Основная информация

Дата опубликования: 21 апреля 2016г.
Номер документа: RU76000201600674
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Ярославская область
Принявший орган: Департамент образования Ярославской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

Утратил силу приказом департамента образования Ярославской области от 18.03.2019 № 16-нп

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 21.04.2016 № 10-нп

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 04.04.2014 № 15-НП

В целях приведения нормативных правовых актов Ярославской области в соответствие с действующим законодательством

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗЫВАЕТ:

1. Внести в приказ департамента образования Ярославской области     от 04.04.2014 № 15-нп «Об организации проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Ярославской области и признании утратившими силу отдельных приказов департамента образования Ярославской области» следующие изменения:

1.1. Пункт 1 изложить в следующей редакции:

«Утвердить прилагаемые:

- Положение о государственной экзаменационной комиссии Ярославской области по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования;

- Положение о предметных комиссиях Ярославской области при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования;

- Положение о конфликтной комиссии Ярославской области при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.».

1.2. Положение о государственной экзаменационной комиссии Ярославской области по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утверждённое приказом, изложить в новой редакции (прилагается).

1.3. Положение о предметных комиссиях Ярославской области по проверке развернутых ответов участников единого государственного экзамена, утверждённое приказом, изложить в новой редакции (прилагается).

1.4. Положение о предметных комиссиях Ярославской области по проверке экзаменационных работ участников государственного выпускного экзамена, утверждённое приказом, исключить.

1.5. Положение о конфликтной комиссии Ярославской области, утверждённое приказом, изложить в новой редакции (прилагается).

2. Приказ вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Директор департамента              И.В. Лобода

УТВЕРЖДЕНО

приказом

департамента образования

Ярославской области

от 04.04.2014 № 15-нп

(в редакции приказа

департамента образования

Ярославской области

от 21.04.2016 № 10-нп)

ПОЛОЖЕНИЕ

о государственной экзаменационной комиссии Ярославской области по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования

Общие положения

1.1. Положение о государственной экзаменационной комиссии Ярославской области по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – Положение) определяет цели, порядок формирования и структуру государственной экзаменационной комиссии Ярославской области по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГЭК), полномочия и функции, а также порядок организации её работы.

1.2. ГЭК образуется на территории Ярославской области для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА) в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

1.3. ГЭК осуществляет:

- организацию и координацию работы по подготовке и проведению ГИА;

- обеспечение соблюдения прав участников ГИА при проведении ГИА.

1.4. ГЭК в своей работе руководствуется:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приёма граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации  обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования»;

- Порядком проведения ГИА, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (далее – Порядок проведения ГИА);

- правовыми актами и инструктивно-методическими документами Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее – Рособрнадзор) по вопросам организационного и технологического сопровождения ГИА;

- приказами департамента образования Ярославской области (далее – департамент образования) по вопросам организации и проведения ГИА;

- иными нормативными правовыми актами по вопросам организации и проведения ГИА;

- Положением.

Состав и структура ГЭК

2.1. Департамент образования ежегодно образует ГЭК, организует её деятельность и направляет в Рособрнадзор предложения о кандидатуре председателя ГЭК и заместителя председателя ГЭК для утверждения не позднее чем за два месяца до завершения срока подачи заявления на участие в ГИА и (или) в соответствии с письмом-запросом Рособрнадзора.

2.2. Состав ГЭК формируется из числа представителей департамента образования, государственного учреждения Ярославской области «Центр оценки и контроля качества образования», государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образования», органов местного самоуправления муниципальных образований области (далее – органы местного самоуправления), организаций Ярославской области, осуществляющих образовательную деятельность, научных, общественных и иных организаций и объединений, представителей Рособрнадзора.

При формировании составов ГЭК исключается возможность возникновения конфликта интересов. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность лица, привлекаемого к проведению ГИА, или его близких родственников влияет или может повлиять на объективное исполнение возложенных на него обязанностей.

2.3. В составе ГЭК формируется президиум численностью не более 20 человек. Президиум создается в целях рассмотрения общих вопросов, а также для принятия коллегиального решения по вопросам подготовки и проведения ГИА.

ГЭК имеет следующую структуру:

председатель ГЭК;

заместитель председателя ГЭК;

ответственный секретарь ГЭК;

члены ГЭК, входящие в состав президиума;

члены ГЭК.

2.4. Персональный состав ГЭК (за исключением председателя ГЭК и его заместителя)  утверждается приказом департамента образования.

2.5. Департамент образования информирует участников ГИА и их родителей (законных представителей) о Положении через органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность, официальный сайт департамента образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее чем за два месяца до завершения срока подачи заявления на участие в ГИА.

Полномочия и функции ГЭК

3.1. ГЭК осуществляет деятельность на территории Ярославской области в период подготовки, проведения и подведения итогов проведения ГИА.

3.2. ГЭК прекращает свою деятельность с момента утверждения Рособрнадзором председателя ГЭК и заместителя председателя ГЭК для проведения ГИА в следующем году.

3.3. ГЭК в рамках организации и проведения ГИА осуществляет следующие функции:

- организует и координирует работу по подготовке и проведению ГИА на территории Ярославской области;

- обеспечивает соблюдение Порядка проведения ГИА на территории Ярославской области;

- обеспечивает соблюдение прав участников ГИА при проведении ГИА.

3.4. В рамках подготовки и проведения ГИА ГЭК осуществляет следующие полномочия:

- согласует с департаментом образования места регистрации на сдачу единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ), места расположения пунктов проведения экзамена (далее – ППЭ) и распределение между ними участников ГИА, составы руководителей и организаторов ППЭ, технических специалистов и ассистентов для обучающихся, выпускников прошлых лет с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), обучающихся, выпускников прошлых лет детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении;

- принимает решение об оборудовании ППЭ системами подавления сигналов подвижной связи;

- принимает решение об осуществлении региональным центром обработки информации (далее – РЦОИ) автоматизированного распределения участников ГИА и организаторов по аудиториям ППЭ;

- принимает решение о проведении сканирования экзаменационных работ (далее – ЭР) участников ГИА в штабе ППЭ;

- рассматривает протоколы о распределении ЭР государственного выпускного экзамена (далее – ГВЭ) и расчете окончательных баллов ЭР ГВЭ;

- рассматривает предложения по составу предметных комиссий Ярославской области по проведению ГИА (далее – ПК), по кандидатурам экспертов, предлагаемых для включения в состав ПК, создаваемых Рособрнадзором;

- рассматривает информацию, представленную председателем ПК, о нарушении экспертом Порядка проведения ГИА;

- рассматривает информацию от конфликтной комиссии Ярославской области по проведению ГИА (далее – КК) о принятых решениях по апелляциям, поданным участниками ГИА и (или) их родителями (законными представителями);

- утверждает результаты перепроверки, которая проводилась ПК по решению департамента образования в отношении отдельных ЭР участников ГИА;

- для принятия председателем ГЭК (заместителем председателя ГЭК) решения об аннулировании результата ГИА в связи с нарушением Порядка проведения ГИА запрашивает у уполномоченных лиц и организаций необходимые документы и сведения, в том числе ЭР, сведения о лицах, присутствовавших в ППЭ, и другие сведения о соблюдении Порядка проведения ГИА, проводит проверку по фактам нарушения Порядка проведения ГИА, в том числе по нарушениям, выявленным с помощью материалов видеонаблюдения;

- принимает от РЦОИ, уполномоченной организации соответствующие данные о результатах ЕГЭ по завершении проверки ЭР участников ЕГЭ, в том числе получает от уполномоченной организации результаты централизованной проверки ЭР ЕГЭ;

- принимает решение об ознакомлении участников ГИА с полученными ими результатами ГИА по учебному предмету с использованием информационно-коммуникационных технологий в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных;

- принимает решение об организации подачи и (или) рассмотрения апелляций с использованием информационно-коммуникационных технологий при условии соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных;

- согласует решение департамента образования о переносе сдачи экзамена в другой ППЭ или на другой день, предусмотренный расписаниями проведения ЕГЭ и ГВЭ, в случае угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;

- согласует информацию, представленную департаментом образования, о количестве участников ГИА с ОВЗ, детях-инвалидах и инвалидах, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, в ППЭ и об условиях проведения ГИА, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития, а также направляет данную информацию в ППЭ не позднее двух рабочих дней до проведения экзамена по соответствующему учебному предмету;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с Порядком проведения ГИА и Положением.

3.5. В рамках подготовки и проведения ГИА председатель ГЭК (заместитель председателя ГЭК) осуществляет общее руководство и координацию деятельности ГЭК, в том числе проводит следующую работу:

- организует формирование состава ГЭК;

- согласует предложения департамента образования по персональному составу руководителей и организаторов ППЭ, технических специалистов и ассистентов для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, по местам регистрации на сдачу ЕГЭ, местам расположения ППЭ и распределению между ними участников ГИА;

- организует формирование составов ПК, представляет на согласование в Рособрнадзор кандидатуры председателей ПК, по представлению председателей ПК определяет кандидатуры членов ПК, направляемых для включения в состав ПК, создаваемых Рособрнадзором;

- принимает решение о направлении членов ГЭК в ППЭ, РЦОИ, ПК, КК, а также в места хранения экзаменационных материалов (далее – ЭМ) для осуществления контроля за проведением ГИА;

- в случае угрозы возникновения чрезвычайной ситуации согласует предложения департамента образования о переносе сдачи ГИА в другой ППЭ или на другой день, предусмотренный единым расписанием экзаменов;

- рассматривает вопросы о нарушении Порядка проведения ГИА лицами, привлекаемыми к проведению ГИА, принимает меры по устранению нарушений, в том числе принимает решение об отстранении указанных лиц от работ, связанных с проведением ГИА;

- после каждого экзамена рассматривает информацию, полученную от членов ГЭК, общественных наблюдателей, должностных лиц Рособрнадзора, департамента образования и иных лиц, о нарушениях, выявленных при проведении ГИА, принимает меры по противодействию нарушениям Порядка проведения ГИА, в том числе организует проведение проверок по фактам нарушения установленного Порядка проведения ГИА;

- согласует решение членов ГЭК об остановке экзамена в ППЭ или отдельных аудиториях ППЭ;

- рассматривает и принимает решения по актам, переданным членами ГЭК, по факту неисправного состояния, отключения средств видеонаблюдения или отсутствия видеозаписи экзамена;

- принимает решения о допуске (повторном допуске в дополнительные сроки) к сдаче ГИА в случаях, установленных Порядком проведения ГИА, в том числе принимает решение о допуске к сдаче ГИА в дополнительные сроки обучающихся и выпускников прошлых лет, не имеющих возможности участвовать в ГИА в основные сроки проведения ГИА по религиозным убеждениям;

- не позднее чем за две недели до начала соответствующих экзаменов рассматривает заявления от обучающихся об изменении (дополнении) выбора учебного предмета (перечня учебных предметов), принимает конкретное решение об уважительности или неуважительности причины изменения каждым обучающимся выбора учебного предмета (перечня учебных предметов), указанного в заявлениях;

- принимает после 1 февраля заявления об участии в ГИА обучающихся, выпускников прошлых лет, лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, при наличии у заявителей уважительных причин (болезни или иных обстоятельств, подтвержденных документально);

- не позднее чем за две недели до начала экзаменов рассматривает заявления от обучающихся об изменении формы проведения ГИА, принимает конкретное решение об уважительности или неуважительности причины изменения формы проведения ГИА каждым обучающимся.

3.6. В рамках рассмотрения результатов проведения ГИА председатель ГЭК (заместитель председателя ГЭК) проводит следующую работу:

- рассматривает результаты проведения ГИА по каждому учебному предмету и принимает решение об утверждении, изменении и (или) аннулировании результатов ГИА;

- по итогам перепроверки ЭР обучающихся, выпускников прошлых лет принимает решение о сохранении результатов ГИА или об изменении результатов ГИА согласно протоколам перепроверки ЭР обучающихся, выпускников прошлых лет;

- в случае если КК была удовлетворена апелляция участника ГИА о нарушении Порядка проведения ГИА, принимает решение об аннулировании результата ГИА данного участника ГИА по соответствующему учебному предмету, а также о его допуске к ГИА в дополнительные сроки;

- в случае если КК была удовлетворена апелляция участника ГИА о несогласии с выставленными баллами, принимает решение об изменении результата ГИА согласно протоколам КК;

- принимает решение об аннулировании результатов ГИА по соответствующему учебному предмету при установлении фактов нарушения Порядка проведения ГИА со стороны участников ГИА или лиц, перечисленных в пункте 40 Порядка проведения ГИА, отсутствия (неисправного состояния) средств видеонаблюдения.

Принимает решение о повторном допуске к сдаче экзаменов в текущем году по соответствующему учебному предмету в дополнительные сроки:

- обучающихся, получивших на ГИА неудовлетворительный результат по одному из обязательных учебных предметов;

- обучающихся и выпускников прошлых лет, не явившихся на  экзамены по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);

- обучающихся и выпускников прошлых лет, не завершивших выполнение ЭР по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);

- обучающихся и выпускников прошлых лет, которым КК  удовлетворила апелляцию о нарушении Порядка проведения ГИА;

- обучающихся и выпускников прошлых лет, чьи результаты были аннулированы по решению председателя ГЭК в случае выявления фактов нарушений Порядка проведения ГИА, совершенных лицами, указанными в пункте 40 Порядка проведения ГИА, или иными (в том числе неустановленными) лицами.

3.7. Член ГЭК имеет право:

- удалить с экзамена участников ГИА, организаторов ППЭ, общественных наблюдателей, представителей средств массовой информации и иных лиц, нарушивших Порядок проведения ГИА;

- принять решение об остановке экзамена в данном ППЭ или отдельно взятой аудитории в случае грубых нарушений, ведущих к массовому искажению результатов ГИА, по согласованию с председателем ГЭК (заместителем председателя ГЭК).

Член ГЭК несет ответственность за:

- целостность, полноту и сохранность доставочных спецпакетов с индивидуальными комплектами, возвратных доставочных пакетов и пакета для руководителя ППЭ при передаче их в ППЭ в день экзамена и из ППЭ в РЦОИ для последующей обработки;

- своевременность проведения проверки фактов о нарушении Порядка проведения ГИА в ППЭ в случае подачи участником ЕГЭ апелляции о нарушении процедуры проведения ЕГЭ и предоставление всех материалов рассмотрения апелляции в КК в тот же день;

- соблюдение информационной безопасности на всех этапах проведения ГИА;

- незамедлительное информирование председателя ГЭК (заместителя председателя ГЭК) о факте компрометации токена с персональной электронной подписью;

- своевременное принятие решений в случае возникновения нештатных ситуаций, связанных с неполадками в работе видеонаблюдения.

На члена ГЭК возлагается обязанность по фиксированию всех случаев нарушения Порядка проведения ГИА в ППЭ.

В рамках подготовки и проведения ГИА член ГЭК:

- проходит подготовку по порядку исполнения своих обязанностей  в период проведения ГИА;

- знакомится с нормативными правовыми документами, методическими материалами, регламентирующими проведение ГИА;

- по решению председателя ГЭК не позднее чем за две недели до начала проведения ГИА проводит проверку готовности ППЭ и совместно с руководителем образовательной организации, на базе которой оборудован ППЭ, оформляет протокол готовности ППЭ;

- за один рабочий день до проведения экзамена осуществляет контроль технической готовности ППЭ при участии технического специалиста и руководителя ППЭ в случае подготовки и проведения  экзамена по иностранному языку с включенным разделом «Говорение» и использования в аудитории с включенным разделом «Говорение» ППЭ технологий печати контрольно-измерительных материалов (далее – КИМ) и перевода бланков ответов участников ГИА в электронный вид;

- получает в РЦОИ токен с персональной электронной подписью по акту приема-передачи в случае подготовки и проведения  экзамена по иностранному языку с включенным разделом «Говорение» и использования в аудитории ППЭ технологий КИМ и перевода бланков ответов участников ГИА в электронный вид, далее действует в соответствии с инструкциями для члена ГЭК;

- обеспечивает доставку ЭМ в ППЭ в день проведения ГИА не позднее 07.30 по местному времени;

- передает ЭМ руководителю ППЭ в штабе ППЭ по форме ППЭ 14-01 «Акт приема-передачи ЭМ в ППЭ» или по форме 14-01-У «Акт приема-передачи ЭМ в ППЭ по иностранным языкам в устной форме» в зоне видимости камер видеонаблюдения;

- присутствует в ППЭ в день проведения экзамена (информируется о месте расположения ППЭ, в который он направляется, не ранее чем за три рабочих дня до проведения экзамена по соответствующему учебному предмету);

- присутствует при проведении руководителем ППЭ инструктажа организаторов ППЭ, который проводится не ранее 08.15 по местному времени;

- присутствует при организации входа участников ГИА в ППЭ и осуществляет контроль за выполнением требования о запрете участникам ГИА, организаторам, ассистентам, оказывающим необходимую техническую помощь участникам ГИА с ОВЗ, детям-инвалидам и инвалидам, техническим специалистам, медицинским работникам иметь при себе средства связи, в том числе осуществляет контроль за организацией сдачи иных вещей (не перечисленных в пункте 45 Порядка проведения ГИА)  в специально выделенном до входа в ППЭ месте для личных вещей;

- присутствует при составлении руководителем ППЭ акта о недопуске участника ГИА, отказавшегося от сдачи запрещенного средства. Указанный  акт подписывает в двух экземплярах вместе с руководителем ППЭ и участником ГИА, отказавшимся от сдачи запрещенного средства. Первый экземпляр акта член ГЭК передает после экзамена председателю ГЭК (заместителю председателя ГЭК), второй вручается участнику ГИА;

- присутствует при заполнении сопровождающим акта об идентификации личности участника ГИА по форме ППЭ-20 «Акт об идентификации личности участника ГИА» в случае отсутствия у обучающегося документа, удостоверяющего личность;

- присутствует при составлении руководителем ППЭ акта о недопуске в ППЭ (в свободной форме) выпускника прошлых лет или обучающегося по образовательным  программам среднего профессионального образования, а также обучающегося, получающего среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, в случае  отсутствия у него документа, удостоверяющего личность. Указанный акт подписывает в двух экземплярах вместе с руководителем ППЭ и участником ЕГЭ. Первый экземпляр акта член ГЭК передает после экзамена председателю ГЭК (заместителю председателя ГЭК), второй вручается участнику ЕГЭ;

- присутствует при составлении руководителем ППЭ акта об опоздании участника ГИА на экзамен (свободная форма акта) и предупреждает участника ГИА о том, что время экзамена не продлевается. Подписывает указанный акт вместе с руководителем ППЭ и участником ГИА;

- по согласованию с председателем ГЭК (или заместителем председателя ГЭК) принимает решение о завершении экзамена в данном ППЭ с оформлением соответствующих форм ППЭ в случае неявки всех распределенных в ППЭ участников ГИА более чем на два часа от начала проведения экзамена (10.00 по местному времени); 

- обеспечивает соблюдение Порядка проведения ГИА в ППЭ, РЦОИ, ПК и КК, а также в местах хранения ЭМ;

- осуществляет контроль за соблюдением Порядка проведения ГИА в ППЭ, в том числе не допускает наличия средств связи, электронно-вычислительной техники, фото-, аудио- и видеоаппаратуры, справочных материалов, письменных заметок и иных средств хранения и передачи информации в ППЭ (коридорах, аудиториях, туалетных комнатах, медицинском пункте и т.д.) у участников ЕГЭ, организаторов в аудитории (вне аудиторий), медицинского работника, ассистентов, технического специалиста;

- не допускает выноса из аудиторий и ППЭ ЭМ на бумажном или электронном носителях и иных средствах хранения и передачи информации письменных заметок, а также фотографирования ЭМ, во время выполнения ЭР не допускает выноса участниками ЕГЭ из аудиторий письменных принадлежностей и письменных заметок;

- осуществляет взаимодействие с руководителем и организаторами ППЭ, общественными наблюдателями, должностными лицами Рособрнадзора, департамента образования, присутствующими в ППЭ, РЦОИ, ПК и КК, а также в местах хранения ЭМ, по вопросам соблюдения Порядка проведения ГИА;

- в случае выявления нарушений Порядка проведения ГИА принимает решение об удалении с экзамена обучающихся, выпускников прошлых лет, а также иных лиц, находящихся в ППЭ, и сообщает о факте выявленного нарушения председателю ГЭК (заместителю председателя) или ответственному секретарю ГЭК;

- по согласованию с председателем ГЭК (заместителем председателя ГЭК) принимает решение об остановке экзамена в ППЭ или отдельных аудиториях ППЭ в случае отсутствия средств видеонаблюдения, неисправного состояния или отключения указанных средств во время проведения экзамена, которое приравнивается к отсутствию видеозаписи экзамена (в течение 15 минут после получения инструкции по восстановлению работоспособности системы видеонаблюдения), а также при форс-мажорных обстоятельствах, с последующим составлением соответствующих актов в свободной форме;

- получает от уполномоченной организации данные для доступа к электронным КИМ в штабе ППЭ и в присутствии обучающихся, выпускников прошлых лет, организаторов и общественных наблюдателей (при наличии) организует печать КИМ на бумажные носители (в случае использования КИМ в электронном виде);

- вместе с руководителем ППЭ присутствует в штабе ППЭ при проведении копирования ЭМ в увеличенном размере для слабовидящих участников ГИА в день проведения экзамена;

- присутствует в штабе ППЭ при вскрытии резервного доставочного спецпакета с индивидуальным комплектом в случае необходимости проведения замены индивидуального комплекта (наличие полиграфических дефектов, непреднамеренная порча и др.);

- по приглашению организатора вне аудитории приходит в медицинский кабинет для контроля подтверждения (неподтверждения) медицинским работником ухудшения состояния здоровья участника ГИА;

- в случае подтверждения медицинским работником ухудшения состояния здоровья участника ГИА и при его согласии досрочно завершить экзамен заполняет форму ППЭ-22 «Акт о досрочном завершении экзамена по объективным причинам» в штабе ППЭ в зоне видимости камер видеонаблюдения или в медицинском кабинете (в зависимости от состояния здоровья участника ГИА);

- в случае принятия решения об удалении участника ГИА с экзамена совместно с руководителем ППЭ и ответственным организатором в аудитории в штабе ППЭ в зоне видимости камер видеонаблюдения заполняет форму ППЭ-21«Акт об удалении участника ЕГЭ с экзамена»;

- осуществляет контроль наличия соответствующих отметок «Удален с экзамена в связи с нарушением порядка проведения ЕГЭ» и (или) «Не закончил экзамен по уважительной причине», поставленных ответственным организатором в аудитории в бланках регистрации таких участников ГИА, в случае заполнения формы ППЭ-21 «Акт об удалении участника ЕГЭ с экзамена» и формы ППЭ-22 «Акт о досрочном завершении экзамена по объективным причинам»;

- присутствует при переносе ассистентами ответов на задания ЭР, выполненных слепыми и слабовидящими участниками ГИА в специально предусмотренных тетрадях и бланках увеличенного размера в стандартные бланки ЕГЭ;

- присутствует вместе с руководителем ППЭ при распечатывании ответов участников ГИА с ОВЗ на задания ЭР, выполненных на компьютере, и их переносе ассистентами в стандартные бланки ЕГЭ;

- оказывает содействие руководителю ППЭ в решении возникающих в процессе экзамена ситуаций, не регламентированных Порядком проведения ГИА;

- принимает апелляции участников ГИА о нарушении Порядка проведения ГИА (за исключением случаев, установленных пунктом 77 Порядка поведения ГИА) в день проведения экзамена до момента выхода апеллянта из ППЭ;

- организует проведение проверки изложенных в апелляции сведений о нарушении Порядка проведения ГИА, при участии организаторов, не задействованных в аудитории, в которой сдавал экзамен участник ГИА, технических специалистов, ассистентов, общественных наблюдателей (при наличии), сотрудников, осуществляющих охрану правопорядка, и (или) сотрудников органов внутренних дел (полиции), медицинских работников, и заполняет форму ППЭ-03 «Протокол рассмотрения апелляции о нарушении Порядка проведения ГИА» в штабе ППЭ в зоне видимости камер видеонаблюдения;

- передает апелляцию о нарушении Порядка проведения ГИА и заключение о результатах проверки в КК в день проведения экзамена;

По завершении экзамена член ГЭК:

- осуществляет контроль за получением ЭМ руководителем ППЭ от ответственных организаторов в аудитории в штабе ППЭ в зоне видимости камер видеонаблюдения;

- осуществляет контроль за процессом сканирования ЭМ в штабе ППЭ и действует в соответствии с Порядком перевода бланков ответов участников ЕГЭ в электронный вид в ППЭ, утвержденным департаментом образования;

- совместно с руководителем ППЭ оформляет протоколы по результатам проведения ЕГЭ в ППЭ:

по форме ППЭ 14-01 «Акт приема-передачи ЭМ в ППЭ»;

по форме 13-01«Протокол проведения ЕГЭ в ППЭ»;

по форме 13-02 «Сводная ведомость учета участников и использования ЭМ в ППЭ»;

по форме 14-02 «Ведомость выдачи и возврата ЭМ по аудиториям ППЭ»;

- составляет по форме ППЭ-10 «Отчет члена ГЭК о проведении ГИА в ППЭ» и в тот же день передает его в ГЭК;

- упаковывает ЭМ в спецпакеты в соответствии с требованиями к организации доставки ЭМ для проведения ГИА в форме ЕГЭ;

- в день проведения экзамена доставляет ЭР в РЦОИ (за исключением ППЭ, в которых по решению ГЭК проводится сканирование ЭР);

- в тот же день доставляет ЭР ГВЭ из ППЭ в ПК.

4. Полномочия председателя ГЭК (заместителя председателя ГЭК), ответственного секретаря ГЭК и членов ГЭК

4.1. Председатель ГЭК, утвержденный Рособрнадзором, осуществляет общее руководство работой ГЭК, определяет план работы ГЭК, распределяет обязанности между членами ГЭК, ведет заседания ГЭК, подписывает протоколы заседаний ГЭК, контролирует исполнение решений ГЭК. Председатель ГЭК несет персональную ответственность за принятые решения.

4.2. В случае временного отсутствия председателя ГЭК его обязанности исполняет заместитель председателя ГЭК. Заместитель председателя ГЭК обеспечивает координацию работы членов ГЭК, организует работу президиума ГЭК, осуществляет контроль за выполнением плана работы ГЭК.

4.3. Ответственный секретарь ГЭК ведёт протоколы заседаний ГЭК, организует делопроизводство ГЭК, осуществляет контроль за своевременным представлением материалов для рассмотрения на заседаниях ГЭК, несёт ответственность за сохранность документов и иных материалов, рассматриваемых на заседаниях ГЭК.

4.4. Председатель ГЭК, заместитель председателя ГЭК, члены ГЭК несут ответственность за соответствие деятельности ГЭК требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов.

5. Организация работы ГЭК

5.1. ГЭК проводит свои заседания в соответствии с утвержденным председателем ГЭК графиком работы. В случае необходимости председателем ГЭК может быть назначено внеплановое заседание ГЭК.

5.2. ГЭК правомочна рассматривать вопросы, если на заседании присутствует более половины от ее состава. Решения ГЭК принимаются простым большинством голосов президиума ГЭК. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего.

5.3. Решение, в том числе единоличное решение председателя ГЭК (заместителя председателя ГЭК), оформляется протоколом заседания ГЭК по форме согласно приложению к Положению, который подписывается председателем ГЭК, (заместителем председателя ГЭК) и ответственным секретарем ГЭК.

5.4. Решения ГЭК в рамках полномочий являются обязательными для всех лиц, участвующих в подготовке и проведении ГИА. Организация исполнения решений ГЭК обеспечивается распорядительными актами департамента образования.

5.5. По итогам проведения каждого экзамена ГЭК готовит информацию о выявленных нарушениях во время проведения экзамена и принятых мерах, которая направляется в департамент образования.

5.6. По результатам работы ГЭК в текущем году готовится итоговая справка о проведении ГИА на территории Ярославской области, включающая сведения о составе участников, результатах ГИА, имевших место нарушениях Порядка проведения ГИА. Указанная справка подписывается председателем ГЭК, заместителем председателя ГЭК и направляется в департамент образования.

Государственная эталонная база данных правовых актов Ярославской области

Страница 1 из 29

Приложение

к Положению

о государственной

экзаменационной комиссии

Ярославской области

по проведению государственной

итоговой аттестации

по образовательным программам

среднего общего образования

Форма

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОТОКОЛ

заседания государственной экзаменационной комиссии Ярославской области по проведению государственной итоговой аттестации

по образовательным программам среднего общего образования

г. Ярославль

____________                                                                                                                № ____________

ПОВЕСТКА ДНЯ:

1. Наименование вопроса

2.

3.

1. СЛУШАЛИ:

фамилия и инициалы докладчика, наименование должности, наименование вопроса

ПОСТАНОВИЛИ:

указывается, какое решение принято по итогам обсуждения (в скобках указываются результаты голосования большинством голосов, единогласно, единолично председателем государственной экзаменационной комиссии Ярославской области по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее – ГЭК) (заместителем председателя ГЭК).

2. СЛУШАЛИ:

фамилия и инициалы докладчика, наименование должности, наименование вопроса

ПОСТАНОВИЛИ:

указывается, какое решение принято по итогам обсуждения (в скобках указываются результаты голосования большинством голосов, единогласно, единолично председателем ГЭК (заместителем председателя ГЭК).

Председатель ГЭК

(заместитель председателя ГЭК)   

____________

(подпись)

Ф.И.О.

Ответственный секретарь ГЭК

____________

(подпись)

Ф.И.О.

УТВЕРЖДЕНО

приказом

департамента образования

Ярославской области

от 04.04.2014 № 15-нп

(в редакции приказа

департамента образования

Ярославской области

от 21.04.2016 № 10-нп)

ПОЛОЖЕНИЕ

о предметных комиссиях Ярославской области при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования

1. Общие положения

1.1. Положение о предметных комиссиях Ярославской области при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – Положение) определяет состав, структуру и порядок формирования предметных комиссий Ярославской области при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ПК), их полномочия и функции, права и обязанности членов, порядок организации работы.

1.2. Департамент образования Ярославской области (далее – департамент образования) создает ПК по каждому учебному предмету, по которому проводится государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования в Ярославской области (далее – ГИА), для проверки развёрнутых ответов участников ГИА (в том числе устных ответов).

1.3. Положение разработано в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования»;

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации     от 26 декабря 2013 года № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (далее – Порядок проведения ГИА);

- правовыми актами и инструктивно-методическими документами Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее – Рособрнадзор) по вопросам организационного и технологического сопровождения ГИА;

- приказами департамента образования по вопросам организации и проведения ГИА;

- иными нормативными правовыми актами по вопросам организации и проведения ГИА.

1.4. В период организации и проведения ГИА ПК осуществляет проверку развернутых ответов участников единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ), выполненных на бланках ответов № 2 (в том числе и на дополнительных бланках ответов № 2), устных ответов участников ЕГЭ по иностранным языкам и экзаменационных работ участников государственного выпускного экзамена (далее – ГВЭ).

1.5. ПК прекращают свою деятельность с момента утверждения департаментом образования председателей ПК для проведения ГИА в следующем году.

1.6. Персональный состав и сроки работы ПК определяются решением ГЭК по представлению председателей ПК и утверждаются приказом департамента образования.

1.7. Информационное и организационно-технологическое обеспечение деятельности ПК осуществляет региональный центр обработки информации (далее – РЦОИ), функции которого возложены на государственное учреждение Ярославской области «Центр оценки и контроля качества образования».

2. Структура, состав ПК

2.1. Структура ПК:

председатель ПК;

заместитель председателя ПК;

эксперты ПК.

2.2. Общее руководство и координацию деятельности ПК по соответствующему учебному предмету осуществляет председатель ПК (в его отсутствие заместитель председателя ПК), в том числе представляет в ГЭК предложения по составу ПК.

2.3. Председатель ГЭК в отношении деятельности ПК:

- представляет на согласование в Рособрнадзор кандидатуры председателей ПК не позднее 1 февраля текущего года;

- организует формирование составов ПК.

2.4. При формировании составов ПК исключается возможность возникновения конфликта интересов. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность лица, привлекаемого к проведению ГИА, или его близких родственников влияет или может повлиять на объективное исполнение возложенных на него обязанностей.

2.5. Численный состав ПК определяется исходя из числа обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего общего образования в имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях независимо от их организационно-правовой формы и подчинённости, допущенных в установленном порядке к ГИА, и выпускников образовательных организаций прошлых лет, имеющих документ государственного образца о среднем общем образовании, в том числе лиц, у которых срок действия результатов ГИА не истек (далее – участники ГИА), которые будут сдавать ГИА по соответствующему учебному предмету в текущем году, а также с учетом установленных сроков и нормативов проверки выполнения экзаменационных работ (далее – ЭР) по данному учебному предмету.

2.6. В период организации и проведения ГИА распределение функций между экспертами ПК осуществляется в зависимости от статуса, присвоенного эксперту ПК по результатам квалификационного испытания: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.

2.7. В случае возникновения ситуаций, не предусмотренных Положением, решение принимает председатель ПК (заместитель председателя ПК) и/или руководитель РЦОИ в рамках своей компетенции с обязательным последующим информированием ГЭК о принятом решении.

3. Полномочия, функции и организация работы ПК

3.1. ПК осуществляют свою работу в периоды проведения ГИА в досрочные, основные сроки.

3.2. Работа ПК организуется в строгом соответствии с нормативными документами и утверждёнными инструкциями.

Протоколы ПК хранятся как документы строгой отчётности.

3.3. Департамент образования обеспечивает ПК помещениями для работы, которые расположены в непосредственной близости к РЦОИ. Данные помещения размещаются в специально выделенных и оборудованных для указанных целей помещениях, исключающих возможность доступа к ним посторонних лиц и распространения информации ограниченного доступа.

Аудитории, в которых работают ПК, оборудуются средствами видеонаблюдения.

3.4. В помещениях, где находятся ПК, департамент образования обеспечивает размещение специального рабочего места с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» для обеспечения возможности уточнения изложенных в ЭР участников ГИА фактов.

3.5. В помещениях, где находятся ПК, могут присутствовать:

- члены ГЭК по решению председателя ГЭК;

- общественные наблюдатели, аккредитованные в установленном порядке, по желанию;

- должностные лица Рособрнадзора, департамента образования, по решению соответствующих органов.

3.6. ЭР проходят следующие виды проверок:

- проверка двумя экспертами ПК (далее – первая и вторая проверка);

- в случаях, установленных Порядком проведения ГИА, межрегиональная перекрёстная проверка, проверка третьим экспертом ПК (далее – третья проверка), перепроверка, а также проверка в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами;

- перепроверка отдельных ЭР участников, проходивших ГИА, по решению департамента образования.

3.7. Распределение работ участников ЕГЭ между экспертами ПК, расчет баллов по каждому заданию ЭР ЕГЭ с развернутым ответом, а также определение необходимости проверки третьим экспертом ПК осуществляются автоматизировано, с использованием специализированных аппаратно-программных средств РЦОИ и федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр тестирования» (далее – ФЦТ).

3.8. Распределение ЭР ГВЭ, расчёт окончательных баллов ЭР ГВЭ, а также определение необходимости проверки третьим экспертом ПК производятся председателем ПК и фиксируется протоколом, который затем передается в ГЭК.

3.9. ПК осуществляют следующие функции:

- принимают к проверке развёрнутые ответы участников ГИА, выполненные на бланках ответов № 2 и дополнительных бланках ответов № 2 установленной Рособрнадзором формы, заполненных в соответствии с правилами заполнения бланков ЕГЭ;

- осуществляют проверку развёрнутых ответов участников ГИА, руководствуясь критериями оценивания развёрнутых ответов, устные ответы участников ЕГЭ по иностранным языкам, ЭР участников ГВЭ;

- проводят по решению департамента образования перепроверку отдельных ЭР участников ГИА;

- составляют и направляют в РЦОИ протоколы результатов проверки ответов участников ГИА на задания ЭР, предусматривающие развёрнутый ответ;

- составляют и направляют в ГЭК итоговый отчёт о результатах своей работы.

3.10. ПК вправе:

- запрашивать в рамках своей компетенции информацию и разъяснения в РЦОИ, а в случае необходимости – в Комиссию по разработке контрольных измерительных материалов ;

- готовить и передавать руководству ГЭК для направления в организации, осуществляющие подготовку контрольных измерительных материалов (далее – КИМ) для проведения ЕГЭ, свои рекомендации по содержанию заданий ЭР, предусматривающих развёрнутый ответ, требованиям и критериям оценки ответов;

- готовить и передавать руководству ГЭК информацию о типичных ошибках в ответах участников ЕГЭ и рекомендуемых мерах по совершенствованию подготовки обучающихся по соответствующим учебным предметам для направления в департамент образования.

4. Функции, права и обязанности председателя ПК

4.1. На этапе подготовки к ГИА председатель ПК:

4.1.1. Проводит подготовительные мероприятия по определению состава и квалификации экспертов ПК в соответствии с Порядком проведения ГИА, методическими материалами Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» (далее – ФИПИ), Положением и нормативными и методическими материалами департамента образования.

4.1.2. Имеет право участвовать в ежегодных семинарах по совершенствованию подходов к оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ, организуемых ФИПИ, государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» (далее – ИРО).

4.1.3. Обеспечивает организационное и методическое сопровождение ежегодного обучения (обучающих семинаров по согласованию подходов к оцениванию) экспертов ПК с учетом результатов анализа согласованности работы экспертов ПК и статистики удовлетворенных апелляций в предыдущие годы.

4.1.4. Представляет в ГЭК предложения по составам ПК, по кандидатурам экспертов ПК, предлагаемых для включения в составы ПК, создаваемых Рособрнадзором.

4.1.5. Подбирает экспертов ПК для привлечения к работе в конфликтной комиссии Ярославской области (далее – КК) при проведении ГИА из числа экспертов ПК, которым в текущем году присвоен статус ведущего эксперта или старшего эксперта.

4.1.6. Формирует и согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов ПК для планирования назначения экспертов ПК на проверку работ не позднее чем за 14 дней до начала обработки материалов ГИА по соответствующему учебному предмету.

4.1.7. Согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов ПК, проводящих проверку пустых бланков.

4.1.8. Взаимодействует с руководством РЦОИ, председателями ПК, комиссией по разработке КИМ.

4.1.9. Представляет в ГЭК информацию о возникновении у эксперта ПК конфликта интересов, о нарушении им Порядка проведения ГИА.

4.1.10. Принимает решения по организации работы ПК в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств (стихийных бедствий, угрозы безопасности людей), препятствующих продолжению работы ПК (по согласованию с руководством ГЭК).

4.2. На этапе проверки развёрнутых ответов участников ГИА председатель ПК:

4.2.1. Получает у руководителя РЦОИ полный комплект критериев оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом и необходимое количество комплектов критериев для экспертов ПК, а также схемы оценивания ответов при проверке ответов по иностранным языкам.

4.2.2. Получает необходимое для проверки экспертами ПК количество рабочих комплектов по мере проведения обработки и проверки развёрнутых ответов в РЦОИ.

4.2.3. Осуществляет консультирование экспертов ПК по вопросам оценивания ЭР.

4.2.4. Проводит инструктаж в соответствии с полученными критериями оценивания выполнения заданий.

4.2.5. Распределяет экспертов ПК по рабочим местам в предоставленных аудиториях.

4.2.6. Обеспечивает присутствие в аудиториях только допущенных лиц; помимо экспертов ПК и председателей ПК (их помощников – для больших ПК), в аудитории могут находиться:

руководитель РЦОИ (или его заместитель);

член ГЭК;

должностные лица Рособрнадзора или департамента образования, осуществляющие проверку соблюдения Порядка проведения ГИА;

общественные наблюдатели, аккредитованные в установленном порядке.

4.2.7. Выдает каждому эксперту ПК комплект критериев оценивания выполнения заданий с развернутым ответом по каждому варианту и рабочий комплект для проверки.

4.2.8. Обеспечивает рабочую атмосферу в ПК.

4.2.9. В рамках своей компетенции решает вопросы, возникающие у экспертов ПК, а при необходимости решает вопросы, связанные с компетенцией РЦОИ, согласовывает свои решения с руководителем РЦОИ.

4.2.10. Распределяет между экспертами ПК ЭР ГВЭ.

4.2.11. Определяет необходимость направления работ ГВЭ на третью проверку.

4.2.12. Производит расчет окончательных баллов ЭР ГВЭ.

4.2.13. Контролирует качество заполнения экспертами ПК бланков-протоколов и оперативно передает бланки-протоколы и бланки-копии в РЦОИ.

4.2.14. Оперативно устраняет возникающие у экспертов ПК затруднения.

4.2.15. Если рабочий комплект по ряду объективных причин не был проверен экспертом ПК полностью, то председатель ПК сообщает об этом руководителю РЦОИ и передает ему данный комплект с протоколом проверки.

4.2.16. Бланки-копии всего рабочего комплекта, не проверенного экспертом ПК полностью, передаёт руководителю РЦОИ для переназначения другим экспертам ПК.

4.2.17. Сдаёт руководителю РЦОИ все критерии оценивания ответов на задания с развернутым ответом, выданные для проведения проверки, по завершении работы ПК.

4.2.18. По завершении проверки получает от руководителя РЦОИ комплект документов о результатах работы ПК:

количество работ, проверенных каждым экспертом ПК;

количество работ, отправленных на третью проверку;

информацию об экспертах ПК, показавших наибольшее количество расхождений в результатах оценивания.

4.2.19. Обеспечивает режим хранения и информационной безопасности при проверке развёрнутых ответов участников ГИА, передачу протоколов в РЦОИ.

4.2.20. Отстраняет экспертов ПК по согласованию с ГЭК от участия в работе ПК в случае несоблюдения установленного Порядка проведения ГИА, недобросовестного выполнения возложенных на них обязанностей или использования статуса эксперта в личных целях.

4.2.21. Отбирает ЭР участников ЕГЭ, вызвавших сложности в оценивании.

4.3. На этапе рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами ГИА председатель ПК:

4.3.1. Получает от ответственного секретаря КК апелляционный комплект участника ГИА.

4.3.2. Получает от руководителя РЦОИ критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом варианта КИМ, по которому сдавал экзамен участник ГИА, подавший апелляцию.

4.3.3. Назначает на рассмотрение апелляции экспертов ПК, которым в текущем году присвоен статус ведущего эксперта или старшего эксперта, ранее не проверявших данную работу, и передает им указанные материалы.

4.3.4. Узнаёт у ответственного секретаря КК дату, место и время рассмотрения апелляции.

4.3.5. Направляет экспертов ПК в КК на рассмотрение апелляции в указанное время.

4.3.6. Оперативно передает в РЦОИ для Рособрнадзора, ФЦТ информацию об обнаруженных некорректных заданиях с обязательным указанием номера варианта КИМ, номера задания и содержания замечания.

Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам ГИА, выполнявшим его, в случае признания задания некорректным принимается на федеральном уровне. В случае признания задания некорректным всем участникам ГИА, которые выполняли данное задание, пересчитываются баллы в соответствии с распорядительным актом Рособрнадзора.

4.4. Составляет отчет о работе ПК.

4.5. Направляет в ГЭК предложения о поощрении членов ПК.

5. Функции, права, обязанности и требования,

предъявляемые к экспертам ПК

5.1. На этапе подготовки к ГИА эксперты ПК должны:

5.1.1. Пройти обучение и подтвердить квалификацию в соответствии с требованиями Порядка проведения ГИА, учебно-методических материалов ФИПИ, Положения, а также нормативных и методических документов департамента образования.

5.1.2. Объективно и непредвзято проверять ответы участников ГИА на задания ЭР, предусматривающие развёрнутый ответ, и оценивать их в соответствии с установленными критериями.

5.1.3. Заблаговременно пройти инструктаж по содержанию и технологии оценивания развёрнутых ответов в сроки, определяемые председателем ПК.

5.1.4. Информировать председателя ПК о возникающих проблемах.

5.1.5. Эксперты ПК, не подтвердившие квалификацию и/или не прошедшие инструктаж, к проверке развёрнутых ответов не допускаются.

5.2. На этапе проверки развёрнутых ответов эксперты ПК должны:

5.2.1. По указанию председателя ПК занять рабочие места в предоставленных аудиториях.

5.2.2. Получить рабочие комплекты для проверки.

5.2.3. Соблюдать дисциплину во время работы.

5.2.4. Во время работы экспертам ПК запрещается:

- самостоятельно изменять рабочие места;

- копировать и выносить из помещений, где осуществляется проверка, ЭР, критерии оценивания, протоколы проверки ЭР, а также разглашать посторонним лицам информацию, содержащуюся в указанных материалах;

- иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, портативные персональные компьютеры (ноутбуки, карманный персональный компьютер  и другие), кроме специально оборудованного в помещениях ПК рабочего места с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» для обеспечения возможности уточнения экспертами ПК изложенных в ЭР участников ГИА фактов (например, сверка с источниками, проверка приведенных участниками ГИА фамилий, названий, фактов и т.п.);

- без уважительной причины покидать аудиторию;

- переговариваться, если речь не идет о консультации у председателя ПК или у эксперта ПК, назначенного по решению председателя ПК консультантом (если у эксперта ПК возникают вопросы или проблемы, он должен обратиться к председателю ПК или лицу, назначенному председателем ПК консультантом).

5.2.5. Начать проверку развёрнутых ответов, руководствуясь установленными правилами.

5.2.6. После завершения заполнения бланка-протокола поставить дату, подпись в соответствующих полях бланка-протокола и передать рабочий комплект председателю ПК для передачи на обработку.

5.2.7. Соблюдать конфиденциальность и установленный порядок обеспечения информационной безопасности при проверке ответов участников ГИА на задания ЭР, предусматривающие развёрнутый ответ.

5.2.8. Информировать председателя ПК о возникающих проблемах.

5.3. На этапе проверки пустых бланков ответов № 2 эксперты ПК должны:

5.3.1. Получить инструктаж от руководителя РЦОИ.

5.3.2. Просматривать с экрана изображения предположительно пустых бланков ответов № 2.

5.3.3. При наличии на изображении записей, знаков, рисунков или пометок, которые могут быть расценены как ответ на задание с развернутым ответом или подтверждение того, что участник ЕГЭ приступал к выполнению задания или имел возможность его выполнить, но не выполнил по какой-то причине, удостоверить (отметить в программном обеспечении), что изображение заполнено.

5.3.4. При отсутствии записей, относящихся к ответу на задания, удостоверить (отметить в программном обеспечении), что изображение не заполнено.

5.3.5. Изображения, определённые хотя бы одним из проверяющих экспертов ПК как заполненные, отправляются на проверку в ПК.

Изображения, определённые всеми проверяющими экспертами ПК как незаполненные, относятся к ответам на задания, к которым участник ЕГЭ не приступал. В данном случае автоматизировано посредством региональной информационной системы (далее – РИС) ответы оцениваются в ноль баллов за выполнение каждого задания с развернутым ответом.

5.4. На этапе рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами ГИА эксперты ПК должны:

5.4.1. Получить от председателя ПК апелляционный комплект участника ГИА, подавшего апелляцию.

5.4.2. Рассмотреть работы апеллянта, а также проанализировать предыдущее оценивание работы.

5.4.3. Дать письменное заключение о правильности оценивания ЭР апеллянта или о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым и (или) устным ответом с обязательным указанием на конкретный критерий оценивания, которому соответствует выставляемый ими балл.

5.4.4. Узнать у председателя ПК дату, место и время рассмотрения апелляции и прибыть в указанное время в КК.

5.4.5. Присутствовать во время рассмотрения апелляции.

5.4.6. В случае возникновения у апеллянта или у КК претензий к оцениванию развёрнутых ответов дать соответствующие разъяснения. Время, рекомендуемое на разъяснения по оцениванию развернутых и/или устных ответов одного апеллянта,– не более 20 минут.

5.4.7. В случае обнаружения ошибок или некорректных заданий в КИМ необходимо сообщить об этом председателю ПК с обязательным указанием номера варианта КИМ, номера задания и содержания замечания.

5.5. Требования к опыту экспертов ПК по проверке развернутых ответов участников ГИА (для присвоения статуса эксперта).

Составы ПК по каждому учебному предмету формируются из лиц, отвечающих следующим требованиям:

- наличие высшего образования;

- соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;

- наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трёх лет);

- наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее 18 часов) по оцениванию образцов ЭР в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором;

- наличие результатов квалификационного испытания, организованного и проведённого в порядке, установленном департаментом образования.

Эксперты ПК, не прошедшие квалификационные испытания в текущем году, не допускаются к включению в составы ПК, а также не могут принимать участие в проверке развёрнутых ответов участников ГИА в текущем году.

5.6. Статусы экспертов ПК.

Эксперту может быть присвоен один из трёх статусов: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.

Ведущий эксперт – статус, позволяющий быть председателем или заместителем председателя ПК, осуществлять руководство подготовкой и/или подготовку экспертов ПК на региональном уровне, участвовать в межрегиональных перекрёстных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций по предмету, осуществлять проверку и перепроверку развёрнутых ответов участников ГИА в составе ПК, в том числе в качестве третьего эксперта.

Старший эксперт – статус, позволяющий осуществлять проверку и перепроверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА в составе ПК, в том числе назначаться для третьей проверки выполнения заданий с развернутым ответом ГИА, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, а также проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.

Основной эксперт – статус, позволяющий осуществлять первую или вторую проверку выполнения заданий с развёрнутым ответом ГИА в составе ПК.

5.7. Квалификационные требования для присвоения статусов экспертам ПК.

Статусы ведущего, старшего или основного эксперта присваиваются в зависимости от уровня квалификации эксперта.

Для присвоения эксперту того или иного статуса должно быть установлено соответствие его квалификации:

- требованиям к экспертам, определенным пунктом 21 Порядка проведения ГИА;

- требованиям к опыту оценивания ЭР участников ГИА;

- требованиям к результатам квалификационного испытания;

- требованиям к согласованности работы при проверке в предыдущем году и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций.

5.8. Для присвоения статуса ведущего эксперта необходим опыт организационной работы в ПК или ГЭК. Отсутствие такого опыта допускается в случае, когда в состав ПК входит менее 10 человек.

5.9. Статусы ведущего эксперта и старшего эксперта могут присваиваться только экспертам, имеющим опыт оценивания развернутых ответов участников ГИА. Для присвоения статуса ведущего эксперта опыт оценивания должен составлять не менее 3 лет. Отсутствие опыта проверки допускается только для вновь организуемых ПК по иностранным языкам.

5.10. Значения показателей согласованности оценивания, определённые по результатам квалификационных испытаний, должны соответствовать значениям, определённым департаментом образования для присвоения экспертам каждого из статусов.

Результаты анализа согласованности оценивания используются при подготовке экспертов ПК.

6. Организация квалификационного испытания

6.1. Квалификационное испытание для присвоения статуса эксперту ПК проводится ежегодно.

6.2. Информация о результатах квалификационного испытания и присвоенном экспертам ПК статусе вносится в РИС.

6.3. Квалификационные испытания проводятся по решению региональной квалификационной комиссии в одной из двух форм:

- в компьютерной форме с использованием специализированного программного обеспечения (в интернет-системе дистанционной подготовки экспертов «Эксперт ЕГЭ»);

- в форме письменного экзамена, с дальнейшей обработкой результатов тестирования для  определения уровня квалификации эксперта ПК.

7. Порядок привлечения экспертов ПК к работе в ПК

7.1. ПК формируются из числа ведущих экспертов, старших экспертов, основных экспертов.

7.2. Председателями и заместителями председателей ПК могут быть назначены только эксперты ПК, имеющие статус ведущего эксперта.

7.3. Для проведения третьей проверки могут быть назначены эксперты ПК, которым в текущем году присвоен статус ведущего эксперта или старшего эксперта, ранее не проверявшие данную ЭР.

7.4. Привлекаться к рассмотрению апелляций о несогласии с выставленным баллом при возникновении спорных вопросов по оцениванию развернутого ответа участника ГИА могут только эксперты ПК, которым в текущем году присвоен статус ведущего эксперта или старшего эксперта и которые ранее не проверяли данную ЭР.

7.5. Привлекаться к проведению перепроверки ЭР участников ГИА, инициированной департаментом образования, могут только эксперты ПК, которым в текущем году присвоен статус ведущего эксперта или старшего эксперта.

7.6. Привлекаться к проведению перепроверки ЭР участников ГИА, инициированной Рособрнадзором, могут только эксперты ПК, которые являются членами комиссии, созданной Рособрнадзором.

7.7. Привлекаться к участию в межрегиональной перекрёстной проверке могут только эксперты ПК, которым в текущем году присвоен статус ведущего эксперта и старшего эксперта.

8. Согласование и совершенствование подходов к оцениванию ЭР участников ГИА на федеральном и региональном уровнях

8.1. Для обеспечения единства подходов к оцениванию развёрнутых ответов участников ГИА используется трехуровневая система согласования и совершенствования подходов к оцениванию. Мероприятия по согласованию и совершенствованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА осуществляются на федеральном и региональном уровнях.

8.1.1. На федеральном уровне система включает ряд мероприятий по формированию согласованных единых подходов к оцениванию у экспертов ПК, имеющих статус ведущего эксперта. Мероприятия включают:

- обсуждение и выработку указанными специалистами на федеральном уровне подходов к оцениванию и типичных случаев, вызывающих затруднения у экспертов ПК при оценивании;

- оценивание указанными специалистами образцов ЭР в удалённом режиме, анализ результатов оценивания.

8.1.2. На региональном уровне система включает:

- внедрение согласованных на федеральном уровне подходов к оцениванию в процессе подготовки экспертов ПК. Подготовка экспертов ПК должна осуществляться под руководством специалистов, имеющих статус ведущих экспертов, и включать практические занятия по оцениванию развернутых ответов участников ГИА в предыдущие годы;

- обязательное проведение оперативного согласования подходов к оцениванию между экспертами ПК непосредственно перед проверкой работ, проводимого в день начала проверки развёрнутых ответов участников ГИА или накануне после получения критериев оценивания развёрнутых ответов из РЦОИ.

8.2. Мероприятия по согласованию и совершенствованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА на федеральном уровне организуются ФИПИ и включают в себя проведение очных семинаров в текущем учебном году. В ходе семинаров при обсуждении подходов к оцениванию формируется набор изображений ответов, как на отдельные задания, так и на целые работы, оценивание которых демонстрирует понимание экспертами ПК выработанных подходов к оцениванию развернутых ответов. Далее отобранные работы используются для проведения квалификационных испытаний экспертов ПК в Ярославской области.

8.3. Мероприятия по согласованию и совершенствованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА на региональном уровне организуются департаментом образования. Подготовка экспертов ПК проводится в соответствии с образовательными программами и с использованием учебно-методических материалов для подготовки экспертов ПК ЕГЭ, размещенных на официальном сайте ФИПИ (www.fipi.ru).

При подготовке экспертов ПК на региональном уровне может использоваться интернет-система дистанционной подготовки экспертов ПК «Эксперт ГИА» и размещенные в ней материалы.

УТВЕРЖДЕНО

приказом

департамента образования

Ярославской области

от 04.04.2014 № 15-нп

(в редакции приказа

департамента образования

Ярославской области

от 21.04.2016 № 10-нп)

ПОЛОЖЕНИЕ

о конфликтной комиссии Ярославской области при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования

Общие положения

1.1. Положение о конфликтной комиссии Ярославской области при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – Положение) определяет полномочия, функции, состав конфликтной комиссии Ярославской области (далее – КК), порядок организации работы КК.

1.2. КК создаётся в целях рассмотрения апелляций обучающихся и выпускников прошлых лет, проходящих государственную итоговую аттестацию по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА), в соответствии с пунктом 14 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».

1.3. КК в своей деятельности руководствуется:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования»;

- Порядком аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июня 2013 года № 491 «Об утверждении Порядка аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников»;

- Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (далее – Порядок проведения ГИА);

- правовыми актами и инструктивно-методическими документами Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее – Рособрнадзор) по вопросам организационного и технологического сопровождения ГИА;

- приказами и инструктивными документами департамента образования Ярославской области (далее – департамент образования) по вопросам организации и проведения ГИА;

- иными нормативными правовыми актами по вопросам организации и проведения ГИА;

- Положением.

1.4. Информационное и организационно-технологическое обеспечение работы КК осуществляет региональный центр обработки информации (далее – РЦОИ), функции которого возложены на государственное учреждение Ярославской области «Центр оценки и контроля качества образования».

2. Состав и структура КК

2.1. КК формируется из представителей департамента образования, органов местного самоуправления муниципальных образований области, осуществляющих управление образованием, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, научных, общественных и иных организаций и объединений.

В состав КК не включаются члены государственной экзаменационной комиссии Ярославской области (далее – ГЭК) и предметных комиссий Ярославской области (далее – ПК).

2.2. Персональный состав КК утверждается приказом департамента образования.

При формировании состава КК исключается возможность возникновения конфликта интересов. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность лица, привлекаемого к проведению ГИА, или его близких родственников влияет или может повлиять на объективное исполнение возложенных на него обязанностей.

2.3. Общее руководство, координацию деятельности КК, распределение обязанностей между заместителями, членами КК и контроль за работой КК осуществляет председатель КК.

В отсутствие председателя КК по объективным причинам его обязанности исполняет один из заместителей председателя КК. Председатель КК и заместители председателя КК несут персональную ответственность за принятые решения в рамках работы КК.

Делопроизводство КК осуществляет ответственный секретарь КК.

Члены КК участвуют в заседаниях КК и выполняют возложенные на них функции.

2.4. Структура КК:

председатель КК;

заместители председателя КК;

ответственный секретарь КК;

члены КК.

3. Полномочия и функции КК

3.1. КК осуществляет полномочия в срок до 31 декабря текущего года.

3.2. КК в рамках проведения ГИА выполняет следующие функции:

- принимает и рассматривает апелляции обучающихся и выпускников прошлых лет, проходящих ГИА (далее – участники ГИА) по вопросам нарушения Порядка проведения ГИА, а также о несогласии с выставленными баллами;

- принимает решение по результатам рассмотрения апелляций об удовлетворении или отклонении апелляций участников ГИА;

- направляет в комиссию по аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении ГИА, всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников не позднее чем за месяц до начала проведения ГИА в целях организованного обеспечения аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при рассмотрении КК апелляций участников ГИА;

- обращается в комиссию по разработке контрольно-измерительных материалов по соответствующему учебному предмету с запросом о предоставлении разъяснений по критериям оценивания (в случае если привлеченные эксперты ПК не дают однозначного ответа о правильности оценивания экзаменационной работы апеллянта);

- информирует апеллянтов и (или) их родителей (законных представителей), а также ГЭК и РЦОИ о принятых решениях.

3.3. В целях выполнения своих функций КК вправе:

- запрашивать и получать у уполномоченных лиц и организаций необходимые документы и сведения, в том числе экзаменационные работы государственного выпускного экзамена (далее – ГВЭ), бланки единого государственного экзамена, электронные носители, содержащие файлы с цифровой аудиозаписью устных ответов участников ГИА, протоколы устных ответов участников ГИА, сдававших ГВЭ в устной форме, копии протоколов проверки экзаменационной работы ПК, контрольно-измерительные материалы, тексты, темы, задания, билеты, выполнявшиеся участниками ГВЭ, подавшими апелляцию, сведения о лицах, присутствовавших в пунктах проведения экзамена (далее – ППЭ), иные сведения о соблюдении Порядка проведения ГИА, а также видеоматериалы из ППЭ;

- привлекать независимых сурдопереводчиков, тифлопереводчиков при рассмотрении апелляций участников ГИА с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;

- привлекать к работе КК экспертов ПК по соответствующему учебному предмету, которым присвоен статус ведущего эксперта или старшего эксперта, но не являющихся экспертами ПК, проверявшими развернутые и (или) устные ответы апеллянта ранее.

3.4. Председатель КК (заместители председателя КК) и члены КК обязаны:

- соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов;

- выполнять возложенные на них функции на самом высоком профессиональном уровне с соблюдением этических и моральных норм;

- своевременно информировать руководство ГЭК и департамент образования о возникающих проблемах или трудностях, которые могут привести к  нарушению сроков рассмотрения апелляций;

- соблюдать конфиденциальность и установленный порядок обеспечения информационной безопасности.

3.5. В случае нарушений требований конфиденциальности и  информационной безопасности, злоупотребления установленными полномочиями, совершенных из корыстной или иной личной заинтересованности, председатель КК (заместители председателя КК) и члены КК несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Организация работы КК

4.1. КК осуществляет свою деятельность в помещениях, определенных департаментом образования. Помещения для заседания КК оборудуются средствами видеонаблюдения.

4.2. Сведения об апелляциях о нарушении установленного порядка проведения ГИА и о несогласии с выставленными баллами, поданных участниками ГИА, вносятся ответственными сотрудниками РЦОИ в региональную информационную систему в течение суток со дня подачи апелляции.

4.3. Решения КК принимаются посредством голосования. Решения КК признаются правомочными только в случае присутствия на заседании не менее 1/3 состава КК. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего.

4.4. Решения КК оформляются протоколами рассмотрения апелляции, в которых указываются решения КК и причины, по которым были приняты решения (в случае удовлетворения апелляции), и заверяются подписями членов КК, принимавших участие в рассмотрении апелляций, а также привлеченных специалистов РЦОИ и (или) привлеченных экспертов ПК.

4.5. Отчетными документами по основным видам работ КК являются:

- апелляции участников ГИА;

- журнал (листы) регистрации апелляций;

- протоколы заседаний КК;

- заключения о результатах служебного расследования о нарушении порядка проведения ГИА в ППЭ;

- заключения экспертов ПК, привлекаемых к работе КК, о правильности оценивания заданий с развернутым и (или) устным ответом и (или) о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым и (или) устным ответом;

- письменные заявления участников ГИА об отзыве апелляции.

4.6. Отчетные документы КК, за исключением протоколов заседаний КК, хранятся до 31 декабря текущего года в государственном учреждении Ярославской области «Центр оценки и контроля качества образования». Протоколы заседаний ГЭК хранятся не менее 5 лет со дня проведения соответствующего экзамена.

4.7. При рассмотрении апелляции проверка изложенных в ней фактов                  не проводится лицами, принимавшими участие в организации и (или) проведении соответствующего экзамена, либо ранее проверявшими экзаменационную работу апеллянта.

4.8. КК не рассматривает апелляции по вопросам содержания и структуры заданий по учебным предметам, а также по вопросам, связанным:

- с оцениванием результатов выполнения заданий экзаменационной работы с кратким ответом;

- с нарушением участником ГИА требований, установленных Порядком проведения ГИА;

- с неправильным оформлением экзаменационной работы.

4.9. КК не вправе рассматривать черновики участника ГИА в качестве материалов апелляции.

4.10. При рассмотрении апелляции присутствуют:

- члены ГЭК – по решению председателя ГЭК;

- общественные наблюдатели, аккредитованные в установленном порядке (по желанию);

- должностные лица Рособрнадзора, департамента образования (по решению соответствующих органов);

- эксперты ПК, привлеченные к рассмотрению апелляции по соответствующему учебному предмету;

- независимые сурдопереводчики и тифлопереводчики для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов (при необходимости).

По желанию при рассмотрении апелляции могут присутствовать апеллянт и (или) его родители (законные представители).

Рассмотрение апелляции проводится в спокойной и доброжелательной обстановке.

4.11. Апеллянтов и (или) их родителей (законных представителей) (в случае их присутствия при рассмотрении апелляции) приглашают по графику, сформированному ответственным секретарем КК и согласованному председателем КК, в соответствии с журналом (листами) регистрации апелляций, а также с учётом удалённости места проживания апеллянта от места работы КК.

4.12. Апелляции  могут быть отозваны по личному заявлению  участника ГИА.

Заявление об отзыве апелляции в письменной форме подается:

- в образовательную организацию, в которой участник ГИА был допущен к ГИА;

- в место регистрации участников ГИА или в КК – выпускниками прошлых лет.

Государственная эталонная база данных правовых актов Ярославской области

Страница 1 из 29

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 23.04.2019
Рубрики правового классификатора: 130.010.020 Управление системой образования (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать