Основная информация

Дата опубликования: 21 декабря 2016г.
Номер документа: RU36000201601775
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Воронежская область
Принявший орган: Департамент экономического развития Воронежской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 21 декабря 2016 г. N 51-13-09/179-О

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ

СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО

РАЙОНА (ГОРОДСКОГО ОКРУГА) ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке стратегии социально-экономического развития муниципального района (городского округа) Воронежской области (далее - Методические рекомендации).

2. Поручить отделу стратегического планирования и внедрения механизма управления по результатам департамента экономического развития Воронежской области:

2.1. Обеспечить информационную и методическую поддержку муниципальным районам (городским округам) Воронежской области в разработке стратегии социально-экономического развития.

2.2. Разместить указанные Методические рекомендации на официальном портале органов власти Воронежской области в сети Интернет и сайте департамента экономического развития Воронежской области.

2.3. Организовать работу по согласованию стратегии социально-экономического развития муниципального района (городского округа) Воронежской области в соответствии с Методическими рекомендациями.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Воронежской области обеспечить разработку Стратегии в соответствии с указанными Методическими рекомендациями.

4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Руководитель департамента

А.М.БУКРЕЕВ

Утверждены

приказом

департамента экономического развития

Воронежской области

от 21.12.2016 N 51-13-09/179-О

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА (ГОРОДСКОГО ОКРУГА)

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации определяют принципы разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования (муниципального района, городского округа), расположенного на территории Воронежской области (далее по тексту - Стратегия), рекомендации по ее структуре и содержанию, описание схемы разработки Стратегии.

1.2. Методические рекомендации подготовлены в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и Законом Воронежской области от 19 июня 2015 года N 114-ОЗ "О стратегическом планировании в Воронежской области" с целью формирования на территории Воронежской области взаимосвязанной системы документов стратегического планирования и оказания методической помощи органам местного самоуправления области в разработке Стратегий.

1.3. Основные понятия, используемые в настоящих Методических рекомендациях.

Понятия, используемые в Методических рекомендациях, применяются в значениях, принятых в Федеральном законе от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", законодательстве Российской Федерации и Воронежской области.

К числу дополнительных терминов и понятий, используемых в Методических рекомендациях, относятся следующие:

Внешние факторы развития - факторы, не зависящие от действий органов местного самоуправления и коммерческих организаций, условия, оказывающие существенное влияние на развитие муниципального района (городского округа).

Риски - факторы, которые имеют потенциально негативное воздействие на развитие муниципального района (городского округа) и при определенном развитии событий могут привести к ухудшению социально-экономической ситуации в муниципальном районе (городском округе).

Внутренние факторы развития - ресурсы и потенциал, на базе которых муниципальный район (городской округ) основывает свою Стратегию и реагирует на различные изменения внешних факторов.

Ресурсы - материальные и нематериальные активы, на базе которых планируется развитие экономики и социальной сферы муниципального района (городского округа).

Сценарии - различные варианты социально-экономического развития муниципального района (городского округа) в процессе достижения установленных приоритетов и целей развития, зависящие от наиболее вероятного сочетания внешних и внутренних факторов развития и рисков, содержащие соответствующие варианты способов реагирования органов местного самоуправления на соответствующие сочетания внешних и внутренних факторов развития муниципального района (городского округа).

Муниципальное управление - деятельность органов местного самоуправления по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития.

Приоритеты развития муниципального района (городского округа) - цели, направления социально-экономического развития муниципального района (городского округа), признанные наиболее важными, на достижении которых планируется сосредоточить усилия органов местного самоуправления, включая обеспечение финансовыми ресурсами и организацию совместных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

1.4. Целью разработки Стратегии является определение приоритетов, целей и задач муниципального управления и социально-экономического развития муниципального района (городского округа), расположенного на территории Воронежской области, на долгосрочный период, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации и Воронежской области.

1.5. Стратегия разрабатывается на период, не превышающий период, на который разработана Стратегия социально-экономического развития Воронежской области, а год окончания реализации Стратегии должен быть аналогичным году окончания реализации Стратегии социально-экономического развития Воронежской области. Срок реализации Стратегии включает год окончания периода реализации Стратегии.

2. Принципы разработки Стратегии

При разработке Стратегии рекомендуется руководствоваться следующими принципами:

а) единства и целостности - организация и функционирование системы стратегического планирования в муниципальном районе (городском округе) основывается на единстве методологии и порядка подготовки Стратегии и других документов стратегического планирования, а также формировании отчетности о реализации документов стратегического планирования;

б) разграничения полномочий - в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, участники стратегического планирования на уровне муниципального района (городского округа) самостоятельно определяют цели и задачи социально-экономического развития муниципального района (городского округа), а также пути достижения этих целей и решения этих задач;

в) преемственности и непрерывности - разработка и реализация Стратегии осуществляются с учетом результатов реализации ранее принятых документов стратегического планирования муниципального района (городского округа) и с учетом этапов реализации Стратегии;

г) сбалансированности - обеспечивается согласованность и сбалансированность Стратегии по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации;

д) результативности и эффективности - выбор способов и методов достижения целей социально-экономического развития муниципального района (городского округа) должен основываться на необходимости достижения заданных результатов с наименьшими затратами ресурсов в соответствии с документами стратегического планирования, разрабатываемыми на уровне муниципального района (городского округа) в рамках планирования и программирования;

е) ответственности участников стратегического планирования - орган местного самоуправления - разработчик Стратегии и иные вовлеченные в процесс подготовки Стратегии участники стратегического планирования несут ответственность за своевременность и качество разработки и корректировки Стратегии, осуществление мероприятий по ее реализации в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации;

ж) прозрачности (открытости) стратегического планирования - проект Стратегии и утвержденная Стратегия подлежат официальному опубликованию, процесс подготовки и утверждения Стратегии освещается на официальных сайтах органов местного самоуправления и в средствах массовой информации;

з) реалистичности - при определении приоритетов, целей и задач социально-экономического развития муниципального района (городского округа) необходимо исходить из возможности достижения целей и решения задач в установленные сроки с учетом ресурсных ограничений и рисков;

и) ресурсной обеспеченности - при разработке и утверждении Стратегии должны прорабатываться источники финансового и иного ресурсного обеспечения предусматриваемых Стратегией решений в увязке с параметрами бюджетного прогноза муниципального района (городского округа) на долгосрочный период;

к) измеримости целей - обеспечивается возможность оценки достижения целей социально-экономического развития муниципального района (городского округа) с использованием количественных и (или) качественных целевых показателей, критериев и методов их оценки;

л) соответствия показателей Стратегии ее целям.

3. Общие рекомендации по разработке Стратегии

3.1. Решение о разработке Стратегии, порядок ее разработки принимаются муниципальными нормативными правовыми актами.

Рекомендации по организации разработки Стратегии определены Методическими рекомендациями по организации разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального района (городского округа) Воронежской области (приказ департамента экономического развития Воронежской области от 10.12.2015 N 51-13-09/167-О).

3.2. При разработке Стратегии подготавливается основной текст Стратегии, подлежащий утверждению, материалы по обоснованию Стратегии и презентация.

Рекомендуемый объем основного текста Стратегии, который подлежит утверждению, - не более 75 печатных страниц формата А4 12 пт с полуторным интервалом. В составе Стратегии рекомендуется предусматривать резюме - краткое изложение главных идей, миссии, целей и ожидаемых результатов социально-экономического развития муниципального района (городского округа).

Материалы по обоснованию Стратегии включают в себя статистические, аналитические, картографические и иные материалы, определяющие и иллюстрирующие основные положения и решения Стратегии. Указанные материалы не входят в состав утверждаемого документа. Объем материалов по обоснованию Стратегии не ограничивается.

Презентация должна наглядно представлять основные положения Стратегии. Объем презентации - 15 - 25 слайдов.

При разработке основного текста Стратегии учитываются положения документов стратегического планирования Российской Федерации и Воронежской области, разрабатываемых в рамках целеполагания, указов и указаний Президента Российской Федерации по важнейшим вопросам социально-экономической политики и развития. Стратегия не должна противоречить вышеуказанным документам и может учитывать положения иных документов стратегического планирования, документов стратегического характера, разрабатываемых на федеральном и региональном уровне.

Не рекомендуется дословное дублирование целей, задач, мероприятий Стратегии с соответствующим содержанием документов стратегического планирования вышестоящего уровня.

При разработке материалов по обоснованию Стратегии учитываются прогнозы социально-экономического развития муниципального района (городского округа) на среднесрочный и долгосрочный периоды, бюджетный прогноз муниципального района (городского округа) на долгосрочный период.

Кроме того, в материалах по обоснованию Стратегии необходимо учитывать положения утвержденных документов территориального планирования Воронежской области и муниципального района (городского округа).

Определение приоритетов, целей, задач социально-экономического развития муниципального района (городского округа) рекомендуется осуществлять на основе выявления важнейших муниципальных и межмуниципальных проблем и оценки сопряженных с ними рисков развития муниципального района (городского округа), а также с учетом внешних и внутренних факторов развития муниципального района (городского округа) в долгосрочном периоде.

В целях обеспечения объективности исходных данных, используемых при разработке (корректировке) Стратегии, сводимости и сопоставимости содержащейся в Стратегии количественной информации в качестве базового источника статистических данных используются данные государственной и муниципальной статистики.

3.3. Рекомендуется использовать инструменты межмуниципального сотрудничества для целей стратегического планирования (обмен информацией и опытом стратегического планирования, координацию стратегических инициатив и т.д.).

3.4. Органам местного самоуправления необходимо обеспечивать согласованное взаимодействие заинтересованных субъектов и участников разработки и реализации Стратегии с использованием нормативно-правового, информационного, финансового и иного ресурсного обеспечения. Необходимо создавать условия, обеспечивающие вовлечение граждан, хозяйствующих субъектов, научных организаций, ТОС и общественных организаций в процесс разработки Стратегии. Рекомендуется организация сбора предложений от населения и указанных организаций с использованием современных средств телекоммуникации и связи с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.

Состав и содержательное наполнение Стратегии целесообразно формировать по итогам комплексных коммуникаций по вопросам стратегического планирования со всеми основными стейкхолдерами внутри муниципального района (городского округа) и за его пределами, в том числе с федеральными институтами развития, крупными государственными и частными компаниями, осуществляющими деятельность на территории муниципального района (городского округа).

4. Рекомендации по структуре и содержанию Стратегии

4.1. Рекомендуемые требования к содержанию Стратегии изложены в Методических рекомендациях по организации разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального района (городского округа) Воронежской области (приказ департамента экономического развития Воронежской области от 10.12.2015 N 51-13-09/167-О).

4.2. Представляется целесообразным, чтобы Стратегия содержала резюме, введение, основную часть и приложения.

4.3. Резюме.

Резюме должно в лаконичной форме отразить основные положения Стратегии. Рекомендуется акцентировать внимание на специфических конкурентных преимуществах и проблемах муниципального района (городского округа), отразить миссию, генеральную цель, систему стратегических целей и ключевых задач развития муниципального района (городского округа), состав приоритетных направлений социально-экономической политики муниципального района (городского округа) и крупнейших муниципальных проектов, основные ожидаемые результаты реализации Стратегии. Рекомендуемый объем резюме 3 - 4 страницы.

4.4. Введение.

Во введении рекомендуется приводить нормативные правовые основания разработки Стратегии, цели и задачи разработки Стратегии (наименование, номер и дата нормативных актов, включая муниципальный правовой акт о разработке Стратегии), ее роль в системе документов стратегического планирования муниципального района (городского округа), отразить информацию об основных участниках разработки Стратегии, информацию об участии общественных организаций, профессиональных сообществ, населения в разработке проекта Стратегии (форматы участия, целевые группы участников, общественные обсуждения).

4.5. Основная часть Стратегии.

Рекомендуемое содержание основной части Стратегии:

1) оценка достигнутых целей социально-экономического развития муниципального образования и результаты стратегического анализа.

В разделе следует отразить:

а) краткую характеристику и место муниципального района (городского округа) в экономике Воронежской области;

б) результаты анализа основных показателей и современных тенденций социально-экономического развития муниципального района (городского округа), конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, включая оценку достижения ранее поставленных целей социально-экономического развития муниципального района (городского округа);

в) основные факторы социально-экономического развития муниципального района (городского округа), в том числе влияющие на экономический рост;

г) результаты анализа стратегических интересов субъектов стратегического развития (различных групп населения, бизнеса, общественных организаций и т.п.) на территории муниципального района (городского округа);

д) описание и анализ ключевых проблем развития муниципального района (городского округа);

е) результаты анализа существенных конкурентных преимуществ и конкурентных позиций муниципального района (городского округа) по основным видам продукции и услуг;

ж) результаты комплексной оценки внешних условий долгосрочного развития муниципального района (городского округа), наиболее существенных вызовов и наиболее значимых угроз долгосрочного развития, ограничений социально-экономического развития;

з) результаты комплексной оценки внутренних условий развития муниципального района (городского округа), включающей оценку возможностей социально-экономического развития, в том числе совокупного потенциала социально-экономического развития (в составе социально-демографического, производственно-экономического, научно-инновационного, финансово-инвестиционного, институционально-управленческого, транспортно-инфраструктурного, пространственно-расселенческого, природно-ресурсного компонентов) и предпосылок для реализации данного потенциала.

Анализируемые показатели рекомендуется сравнивать с показателями по Воронежской области в целом, а также с сопоставимыми (по площади территории, численности населения, специализации, другим показателям) муниципальными районами и городскими округами, расположенными на территориях Воронежской области и при необходимости других субъектов Российской Федерации.

2) миссия, цели и задачи социально-экономического развития муниципального района (городского округа).

В данном разделе рекомендуется отразить:

а) миссию муниципального района (городского округа);

б) генеральную цель социально-экономического развития муниципального района (городского округа) на долгосрочный период;

в) систему стратегических целей и задач;

г) приоритетные направления социально-экономической политики муниципального района (городского округа) на долгосрочный период;

д) ожидаемые результаты реализации Стратегии в соответствии с целевым сценарием социально-экономического развития муниципального района (городского округа).

Стратегические цели должны охарактеризовать реалистичный образ желаемого будущего, которого муниципальный район (городской округ) может достичь в будущем. Задачи, в свою очередь, должны обозначить конкретные действия органов местного самоуправления, которые необходимо совершить для достижения установленных стратегических целей.

3) сценарии и показатели достижения целей социально-экономического развития муниципального района (городского округа).

В данном разделе рекомендуется отразить:

а) характеристику целевого, инерционного и базового сценария социально-экономического развития муниципального района (городского округа) с приведением основных прогнозируемых макроэкономических параметров развития муниципального района (городского округа) и описанием ожидаемых результатов реализации рассмотренных сценариев;

б) показатели достижения целей социально-экономического развития муниципального района (городского округа) в соответствии с целевым сценарием развития (целевые показатели реализации Стратегии) со значениями, установленными на конечные годы каждого из этапов реализации Стратегии.

Состав целевых показателей реализации Стратегии должен соответствовать стратегическим целям и задачам развития муниципального района (городского округа).

Целевой сценарий Стратегии должен быть ориентирован на реализацию Стратегии социально-экономического развития Воронежской области, а целевые показатели должны обеспечивать достижение Стратегии социально-экономического развития Воронежской области.

4) направления социально-экономической политики муниципального района (городского округа) на долгосрочный период.

Разделы, содержащие отдельные основные направления социально-экономической политики муниципального района (городского округа), рекомендуется разрабатывать в составе Стратегии в зависимости от выбранных приоритетов, целей и задач развития муниципального района (городского округа), а также от специфики и особенностей его социально-экономического развития.

В данной части Стратегии рекомендуется отразить планируемые способы и механизмы достижения стратегических целей, приоритетные проекты и программы.

5) механизм реализации Стратегии.

В данном разделе рекомендуется отразить:

а) сроки достижения целей и задач социально-экономического развития муниципального района (городского округа);

б) этапы реализации Стратегии, приоритетность и последовательность реализации целей и задач на каждом этапе реализации Стратегии;

в) результаты оценки финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии;

г) результаты выбора механизмов реализации Стратегии.

Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии, производится на основе прогноза социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период и бюджетного прогноза муниципального образования, расположенного на территории Воронежской области, на долгосрочный период.

4.6. Приложения.

Рекомендуется следующий состав приложений к Стратегии:

1) информация о целях, задачах и целевых показателях социально-экономического развития муниципального района (городского округа) и их взаимосвязи со Стратегией социально-экономического развития Воронежской области.

Информация о целях, задачах и целевых показателях социально-экономического развития муниципального района (городского округа) и их взаимосвязи со Стратегией социально-экономического развития Воронежской области на аналогичный долгосрочный период указывается по форме согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям;

2) перечень муниципальных программ муниципального района (городского округа), обеспечивающих реализацию Стратегии, действующих или планируемых к утверждению;

3) перечень крупных инвестиционных проектов муниципального района (городского округа), планируемых к реализации на его территории в разрезе сельских и городских поселений;

4) ожидаемые результаты реализации Стратегии в разрезе сельских и городских поселений.

Приложение 1

к Методическим рекомендациям

Цели, задачи и целевые показатели

социально-экономического развития муниципального района

(городского округа) Воронежской области

N п/п

Направление социально-экономической политики Стратегии СЭР ВО

Стратегия социально-экономического развития муниципального района (городского округа)

Цель

Задача

Наименование целевого показателя

Единица измерения

Значение целевого показателя

Базовые значения

Этапы реализации

I этап

2019 - 2024

II этап

2025 - 2030

III этап

2030 - 2035

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Направление

Цель 1

Задача 1.1

Целевой показатель 1

2

Целевой показатель 2

3

Задача 1.2

4

...

...

...

Цель 2

Задача 2.1

...

...

...

...

Направление

Цель...

Задача...

Целевой показатель 1

Целевой показатель 2

...

...

...

...

...

...

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 14.02.2019
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать