Основная информация

Дата опубликования: 21 октября 2008г.
Номер документа: ru18000200800355
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Удмуртская Республика
Принявший орган: Управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПРИКАЗ

от 21 октября 2008 года № 233/01-03

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2009-2010 ГОДЫ

УТРАТИЛ СИЛУ: приказ Управления государственной службы занятости населения УР от 30.12.2008 № 291/01-03

В целях реализации статьи 7.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Концепции действий на рынке труда Российской Федерации на 2008-2010 годы, Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы, приказываю:

1. Утвердить Программу содействия занятости населения Удмуртской Республики на 2009-2010 годы (далее Программа).

2. Начальникам отделов Управления ГСЗН УР:

- обеспечить выполнение всех мероприятий и количественных показателей Программы;

- представлять в отдел программ занятости и рынка труда отчет о выполнении Программы ежеквартально, не позднее 20 числа следующего за отчетным кварталом месяца.

3. Директорам ГУ УР ЦЗН:

- при разработке мероприятий, оказывающих воздействие на развитие рынка труда, в том числе городских и районных программ занятости населения, руководствоваться Программой;

- принять меры к ежегодному привлечению средств местных бюджетов на финансирование программных мероприятий.

4. Начальнику отдела программ занятости и рынка труда (Епанешникову Ю.Д.):

- обеспечить подготовку ежеквартальной информации о ходе реализации Программы, начиная с итогов работы за I квартал 2009 года;

- организовать размещение текста Программы в сети «Интернет» и информации об ее утверждении в СМИ.

5. Заместителям начальника Управления (Зориной Л.Е., Сыресину В.М.) обеспечить координацию деятельности курируемых отделов, а также центров

Начальник Управления Ю.М. Брусянский

Утверждена приказом Управления ГСЗН УР от 21 октября 2008 года № 233/01-03

ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2009-2010 ГОДЫ

Паспорт Программы

Наименование Программы

Программа содействия занятости населения Удмуртской Республики на 2009-2010 годы

Основание для разработки ведомственной Программы

Закон Российской Федерации от19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" статья 7.1

Государственный заказчик Программы

Управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики

Разработчик Программы

Управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики

Исполнитель Программы

Управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики

Основные цели Программы

Развитие эффективной занятости населения, обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы, совершенствование различных видов государственных услуг, оказываемых гражданам и работодателям в соответствии с законодательством о занятости населения

Основные задачи Программы

Содействие трудоустройству граждан, ищущих работу;

содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации;

совершенствование мониторинга и прогнозирования профессионально-квалификационной структуры рабочих мест;

повышение престижа рабочих профессий;

повышение качества рабочей силы и дальнейшее развитие системы профессионального обучения;

социальная адаптация и психологическая поддержка безработных граждан;

Дальнейшее развитие системы профессиональной ориентации населения, в первую очередь, молодежи;

стимулирование экономической активности населения;

реализация специальных программ, способствующих содействию занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

развитие системы внутриреспубликанской и межрегиональной трудовой миграции;

оптимизация привлечения иностранной рабочей силы;

социальная поддержка безработных граждан.

Целевые индикаторы Программы

Повышение уровня занятости населения, рассчитываемого в % к численности населения 15-72 лет,

Сокращение уровня общей безработицы, рассчитываемой в % от экономически активного населения,

Сокращение уровня регистрируемой безработицы, рассчитываемой в % от экономически активного населения

Сроки и этапы реализации Программы

2009-2010 годы

Перечень основных мероприятий

Содействие трудоустройству и повышению занятости населения;

Регулирование внутренней и внешней трудовой миграции населения;

Повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

Улучшение функционирования рынка труда.

Объемы и источники финансирования Программы

Всего в 2009-2010 г.г. на реализацию мероприятий Программы предусматривается направить 1133,4 млн. руб., в том числе: на 2009 год - 545,8 млн. руб., на 2010 год - 587,6 млн. руб. Из предусмотренных средств 1016,0 млн. руб. (89,7 %) составят субвенции из федерального бюджета; 5,5 млн. руб. (0,5 %)- средства бюджета Удмуртской Республики, 111,9 млн.руб. (9,8 %) - средства бюджетов муниципальных образований и средства работодателей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

Повышение уровня занятости населения Удмуртской Республики в возрасте 15-72 лет до 64,3 % в 2009 году и 64,6 % в 2010 году;

Сокращение уровня общей безработицы, рассчитываемой по методологии МОТ, до 7,3 % в 2009 году и 7,2 % в 2010 году, а уровня регистрируемой безработицы - до 1,3 % от экономически активного населения;

Повышение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда путем содействия в трудоустройстве ежегодно не менее 70 тыс. граждан, ищущих работу;

Обеспечение сезонного снижения уровня безработицы за счет организации общественных работ ежегодно для 10 тыс. безработных и ищущих работу граждан;

Организация временного трудоустройства ежегодно не менее 15 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;

Поддержка предпринимательской инициативы 2 тыс. безработных граждан ежегодно;

Создание условий для функционирования цивилизованного рынка труда путем расширения государственных услуг для работодателей и ищущих работу граждан;

Повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы путем ежегодного предоставления государственной услуги по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации не менее 3,5 тыс. безработных граждан с целью последующего трудоустройства.

Выбор сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения путем ежегодного предоставления государственной услуги по профессиональной ориентации не менее 74 тыс. граждан;

Повышение мотивации безработных граждан к труду, активизации позиции по поиску работы и трудоустройству путем ежегодного предоставления государственной услуги по психологической поддержке не менее 6 тыс. безработных граждан.

Получение навыков активного, самостоятельного поиска работы, составления резюме, проведения деловой беседы с работодателем, самопрезентации путем ежегодного предоставления государственной услуги по социальной адаптации не менее 8 тыс. безработных граждан.

Повышение мобильности рабочей силы на рынке труда;

Оптимизация привлечения иностранной рабочей силы на территории Удмуртской Республики;

Снижение социальной напряженности на рынке труда посредством смягчения последствий массовых высвобождений работников.

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

В течение периода реализации Программы содействия занятости населения Удмуртской Республики на 2006-2008 годы, утвержденной Федеральной службой по труду и занятости ситуация на рынке труда складывалась под влиянием положительной динамики основных показателей социально-экономического развития Удмуртской Республики.

За этот период обеспечены устойчивые темпы роста промышленного и сельскохозяйственного производства, инвестиций в основной капитал, жилищного строительства, реальных располагаемых денежных доходов населения. Улучшение показателей социально-экономического развития Удмуртии положительно сказалось на ситуации с занятостью населения.

Темпы снижения численности работающих на предприятиях республики постепенно сокращались, а в 2008 году численность начала увеличиваться. В 2006 году было снижение численности работников предприятий на 2,3 тыс. человек или 0,4 %, в 2007 году - на 1,2 тыс. человек или 0,2 %, а в 1 полугодии 2008 года численность работающих на предприятиях республики увеличилась более чем на 10 тыс. человек или 1,8 %.

Общая занятость, по данным баланса трудовых ресурсов, с 2005 года стала увеличиваться (см. табл. 1). В 2007 году она превысила 766 тыс. человек (в 2005 году - 764,8 тыс.). Основной рост отмечен в организациях со смешанной формой собственности и частном секторе.

Увеличился спрос на рабочую силу в строительстве, оптовой и розничной торговле, транспорте и связи, финансовой деятельности, в организациях, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, в видах деятельности, связанных с предоставлением коммунальных, социальных и персональных услуг и некоторых других.

Таблица 1

Экономическая активность и занятость населения Удмуртской Республики

Годы

Изменение

2006г.

факт

2007г.

факт

2008г.

оценка

2007г.

в % к 2006г.

2008г.

в % к 2007г.

1. Население 15-72 лет, тыс. человек

1206,9

1205,0

1200,6

99,8

99,6

В том числе:

2. Экономически активное население, тыс. человек

843,3

835,6

830,0

99,1

99,3

В том числе:

3. Занятые экономической деятельностью, тыс. человек

766,0

766,2

768,0

100,0

100,2

4. Уровень занятости населения, %

(стр.3/стр.1*100)

63,5

63,6

64,0

Х

Х

По результатам обследования населения по проблемам занятости населения, проводимым ежеквартально, уровень общей безработицы в Удмуртской Республике имел тенденцию к сокращению (см. табл. 2) и снижался в пределах от 8 до 7 % (в 2006 году он составил 8,4 %).

Таблица 2

Показатели, характеризующие общие масштабы безработицы

Годы

Изменение

2006г.

факт

2007г.

факт

2008г.

оценка

2007г.

в % к 2006г.

2008г.

в % к 2007г.

1. Общая численность безработных, тыс. человек

70,7

66,0

62,0

93,4

93,9

2. Уровень общей безработицы, %

8,4

7,9

7,5

Х

Х

3. Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости в среднем за год, тыс. человек

18,6

13,1

11,5

70,4

87,8

4. Уровень регистрируемой безработицы в среднем за год, %

2,2

1,6

1,4

Х

Х

5. Численность безработных, зарегистрированных в государственной службе занятости на конец года, тыс. человек

18,7

13,1

12,5

70,1

95,4

6. Уровень регистрируемой безработицы на конец года, %

2,2

1,6

1,5

Х

Х

За период с 2006 по 2008 годы в органах службы занятости населения ежегодно фиксировались более 400 тыс. обращений граждан, из них обратившихся за содействием в поиске работы - 91-99 тыс. человек.

Скоординированные действия исполнителей Программы содействия занятости населения Удмуртской Республики на 2006-2008 годы позволили сократить среднегодовой уровень регистрируемой безработицы с 2,2 % в 2006 году до 1,4 % в 2008 году по отношению к численности экономически активного населения, что значительно ниже предусмотренного Программой (2,3%).

Во многом это связано со стабилизацией экономической ситуации, которая положительно сказалась на уменьшении масштабов массовых увольнений работников с предприятий. Объемы массовых высвобождений за последние два года уменьшились больше, чем в 5 раз, а число работников, уволенных по сокращению штата или в связи с ликвидацией предприятия и поставленных на учет в службу занятости, сократилось в 2007 году до 2,9 тыс. человек (2005 год - 10,5 тыс.; 2006 год - 5,3 тыс.). Ожидается, что в 2008 году ситуация не ухудшится.

Ежегодно в службу занятости поступало 90 тыс. вакансий от работодателей. Уровень предлагаемой заработной платы на имеющиеся вакансии растет. Если в 2006 году половина вакансий в службе занятости были с уровнем зарплаты ниже прожиточного минимума, то в 2007 году таких вакансий уже осталась 37 %, а в 1 полугодии 2008 года - менее 32 %. Доля вакансий с уровнем заработной платы выше, чем средняя по республике, увеличилось с 5 % до 16 %.

Самая высокая заработная плата предлагалась по таким рабочим профессиям как асфальтобетонщик, бурильщик, машинист (бурильной установки, подъемника), вальцовщик, зуборезчик, кузнец на молотах и прессах, строгальщик, электромонтажник по освещению.

Среди служащих высокая заработная плата предлагалась военнослужащим, главным инженерам, главным технологам, инженерам по бурению, риэлтерам.

Низкая заработная плата (ниже ПМ) чаще всего встречалась для низкоквалифицированной рабочей силы. Это вахтеры, гардеробщики, дворники, дезинфекторы, охранники, лесорубы, лесоводы, кухонные и подсобные рабочие, повара, кондитеры, машинисты котельной, операторы, почтальоны, уборщики территорий, служебных и производственных помещений, мусоропроводов. Невысоко оплачивался труд и в сельском хозяйстве по профессиям дояр, животновод, заготовитель, скотник, тракторист-машинист сельхозпроизводства, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин.

Среди служащих самую низкую заработную плату имели претенденты на вакансии работников культуры, здравоохранения, образования. Это воспитатели детсадов, учителя, преподаватели, педагоги, психологи, артисты, врачи, фельдшеры, агрономы, а также делопроизводители, секретари, технические работники, техники-программисты, социальные работники.

Анализ соотношения спроса и предложения рабочей силы показал, что наибольшую потребность рынок труда испытывал в квалифицированных рабочих промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, связи, геологии. Их доля в спросе на рабочую силу повысилась по отношению к соответствующему периоду прошлого года с 30,1 % в 2007 году до 33,8 % - в 2008 году.

Потребность в рабочей силе по этой группе занятий ощущалась наиболее остро. Число имеющихся вакансий в 2,4 раза превысило число ищущих работу. Наиболее значительное количественное несоответствие имеется по следующим группам занятий:

Спрос на строителей, использующих традиционные материалы для возведения зданий и сооружений, в 4 раза превысил предложение. Представители этих профессий занимали самую высокую долю в спросе на рабочую силу.

Доля плотников и столяров, кровельщиков также является одной из самых многочисленных, спрос на них был в 2,6 раза больше предложения.

Маляров на регистрируемом рынке труда требуется в 2,4 раза больше, чем имеется свободной рабочей силы.

Сварщиков и газорезчиков необходимо в 2,3 раза больше.

Станочники и наладчики металлообрабатывающих станков и оборудования в структуре спроса также занимают значительный удельный вес, их требуется в 2,8 раза больше имеющегося предложения.

Недостаток (в 1,8 раза) ощущается на слесарей-механиков-сборщиков, ремонтников промышленного оборудования. Это 12,4 % удельного веса в спросе на рабочую силу.

Профессии рабочих швейной промышленности занимают в спросе гораздо меньшую долю в своей группе (3,8 %), но их нехватка ощущалась как в прошлом году (их требовалось в 2,4 раза больше), так и в текущем (в 2,5 раза).

Практически по всем перечисленным группам количественное несоответствие между спросом и предложением в 2008 году по отношению к 2007 году возросло.

Востребованными на рынке труда были и рабочие из группы «Операторы, аппаратчики, машинисты установок, слесари-сборщики». Число имеющихся вакансий почти в 1,3 раза превышало предложение рабочей силы в 2007 году и в 1,5 раза - в 2008. В общем спросе данная группа занимает 13,3 % удельного веса.

Работники сферы обслуживания, ЖКХ, торговли и родственных видов деятельности также занимают в общем спросе довольно значительный удельный вес - 11,6 %, однако по отношению к прошлому году он несколько сократился (на 2 п.п.). Спрос на них достаточно сбалансирован и лишь на 0,6 % превысил предложение.

Однако ощущался недостаток официантов, барменов и буфетчиков, среди них спрос в 1,8 раза превышал предложение, парикмахеров - в 2 раза, поваров - в 1,6 раза и некоторых немногочисленно представленных профессий. В то же время, в этой группе усилилась конкуренция за рабочее место среди продавцов магазинов и демонстраторов товаров. Если в 2007 году предложение превышало спрос на 7,5 %, то в 2008 - на 45 %. Большим спросом пользовались парикмахеры, косметологи и родственные им профессии, но их доля в спросе невелика и занимает менее 2 % в своей группе.

Невостребованными на рынке труда остаются квалифицированные работники сельского хозяйства, лесного хозяйства, охотничества, рыбоводства и рыболовства. Спрос на них был в 1,5 раза меньше предложения.

Спрос на руководителей также практически в 1,4 раза меньше имеющегося предложения. Их доля в общем спросе составила около 4 %. В их числе недостаток ощущался только среди руководителей специализированных подразделений в торговле (в 1,8 раза).

Спрос на специалистов высшего уровня квалификации несколько возрос. Если в 2007 году он лишь на 3 % превышал предложение, то в 2008 - на 16 %. Наиболее востребованными среди них были инженеры-механики и технологи машиностроения. В 2007 году их требовалось в 1,4 раза больше, в 2008 - в 1,7 раза. Пользовались спросом также архитекторы и инженеры по транспортному и городскому строительству, а также многие другие высококвалифицированные специалисты, доля которых в общем спросе невелика. Избыток наблюдался среди преподавателей средней школы, бухгалтеров и специалистов по финансам и кредиту.

Спрос на специалистов среднего уровня квалификации в 2008 году в 1,5 раза превысил предложение, количественное несоответствие по сравнению с прошлым годом увеличилось. Больше всего не хватало техников-электриков (более чем в 3 раза), медицинского персонала по уходу (в 2,2 раза), персонала дошкольного воспитания и обучения (в 2 раза). Не пользовались спросом в этой группе диспетчеры, административно-управленческий персонал.

Несмотря на то, что служащие, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом в структуре спроса занимают менее 1,5 % удельного веса, практически все они были мало востребованы. Секретарей в 1,2 раза требовалось меньше, чем ищущих работу, кассиров банка и родственных профессий - в 1,3 раза.

Высокий и одинаковый удельный вес - 19,1 % - как в спросе на рабочую силу, так и в числе ищущих работу граждан занимают неквалифицированные работники. Спрос на них незначительно - на 9 % - превышает предложение. Однако помимо этого еще 20 % ищущих работу граждан, в том числе ранее не работавших, не имеют профессии. Учитывая это, можно сказать, что предложение со стороны неквалифицированных работников в 1,7 раза больше спроса на них.

Таким образом, к середине 2008 года на регистрируемом рынке труда Удмуртской Республики был отмечен недостаток рабочей силы (на 9 %), который в большей степени несбалансирован по профессиональному признаку и занятиям. При этом аналогичный период прошлого года характеризовался ее избытком в размере 13 %.

Часто безработные граждане, обладающие востребованными профессиями, не устраивают работодателей по уровню квалификации. В структуре потребности в 2005-2007 годах специалисты с высшим профессиональным образованием составили 15 %, средним - 5 %, начальным - 80 %. Особенно острым был дефицит рабочих кадров.

Существующая в Удмуртской Республике система профессионального образования смещена в сторону высшего образования. Численность выпускников учреждений ВПО в 2007 году составила 13,9 тыс. человек, СПО - 9,1 тыс., а НПО - 6,8 тыс. человек. Однако вследствие непрестижности рабочих профессий идет постоянное снижение приема и контингента обучающихся в учреждениях НПО. В 2008 году по оценке Министерства образования и науки численность выпускников с ВПО и СПО увеличится соответственно до 14,5 и 9,5 тыс. человек, а с НПО - сократится до 6,4 тыс. Такая тенденция сохранится и до 2010 года. Ожидается, что прогнозный выпуск к 2010 году в учреждениях НПО составит лишь около 5 тыс. человек.

В республике действует постановление Правительства УР «О порядке формирования задания на подготовку кадров по профессиям начального профессионального образования в государственных учреждениях профессионального образования Удмуртской Республики», согласно которому планы подготовки специалистов в учреждениях НПО формируются на основе заявок работодателей и прогноза изменения спроса на рынке труда.

Однако не всегда подготовка кадров ведется в соответствие с потребностями работодателей. Во-первых, наиболее востребованные сегодня профессии у работодателей не пользуются спросом у выпускников школ и родителей и набор на рабочие профессии уменьшается. Во-вторых, пока не удается оперативно реагировать на возникающий спрос на новые профессии.

В последние годы отмечается существенный рост количества иностранных граждан, прибывших в Удмуртскую Республику для осуществления трудовой деятельности. По данным баланса трудовых ресурсов их численность увеличилась с 0,3 тыс. человек в 2004 году до 6,3 тыс. в 2007 году. Основными видами экономической деятельности иностранных трудовых мигрантов являются строительство и торговля.

Отрицательно на растущий кадровый дефицит влияют миграционные процессы, происходящие в республике. Поток выезжающих преобладает над потоком приезжающих в Удмуртию. Основную часть в отрицательном сальдо миграции составляет внутрироссийская межрегиональная миграция, официально составившая в 2007 году - 2135 человек. Предполагается, что реальные цифры значительно больше. При этом уезжают наиболее ценные кадры: молодые люди с высшим образованием и квалифицированные рабочие в возрасте 30-40 лет.

Несмотря на отдельные негативные процессы, происходящие на рынке труда, реализация Программы содействия занятости населения Удмуртской Республики на 2006-2008 годы органами службы занятости на основе социального партнерства с республиканскими министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления, работодателями позволила трудоустроить на постоянную и временную работу (при плане 80 тыс. ежегодно) в 2006 году 82,7 тыс. человек, в 2007 году - более 81 тыс. человек, в 2008 году (ожид.) - 84 тыс.

Растет доля граждан, нашедших при содействии службы занятости подходящую работу до получения статуса безработного, т.е. в 10-дневный срок со дня обращения в службу занятости (в 2006 году - 46 %, в 2007 году - 53,9 %, в 1 полугодии 2008 года - 57,2 %).

Выполнение основных мероприятий, заложенных в программе на 2006-2008 годы, отражено в следующей таблице (табл. 3):

Таблица 3

Выполнение важнейших показателей Программы содействия занятости населения Удмуртской Республики на 2006-2008 годы



Наименование мероприятий

(ежегодные показатели)

Предусмотрено программой на 2006-2008 гг.*

Выполнение за 2006-2008 гг.

Процент выполнения программного задания (%)

1

2

3

4

5

1. Содействие трудоустройству и повышение занятости населения

1.1.

Оказать содействие в трудоустройстве не менее 80000 граждан, ищущих работу

240000

243740

101,6

1.2.

Использовать активные формы взаимодействия с работодателями в целях формирования банка вакансий не менее 90000 рабочих мест в год

270000

299171

110,8

1.3.

Организовать проведение общественных работ с участием не менее 11500 незанятых и безработных граждан, в том числе по подготовке к празднованию 450-летия добровольного вхождения Удмуртии в Российское государство

34500

36138

104,7

1.4.

Оказать поддержку в развитии предпринимательской деятельности и самозанятости 4000 безработных и ищущих работу граждан

12000

13463

112,2

1.6.

Использовать новые технологии в организации «Ярмарок вакансий учебных рабочих мест» и обеспечить участие в них не менее 90000 ищущих работу и безработных граждан

270000

277088

102,6

1.1. Содействие сельской занятости

1.8.

Организовать проведение общественных работ в сельской местности с участием не менее 6000 незанятых и безработных граждан (на договорной основе)

18000

19743

109,7

1.2. Содействие занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы

1.10.

Организовать временное трудоустройство не менее 1900 человек из числа безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы

5800

6526

112,5

1.16.

Организовать временное трудоустройство 600 безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые

1200

1319

109,9

1.18.

Организовать содействие во временном трудоустройстве не менее 15000 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в период каникул и в свободное от учебы время, в том числе на временные работы по оказанию помощи ветеранам и вдовам погибших и умерших участников ВОВ

47000

48493

103,2

2. Повышение качества рабочей силы и развитие системы профессионального обучения

2.1. Профессиональная ориентация населения и социальная адаптация безработных граждан

2.1.

Оказать профориентационные услуги не менее 80000 человек, в том числе: безработным гражданам и незанятому населению не менее 50000 человек, инвалидам - не менее 1500 человек

240000

255610

106,5

150000

162081

108,1

4500

7937

176,4

2.2.

Обеспечить целенаправленную работу по формированию трудовой и социально-психологической активности безработных граждан, используя программы социальной адаптации («Клуб ищущих работу», «Новый старт») не менее 8400 человек

25200

25929

102,9

2.3.

Обучить не менее 100 граждан, желающих заняться предпринимательской деятельностью, по программе социальной адаптации «Мини-Бизнес-Практикум»

300

538

179,3

2.6.

Оказать профориентационные услуги детям, оставшимся без попечения родителей, на базе ГОУ РУМЦ ПП и НН не менее 100 человек

300

240

80,0

2.2. Профессиональное обучение

2.7.

Провести отбор и направить на обучение не менее 6500 человек из числа безработных граждан по специальностям, актуальным на рынке труда

16800

13353

79,5

2.8.

Провести отбор и направить на обучение граждан, особо нуждающихся в социальной защите, с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе: не менее 100 инвалидов, 650 человек из числа молодежи 16-17 лет

300

312

104,0

1950

1519

77,9

2.9.

Организовать повышение квалификации (стажировку) 400 специалистов и выпускников со средним и высшим профессиональным образованием

1200

1391

115,9

* суммарные показатели с учетом проведенных на 2008 год корректировок

Успешному выполнению установленных заданий в разрезе программных мероприятий способствовало сотрудничество с республиканскими министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления, работодателями, своевременное и целенаправленное финансирование за счет средств федерального бюджета, а также привлечение средств бюджета Удмуртской Республики, средств местных бюджетов и внебюджетных источников (работодателей).

В результате, численность официально зарегистрированных безработных сократилась с 22071 человека на начало 2006 года до 13119 человек на конец 2007 года. Ожидается, что к концу 2008 года она снизится до 12500 человек. Снижение численности безработных произошло по всем городам и районам Удмуртской Республики.

Состав безработных в течение анализируемого периода в целом качественно улучшался. В составе безработных значительно (практически наполовину) сократилось количество высвобожденных работников, выпускников среднего (на 45 %) и начального (41 %) профессионального образования.

Повысился их образовательный уровень. Удельный вес безработных, имеющих высшее, среднее и начальное профессиональное образование несколько вырос (до 52 %), а с общим образованием и не имеющих его, наоборот, сократился до 48 %.

Возрастной состав безработных не претерпел существенных изменений и выглядит следующим образом:

самую высокую долю (57 %) занимают безработные, находящиеся в возрасте наивысшей экономической активности - это мужчины 30-58 лет и женщины 30-53 лет;

выше 34 % составляет молодежь в возрасте 16-29 лет;

доля граждан предпенсионного возраста (за 2 года до выхода на пенсию) составила около 9 %.

Удельный вес граждан, испытывающих трудности в поиске работы, несмотря на сокращение по отношению к прошлым периодам, остается значительным. Доля граждан, имеющих длительный (более года) перерыв в работе, составляет 13 %. Безработные, не имеющие специальности - 5 %, а граждане, ранее не приступавшие к трудовой деятельности - 11,5 %. Инвалидов в составе безработных стало 5,4 %.

Уровень регистрируемой безработицы в Удмуртской Республике на конец 2008 года составит 1,5 % от экономически активного населения. Если на начало 2006 года этот показатель соответствовал 2,7 %, то на конец 2006 года - 2,2 %, на конец 2007 года - 1,6 %.

Наиболее высоким уровнем безработицы характеризовалась ситуация на рынке труда Граховского, Камбарского, Кизнерского, Селтинского, Ярского районов. В ряде территорий - в городах Ижевске, Воткинске и Глазове, Завьяловском, Игринском, Увинском и Якшур-Бодьинском районах - уровень безработицы ниже, чем в среднем по республике.

Положение Удмуртской Республики по важнейшему индикатору состояния рынка труда - уровню регистрируемой безработицы - в Российской Федерации и Приволжском Федеральном округе в 2006-2008 годах характеризуется следующими данными (табл.4):

Таблица 4

Сравнительная динамика уровня регистрируемой безработицы с субъектами Приволжского федерального округа



пп

Наименование субъектов

Российской Федерации

Уровень регистрируемой безработицы на конец периода, в %

2005 г.

2006 г.

2007 г.

1 полугодие 2008 г.

Российская Федерация

2,5

2,4

2,1

1,8

Приволжский федеральный округ

1,6

1,4

1,3

1,0

в том числе:

1.

Республика Башкортостан

1,5

1,4

1,4

1,0

2.

Республика Марий Эл

1,7

1,4

1,0

0,9

3.

Республика Мордовия

1,5

1,4

1,3

1,0

4.

Республика Татарстан

1,6

1,4

1,2

1,0

5.

Удмуртская Республика

2,7

2,2

1,6

1,1

6.

Чувашская Республика

2,0

1,7

1,4

1,2

7.

Кировская область

2,9

1,8

1,4

1,3

8.

Нижегородская область

0,8

0,7

0,6

0,5

9.

Оренбургская область

0,8

1,0

0,8

0,7

10.

Пензенская область

1,4

1,3

0,9

0,8

11.

Пермская область

1,4

1,4

1,4

1,3

12.

Самарская область

1,7

1,4

1,5

1,0

13.

Саратовская область

1,7

1,6

1,5

1,3

14.

Ульяновская область

3,0

2,4

1,8

1,2

Как следует из приведенных в таблице 4 данных, в течение 2006-2008 года уровень регистрируемой безработицы в Удмуртской Республике удалось снизить до уровня ниже, чем в среднем по Российской Федерации, и достичь среднего значения по Приволжскому федеральному округу.

Основными проблемами на рынке труда Удмуртской Республики в настоящее время остаются:

высокий уровень общей безработицы, сохранение значительного (практически в 5 раз) разрыва между общей и регистрируемой безработицей;

дифференциация городов и районов республики по уровню регистрируемой безработицы;

несоответствие между спросом и предложением рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе,

несоответствие в полной мере существующей подготовки кадров в системе профессионального образования потребностям рынка труда;

сохранение высокой доли вакансий с низкой оплатой труда (ниже прожиточного минимума);

отсутствие профессионального образования или опыта работы у граждан, впервые ищущих работу, занимающих 9 % в составе безработных;

низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных социально-демографических групп населения (женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, лиц предпенсионного возраста, сельских жителей, инвалидов, имеющих показания к труду, выпускников учебных заведений, граждан, имеющих длительный перерыв в работе и некоторых других).

II. Социально-экономическая значимость проблемы для населения Удмуртской Республики

В соответствие с перспективами социально-экономического развития Удмуртской Республики до 2011 года, ежегодный прирост валового регионального продукта составит 2,5-4,7 % в основных ценах.

Объем отгруженных товаров собственного производства будет ежегодно расти на 2-3 %. Темпы прироста промышленного производства составят не менее 10-11 %. Наибольший вклад в развитие промышленности Удмуртской Республики внесут добыча полезных ископаемых и обрабатывающие производства: металлургическое производство, производство машин и оборудования.

Ежегодные реальные прогнозируемые темпы роста выпуска продукции сельского хозяйства составят 101-102,8 %.

Прогнозируемый приток инвестиций к 2011 году увеличится на 40,3 %. Основными направлениями инвестирования будут: транспорт и связь, обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство. На их долю будет приходиться порядка 40% всех инвестиций.

В условиях формирования тенденций устойчивого социально-экономического роста, структурной перестройки экономики произойдет повышение спроса на труд, изменение сложившейся структуры занятости населения. Это повлечет за собой дальнейшее изменение профессионально-квалификационной структуры спроса на рабочую силу, обусловленные, с одной стороны, необходимостью обеспечения модернизируемых и вновь создаваемых рабочих мест квалифицированными трудовыми ресурсами, с другой стороны, сокращением неэффективных рабочих мест и высвобождением работников.

Все это будет сопровождаться негативными демографическими тенденциями, связанными с сокращением, начиная с 2007 года, численности населения в трудоспособном возрасте. В связи с этим может возникнуть дефицит трудовых ресурсов и сокращение численности экономически активного населения.

По состоянию на 1 января 2008 года численность постоянного населения Удмуртии составила 1532,7 тыс. человек, а к 2010 году в результате непрекращающихся процессов естественной убыли она сократится до 1525,5 тыс. человек.

Ожидается, что численность трудовых ресурсов в Удмуртской Республике снизится с 996,2 тыс. человек в 2007 году до 963 тыс. в 2010 году (на 33 тыс. человек). Численность экономически активного населения может снизиться в меньшей степени вследствие вовлечения экономически неактивной части населения в трудовую деятельность. В результате прогнозируемого повышения экономической активности населения республики, его численность сократится на 10 тыс. человек - с 835,6 тыс. в 2007 году до 825 тыс. человек в 2010 году.

Для недопущения возникновения острого дефицита трудовых ресурсов, который может стать существенным ограничением для ускорения темпов экономического роста, необходима разработка дополнительных мер по повышению эффективной занятости, в первую очередь, для населения Удмуртской Республики.

В соответствие с этим, разработан прогноз рынка труда, основанный на прогнозе социально-экономического развития Удмуртской Республики (табл. 5).

Таблица 5

Прогноз спроса и предложения на рынке труда Удмуртской Республики

тыс. человек

2007

факт

2008

оценка

2009

2010

Совокупный спрос на рабочую силу

1.

ВСЕГО

166,3

181,7

187

187

в том числе:

2.

вакансии на начало прогнозного периода

16,3

24,5

24

22,5

3.

потребность в работниках на новых рабочих местах

7,4

8,4

9

10,5

4.

потребность в работниках, на замену выбывающих по собственному желанию и другим причинам, не связанным с сокращением численности персонала

142,6

148,8

154

154

Совокупное предложение рабочей силы

5.

ВСЕГО

232,3

243,7

246

246

в том числе:

6.

безработные на начало года

69,5

65,7

63

61

7.

из них зарегистрированные в службе занятости

18,7

13,1

12,5

12

в течение года:

8.

высвобожденные работники

3,3

3,2

3

3

9.

работники, уволившиеся по собственному желанию

134,2

148,4

150,5

155

10.

выпускники учебных заведений всех уровней

7,1

6,2

6

5,8

11.

уволенные из Вооруженных Сил России

0,8

0,6

0,6

0,5

12.

освобожденные из мест лишения свободы

1

0,8

0,7

0,7

13.

механический приток населения в трудоспособном возрасте

-2,3

-2,5

-2

-2

14.

Не имеющие работу по другим причинам

18,7

21,3

24,2

22

Соотношение спроса и предложения

Коэффициент напряженности

1,4

1,3

1,3

1,3

15.

Занятые в экономике

766,2

768

767

766

16.

Общая численность безработных

66

62

59

59

17.

Численность официально зарегистрированных безработных на конец года

13,1

12,5

12

12

В целом на рынке труда в ближайшие два года прогнозируется улучшение ситуации. Спрос на рабочую силу будет расти, объемы высвобождения работников сократятся, численность безработных как общая, так и регистрируемая, будет иметь тенденцию к снижению. Для удовлетворения потребностей работодателей в работниках необходимо привлечение к трудовой деятельности части экономически неактивного населения.

Предполагается, что численность населения, занятого в экономике, в течение прогнозируемого периода будет расти, но очень незначительными темпами. Общий уровень безработицы, рассчитанный по методологии МОТ, снизится до 7,3 % в 2009 году и 7,2 % в 2010 году от численности экономически активного населения, а уровень регистрируемой безработицы стабилизируется в пределах 1,3 %.

III. Основные цели и задачи Программы

Основной целью Программы является развитие эффективной занятости населения, обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы, совершенствование различных видов государственных услуг, оказываемых гражданам и работодателям в соответствии с законодательством о занятости населения.

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

содействие трудоустройству граждан, ищущих работу;

содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации;

совершенствование мониторинга и прогнозирования профессионально-квалификационной структуры рабочих мест;

оптимизация сети образовательных учреждений на основе реального спроса на их услуги, устранение существующих диспропорций в подготовке кадров;

повышение престижа рабочих профессий;

повышение качества рабочей силы и дальнейшее развитие системы профессионального обучения;

социальная адаптация и психологическая поддержка безработных граждан;

дальнейшее развитие системы профессиональной ориентации населения, в первую очередь, молодежи;

стимулирование экономической активности населения;

реализация специальных программ, способствующих содействию занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

развитие системы внутриреспубликанской и межрегиональной трудовой миграции;

оптимизация привлечения иностранной рабочей силы;

социальная поддержка доходов безработных граждан.

Решение этих задач может быть обеспечено путем улучшения функционирования рынка труда, что предполагает повышение гибкости рынка труда, оперативное реагирование на возможные изменения, происходящие на рынке труда, соблюдение социальных и трудовых прав и гарантий, дальнейшее проведение активной политики на рынке труда.

IV. Целевые индикаторы реализации Программы

Учитывая прогноз социально-экономического развития Удмуртской Республики на период действия Программы и в соответствие с ее основными целями и задачами, реализация Программы позволит повысить уровень занятости населения, сократить уровень общей и регистрируемой безработицы среди населения Удмуртской Республики.

В связи с этим, рассчитаны следующие показатели эффективности реализации Программы (табл. 6):

Таблица 6

Целевые индикаторы реализации Программы

(в среднегодовом исчислении, тыс. человек)

Годы

2008г.

оценка

2009г.

прогноз

2010г.

прогноз

1.

Уровень занятости населения, %

64,0

64,3

64,6

2.

Уровень общей безработицы (в % к ЭАН)

7,5

7,3

7,2

3.

Уровень регистрируемой безработицы (в % к ЭАН)

1,4

1,3

1,3

Осуществление государственного регулирования рынка труда, ориентирование работодателей на создание условий труда, обеспечивающих высокую трудоспособность работников и производительность труда, а также реализация мероприятий в области содействия занятости населения в рамках данной Программы позволит повысить уровень занятости населения с 64 % в 2008 году до 64,6 % в 2010 году, обеспечить снижение общей численности безработных граждан (рассчитанную по методологии МОТ) с 7,5 % в 2008 году до 7,2 % в 2010 году.

Уровень регистрируемой безработицы снизится в меньшей степени, что обеспечит сокращение разрыва между общей и регистрируемой безработицей и составит в прогнозируемом периоде 1,3 % в среднегодовом исчислении.

V. План мероприятий Программы

План мероприятий Программы дан в Приложении 1 к Программе.

VI. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

Финансирование мероприятий по содействию занятости населения в 2009 -2010 г.г. будет осуществляться за счет средств субвенции из федерального бюджета, бюджета Удмуртской Республики, бюджетов муниципальных образований и средств работодателей.Всего предусматривается направить на мероприятия по содействию занятости населения 1133,4 млн. руб. (табл.7)

Таблица 7

Финансовое обеспечение мероприятий Программы

2008 год, оценка

2009-2010 годы

в том числе

Изменение

(2009г. в % к 2008 г.)

2009 г.

2010 г.

Всего

507,3

1133,4

545,8

587,6

+7,5

в том числе:

- субвенции за счет средств федерального бюджета

456,3

1016,0

489,8

526,2

+7,3

- бюджет УР

2,5

5,5

2,7

2,8

+8,0

- бюджеты муниципальных образований*

3,5

7,9

3,8

4,1

+8,6

- средства работодателей

45,0

104,0

49,5

54,5

+10,0

*Средства бюджетов муниципальных образований предполагается использовать на организацию общественных работ, временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и временного трудоустройства безработных граждан испытывающих трудности в поиске работы, в основном, в рамках реализации муниципальных целевых программ и мероприятий, направленных на благоустройство городских округов и поселений.

Предусматривается, что доля субвенций из федерального бюджета на финансирование Программы составит 89,7 %, бюджета Удмуртской Республики - 0,5 %, бюджетов муниципальных образований и средств работодателей - 9,8 %.

Таблица 8

Контрольные показатели численности участников и финансирование мероприятий Программы содействия занятости населения Удмуртской Республики на 2009 год за счет субвенции из федерального бюджета

№ п./п

Наименование статей расходов

Количество участников, чел.

всего расходов,

тыс. рублей

Мероприятия по содействию занятости населения, всего

Х

320969,4

1.

Мероприятия по содействию трудоустройству

459145

44000,0

1.1.

Организация ярмарок вакансий рабочих и учебных рабочих мест (количество ярмарок)

1000

608,1

1.2.

Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда

415500

994,0

1.3.

Организация общественных работ

10000

8508,0

1.4.

Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы

2000

3110,1

1.5.

Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет

15000

5381,2

1.6.

Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда

8000

362,3

1.7.

Оказание содействия самозанятости безработных граждан

2000

95,7

1.8.

Организация временного трудоустройства безработных граждан от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые

500

1295,0

2.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан

3800

21325,6

3.

Профессиональная ориентация граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения и психологическая поддержка безработных граждан

80000

2320,0

4.

Социальная поддержка безработных граждан, всего

276969,4

4.1.

Пособия по безработице (в среднемесячном исчислении)

11500

218180,0

4.2.

Направление безработных на досрочную пенсию (в среднемесячном исчислении)

150

40489,4

4.3.

Стипендии гражданам, направленным на профессиональное обучение (в среднемесячном исчислении)

1380

18300,0

VII. Механизм реализации Программы

Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и представляет собой комплекс социально-экономических, нормативных, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на формирование благоприятных условий для обеспечения занятости населения и социальную поддержку безработных.

Реализация Программы рассчитана на 2 года. В основу Программы положен анализ существующей ситуации на рынке труда, прогноз состояния рынка труда на ближайшие годы и ожидаемой конъюнктуры спроса и предложения рабочей силы. При ее разработке учитывались также предыдущие действия на рынке труда, определенные в Программе содействия занятости населения Удмуртской Республики на 2006-2008 годы.

Основными участниками Программы являются Управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики и государственные учреждения службы занятости при взаимодействии с органами исполнительной власти, местного самоуправления и партнерами на рынке труда.

Объемы субвенции из федерального бюджета на 2009-2010 годы на реализацию переданных полномочий Российской Федерации в области занятости населения утверждены Федеральным Законом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов». Данные объемы рассчитаны Федеральной службой по труду и занятости в соответствии с Методикой определения общего объема средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 года №35).

Средства федерального бюджета будут направлены преимущественно на социальную поддержку безработных граждан (пособия по безработице и стипендии), а также на обеспечение деятельности службы занятости населения. Активные мероприятия (профессиональное обучение безработных граждан, профессиональная ориентация, организация ярмарок вакансий, общественные работы, временное трудоустройство несовершеннолетних граждан, оказание содействия самозанятости населения и ряд других) предусматривается реализовать за счет средств федерального бюджета, бюджета Удмуртской республики и внебюджетных средств (средств работодателей).

VIII. Организация управления Программой

Управление и контроль за реализацией Программы осуществляет Управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики (Управление ГСЗН УР), которое является главным распорядителем средств бюджета Удмуртской Республики в пределах закрепленных за ним полномочий.

Управление ГСЗН УР обеспечивает согласованность действий государственных учреждений - центров занятости населения по осуществлению взаимодействия с органами местного самоуправления и работодателями по реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию выделяемых бюджетных средств.

Управление ГСЗН УР ежегодно до 1 марта предоставляет в органы исполнительной власти отчет о выполнении Программы на основе форм и схем, предусмотренных в составе доклада о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования.

IX. Контроль за реализацией Программы

Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Управление ГСЗН УР с ежеквартальной периодичностью. В ходе реализации Программы Управление координирует деятельность основных исполнителей в лице Государственных учреждений «Центр занятости населения», расположенных на территории Удмуртской Республики, по выполнению программных мероприятий и эффективному использованию финансовых средств.

X. Оценка эффективности Программы

Реализация Программы содействия занятости населения Удмуртской Республики на 2009-2010 годы позволит:

повысить уровень занятости населения Удмуртской Республики в возрасте 15-72 лет до 64,3 % в 2009 году и 64,6 % в 2010 году;

сократить уровень общей безработицы, рассчитываемой по методологии МОТ, до 7,3 % в 2009 году и 7,2 % в 2010 году, а уровень регистрируемой безработицы - до 1,3 % от экономически активного населения;

повысить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на рынке труда путем содействия в трудоустройстве ежегодно не менее 70 тыс. граждан, ищущих работу;

обеспечить сезонное снижение уровня безработицы за счет организации общественных работ ежегодно для 10 тыс. безработных и ищущих работу граждан;

организовать временное трудоустройство ежегодно не менее 15 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;

поддержать предпринимательскую инициативу 2 тыс. безработных граждан ежегодно;

создать условия для функционирования цивилизованного рынка труда путем расширения государственных услуг для работодателей и ищущих работу граждан;

повысить качество и конкурентоспособность рабочей силы путем ежегодного предоставления государственной услуги по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации не менее 3,5 тыс. безработных граждан с целью последующего трудоустройства;

предоставить государственную услугу по профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения ежегодно не менее для 74 тыс. граждан;

предоставить государственную услугу по психологической поддержке безработных граждан ежегодно не менее для 6 тыс. человек;

предоставить государственную услугу по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда ежегодно не менее для 8 тыс. человек

повысить мобильность рабочей силы на рынке труда;

оптимизировать привлечение иностранной рабочей силы на территории Удмуртской Республики;

снизить социальную напряженность на рынке труда посредством смягчения последствий массовых высвобождений работников.

XI. Оценка рисков реализации Программы

Возможные риски реализации программы:

Отрицательные факторы, влияющие на реализацию программы

Последствия

Принимаемые меры с целью минимизации влияния негативных последствий

Отсутствие финансирования или неполное финансовое обеспечение мероприятий Программы

Сокращение активных программ содействия занятости населения, рост регистрируемой безработицы, задержки по выплате пособий по безработице

Разработка дополнительных мероприятий, направленных на обеспечение занятости населения, привлечение дополнительных внебюджетных источников на реализацию активных программ

Активизация массовых высвобождений работников вследствие непредвиденных структурных изменений в экономике

Рост обращений высвобожденных работников в службу занятости, рост численности безработных, недостаток финансовых средств на выплату пособий по безработице

Разработка дополнительных мероприятий, отдельных программ по смягчению последствий массовых высвобождений,

пересмотр мероприятий и финансовых средств в пользу мероприятий на социальную поддержку (выплата пособий по безработице, оформление досрочных пенсий)

Неконтролируемый рост цен, в том числе на услуги ЖКХ

Рост обращений длительно незанятого в экономике населения в органы службы занятости, рост численности безработных

Разработка дополнительных мероприятий в пользу активной политики занятости населения по повышению экономической активности и конкурентоспособности незанятого населения

Приложение 1

V. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

№ п./п.

Наименование мероприятия

Сроки исполнения

Исполнители

Объем выделяемых средств (тыс. руб.)

Ожидаемые результаты

Федеральный бюджет

Бюджет Удмуртской Республики

Другие источники

Всего за период действия программы

в том числе по годам:

Всего за период действия программы

в том числе по годам:

Всего за период действия программы

в том числе по годам:

2009

2010

2009

2010

2009

2010

1. Содействие трудоустройству и повышению занятости населения

1.1

Оказать содействие в трудоустройстве не менее 70000 граждан, ищущих работу

ежегодно

Управление ГСЗН УР

Повышение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда УР

1.2

Использовать активные формы взаимодействия с работодателями в целях формирования банка вакансий не менее 90000 рабочих мест в год

ежегодно

Управление ГСЗН УР

Создание условий и расширение возможностей для трудоустройства ищущих работу и безработных граждан, оперативный и качественный подбор кадров для работодателей

1.3

Использовать новые технологии в организации «Ярмарок вакансий учебных рабочих мест» и обеспечить участие в них не менее 90000 ищущих работу и безработных граждан

ежегодно

Управление ГСЗН УР

1258,8

608,1

650,7

Подбор непосредственно работодателями подходящих работников из числа безработных и ищущих работу граждан, состоящих на учете в службе занятости

1.4

Организовать проведение общественных работ с участием не менее 10000 незанятых и безработных граждан

в том числе для граждан, освободившихся из мест лишения свободы, несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, граждан без определенного места жительства, длительное время неработающих

ежегодно

Управление ГСЗН УР

17611,6

8508,0

9103,6

61600,0

29300,0

32300,0

Сезонное снижение уровня безработицы, поддержка доходов безработных граждан и незанятого населения, восстановление исторических и архитектурных памятников, благоустройство городов и населенных пунктов республики

1.5

Оказать поддержку в развитии предпринимательской деятельности и самозанятости 2000 безработных и ищущих работу граждан

ежегодно

Управление ГСЗН УР

191,4

95,7

95,7

Обеспечение условий занятости для 2000 безработных и ищущих работу граждан, создание новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства.

Создание условий для занятости одиноких, многодетных женщин, имеющих малолетних детей, детей-инвалидов

1.6

Организовать временное трудоустройство не менее 2000 человек из числа безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы

ежегодно

Управление ГСЗН УР

6437,9

3110,1

3327,8

26300,0

12500,0

13800,0

Социальная защита граждан, испытывающих трудности в поиске работы

1.7

Организовать работу по трудоустройству не менее 200 инвалидов на рабочие места по квоте и не менее 200 граждан, испытывающих трудности в поиске работы, на резервируемые рабочие места в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики «О квотировании рабочих мест для инвалидов и трудоустройстве граждан, испытывающих трудности в поиске работы»

ежегодно

Управление ГСЗН УР

Содействие в трудоустройстве инвалидам на рабочие места, созданные или выделенные организациями в счет установленной квоты, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы на резервируемые рабочие места

1.8

Реализовать Соглашение о сотрудничестве между Управлением государственной службы занятости населения Удмуртской Республики и

Федеральным государственным учреждением «Главное бюро медико - социальной экспертизы по Удмуртской Республике

- Министерством социальной защиты населения УР

ежегодно

Управление ГСЗН УР

Совершенствование совместной работы по: обеспечению профессиональной реабилитации и занятости инвалидов;

-обеспечению трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в РФ», с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ».

1.9

Совместно с заинтересоваными структурами провести месячник, посвященный «Международному дню инвалидов» и Дню матери

ежегодно

Управление ГСЗН УР

Содействие в трудоустройстве инвалидов.

1.10

Организация и проведение специализированных ярмарок вакансий для инвалидов

ежегодно

Управление ГСЗН УР

Содействие занятости инвалидов

и расширение возможностей трудоустройства

1.11

Организовать взаимодействие с работодателями для консультирования и информирования о видах производств и работ, на которых преимущественно применяется труд инвалидов в зависимости от заболевания

ежегодно

Управление ГСЗН УР

Министерство социальной защиты

населения УР ФГУ ГБ МСЭ по УР

Создание или выделение рабочих мест для инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации.

1.12

Организовать временное трудоустройство для 500 безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые

ежегодно

Управление ГСЗН УР

2680,7

1295,0

1385,7

Содействие занятости выпускников начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые в получении опыта работы по имеющейся специальности

1.13

Организовать содействие во временном трудоустройстве не менее 15000 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время

ежегодно

Управление ГСЗН УР

11139,1

5381,2

5757,9

24000,0

11500,0

12500,0

Привлечение подростков в возрасте от 14 до 18 лет к трудовой деятельности, снижения уровня безнадзорности, профилактика правонарушений

2. Регулирование внутренней и внешней трудовой миграции населения

2.1

Продолжить работу по формированию банка вакансий рабочих мест в УР с целью организации межтерриториального трудоустройства незанятых граждан

ежегодно

Управление ГСЗН УР

Преодоление кадрового дефицита, привлечение трудовых ресурсов из других регионов

2.2

Организовать информирование населения о возможности трудоустройства за пределы республики

ежегодно

Управление ГСЗН УР

Повышение мобильности рабочей силы

2.3

Осуществлять взаимодействие с Управлением Федеральной миграционной службы России по Удмуртской Республике по решению проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации и иностранных граждан на территории Удмуртской Республики, соблюдению международных трудовых норм

ежегодно

Управление ГСЗН УР

Оптимизация привлечения иностранной рабочей силы

2.4

С целью защиты республиканского рынка труда проводить работу по выдаче заключений о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы

ежегодно

Управление ГСЗН УР, Управление ФМСР по УР

Оптимизация привлечения иностранной рабочей силы, преодоление кадрового дефицита

2.5

Осуществлять контроль за принятием мер по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан при привлечении и использовании иностранной рабочей силы

ежегодно

Управление ГСЗН УР, Управление ФМСР по УР

Оптимизация привлечения иностранной рабочей силы, преодоление кадрового дефицита

2.6

Организовать участие представителей службы занятости в работе призывных комиссий по рассмотрению заявлений граждан о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и принятию решений о направлении граждан на альтернативную гражданскую службу

в ходе призыва

Управление ГСЗН УР

Создание условий для реализации Закона "Об альтернативной гражданской службе в РФ" на территории Удмуртской Республики

2.7

Подготовить предложения по формированию перечня видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу

ежегодно

Управление ГСЗН УР

Создание условий для трудоустройства граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу.

2.8

Организовать работу по информированию и консультированию граждан и организаций по вопросам альтернативной гражданской службы

в течение года

Управление ГСЗН УР

Повышение эффективности взаимоотношений службы занятости, работодателей и граждан в вопросах организации альтернативной гражданской службы

2.9

Обеспечить осуществление проверок исполнения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства в организациях, где граждане проходят альтернативную гражданскую службу

в течение года

Управление ГСЗН УР

Создание условий для граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

2.10

Организовать подготовку и проведение заседаний Межведомственной комиссии по альтернативной гражданской службе при Правительстве УР

2 раза в год

Управление ГСЗН УР

Организация альтернативной гражданской службы на территории УР

3. Повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы

3.1

Предоставить государственную услугу по профессиональной ориентации не менее 74000 человек, в том числе:

безработным гражданам - не менее 29 000 человек;

инвалидам - не менее 1500 человек

ежегодно

Управление ГСЗН УР

4347,0

2100,0

2247,0

Сокращение периода безработицы, распределение и закрепление кадров на рабочих местах

Оказание помощи в профессиональном самоопределении

3.2

Предоставить государственную услугу по социальной адаптации («Клуб ищущих работу», «Новый старт») не менее 8000 безработным гражданам.

ежегодно

Управление ГСЗН УР

750,0

362,3

387,7

Сокращение периода безработицы, восстановление мотивации к труду, формирование у безработных граждан установки на профессиональное самоопределение и активные действия в поиске работы

3.3

Предоставить государственную услугу по психологической поддержке не менее 6000 безработным гражданам

ежегодно

Управление ГСЗН УР

455,4

220,0

235,4

Сокращение периода безработицы, восстановление мотивации к трудоустройству, формирование у безработных граждан установки на профессиональное самоопределение и активные действия в поиске работы

3.4

Организовать профориентационный месячник «Дни профориентации учащейся молодежи Удмуртской Республики».

ежегодно (февраль-апрель)

Управление ГСЗН УР

Активизация психологических ресурсов молодежи, ее профессиональной мобильности на рынке труда

3.5

Организовать проведение в городах и районах республики консультационных дней «Шаг к успешной карьере».

ежегодно

Управление ГСЗН УР

Повышение профессиональной мобильности молодежи на рынке труда

3.6

Оказать методическую помощь справочно-консультационным пунктам «Перспектива» для социальной адаптации граждан, освобождаемых из ИК-1, ИК-3, ИК-6, ИК-12, ИВК.

ежегодно

Управление ГСЗН УР

Создание условий для подбора места работы, освобождаемых из мест заключения

3.7

Организовать профориентационное консультирование безработных и ищущих работу граждан, желающих вести предпринимательскую деятельность.

ежегодно

Управление ГСЗН УР

Формирование у безработных граждан психологической готовности к предпринимательской деятельности, открытию своего дела, уверенности в своих силах, навыков самостоятельного поиска путей выхода из сложных ситуаций и выработку активной жизненной позиции.

3.8

Предоставить государственную услугу по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по специальностям, востребованным на рынке труда не менее 3500 безработным гражданам в том числе:

- инвалидам - не менее 50 человек;

- женщинам, имеющих детей до 3х лет - не менее 200 человек;

- гражданам, не имеющих профессии (специальности), - 400 человек.

ежегодно

Управление ГСЗН УР

44326,7

21325,6

23001,0

Трудоустройство посредством предоставления гражданам различных образовательных услуг с учетом потребностей работодателей и прогнозов развития рынков труда

3.9

Предоставить государственную услугу по повышению квалификации (стажировке) для 300 специалистов и выпускников со средним и высшим профессиональным образованием

ежегодно

Управление ГСЗН УР

Трудоустройство посредством предоставления гражданам образовательных услуг с учетом потребностей работодателей и прогноза развития рынка труда.

3.10

Осуществлять согласование объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов в государственных учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования республики

ежегодно

Управление ГСЗН УР

Снижение числа выпускников всех учреждений образования республики, встающих на учет в службу занятости.

3.11

Проводить мониторинг трудоустройства граждан после завершения профессионального обучения

ежегодно

Управление ГСЗН УР

Трудоустройство граждан после прохождения профессионального обучения

Всего по разделам 1. -3.

89198,5

43006,0

46192,5

111900,0

53300,0

58600,0

4. Улучшение функционирования рынка труда

4.1

Организовать превентивную работу по смягчению ситуации на рынке труда, связанной с массовыми высвобождениями работающих в организациях республики

ежегодно

Управление ГСЗН УР

Снижение напряженности на рынке труда УР

4.2

Совершенствовать систему эффективного взаимодействия службы занятости со СМИ разных уровней, работодателями. Повысить доступность информации для субъектов рынка труда

ежегодно

Управление ГСЗН УР

2057,5

994,0

1063,5

Информирование населения и работодателей о ситуации на рынке труда, деятельности государственной службы занятости населения

4.3

Социальная поддержка безработных граждан всего: в том числе:

ежегодно

Управление ГСЗН УР

574434,4

276969,4

297465,0

Обеспечение гарантированных соц. выплат

4.3.1

- выплата пособий по безработице

456856,0

218180,0

238676,0

Обеспечение гарантированных социальных выплат

4.3.2

- компенсация затрат Пенсионного фонда по выплате досрочных пенсий

80978,4

40489,4

40489,0

Обеспечение гарантированных социальных выплат

4.3.3

- выплата стипендии

36600,0

18300,0

18300,0

Обеспечение гарантированных социальных выплат

Всего по разделу 4.

576491,9

277963,4

298528,5

-

-

-

-

-

-

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 060.010.020 Управление в сфере трудоустройства и занятости населения (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать