Основная информация
Дата опубликования: | 17 марта 2017г. |
Номер документа: | RU45000201700145 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Курганская область |
Принявший орган: | Главное управление социальной защиты населения Курганской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
(ПРИЗНАН УТРАТИВШИМ СИЛУ:
Приказ Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 18.01.2018г. №17: RU45000201800008)
Приказ
Главного управления социальной защиты населения Курганской области
от 17 марта 2017 года № 143
О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
г. Курган
В соответствии со статьями 127, 146 Семейного кодекса Российской Федерации , приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, согласно приложению к настоящему приказу.
2. Оплату расходов по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществлять за счет средств, предусмотренных на указанные цели в областном бюджете.
3. Признать утратившими силу:
приказ Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 25 января 2017 года № 70 «О подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах»;
приказ Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 28 февраля 2017 года № 119 «О внесении изменений в приказ Главного управления социальной защиты населения Курганской области «О подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах».
4. Опубликовать настоящий приказ в установленном порядке.
5. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя начальника Главного управления социальной защиты населения Курганской области.
Начальник Главного управления социальной
защиты населения Курганской области В.Д. Демина
Приложение к приказу
Главного управления социальной защиты населения
Курганской области
от 17 марта 2017 года № 143
«О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей»
ПРОГРАММА
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
1. Паспорт программы
Наименование программы
Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - программа)
Уровень образовательной программы
Дополнительная образовательная программа
Объем часов всего:
в т.ч. теоретических:
в т.ч. семинаров-тренингов, индивидуального консультирования:
58 академических часов
17 часов
41 час
Продолжительность обучения
58 академических часов
Форма освоения программы
Очная, очно-заочная,
очно-дистанционная
Категория обучающихся
Лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
Основа для разработки программы
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации»
Форма итоговой аттестации граждан
Собеседование
Итоговый документ после освоения программы
Свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
2. Пояснительная записка
Экономические проблемы, неуверенность в будущем, разрушение нравственных устоев семьи и другие негативные социальные явления в современной России способствовали росту числа детей, оставшихся без попечения родителей. Проблема социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается актуальной, так как, несмотря на внедрение различных программ по профилактике социального сиротства в стране, количество детей этой категории не уменьшается, а процесс их социализации затруднен.
На начало 2017 года в Курганской области насчитывается 5328 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них:
- в приемных семьях - 2823 ребенка (53 % от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
- в семьях опекунов (попечителей) – 1928 детей (36 % от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
- в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 569 детей (11% от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Кроме того, в семьях усыновителей (удочерителей) воспитываются 462 ребенка.
За последние 3 года приоритетным направлением стало устройство детей-сирот на семейное воспитание (в 2014 году на воспитании в семьях граждан находилось 87% детей от общего количества детей-сирот в регионе, в 2015 году – 88%, в 2016 году – 89%).
Вместе с тем, несмотря на позитивную динамику, существуют проблемы «вторичных отказов» и возвращение детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Подобная ситуация является следствием того, что сложившаяся практика устройства детей-сирот в семью до 2012 года не предусматривала обязательной подготовки замещающих родителей и целенаправленной социальной помощи семье, взявшей ребенка на воспитание. В большинстве случаев причинами невыполнения родительских обязанностей в замещающих семьях являются:
неготовность принимать ребенка с психологическими особенностями, ребенка, пережившего разлуку с кровными родителями и воспитывающегося в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
специфика развития этой категории детей (интеллектуальная недостаточность, задержка психического развития, депривационные нарушения, несформированность основных видов деятельности);
недостаточная педагогическая подготовленность приемных родителей к решению проблем воспитания ребенка;
переоценка своих возможностей приемными родителями.
Вместе с тем, помещение ребенка-сироты в замещающую семью, прежде всего, должно обеспечить возможность его безопасного воспитания и развития.
С 1 сентября 2012 года подготовка кандидатов в приемные родители на территории Курганской области является обязательной. Кандидатами в приемные родители могут стать совершеннолетние граждане, выразившие желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах.
Программа разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» и обеспечивает единый поход к организации и проведению подготовки кандидатов в приемные родители в Курганской области.
Программа является комплексной и предусматривает освещение нормативно-правовых основ, социальных, медицинских, психолого-педагогических аспектов развития детей, технологии адаптации и воспитания в замещающей семье. Программой предусмотрены различные формы проведения занятий: лекции, семинары-тренинги, индивидуальное консультирование. Объем программы составляет 58 академических часов.
Технологии подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью (далее – кандидаты в приемные родители, приемные родители, приемная семья), позволяют оценить их ресурсность, изучить психологические особенности и возможности будущих приемных родителей с целью подбора наиболее оптимальных вариантов замещающих семей.
3. Цели и задачи
Цель программы: обеспечить теоретическую и практическую подготовку кандидатов в приемные родители к осуществлению эффективной воспитательной деятельности в условиях приемной семьи.
Задачами программы являются:
1) систематизация нормативно-правовых знаний ;
2) систематизация знаний по психолого-педагогическим особенностям детей разных возрастов;
3) освоение основных направлений и содержания работы с детьми-сиротами, воспитывающимися в семьях граждан;
4) обучение приемных родителей необходимым методам психолого-педагогической диагностики, коррекции и помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
5) подготовка приемных родителей к осуществлению здоровьесберегающих технологий;
6) содействие в реализации потребности приемных родителей в самообразовании.
Освоение программы реализуется с использованием учебно-методического пособия. Обучение осуществляется в форме проблемных лекций, семинаров-тренингов, индивидуального консультирования.
4. Планируемые результаты обучения
Требования к знаниям и умениям кандидатов в приемные родители.
В результате освоения программы кандидаты в приемные родители должны иметь представление:
1) о системе защиты прав детей-сирот, формах устройства ребенка-сироты на воспитание в семью, взаимодействии организаций и замещающих семей в процессе подготовки и после приема ребенка-сироты в семью, финансовой помощи приемным семьям;
2) об ответственности за жизнь и здоровье ребенка-сироты, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя с приемом в свою семью ребенка;
3) о ребенке, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
4) о правилах безопасного воспитания в зависимости от возраста ребенка как в доме, так и вне дома: на улице и в общественных местах;
5) о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка, оставшегося без попечения родителей;
6) о воспитательных компетенциях (ценностях, знаниях, умениях), необходимых приемному родителю;
7) о порядке контактов ребенка-сироты с кровными родителями и родственниками.
В результате освоения программы граждане должны знать:
1) нормативно-правовые основы функционирования приемной семьи (свои права и обязанности как приемных родителей в отношении ребенка);
2) основы детской физиологии и гигиены (санитарно-гигиенические нормы воспитания детей в семье; правила оказания первой медицинской помощи);
3) влияние прошлого опыта ребенка-сироты (депривация, жестокое обращение, пренебрежение нуждами ребенка, разлука с семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
4) особенности протекания периода адаптации ребенка-сироты в приемной семье;
5) способы формирования бытовых умений ребенка в зависимости от возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
6) направления, формы, методы, средства воспитания детей-сирот в условиях приемной семьи (способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития; методы полового воспитания).
В результате освоения программы граждане должны уметь:
1) использовать полученные знания для анализа имеющихся собственных воспитательных компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, к приему в свою семью ребенка-сироты;
2) видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательных компетенций по воспитанию ребенка-сироты (разрешать возникающие конфликты, предотвращать риск жестокого обращения в семье, проводить профилактику возможных трудностей во взаимодействии взрослых и детей);
3) оценивать воспитательный ресурс своей семьи;
4) выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка-сироты в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
5) пользоваться методами, приемами коррекционно-развивающего обучения (преодолевать стереотипы мышления; ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки).
Итоговая аттестация кандидатов в приемные родители проводится в форме собеседования в конце всего курса подготовки и завершается выдачей свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
5. Учебно-тематический план
№ п/п
Разделы
Всего
Количество часов
Формы контроля
В том числе
лекции
Семинары тренинги
Индивидуальное
консульти-
рование
1.
Введение в курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
4
3
1
структури-рованное интервью
2.
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей
4
2
2
3.
Этапы развития ребенка
4
1
3
4.
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка
4
2
2
5.
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)
4
1
3
6.
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи
6
1
3
2
7.
«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка-сироты
6
4
2
8.
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка
4
1
3
9.
Особенности полового воспитания приемного ребенка
4
1
3
10.
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка
8
1
1
6
11.
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан, правах и обязанностях опекунов (попечителей), усыновителей (удочерителей)
4
4
12.
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющи-ми услуги детям и семьям
2
2
13
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители
4
4
Собеседова-ние
Всего
58
17
24
17
Содержание программы
Раздел 1. Введение в курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (4 ч., 3/1)
Лекция. Содержание, цели и этапы проведения программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Понятие о тренинге как форме работы с группой, его специфике и преимуществах. Приемы, используемые в процессе проведения обучающе-психологического тренинга. Условия для эффективной работы в группе подготовки и обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс, и членов их семьи. Ожидания и опасения участников тренинга.
Задачи подготовки, касающиеся:
выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.
Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей.
Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Индивидуальное собеседование. Структурированное интервью с каждым из кандидатов в замещающие родители в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка).
Раздел 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей (4 ч., 2/2)
Лекция. Потребности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (безопасность, здоровье, образование, развитие, привязанность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать
Индивидуальное консультирование. Проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы.
Проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
Раздел 3. Этапы развития ребенка (4ч., 1/3)
Лекция. Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).
Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
Семинар-тренинг. Знания и умения, необходимые кандидатам в приемные родители.
Раздел 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка (4 ч., 2/2)
Лекция. Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.
Диспропорции развития ребенка; понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия.
Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение.
Тренинг. Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
Раздел 5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)
(4 ч., 1/3)
Лекция. Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка. Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка-сироты. Типы «нарушенной привязанности» (понятия «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»). Понятие «горя и потери» в жизни ребенка; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие). Последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.
Тренинг-терапия последствий травм, жесткого обращения, депривации, насилия.
Раздел 6. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи (6 ч., 1/5)
Лекция. Особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка.
Особенности ожиданий приемных семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению ребенка в семье.
Этапы адаптационного периода. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации.
Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный.
Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.
Семинар. Индивидуальное консультирование. Моделирование ситуаций с целью формирования у приемных родителей осознанного восприятия ситуации выбора ребенка, повышения уровня готовности к сближению с ребенком (детско-родительские отношения с детьми дошкольного возраста, с детьми 9-12 лет, с подростками).
Раздел 7. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка (6 ч., 0/6)
Семинар. Индивидуальное консультирование. Формы «трудного» поведения ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ), склонность к суицидальному поведению; их причины и способы работы с ними.
Профилактика суицидального поведения ребенка. Сохранение и укрепление психического здоровья ребенка, формирование жизнестойкого поведения ребенка.
Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка.
Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм.
Понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.
Тренинг по теме «Профилактика и коррекция агрессивного поведения».
Раздел 8. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка (4 ч., 1/3)
Лекция. Создание безопасных условий для воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей, в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством).
Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.
Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах.
Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
Семинар-тренинг. Оказание первой медицинской помощи в экстренных случаях. Знакомство с домашней аптечкой, ее содержанием и практическим предназначением.
Раздел 9. Особенности полового воспитания приемного ребенка (4 ч., 1/3)
Лекция. Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности.
Способы защиты ребенка от сексуального насилия.
Семинар-тренинг по теме «Защита ребенка от сексуального насилия».
Раздел 10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка (8 ч., 1/7)
Лекция. Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка. Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители. Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации. Социальные связи семьи кандидата в приемные родители. Система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи.
Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции. Понимание всеми членами семьи кандидата в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
Семинар. Индивидуальное консультирование. Составление карты семьи. Условия выбора и применения методов родительского воспитания. Изучение личностного и психического развития ребенка. Личный опыт и авторитет родителей. Педагогическая культура семьи. Особенности использования методов формирования познания (рассказ, объяснение, этическая беседа, убеждение), методов организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, требование, поручение, воспитывающая ситуация), методов стимулирования (поощрение и наказание, соревнование) в соответствии с возрастными и социальными особенностями детей в замещающей семье.
Раздел 11. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан, правах и обязанностях опекунов (попечителей), усыновителей (удочерителей) (4 ч., 4/0)
Лекция. Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей. Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство). Формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства.
Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители, порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.
Порядок представления кандидатами в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.
Порядок принятия судом решения об усыновлении (удочерении) ребенка. Порядок подготовки и подачи заявления в суд. Правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.
Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью.
Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.
Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством Курганской области. Выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.
Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.
Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье. Порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.
Правовые последствия усыновления (удочерения), установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей.
Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком-сиротой замещающей семье, замещающей семьей ребенку, третьими лицами замещающей семье и ребенку.
Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.
Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Основания прекращения опеки и попечительства, в том числе освобождения и отстранения опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей. Административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность родителей, опекунов (попечителей), приемных родителей за неисполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, защите прав и законных интересов несовершеннолетних, жестокое обращение с ними.
Раздел 12. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям (2 ч., 0/2.)
Семинар-тренинг. Родительские и профессиональные функции приемной семьи.
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия.
Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи.
Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.
Раздел 13. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители (4 ч., 0/4)
Индивидуальное консультирование.
Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий.
Обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители.
Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание.
Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию) (приложение 1, 2).
Приложение 1
к Программе подготовки лиц,
желающих принять на воспитание в свою семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей
Итоговое заключение
о готовности и способности кандидата в приемные родители к приему ребенка (детей) на воспитание в семью
Дата составления заключения ________________________________________________
Цель _____________________________________________________________________
Ф.И.О. (полностью) _________________________________________________________
Дата рождения: ____________________________________________________________
Адрес (место жительства, индекс) _____________________________________________
__________________________________________________________________________
Методы и формы работы ____________________________________________________
Результаты психолого-педагогического обследования (психологические ресурсы)
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Результаты индивидуального собеседования: (социальные и материальные ресурсы: характеристика семьи; состояние здоровья; опыт общения с детьми; взаимоотношения между членами семьи, наличие близких родственников и их отношение к приему ребенка в семью; имущество, размер заработной платы, иные виды доходов, соотношение размера дохода с прожиточным минимумом, установленным в регионе) __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение о готовности/неготовности кандидата в приемные родители
1. Оценка выявленных психологических, материальных, социальных и семейных ресурсов с точки зрения удовлетворения основных потребностей ребенка.
2. Рекомендации специалистам органов опеки и попечительства по осуществлению сопровождения будущей приемной семьи для преодоления проблем
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Дата составления заключения
Подпись руководителя и
специалистов, ответственных за составление заключения
Место печати Организации
Приложение 2
к Программе подготовки лиц,
желающих принять на воспитание в свою семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей
Перечень вопросов к собеседованию
1. Нормативно-правовые основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью граждан.
2. Отбор кандидатов в приемные родители.
3. Обследование и анализ семейных условий кандидата в приемные родители.
4. Содержание основных этапов психического развития ребенка.
5. Психология приемной семьи и детско-родительских отношений.
6. Формирование навыков эффективного общения родителей и детей.
7. Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.
8. Психолого-педагогическая характеристика детей с проблемами школьной адаптации.
9. Педагогика ненасилия и проблемы толерантности в семье. Виды жестокости.
10. Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемной семье.
11. Создание условий для личностно-ориентированного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
12. Характеристика и проблемы современной семьи.
13. Профилактика нарушения здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
14. Профилактика вредных привычек детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
15. Развитие у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, интереса к знаниям.
16. Формирование гражданской позиции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
17. Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни.
18. Личностное и профессиональное самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
19. Мониторинг эффективного развития ребенка в приемной семье.
20. Формы организации досуга детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающей семье.
(ПРИЗНАН УТРАТИВШИМ СИЛУ:
Приказ Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 18.01.2018г. №17: RU45000201800008)
Приказ
Главного управления социальной защиты населения Курганской области
от 17 марта 2017 года № 143
О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
г. Курган
В соответствии со статьями 127, 146 Семейного кодекса Российской Федерации , приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, согласно приложению к настоящему приказу.
2. Оплату расходов по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществлять за счет средств, предусмотренных на указанные цели в областном бюджете.
3. Признать утратившими силу:
приказ Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 25 января 2017 года № 70 «О подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах»;
приказ Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 28 февраля 2017 года № 119 «О внесении изменений в приказ Главного управления социальной защиты населения Курганской области «О подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах».
4. Опубликовать настоящий приказ в установленном порядке.
5. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя начальника Главного управления социальной защиты населения Курганской области.
Начальник Главного управления социальной
защиты населения Курганской области В.Д. Демина
Приложение к приказу
Главного управления социальной защиты населения
Курганской области
от 17 марта 2017 года № 143
«О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей»
ПРОГРАММА
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
1. Паспорт программы
Наименование программы
Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - программа)
Уровень образовательной программы
Дополнительная образовательная программа
Объем часов всего:
в т.ч. теоретических:
в т.ч. семинаров-тренингов, индивидуального консультирования:
58 академических часов
17 часов
41 час
Продолжительность обучения
58 академических часов
Форма освоения программы
Очная, очно-заочная,
очно-дистанционная
Категория обучающихся
Лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
Основа для разработки программы
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации»
Форма итоговой аттестации граждан
Собеседование
Итоговый документ после освоения программы
Свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
2. Пояснительная записка
Экономические проблемы, неуверенность в будущем, разрушение нравственных устоев семьи и другие негативные социальные явления в современной России способствовали росту числа детей, оставшихся без попечения родителей. Проблема социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается актуальной, так как, несмотря на внедрение различных программ по профилактике социального сиротства в стране, количество детей этой категории не уменьшается, а процесс их социализации затруднен.
На начало 2017 года в Курганской области насчитывается 5328 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них:
- в приемных семьях - 2823 ребенка (53 % от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
- в семьях опекунов (попечителей) – 1928 детей (36 % от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
- в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 569 детей (11% от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Кроме того, в семьях усыновителей (удочерителей) воспитываются 462 ребенка.
За последние 3 года приоритетным направлением стало устройство детей-сирот на семейное воспитание (в 2014 году на воспитании в семьях граждан находилось 87% детей от общего количества детей-сирот в регионе, в 2015 году – 88%, в 2016 году – 89%).
Вместе с тем, несмотря на позитивную динамику, существуют проблемы «вторичных отказов» и возвращение детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Подобная ситуация является следствием того, что сложившаяся практика устройства детей-сирот в семью до 2012 года не предусматривала обязательной подготовки замещающих родителей и целенаправленной социальной помощи семье, взявшей ребенка на воспитание. В большинстве случаев причинами невыполнения родительских обязанностей в замещающих семьях являются:
неготовность принимать ребенка с психологическими особенностями, ребенка, пережившего разлуку с кровными родителями и воспитывающегося в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
специфика развития этой категории детей (интеллектуальная недостаточность, задержка психического развития, депривационные нарушения, несформированность основных видов деятельности);
недостаточная педагогическая подготовленность приемных родителей к решению проблем воспитания ребенка;
переоценка своих возможностей приемными родителями.
Вместе с тем, помещение ребенка-сироты в замещающую семью, прежде всего, должно обеспечить возможность его безопасного воспитания и развития.
С 1 сентября 2012 года подготовка кандидатов в приемные родители на территории Курганской области является обязательной. Кандидатами в приемные родители могут стать совершеннолетние граждане, выразившие желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах.
Программа разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» и обеспечивает единый поход к организации и проведению подготовки кандидатов в приемные родители в Курганской области.
Программа является комплексной и предусматривает освещение нормативно-правовых основ, социальных, медицинских, психолого-педагогических аспектов развития детей, технологии адаптации и воспитания в замещающей семье. Программой предусмотрены различные формы проведения занятий: лекции, семинары-тренинги, индивидуальное консультирование. Объем программы составляет 58 академических часов.
Технологии подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью (далее – кандидаты в приемные родители, приемные родители, приемная семья), позволяют оценить их ресурсность, изучить психологические особенности и возможности будущих приемных родителей с целью подбора наиболее оптимальных вариантов замещающих семей.
3. Цели и задачи
Цель программы: обеспечить теоретическую и практическую подготовку кандидатов в приемные родители к осуществлению эффективной воспитательной деятельности в условиях приемной семьи.
Задачами программы являются:
1) систематизация нормативно-правовых знаний ;
2) систематизация знаний по психолого-педагогическим особенностям детей разных возрастов;
3) освоение основных направлений и содержания работы с детьми-сиротами, воспитывающимися в семьях граждан;
4) обучение приемных родителей необходимым методам психолого-педагогической диагностики, коррекции и помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
5) подготовка приемных родителей к осуществлению здоровьесберегающих технологий;
6) содействие в реализации потребности приемных родителей в самообразовании.
Освоение программы реализуется с использованием учебно-методического пособия. Обучение осуществляется в форме проблемных лекций, семинаров-тренингов, индивидуального консультирования.
4. Планируемые результаты обучения
Требования к знаниям и умениям кандидатов в приемные родители.
В результате освоения программы кандидаты в приемные родители должны иметь представление:
1) о системе защиты прав детей-сирот, формах устройства ребенка-сироты на воспитание в семью, взаимодействии организаций и замещающих семей в процессе подготовки и после приема ребенка-сироты в семью, финансовой помощи приемным семьям;
2) об ответственности за жизнь и здоровье ребенка-сироты, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя с приемом в свою семью ребенка;
3) о ребенке, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
4) о правилах безопасного воспитания в зависимости от возраста ребенка как в доме, так и вне дома: на улице и в общественных местах;
5) о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка, оставшегося без попечения родителей;
6) о воспитательных компетенциях (ценностях, знаниях, умениях), необходимых приемному родителю;
7) о порядке контактов ребенка-сироты с кровными родителями и родственниками.
В результате освоения программы граждане должны знать:
1) нормативно-правовые основы функционирования приемной семьи (свои права и обязанности как приемных родителей в отношении ребенка);
2) основы детской физиологии и гигиены (санитарно-гигиенические нормы воспитания детей в семье; правила оказания первой медицинской помощи);
3) влияние прошлого опыта ребенка-сироты (депривация, жестокое обращение, пренебрежение нуждами ребенка, разлука с семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
4) особенности протекания периода адаптации ребенка-сироты в приемной семье;
5) способы формирования бытовых умений ребенка в зависимости от возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
6) направления, формы, методы, средства воспитания детей-сирот в условиях приемной семьи (способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития; методы полового воспитания).
В результате освоения программы граждане должны уметь:
1) использовать полученные знания для анализа имеющихся собственных воспитательных компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, к приему в свою семью ребенка-сироты;
2) видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательных компетенций по воспитанию ребенка-сироты (разрешать возникающие конфликты, предотвращать риск жестокого обращения в семье, проводить профилактику возможных трудностей во взаимодействии взрослых и детей);
3) оценивать воспитательный ресурс своей семьи;
4) выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка-сироты в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
5) пользоваться методами, приемами коррекционно-развивающего обучения (преодолевать стереотипы мышления; ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки).
Итоговая аттестация кандидатов в приемные родители проводится в форме собеседования в конце всего курса подготовки и завершается выдачей свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
5. Учебно-тематический план
№ п/п
Разделы
Всего
Количество часов
Формы контроля
В том числе
лекции
Семинары тренинги
Индивидуальное
консульти-
рование
1.
Введение в курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
4
3
1
структури-рованное интервью
2.
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей
4
2
2
3.
Этапы развития ребенка
4
1
3
4.
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка
4
2
2
5.
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)
4
1
3
6.
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи
6
1
3
2
7.
«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка-сироты
6
4
2
8.
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка
4
1
3
9.
Особенности полового воспитания приемного ребенка
4
1
3
10.
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка
8
1
1
6
11.
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан, правах и обязанностях опекунов (попечителей), усыновителей (удочерителей)
4
4
12.
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющи-ми услуги детям и семьям
2
2
13
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители
4
4
Собеседова-ние
Всего
58
17
24
17
Содержание программы
Раздел 1. Введение в курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (4 ч., 3/1)
Лекция. Содержание, цели и этапы проведения программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Понятие о тренинге как форме работы с группой, его специфике и преимуществах. Приемы, используемые в процессе проведения обучающе-психологического тренинга. Условия для эффективной работы в группе подготовки и обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс, и членов их семьи. Ожидания и опасения участников тренинга.
Задачи подготовки, касающиеся:
выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.
Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей.
Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Индивидуальное собеседование. Структурированное интервью с каждым из кандидатов в замещающие родители в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка).
Раздел 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей (4 ч., 2/2)
Лекция. Потребности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (безопасность, здоровье, образование, развитие, привязанность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать
Индивидуальное консультирование. Проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы.
Проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
Раздел 3. Этапы развития ребенка (4ч., 1/3)
Лекция. Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).
Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
Семинар-тренинг. Знания и умения, необходимые кандидатам в приемные родители.
Раздел 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка (4 ч., 2/2)
Лекция. Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.
Диспропорции развития ребенка; понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия.
Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение.
Тренинг. Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
Раздел 5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)
(4 ч., 1/3)
Лекция. Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка. Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка-сироты. Типы «нарушенной привязанности» (понятия «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»). Понятие «горя и потери» в жизни ребенка; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие). Последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.
Тренинг-терапия последствий травм, жесткого обращения, депривации, насилия.
Раздел 6. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи (6 ч., 1/5)
Лекция. Особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка.
Особенности ожиданий приемных семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению ребенка в семье.
Этапы адаптационного периода. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации.
Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный.
Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.
Семинар. Индивидуальное консультирование. Моделирование ситуаций с целью формирования у приемных родителей осознанного восприятия ситуации выбора ребенка, повышения уровня готовности к сближению с ребенком (детско-родительские отношения с детьми дошкольного возраста, с детьми 9-12 лет, с подростками).
Раздел 7. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка (6 ч., 0/6)
Семинар. Индивидуальное консультирование. Формы «трудного» поведения ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ), склонность к суицидальному поведению; их причины и способы работы с ними.
Профилактика суицидального поведения ребенка. Сохранение и укрепление психического здоровья ребенка, формирование жизнестойкого поведения ребенка.
Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка.
Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм.
Понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.
Тренинг по теме «Профилактика и коррекция агрессивного поведения».
Раздел 8. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка (4 ч., 1/3)
Лекция. Создание безопасных условий для воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей, в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством).
Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.
Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах.
Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
Семинар-тренинг. Оказание первой медицинской помощи в экстренных случаях. Знакомство с домашней аптечкой, ее содержанием и практическим предназначением.
Раздел 9. Особенности полового воспитания приемного ребенка (4 ч., 1/3)
Лекция. Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности.
Способы защиты ребенка от сексуального насилия.
Семинар-тренинг по теме «Защита ребенка от сексуального насилия».
Раздел 10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка (8 ч., 1/7)
Лекция. Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка. Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители. Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации. Социальные связи семьи кандидата в приемные родители. Система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи.
Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции. Понимание всеми членами семьи кандидата в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
Семинар. Индивидуальное консультирование. Составление карты семьи. Условия выбора и применения методов родительского воспитания. Изучение личностного и психического развития ребенка. Личный опыт и авторитет родителей. Педагогическая культура семьи. Особенности использования методов формирования познания (рассказ, объяснение, этическая беседа, убеждение), методов организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, требование, поручение, воспитывающая ситуация), методов стимулирования (поощрение и наказание, соревнование) в соответствии с возрастными и социальными особенностями детей в замещающей семье.
Раздел 11. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан, правах и обязанностях опекунов (попечителей), усыновителей (удочерителей) (4 ч., 4/0)
Лекция. Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей. Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство). Формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства.
Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители, порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.
Порядок представления кандидатами в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.
Порядок принятия судом решения об усыновлении (удочерении) ребенка. Порядок подготовки и подачи заявления в суд. Правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.
Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью.
Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.
Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством Курганской области. Выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.
Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.
Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье. Порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.
Правовые последствия усыновления (удочерения), установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей.
Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком-сиротой замещающей семье, замещающей семьей ребенку, третьими лицами замещающей семье и ребенку.
Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.
Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Основания прекращения опеки и попечительства, в том числе освобождения и отстранения опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей. Административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность родителей, опекунов (попечителей), приемных родителей за неисполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, защите прав и законных интересов несовершеннолетних, жестокое обращение с ними.
Раздел 12. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям (2 ч., 0/2.)
Семинар-тренинг. Родительские и профессиональные функции приемной семьи.
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия.
Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи.
Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.
Раздел 13. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители (4 ч., 0/4)
Индивидуальное консультирование.
Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий.
Обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители.
Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание.
Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию) (приложение 1, 2).
Приложение 1
к Программе подготовки лиц,
желающих принять на воспитание в свою семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей
Итоговое заключение
о готовности и способности кандидата в приемные родители к приему ребенка (детей) на воспитание в семью
Дата составления заключения ________________________________________________
Цель _____________________________________________________________________
Ф.И.О. (полностью) _________________________________________________________
Дата рождения: ____________________________________________________________
Адрес (место жительства, индекс) _____________________________________________
__________________________________________________________________________
Методы и формы работы ____________________________________________________
Результаты психолого-педагогического обследования (психологические ресурсы)
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Результаты индивидуального собеседования: (социальные и материальные ресурсы: характеристика семьи; состояние здоровья; опыт общения с детьми; взаимоотношения между членами семьи, наличие близких родственников и их отношение к приему ребенка в семью; имущество, размер заработной платы, иные виды доходов, соотношение размера дохода с прожиточным минимумом, установленным в регионе) __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение о готовности/неготовности кандидата в приемные родители
1. Оценка выявленных психологических, материальных, социальных и семейных ресурсов с точки зрения удовлетворения основных потребностей ребенка.
2. Рекомендации специалистам органов опеки и попечительства по осуществлению сопровождения будущей приемной семьи для преодоления проблем
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Дата составления заключения
Подпись руководителя и
специалистов, ответственных за составление заключения
Место печати Организации
Приложение 2
к Программе подготовки лиц,
желающих принять на воспитание в свою семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей
Перечень вопросов к собеседованию
1. Нормативно-правовые основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью граждан.
2. Отбор кандидатов в приемные родители.
3. Обследование и анализ семейных условий кандидата в приемные родители.
4. Содержание основных этапов психического развития ребенка.
5. Психология приемной семьи и детско-родительских отношений.
6. Формирование навыков эффективного общения родителей и детей.
7. Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.
8. Психолого-педагогическая характеристика детей с проблемами школьной адаптации.
9. Педагогика ненасилия и проблемы толерантности в семье. Виды жестокости.
10. Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемной семье.
11. Создание условий для личностно-ориентированного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
12. Характеристика и проблемы современной семьи.
13. Профилактика нарушения здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
14. Профилактика вредных привычек детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
15. Развитие у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, интереса к знаниям.
16. Формирование гражданской позиции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
17. Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни.
18. Личностное и профессиональное самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
19. Мониторинг эффективного развития ребенка в приемной семье.
20. Формы организации досуга детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающей семье.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 12.02.2019 |
Рубрики правового классификатора: | 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 040.060.030 Опека и попечительство над детьми (см. также 030.020.050) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: