Основная информация

Дата опубликования: 19 апреля 2018г.
Номер документа: RU23000201800341
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Краснодарский край
Принявший орган: Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ДЕПАРТАМЕНТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ СФЕРЫ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА АЛКОГОЛЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ

от 19 апреля 2018 г. № 42

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ДРУГИХ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРАЖДАН ОБЪЕКТОВ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ, ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ И БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ, ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ И БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ, А ТАКЖЕ ОКАЗАНИЯ ИМ ПРИ ЭТОМ НЕОБХОДИМОЙ ПОМОЩИ

(в редакциях приказов департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края 16.06.2020 № 53)

В рамках реализации плана мероприятий, направленных на обеспечение доступности для инвалидов и других маломобильных граждан объектов розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания и предоставляемых услуг в сфере розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, оказание им при этом необходимой помощи, а также в целях оказания органам местного самоуправления в Краснодарском крае методической и правовой помощи приказываю:

1. Утвердить Методические рекомендации по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных граждан объектов розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания и предоставляемых услуг в сфере розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, а также оказания им при этом необходимой помощи (прилагается).

2. Признать утратившим силу приказ департамента от 11 ноября 2016 года № 157 "Об утверждении Методических рекомендаций по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных граждан объектов розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания и предоставляемых услуг в сфере розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, а также оказания им при этом необходимой помощи".

3. Отделу организационной работы, кадрового и информационного обеспечения департамента (Петраковский) обеспечить размещение (опубликование) настоящего приказа на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также на официальном сайте департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края довести настоящий приказ до сведения организаций и индивидуальных предпринимателей, предоставляющих услуги розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

6. Приказ вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.

Руководитель департамента

Р.С.КУРИННЫЙ

Приложение

Утверждены

приказом

департамента потребительской сферы

и регулирования рынка алкоголя

Краснодарского края

от 19 апреля 2018 г. № 42

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

И ДРУГИХ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРАЖДАН ОБЪЕКТОВ РОЗНИЧНОЙ

ТОРГОВЛИ, ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ И БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

И ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ,

ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ И БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ, А

ТАКЖЕ ОКАЗАНИЯ ИМ ПРИ ЭТОМ НЕОБХОДИМОЙ ПОМОЩИ

Введение

Доступная среда жизнедеятельности является ключевым условием интеграции инвалидов в общество. Способность инвалидов быть независимыми экономическими субъектами, участвовать в политической, культурной и социальной жизни общества отражает уровень реализации их прав как граждан социального государства, создает предпосылки для реализации их потенциала и, следовательно, способствует социальному и экономическому развитию государства.

Актуальность решения проблем инвалидов обусловлена их масштабностью. В Краснодарском крае проживают около 450 тысяч инвалидов, или около 8% от общей численности населения края. Общая численность инвалидов по зрению в Краснодарском крае составляет 15 тысяч человек (3,3% от общей численности инвалидов в крае), инвалидов по слуху - 7 тысяч человек (1,6% от общей численности инвалидов в крае), инвалидов, передвигающихся с использованием кресел-колясок, - 5 тысяч человек (1,2% от общей численности инвалидов в крае).

Однако число людей, для которых затруднено использование элементов существующей среды жизнедеятельности, гораздо больше, чем зарегистрированное статистикой число инвалидов.

Вопросам формирования безбарьерной среды на Кубани уделяется особое внимание. Подготовка к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи стала одним из основных "ускорителей" в этой работе.

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Краснодарского края от 27 апреля 2007 года № 1229-КЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае" органы социальной защиты населения осуществляют согласование заданий на проектирование объектов социальной инфраструктуры. Этот механизм позволяет уже на стадии проектирования обеспечить в обязательном порядке соблюдение требований доступности на проектируемом объекте.

Планирование поэтапного повышения показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Краснодарского края, в том числе потребительской сферы, наряду с решением задач по формированию доступной среды позволит реализовать принципы доступности и равенства возможностей, закрепленные в ратифицированной Российской Федерацией в 2012 году Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов, в которой определены два принципиальных подхода к созданию доступной среды жизнедеятельности.

Первый определен как принцип "универсального дизайна", который предусматривает дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к использованию для всех людей.

В полной мере исполнить требования универсального дизайна возможно в отношении объектов нового строительства (реконструкции, капитального ремонта), а также производства новых товаров и услуг. Универсальный дизайн не исключает использование ассистивных устройств для конкретных групп инвалидов, где это необходимо. То есть универсальность и безбарьерность могут быть обеспечены и путем применения вспомогательных устройств и технологий (помощников).

Второй принцип трактуется Конвенцией ООН как "разумное приспособление" - "адаптированная" среда, или внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и корректив, не становящихся несоразмерным и неоправданным бременем для общества в целях обеспечения реализации инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод, приспособление окружающей обстановки под нужды инвалида, но с обязательным учетом, с одной стороны, его потребностей и, с другой стороны, имеющихся организационных, технических и финансовых возможностей их удовлетворения.

1. Термины и определения

В настоящих методических рекомендациях применены следующие термины с соответствующими определениями:

инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;

маломобильные граждане - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве (инвалиды, лица старше 60 лет, лица с временными или стойкими нарушениями здоровья, беременные женщины, лица с детьми в возрасте до 3 лет, в том числе с детскими колясками, а также иные лица, испытывающие затруднения при движении и (или) потреблении услуг в силу устойчивого или временного физического недостатка, вынужденные использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления);

средства визуального и звукового информирования - носители информации в виде зрительно различимых текстов, бегущей строки, знаков, символов, световых сигналов, доступных, в том числе для инвалидов по слуху, а также речевых сообщений и звуковых сигналов, доступных в том числе для инвалидов по зрению.

2. Оснащение объектов розничной торговли, общественного

питания и бытового обслуживания приспособлениями для доступа

и пользования инвалидами и другими маломобильными гражданами

2.1. Состояние объектов розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания должно соответствовать нормам и правилам, установленным законодательством Российской Федерации и Краснодарского края, и обеспечивать свободный доступ к ним и к предоставляемым в них услугам инвалидам и другим маломобильным гражданам. Также должны удовлетворяться потребности инвалидов и других маломобильных граждан в беспрепятственном самостоятельном передвижении по территории, на которой расположены объекты розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, свободном входе в такие объекты и выходе из них, безопасной посадке в транспортное средство и высадке из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

2.2. В случаях, когда существующие объекты розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов и других маломобильных граждан, собственниками этих объектов должны применяться меры по согласованию с полномочными представителями общественных объединений инвалидов, представляющих интересы основных нозологических групп инвалидов и осуществляющих свою деятельность на соответствующей территории, имеющими компетенцию в области предупреждения причинения вреда при формировании и обеспечении доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения:

по обеспечению доступа инвалидов и других маломобильных граждан к месту предоставления услуги;

по оказанию им необходимой помощи в преодолении барьеров и препятствий, затрудняющих доступ и пользование объектами розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания наравне с другими лицами;

по обеспечению предоставления необходимых услуг по месту жительства или в дистанционном режиме.

2.3. Информация об объекте розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания должна быть доступна для всех граждан, в том числе для инвалидов по зрению.

2.4. Объекты розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими специальными приспособлениями и оборудованием:

специальными указателями около строящихся и ремонтируемых объектов;

телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов и других маломобильных граждан;

санитарно-гигиеническими помещениями (для объектов общественного питания и соответствующих объектов бытового обслуживания);

пандусами, подъемными устройствами и поручнями на лестницах и пандусах;

предупреждающими тактильно-контрастными указателями;

информационными табличками, выполненными с использованием шрифта Брайля, с названием объекта и указанием режима его работы;

унифицированными техническими средствами информирования, ориентирования и сигнализации, формирующими визуальную, звуковую, радио- и тактильную информацию, обеспечивающую всем посетителям объекта, в том числе инвалидам по зрению и инвалидам по слуху, возможность однозначной идентификации объекта и мест посещений, получения информации о размещении и назначении функциональных элементов, об ассортименте и характере предоставляемых услуг, о рекомендуемых направлениях движения, своевременного предупреждения об опасности в экстремальных ситуациях и путях эвакуации.

3. Оснащение помещений объектов розничной торговли

приспособлениями и оборудованием для пользования инвалидами

и другими маломобильными гражданами

3.1. Комплектация и расстановка оборудования в торговых залах, доступных инвалидам и другим маломобильным гражданам, должна быть рассчитана на обслуживание лиц, передвигающихся на креслах-колясках самостоятельно и с сопровождающими, инвалидов на костылях, а также инвалидов по зрению.

3.2. Прилавки и расчетные плоскости кассовых кабин должны иметь участки, располагаемые на высоте от 0,7 до 0,8 метра от уровня пола, для обслуживания инвалидов на кресле-коляске и людей маленького роста.

3.3. Максимальная глубина полок (при подъезде вплотную) не должна быть более 0,5 метра. В торговых залах, где для покупателей предусмотрены полки высотой более 0,9 метра, рекомендуется обеспечить дополнительные полки или часть основного прилавка пониженной высоты от 0,7 до 0,8 метра от уровня пола.

3.4. Все размеры проходов (кроме одностороннего) должны обеспечивать возможность полного разворота, а также фронтального обслуживания инвалидов на кресле-коляске вместе с сопровождающими. Ширина прохода для универсамов и супермаркетов (торговая площадь свыше 650 квадратных метров) - не менее 2 метров.

3.5. Оборудование примерочных - крючки, вешалки для одежды должно быть доступно для всех граждан, в том числе для инвалидов различных нозологических групп.

3.6. Как минимум один из контрольно-кассовых постов в зале должен быть оборудован в соответствии с требованиями доступности для инвалидов и других маломобильных граждан. В расчетно-кассовой зоне должно быть приспособлено не менее одного контрольно-кассового аппарата. Ширина прохода около контрольно-кассового аппарата должна быть не менее 1,1 метра.

Информационный знак доступности кассы должен располагаться на высоте, видной для покупателя на кресле-коляске.

3.7. Для акцентирования внимания покупателей с недостатками зрения на необходимой информации следует активно использовать тактильные, световые указатели, табло и пиктограммы, а также контрастное цветовое решение элементов интерьера. Пиктограммам и указателям для выделения отдельных товарных групп в торговом зале рекомендуется присваивать различные лидирующие цвета. Не следует одновременно использовать красный, зеленый, синий и фиолетовый цвета.

3.8. Инвалидам и другим маломобильным гражданам по их просьбе должно обеспечиваться сопровождение на объектах розничной торговли и оказание работниками организаций, осуществляющих торговую деятельность, необходимой помощи в беспрепятственном пользовании объектами и получении услуг.

3.9. При планировании и реализации технических и организационных мер по обеспечению доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных посетителей должны выполняться требования Свода правил СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 ноября 2016 года № 798/пр, введенного в действие с 15 мая 2017 года, а также рекомендации Свода правил СП 136.13330.2012 "Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения" с изменением № 1, утвержденным Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 9 сентября 2016 года № 626/пр, введенным в действие с 10 марта 2017 года.

3.10. В ситуациях, когда мероприятия, предусмотренные настоящими методическими рекомендациями, по объективным причинам не могут быть реализованы в соответствии с требованиями и рекомендациями сводов правил СП 59.13330.2016 и СП 136.13330.2012 с изменением № 1, все проектные, организационные и технические решения по приспособлению объекта для оказания услуг инвалидам должны быть согласованы с полномочными представителями общественных объединений инвалидов, представляющих интересы основных нозологических групп инвалидов, имеющими компетенцию в области предупреждения причинения вреда при формировании и обеспечении доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

4. Оснащение помещений объектов общественного питания

и бытового обслуживания приспособлениями и оборудованием

для пользования инвалидами и другими

маломобильными гражданами

4.1. В помещениях объектов общественного питания расстановка мебели и оборудования должна обеспечивать беспрепятственное движение инвалидов. Ширина прохода около прилавков для сервирования блюд должна быть не менее 0,9 метра. Для обеспечения свободного огибания при проходе кресла-коляски ширину прохода рекомендуется увеличивать до 1,1 метра.

4.2. В помещениях объектов общественного питания рекомендуется отводить до 5% мест, но не менее одного, для лиц, передвигающихся на креслах-колясках, с площадью не менее 3 квадратных метров на каждое место.

4.3. В помещениях объектов общественного питания должно быть 5% столов, но не менее одного обеденного стола высотой 0,65 - 0,8 метра. Такие столы должны иметь необходимую ширину между ножками и необходимую глубину столешницы с опорой посередине в соответствии с требованиями нормативных документов Российской Федерации.

4.4. Оборудование гардеробных, примерочных комнат, раздевальных (крючки, вешалки, полки для одежды) должно быть доступно для всех граждан, в том числе для инвалидов различных нозологий. В помещениях объектов бытового обслуживания в предусмотренных по проекту гардеробных, примерочных комнатах, раздевальных и т.п. не менее 5% их числа должно быть доступно для инвалидов на креслах-колясках.

4.5. Стойки баров и кафетериев должны иметь пониженную часть высотой от пола не более 0,8 метра и шириной 0,8 - 1,0 метра для обслуживания инвалидов на кресле-коляске и людей маленького роста.

4.6. В помещениях объектов общественного питания, связанных с длительным пребыванием посетителей (рестораны, столовые), гардеробные стойки в местах обслуживания инвалидов и других маломобильных граждан следует устраивать в соответствии с рекомендациями Свода правил 136.13330.2012 с изменением № 1.

4.7. Вестибюли, холлы, аванзалы, уборные, умывальные и другие вспомогательные помещения, доступные для инвалидов и других маломобильных граждан, следует проектировать с учетом сводов правил СП 59.13330-2016 и СП136.13330.2012 с изменением № 1.

4.8. Меню должно быть доступно для инвалидов по зрению, быть выполнено контрастным шрифтом, а также шрифтом Брайля. В качестве альтернативы можно использовать автоматическое речевое озвучивание меню. Специализированные средства информации для инвалидов и других маломобильных граждан должны решаться в соподчинении с основной дизайнерской концепцией интерьера.

4.9. Инвалидам и другим маломобильным гражданам по их просьбе обеспечиваются сопровождение на объектах общественного питания и бытового обслуживания и оказание работниками организаций, осуществляющих деятельность в сфере общественного питания и бытового обслуживания, необходимой помощи в беспрепятственном пользовании объектами и получении услуг.

5. Планировка и оснащение парковок объектов розничной

торговли, общественного питания и бытового обслуживания

приспособлениями для доступа и пользования инвалидами

5.1. На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств около объектов розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания выделяется не менее 10% мест (но не менее одного места), наиболее удобных для въезда и выезда, для парковки автотранспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак "Инвалид".

5.2. Места парковки оснащаются специальными указателями. Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды, а также лица, их перевозящие, пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

5.3. Места для парковки автотранспортных средств инвалидов рекомендуется организовывать не далее 50 м от входов, доступных для инвалидов и других маломобильных граждан. При многоуровневой автостоянке, встроенной или пристроенной к основному зданию, места для автомашин инвалидов на кресле-коляске рекомендуется предусматривать на уровне основного входа в здание.

Заместитель

руководителя департамента

Е.П.ПАВЛОВЕЦ

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 10.10.2018
Рубрики правового классификатора: 170.020.000 Социальная поддержка инвалидов

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать