Основная информация

Дата опубликования: 16 апреля 2012г.
Номер документа: RU64000201200365
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Саратовская область
Принявший орган: Министерство образования Правительства Саратовской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

16.04.2012 № 1258

О порядке учета лиц, желающих усыновить (удочерить) детей, оставшихся без попечения родителей

              В соответствии со статьей 126 Семейного кодекса Российской Федерации, Законом  Саратовской области от 28 декабря 2007 г.  N 297-ЗСО "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Саратовской области"

ПРИКАЗЫВАЮ:

Приказ от 02.04.2009 № 494 «О порядке учета лиц, желающих  усыновить (удочерить) детей,  оставшихся без попечения родителей»  считать недействительным.

Утвердить порядок учета лиц, желающих усыновить (удочерить) детей,

оставшихся без попечения родителей (приложение №1).

              3. Отделу опеки и защиты прав несовершеннолетних (Калягина Г.В.) вести учет лиц, желающих усыновить (удочерить) детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствие с утвержденным Положением.

              4. Рекомендовать органам местного самоуправления области осуществлять учет лиц, желающих усыновить (удочерить) детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствие с утвержденным Положением.

         5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра М.И. Орлова.

Министр                                                                                                                    М.А. Епифанова                                                                                 

                                                                                                                             

                                                                                                                              Приложение №1

                                                                                                                              к приказу министерства образования

                                                                                                                              Саратовской области

                                                                                                                              от _____________ № _________

Положение

о порядке учета лиц, желающих усыновить (удочерить) детей,

оставшихся без попечения родителей

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации и устанавливает в Саратовской области порядок учета лиц, желающих усыновить или удочерить (далее - усыновить) детей, являющихся гражданами Российской Федерации.

1.2. Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;

лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);

лиц, не имеющих постоянного места жительства;

лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам.

При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка при условии обязательного соблюдения требований законодательства Российской Федерации и интересов усыновляемого ребенка.

1.3. Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.

Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Органы и организации, указанные в настоящем пункте, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.

2. Учет лиц, желающих усыновить детей, в Саратовской области.

2.1. Учет лиц, желающих усыновить детей, в Саратовской области осуществляется уполномоченными органами в сфере  опеки и попечительства  области и министерством  образования области.

2.2. Из числа лиц, желающих усыновить детей, в Саратовской области выделяются 3 категории кандидатов в усыновители:

лица, граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Саратовской области;

лица, граждане Российской Федерации, проживающие постоянно в Российской Федерации за пределами Саратовской области;

иностранные граждане и лица без гражданства.

2.3. Основанием для постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители и подбора ребенка лицам, гражданам Российской Федерации, является заключение уполномоченного  органа  в сфере  опеки и попечительства  о возможности быть усыновителями, выданное по постоянному месту жительства кандидатов в усыновители.

Заключение о возможности быть усыновителем действительно в течение одного года.

2.4. Лица, желающие усыновить несовершеннолетних детей, регистрируются в журнале учета кандидатов в усыновители. Журнал учета кандидатов в усыновители пронумеровывается и скрепляется печатью.

3. Учет лиц, граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Саратовской области.

3.1. Лица, граждане Российской Федерации, желающие усыновить ребенка и постоянно проживающие на территории Саратовской области, подают в уполномоченный орган в сфере  опеки и попечительства  по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями с приложением следующих документов:

1) краткая автобиография;

2) справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо копия декларации о доходах;

3) копия финансового лицевого счета и выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;

4) справка органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;

5) медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

6) копия свидетельства о браке (если состоят в браке).

Документы, перечисленные в подпунктах 2 - 4 настоящего пункта, действительны в течение года со дня их выдачи, а медицинское заключение о состоянии здоровья - в течение 3 месяцев.

Лицо, обращающееся с просьбой об усыновлении, должно предъявить паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - иной документ, удостоверяющий личность.

3.2. Уполномоченный орган  в сфере  опеки и попечительства  обязан давать разъяснения гражданам об условиях усыновления, правах и обязанностях, возникающих в результате усыновления, и по другим вопросам, связанным с усыновлением.

3.3. Для подготовки заключения о возможности быть усыновителями уполномоченный орган в сфере  опеки и попечительства  составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка.

3.4. На основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, уполномоченный орган в сфере  опеки и попечительства  в течение 15 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение об их возможности быть усыновителями. Заключение готовится в двух экземплярах: подлинник - для кандидатов в усыновители, копия - в дело.

3.5. Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители уполномоченный орган  в сфере  опеки и попечительства  доводит до сведения заявителя в 5-дневный срок с момента вынесения заключения. Одновременно заявителю возвращаются все документы и разъясняется порядок обжалования решения.

3.6. Уполномоченный орган  в сфере  опеки и попечительства  после постановки на учет граждан в качестве кандидатов в усыновители предоставляет им информацию о ребенке, который может быть усыновлен, и выдает направление для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения).

3.7. Если кандидаты в усыновители не смогли подобрать для усыновления ребенка по месту их жительства, они имеют право обратиться в министерство образования области за получением сведений о детях, подлежащих усыновлению по области, или в соответствующий орган исполнительной власти любого субъекта Российской Федерации, а также в Министерство образования и науки Российской Федерации.

3.8. Министерство образования области регистрирует обратившихся кандидатов в усыновители в журнале учета кандидатов в усыновители и осуществляет подбор ребенка из регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих усыновлению. В журнале учета кандидатов в усыновители делается отметка о выдаче направления гражданам в орган опеки и попечительства для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения).

В случае, если кандидаты в усыновители отказались от усыновления предложенного им ребенка, оформляется соответствующее заявление с указанием причин отказа.

3.9. Основанием для снятия с учета кандидатов в усыновители является информация уполномоченного органа в сфере опеки и попечительства по фактическому месту жительства (нахождения) ребенка, подобранного для этих кандидатов в усыновители с целью его дальнейшего усыновления, или личное заявление кандидатов в усыновители.

4. Учет лиц, граждан Российской Федерации, проживающих в Российской Федерации за пределами Саратовской области.

4.1. Учет лиц, граждан Российской Федерации, проживающих в Российской Федерации за пределами Саратовской области и изъявивших желание усыновить ребенка, гражданина Российской Федерации, и проживающего в Саратовской области, осуществляется региональным оператором.

4.2. Гражданин предъявляет региональному  оператору паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иной документ, удостоверяющий его личность, и представляет:

а) заявление о своем желании принять ребенка на воспитание в свою семью и с просьбой ознакомить его с находящимися в государственном банке данных о детях сведениями о детях, соответствующих его пожеланиям;

б) заполненную анкету гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью (далее именуется - анкета гражданина);

в) заключение органа опеки и попечительства, выданное по месту жительства гражданина, о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.

4.3. Региональный  оператор в 10-дневный срок со дня получения заявления и документов, указанных в пункте 4.2. настоящих Правил, рассматривает их по существу и предоставляет гражданину для ознакомления анкеты ребенка и фотографии детей, оставшихся без попечения родителей, соответствующих его пожеланиям, либо возвращает гражданину документы с указанием письменно причин отказа в предоставлении запрашиваемой им информации о ребенке, оставшемся без попечения родителей.

4.4. При выборе гражданином ребенка, оставшегося без попечения родителей, региональный  оператор выдает ему направление на посещение этого ребенка и информирует об этом в 3-дневный срок орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения указанного ребенка.

5. Учет иностранных граждан и лиц без гражданства.

5.1. Учет иностранных граждан и лиц без гражданства, изъявивших желание усыновить ребенка, гражданина Российской Федерации, осуществляет региональный оператор.

5.2. Иностранные граждане и лица без гражданства, желающие усыновить ребенка, гражданина Российской Федерации, и проживающего в Саратовской области, обращаются с письменным заявлением с просьбой о подборе ребенка из государственного банка данных к региональному оператору и предъявляют документы, удостоверяющие их личность и представляет:

а) заявление о своем желании усыновить (удочерить) ребенка и с просьбой ознакомить его с находящимися в государственном банке данных о детях сведениями о детях, соответствующих его пожеланиям;

б) заполненную анкету гражданина;

в) обязательство поставить в установленном порядке на учет в соответствующем консульском учреждении Российской Федерации усыновленного (удочеренного) им ребенка;

г) обязательство предоставлять возможность для обследования условий жизни и воспитания усыновленного (удочеренного) ребенка;

д) копию документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве;

е) заключение компетентного органа государства, гражданином которого он является (для гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, или лица без гражданства - государства, в котором он имеет постоянное место жительства), об условиях его жизни и возможности быть усыновителем (удочерителем). К заключению прилагаются фотоматериалы о его семье;

ж) обязательство компетентного органа государства проживания гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного (удочеренного) ребенка и представлять отчеты об условиях жизни и воспитания ребенка в семье усыновителя (удочерителя);

з) обязательство компетентного органа государства проживания гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, иностранного гражданина проконтролировать постановку на учет в консульском учреждении Российской Федерации усыновленного (удочеренного) ребенка;

и) копию лицензии (или другого документа) иностранной организации, подтверждающей полномочия компетентного органа по подготовке документов, указанных в подпунктах "е" - "з" настоящего пункта.

5.3. Гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий за пределами Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства в случае выезда на момент оформления им усыновления (удочерения) ребенка в другое государство на срок более одного года (на работу или по иным причинам) кроме документов, указанных в подпунктах "а" - "д" пункта 5.2. настоящих Правил, представляет следующие документы:

а) заключение о возможности быть усыновителем (удочерителем) и обязательство осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного (удочеренного) ребенка и постановкой его на консульский учет в консульском учреждении Российской Федерации по возвращении в государство постоянного места жительства, выданные компетентным органом этого государства;

б) заключение об условиях его жизни и обязательство осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного (удочеренного) ребенка и постановкой его на консульский учет в консульском учреждении Российской Федерации по прибытии в государство, на территории которого он проживает на момент оформления усыновления (удочерения), выданные компетентным органом этого государства.

К заявлению прилагается заключение компетентного органа иностранного государства (социальной службы, организации по усыновлению), подготовившего заключение на кандидатов в усыновители и взявшего на себя обязательство осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновляемого ребенка.

5.4. Гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий за пределами Российской Федерации, или иностранный гражданин, постоянно проживающий на территории государства, гражданином которого он не является, представляет документы, указанные в подпунктах "е" - "и" пункта 5.2. настоящих Правил, выданные компетентным органом государства, в котором он имеет постоянное место жительства.

       5.5. Документы, представляемые региональному оператору иностранными гражданами или лицами без гражданства, должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Документы подлежат переводу на русский язык. Перевод нотариально удостоверяется в консульском учреждении Российской Федерации в стране проживания кандидатов в усыновители либо в органах нотариата на территории Российской Федерации.

5.6. Региональный  оператор в 10-дневный срок со дня получения заявления и всех необходимых документов рассматривает их по существу и предоставляет гражданину Российской Федерации, постоянно проживающему за пределами Российской Федерации, иностранному гражданину или лицу без гражданства для ознакомления анкету ребенка и фотографию ребенка, оставшегося без попечения родителей, соответствующего его пожеланиям, либо возвращает ему документы с указанием письменно причин отказа в предоставлении запрашиваемой информации о ребенке, оставшемся без попечения родителей.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставляется информация о детях, в отношении которых возникли установленные законодательством Российской Федерации основания для усыновления иностранными гражданами или лицами без гражданства.

5.7. Дети, граждане Российской Федерации, могут быть переданы на усыновление иностранным гражданам или лицам без гражданства только в случае, если не представилась возможность передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019
Рубрики правового классификатора: 010.150.000 Местное самоуправление

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать