Основная информация
Дата опубликования: | 17 декабря 2012г. |
Номер документа: | RU24000201202132 |
Текущая редакция: | 2 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Красноярский край |
Принявший орган: | Министерство образования и науки Красноярского края |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
МИНИСТЕРСТВО
образования и науки Красноярского края
П Р И К А З
17.12.2012
г. Красноярск
№ 35-04/1
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
{Изменение:
Приказ министерства образования и науки Красноярского края от 22.12.2014 № 51-04/1; НГРRU24000201401901}
В соответствии с пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Красноярского края от 05.10.2012 № 510-п «Об утверждении Порядка подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей», пунктами 3.74, 4.3 Положения о министерстве образования и науки Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 № 706-п, учитывая Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2012 N 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации», приказываю:
(преамбула в редакции приказа министерства образования и науки Красноярского края от 22.12.2014 № 51-04/1)
1. Утвердить Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, согласно приложению.
2. Контроль за исполнением Приказа возложить на первого заместителя министра образования и науки Красноярского края Маковскую С.И.
3. Опубликовать Приказ в «Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края» и газете «Наш Красноярский край».
4. Приказ вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования.
Министр образования и науки
Красноярского края
В.В. Башев
Приложение
к Приказу
министерства образования и науки
Красноярского края
от 17 декабря 2012 г. N 35-04/1
ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящая Программа разработана с целью психолого-педагогической и правовой подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее соответственно - Программа подготовки, кандидаты).
Задачи Программы подготовки:
подготовка кандидатов к приему на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), выявление и формирование у кандидатов воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей, в том числе для охраны его здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
помощь кандидатам в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью; в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей;
ознакомление кандидатов с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, правами и обязанностями усыновителей, опекунов, в том числе приемных родителей, существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.
II. ОПИСАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КАНДИДАТОВ
Раздел 1. «ВВЕДЕНИЕ В КУРС ПОДГОТОВКИ КАНДИДАТОВ» (8 ЧАСОВ)
Раздел включает в себя проведение с каждым из кандидатов индивидуального первичного интервью в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью, выяснение особенностей семьи кандидата и предпочтений в выборе ребенка; установление доверительных отношений для последующего сотрудничества и изучение следующих тем:
содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов;
задачи подготовки;
знакомство с правилами групповой работы: конфиденциальность, безоценочность, правило «стоп», правило «здесь и сейчас» и организационный принцип;
знакомство с историей семьи кандидата;
проработка личностных особенностей кандидатов, установок и ценностей, сомнений и страхов, ожиданий и представлений о ребенке, оставшемся без попечения родителей;
знакомство с информацией о нарушенных потребностях у детей, оставшихся без попечения родителей.
Раздел 2. «ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ УСТРОЙСТВЕ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬИ ГРАЖДАН» (4 ЧАСА)
Раздел включает в себя изучение следующих тем:
правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в приемную семью;
формы семейного устройства и организационно-правовые основы функционирования приемной семьи;
порядок предоставления кандидатам сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональным и федеральным операторами банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам, порядок представления ими документов для усыновления, назначения опеки, порядок оформления документов на ребенка, оставшегося без попечения родителей, в зависимости от формы его устройства при передаче на воспитание в семью;
порядок обращения кандидата в усыновители в суд, принятие судом решения об усыновлении, вступление решения суда в законную силу, правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;
правовые последствия отмены усыновления, прекращения опеки и попечительства;
порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации;
порядок взаимодействия кандидата с организацией, в которой находится ребенок, оставшийся без попечения родителей;
правила посещения учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, установление с ребенком личностных отношений;
защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;
порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;
правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей;
порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку;
меры социальной поддержки приемных семей, а также воспитывающихся в них детей, оставшихся без попечения родителей, система государственных выплат, срок их предоставления.
Раздел 3. «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПОТРЕБНОСТЯХ РАЗВИТИЯ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА И НЕОБХОДИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЯХ РОДИТЕЛЕЙ.
ПОНЯТИЕ О МОТИВАЦИИ КАНДИДАТА» (5 ЧАСОВ)
Раздел включает в себя изучение следующих тем:
изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;
составляющие мотивации кандидата;
конструктивные, деструктивные мотивы принятия ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью;
осознание кандидатами своих мотивов и ожиданий, лежащих в основе их решения принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью;
определение пола, возраста, количества детей и выбора формы семейного устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, в соответствии с личными и семейными ресурсами, особенностями семьи и потребностями ребенка;
ситуация выбора ребенка, ее сложности;
организация первой встречи с ребенком, оставшимся без попечения родителей;
подготовка кандидатов к взаимодействию с членами семьи и семейным окружением перед принятием ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью (разговор о намерении создать приемную семью, возможные вопросы и ответы на них, время на размышление, отрицание необходимости принятия ребенка в семью);
условия, необходимые для обеспечения психологически комфортной и безопасной среды для ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Раздел 4. «ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА» (1 ЧАС)
Раздел включает в себя изучение следующих тем:
общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);
психологические особенности детей, проживающих в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, их причины;
травматический опыт ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Раздел 5. «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА,
ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПОДВЕРГШЕГОСЯ
ЖЕСТОКОМУ ОБРАЩЕНИЮ. ДИСПРОПОРЦИИ РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА» (3 ЧАСА)
Раздел включает в себя изучение следующих тем:
виды жестокого обращения и их последствия для развития ребенка;
проблемы интеллектуального характера, диспропорции развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (понятия «задержка психического развития», «умственная отсталость»);
особенности эмоционально-волевой сферы;
коммуникативная сфера, ее нарушение;
особенности нравственного развития;
патологические привычки;
проблемы половой идентификации;
оценка кандидатом своей возможности воспитывать ребенка, имеющего особенности физического и психического развития, пережившего жестокое обращение;
семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение.
Раздел 6. «ПОСЛЕДСТВИЯ ОТ РАЗРЫВА С КРОВНОЙ СЕМЬЕЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (НАРУШЕНИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ, ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ГОРЯ И ПОТЕРИ, ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОЙ И СЕМЕЙНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ)» (1 ЧАС)
Раздел включает в себя изучение следующих тем:
понятие привязанности;
потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка;
причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;
типы «нарушенной привязанности» (понятие «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»);
способы формирования привязанности у ребенка.
Раздел 7. «АДАПТАЦИЯ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА И ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ»
(4 ЧАСА)
Раздел включает в себя изучение следующих тем:
понятие адаптации;
чувства и переживания ребенка, оставшегося без попечения родителей, пришедшего в семью;
адаптация как закономерный процесс;
характеристика этапов адаптации;
особенности ожиданий кандидатов; страхи, тревоги и разочарования в разные периоды адаптации;
способы преодоления трудностей адаптации;
понимание всеми членами семьи кандидатов своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон;
тайна усыновления, ее реальные и мнимые преимущества и сложности;
важность знания ребенком его личной и семейной истории;
учет возрастных особенностей ребенка и способы, как рассказать ребенку, что он приемный;
отношения с биологическими родителями и кровными родственниками ребенка;
осознание кандидатами личной готовности к сохранению тайны усыновления.
Раздел 8. «ТРУДНОЕ» ПОВЕДЕНИЕ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА, НАВЫКИ УПРАВЛЕНИЯ «ТРУДНЫМ» ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА» (5 ЧАСОВ)
Раздел включает в себя изучение следующих тем:
«особый ребенок»: агрессивность, гиперактивность, тревожность, причины;
способы коррекции агрессивного поведения ребенка;
условия взаимодействия с гиперактивным ребенком;
особенности общения с тревожными детьми, способы снятия тревожности;
оценка кандидатами своей способности обеспечить потребности развития ребенка с особенностями поведения;
понятие «трудное» поведение ребенка;
формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, бранные слова;
причины «трудного» поведения детей, причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;
способы реагирования на «трудное» поведение ребенка;
понимание кандидатами того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты;
способы эффективного общения с ребенком: понятие «безусловное принятие ребенка», особенности принимающего и непринимающего поведения родителей; способы эффективной коммуникации с ребенком; приемы «активного» слушания; способы проявления своей любви к ребенку;
понятие «конфликт», причины конфликтов, стили поведения в конфликте;
способы разрешения конфликтных ситуаций;
конструктивный метод разрешения семейных конфликтов;
этапы речевого развития ребенка;
развитие речи ребенка от рождения до 7 лет;
фазы развития речи;
способы коррекции задержки речевого развития.
Раздел 9. «ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА. МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ РИСКОВ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ И ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ РЕБЕНКА» (3 ЧАСА)
Раздел включает в себя изучение следующих тем:
создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);
способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;
предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;
состояние здоровья детей, оставшихся без попечения родителей;
особенности здоровья и состояния детей, находящихся в организации для детей, оставшихся без попечения родителей;
представление об источниках проблем и возможностях их корректирования;
возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;
осознание кандидатами своих возможностей и ресурсов для воспитания детей, имеющих особенности здоровья и развития;
правильное рациональное питание - одно из важнейших слагаемых здоровья ребенка (особенности пищеварения у детей раннего возраста; суточный набор продуктов для детей от 1 - 3 лет; питание детей при заболеваниях желудочно-кишечного тракта; питание детей при диатезе, малокровии (анемии), рахите; отсутствие аппетита (анорексия); питание детей при ожирении).
Раздел 10. «ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА» (1 ЧАС)
Раздел включает в себя изучение следующих тем:
особенности и необходимость полового воспитания приемного ребенка;
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;
формирование половой идентичности у ребенка;
полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности;
способы защиты ребенка от сексуального насилия;
способы эффективного общения с ребенком по вопросам полового воспитания.
Раздел 11. «РОЛЬ СЕМЬИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА» (5 ЧАСОВ)
Раздел включает в себя изучение следующих тем:
представление о семье как о развивающейся системе;
изменения семейной системы и семейной динамики, связанные с приходом приемного ребенка;
роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка;
роль родительских моделей в формировании личности ребенка;
понимание всеми членами семьи кандидатов проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон;
система внешней поддержки семьи;
подготовка кровного ребенка к появлению приемного ребенка в семье;
семейные системы при принятии ребенка;
развитие отношений между кровными и приемными детьми;
основные рекомендации по взаимодействию родителей с кровными и приемными детьми;
понятие «тип семейного воспитания»;
факторы, создающие негармоничные типы семейного воспитания;
типы негармоничного семейного воспитания;
условия, необходимые для гармоничного развития и воспитания ребенка;
поощрение и наказания как основные методы воспитания ребенка (виды поощрения ребенка; правила поощрения ребенка; необходимость запретов и правил при воспитании ребенка; ситуации необходимости наказания; формы наказания ребенка; принципы наказания; учет индивидуальных особенностей ребенка при применении поощрений и наказаний);
оценка кандидатами имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка.
Раздел 12. «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ С ОРГАНАМИ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА И ИНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИМИ УСЛУГИ ДЕТЯМ И СЕМЬЯМ» (1 ЧАС)
Раздел включает в себя изучение следующих тем:
родительские и профессиональные функции приемной семьи;
взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия;
информирование кандидатов о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи;
взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.
Раздел 13. «ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ОСВОЕНИЯ КУРСА ПОДГОТОВКИ КАНДИДАТОВ» (6 ЧАСОВ)
Раздел включает в себя:
обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатом, выполнения домашних заданий;
обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатом;
проведение самооценки кандидата и выявление готовности кандидата к приему ребенка на воспитание;
составление итогового заключения о готовности и способности кандидата в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами по их желанию).
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ КАНДИДАТОВ, УСПЕШНО ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ ПОДГОТОВКИ
Кандидаты, посетившие не менее 80% занятий, предусмотренных программой, успешно прошедшие курс подготовки, по его завершении должны иметь четкое представление:
о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью;
об ответственности за жизнь и здоровье, воспитание и развитие ребенка, которую кандидаты берут на себя в связи с приемом его в свою семью;
об особенностях ребенка, оставшегося без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
о правилах безопасного воспитания усыновленных, опекаемых, приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома (на улице, в общественных местах);
о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка, оставшегося без попечения родителей;
о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых кандидату;
о порядке контактов ребенка, оставшегося без попечения родителей, с родителями и родственниками.
Кандидаты, успешно освоившие программу, должны знать:
права и обязанности родителей как в отношении ребенка, оставшегося без попечения родителей, так и в отношении самих родителей;
закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;
особенности протекания периода адаптации ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семье;
о влиянии собственного опыта родителей на их отношение к «трудному» поведению детей;
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.
Кандидаты, успешно освоившие программу, должны уметь:
использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений как личных, так и семейных для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию усыновленного, опекаемого, приемного ребенка;
рассматривать «трудное» поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
осознать природу своих чувств по поводу «трудного» поведения ребенка;
быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания;
преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;
ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и кандидатам;
заботиться о здоровье ребенка;
соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;
понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
IV. ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ
Итоговая аттестация кандидатов проводится в форме тестирования и собеседования в конце всего курса подготовки.
Кандидатам, успешно прошедшим Программу подготовки, выдается документ по форме, утвержденной Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2012 N 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации».
Министр
образования и науки
Красноярского края В.В.БАШЕВ
МИНИСТЕРСТВО
образования и науки Красноярского края
П Р И К А З
17.12.2012
г. Красноярск
№ 35-04/1
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
{Изменение:
Приказ министерства образования и науки Красноярского края от 22.12.2014 № 51-04/1; НГРRU24000201401901}
В соответствии с пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Красноярского края от 05.10.2012 № 510-п «Об утверждении Порядка подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей», пунктами 3.74, 4.3 Положения о министерстве образования и науки Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 № 706-п, учитывая Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2012 N 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации», приказываю:
(преамбула в редакции приказа министерства образования и науки Красноярского края от 22.12.2014 № 51-04/1)
1. Утвердить Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, согласно приложению.
2. Контроль за исполнением Приказа возложить на первого заместителя министра образования и науки Красноярского края Маковскую С.И.
3. Опубликовать Приказ в «Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края» и газете «Наш Красноярский край».
4. Приказ вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования.
Министр образования и науки
Красноярского края
В.В. Башев
Приложение
к Приказу
министерства образования и науки
Красноярского края
от 17 декабря 2012 г. N 35-04/1
ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящая Программа разработана с целью психолого-педагогической и правовой подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее соответственно - Программа подготовки, кандидаты).
Задачи Программы подготовки:
подготовка кандидатов к приему на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), выявление и формирование у кандидатов воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей, в том числе для охраны его здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
помощь кандидатам в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью; в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей;
ознакомление кандидатов с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, правами и обязанностями усыновителей, опекунов, в том числе приемных родителей, существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.
II. ОПИСАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КАНДИДАТОВ
Раздел 1. «ВВЕДЕНИЕ В КУРС ПОДГОТОВКИ КАНДИДАТОВ» (8 ЧАСОВ)
Раздел включает в себя проведение с каждым из кандидатов индивидуального первичного интервью в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью, выяснение особенностей семьи кандидата и предпочтений в выборе ребенка; установление доверительных отношений для последующего сотрудничества и изучение следующих тем:
содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов;
задачи подготовки;
знакомство с правилами групповой работы: конфиденциальность, безоценочность, правило «стоп», правило «здесь и сейчас» и организационный принцип;
знакомство с историей семьи кандидата;
проработка личностных особенностей кандидатов, установок и ценностей, сомнений и страхов, ожиданий и представлений о ребенке, оставшемся без попечения родителей;
знакомство с информацией о нарушенных потребностях у детей, оставшихся без попечения родителей.
Раздел 2. «ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ УСТРОЙСТВЕ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬИ ГРАЖДАН» (4 ЧАСА)
Раздел включает в себя изучение следующих тем:
правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в приемную семью;
формы семейного устройства и организационно-правовые основы функционирования приемной семьи;
порядок предоставления кандидатам сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональным и федеральным операторами банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам, порядок представления ими документов для усыновления, назначения опеки, порядок оформления документов на ребенка, оставшегося без попечения родителей, в зависимости от формы его устройства при передаче на воспитание в семью;
порядок обращения кандидата в усыновители в суд, принятие судом решения об усыновлении, вступление решения суда в законную силу, правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;
правовые последствия отмены усыновления, прекращения опеки и попечительства;
порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации;
порядок взаимодействия кандидата с организацией, в которой находится ребенок, оставшийся без попечения родителей;
правила посещения учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, установление с ребенком личностных отношений;
защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;
порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;
правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей;
порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку;
меры социальной поддержки приемных семей, а также воспитывающихся в них детей, оставшихся без попечения родителей, система государственных выплат, срок их предоставления.
Раздел 3. «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПОТРЕБНОСТЯХ РАЗВИТИЯ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА И НЕОБХОДИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЯХ РОДИТЕЛЕЙ.
ПОНЯТИЕ О МОТИВАЦИИ КАНДИДАТА» (5 ЧАСОВ)
Раздел включает в себя изучение следующих тем:
изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;
составляющие мотивации кандидата;
конструктивные, деструктивные мотивы принятия ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью;
осознание кандидатами своих мотивов и ожиданий, лежащих в основе их решения принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью;
определение пола, возраста, количества детей и выбора формы семейного устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, в соответствии с личными и семейными ресурсами, особенностями семьи и потребностями ребенка;
ситуация выбора ребенка, ее сложности;
организация первой встречи с ребенком, оставшимся без попечения родителей;
подготовка кандидатов к взаимодействию с членами семьи и семейным окружением перед принятием ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью (разговор о намерении создать приемную семью, возможные вопросы и ответы на них, время на размышление, отрицание необходимости принятия ребенка в семью);
условия, необходимые для обеспечения психологически комфортной и безопасной среды для ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Раздел 4. «ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА» (1 ЧАС)
Раздел включает в себя изучение следующих тем:
общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);
психологические особенности детей, проживающих в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, их причины;
травматический опыт ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Раздел 5. «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА,
ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПОДВЕРГШЕГОСЯ
ЖЕСТОКОМУ ОБРАЩЕНИЮ. ДИСПРОПОРЦИИ РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА» (3 ЧАСА)
Раздел включает в себя изучение следующих тем:
виды жестокого обращения и их последствия для развития ребенка;
проблемы интеллектуального характера, диспропорции развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (понятия «задержка психического развития», «умственная отсталость»);
особенности эмоционально-волевой сферы;
коммуникативная сфера, ее нарушение;
особенности нравственного развития;
патологические привычки;
проблемы половой идентификации;
оценка кандидатом своей возможности воспитывать ребенка, имеющего особенности физического и психического развития, пережившего жестокое обращение;
семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение.
Раздел 6. «ПОСЛЕДСТВИЯ ОТ РАЗРЫВА С КРОВНОЙ СЕМЬЕЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (НАРУШЕНИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ, ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ГОРЯ И ПОТЕРИ, ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОЙ И СЕМЕЙНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ)» (1 ЧАС)
Раздел включает в себя изучение следующих тем:
понятие привязанности;
потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка;
причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;
типы «нарушенной привязанности» (понятие «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»);
способы формирования привязанности у ребенка.
Раздел 7. «АДАПТАЦИЯ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА И ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ»
(4 ЧАСА)
Раздел включает в себя изучение следующих тем:
понятие адаптации;
чувства и переживания ребенка, оставшегося без попечения родителей, пришедшего в семью;
адаптация как закономерный процесс;
характеристика этапов адаптации;
особенности ожиданий кандидатов; страхи, тревоги и разочарования в разные периоды адаптации;
способы преодоления трудностей адаптации;
понимание всеми членами семьи кандидатов своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон;
тайна усыновления, ее реальные и мнимые преимущества и сложности;
важность знания ребенком его личной и семейной истории;
учет возрастных особенностей ребенка и способы, как рассказать ребенку, что он приемный;
отношения с биологическими родителями и кровными родственниками ребенка;
осознание кандидатами личной готовности к сохранению тайны усыновления.
Раздел 8. «ТРУДНОЕ» ПОВЕДЕНИЕ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА, НАВЫКИ УПРАВЛЕНИЯ «ТРУДНЫМ» ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА» (5 ЧАСОВ)
Раздел включает в себя изучение следующих тем:
«особый ребенок»: агрессивность, гиперактивность, тревожность, причины;
способы коррекции агрессивного поведения ребенка;
условия взаимодействия с гиперактивным ребенком;
особенности общения с тревожными детьми, способы снятия тревожности;
оценка кандидатами своей способности обеспечить потребности развития ребенка с особенностями поведения;
понятие «трудное» поведение ребенка;
формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, бранные слова;
причины «трудного» поведения детей, причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;
способы реагирования на «трудное» поведение ребенка;
понимание кандидатами того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты;
способы эффективного общения с ребенком: понятие «безусловное принятие ребенка», особенности принимающего и непринимающего поведения родителей; способы эффективной коммуникации с ребенком; приемы «активного» слушания; способы проявления своей любви к ребенку;
понятие «конфликт», причины конфликтов, стили поведения в конфликте;
способы разрешения конфликтных ситуаций;
конструктивный метод разрешения семейных конфликтов;
этапы речевого развития ребенка;
развитие речи ребенка от рождения до 7 лет;
фазы развития речи;
способы коррекции задержки речевого развития.
Раздел 9. «ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА. МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ РИСКОВ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ И ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ РЕБЕНКА» (3 ЧАСА)
Раздел включает в себя изучение следующих тем:
создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);
способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;
предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;
состояние здоровья детей, оставшихся без попечения родителей;
особенности здоровья и состояния детей, находящихся в организации для детей, оставшихся без попечения родителей;
представление об источниках проблем и возможностях их корректирования;
возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;
осознание кандидатами своих возможностей и ресурсов для воспитания детей, имеющих особенности здоровья и развития;
правильное рациональное питание - одно из важнейших слагаемых здоровья ребенка (особенности пищеварения у детей раннего возраста; суточный набор продуктов для детей от 1 - 3 лет; питание детей при заболеваниях желудочно-кишечного тракта; питание детей при диатезе, малокровии (анемии), рахите; отсутствие аппетита (анорексия); питание детей при ожирении).
Раздел 10. «ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА» (1 ЧАС)
Раздел включает в себя изучение следующих тем:
особенности и необходимость полового воспитания приемного ребенка;
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;
формирование половой идентичности у ребенка;
полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности;
способы защиты ребенка от сексуального насилия;
способы эффективного общения с ребенком по вопросам полового воспитания.
Раздел 11. «РОЛЬ СЕМЬИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА» (5 ЧАСОВ)
Раздел включает в себя изучение следующих тем:
представление о семье как о развивающейся системе;
изменения семейной системы и семейной динамики, связанные с приходом приемного ребенка;
роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка;
роль родительских моделей в формировании личности ребенка;
понимание всеми членами семьи кандидатов проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон;
система внешней поддержки семьи;
подготовка кровного ребенка к появлению приемного ребенка в семье;
семейные системы при принятии ребенка;
развитие отношений между кровными и приемными детьми;
основные рекомендации по взаимодействию родителей с кровными и приемными детьми;
понятие «тип семейного воспитания»;
факторы, создающие негармоничные типы семейного воспитания;
типы негармоничного семейного воспитания;
условия, необходимые для гармоничного развития и воспитания ребенка;
поощрение и наказания как основные методы воспитания ребенка (виды поощрения ребенка; правила поощрения ребенка; необходимость запретов и правил при воспитании ребенка; ситуации необходимости наказания; формы наказания ребенка; принципы наказания; учет индивидуальных особенностей ребенка при применении поощрений и наказаний);
оценка кандидатами имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка.
Раздел 12. «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ С ОРГАНАМИ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА И ИНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИМИ УСЛУГИ ДЕТЯМ И СЕМЬЯМ» (1 ЧАС)
Раздел включает в себя изучение следующих тем:
родительские и профессиональные функции приемной семьи;
взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия;
информирование кандидатов о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи;
взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.
Раздел 13. «ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ОСВОЕНИЯ КУРСА ПОДГОТОВКИ КАНДИДАТОВ» (6 ЧАСОВ)
Раздел включает в себя:
обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатом, выполнения домашних заданий;
обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатом;
проведение самооценки кандидата и выявление готовности кандидата к приему ребенка на воспитание;
составление итогового заключения о готовности и способности кандидата в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами по их желанию).
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ КАНДИДАТОВ, УСПЕШНО ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ ПОДГОТОВКИ
Кандидаты, посетившие не менее 80% занятий, предусмотренных программой, успешно прошедшие курс подготовки, по его завершении должны иметь четкое представление:
о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью;
об ответственности за жизнь и здоровье, воспитание и развитие ребенка, которую кандидаты берут на себя в связи с приемом его в свою семью;
об особенностях ребенка, оставшегося без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
о правилах безопасного воспитания усыновленных, опекаемых, приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома (на улице, в общественных местах);
о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка, оставшегося без попечения родителей;
о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых кандидату;
о порядке контактов ребенка, оставшегося без попечения родителей, с родителями и родственниками.
Кандидаты, успешно освоившие программу, должны знать:
права и обязанности родителей как в отношении ребенка, оставшегося без попечения родителей, так и в отношении самих родителей;
закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;
особенности протекания периода адаптации ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семье;
о влиянии собственного опыта родителей на их отношение к «трудному» поведению детей;
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.
Кандидаты, успешно освоившие программу, должны уметь:
использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений как личных, так и семейных для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию усыновленного, опекаемого, приемного ребенка;
рассматривать «трудное» поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
осознать природу своих чувств по поводу «трудного» поведения ребенка;
быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания;
преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;
ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и кандидатам;
заботиться о здоровье ребенка;
соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;
понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
IV. ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ
Итоговая аттестация кандидатов проводится в форме тестирования и собеседования в конце всего курса подготовки.
Кандидатам, успешно прошедшим Программу подготовки, выдается документ по форме, утвержденной Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2012 N 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации».
Министр
образования и науки
Красноярского края В.В.БАШЕВ
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края № 2 (577), стр. 45 от 21.01.2013, Наш Красноярский край № 2/496, стр. 33 от 16.01.2013 |
Рубрики правового классификатора: | 040.060.030 Опека и попечительство над детьми (см. также 030.020.050), 040.060.040 Приемная семья, 040.080.000 Охрана семьи, материнства, отцовства и детства |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: