Основная информация

Дата опубликования: 22 мая 2015г.
Номер документа: RU14000201501306
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Саха (Якутия)
Принявший орган: Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Фактически утратил силу в связи с истечением срока действия

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПРИКАЗ

ОТ 22.05.2015 № 194

О ТВОРЧЕСКОМ КОНКУРСЕ НА ЛУЧШИЙ ЭСКИЗ ПАМЯТНИКА И СКВЕРА «ТЫГЫН ДАРХАН» В ДОЛИНЕ ЭРКЭЭНИ ХАНГАЛАССКОГО УЛУСА

(в ред. приказа Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) от 31.08.2015 № 325)

Во исполнение пункта 6 поручения Временно исполняющего обязанности Главы Республики Саха (Якутия) от 08 августа 2014 года Пр-255-А1 по подготовке к проведению конкурса на определение лучшего эскиза памятника и сквера «Тыгын Дархан» в долине Эркээни МР «Хангаласский улус», приказываю:

1. Объявить творческий конкурс на лучший эскиз памятника и сквера «Тыгын Дархан» с 01 июня по 15 сентября 2015 года.

(пункт 1 в ред. приказа Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) от 31.08.2015 № 325)

2. Утвердить прилагаемое Положение о творческом конкурсе на лучший эскиз памятника и сквера «Тыгын Дархан».

3. Пресс-службе (Попова А.И.) опубликовать Положение о творческом конкурсе на лучший эскиз памятника и сквера «Тыгын Дархан» в средствах массовой информации.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Заместитель министра

П.А. Макаров

УТВЕРЖДЕНО

приказом министерства культуры

и духовного развития

Республики Саха (Якутия)

22 мая 2015 г. № 194

ПОЛОЖЕНИЕ

о творческом конкурсе на лучший эскиз памятника «Тыгын Дархан»

1. Общие положения

1.1. Открытый конкурс на лучший эскизный проект памятника и сквера «Тыгын Дархан» в долине Эркээни МР «Хангаласский улус» (далее - Конкурс) проводится с целью определения лучшего эскизного проекта памятника и сквера «Тыгын Дархан», посвященного подлинной исторической личности -- могущественному Тыгыну, жившему в конце XVI- вначале XVII в., якутскому вождю, стремившемуся объединить вокруг себя якутские роды и племена.

1.2 Организатор Конкурса - Министерство культуры и духовною развития Республики Саха (Якутия).

2. Основные задачи и требования

2.1. Памятник «Тыгын Дархан» планируется разместить в долине Эркээни Хангаласского улуса согласно прилагаемой схеме.

2.2.Памятник должен органично вписаться в проект планировки и благоустройства участка, указанного в п. 2.1 настоящего Положения, с использованием элементов ландшафта, декоративного мощения и подсветки.

2.3.Представленные на Конкурс эскизные проекты должны отражать характерные особенности облика исторического деятеля.

3. Участники Конкурса

3.1. К участию в Конкурсе приглашаются художники, скульпторы, архитекторы, а также студенты и выпускники архитектурных и художественных учебных заведений. Участником может быть как один автор, так и авторский коллектив.

3.2. Лицам, желающим принять участие в Конкурсе, выдается комплект следующих документов:

- настоящее Положение;

- ситуационный план территории,

- краткая биография.

4. Порядок представления эскизных проектов участниками Конкурса

4.1. Эскизные проекты для участия в Конкурсе принимаются ежедневно, кроме субботы и воскресенья, с 01 июня по 15 сентября 2015 года включительно по адресу: г. Якутск, ул. Ленина, д. 30, каб. 317. тел.42-03-58, ф.42-12-48, в полном объеме, предусмотренном условиями Конкурса.

(пункт 4.1 в ред. приказа Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) от 31.08.2015 № 325)

4.2. Эскизные проекты участников Конкурса должны содержать следующие материалы:

- эскиз памятника;

- план благоустройства территории вокруг памятника,

- макет (модель) памятника;

- фотомонтаж памятника «Тыгын Дархан»;

- пояснительную записку, в которой отражаются технические решения и материал будущей скульптуры;

- запечатанный девизный конверт с информацией об участнике (участниках) Конкурса (фамилия, имя, отчество, контактные телефоны).

4.3. Текстовые и графические материалы представляются в формате А-4, А-3, в цветном изображении, макет (модель) памятника из пластичного материала.

(пункт 4.3 в ред. приказа Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) от 31.08.2015 № 325)

4.4. В целях сохранения анонимности участников Конкурса эскизные проекты представляются под девизами. Девиз представляет собой комбинацию из любых 6 цифр от 0 до 9, (высота - 1 см.), выбранных по усмотрению участника, размещается в верхнем правом углу всех представляемых материалов, а также на девизном конверте.

4.5. Победителю творческого конкурса предоставляется право на дальнейшее изготовление и создание памятника и сквера.

4.6. Эскизные проекты, выполненные или представленные с нарушением требований настоящего Положения и его условий, к участию в Конкурсе не допускаются.

5. Порядок проведения и подведения итогов Конкурса

5.1 .Критерии оценки эскизных проектов:

- архитектурно-художественная выразительность скульптуры, пьедестала и благоустройства прилегающей территории;

- соответствие проекта традициям изобразительного искусства и историческим реалиям:

- гармоничное соотношение масштаба скульптуры и средового окружения.

5.2. Конкурс считается состоявшимся в случае, если в нем приняло участие не менее двух участников.

5.3. Конкурс осуществляется посредством интернет голосования на сайте wvvvv.news.ykt.ru.

5.4. К интернет голосованию допускаются 5 эскизных проектов, которые содержат лучшие условия исполнения памятника и полностью отвечает условиям Конкурса, выбранных конкурсной комиссией, формирующаяся не позднее трех дней, после приема всех документов, приказом Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия).

5.5. Победителем признается участник Конкурса, эскизный проект за который проголосовали большинство.

5.6. Подведение итогов Конкурса через интернет голосование осуществляется не позднее 15 сентября 2015 года на заседании конкурсной комиссии, которая составляет протокол конкурса.

5.6. Информация об итогах Конкурса публикуется па сайте Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия).

5.7. Победителю Конкурса выплачивается денежное поощрение в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек. Участнику, занявшему второе место, выплачивается денежное поощрение в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей 00 копеек. Участнику, занявшему третье место, выплачивается денежное поощрение в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей 00 копеек

5.7. Конкурсные материалы могут быть возвращены авторам по их запросам в течение месяца после официального опубликования. Организатор Конкурса не несет ответственности за невостребованные проекты.

Краткая история Тыгын Дархана

Тыгын - подлинная историческая личность, жившая конце XVII в., могущественный родоначальник кангаласских якутов. По преданиям, владел землями около озер Сайсары. Юрюнг Кель, Ытык Кель на долине Туймаада. Держал много конного и рогатого скота, воинов, холопов и прочей прислуги.

В 1740-х годах Я.И Линденау, записывая предания о Тыгыне работал с информаторами, имевшими подлинные представления о событиях вековой давности, так как их деды были участниками и свидетелями первых встреч с русскими землепроходцами и собирателями ясака. В челобитных атамана Ивана Галкина о походе на Лену в марте 1632г. написано: «...Да тех же, государь, Якольских людей князей Тынина, да князей Бойдон живут на реки на Лене и с нами, холопами твоими, дрались по вся дни и твоего, государева, ясаку нам не дали и нас, государь, холопей твоих, было немного».

По мнению академика А.П. Окладникова Тыгын «стал повелителем большинства якутских родов и племен» и «благодаря своей личной энергии, бесспорным организаторским и военным способностям по праву занимает бостонное место в дорусской истории якутов».

Энциклопедия Якутии, М., 2000. стр. 401

В предании рассказывают, что первый якутским вождем якутов, на Средней Лене был Баджей, дед Тыгына. В якутских легендах XX -- XIX вв. его называют Дойдуса Дархан. О Дойдуса Дархане, т.е. Баджее, сохранилось воспоминание как об исключительно богатом скотом и могущественном властелине, имевшем много воинов, хамначитов, жившем на коренных Хангаласских землях; по одним данным - Немюгюнском наслеге Хангаласского улуса, по другим - на холме озера Сайары. У Дойдуса Дархана было два сына: Мунньан Дархан и Молдьогор, оба знаменитые богачи того времени. Мунньан Дархан имел двух сыновей: Тыгына и Усуп Ойуупа. С ним же жил родственник Абый Дархан. В те времена, когда проживал Омогой Баай и Эллэй места эти принадлежали тунгусам, и теперь, в период Дойдуса Дархана, вперемежку с якутами жили тунгусы. Дойдуса Дархан прожил до глубокой старости.

Как сообщает Линденау, после смерти Дойдуса Дархана, т.е. Баджея на главенство заступил сын одной из четырех жен, по имени Хангалас Мунньан. О нем ничего неизвестно. В позднейших преданиях Мунньан как бы целиком сливается со своим сыном и даже имя переходит на последнего, который в ряде легенд так и называется Тыгын Мунньан. Тыгын был младшим сыном Мунньана. Однако, наследником по воле отца стал именно он, заняв тем самым первенствующее положение над своими братьями. Старшие братья Тыгына были крайне раздосадованы тем, что отец отнял у них преимущество в наследовании его прав, и поссорились с Тыгыном. Междоусобная распря между наследниками Мунньана тяжело сказалось на жизни простого люда.

Михаил Неустроев, один из лучших знатоков кангаласких преданий, живший в Малтанинском наслеге, где когда-то жил и сам Тыгын и его знаменитый внук Мазары Бозеков, сохранил любопытные сведения об отношении сведения хангаласцев к Тыгыну. «Когда Тыгыну было шесть лет, он, играя, поднял копье острием кверху и крикнул: «Хара Суорун Улуу Тойон, создавший отец мой! Тунгусы нас невинных обидели, стерли наш род с лица земли. Если суждено мне отомстить всем врагам моим, ниспошли свыше кровавый символ духа войны и убийства - хааннаах илбис!» В ответ на острие копья оказался сгусток крови. Младенец проглотил его и с этого момента стал быстро расти, превращаясь в грозного воина. Уже в десять лет он превосходил всех силой, умом и знаниями. «Высокочтимых людей потомок, знатного рода отпрыск Тыгын», - наименовала его старуха-воспитательница.

Он стал повелителем большинства якутских родов и племен. Отзвуки «славы» Тыгына, достигшего зенита своего могущества, сохранились в фольклоре как центральных, так и самых отдаленных северных улусов. В частности в легендах, записанных И.Л. Худяковым в Верхоянске, дается яркая характеристика «якутского царя», «господина Тыгына». «На месте, называемом Сайсары, жил человек но имени Тыгын господин, считая себя якутским царем. Тогдашнее якуты называют его тоеном»,

С.А. Токарев, не склонный преувеличивать мощи Тыгына, пишет, что среди якутских тойонов, располагавшими крупными силами и пользовавшимся широким влиянием в начале XIVV в., выделяется «знаменитый Тыгын, тойон кангаласцев, сфера могущества и власти которого, судя по преданиям, простиралась за пределы его собственного, кангаласского племени». Следы былого влияния Тыгына сохранились вплоть до прихода русских, когда, по якутским преданиям, его собственные силы пришли к концу. Иван Галкин писал о сыновьях Тыгына (о «кангаласских тойонах Тыгынова дома»), что «они всею землею владеют и иные многие князцы их боятся». Когда дети Тыгына Откурай и Бозеко предприняли выступление против Якутского острога с целью освободить из плена своего отца, они собрали «своих кангаласских многих людей и иных сторонних речных князцев, собрали и с Мотмы. и с Сини, и с Лены, и нерюктейского князьца Киринея со всеми улусными людьми, сот с шесть и больше».

Тыгын - якутский вождь, стремился объединить, вокруг себя роды и племена с целью создания основ государственности, как в 882 г. происходило объединение на Руси под властью князя Олега и образование России в XVI в, при Иване III.

Когда Тыгын достигает глубокой старости, с юга появляются грозные враги-пришельцы, слуги могущественного русского царя, Уход с арены власти Тыгына связан с крупнейшими историческим переломом в жизни якутов - появление русских в Якутии.

Русские документы не зафиксировали смерть грозного якутского царя. В устных же летописях его сородичей сказано только, что под старость Тыгын совсем одряхлял и умер, достигнув преклонных лет. Его похоронили родственники и воздвигли на месте погребения могильный памятник. Где и как умер Тыгын, кангаласские предания, чтобы скрыть его могилу, умалчивают. Линденау же пишет, что Тыгын был взят казаками в заложники и умер как пленник перед приездом первых воевод в Якутский острог. Младший сын Бэджэкэ сменил его в аманатах, а Откурай в достоинстве общеплеменного главы якутов был в звании тойон-уса. Со смертью Тыгына ушла в забвение целая историческая эпоха и началась новая в составе России.

Реальный исторический Тыгын. отец Бэджэкэ, Экурэя, Чаллая и других якутских кнезцев XVII в. действительно по праву занимает свое достойное место в дорусской истории Якутии - не только благодаря своей личной энергии, бесспорным организаторским и военным способностям, но и по его роли в социально-политической истории якутской народности.

Сыновья Тыгына Усун Ойуун, Чаллай и Бэджэкэ в числе других участников восстания 1642 г. были казнены в Якутском остроге воеводой П.П. Головиным.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Якутские ведомости № 32 от 06.06.2016
Рубрики правового классификатора: 130.030.010 Общие положения, 130.030.020 Управление в сфере культуры (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать