Основная информация
Дата опубликования: | 20 декабря 2018г. |
Номер документа: | RU76000201801552 |
Текущая редакция: | 2 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Ярославская область |
Принявший орган: | Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ДЕПАРТАМЕНТ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 20.12.2018 № 74
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
(в редакции приказа департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 24.01.2020 № 6)
В соответствии со статьями 9.1, 9.2, 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Положением о департаменте охраны объектов культурного наследия Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства области от 17.06.2015 № 659‑п «О департаменте охраны объектов культурного наследия Ярославской области»,
ДЕПАРТАМЕНТ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗЫВАЕТ:
1. Утвердить прилагаемые:
- предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Николы Мокрого с колокольней», 1677 г. (г. Ярославль, ул. Чайковского, д. 1);
- предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «Здание, где формировался ярославский партизанский отряд», 1942 г. (г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 23);
- предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «Школа», 1924 г. (г. Ярославль, ул. Будкина, д. 9).
2. Контроль за исполнением приказа возложить на начальника отдела учета объектов культурного наследия департамента Рязанова Т.В.
(пункт в редакции приказа департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 24.01.2020 № 6)
3. Приказ вступает в силу со дня его подписания.
Директор департамента
А.Е. Филяев
УТВЕРЖДЁН
приказом департамента
охраны объектов
культурного наследия
Ярославской области
от 20.12.2018 № 74
ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ
ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ «ЦЕРКОВЬ НИКОЛЫ МОКРОГО С КОЛОКОЛЬНЕЙ», 1677 Г. (Г. ЯРОСЛАВЛЬ, УЛ. ЧАЙКОВСКОГО, Д. 1)
Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Николы Мокрого с колокольней», 1677 г. (г. Ярославль, ул. Чайковского, д. 1), являются:
- местоположение и градостроительные характеристики церкви XVII – XIХ вв. в структуре района, улицы Чайковского и квартала, её участие в формировании основных городских панорам прилегающих улиц, в частности створа улицы Чайковского и набережной реки Которосли;
- объёмно-пространственная композиция кирпичного с кирпичным и валунным цоколем и валунным фундаментом двусветного трёхапсидного четверика храма XVII – XIХ вв., увенчанного пятью широко расставленными световыми барабанами с луковичными главами и прорезными крестами, с двумя боковыми одноапсидными приделами в виде двухъярусных башен с гранёными шатрами и куполами, огибающей храм с севера, запада и юга одноярусной крытой галереей-папертью, примыкающей к северо-западному углу галереи шатровой восьмигранной четырехъярусной колокольней с верхним ярусом открытого звона и слухами, небольшими южным и северным крытыми крыльцами и парадным удлинённым западным крыльцом, увенчанным шатром и небольшой луковичной главкой с крестом (с учетом реставрационных работ 1920-х, 1950 – 1980-х гг.);
- крыши, главы и шатры XVII-XVIII вв., в том числе покрытые листовым железом четырехскатная крыша четверика, полувальмовая крыша алтарной части и односкатная крыша галереи-паперти с металлическими подзорами, двухскатная крыша западного крыльца, их конфигурация, высотные отметки, конструкция (наслонная металлическая стропильная система, состоящая из стропил, стоек, подкосов, прогонов, и система их соединений из проушин с гвоздями, хомутов), декоративное решение, материал, включая кровельное покрытие, покрытия четвериков приделов, кирпичные шатры приделов и западного крыльца, ранее крытые зелёным керамическим лемехом, чешуйчатые металлические с резными подзорами луковичные главки барабанов и шатров с крестами и яблоками, их конфигурация, высотные отметки, конструкция, декоративное решение, материал, включая кровельный (с учетом реставрационных работ 1920-х, 1950 – 1980-х гг.);
- колористическое решение крыш, глав и шатров церкви XVII – XVIII вв. (в соответствии с описями XIX века – кровля из белого «аглицкого» железа, окраска глав зеленой медянкой, золочение подкрестных яблок и крестов, муравлёная лещадь шатров);
- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов храма XVII – XIХ вв., в том числе:
западного притвора XVII – XVIII вв., включая нижний горизонтальный пояс и вертикальные ряды ширинок, крупный квадратный наборный глазурованный полихромный изразец (розетка) на северной стене притвора, входной портал притвора с двумя арочными входными проемами (большим и малым), наборными кубышчатыми с дыньками полуколоннами, широким, украшенным несколькими поясами глазурованных полихромных изразцов с растительным и геометрическим орнаментом венчающим антаблементом, опоясывающим с трех сторон западный притвор, фронтон с украшенными глазурованными полихромными изразцами косыми карнизами, нижний изразцовый фриз основания шатра, 4 больших килевидных кокошника основания и ряд из 8 малых килевидных кокошников шатра, декорированные глазурованными полихромными изразцами и глазурованым кирпичом, покрытие шатра глазурованной черепицей, пояс поребрика с валиками, изразцовый фриз из глазурованных полихромных изразцов и венчающий плоский антаблемент шеи, венчающей шатер луковичной главки, покрытой металлическим лемехом, увенчанной крестом, местоположение, форма, размеры и оформление дверных и оконных проёмов, ниш, включая арочные окна (два на северной и три на южной стене), входные проемы (большой и малый) западного притвора и небольшое полуциркульное окно в глубокой нише на северной стене притвора, обведенные профилем из рядов валиков и поребрика (с учетом реставрационных работ 1920-х, 1970-х гг.);
галереи-паперти, западного крыльца и пилонов северного и южного крылец XVII – XVIII вв., включая нижний горизонтальный пояс из валиков и ширинок, опоясывающий галерею и крыльцо, и вертикальные ряды ширинок на пилонах крыльца, терракотовые монохромные изразцы в центральном поле ширинок, плоские пилоны галереи, простой венчающий антаблемент, состоящий из поясов поребрика и валиков, а также венчающий антаблемент, фронтон и ширинки пилонов западного портала западного крыльца, декоративная полихромная роспись архитектурных деталей, сохраняющиеся в подкровельном пространстве западного притвора, местоположение, форма, размеры и оформление дверных и оконных проёмов крылец и галереи, включая арочные входные проемы южного и северного крылец, сдвоенные окна западного крыльца, общая пята которых оформлена белокаменной гирькой, соединенные попарно полуциркульные окна галереи-паперти, опирающиеся в центре на восьмигранный столб, обведенные повторяющими их очертания валиками и рядом поребрика (с учетом реставрационных работ 1920-х, 1950 – 1980-х гг.);
четверика храма XVII – XIХ вв., в том числе нижний горизонтальный пояс цоколя из валиков, 4 полуколонны между апсидами, простой венчающий антаблемент апсид из поясов валиков и поребрика, лопатки северного, западного и южного фасадов, декорированные пучками из тонких с утолщением в средней части в форме дынек с валиками в центре и по краям полуколонок, некоторые из которых увенчаны белокаменными коринфскими капителями, плоские лопатки восточного фасада, плоский венчающий антаблемент, состоящий из нескольких рядов валиков, поребрика и сухариков, аттиковый пояс с закомарами (по 3 на западном и восточном фасадах и по 2 более уплощенной формы на северном и южном), выделенных профилем, в том числе фрагменты росписей XVII века в люнетах закомар на тему двунадесятых праздников, ряд килевидных кокошников барабана центральной главы, аркатурно-колончатый пояс световых барабанов, состоящий из полуциркульных арочек на центральном барабане и килевидных на боковых и полуколонок, стволы которых перехвачены прямоугольными полочками, с кубоватыми базами и капителями, венчающие антаблементы барабанов из нескольких рядов валиков, поребрика, сухариков и рельефных кружочков на центральном барабане и полуциркульных арочек на боковых, местоположение, форма, размеры и оформление оконных проёмов, включая прямоугольные снаружи и арочные внутри окна северного, западного и южного фасадов основного четверика, на южном и западном фасадах обрамленные тонкими полуколонками с дыньками по середине, увенчанные белокаменными капителями, поддерживающими тонкую ленту фриза из глазурованных полихромных изразцов с растительным орнаментом, врезающуюся в венчающий антаблемент четверика, на северном фасаде обрамленные профилированными глазурованными полихромными изразцовыми наличниками с растительным орнаментом, внешний ряд которых трактован как тонкая полуколонна с белокаменной капителью и кирпичным утолщением (бусиной) посередине, прямоугольные окна апсид центрального четверика, обрамленные наборными глазурованными полихромными изразцовыми наличниками криволинейных очертаний по периметру, узкие вытянутых пропорций прямоугольные снаружи, полуциркульные изнутри 8 окон центрального и по 6 окон боковых световых барабанов (с учетом реставрационных работ 1920-х, 1950 – 1980-х гг.);
приделов храма XVII – XIХ вв., включая нижний горизонтальный пояс цоколя из валиков, плоские лопатки четвериков, с выделенными плоскими лопатками углами восьмериков, антаблементами, венчающими четверики и восьмерики, состоящие из нескольких рядов валиков, поребрика и сухариков, килевидные кокошники по углам четвериков приделов и два ряда кокошников их шатровых завершений (по три на каждой из граней шатра), выделенные валиком грани шатров, венчающие антаблементы шатров, состоящие из поясов валиков, поребрика и перспективных полуциркульных арочек, простой плоский антаблемент шеи, несущей луковичную главку, местоположение, форма, размеры и оформление дверных и оконных проёмов, ниш, включая прямоугольные обрамленные валиком ниши восьмериков приделов с расположенными в центре плоскими нишами с килевидным завершением, также обведенные валиком, окна апсид и четвериков, обрамленные наличниками с килевидным завершением, а также декоративные полихромные росписи деталей наличников окон второго света на южном фасаде южного придела и северном фасаде северного;
колокольни XVII – XIХ вв. с выделенными плоскими лопатками углами, антаблементами, венчающими каждый из трех нижних ярусов, рядом ширинок под ярусом звона, с расположенными на пилонах полуциркульных с килевидным профилированным обрамлением арок звона полуколоннами с плоскими дыньками, с полуциркульными с килевидным обрамлением арками слухов, которые в верхних ярусах имеют вытянутые пропорции и фланкированы наборными полуколонками, несущими килевидные кокошники (с учетом реставрационных работ 1920-х, 1950 – 1980-х гг.);
северного и южного каменных крылец XVII – XIХ вв.;
- колористическое решение фасадов XVII – XVIII вв.;
- терракотовые монохромные и глазурованные полихромные изразцы с растительными и геометрическими орнаментами XVII в. (с учетом реставрационных работ 1920-х и 1950-х гг.);
- художественный металл XVII – XIХ вв., в том числе двери, ставни, решетки окон, а также кованая решетка на деревянном постаменте в северном коридоре галереи, состоящая из звена с квадратными ячейками с розетками в перекрестиях и звеньев с растительным орнаментом;
- остов циферблата часов, расположенный на западной грани третьего яруса колокольни;
- материал и характер столярных оконных заполнений XVII – XIХ вв.;
- пространственно-планировочная структура интерьеров церкви XVII – XVIII вв. в пределах капитальных стен, арочных и дверных проемов, сводов, первоначальных отметок полов четверика, галереи, притвора, приделов и солеи, состоящая из притвора и западного крыльца, перекрытых коробовыми сводами, галереи-паперти, перекрытой системой крестовых и коробовых сводов на арках и распалубках, соединенной с центральным четвериком и приделами арочными проемами, четырехстолпного основного объема храма с системой коробовых и крестовых сводов, подпружных арок и парусов, несущих барабаны, увенчанные куполами, отделенного от алтарной части алтарной преградой, объединенной с межалтарными стенками и нижним ярусом восточных столбов, двух приделов, северный из которых перекрыт крестовым сводом, а южный коробовым, и алтарной части, перекрытой конхами;
- конструктивные элементы церкви, в том числе кирпичные стены, арки и своды, металлические тяжи, некоторые из которых покрывают остатки полихромной росписи, их конструкция, материал, техника и приёмы изготовления и строительства;
- внутристенная лестница XVII – XVIII вв. на колокольню, ее местоположение, конструкция, материал (с учетом реставрационных работ 1920-х, 1950 – 1980-х гг.);
- декоративное оформление интерьеров, в том числе перспективные порталы с килевидным завершением, которые обрамляют соединяющие галерею-паперть с центральным четвериком и приделами арочные проемы, многочисленные ниши-печуры, пояс из валиков и поребриков цокольной части стен четверика, выходящих в галерею, полы из плит серого мрамора в четверике и алтарной части;
- росписи интерьеров собора 1673 – 1675 гг. XVII в., их иконографическая система, состоящая более чем из 660 композиций, выполненных в технике фрески с последующей пропиской ликов, пробелов и орнаментов яичной темперой, а голубых и синих участков клеевой краской, в том числе сюжетные линии циклов, посвященных святому Николаю Чудотворцу, святому Алексею Митрополиту Московскому, святой великомученице Варваре, а также сцены Страшного Суда, Ветхого Завета, Апокалипсиса (с учетом реставрационных работ 1970 – 1980-х гг.);
- сохранившиеся детали иконостасов в центральном четверике и приделах, их местоположение, конструкции и материал, в том числе деревянные расписные балки, ограждение помоста с плоскими балясинами XVII в.;
- небольшая печь в северной части алтаря, ее местоположение, материал (кирпич), конструкция, в том числе внутристенный дымоход;
- гранитный валун в основании пола западного крыльца, его местоположение, форма и габариты.
УТВЕРЖДЁН
приказом департамента
охраны объектов
культурного наследия
Ярославской области
от 20.12.2018 № 74
ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ
ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ «ЗДАНИЕ, ГДЕ ФОРМИРОВАЛСЯ ЯРОСЛАВСКИЙ ПАРТИЗАНСКИЙ ОТРЯД», 1942 Г. (Г. ЯРОСЛАВЛЬ, УЛ. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ, Д. 23)
Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Здание, где формировался ярославский партизанский отряд», 1942 г. (г. Ярославль, ул. Республиканская, д.23), являются:
- композиционные особенности здания, участвующего в формировании линий застройки проспекта Октября, улиц Некрасова и Республиканской;
- объёмно-пространственная композиция четырёхэтажного с подвалом здания, п‑образного в плане (без учета поздних пристроек со двора) со скошенным северо-западным углом, выходящим на перекрёсток проспекта Октября и Республиканской улицы, с угловым стереобатом и небольшим балконом над ним на втором этаже; конфигурация, высота по коньку прямой вальмовой крыши здания; характер кровельного покрытия – металл;
- местоположение, габариты и конфигурация входных и оконных проёмов на лицевых северном, западном и южном фасадах: прямоугольная форма и осевое расположение; характер исторической расстекловки заполнений оконных проёмов; характер столярных заполнений дверных проёмов на лицевых (западном и южном) фасадах: двухстворчатые филёнчатые двери с прямоугольными филёнками с рамочными отживками, в западном проёме южного фасада – с призматическим квадром в центре каждой филёнки, верхние световые фрамуги, разделённые на две вертикальных части с радиальной восьмичастной расстекловкой; характер исторического заполнения северо-западного углового проёма: двухстворчатые филёнчатые двери с прямоугольными филёнками с рамочными отживками;
- капитальные кирпичные стены лицевых фасадов здания;
- композиция и архитектурно-художественное оформление лицевых (северного, западного, южного) фасадов здания, в том числе высокий рельефно выделенный цоколь с раскреповками; полуколонны композитного ордена на небольших прямоугольных плитах, отделённых от цоколя-пьедестала тягой, с базами-полуваликами и капителями из профилированного эхина и прямоугольной абаки, выступающей за линию архитрава; горизонтальный руст с тонкими швами стволов колонн; антаблемент лицевых фасадов, а также северной части восточного торцевого фасада, состоящий из архитрава из двух полок, гладкого фриза и выносного подшивного карниза с профилированной кромкой; прямоугольный руст поверхности стен с крупными квадрами и тонкими швами; оформление оконных проёмов на осях, фланкирующих колонные ниши и ниши выходных проёмов, узкими трёхсторонними наличниками с профилированными подоконными полками и повышенными клинчатыми замковыми камнями; профилированные полочки-карнизы, под архитравными полками в завершении осей;
оформление фасада в нише западного парадного входа шириной в три оси и фасада углового северо-западного входа: рамочные наличники оконных проёмов над западным парадным входом, небольшие прямоугольные подоконные «доски» на осях;
оформление центральной оси фасада углового северо-западного входа: плоский выступ на уровне первого этажа, выделяющий входной проём, завершённый козырьком, расположенным под узким балконом второго этажа; перспективная ниша на уровне второго, третьего и четвёртого этажей с профилированным обрамлением; ограждение балкона на северо-западном угловом фасаде из балясин, крупных круглого сечения с профилированными «перехватами» и широкого гладкого поручня-фриза; профилированные обрамления входных проёмов;
прямой стереобат парадного западного входа; повышенный стереобат углового северо-западного входа с трапециевидными ступенями и двумя боковыми площадками (клумбами) по сторонам;
- оформление дворовых фасадов, в том числе плоские высотой в четыре этажа ниши оконных осей, высокие (в четыре этажа) лопатки в простенках;
- характер обработки фасадной поверхности лицевых (северного, западного и южного) и торцевых (восточных) фасадов – оштукатуренные поверхности наружных стен;
- историческая планировка здания в капитальных стенах; несущие четырёхгранные столбы и колонны в помещениях;
- местоположение, материал и оформление железобетонных лестниц со ступенями и площадками, выполненными в технике брекчии, заполненными крошкой белого мрамора: конфигурация и оформление западной разветвлённой трёхмаршевой парадной лестницы, первоначальные бронзового цвета металлические петли для прутьев, прижимающих ковровую дорожку, в углах проступей и подступенков; конфигурация двухмаршевой с поворотами на 180˚ северной лестницы; конфигурация трёхмаршевой с поворотами на 90˚юго-восточной дворовой лестницы; ограждения лестниц из литых чугунных балясин, состоящих из парных столбиков, соединённых в нижней части фигурной перемычкой из центральной «бусины» с отходящими симметричными бутонами и центральным креплением-основанием, каннелированные столбики-балясины с полуваликами, разделяющими стволы по вертикали, с узкими перехватами, в нижней части с плоским растительным рельефом, в верхней части – плавно расширяющихся в форме вертикально вытянутой розетки скрученных листьев; деревянные точёные поручни;
- оформление нижних поверхностей лестничных маршей и площадок крупными филёнками и нишами размером во всю поверхность с профилировкой, более сложной на поверхностях площадок;
- архитектурно-художественное оформление интерьера западного входного холла угловыми и промежуточными пилястрами на высоких пьедесталах с профилированными базами и капителями, на угловых пилястрах – с тонкими тягами, отделяющими шейку;
- архитектурно-художественное оформление коридоров, примыкающих к площадкам западной лестницы, на всех этажах: четырёхгранные колонны в проёмах между коридорами и площадками на низких пьедесталах с профилированными базами и капителями, с тонкими тягами, отделяющими шейки; выпущенные балки, отделяющие линию коридора от площадки с длинными профилированными филёнками на нижних сторонах; угловые огибающие пилястры на углах площадок и коридоров, а также пилястры на стенах коридоров в проекции колонн;
- архитектурно-художественное оформление интерьера входного северо-западного холла: две колонны композитного ордена на низких прямоугольных, близких к квадрату пьедесталах, с базами-полуваликами, профилированными тягами, отделяющими шейки, и капителями, оформленными сходно с базой и пьедесталом;
- архитектурно-художественное оформление интерьера холла дворовой северо-восточной лестницы и коридора первого этажа: угловые лопатки лестничной клетки и коридора с капителями, отделёнными тягой простого профиля, продолжающейся на стенах коридора, и заполненными удлинёнными U-образными бутонами с завитками-волютами на концах, с профилированной абакой; выпущенные продольная (по линии стены коридора) и поперечные балки с филёнчатыми нижними сторонами, разделяющими потолок на крупные «плафоны», обрамлённые профилированными падугами; широкие профилированные двойные рамы с вогнутыми углами на внутренних рамах в простенках между лопатками на восточной стене коридора;
- архитектурно-художественное оформление интерьера коридоров, в том числе сохранившиеся падуги, ограниченные профилированными тягами; в коридоре первого этажа промежуточные пилястры с профилированными базами, капителями, выпущенная балка с филёнкой на нижней стороне;
- подоконники окон коридоров и лестничных клеток простого профиля, выполненные из бетона в технике брекчии с мелкими кусочками белого мрамора;
- архитектурно-художественное оформление интерьера большого зала на четвёртом этаже: в простенках окон пары пилястр коринфского ордена; профилированный карниз с рядом мутул, нижняя сторона которых оформлена акантовым листом с волютой; парные колонны у южной торцовой стены зала, оформляющие заложенные проёмы-ниши, на общем низком пьедестале с базами полуваликами с полочкой, незначительно сужающимися кверху стволами, коринфскими капителями;
- характер столярных внутренних заполнений входных западного и северо-западного дверных проёмов: двупольные филёнчатые двери с квадратными филёнками с рамами-отживками, световая верхняя фрамуга, разделённая на четыре вертикальных части, с радиальной восьмичастной расстекловкой каждой части;
- первоначальная деревянная перегородка входного тамбура кабинета (в помещении музея в северной части западного объёма по лицу улицы), прямоугольная в плане со скруглёнными внешними углами, состоящая из филёнчатых стенок и филёнчатой одностворчатой двери: филёнки плоские прямоугольные вертикального расположения в рамах с тонкими отживками; в основании перегородки узкий цоколь; в завершении перегородки широкий гладкий фриз с незначительным выступом над дверью.
УТВЕРЖДЁН
приказом департамента
охраны объектов
культурного наследия
Ярославской области
от 20.12.2018 № 74
ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ
ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ «ШКОЛА», 1924 Г. (Г. ЯРОСЛАВЛЬ, УЛ. БУДКИНА, Д. 9)
Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Школа», 1924 г. (г. Ярославль, ул. Будкина, д. 9), являются:
- композиционные особенности здания, участвующего в формировании фронта исторической застройки Комсомольской площади города Ярославля;
- историческая объёмно-пространственная композиция двухэтажного г‑образного в плане здания, состоящего из двух примыкающих друг к другу под прямым углом объемов (главного и бокового) и небольшого лестничного объема, выступающего в сторону двора: главного объема с парадным входом и лестницей, выходящего главным фасадом на Комсомольскую площадь и бокового вытянутого перпендикулярно Комсомольской площади объема (выходящего торцом на Комсомольскую площадь);
- планировочная структура здания в капитальных исторических стенах; продольные и поперечные капитальные стены из красного керамического кирпича на известковом растворе;
- габариты и конфигурация крыши здания сложной формы;
- местоположение, габариты, конфигурация и оформление исторических входных и оконных проёмов, в том числе заложенных:
осевое расположение и форма шести прямоугольных с клинчатыми перемычками окон первого этажа главного (северного) фасада основного объема;
осевое расположение и форма семи окон второго этажа с арочными перемычками главного фасада основного объема;
осевое расположение и форма перспективного портала главного входа в здание со стороны Комсомольской площади;
осевое расположение и форма трех прямоугольных с клинчатыми перемычками окон первого этажа северного фасада бокового объема, выходящего на Комсомольскую площадь;
осевое расположение и форма трех прямоугольных окон второго этажа северного фасада бокового объема, выходящего на Комсомольскую площадь;
осевое расположение и форма трех ложных с клинчатыми перемычками окон первого этажа восточного фасада основного объема;
осевое расположение и форма трех ложных с арочными перемычками окон второго этажа восточного фасада основного объема;
осевое расположение и форма трех прямоугольных окон аттика восточного фасада основного объема;
осевое расположение и форма прямоугольных с клинчатыми перемычками окон первого и второго этажей южного фасада основного объема;
осевое расположение и форма высокого с арочной перемычкой окна южного фасада выступающего лестничного объема основного объема здания;
осевое расположение и форма дверного проема с клинчатой перемычкой и лучковой нишей южного фасада выступающего лестничного объема основного объема здания;
осевое расположение и форма прямоугольных с клинчатыми перемычками окон первого и второго этажей восточного фасада бокового объема;
осевое расположение и форма двух прямоугольных с клинчатыми перемычками, заложенными на 2/3 высоты окон первого этажа восточного фасада выступающей во двор лестничной пристройки бокового объема;
осевое расположение и форма тринадцати прямоугольных с клинчатыми перемычками окон первого и второго этажей западного фасада бокового продольного объема;
- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление главного (северного) фасада главного объема, в том числе:
осевая симметричная композиция в семь световых осей главного объема с порталом центрального входа, акцентированная центральным треугольным аттиком (щипцом) и угловыми парапетными тумбами;
перспективный портал центрального входа с шестью колоннами и капителями;
три небольших световых проема с арочными перемычками в нишах над порталом центрального входа; подоконный профиль под всеми окнами главного фасада с дентикулами; клинчатые перемычки над окнами первого этажа с замковыми камнями; профилированные архивольты окон второго этажа, опирающие на профилированные с растительным орнаментом карнизы межоконных пилястр;
лепной декор с растительным орнаментом в нишах под окнами второго этажа главного объема на трех центральных осях;
треугольный аттик здания, обрамленный с каждой стороны выступающими гранеными башенками, оформленный сложным профилем, состоящим из ряда дентикул, двух полок, ряда с лепным декором в виде растительного орнамента, полки, выкружки, ряда сухариков, полки, выкружки и полки;
лепная композиция в центре аттика: герб СССР с надписью «1924. С.С.С.Р. Школа имени Ленина»;
антаблемент здания, оформленный сложным профилем, состоящим из выступающей полки, лепного ряда с растительным орнаментом, трех тяг, ряда сухариков, выступающего карниза с выкружкой и полкой;
- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление главного (северного) фасада бокового объема, в том числе:
осевая композиция в три световые оси; профилированные подоконные профили с дентикулами под окнами первого и второго этажей; замковые камни над окнами первого этажа; п‑образные ленточные наличники с нишей в верхней части окон второго этажа;
- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление восточного фасада главного объема, в том числе:
выступающий ризалит с тремя осями ложных окон и пилястрами между ними, лопатками по краям ризалита;
прямоугольные ложные окна первого этажа с клинчатыми перемычками и замковыми камнями, подоконными профилями с дентикулами; ложные арочные окна второго этажа с профилированными перемычками, подоконными профилями с сухариками;
ступенчатый аттик ризалита, оформленного карнизом, состоящим из выступающих полок, выкружки и ряда сухариков;
профилированный антаблемент, состоящий из широкой ленточной тяги, трех профилированных тяг, ряда сухариков и двух выступающих полок;
- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление западного фасада бокового объема, в том числе:
ризалит в девять световых осей, расчлененный междуоконными пилястрами, с угловыми лопатками, завершающимися парпетными тумбами с профилированными карнизами, с широкими нишами под окнами второго этажа на трех центральных осях ризалита;
подоконные профили с дентикулами под окнами первого и второго этажей; оштукатуренные клинчатые перемычки с замковыми камнями и профилированные архивольты над окнами на трех центральных осях ризалита;
треугольный с плечиками аттик в центральной части ризалита, акцентированный боковыми тумбами-пинаклями, с тремя щелевидными проемами в тимпане, профилированным карнизом;
- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление дворовых фасадов, в том числе:
подоконные профили с дентикулами;
профилированный оштукатуренный антаблемент;
оштукатуренные лопатки и пилястра на восточном фасаде выступающего во двор лестничной пристройки бокового объема;
расположение, конфигурация и габариты кирпичных дымоходов на крыше здания;
- характер обработки фасадной поверхности: лицевой кирпич основной части фасадов, оштукатуренная и окрашенная в белый цвет поверхность выступающих архитектурных элементов: лопаток, пилястр, антаблемента, межэтажных ниш, замковых камней, аттиков, столбиков в завершении лопаток и пилястр; оштукатуренный цоколь здания;
- исторический рисунок оконных переплетов столярных заполнений оконных проемов;
- в интерьере:
сводчатое перекрытие, декорированное потолочными тягами, в помещении между тамбуром центрального входа и вестибюлем;
местоположение, конфигурация исторических дверных проемов в исторических стенах первого и второго этажей; арочный проем, декорированный профилировкой, вестибюля первого этажа; конфигурация, оформление, калевка исторических дверных столярных заполнений первого и второго этажей;
оформление столбов на первом этаже в виде тонких наборных колонок-бус;
потолочные штукатурные карнизы, тяги, кронштейны в помещениях первого и второго этажей;
парадная лестница с первого на второй этаж с кованым ограждением; лестница в выступающей во двор части бокового объема с коваными ограждениями;
форма и габариты исторических подоконников;
характер лепного декора парадного зала на втором этаже: падуги и профилированные потолочные тяги с рядом сухариков, лепная геометрическая композиция потолка; оформление дверных проемов (в том числе ложных) в виде наличников с фризами (гладкими и заполненными растительным орнаментом), профилированными карнизами (сандриками), полуциркульными профилированными завершениями (в том числе с лепными барельефными тематическими композициями).
(в редакции приказа департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 24.01.2020 № 6)
ДЕПАРТАМЕНТ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 20.12.2018 № 74
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
(в редакции приказа департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 24.01.2020 № 6)
В соответствии со статьями 9.1, 9.2, 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Положением о департаменте охраны объектов культурного наследия Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства области от 17.06.2015 № 659‑п «О департаменте охраны объектов культурного наследия Ярославской области»,
ДЕПАРТАМЕНТ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗЫВАЕТ:
1. Утвердить прилагаемые:
- предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Николы Мокрого с колокольней», 1677 г. (г. Ярославль, ул. Чайковского, д. 1);
- предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «Здание, где формировался ярославский партизанский отряд», 1942 г. (г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 23);
- предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «Школа», 1924 г. (г. Ярославль, ул. Будкина, д. 9).
2. Контроль за исполнением приказа возложить на начальника отдела учета объектов культурного наследия департамента Рязанова Т.В.
(пункт в редакции приказа департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 24.01.2020 № 6)
3. Приказ вступает в силу со дня его подписания.
Директор департамента
А.Е. Филяев
УТВЕРЖДЁН
приказом департамента
охраны объектов
культурного наследия
Ярославской области
от 20.12.2018 № 74
ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ
ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ «ЦЕРКОВЬ НИКОЛЫ МОКРОГО С КОЛОКОЛЬНЕЙ», 1677 Г. (Г. ЯРОСЛАВЛЬ, УЛ. ЧАЙКОВСКОГО, Д. 1)
Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Николы Мокрого с колокольней», 1677 г. (г. Ярославль, ул. Чайковского, д. 1), являются:
- местоположение и градостроительные характеристики церкви XVII – XIХ вв. в структуре района, улицы Чайковского и квартала, её участие в формировании основных городских панорам прилегающих улиц, в частности створа улицы Чайковского и набережной реки Которосли;
- объёмно-пространственная композиция кирпичного с кирпичным и валунным цоколем и валунным фундаментом двусветного трёхапсидного четверика храма XVII – XIХ вв., увенчанного пятью широко расставленными световыми барабанами с луковичными главами и прорезными крестами, с двумя боковыми одноапсидными приделами в виде двухъярусных башен с гранёными шатрами и куполами, огибающей храм с севера, запада и юга одноярусной крытой галереей-папертью, примыкающей к северо-западному углу галереи шатровой восьмигранной четырехъярусной колокольней с верхним ярусом открытого звона и слухами, небольшими южным и северным крытыми крыльцами и парадным удлинённым западным крыльцом, увенчанным шатром и небольшой луковичной главкой с крестом (с учетом реставрационных работ 1920-х, 1950 – 1980-х гг.);
- крыши, главы и шатры XVII-XVIII вв., в том числе покрытые листовым железом четырехскатная крыша четверика, полувальмовая крыша алтарной части и односкатная крыша галереи-паперти с металлическими подзорами, двухскатная крыша западного крыльца, их конфигурация, высотные отметки, конструкция (наслонная металлическая стропильная система, состоящая из стропил, стоек, подкосов, прогонов, и система их соединений из проушин с гвоздями, хомутов), декоративное решение, материал, включая кровельное покрытие, покрытия четвериков приделов, кирпичные шатры приделов и западного крыльца, ранее крытые зелёным керамическим лемехом, чешуйчатые металлические с резными подзорами луковичные главки барабанов и шатров с крестами и яблоками, их конфигурация, высотные отметки, конструкция, декоративное решение, материал, включая кровельный (с учетом реставрационных работ 1920-х, 1950 – 1980-х гг.);
- колористическое решение крыш, глав и шатров церкви XVII – XVIII вв. (в соответствии с описями XIX века – кровля из белого «аглицкого» железа, окраска глав зеленой медянкой, золочение подкрестных яблок и крестов, муравлёная лещадь шатров);
- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов храма XVII – XIХ вв., в том числе:
западного притвора XVII – XVIII вв., включая нижний горизонтальный пояс и вертикальные ряды ширинок, крупный квадратный наборный глазурованный полихромный изразец (розетка) на северной стене притвора, входной портал притвора с двумя арочными входными проемами (большим и малым), наборными кубышчатыми с дыньками полуколоннами, широким, украшенным несколькими поясами глазурованных полихромных изразцов с растительным и геометрическим орнаментом венчающим антаблементом, опоясывающим с трех сторон западный притвор, фронтон с украшенными глазурованными полихромными изразцами косыми карнизами, нижний изразцовый фриз основания шатра, 4 больших килевидных кокошника основания и ряд из 8 малых килевидных кокошников шатра, декорированные глазурованными полихромными изразцами и глазурованым кирпичом, покрытие шатра глазурованной черепицей, пояс поребрика с валиками, изразцовый фриз из глазурованных полихромных изразцов и венчающий плоский антаблемент шеи, венчающей шатер луковичной главки, покрытой металлическим лемехом, увенчанной крестом, местоположение, форма, размеры и оформление дверных и оконных проёмов, ниш, включая арочные окна (два на северной и три на южной стене), входные проемы (большой и малый) западного притвора и небольшое полуциркульное окно в глубокой нише на северной стене притвора, обведенные профилем из рядов валиков и поребрика (с учетом реставрационных работ 1920-х, 1970-х гг.);
галереи-паперти, западного крыльца и пилонов северного и южного крылец XVII – XVIII вв., включая нижний горизонтальный пояс из валиков и ширинок, опоясывающий галерею и крыльцо, и вертикальные ряды ширинок на пилонах крыльца, терракотовые монохромные изразцы в центральном поле ширинок, плоские пилоны галереи, простой венчающий антаблемент, состоящий из поясов поребрика и валиков, а также венчающий антаблемент, фронтон и ширинки пилонов западного портала западного крыльца, декоративная полихромная роспись архитектурных деталей, сохраняющиеся в подкровельном пространстве западного притвора, местоположение, форма, размеры и оформление дверных и оконных проёмов крылец и галереи, включая арочные входные проемы южного и северного крылец, сдвоенные окна западного крыльца, общая пята которых оформлена белокаменной гирькой, соединенные попарно полуциркульные окна галереи-паперти, опирающиеся в центре на восьмигранный столб, обведенные повторяющими их очертания валиками и рядом поребрика (с учетом реставрационных работ 1920-х, 1950 – 1980-х гг.);
четверика храма XVII – XIХ вв., в том числе нижний горизонтальный пояс цоколя из валиков, 4 полуколонны между апсидами, простой венчающий антаблемент апсид из поясов валиков и поребрика, лопатки северного, западного и южного фасадов, декорированные пучками из тонких с утолщением в средней части в форме дынек с валиками в центре и по краям полуколонок, некоторые из которых увенчаны белокаменными коринфскими капителями, плоские лопатки восточного фасада, плоский венчающий антаблемент, состоящий из нескольких рядов валиков, поребрика и сухариков, аттиковый пояс с закомарами (по 3 на западном и восточном фасадах и по 2 более уплощенной формы на северном и южном), выделенных профилем, в том числе фрагменты росписей XVII века в люнетах закомар на тему двунадесятых праздников, ряд килевидных кокошников барабана центральной главы, аркатурно-колончатый пояс световых барабанов, состоящий из полуциркульных арочек на центральном барабане и килевидных на боковых и полуколонок, стволы которых перехвачены прямоугольными полочками, с кубоватыми базами и капителями, венчающие антаблементы барабанов из нескольких рядов валиков, поребрика, сухариков и рельефных кружочков на центральном барабане и полуциркульных арочек на боковых, местоположение, форма, размеры и оформление оконных проёмов, включая прямоугольные снаружи и арочные внутри окна северного, западного и южного фасадов основного четверика, на южном и западном фасадах обрамленные тонкими полуколонками с дыньками по середине, увенчанные белокаменными капителями, поддерживающими тонкую ленту фриза из глазурованных полихромных изразцов с растительным орнаментом, врезающуюся в венчающий антаблемент четверика, на северном фасаде обрамленные профилированными глазурованными полихромными изразцовыми наличниками с растительным орнаментом, внешний ряд которых трактован как тонкая полуколонна с белокаменной капителью и кирпичным утолщением (бусиной) посередине, прямоугольные окна апсид центрального четверика, обрамленные наборными глазурованными полихромными изразцовыми наличниками криволинейных очертаний по периметру, узкие вытянутых пропорций прямоугольные снаружи, полуциркульные изнутри 8 окон центрального и по 6 окон боковых световых барабанов (с учетом реставрационных работ 1920-х, 1950 – 1980-х гг.);
приделов храма XVII – XIХ вв., включая нижний горизонтальный пояс цоколя из валиков, плоские лопатки четвериков, с выделенными плоскими лопатками углами восьмериков, антаблементами, венчающими четверики и восьмерики, состоящие из нескольких рядов валиков, поребрика и сухариков, килевидные кокошники по углам четвериков приделов и два ряда кокошников их шатровых завершений (по три на каждой из граней шатра), выделенные валиком грани шатров, венчающие антаблементы шатров, состоящие из поясов валиков, поребрика и перспективных полуциркульных арочек, простой плоский антаблемент шеи, несущей луковичную главку, местоположение, форма, размеры и оформление дверных и оконных проёмов, ниш, включая прямоугольные обрамленные валиком ниши восьмериков приделов с расположенными в центре плоскими нишами с килевидным завершением, также обведенные валиком, окна апсид и четвериков, обрамленные наличниками с килевидным завершением, а также декоративные полихромные росписи деталей наличников окон второго света на южном фасаде южного придела и северном фасаде северного;
колокольни XVII – XIХ вв. с выделенными плоскими лопатками углами, антаблементами, венчающими каждый из трех нижних ярусов, рядом ширинок под ярусом звона, с расположенными на пилонах полуциркульных с килевидным профилированным обрамлением арок звона полуколоннами с плоскими дыньками, с полуциркульными с килевидным обрамлением арками слухов, которые в верхних ярусах имеют вытянутые пропорции и фланкированы наборными полуколонками, несущими килевидные кокошники (с учетом реставрационных работ 1920-х, 1950 – 1980-х гг.);
северного и южного каменных крылец XVII – XIХ вв.;
- колористическое решение фасадов XVII – XVIII вв.;
- терракотовые монохромные и глазурованные полихромные изразцы с растительными и геометрическими орнаментами XVII в. (с учетом реставрационных работ 1920-х и 1950-х гг.);
- художественный металл XVII – XIХ вв., в том числе двери, ставни, решетки окон, а также кованая решетка на деревянном постаменте в северном коридоре галереи, состоящая из звена с квадратными ячейками с розетками в перекрестиях и звеньев с растительным орнаментом;
- остов циферблата часов, расположенный на западной грани третьего яруса колокольни;
- материал и характер столярных оконных заполнений XVII – XIХ вв.;
- пространственно-планировочная структура интерьеров церкви XVII – XVIII вв. в пределах капитальных стен, арочных и дверных проемов, сводов, первоначальных отметок полов четверика, галереи, притвора, приделов и солеи, состоящая из притвора и западного крыльца, перекрытых коробовыми сводами, галереи-паперти, перекрытой системой крестовых и коробовых сводов на арках и распалубках, соединенной с центральным четвериком и приделами арочными проемами, четырехстолпного основного объема храма с системой коробовых и крестовых сводов, подпружных арок и парусов, несущих барабаны, увенчанные куполами, отделенного от алтарной части алтарной преградой, объединенной с межалтарными стенками и нижним ярусом восточных столбов, двух приделов, северный из которых перекрыт крестовым сводом, а южный коробовым, и алтарной части, перекрытой конхами;
- конструктивные элементы церкви, в том числе кирпичные стены, арки и своды, металлические тяжи, некоторые из которых покрывают остатки полихромной росписи, их конструкция, материал, техника и приёмы изготовления и строительства;
- внутристенная лестница XVII – XVIII вв. на колокольню, ее местоположение, конструкция, материал (с учетом реставрационных работ 1920-х, 1950 – 1980-х гг.);
- декоративное оформление интерьеров, в том числе перспективные порталы с килевидным завершением, которые обрамляют соединяющие галерею-паперть с центральным четвериком и приделами арочные проемы, многочисленные ниши-печуры, пояс из валиков и поребриков цокольной части стен четверика, выходящих в галерею, полы из плит серого мрамора в четверике и алтарной части;
- росписи интерьеров собора 1673 – 1675 гг. XVII в., их иконографическая система, состоящая более чем из 660 композиций, выполненных в технике фрески с последующей пропиской ликов, пробелов и орнаментов яичной темперой, а голубых и синих участков клеевой краской, в том числе сюжетные линии циклов, посвященных святому Николаю Чудотворцу, святому Алексею Митрополиту Московскому, святой великомученице Варваре, а также сцены Страшного Суда, Ветхого Завета, Апокалипсиса (с учетом реставрационных работ 1970 – 1980-х гг.);
- сохранившиеся детали иконостасов в центральном четверике и приделах, их местоположение, конструкции и материал, в том числе деревянные расписные балки, ограждение помоста с плоскими балясинами XVII в.;
- небольшая печь в северной части алтаря, ее местоположение, материал (кирпич), конструкция, в том числе внутристенный дымоход;
- гранитный валун в основании пола западного крыльца, его местоположение, форма и габариты.
УТВЕРЖДЁН
приказом департамента
охраны объектов
культурного наследия
Ярославской области
от 20.12.2018 № 74
ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ
ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ «ЗДАНИЕ, ГДЕ ФОРМИРОВАЛСЯ ЯРОСЛАВСКИЙ ПАРТИЗАНСКИЙ ОТРЯД», 1942 Г. (Г. ЯРОСЛАВЛЬ, УЛ. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ, Д. 23)
Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Здание, где формировался ярославский партизанский отряд», 1942 г. (г. Ярославль, ул. Республиканская, д.23), являются:
- композиционные особенности здания, участвующего в формировании линий застройки проспекта Октября, улиц Некрасова и Республиканской;
- объёмно-пространственная композиция четырёхэтажного с подвалом здания, п‑образного в плане (без учета поздних пристроек со двора) со скошенным северо-западным углом, выходящим на перекрёсток проспекта Октября и Республиканской улицы, с угловым стереобатом и небольшим балконом над ним на втором этаже; конфигурация, высота по коньку прямой вальмовой крыши здания; характер кровельного покрытия – металл;
- местоположение, габариты и конфигурация входных и оконных проёмов на лицевых северном, западном и южном фасадах: прямоугольная форма и осевое расположение; характер исторической расстекловки заполнений оконных проёмов; характер столярных заполнений дверных проёмов на лицевых (западном и южном) фасадах: двухстворчатые филёнчатые двери с прямоугольными филёнками с рамочными отживками, в западном проёме южного фасада – с призматическим квадром в центре каждой филёнки, верхние световые фрамуги, разделённые на две вертикальных части с радиальной восьмичастной расстекловкой; характер исторического заполнения северо-западного углового проёма: двухстворчатые филёнчатые двери с прямоугольными филёнками с рамочными отживками;
- капитальные кирпичные стены лицевых фасадов здания;
- композиция и архитектурно-художественное оформление лицевых (северного, западного, южного) фасадов здания, в том числе высокий рельефно выделенный цоколь с раскреповками; полуколонны композитного ордена на небольших прямоугольных плитах, отделённых от цоколя-пьедестала тягой, с базами-полуваликами и капителями из профилированного эхина и прямоугольной абаки, выступающей за линию архитрава; горизонтальный руст с тонкими швами стволов колонн; антаблемент лицевых фасадов, а также северной части восточного торцевого фасада, состоящий из архитрава из двух полок, гладкого фриза и выносного подшивного карниза с профилированной кромкой; прямоугольный руст поверхности стен с крупными квадрами и тонкими швами; оформление оконных проёмов на осях, фланкирующих колонные ниши и ниши выходных проёмов, узкими трёхсторонними наличниками с профилированными подоконными полками и повышенными клинчатыми замковыми камнями; профилированные полочки-карнизы, под архитравными полками в завершении осей;
оформление фасада в нише западного парадного входа шириной в три оси и фасада углового северо-западного входа: рамочные наличники оконных проёмов над западным парадным входом, небольшие прямоугольные подоконные «доски» на осях;
оформление центральной оси фасада углового северо-западного входа: плоский выступ на уровне первого этажа, выделяющий входной проём, завершённый козырьком, расположенным под узким балконом второго этажа; перспективная ниша на уровне второго, третьего и четвёртого этажей с профилированным обрамлением; ограждение балкона на северо-западном угловом фасаде из балясин, крупных круглого сечения с профилированными «перехватами» и широкого гладкого поручня-фриза; профилированные обрамления входных проёмов;
прямой стереобат парадного западного входа; повышенный стереобат углового северо-западного входа с трапециевидными ступенями и двумя боковыми площадками (клумбами) по сторонам;
- оформление дворовых фасадов, в том числе плоские высотой в четыре этажа ниши оконных осей, высокие (в четыре этажа) лопатки в простенках;
- характер обработки фасадной поверхности лицевых (северного, западного и южного) и торцевых (восточных) фасадов – оштукатуренные поверхности наружных стен;
- историческая планировка здания в капитальных стенах; несущие четырёхгранные столбы и колонны в помещениях;
- местоположение, материал и оформление железобетонных лестниц со ступенями и площадками, выполненными в технике брекчии, заполненными крошкой белого мрамора: конфигурация и оформление западной разветвлённой трёхмаршевой парадной лестницы, первоначальные бронзового цвета металлические петли для прутьев, прижимающих ковровую дорожку, в углах проступей и подступенков; конфигурация двухмаршевой с поворотами на 180˚ северной лестницы; конфигурация трёхмаршевой с поворотами на 90˚юго-восточной дворовой лестницы; ограждения лестниц из литых чугунных балясин, состоящих из парных столбиков, соединённых в нижней части фигурной перемычкой из центральной «бусины» с отходящими симметричными бутонами и центральным креплением-основанием, каннелированные столбики-балясины с полуваликами, разделяющими стволы по вертикали, с узкими перехватами, в нижней части с плоским растительным рельефом, в верхней части – плавно расширяющихся в форме вертикально вытянутой розетки скрученных листьев; деревянные точёные поручни;
- оформление нижних поверхностей лестничных маршей и площадок крупными филёнками и нишами размером во всю поверхность с профилировкой, более сложной на поверхностях площадок;
- архитектурно-художественное оформление интерьера западного входного холла угловыми и промежуточными пилястрами на высоких пьедесталах с профилированными базами и капителями, на угловых пилястрах – с тонкими тягами, отделяющими шейку;
- архитектурно-художественное оформление коридоров, примыкающих к площадкам западной лестницы, на всех этажах: четырёхгранные колонны в проёмах между коридорами и площадками на низких пьедесталах с профилированными базами и капителями, с тонкими тягами, отделяющими шейки; выпущенные балки, отделяющие линию коридора от площадки с длинными профилированными филёнками на нижних сторонах; угловые огибающие пилястры на углах площадок и коридоров, а также пилястры на стенах коридоров в проекции колонн;
- архитектурно-художественное оформление интерьера входного северо-западного холла: две колонны композитного ордена на низких прямоугольных, близких к квадрату пьедесталах, с базами-полуваликами, профилированными тягами, отделяющими шейки, и капителями, оформленными сходно с базой и пьедесталом;
- архитектурно-художественное оформление интерьера холла дворовой северо-восточной лестницы и коридора первого этажа: угловые лопатки лестничной клетки и коридора с капителями, отделёнными тягой простого профиля, продолжающейся на стенах коридора, и заполненными удлинёнными U-образными бутонами с завитками-волютами на концах, с профилированной абакой; выпущенные продольная (по линии стены коридора) и поперечные балки с филёнчатыми нижними сторонами, разделяющими потолок на крупные «плафоны», обрамлённые профилированными падугами; широкие профилированные двойные рамы с вогнутыми углами на внутренних рамах в простенках между лопатками на восточной стене коридора;
- архитектурно-художественное оформление интерьера коридоров, в том числе сохранившиеся падуги, ограниченные профилированными тягами; в коридоре первого этажа промежуточные пилястры с профилированными базами, капителями, выпущенная балка с филёнкой на нижней стороне;
- подоконники окон коридоров и лестничных клеток простого профиля, выполненные из бетона в технике брекчии с мелкими кусочками белого мрамора;
- архитектурно-художественное оформление интерьера большого зала на четвёртом этаже: в простенках окон пары пилястр коринфского ордена; профилированный карниз с рядом мутул, нижняя сторона которых оформлена акантовым листом с волютой; парные колонны у южной торцовой стены зала, оформляющие заложенные проёмы-ниши, на общем низком пьедестале с базами полуваликами с полочкой, незначительно сужающимися кверху стволами, коринфскими капителями;
- характер столярных внутренних заполнений входных западного и северо-западного дверных проёмов: двупольные филёнчатые двери с квадратными филёнками с рамами-отживками, световая верхняя фрамуга, разделённая на четыре вертикальных части, с радиальной восьмичастной расстекловкой каждой части;
- первоначальная деревянная перегородка входного тамбура кабинета (в помещении музея в северной части западного объёма по лицу улицы), прямоугольная в плане со скруглёнными внешними углами, состоящая из филёнчатых стенок и филёнчатой одностворчатой двери: филёнки плоские прямоугольные вертикального расположения в рамах с тонкими отживками; в основании перегородки узкий цоколь; в завершении перегородки широкий гладкий фриз с незначительным выступом над дверью.
УТВЕРЖДЁН
приказом департамента
охраны объектов
культурного наследия
Ярославской области
от 20.12.2018 № 74
ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ
ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ «ШКОЛА», 1924 Г. (Г. ЯРОСЛАВЛЬ, УЛ. БУДКИНА, Д. 9)
Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Школа», 1924 г. (г. Ярославль, ул. Будкина, д. 9), являются:
- композиционные особенности здания, участвующего в формировании фронта исторической застройки Комсомольской площади города Ярославля;
- историческая объёмно-пространственная композиция двухэтажного г‑образного в плане здания, состоящего из двух примыкающих друг к другу под прямым углом объемов (главного и бокового) и небольшого лестничного объема, выступающего в сторону двора: главного объема с парадным входом и лестницей, выходящего главным фасадом на Комсомольскую площадь и бокового вытянутого перпендикулярно Комсомольской площади объема (выходящего торцом на Комсомольскую площадь);
- планировочная структура здания в капитальных исторических стенах; продольные и поперечные капитальные стены из красного керамического кирпича на известковом растворе;
- габариты и конфигурация крыши здания сложной формы;
- местоположение, габариты, конфигурация и оформление исторических входных и оконных проёмов, в том числе заложенных:
осевое расположение и форма шести прямоугольных с клинчатыми перемычками окон первого этажа главного (северного) фасада основного объема;
осевое расположение и форма семи окон второго этажа с арочными перемычками главного фасада основного объема;
осевое расположение и форма перспективного портала главного входа в здание со стороны Комсомольской площади;
осевое расположение и форма трех прямоугольных с клинчатыми перемычками окон первого этажа северного фасада бокового объема, выходящего на Комсомольскую площадь;
осевое расположение и форма трех прямоугольных окон второго этажа северного фасада бокового объема, выходящего на Комсомольскую площадь;
осевое расположение и форма трех ложных с клинчатыми перемычками окон первого этажа восточного фасада основного объема;
осевое расположение и форма трех ложных с арочными перемычками окон второго этажа восточного фасада основного объема;
осевое расположение и форма трех прямоугольных окон аттика восточного фасада основного объема;
осевое расположение и форма прямоугольных с клинчатыми перемычками окон первого и второго этажей южного фасада основного объема;
осевое расположение и форма высокого с арочной перемычкой окна южного фасада выступающего лестничного объема основного объема здания;
осевое расположение и форма дверного проема с клинчатой перемычкой и лучковой нишей южного фасада выступающего лестничного объема основного объема здания;
осевое расположение и форма прямоугольных с клинчатыми перемычками окон первого и второго этажей восточного фасада бокового объема;
осевое расположение и форма двух прямоугольных с клинчатыми перемычками, заложенными на 2/3 высоты окон первого этажа восточного фасада выступающей во двор лестничной пристройки бокового объема;
осевое расположение и форма тринадцати прямоугольных с клинчатыми перемычками окон первого и второго этажей западного фасада бокового продольного объема;
- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление главного (северного) фасада главного объема, в том числе:
осевая симметричная композиция в семь световых осей главного объема с порталом центрального входа, акцентированная центральным треугольным аттиком (щипцом) и угловыми парапетными тумбами;
перспективный портал центрального входа с шестью колоннами и капителями;
три небольших световых проема с арочными перемычками в нишах над порталом центрального входа; подоконный профиль под всеми окнами главного фасада с дентикулами; клинчатые перемычки над окнами первого этажа с замковыми камнями; профилированные архивольты окон второго этажа, опирающие на профилированные с растительным орнаментом карнизы межоконных пилястр;
лепной декор с растительным орнаментом в нишах под окнами второго этажа главного объема на трех центральных осях;
треугольный аттик здания, обрамленный с каждой стороны выступающими гранеными башенками, оформленный сложным профилем, состоящим из ряда дентикул, двух полок, ряда с лепным декором в виде растительного орнамента, полки, выкружки, ряда сухариков, полки, выкружки и полки;
лепная композиция в центре аттика: герб СССР с надписью «1924. С.С.С.Р. Школа имени Ленина»;
антаблемент здания, оформленный сложным профилем, состоящим из выступающей полки, лепного ряда с растительным орнаментом, трех тяг, ряда сухариков, выступающего карниза с выкружкой и полкой;
- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление главного (северного) фасада бокового объема, в том числе:
осевая композиция в три световые оси; профилированные подоконные профили с дентикулами под окнами первого и второго этажей; замковые камни над окнами первого этажа; п‑образные ленточные наличники с нишей в верхней части окон второго этажа;
- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление восточного фасада главного объема, в том числе:
выступающий ризалит с тремя осями ложных окон и пилястрами между ними, лопатками по краям ризалита;
прямоугольные ложные окна первого этажа с клинчатыми перемычками и замковыми камнями, подоконными профилями с дентикулами; ложные арочные окна второго этажа с профилированными перемычками, подоконными профилями с сухариками;
ступенчатый аттик ризалита, оформленного карнизом, состоящим из выступающих полок, выкружки и ряда сухариков;
профилированный антаблемент, состоящий из широкой ленточной тяги, трех профилированных тяг, ряда сухариков и двух выступающих полок;
- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление западного фасада бокового объема, в том числе:
ризалит в девять световых осей, расчлененный междуоконными пилястрами, с угловыми лопатками, завершающимися парпетными тумбами с профилированными карнизами, с широкими нишами под окнами второго этажа на трех центральных осях ризалита;
подоконные профили с дентикулами под окнами первого и второго этажей; оштукатуренные клинчатые перемычки с замковыми камнями и профилированные архивольты над окнами на трех центральных осях ризалита;
треугольный с плечиками аттик в центральной части ризалита, акцентированный боковыми тумбами-пинаклями, с тремя щелевидными проемами в тимпане, профилированным карнизом;
- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление дворовых фасадов, в том числе:
подоконные профили с дентикулами;
профилированный оштукатуренный антаблемент;
оштукатуренные лопатки и пилястра на восточном фасаде выступающего во двор лестничной пристройки бокового объема;
расположение, конфигурация и габариты кирпичных дымоходов на крыше здания;
- характер обработки фасадной поверхности: лицевой кирпич основной части фасадов, оштукатуренная и окрашенная в белый цвет поверхность выступающих архитектурных элементов: лопаток, пилястр, антаблемента, межэтажных ниш, замковых камней, аттиков, столбиков в завершении лопаток и пилястр; оштукатуренный цоколь здания;
- исторический рисунок оконных переплетов столярных заполнений оконных проемов;
- в интерьере:
сводчатое перекрытие, декорированное потолочными тягами, в помещении между тамбуром центрального входа и вестибюлем;
местоположение, конфигурация исторических дверных проемов в исторических стенах первого и второго этажей; арочный проем, декорированный профилировкой, вестибюля первого этажа; конфигурация, оформление, калевка исторических дверных столярных заполнений первого и второго этажей;
оформление столбов на первом этаже в виде тонких наборных колонок-бус;
потолочные штукатурные карнизы, тяги, кронштейны в помещениях первого и второго этажей;
парадная лестница с первого на второй этаж с кованым ограждением; лестница в выступающей во двор части бокового объема с коваными ограждениями;
форма и габариты исторических подоконников;
характер лепного декора парадного зала на втором этаже: падуги и профилированные потолочные тяги с рядом сухариков, лепная геометрическая композиция потолка; оформление дверных проемов (в том числе ложных) в виде наличников с фризами (гладкими и заполненными растительным орнаментом), профилированными карнизами (сандриками), полуциркульными профилированными завершениями (в том числе с лепными барельефными тематическими композициями).
(в редакции приказа департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 24.01.2020 № 6)
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 10.01.2019 |
Рубрики правового классификатора: | 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 130.030.040 Охрана и использование памятников истории и культуры |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: