Основная информация

Дата опубликования: 23 апреля 2012г.
Номер документа: RU38000201200533
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Иркутская область
Принявший орган: Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 23 апреля 2012 года № 58-мпр

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН, ВЫРАЗИВШИХ ЖЕЛАНИЕ СТАТЬ ОПЕКУНАМИ ИЛИ ПОПЕЧИТЕЛЯМИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН ЛИБО ПРИНЯТЬ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В СЕМЬЮ НА ВОСПИТАНИЕ В ИНЫХ УСТАНОВЛЕННЫХ СЕМЕЙНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФОРМАХ И ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН, ВЫРАЗИВШИХ ЖЕЛАНИЕ СТАТЬ ОПЕКУНАМИ ИЛИ ПОПЕЧИТЕЛЯМИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН ЛИБО ПРИНЯТЬ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В СЕМЬЮ НА ВОСПИТАНИЕ В ИНЫХ УСТАНОВЛЕННЫХ СЕМЕЙНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФОРМАХ

{УТРАТИЛ СИЛУ:

приказ министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 09.09.2013 № 191-мпр}

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:

приказ министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 10.08.2012 № 201-мпр}

В соответствии с  пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, руководствуясь Положением о министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 18 сентября 2009 года № 261/40-пп, статьей 21 Устава Иркутской области,

П Р И К А З Ы В А Ю:

1. Утвердить:

а) прилагаемый Порядок подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах;

б) прилагаемую Программу подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах.

2. Настоящий приказ вступает в силу через десять дней со дня официального опубликования, но не ранее 1 сентября 2012 года.

Министр социального развития

опеки и попечительства

Иркутской области

В.А. Родионов

УТВЕРЖДЕН

приказом министерства социального

развития, опеки и попечительства

Иркутской области

от «23» апреля 2012 года № 58-мпр

Порядок

подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах

Глава 1. Общие положения

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации и определяет порядок подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее соответственно – подготовка, граждане).

2. Иностранными гражданами, лицами без гражданства или гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и являющегося гражданином Российской Федерации, могут быть представлены документы о прохождении соответствующей подготовки на территории государства, в котором они постоянно проживают, с учетом тематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено указанными в абзаце втором пункта 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

3. В случае, если иностранные граждане, лица без гражданства или граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, не прошли соответствующую подготовку на территории иностранного государства, в котором они постоянно проживают, указанная подготовка проводится на территории Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации.

Глава 2. Подготовка граждан

4. Подготовка граждан осуществляется образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иные организации, в том числе организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отобранными в порядке, установленном приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 4 апреля 2012 года № 39-мпр «О проведении отбора образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или иных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства» (далее – организации), на основании направления для прохождения подготовки по форме согласно приложению к настоящему Порядку (далее – направление).

5. Направление выдается гражданину в день его обращения в территориальное подразделение (управление) министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - управление министерства) с заявлением о выдаче направления.

{п.5 Порядка в редакции приказа министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 10.08.2012 № 201-мпр}

6. Гражданин предъявляет направление руководителю организации.

7. Подготовка гражданина осуществляется по программе подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах .

8. Подготовка граждан осуществляется по очной форме обучения.

9. Срок подготовки граждан составляет 72 часа, в том числе теоретический курс составляет 25 часов, практический курс составляет 47 часов.

Подготовка рассчитана на 16 занятий.

10. По окончании подготовки гражданину в срок не позднее 5 календарных дней выдается свидетельство о прохождении подготовки по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

11. Организация подготовки граждан осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных на эти цели в законе об областном бюджете на очередной финансовый год. 

Министр социального развития

опеки и попечительства

Иркутской области

В.А. Родионов

УТВЕРЖДЕНА

приказом министерства социального

развития, опеки и попечительства

Иркутской области

от «23» апреля 2012 года № 58-мпр

Программа

подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах

Глава 1. Общие положения

1. Программа разработана в целях подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее – Программа).

2. Учебно-тематический план:



п/п

Темы

Количество часов

Форма

контроля

всего

в том числе

теория

практика

1

2

3

4

5

6

1

Содержание и цели программы

подготовки граждан

3

2

1

2

Введение в курс подготовки граждан

3

2

1

Проблема подбора

семьи и ребенка. Потребности развития приемного ребенка. Компетенции (ценности, знания и умения) по его воспитанию и понятие о мотивации приемных родителей

4

2

2

Основы

законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

3

3

Родительские и профессиональные роли приемной семьи и ее дальнейшее взаимодействие с другими организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

4

2

2

3

Анкетирование и тестирование граждан

3

3

Заключение по результатам диагностики

4

Особенности развития ребенка

6

3

3

Жестокое обращение с ребенком и его последствия для развития ребенка

4

1

3

Особенности развития ребенка, оставшегося

без попечения

родителей

2

1

1

Представление о семье как о развивающей системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка

16

2

14

Адаптация ребенка в приемной семье

4

1

3

Трудное поведение приемного ребенка, навыки управления трудным поведением ребенка

4

1

3

Особенности полового воспитания приемного ребенка

2

1

1

5

Особенности состояния здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2

2

Обеспечение безопасной среды для ребенка. Охрана здоровья ребенка

4

1

3

6

Интегративный обучающе-психологический тренинг.

6

6

Подведение итогов освоения курса подготовки граждан, итоговые рекомендации по приему ребенка в семью

1

1

Итоговая аттестация

1

1

Собеседование

72

25

47

Глава 2. Содержание и цели программы подготовки граждан

3. Содержание и цели Программы.

4. Понятие обучающе-психологического тренинга.

5. Приемы, используемые в процессе проведения обучающе-психологического тренинга.

6. Особенности и порядок прохождения тренинговой подготовки и обследования граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание (далее – граждане), осваивающих курс подготовки приемных родителей, и членов их семьи (далее – участники тренинга). Содержание обучающе-психологического тренинга.

7. Правила работы участников тренинга в группе.

8. Знакомство участников тренинга.

9. Ожидания и опасения участников тренинга.

Глава 3. Введение в курс подготовки граждан

10. Причины, по которым дети остаются без попечения родителей. Контингент детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – организация для детей-сирот).

11. Общая характеристика установленных семейным законодательством Российской Федерации семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Их отличия и особенности.

12. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. Права и обязанности специалистов органа опеки и попечительства, регионального и федерального операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организаций, на которые возложены полномочия по подбору и подготовке граждан (далее – организация по подготовке приемных семей).

13. Процесс и этапы подготовки граждан. Социальные гарантии и льготы для детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с федеральным и региональным законодательством.

14. Услуги, предоставляемые организацией, осуществляющей во взаимодействии с органами опеки и попечительства медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение приемных семей (далее – сопровождающая организация), приемной семье после устройства ребенка.

15. Основные требования к жилищно-бытовым условиям, организации быта и проживания ребенка в семье, к уходу за ребенком в приемной семье. Основы безопасного воспитания ребенка. Организация контроля воспитания ребенка в приемной семье.

Глава 4. Проблема подбора семьи и ребенка. Потребности развития приемного ребенка. Компетенции (ценности, знания и умения) по его воспитанию и понятие о мотивации приемных родителей

16. Проблема подбора семьи и ребенка (чувства граждан и детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе ожидания устройства и подбора семьи).

17. Процедура выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организацию для детей-сирот и знакомства с потенциальной приемной семьей.

19. Потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание гражданами необходимости их обеспечивать.

20. Оценка гражданами своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовых условий, занятости, дохода) и особенностей семейной системы.

21. Компетенции граждан по воспитанию ребенка. Необходимость оценки гражданами имеющихся у них компетенций. Поиски путей формирования и компенсации недостающих компетенций.

22. Знания и умения, необходимые гражданину.

Глава 5. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

23. Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей.

24. Правовые основания для устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью.

25. Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство). Формы опеки (возмездная и безвозмездная). Различия между формами семейного устройства.

26. Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к гражданам в зависимости от формы семейного устройства. Перечень документов, предоставляемых гражданами для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем, в зависимости от формы семейного устройства. Порядок и особенности подготовки документов гражданами.

27. Права и обязанности граждан.

28. Порядок передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.

29. Поиск и выбор ребенка для принятия в семью. Порядок взаимодействия с органами опеки и попечительства, региональным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, федеральным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, учреждениями для детей-сирот. Посещение учреждения для детей-сирот, обязанности администрации такого учреждения. Возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.

30. Порядок оформления органом опеки и попечительства и учреждением для детей-сирот документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства.

31. Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка. Подготовка и подача заявления в суд. Тайна усыновления. Возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.

32. Перечень документов, передаваемых приемной семье учреждением для детей-сирот, органом опеки и попечительства. Права приемного родителя, материальное обеспечение приемной семьи, льготы.

33. Документы ребенка и порядок их оформления (переоформления) усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.

34. Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.

35. Порядок осуществления контроля условий жизни и воспитания ребенка в приемной семье. Порядок предоставления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.

36. Обязанности и права граждан, органов опеки и попечительства в процессе взаимодействия при наблюдении, осуществления помощи и контроля воспитания ребенка, переданного в приемную семью.

37. Правовые последствия усыновления, опеки (попечительства) - имущественные и личные неимущественные права и обязанности усыновителей, опекунов (попечителей).

38. Изменение прав и обязанностей родителей, детей, других родственников при усыновлении ребенка, передаче его под опеку (попечительство), в том числе на возмездные ее формы.

39. Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации. Выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.

40. Ответственность приемных родителей.

41. Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей - ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку.

42. Информирование приемной семьи о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи.

43. Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.

44. Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.

Глава 6. Родительские и профессиональные роли приемной семьи и ее дальнейшее взаимодействие с другими организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

45. Родительские и профессиональные функции приемной семьи.

46. Формирование мотивации к сотрудничеству приемных родителей с сопровождающей организацией.

47. Отношение приемной семьи к родителям и кровным родственникам приемного ребенка и их взаимодействие. Восстановление биографии ребёнка

48. Схема взаимодействия участников устройства детей в семью (родители и кровные родственники - сопровождающая организация - приемная семья).

49. Взаимодействие приемных семей с другими организациями, предоставляющими услуги детям и семьям, а также между собой.

Глава 7. Анкетирование и тестирование граждан

50. Анкетирование и тестирование проводится с использованием:

а) анкеты, опросника для граждан, структурированного интервью «Готовность семьи принять ребенка, оставшегося без попечения родителей» (изучение мотивов, пожеланий и ресурсов семьи - материальных, социальных и психологических условий в семье, которые способствуют воспитанию ребенка);

б) методики «Сознательное родительство» (изучение осознанности всех компонентов родительства: родительские позиции, родительские чувства, родительская ответственность, родительские установки и ожидания, семейные ценности, стиль семейного воспитания, родительское отношение, Овчарова Р.В.);

в) методики «Измерение родительских установок и реакций» (Овчарова Р.В.);

г) методики «Диагностика уровня эмпатических способностей» (В.В.Бойко);

д) проективного цветового теста М. Люшера (диагностика нервно-психического состояния, Тимофеев В.И., Филимоненко Ю.И.);

е) методики «Определение деструктивных установок в межличностных отношениях» (В. В. Бойко);

ж) проективной методики исследования личности «Hand – тест» (Курбатова Т.Н., Муляр О.И.);

з) фрустрационного теста Розенцвейга (диагностика реакций в ситуации конфликта, Ясюкова Л.А.);

и) проективных рисуночных методик «Рисунок семьи» (Романова Е.С., Потемкина О.Ф.,), «Дерево, люди, жизнь» (Чепик Ю.И.) (изучение представления о различных аспектах семейной жизни).

51. По результатам проведенного психодиагностического обследования составляется заключение о психологической готовности гражданина принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, в свою семью.

Глава 8. Особенности развития ребенка

52. Психическое развитие ребенка в соответствии с возрастной периодизацией развития детей.

53. Понятие социальной ситуации развития ребенка, ведущего вида деятельности, возрастных новообразований, кризисных периодов развития ребенка. Основные сферы развития ребенка (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное, сексуальное развитие), их взаимосвязь.

54. Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).

55. Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.

56. Уважение индивидуальных, культурных и этнических особенностей ребенка.

Глава 9. Жестокое обращение с ребенком и его последствия для развития ребенка

57. Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.

58. Понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличие.

59. Дихотомия «жертва-агрессор». Понятие синдрома посттравматических стрессовых нарушений. «Фрагментарность» как специфика посттравматического сознания.

60. Семья как основной источник психологического благополучия ребенка с особыми потребностями развития.

61. Оценка гражданином своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

Глава 10. Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей

62. Потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребенка. Роль родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.

63. Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей. Последствия депривации потребностей в привязанности и идентичности у ребенка, оставшегося без попечения родителей.

64. Формирование детской привязанности. Типы «нарушенной привязанности» (понятия «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»).

65. Понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие).

Глава 11. Представление о семье как о развивающей системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка

66. Семейная система. Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейная иерархия и семейные роли, семейные правила.

67. Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характера ребенка.

68. Паттерны семейного взаимодействия.

69. Стабильность семейных отношений граждан и возможность их развития.

70. Семейная история и ее обсуждение.

71. Построение семейнойгенограммы. Обсуждение с гражданами распределения ролей в семье.

72. Стрессогенные факторы и семейные способы реагирования на стрессовые ситуации.

73. Социальные связи семьи гражданина. «Система поддержки» и ресурсы семьи.

74. Личная и семейная ситуация граждан в настоящее время и ее потенциальное влияние на помещение ребенка в их семью.

75. Семейный уклад: образ жизни семьи, семейные традиции.

76. Семейные и индивидуальные способы принятия решения.

77. Опыт воспитания родных и приемных детей в семье гражданина.

78. Понимание всеми членами семьи гражданина проблем своей семьи, своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.

79. Самооценка граждан.

80. Составление Карты семьи.

81. Роль сотрудничества членов семьи граждан в процессе воспитания ребенка.

82. Родительские ожидания и разочарования.

Глава 12. Адаптация ребенка и приемной семьи

83. Общая характеристика личностных проблем и кризисов, которые испытывают приемные родители в связи с появлением в семье приемного ребенка.

84. Особенности ожиданий приемных семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению приемного ребенка.

85. Типичные ошибки воспитания в приемной семье. Проблемы различия в восприятии поступков родного и приемного ребенка. Различия в управлении поведением ребенка, выросшего в семье, и ребенка, помещенного в приемную семью. Проблема различий интерпретирования указаний родителя приемными и родными детьми.

86. Приемы, помогающие преодолевать возникающие трудности, облегчающие состояния напряжения и снятие тревоги. Разрешение конфликтов

и преодоление трудного поведения детей. Техники эмоциональной саморегуляции.

87. Этапы адаптационного периода. Особенности адаптационного процесса для ребенка в первый год его проживания в приемной семье. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации.

88. Задачи приемной семьи в процессе адаптации семьи и ребенка (перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей ребенка, знакомство ребенка с правилами и традициями приемной семьи, организация быта, учебы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками).

89. Необходимость сохранения тайны усыновления. Ее реальные и мнимые преимущества и сложности. Возможные последствия сохранения (несохранения) тайны усыновления. Как сказать ребенку, что он приемный.

90. Изменение семейной системы после помещения ребенка в семью и прохождения ребенком возрастных этапов развития. Прогнозирование таких изменений.

91. Понятие о методике «Книга жизни ребенка» и ее составление приемными родителями (методика, позволяющая ребенку восстановить основные этапы его жизни от рождения до настоящего времени, принять потерю своей семьи, осознать свое место в новой семье). Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в составлении «Книги жизни ребенка».

Глава 13. Трудное поведение приемного ребенка, навыки управления трудным поведением ребенка

92. Формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Их причины и способы работы с ними.

93. Взаимодействие с разными категориями приемных детей (агрессивными, тревожными, гиперактивными, аутичными и др.).

94. Методы воспитания ребенка. Эффективность и приемлемость наказаний ребенка. Критерии оценки методов воспитания ребенка.

95. Формирование моральных норм у ребенка. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм. Понимание приемными родителями, каким образом у ребенка формируется способность к этической оценке своего поведения и какими могут быть сдерживающие факторы.

96. Понимание приемными родителями, как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.

Глава 14. Особенности полового воспитания приемного ребенка

97. Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, понимание разницы в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

98. Психосексуальное развитие как один из аспектов онтогенетического развития ребенка. Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. Методы и приемы полового воспитания в семье.

99. Половое воспитание в приемной семье. Роль сверстников, родителей, педагогов, средств массовой информации в формировании полового самосознания ребенка. Мотивация и нравственная сторона сексуальной активности в подростковом и юношеском возрасте.

100. Защита ребенка от сексуального насилия.

Глава 15. Особенности состояния здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

101. Особенности состояния здоровья детей в домах ребёнка, детских домах, детей, изъятых из неблагополучных семей.

102. Генетическая наследственность. Корректируемые и некорректируемые заболевания детей.

Глава 16. Обеспечение безопасной среды для ребенка. Охрана здоровья ребенка

103. Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и вне семейной среды в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (воспитание в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорность в семье родителей, бродяжничество).

Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.

104. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье.

105. Охрана здоровья ребенка и здоровый образ жизни. Гигиенические требования к уходу за ребенком и требования к организации питания.

106. Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

107. Оказание доврачебной помощи детям.

Глава 17. Интегративный обучающее - психологический тренинг

108. Обобщающее групповое занятие активной формы «Тренинг родительской компетентности».

109. Проведение практических упражнений, дискуссий, ролевых игр и других активных форм, направленных на интеграцию полученных знаний, умений, навыков участников тренинга

Глава 18. Подведение итогов освоения курса подготовки граждан, итоговые рекомендации по приему ребенка в семью

110. Обсуждение результатов освоения курса подготовки граждан, материалов для чтения, выдаваемых в ходе освоения курса.

111. Оценка степени усвоения курса подготовки граждан.

112. Результаты заключения психодиагностического обследования о готовности граждан к приему ребенка на воспитание.

Глава 19. Итоговая аттестация

113. Итоговая аттестация граждан проводится в форме собеседования.

114. Подготовка граждан завершается выдачей свидетельства.

Министр социального развития

опеки и попечительства

Иркутской области

В.А. Родионов

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Областная № 65 (940) от 20.06.2012 с.20
Рубрики правового классификатора: 040.060.030 Опека и попечительство над детьми (см. также 030.020.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать