Основная информация
Дата опубликования: | 17 августа 2006г. |
Номер документа: | ru70000200600528 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Томская область |
Принявший орган: | Департамент финансов Администрации Томской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ АДМИНИСТРАЦИИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Приказ № 15 от 17 августа 2006 г.
Об утверждении Положения о порядке проведения ревизий и проверок Департаментом финансов Администрации Томской области
Утратил силу в соответствии с пп. 1 п. 2 приказа Департамента финансов Томской области от 09.04.2010 № 13.
В целях надлежащего обеспечения поставленных перед Департаментом финансов Администрации Томской области задач и единообразия организации проводимых ревизий и проверок, на основании пункта 12 Положения о Департаменте финансов Администрации Томской области, утвержденного постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 06.06.2005 N 74, приказываю:
1. Утвердить Положение о порядке проведения ревизий и проверок Департаментом финансов Администрации Томской области согласно приложению.
2. Признать утратившим силу приказ Департамента финансов Администрации Томской области от 01.06.2004 N 12 "Об утверждении Положения о порядке проведения ревизий и проверок Департаментом финансов Администрации Томской области".
И.о. начальника
Департамента финансов
Н.П.КУЗНЕЦОВА
Приложение
к приказу
Департамента финансов
Администрации Томской области
от 17.08.2006 N 15
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИЙ И ПРОВЕРОК ДЕПАРТАМЕНТОМ ФИНАНСОВ АДМИНИСТРАЦИИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. На Департамент финансов Администрации Томской области в соответствии со статьей 8 Закона Томской области "О бюджетном процессе в Томской области" от 11.11.2005 N 197-ОЗ возложены полномочия по осуществлению предварительного, текущего и последующего финансового контроля за использованием средств областного бюджета.
Последующий финансовый контроль организуется Департаментом финансов Администрации Томской области согласно статье 46 названного Закона путем проведения проверок и ревизий в порядке, предусмотренном настоящим Положением.
Указанный вид финансового контроля проводится контрольно-ревизионным комитетом Департамента финансов в соответствии с Положением о комитете.
2. При организации и проведении ревизии или проверки, оформлении и реализации их результатов работники контрольно-ревизионного комитета обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, других министерств и ведомств, Уставом Томской области, законами Томской области, постановлениями Государственной Думы Томской области, постановлениями и распоряжениями Главы Администрации (Губернатора) Томской области и Администрации Томской области, Положением о Департаменте финансов Администрации Томской области, настоящим Положением.
3. Права, обязанности и полномочия контрольно-ревизионного комитета определяются Положением о комитете.
II. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕВИЗИИ И ПРОВЕРКИ
4. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемым учреждением (организацией), правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством и нормативными актами Российской Федерации и Томской области возложена ответственность за их осуществление.
Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемого учреждения (организации).
5. Цель ревизии (проверки) - осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и Томской области при осуществлении учреждением (организацией) хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами, целевым использованием средств, выделяемых из областного бюджета.
6. Основной задачей ревизии (проверки) является проверка финансово-хозяйственной деятельности учреждения (организации) по следующим направлениям:
соответствие осуществляемой деятельности учреждения (организации) учредительным документам;
обоснованность расчетов сметных назначений;
исполнение смет расходов;
использование средств областного бюджета по целевому назначению;
обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
обоснованность образования и расходования внебюджетных средств;
соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;
полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
операции с основными средствами и нематериальными активами;
операции, связанные с инвестициями;
расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;
формирование финансовых результатов и их распределение.
III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ РЕВИЗИИ (ПРОВЕРКИ)
7. Ревизия (проверка) поступления и расходования средств областного бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящегося в собственности Томской области, в органах государственной власти Томской области, органах местного самоуправления, учреждениях, а также организациях любых форм собственности, осуществляется как в плановом, так и внеплановом порядке.
8. Должностные лица контрольно-ревизионного комитета Департамента финансов осуществляют ревизии (проверки) на основании письменного поручения на право проведения ревизии (проверки) конкретного получателя средств областного бюджета при предъявлении служебного удостоверения.
Указанное поручение визируется председателем контрольно-ревизионного комитета Департамента финансов и подписывается начальником Департамента финансов или его заместителем и заверяется печатью Департамента.
Регистрация поручений на право проведения ревизии (проверки) осуществляется в журнале, подлежащем хранению в контрольно-ревизионном комитете Департамента финансов.
9. Состав ревизионной группы определяется председателем контрольно-ревизионного комитета Департамента финансов с учетом предложений начальников соответствующих отделов комитета.
При необходимости назначается руководитель ревизионной группы. Решение о необходимости назначения руководителя ревизионной группы принимается председателем контрольно-ревизионного комитета Департамента финансов. В этом случае в поручении на право проведения ревизии (проверки) указывается руководитель ревизионной группы.
Дата начала проведения ревизии (проверки) указывается в поручении на право проведения ревизии (проверки).
Продолжительность ревизии (проверки) не может превышать 45 календарных дней.
Продление данного срока ревизии (проверки) осуществляется начальником (заместителем начальника) Департамента финансов по письменному мотивированному обращению руководителя ревизионной группы (ревизора) путем совершения на нем разрешительной записи.
10. Конкретные вопросы ревизии (проверки) определяются программой ревизии (проверки).
Программа ревизии (проверки) включает наименование проверяемого учреждения (организации), тему ревизии (проверки), период, который должна охватить ревизия (проверка), наименование проверяемых вопросов. Программа ревизии (проверки) подписывается начальником соответствующего отдела контрольно-ревизионного комитета и утверждается председателем контрольно-ревизионного комитета Департамента финансов.
11. Составлению программы ревизии (проверки) и ее проведению должен предшествовать подготовительный период, в ходе которого участники ревизии (проверки) обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные правовые акты, отчетные и статистические данные, сметы, другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность подлежащего ревизии (проверке) учреждения (организации).
Руководитель ревизионной группы до начала ревизии (проверки) знакомит ее участников с содержанием программы ревизии (проверки) и самостоятельно распределяет вопросы и участки работы между его исполнителями.
Программа ревизии (проверки) в ходе ее проведения с учетом изучения необходимых документов, отчетных и статистических данных, смет, других материалов, характеризующих ревизуемое учреждение (организацию), может быть изменена и дополнена в порядке, установленном пунктом 10 настоящего Положения.
12. Руководитель ревизионной группы (ревизор) должен предъявить руководителю ревизуемого учреждения (организации) поручение на право проведения ревизии (проверки), ознакомить его с основными задачами, представить участвующих в ревизии (проверке) работников, решить организационно-технические вопросы проведения ревизии (проверки).
По требованию руководителя ревизионной группы (ревизора) при выявлении фактов злоупотребления или порчи имущества руководитель ревизуемого учреждения (организации) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации обязан организовать проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей. Дата проведения и участки (объем) инвентаризации устанавливаются руководителем ревизионной группы (ревизором) по согласованию с руководителем ревизуемого учреждения (организации).
13. Ревизия (проверка) финансово-хозяйственной деятельности учреждения (организации) проводится путем осуществления:
проверки учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, сметных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию в целях установления законности и правильности произведенных операций;
проверки фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг) и т.п.;
организации проведения встречных проверок поступления и расходования средств областного бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в собственности Томской области, - сличения имеющихся в ревизуемой организации записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех учреждениях и организациях, от которых получены или которыми выданы денежные средства, материальные ценности и документы;
организации процедур фактического контроля за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования продукции, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг, в том числе с привлечением в установленном порядке специалистов других учреждений (организаций), обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей путем организации проведения инвентаризаций, обследований, экспертиз и т.п.;
проверки достоверности отражения произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе соблюдения установленного порядка ведения учета, сопоставления записей в регистрах бухгалтерского учета с данными первичных документов, сопоставления показателей отчетности с данными бухгалтерского учета, арифметической проверки первичных документов;
проверки использования и сохранности средств областного бюджета, доходов от имущества, находящегося в собственности Томской области;
проверки в необходимых случаях организации и состояния внутреннего (ведомственного) контроля.
14. Участники ревизионной группы (ревизор), исходя из программы ревизии (проверки), определяют необходимость и возможность применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности, обеспечивающего надежную возможность сбора требуемых сведений и доказательств.
15. Руководитель ревизуемого учреждения (организации) должен создавать надлежащие условия для проведения участниками ревизионной группы (ревизором) ревизии (проверки) - предоставить необходимое помещение или рабочее место, оргтехнику, услуги связи и т.п.
В случае отказа работниками ревизуемого учреждения (организации) предоставить необходимые документы либо возникновения иных препятствий, не позволяющих проведению ревизии (проверки), Департамент финансов сообщает об этих фактах вышестоящей организации и при необходимости Главе Администрации (Губернатору) Томской области или его заместителям.
16. При отсутствии или запущенности бухгалтерского учета в ревизуемом учреждении (организации) руководителем ревизионной группы (ревизором) составляется об этом соответствующий акт в порядке, предусмотренном разделом 4 настоящего Положения.
На основании данного акта оформляется письменное предписание о восстановлении бухгалтерского учета в ревизуемой организации в установленный в предписании срок. Предписание подписывается начальником (заместителем начальника) Департамента финансов и направляется руководителю ревизуемого учреждения (организации) и (или) в вышестоящую организацию либо органу, осуществляющему общее руководство деятельностью ревизуемого учреждения (организации).
Ревизия (проверка) проводится после восстановления в ревизуемом учреждении (организации) бухгалтерского учета.
IV. ОФОРМЛЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕВИЗИИ (ПРОВЕРКИ)
17. Результаты ревизии (проверки) оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы (ревизором), а при необходимости и членами ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) ревизуемого учреждения (организации).
Один экземпляр оформленного акта ревизии (проверки), подписанного руководителем ревизионной группы (ревизором), вручается руководителю ревизуемого учреждения (организации) или лицу, им уполномоченному, под роспись в получении с указанием даты получения. При отсутствии возможности личного вручения акта допускаются иные способы вручения акта, подтверждающие его получение проверенным учреждением (организацией).
По просьбе руководителя и (или) главного бухгалтера (бухгалтера) ревизуемого учреждения (организации) по согласованию с руководителем ревизионной группы (ревизором) может быть установлен срок до 5 рабочих дней, отведенный для ознакомления с актом ревизии (проверки) и его подписания.
При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его должностные лица ревизуемого учреждения (организации) делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют руководителю ревизионной группы (ревизору) письменные возражения или замечания за подписью руководителя учреждения (организации), которые приобщаются к материалам ревизии (проверки) и являются их неотъемлемой частью.
Руководитель ревизионной группы (ревизор) в срок до 5 рабочих дней обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменные заключения, которые после рассмотрения и подписания начальником (заместителем начальника) Департамента финансов вручаются под роспись руководителю ревизуемого учреждения (организацию) либо направляются заказным письмом по почте и приобщаются к материалам ревизии (проверки).
При отсутствии возможности формирования аргументированного заключения Департамент финансов направляет запрос для разъяснении в соответствующие подразделения Администрации Томской области или учреждения (организации), в компетенцию которых входят данные вопросы.
В случае отказа должностных лиц ревизуемого учреждения (организации) подписать или получить акт ревизии (проверки) руководитель ревизионной группы (ревизор) в конце акта производит запись об их ознакомлении с актом и отказе от подписи или получения акта.
В этом случае акт ревизии (проверки) может быть направлен ревизуемому учреждению (организации) заказным письмом по почте или иным способом, свидетельствующим о дате его получения. При этом к экземпляру акта, остающемуся на хранении в Департаменте финансов, прилагаются документы, подтверждающие факт отправления или иного способа передачи акта.
18. Акт ревизии (проверки) состоит из вводной, описательной частей и при необходимости - заключения.
Вводная часть акта ревизии (проверки) должна содержать следующую информацию:
наименование темы ревизии (проверки);
дату и место составления акта ревизии (проверки);
кем и на каком основании проведена ревизия (проверка) (номер и дата поручения на право проведения ревизии (проверки), а также указание на плановый характер ревизии (проверки) или ссылку на задание, поручение Главы Администрации (Губернатора) Томской области или его заместителя);
проверяемый период и сроки проведения ревизии (проверки);
полное наименование и реквизиты учреждения (организации), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации;
основные цели и виды деятельности учреждения (организации);
имеющиеся у учреждения (организации) лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;
перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в Департаменте финансов Администрации Томской области;
кто в проверяемый период и на момент проверки имел право первой подписи в учреждении (организации) и кто являлся главным бухгалтером (бухгалтером);
кем и когда проводилась предыдущая ревизия (проверка), что сделано в учреждении (организации) за прошедший период по устранению ею выявленных недостатков и нарушений.
Вводная часть акта ревизии (проверки) может содержать и иную необходимую информацию, относящуюся к предмету ревизии (проверки), в том числе и краткую характеристику проверяемого объекта при проведении ревизии финансово-хозяйственной деятельности областного учреждения.
Объем, структура, наименование разделов описательной части акта ревизии (проверки) определяются руководителем ревизионной группы (ревизором), при этом в данной части должны быть раскрыты вопросы, указанные в программе ревизии (проверки).
Заключение содержит краткие выводы по итогам ревизии (проверки) или краткие сведения о выявленных нарушениях.
19. В акте ревизии (проверки) ревизующие должны соблюдать объективность и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения.
Результаты ревизии (проверки) излагаются в акте на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися в ревизуемых и других учреждениях (организациях) документами, результатами произведенных встречных проверок и процедур фактического контроля, других ревизионных действий, заключений специалистов и экспертов, объяснений должностных и материально ответственных лиц.
Описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии (проверки), должно содержать следующую обязательную информацию: какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер документально подтвержденных финансовых нарушений и прочую необходимую информацию.
В акте ревизии (проверки) не допускается включение различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных документами или результатами проверок, сведений из материалов правоохранительных органов и ссылок на показания, данные следственным органам.
В акте ревизии (проверки) не должна даваться правовая и морально-этическая оценка действий должностных и материально ответственных лиц ревизуемого учреждения (организации), квалифицированы их поступки, намерения и цели.
Объем акта ревизии (проверки) не ограничивается, но ревизующие должны стремиться к разумной краткости изложения при обязательном отражении в нем ясных и полных ответов на все вопросы программы ревизии (проверки).
20. В тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или по ним необходимо принять срочные меры к их устранению или привлечению должностных и (или) материально ответственных лиц к ответственности, в ходе ревизии (проверки) составляется отдельный (промежуточный) акт, и от этих лиц запрашиваются необходимые письменные объяснения.
Промежуточный акт подписывается участником ревизионной группы, проверяющим конкретный вопрос программы ревизии (ревизором), и соответствующими должностными и, при необходимости, материально ответственными лицами ревизуемого учреждения (организации).
Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт ревизии (проверки).
21. Материалы ревизии (проверки) состоят из акта ревизии (проверки) и надлежаще оформленных приложений к нему, на которые имеются ссылки в акте ревизии (проверки) (документы, копии документов, сводные справки, заключения привлеченных специалистов, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т.п.).
Актам ревизий (проверок) в делопроизводстве контрольно-ревизионного комитета Департамента финансов присваивается соответствующий порядковый номенклатурный номер.
Акты ревизий (проверок) хранятся в контрольно-ревизионном комитете Департамента финансов.
22. По результатам проведенной ревизии (проверки) руководителю проверенного учреждения (организации) направляется представление для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц. Представление подписывается начальником Департамента финансов или его заместителем.
23. Результаты ревизии (проверки), проведенной в соответствии с поручениями Главы Администрации (Губернатора) Томской области или его первого заместителя, обобщаются Департаментом финансов и письменно докладываются им вместе с указанием мер, принятых Департаментом финансов по устранению выявленных нарушений и принятию мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации и Томской области, а также в случае необходимости с предложениями по принятию мер, не входящих в компетенцию Департамента финансов.
24. Результаты ревизии (проверки) в необходимых случаях направляются Главе Администрации (Губернатору) Томской области или его первому заместителю, вышестоящей организации либо органу, осуществляющему общее руководство деятельностью ревизуемого учреждения (организации), для принятия мер.
Контрольно-ревизионный комитет Департамента финансов Администрации Томской области обеспечивает контроль за ходом реализации материалов ревизии (проверки) с целью устранения выявленных нарушений и при необходимости принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации меры принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации и Томской области.
25. Контрольно-ревизионный комитет Департамента финансов Администрации Томской области систематически изучает и обобщает материалы ревизий (проверок) и на основе этого в необходимых случаях вносит предложения о совершенствовании системы государственного последующего финансового контроля.
В случае возникновения ситуаций, не регламентированных данным Положением, работники контрольно-ревизионного комитета Департамента финансов обязаны руководствоваться законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ АДМИНИСТРАЦИИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Приказ № 15 от 17 августа 2006 г.
Об утверждении Положения о порядке проведения ревизий и проверок Департаментом финансов Администрации Томской области
Утратил силу в соответствии с пп. 1 п. 2 приказа Департамента финансов Томской области от 09.04.2010 № 13.
В целях надлежащего обеспечения поставленных перед Департаментом финансов Администрации Томской области задач и единообразия организации проводимых ревизий и проверок, на основании пункта 12 Положения о Департаменте финансов Администрации Томской области, утвержденного постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 06.06.2005 N 74, приказываю:
1. Утвердить Положение о порядке проведения ревизий и проверок Департаментом финансов Администрации Томской области согласно приложению.
2. Признать утратившим силу приказ Департамента финансов Администрации Томской области от 01.06.2004 N 12 "Об утверждении Положения о порядке проведения ревизий и проверок Департаментом финансов Администрации Томской области".
И.о. начальника
Департамента финансов
Н.П.КУЗНЕЦОВА
Приложение
к приказу
Департамента финансов
Администрации Томской области
от 17.08.2006 N 15
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИЙ И ПРОВЕРОК ДЕПАРТАМЕНТОМ ФИНАНСОВ АДМИНИСТРАЦИИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. На Департамент финансов Администрации Томской области в соответствии со статьей 8 Закона Томской области "О бюджетном процессе в Томской области" от 11.11.2005 N 197-ОЗ возложены полномочия по осуществлению предварительного, текущего и последующего финансового контроля за использованием средств областного бюджета.
Последующий финансовый контроль организуется Департаментом финансов Администрации Томской области согласно статье 46 названного Закона путем проведения проверок и ревизий в порядке, предусмотренном настоящим Положением.
Указанный вид финансового контроля проводится контрольно-ревизионным комитетом Департамента финансов в соответствии с Положением о комитете.
2. При организации и проведении ревизии или проверки, оформлении и реализации их результатов работники контрольно-ревизионного комитета обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, других министерств и ведомств, Уставом Томской области, законами Томской области, постановлениями Государственной Думы Томской области, постановлениями и распоряжениями Главы Администрации (Губернатора) Томской области и Администрации Томской области, Положением о Департаменте финансов Администрации Томской области, настоящим Положением.
3. Права, обязанности и полномочия контрольно-ревизионного комитета определяются Положением о комитете.
II. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕВИЗИИ И ПРОВЕРКИ
4. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемым учреждением (организацией), правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством и нормативными актами Российской Федерации и Томской области возложена ответственность за их осуществление.
Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемого учреждения (организации).
5. Цель ревизии (проверки) - осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и Томской области при осуществлении учреждением (организацией) хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами, целевым использованием средств, выделяемых из областного бюджета.
6. Основной задачей ревизии (проверки) является проверка финансово-хозяйственной деятельности учреждения (организации) по следующим направлениям:
соответствие осуществляемой деятельности учреждения (организации) учредительным документам;
обоснованность расчетов сметных назначений;
исполнение смет расходов;
использование средств областного бюджета по целевому назначению;
обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
обоснованность образования и расходования внебюджетных средств;
соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;
полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
операции с основными средствами и нематериальными активами;
операции, связанные с инвестициями;
расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;
формирование финансовых результатов и их распределение.
III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ РЕВИЗИИ (ПРОВЕРКИ)
7. Ревизия (проверка) поступления и расходования средств областного бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящегося в собственности Томской области, в органах государственной власти Томской области, органах местного самоуправления, учреждениях, а также организациях любых форм собственности, осуществляется как в плановом, так и внеплановом порядке.
8. Должностные лица контрольно-ревизионного комитета Департамента финансов осуществляют ревизии (проверки) на основании письменного поручения на право проведения ревизии (проверки) конкретного получателя средств областного бюджета при предъявлении служебного удостоверения.
Указанное поручение визируется председателем контрольно-ревизионного комитета Департамента финансов и подписывается начальником Департамента финансов или его заместителем и заверяется печатью Департамента.
Регистрация поручений на право проведения ревизии (проверки) осуществляется в журнале, подлежащем хранению в контрольно-ревизионном комитете Департамента финансов.
9. Состав ревизионной группы определяется председателем контрольно-ревизионного комитета Департамента финансов с учетом предложений начальников соответствующих отделов комитета.
При необходимости назначается руководитель ревизионной группы. Решение о необходимости назначения руководителя ревизионной группы принимается председателем контрольно-ревизионного комитета Департамента финансов. В этом случае в поручении на право проведения ревизии (проверки) указывается руководитель ревизионной группы.
Дата начала проведения ревизии (проверки) указывается в поручении на право проведения ревизии (проверки).
Продолжительность ревизии (проверки) не может превышать 45 календарных дней.
Продление данного срока ревизии (проверки) осуществляется начальником (заместителем начальника) Департамента финансов по письменному мотивированному обращению руководителя ревизионной группы (ревизора) путем совершения на нем разрешительной записи.
10. Конкретные вопросы ревизии (проверки) определяются программой ревизии (проверки).
Программа ревизии (проверки) включает наименование проверяемого учреждения (организации), тему ревизии (проверки), период, который должна охватить ревизия (проверка), наименование проверяемых вопросов. Программа ревизии (проверки) подписывается начальником соответствующего отдела контрольно-ревизионного комитета и утверждается председателем контрольно-ревизионного комитета Департамента финансов.
11. Составлению программы ревизии (проверки) и ее проведению должен предшествовать подготовительный период, в ходе которого участники ревизии (проверки) обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные правовые акты, отчетные и статистические данные, сметы, другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность подлежащего ревизии (проверке) учреждения (организации).
Руководитель ревизионной группы до начала ревизии (проверки) знакомит ее участников с содержанием программы ревизии (проверки) и самостоятельно распределяет вопросы и участки работы между его исполнителями.
Программа ревизии (проверки) в ходе ее проведения с учетом изучения необходимых документов, отчетных и статистических данных, смет, других материалов, характеризующих ревизуемое учреждение (организацию), может быть изменена и дополнена в порядке, установленном пунктом 10 настоящего Положения.
12. Руководитель ревизионной группы (ревизор) должен предъявить руководителю ревизуемого учреждения (организации) поручение на право проведения ревизии (проверки), ознакомить его с основными задачами, представить участвующих в ревизии (проверке) работников, решить организационно-технические вопросы проведения ревизии (проверки).
По требованию руководителя ревизионной группы (ревизора) при выявлении фактов злоупотребления или порчи имущества руководитель ревизуемого учреждения (организации) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации обязан организовать проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей. Дата проведения и участки (объем) инвентаризации устанавливаются руководителем ревизионной группы (ревизором) по согласованию с руководителем ревизуемого учреждения (организации).
13. Ревизия (проверка) финансово-хозяйственной деятельности учреждения (организации) проводится путем осуществления:
проверки учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, сметных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию в целях установления законности и правильности произведенных операций;
проверки фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг) и т.п.;
организации проведения встречных проверок поступления и расходования средств областного бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в собственности Томской области, - сличения имеющихся в ревизуемой организации записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех учреждениях и организациях, от которых получены или которыми выданы денежные средства, материальные ценности и документы;
организации процедур фактического контроля за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования продукции, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг, в том числе с привлечением в установленном порядке специалистов других учреждений (организаций), обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей путем организации проведения инвентаризаций, обследований, экспертиз и т.п.;
проверки достоверности отражения произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе соблюдения установленного порядка ведения учета, сопоставления записей в регистрах бухгалтерского учета с данными первичных документов, сопоставления показателей отчетности с данными бухгалтерского учета, арифметической проверки первичных документов;
проверки использования и сохранности средств областного бюджета, доходов от имущества, находящегося в собственности Томской области;
проверки в необходимых случаях организации и состояния внутреннего (ведомственного) контроля.
14. Участники ревизионной группы (ревизор), исходя из программы ревизии (проверки), определяют необходимость и возможность применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности, обеспечивающего надежную возможность сбора требуемых сведений и доказательств.
15. Руководитель ревизуемого учреждения (организации) должен создавать надлежащие условия для проведения участниками ревизионной группы (ревизором) ревизии (проверки) - предоставить необходимое помещение или рабочее место, оргтехнику, услуги связи и т.п.
В случае отказа работниками ревизуемого учреждения (организации) предоставить необходимые документы либо возникновения иных препятствий, не позволяющих проведению ревизии (проверки), Департамент финансов сообщает об этих фактах вышестоящей организации и при необходимости Главе Администрации (Губернатору) Томской области или его заместителям.
16. При отсутствии или запущенности бухгалтерского учета в ревизуемом учреждении (организации) руководителем ревизионной группы (ревизором) составляется об этом соответствующий акт в порядке, предусмотренном разделом 4 настоящего Положения.
На основании данного акта оформляется письменное предписание о восстановлении бухгалтерского учета в ревизуемой организации в установленный в предписании срок. Предписание подписывается начальником (заместителем начальника) Департамента финансов и направляется руководителю ревизуемого учреждения (организации) и (или) в вышестоящую организацию либо органу, осуществляющему общее руководство деятельностью ревизуемого учреждения (организации).
Ревизия (проверка) проводится после восстановления в ревизуемом учреждении (организации) бухгалтерского учета.
IV. ОФОРМЛЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕВИЗИИ (ПРОВЕРКИ)
17. Результаты ревизии (проверки) оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы (ревизором), а при необходимости и членами ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) ревизуемого учреждения (организации).
Один экземпляр оформленного акта ревизии (проверки), подписанного руководителем ревизионной группы (ревизором), вручается руководителю ревизуемого учреждения (организации) или лицу, им уполномоченному, под роспись в получении с указанием даты получения. При отсутствии возможности личного вручения акта допускаются иные способы вручения акта, подтверждающие его получение проверенным учреждением (организацией).
По просьбе руководителя и (или) главного бухгалтера (бухгалтера) ревизуемого учреждения (организации) по согласованию с руководителем ревизионной группы (ревизором) может быть установлен срок до 5 рабочих дней, отведенный для ознакомления с актом ревизии (проверки) и его подписания.
При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его должностные лица ревизуемого учреждения (организации) делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют руководителю ревизионной группы (ревизору) письменные возражения или замечания за подписью руководителя учреждения (организации), которые приобщаются к материалам ревизии (проверки) и являются их неотъемлемой частью.
Руководитель ревизионной группы (ревизор) в срок до 5 рабочих дней обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменные заключения, которые после рассмотрения и подписания начальником (заместителем начальника) Департамента финансов вручаются под роспись руководителю ревизуемого учреждения (организацию) либо направляются заказным письмом по почте и приобщаются к материалам ревизии (проверки).
При отсутствии возможности формирования аргументированного заключения Департамент финансов направляет запрос для разъяснении в соответствующие подразделения Администрации Томской области или учреждения (организации), в компетенцию которых входят данные вопросы.
В случае отказа должностных лиц ревизуемого учреждения (организации) подписать или получить акт ревизии (проверки) руководитель ревизионной группы (ревизор) в конце акта производит запись об их ознакомлении с актом и отказе от подписи или получения акта.
В этом случае акт ревизии (проверки) может быть направлен ревизуемому учреждению (организации) заказным письмом по почте или иным способом, свидетельствующим о дате его получения. При этом к экземпляру акта, остающемуся на хранении в Департаменте финансов, прилагаются документы, подтверждающие факт отправления или иного способа передачи акта.
18. Акт ревизии (проверки) состоит из вводной, описательной частей и при необходимости - заключения.
Вводная часть акта ревизии (проверки) должна содержать следующую информацию:
наименование темы ревизии (проверки);
дату и место составления акта ревизии (проверки);
кем и на каком основании проведена ревизия (проверка) (номер и дата поручения на право проведения ревизии (проверки), а также указание на плановый характер ревизии (проверки) или ссылку на задание, поручение Главы Администрации (Губернатора) Томской области или его заместителя);
проверяемый период и сроки проведения ревизии (проверки);
полное наименование и реквизиты учреждения (организации), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации;
основные цели и виды деятельности учреждения (организации);
имеющиеся у учреждения (организации) лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;
перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в Департаменте финансов Администрации Томской области;
кто в проверяемый период и на момент проверки имел право первой подписи в учреждении (организации) и кто являлся главным бухгалтером (бухгалтером);
кем и когда проводилась предыдущая ревизия (проверка), что сделано в учреждении (организации) за прошедший период по устранению ею выявленных недостатков и нарушений.
Вводная часть акта ревизии (проверки) может содержать и иную необходимую информацию, относящуюся к предмету ревизии (проверки), в том числе и краткую характеристику проверяемого объекта при проведении ревизии финансово-хозяйственной деятельности областного учреждения.
Объем, структура, наименование разделов описательной части акта ревизии (проверки) определяются руководителем ревизионной группы (ревизором), при этом в данной части должны быть раскрыты вопросы, указанные в программе ревизии (проверки).
Заключение содержит краткие выводы по итогам ревизии (проверки) или краткие сведения о выявленных нарушениях.
19. В акте ревизии (проверки) ревизующие должны соблюдать объективность и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения.
Результаты ревизии (проверки) излагаются в акте на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися в ревизуемых и других учреждениях (организациях) документами, результатами произведенных встречных проверок и процедур фактического контроля, других ревизионных действий, заключений специалистов и экспертов, объяснений должностных и материально ответственных лиц.
Описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии (проверки), должно содержать следующую обязательную информацию: какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер документально подтвержденных финансовых нарушений и прочую необходимую информацию.
В акте ревизии (проверки) не допускается включение различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных документами или результатами проверок, сведений из материалов правоохранительных органов и ссылок на показания, данные следственным органам.
В акте ревизии (проверки) не должна даваться правовая и морально-этическая оценка действий должностных и материально ответственных лиц ревизуемого учреждения (организации), квалифицированы их поступки, намерения и цели.
Объем акта ревизии (проверки) не ограничивается, но ревизующие должны стремиться к разумной краткости изложения при обязательном отражении в нем ясных и полных ответов на все вопросы программы ревизии (проверки).
20. В тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или по ним необходимо принять срочные меры к их устранению или привлечению должностных и (или) материально ответственных лиц к ответственности, в ходе ревизии (проверки) составляется отдельный (промежуточный) акт, и от этих лиц запрашиваются необходимые письменные объяснения.
Промежуточный акт подписывается участником ревизионной группы, проверяющим конкретный вопрос программы ревизии (ревизором), и соответствующими должностными и, при необходимости, материально ответственными лицами ревизуемого учреждения (организации).
Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт ревизии (проверки).
21. Материалы ревизии (проверки) состоят из акта ревизии (проверки) и надлежаще оформленных приложений к нему, на которые имеются ссылки в акте ревизии (проверки) (документы, копии документов, сводные справки, заключения привлеченных специалистов, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т.п.).
Актам ревизий (проверок) в делопроизводстве контрольно-ревизионного комитета Департамента финансов присваивается соответствующий порядковый номенклатурный номер.
Акты ревизий (проверок) хранятся в контрольно-ревизионном комитете Департамента финансов.
22. По результатам проведенной ревизии (проверки) руководителю проверенного учреждения (организации) направляется представление для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц. Представление подписывается начальником Департамента финансов или его заместителем.
23. Результаты ревизии (проверки), проведенной в соответствии с поручениями Главы Администрации (Губернатора) Томской области или его первого заместителя, обобщаются Департаментом финансов и письменно докладываются им вместе с указанием мер, принятых Департаментом финансов по устранению выявленных нарушений и принятию мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации и Томской области, а также в случае необходимости с предложениями по принятию мер, не входящих в компетенцию Департамента финансов.
24. Результаты ревизии (проверки) в необходимых случаях направляются Главе Администрации (Губернатору) Томской области или его первому заместителю, вышестоящей организации либо органу, осуществляющему общее руководство деятельностью ревизуемого учреждения (организации), для принятия мер.
Контрольно-ревизионный комитет Департамента финансов Администрации Томской области обеспечивает контроль за ходом реализации материалов ревизии (проверки) с целью устранения выявленных нарушений и при необходимости принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации меры принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации и Томской области.
25. Контрольно-ревизионный комитет Департамента финансов Администрации Томской области систематически изучает и обобщает материалы ревизий (проверок) и на основе этого в необходимых случаях вносит предложения о совершенствовании системы государственного последующего финансового контроля.
В случае возникновения ситуаций, не регламентированных данным Положением, работники контрольно-ревизионного комитета Департамента финансов обязаны руководствоваться законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 080.060.000 Бюджеты субъектов Российской Федерации, 080.060.070 Государственный финансовый контроль (см. также 010.110.030, 020.010.050) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: