Основная информация

Дата опубликования: 18 марта 2019г.
Номер документа: RU76000201900433
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Ярославская область
Принявший орган: Департамент образования Ярославской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 18.03.2019 № 16-нп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕДМЕТНЫХ КОМИССИЯХ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ И О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ ПРИКАЗОВ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с приказами Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 № 189/1513 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» и от 07.11.2018 № 190/1512 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗЫВАЕТ:

1. Утвердить прилагаемое Положение о предметных комиссиях Ярославской области при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.

2. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления муниципальных образований области, осуществляющих управление в сфере образования, довести настоящий приказ до сведения руководителей муниципальных образовательных организаций и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам и расположенных на территории соответствующего муниципального района, городского округа.

3. Руководителям государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования, среднего общего образования, довести настоящий приказ до сведения участников государственной итоговой аттестации.

4. Признать утратившими силу приказы департамента образования Ярославской области:

- от 04.04.2014 № 15-нп «Об организации проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Ярославской области и признании утратившими силу отдельных приказов департамента образования Ярославской области»;

- от 21.04.2016 № 10-нп «О внесении изменений в приказ департамента образования Ярославской области от 04.04.2014 № 15-нп»;

- от 06.09.2017 № 27-нп «О внесении изменений в приказ департамента образования Ярославской области от 04.04.2014 № 15-нп».

5. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя директора департамента Астафьеву С.В.

6. Приказ вступает в силу с момента его официального опубликования.

Директор департамента

И.В. Лобода

УТВЕРЖДЕНО

приказом

департамента образования

Ярославской области

от 18.03.2019 № 16-нп

ПОЛОЖЕНИЕ

о предметных комиссиях Ярославской области при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования

1. Общие положения

1.1. Положение о предметных комиссиях при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (далее – Положение) определяет состав, структуру предметных комиссий Ярославской области по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (далее – ПК), их полномочия и функции, права и обязанности экспертов, порядок организации работы ПК.

1.2. Положение разработано в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приёма граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования»;

- приказ Министерства просвещения Российской Федерации (далее – Минпросвещения России) и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее – Рособрнадзор) от 07.11.2018 № 189/1513 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»;

- приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»;

- правовые акты и инструктивно-методические документы Рособрнадзора и Минпросвещения России по вопросам организационного и технологического сопровождения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее – ГИА-9) и государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА-11);

- иные нормативные правовые акты по вопросам организации и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (далее – ГИА).

1.3. ПК создаются по каждому учебному предмету для осуществления проверки экзаменационных работ (далее – ЭР) (в том числе устных ответов) участников ГИА.

ПК по каждому учебному предмету утверждаются приказом департамента образования Ярославской области (далее – департамент образования). Департамент образования согласует с государственной экзаменационной комиссией Ярославской области по проведению ГИА (далее – ГЭК) персональный состав экспертов ПК.

1.4. В своей работе ПК руководствуются нормативными правовыми актами Минпросвещения России, Рособрнадзора, департамента образования, Положением.

1.5. В период организации и проведения ГИА ПК осуществляют проверку развернутых ответов участников основного государственного экзамена (далее – ОГЭ) и единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ), выполненных на бланках ответов № 2 (в том числе и на дополнительных бланках ответов № 2), устных ответов участников ОГЭ и ЕГЭ по иностранным языкам и ЭР участников государственного выпускного экзамена (далее – ГВЭ).

1.6. ПК прекращают свою деятельность с момента утверждения приказом департамента образования состава ПК для проведения ГИА в следующем году.

1.7. Информационное и организационно-технологическое обеспечение деятельности ПК осуществляет государственное учреждение Ярославской области «Центр оценки и контроля качества образования» (далее – ГУ ЯО ЦОиККО).

1.8. Педагогическим работникам, привлекаемым к работе в ПК в рабочее время и освобожденным от основной работы на время проверки ЭР в период проведения ГИА, в соответствии с пунктом 9 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, а также выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению ГИА.

2. Состав и структура ПК

2.1. Состав ПК по каждому учебному предмету формируется из лиц, отвечающих следующим требованиям:

- наличие высшего образования;

- соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;

- наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы основного общего, среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трёх лет);

- наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов ЭР в соответствии с критериями оценивания ЭР по соответствующему учебному предмету.

2.2. Структура ПК по каждому учебному предмету: председатель ПК, заместитель председателя ПК и эксперты.

2.3. Председатель ГЭК в отношении деятельности ПК:

- представляет на согласование в Рособрнадзор кандидатуры председателей ПК;

- организует формирование составов ПК.

2.4. Численный состав ПК определяется исходя из числа участников ГИА, участников ЕГЭ в текущем году, а также с учетом установленных сроков и нормативов проверки ЭР по соответствующему учебному предмету.

2.5. В период организации и проведения ГИА распределение функций между экспертами ПК осуществляется в зависимости от статуса, присвоенного эксперту по результатам квалификационного испытания: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.

Ведущий эксперт – статус, присваиваемый только председателю ПК и по усмотрению председателя заместителю (заместителям) председателя ПК, позволяющий осуществлять руководство подготовкой и/или подготовку экспертов на региональном уровне, участвовать в межрегиональных перекрёстных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций по предмету, консультировать экспертов по вопросам оценивания развернутых ответов участников ГИА, осуществлять проверку и перепроверку развёрнутых ответов участников ГИА в составе ПК, в том числе в качестве третьего эксперта.

Старший эксперт – статус, позволяющий осуществлять проверку и перепроверку выполнения заданий с развернутым ответом участников ГИА в составе ПК, в том числе назначаться для третьей проверки выполнения заданий с развернутым ответом участников ГИА, консультировать экспертов по вопросам оценивания развернутых ответов участников ГИА (по назначению председателя ПК), участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, а также проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.

Основной эксперт – статус, позволяющий осуществлять первую или вторую проверку выполнения заданий с развёрнутым ответом участников ГИА в составе ПК, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках в составе ПК.

2.6. При формировании составов ПК исключается возможность возникновения конфликта интересов. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность лица, привлекаемого к проведению ГИА, или его близких родственников влияет или может повлиять на объективное исполнение возложенных на него обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью указанных лиц и законными интересами участников ГИА, их родителей (законных представителей), иных заинтересованных лиц, способное привести к причинению вреда их интересам.

2.7. В случае возникновения ситуаций, не предусмотренных Положением, решение принимает председатель (заместитель председателя) ПК и/или руководитель регионального центра обработки информации (далее – РЦОИ) в рамках своей компетенции с обязательным последующим информированием ГЭК о принятом решении.

3. Полномочия, права и обязанности председателя ПК, заместителя председателя ПК

3.1. Председатель ПК осуществляет общее руководство деятельностью ПК и координацию такой деятельности.

3.2. Председатель ПК при организации подготовительных мероприятий по определению состава и квалификации экспертов ПК:

3.2.1. Проводит подготовительные мероприятия по определению состава и квалификации экспертов в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» (далее – Порядок ГИА-9), и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (далее – Порядок ГИА-11), методическими материалами федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» (далее – ФИПИ), Положением и нормативными и методическими материалами департамента образования.

3.2.2. Обеспечивает организационное и методическое сопровождение ежегодного обучения экспертов по согласованию подходов к оцениванию ЭР.

3.2.3. Представляет председателю ГЭК предложения по составу ПК, по кандидатурам экспертов, предлагаемых для включения в составы ПК, создаваемых Рособрнадзором.

3.2.4. Формирует график работы ПК (по согласованию с руководителем РЦОИ).

3.2.5. Назначает экспертов-консультантов, к которым могут обращаться эксперты при возникновении затруднений при оценивании развернутых ответов участников ГИА.

3.2.6. Взаимодействует с руководителем РЦОИ, председателем конфликтной комиссии Ярославской области (далее – КК), комиссией по разработке контрольно-измерительных материалов.

3.2.7. Представляет в департамент образования информацию о возникновении у эксперта конфликта интересов, о нарушении им Порядка ГИА-9, Порядка ГИА-11.

3.2.8. Принимает решения по организации работы ПК в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств (стихийных бедствий, угрозы безопасности людей), препятствующих продолжению работы ПК (по согласованию с руководством ГЭК).

3.3. На этапе проверки развёрнутых ответов участников ГИА председатель ПК:

3.3.1. Проводит оперативный семинар-согласование подходов к оцениванию развернутых ответов на каждое из заданий с развернутым ответом, опираясь на полученные критерии оценивания заданий с развернутыми ответами, а также на согласованные подходы к оцениванию развернутых ответов, выработанные на федеральном уровне (далее – семинар-согласование).

3.3.2. Организует в день проверки инструктаж экспертов по критериям оценивания с учетом согласованных подходов к оцениванию ЭР.

3.3.3. Осуществляет консультирование экспертов по вопросам оценивания ЭР.

3.3.4. В рамках своей компетенции решает вопросы, возникающие у экспертов, а при необходимости решает вопросы, связанные с компетенцией РЦОИ, согласовывает свои решения с руководителем РЦОИ.

3.3.5. Своевременно информирует председателя ГЭК о возникающих проблемах и трудностях, которые могут привести к нарушению сроков проверки ЭР участников ГИА.

3.3.6. Готовит и направляет в ГЭК отчёт о результатах работы ПК.

3.3.7. Принимает решения в рамках своей компетенции при возникновении ситуаций, не предусмотренных Положением, с обязательным информированием председателя ГЭК и департамента образования о принятом решении.

3.4. На этапе рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами ГИА председатель ПК организует работу экспертов по установлению правильности оценивания заданий с развернутым и (или) устным ответом и (или) о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым и (или) устным ответом.

3.5. В отсутствие председателя ПК его функции выполняет заместитель председателя ПК.

3.6. Председатель ПК, заместитель председателя ПК обязаны:

- добросовестно выполнять возложенные на них функции в соответствии с Положением;

- соблюдать требования нормативных правовых актов, инструкций, решений ГЭК, регламентирующих организацию и проведение ГИА;

- соблюдать конфиденциальность и порядок обеспечения информационной безопасности.

4. Полномочия, функции, права и обязанности экспертов

4.1. На этапе подготовки к ГИА эксперты должны:

4.1.1. Пройти обучение и подтвердить квалификацию в соответствии с требованиями Порядка ГИА-9 и Порядка ГИА-11, учебно-методических материалов ФИПИ, Положения, а также нормативных и методических документов департамента образования.

4.1.2. Объективно и непредвзято проверять ответы участников ГИА на задания ЭР, предусматривающие развёрнутый ответ (в том числе устные ответы), и оценивать их в соответствии с установленными Рособрнадзором критериями оценивания ЭР.

4.1.3. Заблаговременно пройти инструктаж по содержанию и технологии оценивания развёрнутых ответов в сроки, определяемые председателем ПК.

4.1.4. Непосредственно перед проверкой работ участвовать в проводимом председателем ПК оперативном семинаре-согласовании.

4.1.5. Эксперты, не подтвердившие квалификацию, и/или не прошедшие инструктаж, и/или не участвующие в оперативном семинаре-согласовании, к проверке развёрнутых ответов не допускаются.

4.2. На этапе проверки развёрнутых ответов (в том числе устных ответов) эксперты должны:

4.2.1. Получить критерии оценивания заданий с развернутыми ответами и рабочие комплекты для проверки.

4.2.2. Осуществлять проверку ЭР участников ГИА по критериям оценивания ЭР с учетом согласованных подходов к проверке.

4.2.3. Оформлять результаты оценивания ответов участников ГИА протоколами проверки ЭР.

4.2.4. Консультироваться с председателем ПК и/или экспертами-консультантами при возникновении затруднений при оценивании развернутых ответов участников ГИА.

4.2.5. Соблюдать конфиденциальность и установленный порядок обеспечения информационной безопасности при проверке ЭР участников ГИА.

4.3. На этапе рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами ГИА эксперты должны:

4.3.1. Рассмотреть ЭР апеллянта, а также проанализировать предыдущее оценивание ЭР.

4.3.2. Дать письменное заключение о правильности оценивания ЭР апеллянта или о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым и (или) устным ответом с обязательным указанием на конкретный критерий оценивания ЭР, которому соответствует выставляемый экспертами балл.

4.4. Эксперты обязаны:

- добросовестно и профессионально выполнять возложенные на них функции в соответствии с Положением, соблюдать этические моральные нормы;

- соблюдать требования нормативных правовых актов, инструкций, решений ГЭК, регламентирующих организацию и проведение ГИА-9 и ГИА-11;

- соблюдать конфиденциальность и установленный порядок обеспечения информационной безопасности;

- информировать председателя (заместителя председателя) ПК о проблемах, возникающих при проверке ЭР участников ГИА.

4.5. Во время работы ПК экспертам запрещается:

- иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру;

- копировать и выносить из помещений ПК ЭР, критерии оценивания ЭР, протоколы проверки ЭР.

4.6. В случае установления факта нарушения экспертом требований Порядка ГИА-9, Порядка ГИА-11, недобросовестного выполнения возложенных на него обязанностей или использования статуса эксперта в личных целях департамент образования по согласованию с ГЭК принимает решение об исключении эксперта из состава ПК.

5. Организация работы ПК

5.1. Работа ПК организуется в строгом соответствии с нормативными документами и утверждёнными инструкциями.

5.2. Департамент образования обеспечивает ПК помещениями для работы, расположенными в непосредственной близости к РЦОИ.

Данные помещения размещаются в специально выделенных и оборудованных помещениях, исключающих возможность доступа к ним посторонних лиц (за исключением сотрудников ГУ ЯО ЦОиККО, осуществляющих организационно-технологическое сопровождение работы ПК) и распространения информации ограниченного доступа.

Помещения, в которых осуществляется проверка ЭР участников ГИА-11, оборудуются средствами видеонаблюдения.

5.3. В помещениях для работы ПК должно быть оборудовано специальное рабочее место с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» для обеспечения возможности уточнения изложенных в ЭР участников ГИА фактов (например, сверка с источниками, проверка приведенных участниками ГИА фамилий, названий, фактов и т.п.).

5.4. В помещениях для работы ПК могут присутствовать:

- члены ГЭК – по решению председателя ГЭК;

- общественные наблюдатели, аккредитованные в установленном порядке, – по желанию;

- должностные лица Рособрнадзора, а также иные лица, определенные Рособрнадзором, должностные лица департамента образования, осуществляющего переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, – по решению соответствующих органов.

6. Порядок проверки ЭР участников ГИА

6.1. ЭР участников ГИА проходят следующие виды проверок:

- первая и вторая проверки – проводятся двумя экспертами;

- третья проверка – проводится третьим экспертом в случае существенного расхождения в количестве баллов, выставленных двумя экспертами;

- проверка в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами;

- перепроверка отдельных ЭР – по решению департамента образования;

- межрегиональная перекрестная проверка – по решению Рособрнадзора.

6.2. Для проведения проверки ЭР РЦОИ передает в ПК рабочие комплекты, которые включают:

- обезличенные копии бланков ответов ЭР с развернутым ответом, файлы с цифровой аудиозаписью устных ответов;

- критерии оценивания ЭР;

- бланки протоколов проверки ЭР ЕГЭ, ОГЭ и ГВЭ;

- специализированные программные средства для проверки файлов с решениями заданий по информатике и информационно-коммуникационным технологиям участников ОГЭ и прослушивания файлов с цифровой аудиозаписью устных ответов участников ГИА.

6.3. Эксперты проверяют ЭР в соответствии с критериями оценивания ЭР по соответствующему учебному предмету и согласованными в ПК подходами к оцениванию развернутых ответов.

6.4. По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания ЭР ЕГЭ, ОГЭ с развернутым ответом, за каждый ответ на задания ЭР ГВЭ.

Результаты каждого оценивания вносятся в протоколы проверки ЭР, которые после заполнения передаются в РЦОИ для дальнейшей обработки.

6.5. В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка.

Третий эксперт назначается в автоматизированном режиме из числа экспертов, ранее не проверявших данную экзаменационную работу, которым в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт».

Количество баллов, выставленных третьим экспертом, является окончательным.

6.6. Распределение ЭР между экспертами, расчет баллов по каждому заданию ЭР с развернутым ответом, а также определение необходимости третьей проверки осуществляются автоматизировано с использованием специализированных аппаратно-программных средств РЦОИ.

6.7. Расчет баллов за работу ГВЭ осуществляется экспертом в соответствии с критериями оценивания ответов на задания ГВЭ по соответствующему учебному предмету и фиксируется экспертом в протоколе проверки результатов выполнения заданий ЭР с развернутым ответом, который затем передается в РЦОИ для дальнейшей обработки.

6.8. Проверка развернутых ответов участников ГИА считается завершенной, когда все работы проверены экспертами необходимое количество раз, а результаты оценивания, внесенные в протоколы проверки, проанализированы программным обеспечением РЦОИ.

6.9. По завершении проверки ЭР эксперты передают в РЦОИ использованные материалы, в том числе полученные критерии оценивания развернутых ответов для дальнейшей обработки.

7. Порядок установления правильности оценивания ЭР

7.1. Для установления правильности оценивания ЭР при рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами КК привлекает к проверке экспертов, ранее не проверявших данную ЭР, которым в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт».

7.2. Состав привлекаемых к работе КК экспертов формируется председателями соответствующих ПК.

7.3. КК передает апелляционные комплекты в ПК.

Председатель ПК организует работу экспертов по установлению правильности оценивания ЭР.

7.4. Привлеченные эксперты устанавливают правильность оценивания ЭР и представляют в КК письменное заключение о правильности оценивания ЭР или о необходимости изменения количества баллов за работу с обязательным указанием конкретного критерия оценивания ЭР, которому соответствуют выставляемые ими баллы.

7.5. По завершении проверки ЭР эксперты передают в КК использованные материалы с заключениями, указанными в пункте 7.4 данного раздела.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 03.06.2019
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 130.010.020 Управление системой образования (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать