСО»
в течение года
21.
Изучение удовлетворенности качеством жизни выпускников детских домов и интернатных учреждений
БУ РК «ЩШПСО» БНУ РК «ИКИАТ»
в течение года
22.
Определение уровня социализированности личности воспитанников и выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов
БУ РК «ЦПППСО»
в течение года
Направление 6. Создание методической базы по организации и осуществлению постинтернатного сопровождения бывших воспитанников детских домов и
интернатных учреждений
23.
Информационное сопровождение программы (подготовка методических рекомендаций, буклетов, памяток)
БУ РК «ЦПППСО»
в течение года
24.
Разработка Положения о конкурсе программ сопровождения воспитанников и выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов
БУ РК «ЦПППСО»
февраль
25.
Проведение консультирования специалистов по разработке образовательных, социально-правовых, психолого-педагогических и воспитательных программ сопровождения воспитанников и выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов
БУ РК «ЦПППСО»
февраль - май
26.
Разработка программ сопровождения воспитанников и выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов
Казенные образовательные учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: «Городовиковский детский дом (смешанный)», «Матросовский специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
в течение года
27.
Разработка программы социально-психологических тренингов по развитию жизненных навыков у воспитанников детского дома и специальных (коррекционных) школ-интернатов
БУ РК «ЦПППСО»
январь, февраль
28.
Анализ и подведение итогов республиканского конкурса программ сопровождения воспитанников и выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов
МОКиН РК, БУ РК «ЦПППСО»
июнь
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Хальмг Унн № 21 (16371) от 08.02.2012 |
Рубрики правового классификатора: | 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 130.010.030 Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс, 130.010.020 Управление системой образования (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: