Основная информация

Дата опубликования: 16 января 2012г.
Номер документа: RU08000201200028
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Калмыкия
Принявший орган: Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

ПРИКАЗ

от 16.01.2012 г.                                                                      № 24                                                                           г. Элиста

Об утверждении программы «Социальная адаптация и сопровождение выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2012 год

Срок действия истек

В целях исполнения пункта 7 перечня Поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 06.12.2010 года № Пр-3534, в соответствии с распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 24.11.2011 года № 310-р о создании бюджетного учреждения «Центр психолого-педагогической помощи в сфере образования» приказываю:

1.              Утвердить прилагаемую программу «Социальная адаптация и сопровождение выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2012 год (далее - Программа).

2. Директору бюджетного учреждения «Центр психолого-педагогической помощи в сфере образования» (Мальмакова Т.Г.), отделу дополнительного образования, воспитания и защиты прав детства (Очиров С.Ц.) обеспечить необходимые меры по реализации Программы.

3. Общему отделу (Горяева В.В.) опубликовать текст Программы в газете «Хальмг Унн» в установленном порядке;

4. Контроль над исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Заместитель Министра образования,

культуры и науки Республики Калмыкия                            Б.Б. Дякиева

Утверждена

Приказом Министерства образования,

культуры и науки Республики Калмыкия

от 16.01.2012 г. № 24

ПРОГРАММА

«СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЕ

ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,

ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

на 2012 ГОД

I. Актуальность проблемы

В число наиболее актуальных задач, стоящих перед органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), входит задача совершенствования системы социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая их социально-психологическое сопровождение, обеспечение жильем, оказание содействия в получении профессионального образования и трудоустройстве после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Данная проблема нашла свое отражение в Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года и поручениях Президента Российской Федерации, направленных на его реализацию, предусматривающих разработку и реализацию программ социальной адаптации и сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот.

В Республике Калмыкия не уменьшается число детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время зарегистрированы 1087 детей данной категории в возрасте от 0 до 18 лет. Из них на полном государственном обеспечении находятся 150 детей, среди которых - 90 детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и 60 детей в учреждениях профессионального образования.

Кроме того, в 2011-2012 учебном году в учреждениях начального, среднего и высшего образования получают профессию и находятся на полном государственном обеспечении 247 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них в возрасте от 18 до 23 лет- 224 чел., старше 23 лет - 23 чел.

Приведенные данные являются подтверждением необходимости постинтернатного сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обусловлено рядом факторов.

Во-первых, выпускники интернатных учреждений имеют низкий уровень готовности к самостоятельной жизни, пребывание на полном государственном обеспечении формирует у них позицию иждивенчества. Многие из них не имеют навыков ведения домашнего хозяйства, не могут самостоятельно распределить имеющиеся денежные средства, не имеют представления о семейной жизни, распределении обязанностей.

Во-вторых, у большинства из них не сформировано чувство родного дома, поэтому быстро формируются вредные привычки, развивается наследственная тяга к алкоголю. У большинства детей наблюдаются нарушения в психике вследствие перенесенных психических травм и алкоголизации родителей.

В-третьих, неблагополучные социально-бытовые и социально-психологические условия проживания детей в неблагополучных семьях, приводят к развитию хронических соматических заболеваний.

Кроме того, большинство выпускников интернатных учреждений, как правило, не способно самостоятельно решить вопросы трудоустройства, регистрации по месту жительства, оформления социальных пенсий и пособий. Подростки покидают детские дома и начинают самостоятельную жизнь не только не приспособленными (не адаптированными) к ней из-за специфики пребывания в интернатном учреждении, но и физически, морально не окрепшими.

Самой острой проблемой жизнеустройства детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является жилищный вопрос.

В 2011 году в соответствии с Законом Республики Калмыкия «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Калмыкия» от 25.04.2006г. № 262 на учете состоят 1064 человека, не имеющие жилья.

В связи с этим Республика Калмыкия предлагает рассмотреть возможность по отнесению расходных обязательств по реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к бюджету Российской Федерации, разработать и принять федеральную целевую программу на 2013-2015 годы «Жилье — детям-сиротам».

Из-за отсутствия регистрации по месту жительства многие выпускники детских домов не имеют возможности трудоустроиться, к тому же их мотивация к приобретению профессиональных знаний недостаточно высока.

Сегодня эту проблему Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия решает во взаимодействии с Агентством занятости населения и труда Республики Калмыкия.

Важнейшим условием социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений является их подготовленность к браку и семейной жизни. Далеко не все бывшие воспитанники детских домов и дети, оставшиеся без попечения родителей, сумели создать семью.

Фактором, обуславливающим низкий уровень социализации выпускников интернатных учреждений, является также образовательная дезадаптация, которая проявляется в следующем: низкая учебная мотивация детей-сирот, отсутствие профессиональной направленности и неумение прогнозировать свое будущее.

Кроме того, выпускники испытывают правовую незащищенность, выражающуюся в неумении отстаивать свои личные и имущественные права, в незнании законов и органов и учреждений, в которых им может быть оказана различного рода помощь.

Их социальная дезадаптированность приводит к тому, что часть из них попадают в группу «социального риска».

Для решения проблем постинтернатной социальной адаптации детей-сирот в республике уже сделаны определенные шаги.

В Республике Калмыкия обеспечены меры по предоставлению бесплатного медицинского обслуживания и оперативного лечения детей-сирот, в том числе проведение ежегодной диспансеризации.

В настоящее время в республике разработана необходимая нормативно - правовая база, определяющая деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по защите законных интересов, личных, имущественных, иных прав детей-сирот.

На основании распоряжения Правительства Республики Калмыкия от 24 ноября 2011г. № 310-р создано бюджетное учреждение Республики Калмыкия «Центр психолого-педагогической помощи в сфере образования» (далее - БУ РК «ЦПППСО»).

II. Цели, задачи и направления программы.

Цель: обеспечение успешной социальной адаптации выпускников детских домов, детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и построение системы взаимодействия вневедомственных структур по их постинтернатному сопровождению.

Задачи:

1. систематизация банка данных о выпускниках детских домов, детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2. оказание социально-правовой, психолого-педагогической помощи детям данной категории;

3. оказание методической помощи специалистам, работающим с детьми данной категории;

Основные направления:

1. Методическая и аналитическая работа с целью сбора данных о выпускниках детского дома, их анализа и обобщения с последующей разработкой предложений по работе с выпускниками детских домов, по коррекции их социопатического опыта и по профилактике их дезадаптации, выпуск методических материалов.

2. Организация и оказание социально-правовой помощи выпускникам детских домов и поддержки их в трудных жизненных ситуациях с целью обеспечения элементарных стартовых возможностей в социально-бытовой сфере в рамках Российского законодательства, правовое просвещение (выпуск памяток, рекомендаций, индивидуальное и групповое консультирование и т.д.).

3. Методическая и психолого-педагогическая работа с коллективами детских домов и интернатных учреждений (семинары, рекомендации, консультирование, оказание помощи в построении содержательной работы).

4. Разработка и построение модели взаимодействия субъектов постинтернатного сопровождения выпускников детского дома (специалисты Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия (далее-МОКиНРК), Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия (далее-МЗиСРК); Министерства спорта, туризма и молодежной политики Республики Калмыкия (далее-МСТиМПРК), Агентства занятости населения и труда Республики Калмыкия (далее-Агентство), Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (далее-МСТиДХРК), специалисты органов опеки и попечительства муниципальных образований Республики Калмыкия, руководители учреждений интернатного типа, образовательных, медицинских учреждений Республики Калмыкия; секретари комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы по делам несовершеннолетних; специалисты комплексных центров социального обслуживания населения Республики Калмыкия, Молодежная спортивная общественная организация «Наш дом г. Элиста»);

5. Мониторинг социально-психологической адаптации выпускников детского дома и интернатных учреждений и сотрудничество с отделом социологических исследований Института комплексных исследований аридных территорий при Министерстве образования, культуры и науки Республики Калмыкия.

6. Создание методической базы по организации и осуществлению постинтернатного сопровождения выпускников детских домов и интернатных учреждений.

III.              Ожидаемые результаты реализации программы и показатели ее эффективности:

1. создание в учреждениях индивидуальных и групповых программ сопровождения воспитанников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2. создание системы межведомственного взаимодействия по вопросам постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3. увеличение доли выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных социально-педагогическим сопровождением, в общем числе выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов;

4. увеличение доли выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получивших профессиональное образование;

5. увеличение доли трудоустроенных выпускников;

6. увеличение доли выпускников, решивших имущественные и жилищные проблемы из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

IV.              Перечень мероприятий по реализации республиканской программы



Наименование

Исполнитель

Сроки исполнения

Направление 1. Методическая и аналитическая работа по сбору данных

1.

Разработка единой системы сбора данных

БУ РК «ЦПППСО»

январь-февраль 2012г.

2.

Взаимодействие со специалистами районных отделов опеки и попечительства

БУ РК «ЦПППСО»

ежеквартально

3.

Корректировка и обновление банка данных

БУ РК «ЦПППСО»

ежеквартально

4.

Анализ и обобщение банка данных с целью изучения динамики

БУ РК «ЦПППСО»

2 раза в год

Направление 2. Оказание социально-правовой помощи

5.

Предоставление мер социальной поддержки выпускникам детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

МОКиНРК

постоянно

6.

Защита имущественных прав воспитанников детского дома и специальных (коррекционных) школ- интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая своевременную постановку их на предварительный регистрационный учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, обеспечение сохранности жилья

Органы опеки и попечительства, МОКиНРК

постоянно

7.

Повышение правовой грамотности воспитанников через индивидуальные и групповые консультации и информационные бюллетени

юристы отделов и управлений образования, юрист БУ РК «ЦПППСО»

постоянно

8.

Повышение правовой компетентности специалистов, работающих с данной категорией детей

юристы отделов и управлений образования, юрист БУ РК «ЦПППСО»

постоянно

9.

Предоставление государственных услуг по профессиональной ориентации и содействию в поиске подходящей работы выпускникам детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов

МОКиНРК, Агентство

постоянно

Направление 3. Методическая и психолого-педагогическая работа с коллективами детского дома и интернатных учреждений

10.

Организация и проведение Республиканской конференции «Чужих детей не бывает!».

МОКиНРК

БУ РК «ЦПППСО»

январь 2012

11.

Республиканский слет выпускников детских домов в честь 90-летия Городовиковского детского дома.

МОКиНРК

БУ РК «ЦПППСО»

май

12.

Проведение конкурса программ образовательного, социально-правового, психолого-педагогического сопровождения

БУРК«ЦПППСО»

май

13.

Проведение творческих конкурсов среди воспитанников детского дома и интернатных учреждений

БУ РК «ЦПППСО»

в течение года

14.

Организация и проведение практических семинаров, консультаций, психологических тренингов для специалистов, работающих с данной категорией детей

БУ РК «ЦПППСО»

в течение года

Направление 4. Разработка и построение модели взаимодействия субъектов

постинтернатного сопровождения

15.

Создание Республиканского Совета по социализации выпускников детских домов и интернатных учреждений при МОКиНРК

МОКиН РК

январь

16.

Координация деятельности республиканского Совета по социализации выпускников детских домов

МОКиН РК

в течение года

17.

Дальнейшая работа по взаимодействию всех структур по реализации модели постинтернатного сопровождения (проведение совещаний с различными Министерствами и ведомствами по различным проблемам)

МОКиН РК,

БУ РК «ЦПППСО»

в течение года

18.

Организация и проведение ведомственных конкурсов среди специалистов, занимающихся данной проблемой

МОКиНРК

БУ РК «ЦПППСО»

в течение года

Направление 5. Мониторинг социально-психологической адаптации выпускников детского дома и интернатных учреждений и сотрудничество с отделом социологических исследований бюджетного научного учреждения

«Институт комплексных исследований аридных территорий» (далее - БНУ «ИКИАТ») при МОКиНРК

19.

Создание единой региональной системы мониторинга возможных проблем воспитанников и выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

БУ РК «ЦПППСО» БНУ РК «ИКИАТ»

в течение года

20.

Психологическая диагностика изучения личностной и эмоциональной сферы воспитанников детского дома и интернатных учреждений

БУ РК «ЦПППСО»

в течение года

21.

Изучение удовлетворенности качеством жизни выпускников детских домов и интернатных учреждений

БУ РК «ЩШПСО» БНУ РК «ИКИАТ»

в течение года

22.

Определение уровня социализированности личности воспитанников и выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов

БУ РК «ЦПППСО»

в течение года

Направление 6. Создание методической базы по организации и осуществлению постинтернатного сопровождения бывших воспитанников детских домов и

интернатных учреждений

23.

Информационное сопровождение программы (подготовка методических рекомендаций, буклетов, памяток)

БУ РК «ЦПППСО»

в течение года

24.

Разработка Положения о конкурсе программ сопровождения воспитанников и выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов

БУ РК «ЦПППСО»

февраль

25.

Проведение консультирования специалистов по разработке образовательных, социально-правовых, психолого-педагогических и воспитательных программ сопровождения воспитанников и выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов

БУ РК «ЦПППСО»

февраль - май

26.

Разработка программ сопровождения воспитанников и выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов

Казенные образовательные учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: «Городовиковский детский дом (смешанный)», «Матросовский специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

в течение года

27.

Разработка программы социально-психологических тренингов по развитию жизненных навыков у воспитанников детского дома и специальных (коррекционных) школ-интернатов

БУ РК «ЦПППСО»

январь, февраль

28.

Анализ и подведение итогов республиканского конкурса программ сопровождения воспитанников и выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов

МОКиН РК, БУ РК «ЦПППСО»

июнь

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Хальмг Унн № 21 (16371) от 08.02.2012
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 130.010.030 Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс, 130.010.020 Управление системой образования (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать