Основная информация
Дата опубликования: | 20 декабря 2018г. |
Номер документа: | RU76000201801550 |
Текущая редакция: | 2 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Ярославская область |
Принявший орган: | Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ДЕПАРТАМЕНТ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 20.12.2018 № 72
О ВКЛЮЧЕНИИ ВЫЯВЛЕННОГО ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в редакции приказа департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 23.06.2020 № 75)
В соответствии со статьями 3.1, 18, 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Положением о департаменте охраны объектов культурного наследия Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства области от 17.06.2015 № 659-п «О департаменте охраны объектов культурного наследия Ярославской области», на основании акта государственной историко-культурной экспертизы от 11.04.2018
ДЕПАРТАМЕНТ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗЫВАЕТ:
1. Включить в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выявленный объект культурного наследия «Церковь Троицы», 1789 г. (Ярославская обл., Гаврилов-Ямский район, с. Унимерь), в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
2. Утвердить прилагаемые:
- границы территории объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Троицы», 1789 г. (Ярославская обл., Гаврилов-Ямский район, с. Унимерь);
- предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Троицы», 1789 г. (Ярославская обл., Гаврилов-Ямский район, с. Унимерь).
3. Контроль за исполнением приказа возложить на начальника отдела учета объектов культурного наследия департамента Рязанову Т.В.
(пункт в редакции приказа департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 23.06.2020 № 75)
4. Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Директор департамента
А.Е. Филяев
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом департамента охраны
объектов культурного наследия
Ярославской области
от 20.12.2018 № 72
ГРАНИЦЫ ТЕРРИТОРИИ
ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ «ЦЕРКОВЬ ТРОИЦЫ», 1789 Г. (ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛ., ГАВРИЛОВ-ЯМСКИЙ РАЙОН, С. УНИМЕРЬ)
1. Схема границ территории объекта культурного наследия.
2. Координаты характерных (поворотных) точек границ территории объекта культурного наследия.
Номер
характерной (поворотной) точки
Координаты характерных (поворотных) точек
(МСК-76)
X
Y
1
345101.66
1331967.30
2
345111.80
1332020.99
3
345124.49
1332098.97
4
345122.53
1332168.75
5
345125.91
1332190.00
6
345152.51
1332190.00
7
345161.52
1332134.49
8
345168.34
1332122.42
9
345181.66
1332117.70
10
345185.88
1332080.41
11
345186.95
1332062.46
12
345190.85
1331997.05
13
345120.37
1331963.85
1
345101.66
1331967.30
(пункт в редакции приказа департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 23.06.2020 № 75)
3. Режим использования территории объекта культурного наследия.
На территории объекта культурного наследия разрешается:
- проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением таких работ);
- реконструкция, ремонт существующих дорог, инженерных коммуникаций, благоустройство, озеленение, установка малых архитектурных форм, информационных знаков и указателей, иная хозяйственная деятельность, не противоречащая требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющая обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях, обеспечивающая недопущение ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, поддержание территории объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии;
- ведение мониторинга состояния объекта культурного наследия и территории объекта культурного наследия;
- проведение археологических работ.
На территории объекта культурного наследия запрещается:
- строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника объектов капитального строительства;
- проведение земляных, строительных, мелиоративных работ и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или их отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия;
- установка рекламных конструкций, распространение наружной рекламы;
- осуществление любых видов деятельности, ухудшающих экологические условия и гидрологический режим на территории объекта культурного наследия, создающих вибрационные нагрузки динамическим воздействием на грунты в зоне их взаимодействия с объектами культурного наследия.
УТВЕРЖДЁН
приказом департамента
охраны объектов
культурного наследия
Ярославской области
от 20.12.2018 № 72
ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ
ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ «ЦЕРКОВЬ ТРОИЦЫ», 1789 Г. (ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛ., ГАВРИЛОВ-ЯМСКИЙ РАЙОН, С. УНИМЕРЬ)
Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Троицы», 1789 г. (Ярославская обл., Гаврилов-Ямский район, с. Унимерь) являются:
- композиционные особенности здания церкви, являющегося исторической доминантой села и расположенного в его центральной части, к востоку от проходящей через село автомобильной дороги Ярославль – Гаврилов-Ям, на открытом со стороны дороги покатом участке;
- объёмно-пространственная линейно вытянутая композиция с запада на восток прямоугольного в плане здания, включающая: объем повышенного двусветного четверика, перекрытого четырехскатной крышей, увенчанного одной глухой главой на кирпичном барабане с чешуйчатой маковицей с крестом, объем примыкающей с востока округлой апсиды с высокой скатной кровлей с небольшим коньком, объем одноэтажной трапезной, покрытой двускатной кровлей, с главой придела в северо-восточной части кровли на кирпичном барабане, расположенном на квадратном пьедестале, с чешуйчатой маковицей с крестом, объем восьмигранной в плане шатровой колокольни на четверике в нижнем ярусе, объемы пристроек с севера и юга под одной кровлей с трапезной и примыкающего к трапезной с запада небольшого притвора с двускатной крышей;
- планировочная структура здания в капитальных исторических стенах, продольные и поперечные капитальные стены из красного глиняного кирпича на известковом растворе, в том числе кирпича большемерного размером 28 × 13 (13,5) × 7,5 см и 26 (25) × 12,5 (11) × 6 (6,5) см, выполненные верстовой кладкой;
- габариты и конфигурация: крыши четверика – четырехскатной формы, крыши трапезной – двускатной формы, крыши алтаря – скатной, веерной формы с небольшим коньком, крыши притвора – двускатной формы;
- материалы и характер кровли – металлический лист, кровля фальцевая;
- форма, габариты и конфигурация исторических перекрытий: конха алтарной части, сомкнутый свод четверика, коробовый однолотковый (с запада) свод трапезной с киотом в округлой нише в распалубке западного лотка, коробовый свод нижнего яруса под колокольней, коробовые своды в помещениях, примыкающих к колокольне с юга и севера, плоские перекрытия в западном притворе, перекрытия внутристенной лестницы, ведущей на чердак, в виде четырех ступенчатых сегментных сводиков, кованые воздушные связи, заведенные в пяты сводов и арок;
- местоположение, габариты, конфигурация и оформление исторических проемов, в том числе:
трех лучковых оконных проемов алтаря с четвертными нишами для ставень, с трехлепестковыми сложной конфигурации замковыми камнями, обрамленными наличниками барочного характера с треугольными профилированными фронтонами, рамочным обрамлением под ними и с «ушами» криволинейной формы с трехгранными тесаными «серьгами», отделанным жестким полувалом в нижней части рамки с опиранием вертикальных рамочных элементов на базу, расположенную на сложнопрофилированном подоконном пояске с раскреповками у баз, с парными трехгранными «подвесками» по оси вертикальных элементов наличников;
дверного проема с лучковой перемычкой по оси южного фасада четверика с трехлепестковым замковым камнем сложной формы, с наличником, состоящим из сложно профилированного мысообразного кокошника на профилированном карнизе, состоящем из полки, выкружки с полкой и четвертного вала с полкой, раскреповки которого представляют собой капители вертикальных пилястр в полкирпича по сторонам от проема с перехватами полувалом с опиранием баз на сложнопрофилированный подоконный профиль с раскреповками по осям пилястр;
оконных проемов, расположенных на южном и северном фасадах четверика, с лучковыми перемычками, с четвертными нишами по периметру, с трехлепестковым замковым камнем сложной конфигурации, обрамленных барочными наличниками; с кирпичными наличниками, состоящими из сложнопрофилированного мысообразного кокошника на профилированном карнизе с раскреповками, боковых стоек-полуколонок по сторонам от проема, опирающихся на базы, увенчанных капительками, состоящими из валика с полочкой, с перехватывающими полуколонки наличника внизу и на треть высоты валиками и полками, сложного подоконного профиля с раскреповками по осям вертикальных элементов наличника с парными трехгранными «подвесками»;
оконных проемов южного и северного фасадов трапезной части с лучковыми перемычками, с наличниками, идентичными наличникам окон алтаря;
оконного проема южного фасада южной пристройки к колокольне, оконного проема северного фасада северной пристройки к колокольне с лучковыми перемычками без наличника;
прямоугольного окна северного фасада западного притвора без наличника;
круглой люкарны с рамочным наличником по оси фронтона западного фасада притвора;
главного входного прямоугольного дверного проема с клинчатой перемычкой по оси западного фасада притвора;
входного проема с лучковой перемычкой в южной части западного фасада притвора, ведущего на внутристенную лестницу на чердак и колокольню;
- характер и рисунок переплетов деревянных столярных заполнений оконных проемов в виде шестичастной прямоугольной центральной части переплета с арочками в верхней и нижней части, характер столярных заполнений дверных проемов: из притвора в храм – тесовая на шпонках с металлическими жиковинами, обитая листами кованого железа снаружи, на подставах, входа в колокольню – тесовая на шпонках, с коваными жиковинами на подставах, коробчатые решетки в оконных проемах алтаря, четверика, трапезной и решетки в виде «расщепленных полос» в окне северной стены притвора, решетчатые кованые двери в южном дверном проеме четверика;
- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов здания, выполненное с использованием элементов барочного и русского стилей: кирпичный цоколь здания с выделенной полкой в верхней части в отдельных местах со скруглением, рустованные пилястры с базами нижнего яруса здания, расположенные в простенках между окнами с уширением на углах четверика и удвоением на западных частях южного и северного фасадов трапезной и южного и северного фасадов алтаря с раскреповками в сложнопрофилированном фризовом поясе и карнизе с поддерживающими подкарнизными сухариками на алтаре и трапезной, гладкие пилястры верхнего яруса четверика, угловые и в простенках между окнами, профилированная карнизная тяга антаблемента четверика с декоративными арочками и венчающим сложнопрофилированным карнизом с подкарнизными сухариками, деревянный резной подзор под свесом кровли четверика;
- архитектурно-художественное оформление венчающих частей памятника:
глухой кирпичный барабан главы на четверике с ордерным оформлением в виде четырех пилястр, опирающихся на полувал в нижней части барабана и поддерживающих антаблемент, отделенный четвертным валом с полкой с раскреповками по пилястрам с венчающим профилированным карнизом, с четырьмя ложными арочными окнами по сторонам света, оформленными арочным обрамляющим наличником из полувала с замковым камнем и перехватами в пяте арки, маковица главы луковичной формы, чешуйчатая, с подзором на юбке, увенчана сложным восьмиконечным процветшим крестом;
главка придела на круглом кирпичном барабане на квадратном в плане пьедестале с профилированным кирпичным карнизом, с чешуйчатой маковицей луковичной формы с подзором, с простым восьмиконечным крестом;
- восьмигранная колокольня с угловыми лопатками по ребрам со сложнопрофилированным поясом в основании яруса звона, арки которого обработаны кирпичными архивольтами простого профиля, с гуртами в виде полуваликов по ребрам шатра колокольни и тремя рядами слухов, два нижних из которых в виде проемов с арочными перемычками, обрамленными наличниками в виде вертикальных полок по сторонам, опирающихся на подоконный профиль с раскреповками и трехгранными подвесками под ними, с треугольными сандриками сверху, а верхние слухи в виде круглых люкарн с рамочными наличниками, ограждающими кованые решетки на ярусе звона со спаренными волютками в нижней части и завитками в верхней, семь старинных колоколов на ярусе звона, один из которых с клеймом «Завод Оловяшниковых»;
- характер обработки фасадной поверхности памятника: неоштукатуренные поверхности наружных стен и цоколя, обмазанные известью и окрашенные в белый цвет;
- архитектурно-художественное убранство интерьера алтаря: перекрытие конхой, арочный проем Царских врат, оформленный штукатурным архивольтом, два арочных проема дьяконских врат, стрельчатые распалубки над тремя оконными проемами в пяте свода, две ниши с коробовыми перемычками в простенках между Царскими вратами и дьяконскими вратами, ниша с коробовой перемычкой с внутристенным дымоходом на северной стене, левее большая ниша с коробовой перемычкой на северной стене, еще левее ниша с лучковой перемычкой рядом с северным окном алтаря, фрагменты монументальной живописи на сводах и стенах алтаря;
- архитектурно-художественное убранство интерьера четверика: перекрытие в виде сомкнутого свода, карниз с поддерживающими модульонами в пяте свода, форма верхних откосов окон и дверного проема, штукатурные филенки в боковых откосах, монументальная живопись на своде и стенах, перспективно оформленный арочный дверной проем в западной стене четверика с штукатурными тягами в пятах арки;
- композиция и архитектурно-художественное оформление иконостаса, резные элементы иконостаса: фигуры ангелов, рамы икон, три головки ангелов с крылышками ниже иконы над арочным обрезом проема Царских врат, Царские врата, карнизы; материал иконостаса – древесина; отделка иконостаса: золоченые на полимент резные детали, окрашенный белой краской фон, семь навесных киотов с иконами, деревянный крест с написанным распятием (Голгофа) и двумя предстоящими женскими фигурами, написанными по дереву, старинное паникадило, две старинные металлические хоругви, два подвесных подсвечника в виде больших лампад;
- архитектурно-художественное убранство интерьера трапезной:
перекрытие коробовым однолотковым сводом, с тремя распалубками над окнами с лучковыми перемычками с севера и с тремя распалубками над окнами с лучковыми перемычками с юга, с распалубкой над нишей киота в западной части, арочные проемы прохода из четверика в трапезную и в западной стене, соединяющие пространство трапезной с помещениями под колокольней и помещениями северной и южной пристроек к колокольне;
двухъярусный иконостас придела Святителя Николая в северо-восточном углу трапезной;
настенные навесные киоты с иконами;
пол трапезной в виде чугунных орнаментированных плит;
- монументальная живопись на сводах алтаря, сводах и стенах четверика и трапезной, выполненная отдельными композициями в технике темперы с архитектурно-орнаментальным обрамлением;
- кованые решетки: ограждение солеи в четверике, решетчатая южная дверь четверика, коробчатые решетки окон, решетка с «расщепами» в окне северной части притвора, ограждения на ярусе звона колокольни.
ДЕПАРТАМЕНТ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 20.12.2018 № 72
О ВКЛЮЧЕНИИ ВЫЯВЛЕННОГО ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в редакции приказа департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 23.06.2020 № 75)
В соответствии со статьями 3.1, 18, 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Положением о департаменте охраны объектов культурного наследия Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства области от 17.06.2015 № 659-п «О департаменте охраны объектов культурного наследия Ярославской области», на основании акта государственной историко-культурной экспертизы от 11.04.2018
ДЕПАРТАМЕНТ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗЫВАЕТ:
1. Включить в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выявленный объект культурного наследия «Церковь Троицы», 1789 г. (Ярославская обл., Гаврилов-Ямский район, с. Унимерь), в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
2. Утвердить прилагаемые:
- границы территории объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Троицы», 1789 г. (Ярославская обл., Гаврилов-Ямский район, с. Унимерь);
- предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Троицы», 1789 г. (Ярославская обл., Гаврилов-Ямский район, с. Унимерь).
3. Контроль за исполнением приказа возложить на начальника отдела учета объектов культурного наследия департамента Рязанову Т.В.
(пункт в редакции приказа департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 23.06.2020 № 75)
4. Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Директор департамента
А.Е. Филяев
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом департамента охраны
объектов культурного наследия
Ярославской области
от 20.12.2018 № 72
ГРАНИЦЫ ТЕРРИТОРИИ
ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ «ЦЕРКОВЬ ТРОИЦЫ», 1789 Г. (ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛ., ГАВРИЛОВ-ЯМСКИЙ РАЙОН, С. УНИМЕРЬ)
1. Схема границ территории объекта культурного наследия.
2. Координаты характерных (поворотных) точек границ территории объекта культурного наследия.
Номер
характерной (поворотной) точки
Координаты характерных (поворотных) точек
(МСК-76)
X
Y
1
345101.66
1331967.30
2
345111.80
1332020.99
3
345124.49
1332098.97
4
345122.53
1332168.75
5
345125.91
1332190.00
6
345152.51
1332190.00
7
345161.52
1332134.49
8
345168.34
1332122.42
9
345181.66
1332117.70
10
345185.88
1332080.41
11
345186.95
1332062.46
12
345190.85
1331997.05
13
345120.37
1331963.85
1
345101.66
1331967.30
(пункт в редакции приказа департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 23.06.2020 № 75)
3. Режим использования территории объекта культурного наследия.
На территории объекта культурного наследия разрешается:
- проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением таких работ);
- реконструкция, ремонт существующих дорог, инженерных коммуникаций, благоустройство, озеленение, установка малых архитектурных форм, информационных знаков и указателей, иная хозяйственная деятельность, не противоречащая требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющая обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях, обеспечивающая недопущение ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, поддержание территории объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии;
- ведение мониторинга состояния объекта культурного наследия и территории объекта культурного наследия;
- проведение археологических работ.
На территории объекта культурного наследия запрещается:
- строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника объектов капитального строительства;
- проведение земляных, строительных, мелиоративных работ и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или их отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия;
- установка рекламных конструкций, распространение наружной рекламы;
- осуществление любых видов деятельности, ухудшающих экологические условия и гидрологический режим на территории объекта культурного наследия, создающих вибрационные нагрузки динамическим воздействием на грунты в зоне их взаимодействия с объектами культурного наследия.
УТВЕРЖДЁН
приказом департамента
охраны объектов
культурного наследия
Ярославской области
от 20.12.2018 № 72
ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ
ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ «ЦЕРКОВЬ ТРОИЦЫ», 1789 Г. (ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛ., ГАВРИЛОВ-ЯМСКИЙ РАЙОН, С. УНИМЕРЬ)
Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Троицы», 1789 г. (Ярославская обл., Гаврилов-Ямский район, с. Унимерь) являются:
- композиционные особенности здания церкви, являющегося исторической доминантой села и расположенного в его центральной части, к востоку от проходящей через село автомобильной дороги Ярославль – Гаврилов-Ям, на открытом со стороны дороги покатом участке;
- объёмно-пространственная линейно вытянутая композиция с запада на восток прямоугольного в плане здания, включающая: объем повышенного двусветного четверика, перекрытого четырехскатной крышей, увенчанного одной глухой главой на кирпичном барабане с чешуйчатой маковицей с крестом, объем примыкающей с востока округлой апсиды с высокой скатной кровлей с небольшим коньком, объем одноэтажной трапезной, покрытой двускатной кровлей, с главой придела в северо-восточной части кровли на кирпичном барабане, расположенном на квадратном пьедестале, с чешуйчатой маковицей с крестом, объем восьмигранной в плане шатровой колокольни на четверике в нижнем ярусе, объемы пристроек с севера и юга под одной кровлей с трапезной и примыкающего к трапезной с запада небольшого притвора с двускатной крышей;
- планировочная структура здания в капитальных исторических стенах, продольные и поперечные капитальные стены из красного глиняного кирпича на известковом растворе, в том числе кирпича большемерного размером 28 × 13 (13,5) × 7,5 см и 26 (25) × 12,5 (11) × 6 (6,5) см, выполненные верстовой кладкой;
- габариты и конфигурация: крыши четверика – четырехскатной формы, крыши трапезной – двускатной формы, крыши алтаря – скатной, веерной формы с небольшим коньком, крыши притвора – двускатной формы;
- материалы и характер кровли – металлический лист, кровля фальцевая;
- форма, габариты и конфигурация исторических перекрытий: конха алтарной части, сомкнутый свод четверика, коробовый однолотковый (с запада) свод трапезной с киотом в округлой нише в распалубке западного лотка, коробовый свод нижнего яруса под колокольней, коробовые своды в помещениях, примыкающих к колокольне с юга и севера, плоские перекрытия в западном притворе, перекрытия внутристенной лестницы, ведущей на чердак, в виде четырех ступенчатых сегментных сводиков, кованые воздушные связи, заведенные в пяты сводов и арок;
- местоположение, габариты, конфигурация и оформление исторических проемов, в том числе:
трех лучковых оконных проемов алтаря с четвертными нишами для ставень, с трехлепестковыми сложной конфигурации замковыми камнями, обрамленными наличниками барочного характера с треугольными профилированными фронтонами, рамочным обрамлением под ними и с «ушами» криволинейной формы с трехгранными тесаными «серьгами», отделанным жестким полувалом в нижней части рамки с опиранием вертикальных рамочных элементов на базу, расположенную на сложнопрофилированном подоконном пояске с раскреповками у баз, с парными трехгранными «подвесками» по оси вертикальных элементов наличников;
дверного проема с лучковой перемычкой по оси южного фасада четверика с трехлепестковым замковым камнем сложной формы, с наличником, состоящим из сложно профилированного мысообразного кокошника на профилированном карнизе, состоящем из полки, выкружки с полкой и четвертного вала с полкой, раскреповки которого представляют собой капители вертикальных пилястр в полкирпича по сторонам от проема с перехватами полувалом с опиранием баз на сложнопрофилированный подоконный профиль с раскреповками по осям пилястр;
оконных проемов, расположенных на южном и северном фасадах четверика, с лучковыми перемычками, с четвертными нишами по периметру, с трехлепестковым замковым камнем сложной конфигурации, обрамленных барочными наличниками; с кирпичными наличниками, состоящими из сложнопрофилированного мысообразного кокошника на профилированном карнизе с раскреповками, боковых стоек-полуколонок по сторонам от проема, опирающихся на базы, увенчанных капительками, состоящими из валика с полочкой, с перехватывающими полуколонки наличника внизу и на треть высоты валиками и полками, сложного подоконного профиля с раскреповками по осям вертикальных элементов наличника с парными трехгранными «подвесками»;
оконных проемов южного и северного фасадов трапезной части с лучковыми перемычками, с наличниками, идентичными наличникам окон алтаря;
оконного проема южного фасада южной пристройки к колокольне, оконного проема северного фасада северной пристройки к колокольне с лучковыми перемычками без наличника;
прямоугольного окна северного фасада западного притвора без наличника;
круглой люкарны с рамочным наличником по оси фронтона западного фасада притвора;
главного входного прямоугольного дверного проема с клинчатой перемычкой по оси западного фасада притвора;
входного проема с лучковой перемычкой в южной части западного фасада притвора, ведущего на внутристенную лестницу на чердак и колокольню;
- характер и рисунок переплетов деревянных столярных заполнений оконных проемов в виде шестичастной прямоугольной центральной части переплета с арочками в верхней и нижней части, характер столярных заполнений дверных проемов: из притвора в храм – тесовая на шпонках с металлическими жиковинами, обитая листами кованого железа снаружи, на подставах, входа в колокольню – тесовая на шпонках, с коваными жиковинами на подставах, коробчатые решетки в оконных проемах алтаря, четверика, трапезной и решетки в виде «расщепленных полос» в окне северной стены притвора, решетчатые кованые двери в южном дверном проеме четверика;
- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов здания, выполненное с использованием элементов барочного и русского стилей: кирпичный цоколь здания с выделенной полкой в верхней части в отдельных местах со скруглением, рустованные пилястры с базами нижнего яруса здания, расположенные в простенках между окнами с уширением на углах четверика и удвоением на западных частях южного и северного фасадов трапезной и южного и северного фасадов алтаря с раскреповками в сложнопрофилированном фризовом поясе и карнизе с поддерживающими подкарнизными сухариками на алтаре и трапезной, гладкие пилястры верхнего яруса четверика, угловые и в простенках между окнами, профилированная карнизная тяга антаблемента четверика с декоративными арочками и венчающим сложнопрофилированным карнизом с подкарнизными сухариками, деревянный резной подзор под свесом кровли четверика;
- архитектурно-художественное оформление венчающих частей памятника:
глухой кирпичный барабан главы на четверике с ордерным оформлением в виде четырех пилястр, опирающихся на полувал в нижней части барабана и поддерживающих антаблемент, отделенный четвертным валом с полкой с раскреповками по пилястрам с венчающим профилированным карнизом, с четырьмя ложными арочными окнами по сторонам света, оформленными арочным обрамляющим наличником из полувала с замковым камнем и перехватами в пяте арки, маковица главы луковичной формы, чешуйчатая, с подзором на юбке, увенчана сложным восьмиконечным процветшим крестом;
главка придела на круглом кирпичном барабане на квадратном в плане пьедестале с профилированным кирпичным карнизом, с чешуйчатой маковицей луковичной формы с подзором, с простым восьмиконечным крестом;
- восьмигранная колокольня с угловыми лопатками по ребрам со сложнопрофилированным поясом в основании яруса звона, арки которого обработаны кирпичными архивольтами простого профиля, с гуртами в виде полуваликов по ребрам шатра колокольни и тремя рядами слухов, два нижних из которых в виде проемов с арочными перемычками, обрамленными наличниками в виде вертикальных полок по сторонам, опирающихся на подоконный профиль с раскреповками и трехгранными подвесками под ними, с треугольными сандриками сверху, а верхние слухи в виде круглых люкарн с рамочными наличниками, ограждающими кованые решетки на ярусе звона со спаренными волютками в нижней части и завитками в верхней, семь старинных колоколов на ярусе звона, один из которых с клеймом «Завод Оловяшниковых»;
- характер обработки фасадной поверхности памятника: неоштукатуренные поверхности наружных стен и цоколя, обмазанные известью и окрашенные в белый цвет;
- архитектурно-художественное убранство интерьера алтаря: перекрытие конхой, арочный проем Царских врат, оформленный штукатурным архивольтом, два арочных проема дьяконских врат, стрельчатые распалубки над тремя оконными проемами в пяте свода, две ниши с коробовыми перемычками в простенках между Царскими вратами и дьяконскими вратами, ниша с коробовой перемычкой с внутристенным дымоходом на северной стене, левее большая ниша с коробовой перемычкой на северной стене, еще левее ниша с лучковой перемычкой рядом с северным окном алтаря, фрагменты монументальной живописи на сводах и стенах алтаря;
- архитектурно-художественное убранство интерьера четверика: перекрытие в виде сомкнутого свода, карниз с поддерживающими модульонами в пяте свода, форма верхних откосов окон и дверного проема, штукатурные филенки в боковых откосах, монументальная живопись на своде и стенах, перспективно оформленный арочный дверной проем в западной стене четверика с штукатурными тягами в пятах арки;
- композиция и архитектурно-художественное оформление иконостаса, резные элементы иконостаса: фигуры ангелов, рамы икон, три головки ангелов с крылышками ниже иконы над арочным обрезом проема Царских врат, Царские врата, карнизы; материал иконостаса – древесина; отделка иконостаса: золоченые на полимент резные детали, окрашенный белой краской фон, семь навесных киотов с иконами, деревянный крест с написанным распятием (Голгофа) и двумя предстоящими женскими фигурами, написанными по дереву, старинное паникадило, две старинные металлические хоругви, два подвесных подсвечника в виде больших лампад;
- архитектурно-художественное убранство интерьера трапезной:
перекрытие коробовым однолотковым сводом, с тремя распалубками над окнами с лучковыми перемычками с севера и с тремя распалубками над окнами с лучковыми перемычками с юга, с распалубкой над нишей киота в западной части, арочные проемы прохода из четверика в трапезную и в западной стене, соединяющие пространство трапезной с помещениями под колокольней и помещениями северной и южной пристроек к колокольне;
двухъярусный иконостас придела Святителя Николая в северо-восточном углу трапезной;
настенные навесные киоты с иконами;
пол трапезной в виде чугунных орнаментированных плит;
- монументальная живопись на сводах алтаря, сводах и стенах четверика и трапезной, выполненная отдельными композициями в технике темперы с архитектурно-орнаментальным обрамлением;
- кованые решетки: ограждение солеи в четверике, решетчатая южная дверь четверика, коробчатые решетки окон, решетка с «расщепами» в окне северной части притвора, ограждения на ярусе звона колокольни.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 10.01.2019 |
Рубрики правового классификатора: | 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 130.030.030 Национальное культурное наследие народов Российской Федерации |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: