Основная информация
Дата опубликования: | 18 января 2011г. |
Номер документа: | RU02000201100012 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Республика Алтай |
Принявший орган: | Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
ПРИКАЗ
18 января 2011 года N 22
г. Горно-Алтайск
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АТТЕСТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ И ЭКСПЕРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АККРЕДИТАЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
{Утратил силу:
Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай от 28.02.2011., N 294 НГР:ru02000201100066}
На основании пункта 18 статьи 33 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» п р и к а з ы в а ю:
Утвердить прилагаемое Положение об аттестации экспертов и экспертных организаций в образовательных учреждений Республики Алтай.
Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра О.М. Бондаренко.
И.о. Министра А.А. Курматов
Положение
об аттестации экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы в образовательных учреждений Республики Алтай.
Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет порядок проведения аттестации, (экспертных организаций) для проведения аккредитационной экспертизы при государственной аккредитации образовательных учреждений Республики Алтай.
1.2. Аттестация экспертов и экспертных организаций (далее - аттестация) осуществляется в целях:
формирования экспертного сообщества из числа учреждений образования, науки и культуры, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, а также отдельных физических лиц, способных оказать содействие в решении актуальных задач управления функционированием и развитием системы образования Республики Алтай;
создания необходимых условий для обеспечения доверия органов управления образованием различных уровней к деятельности экспертных организаций (экспертов) на основе признания их соответствующими установленным критериям, достаточных для выполнения работ в соответствующей области;
повышения качества управленческих решений в отношении образовательных систем локального, муниципального и регионального уровней;
повышения открытости и прозрачности системы управления образованием.
1.3. Аттестация основывается на принципах добровольности, компетентности, беспристрастности и открытости:
Принцип добровольности означает, что аттестация осуществляется в отношении юридических и физических лиц, добровольно изъявивших желание получить аттестацию в определенной области и выразивших согласие следовать определенным этическим принципам и правилам.
Принцип компетентности означает направленность на отбор наиболее подготовленных и квалифицированных экспертов (экспертных организаций), имеющих положительный опыт образовательной и (или) управленческой деятельности в образовании, успешной реализации различных культурно-образовательных, социальных и иных инициатив.
Принцип беспристрастности означает применение в отношении лиц, претендующих на аттестацию, единых критериев и общего порядка аттестации; добросовестное, разумное и справедливое отношение к каждому претенденту, недопустимость дискриминации претендентов по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Открытость аттестации достигается свободным распространением информации о правилах и условиях аттестации, публичным характером работы аттестационной комиссии, предоставлением права любым юридическим и физическим лицам участвовать в заседаниях аттестационной комиссии в качестве наблюдателей, распространением в установленном порядке информации об аттестации экспертах (экспертных организациях).
1.4. Срок действия аттестации - пять лет с момента принятия соответствующего решения аттестующим органом.
1.5. Официальным языком аттестации является русский. Все документы (заявления, решения, акты, свидетельства и т.п.) оформляются на русском языке.
2. Основные определения
В настоящем положении используются следующие определения:
Аттестация - процедура, по результатам которой аттестующий орган выдает свидетельство об аттестации, удостоверяющее, что аттестующая экспертная организация (эксперт) соответствует предъявляемым требованиям (критериям) аттестации.
Аккредитационный орган - Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай.
Аттестованная экспертная организация (эксперт) - юридическое (физическое) лицо, признанное соответствующим установленным требованиям (критериям) в результате прохождения аттестации.
Претендент - юридическое или физическое лицо, претендующее на аттестацию и подавшее соответствующее письменное заявление в аккредитующий орган.
Область аттестации - сфера образовательной, управленческой или иной профессиональной деятельности в области образования, в которой претендент может быть признан аттестованным экспертом (экспертной организацией).
Критерии аттестации - совокупность требований, которым должен удовлетворять претендент, чтобы быть аттестованным.
Свидетельство об аттестации - документ, выданный аттестующим органом и подтверждающий факт признания компетентности аттестованной экспертной организации (эксперта) в определенной области.
3. Компетенция аттестующего органа
3.1. Аттестующий орган:
устанавливает (изменяет) в случае необходимости дополнительные критерии для получения аттестации в определенной области;
уведомляет потенциальных претендентов об изменениях, которые он вносит в критерии аттестации;
создает аттестационную комиссию, определяет ее количественный и персональный состав;
устанавливает сроки подачи (регистрации) заявлений претендентов об аттестации, предоставления ими иных необходимых документов (не реже двух раз в год);
утверждает перечень образовательных программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), освоение которых дает физическим лицам право претендовать на аттестацию;
организует рассмотрение апелляций по вопросам аттестации;
принимает решения об аттестации, отказе в аттестации, приостановлении и прекращении аттестации;
выдает свидетельства об аттестации;
создает и ведет региональный реестр аттестованных экспертов (экспертных организаций);
создает необходимые условия для профессионального общения, обмена опытом аттестованных экспертов (экспертных организаций), повышения их экспертной культуры, распространения информации об их деятельности;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим положением и действующим законодательством.
4. Права и обязанности аттестованного эксперта
(экспертной организации)
4.1. Аттестованный эксперт (экспертная организация) имеет право:
сообщать третьим лицам о факте своей аттестации;
размещать информацию об аттестованном эксперте (экспертной организации) на официальном сайте;
получать от структурных подразделений Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай, а также муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений информацию и рабочие документы, необходимые для выполнения работ в области аттестации;
вносить предложения (проекты нормативных и иных актов, в том числе изменений и дополнений к уже действующим актам), направленные на развитие (совершенствование) образовательной и управленческой практики в системе образования Республики Алтай;
участвовать в совещаниях, заседаниях органов управления образовательных учреждений, муниципальных органов управления образованием, Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай при обсуждении и принятии решений по вопросам, входящим в область аккредитации эксперта (экспертной организации), с правом совещательного голоса.
Аттестованные эксперты (экспертные организации) обладают преимущественным правом на заключение договоров с органами управления образованием, образовательными учреждениями и иными организациями на проведение экспертиз, выполнение научно-исследовательских, экспертных, консультативных, проектировочных и иных работ в сфере образования, в том числе на возмездной основе.
Аттестованный эксперт (экспертная организация) обязан:
соблюдать принципы и правила профессиональной этики (приложение);
представлять по запросу аттестующего органа сведения о работах, выполненных в качестве аттестованного эксперта (экспертной организации);
своевременно (в разумный срок) извещать аттестующий орган о возникновении обстоятельств, изменяющих степень его (ее) соответствия критериям аттестации, если это может служить основанием для досрочного прекращения аттестации.
5. Порядок аттестации
5.1. На получение аттестации могут претендовать юридические лица - некоммерческие организации независимо от их организационно-правовой формы, типа и вида, а также физические лица - граждане Российской Федерации, для которых названные организации являются основным местом работы.
5.2. Претендент - юридическое лицо (некоммерческая организация) должен отвечать следующим требованиям:
быть зарегистрированным на территории Республики Алтай в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц;
иметь лицензию (лицензии) на право осуществления видов деятельности, предусмотренных уставом и (или) иными учредительными документами некоммерческой организации, если согласно законодательству Российской Федерации данные виды деятельности подлежат лицензированию;
обладать положительной деловой репутацией и (или) иметь государственную аккредитацию в качестве образовательного учреждения (научной организации, осуществляющей образовательную деятельность), подтвержденную свидетельством о государственной аккредитации;
располагать материальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для обеспечения участия своих работников (членов, участников) в экспертизах, в том числе посредством современных информационно-коммуникационных технологий.
5.3. Претендент - физическое лицо (гражданин Российской Федерации) должен:
обладать полной дееспособностью;
иметь высшее профессиональное образование и опыт практической работы по полученной специальности не менее 3 лет;
пройти обучение по одной или нескольким образовательным программам дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) в области экспертной деятельности из числа включенных в перечень, утвержденный аттестующим органом;
иметь опыт непосредственного участия не менее чем в двух экспертизах, проведенных по заказу (распоряжению, поручению) образовательных учреждений, органов управления образованием, органов местного самоуправления или государственных органов власти либо опыт участия в реализации не менее чем двух культурно-образовательных, социальных или иных инициатив;
владеть основными навыками работы на персональном компьютере.
5.4. Регистрация претендентов осуществляется аттестующим органом или уполномоченным им юридическим лицом на основании документов, представляемых претендентами.
5.5. Претенденты - юридические лица (некоммерческие организации) представляют:
заявление об аттестации;
выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ);
копии лицензий на право осуществления видов деятельности, предусмотренных уставом и (или) иными учредительными документами некоммерческой организации (если данные виды деятельности подлежат лицензированию);
копию свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения или научной организации (при наличии);
выписку из решения высшего органа управления некоммерческой организации о намерении получить аккредитацию;
сведения о наиболее значимых работах в области образования (реализованных культурно-образовательных, социальных и иных инициатив) за последние 3 года с указанием достигнутых результатов.
5.6. Претенденты - физические лица (граждане Российской Федерации) представляют:
заявление об аттестации;
документ, удостоверяющий личность;
документы о получении высшего профессионального и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) в области экспертизы, экспертной деятельности (дипломы, свидетельства, удостоверения и т.д.);
выписку из трудовой книжки, заверенную руководителем некоммерческой организации, являющейся для претендента основным местом работы;
сведения об участии в экспертизах, культурно-образовательных и иных инициативах.
5.7. Претенденты вправе представить по своему усмотрению любые другие документы в подтверждение своей квалификации и иных профессиональных достижений, в том числе отзывы (рекомендации, ходатайства) о качестве выполненных претендентом экспертных работ, реализованных им проектах и т.д. При этом общий объем дополнительных документов, представляемых претендентом - юридическим лицом, не должен превышать 30 страниц; претендентом - физическим лицом - 15 страниц.
5.8. Для оценки степени соответствия претендента критериям аттестации аттестующий орган создает аттестующую комиссию численностью не менее 3 человек.
В состав аттестующей комиссии включаются представители научной, педагогической и иной общественности республики, деятели культуры и искусства, специалисты органов управления образованием, а также органов государственной власти и местного самоуправления. При этом численность членов аттестационной комиссии, представляющих органы управления образованием, органы государственной власти и местного самоуправления, не должна превышать одной трети общего числа членов комиссии.
5.9. Аттестационная комиссия:
избирает председателя и заместителя председателя аттестационной комиссии (на первом заседании вновь созданной комиссии);
принимает (утверждает) регламент проведения заседаний;
осуществляет техническую экспертизу представленных документов;
проверяет достоверность содержащихся в них данных (сведений);
проводит собеседование с претендентом - физическим лицом с целью оценки его профессиональной компетентности в области аттестации;
проводит собеседование с представителем претендента - юридического лица с целью оценки степени соответствия претендента критериям аттестации;
устанавливает необходимость, содержание и объем дополнительных испытаний для претендентов и организует их проведение;
принимает решение о соответствии (несоответствии) претендентов критериям аттестации и определении области аккредитации претендента;
представляет решение на утверждение аттестующим органом.
5.10. Основной организационной формой работы аттестационной комиссии являются открытые (публичные) заседания, которые открывает и ведет председатель, а в его отсутствие - заместитель председателя аттестационной комиссии. Лица, не являющиеся членами аттестационной комиссии, присутствуют на заседаниях комиссии на правах наблюдателей.
Заседания аттестационной комиссии проводятся по мере поступления заявлений об аттестации (регистрации претендентов). При этом решение комиссии о соответствии или несоответствии претендента критериям аттестации должно быть принято не позднее двух месяцев, а в случае установления необходимости проведения дополнительных испытаний для претендента не позднее трех месяцев со дня регистрации претендента.
5.11. Аттестующая комиссия правомочна принимать решения, если на ее заседании присутствует не менее двух третей ее членов. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины членов комиссии, присутствующих на заседании.
Рассмотрение вопроса и принятие решения о соответствии (несоответствии) конкретного претендента критериям аттестации без личного присутствия этого претендента - физического лица (представителя претендента - юридического лица) не допускается.
Ход рассмотрения вопроса и содержание принятого решения оформляются протоколом заседания аттестационной комиссии, который ведется председателем аттестационной комиссии или по его поручению одним из членов аттестационной комиссии.
5.12. Претендент, не согласный с решением аттестационной комиссии, принятым в отношении него, вправе подать аккредитующему органу апелляцию не позднее трех рабочих дней со дня принятия обжалуемого решения аттестационной комиссии.
Апелляция подается в письменном виде и принимается аттестующим органом к рассмотрению только в случае указания претендентом конкретных фактов и иных обстоятельств, подтверждающих нарушение порядка аттестации, установленного настоящим положением, со стороны аттестационной комиссии.
Для рассмотрения апелляции аккредитующий орган вправе создать апелляционную комиссию в составе трех человек из числа своих работников или представителей аттестованных экспертных организаций.
Рассмотрение апелляции осуществляется в присутствии председателя (заместителя председателя) аттестационной комиссии и претендента (представителя претендента - юридического лица), подавшего апелляцию, и заключается в подтверждении фактов нарушений порядка аттестации со стороны аттестационной комиссии, указанных в апелляции, а также установлении наличия причинно-следственной или иной необходимой логической связи между установленными фактами нарушений и содержанием принятого аттестационной комиссией решения. Бремя доказывания (демонстрации) наличия таких фактов и такой связи возлагается на претендента (представителя претендента - юридического лица).
Решение апелляционной комиссии об оставлении в силе решения аттестационной комиссии или признании его недействительным должно быть принято единогласно. Если единогласие членов апелляционной комиссии не будет достигнуто, то решение аттестационной комиссии о несоответствии претендента критериям аттестации считается недействительным, а претендент представляется для получения аттестации.
5.13. Решение об аттестации или об отказе в аттестации принимается аккредитующим органом на основании решения аттестационная комиссии не ранее чем по истечении трех рабочих дней, но не позднее десяти рабочих дней со дня принятия решения аттестационной комиссии, а если на решение аттестационной комиссии подана апелляция - не позднее одной недели со дня принятия решения апелляционной комиссии.
5.14. В случае принятия аккредитующим органом положительного решения претендент считается аттестованным экспертом (экспертной организацией); сведения о нем вносятся в региональный реестр аттестованных экспертов (экспертных организаций). Аттестованной экспертной организации выдается свидетельство об аттестации, аттестованному эксперту - свидетельство об аттестации.
5.15. При отказе в аттестации аккредитующий орган направляет претенденту письменное уведомление, составленное в произвольной форме. Решение об отказе в аттестации является окончательным.
5.16. Порядок возмещения расходов, связанных с оформлением (изготовлением) свидетельств об аттестации, определяется аттестующим органом.
6. Порядок аттестации в дополнительной области и продления аттестации на новый срок
6.1. Аттестация в дополнительной области проводится при необходимости расширения области аттестации аттестованного эксперта (экспертной организации) на основании заявления, представленного им в аккредитующий орган.
Решение вопроса о целесообразности (наличии достаточных оснований) аттестации в дополнительной области принимается аттестационной комиссией. При этом процедура рассмотрения вопроса об аттестации в дополнительной области и принятия соответствующего решения может быть сокращена. Степень сокращения процедуры устанавливает аттестационная комиссия в каждом конкретном случае.
6.2. Продление аттестации аттестованного эксперта (экспертной организации) на новый срок осуществляется на основании соответствующего письменного заявления аттестованного эксперта (экспертной организации), поданного с приложением документов, предусмотренных настоящим положением, не позднее, чем за два месяца до истечения срока действия свидетельства об аттестации.
Процедура рассмотрения и решения вопроса о продлении аттестации на новый срок также может быть сокращена в порядке, установленном в отношении аттестации в дополнительной области.
7. Приостановление и прекращение аттестации
7.1. Приостановление аттестации осуществляется аттестующим органом в отношении:
экспертных организаций - в случае приостановления или истечения срока действия лицензии на право осуществления деятельности, предусмотренной уставом данной организации; истечения срока действия свидетельства о государственной аккредитации (для образовательных учреждений и научных организаций, осуществляющих образовательную деятельность); принятия учредителем (учредителями) решения о реорганизации данной организации;
экспертов - в случае возбуждения против эксперта уголовного или административного дела по обвинению в совершении противоправных действий (бездействия) до вступления в законную силу приговора суда или постановления органа, уполномоченного на применение мер административного характера.
Приостановление аттестации прекращается решением аттестующего органа по соответствующему письменному заявлению эксперта (экспертной организации).
Аттестация прекращается:
по истечении срока аттестации;
досрочно по решению аттестующего органа или инициативе аттестованного эксперта (экспертной организации).
7.4. Досрочное прекращение аттестации по инициативе аттестационного эксперта (экспертной организации) осуществляется аттестующим органом на основании соответствующего письменного заявления аттестованного эксперта (экспертной организации) не позднее двух недель со дня подачи заявления.
7.5. Досрочное прекращение аттестации по решению аккредитующего органа осуществляется в случаях:
совершения аттестованным экспертом (экспертной организацией) противоправных действий (бездействий), установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение мер административного характера, а также в случае признания аттестованного эксперта недееспособным в установленном законом порядке;
аннулирования лицензии аттестованной экспертной организации на право осуществления уставной деятельности;
выявления фактов представления аккредитующему органу недостоверной или ложной информации;
нарушения аттестованным экспертом (экспертной организацией) принципов и правил профессиональной этики.
7.6. При прекращении аттестации аттестованный эксперт (экспертная организация) исключается из регионального реестра аттестованных экспертных организаций (экспертов) на следующий день после истечения срока аттестации (дня досрочного прекращения аттестации).
Об исключении из регионального реестра аттестованных экспертных организаций (экспертов) в срок не позднее одной недели со дня исключения аттестующий орган направляет соответствующему юридическому (физическому) лицу письменное уведомление.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ АТТЕСТАЦИИ ЭКСПЕРТА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
Общие положения
1.1. Настоящая процедура определяет порядок аттестации, отказа в аттестации и прекращения аттестации экспертов в системе образования республики.
1.2. Основные цели аттестации экспертов:
формирование экспертного сообщества из числа работников учреждений образования, науки, культуры, общественных объединений, некоммерческих организаций и др., а также отдельных физических лиц, способных оказать содействие в решении актуальных задач управления функционированием и развитием системы образования Республики Алтай;
создание необходимых условий для обеспечения доверия органов управления образованием различного уровня к деятельности экспертов на основе признания их компетентности для выполнения работ в соответствующей области;
создание необходимых условий для обеспечения качества управленческих решений в отношении образовательных систем локального, муниципального и регионального уровней;
создание необходимых условий для обеспечения повышения открытости и прозрачности системы управления образованием.
Порядок представления документов в аттестационную комиссию
2.1. В соответствии с Положением «Об аттестации экспертов и экспертных организаций в системе образования Республики Алтай» лицо, желающее пройти аттестацию в качестве эксперта в системе образования, представляет пакет документов в отдел Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай.
Документы предоставляются лично.
Перечень документов:
1. анкета-заявление об аккредитации эксперта в системе образования Республики Алтай по установленной форме (приложение);
2. копии документов о получении высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, повышения квалификации, в том числе в области экспертизы, экспертной деятельности (дипломы, свидетельства, удостоверения и т.д.);
3. заверенная выписка или копия трудовой книжки;
4. сведения об участии в экспертизах, культурно-образовательных и иных проектах в любой форме.
Претендент имеет право предоставить любые другие документы, подтверждающие квалификацию и иные профессиональные достижения, в том числе отзывы (рекомендации, ходатайства) о качестве выполненных претендентом экспертных работ, реализованных им проектах и т.д.
Общий объем дополнительных документов, представляемых претендентом, не должен превышать 15 страниц.
2.2. Дата представления документов и их перечень фиксируются в журнале регистрации документов на аттестацию экспертов в системе образования и результатов заседания аттестационной комиссии отдела Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай.
Дата передачи документов в аттестационную комиссию фиксируется в журнале регистрации.
Порядок работы аттестационной комиссии
3.1. Основной организационной формой работы аттестационной комиссии являются открытые заседания, которые открывает и ведет председатель, а в его отсутствие - заместитель председателя аттестационной комиссии. Лица, не являющиеся членами аттестационной комиссии, присутствуют на заседаниях комиссии на правах наблюдателей.
3.2. Заседания аттестационной комиссии проводятся по мере поступления заявлений об аттестации (не менее пяти претендентов).
3.3. Решение комиссии о соответствии или несоответствии претендента критериям аттестации должно быть принято не позднее двух месяцев, а в случае установления необходимости проведения дополнительных испытаний для претендента не позднее трех месяцев со дня представления документов претендента в комиссию.
3.4. Рассмотрение вопроса и принятие решения о соответствии (несоответствии) конкретного претендента без личного присутствия этого претендента не допускается.
3.5. Аттестационная комиссия осуществляет техническую экспертизу представленных документов.
В качестве претендентов на прохождение аттестации эксперта в системе образования Республики Алтай могут выступать физические лица, отвечающие в соответствии с Положением "Об аттестации экспертов и экспертных организаций в системе образования Республики Алтай" следующим требованиям к претендентам:
обладать полной дееспособностью;
иметь высшее профессиональное образование и опыт практической работы по полученной специальности не менее 3 лет;
пройти обучение по одной или нескольким образовательным программам дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) в области экспертной деятельности;
иметь опыт непосредственного участия не менее чем в двух экспертизах, проведенных по заказу (распоряжению, поручению) образовательных учреждений, органов управления образованием, органов местного самоуправления или государственных органов власти;
либо опыт участия в реализации не менее чем двух культурно-образовательных, социальных или иных инициатив;
владеть основными навыками пользовательской работы на персональном компьютере.
3.6. С претендентами на аттестацию в качестве эксперта, чьи документы прошли техническую экспертизу, аттестационная комиссия:
проводит собеседование с целью оценки их профессиональной компетентности в области аттестации;
устанавливает необходимость, содержание и объем дополнительных испытаний и организует их проведение;
принимает решение о соответствии (несоответствии) претендентов критериям аттестации и определении области аккредитации претендента;
представляет решение на утверждение аттестующим органом.
3.7. Ход рассмотрения вопроса об аттестации экспертов и содержание принятого решения оформляются протоколом заседания аттестационной комиссии, который ведется председателем аттестационной комиссии или по его поручению одним из членов аттестационной комиссии.
3.8. Подписанный протокол заседания аттестационной комиссии передается в Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай.
3.9. Дата заседания аттестационной комиссии, номер протокола, решение, сроки аттестации и сфера экспертной деятельности аттестованных экспертов вносятся в журнал регистрации.
3.10. По результатам заседания аттестационной комиссии издается приказ "О внесении экспертов в региональный реестр аттестованных экспертов".
3.11. Реестр размещается на сайте Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай.
3.12. Аттестованным экспертам выдается свидетельство об аттестации установленного образца.
4. Порядок апелляции на решение аттестационной комиссии
Претендент, не согласный с решением аттестационной комиссии, принятым в отношении него, вправе подать в аккредитационный орган апелляцию не позднее 3 рабочих дней со дня принятия обжалуемого решения аттестационной комиссии.
Апелляция подается в письменном виде и принимается аккредитующим органом к рассмотрению только в случае указания претендентом конкретных фактов и иных обстоятельств, подтверждающих нарушение порядка аттестации, установленного в Положении, со стороны аттестационной комиссии.
Для рассмотрения апелляции аттестующий орган вправе создать апелляционную комиссию в составе трех человек из числа своих работников или представителей аттестованных экспертных организаций.
Рассмотрение апелляции осуществляется в присутствии председателя (заместителя председателя) аттестационной комиссии и претендента, подавшего апелляцию, и заключается в подтверждении фактов нарушений порядка аттестации со стороны аттестационной комиссии, указанных в апелляции, а также установлении наличия причинно-следственной или иной необходимой логической связи между установленными фактами нарушений и содержанием принятого аттестационной комиссией решения. Бремя доказывания (демонстрации) наличия таких фактов и такой связи возлагается на претендента.
Решение апелляционной комиссии об оставлении в силе решения аттестационной комиссии или признании его недействительным должно быть принято единогласно.
При отказе в аттестации аккредитующий орган направляет претенденту письменное уведомление, составленное в произвольной форме. Решение об отказе в аттестации является окончательным.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЭКСПЕРТА
Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения эксперта с учетом особенностей его профессиональной деятельности. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого эксперта. Этические принципы и правила работы эксперта формулируют условия, при которых сохраняется и упрочивается его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, реальная польза от его усилий.
Основные принципы профессиональной этики эксперта
1. Принцип независимости
Принцип независимости означает, что эксперт не должен быть связан с заказчиком или другими участниками экспертизы отношениями подчиненности (подконтрольности) или иной зависимости.
2. Принцип компетентности
Принцип компетентности требует от эксперта браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и для решения которых он в достаточной степени владеет необходимыми методами теоретической и практической работы.
3. Принцип осведомленного согласия
Все участники экспертизы должны быть извещены о целях, средствах, предполагаемых результатах и возможных последствиях экспертизы и принимали в ней добровольное участие.
4. Принцип объективности
Принцип объективности не допускает предвзятого отношения к объекту экспертизы или другим субъектам экспертизы, формулирования выводов и осуществления действий вопреки установленным фактам или требованиям профессиональной этики.
5. Принцип конструктивности
Принцип конструктивности требует от эксперта всемерно содействовать созданию в ходе экспертизы атмосферы сотрудничества и взаимопонимания, способствующей личному развитию всех участников экспертизы.
6. Принцип ненанесения ущерба
Принцип ненанесения ущерба объекту или другим субъектам экспертизы требует от эксперта такой организации своей работы, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили окружающим какой-либо вред: их состоянию, здоровью или социальному положению.
7. Принцип сочетания открытости и конфиденциальности
Принцип сочетания открытости и конфиденциальности хода и результатов экспертизы означает, что эксперт обязан, с одной стороны, стремиться к максимальной открытости, гласности экспертизы, рассматривая ее как одно из средств развития не только прямых участников данной экспертизы, но и широкой научной и педагогической общественности, с другой – обеспечить соблюдение законных прав и интересов участников экспертизы, в том числе на сохранение в тайне информации, оглашение которой может нанести им психологический, материальный или иной ущерб.
Основные правила профессиональной этики эксперта
Правило принятия ответственности. Эксперт соглашается на участие в экспертизе только после уяснения и сознательного принятия целей экспертизы, ее контекста и возможных последствий.
Правило противодействия давлению. Если на любой стадии экспертизы на эксперта оказывается какое бы то ни было психологическое или иное давление, противостоять которому он не в состоянии, эксперт должен отказаться от дальнейшего участия в экспертизе.
Правило открытого признания пределов своей компетентности. Эксперт обязан:
- уведомить заказчика и организатора экспертизы о реальных возможностях современной науки и/или имеющемся практическом опыте в области поставленных перед экспертом задач, о пределах своей компетентности и границах своих возможностей;
- эксперту следует честно и открыто воздерживаться от участия в решении задач, не соответствующих представляемой им области науки (практики) или недостаточно в ней проработанных, либо выходящих за пределы компетентности эксперта, его физических, интеллектуальных и иных возможностей.
Эксперт должен стремиться, с согласия заказчика экспертизы и других заинтересованных в экспертизе лиц, к возможно более полному сотрудничеству с компетентными коллегами: указывать на необходимость дополнительного привлечения к экспертизе тех или иных специалистов, предоставлять им возможность ознакомления с ходом и результатами своей работы, стремиться к согласованию с ними экспертных выводов, рекомендаций.
Эксперт обязан:
- обозначить для всех лиц, имеющих непосредственное отношение к объекту экспертизы, ее возможные результаты и последствия, а для заказчика экспертизы - пределы достоверности и применимости возможных выводов и рекомендаций экспертизы.
Правило обязательности получения согласия. Эксперт приступает к работе только после получения недвусмысленного устного или письменного согласия (разрешения) заказчика экспертизы или по указанию организатора экспертизы, получившего такое согласие.
Если для решения стоящих перед экспертом задач требуется обследование конкретных физических лиц (оценка продуктов их деятельности), эксперт должен получить согласие этих лиц на обследование (оценку продуктов деятельности).
Правило полноты экспертного исследования. Эксперт должен обеспечить полноту обследования объекта экспертизы в соответствии с поставленными задачами, поскольку умышленное опущение (игнорирование) тех или иных существенных аспектов объекта экспертизы неизбежно ведет к появлению необъективного экспертного заключения.
Правило адекватности экспертизы ее целям и объекту. Эксперт должен применять только адекватные целям экспертизы и особенностям ее объекта методики (техники) экспертного обследования.
Правило обоснованности действий эксперта. При решении любых экспертных задач эксперт должен провести предварительный анализ имеющихся данных по поставленному вопросу. Эксперт формулирует задачу, средства для ее решения, ход и результаты экспертизы в терминах и понятиях, принятых в представляемой им науке (практической области), подтверждая свои выводы предъявлением первичных материалов, а при необходимости, и результатов их математико-статистической или иной аналитической обработки (интерпретации).
Эксперт принимает на себя бремя доказательства (демонстрации) обоснованности своих действий.
Правило перспективы. Действия эксперта должны быть направлены не столько на выявление несоответствия, упущений, рассогласований и иных недостатков объекта экспертизы, сколько на продвижение (развитие, совершенствование) как самого объекта экспертизы, так и стоящих за ним людей. Это означает нацеленность эксперта на выявление потенциала объекта экспертизы, его возможных перспектив в случае ликвидации тех или иных выявленных в ходе экспертизы недостатков.
Правило эмоционального комфорта. Эксперт должен так выстраивать свою работу, чтобы, с одной стороны, максимально эффективно решать поставленные экспертные задачи, а с другой - поддерживать у остальных участников экспертизы чувство симпатии и доверия, удовлетворенности от общения с экспертом.
Правило доступности языка. Эксперт передает сведения о ходе и результатах экспертизы в терминах и понятиях, известных и понятных заказчику и другим участникам экспертизы, в форме конкретных рекомендаций, которые не позволяют и не располагают к их домысливанию, рассмотрению объекта экспертизы вне поставленных перед экспертизой задач.
Правило безопасности экспертных методик. Эксперт применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья, состояния лиц, участвующих в экспертизе, состояния объекта экспертизы, не представляют их в результатах экспертизы в ложном, искаженном свете, не дают сведений об их свойствах и особенностях, не имеющим отношения к поставленным перед экспертизой задачам.
Правило исключения возможности некорректного использования результатов экспертизы. Эксперт формулирует свои выводы и рекомендации таким образом, чтобы по возможности исключить их применение вне тех задач, которые были согласованы с заказчиком и которые могли бы ухудшить состояние объекта экспертизы и стоящих за ним людей.
Правило соблюдения авторских и смежных прав. Эксперт должен неукоснительно соблюдать авторские, а также иные имущественные и неимущественные права других лиц на объект экспертизы, а равно любые другие документы и материалы, ставшие доступными эксперту в ходе экспертизы.
Правило безусловной открытости процедуры, методов и средств экспертизы. Эксперт обязан информировать, а при необходимости подробно и доступно разъяснять всем участникам экспертизы и другим заинтересованным лицам: свою принадлежность к той или иной научной школе, профессиональные предпочтения и другие личные особенности, могущие влиять на ход и результаты экспертизы, предполагаемые (используемые) методы и средства своей работы, их достоинства, ограничения и недостатки, а также установленный порядок проведения (процедуру) экспертизы.
Правило безусловной конфиденциальности информации, не имеющей отношения к целям и задачам экспертизы. Информация об объекте или других субъектах экспертизы, полученная экспертом и не имеющая прямого отношения к согласованным целям и задачам экспертизы, не подлежит разглашению ни при каких обстоятельствах.
Правило засекречивания в публикациях. В случае использования экспертом личного опыта экспертной деятельности при написании (подготовке) научных сообщений, докладов, монографий и т.д. с их последующим опубликованием он обязан исключить из текста (засекретить) имена и другие признаки (указания), позволяющие идентифицировать субъектов упоминаемых или рассматриваемых в тексте экспертиз.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
ПРИКАЗ
18 января 2011 года N 22
г. Горно-Алтайск
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АТТЕСТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ И ЭКСПЕРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АККРЕДИТАЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
{Утратил силу:
Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай от 28.02.2011., N 294 НГР:ru02000201100066}
На основании пункта 18 статьи 33 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» п р и к а з ы в а ю:
Утвердить прилагаемое Положение об аттестации экспертов и экспертных организаций в образовательных учреждений Республики Алтай.
Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра О.М. Бондаренко.
И.о. Министра А.А. Курматов
Положение
об аттестации экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы в образовательных учреждений Республики Алтай.
Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет порядок проведения аттестации, (экспертных организаций) для проведения аккредитационной экспертизы при государственной аккредитации образовательных учреждений Республики Алтай.
1.2. Аттестация экспертов и экспертных организаций (далее - аттестация) осуществляется в целях:
формирования экспертного сообщества из числа учреждений образования, науки и культуры, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, а также отдельных физических лиц, способных оказать содействие в решении актуальных задач управления функционированием и развитием системы образования Республики Алтай;
создания необходимых условий для обеспечения доверия органов управления образованием различных уровней к деятельности экспертных организаций (экспертов) на основе признания их соответствующими установленным критериям, достаточных для выполнения работ в соответствующей области;
повышения качества управленческих решений в отношении образовательных систем локального, муниципального и регионального уровней;
повышения открытости и прозрачности системы управления образованием.
1.3. Аттестация основывается на принципах добровольности, компетентности, беспристрастности и открытости:
Принцип добровольности означает, что аттестация осуществляется в отношении юридических и физических лиц, добровольно изъявивших желание получить аттестацию в определенной области и выразивших согласие следовать определенным этическим принципам и правилам.
Принцип компетентности означает направленность на отбор наиболее подготовленных и квалифицированных экспертов (экспертных организаций), имеющих положительный опыт образовательной и (или) управленческой деятельности в образовании, успешной реализации различных культурно-образовательных, социальных и иных инициатив.
Принцип беспристрастности означает применение в отношении лиц, претендующих на аттестацию, единых критериев и общего порядка аттестации; добросовестное, разумное и справедливое отношение к каждому претенденту, недопустимость дискриминации претендентов по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Открытость аттестации достигается свободным распространением информации о правилах и условиях аттестации, публичным характером работы аттестационной комиссии, предоставлением права любым юридическим и физическим лицам участвовать в заседаниях аттестационной комиссии в качестве наблюдателей, распространением в установленном порядке информации об аттестации экспертах (экспертных организациях).
1.4. Срок действия аттестации - пять лет с момента принятия соответствующего решения аттестующим органом.
1.5. Официальным языком аттестации является русский. Все документы (заявления, решения, акты, свидетельства и т.п.) оформляются на русском языке.
2. Основные определения
В настоящем положении используются следующие определения:
Аттестация - процедура, по результатам которой аттестующий орган выдает свидетельство об аттестации, удостоверяющее, что аттестующая экспертная организация (эксперт) соответствует предъявляемым требованиям (критериям) аттестации.
Аккредитационный орган - Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай.
Аттестованная экспертная организация (эксперт) - юридическое (физическое) лицо, признанное соответствующим установленным требованиям (критериям) в результате прохождения аттестации.
Претендент - юридическое или физическое лицо, претендующее на аттестацию и подавшее соответствующее письменное заявление в аккредитующий орган.
Область аттестации - сфера образовательной, управленческой или иной профессиональной деятельности в области образования, в которой претендент может быть признан аттестованным экспертом (экспертной организацией).
Критерии аттестации - совокупность требований, которым должен удовлетворять претендент, чтобы быть аттестованным.
Свидетельство об аттестации - документ, выданный аттестующим органом и подтверждающий факт признания компетентности аттестованной экспертной организации (эксперта) в определенной области.
3. Компетенция аттестующего органа
3.1. Аттестующий орган:
устанавливает (изменяет) в случае необходимости дополнительные критерии для получения аттестации в определенной области;
уведомляет потенциальных претендентов об изменениях, которые он вносит в критерии аттестации;
создает аттестационную комиссию, определяет ее количественный и персональный состав;
устанавливает сроки подачи (регистрации) заявлений претендентов об аттестации, предоставления ими иных необходимых документов (не реже двух раз в год);
утверждает перечень образовательных программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), освоение которых дает физическим лицам право претендовать на аттестацию;
организует рассмотрение апелляций по вопросам аттестации;
принимает решения об аттестации, отказе в аттестации, приостановлении и прекращении аттестации;
выдает свидетельства об аттестации;
создает и ведет региональный реестр аттестованных экспертов (экспертных организаций);
создает необходимые условия для профессионального общения, обмена опытом аттестованных экспертов (экспертных организаций), повышения их экспертной культуры, распространения информации об их деятельности;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим положением и действующим законодательством.
4. Права и обязанности аттестованного эксперта
(экспертной организации)
4.1. Аттестованный эксперт (экспертная организация) имеет право:
сообщать третьим лицам о факте своей аттестации;
размещать информацию об аттестованном эксперте (экспертной организации) на официальном сайте;
получать от структурных подразделений Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай, а также муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений информацию и рабочие документы, необходимые для выполнения работ в области аттестации;
вносить предложения (проекты нормативных и иных актов, в том числе изменений и дополнений к уже действующим актам), направленные на развитие (совершенствование) образовательной и управленческой практики в системе образования Республики Алтай;
участвовать в совещаниях, заседаниях органов управления образовательных учреждений, муниципальных органов управления образованием, Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай при обсуждении и принятии решений по вопросам, входящим в область аккредитации эксперта (экспертной организации), с правом совещательного голоса.
Аттестованные эксперты (экспертные организации) обладают преимущественным правом на заключение договоров с органами управления образованием, образовательными учреждениями и иными организациями на проведение экспертиз, выполнение научно-исследовательских, экспертных, консультативных, проектировочных и иных работ в сфере образования, в том числе на возмездной основе.
Аттестованный эксперт (экспертная организация) обязан:
соблюдать принципы и правила профессиональной этики (приложение);
представлять по запросу аттестующего органа сведения о работах, выполненных в качестве аттестованного эксперта (экспертной организации);
своевременно (в разумный срок) извещать аттестующий орган о возникновении обстоятельств, изменяющих степень его (ее) соответствия критериям аттестации, если это может служить основанием для досрочного прекращения аттестации.
5. Порядок аттестации
5.1. На получение аттестации могут претендовать юридические лица - некоммерческие организации независимо от их организационно-правовой формы, типа и вида, а также физические лица - граждане Российской Федерации, для которых названные организации являются основным местом работы.
5.2. Претендент - юридическое лицо (некоммерческая организация) должен отвечать следующим требованиям:
быть зарегистрированным на территории Республики Алтай в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц;
иметь лицензию (лицензии) на право осуществления видов деятельности, предусмотренных уставом и (или) иными учредительными документами некоммерческой организации, если согласно законодательству Российской Федерации данные виды деятельности подлежат лицензированию;
обладать положительной деловой репутацией и (или) иметь государственную аккредитацию в качестве образовательного учреждения (научной организации, осуществляющей образовательную деятельность), подтвержденную свидетельством о государственной аккредитации;
располагать материальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для обеспечения участия своих работников (членов, участников) в экспертизах, в том числе посредством современных информационно-коммуникационных технологий.
5.3. Претендент - физическое лицо (гражданин Российской Федерации) должен:
обладать полной дееспособностью;
иметь высшее профессиональное образование и опыт практической работы по полученной специальности не менее 3 лет;
пройти обучение по одной или нескольким образовательным программам дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) в области экспертной деятельности из числа включенных в перечень, утвержденный аттестующим органом;
иметь опыт непосредственного участия не менее чем в двух экспертизах, проведенных по заказу (распоряжению, поручению) образовательных учреждений, органов управления образованием, органов местного самоуправления или государственных органов власти либо опыт участия в реализации не менее чем двух культурно-образовательных, социальных или иных инициатив;
владеть основными навыками работы на персональном компьютере.
5.4. Регистрация претендентов осуществляется аттестующим органом или уполномоченным им юридическим лицом на основании документов, представляемых претендентами.
5.5. Претенденты - юридические лица (некоммерческие организации) представляют:
заявление об аттестации;
выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ);
копии лицензий на право осуществления видов деятельности, предусмотренных уставом и (или) иными учредительными документами некоммерческой организации (если данные виды деятельности подлежат лицензированию);
копию свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения или научной организации (при наличии);
выписку из решения высшего органа управления некоммерческой организации о намерении получить аккредитацию;
сведения о наиболее значимых работах в области образования (реализованных культурно-образовательных, социальных и иных инициатив) за последние 3 года с указанием достигнутых результатов.
5.6. Претенденты - физические лица (граждане Российской Федерации) представляют:
заявление об аттестации;
документ, удостоверяющий личность;
документы о получении высшего профессионального и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) в области экспертизы, экспертной деятельности (дипломы, свидетельства, удостоверения и т.д.);
выписку из трудовой книжки, заверенную руководителем некоммерческой организации, являющейся для претендента основным местом работы;
сведения об участии в экспертизах, культурно-образовательных и иных инициативах.
5.7. Претенденты вправе представить по своему усмотрению любые другие документы в подтверждение своей квалификации и иных профессиональных достижений, в том числе отзывы (рекомендации, ходатайства) о качестве выполненных претендентом экспертных работ, реализованных им проектах и т.д. При этом общий объем дополнительных документов, представляемых претендентом - юридическим лицом, не должен превышать 30 страниц; претендентом - физическим лицом - 15 страниц.
5.8. Для оценки степени соответствия претендента критериям аттестации аттестующий орган создает аттестующую комиссию численностью не менее 3 человек.
В состав аттестующей комиссии включаются представители научной, педагогической и иной общественности республики, деятели культуры и искусства, специалисты органов управления образованием, а также органов государственной власти и местного самоуправления. При этом численность членов аттестационной комиссии, представляющих органы управления образованием, органы государственной власти и местного самоуправления, не должна превышать одной трети общего числа членов комиссии.
5.9. Аттестационная комиссия:
избирает председателя и заместителя председателя аттестационной комиссии (на первом заседании вновь созданной комиссии);
принимает (утверждает) регламент проведения заседаний;
осуществляет техническую экспертизу представленных документов;
проверяет достоверность содержащихся в них данных (сведений);
проводит собеседование с претендентом - физическим лицом с целью оценки его профессиональной компетентности в области аттестации;
проводит собеседование с представителем претендента - юридического лица с целью оценки степени соответствия претендента критериям аттестации;
устанавливает необходимость, содержание и объем дополнительных испытаний для претендентов и организует их проведение;
принимает решение о соответствии (несоответствии) претендентов критериям аттестации и определении области аккредитации претендента;
представляет решение на утверждение аттестующим органом.
5.10. Основной организационной формой работы аттестационной комиссии являются открытые (публичные) заседания, которые открывает и ведет председатель, а в его отсутствие - заместитель председателя аттестационной комиссии. Лица, не являющиеся членами аттестационной комиссии, присутствуют на заседаниях комиссии на правах наблюдателей.
Заседания аттестационной комиссии проводятся по мере поступления заявлений об аттестации (регистрации претендентов). При этом решение комиссии о соответствии или несоответствии претендента критериям аттестации должно быть принято не позднее двух месяцев, а в случае установления необходимости проведения дополнительных испытаний для претендента не позднее трех месяцев со дня регистрации претендента.
5.11. Аттестующая комиссия правомочна принимать решения, если на ее заседании присутствует не менее двух третей ее членов. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины членов комиссии, присутствующих на заседании.
Рассмотрение вопроса и принятие решения о соответствии (несоответствии) конкретного претендента критериям аттестации без личного присутствия этого претендента - физического лица (представителя претендента - юридического лица) не допускается.
Ход рассмотрения вопроса и содержание принятого решения оформляются протоколом заседания аттестационной комиссии, который ведется председателем аттестационной комиссии или по его поручению одним из членов аттестационной комиссии.
5.12. Претендент, не согласный с решением аттестационной комиссии, принятым в отношении него, вправе подать аккредитующему органу апелляцию не позднее трех рабочих дней со дня принятия обжалуемого решения аттестационной комиссии.
Апелляция подается в письменном виде и принимается аттестующим органом к рассмотрению только в случае указания претендентом конкретных фактов и иных обстоятельств, подтверждающих нарушение порядка аттестации, установленного настоящим положением, со стороны аттестационной комиссии.
Для рассмотрения апелляции аккредитующий орган вправе создать апелляционную комиссию в составе трех человек из числа своих работников или представителей аттестованных экспертных организаций.
Рассмотрение апелляции осуществляется в присутствии председателя (заместителя председателя) аттестационной комиссии и претендента (представителя претендента - юридического лица), подавшего апелляцию, и заключается в подтверждении фактов нарушений порядка аттестации со стороны аттестационной комиссии, указанных в апелляции, а также установлении наличия причинно-следственной или иной необходимой логической связи между установленными фактами нарушений и содержанием принятого аттестационной комиссией решения. Бремя доказывания (демонстрации) наличия таких фактов и такой связи возлагается на претендента (представителя претендента - юридического лица).
Решение апелляционной комиссии об оставлении в силе решения аттестационной комиссии или признании его недействительным должно быть принято единогласно. Если единогласие членов апелляционной комиссии не будет достигнуто, то решение аттестационной комиссии о несоответствии претендента критериям аттестации считается недействительным, а претендент представляется для получения аттестации.
5.13. Решение об аттестации или об отказе в аттестации принимается аккредитующим органом на основании решения аттестационная комиссии не ранее чем по истечении трех рабочих дней, но не позднее десяти рабочих дней со дня принятия решения аттестационной комиссии, а если на решение аттестационной комиссии подана апелляция - не позднее одной недели со дня принятия решения апелляционной комиссии.
5.14. В случае принятия аккредитующим органом положительного решения претендент считается аттестованным экспертом (экспертной организацией); сведения о нем вносятся в региональный реестр аттестованных экспертов (экспертных организаций). Аттестованной экспертной организации выдается свидетельство об аттестации, аттестованному эксперту - свидетельство об аттестации.
5.15. При отказе в аттестации аккредитующий орган направляет претенденту письменное уведомление, составленное в произвольной форме. Решение об отказе в аттестации является окончательным.
5.16. Порядок возмещения расходов, связанных с оформлением (изготовлением) свидетельств об аттестации, определяется аттестующим органом.
6. Порядок аттестации в дополнительной области и продления аттестации на новый срок
6.1. Аттестация в дополнительной области проводится при необходимости расширения области аттестации аттестованного эксперта (экспертной организации) на основании заявления, представленного им в аккредитующий орган.
Решение вопроса о целесообразности (наличии достаточных оснований) аттестации в дополнительной области принимается аттестационной комиссией. При этом процедура рассмотрения вопроса об аттестации в дополнительной области и принятия соответствующего решения может быть сокращена. Степень сокращения процедуры устанавливает аттестационная комиссия в каждом конкретном случае.
6.2. Продление аттестации аттестованного эксперта (экспертной организации) на новый срок осуществляется на основании соответствующего письменного заявления аттестованного эксперта (экспертной организации), поданного с приложением документов, предусмотренных настоящим положением, не позднее, чем за два месяца до истечения срока действия свидетельства об аттестации.
Процедура рассмотрения и решения вопроса о продлении аттестации на новый срок также может быть сокращена в порядке, установленном в отношении аттестации в дополнительной области.
7. Приостановление и прекращение аттестации
7.1. Приостановление аттестации осуществляется аттестующим органом в отношении:
экспертных организаций - в случае приостановления или истечения срока действия лицензии на право осуществления деятельности, предусмотренной уставом данной организации; истечения срока действия свидетельства о государственной аккредитации (для образовательных учреждений и научных организаций, осуществляющих образовательную деятельность); принятия учредителем (учредителями) решения о реорганизации данной организации;
экспертов - в случае возбуждения против эксперта уголовного или административного дела по обвинению в совершении противоправных действий (бездействия) до вступления в законную силу приговора суда или постановления органа, уполномоченного на применение мер административного характера.
Приостановление аттестации прекращается решением аттестующего органа по соответствующему письменному заявлению эксперта (экспертной организации).
Аттестация прекращается:
по истечении срока аттестации;
досрочно по решению аттестующего органа или инициативе аттестованного эксперта (экспертной организации).
7.4. Досрочное прекращение аттестации по инициативе аттестационного эксперта (экспертной организации) осуществляется аттестующим органом на основании соответствующего письменного заявления аттестованного эксперта (экспертной организации) не позднее двух недель со дня подачи заявления.
7.5. Досрочное прекращение аттестации по решению аккредитующего органа осуществляется в случаях:
совершения аттестованным экспертом (экспертной организацией) противоправных действий (бездействий), установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение мер административного характера, а также в случае признания аттестованного эксперта недееспособным в установленном законом порядке;
аннулирования лицензии аттестованной экспертной организации на право осуществления уставной деятельности;
выявления фактов представления аккредитующему органу недостоверной или ложной информации;
нарушения аттестованным экспертом (экспертной организацией) принципов и правил профессиональной этики.
7.6. При прекращении аттестации аттестованный эксперт (экспертная организация) исключается из регионального реестра аттестованных экспертных организаций (экспертов) на следующий день после истечения срока аттестации (дня досрочного прекращения аттестации).
Об исключении из регионального реестра аттестованных экспертных организаций (экспертов) в срок не позднее одной недели со дня исключения аттестующий орган направляет соответствующему юридическому (физическому) лицу письменное уведомление.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ АТТЕСТАЦИИ ЭКСПЕРТА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
Общие положения
1.1. Настоящая процедура определяет порядок аттестации, отказа в аттестации и прекращения аттестации экспертов в системе образования республики.
1.2. Основные цели аттестации экспертов:
формирование экспертного сообщества из числа работников учреждений образования, науки, культуры, общественных объединений, некоммерческих организаций и др., а также отдельных физических лиц, способных оказать содействие в решении актуальных задач управления функционированием и развитием системы образования Республики Алтай;
создание необходимых условий для обеспечения доверия органов управления образованием различного уровня к деятельности экспертов на основе признания их компетентности для выполнения работ в соответствующей области;
создание необходимых условий для обеспечения качества управленческих решений в отношении образовательных систем локального, муниципального и регионального уровней;
создание необходимых условий для обеспечения повышения открытости и прозрачности системы управления образованием.
Порядок представления документов в аттестационную комиссию
2.1. В соответствии с Положением «Об аттестации экспертов и экспертных организаций в системе образования Республики Алтай» лицо, желающее пройти аттестацию в качестве эксперта в системе образования, представляет пакет документов в отдел Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай.
Документы предоставляются лично.
Перечень документов:
1. анкета-заявление об аккредитации эксперта в системе образования Республики Алтай по установленной форме (приложение);
2. копии документов о получении высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, повышения квалификации, в том числе в области экспертизы, экспертной деятельности (дипломы, свидетельства, удостоверения и т.д.);
3. заверенная выписка или копия трудовой книжки;
4. сведения об участии в экспертизах, культурно-образовательных и иных проектах в любой форме.
Претендент имеет право предоставить любые другие документы, подтверждающие квалификацию и иные профессиональные достижения, в том числе отзывы (рекомендации, ходатайства) о качестве выполненных претендентом экспертных работ, реализованных им проектах и т.д.
Общий объем дополнительных документов, представляемых претендентом, не должен превышать 15 страниц.
2.2. Дата представления документов и их перечень фиксируются в журнале регистрации документов на аттестацию экспертов в системе образования и результатов заседания аттестационной комиссии отдела Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай.
Дата передачи документов в аттестационную комиссию фиксируется в журнале регистрации.
Порядок работы аттестационной комиссии
3.1. Основной организационной формой работы аттестационной комиссии являются открытые заседания, которые открывает и ведет председатель, а в его отсутствие - заместитель председателя аттестационной комиссии. Лица, не являющиеся членами аттестационной комиссии, присутствуют на заседаниях комиссии на правах наблюдателей.
3.2. Заседания аттестационной комиссии проводятся по мере поступления заявлений об аттестации (не менее пяти претендентов).
3.3. Решение комиссии о соответствии или несоответствии претендента критериям аттестации должно быть принято не позднее двух месяцев, а в случае установления необходимости проведения дополнительных испытаний для претендента не позднее трех месяцев со дня представления документов претендента в комиссию.
3.4. Рассмотрение вопроса и принятие решения о соответствии (несоответствии) конкретного претендента без личного присутствия этого претендента не допускается.
3.5. Аттестационная комиссия осуществляет техническую экспертизу представленных документов.
В качестве претендентов на прохождение аттестации эксперта в системе образования Республики Алтай могут выступать физические лица, отвечающие в соответствии с Положением "Об аттестации экспертов и экспертных организаций в системе образования Республики Алтай" следующим требованиям к претендентам:
обладать полной дееспособностью;
иметь высшее профессиональное образование и опыт практической работы по полученной специальности не менее 3 лет;
пройти обучение по одной или нескольким образовательным программам дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) в области экспертной деятельности;
иметь опыт непосредственного участия не менее чем в двух экспертизах, проведенных по заказу (распоряжению, поручению) образовательных учреждений, органов управления образованием, органов местного самоуправления или государственных органов власти;
либо опыт участия в реализации не менее чем двух культурно-образовательных, социальных или иных инициатив;
владеть основными навыками пользовательской работы на персональном компьютере.
3.6. С претендентами на аттестацию в качестве эксперта, чьи документы прошли техническую экспертизу, аттестационная комиссия:
проводит собеседование с целью оценки их профессиональной компетентности в области аттестации;
устанавливает необходимость, содержание и объем дополнительных испытаний и организует их проведение;
принимает решение о соответствии (несоответствии) претендентов критериям аттестации и определении области аккредитации претендента;
представляет решение на утверждение аттестующим органом.
3.7. Ход рассмотрения вопроса об аттестации экспертов и содержание принятого решения оформляются протоколом заседания аттестационной комиссии, который ведется председателем аттестационной комиссии или по его поручению одним из членов аттестационной комиссии.
3.8. Подписанный протокол заседания аттестационной комиссии передается в Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай.
3.9. Дата заседания аттестационной комиссии, номер протокола, решение, сроки аттестации и сфера экспертной деятельности аттестованных экспертов вносятся в журнал регистрации.
3.10. По результатам заседания аттестационной комиссии издается приказ "О внесении экспертов в региональный реестр аттестованных экспертов".
3.11. Реестр размещается на сайте Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай.
3.12. Аттестованным экспертам выдается свидетельство об аттестации установленного образца.
4. Порядок апелляции на решение аттестационной комиссии
Претендент, не согласный с решением аттестационной комиссии, принятым в отношении него, вправе подать в аккредитационный орган апелляцию не позднее 3 рабочих дней со дня принятия обжалуемого решения аттестационной комиссии.
Апелляция подается в письменном виде и принимается аккредитующим органом к рассмотрению только в случае указания претендентом конкретных фактов и иных обстоятельств, подтверждающих нарушение порядка аттестации, установленного в Положении, со стороны аттестационной комиссии.
Для рассмотрения апелляции аттестующий орган вправе создать апелляционную комиссию в составе трех человек из числа своих работников или представителей аттестованных экспертных организаций.
Рассмотрение апелляции осуществляется в присутствии председателя (заместителя председателя) аттестационной комиссии и претендента, подавшего апелляцию, и заключается в подтверждении фактов нарушений порядка аттестации со стороны аттестационной комиссии, указанных в апелляции, а также установлении наличия причинно-следственной или иной необходимой логической связи между установленными фактами нарушений и содержанием принятого аттестационной комиссией решения. Бремя доказывания (демонстрации) наличия таких фактов и такой связи возлагается на претендента.
Решение апелляционной комиссии об оставлении в силе решения аттестационной комиссии или признании его недействительным должно быть принято единогласно.
При отказе в аттестации аккредитующий орган направляет претенденту письменное уведомление, составленное в произвольной форме. Решение об отказе в аттестации является окончательным.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЭКСПЕРТА
Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения эксперта с учетом особенностей его профессиональной деятельности. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого эксперта. Этические принципы и правила работы эксперта формулируют условия, при которых сохраняется и упрочивается его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, реальная польза от его усилий.
Основные принципы профессиональной этики эксперта
1. Принцип независимости
Принцип независимости означает, что эксперт не должен быть связан с заказчиком или другими участниками экспертизы отношениями подчиненности (подконтрольности) или иной зависимости.
2. Принцип компетентности
Принцип компетентности требует от эксперта браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и для решения которых он в достаточной степени владеет необходимыми методами теоретической и практической работы.
3. Принцип осведомленного согласия
Все участники экспертизы должны быть извещены о целях, средствах, предполагаемых результатах и возможных последствиях экспертизы и принимали в ней добровольное участие.
4. Принцип объективности
Принцип объективности не допускает предвзятого отношения к объекту экспертизы или другим субъектам экспертизы, формулирования выводов и осуществления действий вопреки установленным фактам или требованиям профессиональной этики.
5. Принцип конструктивности
Принцип конструктивности требует от эксперта всемерно содействовать созданию в ходе экспертизы атмосферы сотрудничества и взаимопонимания, способствующей личному развитию всех участников экспертизы.
6. Принцип ненанесения ущерба
Принцип ненанесения ущерба объекту или другим субъектам экспертизы требует от эксперта такой организации своей работы, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили окружающим какой-либо вред: их состоянию, здоровью или социальному положению.
7. Принцип сочетания открытости и конфиденциальности
Принцип сочетания открытости и конфиденциальности хода и результатов экспертизы означает, что эксперт обязан, с одной стороны, стремиться к максимальной открытости, гласности экспертизы, рассматривая ее как одно из средств развития не только прямых участников данной экспертизы, но и широкой научной и педагогической общественности, с другой – обеспечить соблюдение законных прав и интересов участников экспертизы, в том числе на сохранение в тайне информации, оглашение которой может нанести им психологический, материальный или иной ущерб.
Основные правила профессиональной этики эксперта
Правило принятия ответственности. Эксперт соглашается на участие в экспертизе только после уяснения и сознательного принятия целей экспертизы, ее контекста и возможных последствий.
Правило противодействия давлению. Если на любой стадии экспертизы на эксперта оказывается какое бы то ни было психологическое или иное давление, противостоять которому он не в состоянии, эксперт должен отказаться от дальнейшего участия в экспертизе.
Правило открытого признания пределов своей компетентности. Эксперт обязан:
- уведомить заказчика и организатора экспертизы о реальных возможностях современной науки и/или имеющемся практическом опыте в области поставленных перед экспертом задач, о пределах своей компетентности и границах своих возможностей;
- эксперту следует честно и открыто воздерживаться от участия в решении задач, не соответствующих представляемой им области науки (практики) или недостаточно в ней проработанных, либо выходящих за пределы компетентности эксперта, его физических, интеллектуальных и иных возможностей.
Эксперт должен стремиться, с согласия заказчика экспертизы и других заинтересованных в экспертизе лиц, к возможно более полному сотрудничеству с компетентными коллегами: указывать на необходимость дополнительного привлечения к экспертизе тех или иных специалистов, предоставлять им возможность ознакомления с ходом и результатами своей работы, стремиться к согласованию с ними экспертных выводов, рекомендаций.
Эксперт обязан:
- обозначить для всех лиц, имеющих непосредственное отношение к объекту экспертизы, ее возможные результаты и последствия, а для заказчика экспертизы - пределы достоверности и применимости возможных выводов и рекомендаций экспертизы.
Правило обязательности получения согласия. Эксперт приступает к работе только после получения недвусмысленного устного или письменного согласия (разрешения) заказчика экспертизы или по указанию организатора экспертизы, получившего такое согласие.
Если для решения стоящих перед экспертом задач требуется обследование конкретных физических лиц (оценка продуктов их деятельности), эксперт должен получить согласие этих лиц на обследование (оценку продуктов деятельности).
Правило полноты экспертного исследования. Эксперт должен обеспечить полноту обследования объекта экспертизы в соответствии с поставленными задачами, поскольку умышленное опущение (игнорирование) тех или иных существенных аспектов объекта экспертизы неизбежно ведет к появлению необъективного экспертного заключения.
Правило адекватности экспертизы ее целям и объекту. Эксперт должен применять только адекватные целям экспертизы и особенностям ее объекта методики (техники) экспертного обследования.
Правило обоснованности действий эксперта. При решении любых экспертных задач эксперт должен провести предварительный анализ имеющихся данных по поставленному вопросу. Эксперт формулирует задачу, средства для ее решения, ход и результаты экспертизы в терминах и понятиях, принятых в представляемой им науке (практической области), подтверждая свои выводы предъявлением первичных материалов, а при необходимости, и результатов их математико-статистической или иной аналитической обработки (интерпретации).
Эксперт принимает на себя бремя доказательства (демонстрации) обоснованности своих действий.
Правило перспективы. Действия эксперта должны быть направлены не столько на выявление несоответствия, упущений, рассогласований и иных недостатков объекта экспертизы, сколько на продвижение (развитие, совершенствование) как самого объекта экспертизы, так и стоящих за ним людей. Это означает нацеленность эксперта на выявление потенциала объекта экспертизы, его возможных перспектив в случае ликвидации тех или иных выявленных в ходе экспертизы недостатков.
Правило эмоционального комфорта. Эксперт должен так выстраивать свою работу, чтобы, с одной стороны, максимально эффективно решать поставленные экспертные задачи, а с другой - поддерживать у остальных участников экспертизы чувство симпатии и доверия, удовлетворенности от общения с экспертом.
Правило доступности языка. Эксперт передает сведения о ходе и результатах экспертизы в терминах и понятиях, известных и понятных заказчику и другим участникам экспертизы, в форме конкретных рекомендаций, которые не позволяют и не располагают к их домысливанию, рассмотрению объекта экспертизы вне поставленных перед экспертизой задач.
Правило безопасности экспертных методик. Эксперт применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья, состояния лиц, участвующих в экспертизе, состояния объекта экспертизы, не представляют их в результатах экспертизы в ложном, искаженном свете, не дают сведений об их свойствах и особенностях, не имеющим отношения к поставленным перед экспертизой задачам.
Правило исключения возможности некорректного использования результатов экспертизы. Эксперт формулирует свои выводы и рекомендации таким образом, чтобы по возможности исключить их применение вне тех задач, которые были согласованы с заказчиком и которые могли бы ухудшить состояние объекта экспертизы и стоящих за ним людей.
Правило соблюдения авторских и смежных прав. Эксперт должен неукоснительно соблюдать авторские, а также иные имущественные и неимущественные права других лиц на объект экспертизы, а равно любые другие документы и материалы, ставшие доступными эксперту в ходе экспертизы.
Правило безусловной открытости процедуры, методов и средств экспертизы. Эксперт обязан информировать, а при необходимости подробно и доступно разъяснять всем участникам экспертизы и другим заинтересованным лицам: свою принадлежность к той или иной научной школе, профессиональные предпочтения и другие личные особенности, могущие влиять на ход и результаты экспертизы, предполагаемые (используемые) методы и средства своей работы, их достоинства, ограничения и недостатки, а также установленный порядок проведения (процедуру) экспертизы.
Правило безусловной конфиденциальности информации, не имеющей отношения к целям и задачам экспертизы. Информация об объекте или других субъектах экспертизы, полученная экспертом и не имеющая прямого отношения к согласованным целям и задачам экспертизы, не подлежит разглашению ни при каких обстоятельствах.
Правило засекречивания в публикациях. В случае использования экспертом личного опыта экспертной деятельности при написании (подготовке) научных сообщений, докладов, монографий и т.д. с их последующим опубликованием он обязан исключить из текста (засекретить) имена и другие признаки (указания), позволяющие идентифицировать субъектов упоминаемых или рассматриваемых в тексте экспертиз.
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 130.010.000 Образование (см. также 200.160.040), 130.010.040 Образовательные учреждения и иные образовательные организации (см. также 150.040.020, 150.040.030, 150.040.040), 130.010.020 Управление системой образования (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: